Во “Вступлении” Петербург представлен в двух состояниях: “до” и “после” основания города.
Так, в начале XVIII века, территория будущего Петербурга – это малозаселенные, болотистые берега:
“…По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца…” “…Где прежде финский рыболов… Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод…”
Проходит сто лет. Петербург начала XIX века – это крупнейший город Европы, торговый и культурный центр России. Теперь берега петербургских рек застроены красивыми каменными зданиями, а в порт Петербурга принимает корабли “со всех концов земли”:
“…ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся…”
В том же “Вступлении” к поэме Пушкин признается в любви к прекрасному Петербургу – городу, с которым поэта связывает многое:
“…Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…”
Говоря о Петербурге, Пушкин, конечно же, упоминает о знаменитых белых ночах:
“…Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады…”,“…Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса…”
Поэт с не меньшей любовью отзывается о петербургской зиме, несмотря не ее “жестокость” и “мороз”:
“…Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой…”
Печальный вид обретает Петербург во время наводнения в ноябре 1824 года:
“…Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!..”
Несмотря на трагические последствия наводнения, Петербург вскоре приходит в себя и жизнь идет “прежним порядком”:
“…В порядок прежний все вошло. Уже по улицам свободным С своим бесчувствием холодным Ходил народ. Чиновный люд, Покинув свой ночной приют, На службу шел…”
На протяжении всей поэмы Пушкин ни разу не упоминает слово Петербург, кроме подзаголовка “Петербургская повесть”. Вместо названия “Петербург” Пушкин использует такие выражения, как: “Петра творенье”, “град Петров” , “Над омраченным Петроградом”, “И всплыл Петрополь”.
Почему Пушкин не захотел упоминать оригинальное название города “Петербург”? Что именно он хотел этим сказать? Исследователи не перестают задаваться этим вопросом.
Это были материалы об образе Петербурга в поэме “Медный всадник” Пушкина: описание и характеристика города в цитатах.
Образ города в поэме Медный всадник Пушкина
Образ города Петербурга в поэме «Медный всадник» представлен автором с двух сторон, со стороны неповторимой красоты и величия, и другой совсем не парадная сторона, которая была не такой приметной и пугающей стороны мрачного города.
Пушкин как никто, смог описать всю суть Петербурга, его духовное, природное и историческое наследие. В произведении Пушкин раскрыл образ северной столицы не просто как города, а как символ – личность, влияющий на судьбы людей.
В начале поэмы Пушкин описывает Петербург, и жизнь его жителей. Здесь он, как город для господ и город для простого народа. В первом случае, показана его сила и мощь убранством городских улиц, богатыми поместьями, фонтанами и замками.
Богатство элиты города и их достояние, помогает с легкостью пережить многочисленные наводнения бушующей Невы.
Для простого народа не имеющим высоких замков и балконов, которые и стали жертвой гнева реки Петербурга, закованной в каменный сюртук.
Как бы ни красива набережная Петербурга, созданная великим Петром I, все же ставит этому творению чести в отношении маленького человека. Суровый климат северной столицы, определяет холодность каменных сердец властей горю и страданию жителей города.
И эта стихия непокорима, громя и руша все и вся на своем пути, и лишь разбилась о такую же холодность и бесчувственность чиновников шедших на службу.
Вскоре улицы были расчищены и вовсе забыты, жизнь Петербурга пошла своим чередом, став вновь спокойной и мирной.
Поэт показал равнодушие величественного города к его жителям, показывая свою значимость, ведь он может быть тихим, а может и суровым. Поэтому он так торжественно и грозно возвышается над всеми, даже над царем.
Город, построенный на костях, также ставшим «окном в Европу», имеет необыкновенную историческую ценность. Поэтому поэма «Медный всадник» точно также является своего рода ценностью, описывая создание и строительство самого города в различное время, года и погоду.
Некогда из простого болота, над которым гуляли лишь сильные ветра, рождается величественный город с высокими башнями и красивыми улицами и функционирующим речным портом, с рождающимся там российским флотом.
Быстро растущий пышный город, хранит тайну в своем сердце, какой ценой все это возрождалось, скольких усилий и жизней простых людей стоило этому городу.
Неимоверный темп возведения Петербурга стоил несчитанных денег и жизней людей строящих его, за счет которых держался триумф градостроителя.
Образ Петербурга в поэме уникален – ледяное выражение холодного спокойствия, пленяющая взор красота, за которой скрывается пугающая изнанка – трагедия маленького человека в огромном городе, построенного на костях.
`
Образ города в поэме Медный всадник
Популярные сочинения
- Сочинение Князь Всеволод в Слове о полку Игореве (Образ и характеристика)
Князь Всеволод Святославич по истину великий человек, и в произведении «Слово о полку Игореве» автор прекрасно справился с описанием данного персонажа, ничуть не приуменьшая или не преувеличивая его заслуги. - Сочинение на тему Драгоценные книги
Книги могут быть драгоценными для одного человека, для семьи, даже для народа, а могут и для всего человечества. Вот только последних книг, конечно, не так много. Точно к ним относится Библия, Коран - Если бы я был депутатом – сочинение рассуждение
Если бы я стал депутатом, я бы думал о том, как люди могут повысить уровень своей жизни. В данный момент у многих нет постоянного места работы, нет стабильно хорошего заработка
3183. Образ Петербурга в поэме Пушкина Медный всадник Русский язык
Имя Санкт-Петербурга запечатлено в истории России. Появление и зарождение города, ставшего окном в Европу, несет в себе не только положительные стороны человеческой жизни.
Погибли несколько поколений крестьян, сроивших город на берегах бурной и неукротимой реки. Образ Санкт-Петербурга стал прекрасной темой для многих произведений писателей и поэтов.
Каждый по-разному описывает этот великолепный и печальный город.
Санкт-Петербург является центральным образом поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
Жизнь города в произведении писателя не стоит на одном месте, она изображена в действии: то она спокойна и молчалива, а то резко меняется и превращается в неукротимую стихию, которая обрушивается на Петербург в виде бедственного страшного наводнения.
Санкт-Петербург — это творение Петра I, но построено оно на костях людей. От этого так торжественно молчалив и страшен становится город, возвышающийся над всем остальным. В Петербурге без сомнения есть место для мирной жизни. Но когда начинает свой разгул стихия, никто не может совладать и справится с ней.
Город на берегах Невы становится символом торжества человека над природой. Но это виденье очень обманчиво. Закованная в гранит река не хочет подчинится людям, и люди время от времени оказываются во власти стихии.
На жизнь Евгения внезапное наводнение оказывает сильное роковое влияние: его любимая погибает, и он, не в силах справится с утратой, начинает сходить с ума.
Вода в поэме врывается в жизнь города, нарушая всеобщее спокойствие, разрушая судьбы людей.
Пушкинский Петербур – это город, представленный в двух совершенно разных образах. С одной стороны, город на Неве – это торжественный памятник архитектурного таланта человека. Пышные и величественные здания, дворцы и башни, прекрасные мостовые – все это заставляет восхищаться красотой города. С любовью описывает автор и красоту белых ночей северной столицы: задумчивые, безлунные, прозрачные.
С другой стороны, Петербург становится городом опасным и судьбоносным для своих жителей. Пушкин не может обойти судьбу «маленького» человека, ведь именно ему поэт и посвящает свое произведение. На ряду, с пышными постройками, можно увидеть и ветхие дома. Люди, живущие в городе на Неве, находятся во власти природы.
Санкт-Петербург становится городом, где судьба человека находится в тесной связи с силами стихии. Красота города на Неве торжественна и печальна. Петербург, показанный А.С.Пушкиным, противоречивый и таинственный город, полный загадок и тайн. За необыкновенным великолепием, созданным руками человека, скрывается печаль и боль людей.
2 вариант
Многие российские писатели и литераторы очень часто в своих произведениях старались описать тот или иной город, как бы показывая его важность и значимость в отечественной истории и фольклоре, показывая всю мощь и красоту нашей большой страны, тем самым прославляя её. Также очень многие описывали, как и столицу, так и культурную столицу нашей страны – Петербург. Получалось это далеко не у всех, так как передать все те образы, которые царят в таком большом городе – довольно трудная задача, с которой идеально справился Пушкин.
В своём произведении “Медный всадник” автор рассказывает нам удивительную историю, которая берёт своё начало во время самого основания города Петербург.
Он показывает его как оплот человеческой мысли, традиций, а главное как превосходство человеческой мысли над силами природы, что также характеризует город как прекрасное место, способное произвести на приезжего в него человека немалое впечатление.
Потому автор и составляет из образа города некий идеал, к которому необходимо стремиться, и который необходимо придерживаться.
Однако наряду с выявлением явных преимуществ города, он также показывает, что как бы не старался человек противостоять неумолимой силе природы, он всё же, в конце концов, сдаться под её натиском, оставив ей право выбора, что же делать дальше. Пушкин говорит об этом в своём произведении, о неминуемости подчинения природе, её могуществу, которое особенно ярко проявляет себя в России.
Город он называет городом оживших статуй, так как Петербург в то время, впрочем, как и сейчас, был городом, довольно наполненным историческими мемориалами, памятниками, различной культурной структурой, которая рассказывала его посетителю о богатом прошлом, как и самого города, так и о богатой истории России. Так или иначе, в произведении он прославляет Петербург, называя его самым красивым городом, как наружной оболочкой, так и внутренним содержанием. И действительно, в городе все люди довольно миловидные личности, привыкшие общаться на различные темы культурного порядка, о музыке, искусстве, и прочих вещах, так присущих аристократии тех лет. Пушкин достаточно ярко и подробно описал образ данного города в своём произведении “Медный всадник”, из чего следует, что он является легкоузнаваемым и легко прочитывается среди всего произведения.
Все сочинения
Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина
Имя города Санкт-Петербурга запечатлено в российской истории. Но не только на жизнь русского народа он повлиял, но оставил и глубокий след в русской литературе.
Бурлящая и грозная река, которую сковали в гранит, стала прекрасной темой для многих произведений талантливых писателей: Батюшкова, Державина, Гоголя и других. Все они пытались раскрыть этот город, показать его силу и мощь. Но только А.
Пушкин смог в своей поэме «Медный всадник» раскрыть более полно образ этого города, показав его духовное и природное развитие.
Жизнь Петербурга в изображении поэта различна: то она спокойная, молчаливая и очень тихая, но потом вдруг может резко закипеть и стать некой неуправляемой стихией, которая проявляется в виде бедствий и страшных наводнений.
Петербург — это творение Петра I, которое было построено на костях, но оно оказалось не только величественным, но и ужасным. Поэтому так грозно и торжествующе возвышается город надо всем. У этого города есть и своя повседневная и мирная жизнь.
Но когда начинается стихия, то с ней никто, даже царь, не может с ней справиться.
Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Из истории известно, что именно Петербург — «окно в Европу». Поэтому поэма «Медный всадник» имеет и историческое значение. С самого начала своего произведения Александр Сергеевич упоминает нам о том, как этот город создавался.
Некогда на этом месте гуляли лишь только ветер, да быстрая вода несла свои шумные волны. Однако царь Петр I, увидев это место, решил заложить здесь новый город, побеждая силы стихии.
И как бы природа не сопротивлялась, но все равно гордый и пышный город величаво вырос на берегах Невы.
Местность сильно меняется: природный хаос заменяется порядком и гранитными оковами. Петербург становится неким символом торжества человека над природными силами. Но это впечатление неправильное, так как нужно смотреть глубже.
Наводнение показывает, что человек не победитель, становится не только жертвой этой стихии, но и ее сообщником. Вода — это тоже стихия, но в Петербурге она представлена покоренной рекой Невой.
Это мнение о покоренной стихии обманчиво, так как эта же вода в поэме врывается в жизнь людей и самого города, нарушая их спокойствия и принося смерть.
Пушкин сравнивает разливающуюся реку с больным, который мечется, пытаясь найти себе покой и утешение.
Но уже скоро это сравнение сменяется следующим: разбушевавшиеся река, как разбойник, несется по улицам города, уничтожая, словно зверь, все, что ей попадается по дороге.
И все, что натворила Нева, беспомощно и жестоко, можно сравнить с теми последствиями, которые обычно остаются после бунта. Автор использует для описания последствий много разных глаголов: ломит, режет, крушит, грабит и другие.
Теперь судьба людей, живущих в Петербурге, оказываются зависимы от стихии. Главный герой поэмы при наводнении теряет свою любимую девушку, которой собирался делать предложение.
Так Евгений теряет свою цель в жизни и поэтому его жизнь становится пустой, и он начинает опускаться на самое дно жизни. Молодой человек перестает воспринимать действительность, он просто сходит с ума.
Судьба Евгения — это судьба в России «маленьких людей», жизнь которых бесценна и она сильно зависит от властей и от того, каковы цели самодержавной власти.
Когда возводился Петербург, то царь думал лишь о том, что будет основан новый город, и что его появление буде полезно для всего народа, но вот конкретно о каждом человеке, его судьбе Петр Великий думать не мог. Поэтому тема Петербурга тесно связана с темой «маленького человека», которого в этом городе унижает и уничтожает даже сама природа.
Образ города на Неве связан и с темой Петра Великого. О нем автор начинает говорить уже во вступлении к поэме. Поэтому, возведя этот город, царь — самодержавец соединил навеки свою судьбу с ним. Когда происходит наводнение, то царь Петр тоже здесь присутствует. Он — медный всадник, который возвышается над городом и внимательно смотрит на то, что происходит.
Пушкин описывает этот памятник, называя Петра кумиром, который восседает над городом на коне из бронзы. Но автор поэмы старательно обходит имя своего кумира, понимая, что его поэтический образ мрачен и зловещ. Так, во вступлении, когда идет прославление дел Петра, автор использует местоимение «он».
При описании наводнения, то это уже и кумир на коне, сильный властелин судеб, всадник из меди. Вспомнил автор и те легенды, которые связаны с этим великолепным городом на Неве: миф о появлении призрака Павла Первого в одном из городских замков.
И этот миф автор использует для того, чтобы показать помутнение сознания главного героя, у которого в голове тоже появляется призрак Петра, который его и преследует.
Памятник Медному кумиру — это воплощение власти, которая не только не имеет границ, но и беспощадна. Следовательно, Петербург — это город, который подавляет волю человека, губит их жизнь, подавляет человека.
Но с другой стороны город на Неве – это место, где таится много тайн и загадок, где бушуют стихии и неожиданно оживают памятники.
Образ Петра в поэме — это грозное божество, которое окутано святым покрывалом и его высота недосягаема.
Петербург в изображении поэта имеет двойственную характеристику: положительную и зловещую. Положительная характеристика: прекрасный город, величественный град с изящными формами. Зловещее описание: бушует стихия как тиран, которую невозможно успокоить. Читатель видит не только очарование и великолепие этого города, но и его нищету.
Пушкин описывает, что заборы некрашеные, а домики «ветхие». Но ведь в этом городе построены огромные башни и дворцы, корабли со всего мира сюда съезжаются, а река обрамлена гранитом, прекрасные мосты были возведены над нею. Описывает с восхищением автор и северные ночи, используя эпитеты: задумчивые, прозрачные, безлунные. Чтобы описать всю красоту белых ночей поэт использует сравнения.
Поэма Пушкина — это гимн городу Петербургу, который, как признается сам автор, вошел и в его жизнь, и не любить его невозможно. Город у автора показывается не только в разные времена года, но и все его потаенные местечки.
Сочинения по русской литературе. Все темы 2013 г
Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял он на наше общество, на нашу жизнь! И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе.
Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей.
Такие гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков, Гоголь, Лермонтов и многие другие, раскрывали образ Петербурга, но именно Пушкин создал целостный и завершенный образ города, описал духовное начало Петербурга, придал городу силу самостоятельного бытия, живущего своей жизнью, то тихой и спокойной, то полной наводнений и бедствий. Величественное, ужасающее творение, построенное на болоте и на костях, раскинулось грозно и прекрасно. Город живет своей жизнью. И никто не может бороться со стихией – даже самодержцы: «с Божией стихией царям не совладеть».
Важность темы Петербурга в русской литературе определяется центральной ролью города в отечественной истории: именно этот город стал для России «окном в Европу». Поэма «Медный всадник» начинается с истории создания города. На месте, где он был построен, царствовали стихии: ветер и вода, но именно здесь царь Петр решает заложить новую столицу.
Назло природе город возносится «пышно, горделиво». Казалось бы, ничто уже не напомнит о царившем здесь когда-то хаосе: «в гранит оделася Нева», «мосты повисли над водами». Все вокруг говорит о торжестве человека над силами природы, но это впечатление обманчиво: во время наводнений Петербург предстает не победителем, а своеобразным сообщником стихий.
Одна из них, вода, персонифицированная в образе Невы, врывается и нарушает спокойствие, явившись одной из сил «побеждаемой стихии». Сначала автор сравнивает ее с больным: «Нева металась, как больной». Но потом она предстает в образе разбойника, даже зверя: река крушит, сметает все подряд на своем пути.
Последствия разрушений похожи на последствия бунта, «бессмысленного и беспощадного»:
…Так злодей,С свирепой шайкою своейВ село ворвавшись, ломит, режет,Крушит и грабит; вопли, скрежет,Насилье, брань, тревога, вой!..
Судьбы людей оказываются зависимы от сил и буйства стихии. Наводнение с его слепой неразборчивостью отнимает у Евгения самого близкого человека, и жизнь героя лишается смысла. Разум Евгения теряет свою силу, молодой человек не выдерживает несчастья и сходит с ума.
Судьба Евгения отразила закономерность и роковую обреченность судеб «маленьких людей»: их жизнь зависит от власти и геополитических устремлений царей. В момент основания города Петр думал о государстве и о народе вообще, но не о конкретном человеке.
Таким образом, в теме Петербурга появляется одна из ее составляющих – «маленький человек», возможная униженность и зависимость его положения. (Впоследствии в гоголевской «Шинели» история Акакия Акакиевича тоже разворачивается на фоне города.)
Образ Петербурга тесно связан с образом Петра I.
Во вступлении автор не называет царя по имени, пользуясь местоимением он: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Именно по единоличной воле Петра трудом огромного количества безымянных работников, «на костях» был построен город.
И образ Петра все время присутствует на страницах поэмы, переплетаясь с образом города. Во время наводнения Медный всадник как будто стоит и смотрит на вытворяемые Невой бесчинства, словно одобряя их:
Стоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне.
Не случайно Пушкин и в названии памятника опускает имя царя. Автор называет его «мощным властелином судьбы», «кумиром на бронзовом коне», «медным всадником», поэтому образ основателя Петербурга становится мрачным, зловещим и даже ужасающим.
При создании поэмы Пушкин использовал различные легенды, связанные с Петербургом: например, существовал миф о появлении в Михайловском замке привидения Павла I. И в помрачневшем мозгу Евгения тоже является призрак царя, Петра I. Герой бросает вызов грозному владыке: «Ужо тебе!», и грозный царь начинает его преследовать.
(Вообще, мотив ожившей статуи характерен для творчества Пушкина и встречается еще в «Маленьких трагедиях».) Памятник оказывается воплощением беспредельной власти, беспощадной и неумолимой воли.
Таким образом, в поэме «Медный всадник» Санкт-Петербург предстает городом, который губит людей и подавляет их волю, загадочным и таинственным, городом оживших статуй и проснувшихся стихий. А царь Петр – это непостижимое и недосягаемое божество, грозное и могучее, окутанное «священным покровом „основателя города“».
Петербург двойствен, он предстает в поэме и в положительном, и в зловещем ореоле. Это величественный, красивый град, полный изящных форм и очертаний, и в то же время бушующий тиран, неугомонная стихия, закованная в цепи «владыки полумира».
Город поражает нищетой и великолепием одновременно. С одной стороны, это город бедный: «забор некрашеный, да ива и ветхий домик…».
С другой стороны, Петербург величественно прекрасен своими холодными грациозными очертаниями:
По оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами.
Среди многочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города можно отметить удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей:
Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный.
Этот образ неразрывно связан с Северной столицей. Для того чтобы описать белую северную ночь, Пушкин нашел слова, неповторимые по отчетливости сравнений. Надо признать, что во времена Пушкина архитектурный облик Петербурга был куда более совершенен.
И повезло же пушкинским современникам, которые не только видели своими глазами таинственный и прекрасный облик нашего города, но и узнавали его воссозданным, претворенным в совершенных стихах, только что вышедших из-под пера Пушкина.
Для нас же прежний образ утонул в «преданьях старины», и только пушкинские творения служат путеводителем по тому городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова.
Конечно же, современникам Пушкина было легче утверждать, что поэту удалось воссоздать облик любимого ими города на Неве ярче, чем это могли сделать за него многие другие поэты. Но, вглядываясь в наследие поэта, мы сможем понять его величие на тех страницах, которые посвящены Петербургу.
Все, что описано в «Медном всаднике», является истинным бытием Северной столицы. Гений Пушкина отразил всю духовную и материальную жизнь города в непревзойденных стихах, которые и по сей день являются лучшим гимном нашему городу. Многогранный Петербург предстает разнообразно прекрасным:
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит…
Все олицетворяет близкие образы нашего города: прекрасные «громады дворцов и башен», «чугунная ограда» Невы, «Адмиралтейская игла», чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И всегда присутствует Нева как неразделимое целое, как сердце Северной Пальмиры.
Поэма «Медный всадник» тесно связана с самим Петербургом. Без нее не было бы духовного завершения образа города, который показан в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях.
Здесь можно найти различные черты города: бедного и богатого, безмолвного и бушующего, прекрасного и угрожающего.
Вообще, весь образ Петербурга говорит о трудности его рождения, о деспотическом характере Петра, создавшего его, о рабстве народа. Поистине Петербург – город на костях человеческих.
Все эти особенности, характерные черты города нашего отразил Пушкин в своей гениальной поэме «Медный всадник». И закончить свое сочинение я бы хотел словами Н. П. Анциферова: «Пушкин создал из Петербурга целый мир.
С наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге».
Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»: изображение города
Образ города, по мнению В. Г. Белинского, является центральным в поэме «Медный всадник».
Это даже не великое творение Петра, а главный герой произведения, имеющий собственный характер, меняющийся и развивающийся, подобно другим литературным персонажам.
Город предстает живым, выходит на передний план, оставляя императора, его создавшего, далеко позади.
Как говорил Белинский, повествование «петербургской поэмы» не о Петре Первом и даже не о бедном сумасшедшем чиновнике Евгении, а о самом Петербурге.
И вот почему.
Во-первых, произведение определено самим автором как «петербургская поэма». На этом сделан акцент, который нельзя оставить без внимания.
- Речь идет не просто о трагедии, случившейся в северной Пальмире, а непосредственно о городе – о его рождении, красоте и меняющемся характере.
- Во-вторых, поэма начинается с описания образа императора, задумавшего возвести среди топей и болот новую столицу, ничем не уступающую европейским:
- На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн, - И вдаль глядел.
Петр Первый смотрит вдаль, окидывает бескрайные просторы, и вот какие мысли посещают его:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Грандиозная задумка осуществлена. На месте болот, в сыром, мрачном краю построен красавец-город, северная Пальмира, прекрасное «Петра творенье».
Он предстает восхищенному взору читателя, описанный Пушкиным с особенными чувствами. Все мы знаем, как трепетно и искренне великий русский поэт любил этот город. Родившийся в Москве, он всегда считал столицей Петербург.
- Итак, город построен, прошло уже сто лет, и вот он предстает перед нами во всей красе:
- Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла - Адмиралтейская игла…
Петербург прекрасен, горделив, величав и спокоен. Есть в нем некая романтичность: тихие белые ночи, когда так светло, что можно читать, не зажигая лампадок.
- Однако, как и любой другой литературный герой, Петербург развивается, показывая разные черты своего характера.
- Наступает ноябрь 1824 года. Мы видим уже совсем иной город:
- Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной - В своей постели беспокойной.
Мечется Нева, словно больной человек, и вся атмосфера какая-то серая, болезненная. Смутно ощущается опасность, нависшая над петербуржцами. И это ощущение оправдано: дожди переполняют реку, Нева разливается.
Город обуяла стихия, он уже опасен и страшен. Разбушевавшиеся воды приносят не только разорение, но и гибель: именно в этом наводнении утонула возлюбленная Евгения.
Такое впечатление, что Северная Пальмира явила людям темную сторону своего характера. Построенная средь болот, новая столица оказалась не только прекрасной, но и опасной.
Город, действительно, является главным героем «Петербургской поэмы», недаром его название вынесено в заглавие повествования. Он предстает перед нами в разных образах, меняя жизнь и судьбу бедного Евгения.
Но примечательно, что, хотя Петербург полноценный герой поэмы, автор ни разу не упоминает его настоящего названия. Оно мелькает только единожды, и то как прилагательное: «петербургская». Больше этого слова нет нигде в тексте произведения.
Пушкин использует другие названия, определяющие, о каком именно городе идет речь: «Петра творенье», Петроград, Петрополь, «град Петров».
До сих пор остается большой загадкой для исследователей, почему автор, сделав северную столицу героем своего произведения, ни разу не назвал ее истинного имени.
Образ Петербурга в творчестве Пушкина (10 класс сочинение)
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ Петербурга в творчестве Пушкина
Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.
К описанию города подходит и его отрицательная сторона. Для обывателя он становиться враждебным, в нем может ожесточиться и очерстветь сердце человека.
Отзывается о нем писатель, как город мил, пышен, как столица величественна, но и в тоже время, как она бедна, лжива и мертва. И хранит в себе фантастическую натуру. Необыкновенные узоры, высоченные здания, площади, парки, так и манят своей магией красоты.
Постоянные маскарады, набережные, балы, шумные модные вечеринки, клубы так и высасывают и заглушают настоящее значение жизни людей. Это все является иллюзией, которая словно пелена упала на глаза.
Здесь жили его близкие ему люди, которые в, последствии стали главным творением в своих произведениях. Город являлся неким проводником вдохновения для писателей, которые посвящали многие стихи столице.
Для писателя Питер оказался «городом надежд» и «городом разочарований». Богаты и властные граждане, имеют высокий статус, отличные квартиры, прекрасные шинели. Этот образ показывает золотую сторону города.
А маленькие людишки, которые просто хотят спокойной жизни, без всякой погони за счастьем попадают всегда в грязные и лживые руки, болота этого города засасывают их жизни. Как и описал Пушкин в произведении: «Шинель». Поэт провел почти треть своей жизни в этом безразличным, падающие надежды, властном городе.
Дорогая жизнь протекает в нем без следа, что потом можно жалеть об упущенном моменте в жизни людей, которые словно оказались в ловушки полного величия.
Много позволений было обещано Александру Николаевичу, даже цензура в произведениях, но сильно обильная опека со стороны царя, душила писателя тем, что он должен был докладывать власти за каждый свой шаг. Даже обычные переписки со своей женой он с неохотой отдавал на почту, зная, что их распечатывают по несколько раз.
Его произведения сами за себя уже говорят о Петербурге, о его власти, господства, обширности и продвижения в перед. Город так и манил писателя даже после разочарования в нем. Он показывает настоящую проблему и восхищения о Петра творенье в своем творчестве. На примере двух произведений: «Медный всадник» в романе в стихах «Евгений Онегин», город мы видим с двух сторон.
Другие сочинения: ← Письмо Самсону Вырину от лица Дуни↑ ПушкинПортрет Пугачева в романе Капитанская дочка →
Пушкин «Медный всадник». Образ Петербурга
Поэма начинается с истории образования города. Раньше на его месте царствовали вода и ветер, но именно тут Петр Первый решил заложить новую столицу. Петербург возносится «пышно, горделиво», назло самой природе.
И вот уже, кажется, нет и малого напоминания о когда-то царившем здесь хаосе: «мосты повисли над водами», «в гранит оделася Нева».
Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» демонстрирует торжество человека над природными силами, однако обманчиво это впечатление: город во время наводнения является скорее сообщником стихии, чем победителем.
Щегольский Петербург
Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. В Петербург он переехал в 19 лет, в 1828 году. Здесь начинающего писателя ждало разочарование: Гоголя не приняли в актеры, государственная служба ему быстро наскучила, а первую его поэму жестко раскритиковали.
К тому же жизнь в столице требовала затрат, которые Гоголь не мог себе позволить.
Жизненные неудачи сказывались на его восприятии нового города, Гоголь писал матери: «На Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в свою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим».
Однако писатель отдавал должное архитектуре столицы, называя ее «щеголем Петербургом», а Невский проспект — «красавицей нашей столицы». Здесь к писателю пришла известность — после издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Буйство воды
Персонифицированная в образе Невы вода сначала предстает перед читателем как побеждаемая стихия: «Нева металась, как больной». Затем автор изображает ее в образе зверя, который крушит и сметает все на своем пути. Разрушения после наводнения похожи на последствия «бессмысленного и беспощадного» бунта.
Вот и судьбы людей попадают в зависимость от стихии. Она отнимает со слепой неразборчивостью самого дорогого человека у Евгения, героя поэмы «Медный всадник». Образ Петербурга теперь видится ему беспощадным, губительным. Жизнь Евгения теряет всякий смысл, он не может справиться с несчастьем и сходит с ума.
В лице этого героя отражается роковая обреченность и закономерность судеб и других «маленьких людей», существование которых всецело зависит от геополитических устремлений власти и царя. Когда Петр Первый решил основать новую столицу, он думал в целом о народе и государстве, но не о каждом конкретном человеке.
Так, образ Петербурга в поэме «Медный всадник» раскрывает одна из составляющих – «маленький человек», униженный и зависимый.
Михаил Лермонтов
Петр Заболоцкий. Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837. ГТГ
Максим Воробьев. Набережная Невы у Академии художеств. 1835
Иоганн Вайс. Московский Кремль. 1852
Петр Первый
Тема города неразрывно связана с его создателем. Во вступлении Александр Пушкин не называет по имени царя, а пользуется местоимением «он»: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Петербург был построен по единоличной воле Петра трудом множества безымянных работников. Поэтому образ царя присутствует все время на страницах поэмы «Медный всадник».
Описание Петербурга тесно переплетается с фигурой правителя. Вот он, отлитый из бронзы, во время наводнения наблюдает за вытворяемыми Невой бесчинствами, даже словно одобряя их: «Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне». Даже в названии памятника Пушкин нарочно опускает имя царя и называет его то «медным всадником», «то мощным властелином судьбы».
Так, образ Петра Первого вырисовывается зловещим, мрачным.
Москва… Как много в этом звуке
Александр Пушкин родился и жил в Москве до 12 лет — до поступления в Царскосельский лицей. В московском «Вестнике Европы» он впервые опубликовал свое стихотворение — «К другу-стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру.
Здесь Александр Пушкин встречался с Николаем I после его коронации. После аудиенции высланный из Петербурга поэт смог вернуться в столицу. В письме к Прасковье Осиповой он писал: «пошлость и глупость обеих наших столиц равны, хотя и различны». Однако Пушкин-поэт посвятил родному городу теплые строки в «Евгении Онегине»:
Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
В 1828 году во время визита в Москву Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Они обвенчались и некоторое время жили на Арбате — сейчас в этом доме работает мемориальный музей.
Город оживших статуй
Пушкин при создании поэмы использовал разные легенды, связанные с Петербургом. К примеру, существовал миф о том, что в Михайловском замке бродит привидение Павла Первого. Вот и в затуманенном мозге Евгения тоже возникает призрак царя, но только уже Петра Великого.
А памятник «Медный всадник» в Петербурге являет собой будто бы ожившую статую и становится воплощением беспощадной воли и беспредельной власти государя.
Царь Петр предстает недосягаемым и непостижимым божеством, могучим и грозным, а сам Петербург – городом таинственным и загадочным, губящим людей и подавляющим их волю.
Скучный Петербург
В Петербург Лермонтов переехал, чтобы поступить в университет. Ему не засчитали два года учебы в Московском университете, и молодой поэт стал курсантом Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Северная столица поэта не воодушевила.
Увы! как скучен этот город, С своим туманом и водой!.. Куда ни взглянешь, красный ворот, Как шиш, торчит перед тобой: Нет милых сплетен — всё сурово, Закон сидит на лбу людей; Всё удивительно и ново — А нет не пошлых новостей! Доволен каждый сам собою, Не беспокоясь о других, И что у нас зовут душою, То без названия у них!..
Его раздражал высший свет города, в письме к Марии Лопухиной Лермонтов рассказывал: «все вместе они производят на меня впечатление французского сада, в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями!». Даже вернувшись из ссылки, в которую он был отправлен за стихотворение «Смерть поэта», и обретя в петербургском обществе популярность, Лермонтов продолжал скучать.
Двойственность образа
Вместе с тем Петербург в поэме «Медный всадник» раскрывается не только в зловещем, но и в положительном ореоле. Это красивый, величественный город, полный изящных форм, поражающий великолепием.
Он полон грациозных очертаний: «громады стройные дворцов и башен», «богатые пристани», в которые стремятся «корабли со всех концов земли»… Среди всех неповторимых особенностей Петербурга нельзя не отметить удивительные описания Пушкиным белых ночей.
Для этого автор находит неповторимые сравнения, использует в совершенстве отточенные слова: «Твоих задумчивых ночейпрозрачный сумрак, блеск безлунный…» Надо сказать, что пушкинским современникам повезло, ведь в те времена архитектурный облик города был намного совершеннее.
Можно только позавидовать людям, которые собственными глазами видели тот прекрасный и таинственный Петербург, да еще и могли узнать его в только что вышедших из-под пера Александра Пушкина стихах.
Для нас же образ Петербурга, в поэме «Медный всадник» описанный поэтом, утонул в «преданьях старины», и путеводителем по городу времен жизни Пушкина теперь служат лишь его творения. Современники Александра Сергеевича утверждали, что ему намного ярче, чем другим литераторам, удалось воссоздать облик удивительного города на Неве. Нам остается только согласиться с этим.
Дремучая Москва
В 1916 году Мандельштам сблизился с Мариной Цветаевой и начал бывать у нее в Москве. В эти годы он соединяет в стихах образ города и Цветаевой:
И пятиглавые московские соборы С их итальянскою и русскою душой Напоминают мне явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой.
Позже Мандельштам вернулся в Москву — служить в Наркомпросе. Он жил в гостинице «Метрополь» и писал о городе стихи:
Все чуждо нам в столице непотребной: Ее сухая черствая земля, И буйный торг на Сухаревке хлебной, И страшный вид разбойного Кремля. Она, дремучая, всем миром правит. Мильонами скрипучих арб она Качнулась в путь — и полвселенной давит Ее базаров бабья ширина.
Истинное бытие Северной столицы
Многообразным, одновременно прекрасным и ужасающим рисуется читателю образ Петербурга в поэме «Медный всадник». Пушкин отразил в ней и материальную, и духовную жизнь города.
В непревзойденных стихах Петербург предстает разным, но во всем угадываются очертания, знакомые и близкие и сегодняшним жителям Северной столицы: «чугунная ограда» реки, «дивные решетки» Летнего сада, «Адмиралтейская игла»… И всегда в описании города присутствует Нева как нечто неразделимое, как сердце Петербурга.
Милый Петербург
Рассказы и московские фельетоны Антон Чехов публиковал в петербургских журналах «Стрекоза» и «Осколки». Редактор «Осколков» Николай Лейкин пригласил молодого писателя в Северную столицу. Впервые Чехов приехал туда в 1885 году, тогда ему было 25 лет.
«Видимые мною порядки петербургских редакций воспеваю, где только возможно. Вообще воспеваю весь Петербург. Милый город, хоть и бранят его в Москве».
Антон Чехов
Лейкин и его друзья-литераторы приняли писателя настолько радушно, что у того «кружилась голова от хвалебного чада». Чехов был потрясен, что в Петербурге его произведения знают и ценят. Он стал бывать в столице несколько раз в год — в основном приезжал сюда отдыхать. «Москва спит и киснет», — писал Антон Чехов в 1888 году.
Ермил Костров и «полубог» на каменной твердыне
Кто сей, превознесен на каменной твердыне, Седящий на коне, простерший длань к пучине, Претящ до облаков крутым волнам скакать И вихрям бурным понт дыханьем колебать? — То Петр. Его умом Россия обновленна, И громких дел его исполненна вселенна.
Он, видя чресл своих предзнаменитый плод, Соплещет радостно с превыспренних высот.
И медь, что вид его на бреге представляет, Чувствительной себя к веселию являет; И гордый конь его, подъемля легкость ног, Желает, чтоб на нем седящий полубог Порфирородную летел лобзать девицу, Поздравить россам вновь востекшую денницу.
Из стихотворения «Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны», 1783
Алексей Мельников. Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Гравюра 1782 года
Ермил Костров — русский поэт XVIII века. По воспоминаниям Александра Пушкина, он служил стихотворцем при Московском университете: писал официальные стихотворения по торжественным случаям. Ермил Костров первым в России перевел шедевры античной литературы — «Илиаду» Гомера и «Золотого осла» Апулея.
«Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны» Костров написал, когда у Павла I родилась старшая дочь Александра.
Стихотворение, созданное в античных традициях, построено как беседа трех граций (богинь красоты и радости): Евфросины, Талии и Аглаи. О памятнике Петру I и самом царе в эклоге говорит Аглая.
С произведения Кострова началась литературная традиция изображать медного Петра как покровителя города, способного уберечь его от бед. Образ «гордого коня» из эклоги позже появится в «Медном всаднике» Александра Пушкина.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Взаимоотношения людей рассуждение ЕГЭ Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?
- Сочинение Влияют ли детские мечты на выбор профессии? Детство — важная пора в жизни каждого человека. В этот период ребенок познает мир, в нем формируются важные качества. В детстве каждый ребенок мечтает о том, кем он хочет стать. Одни хотят стать президентом
- Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
- Сочинение Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое С раннего детства родители формируют мировоззрение своего ребенка. Каким оно будет, зависит от их воспитания, от поведения в семье. Нельзя выделить, кто главнее в вопросе воспитания: папа или мама. Так или иначе, именно от них зависит, какими мы вырастем.
- Главные герои произведения Кот в сапогах Сказка замечательного французского сказочника Шарля Перро рассказывает о том, как сообразительный и находчивый кот сделал своего хозяина успешным и богатым человеком.
Автор: Сидорова Елена Геннадьевна
Организация: МБДОУ Детский сад комб. вида №11 «Олененок»
Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск
Цели:
— Дать детям элементарные представления о происхождении флага: познакомить со значением флага в современной жизни, с символическим значением цветов флага;
-Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящим; с гимном России.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о символике России;
— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;
— формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Наша страна – Россия, она огромная и прекрасная. Россия – это наша Родина. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь. У каждого человека есть своя маленькая Родина – это город или деревня, где он родился или живет. Из множества маленьких родных уголков состоит наша общая, великая страна.
(Соня Ф. рассказывает стих В.Степанова «Что мы Родиной зовём?»)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Много стран на свете и все они очень разные. И у каждой страны есть свои отличительные знаки, свои символы. Какие отличительные знаки знаете вы?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: (показать иллюстрацию флага). Что такое?
Дети: Флаг.
Воспитатель: А какого цвета флаг России?
Дети: Белого, синего, красного.
Воспитатель: А сейчас я вам напомню, что означают цвета на флаге.
Три цвета на флаге России: белый, синий, красный
Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
Синяя полоска – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом России
Добыта честь и победа!
Цвета: белый, синий и красный издревле почитались русскими людьми. Красными и синими нитями русские крестьянки вышивали узоры на белой ткани. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили праздничную одежду.
Воспитатель: А, когда же впервые появился флаг?
Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши далекие предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это – стягом.
Главным его назначением было собирать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к бревну. Дети, а где можно увидеть изображение флага России?
Дети: на зданиях, в день праздников, в армии солдат, на кораблях, самолетах; о время спортивных соревнований; во время визита правителей, на зданиях, где они встречаются – вывешивают флаги этих государств.
Воспитатель: А что было бы, если бы не было флагов или флаги были бы одинаковые?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, так что же означает государственный флаг?
Дети: Флаг является символом власти.
Воспитатель: Правильно, дети, флаг означает единство страны и является символом власти.
А сейчас мы разобьемся на 3 группы и на скорость сложим пазл «Флаг России »
( https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=18bd3bc2928e)
(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением герба)
А что это такое?
Дети: Герб.
Воспитатель: Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.
Герб, как и флаг придумали наши предки, когда много времени проводили в боях.Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?
Дети: Копье и меч.
Воспитатель: А что защищает самого воина?
Дети: Доспехи, щит.
Воспитатель: В разгар боя воинов трудно было различить. И поэтому знак наносили на щит. Щит с таким знаком стали называть гербом. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.
Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты, но гербы остались. Все страны мира, все государства имеют свой герб.
Герб – это отличительный знак страны, золотой двуглавый орел – эмблема или символ России.
Давайте рассмотрим герб России. Какой формы герб? Какие цвета есть на гербе? Что изображено на нем?
(Показ картинки герба)
Дети: На форме щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел и всадник. Правой лапой орел сжимает скипетр.
Воспитатель: Символ власти.
Дети: В левой лапе – золотой шар с крестом.
Воспитатель: Это держава государства.
Дети: Над головами орла мы видим короны крылья орла, похожие на солнечные лучи, а сама птица похожа на солнце.
Воспитатель: В давние времена короны, скипетр и держава были символами царской власти, а в наши дни они напоминают об историческом прошлом нашей страны. Дети, а что обозначает изображение всадника?
Ребенок: Победу добра над злом.
Ребенок: всадник на коне – это не просто воин – это Георгий Победоносец.
Воспитатель: На поклонной горе в Москве стоит белокаменный храм Георгия Победоносца – почитаемого на Руси. Святого … Рыцарь на белом коне с копьем, которым он поражает дракона. Таким предстает на древних иконах Святой Георгий.
Ребенок: По легенде, он спас обреченную на гибель царскую дочь от зубов страшного дракона.
Воспитатель: А где можно увидеть изображение дракона?
Ребенок: На монетах, документах, пограничных столбах на границе.
Воспитатель: Дети, так что означает герб нашей страны?
Ребенок: Герб – это отличительный знак нашей страны.
Воспитатель:А теперь послушаем запись государственного гимна России. Гимн – это главная песня страны.
Дети: Гимн, так же является символом государственного единства.
Воспитатель: Если герб и флаг мы видим, то гимн мы слышим. Где можно услышать гимн?
Ребенок: На спортивных соревнованиях, на праздниках, по телевизору.
Воспитатель: Дети, гимн слушают стоя. Давайте встанем и послушаем гимн.
(Звучит гимн)
Дети, так что же означает государственный флаг, герб и гимн страны?
Дети: Это символы власти, объединяющие людей.
Воспитатель: Они обозначают единство страны и ее независимость от других государств.
Хотелось бы закончить занятие этими строками:
Ребенок: Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем.
Россия, милая, родная
Цвети и крепни с каждым днем!
Приложения:
- file0.docx.. 20,8 КБ
Опубликовано: 19.11.2021
Символ и символизм в литературе
Понятие символа в литературе
Под символом понимаются слова имеющие помимо основного значения также переносное.
Символы активно использовались в стиле барокко. С их помощью представители этого направления завуалировали свои мысли.
Например, очень часто слово «утро» используется как начало новой жизни, нового пути.
Отличие символа от метафоры и аллегории
Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет гораздо больше различных значений.
Так, слово «весна» может означать: и время года, и первую любовь, и юность, и зарождение жизни.
В отличие от аллегории символ более эмоционален. Чтобы его понять, нужно «вжиться» в текст.
Особенность символов в литературе
Главная особенность символов — они зародились на заре человечества. Символы запечатлены в памяти человека на уровне подсознания. Вечные символы: «утро», «зима», «кровь».
Человек интуитивно понимает их значение.
Также восприятие символов связанно с начитанностью читателя. Чем более интеллектуально подкован читатель, тем больше символов он видит.
Примеры символов в названиях книг
Писатели активно применяют символы в названии произведений. «Мертвые души», «Нос» Н. В. Гоголя, «Живой труп», «Фальшивый купон» Л.Н. Толстого, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «Обрыв» И.А. Гончарова.
Символизм в литературе
Как литературное направление зародилось в конце XIX начале XX века. Родиной символизма является Франция. Это направление боролось с роскошью и натурализмом окружающего мира.
Ж. Мореас в 1886 утверждал в «Манифесте символизма», что только с помощью символов можно постичь «тайны мира». Главной идеей была свобода личности, оторванность от пошлой действительности и идеалистическое понимание жизни.
Символизм в русской литературе
В России это течение зародилось в начале 1890-х годов. Движение делилось на две группы: старших и младших символистов
Старшие символисты
К старшим символистам(декадентам) относилась московская группа. Ее руководил В.Я. Брюсов. Старшие символисты вступали в явный конфликт с окружающим миром. Они говорили ему однозначно — «нет».
Реальная жизнь-всего лишь тень, иллюзия. А есть другой мир-мечты и творчества. В нем личность обретает свободу.
З.Н. Гиппиус считала, что он тем и прекрасен, что его «нет на свете».
Реальность страшим символистам представлялась как пошлая и бессмысленная. Они подмечали всю грязь и несовершенство мира.
Младшие символисты
После роста революционных настроений в 1901 году появились младшие символисты. Они были последователями философа В.С. Соловьева. Этот философ утверждал, что реальный мир зла и обмана должен погибнуть. Ему на смену придет мир Красоты. Эта Красота спасет мир и соединит в себе божественное и земное начало. Возникнет «царство божье на земле».
Младшие символисты ждут преображения мира, они полны оптимизма.
А.А. Блок в » Стихах о Прекрасной Даме» (1904) воспевает женственность, любовь, красоту.
А.Белый в «Золоте в лазури» прославляет людей мечты за их стремление к солнцу и счастью.
Младшие символисты активно используют символы. Согласно одному значению он связан с миром неба(духовная сущность). С другой стороны символ отражает «земное царство».
К наиболее ярким произведениям можно отнести поэму «Двенадцать» А.А.Блока. Цифра двенадцать в данном случае очень многообразна. Это и связь с двенадцатью апостолами, и цифра совершенства, и много других значений.
Символизм в западной литературе
Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.
Символы в романе «Убить пересмешника» Харпер Ли
Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.
Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.
Символы в стихотворении «Ворон» Э. А. По
Огромная черная птица является символом глубокого чувства рассказчика о потере, сожалении, трауре и одиночестве.
Символы в повести «Скотный двор» Д. Оруэлла
Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.
Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг
Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:
Символы «Грозового перевала» Э. Бронте
«Грозовой перевал» символизирует дикую природу людей, вовлеченных в историю. Листва в лесу символизирует постоянно меняющуюся природу любви. Камни представляют собой боль, которая приходит от любви.
Символы «Повелитель мух» У.Голдинга
Уильям Голдинг активно использует в своем романе символы:
Источник
Nav view search
Навигация
Искать
Разделы сайта
Это интересно
Вход на сайт
Реклама на сайте
Интересный журнал
Интересное
Символизм в литературе
Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).
Символ тесно связан по происхождению и принципам образного претворения действительности с другими видами иносказаний. Но, в отличие, например, от образного параллелизма или сравнения (эти иносказательные образы, как правило, состоят из двух частей, то есть двучленны), образ-символ является одночленным. В символе, опять-таки в отличие от образного параллелизма и сравнения, тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.
В отличие от метафоры, образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова-метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.
Символический образ может возникнуть как результат использования самых разнообразных образных средств: метафор, образных параллелизмов, сравнений. В некоторых случаях образ-символ создается без использования каких-либо других видов иносказаний.
В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные ассоциации с широким кругом явлений.
Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.
Во многих произведениях Лермонтова символами часто становятся явления природы. Символизация — излюбленный прием поэта-романтика, размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни. Одинокие сосна и пальма («На севере диком стоит одиноко. »), одинокий старый утес («Утес»), дубовый листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой. ») — символы одиноких людей, страдающих от своего одиночества или отчуждения. «Тучка золотая» — символ недолговечного счастья, которое заставляет человека страдать.
Емким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.
Символизация, создание символов на основе самых разнообразных ассоциаций — яркая черта романтической литературы. Однако и писатели-реалисты используют символы, создавая многозначные образы-обобщения, связанные с различными сторонами жизни людей.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в ключевые моменты духовных исканий героев автор создает образы-символы, проясняющие отношение героев к жизни, помогающие понять их самопознание или прозрение. Например, раненный в битве под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «бездонное синее небо». Символ неба здесь — одновременно символ психологический, проясняющий состояние души героя, и символ философский, выражающий отношение писателя к жизни, понимание ее бездонной глубины и множественности целей, которые могут возникнуть у человека и человечества.
Образ-символ вишневого сада — основа пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Этот символ раскрывает представления персонажей и автора о жизни, о судьбе, о времени, становится образным «эхом» духовного мира героев. Кроме того, вишневый сад — философский символ, который подчеркивает связь времен, взаимопроникновение различных пластов жизни, судеб бывших и новых хозяев сада, молодого поколения, устремленного в будущее.
Можно выделить два основных типа символов.
К первому типу можно отнести символы, имеющие опору в культурной традиции. Они — часть культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении.
Такими «культурно-историческими» символами являются образы-символы «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба», «метели», «огня», «венца», «щита» и «меча», «розы», «креста», «соловья» и многие другие. Символами могут стать ранее созданные культурой образы, герои, сюжеты. Например, библейский образ пророка, образ сеятеля и притча о сеятеле из Евангелия, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря, образ Одиссея и его скитания («одиссея»), образ Ариона — мифического певца, спасенного дельфином, и т. д. Это как бы готовые символические конструкции, которые писатели могли дополнять, переосмысливать, создавая на их основе новые вариации символических образов. В русской литературе особенно часто источником новых символов служила античная мифология, а также библейские образы и сюжеты.
Ко второму типу можно отнести символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведений. Таковы символы вишневого сада в пьесе А.П.Чехова, барса в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», дуба «уединенного», «патриарха лесов», в стихотворениях А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » и «Когда за городом, задумчив, я брожу. », бешено мчащейся «Руси-тройки» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Особенно часто индивидуальные символы создавались русскими писателями-символистами, считавшими их не просто одним из видов иносказательных образов, а важнейшей категорией художественного мировоззрения. Например, в поэзии А.А.Блока, который широко использовал традиционные символы («роза», «крест», «щит», София, Царица, Прекрасная Дама и т. п.), основное место занимают именно индивидуальные символы, созданные поэтом.
Прекрасную Даму ранних стихотворений Блока сменяют Незнакомка и Снежная Дева, образ-символ «отрока, зажигающего свечи» сменяется образом-символом человека, «пригвожденного к трактирной стойке», спасающегося в винном угаре от ужасов и соблазнов «страшного мира». «Страшный мир» — один из самых емких и значительных символов в поздней лирике Блока. Этот образ возникает как итог символического осмысления поэтом всего, что он видит в окружающем мире и в себе самом. В лирике Блока от стихотворения к стихотворению, от цикла к циклу развертываются образы-символы пути, дали, движения, «кольца существованья»: они выражают представления поэта о вечном и преходящем в жизни людей, о его судьбе и судьбах мира, создают «миф» о человеке и времени.
Представления о символе у русских писателей-символистов конца XIX — начала XX в. не совпадают с традиционными. Для них символ был не только художественным образом, способным выразить обобщенные представления о мире и человеке. Символ для них — важнейший «инструмент» в их особом способе постижения реальности. Это средство познания-проникновения в мир мистических «сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей». Символ рассматривался писателями-символистами в одном ряду с такими эстетическими категориями, как «прекрасное», «безобразное», «трагическое», «комическое». Но и широкое эстетическое восприятие символа казалось недостаточным. Многие символисты считали символ категорией «сверхэстетической», категорией мировоззрения, элементом мифологического восприятия мира.
Источник
Методическая разработка «Роль символов в произведениях русских писателей и поэтов»
Роль авторских символов в произведениях русских писателей и поэтов.
Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствуют глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов. Символ – скрытое сравнение, при котором сравниваемый предмет не называется, а подразумевается; зависит от восприятия читателя. Каждый человек в зависимости от своего интеллектуального потенциала различит в символе определённое количество значений.
Центральные символы – образы любой культуры – солнце, дерево, дорога.
В прозе М. А. Булгакова можно выявить авторские образы-символы. По высокой степени художественной обобщенности и способу ее создания авторские образы-символы тождественны образам вечным, но в отличие от них, не имеют давних традиций.
Свет в символическом значении, присущем образам солнца, луны, звезд, электрического света, огня, лампы развивается на протяжении всего творчества М.А. Булгакова-прозаика. Образы света приобретают в контексте произведений писателя своеобразное авторское значение. Булгаков настойчиво соотносит образ солнца с событиями начала века в России.
В рассказах «Китайская история», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона» образ солнца имеет смысл, характеризующий влияние исторических событий на жизнь человека как драматическое.
В повести «Роковые яйца» образ солнца определяется библейским и языческим ассоциативными планами и отражает неоднозначный характер размышлений писателя о революционных событиях, метафорически переосмысленных в сюжете произведения.
В романе «Белая гвардия» символика солнца создает контраст между представлениями о ценности ушедших в историю времен и антиценностным характером современных автору событий, а также выражает авторскую надежду на неокончательность происходящего.
В романе «Мастер и Маргарита» образ солнца объединяет мысли о пагубности попрания нравственных основ для человека и мира. Солнце –привычный смысл жизни, радости, подлинного света – сопровождает Иешуа на крестном пути как излучение жаркой и опаляющей реальности. В романе Мастера оно преобладает, отмечено 11 раз (и ещё 7 раз упомянуто).
В процессе развития в прозе Булгакова образ солнца приобретает символическое значение катастрофичности событий, происходящих в результате притупления нравственного начала в человеческом обществе.
Образ луны в прозе М. Булгакова связан со сферой внутренней, духовной жизни человека.
В повести «Роковые яйца» содержание образа выражает авторскую мысль о важности творчески-позитивного начала в процессе самореализации человека.
В пьесе «Бег» образ луны получает дальнейшее развитие, приобретая значение вины, страдания и раскаяния. Смысл образа связан с авторским осознанием того, что современная ему эпоха, эпоха борьбы и ненависти, не дает человеку возможности развивать в себе позитивные начала и ведет к дисгармонизации жизни.
В романе «Мастер и Маргарита» образ луны как символ, имеющий ярко выраженное традиционное сказочное начало и являющийся результатом размышлений писателя о человеке и бытии, получает наиболее полное выражение. Луна – это фантастический мир теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме того, это холодящий свет успокоения и сна. Семантика луны многообразна. Она включает в себя значение важности духовного начала в человеке, проявляющегося в способности творить, воспринимать новое, испытывать вину, страдать, мучиться, любить и прощать, спасая, таким образом, себя и окружающий мир от власти разрушительного равнодушия, безразличия и косности. Символическое содержание образа основано на авторском убеждении, что одно из важнейших условий и путей достижения гармоничного бытия человеком — обращение к его позитивно-духовным основам.
Содержание образа звезд в прозе М.А. Булгакова близко семантике образа луны. Сохраняя богатейший традиционный смысловой потенциал, образ в контексте произведений писателя приобретает принципиально новое содержание и отражает авторское стремление определить место и степень значимости человеческой жизни в рамках конкретного исторического времени и в масштабах вневременных. Кроме того, символика звезд, прямо соотносимая в произведениях писателя с революционными событиями, отражает стремление Булгакова отыскать в них нравственное начало, способное объяснить и оправдать происходящее.
В романе «Белая гвардия» образ-символ звезд сохраняет указанные значения, углубляя и развивая их. Содержание образа выражает авторские размышления о человеке и времени, итогом которых является мысль о вневременной значимости человеческой жизни и ее ценностей.
Образ электрического света в прозе Булгакова выражает восприятие новой эпохи писателем.
В рассказах «В ночь на 3-е число» (Из романа «Алый мах»), «Красная корона», «Я убил», «Налет» электрический свет (фонарь) является символом революции и гражданской войны. В ранней прозе возникает связь электрического света и мотива смерти, становящаяся в последующих произведениях постоянной и определяющей в семантике образа.
В повести «Роковые яйца» электрический свет, сопровождающий течение событий, приобретает символическое значение смертельной опасности внедрения в жизнь непроверенных теорий.
В романе «Белая гвардия» содержание образа включает, помимо названных значений, значение болезни и предательства.
В пьесе «Бег» образ фонаря становится символом бесконечных жертв братоубийственной войны. Образ электрического фонаря в творчестве писателя приобретает характер глубокого и емкого символа революции и гражданской войны. Они основаны на идее классовой борьбы и расцениваются автором как ложной, по своей сути, идеей, влекущей к напрасным насилию и убийствам.
В романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» семантический спектр образа включает в себя значения помощи и спасения, связанных с темой памяти. Эта тема также является важной смысловой составной образа лампы. Образ в контексте произведений писателя «Записки юного врача», «Необыкновенные приключения доктора», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» приобретает позитивное значение ценности человеческой жизни, хранящей память о былом и обладающей творческим началом.
Итак, образы-символы света в прозе М. А. Булгакова являются способом выражения авторского взгляда на бытийные проблемы в аспекте взаимосвязи и взаимозависимости человека и времени. Символика света в художественном мире писателя образует своеобразную систему, в основу которой положена мысль о человеке как основе существования истории и вечности. Личность, имеющая богатый духовный, творческий потенциал, неизменные нравственные позиции и ориентиры, ощущающая связь с предшествующими поколениями, является залогом возможности противостояния самым страшным историческим катаклизмам, противостояния трудного, но необходимого для каждого конкретного человека.
Дорога – образ-символ, который имеет особое значение для русского человека. Жизненный путь – своеобразная дорога, которую должен пройти каждый. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.
Тема дороги является композиционным стержнем повествования в бессмертной поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Здесь дорога – путь сообщения: по столбовым просёлочным дорогам едет в своей бричке Чичиков.
2) «Правда, с такой дороги и очень нужно отдохнуть» (гл.3).
Помещица Коробочка имеет в виду испытания, выпавшие на долю Чичикова во время грозы. Здесь слово дорога приобретает метафорический (привычный в разговорной речи) смысл.
3) «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их в дороге, не подымете потом» (гл.6).
Дорога – процесс возрастного развития человека (так Гоголь обращается к молодёжи).
4) «Какие искревленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избрало человечество, стремясь достигнуть вечной истины…» (гл.7)
Слово дорога употреблено в широком общественно-философском смысле – путь развития человечества.
5) «В дорогу! В дорогу! Прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица!» (гл.7)
Так художник заканчивает свой поэтический манифест, приглашая читателя последовать за ним по его творческой дороге, вдаль его поэтического труда. Это дорога писателя-сатирика.
6) «…Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…» (гл.7)
Это та жизненная дорога, на которой писатель-реалист встречает героев своих произведений.
7) «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога…»
В высоком символическом значении исторического пути родины употребляется здесь слово дорога.
«… Летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Выражение « дают ей дорогу» подразумевает неудержимое движение вперёд, величие исторического пути России.
Таким образом, дорога – это и жизненный путь Чичикова, и дорога, по которой этот герой едет в бричке, и дорога истории, по которой несётся Русь-тройка. Это и пути развития человечества, и путь развития России – жгучий вопрос современности, которому Н.В. Гоголь хочет дать своё решение.
Какие же наиболее устойчивые мотивы связаны с образом берёзы в лирике Есенина?
Их несколько: «берёза – русское дерево», «берёза – плач», « берёза – женщина», «берёза – символ стойкости», «берёза – символ России».
А в стихотворении «Берёза» С.А. Есенин, рисуя свою берёзу, передаёт поэзию и нежность русской зимы. Берёза у него белая. Определение «белая» вызывает в памяти множество образов: белый свадебный наряд невесты, белокаменная церковь, белый свет, белая Русь. Белый цвет в старину отождествлялся с божественным: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Благодаря олицетворению «принакрылась» создаётся одушевлённый образ берёзы, которая предстаёт живой, во многом похожей на женщину. Берёза у Есенина светоносная. Её образ вызывает ощущение радости, сияющего снега, чистоты. Она праздничная, нарядная, выделяется своей красотой, словно спорит с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Берёза как бы противостоит застывшему во сне зимнему снежному царству, холоду и морозу. Есенину удалось не только запечатлеть прекрасный миг бытия, но и воссоздать картину мироустройства. В центре мира, в котором живёт человек, находится дерево. И в этом стихотворении открывается для нас тайна познания этого мира, которая начинается с поэтического открытия.
Источник