Сильные и слабые стороны человека сочинение

Мои слабые и сильные стороны цели занятия: учащиеся владеют способами выявления своих положительных и отрицательных сторонах. активизирован процесс рефлексии. рекомендуемая

Мои слабые и сильные стороны

Цели занятия:
Учащиеся владеют способами выявления своих положительных и
отрицательных сторонах.
Активизирован процесс рефлексии.

Рекомендуемая литература:

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного
общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – 2-е изд.,
испр. И доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 173 с.
Прутченков А.С. “Свет мой, зеркальце, скажи…”: Методические
разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996.
– 144 с.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое
пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. –
184 с.
Руководство практического психолога: Психологические программы
развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред.
И.В. Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
“Академия”, 1998. – 128 с.

Ход занятия.

Рекомендации педагогу-психологу:
данное занятие
необходимо провести в форме тренинга, т.к. только групповая работа
позволит проработать более качественно вопросы самооценки, отношения к
себе и другим.

Рекомендуемые упражнения:

Автопортрет

(Можно использовать либо это, либо второе упражнение
“брачное объявление”, т.к. цель у них одна).

Цели упражнения:
актуализировать потребность и
интерес в самоанализе.

Правила:
Каждый из учащихся в течение 5 минут должен
составить подробную психологическую характеристику себя, включающую не
менее 10-12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних
примет, по которым можно сразу вас узнать. Например, самому маленькому по
росту нельзя писать: “Мне доставляет много переживаний мой маленький
рост”. Это должно быть психологическое описание характера, своих
привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т.д.
После написания характеристик вы сдадите их ведущему.
Перемешав листы, ведущий зачитывает автопортреты. Остальные должны по
тексту узнать автора. Учащиеся вправе вносить коррективы в портрет
ученика, например, добавить несколько штрихов к особенностям его
характера.

Рекомендации ведущему:
Работу целесообразнее
проводить на фоне музыкального сопровождения.

Брачное объявление

Правила: Учащиеся с
оставляют текст брачного
объявления, в котором нужно, прежде всего, указать свои достоинства. Каков
характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним.
Любимые занятия. Не следует писать о наличии машины, дачи, гаража, т.к. вы
пишите о себе, а не о вашем материальном состоянии.

Психологический комментарий:
Нужно настроить
аудиторию на серьёзное отношение к работе над объявлением. Не совсем
обычная точка зрения позволяет участникам открыть в себе те стороны своего
характера, о которых они ещё не думали или боялись думать по ряду причин.
Каждый учащийся читает свой вариант, а остальные выступят в роли
экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, учащиеся могут
внести коррективы, добавить то положительное и привлекательное, что забыл
написать о себе сам автор. Поэтому будьте предельно внимательны, сразу
соотносите услышанное с образом этого человека.

Рекомендации ведущему:
Вы можете собрать брачные
объявления, а затем, зачитывая их по одному, предоставить участникам
возможность узнать по ним партнёров, а затем внести коррективы в текст.

Психологический комментарий
: Для части учащихся это
довольно трудное задание, т.к. они стесняются себя, своей внешности, им
трудно говорить вслух именно об этом. Поэтому если во время выполнения
этого упражнения создаётся атмосфера скованности и зажатости, то его нужно
перенести на следующее занятие, предупредив участников о необходимости
преодолеть внутренний барьер.

Без маски

Цель упражнения:
актуализировать процесс
самораскрытия.

Правила:
Перед учащимися в центре круга стопка
карточек. Учащиеся по очереди берут по одной карточке и сразу продолжают
фразу, начало которой написано в ней. Высказывание должно быть предельно
искренним и откровенным! Присутствующие внимательно слушают, и, если они
почувствуют фальшь в словах, придётся взять другую карточку и попробовать
ещё раз ответить.

Рекомендации ведущему:
Необходимо заранее подготовить
карточки с текстом. Причем их должно быть больше, чем
участников.

Примерное содержание карточек:

“Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…”
“Мне очень трудно забыть, но я…”
“Чего мне иногда по настоящему хочется, так это…”
“Мне бывает стыдно, когда я…”
“Особенно меня раздражает то, что я…”
“Мне особенно приятно, когда меня…”
“Знаю, что это очень трудно, но я…”
“Иногда люди не понимают меня, потому что я…”
“Верю, что я ещё…”
“Думаю, что самое важное для меня…”
“Когда я был маленьким, я часто…”
“Мои родители…”
“Мои друзья редко…”
“Мои одноклассники помогают мне…”
Содержание карточек можно придумать самим. Текст должен
помогать участникам раскрыть себя. Все садятся в большой круг. Каждый по
мере психологической готовности берёт карточку. Если возникает большая
пауза, помогите участникам, пригласите их в центр круга.

Психологический комментарий:
Данное упражнение даёт
учащимся возможность еще раз укрепить своё доверие группе, снять
внутренний страх, научиться быть откровеннее.


Мои сильные стороны

Цель упражнения:
проанализировать сильные стороны
учащихся и предоставляемые ими выгоды. Формирование мотивации достижения
успеха.

Правила:
учащиеся формулируют свои сильные стороны,
то, что ценно, принимают и любите в себе, что даёт чувство внутренней
свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную
минуту. При формулировании сильных сторон не нужно умалять свои
достоинства. Они могут также отметить те положительные качества, которые
им не свойственны, но хотелось бы выработать их в себе. На оставление
списка даётся 5 минут.
Затем происходит обсуждение в кругу. Необходимо обратить
внимание учащихся на то, что когда они будут высказываться, необходимо
говорить прямо, уверенно, без всяких “но…”, “если…”, “может быть…”, “я не
совсем уверен в том что…” и т.п. На выступление даётся 2 минуты. Слушатели
могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права
высказываться. Может быть, значительная часть отведённого времени пройдёт
в молчании. Учащиеся не обязаны объяснять, почему считают те или иные свои
качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом
уверены.

Рекомендации ведущему:
Работу целесообразнее
проводить в круге. Вы предлагаете первому желающему начать своё
выступление. По истечении 2 минут даёте сигнал, означающий, что время
истекло. Далее вступает в работу второй и т.д. В конце следует провести
коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в
высказываниях, и на те ощущения, который каждый испытал во время
упражнения.

Психологический комментарий:
Это упражнение
направлено не только на определение своих сильных сторон, но и на
формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его
выполнении необходимо следить за тем, чтобы учащиеся избегали даже
незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая
попытка самокритики должна пресекаться.

Мои слабые стороны

Цели упражнения:
определение каждым участником своих
слабых сторон, формирование привычки анализировать свои недостатки.

Правила:
Каждый должен рассказать остальным
участникам о своих слабых сторонах, т.е. о том, что он осознаёт в себе как
комплекс, как внутренний барьер, страх или иную помеху. Не обязательно
говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных
привычках. Важно отметить то, что является или может являться причиной
конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет
взаимоотношения и т.п. Это может быть и положительная черта, но в её
крайнем проявлении, например отзывчивость – вы не можете никому ни в чём
отказать, хотя сами от этого страдаете. Крайне важно, чтобы учащиеся не
брали в кавычки свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и
свои слабости, пытаясь их оправдать. Необходимо, чтобы они говорили об
этом прямо и откровенно. На это даётся 3 минуты.

Психологический комментарий:
Это упражнение
направлено в первую очередь на определение каждым участником своих слабых
сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при
выполнении у него должна быть возможность опереться на сильные стороны
характера. Для этого после каждого выступления необходимо проводить
небольшую психологическую поддержку.

“Чучело”.

Цель упражнения:
сформировать уверенность в
возможности изменения себя, а также показать учащимся, что каждый их
недостаток несет в себе и положительную нагрузку.

Правила:
Ведущий предлагает представить учащимся, что
в центре круга сидит чучело, и учащиеся по очереди называют любое
негативное качество, которое их не устраивает: “Чучело такое-то…”. Ведущий
все их записывает. Затем каждый по кругу оправдывает чучело, называя, что
может быть положительного в его отрицательном качестве. Например, чучело –
ленивое. Лень позволяет человеку сохранять здоровье, так как перегрузка
несет значительный урон для человека.

Рекомендации ведущему:
качества, которые достаются
учащимся для оправдания не должны совпадать с названными ими ранее. В
случае заминки педагог-психолог должен помочь выбрать положительный момент
в данном негативном качестве.

В статье мы расскажем:

  1. Как проявляется плохой характер в разных ситуациях?
  2. Список отрицательных качеств человека с расшифровкой
  3. Негативная характеристика людей
  4. Борьба с проявлениями негативных черт характера

Мы не идеальны, у всех людей есть сильные и слабые стороны. Психология личности и ее конституционные особенности тела обуславливают наличие положительных и отрицательных качеств человека. Постоянство проявления характера определяет состояние нервной системы. В то же время его динамику – внешние факторы. Общество, в котором живет человек, диктует условия в виде общепринятых норм и правил поведения. С самого рождения, каждому присваивают хорошие и плохие качества человека. Но то, как они будут проявлены в дальнейшей жизни, зависит во многом от воспитания, способности контролировать себя в любой ситуации.

Воспитание и тип семейных отношений много значат для формирования черт характера ребенка. Нередко преобладание негативных черт становится серьезной помехой на пути к благополучной жизни, дружбе, в поиске хорошей работы, а также в любви.

Как уже говорили, существует разделение на положительные и отрицательные качества человека. Возникает вопрос, могут ли присутствовать только негативные черты? Психологи утверждают, что это практически невозможно. Даже самый отъявленный негодяй имеет положительные черты.

Как проявляется плохой характер в разных ситуациях?

Проявление негативных качеств, которые присущи каждому человеку, в конкретных условиях будет разным. Некоторые пытаются скрывать свое истинное лицо, но не всегда и всем это удается.

Как проявляется плохой характер в разных ситуациях?

В вопросах карьеры, работы, когда речь идет о повышении на должности, нередко хорошим чертам людей приходится уступать место лицемерию, лжи, тщеславию, а также ненависти и наглости.

В экстремальных ситуациях страх за личное благополучие, свою жизнь, здоровье порой выпускает наружу ложь, предательство, трусость и т.п.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

03

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

В отношениях нередко встречаемся с ревностью, глупостью, жадностью, а также ворчливостью и неряшливостью. Это максимально могут проявить люди, которые начинают жить вместе. Их поведение и эмоциональное состояние могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Список отрицательных качеств человека с расшифровкой

На самом деле перечень довольно обширный, поэтому приведем основные негативные черты:

  • Авторитарность – свойство характера, проявляющееся в желании властвовать над всеми и всем, не учитывая потребности окружающих.

  • Агрессивность – жажда конфликта, желание спровоцировать других людей на проявление негатива повышенным тоном, оскорбительными словами. Для детей является одним из средств самозащиты. Взрослым создает помехи в общении и взаимодействии с окружающими.

  • Азартность – эта черта проявляется стремлением достичь желаемого, несмотря ни на что. Порой имеет весьма плачевные последствия.

  • Алчность – огромная любовь к деньгам и жажда богатства.

  • Безалаберность – неумение быстро реагировать на перемены, действовать по новым правилам, которые могут обеспечить менее затратное достижение целей.

  • Безразличие – незаинтересованность к окружающему миру. Часто люди так реагируют на стрессы либо влияют пробелы воспитания.

  • Безответственность – проявляется отказом от совершения серьезных шагов и принятия решений в надежде на исправление ситуации благодаря другим людям.

  • Безжалостность – безразличное отношение к проблемам и неприятностям окружающих, нежелание им оказывать поддержку и помощь.

  • Бесцеремонность – проявляется уклонением от общепринятых правил и норм, развязностью и нетактичностью.

  • Болтливость – неспособность «держать язык за зубами» в определенных ситуациях.

  • Внушаемость – восприятие чужих точек зрения, принципов, модели поведения.

  • Вульгарность – неумение человека балансировать между самобытностью и пошлостью во внешнем виде и поступках.

  • Глупость – отсутствие логического мышления, склонность к принятию популизма в виде истины без критического анализа.

  • Гордыня – такая черта проявляется в уверенности в собственной уникальности при ничтожности других.

  • Жестокость – стремление людей делать другим больно, приносить страдания, получая при этом удовлетворение.

  • Забывчивость – неспособность держать в памяти элементарные вещи.

  • Зависимость – болезненное желание достичь удовлетворения от действия чего-либо, кого-либо, невзирая на риски получения вреда для здоровья или в материальном плане.

Список отрицательных качеств человека с расшифровкой

  • Зависть – плохая черта людей, проявляющаяся в неумении довольствоваться тем, что у них есть.

  • Закомплексованность – выражается в низкой самооценке и зацикленности на собственных слабостях и минусах.

  • Занудство – эта черта имеет проявление в надоедании путем постоянных нравоучений, затрагивания одной тематики в беседах даже при отсутствии интереса собеседника.

  • Злость – проявление неудовлетворенности жизнью в дискомфорте.

  • Избалованность – своеобразная демонстрация пробелов воспитания, желание получать все немедленно без учета наличия возможностей и обстоятельств конкретной ситуации.

  • Ленивость – нежелание прикладывать усилия для обретения комфорта, стремление к удовлетворению собственных потребностей за чужой счет.

  • Лживость – такая черта проявляется через выдачу неправдивой информации с целью оклеветать другого.

  • Лицемерие – двуличное поведение, притворство для своей выгоды.

  • Льстивость – проявляется в желании постоянно хвалить и превозносить имеющиеся и мнимые достоинства окружающих, преследуя корыстные цели. Эта черта часто присуща тем, кто хочет получить благосклонность лиц с высоким статусом. Таким путем льстец пытается «обелить» негативные черты или поступки.

  • Любопытство – стремление постоянно быть в курсе подробностей чужой жизнедеятельности, не соблюдая никаких правил приличия. Это патологическое желание знать все обо всех и происходящих событиях.

  • Мелочность – такая черта проявляется приданием огромного значения мельчайшим собственным действиям, решениям, словам, а также в виде требований детализированных отчетов от второй половинки или подчиненного.

  • Мстительность – способность запоминать даже самую незначительную ссору, оскорбительные высказывания в свой адрес с целью отмщения обидчикам в будущем. Причем срока давности не существует.

  • Наглость – эта черта, которая проявляется в нетактичности поведения среди других людей. Наглецы часто пытаются достичь желаемого без очереди, не считаются с другими.

  • Надменность – выражается через пренебрежительное отношение к окружению, считая других низкосортными субъектами низшей категории из-за вымышленных своих преимуществ или настоящего материального достатка, статуса в обществе.

  • Надоедливость – неспособность либо нежелание самостоятельно решать собственные проблемы, трудностями, находить себе занятия. Может проявляться по причине незрелости либо ощущения себя одинокими.

  • Нарциссизм – эта черта проявляется через самообожание, постоянное воспевание себе похвал, причем, не обращая внимания на то, что такая модель поведения не всегда бывает к месту и ко времени.

  • Небрежность – отсутствие старательности при выполнении работы, решении поставленных задач, пренебрежительное отношение к поручениям, как личным, так и общественных.

  • Обидчивость – находит проявление в гиперболизированном негативном реагировании в отношении бытовых мелочей и неурядиц по причине повышенной эгоистичности. При этом обиженные всегда стремятся обратить на себя внимание окружающих, которые бросают все свои дела и начинают проявлять участие, заботу и поддержку.

Список отрицательных качеств человека с расшифровкой

  • Трусость – неумение сопротивляться сопернику по причине недостаточности развития силы воли, а также подверженности страху.

  • Тщеславие – стремление к получению похвалы, комплиментов даже незаслуженно.

  • Упрямство – желание действовать только по своему плану, не признавая авторитетных рекомендаций, игнорируя общепринятых норм и правил.

  • Эгоизм – осознанное желание ставить собственные интересы выше остальных, любовь к себе.

  • Другое.

С помощью данного перечня можно иначе посмотреть на себя и свое окружение. 

Негативная характеристика людей

В отрицательных качествах личности можно увидеть выражение особенностей психики, темперамента, поведенческой специфики, взаимоотношений с окружающим миром. В общий спектр характеристик личностей входят все их знания, навыки, опыт. То, что есть много классификаций характеристик, типологий, объясняется большой заинтересованностью психологов загадочной человеческой натурой. А обыватель, имея такие знания об отрицательных качествах личности, может стать более осознанным, использовать их для самосохранения и саморазвития. Это помогает нам видеть истинное лицо окружающих, оценивать их поведение, а также выстраивать отношения с другими людьми и сохранять их долгие годы.

Борьба с проявлениями негативных черт характера

Все в нашем мире относительно, это касается и отрицательных человеческих качеств. Позитивные свойства, как правило, поддерживают, подкрепляют и развивают, а негативные требуют исправления, изменения либо искоренения. Однако классификация условная, поскольку основана на моральных и нравственных нормах, принятых в обществе, в котором живет индивид. С каждой конкретной личностью нельзя действовать по шаблону. Каждый из нас является индивидуальностью со своими плюсами и минусами. Однако это не значит, что не нужно бороться с негативом в любом его проявлении.

Борьба с проявлениями негативных черт характера

Как бороться? Для начала человек должен осознать негативные стороны своего характера. Выявление возможно с помощью психологических тестов либо личной наблюдательности и самоанализа.

Здесь не обойтись без самоконтроля, который предполагает:

  • Обучение специальным техникам дыхания для того, чтобы не терять самообладания при нахлынувшей ярости.

  • Не забывать о последствиях проявления любого негатива.

  • Всегда помнить о существовании разных мировоззрений и о собственных достоинствах, когда сталкиваетесь с критикой других или начинаете искать недочеты в окружающих.

Список отрицательных качеств достаточно широк и в каждом случае свой путь борьбы. Но для этого нужно иметь желание. Конечно, существуют негативные личностные особенности, практически не поддающиеся изменению. Но люди всегда могут компенсировать одни собственные свойства развитием других, если кардинальные перемены не под силу.

Наличие любых негативных характеристик мешает жить самому их обладателю и тем, кто находится рядом, взаимодействует с ним. Но человека нельзя исправить, «переделать», если у него нет осознания и желания стать лучше.

Для успешного трудоустройства используется краткая письменная презентация соискателя. В самостоятельно разработанном документе не стоит акцентировать внимание на недостатках и слабых сторонах. Если анкету с такой графой предлагает заполнить соискателю работодатель, игнорировать ее не рекомендуется. Указывая ваши слабые стороны в анкете, вы показываете, что объективны по отношению к самому себе, доверяете работодателю и готовы предоставлять достоверную информацию. Мы расскажем, какие подойдут слабые качества человека для резюме или анкеты, чтобы выполнить требование работодателя и не испортить впечатление о себе, научим, как обратить их в преимущества.

Какие недостатки указать в резюме: пример

Не стоит писать, что их нет вовсе. Идеальных людей не существует, а излишне самовлюбленных неохотно берут на работу. Но и перечислять все недостатки совсем не обязательно. Ваша задача — продемонстрировать, что вы достаточно критичны к себе, а не раскрыть свою уязвимость.

Беспроигрышный список отрицательных черт характера человека для резюме:

  • излишняя требовательность к себе и окружающим;
  • повышенная ответственность;
  • педантичность;
  • гиперактивность;
  • недоверчивость;
  • тщеславие;
  • прямолинейность.

Все это не слишком хорошо для повседневной жизни, но для работы дает весомые плюсы. Вот примеры слабых сторон характера в резюме и анкете:

  • застенчивость;
  • самокритичность;
  • скромность;
  • кропотливость;
  • медлительность;
  • формализм.

Подходящие недостатки для резюме и анкеты:

  • неумение конфликтовать;
  • неумение врать;
  • неспособность отказать;
  • склонность к рефлексии;
  • самомнение;
  • излишняя доверчивость;
  • амбициозность;
  • излишняя уверенность в собственном мнении;
  • неусидчивость.

Но все зависит от конкретной специальности, по которой составляется опросник.

Образец

Слабые стороны для резюме

Слабые стороны в резюме: примеры трансформации в достоинства

Выявить собственные минусы — это полдела. Но рекомендуется научиться использовать их в своих интересах. Если есть свободные графы, где допускается расписать детали, сделайте это. Укажите, чем хороши ваши недостатки: пример — недоверчивый человек не станет сотрудничать с сомнительными поставщиками.

Если анкета сжатая, то обсудить эти вопросы предстоит на собеседовании. К нему рекомендуется подготовиться как следует. И поможет вам в этом наша шпаргалка (таблица). Но даже если пояснений вы давать не планируете, полезно знать, как ваши минусы воспримет руководитель.

Мои слабые стороны

Минус

Плюс

Застенчив

Соблюдаю субординацию.

Не буду конфликтовать с коллегами.

Не подсижу начальника.

Не смогу нагрубить клиенту

Гиперактивность

Не буду сидеть без дела.

Буду успевать все и даже больше.

Не смогу отсиживаться в сторонке, когда необходимо проявить инициативу

Медлительность

Не упущу в спешке важных деталей.

Не внесу хаос в рабочий процесс.

Не буду утомлять клиентов и коллег

Требовательность

Не позволю себе работать вполсилы.

Смогу организовать коллектив.

Эффективно проведу переговоры.

Приложу все усилия для достижения результата

Немногословность

Не буду тратить рабочее время на болтовню.

Не проговорюсь о делах компании, где не следует.

Меньше говорю, больше делаю

Очевидные недостатки в резюме: примеры

Некоторые слабые стороны человека для анкеты не подходят, их указывать не стоит. Особенно если они идут во вред профессиональным обязанностям. Так, например, упомянутая немногословность хороша для бухгалтера или программиста. Но менеджеру по продажам или педагогу нельзя быть молчуном, иначе эффективность его работы падает.

Поэтому сильные и слабые стороны необходимо сопоставлять со спецификой профессии. Вот какие отрицательные качества указать в резюме:

  • не затрагивающие профессиональную деятельность по специальности;
  • соответствующие выбранной должности и сфере деятельности;
  • незначительные;
  • относящиеся к личности и неоднозначные (скромность, тщеславие);
  • не связанные с возможными нарушениями дисциплины труда и выполнением обязанностей (увлечение азартными играми, наличие вредных привычек, лень, пассивность);
  • не связанные с возможными конфликтами на работе (вспыльчивость, неусидчивость, индивидуализм, не способность идти на компромисс).

Неподходящие слабые стороны характера в анкете (примеры)

Профессия

Недопустимые минусы

Руководитель

  • доверчивость;
  • эмоциональность;
  • недостаточная активность;
  • застенчивость;
  • легкомысленность

Специалист, работающий с клиентами

  • немногословность;
  • вспыльчивость;
  • медлительность;
  • склонность к формализму;
  • прямолинейность

Работники низшего звена

  • амбициозность;
  • самоуверенность;
  • упрямство

Представители творческих профессий

  • неумение проявлять гибкость;
  • склонность к формализму;
  • неуверенность в себе;
  • педантичность
page 5 m

Содержание статьи: 

  • Требования к сочинению по истории
  • План сочинения по истории
  • Разбор сочинения по истории
  • Пример реального сочинения по истории
  • Критерии оценивания сочинения по истории
  • Что делать, чтобы написать сочинение хорошо

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему. 

В учебном году 2020/21 школьникам может попасться в бланке заданий либо сочинение по историческому процессу (относится к определённому периоду, например, «Внешняя политика Ивана Грозного»), либо по исторической личности (пример тем: «Ярослав Мудрый», «Александр Меншиков»). Требования к этим двум видам сочинение различаются, хотя и есть много пересечений. А значит, что готовиться придётся и к сочинению по процессу, и по личности. 

Сначала разберём требования к сочинению по историческому процессу. 

Сочинение по  историческому процессу

В демо-версии 2021 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

Сочинение по деятельности исторической личности

  1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель.
  2. Назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность. Охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристики роли, каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности в значительной степени, повлиявший на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и или названной Вами).
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнение историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, рассмотрим возможные планы сочинения по истории.

План сочинения по историческому процессу:

1. Коротко охарактеризовать исторический процесс (что это такое, когда было).

2. Раскрыть первое значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 

3. Раскрыть второе значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.  

4. Оценка значимости данного периода для истории страны.  

План сочинения по деятельности исторической личности:

1. Кратко представить своего героя (кто он, когда жил) 

2. Раскрыть первое значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период при участии героя. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать конкретные дела героя в связи с событием. 

3. Раскрыть второе значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 

4. Влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.

 Важно!

— Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов. 

— Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное — это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории. 

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили. 

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок. 

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать. 

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия). 

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век. 

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)    

Максимальный балл за сочинение по истории — 11.

Сначала разберём критерии сочинения, написанного по историческому периоду. 

Критерии сочинения, написанному по предложенному историческому процессу: 

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение — 11. 

К1. Указание событий (явлений, процессов)

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) 

2 балла:  Правильно названы две исторические личности; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России

1 балл:  Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты

К5. Наличие фактических ошибок

3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1, 2 и 3 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов

К6. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются. 

Критерии сочинения, написанному по предложенной исторической личности: 

К1. Указание событий (явлений, процессов)

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель.

К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) 

2 балла: Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

К4. Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России

1 балл: Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

! В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля !

К5. Наличие фактических ошибок

3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 или 3 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

К6. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются. 

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану. 

Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне. 

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела». 

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства. 

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень. 

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов. 

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».  

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.  

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. 
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов. 

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу. 

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны». 

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета. 

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг. 

Что поможет написать сочинение хорошо:

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).
  4. Прислать своё сочинение на проверку опытному педагогу, чтобы он указал на его сильные и слабые места. Например, можно прислать сочинение мне (автору этой статьи и сайта).  

Итоговое сочинение – это часть аттестации выпускников. Его одиннадцатиклассники традиционно пишут в первую среду декабря. От результатов этого испытания зависит допуск либо недопуск к ЕГЭ по всем предметам. Поэтому переоценить важность сочинения сложно. Рассказываем, на что следует обратить внимание, чтобы выполнить задание успешно.

Направления и темы итогового сочинения

Ежегодно в преддверии нового учебного года объявляют пять направлений для итоговых сочинений. В этом году они такие:

  • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  • «Преступление и Наказание — вечная тема»
  • «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  • «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Каждое направление включает несколько тем. Выглядеть они могут по-разному. Например, как утверждение, с которым нужно согласиться либо опровергнуть его, цитата или вопрос, требующий ответа.

Список тем по каждому из направлений разрабатывает Рособрнадзор. Объявляют их ученикам уже в аудитории непосредственно во время испытания. Выбрать можно из пяти предложенных вариантов.

067f627c2cc3441382755eeab9ecad89

Как проходит итоговое сочинение?

Во-первых, установлен лимит времени – на все про все 3 часа 55 минут. Во-вторых, определён минимум по объёму: 250 слов. Если нижний порог участником не пройден, он получает «незачет». Верхней границы нет — каждый сам решает, насколько объёмным должно быть сочинение.

Оценка

Сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт». В процессе проверки эксперты опираются на пять критериев: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

Два первых критерия (соответствие теме и аргументация с привлечением литературного материала) обязательны. Если по ним и хотя бы одному из оставшихся ученик получает «зачёт», то в целом сочинение считается успешным.

59ccfeea31d545379d5a18aaea02be22

ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) опубликовал методические рекомендации для проверяющих итоговое сочинение. Вот что написано о каждом из критериев оценки.

Соответствие теме

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

То есть для положительной оценки сочинения ученик должен писать строго по выбранной теме. Посторонние рассуждения лучше оставить при себе.

Аргументация с привлечением литературного материала

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

Каждое высказывание должно быть строго подтверждено примерами из произведений. Додумывать образы персонажей нельзя. Субъективное мнение о поступках или мотивах симпатичного вам героя произведения здесь может сыграть с вами злую шутку и привести к незачёту.

Помните, что литературные примеры – это иллюстрация вашего аргумента, а не аргумент. Примеры обязательно должны сопровождаться рассуждениями, в которых вы подчеркнёте связь иллюстрации с выбранной вами темой сочинения.

Композиция и логика рассуждения

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

Текст должен делиться по смыслу на абзацы. Мысль должна излагаться последовательно и логично, а выдвигаемые тезисы должны быть конструктивно доказаны.

Качество письменной речи

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Грамотность

Ученик рискует провалить итоговое сочинение, если допустил более 5 ошибок на каждую сотню слов. Но при подсчете ошибок есть нюансы. В некоторых случаях несколько ошибок приравниваются проверяющими к одной. Например:

  • Две негрубые ошибки. К ним относятся написание имен собственных и заглавных/строчных букв, а также дефисное-раздельное написание.
  • Первые три однотипные ошибки (то есть на одно правило русского языка) равны одной. На последующих «тариф» меняется, и каждая ошибка учитывается уже по отдельности.
  • Две и больше ошибок в словарных словах.

Важно! Такие правила подсчета не распространяются на пунктуационные ошибки.

d6678341ac0345eb9a3406863dab4251

Как работать над сочинением?

  • Ознакомьтесь с предложенными темами. Выберите одну и выделите в ней ключевые слова. Можно даже подчеркнуть или обвести их.
  • Продумайте вашу позицию и подберите примеры, которые будут подтверждать ее. Постоянно сверяйтесь с темой и ключевыми словами, чтобы не уйти от них.
  • Если вы выбрали тему-цитату, во вступлении формулируйте главный вопрос, на который будете искать ответ в вашем сочинении.
  • Объясните ключевые понятия по теме и сформулируйте ответ, который будет содержать ваше мнение.
  • Подберите аргументы, которые подтверждают ваше мнение, и к каждому из них сформулируйте выводы.
  • Сделайте общий вывод по предложенной теме на основе того, что вы написали. Вывод логически связан со вступлением. Он как бы «закольцовывает» сочинение и возвращает к поставленному вопросу, на который теперь есть ответ.
  • Проверьте ваше сочинение на наличие ошибок. Обращайте внимание и на возможность фактологических ошибок!
  • Напишите чистовой вариант вашего сочинения.

ФИПИ разработал также рекомендации по композиции итогового сочинения и регламентировал объем каждой составной части:

  • Вступление (2-3 предложения);
  • Комментарий вступления (4–6 предложений).
  • Аргумент из литературы № 1 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Аргумент из литературы № 2 (100 слов. 6–8 предложений).
  • Заключение (75 слов. 3–5 предложений).

Что еще поможет успешно написать сочинение?

Чтение

Чем больше литературных произведений вы прочтете, тем легче вам будет подобрать примеры для аргументации. В этом году, к тому же, одно из направлений – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Чем не повод найти то самое произведение, о котором стоит написать, и заодно узнать себя получше?

Читая литературу, анализируйте поступки персонажей и ситуации, в которые они попадают. Обсуждайте прочитанное с семьёй и друзьями.

b93991ab41064e9bad869b2a8b668436

Тренировки

Полезно будет периодически давать себе задание написать сочинение. Попросите друзей или родных придумать для вас интересные темы. Поразмышляйте на них, следуя всем требованиям по написанию итогового сочинения. Таким образом вы научитесь правильно выстраивать ваш текст.

Практика поможет выявить ваши сильные и слабые стороны и покажет, над чем нужно поработать и какие правила, возможно, освежить в памяти. 

8f8d9748d6924d6eb127d205d1266bae

Сайт ФИПИ

Разбор типичных ошибок, методические рекомендации и подробные разъяснения – всё можно найти там. Изучите как можно больше информации об итоговом сочинении, чтобы четко понимать, что вы должны делать.

Забота о себе

Правильный режим дня, здоровое питание и отдых – немаловажный фактор вашего успеха. Не забывайте об этом!

Удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сим карта как правильно пишется
  • Сильный характер определение для сочинения
  • Сильный или слабый характер у катерины гроза сочинение с цитатами
  • Сильный характер это сочинение
  • Сильные и слабые стороны характера чацкого в комедии горе от ума сочинение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии