Синонимы к слову проблема в сочинении

Для всех 11-классников россии уже стартовала подготовка к егэ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Мораль и право

Вакцинная дипломатия – ожидания vs реальность?

© Reuters

Вера в дипломатию как таковую и в её «вакцинный подвид» в частности вселяет в обывателя оптимизм. Возникает мантра: всем миром создадим вакцины – привьёмся – победим пандемию. Но на деле широкомасштабного международного сотрудничества в процессе разработки прививочных материалов не замечается. Вопреки декларируемому объединению усилий людей доброй воли, мы наблюдаем простейший геополитический национализм, пишет доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД России Роман Райнхардт. 

На протяжении вот уже многих месяцев проблематика так называемой вакцинной дипломатии обсуждается в отечественных, равно как и в зарубежных СМИ. В экспертном дискурсе – несколько меньше. Так часто бывает с ещё не до конца устоявшимися политологическими конструктами. Тем более когда эти конструкты, понятные на интуитивном уровне и положенные на теоретическую основу, оказываются не совсем подходящими для описания и анализа объективной реальности. В результате тема теряет актуальность. Можно даже добавить – стремительно. Ведь сколь бы обречённо, пессимистично и к тому же канцеляритно это сейчас ни прозвучало, «вынуждены констатировать», что вакцинная дипломатия (именно дипломатия, а не сама вакцинация) не оправдала возложенных на неё надежд. Иначе говоря, систематически провалилась. Причём как минимум трижды. 

Для того чтобы отследить каждый из этих сбоев, предлагаем, во-первых, перенестись на полтора года назад. Во-вторых, взглянуть на явление глазами не эксперта, но скорее, если так можно выразиться, обывателя-международника. Итак, весной 2020 года во время «первой волны» обыватель вместе со всем прогрессивным человечеством уходит в глухой локдаун. Он строго и неукоснительно соблюдает режим самоизоляции и, дабы скоротать время, начинает перелистывать классиков истории и теории дипломатии – Гарольда Никольсона, Эрнеста Сатоу, Владимира Потёмкина и других. Попадаются ему в руки и труды современного американского учёного и видного общественного дипломата Питера Хотеза, который спустя год (в марте 2021) издаст книгу «Предотвращение следующей пандемии: вакцинная дипломатия во времена антинауки» (Preventing the Next Pandemic – Vaccine Diplomacy in a Time of Anti-science). С отдельными тезисами, изложенными в названном сочинении, Хотез выступал и ранее на различных платформах – до того, как это, что называется, стало мейнстримом. Как минимум с середины 1990-х годов. 

Вера в дипломатию как таковую и в её «вакцинный подвид» в частности (будь то в толковании Хотеза или же более обобщённо и абстрактно) вселяет в обывателя оптимизм. Возникает мантра: всем миром создадим вакцины – привьёмся – победим пандемию. Отчасти такая формула входит в официальный или, во всяком случае, в полуофициальный нарратив. Дескать, надо всем участникам мировой арены объединиться перед лицом глобальной катастрофы. Сотрудничать, а не соперничать. И политикам, и профессиональным дипломатам, но главное, конечно же, учёным. «Ей-ей, намерение благое…», как писал один известный литератор другому.

Слова, как водится, красивые, но на деле широкомасштабного международного сотрудничества в процессе разработки прививочных материалов не замечается.

Дружба дружбой, а вакцинки врозь! Вопреки декларируемому объединению усилий людей доброй воли, мы наблюдаем простейший геополитический национализм. Вкупе с научно-исследовательским. По сути, это был первый провал вакцинной дипломатии – в научно-технологическом её измерении. 

Не видим пользы в рассуждениях о причинах такого провала с позиций обывателя. Лучше вспомнить, что было дальше. Дальше Россия – а параллельно с ней и многие другие страны с развитым научно-технологическим потенциалом – сосредотачивается (сердиться было не на кого – разве что на немного условных летучих мышей из китайской провинции). Сосредоточилась и создала несколько вакцин. Сперва сознательный обыватель думает записаться в передовую группу участников их клинических испытаний. Но потом решает, что лучше не торопиться. Ждёт, пока подтянутся зарубежные коллеги и появится выбор. Глобализация как-никак. Глядишь – образуется эдакий вакцинный супермаркет на глобальном, но, что гораздо важнее и «ближе к телу», на локальном уровне. Как в молочных отделах «досанкционной» эпохи: тут тебе и пармезан, и дорблю, и, разумеется, продукция отечественных сыроваров. «Вакцину какой страны вы предпочитаете в это время дня?» (считается, что прививаться лучше утром, после чего следует пару дней воздерживаться от употребления алкоголя). 

Излишне говорить, что и тут обывательские (точнее – потребительские) ожидания пошли вразрез с действительностью. Вакцинные супермаркеты, даже в формате застойно-советских «берёзок», так и не открылись. И ничто пока не указывает на то, что они в ближайшее время откроются (за рубежом с небольшими поправками так же). Это можно расценить как второй провал вакцинной дипломатии – уже на торгово-экономическом уровне. В сущности, проявление протекционизма в лучших традициях международной политической экономии. Его былые апологеты, вроде Фридриха Листа, Александра Гамильтона и даже Сергея Витте, наверняка бы обрадовались, увидев современные практики. «И всюду меркантильный дух», не говоря уже о региональных диспропорциях в помощи странам, ещё не успевшим наладить производство собственных медицинских препаратов.

Андрес Сербин

Вакцинный вакуум, созданный западными державами и крупными фармацевтическими корпорациями, заполняется растущим присутствием и влиянием России, Китая и даже Индии, которая сама тяжело страдает от пандемии. Это свидетельствует о растущем весе Евразии в процессе смещения мирового влияния и политической значимости с Запада на Восток, пишет Андрес Сербин.

Мнения экспертов

В свете этого, обыватель к весне-лету 2021 года всё-таки прививается отечественной вакциной. Импортозамещение по принципу «четырёх П»: протекционизм порождает потребительский патриотизм. «Летайте самолётами…» Обыватель бы и полетел, но с наступлением очередной (какой уже по счёту?) волны отдельные направления для путешествий вновь начинают «закрываться». И тут ожидаемо остро встаёт вопрос о международном взаимном признании сертификатов и QR-кодов. 

Призывы к такому признанию обыватель уже неоднократно слышал и со стороны научно-экспертного сообщества, и на высшем уровне. В частности, из уст Президента России Владимира Путина. Однако зарубежные партнёры, видимо, вновь стараются не форсировать, а тщательно проработать этот жизненно важный вопрос. Глас вопиющего (и вакцинированного) в дипломатической пустыне. Говорить о провале в третьей – на сей раз консульско-правовой – плоскости, думается, преждевременно. Впрочем, и успехов в ней пока что не видно – по крайней мере, обывателю. 

Делая шаг вперёд и два шага назад, обыватель вспоминает, как ещё зимой 2021 года некоторые издания пестрили заголовками о начале «холодной войны вакцин». Сдержанный в своих оценках и анализе чужих интерпретаций, он скептически относится к подобным трактовкам событий. Вместе с тем его не покидает ощущение, что некоторые «вакцинные голуби», действительно, стали нести яйца, внешне скорее напоминающие «ястребиные». Возможно, это побочный эффект от прививки отдельными ещё не одобренными ВОЗ препаратами? Вопрос к ветеринарам и политическим орнитологам. 

Куда легче, как представляется, в футурографическом ключе ответить на волнующий обывателя вопрос «что дальше?». При том понимании, что детальное рассмотрение сценариев и составление вакцинно-дипломатических прогнозов – дело сложное и нам едва ли посильное. Скромный автор этих строк не Билл Гейтс и даже не вышеупомянутый Питер Хотез. Тем не менее позволим себе остановиться на двух тезисах, иллюстрирующих неизбежные последующие сложности даже в случае формального признания сертификатов как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Мораль и право

17 марта клуб «Валдай» и Аргентинский совет по международным отношениям (CARI) провели совместную дискуссию на тему: «Вакцина как глобальное общественное благо. Многосторонность, сотрудничество и региональная интеграция». Эксперты обсудили проблемы обеспечения равного доступа к вакцинам и международное взаимодействие в сфере вакцинации.

События клуба

Первый – зависимость от политической конъюнктуры. Как известно, ускоряемые глобализацией процессы интеграции и международного сотрудничества призваны устранять барьеры на пути трансграничного движения товаров и услуг (1), капитала (2) и трудовых ресурсов (3). Объединяя туризм как один из частных случаев сферы (1) и максимально расширенную трактовку сферы (3), можно также сказать – людей. При этом, говоря о сфере (1), отнюдь не сложно представить себе следующую картину. Две страны заключают внешнеторговую сделку о регулярных поставках из страны А в страну Б некоторой продукции – например, продовольственной. В какой-то момент лидер страны А делает заявление, вызывающее неодобрение со стороны общественности страны Б. После чего неожиданно выясняется, что импортируемая из страны А продукция не соответствует фитосанитарным требованиям в стране Б. В результате этого экспорт из страны А прекращается. При достижении же консенсуса между лидерами и народами обеих стран условия могут вновь пересмотреться в лучшую (взаимовыгодную, «наиболее благоприятную») сторону. Конечно, это упрощённая, кондовая, однако от того, увы, не менее распространённая в современных международных отношениях схема. Если угодно, разновидность нетарифных барьеров. 

Гарантий, что аналогичных казусов не будет возникать с «сертифицированными» людьми, нет. Причём здесь условной стране Б даже не придётся упражняться в санкционно-дискриминационной казуистике. Объяснения будут простыми: выявлен новый штамм, против которого вакцины страны А не эффективны. 

Второй тезис – трудности борьбы с оппортунистическим поведением. Ещё около полугода тому назад уполномоченные органы обратили внимание на весьма бойкую торговлю «ковид-паспортами» на просторах Даркнета. Есть мнение (законопослушный обыватель сам его, естественно, не проверял), что за определённую, причём вполне доступную многим плату можно приобрести не только отечественные, но и заграничные поддельные удостоверения о вакцинации. Вот где транснациональное сотрудничество и «липовая», «преступная дипломатия», в отличие от «вакцинной», идут полным ходом! По завету великого комбинатора, обыватель, подчеркнём, чтит Уголовный кодекс. Однако многих из тех, кому уж за рубеж невтерпёж, закон и последствия его нарушения не останавливают. Человек, как известно, слаб. Потенциальный турист – вне зависимости от целей загранпоездки – особенно. 

В связи с этим вспоминается и такая история – уже не с туризмом, но с ПМЖ. В конце 1980-х – начале 1990-х годов российским немцам (они же Russlanddeutsche, неофициальное самоназвание – «русаки»), репатриировавшимся на историческую родину, власти исторической родины разрешали пользоваться водительскими удостоверениями, которые были ими получены в СССР и РФ. Довольно скоро статистика ДТП выявила рост доли вовлеченности в них новых репатриантов. Германская полиция начала расследование и пришла к выводу о том, что культура их вождения, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Объяснялось это прежде всего тем, что в эпоху поздней Перестройки и последовавшего за ней «лихого» десятилетия водительские права иногда выдавались людям, которые, вновь скажем мягко, могли совершить «в городе» и «на площадке» больше ошибок, нежели это допускал регламент экзамена Госавтоинспекции. Многих таких «лихачей-русаков» инспекторам вновь обретённой ими родины удалось выявить, привлечь к ответственности и заставить заново ходить уже в местные автошколы. Но главное, что результатом этого скандального разбирательства стало требование получать удостоверения германского образца всем лицам, приезжающим из России на постоянное место жительства в ФРГ, вне зависимости от водительского стажа и иных обстоятельств. И неважно, что требования к выпускникам автошкол в России с тех пор существенно ужесточились. Аргументы о том, что теперь редкий российский водитель сдаёт экзамен ГИБДД с первого раза, ничего не значат. Dura, прошу прощения, lex, sed lex.

Учитывая общий климат и атмосферу сохраняющегося недоверия, не исключаем, что нечто похожее может произойти и с сертификатами о вакцинации.

Профилактика этих преступлений и правонарушений, а также борьба с ними – задачи уполномоченных органов. Мы же можем лишь призвать сограждан и граждан других государств к сознательности. И, к слову, ещё раз процитировать товарища Бендера. 

Завершая очерк, подчеркнём, что вера в вакцинную дипломатию сохраняется. Пациент, безусловно, жив и, к счастью, находится не в «красной зоне». Патология в пределах нормы, не всё потеряно. Надо продолжать курс лечения, возможно, внося в него определённые коррективы. Вместе с тем вынуждены повторно констатировать, что горчаковых в вакцинной дипломатии пока не нашлось. Да и талейранов, судя по всему, тоже.

Дискуссия «Мутация вируса и мировой опыт ревакцинации: права человека и общества»

13.07.2021

Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.

Главная

Маркетинг, реклама и торговля
Выбор путей и средств повышения конкурентоспособности современной аптечной организации

Понятие конкуренции и конкуретоспособности. Маркетинговые модели описания конкурентных рынков. Характеристика ГП ККТПП «Фармация». Организационно-хозяйственные условия функционирования. Анализ рентабельности деятельности и конкурентного положения аптеки.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Тема: «Выбор путей и средств повышения конкурентоспособности
2. Метод изучения конкурентной среды по Портеру;
1-ый этап — определение задач и цели исследования, проведено обоснование актуальности темы, выбран объект исследования.
4-ый этап — анализ полученных данных, выводы, предложения.
1. Состояние конкуренции на фармацевтическом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами.
2. Разработанные мероприятия по повышению конкурентоспособности аптечной организации способствуют привлечению потенциальных и удержанию постоянных покупателей.
Практическая значимость исследования:
1) Полученные в ходе исследования данные аптечная организация может использовать для оценки своей конкурентной позиции на фармацевтическом рынке.
2) Предложенные мероприятия по повышению конкурентоспособности могут быть использованы другими аптечными организациями.
1. Фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
2. Для проникновения на рынки с новыми товарами;
3. Для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн)[16].
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
· переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
· выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно дешевле;
· закупка образцов с целью их копирования [3].
Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:
1) Конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов предприятия на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;
2) Конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
3) Конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.
В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.
В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей [19].
Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Прибыль побуждает конкурирующие фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий [23].
Черты конкурентных взаимодействий фирм можно охарактеризовать следующим образом:
1. Фирмы борются за более выгодную рыночную позицию, которая проявляется, в конечном счёте, в стремлении каждого завоевать свою клиентуру (наиболее прибыльную рыночную долю);
2. Конкурирующие стратегии фирм и пути реализации этих стратегий различны. Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями о том, что и как сработает на этом рынке (реакция покупателей и т.п.), и что вообще юридически законно (антимонопольное законодательство, разрешающее конкурентные действия и т.д.).
3. Время от времени фирмы обновляют свои стратегии (для улучшения позиции или с целью защиты уже завоёванных преимуществ). Продолжительность функционирования фирмы в рамках любой стратегии зависит, с одной стороны, от рыночного успеха (или неудачи), а с другой стороны, от действий фирм-соперников.
4. Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.
5. Межфирменное соперничество может закончиться успехом или проигрышем. Стратегический успех может дать фирме возможность контролировать направление действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут привести к смене стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли.
6. Акции и контракции фирм-соперников, в конечном счете, выливаются в создание новых условий спроса-предложения или в реагирование на создавшиеся условия рынка: маркетинговые стратегии фирм-соперников в конкурентной борьбе воздействуют на рынок, а рынок, в свою очередь, заставляет фирмы принимать такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех в сложившихся условиях[12].
Часто фирмы, принадлежащие к одной отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с фирмами в других отраслях из-за того, что их продукция является хорошим заменителем.
Во-первых, цены и доступность товаров-заменителей создают потолок цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли.
Во-вторых, производитель товара и/или услуг может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем больше зависят продажи товара от изменения цен заменителей, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей.
В-третьих, конкуренция со стороны заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может предпочесть заменитель (это зависит от стоимости переключения покупателя на товар-заменитель).
Наиболее часто упоминаемым индикатором силы конкурентного давления на производителя со стороны производителей заменителей является темп прироста продаж [13].
Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов:
2) ожидаемая реакция фирм на вновь входящих в отрасль.
Портер отмечает существование следующих основных барьеров для входа:
1. эффективный масштаб производства;
2. эффект ЖЦ продукции (иногда достижение низких затрат на единицу зависит от опыта производства товара и др. выгод, полученных за время освоения товара;
3. предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым маркам;
4. потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);
5. препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и «ноу-хау», опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;
7. государственные меры и политика (здесь имеются в виду законодательные правила и ограничения, применяемые на данном рынке).
Ожидаемая реакция фирм на вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, если:
· существующие фирмы и раньше были агрессивны, защищая свои рыночные позиции;
· существующие фирмы владеют важнейшими финансовыми средствами;
· существующие фирмы имеют прочные связи с каналами распределения;
· существующие фирмы хотят и могут использовать политику уменьшения цен для сохранения своей доли на рынке;
· спрос на товар и/или услугу растет медленно;
· для существующих фирм уход с рынка гораздо дороже, чем борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов).
Индикатором реакции фирм является и ориентированность высшего кадрового эшелона фирм-конкурентов, их внимание к научным исследованиям, развитию, рекламе, технологическому оснащению, их мнение о себе и о своем бизнесе.
Следует добавить, что угроза входа на рынок новых фирм имеет тенденцию изменяться с изменением рыночных экономических условий вообще [25].
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается).
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы:
· затраты на производство играют важную роль для покупателя;
· поставщики представляют собой несколько крупных фирм, не скованных интенсивной конкуренцией;
· продукция поставщиков дифференцирована настолько, что покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому;
· покупатели не являются важными клиентами для фирм-поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;
· поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях;
· со стороны одного или нескольких поставщиков существует реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.
· фирмы-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков.
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
· потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве;
· объем потребления представляет собой значительную часть от всех продаж в отрасли;
· отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;
· товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;
· покупаемые изделия не являются важной составляющей комплектующих изделий покупателя;
· экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу [24].
1) такое позиционирование фирмы, при котором ее потенциал обеспечивал бы наилучшую защиту от существующего набора конкурентных сил;
2) воздействие на баланс сил через стратегические меры с целью улучшения относительной позиции фирмы;
3) выявление изменений факторов, лежащих в основе конкурентных сил, реагирование на эти изменения и тем самым использование этого при выработке стратегии, соответствующей новому конкурентному балансу сил, до того, как их обнаружат конкуренты [26].
Позиционирование. Первый подход принимает структуру отрасли как данность и приспосабливает к ней преимущества и слабости компании. Стратегию в данном случае можно рассматривать как возведение обороны против конкурентных сил или как поиск позиций в отрасли, при которых эти силы наиболее слабы. Знание возможностей компании и источников конкурентных сил позволит выявить те области, где компания должна вступать в конкурентную борьбу и где избегать ее. Например, если для компании характерны низкие издержки, она может избрать стратегию продаж покупателям, обладающим рыночной властью, но продавать она им будет лишь те продукты, которые не подвержены конкуренции со стороны субститутов.
Воздействие на баланс сил. Компания может избрать наступательную стратегию, означающую не просто приспособление к действующим силам, а вмешательство в их причины. Инновации в маркетинге помогут установить узнаваемость бренда или иным способом добиться дифференциации продукта. Крупные капиталовложения в развитие производства или в вертикальную интеграцию воздействуют на барьеры вхождения в отрасль. Баланс сил отчасти является результатом внешних факторов и отчасти находится под контролем компании. Структурный анализ может быть использован для выявления ключевых факторов конкуренции в данной отрасли и, следовательно, тех точек приложения стратегических усилий к балансу сил, где эти усилия принесут наибольшую отдачу.
Использование изменений. Эволюция отрасли имеет важное стратегическое значение, поскольку она, безусловно, несет с собой изменения в структурных характеристиках конкуренции. Подобно хорошо известной модели жизненного цикла продукта, в процессе развития отрасли также происходят такие, например, явления, как изменения темпов роста, снижение расходов на рекламу по мере приближения к стадии зрелости, тенденция к вертикальной интеграции производства [17].
Очевидно, что наиболее приоритетными со стратегической точки зрения являются тенденции, оказывающие влияние на важнейшие источники конкуренции в отрасли и выдвигающие на передний план новые структурные факторы. Например, в производстве аэрозольной упаковки доминирует тенденция к ослаблению дифференциации продукта, которая усилила рыночную власть покупателей, снизила барьеры для вхождения и усилила конкуренцию [24].
Структурный анализ может применяться для прогнозирования вероятного уровня прибыли в отрасли. Задачей долгосрочного планирования является исследование каждого фактора конкуренции, оценка значимости каждой его причины и затем создание общей картины отраслевого потенциала прибыльности. В результате этой работы может возникнуть структура отрасли, значительно отличающаяся от существующей.
Стратегия диверсификации. Метод анализа отраслевой конкуренции может быть использован при разработке стратегии диверсификации. Этот метод дает направление для поиска ответа на чрезвычайно сложный вопрос, связанный с принятием решений о диверсификации: «Каков потенциал данного бизнеса?» Применение метода может помочь компании распознать отрасль с хорошими перспективами до того, как эти перспективы отразятся в ценах потенциальных кандидатов на приобретение. Этот метод поможет также выявить особенно ценные направления связанной диверсификации. Например, конструктивной основой для диверсификации может быть такая ее связанность, которая позволит фирме преодолеть основные барьеры вхождения с помощью совместно используемых функций или имеющихся связей с каналами распределения и сбыта [34].
Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших
показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить
следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода:
1) Абсолютное лидерство в издержках.
В некоторых, хотя и редких, случаях фирма может успешно осуществлять более чем один подход. Эффективная реализация любого из этих базовых вариантов стратегии, как правило, требует всеобщих усилий и соответствующих целенаправленных организационных мер. Базовые варианты стратегии являются средством достижения более высоких результатов по сравнению с конкурентами в данной отрасли, при этом в определенной отраслевой структуре это может означать общий высокий уровень прибыльности для всех фирм, тогда как в других отраслях успех в реализации стратегии необходим для достижения лишь приемлемой прибыли в абсолютном выражении [26, с.73].
Абсолютное лидерство в издержках. Первый вариант стратегии состоит в достижении абсолютного отраслевого лидерства в издержках на основе совокупности экономических мер, направленных специально на эту цель. Чтобы обеспечить лидерство в издержках, необходимо активно создавать производственные мощности экономически эффективного масштаба, энергично добиваться снижения издержек на основе накопления опыта, жестко контролировать производственные и накладные расходы, избегать мелких операций с клиентами, минимизировать затраты в таких областях, как исследования и разработки, обслуживание, система сбыта, реклама и т.п. Все это требует огромного внимания к контролю издержек со стороны менеджмента. Более низкие по сравнению с конкурентами затраты становятся лейтмотивом всей стратегии, хотя при этом нельзя игнорировать качество продукта и обслуживания, а также другие сферы. Обладание преимуществами более низких издержек приносит фирме доходы, превышающие среднеотраслевые, даже в условиях сильной конкуренции [22].
Позиция низкого уровня издержек защищает фирму от конкурентов, поскольку этот уровень означает, что она способна зарабатывать прибыль в условиях, когда ее соперники уже утратили такую способность. Позиция низкого уровня издержек защищает фирму от мощных покупателей, поскольку последние могут употребить свою власть только для того, чтобы снизить цены до уровня менее эффективных конкурентов. Низкие издержки защищают от мощных поставщиков, обеспечивая фирме большую степень гибкости при повышении стоимости вводимых ресурсов. Факторы, обеспечивающие позицию низкого уровня издержек, как правило, возводят также высокие барьеры для вхождения, связанные с экономией на масштабе или преимуществами в издержках [34]. Наконец, позиция низкого уровня издержек, как правило, создает для фирмы более благоприятные по сравнению с конкурентами условия по отношению к субститутам. Таким образом, позиция низкого уровня издержек защищает компанию от всех пяти конкурентных сил, поскольку рыночные факторы продолжают действовать в направлении снижения прибылей лишь до тех пор, пока не сведут к нулю прибыль конкурентов, следующих за лидером по эффективности, и поскольку менее эффективные конкуренты первыми страдают от конкурентного давления. Достижение позиции всеобщего низкого уровня издержек часто требует относительно высокой доли рынка или наличия других преимуществ, например, в отношении доступа к сырьевым материалам. Оно также может потребовать изменения самого продукта для облегчения его производства, выпуска широкой номенклатуры родственных видов продукции для распределения затрат, обслуживания всех основных групп потребителей с целью расширения объема сбыта. Осуществление стратегии низких издержек, в свою очередь, может потребовать крупных предварительных капиталовложений в новейшее оборудование, агрессивного ценообразования, стартовых убытков для завоевания необходимой доли рынка. Высокая доля рынка, может, в свою очередь, способствовать эффекту экономии на масштабе в сфере снабжения и тем самым дальнейшему снижению издержек. Если позиция низкого уровня издержек достигнута, она обеспечивает высокую чистую прибыль и возможность реинвестирования в новое, современное оборудование с целью поддержания лидерства в издержках. Масштабное реинвестирование может являться необходимым условием сохранения устойчивой позиции низких издержек. Стратегия лидерства в издержках способна иногда произвести революцию в отрасли, где исторически конкуренция велась по другим принципам и конкуренты не были готовы экономически и психологически к необходимым мерам по минимизации издержек [26, с.74].
Дифференциация. Вторая базовая стратегия — это стратегия дифференциации продукта или услуги, предлагаемой фирмой, то есть создания такого продукта или услуги, которая воспринималась бы в рамках всей отрасли как уникальная. Дифференциация может осуществляться в разнообразных формах: по престижу дизайна или бренда, по технологии, по функциональным возможностям, по обслуживанию потребителей, по дилерской сети или по другим параметрам. В идеале фирма дифференцирует себя по нескольким направлениям. Следует подчеркнуть, что стратегия дифференциации не означает ослабления внимания к издержкам, в данном случае они лишь являются не первостепенной стратегической целью. Стратегия дифференциации в случае успешной реализации является действенным средством достижения прибыли выше среднеотраслевого уровня, так как она создает прочную позицию для противостояния пяти конкурентным силам, хотя и иным способом, чем стратегия лидерства в издержках. Дифференциация защищает от конкурентного соперничества, поскольку создает лояльность потребителей к бренду и снижает чувствительность к цене продукта. Она ведет к росту чистой прибыли, что снижает остроту проблемы издержек. Лояльность потребителей и необходимость для конкурентов преодолевать фактор уникальности продукта создает барьер для вхождения в отрасль.
Дифференциация обеспечивает более высокий уровень прибыли для противостояния власти поставщиков, а также позволяет умерять и власть покупателей, так как последние лишаются сопоставимых альтернатив и поэтому менее чувствительны к ценам. Наконец, фирма, осуществившая дифференциацию и заработавшая лояльность потребителей, располагает более благоприятной, чем ее конкуренты, позицией по отношению к субститутам [26].
Осуществление дифференциации может иногда препятствовать достижению высокой доли рынка, так как зачастую понятие дифференциации продукта подразумевает его эксклюзивность, что сразу исключает высокую долю рынка. Однако, как правило, дифференциация представляет альтернативу позиции низких издержек, поскольку меры, необходимые для ее достижения, требуют значительных затрат. К таким мерам можно отнести масштабные исследования и конструкторские разработки, приобретение высококачественных материалов или интенсивную работу с клиентурой. Даже если все потребители отрасли признают превосходство какой-либо фирмы, не все из них захотят или смогут покупать продукт по более высокой цене (в том числе в таких отраслях, где высокие цены сопровождаются доминирующей долей рынка). В других видах бизнеса дифференциация может быть совместима с относительно низким уровнем издержек и не препятствовать установлению цен, сравнимых с ценами конкурентов [31].
Фокусирование. Третья базовая стратегия — фокусирование на определенной группе покупателей, виде продукции или географическом сегменте рынка. Как и дифференциация, фокусирование может принимать разнообразные формы. Однако если цели стратегии низких издержек или дифференциации распространяются на отрасль в целом, то стратегия фокусирования означает сосредоточение на более узкой цели, что отражается на деятельности всех функциональных сфер бизнеса. В основе данной стратегии лежит предположение, что фирма с ее помощью способна преследовать узкую стратегическую цель с большей эффективностью или продуктивностью, чем конкуренты, действующие на более широком пространстве. В результате ее реализации фирма достигает либо дифференциации за счет лучшего удовлетворения потребностей целевого рынка, либо снижения затрат при обслуживании этого рынка, либо того и другого. Даже в том случае, если стратегия фокусирования не ведет к низким издержкам или дифференциации с точки зрения рынка в целом, она позволяет добиться одной из двух или обеих этих позиций в пространстве более узкого целевого рынка [26, с.77].
Фирма, реализующая стратегию фокусирования, также получает потенциальную возможность зарабатывать более высокую прибыль, чем в среднем по отрасли. Ее фокусирование предполагает либо позицию низких издержек в рамках стратегической цели, либо высокую степень дифференциации, либо обе позиции. Как было показано выше при рассмотрении стратегий лидерства в издержках и дифференциации, эти позиции обеспечивают защиту от всех конкурентных сил. Кроме того, фокусирование может служить средством выбора целей, наименее подверженных угрозе со стороны субститутов, или тех направлений, в которых конкуренты наиболее слабы. Стратегия фокусирования всегда связана с некоторыми ограничениями возможностей приобретения существенной доли рынка. Она неизбежно предполагает выбор между уровнем прибыльности и объемом продаж. Как и в случае со стратегией дифференциации, возникновение альтернативы позиции лидерства в издержках возможно, но не обязательно [31].
Прочие условия осуществления базовых стратегий. Три базовых варианта стратегии различаются не только функциональными характеристиками, о которых говорилось ранее, но и другими параметрами.
Чтобы успешно их осуществлять, требуются различные ресурсы и квалификация. Кроме того, для базовых вариантов стратегий необходимы различные организационные условия, процедуры контроля и системы стимулов. Поэтому для достижения успеха, как правило, требуется долгосрочная приверженность определенной стратегии как задаче первостепенной важности [26, с.78-79].
Риски базовых вариантов стратегий. По существу реализация базовых вариантов стратегии сопровождается двумя видами рисков: во-первых, риском неудачного выбора или поддержания стратегии; во-вторых, риском разрушения конкурентного преимущества, обеспечиваемого стратегией, в результате эволюции отрасли. С более узкой точки зрения три стратегии основываются на возведении различных видов защиты от конкурентных сил, поэтому естественно, что они предполагают различные виды рисков. Важно четко видеть эти риски, чтобы сделать лучший выбор между тремя вариантами [31].
Риски абсолютного лидерства в издержках. Лидерство в издержках накладывает на фирму ряд обязательств, которые она должна выполнять, чтобы сохранить свою позицию: реинвестировать в современное оборудование, безжалостно списывать устаревшие активы, избегать расширения специализации производства, отслеживать технологические усовершенствования. Снижение издержек с увеличением объема производства никоим образом не происходит автоматически, так же как и все виды возможной экономии на масштабе не достигаются без соответствующих усилий.
Лидерство в издержках также зависит от масштаба производства или опыта как барьеров вхождения. Некоторыми из рисков являются:
· технологические изменения, подрывающие прошлые инвестиции или опыт;
· умение вновь пришедших в отрасль компаний или последователей снижать издержки путем копирования опыта или инвестирования в новейшее оборудование;
· неспособность фирмы реагировать на необходимые изменения в продукте
· или изменения рынка из-за повышенной озабоченности проблемой издержек;
· инфляция издержек, которая снижает способность фирмы поддерживать
· достаточную разницу в ценах, компенсирующую престиж брендов или другие преимущества конкурентов в дифференциации.
Риски дифференциации. С дифференциацией также связана группа рисков:
· различие в издержках между фирмой, проводящей дифференциацию, и компанией низких издержек могут стать слишком значительными, чтобы удержать лояльность покупателей, которые предпочтут экономию исключительным особенностям продукта или услуги или имиджу дифференцированной фирмы;
· по мере накопления потребительского опыта значимость фактора дифференциации для более изощренных покупателей может снижаться;
· копирование снижает полученную дифференциацию, что обычно происходит в процессе старения отрасли.
Первый из указанных рисков весьма важен и заслуживает дополнительных пояснений. Фирма может добиться дифференциации, но при этом она должна выдержать испытание разницей в ценах. Так, если фирма, проводящая стратегию дифференциации, в результате технологических изменений или простого невнимания значительно отстает в издержках от фирмы с низкими затратами, последняя может получить значительные преимущества.
Риски фокусирования. С фокусированием связана следующая совокупность рисков:
· увеличение различий в издержках между конкурентами, действующими
· в широком стратегическом плане, и фирмой, проводящей стратегию фокусирования, ведет к ликвидации преимущества последней в издержках при обслуживании узкого целевого рынка или нейтрализации дифференциации, достигнутой благодаря фокусированию;
· сужение различий между пользующимися спросом продуктами или услугами на целевом рынке и продуктами или услугами на отраслевом рынке в целом;
· ситуация, при которой конкуренты находят более узкие рыночные сегменты
· внутри стратегического целевого рынка и тем самым преодолевают преимущество фирмы, проводящей стратегию фокусирования [26].
Компании удерживают свои позиции на рынке, предпринимая конкурентные ходы, направленные либо на атаку конкурентов, либо с целью защитить себя от угрозы, исходящей от конкурентов. Характер этих ходов изменяется в зависимости от той роли, которую компании играют на целевом рынке, — лидера, претендента на лидерство, преследователя лидера или же на роль компании, обслуживающей рыночную нишу[18].
Как видно, около 40% рынка находится в руках у лидера рынка — компании, занимающей самую крупную долю рынка. Еще 30% рынка сосредоточены в руках компании — претендента на лидерство, занимающей среди конкурентов второе место и ведущей нелегкую борьбу за увеличение своей доли рынка. Еще 20% рынка находится в руках последователя лидера, также входящего в группу ведущих компаний, которая стремится удержать свою долю, не раскачивая при этом «лодку» отрасли. Оставшиеся 10% рынка принадлежат компании, специализирующейся на обслуживании узких сегментов рынка — рыночных ниш, на которые не претендуют другие компании-конкуренты [14].
Рассмотрим отдельные маркетинговые стратегии, которые могут быть применены рыночными лидерами, претендентами на лидерство, последователями лидера и компаниями, занимающими нишу.
В большинстве отраслей есть общепризнанный лидер, который обладает наибольшей долей рынка и обычно опережает другие компании по ценовым изменениям, выведению на рынок новых товаров, охвату зоны распределения товаров и затратам на стимулирование сбыта. Лидер может вызывать у других компаний восхищение или, напротив неприязнь, но в любом случае другие компании отрасли признают его господствующее положение. Лидер всегда является объектом пристального внимания со стороны конкурентов, это компания, которую стремятся обойти, подражать ей или избегать ее [11].
Лидеру приходится нелегко. Он постоянно должен быть начеку. Другие компании время от времени испытывают его на прочность или стремятся обнаружить его слабые стороны и воспользоваться ими. Рыночный лидер может легко проглядеть происходящее на рынке перемены и быть оттесненным на второе или третье место. Появление на рынке новых, более совершенных товаров, может нанести ущерб лидеру. Иногда компания-лидер становится столь тяжеловесной и
Выбор путей и средств повышения конкурентоспособности современной аптечной организации дипломная работа. Маркетинг, реклама и торговля.
Комплексная Контрольная Работа 2 Класс 2022
Доклад по теме Лечение бессонницы
Синоним К Слову Проблема В Сочинении Егэ
Что Такое Книга Сочинение Рассуждение 15.3
Курсовая Формы Хищения
Курсовая работа по теме Виды долганских народных инструментов, их история, традиционные формы бытования и роль в современной музыкальной культуре
Реферат: Дом с мезонином в Замоскворечье
Реабилитация Инвалидов Диссертация
Курсовая работа: Основные принципы избирательного права
Реферат: Истощение природных ресурсов. Скачать бесплатно и без регистрации
Элементы Эффективного Общения Реферат
Сочинение по теме Фёдор Александрович Абрамов: Дом
Контрольная работа: Правящая элита
Контрольная работа: по Статистике 6
Дипломная работа: Оцінка економічної ефективності інвестиційного проекту (на прикладі ВАТ «Дніпропетровський хлібозавод № 9»)
Реферат по теме Правовой режим лесного и водного фонда. Земли запаса
Контрольная работа по теме Разработка документированной процедуры на процесс подготовки производства локомотивной оси
Реферат по теме Экспертиза качества вин
Курсовая работа по теме Товароведная характеристика, ассортимент и производство соков
Курсовая Работа Заключение Наследство
Уголовно-процессуальная деятельность адвоката — Государство и право реферат
Анализ факторов, сохраняющих качество маргарина — Маркетинг, реклама и торговля курсовая работа
Реализация норм права — Государство и право реферат

Сценарий урока «Анализ произведения-эссе
А.В.Костюнина «Сострадание» из цикла
«Земное притяжение»

Автор: Перфильева Нина Семёновна

Организация: МОУ «Радищевская СОШ»

Населенный пункт: Иркутская область, пгт.Радищев

Институт содержания и методов обучения Российской Академии образования) внёс в учебный курс «Уроки нравственности» для учеников старших классов РФ произведения карельского писателя Александра Викторовича Костюнина: «Рукавичка», «Орфей и Прима», «Вальс под гитару», «Совёнок», «Нытик», «Поводырь», «Сострадание» (эссе), притча «Дубок». Необходимость в проведении таких уроков вызвано и «Примерной программой воспитания -2020», где сказано: «…использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе…»., а также такие уроки помогают учащимся на ОГЭ справиться с написанием сочинения на тему, связанную с анализом текста (9.2) и в определении предложенного в задании слова, подборе аргумента из жизненного опыта школьника (9.3). В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (от 9 апреля 2016 года N 637-р) сказано о популяризации русского языка и литературы.

Все эти годы на уроках литературы и на консультациях мы анализировали произведения А.Костюнина.

Тема: «Анализ произведения-эссе А.В.Костюнина «Сострадание» из цикла «Земное притяжение».

Цель.

1.Продолжить знакомство с произведениями А.Костюнина.

2.Проанализировать эссе «Сострадание» А.Костюнина и выявить нравственную проблематику произведения.

Задачи.

Образовательные.

1.Систематизировать знания о жанре «эссе».

2.Развивать и обогащать речь обучающихся.

Развивающие.

1.Развивать навыки исследовательской работы с текстом, способствовать воспитанию внимательного, вдумчивого читателя.

2. Формировать метапредметные и личностные результаты.

3.Расширять словарный запас.

Воспитательные.

1.Воспитывать чувство уважения и любви к родным и близким людям, проявлять заботу о людях преклонного возраста.

2. В ходе анализа эссе подвести обучающихся к выводу о том, что забота о других людях, сочувствие, сострадание людям – это лучшая из черт в характере современного человека.

Оборудование:

-мультимедийный проектор, компьютер,

-распечатанное произведение А.Костюнина «Сострадание»

-литературоведческий словарь;

-таблица «Характеристика героев»;

-презентация к уроку «Анализ произведения А.В.Костюнина «Сострадание»;

— текст эссе «Сострадание».

Используемые технологии:

-личностно-ориентированная;

— проблемно-поисковая,

-метапредметная.

Тип урока: урок – анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся систематизируют знания о жанре «эссе», понимают роль изобразительно-изобразительных средств при характеристики героев, умеют определять тему и идею произведения, излагают собственную точку зрения в оценке каждого героя.

Сценарий урока.

І. Организационный этап.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

-Определение темы урока. (Слайд №1)

Чтобы определить тему урока, необходимо ответить на несколько вопросов. При правильном ответе мы будем брать первую букву от слова-отгадки, чтобы у нас получилось слово, которое и будет главным в определении темы урока.

Метапредметное задание.

1.Назовите фамилию учёного, кто открыл теорию относительности, описал ускоряющиеся объекты и объяснил происхождение такого явления как гравитация и существование частиц гравитонов? (Эйнштейн) (Слайд №2)

2. О каком явлении идёт речь?
..физическая величина, одна из основных световых фотометрических величин. Характеризует величину световой энергии, переносимой в некотором направлении в единицу времени. Количественно равна отношению светового потока…(Сила света) (Слайды №3,4)

4. Как зовут этого зверька?

-Представители рода — обитатели Америки. На территории Евразии и, в частности, в Россию переселён единственный вид. по своей природе очень озорные и одновременно общительные, миролюбивые и дружелюбные, легко идут на контакт с человеком. А еще они безгранично любопытные и наряду с дельфинами, обезьянами, слонами, кошками и собаками являются умнейшими среди животных. Обладая высоким интеллектом, они часто проявляют находчивость, легко поддаются дрессировке, поэтому не удивительно, что некоторые люди даже имеют этих зверьков.

-А что, может наша статья также вдохновит Вас вместо кошки или собаки завести этого зверька? (Слайды №5,6)

-Какое слово сложили? (ЭССЕ) (Слайд №7)

-Данное понятие станет предметом нашего разговора.

Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую),не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса.

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Слайд №8)

1.-Беседа «Вспоминаем изученное». (Слайд №9)

-Знакомы ли вы с этим жанром литературы?

-Приведите синонимы к слову «эссе» (авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка).

-Какие однокоренные слова можно образовать от слова «эссе»?

(Эссеистика, эссеист, эссеизация).

-Как вы понимаете эти слова?

(-Эссеистика- область литературного творчества, посвящённая разработке жанра эссе; совокупность произведений этого жанра.

-Эссеист- автор эссе; то есть литературных произведений, основанных на спонтанном осмыслении личного опыта, выражении личного мнения, внутреннем диалоге с читателем. -В английском языке слово «эссеист» (англ. essayist) впервые использовал английский поэт и драматург Бен Джонсон в 1609 году.

-Эссеизм –совокупность философско-художественных произведений в области мысли).

ІІІ.Мотивация учебной деятельности.

Так сложилось, что мы с вами в этом учебном году открыли для себя писателя-современника, имя которого – Александр Викторович Костюнин.

-С какими произведениями вы знакомы? ( Притча «Дубок», рассказы «Рукавичка», и «Совёнок»). Вы знакомы с рассказами, притчей.

-Как вы думаете, с каким произведением мы будем знакомиться сегодня?

-Да. Мы сегодня убедимся в том, что карельского писателя можно назвать эссеистом.

1.Работа над темой урока.

-Работа в парах с карточками. Особенности жанра эссе.

Задание для группы №1.

-Обратите внимание!!!

У жанра эссе есть свой родоначальник – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592). М.Монтень вошёл в историю философской мысли как автор эссе под названием «Опыты». Первое издание его «Опытов» вышло в 1580 году. С этого времени в словесной культуре бытует жанр эссе.

!!! Ответьте на вопросы.

1.Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека?

2.О чём свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец?

Задание для группы №2.

— Прочитайте определение жанра.

Эссе ( с французского assai — попытка, проба; от латинского exagium взвешивание, exagio взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

!!! Попытайтесь выделить его основные признаки.

Задание для группы №3.

— Используя отрывок из эссе Ольги Ванштейн «Для чего и для кого писать эссе», определите основную цель жанра: «…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении».

-Презентация результатов работы.

(Познание действительности через самопознание – формула подобных произведений). (Слайд №10)

Что характерно для произведений А.Костюнина? (Небольшого объёма).

Слайд «Делаю, что могу». (Слайд №11)

-А когда вы начали писать? – спросили однажды писателя. Вот как ответил А.Костюнин: «Хотя желание писать возникло у меня в студенческую пору (и что-то писал), ничего путного из-под пера не выходило.

Так случилось, к вере я пришёл в зрелом возрасте, принял крещение. А спустя всего несколько дней после свершения Таинства появились контуры первой настоящей работы «Земное притяжение».

Усматриваю между этими разнородными событиями прямую связь. И теперь, когда работаю над очередным рассказом, кто-то сверху… пристально, с надеждой наблюдает: первая учительница Анастасия Ильинична, мама, отец (они давно покинули юдоль земную); Василий Шукшин, Валентин Распутин… Создатель».

-Аналитическая работа с текстом эссе А.Костюнина «Сострадание».

-Чтение произведения учителем. (Тексты у всех учащихся).

-Как вы понимаете слово «сострадание»? Приведите синонимы к данному слову.(Слайды 13,14)

— Какие цели вы поставили перед собой? (Слайд 15)

1.Познакомиться с произведением –эссе А.В.Костюнина «Сострадание», с его композиционными и художественными особенностями.

2.Развивать и обогащать свою речь.

3.Воспитывать в себе такие качества личности, как: сострадание, забота о родных и близких, уважение к старшим.

-Какова композиция эссе «Сострадание»?

—Первая часть эссе – обращение к сыну – напоминает письмо.

—Вторая часть – размышление автора об ответственности человека за происходящее на его глазах.

-Соответствует ли структура жанру «эссе»? (Да).

*Чем короче произведение, тем больше мастерства требуется от автора.

-Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету?

— На какие качества героев обращает внимание читателя автор?

•Мы сейчас заполним таблицу. Она лежит перед вами. Читая текст, вы должны выписать слова, эпитеты, метафоры, характеризующие героев, сделать вывод о героях.

-Заполнение таблицы «Авторская характеристика героев».

Друг.

Бабушка.

Ты.

-стыдился

-досада накапливалась

-«Дура, — в бешенстве прокричал внук

-зло схватил тяжёлый сковородник

-изо всех сил, бросил им в бабушку.

старенькая

-психически больна

-сама доброта и труженица

-бралась за любую работу

-старалась как могла

-мастерица

-для неё тихая светлая радость

-тихонько молилась

-открытая улыбка осветила её лицо

-излучающие доброту глаза

-натруженные руки

-тяжело поднялась с устойчивой деревянной табуретки

-нечаянно задела внука

-губы задрожали

-с плачем опустилась на табуретку

-слёзы текли

Не помня себя, ты схватил шапку, пальто и выбежал из дома.

-На душе было гадко.

-Но Тело успокаивало:

-Бабушка не наша. Нам-то что? Пусть сами разбираются….

-Спустя много лет ты воспринял её боль как свою собственную. С тех пор эти воспоминания для твоей Души – открытая рана.

-Проверка. (Слайд 16)

-Аналитическая беседа.

— Сумел ли автор эссе познакомить нас с главными героями?

-Сделайте вывод о каждом.

— Что удивило вас в произведении – эссе А.Костюнина?

-Почему именно так сложились отношения между бабушкой и внуком?

-Что в них допустимо, а что — нет?

-У кого из вас есть бабушка или дедушка?

Чтение стихотворения Александра Яшина «Спешите делать добрые дела» подготовленным учеником.

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил —

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,-

Рассказывает мать,-

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог —

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

-В каких строчках содержится главная мысль произведения А.Костюнина?

-Зачитайте. (Слайд №17)

«Меня осенило: и «слёзки невинного ребёночка» в произведении Достоевского, и «подвиг» твоего одноклассника в отношении родной бабушки, — всё специально подстроено только для того, чтобы пробудить сострадание именно в тебе. Пусть действительно не изменить судьбу книжного героя и поступок бездуховного Тела не скорректировать задним числом. (Прошлое неподвластно никому, даже Богу.) Но есть ещё настоящее и будущее.

Как поступать в подобных ситуациях впредь?

Кто-то снова и снова проигрывает в сознании яркий ролик из неприятных воспоминаний. Это — своеобразный тест, предложенный свыше. Во время поисков правильных ответов формируются мысли и чувства.

И вот детство подходит к концу.

Детство — сон Разума и Души».

-Какую цитату вы запишите в копилку «Жемчужинки Карелии»? («Детство — сон Разума и Души»)

-Как вы понимаете выражение: «Детство — сон Разума и Души»? (В детстве не всегда легко отделить плохое от хорошего, т.к. недостаточно жизненного опыта, знаний. Читая такие произведения, приобретаешь опыт, который помогает не совершать плохие поступки).

Рефлексия. Оцените свой вклад в достижение поставленных целей урока.

— Какие открытия я сделал, прочитав этот текст?

Формулирование домашнего задания. (Слайд 18)

-Напишите сочинение по теме «Что значит проявлять заботу о людях?»

Список литературы.

  1. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе.М.-2001
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. https://projective_philosophy.academic.ru/
  4. Материалы и фотографии сайта http://kostjunin.karelia.ru
  5. Костюнин А.В. В купели белой ночи: избранные произведения.-Петрозаводск,2007
  6. Костюнин А.В. Ковчег души./Александр Костюнин; рис. Е.П.Крушельницкой. – Петрозаводск, 2009.-272с.:ил.
  7. Полное собрание произведений Костюнина А.В. Размещено на сайте писателя http://kostjunin.karelia.ru

Приложения:

  1. file0.pptx.zip.. 15,1 МБ

  2. file1.pptx.zip.. 10,4 МБ

Опубликовано: 17.11.2021

  • Синонимы к слову девушка для сочинения
  • Синонимы к слову герой рассказа
  • Синоним к слову чум из сказки кукушка
  • Синонимайзер текста для сочинений
  • Синонимайзер без потери смысла для сочинений