Синонимичный сайт для сочинения

Синонимы это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.узнаем, что такое

Синонимы — это сло­ва одной части речи, раз­лич­ные по напи­са­нию и зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по значению.

Узнаем, что такое сино­ни­мы в рус­ском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь поль­зо­вать­ся лек­си­че­ским богат­ством рус­ско­го язы­ка, хоро­шо вла­деть речью, важ­но зна­ние  и пра­виль­ное упо­треб­ле­ние линг­ви­сти­че­ских средств, созда­ю­щих точ­ную и логич­ную речь. Такими лек­си­че­ски­ми сред­ства­ми язы­ка явля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы, омо­ни­мы.

Определение

Греческим тер­ми­ном сино­ни­мы, что пере­во­дит­ся как одно­имён­ность, назы­ва­ют­ся сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют одно и то же поня­тие, но раз­ли­ча­ют­ся по напи­са­нию и зву­ча­нию, а так­же оттен­ка­ми зна­че­ния или сти­ли­сти­че­ской окраской.

Дополнительный мате­ри­ал

А вот какое опре­де­ле­ние сино­ни­мам дает Википедия.

Например, паде­ние сне­га в вет­ре­ную пого­ду мож­но обо­зна­чить словами-синонимами:

  • метель
  • пур­га
  • мете­ли­ца
  • вью­га
  • буран

По сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му соста­ву выде­ля­ют сино­ни­мы одно­кор­не­вые (след­ствие — рас­сле­до­ва­ние) и раз­но­кор­не­вые (сле­пойнезря­чий).

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют виды синонимов:

  • семан­ти­че­ские
  • сти­ли­сти­че­ские
  • абсо­лют­ные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические сино­ни­мы раз­ли­ча­ют­ся толь­ко оттен­ка­ми зна­че­ния и обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд.

Семантический ряд

Синонимами явля­ют­ся слова:

  • бой
  • бит­ва
  • сеча
  • сра­же­ние.

Они обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд, в кото­ром сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное и наи­бо­лее общее по смыс­лу сло­во «бой» высту­па­ет в каче­стве глав­но­го. Существительные «бит­ва» и «сра­же­ние» при­над­ле­жат книж­но­му сти­лю. Слово «сеча» носит арха­ич­ный оттенок.

Синонимами быва­ют сло­ва одной части речи, напри­мер:

  • высо­ко­мер­ный, гор­дый, над­мен­ный, важ­ный, спе­си­вый;
  • раз­ру­шать, ломать, гро­мить, крушить;
  • печаль­но, груст­но, неве­се­ло, тоск­ли­во, нерадостно.

В сино­ни­мич­ном ряду «ломать», «раз­ру­шать», «гро­мить», «кру­шить» отме­ча­ет­ся нарас­та­ние дей­ствия по его интен­сив­но­сти (ломать — кру­шить). Эти сло­ва, отли­ча­ю­щи­е­ся оттен­ка­ми зна­че­ния, назы­ва­ют­ся семан­ти­че­ски­ми сино­ни­ма­ми.

Слова, состав­ля­ю­щие семан­ти­че­ский ряд, могут иметь тон­чай­шие оттен­ки в зна­че­ни­ях, кото­рые без кон­тек­ста, как пра­ви­ло, не раз­ли­ча­ют­ся. Вот, напри­мер, как Д. Фонвизин объ­яс­ня­ет сло­ва «вет­хий», «древ­ний», «ста­рин­ный», «ста­рый»:

Старо то, что дав­но было ново, ста­рин­ным назы­ва­ет­ся то, что ведет­ся издав­на. Давно то, чему мно­го вре­ме­ни про­шло. В насто­я­щем упо­треб­ле­нии вет­хим назы­ва­ет­ся то, что от ста­ро­сти истле­ло или обва­ли­лось. Древне то, что про­ис­хо­ди­ло в отда­лен­ных веках… Старый чело­век обык­но­вен­но любит вспо­ми­нать дав­ние про­ис­ше­ствия и рас­ска­зы­вать о ста­рин­ных обы­ча­ях; а если скуп, то в сун­ду­ках его най­дёшь мно­го ветхого.

Стилистические сино­ни­мы при­над­ле­жат раз­ным сти­лям речи, начи­ная со сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го и закан­чи­вая про­сто­реч­ны­ми сло­ва­ми, например:

  • ходить, бро­дить, шатать­ся, сло­нять­ся, шлять­ся, таскаться;
  • ску­пой, скря­га, ску­пер­дяй, сква­лы­га, ска­ред, жадина;
  • выго­вор, заме­ча­ние, вну­ше­ние, пори­ца­ние, голо­во­мой­ка, наго­няй, нахло­буч­ка, взбучка.

Очень важ­но чув­ство­вать тон­чай­шие смыс­ло­вые и эмоционально- экс­прес­сив­ные оттен­ки сино­ни­мов, что­бы наи­бо­лее точ­но выбрать сло­во и тем самым достичь точ­но­сти выра­же­ния. Например, гла­гол «узнать» име­ет боль­шое коли­че­ство сти­ли­сти­че­ских вариантов:

  • испы­тать, под­верг­нуть­ся, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попро­бо­вать, испы­тать на соб­ствен­ной шку­ре (разг.);
  • изжить (уст.)

Стилистические сино­ни­мы, обо­зна­чая одно и то же явле­ние дей­стви­тель­но­сти, име­ют раз­ную сфе­ру употребления:

  • про­вин­ция (нейтр.) — глу­хо­мань (разг.);
  • отец (лит.) — батюш­ка ( устар.);
  • печаль­ный (нейтр.) — кру­чин­ный (нар.-поэт.).

Синонимы назы­ва­ют­ся абсо­лют­ны­ми, если раз­ные сло­ва обо­зна­ча­ют одно и то же и не име­ют ни семан­ти­че­ских, ни сти­ли­сти­че­ских различий:

  • беге­мот — гиппопотам;
  • пото­му что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую груп­пу состав­ля­ют кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы. Контекстуальные сино­ни­мы — это сло­ва, сбли­же­ние кото­рых по зна­че­нию про­ис­хо­дит толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Вне это­го кон­тек­ста они не явля­ют­ся сино­ни­ма­ми. В боль­шин­стве слу­ча­ев кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы име­ют экс­прес­сив­ную окрас­ку. Их зада­чей явля­ет­ся не назвать явле­ние, при­знак или про­цесс, а оха­рак­те­ри­зо­вать его. Например, в опре­де­лен­ных кон­текстах гла­гол «гово­рить» (ска­зать)  име­ет синонимы:

  • бро­сить
  • про­ро­нить
  • уро­нить
  • бряк­нуть
  • отко­лоть
  • смо­ро­зить
  • выдать
  • загнуть
  • ввер­нуть и пр.

Значение синонимов в речи

Синонимы при­зва­ны раз­но­об­ра­зить нашу речь. Чтобы не повто­рять­ся, мы исполь­зу­ем сло­во с тем же зна­че­ни­ем, но зву­ча­щее по-другому, то есть сино­ним. Иногда сино­ним нужен, что­бы под­черк­нуть тон­кое раз­ли­чие оттен­ка смыс­ла, для более точ­но­го назва­ния близ­ких, но все же раз­ли­ча­ю­щих­ся пред­ме­тов, их свойств или действий.

  • ску­чал по дому — ску­чал о доме;
  • река течёт меж­ду кру­ты­ми бере­га­ми — меж­ду кру­тых берегов.
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
весе­лье — радость грусть
акку­рат­но — опрятно неряш­ли­во
грусть — печаль весе­лье
госте­при­им­но — радушно непри­вет­ли­во
гром­ко — оглушительно тихо

Итак, сино­ни­мы исполь­зу­ют­ся в речи:

  1. для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли (влаж­ный и мок­рый);
  2. для выра­же­ния эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки (упал и бряк­нул­ся, шмяк­нул­ся, шлеп­нул­ся);
  3. как сред­ство для пре­одо­ле­ния неоправ­дан­но­го повто­ра одно­го и того же слова;
  4. как спо­соб свя­зи сосед­них пред­ло­же­ний в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взвол­но­вать — тро­нуть — потрясти;
  • кле­ве­та — наго­вор — поклеп — напрас­ли­на — навет;
  • понят­но — тол­ко­во — вразумительно;
  • зна­ме­ни­тый — при­знан­ный — попу­ляр­ный — прославленный;
  • близ­кий — ближ­ний — сосед­ний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, но и сло­во­со­че­та­ния и устой­чи­вые обо­ро­ты речи — фра­зео­ло­гиз­мы.

Сочетания «хоть пруд пру­ди», «тьма-тьмущая», «куры не клю­ют», «полон рот», «хоть отбав­ляй», «девать неку­да» сино­ни­мич­ны наре­чию «мно­го».

Слову «быст­ро» экви­ва­лент­но зна­че­ние сино­ни­мич­ных устой­чи­вых словосочетаний:

  • во все лопатки;
  • сло­мя голову;
  • в мгно­ве­нье ока;
  • высу­нув язык;
  • со всех ног;
  • во всю мочь.

Укажем при­ме­ры сино­ни­мич­ных пар фразеологизмов:

  • сидеть сло­жа руки — бить баклуши;
  • тянуть кани­тель — чере­па­шьим шагом;
  • намы­лить шею — про­драть с песочком;
  • водить за нос — вти­рать очки;
  • стре­ля­ный воро­бей — тер­тый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сло­жить голо­ву — сыг­рать в ящик;
  • не раз­мы­кать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же пес­ню — кру­тить шарманку;
  • дать импульс — вне­сти све­жую струю.

Благодаря сино­ни­мам, наша речь ста­но­вит­ся образ­ной, выра­зи­тель­ной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

ava author

Тематическое направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

03.10.2021 19:04:23

Автор: Влад Епейкин


    Что такое книга? Книга — это источник информации, эмоций, переживаний, знаний, умений, потребностей, воображения, фантазий и интересного времяпровождения. Но может ли книга помочь человеку разобраться в себе?
     В произведении Грега Мортенсона «Три чашки чая» рассказывается о истории благотворительности. Его работа посвящена человеку, который был влюблен в горы и по стечению обстоятельств оказался в небольшой деревне, где ему помогли местные жители. Герой произведения оказывал им медицинскую помощь за их гостеприимство. Герой совершал восхождение на гору ради умершей сестры, мечтая оставить ее браслет на горе, но к сожалению не смог добраться до вершины горы. Хоть он и не смог добраться до вершины горы, но зато он построил более ста пятидесяти школ для местных детей, чем помог всем людям в деревне. Это произведение учит тому, что не все мечты человек может осуществить. Но не все люди способны после неудачи не впасть в уныние, а совершить настоящий подвиг, помогая людям.
     Другое произведение, помогающее разобраться в себе это произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения совершает серьезное преступление — убийство. Его мучает совесть из-за сделанного им преступления, ведь он решился на убийство ради того, чтобы проверить свою теорию о тварях дрожащих и право имеющих. Раскольников совершает преступление не думая о последствиях своих действий. Это произведение учит не только думать перед тем как что-либо сделать, но и анализировать последствия своих действий и решений.
      Таким образом, книги оказывают на человека воздействие, которое может поменять его как в положительную, так и в отрицательную сторону. Эти два произведения научили меня быть терпеливым, никогда не сдаваться и идти до конца к своей цели, помогать другим людям и быть предусмотрительным, всегда уметь обдумывать свои мысли и решения.


Здравствуйте, Влад!

Ваше сочинение соответствует выбранному направлению, вы привели литературные аргументы, выдержали объем слов. В связи с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 ( соответствие теме)+ 1 балл

К2 ( наличие литературного аргумента)+ 1 балл

К3 ( логика и композиция)+ 1 балл

Наличие указательных местоимений, которые ни на что не указывают.Это логическая ошибка.

Это произведение учит тому, что не все мечты человек может осуществить.

Другое произведение, помогающее разобраться в себе это произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Это произведение учит не только думать перед тем как что-либо сделать, но и анализировать последствия своих действий и решений.

Эти два произведения научили меня быть терпеливым, никогда не сдаваться и идти до конца к своей цели, помогать другим людям и быть предусмотрительным, всегда уметь обдумывать свои мысли и решения

К4 ( речь)+ 1 балл

Лишнее употребление синонимичных слов. Нужно оставить одно из них.

Книга — это источник информации, эмоций, переживаний, знаний, умений, потребностей, воображения, фантазий и интересного времяпровождения.

Речевая неточность. Чья работа? Атора произведения? Старайтесь выражаться точнее.

Его работа посвящена человеку, который был влюблен в горы и по стечению обстоятельств оказался в небольшой деревне, где ему помогли местные жители.

Речевые повторы + чрезмерное употребление местоимений. Не увлекайтесь пересказом, получается, что вы одни и те же мысли пишете несколько раз.

Его работа посвящена человеку, который был влюблен в горы и по стечению обстоятельств оказался в небольшой деревне, где ему помогли местные жители. Герой произведения оказывал им медицинскую помощь за их гостеприимство. Герой совершал восхождение на гору ради умершей сестры, мечтая оставить ее браслет на горе, но к сожалению не смог добраться до вершины горы. Хоть он и не смог добраться до вершины горы, но зато он построил более ста пятидесяти школ для местных детей, чем помог всем людям в деревне.

Лучше так: …где воспользовался помощью местных жителей, которым оказывал медицинскую помощь за их гостеприимство. Вместо слова «герой» можно написать имя. Часть местоимений убрать.Они не нужны в таком количестве.  «Не смог добраться до вершины горы, зато построил более ста пятидесяти школ для детей».

Неоправданные речевые   повторы

Это произведение учит тому, что не все мечты человек может осуществить.

Но не все люди способны после неудачи не впасть в уныние, а совершить настоящий подвиг, помогая людям.

Другое произведение, помогающее разобраться в себе это произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения совершает серьезное преступление — убийство.

Это произведение учит не только думать перед тем как что-либо сделать, но и анализировать последствия своих действий и решений.

Слово «произведение» можно заменить: роман «Преступление и наказание», книга.

Эти два произведения научили меня быть терпеливым, никогда не сдаваться и идти до конца к своей цели, помогать другим людям и быть предусмотрительным, всегда уметь обдумывать свои мысли и решения.

Не обязательно писать слово» учит», можно «показывает нам».

Лучше: научили меня терпению,предусмотрительности, люди не способны.

К5 (грамотность)+ 1 балл

Орфография

Ошибок не обнаружено

Пунктуация

Пропуск запятых

Его работа посвящена человеку, который был влюблен в горы и по стечению обстоятельств оказался в небольшой деревне, где ему помогли местные жители.

Пропуск запятых

Герой совершал восхождение на гору ради умершей сестры, мечтая оставить ее браслет на горе, но к сожалению не смог добраться до вершины горы.

Пропуск тире

Другое произведение, помогающее разобраться в себе это произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Пропуск запятой

Раскольников совершает преступление не думая о последствиях своих действий.

Пропуск запятой

Это произведение учит не только думать перед тем как что-либо сделать, но и анализировать последствия своих действий и решений.

Грамматика

Неверное употребление предлога

 В произведении Грега Мортенсона «Три чашки чая» рассказывается о истории благотворительности

Пишется : об

Таким образом, Влад, ваше сочинение получает «зачет», но нужно очень серьезно поработать над речью и повторить правила пунктуации. Удачи вам!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

  • Синонимайзер для сочинений 11 класс
  • Синоним к слову царевна из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Синоним к слову художник для сочинения
  • Синоним к слову текст сочинение
  • Синоним к слову пример в сочинении