Синие листья осеева сочинение

Слайд 1 текст слайда: подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу в.осеевой плохо по упражнению 272 учитель русского
Слайд 1

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо»

Текст слайда:

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо»
по упражнению № 272

Учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №6 г. Димитровград
Куликова В.А.


Слайд 2

Эпиграф Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.Пусть книги друзьями заходят в дома.Читайте

Текст слайда:

Эпиграф

Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.


Слайд 3

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы,

Текст слайда:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать».
Валентина Александровна Осеева.


Слайд 4

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по упражнению № 272

Текст слайда:

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо»
по упражнению № 272


Слайд 5

ЦЕЛИ:1. Знать характеристику подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа.2. Уметь письменно пересказывать исходный текст с

Текст слайда:

ЦЕЛИ:

1. Знать характеристику подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа.
2. Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения.


Слайд 6

Вспомним композиционные элементы рассказа У каждого рассказа должны быть следующие композиционные части: экспозиция (намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка),

Текст слайда:

Вспомним композиционные элементы рассказа

У каждого рассказа должны быть следующие композиционные части:
экспозиция (намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка),
завязка (отправная точка развития действия),
развитие действия (основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта),
кульминация (то самое «интересное», для чего рассказы, собственно, и пишутся),
развязка (чем закончилось действие)


Слайд 7

Валентина Александровна Осеева1902 -05.07.1969

Текст слайда:

Валентина Александровна Осеева

1902 -05.07.1969


Слайд 8

Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце,

Текст слайда:

Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам.
Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.
Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие известны нескольким поколениям читателей.


Слайд 11

Валентина Осеева Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел

Текст слайда:

Валентина Осеева
Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.


Слайд 15

О чём заставляет нас задуматься рассказ В. Осеевой?Что заставило женщину отогнать собаку?Чему удивились мальчики?Верно ли сделала замечание

Текст слайда:

О чём заставляет нас задуматься рассказ В. Осеевой?
Что заставило женщину отогнать собаку?
Чему удивились мальчики?
Верно ли сделала замечание женщина?
А как бы вы поступили?


Слайд 16

Как вы думаете, какое слово является ключевым в раскрытии поведения мальчиков? Это слово вынесено и

Текст слайда:

Как вы думаете, какое слово является ключевым в раскрытии поведения мальчиков?
Это слово вынесено и в название рассказа


Слайд 17

Во время слушания текста выполните следующие задания: определите число микротем по количеству пауз чтеца и

Текст слайда:

Во время слушания текста выполните следующие задания:
определите число микротем по количеству пауз чтеца и обозначьте их цифрами.
— запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы рядом с цифрами.
— назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам
— составьте план по рассказу


Слайд 18

Слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам Собака яростно лаяла, припадая на

Текст слайда:

Слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.


Слайд 19

Работа в группах. - Отредактируйте текст, ответив на вопросы: 1. Сохранена ли последовательность

Текст слайда:

Работа в группах.
— Отредактируйте текст, ответив на вопросы:
1. Сохранена ли последовательность
мыслей изложения?
2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы?
3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?
4. Составьте план по рассказу.


Слайд 20

Основные средства связи между предложениями в тексте: - однотематическая лексика;- синонимы;местоимения;наречия; антонимы;союзы;частицы;порядок слов в предложении;неполные

Текст слайда:

Основные средства связи между предложениями в тексте:

— однотематическая лексика;
— синонимы;
местоимения;
наречия;
антонимы;
союзы;
частицы;
порядок слов в предложении;
неполные предложения;
интонационные связи между предложениями


Слайд 21

План 1. Собака яростно лаяла.2. Мальчики стояли и ждали.3. Как вам не стыдно!4. Вот это и

Текст слайда:

План

1. Собака яростно лаяла.
2. Мальчики стояли и ждали.
3. Как вам не стыдно!
4. Вот это и плохо!


Слайд 22

Домашнее задание 1. По упр. №272 изложите подробно текст в тетрадь.2. Ответьте письменно на вопрос: «Почему

Текст слайда:

Домашнее задание

1. По упр. №272 изложите подробно текст в тетрадь.
2. Ответьте письменно на вопрос: «Почему мальчики, которые «ничего не делали», поступили плохо?».


1

Первый слайд презентации: Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по упражнению № 272

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по упражнению № 272

Изображение слайда

Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Эпиграф

Изображение слайда

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать».
Валентина Александровна Осеева.

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

4

Слайд 4: Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по упражнению № 272

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по упражнению № 272

Изображение слайда

1. Знать характеристику подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа.
2. Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения.

ЦЕЛИ:

Изображение слайда

6

Слайд 6: Вспомним композиционные элементы рассказа

У каждого рассказа должны быть следующие композиционные части:
экспозиция (намечаются основные характеры, обрисовывается обстановка),
завязка (отправная точка развития действия),
развитие действия (основная часть рассказа, где происходят события, которые в последующем приведут к кульминации конфликта),
кульминация (то самое «интересное», для чего рассказы, собственно, и пишутся),
развязка (чем закончилось действие)

Вспомним композиционные элементы рассказа

Изображение слайда

7

Слайд 7: Валентина Александровна Осеева

1902 -05.07.1969

Валентина Александровна Осеева

Изображение слайда

Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам.
Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.
Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие известны нескольким поколениям читателей.

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

10

Слайд 10: Синие листья

Синие листья

Изображение слайда

11

Слайд 11: Валентина Осеева Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Валентина Осеева Плохо

Изображение слайда

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

О чём заставляет нас задуматься рассказ В. Осеевой?
Что заставило женщину отогнать собаку?
Чему удивились мальчики?
Верно ли сделала замечание женщина?
А как бы вы поступили?

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

Как вы думаете, к акое слово является ключевым в раскрытии поведения мальчиков?
Это слово вынесено и в название рассказа
«Плохо»

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

ФИЗМИНУТКА

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

Во время слушания текста выполните следующие задания:
определите число микротем по количеству пауз чтеца и обозначьте их цифрами.
— запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы рядом с цифрами.
— назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам
— составьте план по рассказу

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

18

Слайд 18: Слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам

Изображение слайда

19

Слайд 19: Работа в группах. — Отредактируйте текст, ответив на вопросы: 1. Сохранена ли последовательность мыслей изложения? 2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы? 3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами? 4. Составьте план по рассказу

Работа в группах. - Отредактируйте текст, ответив на вопросы: 1. Сохранена ли последовательность мыслей изложения? 2. Есть ли в каждом абзаце предложение,

Изображение слайда

20

Слайд 20: Основные средства связи между предложениями в тексте:

— однотематическая лексика;
— синонимы;
местоимения;
наречия;
антонимы;
союзы;
частицы;
порядок слов в предложении;
неполные предложения;
интонационные связи между предложениями

Основные средства связи между предложениями в тексте:

Изображение слайда

1. Собака яростно лаяла.
2. Мальчики стояли и ждали.
3. Как вам не стыдно!
4. Вот это и плохо!

План

Изображение слайда

Рассуждение  — такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли.
Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём используется не сюжетный, а логический способ построения.
Текст-рассуждение распадается на три части.

Рассуждение

Изображение слайда

23

Слайд 23: Композиция рассуждения

— тезис (ответ на вопрос);
— обоснования тезиса (аргументы, доказательства, примеры);
— выводы (заключение на основе сказанного)
Доказательства приводите из рассказа «Плохо»

Композиция рассуждения

Изображение слайда

24

Слайд 24: Домашнее задание

1. По упр. №272 изложите подробно текст в тетрадь.
2. Ответьте письменно на вопрос: «Почему мальчики, которые «ничего не делали», поступили плохо?».

Домашнее задание

Изображение слайда

25

Последний слайд презентации: Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Подробное изложение с элементами сочинения в по рассказу В.Осеевой «Плохо» по

Изображение слайда

Тема: В. Осеева «Синие
листья».

Цель:
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при
работе с        текстом.

Задачи

1.          
Формировать умение
анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать
детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

2.          
Развивать навыки правильного и
осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.

3.          
Воспитывать честность, чувство
ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях.
развивать самооценку учащихся.

Оборудование: портрет В. Осеевой, карта Крыма, атлас
— определитель «От земли до неба»,
раздаточный материал для детей, аудиозапись рассказа «Синие листья»,
песни «Настоящий друг».

Ход урока.

I. Орг. момент.

Я предлагаю вам
начать наш урок с игры, которая называется  «Добрые дела».

Я читаю стихотворение, а вы , если
согласны, говорите «да» и хлопаете в ладоши.

 Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать? — Да!

Будем дерево сажать? — Да!

Будем маме помогать? — Да!

А братишку одевать? — Да!

Позаботимся о кошке? — Да!

Птицам мы насыплем крошки? — Да!

Позаботимся о друге? — Да!

И цветы польем на клумбе? — Да!

Будем добрыми всегда?

Кто мне скажет» — Да! Да! Да!

II. Определение темы и задач урока.

1. Работа над
загадкой.

— Послушайте
загадку. Что это?

Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят. (Листья.)

2. Создание проблемной ситуации.

— Возьмите листья, которые лежат  у вас на партах.
Внимательно рассмотрите.

— Кто может сказать лист какого дерева у него в руках?
(Клёна, березы, дуба.)(Можно использовать атлас — определитель «От земли
до неба».)

— Что интересного  вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель.
Из желудей можно варить кофейный напиток.)

— Что интересного вы знаете  о березе? (Символ России,
делают березовый сок,
Существует два типа дерева — мужское и
женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх.
.)

— Что интересного вы знаете  о клене? (символ Канады,  
из листьев добывают кленовый сахар.)

image001                   
image002              image003

— Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их
раскрасили?  (Зеленый,  желтый. красный, оранжевый.)

— Могут ли листья быть синего цвета?

— Рассказ который мы сегодня будем читать называется
«Синие листья». Его написала В. Осеева.

 — Как вы думаете, почему она его так назвала?
(Предположения детей.)

— Итак, наши задачи:

1) познакомиться с В. Осеевой.

2)познакомиться с рассказом В. Осеевой «Синие
листья»;

3) выяснить почему рассказ так называется;

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с В. Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения
между детьми. Одна из них — Валентина Осеева. Валентина Александровна
Осеева-Хмелёва — одна из самых известных детских писателей, которая
пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких
героев.

. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие
рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи
взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках
девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это
очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было
научиться читать и думать»

— Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Синие
листья».

2. Зарядка для
ушей «Умные ушки»

 • Ладонями прижать уши
к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

 • плотно прижать
ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

• вставить
в ухо палец, а затем резко выдернуть.

3. Слушание рассказа В. Осеевой «Синие
листья»

У  Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни
одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает
Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит
Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях
нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо
недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш.
Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на
обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

4. Беседа.

— Почему рассказ называется
«Синие листья»?

— Как звали подруг ?

— Сколько зеленых карандашей  было
у Кати?

— Могла ли Катя дать Лене зеленый
карандаш?

— У кого Катя решила  спросить
разрешение?

— Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала
разрешение у мамы, брата?

Была ли Катя настоящей
подругой Лене?

-Что значит выражение
«Покраснела как рак»?

Физкультминутка
для глаз.

Глазки видят всё
вокруг,

Обведу я ими
круг.

 Глазкам видеть всё
дано

 — Где окно,
а где кино.

 Обведу я ими
круг,

 Погляжу на мир
вокруг.

5. «Жужжащее чтение» детей.

— Прочитайте рассказ вполголоса.

Как вы думаете, о чем мы
должны задуматься, прослушав это произведение?

Каковы главные слова всего
произведения? Как вы их понимаете?

6. Работа у доски.

— Давайте, подумаем
какими чертами характера обладали девочки.

Катя                                                                    Лена

лживая                                                    аккуратная

равнодушная                                          терпеливая

жадная                                                    воспитанная

хитрая                                                     гордая

трусливая                                               правдивая

Физкультминутка «Ничевоки»

Чики-воки, чики-воки,

Жили-были Ничевоки –

Ничего

Не говорили,

И не
ели, и не пили,

Только
дулись,

Дулись,

Дулись…

 ***

Но потом вдруг улыбнулись,

И на маму поглядели,

И попили.

И поели,

Над собой

Похохотали,

Да и спать легли.

Устали.

*** 

Чики-воки, чики-воки,

Засыпают Ничевоки.

Тише, тише, не шумите,

Ничевок не разбудите…

Тс-с-с…

7. Чтение
рассказа по ролям

— Мы выяснили
особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по
ролям.

8. Работа в
парах.

— Из группы пословиц
выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.

Для первого ряда:

• Вежливость
открывает все двери.

• Лучше хорошо
поступить, чем хорошо говорить.

• Нет — друга
ищи, а нашёл — береги.

• Делу время,
а потехе — час.

Для второго ряда:

• Где труд, там
и радость.

• Крепкую дружбу
и водой не разольёшь.

• Добрый человек
добру учит.

• Кто скоро помог,
тот дважды помог.

Для третьего
ряда:

• Лето прохлопал,
осень протопал,  а тут снег на голову.

• Птица сильна
крыльями, а человек — дружбой.

• Красив тот, кто
красиво поступает.

 • Сердце матери
лучше солнца греет.

(Ответы детей с
аргументацией, обсуждение спорных вопросов.)

8. Работа по
серии картинок.

— Рассмотрите картинки.

— Связаны ли они
между собой?

— Можно ли составить
рассказ?

— Поработайте в
парах. Составьте рассказ. Мы выберем лучший.

image004

— Проголосуем. (Светофор.)

— Можно ли назвать девочек настоящими подругами?

— Какими чертами они обладают? Почему?

9. Беседа.

— Какие сказки о
дружбе вы еще знаете? («Крошечка Хаврошечка», «Бременские
музыканты», «Кот, лиса и петух», «Снежная королева»,
«Иван — Царевич и Серый Волк», «Малыш и Карлосон»..)

— У кого из
сказочных героев девизом была фраза «Ребята, давайте жить дружно?»

— Какие песни о
дружбе вы знаете?

— Предлагаю спеть
песню «Настоящий друг».

IV. Итог урока.

— Чему научил вас урок?

— Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?

—  Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.

Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И не кому как будто не нужны
И светит солнышко неярко
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно
Но, как скажите не скучать?
Мир сразу красками наполнится
Измениться вдруг все вокруг
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный друг
.

— А теперь,  давайте создадим своё необычное дерево
дружбы. Соединим листья березы, дуба, клёна. Покажем, что у нас в классе только
дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего
листочка!

Осеева Валентина

Валентина Осеева

Валентина Осеева

Имя при рождении Валентина Осеева
Дата рождения 28(15 по старому стилю).04.1902
Место рождения г. Киев
Дата смерти 05.07.1969
Место смерти г., Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писательница
Язык произведений русский

Валентина Александровна Осеева — русская писательница.

Валентина Осеева / Биография

Валентина Осеева родилась 28 апреля (15 апреля по старому стилю) 1902 года в Киеве. Отец Валентины, Александр Дмитриевич Осеев, в то время работал инспектором на элеваторе (по другим сведениям, инженером-строителем на железной дороге), а мать — Ариадна Леонидовна — корректором в газете. Раннее детство будущей писательницы прошло в Самаре.

Родители Валентины Осеевой принимали активное участие в революционном движении. В 1905 году Александр Дмитриевич возглавлял железнодорожный забастовочный комитет, затем ушёл в подполье, однако впоследствии был арестован. Из-за преследований полиции Ариадне Леонидовне с тремя дочерьми пришлось часто переезжать. Валентина Осеева начала учиться в гимназии в Киеве, а завершила учёбу в Житомире. Чтобы осуществить свою мечту стать актрисой, в 1920 году Валентина поступила на актёрский факультет Института имени Н. В. Лысенко в Киеве. Однако завершить образование ей не удалось: в 1923 году семья переехала в Москву. В. А. Осеева собиралась и в Москве продолжить обучение в театральном институте, но жизненные обстоятельства сложились иначе.

На подмосковной станции Подсолнечная мать Валентины Осеевой и её сестра Анжела работали в трудовой коммуне для беспризорных детей. Случайно приехав к ним, Валентина также увлеклась этой работой. Так начался плодотворный путь В. А. Осеевой в качестве педагога-воспитателя. Она проработала более шестнадцати лет в детских коммунах и колониях, и только тяжёлое состояние здоровья заставило Осееву оставить педагогическую деятельность.

С первым мужем Валентина Осеева познакомилась во время подавления детского бунта в Даниловском детприёмнике, где она тогда работала: Сергей Хмелёв помог молодой воспитательнице усмирить беспризорников-бунтовщиков. Вторым мужем Валентины стал писатель-фантаст и изобретатель Вадим Охотников.

Работая в трудовой коммуне, Валентина Осеева поняла, что наибольшее воспитательное воздействие на детей оказывает сила примера, а не нравоучительные нотации. Ей на помощь пришло искусство импровизации, которым она прекрасно владела. Для своих воспитанников Валентина Осеева придумывала разные истории, рассказывала о революционерах-героях и храбрых командирах Гражданской войны. Иногда сюжетами рассказов становились события из жизни самих воспитанников. И позднее именно по инициативе ребят В. А. Осеева записала и отправила в редакцию один из понравившихся им устных рассказов. Так, в 1937 году в газете «За коммунистическое просвещение» был опубликован первый рассказ Осеевой — «Гришка». Рассказы Валентины Осеевой стали регулярно появляться на страницах детских периодических изданий: в газете «Пионерская правда», в журналах «Дружные ребята», «Затейник», «Мурзилка», «Пионер».

Писательскому мастерству Валентина Осеева училась в Литинституте, где её наставником был С. Я. Маршак.

Первым, принёсшим Валентине Осеевой известность, стал рассказ «Бабка», который был опубликован в журнале «Дружные ребята» в 1939 году. В конце того же года рассказ появился в литературном сборнике «Снежки». Эта трогательная история посвящена душевной чёрствости мальчика Борьки по отношению к собственной бабушке.

В 1940 году вышел в свет первый сборник рассказов Валентины Осеевой под названием «Рыжий кот». В довоенных рассказах Валентины Осеевой («Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки») внимание автора было сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от неё. Рассказы 1940-х годов, адресованные детям дошкольного и младшего школьного возраста, также посвящены теме нравственно-этического становления. Опираясь на художественный опыт К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, Валентина Осеева освоила трудный жанр — короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и дающий пищу для детских размышлений.

Во время Великой Отечественной войны и вскоре после неё были изданы сборники «Волшебное слово» (1944), «Отцовская куртка» (1946), «Мой товарищ» (1950). К числу наиболее известных рассказов В. А. Осеевой относятся: короткий рассказ «Волшебное слово», давший начало целому сборнику писательницы, и рассказ-притча «Синие листья», опубликованный в 1943 году в журнале «Мурзилка». Его название В. А. Осеева дала одному из лучших своих сборников (1965).

О детях военного времени Валентина Осеева создала рассказы «Андрейка», «Отцовская куртка», «Кочерыжка».

Помимо рассказов В. А. Осеева писала также сказки и стихи, адресованные дошкольникам и младшим школьникам. Сказок писательница создала совсем немного. Среди них можно назвать такие, как «Сороки», «Заячья шубка», «Добрая хозяюшка», «Волшебная иголочка».

Первые публикации стихотворений Валентины Осеевой относятся к 1939 году, когда в сборнике «Снежки» появились три поэтических произведения писательницы: «Бить нехорошо», «Ручей», «Удивительный дом». И впоследствии Валентина Осеева ещё не раз обращалась к поэзии.

Однако сильнейшей стороной творчества Валентины Осеевой была реалистическая проза. Жизненная достоверность рассказов писательницы оказывает глубокое воздействие на читателя и заставляет его задуматься над нравственными проблемами.

Крупная повествовательная форма была не сразу освоена В. А. Осеевой. Но ещё до Великой Отечественной войны писательница задумала повесть о жизни советской школы. Начавшаяся война помешала Валентине Осеевой осуществить свой замысел, и рукопись пришлось отложить. Однако военные события послужили благодатным материалом для будущей повести. В 1947 году вышла первая книга трилогии о советских школьниках-пионерах — «Васёк Трубачёв и его товарищи». Цель Осеевой состояла в том, чтобы герои повести, простые ребята, могли стать примером для подражания. Персонажи произведения сразу полюбились юным читателям.

  • Валентина Осеева
  • Синие листья осеева сочинение

    Васёк Трубачёв и его товарищи / Валентина Осеева

  • Синие листья осеева сочинение

    Мой товарищ / Валентина Осеева

  • Синие листья осеева сочинение

    Васёк Трубачёв и его товарищи / Валентина Осеева

  • Синие листья осеева сочинение

    Простое дело / Валентина Осеева

  • Синие листья осеева сочинение

    Волшебное слово / Валентина Осеева

  • Синие листья осеева сочинение

    Динка / Валентина Осеева

Вторая часть повести, вышедшая в 1951 году, оказалась ещё более удачной, чем первая. Если в первой книге описывается повседневная жизнь одного из классов обычной подмосковной школы в мирное предвоенное время, то во второй книге сюжет посвящён героическому периоду Великой Отечественной войны. Полюбившийся читателям пионерский отряд принимает посильное участие в борьбе с немецкими оккупантами.

Заключительная часть трилогии появилась в 1952 году. В ней рассказывается о жизни пионерского отряда в трудовом тылу. За первую и вторую книги повести «Васёк Трубачёв и его товарищи» в 1952 году Валентина Осеева была удостоена Сталинской премии. В эти годы популярность Васька Трубачёва была очень велика. Некоторые читатели воспринимали героя как реального мальчика и даже писали ему письма. Трилогия многократно переиздавалась, была переведена на множество языков. В 1953 году Валентина Осеева в соавторстве с Е. Сувориной переработала повесть в инсценировку. В 1955 году на экраны вышел художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза — «Васёк Трубачёв и его товарищи». Кинокартина «Отряд Трубачёва сражается» (1957) является продолжением фильма 1955 года.

В. А. Осеева занималась переводами. Она переводила на русский язык произведения башкирского писателя Мустая Карима. В 1952 году в переводе В. А. Осеевой вышла повесть М. Карима «Радость детства», в 1964 году — его повесть «Таганок». Также Валентина Осеева перевела на русский язык повесть «Друг Черноносого» классика татарской литературы Хади Такташа. Этот перевод был издан в 1958 году.

Большой успех выпал на долю одного из последних произведений Валентины Осеевой — «Динка». Действие повести, имеющей под собой автобиографическую основу, происходит в начале XX века, вскоре после первой русской революции 1905 года. Главная героиня растёт в семье, связанной с революционным подпольем. Повесть впервые вышла в 1959 году отдельной книгой. Тогда произведение состояло из двух частей. В 1965 году к повести прибавилась третья часть.

История о приключениях Динки так полюбилась читателям, что они стали настойчиво просить Валентину Осееву написать продолжение. Уступая их просьбам, писательница начала работу над повестью «Динка прощается с детством». В этом произведении действие разворачивается на фоне событий Первой мировой войны.

История Динки произвела большое впечатление на юных читателей. Валентине Осеевой приходило множество писем с отзывами о её произведении.

Повесть «Динка» была дважды экранизирована. В 1971 году вышел художественный фильм «Найди меня, Лёня!», поставленный режиссёром Николаем Лебедевым. А в 1983 году появился трёхсерийный телефильм «Раннее, раннее утро» режиссёра Валерия Харченко.

С 1950-х годов В. А. Осеева проживала со своим вторым мужем в селе Изюмовка, в Крыму. После его смерти в 1964 году писательница уехала в Москву, где и провела последние годы жизни. Валентина Осеева собиралась написать ещё одну книгу — «Скажи, кто твой друг», но не успела. Писательница скончалась 5 июля 1969 года, похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. На памятнике указана её полная фамилия — Осеева-Хмелёва. Последняя книга Валентины Осеевой «Динка прощается с детством» вышла в 1969 году, уже после её смерти.

Творчество В. А. Осеевой востребовано и в наши дни. Книги писательницы регулярно переиздаются.

« Знает один – знает один, знают два – знают двадцать два

Валентина Осеева

»

Валентина Осеева / Книги

  • Осеева, В. А. Рыжий кот ; [Сестренка ; Бабка] : [рассказы] / рис. Н. Жукова. — [Москва] : Молодая гвардия, 1940. — 80 с. с заставками и концовками. — (Библиотечка пионервожатого. Беседа на тему: «Каков ты дома»). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Собрание сочинений : в 4 т. / В. А. Осеева ; оформ. А. Ганнушкина ; худож. Г. Фитингоф ; вступ. ст. А. Алексина ; коммент. З. Короза. — Москва : Детская литература, 1984–1986.
  • Осеева, В. А. Бабка : [рассказ] / рис. А. Билль. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1941 (Москва). — 16 с. : ил. — (Книга за книгой). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть / В. Осеева ; рис. Н. Петровой. — Москва ; Ленинград : изд-во и ф-ка дет. книги Детгиза, 1947. — 223 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть / ил.: Г. П. Фитингоф. — [Ленинград] : Ленинздат, 1952. — 628 с. : ил. — (Библиотека школьника). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи / В. Осеева ; [рис. Г. Фитингофа]. — Москва : Детгиз, [1961]. — 861 с. : ил. — (Библиотека пионера). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : [Кн. 1] / В. А. Осеева. Девочка из города / Л. Воронкова ; к сб. в целом послесл. и коммент. И. Мотяшова ; худож. Г. Фитингоф, А. Парамонов. — Москва : Детская литература, 1989. — 334 с. : ил. — (Библиотечная серия. Библиотека пионера).
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повести / В. А. Осеева ; худож. В. Красилевский. — Кишинев : Литература артистикэ, 1989. — 687 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : [повесть] / В. А. Осеева ; худож. В. Остапенко. — Москва : Эксмо, 2004. — 479 с. : ил. — (Библиотека приключений).
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи / В. А. Осеева ; худож. А. Власова. — Москва : Пушкинская библиотека: АСТ : Астрель, 2005. — 351 с. : ил. — (Внеклассное чтение).
  • Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи : все повести / Валентина Осеева ; [худож. А. Власова]. — Москва : АСТ, 2018. — 1021 с. : ил. — (Вся детская классика).
  • Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи : Книга первая : повесть / Валентина Осеева ; художник А. Рытман. — Москва : Детская литература, 2018. — 287 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи. Книга первая : повесть / Валентина Осеева ; рисунки Екатерина Чудновская. — Москва : Махаон, 2019. — 207 с. : ил. — (Чтение — лучшее учение).
  • Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи. Книга вторая : повесть / Валентина Осеева ; художник А. Рытман. — Москва : Детская литература, 2019. — 399 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть : [в 2 т.] / В. Осеева ; рис. Н. Петровой. — [2-е изд.]. — Москва ; Ленинград : изд-во и ф-ка дет. книги Детгиза, 1949–1951. — (Школьная библиотека). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть : [в 3 т.]. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1949–1953. — (Школьная библиотека для нерусских школ. Для семилетней школы). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть : [в 3 т.] / рис. Н. Петровой. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1951–1952. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : [повесть : в 3 т.] / рис. Г. Фитингофа. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1953. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : повесть : в 3 кн. / В. А. Осеева ; худож. Ю. Шабанов. — Ленинград : Лениздат, 1978–1979. — (Библиотечка юного ленинца).
  • Осеева, В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи : повесть : [трилогия] / Валентина Осеева ; рисунки Георгия Фитингоф. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019. — (Вот как это было).
  • Осеева, В. А. Веселые деньки / Валентина Осеева ; ил. Елены Карпович. — Москва : Эксмо, 2020. — 160 с. : ил. — (Книжка в кармашке) (#эксмодетство).
  • Осеева, В. А. Волшебная иголочка : сказка / В. А. Осеева ; худож. Л. Казбеков. — Москва : Малыш, 1988. — 16 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Волшебная иголочка : стихи, сказки, рассказы / Валентина Осеева ; [худож. И. Красовская]. — Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2013. — 63 с. : ил. — (Для самых маленьких).
  • Осеева, В. А. Волшебная иголочка : сказки / Валентина Осеева ; художник Евгений Медведев. — Москва : Детская литература, 2019. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово / В. Осеева ; рис. А. Давыдовой. — Москва ; Ленинград : Гос. изд. детской лит., 1944. — 31 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / В. Осеева ; рис. и обл. В. Челинцовой. — [Куйбышев] : Куйбыш. изд-во, 1946. — 27 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / В. Осеева ; рис. А. Давыдовой. — 2-е изд., доп. — Москва ; Ленинград : изд-во и ф-ка дет. книги Детгиза, 1947. — 48 с. : ил. — (Библиотечка детского сада). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / В. Осеева ; ил.: И. Малюков. — Новосибирск : Новосибгиз, 1948. — 48 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] ; [Синие листья] / В. Осеева ; рис. М. Карпенко. — Рига : Латгосиздат, 1948. — 16 с. : ил. — (Библиотека школьника). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / [ил. М. М. Львов]. — Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1951. — 36 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / рис. А. Пахомова. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1953. — 36 с. : ил. — (Библиотечка детского сада). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы / В. А. Осеева ; худож. С. Калачев. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1979. — 14 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы / В. А. Осеева ; худож. П. Асеев. — Москва : Детская литература, 1980. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы / В. А. Осеева ; худож. Л. Дронова, А. Дронов. — Москва : Книги «Искателя», 2002. — 63 с. : ил. — (Библиотека школьника).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы и сказки / В. А. Осеева ; худож. И. Дунаева. — Москва : Детская литература, 2006. — 254 с. : ил., портр. — (Школьная библиотека).
    • Содерж.: рассказы: разделы: Отцовская куртка ; Волшебное слово ; сказки: Заячья шапка ; Добрая хозяюшка ; Болтушки ; Какой день? ; Кто всех глупее.
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : сказки и рассказ / В. А. Осеева ; худож. Е. Запесочная, В. Каневский. — Москва : Планета детства, 2006. — 47 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [сказки, рассказы] / В. Осеева ; худ.: В. Каневский, И. Глазов, Е. Запесочная. — Москва : Планета детства, 2011. — 96 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [сказки, рассказы] / В. Осеева ; [худ.: В. Каневский, И. Глазов, Е. Запесочная]. — Москва : АСТ, 2016. — 63 с. : ил. — (Читаем сами без мамы) (Малыш).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [сборник] / В. А. Осеева ; [художник Юрий Кравец]. — Ростов-на-Дону ; Аксай : Проф-Пресс, 2016. — 112 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово / В. Осеева ; [художник Марина Афанасьева]. — Москва : Энас-книга, 2016 (макет 2017). — [12] с. : ил. — (Новые старые книжки).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : сказки / В. Осеева ; рисунки А. Кукушкина. — Москва : АСТ, 2017. — 128 с. : ил. — (Самые лучшие сказки) (Малыш).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы для малышей / Валентина Осеева ; художник Диана Лапшина. — Москва : Махаон, 2018. — 80 с. : ил. — (Чудесные книжки для малышей).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [рассказы] / Валентина Осеева ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург : Пальмира, 2018. — 48 с. : ил. — (Иллюстрированная библиотека школьника).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : рассказы / Валентина Осеева ; художник Евгений Медведев. — Москва : Детская литература, 2019. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Осеева, В. А. Волшебное слово / Валентина Осеева ; художник Надежда Кузнецова. — Москва : Самовар, 2019. — 79 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Осеева, В. А. Все вместе : повести и рассказы / В. А. Осеева ; худож. Л. Виноградова. — Москва : Советская Россия, 1979. — 143 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Всё о Динке и её друзьях: Динка ; Динка прощается с детством : [повести] / Валентина Осеева ; худож. Адриан Ермолаев. — Санкт-Петербург : Азбука, 2016. — 831 с. : ил. — (Всё о…).
  • Осеева, В. А. Выходной день Вольки / В. Осеева. — Москва : Детская литература, 1972. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки).
  • Осеева, В. А. Динка : повесть / В. А. Осеева ; рисунки А. Ермолаева. — Москва : Детгиз, 1959. — 480 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Осеева, В. А. Динка : повесть / Рис. А. Ермолаева. — [Доп. изд.]. — [Москва] : [Дет. лит.], [1965]. — 589 с. : ил. — (Школьная б-ка. Для начальной и восьмилетней школы). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Динка : повесть / В. А. Осеева ; худож. А. Воробьев. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 607 с. : ил. — (Библиотека приключений).
  • Осеева, В. А. Динка : повесть / В. А. Осеева ; худож. А. Ермолаев. — Москва : Детская литература, 2007. — 718 с. : портр., ил. — (Школьная библиотека).
  • Осеева, В. А. Динка : [повесть] / Валентина Осеева ; рисунки Юлии Казарницкой. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 496 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Динка : повесть / Валентина Осеева ; художник Ольга Пустовойт. — Москва : Росмэн, 2020. – 687 с. : ил. — (Классика на все времена).
  • Осеева, В. А. Динка ; Динка прощается с детством / В. Осеева. — Москва : АСТ, 2018. — 1024 с. — (Вся детская классика) (Малыш).
  • Осеева, В. А. Динка прощается с детством : повесть / [ил.: А. Ермолаев]. — Москва : Детская литература, 1969. — 301 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Динка прощается с детством : повесть / В. А. Осеева ; худож. Л. И. Зеневич. — Минск : Юнацтва, 1986. — 318 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Динка прощается с детством / В. А. Осеева ; худож. Н. Воробьева. — Москва : Эксмо, 2004. — 399 с. : ил. — (Библиотека приключений).
  • Осеева, В. А. Динка прощается с детством : повесть / Валентина Осеева ; художник А. Ермолаев. — Москва : Детская литература, 2016. — 478 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Осеева, В. А. До первого дождя / В. А. Осеева ; худож. А. Пахомов. — Москва : Детская литература, 1966. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Осеева, В. А. Добрая хозяюшка : сказки / В. Осеева ; рисунки Ф. Глебова. — Москва ; Лениград : Детгиз, 1953. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки) (Библиотечка детского сада). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
    • Содерж.: Добрая хозяюшка ; Заячья шапка ; Какой день?
  • Осеева, В. А. Добрая хозяюшка : рассказы / В. А. Осеева ; худож. Ю. Устинов. — Москва : Детская литература, 1988. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки).
  • Осеева, В. А. Ежинка : [стихи] / ил.: Ю. Узбяков. — [Москва] : Детгиз, 1951. — [16] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Ежинка : [стихи] / ил.: Е. Рачев. — [Москва] : Детгиз, 1952. — 8 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Новая игрушка : рассказы и сказки / Валентина Осеева ; художник Е. Медведев. — Москва : Детская литература, 2018. — 238 с. : ил. — (Как хорошо уметь читать).
  • Осеева, В. А. Отцовская куртка : рассказы / В. Осеева ; рисунки В. Мирзоева. — Москва : Детгиз, 1958. — 80 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
    • Содерж.: Отцовская куртка ; Бабка ; Рыжий кот.
  • Осеева, В. А. Отцовская куртка : рассказы / В. А. Осеева ; худож. Е. Ванюков. — Москва : Детская литература, 1966. — 174 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Осеева, В. А. Папа-тракторист / В. А. Осеева ; худож. В. Н. Куликов. — Омск : Омское книжное издательство, 1986. — 16 с. : ил.
    • Содерж.: Злая мать и добрая тетя ; Печенье ; Лекарство ; Три сына ; Мечтатель ; Жадная мать ; Кто наказал его? ; Папа-тракторист ; Кто всех глупее?
  • Осеева, В. А. Почему? / В. Осеева ; рис. В. Чапля. — Москва : Детская литература, 1969. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Осеева, В. А. Простое дело / В. Осеева ; рисунки М. Горшмана. — Москва : Детгиз, 1956. — 63 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Осеева, В. А. Простое дело : рассказы / Валентина Осеева ; худож. Анастасия Нестерова. — Москва : ЭНАС-Книга, 2017. — 71 с. : ил. — (Детвора).
  • Осеева, В. А. Рассказы / В. Осеева ; художник И. Панков. — Москва : Росмэн, 2018. — 47 с. : ил. — (Читаем по слогам).
  • Осеева, В. А. Рассказы для детей / Валентина Осеева ; художник И. Панков. — Москва : Росмэн, 2017. — 31 с. : ил. — (Детская библиотека Росмэн).
  • Осеева, В. А. Рассказы и сказки / В. А. Осеева ; худож. И. А. Цыганков, Л. Дронова, А. Дронов. — Москва : Книги «Искателя», 2008. — 80 с., [6] л. цв. ил. — (Школьная библиотека).
  • Осеева, В. А. Рассказы, сказки, стихи / В. Осеева ; [художник Д. Герасимова]. — Москва : Стрекоза, 2017. — 128 с. : ил. — (Школьная программа).
  • Осеева, В. А. Своими руками : рассказы / В. А. Осеева ; худож. Т. Прибыловская. — Москва : Малыш, 1986. — [8] с. : ил.
  • Осеева, В. А. Синие листья : рассказы и стихи. — Москва : Детская литература, 1965. — 111 с. : ил. — (Школьная б-ка для нерусских школ. Для начальной школы). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Синие листья : рассказы, стихи, сказки / В. А. Осеева ; худож. О. Богаевская. — Москва : Детская литература, 1971. — 104 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Синие листья : рассказы / В. А. Осеева ; худож. М. Успенская. — Москва : Малыш, 1987. — 26 с. : ил.
  • Осеева, В. А. Синие листья / Валентина Осеева ; рис. Елена Карпович. — Москва : Эксмо, 2012. — 127 с. : ил. — (Книги — мои друзья).
    • Содерж.: Утро ; Волшебное слово ; Просто старушка ; Маленький цыпленок на большой земле ; Девочка с куклой ; Загадка ; Кто хозяин? ; Веселые деньки ; Хорошее ; Три товарища ; Навестила ; На катке ; Отомстила ; Сыновья ; Обидчики ; Вырванный лист ; Бедный ежик ; До первого дождя ; Первый снег ; Озорной дождик ; Печенье ; Синие листья ; Хороший гусь ; Долг ; Просто так ; Время ; Сторож ; В гости к ягодам ; Два коня ; Плохо ; Что легче? ; Все вместе ; Кто всех глупее? ; Гостья ; Добрая хозяюшка ; Какой день? ; Куриный разговор ; Рекс и кекс ; Важные коровы ; Строитель ; В золотом колечке ; Кудлатка ; Колыбельная песенка ; Волшебный дом ; Ежинка ; Заячья шапка ; Пёрышко ; Весенний дождик.
  • Осеева, В. А. Синие листья : рассказы, стихи, сказки / В. Осеева ; рисунки О. Богаевской. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 104 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).
  • Осеева, В. А. Синие листья : рассказы и сказки / В. Осеева ; художник И. Панков. — Москва : Росмэн, 2017. — 47 с. : ил. — (Библиотека детского сада).
  • Осеева, В. А. Сосчитай-ка! : [стихи] / ил.: В. Сутеев. — [Москва] : Детгиз, 1952. — 8 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Три сына : [рассказы] / [ил.: В. Горячев]. — Москва : Детская литература, 1966. — 32 с. : ил. — (Читаем сами). — [Хранится в РГБ].
  • Осеева, В. А. Три товарища и другие рассказы / В. А. Осеева ; худож. А. Мартынов. — Москва : Стрекоза-Пресс, 2007. — 63 с. : ил. — (Библиотека школьника).

Переводы В. А. Осеевой

  • Карим, М. Радость нашего дома / Мустай Карим ; авторизированный пер. с башкирского В. Осеевой ; рисунки В. Горячева. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1952. — 95 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Карим, М. Таганок : повесть / Мустай Карим ; перевод с башкирского В. А. Осеевой ; рисунки С. Забалуев. — Москва : Детгиз, 1964. — 126 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Такташ, Х. Друг Черноносого : повесть / Хади Такташ ; рис. Ильдара Урманчиева ; [пер. с тат. В. Осеевой]. — Москва : Детгиз, 1958. — 31 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].

Валентина Осеева / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Осеева, В. А. Васек Трубачев и его товарищи : инсценировка В. Осеевой и Е. Сувориной в 4-х действиях, 7-ми картинах / В. Осеева ; [рис. В. Ладягина]. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1953 (Москва : РГДБ, 2013). — 48 с. : ил. — (Школьный театр). — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Осеева, В. А. Мой товарищ : рассказы / В. Осеева ; рисунки М. Горшмана. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1950 (Москва : РГДБ, 2013). — 63 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Осеева, В. А. Отцовская куртка : рассказы / В. Осеева ; рисунки А. Брея. — Текст : электронный. — Mосква ; Ленинград : Детгиз, 1946 (Москва : РГДБ, 2012). — 96 с. : ил. — Режим доступа: в залах РГДБ.
    • Содерж.: Отцовская куртка ; Бабка ; Рыжий кот.
  • Осеева, В. А. Простое дело / В. Осеева ; рисунки М. Горшмана ; [вступит. ст. Е. Суворина]. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1960 (Москва : РГДБ, 2013). — 64 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Осеева, В. А. Рассказы / В. Осеева ; рисунки И. Архангельской. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1952 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Осеева, В. А. Рассказы о детях / В. Осеева ; рисунки А.Билль. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1946 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Осеева, В. А. Синие листья : рассказы, стихи, сказки / Валентина Осеева ; иллюстрации Елены Карпович. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (7 MB). — Москва : Эксмо, 2015 (Москва : ЛитРес, 20160817162257.0). — 48408 зн. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Снежки : рассказы и стихи : [сборник] / [рисунки художников В. Алфеевского, А. Брея, А. Ермолаева, В. Коновалова и О. Розенблат]. — Текст : электронный. — Mосква ; Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939 (Москва : РГДБ, 2013). — 111 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
    • Содерж.: авт.: В. Донникова, В. Осеева, Н. Найденова, Н. Артюхова, А. Кардашова, А. Крачковская, В. Каролинская, В. Барков, О. Бем, А. Шманкевич, Р. Гинцбург, И. Полянская, Н. Носов, Г. Браиловская, И. Науменко, Ф. Хусни, О. Тарнопольская, Е. Ровинская, М. Страхова, А. Сабадаш, О. Высотская.

Валентина Осеева / Диафильмы

  • Наши добрые дела : [диафильм для нач. классов] ; сост. К. Тихомирова ; худож. Вуколов О. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1977 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (36 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
    • Содерж.: Мечтатель / В. Осеева ; Общее дело / З. Воскресенская.
  • Осеева, В. А. Волшебное слово : [диафильм для детей 6-летнего возраста, обучающихся во 2 кл.] / В. Осеева. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1986 (Москва : РГДБ, 2015). — 1 дф. (30 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
  • Отряд Трубачева сражается. Ч. 1 : [диафильм] : составлен по одноименной кинокартине, поставленной И. Фрезом, в 2 ч. ; [сост. И. Фрез ; ред. Е. Кавтиашвили]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1958 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (61 кд.) : ч/б. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
  • Отряд Трубачева сражается. Ч. 2 : [диафильм] : составлен по одноименной кинокартине, поставленной И. Фрезом, в 2 ч. ; [сост. И. Фрез ; ред. Е. Кавтиашвили]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1958 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (74 кд.) : ч/б. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
  • Сахарова, В. Почему? : по рассказу В. Осеевой : диафильм для детских садов / [автор В. Сахарова ; художник В. Рассохин ; художественный редактор В. Кузьмин ; редактор В. Чернина]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1989 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (33 кд.) : цв. — Диафильм создан по программе, утвержденной Министерством народного образования СССР. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Алексин, А. Волшебное слово: [вступительная статья.] / Анатолий Алексин // Собрание сочинений в четырех томах : Т. 1. / В. Осеева ; оформ. А. Ганнушкина ; худож. Г. Фитингоф ; вступит. статья А. Алексина ; коммент. З. Короза. — Москва : Детская литература, 1984. — С. 5–6.
  • Арзамасцева, И. Н. Валентина Александровна Осеева / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература : учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Academia, 2005. — С. 396–398. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
  • Арзамасцева, И. Н. Осеева Валентина Александровна (1902–1969) // Русские детские писатели ХХ века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 319–322.
  • Бузукашвили, М. «Ближе к жизни, ближе к правде» : к 75-летию со дня рождения В. А. Осеевой // Детская литература. — 1977. — № 5. — С. 32–33. — (Из истории).
  • Зубкова, М. Автор волшебных слов : [к 110-летию со дня рождения В. А. Осеевой] / М. Зубкова // Читаем вместе. — 2012. — № 4. — С. 32. — Портр. — (Читаем с родителями).
  • Елкин, А. [Рецензия на книгу В. Осеевой «Динка прощается с детством»] / Анатолий Елкин // Детская литература. — 1970. — № 3. — С. 72–73. — (Вышла книга).
  • Еремина, К. К. Формирование нравственных ценностей при изучении творчества В. А. Осеевой / К. К. Еремина // Начальная школа. — 2013. — № 2. — С. 32–35. — Библиогр. — (Воспитание и обучение).
  • Короза, З. Комментарии / З. Короза // Собрание сочинений : Т. 2 / В. Осеева ; оформ. А. Ганнушкина ; худож. Г. Фитингоф, И. Дунаева ; коммент. З. Короза. — Москва : Детская литература, 1985. — С. 555–558.
  • Корф, О. Б. Валентина Александровна Осеева (1902–1969) // Детям о писателях. ХХ век от О до Я : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф. — Москва : Стрелец, 2006. — С. 4–5.
  • Кремянская, Н. И. В. А. Осеева : [о жизни и творчестве писательницы] / Н. И. Кремянская // Детская литература. 1969. — Москва : Детская литература, 1969. — С. 175–194.
  • Мотяшов, И. Сила человечности : [о В. Осеевой и Л. Воронковой] / Игорь Мотяшов // Васёк Трубачёв и его товарищи / В. А. Осеева. Девочка из города / Л. Ф. Воронкова. — Москва : Детская литература, 1989. — С. 5–18.
  • Платонов, А. П. Два рассказа : [рецензия на рассказы В. Бокова «Дорога» и В. Осеевой «Бабка»] // Размышления читателя : статьи / А. Платонов ; сост. М. А. Платонова. — Москва : Современник, 1970. — С. 148–152.
  • Разгон, Л. Валентина Осеева (1902–1969) / Лев Разгон // Пионер. — 1986. — № 6. — С. 25. — Ил. — Фот. — (Писатели нашего детства).
  • Ручимская, Е. Валентина Осеева / Е. Ручимская // Детская литература. — 1968. — № 7. — С. 77–78. — Фот. — Библиогр.
  • Сабитова, Д. Три апрельские новеллы : [к 200-летию со дня рождения А. И. Герцена (6 апр. 1812–1870), 75-летию со дня рождения Б. А. Ахмадулиной (10 апр. 1937–2010) и 110-летию со дня рождения В. А. Осеевой (28 апр. 1902–1969)] / Д. Сабитова // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2012. — № 3. — С. 56–58. — Портр.
  • [Творчество Валентины Александровны Осеевой…] // Детская Роман-газета. — 2016. — № 1. — С. 11.
  • Тубельская, Г. Н. Оcеева Валентина Александровна (1902–1969) // Детские писатели России : сто тридцать имен : биобиблиографический справочник / Г. Н. Тубельская. — Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — С. 264–266.
  • Валентина Александровна Осеева (1902–1969) : виртуальная выставка к 115-летию со дня рождения русской писательницы : [презентация] / [научно-библиографический отдел ; сост. Е. В. Азарова ; ред. Н. С. Рубан]. — Текст. Изображение : электронные // Российская государственная детская библиотека : сайт. — (дата обращения: 12.03.2020).
  • Золотухина, А. В. Личность и коллектив в русской детской литературе предвоенного времени / А. В. Золотухина. — Текст : электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2016. — № 3. — С. 41–47. — Из содерж.: о повести В. А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи». — (дата обращения: 12.03.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  • Келли, К. «В нашем великом Советском Союзе товарищ ― священное слово» : эмоциональные отношения между детьми в советской культуре / К. Келли. — Текст : электронный // Детские чтения. — 2013. — № 1 (003). — С. 39–73. — Из содерж.: о повести В. А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».— (дата обращения: 12.03.2020).
  • Октябрьская, О. С. Роль семьи в воспитании ребенка в романе Валентины Осеевой «Динка» / О. С. Октябрьская. — Текст : электронный // Вестник московского университета. Серия 9: Филология. — 2014. — № 6. — С. 139–145. — (дата обращения: 12.03.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  • Постовалова, О. Д. Особенности пространственных образов в автобиографической повести В. А. Осеевой «Динка» / О. Д. Постовалова. — Текст : электронный // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 10–1. — С. 139–142. — (дата обращения: 12.03.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  • Сукач, Е. С. Анализ художественной системы рассказа В. Осеевой «Почему?» / Е. С. Сукач // Пятый этаж : сборник научных статей молодых ученых : Том 3. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2017. — С. 106–109. — (дата обращения: 12.03.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Премии, награды

  • 1952 г. — Сталинская премия третьей степени (за первую и вторую книги повести «Васёк Трубачёв и его товарищи»)

Экранизации

  • Васёк Трубачёв и его товарищи. Художественный фильм (по мотивам первой книги одноимённой повести В. А. Осеевой). Реж. Илья Фрэз. СССР, 1955.
  • Отряд Трубачёва сражается. Художественный фильм (по мотивам второй книги повести В. А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи»). Реж. Илья Фрэз. СССР, 1957.
  • Обида. Мультипликационный фильм (по мотивам сказки В. А. Осеевой «Добрая хозяюшка»). Реж. Роман Качанов. СССР, 1962.
  • Найди меня, Лёня! Художественный фильм (по мотивам повести В. А. Осеевой «Динка»). Реж. Николай Лебедев. СССР, 1971.
  • Раннее, раннее утро… Многосерийный телевизионный фильм (по мотивам повести В. А. Осеевой «Динка»). Реж. Валерий Харченко. СССР, 1983.

  • Синим цветом как пишется
  • Синий трактор сказка читать с картинками для малышей
  • Синие пресиние глаза как пишется
  • Синева в корне слова пишется и так как можно подобрать проверочное слово синий огэ
  • Синеголубой или сине голубой как пишется