3.06.2021
KudaPostupat.by
Архив (2021г.)
Тест по русскому языку. 2019 год. Вариант 2. Составила репетитор по русскому языку, ИП Бовтрукевич Ирина Михайловна. Тесты содержат условия заданий, максимально похожие на условия тестов РТ 3-го этапа. Кроме того, это практически такие же задания, которые потом предлагаются на ЦТ.
! Ответы можно скачать здесь.
Часть А
А1. Пишется «А» на месте пропуска в словах:
- заг…родить
- з…рница
- отск…чить в сторону
- сокр…тить расходы
- несг…раемый
А2. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:
- прим…рять костюм
- словосоч…тание
- пост…лить
- соб…рать
- бл…стательно
А3. Пишется «Б» на месте пропуска в словах:
- вкусная похле…ка
- ги…кий шланг
- алмазная тру…ка
- то…кое болото
- выру…ка леса
А4. Пишется «О» на месте пропуска в словах:
- теч…т река
- небольшой рюкзач…к
- ж…лудь
- со свеч…й
- бесш…вное соединение
А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:
- горячая печ…, забыть напроч…
- пред…явитель, р…яный
- дез…нформация, спорт…гра
- ц…стерна, бледнолиц…й
- о революц…и, ц…левое направление
А6. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:
- в лучш…м случае, стоять на ступеньк…
- щавел…вый, телят…нка
- сол…вой раствор, совестл…вый
- мороз…ц, василеч…к
- в галере…, для рол…
А7. Пишется «Е» на месте пропуска в примерах:
- рассе…вать
- не кле…лось
- нама…вшись
- подвеш…нный фонарь
- ты побре…шься
А8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
- ему несвойстве…о, лома…ая линия
- посла…ый по почте, средства собра…ы
- укороче…ый край, листы склее…ы
- гума…ое отношение, лакирова…ый
- обеде…ый, озабоче…ость
А9. Пишется «НЕ» раздельно во всех случаях в рядах:
- ничуть (не)поздний час, (не)намерен врать
- (не)решаясь сказать, правило (не)выучено
- (не)прощающий ошибок, (не)кирпичная стена
- (не)истощимый юмор, (не)доумевать
- (не)высокий берег, говорить (не)громко
А10. Пишется «НЕ» на месте пропусков:
В течение недельной экскурсии Константин н… (1) разу н… (2) опаздывал на паром, и Виолетта, как бы н… (3) была сегодня обижена на него, н… (4) могла н… (5) признать этого.
А11. Через дефис пишутся слова:
- (по)своему решению
- быстрая (кино)съемка
- (пол)Кричева
- (глянцево)серый
- (металло)прокатный
А12. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
- Действуя (на)удачу, группа сильно рисковала.
- (В)следствие разлива реки под водой оказались даже огороды дачников.
- Спорщик пошел (на)попятную.
- (Во)время сильного дождя работать в поле было нельзя.
- Артур то(же) оказался неплохим шахматистом.
А13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
- Ненависть _ это сдержанный и постоянный гнев.
- Любовь _ есть самое искрометное, непредсказуемое и светлое чувство на земле.
- Искренний и чистый смех _ как солнце, прогоняющее зиму с лиц людей.
- Ни гор, ни речки, ни неба, ни земли _ ничего уже не было видно в густом тумане.
- Музыка _ могучий источник человеческой мысли.
А14. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
- Человек _ обладающий чувством такта _ вовремя окажет внимание и не утомит назойливостью.
- Но в этот раз _обещанные за статью _ деньги ему так и не заплатили.
- Волны прибоя _ распространяя горьковатый запах соли и морских трав _ одна за другой накатывались на бесконечный песчаный пляж Балтийского моря.
- Дарья пододвинулась к печке _ единственному теплому месту в этой холодной избе _ и принялась изучать _ висевшие на стене _ фотографии.
- Подойди ко мне _ девочка _ на пару минут.
А15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
- Впрочем рабочий день подходил к концу и пора было уже заканчивать этот бессмысленный спор.
- Мы завернули в ту сторону где по расчетам нашего проводника была тропа к поселку.
- Он человек мнительный и по-моему очень обидчивый.
- Казалось что этой страшной войне никогда не будет конца.
- Слушал он невнимательно и вряд ли понимал смысл звучащих слов.
А16. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
- Снежинки различных форм то искрились в свете фонаря _ то кружились под дуновением ветерка _ то складывались на земле в одно белое покрывало.
- Он имел крепкое здоровье _ и упругие мышцы _ и с завидной легкостью пробежал первый отрезок дистанции.
- Географами _ и геологами, астрономами _ и океанографами, историками _ и археологами получена богатейшая информация о нашей планете.
- Люблю желтые одуванчики на фоне зеленой травы _ и распустившуюся сирень _ и каждую весну я наслаждаюсь их красотой _ и майскими ароматами.
- Между деревней _ и лесом _ и речкой ребята наконец оказались на какой-то неизвестной поляне _ и мальчишки решили остаться на ней на ночевку.
А17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
- Интерьер кафе был оформлен в этнографическом стиле, поэтому на стенах основного зала висели рушники и кувшины, и в меню предлагались исключительно белорусские блюда.
- Страшная жара стояла вторую неделю и стекавшая по сосновым стволам смола превратилась в янтарный камень.
- В холодной осенней воде рыбы уходят зимовать в донные ямы и лягушки закапываются в тину.
- Вместе с другими ребятами Антоша побежал по платформе к поезду, чтобы, когда застучат колеса, устроиться поудобнее у окна.
- Когда же мальчишки вышли на берег реки и не было видно даже силуэтов домов, тьма стала еще глубже и тяжелее.
А18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
- Федор Иванович знал: он может прийти сюда в любую минуту.
- Алексей приоткрыл глаза шире и тотчас зажмурился: прямо перед ним на задних лапах сидел тощий медведь.
- Цель ЦТ — ранжировать абитуриентов.
- Тут его осенила мысль — партизаны должны быть где-то здесь, поблизости.
- В путь собираешься: разузнай сначала дорогу.
А19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
- Марк Твен считал, что: «Лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-то другого».
- «Я тебя сейчас отпущу! — пообещала бабушка, но ту же добавила: — Только воды в бочку наноси».
- «Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия», — утверждал И.П. Павлов.
- «А позвольте спросить, — возразил Кирка: — Почему я должен вас развлекать?»
- «Вечером отряд подойдет к горе», — сообщил Федор. — «Нет, без проводника они так быстро не доберутся», — с сожалением произнес Антонович.
А20. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
- На рассвете желтый пляжный песок становился _ как мед.
- Это смущение девушки я воспринимал _ как трогательное доказательство ее любви.
- К началу экзаменов я знал все правила _ как свои пять пальцев.
- К нам подошел не кто иной _ как ответственный секретарь приемной комиссии.
- Мы глядели _ как самолет поднимается все выше и выше, а чуть позже совсем скрывается из видимости _ и не могли перестать смотреть в небо.
А21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Однажды ночью она написала лирическое эссе _ (1) и _ (2) когда поставила точку, то было уже утро, но наступивший день не принес успокоения _ (3) будучи там, в Барселоне, она так и не встретилась с Павлом _ (4) виновным во всех ее переживаниях _ (5) и не смогла поговорить с ним.
А22. Укажите, какие слова имеют одинаковое строение:
- пролетев
- назавтра
- прочтёте
- приморье
- презабавный
А23. Укажите, в каких предложениях грамматическая основа выделена правильно (обозначения — сказуемое, подлежащее):
- Река Березина протекает через озера Медзозол и Палик и впадает в Днепр.
- Всякие мысли приходят иногда в голову.
- Перелётным птицам надевают на лапки кольца.
- Каждый из вас станет студентом в этом году.
- Найти волшебный цветок папоротника в ночь на Купалу захотели девушки.
А24. Верными являются утверждения:
- Есть существительные, которые не относятся ни к 1-му, ни ко 2-му, ни к 3-му склонению.
- В ряду вуаль, ветошь, упряжь все существительные женского рода.
- В именах существительных жалюзи´, подошва´ ударение поставлено правильно.
- В предложении Этот проект инициирован БРСМ и уже превратился в социальную акцию существительное в форме винительного падежа выполняет функцию дополнения.
- Все имена существительные изменяются по падежам.
А25. Речевые нормы нарушены в предложениях:
- Топ-менеджер оказал своим партнерам лисью услугу.
- Федор изо всех сил пытался произвести на Лилю хорошее внимание.
- Для подчиненных данная инструкция носит только рекомендательный характер.
- Жирафы живут поодиночке или в небольших прайдах, не особо привязанных друг к другу.
- На II Европейских играх в Минске наша команда обязательно потерпит победу.
А26. Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:
- Отряд (партизанов, партизан) расположился в самой глубине леса, на краю болота.
- Это яблоко (более кислое, более кислее), чем «белый налив».
- С (тремя, троими) девушками было проведено собеседование.
- После такого ремонта мимо (нее, ее) пройти было уже невозможно.
- Предприятия (расходовают, расходуют) средства достаточно экономно.
А27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
- Режиссер и сценарист Милена Фадеева — автор многих интересных фильмов современности.
- Узнав настоящую причину закрытия станции, у меня подкосились ноги.
- На встрече с писателем некоторые читатели спрашивали, что не хотел ли он закончить роман иначе.
- В расположенный неподалеку торговый центр привезли новое оборудование.
- Тренер интересовался и заботился о каждом своем воспитаннике.
А28. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых после текста предложений должно быть в нём первым:
(1) По-другому его называют Замком Гедимина. (2) Он сурово возвышается над Лидой, напоминая всем приезжим о славном героическом прошлом белорусской земли. (3) Летопись Лидского замка начинается в 1323 году: именно тогда вышел приказ великого князя литовского Гедимина построить в Лиде каменную крепость, которая смогла бы препятствовать крестоносцам наносить свои разрушительные набеги в глубь белорусских земель. (4) На постройку Лидского замка ушло несколько лет. (5) Сперва замок представлял собой укрепленную со всех сторон княжескую резиденцию. (6) Но через некоторое время в замке была возведена православная крепость, а также дополнительные жилые и хозяйственные постройки, которые сделали проживание в ней более комфортным во время осады.
- С 2005 года замок стал местом проведения фестиваля «Замок Гедимина» – настоящего праздника для любителей средневековой культуры.
- Найти Лидский замок легко: он находится в Гродненской области, в центре города Лида.
- Лидский замок – это выдающийся памятник оборонительного искусства 14-15 веков.
- Сегодня территория Лидского замка открыта на протяжении всего года для посещения туристов.
- В топ достопримечательностей Беларуси входят такие замки, как Мирский и Несвижский, в Коссово и Ружанах, Старый замок в Гродно, а также Кревский, Новогрудский, Гольшанский и многие другие.
Текст к заданиям А29, А30 и В1 – В5
(1) Днепр – одна из самых больших рек Европы после Волги, Дуная и Урала: ее общая протяженность составляет 2201 километр. (2) Протекая по территории России, Беларуси и Украины, она впадает в Черное море.
(3) Величие водных просторов реки производит удивительное впечатление. (4) Красива она в любое время года: летом зеркальная гладь обрамлена густой зеленью, осенью она практически сливается с синим небом, зимой на большей части устанавливается толстый лед, появляются живописные сугробы, весной можно наблюдать ледоход.
(5) Днепр воспет многими поэтами — эта река прочно вошла как в древний, так и современный фольклор славянских народов. (6) Кроме славян, на ее берегах основывали свои поселения представители Трипольской цивилизации, скифы, сарматы, греки. (7) Одно из древних названий реки Днепр – Борисфен, которое встречается в работах греческого историка Геродота, а также в трудах Плиния и Страбона. (8) У римских историков река именуется как Данаприс, у древних славян – Славутич, а у крымских татар и турков – Узу.
(9) Современное название Днепра уходит корнями к иранским языкам, на которых разговаривали племена скифов и сарматов. (10) Корень dān, который в разных вариантах широко распространен среди гидронимов, обозначал слово «река», āpr – означало глубокая. (11) Таким образом, название реки в переводе означает «глубокая река».
А29. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
- Современное название реки Днепр имеет славянские корни.
- Днепр – самая большая река в Европе.
- Общая протяженность Днепра составляет 2201 километр.
- Днепр протекает по территории Польши.
- Река прочно вошла в древний и современный фольклор славянских народов.
А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
1. Научный стиль речи;
2. Публицистический стиль речи;
3. Тип речи – описание;
4. Тип речи – повествование;
5. Задача речи – рассказать читателям о гидрологических характеристиках Днепра.
Часть В
В1. Найдите в предложениях 3-5 слово, употребленное в значении «наметённая ветром куча снега». Выпишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В2. Найдите во 11-м предложении слово, в котором все согласные звуки твёрдые. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В3. Найдите в предложениях 2-4 глагол несовершенного вида, второго спряжения и образуйте от него страдательное причастие настоящего времени. Запишите причастие в область ответов в форме именительного падежа мужского рода.
В4. Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 7-м предложении. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В5. Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В6. В приведенном ниже предложении найдите слово с орфографической ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).
На западе все еще светило теплое солнце, но ближе к вечеру стало чуть-чуть прохладнее и на водной глади озера появилась рябь. От долгого прибывания в воде Костя и Димка стали лиловыми.
В7. Установите соответствие между фразеологизмами — антонимами:
А. как сквозь землю провалиться | 1. выскакивать как черт из табакерки |
Б. как корова языком слизнула | 2. хоть головой об стену бейся |
В. как по маслу | 3. вырасти как из-под земли |
Г. как нечего делать | 4. душа в душу |
5. как по писаному | |
6. через пень-колоду |
В8. Определите, непосредственно от каких слов образованы слова, выделенные курсивом, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. засоленный | 1. соль |
Б. засолка | 2. солить |
В. солёненький | 3. соленый |
Г. солевой | 4. соляной |
5. солянка | |
6. засолить |
В9. Установите соответствие между выделенными словами и их морфологической характеристикой:
А. Белорусский «Аист» — это высокоточная дозвуковая крылатая ракета оперативно-тактического назначения. | 1. причастие в полной форме |
Б. Заслуженные успехи учеников порадовали учителей. | 2. прилагательное в краткой форме |
В. Оценив все риски, руководство все-таки приняло решение подписать договор. | 3. причастие в краткой форме |
Г. Цели достигнуты в срок. | 4. наречие |
5. прилагательное в полной форме | |
6. деепричастие |
В10. Установите соответствие между предложениями и их схемами:
А. Лилия Петровна была мудрой женщиной, но она считала, что настоящей любови в ее жизни больше никогда не будет. | 1. [ ] |
Б. Едва поезд вышел в луга, во всю ширь стал виден красный закат. | 2. [ ], но [ ] |
В. Птицы, чувствуя, что скоро наступит весна, болтали нервно и оживленно на высоком тополе. | 3. [ ], но [ ], ( ) |
Г. Наконец-то я оказался в поле, освещенном жарким полуденным солнцем, и остановился в полном изумлении. | 4. ( ), [ ] |
5. [ ( ), ] | |
6. [ ], ( ) |
Другие материалы:
- Тест по русскому языку 3-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку. 2-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку. 1-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку 3-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку 2-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку 1-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку 3-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку. 2-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Тест по русскому языку. 1-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
- Бесплатные авторские тесты + Ответы
- Тактика и порядок выполнения заданий теста по русскому языку, чтобы избежать ошибок и все успеть. Практические советы
- Бесплатное онлайн-тестирование! Тесты по русскому языку 2014 — 2021г. + Ответы
- Сборники тестов ЦТ за 2006 — 2014 гг.
- Тесты РИКЗ и полный разбор заданий (консультации)
- Тесты (демоверсии) РИКЗ и правильные ответы к ним
- Демонстрационные варианты тестов по всем предметам ЦТ — в помощь абитуриентам
- Вниманию абитуриентов: РИКЗ предлагает демоверсии тестов по всем предметам (архив)
Омонимы в русском языке — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.
Например:
-
среда (обитания) — среда (день недели);
-
гранатовый сок (фрукт) — гранатовый браслет (камень);
-
сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).
Подпись под картинкой если есть
Омонимы — это не значения одного слова, а слова, которые совпали по написанию и/или произношению по разным причинам.
Откуда берутся омонимы точно не ясно. Но есть парочка предположений:
-
Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение и «лук» — оружие со стрелами происходят от разных корней.
-
Совпадение может быть в результате звуковых изменений, которые происходят в языке. Например: мир — вселенная и мир, когда все спокойно. В древнерусском языке эти слова произносились и писались по-разному.
-
Совпадение может образоваться при появлении новых слов из других языков.
Примеры:
-
Посол (от слова «соль») — способ соления продуктов.
-
Посол (от слова «посылать») — в значении «дипломат».
-
Рейд (от гол. reed) — водное пространство у входа в порт.
-
Рейд (от англ. raid) — набег военных сил в тыл противника.
Иногда омонимы путают с многозначными словами. Сейчас объясним, в чем различие.
Многозначные слова — это слова, у которых есть несколько значений.
Например:
-
кисть — часть руки,
-
кисть — приспособление для рисования,
-
кисть — ветка с ягодами или цветами.
Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу.
Мы узнали, что такое омонимы в русском языке, а теперь рассмотрим типы омонимов с примерами.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Виды омонимов
На уроках по русскому языку в 4 и 5 классе проходят два типа лексических омонимов: полные и неполные (частичные).
Полные омонимы совпадают во всех формах. Они одинаково склоняются во всех падежах как в единственном, так и во множественном числе.
Частичные омонимы совпадают не во всех формах. Например, слово «ласка» обозначет и хищное животное, и проявление нежности. Но если использовать эти слова во множественном числе, то в родительном падеже у них будут разные формы — ласок и ласк.
К неполным омонимам относят омографы, омофоны и омоформы.
Омоформы — слова, которые совпадают в написании и звучании в некоторых их формах. Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Примеры:
-
Нас не будет дома. — Сидеть у дома.
-
Я люблю печь пироги. — Печь стоит у правой стены.
-
Лечу людей по призванию. — Завтра лечу на другой континент.
Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры:
-
Снежный занос. — Котенок поцарапал за нос.
-
Нашла вчера в лесу гриб. — На прошлой неделе у брата обнаружили грипп.
-
Компания веселых друзей. — Рекламная кампания провалилась.
Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения. Примеры:
-
Бе́лки грызут орехи. — Белки́ взбейте с сахаром.
-
Засы́пать песком. — Засыпа́ть под колыбельную.
Различать слова-омонимы помогает контекст. Омонимы, омоформы, омофоны и омографы используют, когда нужна игра слов: в шутках, в рекламе, в загадках. Примеры:
-
Загадка:
Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить.
Отгадка: ручка.
-
Анекдот:
Врач: «Как ваше состояние, больной?». Пациент: «Благодаря вашей заботе мое состояние сильно уменьшилось.»
Слово «состояния» в первом случае означает самочувствие, а во втором финансовое положение.
Есть еще такие слова, которые сходны по звучанию и составу, но с различны по значению — паронимы. Чтобы их не перепутать, нужно быть очень внимательным. Пример:
-
Экономический — относится к экономике.
-
Экономичный — выгодный материально.
Примеры омонимов
Примеры слов-омонимов в русском языке:
-
Боксер — спортсмен, который занимается боксом;
Боксер — порода собаки.
-
Бор — хвойный лес;
Бор — инструмент зубного врача.
-
Брак — семейный союз;
Брак — некачественное изделие.
-
Валить — заставлять падать;
Валить — двигаться толпой, уходить.
-
Венец — венок;
Венец — житель города Вены.
-
Гранат — плодовое растение;
Гранат — драгоценный камень.
-
Гусеница — личинка насекомого;
Гусеница — деталь гусеничного транспорта.
-
Дача — действие по значению глагола давать (дача показаний);
Дача — загородный дом.
-
Дипломат — специалист по международным отношениям;
Дипломат — небольшой чемодан.
-
Дворник — работник, который прибирает двор;
Дворник — стеклоочиститель в автомобиле.
-
Дисциплина — подчинение правилам;
Дисциплина — отрасль научных знаний.
-
Заставлять — принуждать;
Заставлять — занимать поверхность.
-
Каток — площадка для катания на коньках;
Каток — машина для выравнивания дороги.
-
Ключ — родник;
Ключ — приспособление для открывания замка.
-
Кол — заостренная палка;
Кол — низшая школьная оценка.
-
Коса — прическа;
Коса — инструмент для срезания травы.
-
Лавка — скамейка;
Лавка — магазин.
-
Лама — копытное животное;
Лама — учитель буддизма.
-
Ласка — проявление нежности;
Ласка — хищное животное.
-
Лук — огородное растение;
Лук — оружие для метания стрел.
-
Мат — проигрышная ситуация в шахматной партии;
Мат — мягкая подстилка;
Мат — нецензурные слова;
-
Мир — земной шар;
Мир — отсутствие войны.
-
Мотив — мелодия;
Мотив — повод для действия.
-
Мушка — небольшая муха;
Мушка — деталь прицела.
-
Мышь — животное, грызун;
Мышь — компьютерное устройство.
-
Норка — небольшая нора;
Норка — хищный пушной зверек.
-
Оклад — размер заработной платы;
Оклад — украшение иконы.
-
Предлог — вымышленная причина.
Предлог — служебная часть речи.
-
Предложение — выраженная инициатива;
Предложение — слово или сочетание слов, которое выражает законченную мысль.
-
Роман — литературное повествование;
Роман — любовные отношения.
-
Свет — источник освещения;
Свет — земля, мир;
Свет — высшее общество.
-
Скат — ровная наклонная поверхность;
Скат — рыба с плоским телом.
-
Следствие — результат, вывод;
Следствие — расследование.
-
Собачка — маленькая собака;
Собачка — деталь замка или застежки.
-
Союз — объединение;
Союз — служебное слово.
-
Ушко — маленькое ухо;
Ушко — отверстие в игле.
-
Язык — орган в полости рта;
Язык — средство общения.
Всего найдено: 16
Слово ухоженный образовано от слова ухаживать. В словосочетании «ухоженный палисадник» у него нет зависимых слов, нет приставки, ухаживать — это несоверш. вид , тогда почему там НН. Мне сказали что это из-за Е , тогда почему «соленый огурец» пишется с одним Н ? И ухоженный и соленый отглагольные, и это означает что правило с суффиксом енн там не работает.
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное ухоженный соотносится с глаголом совершенного вида уходить ‘присмотреть за кем-, чем-л., позаботиться о ком-, чём-л.’. В таких прилагательных (вне зависимости от того, есть зависимые слова или нет) пишется удвоенная буква н, ср.: брошенный (бросить), возмущенный (возмутить), данный (дать), купленный (купить), лишённый (лишить).
Прилагательное солёный пишется с одной буквой н, так как соотносится с бесприставочным глаголом несовершенного вида не на -овать (-евать) солить. При наличии зависимого слова это будет уже не прилагательное, а причастие соленный. Ср.: солёные огурцы и соленные в бочке огурцы.
Здравствуйте! Подскажите, есть ли приставка в слове ссора и являются ли слова мусор и ссора однокоренными? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В современном русском языке в слове ссора выделяется корень ссор-; слова мусор и ссора однокоренными не являются. Более того, не являются они и этимологически родственными, т. к. происходят от разных основ: мусор связывают с мусолить, а слово ссора возводят к тому же корню, что и свара, сварливый.
Здравствуйте.
Как правильно читается пасьянс солитер?
Ответ справочной службы русского языка
Русское словесное ударение
солитер [тэ] (бриллиант)
солитёр (червь-паразит)
Как правильно: не(?)досолить
Ответ справочной службы русского языка
Посолить меньше нужного — недосолить.
Какие глаголы пишутся с «не» слитно?
Ответ справочной службы русского языка
Глаголы, которые без не не употребляются (недоумевать), глаголы с составной приставкой недо- в значении неполноты (недосолить), глагол недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным» (недостает терпения; только этого недоставало).
Здравствуйте!Ответьте, пожалуйста, как корректно образовать форму повалительного наклонения глагола «посолить»: посоли или же посоль?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: посоли.
Здравствуйте,
М.А. Кронгауз в своей недавней книге пишет следующее:
«…и еще об одном примере избыточной вежливости. В рекламных текстах <…> можно увидеть местоимения Вы и Ваш, написанные с прописной буквы. Они обращены к читателю и, по-видимому, по замыслу авторов, подчеркивают то самое исключительное уважение и одновременно уникальность адресата. В действительности же здесь демонстрируется только неграмотность, поскольку грубо нарушаются сраз два правила написания вежливого Вы. Оно используется как форма вежливости, во-первых, только при обращении к одному конкретному лицу, а во-вторых, только в личных письмах или официальных документах. Очевидно, что рекламные тексты и сайты не относятся к этим жанрам и адресованы большому количеству людей».
Хочу узнать, что думаете вы. Как автору рекламных текстов мне приходится писать тексты, обращенные как к группе людей, так и к отдельному читателю. Во втором случае я предпочитаю писать Вы, Ваш и так далее. Ошибка ли это?Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
На наш взгляд, в данном случае не может быть строгой и однозначной рекомендации. Употребление прописной или строчной буквы в описанном случае имеет чисто стилистическую, а отнюдь не орфографическую значимость. Если автор рекламного текста желает подчеркнуть, что он уважительно обращается к Данному Конкретному Читателю, он вправе использовать прописную букву (тем более, если «индивидуализация» следует из содержания всего предшествующего и последующего текста рекламы). Но при этом нужно помнить, что хороший текст, как и хорошее кулинарное блюдо, важно «не пересолить», злоупотреблять прописными буквами не следует.
Скажите,пожалуйста,как правильно — посОлим или посолИм? Логично,по-моему,если глагол СОЛИТЬ,то и говорить надо посолИм.Или я ошибаюсь?
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта возможны, предпочтительно: посолим.
Подскажите, пожалуйста, как правильно сказать в рецепте (в ингредиентах указан 1 кг анчоусов): «почистить анчоусы», «засолить анчоусы», «взять анчоусы» или «почистить/засолить/взять анчоусов».
Заранее большое спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Существительное анчоус в значении ‘пища’ неодушевленное. Правильно: почистить анчоусы, засолить анчоусы.
Если ударение падает на окончание в словах: звонИт, звонИм, то тогда надо говорить: рубИт, рубИм, солИт, солИм, пилИт,ходИт и т.д. Или я не прав? И если я не прав, то почему?
Ответ справочной службы русского языка
Это рассуждение неверно, поскольку в русском языке, в отличие от многих других языков (например, польского или французского) ударение не фиксированное.
«Насыпать соли на хвост»
В словаре Даля указывается, что так говорят при неудаче.
А вроде есть и трактовка: «подстроить гадость», «подложить свинью», раскритиковать ?И еще: является ли приличным выражение: насыпать соли ПОД хвост?
Ответ справочной службы русского языка
Современные толковые и фразеологические словари русского языка фиксируют у оборота насыпать соли на хвост только одно значение: ‘сделать неприятность кому-либо, сильно досадить’. Выражение это восходит к европейским средневековым источниками, его происхождение, по-видимому, связано с поверьем, что если насыпать соли на чьи-либо следы, то это вызовет порчу (отсюда, возможно, и происходит глагол насолить ‘доставить неприятность кому-либо’).
Употребление предлога под в данном обороте невозможно (в противном случае это будет какое-то другое выражение, причем действительно неприличное).
глагол «солить» — ты сОлишь или солИшь?
он сОлит или солИт?
Ответ справочной службы русского языка
Допустимы все варианты.
На какой слог ставится ударение в слове «солит«?
Ответ справочной службы русского языка
Верны оба варианта: _сОлит_ и _солИт_.
Повторно хочу задать вопрос, т.к. ответа не получила, как произносится «солитер» в значении одиночная садовая посадка? Спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _соли[тэ]р_.
Добрый день! 1.Можно ли уточнить написание и происхождение слова халабуда? В словарях ни в каких не зафиксировано. Имеет ли оно право на существование?
2. Этимология слова мусор?
Надеясь на скорый ответ,
Ответ справочной службы русского языка
1. См. обсуждение этого слова на нашем http://gramota.ru/forum/read.php?f=27&i=480&t=480 [форуме]. 2. _Мусор_ — в русском языке известно с XVII в., причем сначала только в специальном употреблении _битый кирпич, мелкие остатки каменного угля и т. п._. В настоящее время слово _мусор_ связывают с «мусолить, муслить» и относят к группе, восходящей к индоевропейской базе от корня meu-, mou- — «сырой, нечистая жидкость, грязнить».
3
10 ответов:
2
0
Данное слово является прилагательным.
Чтобы решить, стоит писать одну «н» или две «нн», нужно определить, от слова какой части речи прилагательное образовано.
Слово»соленый» образовано от глагола «солить».
Если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида (отвечает на вопрос «что делать?»), не имеющего приставки, то образованное от него прилагательное пишется с одной «н».
Соленый.
1
0
Прилагательное соленый пишется с одной н. Согласно правилу, прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, в данном случае от солить, и не имеющие приставки, пишутся с одним н. А с приставкой будет уже два н, например, посоленный, засоленный.
1
0
Слово «соленый» является отглагольным прилагательным мужского рода и чтобы определить, как пишется «соленый» или «соленный», с одной «н» или с двумя «нн», обратимся к правилу русского языка.
Отглагольное прилагательное «соленое» образовано от глагола несовершенного вида (что делать?)»солить», поэтому такие прилагательные пишутся с одной «н».
Пишем правильно — соленый, также как и — точеный, груженый, плетеный…
Он просто обожал кушать соленые огурцы.
0
0
Правильно писать прилагательное с одной буквой н, т.е. соленый.
0
0
Прилагательное — солёный (огурец) — пишется с одной «н».
Однако причастие — засоленный, слабопросоленный, и т.д. — пишется с двумя «нн».
0
0
Слово «соленый» или «соленный» — давайте разберемся как правильно пишется это прилагательное. Данное прилагательное образовано от глагола — солить, а значит является отглагольным прилагательным. В таких словах в суффиксе «ен» пишется одна буква «н».
Пишем «соленый» через одну «н».
0
0
Все просто слово соленый пишется с одной буквой «Н» так как является прилагательным и образованно от глагола солить.
Если же брать слово засоленный , то его надо писать с двумя «НН», так как здесь есть приставочный глагол.
0
0
Это прилагательное и пишется оно с одной буквой «Н», а не с двумя.
То есть правильно писать «солёный» и не иначе.
Букву «Ё» допускается заменять буквой «е».
Это прилагательное образовано от глагола «солить» (солить, что делать?).
0
0
Верным вариантом будет «Соленый», то есть данное прилагательное, должно писаться с одной согласной «н», а объясняется данный принцип написания данного слова тем, что данное прилагательное, образовано от глагола несовершенного вида, которым является «солить», и плюс оно не имеет в своем составе приставки.
0
0
Перед нами прилагательное, которое произошло от глагола «солить».
Правильно писать прилагательное с одной «н», так как слово образовано от глагола несовершенного вида.
Соленый карась одиноко лежал на тарелке.
В банке остался один солёный огурец.
Читайте также
Правильно пишется невиданный, это слово не пишется через е .
Правильно пишется — гидротермальная («гидро» — вода, «термо» — температура).
Чтобы определить, как писать это имя существительное, слитно или раздельно, сначала вспомним, что существует имя существительное «участие».
Это значит, что «не» может писаться с именем существительным “участие” как слитно, так и раздельно, то есть стать и приставкой, и частицей. Выбор верного написания будет зависеть от смысла фразы или предложения в соответствии с этим правилом:
Если нет никакого противопоставления и можно слово заменить синонимом без “не”, то слово «не(?)участие» пишется слитно. Примеры:
Его неучастие в судьбе детей стало неприятным сюрпризом.
Неучастие нашей команды в этом турнире произошло по причине травм основных игроков.
<hr />
Если имя существительное «не(?)участие» имеет значение отрицание участия, есть противопоставление и усиление отрицания, то следует сочетание «не участие» писать раздельно.
Примеры:
Это были не участие, а просто инсценировка участия.
Не участие нам нужно в этом турнире, а победа.
Для того, чтобы разобраться с написанием данного слова, требуется посмотреть на начальную форму глагола. И в данном случае это слово «вести». Необходимо преобразовать слово так, чтобы нужная буква попадала под ударение. И это можно сделать, поставив слово в прошлое время, единственное число и третье лицо. И задаем вопрос — «что он делал?». Он вёл. Здесь «е» превращается в «ё». Но вот из «и» получить «ё» никак не получится.
Поэтому правильный вариант — «ведут», то есть — направляют, показывают путь. В переносном смысле — руководят, побеждают (в спортивном состязании).
Слова же «видут» в русском языке нет вообще.
В Правилах по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных
приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н в понятии «неэлектротехнически<wbr />й персонал» «не» пишется слитно.
В русском языке в прилагательных: 1.не пишется слитно, если слово без «не» не употребляется (неряшлевый); если можно заменить синонимом без «не» или близким по значению (недобрый = злой),
2.не пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом «а» (не серьёзный, а легкомысленный).
Т.к. «неэлектротехнически<wbr />й персонал» это принятое понятие (термин)к категории персонала в отношении электробезопасности, наряду с которым есть также понятие «электротехнический персонал».