Символы в рассказе крыжовник

Инфоурок литература презентацииосновная тема и идея произведения чехова крыжовник. описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: основная

Инфоурок

Литература
ПрезентацииОсновная тема и идея произведения Чехова «Крыжовник».

Основная тема и идея произведения Чехова «Крыжовник»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Основная тема и идея произведения Чехова «Крыжовник»

    Описание слайда:

    Основная тема и идея произведения Чехова «Крыжовник»

  • 2 слайд

    Тема рассказа "Крыжовник"-это погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездуш

    Описание слайда:

    Тема рассказа «Крыжовник»-это погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездушное восприятие действительности. Нельзя быть счастливым среди страданий и нищеты, равнодушно наблюдая гибель других. Закрыться » в футляре» от несовершенства мира-это смысл рассказа.

  • 3 слайд

    Идея рассказа-это попытка разбудить людей, сделать их участливыми, сердобольн

    Описание слайда:

    Идея рассказа-это попытка разбудить людей, сделать их участливыми, сердобольными и призвать творить добро. Нельзя сидеть молча и лишь наблюдать за жизнью общества, необходимо принимать участие в жизни и делать добрые дела. Главный герой воплотил свою мечту в жизнь дорогой ценой, смерть жены, отказ от друзей и семьи, и всё это ради покупки усадьбы, в которой он отгородился от мира и закрылся, как в «футляре».

  • 4 слайд

    Крыжовник,который вырос,счастье для героя,а на деле-это ограниченное существо

    Описание слайда:

    Крыжовник,который вырос,счастье для героя,а на деле-это ограниченное существование,кислое и невкусное.Что стало с главным героем,как он опустился и потерял человеческие качества,всё это рисует Чехов,с призывом к прогрессивным людям:»Не уставать делать добро. Цель и смысл жизни не в личном счастье, «а в чем-то более разумном и великом».

  • 5 слайд

    Совершенно очевидно, что рассказ Антона Павловича Чехова- Крыжовник учит чита

    Описание слайда:

    Совершенно очевидно, что рассказ Антона Павловича Чехова- Крыжовник учит читателя тому, что есть цели и пути достижения этих целей, которые могут превратить человека в обывателя и мещанина в смысле не только образа жизни, но и в смысле отношения к жизни , к людям, даже к родным людям, через которых человек в рассказе, главный герой, Николай Чимша-Гималайский попросту переступает ради достижения ничтожной по сути мечты иметь собственное имение и выращивать там крыжовник.

  • 6 слайд

    Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом дел

    Описание слайда:

    Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом деле, и есть одно из величайших зол российского общества того времени, то есть второй половины 19-го века, начала 20-го века.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее «Война и мир».

  • Образ Базарова в романе отцы и дети, отношение автора.

  • Мысль народная в романе Толстого «Роман и мир»

  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки жанровое своеобразие, тематика, проблематика.

  • Лирика Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Нобелевская премия»

  • Как понимают счастье герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • Исторический роман. Проблема личности и её роль в судьбе страны. А. Н. Толстой «Пётр Первый»

  • Интеллигенция и революция в романах Булгакова, Пастернака

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448523 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Крыжовник

История написания

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехова является частью «маленькой трилогии, в которую вошли так же «Человек в футляре» и произведение «О любви». Опубликован издательством «Русская мысль» в 1898 году. Создавалось произведение автором, когда он пребывал в Московской области в селе Мелихово. Сюжетная линия рассказа продолжает повествование «Человека в футляре», в котором так же поднята проблема очерствевшей души человека с искаженным пониманием счастья.

Принято считать, что в основе рассказа Чехова лежит история, которую рассказал юрист, известный среди писателей того времени, Анатолий Кони, писателю Л.Н. Толстому. Посвящена эта история была одному чиновнику, который на протяжении всей жизни откладывал денежные средства на осуществление своей мечты – приобретение парадного мундира, украшенного золотой вышивкой, который должен обеспечить чиновника почетом и уважением, подарить счастье. Но увы, при жизни одеяние так и не пригодилось, и было надето на чиновника только на его похороны.

Жанровые особенности

Произведение создано с учетом жанровых особенностей рассказа и его относят к направлению реализма в литературе. Отличается «Крыжовник» лаконичной прозаической формой, наличием только одной сюжетной линии, описанием одного либо двух главных персонажей и нескольких второстепенных, небольшим объемом.

Сюжетная линия

Ввиду сложившихся обстоятельств (проливного дождя), Иван Иваныч Чимша-Гималайский, работающий ветеринаром, и учитель Буркин вынуждены навестить друга Иван Иваныча —  Алехина. Во время приема пищи, доктор рассказывает своим товарищам историю своего брата Николая Ивановича.

Братья по происхождению они не из зажиточной семьи, а после смерти отца и вовсе остались без семейного поместья, которое пришлось отдать за долги. 

С тех пор младший брат стал отчаянно стремиться к обогащению. Главная его мечта заключалась в приобретении усадьбы и сада, где бы можно было вырастить кусты ароматного и спелого крыжовника. Николай Иванович стал экономить на всем, не замечая ничего подле себя, за исключением объявлений по продаже земельных участков либо усадьб. И в конце концов ему удается осуществить свою мечту. Однако, по истечению многих лет, Иван Иваныч навещает своего родственника и неприятно удивляется тем, насколько изменился в характере его брат. Теперь он типичный ленивый и недалекий житель, который думает только о комфортных условиях и сытом желудке. К нему приходит понимание, что существуют более ценные вещи в жизни, что он и пытается донести до своего младшего брата в своем монологе.

Композиционные особенности

Основной отличительной особенности построения «Крыжовника» является использование литературного приема – «история внутри истории».

Наряду с историей главного героя – Николая Ивановича описывается и реальность, в которой пребывают Иван Иваныч, Алехин и Буркин. Последние два персонажа оценивают произошедшее с младшим братом повествователя и таким образом выражают самый популярный вариант существования человека.  

Описание главных персонажей

В образе ветеринара Ивана Иваныча автор выражает свою жизненную позицию. Герой относится к типу общественных деятелей. Главное его убеждение – предназначение каждого оказывать помощь другим.

Николай Иванович – представитель чиновнического класса, являющийся старательным работником и добрым человеком, который большую часть своей жизни потратил на сбор денежных средств и приобретение собственной усадьбы. После осуществления мечты стал беззаботным, эгоистичным землевладельцем.

Главные вопросы, затронутые в рассказе

В своем рассказе Чехов раскрывает ряд тем, представленных:

— темой мечты – главной тематикой «Крыжовника». Писатель стремиться показать, что не любая мечта является прекрасной. Иногда она перерастает в манию и навязчивую идею, что влечет за собой негативные последствия.

— темой счастья. В образе Николая Ивановича автор высказывает свое осуждение к стремлению человека обеспечить только личное счастье, личностному эгоизму.

— темой маленького человека.

— темой природы. Пейзажные зарисовки в произведение являются отражением эмоционального состояния и настроения героев.

Проблемы

Проблематика произведения актуальна всегда, поскольку затрагивает такие вопросы как:

— эгоистичность;

— безразличие;

— деградация человека, который гонится только за собственной мечтой;

— несправедливые способы достижения своей цели.

Основная идея

Суть рассказа изложена автором в монологе повествователя истории о своем брате, который выражает мнение о невозможности испытывать чувство радости, если рядом находятся те, кому плохо. Не стоит пропускать мимо чужие неурядицы, поскольку в любой момент беда может случиться с каждым.  Важно своевременно помогать тем, кто об этом просит. Счастье, по мнению А.П. Чехова, заключается в движении, действии, совершении добрых и справедливых дел.

2 вариант

Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла, описывает омертвевшую человеческую душу – «футлярных людей». Писатель в произведении ищет смысл жизни, рассуждает об истинном счастье.

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе». Действие начинается с дождя в поле, и попавших под него ветеринара Ивана Ивановича Чимша-Гималайского и учителя гимназии Буркина. Герои решают остановиться в усадьбе Алехина, товарища Ивана Иваныча, где ветеринар решает поведать историю о своём брате.

Родившись в небогатой семье, братья старались обрести материальные блага. В особенности стремился к достатку младший, Николай Иванович. Ради одной цели, усадьбы на берегу реки или озера, где будут расти кусты крыжовника, он был готов на всё, забыв о человечности: копил деньги, экономя на еде и одежде, женился на старой вдове, у которой были деньги и фактически сгубил её. Взял в привычку читать в газетах объявления о продаже имений, пока в итоге не приобрёл землю.

На пути к мечте Николай Иванович не замечал, что меняется не в лучшую сторону: располнел, постарел, потерял человеческое обличие. Он не видел, что вокруг него всё становилось заброшенным, даже собака стала похожа на свинью. Мечта заставила забыть о проблемах и заботах реального мира.

То, что увидел Иван Иваныч, во время визита к брату на его новую усадьбу, «Гималайское тож», опечалило его. В особенности момент, когда Николаю Иванычу подносят тарелку с первым урожаем крыжовника, он берёт по одной ягоде, наслаждается процессом, хотя ягода была жёсткая и кислая. Претворение в реальность личной мечты сделало Николая Ивановича счастливым, он наслаждался этим достижением. Но гонясь за богатствами, забыл о духовности, его душа очерствела, он стал «футлярным человеком».

В конце своего рассказа Иван Иванович приходит к выводу, что стоит стремиться к возвышенным вещам, а не гнаться за материальными ценностями. Но ни Буркин, ни Алехин не поняли смысла поучительной истории ветеринара.

А. П. Чехов на примере одного из героев показывает человеческую деградацию, чёрствость, обращает внимание читателя на человеческие пороки, ложные представления о смысле жизни. Рассказ заставляет задуматься над тем, ради чего стоит жить, призывается не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться.

Анализ 3

В центре сюжета простая история, которую рассказывает Иван Иванович о собственном брате Николае. У Николая была мечта, купить имение, рядом с которым будут кусты с крыжовником. Он готов прибегнуть к любым средствам и методам, чтобы достигнуть желаемого и воплотить в жизнь мечту, которая давно не может осуществиться. На протяжении всей жизни он тяжело работал и на протяжении долгого времени откладывал деньги, чтобы скопить нужную на покупку сумму. При этом он даже морит себя голодом, чтобы не тратить лишних денег на еду.

Чтобы осуществить желаемое он даже заключает фиктивный брак со старой вдовой, которая скоро должна была умереть. Кроме этого он специально морит ее голодом, пока она не уходит в мир иной. Приобретенные нечестным способом деньги, он вкладывает в банк под проценты под собственное имя, а через некоторое время покупает дом, который хотел. И вот имение находится в его собственности, но какой ценой? Счастлив ли он от нового приобретения, которое получил в жизни?

Николай Иванович обладает такими качествами, как алчность и больше всего он любит себя. Ему не нужно не семейной счастье, не важно благополучие и состоятельность близких людей, у него нет друзей, он не успел их приобрести за долгую жизнь.

Иван Иванович делится сокровенной историей с приятелем-помещиком, у которого потом становится частым гостем в небольшом имении. Он рассказывает ее в назидание богатым людям, которые часто обменивают семьи и любимых людей на деньги и материальное богатство, которое не приводит к удовлетворению в жизни. 

Основным направление повествования является реализм, данное направление являлось ключевым в данное время. Автор использует достаточно реалистичных компонентов, сам сюжет основан на реальных событиях, собственно, как и используемые детали.

Чехов использует минимализм в стиле повествования, он не отдается подробностям, но в тоже время сюжет нельзя назвать несодержательным. Он с точностью описывает трудности и проблемы, возникающие в обществе того времени. Также он подчеркивает недостатки человеческого характера, такие как жадность и алчность, присущие людям всех времен и народов.

Анализ произведения Крыжовник 10 класс

Антон Павлович Чехов покорил русскую литературу в 80-е годы XIX столетия как автор коротких рассказов, которые печатались в различных журналах. Его рассказ с наименованием «Крыжовник» входит в «футлярную» трилогию и считается витком последнего периода творчества Антона Павловича. Акцентирует он своё внимание в этом произведении на негативных преобразованиях человека в худшую сторону, игнорирующую гуманизм, добродетель и возводящую в основной принцип бутафорное, искусственное чувство наживы, обывательщины и эгоизма.

Сюжет повествования незамысловат : врач-ветеринар Иван Николаевич делится рассказом-историей о своём брате Николае Ивановиче, который на протяжении всей своей сознательной жизни холил и лелеял единственную мечту, суть которой заключалась в покупке имения с небольшим участком в придачу, где он будет жить тихой жизнью аскетичного помещика. Атрибутом такого существования мнится ему крыжовник как некий символ отрешённости, спокойствия и защищённости.

Сам же автор произведения в лице сюжетного повествователя с опасностью и недовольством транслирует своё отношение к такому выбору, уверяя, что такого рода отрешённость и уединённость обусловлено крайним эгоизмом, влечёт за собой окоченение души, низвергающееся в пропасть исключительно обывательского устремления. Граничит такой выбор Николая Ивановича с добровольным желанием пойти на попятную, испариться, отказаться от того спектра прелестей, достигающихся в процессе прений и извечной борьбы. Таким образом, Чехов трактует данный выбор преступным деянием. В мире, где человек может опробовать свой потенциал, на практике осуществить заветное, в теории запечатлеть своё слово выбирать «футлярный» образ жизни недопустимо. Целиком закономерно угрюмое негодование Антона Павловича, привыкшего созидать, строить, достигать, совершенствовать, а не бесцельно прозябать дни и ночи, довольствуясь серостью и посредственностью.

В итоге Николай Иванович потерял прежнюю физическую форму, обрюзг, потолстел, зачерствел и абстрагировался до космических масштабов, не позволяющих трезво и адекватно смотреть на мир. Тем не менее, продолжал стоять на своём убеждении, приняв это за истинный смысл жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Крыжовник

Анализ рассказа Крыжовник

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Идеальная семья

    Семья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе

  • План рассказа Золотые слова Зощенко

    Повествование рассказа Михаила Михайловича Зощенко «Золотые слова» ведется от имени рассказчика — Миньки, который трепетно вспоминает детство. Семейные ужины в то время радовали не только взрослых, но и детей

  • Сочинение рассуждение Глобализация

    В наше время инновации идут так быстро, что одна не успевает сменить другую. На данный момент идёт урбанизация и глобализация всего и вся.

  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа Герой нашего времени

    Печорин является военным в возрасте двадцати пяти лет. Внешность приятная, он нравился многим женщинам, всегда опрятно выглядел. Он был умным, но злым, всегда готов что-нибудь съязвить в ответ

  • Образ и характеристика Гаврилы в рассказе Муму Тургенева сочинение

    В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барын



Отзыв о книге, «Крыжовник».

Просмотров: 4869 | Добавил: Kaif (09.04.2019) (Изменено: 09.04.2019)

Всего ответов: 4

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 4


09.04.2019 оставил(а) комментарий:

Чехов создавал рассказы, которые по внешней видимости казались юмористическими миниатюрами, но по внутреннему содержанию они отличаются художественной глубиной и силой.

Возьмем рассказ «Крыжовник». Его тема — убожество, безобразие своекорыстного «счастья». В рассказе маленькая ягода крыжовника расширяется, растёт, а затем заслоняет весь земной шар, превращаясь в насмешливый символ. Власть собственности делает всё «невкусным», кислым, лишает жизнь радости.

Иван Иванович рассказывает историю своего брата, Николая Ивановича, который всю жизнь мечтал о собственной усадьбе и обязательно со своим крыжовником. Мечта Николая Ивановича сбылась. Иван Иванович поехал в гости к брату. В рассказе подробно описана усадьба, где «собака похожа на свинью, кухарка тоже похожа на свинью, хозяин располнел, обрюзг = того и гляди хрюкнет». Затем появляется на столе собственный крыжовник, Николай Иванович «с жадностью ел и всё повторял: — Ах, как вкусно! Ты попробуй». Но ягоды были кислые. У Ивана Ивановича возникло «чувство, близкое к отчаянию». Он уехал от брата рано утром и с тех пор не мог бывать в городе. Он рассуждал: «Нельзя так жить человеку, нужно очищать землю от своекорыстного «счастья»».

В рассказе звучит призыв против спокойствия наглых и сытых.

Мне очень понравился этот рассказ, так как в нем высмеивается гнусное собственническое «счастье», построенное на несчастьях большинства людей.


1


09.04.2019 оставил(а) комментарий:

Рассказ «Крыжовник» — это второй по счёту рассказ Чехова из маленькой трилогии, куда вошли ещё два рассказа — «Человек в футляре» и «О любви».

Во всех этих трёх произведения поднимаются темы ограниченного существования человека, который каким бы то ни было способом сам себя запирает в футляр своих действий и живёт неправильно, в угоду лишь себе, превращая и свою жизнь, и жизнь близких ему людей и простого окружения в невыносимую пытку.

Эти три рассказа, входящие в маленькую трилогию объединяют ещё и три героя, которые по очереди выступают в этих произведениях то слушателями, то рассказчиками и от их имени и ведутся рассказы об ограниченных людях, которым свойственна футлярность.

Данный рассказ в рассказе идёт от имени Иван Иваныча Чимша-Гималайского, который знакомит читателей со своим братом Николаем Ивановичем. Перед нами открывается такая ужасно неприятная истина, что каждый может задуматься, какой же это кошмар всё то, что происходит с человеком, живущим только ради удовлетворения своих потребностей и желаний. С человеком, который никогда не считается с другими. Брат Ивана Ивановича — Николай Иванович всю жизнь мечтал обзавестись своим личным поместьем и выращивать там крыжовник. Ну вот мечта такая у человека и идёт он к ней. Всё бы ничего, если бы он не шёл по головам людей и от его мечтаний не страдали другие. В своём стремлении накопить денег на личное поместье он доходит до того, что у него умирает жена, которую он просто морил голодом. Но Николай Иванович даже не думает о том, что хоть в чём-то виноват…

И вот мы наблюдаем в рассказе Ивана Ивановича, как происходит деградация его брата. Вроде и цели своей достиг — купил поместье, посадил крыжовник, но параллельно с этим его душа становилась чёрствой и безучастной к другим людям. Он всё это время жил бездарной, ограниченной жизнью, которая никакой пользы ни кому не приносила. Он жил и не понимал, что всё его поместье — это лишь видимая радость, ведь кругом было полное запустение, грязь, а сам он стал старым обрюзгшим человеком, который просто прозевал свою нормальную жизнь. Когда можно было жить, а не существовать. Таким образом этот бесполезный человечишко, загнавший себя в своеобразный футляр, путём самообмана пытался придать значимость своим действиями, но всё это на самом деле не более, чем пустышка. И человек думающий и умеющий размышлять, конечно же, сделает для себя правильные выводы. Например, на того же Ивана Ивановича встреча с братом произвела такое впечатление, что заставила взглянуть и на собственную жизнь под другим углом. А поедание первых плодов, которые в рот взять невозможно??? Не это ли апофеоз всей бесполезной жизни Николая Ивановича? Пока он наслаждается в единственном экземпляре своим мнимым счастьем и кислым крыжовником вокруг него страдают и погибают в нищете другие люди.

В общем, рассказ получился очень достойным и поучительным. Прочитать его рекомендую всем, особенно тем, мимо кого он прошёл в школе. Проанализировав это произведение каждый думающий человек придёт к выводу, ради чего стоит жить… Исполнить свою давнюю мечту всегда похвально, только оправдывает ли цель средства, с помощью которых это будет происходить? Нельзя быть настолько алчным, самолюбивым и равнодушным к другим людям…

Рассказ «Крыжовник» — это достойное произведение Антона Павловича Чехова, как всегда интересное и актуальное для нашего времени. По объёму рассказ средненький, бывали у Чехова и поменьше рассказы, но это не самое его большое произведение данного жанра.


1


09.04.2019 оставил(а) комментарий:

Антон Павлович Чехов — прекрасный рассказчик! Его повествования хочется слушать и слушать. Почти в каждом своем произведении писатель показывает, как он презирает пошлость и обыденность, тоскливое мещанство, алчность и тщедушие человека. Чехов кратко и интересно рассказывает о важных вопросах счастья, любви, поиска смысла жизни, страдания и различных пороков, которые присущи большинству его современников. Творения автора и по сей день не утратили актуальности.

Сюжетная линия рассказа «Крыжовник» незамысловата и проста. Иван Иваныч и Буркин заходят в гости к бедному помещику Алёхину, проживающему в деревне Софьино. За чашкой чая с вареньем Иван Иваныч о своём младшем брате Николае, который всю жизнь мечтал обзавестись маленькой усадьбой с кустами крыжовника. В конце концов, ему это удаётся, но читатель понимает, какой высокой ценой.

Своим приятелям Иван Иваныч высказывает мысль, что человеческое счастье заключается не в материальном достатке, а в добрых и искренних поступках. Налицо факт того, что два родных брата, дети одних родителей, могут разительно отличаться во взглядах на жизнь и главные жизненные ценности.


1


09.04.2019 оставил(а) комментарий:

В рассказе «Крыжовник» Чехов ставит проблему смысла жизни. Казалось бы, это — вечный вопрос, и уже не один писатель поднимал его в своих произведениях. Зачем же Чехову повторяться? А он все делает несколько иначе, чем остальные. Чехов не ищет обобщений, он на конкретной судьбе человека показывает, как крыжовник и усадьба могут стать смыслом человеческой жизни, сделать его счастливым. Только вот, что это теперь за человек?

Кроме того, автор ставит в рассказе проблему счастья. А есть ли оно вообще как таковое? Или, если человек духовно богат, то он просто обречен на страдания? Мне кажется, наиболее близкие автору взгляды высказывает Иван Иваныч. «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… А между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие…» — Чехов не понимает и не принимает приспособляемости к такой жизни.

Мне кажется, проблемы, поднятые Чеховым, актуальны для всех. И я не исключение. С мнением автора относительно смысла жизни я соглашусь. Что же насчет счастья… Я не вижу его как что-то постоянное; я верю в счастье, но не в такое, как у Николая Иваныча Чимши-Гималайского. Счастье – мгновение, какой-то отрезочек нашей жизни, вспыхнувшее чувство… Вполне возможно, что за ним последуют страдания. Но это и есть настоящая жизнь: взлеты и падения, развитие. «Жизнь – это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным – значит убить себя.» — сказал когда-то Гегель. И я с ним полностью согласен.

  • ООО «Радио Свободная Европа»/Радио Свобода- средство массовой информации, выполняющее функцию иностранного агента

caab0000 0aff 0242 a06c 08d9b5d77fb7 w650 r1 s

Выступление американского историка Тимоти Снайдера, профессора Йельского университета, автора нескольких исторических бестселлеров, нa декабрьском Киевском форуме безопасности.

Как вам хорошо известно, в этом году президент России опубликовал статью, в которой изложил свое видение истории Украины, Беларуси и России. С исторической точки зрения эта статья не имеет никакой ценности. Когда я читаю её как историк, у меня возникает впечатление сродни тому, какое возникает на вечеринке, где кто-то начинает рассуждать о событиях прошлого, не понимая, о чём говорит, но имея при этом горячие убеждения. Обычно историки в таких ситуациях кивают, усмехаются и находят отговорку, чтобы уйти. Но господин Путин не просто кто-нибудь, а глава важного государства, поэтому к его соображениям нужно подойти серьёзно. Но не как к истории – ведь в этом смысле его рассуждения уморительны, а как к политике.

Первое, на что стоит обратить внимание в этой статье, – это то, что она вообще не об Украине. На самом деле она о России. Когда внимательно читаешь эту статью, можно заметить, что на самом деле она об отсутствии – об отсутствии истории России. Нет истории России, которую может рассказать Путин. Он может рассказать историю об определенных взаимоотношениях с Украиной, которые по «мистическим» причинам испортились.

Второе, что мы замечаем в этой статье, – что она не о будущем. Это рассказ о прошлом. Видно, что является характерным для режима Путина: в рассказе президента о России будущего нет, есть только прошлое, «мифическое прошлое». Это существенная проблема режима. При олигархате, клептократии, плутократии, где все ресурсы сконцентрированы в руках приближённой к центру власти элиты, очень трудно говорить о будущем, будущее даже вообще очень трудно себе представлять. В этой ситуации клептократический режим продуцирует мифы о прошлом. Политическое пространство, в котором нет будущего, заполняется прошлым. При этом проблема в том, что в такой истории нет места россиянам, нет места людям.

Эта история показывает, на каком действительно раннем этапе находится Россия в смысле создания своей национальной истории. В изложении Путина Украина и Беларусь в этой истории играют роль своеобразных костылей. Россия не может рассказать историю о самой себе, так что эта история основывается на других народах. Статья Путина демонстрирует нам, что глава Российской Федерации не может рассказать историю, которая, собственно, о России, а сама Россия еще не достигла такой стадии развития, когда это было бы возможно.

Когда читаешь эту статью в контексте российского вторжения в Украину и оккупации её территорий, можно сделать вывод, что Россия напала на Украину, потому что россияне до сих пор ещё не знают, кто они такие. Россия во главе с Путиным вторглась в Украину, чтобы рассказать что-то вроде истории о том, кто такие россияне. И эта история, что ужасно для России, тотально отрицательная. История такова: «Мы – люди, которых не понимает остальной мир. Мы – люди, которых не понимают, когда мы говорим, что мы и украинцы один народ. Мы – люди, которых не понимают украинцы, когда мы говорим им, что мы один народ».

Путин формирует для России мифологическую идентификацию, сосредоточенную на прошлом, целиком негативную, которая полностью зависит от других, от тех, кто отвергает то, что Россия говорит о себе и об остальном мире. И вот здесь, по моему убеждению, проблема достигает самой своей глубины: отрицательной идентификацией Россия подменяет реальную внешнюю политику.

Нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем Владимир Путин

Если бы Путин проводил внешнюю политику, которая имела бы целью защиту долгосрочных интересов Российской Федерации и её народов, то такая политика была бы сконцентрирована прежде всего на Китае, на защите российского суверенитета в отношениях с Китаем. Россия испытывает в отношениях с Китаем экзистенциальные проблемы, таких же экзистенциальных проблем с Западом у неё нет. Но вторжение в Украину и нарратив, связанный с этим вторжением, создают проблемы в контактах с Западом, которых могло и не быть. Иными словами, Путин отрезал Россию от Запада и привёл свою страну к положению подчиненности Китаю. Если посмотреть трезво, то это действительно провал кремлёвской внешней политики. Сегодня Россия имеет влияние в мире потому, что она расположена между Западом и Китаем. Напав на Украину, отрезав себя от Запада, Россия серьезно ослабила свои позиции по отношению к Китаю. Это следствие внешней политики Путина.

Скажу то, о чем не говорят в Москве, по крайней мере в политических кругах: Россия отрезала себя от Украины. В статье Путин утверждает, что Россия и Украина должны быть вместе, но разделились из-за какого-то «мистического» сговора Запада.

Впрочем, правда гораздо проще, она прямо перед нашими глазами. Причина, по которой Украина и Россия не близки, – в том, что Россия напала на Украину. Другими словами, если целью Путина на самом деле были хорошие отношения России и Украины, то именно он и никто другой сделал их невозможными. Не только на то время, пока существует установленный им режим, но и на годы и десятилетия в будущем. Тезисы Путина исторически бессмысленны, но он в эти построения верит. Но нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем сам Владимир Путин.

Он сам из-за своей внешней политики, из-за своих действий, своего решения напасть на Украину сделал близкие отношения России и Украины невозможными. Но это то, что он не может признать, поэтому Путин прибегает к долгим историческим фантазиям: «Это не я, это Запад. Мое вторжение в Украину не связано с современностью, это связано с давними историческими фабулами».

Это позволяет нам ответить на вопрос, зачем нужна была эта статья, почему она появилась через семь лет после нападения на Украину. Ответ связан не с прошлым, а с настоящим, не с Украиной, а с Россией, в частности, с поздним периодом путинского режима. Путин – стареющий лидер деспотического режима, который обанкротился из-за собственных устремлений. Он не смог сделать Россию независимым игроком международной политики, вместо этого Россия стала зависимой от Китая. Он не смог сблизить Россию и Украину, наоборот, напав на Украину, Россия на долгое время стала врагом Украины. И Путину остается только скрывать эти провалы, прибегая ко лжи.

Завершаем изучение рассказа «Господин из Сан-Франциско»

1. Из этой статьи выписать в тетрадь главное.

В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль

«Атлантида» выступает как символ цивилизации; сам господин — символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке,— люди, управляющие кораблём, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.

В этом рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля можно сравнить

с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал

душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью. Символичен в рассказе образ огромного, как утёс, Дьявола, который является символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству. Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывёт в обратном направлении, только уже с теломбогача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной

вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса… океаном».

— «Господин из Сан-Франциско» — это Влияние научно-технического прогресса на человека

безымянного американского дельца, который всю жизнь успешно делал деньги

и, наконец решив отдохнуть, отправился в круиз с женой и дочерью. Находясь на Капри, герой скоропостижно умирает. Центральная метафора рассказа, появляющаяся как в начале, так и в финале рассказа,— это описание парохода «Атлантида», который отвозит героя в Италию, а затем его тело назад в Америку. Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества.

На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Привлекает внимание

изобилие неопределённо-личных предложений, занимающих почти страницу:

«вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчёркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами

жизни. Имён нет… Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад — трюмы корабля, похожие на преисподнюю. Верх — это роскошь, низ —нищета, а между ними пропасть непонимания…

2. Сопоставьте две характеристики рассказа — критика А. Б. Дермана и писателя Ю. К. Олеши. Какая позиция вам ближе? Ответить на вопрос письменно. Развернуто.

А) «Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова, и за этот срок,

если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого, не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу «Господин из Сан-Франциско». Художник недву смысленно

намекает на то, что необходимо прежде всего помнить про неизбежность конца

и затем сообщать жизни тот смысл, который не может быть смертью уничтожен.

Эта идея — чисто религиозно-нравственная, воплощённая в форму, где социальная несправедливость проявляется нравственной тупостью, а нрав ственная

тупость ведёт с неизбежностью к бессмысленной гибели религиозного существования — характерная для толстовского миропонимания схема, усвоенная, по

крайней мере, в разбираемом рассказе Бунина.

В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства. Его нелюбовь к американцу не заключает в себе и тени раздражения, и она необычайно (и плодотворно) раздвинута. С какой-то торжественной и праведной печалью

художник нарисовал крупный образ громадного зла,— образ греха, в котором

протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем, и читатель

чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою… Замечателен в целом стиль рассказа, мерная, металлическая музыка этих безукоризненных, строго наполненных фраз,

точно глубокого ритма раскачивающихся гулких колоколов, одновременно богатство и целомудрие слов, без единого лишнего и без единого недостающего»

(А. Б. Дерман).

Б) «Нужно ли такое обилие красок, как у Бунина? «Господин из Сан-Франциско» просто подавляет красками, от них становится тягостно. Каждая в отдельности, разумеется, великолепна, однако, когда читаешь этот рассказ, получается такое впечатление, будто присутствуешь на некоем сеансе, где демонстрируется какое-то исключительное умение — в данном случае определять

предметы. В рассказе, кроме развития темы и высказывания мыслей, ещё происходит нечто не имеющее прямого отношения к рассказу — вот именно этот самый сеанс называния красок. Это снижает достоинство рассказа. Его рассуждения о душе, сливающейся с бесконечностью, или в этом роде, кажутся иногда

просто глупыми. Пресловутый «Господин из Сан-Франциско» — беспросветен,

краски в нём нагромождены до тошноты. Критика буржуазного мира? Не думаю. Собственный страх смерти, зависть к молодым и богатым, какое-то даже

лакейство» (Ю. К. Олеша).

Вывод по рассказу. (вам информация для сочинения)

Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя.

В её внезапности заложен глубочайший философский смысл. Мы видим, что

пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия,

воплощённая не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмолённый гроб, стоящий глубоко в трюме,— символ конца, обречённости мира, охваченного войной. Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершённость, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в XX в. Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что всё накопленное господином не имеет никакого значения перед вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чём-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости.

3. Литературная викторина «Возвращаясь к прочитанному…» Закончите фразу.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Как построен сюжет рассказа? Сюжет рассказа построен на..

• Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

• Где расположено основное место действия рассказа?

• Какой приём использует автор для изображения разделения общества?

• Как зовут главного героя?

• Когда герой начинает меняться?

• Как к господину относятся люди после его смерти?

• Назовите эпизодических героев рассказа.

• Какой образ в рассказе является обобщающим?

• Как первоначально назывался рассказ?

• В чём заключался пафос рассказа?

ИТОГО: Мне надо прислать конспект, ответ на вопрос, тест. Тогда изучение этого произведения для вас закончится.

Р.S.

Рассказ ПОДОЙДЕТ В КАЧЕСТВЕ АГРУМЕНТАЦИИ К НАПРАВЛЕНИям ИС «ЦИВИЛИЗАЦИЯ…» И «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Например, на вопрос про цивилизацию.. благо или зло. Влияние научно-технического прогресса на человека. Можно ответить Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества…

На вопрос, почему люди путешествуют, тоже здесь есть ответ. Это история последнего путешествия человека.

Кроме того, для аргументации к сочинению в ЕГЭ . Это проблемы жизни и смерти, несправедливости в обществе, денег, богатства, истинных ценностей, духовности.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Символы образы в поэме двенадцать сочинение
  • Символы в рассказе господин из сан франциско сочуна
  • Символы рассказа господин из сан франциско бунин
  • Символы в рассказе о любви чехов
  • Символическое значение яблока в рассказе ч айтматова красное яблоко раскрывается в рассказе
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии