Слайд 1
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к написанию сочинения по картине И.В Шевандроновой «На террасе»» Учитель Семёновского филиала МБОУ «Куйбышевская СОШ» Пузан ова О.С.
Слайд 2
ЗАГАДКА Пристройка с крышей на столбах Ведёт из дома в сад. Пить чай привык я там в гостях, Бывать там летом рад. Что это?
Слайд 3
Терраса
Слайд 4
Толковый словарь Кузнецова ТЕРРАСА –ы; ж. [ франц. terrasse] Горизонтальная или слегка наклонная площадка, образующая уступ на склоне местности, естественного происхождения или устроенная искусственно. Соорудить террасу. Летняя пристройка к жилому дому в виде площадки с крышей на столбах. Пить чай на террасе.
Слайд 5
-Исконно русское это слово или заимствованное? -Каких ещё авторов (составителей) толковых словарей вы знаете? -Давайте посмотрим значение слова «терраса» в этих словарях. -Совпадают ли значения по разным словарям? — Подберите синонимы к слову «терраса» -Давайте обратимся к словарю синонимов и посмотрим, какие ещё существуют синонимы у этого слова. -Составьте предложение со словом «терраса». -Какие художники изображали террасу на своих полотнах? Вспомните одно из этих произведений живописи.
Слайд 6
А.М. Герасимов «После дождя» («Мокрая терраса»)
Слайд 7
Не менее известна и картина Ирины Васильевны Шевандроновой « На террасе »
Слайд 8
Сформулируйте цели сегодняшнего урока
Слайд 9
Цели: 1.Обучающие: -формирование умения составлять описание и рассказ по картине, -формирование умения подробно описывать изображенное на картине, -обучение составлению плана сочинения; 2. Развивающие: -развитие воображения учащихся, -активизация у учащихся мыслительной деятельности, — развитие интереса к художественной живописи, -расширение словарного запаса у учащихся, -употребление в речи средств выразительности; 3. Воспитывающие: -воспитание любви к книге, -воспитание интереса к художественной литературе, -воспитание культуры труда.
Слайд 10
Сегодня наш урок будет посвящен работе над репродукцией картины «На террасе» художника Ирины Васильевны Шевандроновой . Работая над сочинением, мы должны будем рассказать о художнике и описать картину. Какой тип речи мы будем использовать? Итак, ключевые слова в нашей работе — это описание и повествование. Давайте вспомним, что это за типы речи. Работа по вопросам: -Какие типы речи вы знаете? -Чем описание отличается от повествования и рассуждения? -Что можно описывать? -Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? -Как называется картина, на которой изображена наружность человека? -Что такое портрет в литературном произведении? -Чей портрет мы опишем на картине И.В. Шевандроновой «На террасе»? -О чём мы расскажем в сочинении?
Слайд 11
Ирина Васильевна Шевандронова
Слайд 12
Ирина Васильевна Шевандронова (1928-1993) Заслуженный художник России. Р одилась в Москве, училась сначала в Московской средней художественной школе, в 1947-1953 гг. — в МГХИ им. В.И. Сурикова у В.Г. Цыплакова. В 1963 году Ирина Шевандронова была удостоена звания «Народный Художник РСФСР». Работы Шевандроновой хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге и более 20 музеях России.
Слайд 13
Детская тема — отличительная черта творчества художницы, что позволило ей занять особое место в отечественном искусстве. Вот как она сама говорила об этом : « Меня и так прозвали детской художницей. Это справедливо. На детей я просто не могу смотреть равнодушно, уж очень они пластичны в каждом движении, уж очень непосредственны в живой реакции на все».
Слайд 14
Работы Ирины Васильевны
Слайд 15
Дипломная работа художницы — картина «Дети в сельской библиотеке» — считается одним из лучших жанровых произведений советской живописи 50-х годов.
Слайд 16
Не менее известна и другая работа художницы « На террасе ».
Слайд 17
Работа с картиной -Каков сюжет картины и композиция? (Композиция картины очень проста: на переднем плане – мальчик-подросток, взобравшийся на подоконник террасы и читающий с увлечением книгу; на заднем плане – густо зеленеющий сад). – Почему картина названа «На террасе»? Что хотел сказать автор? -Опишите портрет главного героя ( Подросток в одной руке держит книгу, а другой поддерживает первую в локте, чтобы удобнее было читать. Ногами он уперся в подоконник, спиной облокотился на раму окна. Его поза говорит, что ему удобно. Быть может, он уже не первый раз так устраивается с книгой в руках. О дет он в темно-синие брюки, голубую рубашку. Ее он не застегнул, а рукава закатал. Наверное, на улице очень тепло, даже жарко. Светлые, с рыжиной, волосы свободно обрамляют одухотворенное лицо. У мальчика прямой нос, брови такого же цвета, что и волосы. Губы плотно сжаты. Возможно, он читает очень серьезную книгу. Или с героями, с которыми герой путешествует, углубившись в чтение, случилась беда. Подросток не шевельнется. Он замер, увлеченный книгой)
Слайд 18
-Опишите вид за окном террасы, используя метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты. ( Такое ощущение, что деревья за окном террасы густой толпой подошли к самому окну, как будто тоже хотят прочесть то, что так увлекло героя. Листочки на деревьях одобрительно качают головами, радостно шелестят, наблюдая за подростком. И ни один листик не шелохнется, чтобы не мешать герою, не отвлекать его от такого интересного занятия – чтения. -Какова идея картины? ( в безграничной любви художника и его героя к русской природе и литературе) -Какова палитра художника? ( Разнообразна палитра художника. Он использует теплые (зеленый, светло-коричневый, жёлтый) и холодные (белый, голубой, синий) тона).
Слайд 19
Творческая работа Сочиняем синквейн — пятистрочное стихотворение 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных , описывающих тему синквейна. 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы. 4 строка – предложение или фраза (отношение к теме синквейна). 5 строка – существительное (ассоциация или синоним к первой строке)
Слайд 20
Творческая работа Сочиняем синквейн — пятистрочное стихотворение Подросток Серьёзный, увлечённый Сидит, читает, размышляет Чтение — вот лучшее учение! Чтец Картина Тёплая, одухотворённая Изображает, вдохновляет, учит Поражает светом, чистотой Шедевр
Слайд 21
Лексическая работа Подбираем синонимы картина – холст, художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства. художница — творец, живописец, мастер кисти, создатель (автор) картины, Ирина Васильевна. написала – нарисовала, изобразила, описала, представила, запечатлела, создала. мальчик – подросток, юноша, школьник, ученик, главный герой (персонаж) картины, Саша (или другое имя). колорит – цветовая гамма, палитра.
Слайд 22
План. I . Вступление. Творчество И.В. Шевандроновой. II . Основная часть. 1) Главный герой. 2) Вид за окном террасы. 3) Колорит карти ны. III . Заключение. Настроение, которое создает картина… Составление плана
Слайд 23
Рефлексия АНКЕТА 1. На уроке я работал (активно/пассивно). 2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен). 3. Урок для меня показался (коротким/длинным). 4. За урок я (не устал/устал). 5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже). 6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).
КВИЗ на тему «ПРОФЕССИИ»
ПО «ГРЕЧКА»
88 ЛИЦЕЙ
КАК будет проводится квиз
- Квиз – это интеллектуальная командная викторина (от англ. «quiz» — викторина).
- Сегодняшний квиз будет на тему проффесий.
- В каждой команде должно 6 человек – 5 активных участников и 1 запасной.
- Команда должна выбрать капитана и присваивает команде уникальное название.
- Для поиска ответа командам даётся 1 минута.
- Во время игры участникам нельзя пользоваться электронными гаджетами.
- Игра будет состоять из 3 раундов:
- 1 раунд – разминка
- 2 раунд – включаем логику
- 3 раунд – угадываем по картинкам
- 4 раунд – железные нервы
- 5 раунд – вопросы по мультфильму
1 раунд « Разминка»
1. Для усидчивого, дисциплинированного, исполнительного человека, отдающего предпочтение чётко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:
А. Художник
Б. Журналист
В. Парикмахера
Г. Корректор (специалист исправляющий ошибки в тексте)
2. Опишите основную деятельность служащего, которого называют PR – агент?
А. Связана с политикой
Б. Специалист по рекламам и связям с общественностью
В. Выполняет посреднические услуги между организациями и людьми
3. Специалист , который создает образовательные программы на основе игровых методик , выступает игровым персонажем .
А. Игропедагог
Б. Разработчик образовательных траекторий
В. Тьютор
Г. Модератор
4. Дайте определение профессии
Логист – …
А. Занимается логикой
Б. Специалист по управлению траспортировкой продукции
В. Организует конференции и научные самиты
5. Дайте определение профессии
Веб — мастер -…
А. Работает на компьютере
Б. Разрабатывает программы
В. Работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов
6. Чем занимается фандрайзер?
А. Ищет деньги и возможности для организации
Б. Фанат, который занимает звезде деньги
В. Изучает пути развития предприятия
Правильные ответы:
1. Для усидчивого, дисциплинированного, исполнительного человека, отдающего предпочтение чётко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:
Г. Корректор (специалист исправляющий ошибки в тексте)
2. Опишите основную деятельность служащего, которого называют PR – агент?
Б. Специалист по рекламам и связям с общественностью
3. Специалист , который создает образовательные программы на основе игровых методик , выступает игровым персонажем .
А. Игропедагог
4. Дайте определение профессии
Логист – …
Б. Специалист по управлению траспортировкой продукции
5. Дайте определение профессии
Веб — мастер -…
В. Работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов
6. Чем занимается фандрайзер?
А. Ищет деньги и возможности для организации
2 РАУНД
«ВКЛЮЧАЕМ ЛОГИКУ»
1. С какого возраста можно трудоустроится?
2. Назовите специалиста, ответственного за выпуск газет и журналов.
3. Назовите синоним к профессии «стоматолог»
4. По приказу Наполеона для солдат была разработана дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это вещество получило гран – при. Люди какой профессии используют это вещество и его подобия?
5. Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
6. После окончания школы Саша и Ваня устроились работать в шахту подсобными рабочими. Могут ли они там работать, если им еще не исполнилось 18 лет?
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
- С какого возраста можно трудоустроится?
с 14 лет
2. Назовите специалиста, ответственного за выпуск газет и журналов.
редактор
3. Назовите синоним к профессии «стоматолог»
зубной врач, дантист
4. По приказу Наполеона для солдат была разработана дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это вещество получило гран – при. Люди какой профессии используют это вещество и его подобия?
Парфюмер
5. Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
Кузнецом
6. После окончания школы Саша и Ваня устроились работать в шахту подсобными рабочими. Могут ли они там работать, если им еще не исполнилось 18 лет?
Не могут
3 РАУНД
«УГАДЫВАЕМ ПО КАРИНКАМ»
1. Угадайте по картинкам профессию
2. Угадайте по картинкам профессию
3. Угадайте по картинкам профессию
4. Угадайте по картинкам профессию
ПРАВИЛЬНЫЕ ОВЕТЫ
1. Фитнес — тренер
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
2. Профессиональный игрок в компьютерные игры (киберспортсмен)
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
3. Учитель серфинга для собак
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
4. Смотритель за пандами
4 РАУНД
«ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ»
1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?
2. Все кто жил заработками от рисования и живописи, встретили изобретение француза Луи Жака Даггера обнародованое 7 января 1839 года, недружелюбно. Оно грозило лишить их заработков и они объявили настоящую войну данному изобретению. Ответьте на вопрос как называлась профессия человека использующего в своей деятельности данное изобретение.
3. Во время летних каникул Екатерина хотела устроиться в танцевальную группу одного из ночных клубов нашего города. Администрация клуба ответила отказом сославшись на то что ещё нет 18-ти лет. Кто в этой ситуации прав?
4. Специалит, свидетельствующий верность копий документов.
5. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациентов?
6. Сколько максимум часов в день может работать подросток во время каникул?
Правильные ответы:
1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?
Без дроби
2. Все кто жил заработками от рисования и живописи, встретили изобретение француза Луи Жака Даггера обнародованое 7 января 1839 года, недружелюбно. Оно грозило лишить их заработков и они объявили настоящую войну данному изобретению. Ответьте на вопрос как называлась профессия человека использующего в своей деятельности данное изобретение.
Фотограф
3. Во время летних каникул Екатерина хотела устроиться в танцевальную группу одного из ночных клубов нашего города. Администрация клуба ответила отказом сославшись на то что ещё нет 18-ти лет. Кто в этой ситуации прав?
Администрация клуба права
4. Специалист, свидетельствующий верность копий документов.
Нотариус
5. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациентов?
Анестезиолог
6. Сколько максимум часов в день может работать подросток во время каникул?
5 часов в день, 24 часов в неделю (14-16 лет)
7 часов в день, 36 часов в неделю (16-18 лет)
5 РАУНД
«ВОПРОСЫ ПО МУЛЬТФИЛЬМУ»
- Антон предложил главному герою профессию …
а. Микробиолог
б. Палеонтолог
в. Палеоботаник
2. В первом варианте сочинения главный герой хотел стать:
а. Микробиологом
б. Популярным певцом
в. Рок гитаристом
3. Как в мультфильме давали понятие слову «профессия»?
4. Кем работает старший брат главного героя?
а. Он безработный
б. Разносчик пиццы
в. Фитнес — тренер
Правильные ответы
- Антон предложил главному герою профессию …
в. Палеоботаник
2. В первом варианте сочинения главный герой хотел стать:
б. Популярным певцом
3. Как в мультфильме давали понятие слову «профессия»?
Профессия – это конкретное занятие, дело которым ты занимаешься профессианально.
4. Кем работает старший брат главного героя?
б. Разносчик пиццы
НА ЭТОМ ВСё Спасибо за участие в игре!
Доброе утро!
Дочь первого американского астронавта Алана Шепарда тоже слетала в космос – если, конечно, суборбитальный полет на ракете New Shepard, которые запускает компания Джеффа Безоса Blue Origin, считается космическим полетом. На Земле новости такие:
- В Екатеринбурге около 30 человек вышли на акцию в защиту «Мемориала».
- В Москве полиция сорвала акцию солидарности с политзаключенными.
- В Беларуси арестовали мать анархиста, уехавшего из страны в 2019 году; опубликовано видео, где она стоит на коленях и признает свою вину.
- ВОЗ подтверждает, что «омикрон» распространяется быстрее, чем «дельта», однако вызывает более мягкое течение болезни.
Россия. Новейшая история
- На телеканале «Россия 1» показали фильм «Россия. Новейшая история», в котором Путин говорит, что в 1990-е «подрабатывал извозом» (видимо, на «Запорожце»). Первый раз бессменный российский президент придумал «извоз» в 2018 году, но тогда он говорил, что подумывал, не податься ли ему в таксисты после проигрыша Анатолия Собчака на губернаторских выборах. Теперь он решил, что все-таки подался. На этом фоне Путин поделился еще и «воспоминаниями» о том, как в 1990-е годы сотрудники американских спецслужб ходили на российские предприятия «как на работу».
- Александр Сокуров, попытавшийся обсудить с Путиным российскую национальную политику в ходе виртуальной встречи членов Совета по правам человека с президентом, теперь призывает «не раздувать истерию» в связи с реакцией чеченского руководства на его слова. Ранее Сокуров сказал, что опасается уголовного преследования, но надеется на милость Путина. Вот большой разговор с режиссером.
- В Набережных Челнах подростки потушили Вечный огонь снежками – прокуратура начала проверку.
- В Москве полиция сорвала благотворительный аукцион в поддержку политзаключенных (ссылались, конечно, на пандемию).
- Десятки российских математиков написали открытое письмо исполкому Международного математического союза, в котором попросили отложить Международный конгресс математиков в Петербурге до освобождения аспиранта мехмата МГУ Азата Мифтахова. Форум запланирован на июнь следующего года.
- В Екатеринбурге около 30 человек вышли на акцию в поддержку «Мемориала», организованную региональным отделением общества.
- Здесь рассказывается о самой экзотической организации – «иностранном агенте», Иркутском союзе библиофилов, а здесь – история учителя из Курской области, который попытался прожить месяц на одну зарплату, но не смог (но получил обвинение в экстремизме).
Вокруг света
- В Беларуси арестована мать анархиста Романа Халилова, который уехал из страны еще в 2019 году, опасаясь уголовного преследования. Сначала у нее дома устроили обыск, а потом арестовали ее на 10 суток за “неповиновение милиции”. В сети появилось видео, на котором женщина стоит на коленях и говорит, что признает свою вину (это монтаж).
- Евросоюз выделит дополнительно 30 миллионов евро на помощь белорусскому гражданскому обществу, в том числе независимым медиа, деятелям культуры, которые были вынуждены уехать, эмигрировавшим предпринимателям и молодежи.
- Главы государств «большой семерки» по итогам встречи в Ливерпуле в очередной раз призвали Россию к деэскалации на украинской границе. Глава МИД Германии Анналена Бербок считает, что следовало бы возобновить переговоры в “нормандском формате”. Вот монологи украинских военных, находящихся на передовой в Донбассе: большинство считает, что Россия все же не решится на вторжение.
- О том, как бывший министр культуры России, а ныне помощник Путина Владимир Мединский зарабатывает на реставрации в Крыму, рассказано здесь.
- Жертвами торнадо в нескольких штатах США стали около ста человек. Больше всего жертв – в штате Кентукки, где объявлено чрезвычайное положение (вот видео).
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России снова упал – до 29 929. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 17 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 289 483 человек (+1132 за сутки). В реальности жертв гораздо больше.
В Екатеринбурге, Архангельске, Новосибирске прошли акции против введения QR-кодов для прохода в общественные места. В Саратове коммунисты готовят референдум по этому вопросу. На этом фоне Госдума и правительство решили снять с рассмотрения законопроект о введении QR-кодов на транспорте.
В докладе ВОЗ говорится, что штамм «омикрон» действительно более заразен, чем «дельта», однако вызывает более мягкое течение болезни. Здесь о свойствах нового штамма рассказывает биолог Георгий Базыкин.
Шесть ссылок
- Писатели. К 200-летнему юбилею Некрасова – рассказ обо всех его литературных гранях, не только поэтической. Или эссе Игоря Гулина к 90-летию Юрия Мамлеева.
- Художники. Фрагмент из мемуаров члена группы «Радек» Петра Быстрова “Как я разбил очки Осмоловскому”. Или любопытные рассуждения искусствоведа Юлии Тихомировой о том, как воспринимает искусство первое путинское поколение, нынешние 20-летние.
- Режиссеры. Отрывок из дневников Кшиштофа Кесьлёвского 1989-1990 годов (сборник текстов Кесьлёвского вышел в изд-ве Corpus). Или беседа с Эдуардом Шелгановым – режиссером, в начале 90-х экспериментировавшим с эстетикой немого кино и порнографии, экранизировавшим Платонова, а ныне – работником котельной.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Советник президента РФ Владимира Путина, праправнук Льва Толстого о том, что является залогом успешной карьеры
В Казани на презентации виртуального тура КФУ по толстовским местам побывал праправнук великого русского писателя, советник президента РФ по вопросам культуры, президент международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, писатель-эссеист Владимир Толстой. Руководитель АНО «Бала-Сити» Альбина Насырова встретилась с ним, чтобы обсудить с экспертом темы воспитания и образования.
«Потомки Льва Толстого стесняются быть писателями»
— Владимир Ильич, в каждом поколении в семье Толстых есть литераторы, журналисты — эта страсть к слову, похоже, передается генетически?
— Мне кажется, наоборот, Толстые стесняются быть писателями, поэтому часто выбирают смежные профессии. К слову тянет, но после Льва Толстого писать и подписываться этим именем довольно ответственно, многие не рискуют это делать, хотя в роду много литературно одаренных людей, почти все его дети оставили прекрасные воспоминания об отце, Ясной Поляне. Но среди нас были и агрономы, учителя, фотографы, художники.
— Знаю, что потомки писателя живут по всему миру.
— Много Толстых сейчас живет в Швеции, во Франции, в Италии, США, есть ветви в Уругвае, Бразилии. Каждые два года более 100 потомков собираются в Ясной Поляне. И эти встречи, кстати, побудили многих из правнуков Толстого, выросших уже за рубежом, изучать русский как язык своих предков.
— В биографии Льва Толстого поражает, что он был полиглотом, владел 13 языками. В том числе татарским?
— Да, как и греческим, арабским, не говоря об обязательных для детей из аристократических семей английском, французском, немецком. Лев Николаевич очень интересовался мировыми религиями, и, чтобы их постичь, пытался в оригинале находить тексты, которые бы объясняли смысл верований. Он вообще был жаден до знаний, занимался постоянно самообразованием. Ни один университет не даст всей полноты знаний, нужна пытливость, главное в процессе обучения — не напичкать чью-то голову знаниями, а пробудить интерес к изучению мира. У Толстого этого было в полной мере.
«Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе. Достаточно один раз дать понять ребенку, что чтение обещает грандиозные открытия»
«Так просто получить удовольствие, взяв с полки хорошую книгу»
— Боль учителей, родителей — современные школьники мало читают, даже по программе слушают сокращенные аудиоварианты произведений, выбирают видеоконтент. Как вдохновить детей, чтобы читали классику?
— Я просто сочувствую современным детям, потому что они лишают себя колоссального счастья. Чтение настоящей литературы — это возможность создания собственных миров. Вместе с автором, который снабжает тебя характерами, ситуациями, можно построить любой спектакль, сериал внутри своей головы. Ты уже не пассивный потребитель контента — ты творец! Людям, которые познали это счастье, так просто получить удовольствие, всего лишь взяв с полки хорошую книгу. Это недорого стоит, не требует внешнего антуража, особых условий. Можно совершить путешествие в Африку, а можно — вглубь души героев, вместе искать и находить ответы на волнующие вопросы. Учителям и родителям могу посоветовать вспомнить, что именно их в свое время среди книг зацепило, и попытаться аккуратно «поймать» современное поколение на этот крючок. Но это, безусловно, требует труда. Можно прочитать ребенку «Маленького принца» так, что его заворожит, и он захочет читать и искать дальше. Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе. Достаточно один раз дать понять ребенку, что чтение обещает грандиозные открытия. Дети ведь любят квесты, прятки, но выбирают легкий путь — сесть поиграть в видеоигру. Но после нее ничего не остается. Люди вообще сегодня мало общаются в реальности, ищут близости в виртуальном пространстве. А в момент чтения возникает именно общение с литературным персонажем, ты можешь проецировать свои эмоции. Наташа Ростова становится девушкой, в которую ты можешь влюбиться, Андрей Болконский — человеком, на которого хочется быть похожим. По-моему, это здорово!
— Главное, найти подходящий момент, дать в руки правильную книгу?
— Да, потому что, когда на уроках именно заставляют что-то читать, ребенку становится скучно. Есть еще такой момент. К сожалению, сейчас в школе почти не пишут изложений, сочинений. Для меня, человека старого поколения, написать 8–10 страниц мыслей по поводу — нормально. А для современного школьника ужасная мука в 10-м классе написать сочинение в 300 слов. Неужели мы так деградировали? Люди хотят быть политиками, блогерами, но не могут связать трех слов. Я убежден — если стремишься к карьере, нужно уметь говорить, излагать мысли. А для этого нужно читать, пересказывать, выражать свое отношение. Это навыки, без которых невозможно быть современным думающим человеком.
«Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, — сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе»
«Если хотим воспитывать думающих, креативных людей, нужно побуждать их прилагать усилия»
— Мы с коллегами обсуждаем — может, современным детям уже не так интересны герои прошлого, надо включать в программу современных писателей? У вас есть литературная премия «Ясная Поляна» — значит, вы хорошо знаете творчество российских авторов нашего времени?
— Да, я читаю их всех. И скажу, что лучшие из современных писателей не проще, чем классическая литература. Попробуйте прочесть «Лавра» Водолазкина. Это точно не легче, чем «Евгений Онегин» или «Хаджи-Мурат». Конечно, язык трансформируется во времени, какие-то тексты Тургенева, Тютчева надо адаптировать, объяснять отдельные слова, потому что многие явления ушли из обихода. Но глубокая, серьезная проза во все времена требует интеллектуального усилия, труда. Почему-то сегодня боятся, что дети перетрудятся. Литература — это своего рода погружение. Как при овладении иностранным языком мы учим значения слов, так и в большой литературе, чтобы проникнуть и постичь смысл книги, мы должны сформировать какой-то понятийный аппарат. Сделать вход в литературу через более доступные тексты — ложная попытка. Мы словно заранее полагаем, что наши дети неспособны на большее. Если же мы хотим воспитывать думающих, оценивающих, креативных людей, нужно побуждать их прилагать усилия, и в литературе — тоже.
— Есть ли какие-то секреты воспитания детей в вашей семье, в роду Толстых?
— Надо личным примером воспитывать, это единственный рецепт. Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, — сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе, и считать, что все вокруг ложь и можно поступать как угодно.
Коды на The Sims: Life Stories | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|