Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо»
по упражнению № 272
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №6 г. Димитровград
Куликова В.А.
Эпиграф
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать».
Валентина Александровна Осеева.
Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо»
по упражнению № 272
ЦЕЛИ:
1. Знать характеристику подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа.
2. Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения.
Вспомним композиционные элементы рассказа
У каждого рассказа должны быть следующие композиционные части:
экспозиция (намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка),
завязка (отправная точка развития действия),
развитие действия (основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта),
кульминация (то самое «интересное», для чего рассказы, собственно, и пишутся),
развязка (чем закончилось действие)
Валентина Александровна Осеева
1902 -05.07.1969
Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам.
Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.
Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие известны нескольким поколениям читателей.
Валентина Осеева
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
О чём заставляет нас задуматься рассказ В. Осеевой?
Что заставило женщину отогнать собаку?
Чему удивились мальчики?
Верно ли сделала замечание женщина?
А как бы вы поступили?
Как вы думаете, какое слово является ключевым в раскрытии поведения мальчиков?
Это слово вынесено и в название рассказа
Во время слушания текста выполните следующие задания:
определите число микротем по количеству пауз чтеца и обозначьте их цифрами.
— запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы рядом с цифрами.
— назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам
— составьте план по рассказу
Слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
Работа в группах.
— Отредактируйте текст, ответив на вопросы:
1. Сохранена ли последовательность
мыслей изложения?
2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы?
3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?
4. Составьте план по рассказу.
Основные средства связи между предложениями в тексте:
— однотематическая лексика;
— синонимы;
местоимения;
наречия;
антонимы;
союзы;
частицы;
порядок слов в предложении;
неполные предложения;
интонационные связи между предложениями
План
1. Собака яростно лаяла.
2. Мальчики стояли и ждали.
3. Как вам не стыдно!
4. Вот это и плохо!
Домашнее задание
1. По упр. №272 изложите подробно текст в тетрадь.
2. Ответьте письменно на вопрос: «Почему мальчики, которые «ничего не делали», поступили плохо?».
1
Первый слайд презентации: Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по упражнению № 272
Изображение слайда
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Изображение слайда
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать».
Валентина Александровна Осеева.
Изображение слайда
4
Слайд 4: Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по упражнению № 272
Изображение слайда
1. Знать характеристику подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа.
2. Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения.
Изображение слайда
6
Слайд 6: Вспомним композиционные элементы рассказа
У каждого рассказа должны быть следующие композиционные части:
экспозиция (намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка),
завязка (отправная точка развития действия),
развитие действия (основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта),
кульминация (то самое «интересное», для чего рассказы, собственно, и пишутся),
развязка (чем закончилось действие)
Изображение слайда
7
Слайд 7: Валентина Александровна Осеева
1902 -05.07.1969
Изображение слайда
Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам.
Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.
Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие известны нескольким поколениям читателей.
Изображение слайда
Изображение слайда
10
Слайд 10: Синие листья
Изображение слайда
11
Слайд 11: Валентина Осеева Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
О чём заставляет нас задуматься рассказ В. Осеевой?
Что заставило женщину отогнать собаку?
Чему удивились мальчики?
Верно ли сделала замечание женщина?
А как бы вы поступили?
Изображение слайда
Как вы думаете, к акое слово является ключевым в раскрытии поведения мальчиков?
Это слово вынесено и в название рассказа
«Плохо»
Изображение слайда
ФИЗМИНУТКА
Изображение слайда
Во время слушания текста выполните следующие задания:
определите число микротем по количеству пауз чтеца и обозначьте их цифрами.
— запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы рядом с цифрами.
— назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам
— составьте план по рассказу
Изображение слайда
18
Слайд 18: Слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
Изображение слайда
19
Слайд 19: Работа в группах. — Отредактируйте текст, ответив на вопросы: 1. Сохранена ли последовательность мыслей изложения? 2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы? 3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами? 4. Составьте план по рассказу
Изображение слайда
20
Слайд 20: Основные средства связи между предложениями в тексте:
— однотематическая лексика;
— синонимы;
местоимения;
наречия;
антонимы;
союзы;
частицы;
порядок слов в предложении;
неполные предложения;
интонационные связи между предложениями
Изображение слайда
1. Собака яростно лаяла.
2. Мальчики стояли и ждали.
3. Как вам не стыдно!
4. Вот это и плохо!
Изображение слайда
Рассуждение — такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли.
Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения.
Текст-рассуждение распадается на три части.
Изображение слайда
23
Слайд 23: Композиция рассуждения
— тезис (ответ на вопрос);
— обоснования тезиса (аргументы, доказательства, примеры);
— выводы (заключение на основе сказанного)
Доказательства приводите из рассказа «Плохо»
Изображение слайда
24
Слайд 24: Домашнее задание
1. По упр. №272 изложите подробно текст в тетрадь.
2. Ответьте письменно на вопрос: «Почему мальчики, которые «ничего не делали», поступили плохо?».
Изображение слайда
25
Последний слайд презентации: Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по
Изображение слайда
Тема: В. Осеева «Синие
листья».
Цель:
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при
работе с текстом.
Задачи
1.
Формировать умение
анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать
детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.
2.
Развивать навыки правильного и
осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
3.
Воспитывать честность, чувство
ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях.
развивать самооценку учащихся.
Оборудование: портрет В. Осеевой, карта Крыма, атлас
— определитель «От земли до неба»,
раздаточный материал для детей, аудиозапись рассказа «Синие листья»,
песни «Настоящий друг».
Ход урока.
I. Орг. момент.
Я предлагаю вам
начать наш урок с игры, которая называется «Добрые дела».
Я читаю стихотворение, а вы , если
согласны, говорите «да» и хлопаете в ладоши.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать? — Да!
Будем дерево сажать? — Да!
Будем маме помогать? — Да!
А братишку одевать? — Да!
Позаботимся о кошке? — Да!
Птицам мы насыплем крошки? — Да!
Позаботимся о друге? — Да!
И цветы польем на клумбе? — Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» — Да! Да! Да!
II. Определение темы и задач урока.
1. Работа над
загадкой.
— Послушайте
загадку. Что это?
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят. (Листья.)
2. Создание проблемной ситуации.
— Возьмите листья, которые лежат у вас на партах.
Внимательно рассмотрите.
— Кто может сказать лист какого дерева у него в руках?
(Клёна, березы, дуба.)(Можно использовать атлас — определитель «От земли
до неба».)
— Что интересного вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель.
Из желудей можно варить кофейный напиток.)
— Что интересного вы знаете о березе? (Символ России,
делают березовый сок, Существует два типа дерева — мужское и
женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх. .)
— Что интересного вы знаете о клене? (символ Канады,
из листьев добывают кленовый сахар.)
— Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их
раскрасили? (Зеленый, желтый. красный, оранжевый.)
— Могут ли листья быть синего цвета?
— Рассказ который мы сегодня будем читать называется
«Синие листья». Его написала В. Осеева.
— Как вы думаете, почему она его так назвала?
(Предположения детей.)
— Итак, наши задачи:
1) познакомиться с В. Осеевой.
2)познакомиться с рассказом В. Осеевой «Синие
листья»;
3) выяснить почему рассказ так называется;
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с В. Осеевой.
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения
между детьми. Одна из них — Валентина Осеева. Валентина Александровна
Осеева-Хмелёва — одна из самых известных детских писателей, которая
пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких
героев.
. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие
рассказы.
Я любила их за то, что могла читать без помощи
взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках
девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это
очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было
научиться читать и думать»
— Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Синие
листья».
2. Зарядка для
ушей «Умные ушки»
• Ладонями прижать уши
к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;
• плотно прижать
ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;
• вставить
в ухо палец, а затем резко выдернуть.
3. Слушание рассказа В. Осеевой «Синие
листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни
одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает
Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит
Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях
нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо
недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш.
Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на
обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
4. Беседа.
— Почему рассказ называется
«Синие листья»?
— Как звали подруг ?
— Сколько зеленых карандашей было
у Кати?
— Могла ли Катя дать Лене зеленый
карандаш?
— У кого Катя решила спросить
разрешение?
— Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала
разрешение у мамы, брата?
— Была ли Катя настоящей
подругой Лене?
-Что значит выражение
«Покраснела как рак»?
Физкультминутка
для глаз.
Глазки видят всё
вокруг,
Обведу я ими
круг.
Глазкам видеть всё
дано
— Где окно,
а где кино.
Обведу я ими
круг,
Погляжу на мир
вокруг.
5. «Жужжащее чтение» детей.
— Прочитайте рассказ вполголоса.
— Как вы думаете, о чем мы
должны задуматься, прослушав это произведение?
— Каковы главные слова всего
произведения? Как вы их понимаете?
6. Работа у доски.
— Давайте, подумаем
какими чертами характера обладали девочки.
Катя Лена
лживая аккуратная
равнодушная терпеливая
жадная воспитанная
хитрая гордая
трусливая правдивая
Физкультминутка «Ничевоки»
Чики-воки, чики-воки,
Жили-были Ничевоки –
Ничего
Не говорили,
И не
ели, и не пили,
Только
дулись,
Дулись,
Дулись…
***
Но потом вдруг улыбнулись,
И на маму поглядели,
И попили.
И поели,
Над собой
Похохотали,
Да и спать легли.
Устали.
***
Чики-воки, чики-воки,
Засыпают Ничевоки.
Тише, тише, не шумите,
Ничевок не разбудите…
Тс-с-с…
7. Чтение
рассказа по ролям
— Мы выяснили
особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по
ролям.
8. Работа в
парах.
— Из группы пословиц
выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.
Для первого ряда:
• Вежливость
открывает все двери.
• Лучше хорошо
поступить, чем хорошо говорить.
• Нет — друга
ищи, а нашёл — береги.
• Делу время,
а потехе — час.
Для второго ряда:
• Где труд, там
и радость.
• Крепкую дружбу
и водой не разольёшь.
• Добрый человек
добру учит.
• Кто скоро помог,
тот дважды помог.
Для третьего
ряда:
• Лето прохлопал,
осень протопал, а тут снег на голову.
• Птица сильна
крыльями, а человек — дружбой.
• Красив тот, кто
красиво поступает.
• Сердце матери
лучше солнца греет.
(Ответы детей с
аргументацией, обсуждение спорных вопросов.)
8. Работа по
серии картинок.
— Рассмотрите картинки.
— Связаны ли они
между собой?
— Можно ли составить
рассказ?
— Поработайте в
парах. Составьте рассказ. Мы выберем лучший.
— Проголосуем. (Светофор.)
— Можно ли назвать девочек настоящими подругами?
— Какими чертами они обладают? Почему?
9. Беседа.
— Какие сказки о
дружбе вы еще знаете? («Крошечка Хаврошечка», «Бременские
музыканты», «Кот, лиса и петух», «Снежная королева»,
«Иван — Царевич и Серый Волк», «Малыш и Карлосон»..)
— У кого из
сказочных героев девизом была фраза «Ребята, давайте жить дружно?»
— Какие песни о
дружбе вы знаете?
— Предлагаю спеть
песню «Настоящий друг».
IV. Итог урока.
— Чему научил вас урок?
— Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
— Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.
Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И не кому как будто не нужны
И светит солнышко неярко
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно
Но, как скажите не скучать?
Мир сразу красками наполнится
Измениться вдруг все вокруг
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг.
— А теперь, давайте создадим своё необычное дерево
дружбы. Соединим листья березы, дуба, клёна. Покажем, что у нас в классе только
дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего
листочка!
Осеева Валентина | |
Валентина Осеева | |
Имя при рождении | Валентина Осеева |
Дата рождения | 28(15 по старому стилю).04.1902 |
Место рождения | г. Киев |
Дата смерти | 05.07.1969 |
Место смерти | г., Москва |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Род деятельности | писательница |
Язык произведений | русский |
Валентина Александровна Осеева — русская писательница.
Валентина Осеева / Биография
Валентина Осеева родилась 28 апреля (15 апреля по старому стилю) 1902 года в Киеве. Отец Валентины, Александр Дмитриевич Осеев, в то время работал инспектором на элеваторе (по другим сведениям, инженером-строителем на железной дороге), а мать — Ариадна Леонидовна — корректором в газете. Раннее детство будущей писательницы прошло в Самаре.
Родители Валентины Осеевой принимали активное участие в революционном движении. В 1905 году Александр Дмитриевич возглавлял железнодорожный забастовочный комитет, затем ушёл в подполье, однако впоследствии был арестован. Из-за преследований полиции Ариадне Леонидовне с тремя дочерьми пришлось часто переезжать. Валентина Осеева начала учиться в гимназии в Киеве, а завершила учёбу в Житомире. Чтобы осуществить свою мечту стать актрисой, в 1920 году Валентина поступила на актёрский факультет Института имени Н. В. Лысенко в Киеве. Однако завершить образование ей не удалось: в 1923 году семья переехала в Москву. В. А. Осеева собиралась и в Москве продолжить обучение в театральном институте, но жизненные обстоятельства сложились иначе.
На подмосковной станции Подсолнечная мать Валентины Осеевой и её сестра Анжела работали в трудовой коммуне для беспризорных детей. Случайно приехав к ним, Валентина также увлеклась этой работой. Так начался плодотворный путь В. А. Осеевой в качестве педагога-воспитателя. Она проработала более шестнадцати лет в детских коммунах и колониях, и только тяжёлое состояние здоровья заставило Осееву оставить педагогическую деятельность.
С первым мужем Валентина Осеева познакомилась во время подавления детского бунта в Даниловском детприёмнике, где она тогда работала: Сергей Хмелёв помог молодой воспитательнице усмирить беспризорников-бунтовщиков. Вторым мужем Валентины стал писатель-фантаст и изобретатель Вадим Охотников.
Работая в трудовой коммуне, Валентина Осеева поняла, что наибольшее воспитательное воздействие на детей оказывает сила примера, а не нравоучительные нотации. Ей на помощь пришло искусство импровизации, которым она прекрасно владела. Для своих воспитанников Валентина Осеева придумывала разные истории, рассказывала о революционерах-героях и храбрых командирах Гражданской войны. Иногда сюжетами рассказов становились события из жизни самих воспитанников. И позднее именно по инициативе ребят В. А. Осеева записала и отправила в редакцию один из понравившихся им устных рассказов. Так, в 1937 году в газете «За коммунистическое просвещение» был опубликован первый рассказ Осеевой — «Гришка». Рассказы Валентины Осеевой стали регулярно появляться на страницах детских периодических изданий: в газете «Пионерская правда», в журналах «Дружные ребята», «Затейник», «Мурзилка», «Пионер».
Писательскому мастерству Валентина Осеева училась в Литинституте, где её наставником был С. Я. Маршак.
Первым, принёсшим Валентине Осеевой известность, стал рассказ «Бабка», который был опубликован в журнале «Дружные ребята» в 1939 году. В конце того же года рассказ появился в литературном сборнике «Снежки». Эта трогательная история посвящена душевной чёрствости мальчика Борьки по отношению к собственной бабушке.
В 1940 году вышел в свет первый сборник рассказов Валентины Осеевой под названием «Рыжий кот». В довоенных рассказах Валентины Осеевой («Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки») внимание автора было сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от неё. Рассказы 1940-х годов, адресованные детям дошкольного и младшего школьного возраста, также посвящены теме нравственно-этического становления. Опираясь на художественный опыт К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, Валентина Осеева освоила трудный жанр — короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений.
Во время Великой Отечественной войны и вскоре после неё были изданы сборники «Волшебное слово» (1944), «Отцовская куртка» (1946), «Мой товарищ» (1950). К числу наиболее известных рассказов В. А. Осеевой относятся: короткий рассказ «Волшебное слово», давший начало целому сборнику писательницы, и рассказ-притча «Синие листья», опубликованный в 1943 году в журнале «Мурзилка». Его название В. А. Осеева дала одному из лучших своих сборников (1965).
О детях военного времени Валентина Осеева создала рассказы «Андрейка», «Отцовская куртка», «Кочерыжка».
Помимо рассказов В. А. Осеева писала также сказки и стихи, адресованные дошкольникам и младшим школьникам. Сказок писательница создала совсем немного. Среди них можно назвать такие, как «Сороки», «Заячья шубка», «Добрая хозяюшка», «Волшебная иголочка».
Первые публикации стихотворений Валентины Осеевой относятся к 1939 году, когда в сборнике «Снежки» появились три поэтических произведения писательницы: «Бить нехорошо», «Ручей», «Удивительный дом». И впоследствии Валентина Осеева ещё не раз обращалась к поэзии.
Однако сильнейшей стороной творчества Валентины Осеевой была реалистическая проза. Жизненная достоверность рассказов писательницы оказывает глубокое воздействие на читателя и заставляет его задуматься над нравственными проблемами.
Крупная повествовательная форма была не сразу освоена В. А. Осеевой. Но ещё до Великой Отечественной войны писательница задумала повесть о жизни советской школы. Начавшаяся война помешала Валентине Осеевой осуществить свой замысел, и рукопись пришлось отложить. Однако военные события послужили благодатным материалом для будущей повести. В 1947 году вышла первая книга трилогии о советских школьниках-пионерах — «Васёк Трубачёв и его товарищи». Цель Осеевой состояла в том, чтобы герои повести, простые ребята, могли стать примером для подражания. Персонажи произведения сразу полюбились юным читателям.
- Валентина Осеева
-
Васёк Трубачёв и его товарищи / Валентина Осеева
-
Мой товарищ / Валентина Осеева
-
Васёк Трубачёв и его товарищи / Валентина Осеева
-
Простое дело / Валентина Осеева
-
Волшебное слово / Валентина Осеева
-
Динка / Валентина Осеева
Вторая часть повести, вышедшая в 1951 году, оказалась ещё более удачной, чем первая. Если в первой книге описывается повседневная жизнь одного из классов обычной подмосковной школы в мирное предвоенное время, то во второй книге сюжет посвящён героическому периоду Великой Отечественной войны. Полюбившийся читателям пионерский отряд принимает посильное участие в борьбе с немецкими оккупантами.
Заключительная часть трилогии появилась в 1952 году. В ней рассказывается о жизни пионерского отряда в трудовом тылу. За первую и вторую книги повести «Васёк Трубачёв и его товарищи» в 1952 году Валентина Осеева была удостоена Сталинской премии. В эти годы популярность Васька Трубачёва была очень велика. Некоторые читатели воспринимали героя как реального мальчика и даже писали ему письма. Трилогия многократно переиздавалась, была переведена на множество языков. В 1953 году Валентина Осеева в соавторстве с Е. Сувориной переработала повесть в инсценировку. В 1955 году на экраны вышел художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза — «Васёк Трубачёв и его товарищи». Кинокартина «Отряд Трубачёва сражается» (1957) является продолжением фильма 1955 года.
В. А. Осеева занималась переводами. Она переводила на русский язык произведения башкирского писателя Мустая Карима. В 1952 году в переводе В. А. Осеевой вышла повесть М. Карима «Радость детства», в 1964 году — его повесть «Таганок». Также Валентина Осеева перевела на русский язык повесть «Друг Черноносого» классика татарской литературы Хади Такташа. Этот перевод был издан в 1958 году.
Большой успех выпал на долю одного из последних произведений Валентины Осеевой — «Динка». Действие повести, имеющей под собой автобиографическую основу, происходит в начале XX века, вскоре после первой русской революции 1905 года. Главная героиня растёт в семье, связанной с революционным подпольем. Повесть впервые вышла в 1959 году отдельной книгой. Тогда произведение состояло из двух частей. В 1965 году к повести прибавилась третья часть.
История о приключениях Динки так полюбилась читателям, что они стали настойчиво просить Валентину Осееву написать продолжение. Уступая их просьбам, писательница начала работу над повестью «Динка прощается с детством». В этом произведении действие разворачивается на фоне событий Первой мировой войны.
История Динки произвела большое впечатление на юных читателей. Валентине Осеевой приходило множество писем с отзывами о её произведении.
Повесть «Динка» была дважды экранизирована. В 1971 году вышел художественный фильм «Найди меня, Лёня!», поставленный режиссёром Николаем Лебедевым. А в 1983 году появился трёхсерийный телефильм «Раннее, раннее утро» режиссёра Валерия Харченко.
С 1950-х годов В. А. Осеева проживала со своим вторым мужем в селе Изюмовка, в Крыму. После его смерти в 1964 году писательница уехала в Москву, где и провела последние годы жизни. Валентина Осеева собиралась написать ещё одну книгу — «Скажи, кто твой друг», но не успела. Писательница скончалась 5 июля 1969 года, похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. На памятнике указана её полная фамилия — Осеева-Хмелёва. Последняя книга Валентины Осеевой «Динка прощается с детством» вышла в 1969 году, уже после её смерти.
Творчество В. А. Осеевой востребовано и в наши дни. Книги писательницы регулярно переиздаются.
Знает один – знает один, знают два – знают двадцать два Валентина Осеева |
Валентина Осеева / Книги
- Осеева, В. А. Рыжий кот ; [Сестренка ; Бабка] : [рассказы] / рис. Н. Жукова. — [Москва] : Молодая гвардия, 1940. — 80 с. с заставками и концовками. — (Библиотечка пионервожатого. Беседа на тему: «Каков ты дома»). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Собрание сочинений : в 4 т. / В. А. Осеева ; оформ. А. Ганнушкина ; худож. Г. Фитингоф ; вступ. ст. А. Алексина ; коммент. З. Короза. — Москва : Детская литература, 1984–1986.
- Осеева, В. А. Бабка : [рассказ] / рис. А. Билль. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1941 (Москва). — 16 с. : ил. — (Книга за книгой). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть / В. Осеева ; рис. Н. Петровой. — Москва ; Ленинград : изд-во и ф-ка дет. книги Детгиза, 1947. — 223 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть / ил.: Г. П. Фитингоф. — [Ленинград] : Ленинздат, 1952. — 628 с. : ил. — (Библиотека школьника). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи / В. Осеева ; [рис. Г. Фитингофа]. — Москва : Детгиз, [1961]. — 861 с. : ил. — (Библиотека пионера). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : [Кн. 1] / В. А. Осеева. Девочка из города / Л. Воронкова ; к сб. в целом послесл. и коммент. И. Мотяшова ; худож. Г. Фитингоф, А. Парамонов. — Москва : Детская литература, 1989. — 334 с. : ил. — (Библиотечная серия. Библиотека пионера).
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повести / В. А. Осеева ; худож. В. Красилевский. — Кишинев : Литература артистикэ, 1989. — 687 с. : ил.
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : [повесть] / В. А. Осеева ; худож. В. Остапенко. — Москва : Эксмо, 2004. — 479 с. : ил. — (Библиотека приключений).
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи / В. А. Осеева ; худож. А. Власова. — Москва : Пушкинская библиотека: АСТ : Астрель, 2005. — 351 с. : ил. — (Внеклассное чтение).
- Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи : все повести / Валентина Осеева ; [худож. А. Власова]. — Москва : АСТ, 2018. — 1021 с. : ил. — (Вся детская классика).
- Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи : Книга первая : повесть / Валентина Осеева ; художник А. Рытман. — Москва : Детская литература, 2018. — 287 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи. Книга первая : повесть / Валентина Осеева ; рисунки Екатерина Чудновская. — Москва : Махаон, 2019. — 207 с. : ил. — (Чтение — лучшее учение).
- Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи. Книга вторая : повесть / Валентина Осеева ; художник А. Рытман. — Москва : Детская литература, 2019. — 399 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть : [в 2 т.] / В. Осеева ; рис. Н. Петровой. — [2-е изд.]. — Москва ; Ленинград : изд-во и ф-ка дет. книги Детгиза, 1949–1951. — (Школьная библиотека). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть : [в 3 т.]. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1949–1953. — (Школьная библиотека для нерусских школ. Для семилетней школы). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть : [в 3 т.] / рис. Н. Петровой. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1951–1952. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : [повесть : в 3 т.] / рис. Г. Фитингофа. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1953. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть : в 3 кн. / В. А. Осеева ; худож. Ю. Шабанов. — Ленинград : Лениздат, 1978–1979. — (Библиотечка юного ленинца).
- Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи : повесть : [трилогия] / Валентина Осеева ; рисунки Георгия Фитингоф. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019. — (Вот как это было).
- Осеева, В. А. Веселые деньки / Валентина Осеева ; ил. Елены Карпович. — Москва : Эксмо, 2020. — 160 с. : ил. — (Книжка в кармашке) (#эксмодетство).
- Осеева, В. А. Волшебная иголочка : сказка / В. А. Осеева ; худож. Л. Казбеков. — Москва : Малыш, 1988. — 16 с. : ил.
- Осеева, В. А. Волшебная иголочка : стихи, сказки, рассказы / Валентина Осеева ; [худож. И. Красовская]. — Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2013. — 63 с. : ил. — (Для самых маленьких).
- Осеева, В. А. Волшебная иголочка : сказки / Валентина Осеева ; художник Евгений Медведев. — Москва : Детская литература, 2019. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
- Осеева, В. А. Волшебное слово / В. Осеева ; рис. А. Давыдовой. — Москва ; Ленинград : Гос. изд. детской лит., 1944. — 31 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / В. Осеева ; рис. и обл. В. Челинцовой. — [Куйбышев] : Куйбыш. изд-во, 1946. — 27 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / В. Осеева ; рис. А. Давыдовой. — 2-е изд., доп. — Москва ; Ленинград : изд-во и ф-ка дет. книги Детгиза, 1947. — 48 с. : ил. — (Библиотечка детского сада). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / В. Осеева ; ил.: И. Малюков. — Новосибирск : Новосибгиз, 1948. — 48 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] ; [Синие листья] / В. Осеева ; рис. М. Карпенко. — Рига : Латгосиздат, 1948. — 16 с. : ил. — (Библиотека школьника). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / [ил. М. М. Львов]. — Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1951. — 36 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / рис. А. Пахомова. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1953. — 36 с. : ил. — (Библиотечка детского сада). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы / В. А. Осеева ; худож. С. Калачев. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1979. — 14 с. : ил.
- Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы / В. А. Осеева ; худож. П. Асеев. — Москва : Детская литература, 1980. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки).
- Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы / В. А. Осеева ; худож. Л. Дронова, А. Дронов. — Москва : Книги «Искателя», 2002. — 63 с. : ил. — (Библиотека школьника).
- Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы и сказки / В. А. Осеева ; худож. И. Дунаева. — Москва : Детская литература, 2006. — 254 с. : ил., портр. — (Школьная библиотека).
- Содерж.: рассказы: разделы: Отцовская куртка ; Волшебное слово ; сказки: Заячья шапка ; Добрая хозяюшка ; Болтушки ; Какой день? ; Кто всех глупее.
- Осеева, В. А. Волшебное слово : сказки и рассказ / В. А. Осеева ; худож. Е. Запесочная, В. Каневский. — Москва : Планета детства, 2006. — 47 с. : ил.
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [сказки, рассказы] / В. Осеева ; худ.: В. Каневский, И. Глазов, Е. Запесочная. — Москва : Планета детства, 2011. — 96 с. : ил.
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [сказки, рассказы] / В. Осеева ; [худ.: В. Каневский, И. Глазов, Е. Запесочная]. — Москва : АСТ, 2016. — 63 с. : ил. — (Читаем сами без мамы) (Малыш).
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [сборник] / В. А. Осеева ; [художник Юрий Кравец]. — Ростов-на-Дону ; Аксай : Проф-Пресс, 2016. — 112 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Осеева, В. А. Волшебное слово / В. Осеева ; [художник Марина Афанасьева]. — Москва : Энас-книга, 2016 (макет 2017). — [12] с. : ил. — (Новые старые книжки).
- Осеева, В. А. Волшебное слово : сказки / В. Осеева ; рисунки А. Кукушкина. — Москва : АСТ, 2017. — 128 с. : ил. — (Самые лучшие сказки) (Малыш).
- Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы для малышей / Валентина Осеева ; художник Диана Лапшина. — Москва : Махаон, 2018. — 80 с. : ил. — (Чудесные книжки для малышей).
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / Валентина Осеева ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург : Пальмира, 2018. — 48 с. : ил. — (Иллюстрированная библиотека школьника).
- Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы / Валентина Осеева ; художник Евгений Медведев. — Москва : Детская литература, 2019. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
- Осеева, В. А. Волшебное слово / Валентина Осеева ; художник Надежда Кузнецова. — Москва : Самовар, 2019. — 79 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Осеева, В. А. Все вместе : повести и рассказы / В. А. Осеева ; худож. Л. Виноградова. — Москва : Советская Россия, 1979. — 143 с. : ил.
- Осеева, В. А. Всё о Динке и её друзьях: Динка ; Динка прощается с детством : [повести] / Валентина Осеева ; худож. Адриан Ермолаев. — Санкт-Петербург : Азбука, 2016. — 831 с. : ил. — (Всё о…).
- Осеева, В. А. Выходной день Вольки / В. Осеева. — Москва : Детская литература, 1972. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки).
- Осеева, В. А. Динка : повесть / В. А. Осеева ; рисунки А. Ермолаева. — Москва : Детгиз, 1959. — 480 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Осеева, В. А. Динка : повесть / Рис. А. Ермолаева. — [Доп. изд.]. — [Москва] : [Дет. лит.], [1965]. — 589 с. : ил. — (Школьная б-ка. Для начальной и восьмилетней школы). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Динка : повесть / В. А. Осеева ; худож. А. Воробьев. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 607 с. : ил. — (Библиотека приключений).
- Осеева, В. А. Динка : повесть / В. А. Осеева ; худож. А. Ермолаев. — Москва : Детская литература, 2007. — 718 с. : портр., ил. — (Школьная библиотека).
- Осеева, В. А. Динка : [повесть] / Валентина Осеева ; рисунки Юлии Казарницкой. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 496 с. : ил.
- Осеева, В. А. Динка : повесть / Валентина Осеева ; художник Ольга Пустовойт. — Москва : Росмэн, 2020. – 687 с. : ил. — (Классика на все времена).
- Осеева, В. А. Динка ; Динка прощается с детством / В. Осеева. — Москва : АСТ, 2018. — 1024 с. — (Вся детская классика) (Малыш).
- Осеева, В. А. Динка прощается с детством : повесть / [ил.: А. Ермолаев]. — Москва : Детская литература, 1969. — 301 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Динка прощается с детством : повесть / В. А. Осеева ; худож. Л. И. Зеневич. — Минск : Юнацтва, 1986. — 318 с. : ил.
- Осеева, В. А. Динка прощается с детством / В. А. Осеева ; худож. Н. Воробьева. — Москва : Эксмо, 2004. — 399 с. : ил. — (Библиотека приключений).
- Осеева, В. А. Динка прощается с детством : повесть / Валентина Осеева ; художник А. Ермолаев. — Москва : Детская литература, 2016. — 478 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Осеева, В. А. До первого дождя / В. А. Осеева ; худож. А. Пахомов. — Москва : Детская литература, 1966. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Осеева, В. А. Добрая хозяюшка : сказки / В. Осеева ; рисунки Ф. Глебова. — Москва ; Лениград : Детгиз, 1953. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки) (Библиотечка детского сада). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Содерж.: Добрая хозяюшка ; Заячья шапка ; Какой день?
- Осеева, В. А. Добрая хозяюшка : рассказы / В. А. Осеева ; худож. Ю. Устинов. — Москва : Детская литература, 1988. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки).
- Осеева, В. А. Ежинка : [стихи] / ил.: Ю. Узбяков. — [Москва] : Детгиз, 1951. — [16] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Ежинка : [стихи] / ил.: Е. Рачев. — [Москва] : Детгиз, 1952. — 8 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Новая игрушка : рассказы и сказки / Валентина Осеева ; художник Е. Медведев. — Москва : Детская литература, 2018. — 238 с. : ил. — (Как хорошо уметь читать).
- Осеева, В. А. Отцовская куртка : рассказы / В. Осеева ; рисунки В. Мирзоева. — Москва : Детгиз, 1958. — 80 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Содерж.: Отцовская куртка ; Бабка ; Рыжий кот.
- Осеева, В. А. Отцовская куртка : рассказы / В. А. Осеева ; худож. Е. Ванюков. — Москва : Детская литература, 1966. — 174 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Осеева, В. А. Папа-тракторист / В. А. Осеева ; худож. В. Н. Куликов. — Омск : Омское книжное издательство, 1986. — 16 с. : ил.
- Содерж.: Злая мать и добрая тетя ; Печенье ; Лекарство ; Три сына ; Мечтатель ; Жадная мать ; Кто наказал его? ; Папа-тракторист ; Кто всех глупее?
- Осеева, В. А. Почему? / В. Осеева ; рис. В. Чапля. — Москва : Детская литература, 1969. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Осеева, В. А. Простое дело / В. Осеева ; рисунки М. Горшмана. — Москва : Детгиз, 1956. — 63 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Осеева, В. А. Простое дело : рассказы / Валентина Осеева ; худож. Анастасия Нестерова. — Москва : ЭНАС-Книга, 2017. — 71 с. : ил. — (Детвора).
- Осеева, В. А. Рассказы / В. Осеева ; художник И. Панков. — Москва : Росмэн, 2018. — 47 с. : ил. — (Читаем по слогам).
- Осеева, В. А. Рассказы для детей / Валентина Осеева ; художник И. Панков. — Москва : Росмэн, 2017. — 31 с. : ил. — (Детская библиотека Росмэн).
- Осеева, В. А. Рассказы и сказки / В. А. Осеева ; худож. И. А. Цыганков, Л. Дронова, А. Дронов. — Москва : Книги «Искателя», 2008. — 80 с., [6] л. цв. ил. — (Школьная библиотека).
- Осеева, В. А. Рассказы, сказки, стихи / В. Осеева ; [художник Д. Герасимова]. — Москва : Стрекоза, 2017. — 128 с. : ил. — (Школьная программа).
- Осеева, В. А. Своими руками : рассказы / В. А. Осеева ; худож. Т. Прибыловская. — Москва : Малыш, 1986. — [8] с. : ил.
- Осеева, В. А. Синие листья : рассказы и стихи. — Москва : Детская литература, 1965. — 111 с. : ил. — (Школьная б-ка для нерусских школ. Для начальной школы). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Синие листья : рассказы, стихи, сказки / В. А. Осеева ; худож. О. Богаевская. — Москва : Детская литература, 1971. — 104 с. : ил.
- Осеева, В. А. Синие листья : рассказы / В. А. Осеева ; худож. М. Успенская. — Москва : Малыш, 1987. — 26 с. : ил.
- Осеева, В. А. Синие листья / Валентина Осеева ; рис. Елена Карпович. — Москва : Эксмо, 2012. — 127 с. : ил. — (Книги — мои друзья).
- Содерж.: Утро ; Волшебное слово ; Просто старушка ; Маленький цыпленок на большой земле ; Девочка с куклой ; Загадка ; Кто хозяин? ; Веселые деньки ; Хорошее ; Три товарища ; Навестила ; На катке ; Отомстила ; Сыновья ; Обидчики ; Вырванный лист ; Бедный ежик ; До первого дождя ; Первый снег ; Озорной дождик ; Печенье ; Синие листья ; Хороший гусь ; Долг ; Просто так ; Время ; Сторож ; В гости к ягодам ; Два коня ; Плохо ; Что легче? ; Все вместе ; Кто всех глупее? ; Гостья ; Добрая хозяюшка ; Какой день? ; Куриный разговор ; Рекс и кекс ; Важные коровы ; Строитель ; В золотом колечке ; Кудлатка ; Колыбельная песенка ; Волшебный дом ; Ежинка ; Заячья шапка ; Пёрышко ; Весенний дождик.
- Осеева, В. А. Синие листья : рассказы, стихи, сказки / В. Осеева ; рисунки О. Богаевской. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 104 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).
- Осеева, В. А. Синие листья : рассказы и сказки / В. Осеева ; художник И. Панков. — Москва : Росмэн, 2017. — 47 с. : ил. — (Библиотека детского сада).
- Осеева, В. А. Сосчитай-ка! : [стихи] / ил.: В. Сутеев. — [Москва] : Детгиз, 1952. — 8 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Три сына : [рассказы] / [ил.: В. Горячев]. — Москва : Детская литература, 1966. — 32 с. : ил. — (Читаем сами). — [Хранится в РГБ].
- Осеева, В. А. Три товарища и другие рассказы / В. А. Осеева ; худож. А. Мартынов. — Москва : Стрекоза-Пресс, 2007. — 63 с. : ил. — (Библиотека школьника).
Переводы В. А. Осеевой
- Карим, М. Радость нашего дома / Мустай Карим ; авторизированный пер. с башкирского В. Осеевой ; рисунки В. Горячева. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1952. — 95 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Карим, М. Таганок : повесть / Мустай Карим ; перевод с башкирского В. А. Осеевой ; рисунки С. Забалуев. — Москва : Детгиз, 1964. — 126 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
- Такташ, Х. Друг Черноносого : повесть / Хади Такташ ; рис. Ильдара Урманчиева ; [пер. с тат. В. Осеевой]. — Москва : Детгиз, 1958. — 31 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
Валентина Осеева / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : инсценировка В. Осеевой и Е. Сувориной в 4-х действиях, 7-ми картинах / В. Осеева ; [рис. В. Ладягина]. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1953 (Москва : РГДБ, 2013). — 48 с. : ил. — (Школьный театр). — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Мой товарищ : рассказы / В. Осеева ; рисунки М. Горшмана. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1950 (Москва : РГДБ, 2013). — 63 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Отцовская куртка : рассказы / В. Осеева ; рисунки А. Брея. — Текст : электронный. — Mосква ; Ленинград : Детгиз, 1946 (Москва : РГДБ, 2012). — 96 с. : ил. — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Содерж.: Отцовская куртка ; Бабка ; Рыжий кот.
- Осеева, В. А. Простое дело / В. Осеева ; рисунки М. Горшмана ; [вступит. ст. Е. Суворина]. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1960 (Москва : РГДБ, 2013). — 64 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Рассказы / В. Осеева ; рисунки И. Архангельской. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1952 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Рассказы о детях / В. Осеева ; рисунки А.Билль. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1946 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Осеева, В. А. Синие листья : рассказы, стихи, сказки / Валентина Осеева ; иллюстрации Елены Карпович. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (7 MB). — Москва : Эксмо, 2015 (Москва : ЛитРес, 20160817162257.0). — 48408 зн. — Режим доступа: в залах РГДБ.
- Снежки : рассказы и стихи : [сборник] / [рисунки художников В. Алфеевского, А. Брея, А. Ермолаева, В. Коновалова и О. Розенблат]. — Текст : электронный. — Mосква ; Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939 (Москва : РГДБ, 2013). — 111 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
- Содерж.: авт.: В. Донникова, В. Осеева, Н. Найденова, Н. Артюхова, А. Кардашова, А. Крачковская, В. Каролинская, В. Барков, О. Бем, А. Шманкевич, Р. Гинцбург, И. Полянская, Н. Носов, Г. Браиловская, И. Науменко, Ф. Хусни, О. Тарнопольская, Е. Ровинская, М. Страхова, А. Сабадаш, О. Высотская.
Валентина Осеева / Диафильмы
- Наши добрые дела : [диафильм для нач. классов] ; сост. К. Тихомирова ; худож. Вуколов О. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1977 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (36 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
- Содерж.: Мечтатель / В. Осеева ; Общее дело / З. Воскресенская.
- Осеева, В. А. Волшебное слово : [диафильм для детей 6-летнего возраста, обучающихся во 2 кл.] / В. Осеева. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1986 (Москва : РГДБ, 2015). — 1 дф. (30 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
- Отряд Трубачева сражается. Ч. 1 : [диафильм] : составлен по одноименной кинокартине, поставленной И. Фрезом, в 2 ч. ; [сост. И. Фрез ; ред. Е. Кавтиашвили]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1958 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (61 кд.) : ч/б. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
- Отряд Трубачева сражается. Ч. 2 : [диафильм] : составлен по одноименной кинокартине, поставленной И. Фрезом, в 2 ч. ; [сост. И. Фрез ; ред. Е. Кавтиашвили]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1958 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (74 кд.) : ч/б. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
- Сахарова, В. Почему? : по рассказу В. Осеевой : диафильм для детских садов / [автор В. Сахарова ; художник В. Рассохин ; художественный редактор В. Кузьмин ; редактор В. Чернина]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1989 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (33 кд.) : цв. — Диафильм создан по программе, утвержденной Министерством народного образования СССР. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
О жизни и творчестве
- Алексин, А. Волшебное слово: [вступительная статья.] / Анатолий Алексин // Собрание сочинений в четырех томах : Т. 1. / В. Осеева ; оформ. А. Ганнушкина ; худож. Г. Фитингоф ; вступит. статья А. Алексина ; коммент. З. Короза. — Москва : Детская литература, 1984. — С. 5–6.
- Арзамасцева, И. Н. Валентина Александровна Осеева / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература : учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Academia, 2005. — С. 396–398. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
- Арзамасцева, И. Н. Осеева Валентина Александровна (1902–1969) // Русские детские писатели ХХ века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 319–322.
- Бузукашвили, М. «Ближе к жизни, ближе к правде» : к 75-летию со дня рождения В. А. Осеевой // Детская литература. — 1977. — № 5. — С. 32–33. — (Из истории).
- Зубкова, М. Автор волшебных слов : [к 110-летию со дня рождения В. А. Осеевой] / М. Зубкова // Читаем вместе. — 2012. — № 4. — С. 32. — Портр. — (Читаем с родителями).
- Елкин, А. [Рецензия на книгу В. Осеевой «Динка прощается с детством»] / Анатолий Елкин // Детская литература. — 1970. — № 3. — С. 72–73. — (Вышла книга).
- Еремина, К. К. Формирование нравственных ценностей при изучении творчества В. А. Осеевой / К. К. Еремина // Начальная школа. — 2013. — № 2. — С. 32–35. — Библиогр. — (Воспитание и обучение).
- Короза, З. Комментарии / З. Короза // Собрание сочинений : Т. 2 / В. Осеева ; оформ. А. Ганнушкина ; худож. Г. Фитингоф, И. Дунаева ; коммент. З. Короза. — Москва : Детская литература, 1985. — С. 555–558.
- Корф, О. Б. Валентина Александровна Осеева (1902–1969) // Детям о писателях. ХХ век от О до Я : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф. — Москва : Стрелец, 2006. — С. 4–5.
- Кремянская, Н. И. В. А. Осеева : [о жизни и творчестве писательницы] / Н. И. Кремянская // Детская литература. 1969. — Москва : Детская литература, 1969. — С. 175–194.
- Мотяшов, И. Сила человечности : [о В. Осеевой и Л. Воронковой] / Игорь Мотяшов // Васёк Трубачёв и его товарищи / В. А. Осеева. Девочка из города / Л. Ф. Воронкова. — Москва : Детская литература, 1989. — С. 5–18.
- Платонов, А. П. Два рассказа : [рецензия на рассказы В. Бокова «Дорога» и В. Осеевой «Бабка»] // Размышления читателя : статьи / А. Платонов ; сост. М. А. Платонова. — Москва : Современник, 1970. — С. 148–152.
- Разгон, Л. Валентина Осеева (1902–1969) / Лев Разгон // Пионер. — 1986. — № 6. — С. 25. — Ил. — Фот. — (Писатели нашего детства).
- Ручимская, Е. Валентина Осеева / Е. Ручимская // Детская литература. — 1968. — № 7. — С. 77–78. — Фот. — Библиогр.
- Сабитова, Д. Три апрельские новеллы : [к 200-летию со дня рождения А. И. Герцена (6 апр. 1812–1870), 75-летию со дня рождения Б. А. Ахмадулиной (10 апр. 1937–2010) и 110-летию со дня рождения В. А. Осеевой (28 апр. 1902–1969)] / Д. Сабитова // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2012. — № 3. — С. 56–58. — Портр.
- [Творчество Валентины Александровны Осеевой…] // Детская Роман-газета. — 2016. — № 1. — С. 11.
- Тубельская, Г. Н. Оcеева Валентина Александровна (1902–1969) // Детские писатели России : сто тридцать имен : биобиблиографический справочник / Г. Н. Тубельская. — Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — С. 264–266.
- Валентина Александровна Осеева (1902–1969) : виртуальная выставка к 115-летию со дня рождения русской писательницы : [презентация] / [научно-библиографический отдел ; сост. Е. В. Азарова ; ред. Н. С. Рубан]. — Текст. Изображение : электронные // Российская государственная детская библиотека : сайт. — (дата обращения: 12.03.2020).
- Золотухина, А. В. Личность и коллектив в русской детской литературе предвоенного времени / А. В. Золотухина. — Текст : электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2016. — № 3. — С. 41–47. — Из содерж.: о повести В. А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи». — (дата обращения: 12.03.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
- Келли, К. «В нашем великом Советском Союзе товарищ ― священное слово» : эмоциональные отношения между детьми в советской культуре / К. Келли. — Текст : электронный // Детские чтения. — 2013. — № 1 (003). — С. 39–73. — Из содерж.: о повести В. А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».— (дата обращения: 12.03.2020).
- Октябрьская, О. С. Роль семьи в воспитании ребенка в романе Валентины Осеевой «Динка» / О. С. Октябрьская. — Текст : электронный // Вестник московского университета. Серия 9: Филология. — 2014. — № 6. — С. 139–145. — (дата обращения: 12.03.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
- Постовалова, О. Д. Особенности пространственных образов в автобиографической повести В. А. Осеевой «Динка» / О. Д. Постовалова. — Текст : электронный // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 10–1. — С. 139–142. — (дата обращения: 12.03.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
- Сукач, Е. С. Анализ художественной системы рассказа В. Осеевой «Почему?» / Е. С. Сукач // Пятый этаж : сборник научных статей молодых ученых : Том 3. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2017. — С. 106–109. — (дата обращения: 12.03.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Премии, награды
- 1952 г. — Сталинская премия третьей степени (за первую и вторую книги повести «Васёк Трубачёв и его товарищи»)
Экранизации
- Васёк Трубачёв и его товарищи. Художественный фильм (по мотивам первой книги одноимённой повести В. А. Осеевой). Реж. Илья Фрэз. СССР, 1955.
- Отряд Трубачёва сражается. Художественный фильм (по мотивам второй книги повести В. А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи»). Реж. Илья Фрэз. СССР, 1957.
- Обида. Мультипликационный фильм (по мотивам сказки В. А. Осеевой «Добрая хозяюшка»). Реж. Роман Качанов. СССР, 1962.
- Найди меня, Лёня! Художественный фильм (по мотивам повести В. А. Осеевой «Динка»). Реж. Николай Лебедев. СССР, 1971.
- Раннее, раннее утро… Многосерийный телевизионный фильм (по мотивам повести В. А. Осеевой «Динка»). Реж. Валерий Харченко. СССР, 1983.