Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

2 0 к этой сказке можно придумать несколько синквейнов. например такие. мачеха надменная, жестокая красуется, ворожит, заставляет позавидовала молодости и

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей



2



0

К этой сказке можно придумать несколько синквейнов. Например такие.

  • Мачеха
  • надменная, жестокая
  • красуется, ворожит, заставляет
  • позавидовала молодости и красоте царевны
  • Королева.

<hr />

  • Царевна
  • молодая, доверчивая
  • верит, любит, слушается
  • ее разбудил царевич Елисей
  • Красавица

<hr />

  • Елисей
  • решительный, добрый
  • едет, спрашивает, спасает
  • смог преодолеть много препятствий
  • Царевич

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Синквейн составляется совсем не сложно. Самое главное понять принцип по которому надо писать такие нерифмованные стихотворения из 5-ти строк. В 1 и 5 строчке — по одному существительному (название и суть темы), во 2 и 3 строке — два прилагательных и три глагола по теме, в четвертой — предложение из четырех слов (ваше отношение к теме).

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей



0



0

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

В этой сказке присутствует несколько основных персонажей. Я предлагаю, к каждому из них, следующие синквейны:

Царевна

Красивая, отзывчивая

Отравили, уснула, ожила

Добро погубить никак нельзя

Красавица

Елисей

Настойчивый, влюблённый

Едет, разыскивает, спасает

Преданный жених, не бросил в беде

Королевич

Мачеха

Злая, коварная

Заставляет, завидует, ворожит,

Злая мачеха строит козни

Завистница

Чернавка

Противоречивая, коварная

Прислуживает, жалеет, отравляет

Сначала пожалела, потом отравила

Колдунья

Богатыри

Могучие, добрые

Любят, защищают, заботятся

Приняли, как братья сестру

Витязи.

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Кто из нас не помнит сказку П. Ершова «Конёк-горбунок». И фильм полнометражный по сказке создан и мультфильм есть.

В сказке три главных героя.

Иван, царь и конек.

Вот к этим трем персонажам нам предстоит написать синквейны.

Иван

Добрый, наивный.

Слушается, доверяет, стережет.

Честно выполняет наказ отца.

Храбрец.

Царь

Богатый, безжалостный.

Требует, повелевает, отталкивает.

Пытается добиться руки красавицы.

Злодей.

Конек-горбунок

Смешной, маленький.

Скачет, спасает, колдует.

Выручает Ивана во всех испытаниях.

Помощник.

Я бы составила синквейны и к братьям Ивана.

Данило

Старший, подлый.

Промышляет, хитрит, подстрекает.

Подговаривает брата украсть лошадей.

Вор.

Гаврило

Средний, недалекий.

Боится, завидует, обманывает.

Всю ночь трясется от страха.

Трус.

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Синквейны к произведению А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

принц

маленький, любознательный

интересуется, рассказывает, объясняет

Маленький принц подружился с Летчиком.

Взаимопонимание.

<hr />

Летчик

взрослый, умный

летает, вспоминает, понимает

Встреча с Принцем изменила жизнь летчика.

Мыслитель.

<hr />

Планета

небольшая, чистая

крутится, оберегает, притягивает

Маленький Принц ухаживает за своей планетой.

Дом

<hr />

Роза

гордая, красивая

растет, цветет, благоухает

Принцу не нравится своенравная роза

Бессердечность

<hr />

Любовь

вечна, крепкая

сближает, вдохновляет, согревает

Любовь — самое светлое чувство во вселенной.

Чувство.

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Синквейны к сказке А.С. Пушкина о царе Салтане:

Салтан

заботливый, мудрый

женился, огорчился, простил

Очень хотел наследника.

царь

<hr />

Царица

красивая, молодая

любит, заботится, помогает

Обещала царю родить сына

мать

<hr />

Гвидон

справедливый, смелый

Скучает, превращается, летает

Растет ни по дням, а по часам.

Царевич

<hr />

Лебедь

красивая, справедливая

приплывала, помогала, превращала

Оказалась волшебной птицей.

Царевна

<hr />

Ткачиха

подлая, коварная

подговорила, наврала, оклеветала

Была прощена царем Салтаном.

зависть

<hr />

Белка

озорная, веселая

поет, грызет, удивляет

Слуги стерегут белку.

диво

<hr />

33 богатыря

сильные, смелые

выходят, стоят, поражают

С ними Черномор.

великаны

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Предлагаю такие синквейны к произведению Жуковского «Спящая царевна».

  • Фея
  • злая, дурная
  • обижается, говорит, заклинает
  • из-за нее уснула принцесса
  • Волшебница.

<hr />

  • Принцесса
  • красивая, добрая
  • укололась, уснула, разбужена
  • уснула в 15 лет уколовшись веретеном
  • Девушка.

<hr />

  • Королевич
  • мудрый, добрый
  • нашел, разбудил, спас
  • пробудил принцессу своим поцелуем
  • Молодец.

<hr />

  • Сказка
  • волшебная, добрая
  • учит, волнует, рассказывает
  • сказка — удивительный мир волшебства
  • Чудо.

У меня лишь несколько примеров синквейнов к сказке Жуковского, а вам будет не сложно тоже их составить ориентируясь на схему ниже. Стоит помнить, что синквейн — это нерифмованное стихотворение.

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

Синквейн на тему царевна из сказки мертвая царевна и семь богатырей

На тему «Станционного смотрителя» у меня навскидку получились вот такие сиквейны:

Самсон

Старый, одинокий

Плачет, тоскует, умирает

Жалко несчастного, брошенного отца

Судьба

Дуня

Юная, неопытная

Уезжает, забывает, раскаивается

Не могла ничего исправить

Грустно

Минский

Эгоистичный, легкомысленный

Увозит, прогоняет, оскорбляет

Хорошо хоть Дуню не бросил

Скучно

на тему: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Волшебное в сказке.

Тема: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Волшебное в сказке.

Цель урока: познакомить учащихся с миром пушкинской сказки; раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина; рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки.

Задачи: – образовательная – ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки, совершенствовать понятие о литературной сказке, дать понятие о бродячем сюжете, гиперболе и антитезе;

развивающая – совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства;

воспитательная – воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Методические приёмы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование: доска, учебник Литература . 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2013, проектор, презентация, словарь В.И.Даля, сказки А.С.Пушкина, опорные тексты и таблицы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

  1. Мотивация познавательной деятельности.

Орг. момент.

(иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)

Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

— Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.

Определение темы и цели урока.

Введение в тему.

— Сейчас мы предоставим слово нашему гостю (ученик в образе А.С. Пушкина)

— Ребята, кто же наш герой?

— Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке, что нового узнаем?

— Да, вы правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с детством А.С.Пушкина, его учёбой в Лицее; покажем сходство и различие его сказки от народной, рассмотрим на материале сказки стремление писателя донести мысль, что важно формировать систему нравственных ценностей (любовь к природе, красоту человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни).

Ученик в образе Пушкина выступает перед одноклассниками.

«Мои детские годы протекли в Москве и подмосковном селе Захарово. Я рос в обедневшей дворянской семье. Моим воспитанием занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы. Бабушка была «ума светлого и по своему времени образованною». Я заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.

Арина Родионовна была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Я любил ее с детства». Благотворное влияние оказал на меня дядька Никита Тимофеевич Козлов. Мы часто совершали вместе прогулки по Москве и ее окрестностям, посещали достопримечательности древней столицы, народные гуляния.

В доме моих родителей собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы. Многие часы я проводил в библиотеках отца, дяди . Иногда отец сам читал нам Мольера по-французски. Все это действовало на мое живое воображение и пробудило во мне «дух подражания и авторства».

19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского лицея. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников и среди них был и я. Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года известный поэт Г.Р. Державин восторженно слушал в моем исполнении «Воспоминания в Царском Селе».

В Лицее увлекались литературой, писали стихи, издавали рукописные сборники своих произведений. В первые же годы пребывания в Лицее я стал писать стихи. Всего было написано здесь около ста тридцати стихотворений. Белинского говорил, что в моих лицейских стихах виден «будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт».

Ученики отвечают на вопросы.

— Пушкин Александр Сергеевич

— Мы узнаем ещё много нового и интересного про детские годы А.С.Пушкина, узнаем, кто является главными героями его «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», поговорим, чем литературная сказка отличается от народной.

П:

формулирование познавательной цели

К: оформлять свои мысли в устной форме;

ІІ. Актуализация необходимых знаний

Фронтальная беседа

-А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки. Какие сказки А.С. Пушкина вы читали? Мы это вспомним , поиграв в игру «Крестики-нолики»

1

Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о…
(Рыбаке и рыбке)

2

В сказке попу обязались черти
Что-то платить до поповой смерти.
За тем и пошел к ним Балда, не споря,
Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.
(Оброк)

3

День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?

(Кот)

4

На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит.
(Русалка)

5

Волшебство случилось тайное:
Остров был необитаемым,
А теперь… Ответьте просто вы,
Что построено на острове?
(Град)

6

Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех?
(Изумруды)

7

Увенчалась сказка пиром
Угощали медом, пивом
В рот ни капли не попало,
Все по ним лишь и стекало.
(Усы)

8

У царицы злой-презлой
Собеседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
(Зеркало)

9

Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!
(Елисея)

Дети отвечают на вопросы- загадки и за правильные ответы получают возможность поставить необходимый знак в игре.

«Жених»

«Сказка о медведихе»

«Сказка о мертвой царевне»

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о попе и о работнике его Балде» «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов.

ІІІ. Организация познавательной деятельности

Объяснение нового материала

Природа сказки

Коллективное составление сравнительной таблицы

Истоки сюжета сказки

Сравнительная характеристика сказок

Работа в группах

1. Вопросы для беседы над текстом произведения:

— Вы дома прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ.  

— Кто из героев особенно понравился вам? — — Кто вызвал другие чувства?

— Какие эпизоды понравились больше всего? Почему?

2. Вопрос о природе сказки:

— Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» является народной сказкой или литературной?

-Давайте вспомним, в чем сходство и различие русской народной сказки от литературной?

-Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка?

— Поговорим же с нашим гостем.

_ Александр Сергеевич, скажите, пожалуйста, что послужило истоками сюжета сказки?

— Откуда вы брали сюжеты для своих сказок?

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

-Ребята, а вам что-нибудь напомнил этот записанный Пушкиным текст со слов няни?

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.

Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский впоследствии написал «Сказку о спящей царевне», а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (1833г) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной

-Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

(составляем сравнительную характеристику, работаем в группах )

Ученики отвечают на вопросы

Литературной

Составление сравнительной таблицы в тетрадях

1) Сходство: — построение сказки (присказка, зачин, концовка)

— сюжет (динамичный, стремительный, фантастический)

— положительные и отрицательные герои

— конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил.

2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои

— Сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко, сказочная концовка

Ученик в образе Пушкина отвечает на вопросы:

— В статье «Возражение на статью «Атенея» я призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе я писал на протяжении всей своей жизни, старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве.

— Сюжеты и образы для сказок я брал из сказок, рассказанных мне няней Ариной Родионовной.

Я записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые мне с детства. Я не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. Я могу с гордостью сказать, что это мне удалось настолько, что некоторые мои произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Ученики отвечают, что сюжет напоминает сюжет «Сказки о мертвой царевне…»       

Ученики записывают свои ответы в таблицу, сравнивая 2 сказки.

  1. Сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского.

  2. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках.

  3. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру.

  4. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.

  5. В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица». И т.д.

П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

Р: Проговаривание последовательности своих действий

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

К:учиться работать в группах

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

П: анализ, обобщение, классификация;

П: извлечение из текстов необходимой информации;

П: установление причинно-следственных связей;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: выполнение действий по алгоритму.

Работа в группах с опорными текстами

Для дальнейшей работы мы разделились на группы, у каждой группы будет своё задание.

1 группа — Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2 группа. –Поведение царевны:

1)в тереме богатырей;

2)по отношению к окружающим её людям.

3 группа. — Отношение к царевне других персонажей сказки;

4 группа. Отношение автора к героине.

Ученики работают с опорными текстами и заполняют таблицу

К: учиться работать в группе

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

П: анализ, обобщение, классификация;

П: извлечение из текстов необходимой информации;

П: установление причинно-следственных связей;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: выполнение действий по алгоритму.

Физпауза

Работа с лексическим материалом.

Шкатулка

Работа с текстом

Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.(внимание на экран) – устно

Приглашенный гость помогает

Ребята, следующее задание мы тоже выполняем в группах.

С помощью опорных текстов дайте характеристику главным героям сказки:

1 – царевна

2 – королевич Елисей

3 – мачеха, жена царя

4 — 7 богатыре

— Вот сказочная шкатулка, а в ней слова устаревшие.

/Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение/

Ученики в группах с опорой на текст составляют характеристику главных героев

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

ІV.Подведение итогов

Рефлексия.

Работа с доской

Подведем итоги нашей работы на уроке. На доске изображены два дерева. У одного ветви вниз, у другого – вверх. Подпись – дерево добра, дерево зла.

На карточках – разные качества характера человека , присущие и положительным , и отрицательным героям сказки (щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость).

Ученики должны распределить эти карточки по деревьям.

Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

Каких героев в сказке больше – положительных или отрицательных?

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

— Какими нельзя быть?

— О чем главном рассказал А.С.Пушкин в этой сказке?

— Как вы поняли, в чем смысл сказки?

— Какую народную мудрость передает нам, читателям, Александр Сергеевич Пушкин?

— Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми

Попрощаемся с нашим гостем , поблагодарим за интересную и познавательную беседу.

Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)


В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

— В человеке главное —  его душа.

— Не надо никому завидовать и желать зла другим людям.

— Хорошим человеком лучше быть, чем злым.

— Известно выражение: «Добро всегда побеждает зло», и мы с этим согласны.

— Надо любить людей и желать им только добра.

Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

П: понимание текстов, извлечение необходимой информации;

Р: контроль, коррекция, оценка;

П: рефлексия способов и условий действия.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: самооценка на основе критерия успешности;

Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

К: использование критериев для обоснования своего суждения;

К: планирование учебного сотрудничества;

Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Оценки за урок.

Выставляет и комментирует оценки.

П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

Домашнее задание.

Выразительно читать сказку.

Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина – выучить наизусть.

Составить синквейн по сказке

Записывают домашнее задание в дневник.

— П: умение делать выбор и обосновывать его.

Сценарий досуга «Путешествие по сказкам Пушкина» для старших дошкольников

Задачи:
1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;
2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании
сказок А.С.Пушкина;
3.Развивать речь, образное мышление, память;
4.Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги.Оборудование:
Презентации по сказкам Пушкина,
Выставка книг А.С. Пушкина,
Выставка детских рисунков,
Предметы из сказок (зеркало, яблоко, стрела, невод, орешки и т.д.),
Диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, М.И. Глинки
Детские музыкальные инструменты.Предварительная работа:
Чтение сказок А.С. Пушкина,
рассматривание иллюстраций,
рисование сказок А.С Пушкина,
слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Ход

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (да). Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С. Пушкин

Изображение портрета А.С.Пушкина. слайд 1.

C:UsersUserDesktopмастер класс Музыка в сказках А.С.ПушкинаПутешествие по сказкам А.С.Пушкина 25.01.2020г.(1).jpg

Воспитатель: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.
(Звучит музыка)

На экране видео -сказка «Лукоморье»  (смотрим)За дверью слышится мяуканье.Воспитатель: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?

Из-за двери появляется кот.


Воспитатель: Как вы сюда попали?Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…Заставка на экране «Сказки Пушкина» Слайд 2.
C:UsersUserDesktopмастер класс Музыка в сказках А.С.ПушкинаПутешествие по сказкам А.С.Пушкина 25.01.2020г.(4).jpg

Кот:
Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!


Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.На экране «перелистывается» страница и открывается название сказки.

 Слайд 3. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Воспитатель:
-Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Инсценировка отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)

Рассказчик:

В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

Золотая Рыбка:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Рассказчик:
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:

Старик:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Кот:(обращается к детям): А теперь вы — волны из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». Мы попробуем оживить наши волны. Покажите, как они двигаются.
Игра «Море волнуется»
(музыкальное сопровождение)Кот: А вот и следующая загадка:
Негде , в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил был славный царь Дадон. В какой сказке был такой царь?
(«Сказка о золотом петушке») Слайд 4.

Ребенок читает отрывок:

«…Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»…»Игра «Куда смотрит петушок»
Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.

Кот: (Кот берет зеркало) Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет?

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») слайд 5.

Ребенок читает отрывок:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Кот – Что ответило зеркальце

(Дети все вместе)
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».


Кот: что потом делала царевна?


Игра: «Повторяй за мной»
Показывает движения, дети вместе с ним.
И царица — хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.Кот: Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»? (Черномор) Слайд 6.

C:UsersUserDesktopмастер класс Музыка в сказках А.С.ПушкинаПутешествие по сказкам А.С.Пушкина (3).jpg

C:UsersUserDesktopмастер класс Музыка в сказках А.С.ПушкинаПутешествие по сказкам А.С.Пушкина (5).jpg

Воспитатель: послушаем оркестр
Оркестр детских инструментов
Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».


Кот: Продолжаем, еще по одной сказке погуляем:

 В этой сказке есть маленький зверек
Песенки поет
И орешки все грызет
 

(«Сказка о царе Салтане») Слайт 7.


Ребенок читает отрывок:

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
 Все скорлупки золотые.
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.

Кот: Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами. Но у меня сейчас ко всем еще задание.

 Ответьте на мои вопросы по сказкам Пушкина.
Вопросы:

1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года). слайд
2.Сколько богатырей есть в сказке Пушкина? (Семь)

3. Как царевича звали в сказке о царе Салтане? (Гвидон)
4. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).

5. Что стал у рыбки  дед просить чтоб старухе угодить? (корыто)

6. А кому скажи дружок громко громко петушок все кричал Кирикуку, Царствуй, лежа на боку! (Дадону)


7. Перед княжеским дворцом есть у белки дивный дом а над ним не первый год что за дерево растет? (Ель)8. Королевич Елисей долго шел к любви своей Кем являлся сей герой для царевны молодой? (жених)Кот:
Молодцы ребята!

А теперь удивите и поэму расскажите!

На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.
(дети читают все вместе)
1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
2 ребенок. И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
3 ребенок. Там чудеса: там леший бродит,
4ребенок. Русалка на ветвях сидит;
5 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
6 ребенок. Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
7 ребенок. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

8 ребенок. Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;


9 ребенок. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

10 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,

11 ребенок. Там царь Кащей над златом чахнет;
Хором. Там русский дух… там Русью пахнет!

Воспитатель: дети споют песню
Песня «Удивительные сказки детства»
Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Кот уходит.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно?
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это — наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

C:UsersUserDesktopмастер класс Музыка в сказках А.С.ПушкинаПутешествие по сказкам А.С.Пушкина (7).jpg

Пушкин в моей жизни
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русским, как и он,
Читать его сказки.
Что может быть
И слаще, и приятней?
Жизнь каждого человека тесно связана с книгами. В детстве, когда я ещё не умел читать, мне мама читала сказки Александра Сергеевича Пушкина. Мелодичные стихи и яркие образы сразу же пришлись мне по душе.
Потом я пошёл в школу, научился читать и  стал сам знакомиться с творчеством поэта. Во втором классе я прочитал «Сказку о рыбаке и рыбке». Она произвела на меня большое впечатление. Мне стало жалко рыбку, которая так и не смогла исполнить все желания старухи. Уж очень она была привередливая. И за это осталась у разбитого корыта. Намёк нам на то, чтобы мы были благодарными.
В третьем классе я с удовольствием читал «Сказку о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди”. Какое возмущение вызвали у меня ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, которые издевались над молодой царицей, когда царь Салтан уехал на войну. Как жестоко они поступили с ней и её сыном! Но любовь к мужу и отцу победила. Царь Салтан встретился с женой и сыном, а злых прислуг отпустил домой. Опять добро побеждает зло.
В «Сказке о мертвой царевне» понравился образ богатырей. «Семь богатырей», «семь румяных усачей» Пушкин изображает положительными героями,  но  их окружает какая-то таинственность. Мы ничего не знаем об их прошлом, о том, что побудило их жить в глухом дремучем лесу.
Царица-мачеха олицетворяет «темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят её в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.
Сказки А. С. Пушкина затрагивают  сердце каждого, они интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. И хоть в жизни не всегда бывает
счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем хороши,
что в них добро побеждает зло, почти всегда – счастливое окончание.
Читая произведения А.С.Пушкина, передо мной все оживает – слова, звуки, образы. Народному языку Пушкин с детства учился у своей няни Арины Родионовны. «Подруга дней моих суровых» называл её поэт. Простая крепостная женщина стала его самым близким другом. Она приобщила его к устному народному творчеству, пробудила в нем интерес к песням и сказкам родного народа. И вот, читая стихотворение «Няне», передо мной предстаёт такая картина: зимний вечер, ветхий домик, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывает поэту сказки, и сказочный мир расцветает передо мной: золотая рыбка, царевна Лебедь, Черномор и морские богатыри, золотой петушок и затейница–белка. И как-то спокойно и радостно становится на душе.
Замечательны стихи поэта о природе. Приходит золотая осень, и мы мысленно повторяем:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Снежным зимним утром мы вспоминаем знакомые строки о русской зиме:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Любя свой народ, Пушкин открыл родную землю в ее неповторимой красоте. Ведь сам он был большим патриотом земли русской. И мы признательны ему за то, что поэзия его учит нас любить Отчизну.
Я думаю, что меня еще ждет много  открытий на пути знакомства с творчеством А.С.Пушкина. Жизнь Пушкина и его произведения останутся в моей памяти навсегда. Пушкин всегда с нами, наш, живой, любимый, наш великий Пушкин.

Сочинение «Творчество А.С. Пушкина в моей жизни»
Качанов Илья, 15 лет
Ул. Высокогорная, 13а /35
т. 89631623685
Учитель Пунтусова А. П. ( anastasy.puntusova@mail.ru )
Краснодарский край, г.Сочи,
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Директор В.Р. Шишков
«Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Александр Сергеевич Пушкин. Это имя понятно на любом языке. Весь мир
благоговейно склоняет голову перед творчеством этого грандиозного человека.
Пушкина в каждом доме нашей необъятной страны исповедуют как национальную
святыню. Произнесите его имя в кругу друзей, знакомых или даже незнакомых людей и
вы увидите, как потеплеют их глаза.
В них загорится огонёк любви, теплоты и уважения к великому поэту. Пушкин жил
втрое быстрее, чем все мы живём. Он прошёл такой огромный коридор жизненного
пространства и столько всего накопил, что иному человеку хватило бы на несколько
жизней. За свой короткий век гениальный творец создал множество произведений во
многих литературных жанрах: поэзия, проза драматургия, и во всех он был
непревзойденным мастером. Такое разнообразие может вызвать только искреннее
восхищение. Из-под пера великого русского художника слова рождались величайшие
произведения, ставшие настоящим золотом мировой литературы. По пушкинским
творениям ставились спектакли, кинематографисты были счастливы снимать фильмы
по сюжетам его произведений, для детишек делались мультфильмы. Александр
Сергеевич открыл всему миру красоту и могучую силу русского слова. Как известно,
творчество Пушкина весьма существенно представлено в русской музыке. К его
произведениям обращались такие композиторы как Глинка, Мусоргский, РимскийКорсаков, Чайковский. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» по праву
считаются шедеврами мировой оперной сцены. Пушкин давно и прочно вошёл в жизнь
и сердца людей всех возрастов и народов.
Моё первое знакомство с поэтом состоялось ещё в раннем детстве, когда мама
прочитала мне первую книжку. В моё сознание, как волшебное заклинание, вошло: « У
лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…», я чистосердечно восхищался
храбростью и смекалкой царя Гвидона, от всей души сочувствовал молодой царевне из
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», искренне сопереживал бедному старику
из «Сказки о рыбаке и рыбке», которого третировала злобная старуха. Хоть в жизни не
всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем и
хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда – счастливое окончание.
Сказочный мир Пушкина яркий, колоритный. Герои пушкинских сказок тронули душу,
став моими друзьями; они учили меня добру, состраданию, честности, справедливости.
Именно по его сказкам я научился читать, и с тех пор творения поэта стали
неотъемлемой частью моей жизни. Я взрослел, и у меня появлялись новые любимые
герои: я присоединился к союзу «друзей Людмилы и Руслана», став добрым
«приятелем» Онегина. И вот уже меня пронзает непреходящая точность строк:
Я знаю: век уж мой измерен,
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…
Для меня каждое произведение Пушкина – это небольшая энциклопедия. Например,
рассказ «Выстрел». Это целая сокровищница старинных слов, военных терминов, а
также мыслей, над которыми мне раньше не приходилось задумываться. Автор показал
нам, что человек может стать выше жажды мести, может простить даже самую
тяжёлую обиду. Читая «Выстрел», понимаешь, что жажда первенства не должна
превращаться в страсть, и мы не должны ради неё вредить другим людям.
«Дубровский» учит нас благородству, честности, чувству долга. «Капитанская дочка»
предлагает поразмышлять над историческими событиями, оценить бессмысленность и
беспощадность русского бунта, помыслить о главных человеческих качествах.
Удивительный язык «Евгения Онегина», лирические отступления, созданный
типичный образ дворянства девятнадцатого века позволяют лучше понять внутренний
мир поэта. В произведениях Александра Сергеевича Пушкина передо мной всё
оживает: слова, звуки, образы. Народному языку Пушкин с детства учился у своей няни
Арины Родионовны. «Подруга дней моих суровых» называл её поэт. Простая
крепостная женщина стала его самым близким другом. Она приобщила его к устному
народному творчеству, пробудила в нем интерес к песням и сказкам родного народа. И
вот, читая стихотворение «Няне», передо мной предстаёт такая картина: зимний вечер,
ветхий домик, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывает поэту сказки, и
сказочный мир расцветает передо мной: золотая рыбка, царевна Лебедь, Черномор и
морские богатыри, золотой петушок и затейница–белка. И как-то спокойно и радостно
становится на душе.
Именно Пушкин научил меня любить родную природу, замечательны его стихи о ней.
В стихотворениях мастерски описаны все четыре времени года. Поэт открыл для меня
родную землю в её неповторимой красоте. Он с такой нежностью и любовью передал
все краски природы, что невозможно не проникнуться ощущением красоты. Приходит
золотая осень, и я мысленно повторяю:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Моя любимая пора – зима, наверное, потому что я родился в студеном январе. И мне
ближе пушкинские строки о зиме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
И речка подо льдом блестит.
Когда читаешь эти незабываемые строчки, хочется самому почувствовать на ладонях
приятную свежесть молодого снега, со свистом промчаться по горному склону на
борде. Разве можно сказать ещё точнее, ещё прекраснее?!
Пушкинские строки всегда рядом. Его творчество возникает передо мной в самых
разных жизненных ситуациях. Когда на душе тяжесть и обида, я просто беру в руки
томик сочинений гениального автора, и сразу становится легче:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Когда моё сердце поёт от любви, я снова беру в руки заветный томик и вместе с
поэтом переживаю:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
или
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил…
или
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять её на радость и на счастье,
И сердцем ей желать всё благо жизни сей,
Весёлый мир души, беспечные досуги…
Каким душевным теплом согреты эти строки!
Первой клятвой верности Родине я вслед за Пушкиным повторяю бессмертные слова:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Я становлюсь взрослее, и мне открываются в творчестве Пушкина такие глубины,
такие красоты, о которых раньше и не подозревал, снова и снова я нахожу что-то новое
и неведомое. Произведения Пушкина учат меня понимать жизнь и друг друга. Пушкин
помогает мне не утратить понятия чести и достоинства, сострадания к ближнему. Уже
наступил двадцать первый век – век Интернета и электронных технологий, но я попрежнему продолжаю любить творчество Александра Сергеевича Пушкина – «солнца
русской поэзии»!
Я горд и счастлив, что этот великий человек – мой соотечественник, что я дышу тем же
воздухом, что и он, вижу те же небо и звёзды, любуюсь теми же красками природы, что
и он.
Нам сегодня нужна новая эпоха Возрождения, возрождения духовных ценностей.
Чтобы мы жили сообразно натуре нашей национальной и по законам, данным Богом,
природой, самой землёй, жизнью, в которой естественно присутствие Пушкина – чтобы
мы жили русскими. Пушкин показывает нам путь к этому, ведь он величайший поэт, а
настоящий поэт, как никто другой, может раскрыть тайну человеческого сердца и
указать людям путь добра и света. Каждый из нас сам решает, идти по этому пути или
нет. Одно очевидно для меня сегодня: там, где Пушкин отсутствует, – там исчезает всё,
что мы зовём русским. И тогда эти люди начинают задыхаться, озлобляться и
проклинать свою жизнь, становящуюся пустой, пошлой и бессмысленной. Люди,
живущие без Пушкина, могут быть кем угодно – только не русскими людьми.
Я думаю, что меня еще ждет много открытий на пути знакомства с творчеством этого
гениального поэта. Жизнь Пушкина и его произведения останутся в моей памяти
навсегда.
Благодаря произведениям Пушкина я научился мечтать и фантазировать, замечать
красоты родной земли, писать стихи. Может быть, благодаря творчеству Пушкина
родились и эти строки:
Вам, книги, спасибо – меня вы растили,
Во все времена со мною вы были.
Вы, даже, отчасти меня воспитали
Во взрослую жизнь мы вместе вступали.
Лишь стоить взять в руки мудрую книгу,
И день мой становится равным мигу.
Истории будто меня обнимают,
Знакомые лица повсюду встречают.
Герои из книжек вдруг оживают,
Меня за собою они увлекают.
Я с ними легко борозжу океаны
И открываю разные страны,
Спасаю друзей, убиваю драконов,
Иль выступаю на страже законов
Влюбляюсь, страдаю и тщетно мечусь,
С героями книги я жизни учусь.
Век целый прожить я могу лишь за вечер.
Хорошая книга морально излечит
И вытащит разум с подвала на крышу,
За повесть одну я душевно стал выше.
А память моя состоит из фрагментов,
В моей голове целый мир из моментов:
Истории, песни, символы, фразы
Не только жизни моей, но и рассказов.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
А.С. Пушкин
В своем «Памятнике» Александр Сергеевич Пушкин был прав, он действительно не умрет и будет славен не только в русской культуре, но и в других странах. Однако родиной его является Россия, а он является ее гордостью. Само имя Пушкина мы привыкли отождествлять с русской классической литературой. Несомненно, он сыграл в ней одну из главных ролей. А что на счет его роли в жизни русского человека? Я думаю, наиболее честно и правдиво на это каждый может ответить себе самостоятельно, подумав, поразмышляв, погрузившись в свою душу и воспоминания. И если даже в чьей-то жизни Пушкин не сыграл никакой роли, то он точно оставил о себе теплые воспоминания и хорошие впечатления, без преувеличения в каждом россиянине, ведь нет человека, который бы не столкнулся с его творчеством, ну а оно в свою очередь не может не порадовать душу. Даже совершенно не интересующийся литературой человек сталкивался с Пушкиным, так как его выражения, уже ставшие крылатыми, употребляются в повседневной жизни, например: «Любви все возрасты покорны», «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», «Пришла пора, она влюбилась», «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей», этот список можно перечислять очень долго, так же долго, как можно говорить о самой личности Александра Сергеевича. Да и стоит ли говорить что-то о поэте, о котором сказано и написано в разы больше, чем было написано самим писателем? Однако не возможно не отметить его уникальности, состоящей в том, что Пушкин работал во всех литературных жанрах – поэзия, проза (рассказы, повести, романы), драматургия, и во всех он был непревзойденным мастером. Такое разнообразие может вызвать только искреннее восхищение. Так же его уникальность проявляется в том, что он одинаково превосходно творил для любой возрастной категории. В детстве мы зачитывались его волшебными сказками, а уже чуть позже, в период отрочества, находили себя в его любовной лирике, и я уверена, что в будущем мы откроем для себя новые его произведения и, возможно, по-новому взглянем на уже прочитанные. Пушкин – это тот писатель, с которым нужно знакомиться постепенно, но который никогда не потеряет своего значения.
Мое же знакомство с ним началось в раннем детстве, когда мама читала мне его сказки. Помню, как ждала вечера, что бы в очередной раз услышать эти замечательные, почти выученные наизусть истории. Она настолько мне нравились, что когда я научилась читать, первым, что я решила прочитать сама, были те самые сказки Александра Сергеевича Пушкина. И сейчас я с гордостью могу заявить, что мое познание великой русской литературы началось с великого русского писателя!
К счастью, на этом роль Великого поэта в моей жизни не закончилась. В младшей школе мы продолжили изучение его творчества, но уже более углубленно. И на те же сказки мы посмотрели другими глазами. В детстве мы следили лишь за ходом событий в сказке, погружаясь в мир героев, волшебства и фантазии. Затем, перечитывая в молодости, стали находить для себя что-то более глубокое и значимое, потому что сказки Пушкина – это кладезь народной мудрости, а также жизненных наблюдений и философских измышлений самого поэта. И эти сказки снова сыграли свою поучительную роль, только уже на другом, более глубоком уровне. Но и на этом их присутствие в нашей жизни не заканчивается, ведь в будущем мы будем читать их своим детям.
В средней школе мы познакомились с новыми для себя произведениями Пушкина и снова по-новому открыли его для себя. Мы находили себя в его героях, переживали вместе с ними и учились на их ошибках, иногда ситуации, происходящие в книгах Пушкина, совпадали с ситуациями в нашей жизни. Здесь особенно хочется выделить любовную лирику. Кто из нас не влюблялся в школьные годы? И тут-то и выходят на сцену стихи Пушкина о любви. Мы вчитывались в них, чувствуя каждую строчку, мы как никогда понимали их. Мы учились великому искусству, искусству любить… открыто, честно и безвозмездно. Ведь именно так любил Александр Сергеевич. Он возвышал любовь, провозглашая ее чувством, способным творить чудеса, не требуя ничего взамен. Я всей душой восхищаюсь такой любовью! Моим любимым произведением на тему любви является стихотворение «Я вас любил».
Но стихи Пушкин писал не только о любви, его поэзия освещает множество других тем. Такие его произведения как «Пророк» и «Анчар» надолго и глубоко запали мне в душу. пушкин литература творчество поэт
На самом деле очень сложно среди творений Александра Сергеевича Пушкина выбрать любимые, ведь какое бы произведение я не прочла, в душе остается возвышенное чувство радости и восторга, каждое учит чему-то. В этом и состоит роль Александра Сергеевича Пушкина в моей жизни. Он многому меня научил. И мне кажется, эту роль он будет играть всегда, ведь есть еще не прочитанные его произведения, которые я хочу прочитать позже, в более зрелом возрасте. Ведь как сказал Самуил Яковлевич Маршак: «У каждого возраста свой Пушкин». Александр Сергеевич Пушкин был великим человеком. Именно слово «великий» приходит на ум при упоминании его имени. Он будет великим всегда, потому что моральные принципы, которые заключены в творчестве поэта, будут основополагающими во все времена. Я горжусь тем, что являюсь соотечественницей такого потрясающего человека и писателя, как Пушкин и рада, что могу читать его произведение на языке, на котором они были написаны!

(Сочинение)
Александр Сергеевич Пушкин – не только гений русской литературы, но и величина всемирного масштаба. Его произведения переведены на многие языки мира, но для нас – «русских», он, конечно же, является национальным классиком.
Пушкин пришел в мою жизнь давно, — еще в дошкольном возрасте меня начали знакомить с его творчеством. Сначала это были сказки – о рыбаке и рыбке, о попе и работнике его Балде, о царе Салтане. Мелодичные стихи и яркие образы сразу же мне пришлись по душе. Теперь, спустя многие годы, я понимаю, что Пушкин не писал специально для детей, но тогда я об этом даже и не задумывался. Идем дальше. Школа, уроки литературы. Снова творчество Пушкина: хрестоматийный «Дуб зеленый, со златой цепью», романтическая повесть «Дубровский» – отечественный вариант знаменитого Робин Гуда, исторический роман «Капитанская дочка», посвященный неоднозначной личности Емельяна Пугачева, и, разумеется, роман в стихах «Евгений Онегин», на котором мне бы хотелось остановиться чуть подробнее. Не зря литературный критик Виссарион Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни». По нему действительно можно изучать российскую историю, ее основные течения и противоречия. В главном герое – Евгении Онегине можно узнать черты и самого Пушкина – известного повесы и сердцееда, но судьба литературного героя, в отличие от его автора, не столь трагична. Как известно, Онегин – «лишний человек», который не вписывается в обычные рамки бомонда, — ему в них тесно, Евгений задыхается от этого смрада условностей и ограничений…
А. С. Пушкин работал во всех литературных жанрах – поэзия, проза (рассказы, повести, романы), драматургия, и во всех он был непревзойденным мастером. Такое разнообразие может вызвать только искреннее восхищение. Александр Сергеевич мог спокойно подарить сюжет кому-либо из друзей-литераторов. Так, например, произошло с гоголевским «Ревизором». Идею этой остросатирической комедии Николаю Васильевичу подбросил именно Пушкин. Так получилось, что после окончания 8-ми классов средней школы я связал будущую судьбу с музыкой. И здесь я снова «встретился» с Александром Сергеевичем. Как известно, творчество Пушкина весьма существенно представлено в русской музыке. К его произведениям обращались композиторы М. Глинка, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и, конечно, П. Чайковский. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» по праву считаются шедеврами мировой оперной сцены. Уже в Германии мне довелось побывать на весьма спорной постановке «Евгения Онегина» в местном театре. Приведу наиболее любопытные моменты этого спектакля. Первой ошибкой создателей постановки было двуязычие, так как около 70% происходившего на сцене звучало на языке оригинала, а остальная часть – в немецком переводе. Для не-русскоязычного большинства в самом верху сцены был размещен маленький экран, где высвечивался перевод, но для того чтобы его прочитать, следовало полностью отвлечься от событий на сцене и смотреть только наверх. Декораций на сцене не было вообще, зато половину пространства сцены занимало зеркало. Это была неплохая режиссерская находка. Во-первых, создавалось ощущение объема, во-вторых мне, сидящему в ложе сбоку, не пришлось наклоняться с балкона, рискуя упасть на головы зрителей партера. Ленский больше походил на Пьера Безухова, он был в очках и с косичкой. Его друг Онегин напомнил мне руководителя одесской комик-группы «Маски-шоу» Георгия Делиева, но при ближайшем рассмотрении в бинокль оказался более похожим на Марчелло Мастрояни в ранней молодости. А вот самым неожиданным персонажем оперы стал Трике — фигура случайная и эпизодическая, однако в аугсбургской постановке ему была уготована чуть ли не решающая роль. Наш француз был абсолютно лысым, хотя у Пушкина он «в рыжем парике», зато с серьгой. Кроме знаменитых куплетов, он по «совместительству» стал не только секундантом Онегина на дуэли, но и свидетелем последнего разговора между Татьяной и Евгением. После знаменитых слов Онегина «О, жалкий жребий мой!», Трике с гадкой ухмылкой протянул Евгению пистолет, чтобы у зрителей не оставалось сомнений, в том, что он пойдет вслед за другом Владимиром. Таким образом, режиссер трактовал слова о том, что «Онегин — лишний человек», -буквально. Если уже речь пошла о театре, то мне бы хотелось вспомнить еще об одном любопытном факте. В городе Харькове, откуда я родом, есть театр русской драмы имени А. С. Пушкина, но имя и отчество его главного режиссера Барсегяна — Александр Сергеевич, поэтому харьковчане в шутку называют театр имени Александра Сергеевича Барсегяна. Но давайте вернемся в Германию. 1999 год – год 200-летия со дня рождения Пушкина. Мне поручили спеть несколько романсов на стихи Александра Сергеевича, в том числе и «Я вас любил» на музыку Даргомыжского. Через несколько лет я решил спеть его уже для немецкой аудитории, поэтому я нашел весьма приличный перевод на немецкий язык и исполнил это произведение на языке Гёте и Шиллера. Мой рассказ о Пушкине был бы неполным, если я не вспомнил несколько ярких кинофильмов, в основу которых положены пушкинские сюжеты. Это, прежде всего, мой любимый фильм Александра Митты «Сказ о том, как Петр арапа женил» и не менее милые моего сердцу «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера. В первой картине речь идет о знаменитом предке Пушкина – Ганнибале, а вторая кинолента являет собой знаменитую легенду об отравлении Моцарта Сальери. Уже много десятилетий существует этот красивый, но неправдоподобный миф о споре двух композиторов – Антонио Сальери и Вольфанга Амадея Моцарта. Их отношения нельзя назвать безоблачными, но сам факт отравления так и не был доказан, — более того достоверно известно, что дети Моцарта после его смерти брали уроки композиции у Сальери. Вряд ли такое было бы возможно, если Антонио действительно из-за зависти отправил своего друга и коллегу по композиторскому цеху «к праотцам». Уже наступил двадцать первый век – век Интернета и электронных технологий, но я по-прежнему продолжаю любить творчество Александра Сергеевича Пушкина – «Солнца русской поэзии»!
Евгений Кудряц, музыкант, журналист и литератор
Настоящую модницу видно издалека. Ее можно безошибочно определить умелым взглядом среди толпы. Ведь это непременно любительница модных аксессуаров: очки, обувь, designer handbags, ремешки, часы. Все это обязательно гармонирует со всем остальным, но и эффектно само по себе.

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин сыграл огромную роль в моей жизни. Его творчество сопутствует мне всю жизнь, я не перестаю удивляться его таланту. А также я очень благодарная этому великому человеку за то, что в своих произведениях он преподнес важные уроки своим читателям.
Одно из моих любимых произведений этого писателя — это повесть «Барышня-крестьянка». В ней Александр Сергеевич показывает нам, как важна в жизни человека любовь, насколько велика ее сила. Любовь в произведении ПушкинА бывает разной, но в этой повести она чистая, искренняя и самая что ни на есть настоящая. В повести «Барышня-крестьянка» Пушкин показывает нам, что неважно к какому социальному слою относится человек, важно лишь то, каков он на самом деле, каково его отношение к миру, к другому человеку. Герой повести, вопреки обычаям и порядкам влюбляется в простую крестьянку. Будучи богатым, он не стыдится своей любви и считает ее единственной и правильной. После мы видим, что та самая крестьянка, вовсе не крестьянка, а богатая барская дочь.
Александр Сергеевич показывает нам то, что любовь должна быть искренней, браки должны совершаться по любви, а не по расчету. Мне очень нравится это произведение, и я с удовольствием его перечитываю каждый раз, а так же смотрю экранизации.
Среди многочисленных…
произведений Александра Сергеевича ПушкинА «Барышня-крестьянка» не единственное, которое я выделяю для себя. Повесть «Кавказский пленник» поражает меня своим содержанием, неожиданным развитием событий и тщательно продуманными и цельными образами героев. Меня приводит в восхищение тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин в своей повести описал настоящего героя, человека с правильными моральными качествами: любовью к своей родине, патриотизмом. После прочтения этой повести я понимаю, что Александр Сергеевич истинный патриот, ведь только такому человеку удалось бы так точно передать свои чувства.
Стихотворение Александра Сергеевича ПушкинА «Няне» вызывает во мне особые чувства. Стихотворение посвящено Арине Родионовне — няне поэта. Эта женщина воспитывала его с самого детства, благодаря ей у ПушкинА появилась любовь к сказкам, фольклору. В этом стихотворении поэт, будучи уже не маленьким, пишет о своей любви, привязанности и преданности к этой женщине. Он любит ее, а она в свою очередь понимает, успокаивает его и согревает теплотой своего сердца.
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт и писатель. Его творчество сыграло большую роль в жизни каждого из нас. Благодаря ПушкинУ множество школьников узнали о настоящей любви из произведений «Дубровский», «Барышня-крестьянка», о преданности и патриотизме — «Кавказский пленник», «Песнь о вещем Олеге» и т. д. Я счастлива, что имею возможность изучать творчество этого великого человека.

Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.
Еще с детства мне полюбились его сказочные герои. Из каждой его сказки можно вынести урок, который пригодиться в дальнейшей жизни.
Александр Сергеевич настоящий творческий волшебник, в его сказках добро всегда берет верх над злом.
Моей любимой сказкой, конечно же является сказка о золотой рыбке. Эта сказка научила меня довольствоваться необходимым, не быть жадным и знать меру в своих желаниях и запросах.
В своих гениальных произведениях Александр Сергеевич поднимает извечные темы свободы, любви и дружбы, затрагивает насущные проблемы общества. Он восхваляет честность и трудолюбие.
Пушкин обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. У этого талантливого писателя множество интересных и незабываемых произведений. В каждом своем шедевре он растворялся полностью.
Особенно приятно читать его стихи, наполненные романтизмом и любовью. Часто, в памяти всплывают великолепные строчки из его стихотворений. Они вдохновляют, наполняют энергией, обладают силой исцеления.
Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли, литература была бы еще больше заполнена его поучительными шедеврами. Пушкин, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, покорил тысячи сердец благодарных читателей.
Читая его произведения моя жизнь наполняется смыслом, мои мысли приобретают правильное направление. Хотелось бы, чтобы этот легендарный человек жил вечно и дарил миру все новые и новые гениальные произведения.
Пушкин – величайший, талантливый писатель. Он навсегда останется в моей душе и памяти.

Мой Пушкин сочинение

С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин – мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.

 Урок  в  3 классе    

        Тема.   А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.       

        Цель:

·        выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

·        развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

·        воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД   УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

—  Любим мы читать и слушать
            Сказки и стихи про дружбу,
            Ритм ногами отбивать
            И героев оживлять.
            Здравствуй, сказка и рассказ,
            Что готовишь нам сейчас? /хором/

2. Вводная часть.Вступительное слово учителя:

Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

— Так говорил писатель 20 века И. Северянин, и я с ним совершенно согласна.  Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?(ответы детей)

А с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на предыдущих уроках?

(Со сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях.)

II.   Тема урока, постановка целей и задач.  

Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать кроссворд. Работаем в парах.

Ключевое слово. «ОБРАЗЫ»

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА(5. В художественном произведении: тип, характер. )

-Как вы думаете, чьи Образы мы рассмотрим на уроке?(ответы детей)

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.(ответы детей)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина» .  

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно,  рассмотреть ваше отношение к данным образам.

А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь?

( добро и зло)

3. Анализ содержания сказки.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну.

 На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить   «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»

— Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ.  Прочитайте их. С 85.

— Давайте запишем их в таблицу:

Øвысока

Øстройна

Øбела

Øумна

Øгорда

Øломлива

Øсвоенравна

Øревнива

— А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:

    белолица

    черноброва

    нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

Умна

горда

ломлива

своенравна

ревнива

     нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

4. Лексическая работа

 — Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав– характер, душевные качества.

Кроткий– незлобливый, покорный, смирный.

Гордый– сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный– упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревниваздесь: мучительно  желающая быть лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

— Запишите в таблицу.

— А какие общие черты их соединяют? (Обе царского происхождения)

— Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ

— Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики  А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель:Откуда же такие замечательные качества у царевны?

Ученики: от матери

Перечитаем начало сказки и посмотрим какой она была.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Учитель:Какие главные качества характера мы видим?

Ученики: Любовь и верность.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых  наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

6. Анализ эпизодов.

Эпизод  .“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Богатыри, пленившись её скромностью и красотой приютили её в своем доме

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

И царевна к ним сошла, 
Честь хозяям отдала, 
В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась, 
Что-де в гости к ним зашла, 
Хоть звана и не была. 
Вмиг по речи те спознали, 
Что царевну принимали; 

Учитель:Выделите глаголы, которые говорят о её приветливости, скромности

Ученики: Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась

Учитель: какой же была речь девушки, что сразу стало понятно, что она царевна?

Ученики:Приветливой, доброй, красивой.

Учитель Значит речь может быть визитной карточкой человека характеризировать его и вызывать соответствующее к нему отношение

Учитель:   Можем ли мы про царицу сказать, что она добрая и трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Учитель:   А как досталось зеркало царице? (Приданое)

Учитель Чем стало для неё зеркало?

Ученики:Оно стало единственным собеседником

Учитель:   Почему только с зеркалом она была весела?

Ученики Ей хотелось слышать от него о своей красоте.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ С ОЗВУЧИВАНИЕМ МУЛЬИТФИЛЬМА.

IV. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.     

— Проанализировав сказку, мы увидели, что  царица-мачеха противопоставлена царевне.

Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления?  (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

— Обобщите образы в синквейне. Работа в парах.

— Пары с номером один напишут синквейн о царице, а с номером  два – о царевне.  

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Рефлексия

На партах у вас лежат яблочки, если вы были активны на уроки, поднимите их красной стороной ко мне, если считаете, что были менее активны поднимите зелёной стороной.

  • Сильный ожог руки как пишется
  • Сидеть в пол оборота как пишется
  • Сиквел к фанфику сказка о том как герда бежит за кем
  • Сидеть в кресле как пишется
  • Сивка бурка сказка слушать аудиокнигу