Символ антоновских яблок в одноименном рассказе и бунина является символом

Удивительный мир запахов и чувств в рассказе и.а.бунина антоновские яблоки xi класс аннотация. урок-практикум поможет старшеклассникам исследовать рас- сказ и.бунина:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАПАХОВ

И ЧУВСТВ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА

«АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»

XI КЛАСС

Аннотация. Урок-практикум поможет
старшеклассникам исследовать рас- сказ И.Бунина: открыть мир запахов и чувств,
который будит в душе рас- сказчика самые различные воспоминания и ассоциации.
Такая форма урока даст возможность личностного восприятия произведения, поможет
учащимся постичь тайну художественного мастерства писателя.

Ключевые слова: лейтмотив, исследование,
запах, ассоциации.

Abstract. Lesson workshop will help high school students
explore the Ivan Bu- nin’s short story: discover the world of smells and
feelings that awakens a variety of memories and associations in the narrator’s
soul. This form of the lesson will provide an opportunity of personal perception
of the work and will help students to understand the mystery of the writer’s
artistic skills.

Keywords: leitmotif, research, smell, association.

Цель урока: проверить понимание само-
стоятельно прочитанного рассказа, развивать навыки идейно-художественного
анализа, ис- следовательской работы, развивать ассоциа-

тивное мышление; пробудить желание про-
должить знакомство с творчеством писателя. Форма урока: урок-исследование (ра-

бота в группах).

Символы урока: антоновские яблоки, мед,
сушёный липовый цвет, старые книги.

Оборудование: текст рассказа И.Буни- на
«Антоновские яблоки», интерактивная до-

ска (проектор), музыка (по выбору учителя), компьютер,
мультимедийная презентация по теме урока.

Эпиграф:

Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его
запахи читателям.

А.Т.Твардовский

Ход урока

Звучит тихая музыка.

Учитель читает начало рассказа «Анто- новские
яблоки»:

«…Вспоминается мне ранняя погожая осень.
Август был с тёплыми дождиками… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню
большой, весь золотой, подсохший и поре- девший сад, помню кленовые аллеи,
тонкий аромат опавшей листвы и — запах антонов- ских яблок, запах мёда и
осенней свежести, воздух так чист, точно его совсем нет…»

Так начинает рассказ «Антоновские яблоки» Иван
Алексеевич Бунин. Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к его
творчеству. Мы будем наслаждаться особой атмосферой бунинской прозы, кото- рой
наполнен удивительный по своей кра- соте рассказ; исследовать мир запахов и
чувств, наслаждаться ароматами, «подарен- ными» писателем.

Когда читаешь «Антоновские яблоки», поначалу
может показаться, что рассказ этот

—           о редком человеческом даре: памяти
за- пахов. Об удивительной способности вос- становить с мельчайшими
подробностями картину прошлого, вспомнив вдыхавшиеся когда-то запахи.

Презентация «Картины природы в про- изведениях
И.А.Бунина» (опережающее за- дание для учащихся).

Сообщение учащегося. Известно, что окружающую
действительность чело- век воспринимает с помощью чувств: зре- ния, слуха,
осязания, обоняния, вкуса. Окружающий человека мир — прекрасный и удивительный
— полон красок, запахов, под влиянием которых складываются об-

разы, возникают впечатления, меняется настроение,
формируются ассоциации, рождаются произведения. Запахи, сопро- вождающие
природные явления, события жизни, нашли отражение в произведениях русской
литературы, для которой был и остаётся интересным мир во всей полноте. Русская
литература богата произведения- ми яркими, запоминающимися, эмоцио- нальными.
Писателем, обладавшим обост- рённым мироощущением, способностью понимать
природу, был Иван Алексеевич Бунин.

Учитель. На уроке будут работать четы- ре
группы, которые получили задание: про- читать одну из глав рассказа и выписать
описание запахов.

—           Поделитесь впечатлениями от прочи-
танного произведения.

—           Какие ассоциации возникали при
чте- нии рассказа?

Учитель. Произведения Ивана Бунина наполнены
красками, звуками, запахами и

«живописными словами». За последние де-
сятилетия интерес исследователей к твор- честву И.А.Бунина и к языку его
произведе- ний возрос необычайно; буниноведение определилось как
самостоятельное направ- ление в области литературы.

Учитель (текст на слайде). В обста- новке провинциальной
усадьбы на Орлов- щине сформировался талант Бунина, и пе- чаль сжимает его
сердце, когда запах ан- тоновских яблок напоминает о былом. А.Т.Твардовский
говорил, что Бунин «обо- няет мир всегда и везде; он слышит и пе- редаёт запахи
— и дивные, и отвратитель- ные, и утончённые, и непередаваемо слож- ные. Он
умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как
бы вонзает в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи чи-
тателям». Слова Твардовского стали эпи- графом к нашему уроку.

Работа с эпиграфом

—           Как вы понимаете слова: «Бунин
вды- хает мир…»?

—           Что значит «…дарит запахи читате-
лям»?

Учитель. Сегодня на уроке через лите- ратуру
мы познаем необыкновенную силу запахов. В каком значении употребляется слово «запах»?
Давайте заглянем в словарь.

Сообщение учащегося (слайдовая презентация)

Слайд 1. Запах — свойство предметов, веществ,
воспринимаемое обонянием.

Слайд 2. Сфера употребления слова «за- пах»:

—           парфюмерия;

—           общая лексика;

—           медицина;

—           пищевая промышленность;

—           техника;

—           литература.

Учитель. Что может запах? Что можно сделать с
запахом?

Примерные ответы: ударить, усилить- ся,
напомнить, исчезнуть, заставить, вы-

зывать, напомнить, говорить, доноситься,
проникнуть, сводить, ощущаться, дурма- нить, перебивать, пьянить, выдавать,
рас- пространяться, преследовать, пробудить, кружить.

Используем интерактивный приём

«Ассоциативный ряд»: учащимся предла- гается
подобрать ассоциации к слову «за- пах».

Примерные ответы: воздух, дом, одеж- да,
цветение, детство, мир, помещение, дом, земля, улица, сон, город, ветер, дым,
изба, сад, котёл.

Учитель. Каким может быть запах? Примерные
ответы: резким, непри-

ятным, сильным, знакомым, слабым, ост- рым,
едким, сладковатым, отчётливым, удушливым, приятным, тяжёлым, странным,
аппетитным, пряным, тёплым, характерным, тонким, вкусным, свежим, уловимым,
стой- ким, горьковатым, пьянящим, чужим, чи- стым, цветочным, новым, смешанным,
чи- стым.

Используем интерактивный приём

«Синонимичный ряд»: просим выпускни- ков
подобрать синонимы к слову «запах».

Примерные ответы: благовоние, амбра, аромат,
благоухание, дух, душистость, па- хучесть, букет.

Словарь. Значение слова «амбра».

Амбра — это ароматическое вещество, которое
применяется для придания стойко- сти запаху духов в парфюмерии.

Учитель. Одним из главных образов- лейтмотивов
является в рассказе Бунина образ запаха, сопровождающий всё пове- ствование от
начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего все произведение,
— запаха антоновских яблок

—           здесь присутствуют и другие
запахи.

Словарь. Значение слова «лейтмотив».

Лейтмотив — повторяющаяся в про- изведении
основная мысль, идея.

—           Итак, ребята, мы с вами подготови-
лись к исследованию запахов в бунинском произведении. Особое внимание обратите
на сочетание запахов, которыми пропитано произведение.

Автор разделил рассказ на четыре ча- сти, и
каждая — это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют це- лый мир,
которым так восхищался писа- тель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и
проследим, каким особым ароматом веет от каждой страницы произведения, ме-
няются ли запахи.

Работа с художественным текстом

(Учащиеся заранее составили таблицу, заполнив
только 1-ю графу «Описание запа- хов». Каждая из 4 групп работала с одной из
частей рассказа.)

Учитель. По словам Александра Три- фоновича
Твардовского, у Бунина «запа- хи — и дивные, и отвратительные, и утон- чённые,
и непередаваемо сложные». Эти- ми определениями мы и воспользуемся, выполняя
задание. (Работа в группах. Уча- щиеся заполняют 2-ю графу таблицы. Пре-
зентация работы.)

1-            я часть рассказа

Описание запахов         Какие они?

(По определению Твардовского)         Состояние
рассказчика               Чувства, которые возникают у читателей

Аромат опавшей листвы                                          

Запах антоновских яблок                                         

Запах мёда                                      

Запах осенней свежести                                          

Запах дёгтя в свежем воздухе                               

Девки-однодворки в сарафанах,

сильно пахнущих краской                                       

Ржаной аромат новой соломы и

мякины                                             

Запах: в саду — костёр…                                          

2-            я часть рассказа

Описание запахов         Какие они?

(По определению Твардовского)         Состояние
рассказчика               Чувства, которые возникают у читателей

Запах яблок                                     

Запах старой мебели красного

дерева                               

Запах сухого липового цвета                                  

3-            я часть рассказа

Описание запахов         Какие они?

(По определению Твардовского)         Состояние
рассказчика               Чувства, которые возникают у читателей

«Пахнет от оврагов грибной сы-

ростью, перегнившими листьями и мокрой
древесной корою»

«Славно пахнут эти похожие на церковные
требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной
кис- ловатой плесенью, старинными духами…»                                

4-            я часть рассказа

Описание запахов         Какие они?

(По определению Твардовского)         Состояние
рассказчика               Чувства, которые возникают у читателей

Запах антоновских яблок исчезает

из помещичьих усадеб                                             

Запах дыма, жилья                                      

Ворох соломы, резко пахнущей

зимней свежестью                                      

Пахнет псиной                               

Запах озябшего за ночь, обнажён-

ного сада                                          

Словарь

Требники — книги, содержащие молит- вы для
богослужения.

— Запах антоновских яблок лейтмоти- вом
проходит почти через весь рассказ. Обратите внимание, как постепенно, от

главы к главе меняются настроение пове-
ствования, роль запаха антоновских яблок.

1-            я часть рассказа

Описание запахов         Цвет     Звук      Музыка

Аромат опавшей листвы                                          

Запах антоновских яблок                                         

Запах мёда                                      

Запах осенней свежести                                          

Запах дёгтя в свежем воздухе                               

Девки-однодворки в сарафанах,

сильно пахнущих краской                                       

Ржаной аромат новой соломы и

мякины                                             

Запах: в саду — костёр…                                          

2-            я часть рассказа

Описание запахов         Цвет     Звук      Музыка

Запах яблок                                     

Запах старой мебели красного

дерева                               

Запах сухого липового цвета                                  

3-            я часть рассказа

Описание запахов         Цвет     Звук      Музыка

«Пахнет от оврагов грибной сы-

ростью, перегнившими листьями и мокрой
древесной корою»

«Славно пахнут эти похожие на церковные
требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной
кис- ловатой плесенью, старинными духами…»                                

4-            я часть рассказа

Описание запахов         Цвет     Звук      Музыка

Запах антоновских яблок исчезает

из помещичьих усадеб                                             

Запах дыма, жилья                                      

Ворох соломы, резко пахнущей

зимней свежестью                                      

Пахнет псиной                               

Запах озябшего за ночь, обнажён-

ного сада                                          

(Каждая группа заполняет 3-ю и 4-ю гра- фы
таблицы. Презентация работы.)

Учитель. Работая над произведени-

ем, вы обратили внимание на обилие за- пахов,
цветовых оттенков, используемых Буниным. «Зрение у меня было такое, —

вспоминал сам Бунин, — что я видел все 7 звёзд
в Плеядах, слухом за версту слы- шал свист сурка в вечернем поле, пьянел,

обоняя запах ландыша или старой кни- ги…»

Важную роль в картине окружающего мира играет
цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на
протяжении рассказа. Мы про- следим это и отметим в таблице.

(Работа в группах. Учащиеся заполняют 1-ю
графу следующей таблицы. Презента- ция работы.)

Учитель. Стихию жизни, её многообра- зие,
движение передают также в произве- дении звуки. Все эти бесконечно разнооб-
разные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию, музыку
самой жизни.

(Работа в группах. Учащиеся заполняют 2-ю и
3-ю графы таблицы. Презентация ра- боты.)

Меняются запахи — меняется сама жизнь, её
основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных
ощущений героя, смена мировос- приятия.

Задание. Составление букета запахов (по
ответам учащихся).

1-я часть — сильный, тонкий, крепкий. 2-я
часть — чистый, бодрый.

3-            я часть — резкий, кисловатый,
ста- ринный.

4-            я часть — тёплый, отрадный.
Беседа

— Какой запах в 1-й и 2-й частях расска- за?
(Природный.)

—           Какой запах в 3-й и 4-й частях
расска- за? (Домашний, бытовой.)

—           Что объединяет все запахи?

Работа с карточками для 4 групп. За- дание
«Восстанови фразу»

1.            Особенно, всюду, тут, яблоками,
пах- нет, сильно.

(«Всюду сильно пахнет яблоками, тут —
особенно».)

2.            Прежде, яблок, войдёшь, всего, в
дом, и, прежде, услышишь, запах, а, уже, другие, потом.

(«Войдёшь в дом и прежде всего услы- шишь
запах яблок, а потом уже другие…»)

3.            От, перегнившими, сыростью,
корою, крепко, пахнет, грибной, листьями, древес- ной, мокрой, и, оврагов.

(«Крепко пахнет от оврагов грибной сы- ростью,
перегнившими листьями и мокрой древесной корою».)

4.            Грудь, сада, дышит, воздухом, за
ночь, широко, его, зари, озябшего, обнажённого, и запахом, резким.

(«Грудь его широко дышит резким воз- духом
зари и запахом озябшего за ночь, об- нажённого сада».)

Работа с художественным текстом

— Подбирая синонимы к слову «за- пах», кто-то
из вас предложил слово «бу- кет». Действительно, Буниным воссоз- даются особая
красота и неповторимость сложных запахов, называемых «букетом ароматов».
Предлагаю подтвердить это текстом. (Работа в группах. Комментарий к ответу.)

Примерный ответ: «…тонкий аромат опавшей
листвы и — запах антоновских яблок; запах мёда и осенней свежести; креп- ко
пахнет от оврагов грибной сыростью, пе- регнившими листьями и мокрой древесной
корою» (букет из 7 запахов).

Приём «Символ урока». Итог урока.

Беседа

—           Символом нашего урока являются
яблоки. Наступило время обратиться к этому образу, понять, что скрываются за
ним. Ка- ково его назначение в рассказе? Сколько запахов в рассказе?
(Опережающее задание учащимся — 19 запахов.)

—           Какую роль в рассказе выполняет
за-

пах?

—           Какой самый сильный запах в про-
изведении? (Запах антоновских яблок.)

— Почему Бунин запаху отводит значи- мое
место?

Рефлексия

Учитель. Прочитав рассказ, мы убеди- лись, что
главным его символом остаётся образ антоновских яблок. В произведении постоянно
ощущается их аромат, и этот за- пах звучит как лейтмотив.

— Какой же запах антоновских яблок у Бунина?

З (загадочный, заманчивый)

А (аппетитный)

П (проникающий, постоянный, при- ятный,
прекрасный, привлекательный)

А (ароматный)

Х (характерный)

Приём «Микрофон»

— Что-то вас поразило на сегодняшнем уроке,
было парадоксальным, заставило за- думаться, вызвало положительные впечат-
ления?..

Заключительное слово учителя

Каждому из нас Бунин даёт «инстру- мент» для
постижения самых неизъясни- мых, спонтанных душевных движений. Врождённый у
любого человека интерес к краскам, звукам, запахам многократно укрупнён
зрением, слухом, чувствами пи- сателя. В изображении красок, звуков и запахов,
всего, по выражению Бунина,

«чувственного, вещественного», из чего создан
мир, в предшествующей и совре- менной литературе ему нет равных.

М.Горький высоко оценил талантливость и
художественное совершенство этого рас- сказа: «Большое спасибо за “Яблоки”. Это

—           хорошо. Тут Иван Бунин, как
молодой бог, спел. Красиво, сочно, душевно» (цитата на слайде). Трудно с этим
не согласиться.

Домашнее задание

1.            Напишите небольшое эссе на
выбран- ную тему: «Мои любимые запахи», «Этот за- пах вызывает у меня
чувство…», «Запах моих воспоминаний».

2.            Выписать из рассказа И.Бунина
«Ан- тоновские яблоки» мудрые мысли.

Во время правления Хрущева в СССР у общественности вырос интерес к поэтическим произведениям. Хотя, стоит заметить, что и ранее интерес к поэзии не ослабевал, однако именно период 60-х годов прошлого столетия идет в сравнение с Серебряным веком в литературной среде. В то время литература была частью образа жизни любого человека. Вознесенский стал одним из представителей второго Серебряного века.

История создания «Саги»

Стихотворение «Сага» Андрей Вознесенский написал в 1977 году. Практически сразу это произведение переложили на музыкальную композицию Оскара Фельцмана. Получившаяся песня была названа «Разлука». Она имела минимальные отличия от оригинала – изменили и укоротили текст стиха.

Однако знаменитым это стихотворение стало спустя четыре года. Это произведение вошло в рок-оперу «Юнона и Авось», где именовалось «Романсом морских офицеров». Но и там стихотворение использовано не все, а урезанная его часть. Как ни странно, это рок-произведение по сей день популярно и исполняется в Ленкоме.

По словам самого автора стихотворения, оно явилось ему во сне. Однако бытует несколько иная версия создания – якобы, автор создал стихотворение незадолго после расставания со своей любимой. Ею была в то время известная актриса Татьяна Лаврова. Они оба состояли в законных браках, что, впрочем, не помешало им стать любовниками, а наличие законных супругов никак на это не повлияло. Их разлука была настолько взаимной, насколько взаимны и сильны были их чувства, которые их пересилили и измучили.

Жанр

Стихотворение по своей жанровой принадлежности является романсом. Что такое романс? Это лирическое или романтическое произведение, в котором описываются обычные события в жизни, которые, однако, будоражат чувства читателя и лишают его покоя. Вообще, такое толкование романса присуще для испанской литературы. А трактовка термина во французской литературе имеет больше любовный уклон. Русский же романс является стихотворением о любви, которое было переложено на музыкальную композицию. Также в начале XVIII века на Руси романсом называлась городская песня. И рассматриваемая «Сага» совмещает все эти трактовки о романсе.

Кроме того, еще один жанр произведения – в его названии, так как сагой называется произведение, в котором охватывается очень длинный промежуток времени. В произведении хронологически точно и последовательно приводятся события, имеется много персонажей, которые детально описаны. Сага относится к прозе.

Считается, что автор решил назвать свое произведение сагой потому, что заострил внимание на правдивости. Саги обычно пишут по прошедшим событиям, в правдивости которых сомневаться не приходится, но есть и саги, содержание которых несколько фантастическое.

Вознесенский является авангардистом. Это значит, что он применял в своих стихах простую речь, он не разделял поэзию на типы профессионализма. Кроме того, жанры зачастую размыты.
«Сага» имеет размер в три анапеста, с неточной рифмой, которая перекрещивается с женской рифмой.

Композиция

В состав произведения входит 7 строф. Строки повторяются в анафоре, что делает эмоциональный окрас более сильным и больше обращается внимание на главное в произведении.

В каждой новой строфе приводятся отрывистые размышления главного героя, который прощается с любимой, с Адмиралтейством, с рекой, а потом он вновь думает о своей милой, вспоминает ее глаза – «безнадежные карие вишни», после чего окунается в теорию Гафиза, которая является своеобразной теорией перерождения.

В двух последних строфах главный герой раздумывает о вечности, отгородившись от всего окружающего мира. Он думает о том, как мелочны события в жизни, как незначительны печали и горести в сравнении с вечностью.

Порой кажется, что герой изгоняет из своего сердца теплые чувства, поселяя там холод и пустоту, после чего оба влюбленные становятся друг другу никем и их больше ничего не связывает.

Образы и символы

Героя произведения трудно охарактеризовать однозначно и конкретно, поскольку его образ является собирательным. По сути, он является общим. В лице этого персонажа автор собрал практически всех влюбленных, которые переживают горе разлуки. В его лице он описал все треволнения и искания, чем заполнить пустоту в душе, и кроме того – мужество, которое он проявляет в поисках.

Второй главный образ произведения Вознесенского – это его любимая, с которой он мысленно беседует. Порой он повторяется, говоря, что никогда не забудет и не увидит ее.

Первые строки первой строфы выступают описанием действий любимой – она разбудит милого на рассвете и выйдет его провожать необутая – то есть, она покорна и смиренна.

Последующее четверостишие получилось переломным в стихе, потому что вышло очень эмоционально напряженным. В этом четверостишии рассказывается о самом герое, о том, как неожиданно для самого себя он осознал свою обреченность, как он осознал теплоту своих чувств к любимой.

Вознесенский писал, что лирический герой «заслоняет ее от простуды». По факту – он обнимает любимую, однако поэт написал об этом простом действии более высокими словами. Этим он объясняет, что герой хочет защитить свою любимую от холодного окружающего мира. Он хочет оградить ее от бед, защитить от невзгод – и тогда, когда его нет рядом с ней.

Следующее, о чем идет речь – это процесс прощания лирического героя с водами запруд, Адмиралтейством, Биржей. Есть предположение, что поэт решил привести те места, которые у лирического героя связаны с образом любимой им женщины, с позитивными моментами в жизни.

Однако имеется и иное предположение – герой, обнимая возлюбленную, смотрит на пейзаж и видит запруду, которую поэт называет «водой в мурашках». Тем самым олицетворяя и сравнивая с человеком, который переживает. Поскольку у человека, который переживает сильное эмоциональное возбуждение, на теле появляются мурашки.

Вода в произведении является многозначным символом, потому что она является как символом, означающим вечность, так и символом женского начала. Если брать во внимание суть произведения, то можно сказать, что поэт хотел нам сказать о том, что любовь вечна, о том, что она неоднозначна и постоянна.

Вишня является символом доброты и надежды, она также является символом женской красы. Поэтому, можно сказать, что поэт неспроста сравнил очи возлюбленной с этой ягодой. Однако имеет место быть и иная теория – может быть, автор написал так из-за того, что глаза в общем плане похожи на вишни. В принципе, это сравнение очень неплохое и красивое.

Слова о том, что возвращаться – плохая примета, явно написаны для утешения, чтобы поднять настроение герою и его любимой. Этими словами оправданы действия героя.

Потом автор пишет с отчаянием и смирением о том, что даже, если любящие возродятся вновь, то им не суждено быть вновь вдвоем.

Потом речь заходит об абстрагированных мечтах, о будущем. Эти строфы уже не о том времени, когда разворачиваются события. Автор пишет о том, как тяжело переживать что-то в настоящем времени, и как просто смотреть на былое уже с высоты прожитых лет, это гораздо легче. Вполне может быть, что автор последние четверостишия написал, руководствуясь этой идеей.

Темы, проблемы, настроение

Одной из главных тем рассматриваемого произведения является тема расставания. По словам Ильи Резника, расставание является «маленькой смертью». Лирика в произведениях Вознесенского отличается особой чувствительностью. Л. Озеров как-то обратил внимание на то, что у Вознесенского творческий принцип, да и девиз по жизни сходны с теми, что были у Маяковского. Он там, где боль, везде. Автор чувствует боль – как отдельно взятого человека, так и народа, и он неравнодушен к этой боли, потому что чуток, он сострадателен.

Тема разлуки в произведении является подтемой любовной темы, однако в случае с любовью описывается нечто более полное и прекрасное. И пускай, это «нечто» непостоянно, но зато – оно живо. В этом случае, разлука является описанием возникающей пустоты, которая со временем поглощает и все остальное. Человека сковывает душевная боль – от того, что он в безысходности, и он не хочет смиряться с нежеланным, но в то же время и неизбежным. Вопросы этой проблематики таковы – как справиться с пустотой и болью от разлуки, является ли это чувство естественным, или нет, нужна ли вообще эта рана от разлуки?

Общее настроение произведения трагично, но не лишено выхода. Эмоциональное состояние героя ухудшается к концу произведения, однако на душе становится спокойнее. Страдание облегчается при осознании того, что ты не одинок в своих мучениях. Или, если сравнивать свои раны на душе с ранами на душе главного героя, то они могут показаться легче, чем у него, что перебьет личную боль. И благодаря этому в центре внимания оказывается жалость к герою.

Основная идея

Главной мыслью стихотворения является мысль об обратной стороне любви. Разумеется, не во всех случаях отношения завершаются расставанием, однако может быть и так. Читателя поражают смирение, отчаяние и мужество, чувства, с которыми живут герои произведения. Не всякий человек в состоянии так же поступить в схожей ситуации. Произведение отличается трагизмом, но оно учит читателей надеяться на лучшее и смиряться с неизбежным.

Смысл произведения сводится к тому, что не у всех полюбивших друг друга людей жизненные пути сойдутся. У романа финал едва ли будет счастливым, и тогда нужно разойтись. Ради любви. Такой финал будет весьма болезненным, но хорошим, потому что чувства и эмоции насыщают и обогащают жизнь, благодаря чему она делается лучше.

Средства выразительности

При написании стихотворения автор использовал разнообразные художественно-выразительные средства и приемы.

Тропы в произведении акцентируют внимание на основной мысли и на более важным и правильным понятиях.

В стихотворении имеется много эпитетов – «безнадежные, карие вишни», «минимальное непонимание», «двух живых, пустота неживая», «бессмысленная высь» и другие.

Также автор применяет следующие приемы: сравнение – качнется бессмысленной высью пара фраз, метафору – карие вишни, олицетворение, антитезу с анафорой.

Порядок слов в стихотворении инверсированный – он непрямой.
Есть эллипсис – так, примета является эллипсисом.
Имеется в произведении и риторическое восклицание.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лиризм прозы
И. А. Бунина

“Полюбив,
мы умираем…”.
Думается, что
эти слова К. Бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение И. Бунина к любви.
Большинство литературных героев ХIX века: Онегин, Печорин, тургеневские герои –
проходили “испытание любовью”. Но, как мне кажется, у Бунина свой,
особый подход к “традиционной” теме. Многие писатели XIX столетия
пытались дать ответы на вопросы: губительна или спасительна любовь? Можно ли пронести
ее через всю жизнь? А как эта тема раскрывается в произведениях Бунина? У него
просто не существует любви “спасительной” – ни в одном рассказе он не
даст своим героям возможности “закоснеть в тепле и уюте”, опошлиться,
смешать любовь и быт. С чем это связано? Очевидно, с мировоззрением Бунина. Как
же воспринимает писатель мир и человека в нем?
Уже в раннем
творчестве Бунина звучат мотивы тоски, одиночества, неприкаянности. Все чаще он
рисует картины разрушающейся русской деревни. А после первой мировой войны,
после трагических событий Великой Октябрьской революции, отъезда в 20 году за
границу писатель все больше говорит о катастрофичности человеческой жизни
вообще. Отсюда и особое изображение любви в бунинских рассказах. О ней он писал
много: в цикле “Темные аллеи”, в рассказе “Грамматика
любви”, в повести “Митина любовь”.
Бунинскую
концепцию любви раскрывает и рассказ “Солнечный удар”, написанный в
Приморских Альпах в 1925 году. Это произведение, на мой взгляд, типично для
Бунина. Во-первых, оно построено так же, как и многие другие рассказы, и рисует
переживания героя, в жизни которого встретилось большое чувство. Так будет и во
многих произведениях писателя из цикла “Темные аллеи”:
“Руся”, “Натали”, “Галя Ганская”… Во-вторых, Бунина
в большей степени интересует герой, именно его глазами мы смотрим на мир, но,
как ни странно, “носителем действия” будет героиня. Ее появление
вырывает героя из привычного для него “мира”, и даже если тот в него
возвращается, то жизнь его все равно будет иной.
Итак, рассказ
начинается встречей на теплоходе двух людей: мужчины и женщины. Между ними
возникает взаимное влечение, и они решаются на мгновенную любовную связь.
Проснувшись утром, они ведут себя так, как будто ничего не произошло, и вскоре
“она” уезжает, оставив “его” одного. Они знают, что уже
никогда не увидятся, не придают никакого значения встрече, но… что-то странное
начинает происходить с героем… В финале поручик опять оказывается в той же
самой обстановке: он вновь плывет на корабле, но “чувствует себя
постаревшим на десять лет”.
Эмоционально
рассказ действует на читателя поразительно. Но не потому, что мы сочувствуем
герою, а потому, что герой заставил нас задуматься над смыслом бытия. Почему
герои остаются несчастливыми? Почему Бунин не дает им права обрести счастье?
Почему, пережив такие прекрасные мгновения, они расстаются?
Рассказ назван
“Солнечный удар”. Что же это название может означать? Создается
ощущение чего-то мгновенного, внезапно поражающего, а здесь – и влекущего за
собой опустошение души, страдание, несчастье. Это особенно отчетливо
чувствуется, если сопоставить начало и конец рассказа. Вот начало: “После
обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у
поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым
прелестным смехом”. А вот финал: “Поручик сидел под навесом на
палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”.
В самом начале
рассказа мы еще не знаем героев, автор не называет имен, используя прием
умолчания. Кто “он”? Бунин называет его просто поручиком, видимо,
стремясь показать читателю, что это человек обыкновенный, лишенный каких-либо
ярких индивидуальных черт. А кто “она”? “Маленькая женщина”
с “прелестным смехом”. Бунину не важно, кто они: они – всего лишь
мужчина и женщина, которые неожиданно встретились. Отнюдь не случайно автора
перестают интересовать детали. Ведь в центре рассказа “он” и
“она”. История любви героев своеобразно обрамлена двумя пейзажами.
“Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер,
а огни неслись куда-то в сторону…”. Кажется, что природа становится здесь
чем-то подталкивающим героев друг к другу, способствующим возникновению у них
любовных чувств, обещающим что-то прекрасное. И в то же время, возможно,
описание ее несет в себе мотив безысходности, ведь здесь есть нечто,
предвещающее финал, где “темная летняя заря потухала далеко впереди,
сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся
дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни,
рассеянные в темноте вокруг”. Складывается такое впечатление, что герои,
появляясь из “темноты”, вновь растворяются в ней. Писатель
высвечивает лишь миг в их судьбах. “Пространственное” перемещение
огней в этих пейзажах тоже чрезвычайно важно. Они как будто обрамляют историю любви
героев: в первом пейзаже были впереди, обещая счастье, а во втором – позади.
Вот теперь все замкнулось, и повтор “плыли и плыли” кажется намеком
на монотонность жизни поручика без “нее”. Заканчивается рассказ
“пейзажем души” поручика. Что же произошло с героем? Почему его жизнь
кажется законченной?
Вернемся к
началу рассказа. Внимательный к звукам, запахам Бунин описывает незнакомку
глазами поручика. И в ее портрете появляются детали, которые, в понимании
Бунина, свойственны видению охваченного влечением человека: “…рука,
маленькая и сильная, пахла загаром”, “крепка и смугла она вся под
этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным
солнцем”. В этих натуралистических деталях ощущается стихийность восприятия
чувства. И “сумасшествие” – “атрибут” той любви, которую
рисует Бунин. Здесь пока еще нет духовности.
Дальнейшие
действия как будто не зависят от героев. “Он” и “она”
повинуются зову плоти. “Кинулся”, “прошли”,
“вышли”, “поднялись”, “выехали” – посмотрите,
какое обилие глаголов. Думается, что этой быстрой сменой действий, этим
бесконечным повторением глаголов движения, автор стремится акцентировать
внимание читателя на появлении в действиях героев какой-то
“горячечности”, изображая их чувство как болезнь, которой нельзя
противостоять. Но в какой-то момент мы начинаем понимать, что “он” и
“она” все-таки любили друг друга по-настоящему. Осознание этого
приходит к нам тогда, когда Бунин впервые заглядывает в будущее героев:
“Поручик так порывисто кинулся к ней и оба исступленно задохнулись в
поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не
испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”.
В описании утра
автор использует характерный для него прием “нанизывания” эпитетов и
деталей, которые передают ощущения героев, придают осязаемость чувствам:
“В десять часов утра, солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей,
с базаром на площади” героиня уезжает. Ее образ вновь дан глазами героя:
“..свежа, как в семнадцать лет, проста, весела и – уже
рассудительна”. Она ведет себя так, словно эта встреча ничего не значит
для нее. Именно героиня называет их роман “солнечным ударом”. Но
продлить этот “солнечный удар” “она” не хочет, ибо подобное
продлить нельзя. И далее Бунин со свойственным ему мастерством описывая поведение
поручика в момент расставания, три раза повторяет слово “легко”:
“…как-то легко согласился”, “в легком и счастливом духе”,
“так же легко”. Эта деталь – свидетельство тому, что и герой не готов
к продолжению отношений. “Она” уехала… И вдруг выясняется, что
прежняя душа героя “умерла”, но “родилась” новая – совсем
другая.
Однако нельзя
сказать, что он духовно возродился, ибо бунинский герой – человек слабый. Там,
где чеховский Гуров решит свою судьбу сам, поручик оставит все, как есть.
Почему? Потому что в чеховских рассказах есть устремленность в будущее.
Любовь у Чехова
– “либо остаток чего-то громадного, либо нечто, что в будущем разовьется в
нечто громадное”. У бунинских героев будущего нет вообще, любовь для них –
это мгновение, удар. Возможно, эту любовь можно сравнить со вспышкой чудесного
света, озаряющего жизнь людей. Герой проходит путь от низменного влечения к
высшему чувству, но, когда он это поймет, будет уже поздно. Поручик откроет в
себе “совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство, которого
совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не
мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство, и о котором
уже нельзя было сказать ей теперь!”. И отсюда новое видение мира героем.
Приводя такую длинную цитату, я бы хотел отметить особенности бунинского
психологизма. Присмотритесь: сделано почти по-толстовски. Изменение порядка
слов – инверсии, и вновь “нанизывание” эпитетов, и
“нанизанные” друг на друга придаточные предложения, относящиеся к слову
“чувство”.
Что для
поручика самое страшное? Чувства, воспоминания. Они становятся для него мукой.
Именно в этом и заключается трагедия героя – ему некуда от них деться, он не
знает, что делать дальше. Базар, не замеченный героем, когда он провожал незнакомку,
теперь становится предметом его внимания. Раньше бы поручик не заметил ни
навоза среди телег, ни мисок, ни горшков, ни баб, сидящих на земле, и фраза
“вот первый сорт огурчики, ваше благородие!” не показалась бы ему
столь мелочной и пошлой, как теперь. Все это было так невыносимо, что он убежал
оттуда. “Он” идет в собор. Спасенья нет нигде! Раньше внутренняя и
внешняя жизнь поручика совпадали, но теперь они находятся в конфликте, и потому
герой в растерянности. Бунин тщательно описывает все те предметы, что
встречается на пути героя, раздражая его. Герой “цепляется” взглядом
за всякие мелочи: за пустые улицы, кривые дома незнакомого города, за портрет в
витрине. Все ему кажется прозаичным, пошлым, бессмысленным.
Думается, что
этим подчеркнута неприкаянность героя. “Как дико, страшно все будничное,
обычное, когда сердце поражено, – да, поражено, он теперь понимал это, – этим
страшным солнечным ударом, слишком большим счастьем?”. Эти слова могли бы
стать эпиграфом к рассказу.
Автор впервые
дает портрет героя почти в самом конце рассказа. “Обычное офицерское лицо,
серое от загара, с белесыми выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной
глаз” превращается в лицо страдающего человека и имеет теперь
“возбужденное, сумасшедшее выражение” Почему герой перестает быть
безликим только теперь? Случайно это или нет? Наверное, нет: ведь только сейчас
он узнал, что такое любовь. Все было таким же, как вчера, но герою казалось
другим. Целый ряд деталей рассказа, а также сцена встречи поручика с извозчиком
помогают нам понять авторский замысел. Самое главное, что мы открываем для
себя, прочитав рассказ “Солнечный удар”, – у любви, которую описывает
в своих произведениях Бунин, отсутствует будущее. Его герои никогда не смогут
обрести счастья, они обречены страдать. “Солнечный удар” еще раз
раскрывает бунинскую концепцию любви:
“Полюбив,
мы умираем…”.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сильный характер сочинение погодин
  • Сильный характер вывод к сочинению
  • Сим карта как пишется грамота
  • Сильные и слабые стороны человека сочинение
  • Сильный или слабый характер у катерины гроза сочинение кратко
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии