Содержание
1.
Введение………………………………………………………………
Актуальность
темы исследования………………………… …… … 2
Цель и задачи
работы…………………………………………… … 3
Предмет и
объект исследования…………………………………… 3
Методы исследования……………………………………………..
3-4
2.
Волшебные числа в русских народных сказках. 5-11
Заключение…………………………………………………………..
12-13
Список
литературы………………………………………………… …14
Приложение
1
Введение
Актуальность темы исследования
В наш век компьютерных технологий, мобильной связи, всевозможных новинок
в сфере электроники очень удобно жить и пользоваться достижениями рук
человеческих. Ещё наши родители, учась в школе и вообразить не могли о том, что
их дети смогут получать домашние задания по интернету, что можно сидя дома
пообщаться и увидеться с друзьями с другого континента, отправить на дальние
расстояния и получить письма не пользуясь услугами почты. И это всё необходимо
и хорошо. Но существует проблема. Дети стали слишком много времени уделять
компьютерным играм, всевозможным чатам и т.п. Стали меньше читать… А ведь книги
воспитывают человека духовно. Читая книги, человек постоянно учится, познаёт
новое и как следствие – становится интересным окружающим.
Выбор темы доклада — это огромное желание привлечь своих друзей к чтению!
Это желание показать, что самые простые художественные произведения, которые мы
знаем ещё с детского сада таят в себе сюрпризы и предоставляют нам пространство
для неожиданных открытий.
Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.
Мне очень
нравится читать их. И русские народные, и авторские, и сказки разных народов, —
все они поучительные, несут в себе что-то таинственное, волшебное, загадочное.
Читая русские народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского
человека, уклад жизни, его вера, суеверия… Если имя героя, то обязательно со
смыслом (Иванушка — дурачок, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная,
Рукодельница, Ленивица и т.д.), если предмет волшебный, то к месту. И пословицы
в сказках, и поговорки-поучения — всему место найдется! Числительные не
исключение.
Часто в русских народных сказках мы встречаем троекратный повтор. Любят
русские к делу подходить с третьего раза! Характер такой! Число 7 к примеру, люди
любили, считали счастливым, использовали в значении «много» ( за семью цепями,
за семью дверями…). Разные числа использовал народ в своих произведениях.
Цель – проанализировать русские народные сказки,
историю чисел древних славян, понять роль чисел в русских народных сказках,
какой опыт хотел донести народ, передавая из уст в уста, из поколения в
поколение народные сказания.
Задачи:
1. Изучить Русские
народные сказки.
2. Провести опрос среди
учащихся.
3. Проанализировать.
4. Обобщить наблюдения,
сделать выводы.
5. Изготовить
кубик-рубик с волшебными числами.
Предметом исследования — смысл чисел, приписываемый им
носителями русского языка.
Объектом исследования стали числа в русских народных
сказках.
Методы исследования
Цель и задачи определили выбор
способов исследования.
1.Сначала необходимо изучить исторические
справки о роли чисел у древних славян, какой смысл они несли, что обозначали.
2.Затем необходимо изучить русские
народные сказки, провести сравнительный анализ – какие числа чаще встречаются в
сказках, какую информацию несут и расходится ли эта информация с нашими
представлениями.
3. Провести социальный опрос среди
учащихся по данной теме:
1.
С какими числами
ты чаще всего встречался в русских народных сказках?
—
3
—
9
—
5
—
7
2.
Когда в сказках
даётся испытание главному герою, то чаще он справляется :
—
с первого раза
—
с третьего раза
—
с девятого раза
3.
Сколько даётся
испытаний главному герою чаще всего ?
— одно
— три
— девять
4.
Считаешь ли ты,
что числа в русских народных сказках несут определенный смысл?
—
Да
—
Нет
Волшебные
числа в русских народных сказках.
В сказках, легендах и
преданиях, пословицах и поговорках каждый день мы сталкиваемся с волшебными,
магическими цифрами — тридевятое царство, три богатыря, три сына, семеро козлят
и т.д.
Меня заинтересовал данный
вопрос, почему именно эти числа встречаются так часто. А считают ли мои
одноклассники, что народ намеренно выбирал количество испытаний в сказках,
количество сыновей у царя и т.д. Считают ли, что числа несут определенный
смысл?
Для выяснения данного
вопроса было проведено анкетирование учащихся 2А класса, в количестве 25
человек по вопросам:
— С какими числами ты чаще всего
встречался в русских народных сказках?
— Когда в сказках даётся испытание
главному герою, то чаще с какой попытки он справляется ?
— Сколько даётся испытаний главному
герою чаще всего ?
-Считаешь ли ты , что числа в русских
народных сказках несут определенный смысл?
И вот что выяснилось.
Ссылаясь
на учёных- исследователей русских народных сказок, на опрос общественного
мнения, проведенный среди учащихся — в русских народных сказках преобладают
цифра три, девять и цифра семь.
О том,
какой смысл несут числительные и как часто используются, хотелось бы показать
на примере одной русской народной сказки « О молодильных яблоках и живой
воде».
Часто в сказках повествование
начинается с того, что было у царя, или же у старика со старухою три сына (сказка
«О молодильных яблоках» — не исключение). Мало того, третий сын в сказках
– всегда особенный! Почти в каждой сказке — третий сын в семье – дурак. Если посмотреть, как
развивается каждая такая сказка, то получается, что именно этот дурак находит
свое счастье и становится счастливым. «Умные» люди всегда считали дураками тех,
кто честен, справедлив и открыт для всех. Конечно, они не станут хитрить для
того, чтобы принести в дом богатство. И на преступление тоже не пойдут. Такие
люди не станут просить ни у кого ничего для себя, только если их просьба
поможет кому-то другому. Прагматичные люди всегда стараются только для себя, и
такая щедрость души им не понятна. Однако за все всегда приходится платить. А
тот, кто не пытается добыть себе богатство, а искренне помогает людям, того Высшие
силы и награждают и счастьем, и богатством.
Как вывод : если мы встречаемся в сказке с тремя сыновьями,
то вероятнее всего такое начало подсказывает нам, что все основные события
будут разворачиваться вокруг третьего героя, который в итоге с блеском выйдет
из всех неурядиц.
Далее, по сюжету, царь совсем постарел и стал терять зрение. И слыхал он,
что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками
и колодец с живой водой.
За тридевять земель, в
тридесятом царстве… В большинстве сказок, особенно более позднего
периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но далеко
не каждый знает, что это, своего рода, определение расстояния до того места,
где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени
понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное,
как число 27 ( 3 х 9 = 27). Именно такое количество дней, по древнему
календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько
дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не
умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит
то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для
наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что
для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились
чудеса. А в чудеса люди верили всегда.
Послал царь старшего сына своего за молодильными яблоками. Собрался старший сын,
доехал до трёх дорог. Выбрал первый путь – женатому быть и попадает в плен.
Среднего сына посылают в дорогу и он на распутье выбирает тот же путь и тоже
попадает в плен. Третьего сына посылают в путь – он выбирает самый опасный «
Коня спасешь, себя потеряешь».
Опять мы встречаемся с числом три, когда сказочный герой стоит перед выбором трех путей. Он оказывается возле
развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Почему же именно
три? Причем расположены они по возрастающей опасности: « Прямо поедешь –
женатым быть, направо поедешь – себя спасешь, коня потеряешь, налево пойдешь коня
спасешь, себя потеряешь». Третий путь самый опасный, трудный и главный герой
всегда выбирает самый тернистый путь, который обещает не только большие
опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает
правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения
своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания.
Избрав
самый опасный путь Иван – царевич встречается с Бабой –Ягой. Да не с одной, а с
тремя её сестрами, которые помогают Ивану. Каждая даёт волшебного коня для
достижения тридевятого государства.
Самая старшая
сестра Бабы – Яги – самая мудрая, даёт четкое указание Ивану – что нужно
сделать. Сорвать всего три яблока и наполнить кувшин. Три яблока — это не много
и не мало, это «среднее». Дальновидный запас. Если понадобится в дороге оказать
кому — нибудь помощь или же в пути случится утрата, то хоть одно яблоко, да
останется. Значит поход был не зря. Вообще, само наблюдение над природой
наводило людей на мысль об особом значении этого числа. Они всюду встречали или
думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба,
земли и воды; перед ними стояли небесные светила — солнце, луна и звезды; в
телах они наблюдали три измерения — длину, ширину и высоту; во времени — прошлое,
настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями
природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и
это число получило значение священного. Пифагорейцы, к примеру, считали число 3
совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в
виде треугольника. Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют
Бога в виде триединства: отец — сын — святой дух. Это число легло в основу
композиционного построения ряда художественных произведений.
Далее по сюжету, Иван – царевич сорвал 3 молодильных яблока, но ослушался
Бабу- Ягу и заглянул в комнату Богатырки Синеглазки. Посреди комнаты стояла
кровать, где спала девица Синеглазка, по правую руку от неё спали 6
девиц-богатырок и по левую руку 6 девиц –богатырок.
Вот здесь мы впервые встречаемся с цифрой шесть. Которая ничего хорошего не
предвещает. Число 6 – чётное число. В давние времена числа 4 и 6 считались
самыми несчастливыми. Примета эта пришла к нам еще с тех времен, когда Новый
год отмечался не 1-го
января, а 1-го сентября. Декабрь и февраль считались, соответственно,
4-м и 6-м месяцами. Именно на эти месяца приходятся самые большие церковные
посты. В те давние времена пост соблюдался очень строго. Считалось, что даже
младенцев нельзя кормить. В такое время погибало очень много и детей, и
взрослых. Сегодня эта примета уже не актуальна. Но, тем не менее, в сказках с
этими цифрами связаны не очень хорошие события. Если мужику в сказке загадывали
4 загадки и ответ нужно дать в течение четырех дней – это к беде. То же самое
касается и шестерки. Многие принцы, которые пытались спасти свою невесту от
злых сил, погибали именно на шестом препятствии. Так и в сказке о « Молодильных
яблоках» встреча Ивана- царевича с девицами-богатырками приводит к погоне за
ним.
Родились у Синеглазки и Ивана – царевича 2 сына. Число 2 в данном случае –
символ пары. В русских
сказках часто встречаются два героя, один попадает в беду, а другой его
спасает. Их встреча является счастливым концом. («Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Гуси-лебеди», и т.д.). А может быть и по-другому: один герой
противопоставляется другому («Лиса и кувшин», «Волк и лиса» и т.д.). В сказке «
О молодильных яблоках» старший и средний братья выбирают на распутье один и тот
же « лёгкий» путь.
Также употребление числа два происходит из-за того, что в жизни всегда есть две
противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холодно,
богатство и нищета, и т.д., а на противопоставлении основаны многие сюжеты
сказок.
Число 9 находится в
непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число
3, только в усиленной форме: 9 = 3×3. Интересно, что если в древнейших
преданиях говорится о трех музах, то в более поздних — преимущественно о
девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях.
Например, на пирах существовало правило — пить 3 чаши или 9, но никогда не 4
или 5. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема,
могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой — то процесс и
кладет начало переходу к новому качеству.
У славян поминки по усопшему
отправляются на 9-й день после его кончины. По — видимому, это тоже
свидетельствует о каком — то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.
От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 х 9
= 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, от него происходит и
знаменитое сказочное «за тридевять земель».
Ещё в сказках часто встречается упоминание цифры семь – «за
семью дверями, за семью замками…» и др. Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семёрка в
древности была окружена большим почётом.
В русской народной сказке « Семеро козлят» — данное число выбрано не
случайно, ведь именно седьмой козлёнок спасается и рассказывает матери – козе
об обидчике. Число семь в названии сказки сразу готовит нас к тому, что какие –
бы события не происходили в сказке, пусть самые неотвратимые – всё непременно
закончится хорошо.
Семерка
всегда считалась очень счастливым числом. В русских народных сказках, семерка
символизирует познание истины, учит такой пословице, как «семь раз отмерь, и
только один раз отрежь».
Волшебное число “семь” широко использовалось в сказках, мифах. Чем же
объяснить? Примерно четыре тысячи лет назад у древних народов, находившихся на
территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти
народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с
Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что
лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные
части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так
возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла
до нас.
Информация к размышлению: данные современной науки – инженерной
психологии – подтверждают, что число семь – максимум запоминания человеком
сигналов – символов. Семь – это «пропускная способность» нервной системы
человека. Может в стародавние времена, путём собственных наблюдений люди знали
об этом и использовали в сказках.
Число 12. Это число высшего совершенства, так считается во всем мире.
Почитание двенадцати опиралось в русской традиции, как на языческие
корни, так и на христианские истоки, возможно, поэтому это число активно
использовалось в русских народных сказках.
Символика 12-ти используется не только для обозначения
количества («двенадцать братьев – молодцов», «двенадцать дочерей, одна другой
краше»), но и для усиления таинственности, загадочности: ровно в 12 часов
оживают покойники и начинают творить свои черные дела (« Рассказы о
мертвецах»), страшные крики слышатся солдату из башни («Хитрая наука»). В 12
часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа
12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена Премудрая», «Кощей
Бессмертный» и др.).
Число 33 – роковое число в сказках. Не стоит относиться к
этому числу легкомысленно. Две тройки – это огромная сила и в то же время
противодействие сил. Одна сила начинает мешать другой. Вот и получается
противодействие. Так, в сказке Александра Сергеевича Пушкина, старуха прожила с
дедом 33 года, а после этого начала требовать всевозможные блага. Помните
сказку о золотой рыбке? Чем все закончилось? А как насчет тридцати трех
богатырей? Огромная сила, против которой не устоит ни один враг. Размышляя о
роковом значении числа 33, не стоит забывать, что Иисус
Христос
был распят именно в 33 года.
Таким образом,
проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках и пословицах
чаще всего встречаются числа 3, 2 и 7. Волшебное, скрытое значение имеют только
3 и 7. Число 2 обозначает чаще всего количество и важно в противопоставлении. Числа
1, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 33 встречаются редко.
Заключение
Обращаясь к научной литературе — книге Проппа В.Я. «Исторические корни
Волшебной сказки» мы нашли подтверждение многим нашим догадкам: самыми часто
используемыми числами в русских народных сказках являются:
— число– «3» и «9» (39%);
— число –«2» ( 16%);
— число – «4» и «7» ( 6%);
— число – «5» (4%);
Остальные числа от 1% до 3%.
В сказках используются и
другие числа. Но именно данные числа являются судьбоносными. Мы читали или
слушали русские сказки и не обращали внимания на тайный смысл этих чисел. А
напрасно.
Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только
три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что
хочешь. Тройка – это очень мощное число, которое сильно влияет на нашу жизнь.
Не будем сейчас вдаваться ни в астрологические, ни в христианские подробности.
Самая важная мысль заключённая в цифре три – это то, что дети должны уяснить
себе немаловажную истину: не стоит опускать руки, если что-либо не
получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря
говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не
всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. То есть, не получилось
один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в
третий раз.
Может поэтому и прославился русский народ своей стойкостью,
своим крепким духом, который ничем не сломить!
Исследуя данную тему, я поняла, что, изучая числа и их роль в текстах
русских народных сказок, можно лучше понять историю своего народа, его
мировосприятие, а также связь с историей других народов мира.
Как видим, русские народные сказки
предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных
открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные
от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском
народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы
на все вопросы.
Список используемой литературы:
1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь
Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., 1990.
2.
Аникин
В.П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977.
3. Ведерникова Н.М. Русская
народная сказка. — М.: «Наука», 1975.
4. Померанцева Э.В.. Русская
народная сказка. М., 1983.
5.
Пропп
В.Я. Исторические корни волшебной сказки – М., 1976.
6.
О славянских
мифах.
[Электронный ресурс]/ — Режим доступа:
http://myfhology.narod.ru/heroes/.htm
Скачано с www.znanio.ru
Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.
В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.
Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.
Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.
Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.
Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.
Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок. И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на психику ребёнка чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.
Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.
Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:
— Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
— Указывать на цикличность бытия
— Служить астрономическим или природным календарём
— Быть хранилищем истории
— Связывать с предками
— Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
— Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.
Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.
И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.
Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».
«Репка»
Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.
Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.
Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.
Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.
«По щучьему веленью»
Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.
Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.
«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.
Фраза «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.
«Кощей Бессмертный»
Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.
Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.
Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.
Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.
И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.
В этой же сказке герой сталкивается с не менее важным мифическим персонажем — Бабой Ягой. Это существо знает многое о жизни и о смерти и, проведя героя через цепь испытаний (чтобы проверить искренность и силу его порывов), способно поднять силу его Духа до невероятных высот, одарив мудростью, знаниями и способностями.
Заключение
Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.
Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, народных, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.
Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.
Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!
Татуировка — слово обозначающее «рисунок на коже человека», которое было заимствовано из группы полинезийских языков и пришедшее к нам через французский язык. В этой статье вы узнаете полное значение тату волк. Нанесение татуировок — явление очень древнее, но до сих пор очень актуальное среди определенных слоев современного общества или приверженцев боди-арта. Татуировка — это закодированная, зашифрованная, несущая в себе некую таинственность, информация о характере, статусе, отношении к существующей реальности и образе жизни человека.
Для нанесения на тело существуют татуировки разных типов, а именно: армейские, криминальные, с изображением животных, птиц или растений, женские или мужские, магические, в виде надписей и др. Наиболее популярными и имеющими глубокое сакральное значение являются татуировки с изображениями животных, как реальных, так и вымышленных.
Что означает тату волка: символ силы и верности
Одной из самых распространенных среди выше упомянутых татуировок считается нанесение на разные участки тела изображения волка. Волк — одно из таинственных, высокоорганизованных, особо почитаемых и священных животных. Его героический с неподражаемой харизмой образ с незапамятных времен присутствовал в сказках, легендах и мифах всех народов мира. Много рассказов, новелл и романов как зарубежных, так и отечественных писателей посвящены этому удивительному и красивому животному. Кинематограф тоже не остался в стороне и мы можем припомнить несколько фильмов как художественных, так и документальных, впечатливших нас своим сюжетом до глубины души.
Несомненно, человек наносящий тату с изображением волка обладает или хочет привнести в свой образ и характер присущие этому мудрому животному черты, а именно:
- выносливость;
- скорость;
- силу;
- стремительность;
- лидерство;
- ум;
- храбрость;
- преданность;
- независимость;
- способность преодолеть самые серьезные препятствия;
- целенаправленность;
- благородство.
В зависимости от самого изображения, его ракурсов и сопутствующих элементов значение такой татуировки может в себе заключать негативный подтекст, напоминающий, что в каждом из нас время от времени может рождаться образ «зверя», вызванный несправедливостью внешнего мира, отчаянием и нанесенными обидами, например:
- глубокое одиночество;
- внутренний надлом;
- приверженность к неоправданному риску;
- жестокость;
- кровожадность;
- причастность к потустороннему миру и темным силам.
Но в любом случае значение такого изображения разнообразно и в первую очередь говорит о лидерстве, гордости и независимости человека, выбравшего волка для тату.
Татуировка волк: значение популярных тату
В большинстве культур волк напрямую или косвенно ассоциируется с армией, солдатами, воинской честью и смелостью. Даже древнеримское божество войны Марс, так или иначе, ассоциировался с волком. Однако в средневековье – в странах Старого Света – волк был символов жадности, жесткости, враждебности. Это опасное животное, которое атаковало пастухов и их стада, нападало на деревни и одиноких путников. Хотя, несмотря на обоснованный страх, многие народы ценили волка за его храбрость, уважали и даже преклонялись. А еще, как утверждают эпосы многих народов, волка особо не интересуют общепризнанные человечески ценности и нормы поведения, но при этом он не стремится к убийству ради убийства, разрушению ради разрушения.
Читайте также: Значение тату тигр
Тату волк на данный момент является одним из наиболее сложных, но ярких татуировок. Выделяется несколько наиболее популярных рисунков с этим животным. Ниже представлено расшифровка значений этих татуировок.
- Волк, воющий на Луну – указывает на гордость и стремление к одиночеству, обоснованное полной независимостью человека от мнения других людей, от их поступков, а также от воздействия волшебных сил ночного светила.
- Животное с огненными глазами – это один из наиболее мощных образов черной магии. Особенность волка с огненными глазами состоит в том, что он может легко превращать истинное тело в астрального двойника.
- Животное, окруженное огнем – не самое позитивное изображение. Оно означает … демона! А также способность не только вызвать, но и полностью подчинить даже самые опасные, темные силы.
- Прыгающее животное – указывает на то, что человек с такой татуировкой способен преодолеть трудности и проблемы, независимо от их сложности. Ведь значение тату волк в прыжке говорит о невероятной внутренней силе человека, носящего изображение.
- Белый волк – человек, носящий такое изображение, является необычной личностью. Да, он одиночка, но бесстрашный и готовый к встрече с любыми трудностями.
- Бегущий одинокий волк – зачастую такое изображение выбирают люди, которые обожают экстремальный образ жизни, готовы к риску. Однако бегущий волк может указывать на чрезмерную мстительность натуры. То есть, такой человек готов буквально стереть с лица Земли всех, кто станет у него на пути.
- Волк с оскалом – такое изображение обозначает повышенную жесткость человека, но вместе с тем и бесстрашие.
- Морда волчицы – обозначает истинную, неподдельную, искреннюю преданность и веру в справедливость.
Кстати! Набивать на свое тело волка не только мужчины, но даже девушки и женщины. Спокойное животное на девушке говорит о том, что представительница прекрасной половины человечества отличается верностью, принципиальностью и справедливо относится ко всем!
Если вы использовали запрос «тату волк значение», чтобы понять, что означает это изображение, наша статья дала вам полный ответ на ваш вопрос!
Значение тату волк для парней и девушек
Выше мы рассмотрели значение тату волк, рассказывая об общих трактовках такого нательного рисунка. Однако для мужского и женского изображения имеются определенные особенности нанесения, о которых мы поведаем отдельно.
Тату волка мужские: серьезность и брутальность
Читайте также: Значение татуировки рыба
На мужском теле татуировка волк чаще всего наносится в реалистичном стиле и преимущественно монохромом. Опытному, квалифицированному мастеру по силам, просто используя игру света и тени, передать особый характер зверя!
Обратите внимание! Конечно же, встречаются и цветные наколки. Они позволяют сполна оценить агрессию животного, показать его хищность.
Весьма привлекательно выглядят «татушки», идеально имитирующие наскальную живопись – например, принятую в культуре индейских племен. К тому же, многие профи советуют наносить такой рисунок, как символическое изображение. Тату волк хорошо выглядит, если это большой, крупный рисунок. Поэтому его стоит накалывать на спину, в сочетании с другими элементами, что создаст полноценную картину. К примеру, хорошими вариантами такой картины будет:
- животное на фоне леса или в окружении деревьев;
- демонстрация перевоплощения человека в хищника или наоборот;
- волк или оборотень, идущий под луной по улицам города.
Еще один распространенный вариант – это лапы животного, расположенные на плече или груди. Картина будет указывать на непоколебимость характера человека, его внутреннюю мощь. Более того, наколка расшифровывается, как:
- верность и преданность, как определенному человеку, так и конкретным идеалам;
- успех во всех делах;
- бесстрашие перед врагами и жизненными трудностями;
- непоколебимость мнения;
- уверенность в себе и четкое осознание «своей цены».
Обратите внимание! Хороший вариант тату волка на руке – это зверь с тремя глазами. Он символизирует проницательность. Нанеся его на свое тело, человек станет предвидеть развитие ситуации.
Те, кто желает особо выделиться, продемонстрировать свою эпатажность, могут нанести реалистичный рисунок волка, разрывающего кожу. Такая татуировка точно никого не оставит равнодушным. Если вы не знаете, какому стилю отдать предпочтение, рассмотрите вариант тату волка на руке в кельтском стиле или в трайбл.
Совет! Если у вас уже имеются другие нательные рисунки, убедитесь, что волк не будет противоречить им ни по стилю, ни по значению. Важно накалывать рисунки в одном стилистическом ключе.
Как видите, все тату волка мужские демонстрируют силу, уверенность и даже некоторую, пусть и скрытую, агрессию.
Тату волка на руке: 12 отборных татуировки волка
Что означает тату волка для девушек
Для представительниц прекрасной половины человечества значение тату волк совершенное другое. Изображенная на теле самка символизирует:
- стремление к справедливости;
- опеку своей семьи;
- любовь к детям.
Читайте также: Значение татуировки птица
Но вместе с тем, такой рисунок может указывать на следующее – одиночество, преданность хищнику. Поэтому женщинам не советуют наносить на кожу белого волка. Зачастую прекрасные леди отдают предпочтение ярким, красочным эскизам, однако и монохромные картинки выглядят великолепно. Лучшим местом для них будут следующие части тела:
- грудь или чуть ниже грудей;
- лопатки;
- предплечье;
- нога.
Кстати! Если посмотреть женские тату волка эскизы которых представлены на нашем сайте, можно увидеть, что зачастую они могут иметь разные дополнительные элементы. Среди таковых встречаются часы, очки, лицо девушки.
Отличным вариантом станет симметричная крупная татуировка, расположенная на спине. А вот лапы хищника – идеальный вариант для девичьей поясницы. Хотя и на лопатках они выглядят очень и очень привлекательно.
Тату волка эскизы: свежие и оригинальные эскизы
Какие стили выбрать и как их совмещать с прочими рисунками
Мы подробно рассмотрели значение тату волк. Теперь поговорим о том, какой же стиль выбрать и как правильно рисунок совмещать с другими наколками. К примеру, если вы посмотрите тату волка фото которых представлены на нашем сайте, то сможете убедиться – один из наиболее распространенных стилей для наколки данного типа является реализм. Такой рисунок нанести довольно сложно, а потому доверять эту работу нужно только профессиональному мастеру. Он, передавая игру тени и света, используя только черный цвет, сможет создать реалистичное изображение животного.
Обратите внимание. Хотя реалистичными могут быть и цветные татуировки. Они будут напоминать истинное произведение искусства, созданное талантливым художником.
На втором по популярности месте располагаются татуировки волка, сделанные в графическом стиле. Они предполагают своеобразную «штриховку». Большое число черточек разной длины и толщины располагаются параллельно относительно друг друга. Именно это и позволяет создать полноценную картину, выглядящую ярко, сочно! Конечно, такая тату должна быть, по возможности, как можно крупнее. Хороший вариант – татуировка волка в стиле олд скул. Это один из наиболее развивающихся стилей. Направление имеет свои неповторимые особенности. Стиль довольно простой, но, в то же время, изящный. Его можно считать даже в некотором виде романтичным. Основная его характеристика – толстые контуры, яркие краски и контраст. Трабл или трайбл предполагает использование разных фигур и узоров, линий. Он довольно контрастный.
Тату волка фото: популярные татуировки волка
Обратите внимание! Поговаривают, что трабл несет в себе даже некий духовный подтекст.
Если вы хотите тату волка на плече, которое будет плавно спускаться по руке, рассмотрите данный вариант. Отличный вариант – акварель. Это настоящий художественный стиль, позволяющий создавать поистине красочные, яркие картины, с удивительной цветовой гаммой. Глядя на подобную татуировку, уже не будешь думать о том, что означает тату волка, ведь это в таком случае изображение будет представлять собой настоящее произведение нательного художественного искусства. А вот композиции могут быть совершенно разными. Выше, когда рассматривали татуировки волка для парней, мы вкратце указали на возможные сочетания с другими рисунками. Здесь же отметим, что идеальными дополнительными элементами могут быть:
- луна;
- ловец снов;
- перья;
- крылья.
Естественно, значение тату волк измениться в зависимости от смысла дополнительного композиционного элемента.
Тату волка на плече: строгость и стиль татуировки волк
Подводя итог: как татуировка волка повлияет на вашу жизнь
Татуировки, изображающие волка, в подавляющем большинстве случаев наносятся в реалистичном стиле. В них крайне редко используется несколько цветов. Зачастую мастера стараются использовать один цвет, а также игру света и тени, бликов. Отметим, что весьма привлекательно выглядят татуировки, имитирующие наскальную живопись. Если вы хотите «набить» татуировку, изображающую волка на руку, то в таком случае подойдет символический рисунок. А вот полномасштабный, реалистичный рисунок идеально будет смотреться на спине. Но также хорошо будет смотреться реалистичный волк на плече или на бедре.
https://ria.ru/20210629/baba-yaga-1739102148.html
Баба-яга: почему ее изображают неверно
Баба-Яга: кто такая, значение в славянской мифологии
Баба-яга: почему ее изображают неверно
Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на… РИА Новости, 29.06.2021
2021-06-29T18:41
2021-06-29T18:41
2021-06-29T20:48
религия
сыктывкар
архангельская область
александр афанасьев
республика коми
религиозные праздники
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:72:1561:950_1920x0_80_0_0_935a065370c235a90795ae8a02450f25.jpg
МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.Баба-ягаПроисхождение образаПодробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.»Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.Как выглядела Баба-ягаСегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.Атрибуты и символика Бабы-ягиНезаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.День Бабы-ягиНесколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.Семья Бабы-ягиСчитается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.Значение Бабы-яги в славянской мифологииСреди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.Сказки про Бабу-ягуВ XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.У других народовУченые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.Была ли Баба-яга на самом делеИсследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».Баба-яга как оберег домаСегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.
https://ria.ru/20130629/946498746.html
https://ria.ru/20201218/kostyum-1589849444.html
сыктывкар
архангельская область
республика коми
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:0:1561:1172_1920x0_80_0_0_72d28bcd7826acdba168aca9df1a62f3.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
сыктывкар, архангельская область, александр афанасьев , республика коми, религиозные праздники
МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.
Баба-яга
Происхождение образа
Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.
Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.
«Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.
Как выглядела Баба-яга
Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.
Атрибуты и символика Бабы-яги
Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.
День Бабы-яги
Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.
Семья Бабы-яги
Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.
Значение Бабы-яги в славянской мифологии
Среди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.
По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.
Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.
Сказки про Бабу-ягу
В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.
Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.
Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.
Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.
У других народов
Ученые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.
Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.
Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».
В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».
Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.
А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.
Была ли Баба-яга на самом деле
Исследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.
Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».
Баба-яга как оберег дома
Сегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.
Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.
Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.