Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказке

Поделиться предлагаемый сборник тестов по литературному чтению подготовлен на основе учебной программы по курсу литературное чтение умк школа россии для

ПОДЕЛИТЬСЯ

Предлагаемый сборник тестов по литературному чтению подготовлен на основе учебной программы по курсу «Литературное чтение» УМК «Школа России» для обучающихся 4 классов.

Материал расположен по темам в порядке прохождения его в 4 классе. К каждому тесту имеются ответы. Тестовые работы в пособии представлены в двух вариантах.

Ссылка для скачивания тестов для 4 класса по чтению: задания и ответы

Тесты по литературному чтению 4 класс УМК Школа России с ответами:

Материалы сборника позволят учителям организовать текущий контроль знаний учащихся по литературному чтению. Тесты могут использоваться как на уроках, посвященных изучению новой темы, так и в качестве контрольных заданий на итоговом занятии.

Работа может также осуществляться учениками дома для самоконтроля, что особенно актуально для обучающихся, по каким-либо причинам, пропустившим занятия по теме. Тесты составлены в соответствии с требованиями минимума содержания образовательного стандарта.

Тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени» 1 вариант задания и ответы:

1)Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке? а) Арина Родионовна б) бабушка Катя в) тетя Наташа

Ответ: тетя Наташа

2)Как звали главного героя сказки? а) Витя Малеев б) Петя Зубов в) Волька Костыльков

Ответ: Петя Зубов

3)Кто жил в лесном домике? а) злые волшебники б) баба Яга в) мышка – норушка

Ответ: злые волшебники

4)Главного злого волшебника звали… а) Пантелей Захарович б) Сергей Владимирович в) Капитон Евстигнеевич

Ответ: Сергей Владимирович

5)Для чего надо повернуть стрелку ходиков в старой избушке? а) чтобы завести часы б) чтобы бал дольше продолжался в) чтобы дети снова стали детьми

Ответ: чтобы дети снова стали детьми

6)На сколько кругов надо повернуть стрелки часов? а) 12 б) 77 в) 7

Ответ: 77

7)Сколько ребят заколдовали злые волшебники? а) 8 б) 4 в) 2

Ответ: 4

8)На чем висел старичок – заколдованный мальчик? а) «на сосиске» б) «на колбасе» в) «на котлете»

Ответ: на колбасе

9)Что делали волшебники в 12 часов ночи? а) считали деньги б) спали в) считали потерянное время

Ответ: считали потерянное время

10)Что случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок? а) превратились в стариков б) исчезли в) превратились в младенцев

Ответ: б

Тест по разделу «Делу время – потехе час»

1)Вспомни имя Шварца. А) Евгений Львович Б) Лев Евгеньевич В) Евгений Леонидович Г) Леонид Евгеньевич

Ответ: а

2)Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»? А) В.В.Голявкин Б) Н.Н.Носов В) В.Ю.Драгунский Г) Е.Л.Шварц

Ответ: а

3)Из какого произведения эти выражения? И в ус не дует. Терять время понапрасну. А) «Главные реки» Б) «Что любит Мишка» В) «Сказка о потерянном времени» Г) «Никакой я горчицы не ел»

Ответ: в

4)Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)? А) Баха Б) Прокофьева В) Шопена Г) Чайковского

Ответ: в

5)Кто из авторов высказывает такую мысль? Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. А) В.В.Голявкин Б) Н.Н.Носов В) В.Ю.Драгунский Г) Е.Л.Шварц

Ответ: г

6)Укажи героев «Сказки о потерянном времени». А) Петя Зубов Б) Ольга Капитоновна В) Наденька Г) Кораблёв

Ответ: а, б, в

7)Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л.Шварца А) Делу время – потехе час. Б) Один пашет, а семеро руками машут В) Откладывай безделье, но не откладывай дела. Г) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

Ответ: б

8)Укажи фимилию главного героя рассказов В.Ю.Драгунского. А) Кораблёв Б) Слонов В) Горбушкин Г) Воробьёв

Ответ: а

9)Как зовут Голявкина? А) Виктор Владимирович Б) Владимир Викторович В) Виктор Валентинович Г) Валентин Викторович

Ответ: а

10)Кто написал «Сказку о потерянном времени»? А) Е.Л.Шварц Б) В.В.Голявкин В) В.Ю.Драгунский Г) Н.Н.Носов

Ответ: а

11)Из какого произведения эти выражения? Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился. А) «Никакой я горчицы не ел» Б) «Сказка о потерянном времени» В) «Что любит Мишка» Г) «Главные реки»

Ответ: б

12)Что больше всего на свете любил Борис Сергеевич (герой произведения «Что любит Мишка»)? А) Песенки Б) Музыку В) Животных Г) Детей

Ответ: б

13)У кого из авторов вместо отрицательных героев действуют отрицательные качества человека: трусость, жестокость, вероломство? А) у Е.Л.Шварца Б) у Н.Н.Носова В) у В.В.Голявкина Г) у В.Ю.Драгунского

Ответ: а

14)Укажи героев произведения «Главные реки». А) Раиса Ивановна Б) Петя Зубов В) Мишка Г) Кораблёв

Ответ: а, в,г

15)Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой я горчицы не ел». А) Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Б)Если за день ничему не научился, зря прожил день. В) Готовь сани с весны, а колёса с осени. Г) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ответ: в

16)Укажи фимилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю.Драгунского. А) Кораблёв Б) Слонов В) Горбушкин Г) Воробьёв

Ответ: б

Тест по рассказу Б. Житкова «Как я ловил человечков»

1)Куда отвезли героя рассказа, когда он был маленький? 1. К бабушке 2. К няне 3. На дачу

Правильный ответ: 1

2)Что стояло на полке у бабушки? 1. Самолёт 2. Пароход 3. Поезд

Правильный ответ: 3

3)Когда работали человечки, жившие, как думал мальчик, в корабле? 1. По утрам 2. По ночам 3. По вечерам

Правильный ответ: 3

4)Что сначала решил положить к человечкам герой рассказа? 1. Ломтик сыра 2. Кусок хлеба 3. Кусочек леденца

Правильный ответ: 3

5)Какого цвета была труба у пароходика? 1. Жёлтая 2. Красная 3. Синяя

Правильный ответ: 1

6)Из какого металла было сделано рулевое колесо пароходика? 1. Никель 2. Сталь 3. Медь

Правильный ответ: 3

7)Что можно было делать мальчику, когда бабушка водила его с собой в гости? 1. Играть с машинками 2. Слушать радио 3. Гладить кошку

Правильный ответ: 3

8)Чем натёр себе лицо мальчик, чтобы притвориться больным? 1. Шарфом 2. Варежками 3. Ковром

Правильный ответ: 2

9)За чем пошла бабушка в аптеку? 1. За аспирином 2. За валерьянкой 3. За малиной

Правильный ответ: 3

10)Что сделал с корабликом мальчик? 1. Выбросил его 2. Сломал его 3. Спрятал его

Правильный ответ: 2

Тест по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1)Кем был Эдвард Григ? А. писателем Б. композитором В. скульптором

2)Как звали девочку, которую встретил Э. Григ в лесу? А. Дагни б. Дори В. Даниелла

3)Какое время года описывается в рассказе, когда Григ встретил девочку? А. лето Б. весна В. осень

4)Как долго писал Григ музыку для девочки? А. больше месяца Б. 2 недели в. целый год

5)На каком инструменте играл Эдвард Григ? А. на баяне Б. на рояле В. на скрипке

6)Какой подарок от Э. Грига получила девочка на своё 18 – летие? А. музыкальную пьесу Б. нотную тетрадь В. золотое кольцо

7)Кем работала тётушка Дагни? А. парикмахером б. портнихой В. кукловодом

8)Почему девочка не испугалась Грига? А. глаза у Грига смеялись Б. он ей не показался злым В. по своей натуре она была бесстрашным человеком

9)Где жила тётушка Магда и дядюшка Нильс? А. в комнатушке подвала театра Б. в комнатушке под крышей театра В. в комнатушке за сценой театра

10)О какой игрушке говорила девочка? А. о мишке Б. о кукле В. о плюшевом зайце

11)О чём жалела девушка, когда вышла из зала? А. о том, что Григ умер Б. о том, что зря она пошла на концерт В. о том, что музыка так быстро закончилась

Тест по произведению М.М. Зощенко «Ёлка»

1)Отметь имена детей в произведении

2)К какому празднику готовятся в произведении?

3)Что предложила Лёля своему брату Миньке?

4)Кто подставил к ёлке стул?

5)Как Минька отбил руку у фарфоровой куклы?

6)За что Минька ударил маленького мальчика?

7)Почему был испорчен праздник?

8)Каким вырос Минька благодаря этому уроку?

9)Укажи значение выражения «золотушный ребёнок».

10)Чему учит рассказ?

11)Назови жанр произведения «Ёлка» А. сказка Б. повесть В. рассказ

12)В каком возрасте мальчик стал понимать, что такое ёлка? А. в 5 лет Б. в 6 лет В. в 3 года

13)Вспомни имена детей в этом произведении. А. Лиля и Мишка Б. Лёля и Минька В. Лара и Максим

14)Сколько лет было сестрёнке? А. 7 лет Б. 6 лет В. 10 лет

15)Девочка предложила не глядеть на подарки, а съесть: А. по пастилке Б. по конфетке В. по апельсину

16)Почему мальчик ел только яблоки? А. он был маленького роста Б. он любил яблоки В. он был болен и нуждался в витаминах

17)Что разбил мальчик, когда тянул к ёлке стул? А. вазу Б. куклу В. тарелку

18)Что хотела подарить мама своему сыну? А. заводной паровозик Б. заводную машинку В. заводной танк

19)За что Минька ударил мальчика игрушкой по руке? А. за то, что он полез на ёлку за яблоками Б. за то, что он стал драться с сестрой Миньки В. за то, что мама подарила ему Минькину игрушку

20)Какую пословицу вспомнила мама обиженного ребёнка? А. Каковы дружки, таковы им и пирожки Б. С вами водиться, что в крапиву садиться В. Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг

21)Каким вырос Минька благодаря этому уроку? А. очень серьёзным и строгим Б. весьма честным и справедливым В. сравнительно весёлым и добродушным

Проверочная работа «Обобщение по теме « Страна детства»

1)Укажи автора рассказа «Как я ловил человечков». 1) К.Г. Паустовский 2) В.Ю. Драгунский 3) М.М. Зощенко 4) Б.С. Житков

2)Укажи рассказ М.М. Зощенко. 1) Ёлка 2) Как я ловил человечков 3) Корзина с еловыми шишками 4) Главные реки

3)Укажи, какому композитору посвятил своё произведение К.Г. Паустовский. 1) П.И. Чайковскому 2) Эдварду Григу 3) В.А. Моцарту 4) Л. Бетховену

4)Отметь, каким был главный герой рассказа «Как я ловил человечков». 1) жестоким 2) глупым 3) любознательным 4) жадным

5)Укажи правильное значение слова ботфорты. 1) военные брюки 2) высокие сапоги 3) инструмент сапожника 4) старые вещи

6)Отметь, каких слушателей своей музыки меньше всего ценил Э. Григ. 1) загулявших матросов 2) летящий снег 3) Золушку в заштопанном платье 4) вежливых посетителей концертов

7)Укажи автора рассказа «Ёлка». 1) К.Г. Паустовский 2) В.Ю. Драгунский 3) М.М. Зощенко 4) Б.С. Житков

8)Укажи рассказ Б.С. Житкова. 1) Ёлка 2) Как я ловил человечков 3) Корзина с еловыми шишками 4) Главные реки

9)Отметь, как звали девочку, которой Э. Григ посвятил своё произведение. 1) Дагни Хагеруп 2) Дагни Педерсен 3) Магда Педерсен 4) Магда Хагеруп

10)Укажи, какими были главные герои рассказа «Ёлка». 1) жестокими 2) глупыми 3) любознательными 4) злыми

11)Укажи правильное значение слов симфоническая музыка. 1) музыка для оркестра 2) загадочная музыка 3) музыка в подарок 4) волшебная музыка

Тест по стихотворениям В.Я. Брюсова

1)Кто крался к зебре через травы и камыш в стихотворении В.Я. Брюсова «Опять сон»? А) Лиса Б) Тигр В) Лев Г) Гиена

2)Чьи крылья могут затмить закат в стихотворении В.Я. Брюсова «Опять сон»? А) Дракона Б) Огненного змея В) Жар-птицы Г) Небесной жрицы

3)Кто был царём пещеры в стихотворении В.Я. Брюсова «Опять сон»? А) Лев Б) Тигр В) Дракон Г) Медведь

4)Что описывает В.Я. Брюсов в стихотворении «Детская»? А) Книжку Б) Игру В) Урок Г) Поход в зоопарк

5)Что напоминает по своей структуре стихотворение В.Я. Брюсова «Детская»? А) Песенку Б) Загадку В) Колыбельную Г) Считалочку

6)Найдите значение слова «бегемот»: А) животное Б) гиппопотам В) зверь Г) млекопитающее

7)Как зовут Брюсова?

8)Какое стихотворение принадлежит М. И. Цветаевой?

9)Кто написал(а) стихотворение «Наши царства»?

10)Подбери антоним к слову ЗАМОЛЧАТЬ.

11)Как ты понимаешь значение слова ОПОСТЫЛЕТЬ?

Тест Д. Мамин — Сибиряк «Приёмыш»

1)»Гулякой» назвал старик Тарас … А) свою собачонку Б) гостя В) лебедя Г) мальчишку

2)Когда Соболько радостно взвизгнул, гость понял, что … А) пёс хочет чем-то поживиться Б) на горизонте показался хозяин В) наконец-то, признал за своего Г) пёс хочет прогуляться

3)Места, где плавал лебедь, когда старик нашёл его — … А) в протоке Б) по заводям В) в озере Г) за островом

4)Выражение «жить бобылём» означает … А) у всех на виду Б) обособленно, одиноко В) промышлять охотой Г) жить в компании с животными

5)Зашедший к Тарасу охотник дал совет: … А) отпустить лебедя по добру по здорову Б) подрезать Приёмышу крылья В) запереть птицу в сарай Г) не выпускать из избушки

6)Временной промежуток, который прожил старик на Светлом озере А) целый год Б) 30 лет В) 40 лет Г) полвека

7)Рыбу, птицу всякую называл Тарас … А) Божьей тварью Б) добычей охотничьей В) братьями меньшими Г) детьми малыми

8)Сайма — это … А) речная рыба Б) рыбачья лодка В) рыбацкая стоянка Г) кличка собаки

9)Занятие, за которым застал автор рыбака Тараса, когда попал на Светлое в следующий раз … А) рыбалка Б) починка невода В) игра с Собольком Г) разведение огня.

10)Словосочетание, которое не является эпитетом … А) гордая птица Б) утомлённый вид В) единственный друг Г) остался сиротой

11)Сравнение, которое употребил старик Тарас, когда описывал обучение молодых лебедей к перелёту … А) как это делают гуси Б) словно в прятки играют В) как солдат муштруют Г) как на арене цирка

12)Как называлось озеро, к которому подходил автор: А. Светлое Б. Солнечное В. Синее

13)Как звали старика, который жил на озере? А. Тимур Б. Тарас В. Тенгиз

14)Сколько лет жил Тарас на озере? А. 20 Б. 40 В. 30

15)Как звали собаку, сторожившую избушку? А. Соболько Б. Совушка В. Синичка

16)Кого Тарас называл Приёмышем? А. Селезня Б. Лебедя В. Уточку

17)Как птица попала к Тарасу? А. остался сиротой и Тарас поймал его Б. сам пришёл в избушку Тараса В. Тарас подстрелил его и принёс домой

18)Где был Тарас, когда к нему пришел гость? А. поехал на озеро осматривать рыболовную снасть Б. пошёл в лес за грибами В. полез на чердак искать сети

19)Как Соболько и Приёмыш уживались под одной крышей? А. Тарас боялся оставлять их вместе Б. Жили дружно, но иногда задирались В. Своих питомцев Тарас запирал в разные комнаты

20)Где Тарас запер Приёмыша от лебедей? А. на чердаке Б. в клетке В. в избушке

21)Почему Приёмыш захотел улететь от Тараса? А. ему плохо жилось у него Б. он встретил своих сородичей и решил улететь с ними В. боялся жить с собакой под одной крышей

Тест А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1)К какой породе собак относился Барбос? А. овчарка Б. такса В. дворняга

2)Как выглядел Барбос? А. Невелик ростом, но приземист и широкогруд Б.Некрупного размера, умильной внешности В. Выше среднего роста, с крепким телосложением и развитой мускулатурой

3)Как выглядела Жулька? А. Маленькая, с тонкими ногами, с гладкой чёрной шерстью Б. С мордочкой обезьянки и с сердцем льва В. Среднего размера, с большой головой и маленькими ушками

4)Что являлось основной чертой Жульки? А. Полное бесстрашие, храбрость и самоотверженность Б. Деликатная, почти застенчивая вежливость. В. Слишком дружелюбная, своенравная

5)Кто из собак единогласно признавался комнатной собакой? А. Барбос Б. Жулька

6)Какие взаимоотношения были у Барбоса и Жульки? А. Между ними всегда возникало соперничество Б. Дружба и симпатия В. Редкое согласие и самая нежная любовь.

7)Что сделал Барбос, когда увидел бешеную собаку? А. Напал на чужака Б. Дрожал и повизгивал. В. Спрятался под кроватью.

8)Что сделала Жулька, когда увидела бешеную собаку? А. Бросилась на неё. Б. Стала выть В. Спряталась под кровать

9)Что успела натворить бешеная собака? А. напугала кошку и детей Б. искусала 2 свиней и разорвала несколько уток В. запрыгнула на подоконник и напугала Барбоса

10)Куда отнесли Жульку, после того как она заболела? А. В сарай Б. На чердак В. В лечебницу

11)Как Барбос прощался с Жулькой? А. Сел рядом с Жулькой и никого не подпускал Б. Стал лизать Жульку в глаза, в морду, в уши. В. Лёг рядом с Жулькой и плакал

12)Какой собачкой считалась Жулька? А) Охотничьей Б) Сторожевой В) Комнатной Г) Карманной

13)Где любил лежать летом Барбос? А) Под деревом Б) На подоконнике В) На пороге Г) На раскладушке

14)Какие отношения были между Жулькой и Барбосом? А) Соперничество Б) Ненависть В) Зависть Г) Согласие и любовь

15)На кого кинулась Жулька, проявив свою храбрость? А) На охотника Б) На бешеную собаку В) На бешеного кота Г) На быка

16)Что произошло с Жулькой после стычки во дворе? А) Стала храбрее Б) Стала всего бояться В) Сошла с ума Г) Убежала

17)Через сколько дней после стычки с бешеной собакой Жулька слегла? А) 1 день Б) 3 дня В) Неделя Г) 2 недели

18)Зачем Жульку заперли в деревянном сарае? А) Наказали Б) Лечили от бешенства В) Она начала драться с Барбосом Г) Дать ей спокойно умереть

19)Как стал вести себя Барбос после того, как Жулька заперли в сарае? А) Выл и скулил Б) Весело гавкал В) Грозно рычал Г) Спрятался

20)Что хотел сделать Барбос, требуя пустить его в сарай? А) Посмотреть, что там Б) Попрощаться с Жулькой В) Слышал запах косточки Г) Там были коты

21)Кто уговорил папу пустить Барбоса в деревянный сарай? А) Мама Б) Бабушка В) Дети Г) Кучер

22)Что сделал Барбос, после смерти Жульки? А) Убежал Б) Заплакал В) Лег рядом Г) Громко завыл

Тест. М.М. Пришвин «Выскочка» задания и ответы:

1)В честь чего была названа охотничья собака? А) Сибирской реки Б) Тайги В) Сибирского озера Г) Города

2)Как все окружающие называли собаку? А) Бия Б) Бийка В) Вьюшка Г) Вьюн

3)На что были похожи ушки у собачки? А) На антенны Б) На тряпочки В) На лопухи Г) На рожки

4)Чем в основном занималась собака, привезенная из Сибири? А) Охотилась Б) Сторожила В) Дрессировалась Г) Выступала в цирке

5)Что означало поведение Вьюшки, когда она опускала вниз выпрямленный хвост? А) Радость Б) Тревогу В) Страх Г) Злость

6)Кто отобрал у Вьюшки косточку? А) Коты Б) Воробьи В) Сороки Г) Другие собаки

7)Без чего осталась сорока, попробовавшая в одиночку утащить кость у собаки из-под носа? А) Без косточки Б) Без крыла В) Без глаза Г) Без хвоста

8)Как называет сороку М.М. Пришвин в своей повести? А) Белобока Б) Хитрая лиса В) Плутовка Г) Воровка яиц

9)В чём заключался самый страшный позор среди сорок? А) Остаться бед добычи Б) Остаться без хвоста В) Остаться без крыльев Г) Не выполнить задание

10)Сколько всего сорок пыталось отобрать косточку у Вьюшки? А) 3 сороки Б) 4 сороки В) 7 сорок Г) 12 сорок

11)Какой породы была собака Вьюшка? А) лайка Б) овчарка

12)Откуда приехала Вьюшка? А) с р.Енисея Б) с р. Бии В) с о.Байкал

13)Какую службу несла Вьюшка? А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина

14)От какого слова произошла кличка собаки? А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»

15)Как выглядела Вьюшка? А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок Б) ушки, как рожки, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок

16)Какая трава росла во дворе? А) майник Б) мурава В) медуница

17)В какое время года происходят действия А) ранняя весна Б) зимний денёк В) поздняя осень

18)Сколько сорок было в сорочьей семье? А) семь Б) шесть В) пять

19)Что значит у сорок: — Тра-та-та-та-та! А) Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо! Б) Скачите как надо, а я — как мне самой хочется. В)Скачу как хочу, лечу и молчу.

20)Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». — А как вы думаете, кого в жизни называют «Выскочкой»? А) это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание Б) это человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.

Тест. Е.И.Чарушин «Кабан» задания и ответы:

1)Удобное время для рисования животных в зоосаду … А) часов в 5-6 Б) часов в 7-8 В) в полдень Г) поздно вечером

2)Любимое утреннее занятие зверей — … А) умывание Б) купание В) кормление детёнышей Г) игра

3)Животное, которое решил нарисовать автор рассказа … А) ягуар Б) медведь-губач В) олень марал Г) кабан

4)Танцевать в общей загородке любят … А) журавли-красавки Б) гималайские медведи В) бурые волки Г) индийские слоны

5)Животные, которые не умеют поднимать головы и смотреть вверх … А) слоны Б) кабаны В) лошади Г) коровы

6)Сравнение, которое употребил автор, описывая новые рога оленя … А) словно кожаные медузы в пушистой оболочке Б) как разлогие ветви старого дуба В) как плюшевые чехлы Г) какой-то кровяной студень в кожаном пушистом чехле

7)Кабаны сверху казались … А) коричневой клыкастой тучей Б) большой грозной толпой В) рыбами с торчащими в стороны клыками Г) громадным чавкающим стадом

8)Убытки, которые нанесли кабаны автору рассказа … А) сжевали акварель вместе с деревянным ящиком Б) затоптали эскизы и кепку В) разбросали кисти и краски по разным углам Г) сжевали упавший с ноги ботинок

9)Забор, по которому перебирался автор, он сравнил с … А) жирафом Б) небоскрёбом В) пожарной каланчой Г) водонапорной башней

10)Парнишка подгонял кабанов … А) прутиком Б) хлыстом В) бечёвкой Г) дрыном

11)Пословица, которая подходит к содержанию рассказа … А) Сколько волка не корми — всё равно в лес смотрит Б) Скучен день до вечера, коли делать нечего В) Где страх, там и стыд Г) Без труда не вынешь и рыбку из пруда

12)Каких животных упоминает автор в своем произведении? А кошечка Б собака С кабан

13)Чем занимается в зоосаде автор? А работает Б наблюдает В рисует

14)В какое время происходят события? А днём в обеденное время Б рано утром часов в семь — восемь В вечером часов в семь — восемь

15)Кого рисует автор? А оленя Б кабана В лося

16)Чем занимаются все звери утром? А завтракают Б играют В отдыхают

17)Что нарушило безмятежное спокойствие художника? А слон снёс решётку Б появление кабанов В выбрался на свободу олень

18)Сколько кабанов вырвалось на свободу? А 6 Б 5 В 7

19)Чем кабаны так напугали автора? А подошли близко и понюхали Б повалили художника В сжевали краски

20)Кто выручил автора в этой неординарной ситуации? А парнишка — пастух Б директор зоосада В сторож зоосада

21)Как вели себя кабаны при появлении парнишки? А были бесстрашными животными Б были простыми свиньями В были свирепыми зверями

22)Какая пословица подходит к этому рассказу? А Волков бояться – в лес не ходить. Б Ты меня, работушка, не бойся, — я тебя не трону В У страха девять пар глаз.

Варианты ВПР 2021 задания и ответы для 4 класса:

Ответы ВПР 2021 по русскому языку 4 класс все реальные варианты

ВПР 2021 по математике 4 класс ответы и все реальные варианты

Онлайн-проект «Литературные четверги» ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А. Т. Твардовского»

26.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказкеУважаемые читатели, с сентября 2021 года ГБУК «Смоленская областная универсальная научная библиотека им. А. Т. Твардовского» предлагает вашему вниманию онлайн-проект «Литературные четверги». В последний четверг каждого месяца у вас появится прекрасная возможность познакомиться с самой разнообразной литературой.

Первый пилотный выпуск «Чтение не только для развлечения» — обзор современной интеллектуальной остросюжетной прозы.

Второй выпуск посвящён книгам и авторам, получившим в этом году литературные премии «Большая книга» и «Национальный бестселлер». 

 Третий выпуск представляет собой интервью с Вячеславом Ивановым — поэтом, публицистом, членом «Союза российских писателей». Вместе с ведущим он рассуждает о поэзии и современном литературном процессе.

Приятного просмотра!

Подробнее>>>

Сказочная страна Владимира Даля

26.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказке22 ноября  — 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля.
В. Даль родился в 1801 году. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование. В 1814 году, когда ему было 13 лет, он был зачислен кадетом в Морской корпус в Петербурге. В 1817 году в числе 12  лучших учеников В. Даль совершает плавание на бриге «Феникс» к берегам Швеции и Дании. Послужив на флоте 7 лет, В. Даль в 1827 году подаёт в отставку и поступает в университет на медицинский факультет.
Владимир Иванович Даль известен как составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». На протяжении всей своей жизни В. Даль собирал материалы для словаря, записывал он и народные песни, пословицы, сказки. 
Первые сказки Владимир Иванович издал в 1833 году. 

Подробнее>>>

Твои права

25.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказке20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка. В 1959 году была принята Декларация прав ребёнка, а 20 ноября 1989 года  –  Конвенция о правах ребёнка. Это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всём мире.
23 ноября 2021 года в филиале №12 «Детская библиотека» была оформлена выставка-викторина «Твои права». На выставке можно познакомиться с книгами и журналами, которые на примере сказок знакомят с правами.

Подробнее>>>

Библиоакция «Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» читаем вместе, читаем вслух»

25.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказке21 октября 2021 года замечательному отечественному писателю-сказочнику Евгению Львовичу Шварцу, ещё при жизни названному одним из лучших драматургов ХХ века, исполнилось  125 лет.
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», – писал Евгений Львович Шварц. Его добрые и поучительные истории стали сокровищницей мысли и давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь», «Связи связями, но надо же и совесть иметь».
Евгений Шварц на протяжении всего своего творчества своими работами предлагал зрителю вникнуть в смысл жизни, быть добрее и человечнее. Он никого не поучал, а мягко советовал быть мудрыми и делать «правильные» выводы. Предлагаем вашему вниманию библиоакцию «Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» читаем вместе, читаем вслух».

Подробнее>>>

На твою спесь пословица есть

23.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказкеКрылатые выражения, пословицы и поговорки издавна сложились в родной речи, они делают наш язык метким, гибким, красочным. В них отразилась мудрость поколений. В.И Даль записал 30 130 пословиц. Он прислушивался к речи жителей разных уголков России. «Собрание пословиц – это свод народной, опытной премудрости, цвет здорового ума,  житейская правда народа»,– пишет автор. «Пословица недаром молвится», «Пословица – всем делам помощница», «Добрая пословица н не в бровь, а прямо в глаз», «Старая пословица век не сломится». Уважаемые читатели! МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вам вспомнить пословицы, собранные В.И. Далем.  

Подробнее>>>

Русской речи государь

23.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказкеВладимир Иванович Даль   любил русские загадки. В своем словаре он дал такое определение загадке: загадка – это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Сколько он их собрал: крестьянских, солдатских, морских, детских! А теперь попробуйте отгадать загадки, составленные самим Владимиром Далем.
Уважаемые читатели! МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию онлайн-кроссворд «Дар Владимира Даля». Оригинальные загадки В. Даля отгадать не просто. Удачи!

Подробнее>>>

Неутомимый собиратель русских слов

23.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказкеСколько слов в нашем языке? Тысяча? Три тысячи? Десять тысяч? Вы никогда не думали об этом? А подсчитать не пробовали? Владимир Иванович Даль сосчитал все слова, собрав их в словарь «Толкового словаря живого великорусского языка».
Этот словарь – дело всей его жизни. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.
Уважаемые читатели! МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию онлайн-игру Владимир Иванович Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Многие иностранные слова он предлагал заменить русскими словами. Какими?

Подробнее>>>

Просто, Здравствуйте!

23.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказкеОбычай приветствовать друг друга существует с незапамятных времён. А вот праздник, посвященный этому делу, появился относительно недавно.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Основная цель которого, привлечь внимание широкой общественности на важность личного общения для сохранения мира. Ведь именно посредством доброго общения, а не применяя силу, можно решить практически любые конфликты.
Свою историю праздник приветствий берёт с 1973 года, его придумали в два брата-американца Майкл и Брайен Маккомак, и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Своих идей борьбы за мир во всём мире и напряжённости они никому не навязывали. Только лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, еще ну хотя бы человек десять. Эту идею поддержали в 180 странах.

Подробнее>>>

Герои сказок и их права

23.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказкеВ некоторых сказках, сказочных и фантастических повестях   бывают нарушены права героев. Уважаемые читатели! МБУК «Глинковская Библиотека» предлагает вашему вниманию онлайн-игру «Герои сказок и их права».  Вспомните, какие права есть у героев любимых детских книжек и всегда ли они соблюдается.  

Подробнее>>>

Каждый ребенок имеет право

23.11.2021

Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в сказке

«Не строй церковь, пристрой сироту» – призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире.  Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка.  Именно в этот день в 1989 году была принята «Конвенция о правах ребенка»,  которая признала, что ребенку как всесторонне  развитой личности необходимо расти в семейном окружении, где царит любовь и взаимопонимание. А какие права имеют дети? На этот вопрос даст ответ   онлайн-викторина «Каждый ребенок имеет право».

Подробнее>>>

086d7a6b6b3840a88affa7508d418bae

Евгений Львович Шварц (21 октября 1896 — 15 января 1958) — писатель, сценарист, драматург, поэт. Сказочник.

Цитаты

Пишу всё, кроме доносов.

Уж лучше сказки писать. Правдоподобием не связан, а правды больше.

Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть я этого не могу. 

Кроме знаний, которые имеют названия, есть душевный опыт — драгоценный, но безымянный.

Отец мой, который считал, что русский писатель должен носить русскую фамилию, хотел, чтобы я подписывался — Ларин, но я всё как-то не смел решиться на это.

Мы часто переезжали, когда я был маленький. Помню поезда. Помню огромные залы, буфетные залы, где ждали мы пересадки. Тоненькие макароны, которые почему-то считал свойственными только вокзалам и которые иногда с соответствующей мясной подливкой и теперь напоминают мне детское ощущение дороги, праздника. Поездки всегда были для меня праздником. Мне и теперь непонятно, когда меня спрашивают; не мешают ли мне поезда, которые проходят довольно близко от нашей дачи. Не мешают, а радуют; особенно когда слышу их сквозь сон.

04727437c3864663ac28046a87ccf547

1899, Екатеринодар

Я обожал играть в куклы, но всячески скрывал эту постыдную для малышка страсть. И вот я вертелся вокруг этажерки и ждал нетерпеливо, когда девочек позовут завтракать или обедать. И когда желанный миг наступал, то бросался к этажерке и принимался играть наскоро, вздрагивая и оглядываясь при каждом шорохе.

Жил я сложно, а говорил и писал просто, даже не простовато, несамостоятельно, глупо. Раздражал учителей. А из родителей особенно отца. У них решено уже было твёрдо, что из меня «ничего не выйдет». И мама в азарте выговоров, точнее споров, потому что я всегда бессмысленно и безобразно огрызался на любое её замечание, несколько раз говаривала: «Такие люди, как ты, вырастают неудачниками и кончают самоубийством».

Мама терроризировала меня плохими концами. Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение. «Доедай, а то все утонут». И я доедал.

На вопрос: «Кем ты будешь?» — мама обычно отвечала за меня: «Инженером, инженером! Самое лучшее дело». Не знаю, что именно привлекало маму к этой профессии, но я выбрал себе другую. Однажды мы ходили взад и вперёд по большому залу санделевского дома, мама с Валей на руках и я. Очевидно, мы разговаривали менее отчуждённо, чем обычно, потому что я вдруг признался, что не хочу идти в инженеры. «А кем же ты будешь?» Я от застенчивости лёг на ковер, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: «Романистом». В смятении своем я забыл, что существует более простое слово: «писатель». Услышав мой ответ, мама нахмурилась и сказала, что для этого нужен талант. Строгий тон мамы меня огорчил, но не отразился никак на моём решении. Почему я пришёл к мысли стать писателем, не сочинив ещё ни строчки, не написавши ни слова по причине ужасного почерка? Правда, чистые листы нелинованной писчей бумаги меня привлекали и радовали, как привлекают и теперь. Но в те дни я брал лист бумаги и проводил по нему волнистые линии. И всё тут. Но решение моё было непоколебимо. Однажды меня послали на почту. На обратном пути, думая о своей будущей профессии, встретил я ничем не примечательного парня в картузе. «Захочу и его опишу», — подумал я, и чувство восторга перед собственным могуществом вспыхнуло в моей душе. Об этом решении своем я проговорился только раз маме, после чего оно было спрятано на дне души рядом с влюблённостью, тоской по приморской жизни, верным конём и маленькими человечками. Но я просто и не сомневался, что буду писателем.

Первые, необыкновенно счастливые, полные лаской, сказками, играми шесть лет моей жизни определили всю последующую мою жизнь. Я был изгнан из рая, но без всякой вины с моей стороны. Сначала я рвался назад, требовал, негодовал. Потом, после долгих неудач, уверовал, что я этого рая недостоин. И стал мечтать, читать и опять мечтать, причем огромную роль в мечтах этих играло следующее: я начинаю работать. Да, меня все хвалят, приходит слава и так далее и тому подобное, но прежде всего — я начинаю работать. С утра до вечера.

Читал я много, и книги начинали заполнять ту пустоту, которая образовалась в моей жизни после рождения брата.

Чтение было для меня наркотиком, без которого я уже тогда не мог обходиться. Было наслаждением.

Книги я принимал как явление природы. Я не обсуждал их, не критиковал, а принимал такими, какие они есть. Некоторых авторов я просто не мог читать, но не осуждал их за это.

…Я восхищался храбрым мальчиком, восхищался песенкой, читал спокойно и весело, — и вдруг Гаврош упал мёртвым. Я пережил это как настоящее несчастье. «Дурак, дурак», — ругался я. К кому это относилось? Ко всем. Ко мне за то, что я ошибся, считая, что Гаврош доживёт до конца книги. К солдату, который застрелил его. К Гюго, который был так безжалостен, что не спас мальчика. С тех пор я перечитывал книгу множество раз, но всегда пропуская сцену убийства Гавроша.

710d7afed63a4862b9c4a9c160492e6f

1911, Майкоп

Так или иначе, решив стать писателем в семилетнем, примерно, возрасте, я через пять лет написал стихи, движимый неудержимым желанием писать. Всё равно о чём и всё равно как.

Я писал стихотворение, как всегда, очень приблизительно зная, как я его кончу. Писал просто потому, что был полон неопределёнными поэтическими ощущениями. И вдруг мне пришло в голову, что я могу описать облако, которое, как палец, поднялось на горизонте. Я его не видел, а придумал. И это представление, с непонятной мне сегодня силой, просто ударило меня. Не самый этот образ, а сознание того, что в стихотворении я хозяин. Что я могу придумывать. Эта мысль просто перевернула меня. Я хозяин!

Я словно заново научился ходить и смотреть, а главное — говорить.

Я был до того счастлив в то время, что не боялся описывать горе, мрак, отчаяние, смерть. Для меня все эти понятия были красками — и только. Способом писать выразительно. Я нашёл способ что-то высказывать, говорить своё. <…> Я овладел (или нашёл дорогу к овладению) тем, что стало для меня и верой и целью, самым главным в жизни, как я теперь вижу. Я нашёл дорогу к писательской работе. Понял, что есть вещи и я. И я тут полный хозяин. И всё. То, что я писал, было, конечно, чудовищно. Это было бормотанием одиночки в пустыне. Но я бормотал не что придётся, а высказывался.

9662641480ea4778832005e1d2a0e28d

С родителями Марией Федоровной, Львом Борисовичем 
и младшим братом Валентином (Майкоп, 1917)

В 25 лет без образования, профессии, места, я чувствовал себя счастливым хотя бы около литературы.

Тёмное дело — преемственность в искусстве. На учениках направление кончается, а на противниках — начинается новое, и всякий раз на одно поколение, кроме тех случаев, которые это утверждение опровергают. Двадцатые годы, боевые, переходили в тридцатые. Как будто более спокойные. Но я тут отошёл от Госиздата, «Печатного Двора», художников книжки. Я стал писать пьесы и вернулся к театру, но в другом уже качестве: писал пьесы и, оцепенев от удивления, смотрел, как их ставят. На первой своей премьере я, едва заговорили артисты, засмеялся — до того это было странно, непохоже на моё представление о пьесе. Пришёл в себя, услышав, что говорят зрители.

Об успехе

Первый раз в жизни я испытал, что такое успех, в ТЮЗе на премьере «Ундервуда». Я был ошеломлён, но запомнил особое, послушное оживление зала, наслаждался им, но с унасле­дованной от мамы недовер­чивостью. <…> Впрочем, Хармс довольно заметно с самого начала презирал пьесу. И я понимал за что. Маршак смотрел спектакль строго, посверкивая очками, потом, дня через два, глядя в сторону, сказал, что если уж писать пьесу, то как Шекспир. И жизнь пошла так, будто никакой премьеры и не было. И в моём опыте как будто ничего и не прибавилось. За новую пьесу я взялся как за первую — и так всю жизнь.

ce86e96720b94af8b76417c0478bf3a0

Сцена из спектакля ленинградского ТЮЗа «Ундервуд» (1929)

О себе (в третьем лице)

Человеком он чувствует себя только работая. Он отлично знает, что, пережив ничтожное, в сущности, напряжение первых двадцати-тридцати минут, он найдёт уверенность, а с нею счастье. И, несмотря на это, он днями, а то и месяцами не делает ничего, испытывая боль похуже зубной.

О процессе работы

18 января 1946: 

Пьеса не идёт. А когда работа не идёт, то у меня такое чувство, что я совершенно беззащитен и всякий может меня обидеть.

4 марта 1946: 

Я вот уже восьмой день пишу не менее четырёх часов в день. Пишу пьесу о влюблённом медведе, которая так долго не шла у меня. Теперь она продвинулась. Первый акт окончен и получился.

2e5cd85b365e4d3f930e0621fc8050c9

Как проявляются новые знания: знание нот, знание языка, — у меня появились новые чувства: чувство моря, чувство гор, чувство лесных пространств, чувство длинной дороги. И чувства эти, овладевая мной, переделывали на время своего владычества и меня целиком…

***

Бессмысленная радость бытия.
Иду по улице с поднятой головою.
И, щурясь, вижу и не вижу я
Толпу, дома и сквер с кустами и травою.

Я вынужден поверить, что умру.
И я спокойно и достойно представляю,
Как нагло входит смерть в мою нору,
Как сиротеет стол, как я без жалоб погибаю.

Нет. Весь я не умру. Лечу, лечу.
Меня тревожит солнце в три обхвата
И тень оранжевая. Нет, здесь быть я не хочу!
Домой хочу. Туда, где я бывал когда-то.

И через мир чужой врываюсь я
В знакомый лес с берёзами, дубами,
И, отдохнув, я пью ожившими губами
Божественную радость бытия.

1946

20-21 февраля 1947: 

Завтра в двенадцать читка, а у меня едва намечен первый акт. Сажусь, напишу две строчки, встаю, ловлю по радио такую музыку, которая могла бы мне помочь, снова пробую писать, прихожу в ужас от того, как мало сделано. Обедать садимся рано. У меня так дрожат руки, что я отказываюсь от супа. После обеда повторяется та же история. К вечеру у меня написаны всего две страницы. В половине одиннадцатого я ложусь на час поспать, а с двенадцати, наконец, работа начинает идти по-настоящему… Я, наконец, пришёл в то приятнейшее состояние, когда удивляет одно: почему я не пишу всё время, почему я всё откладываю да пишу понемножку, когда это такое счастье. Теперь я не искал поводов оторваться от работы, а наоборот, меня раздражала эта необходимость. К восьми часам первый акт был готов.

a1248ecccfbd4a4eaf93aa0b33761b25

О влиянии

При бесконечных разговорах о влиянии, которые так любят литературоведы, кроме многих других вещей, они не учитывают одного обстоятельства. Я полушутя изложил его в стихах следующим образом:

На душе моей темно,
Братцы, что ж такое?
Я писать люблю одно,
А читать люблю другое!

И в самом деле. Я люблю Чехова. Мало сказать люблю — я не верю, что люди, которые его не любят, настоящие люди. Когда при мне восхищаются Чеховым, я испы­тываю такое удовольствие, будто речь идёт о близком, лично мне близком человеке. И в этой любви не последнюю роль играет сознание, что писать так, как Чехов, его манерой, для меня немыслимо. Его дар органичен, естественно, только ему. А у меня он вызывает ощущение чуда. Как он мог так писать?

А романтики, сказочники и прочие им подобные не вызывают у меня ощущения чуда. Мне кажется, что так писать легко. Я сам так пишу. Пишу с наслаждением, совсем не похожим на то, с которым читаю сочинения, подобные моим.

91fdd95c25ea481a9a0fa81441f45b37

Последняя фотография (1957)

***

Я прожил жизнь свою неправо,
Уклончиво, едва дыша,
И вот — позорно моложава
Моя лукавая душа.
Ровесники окаменели,
И как не каменеть, когда
Живого места нет на теле,
Надежд на отдых нет следа.
А я всё боли убегаю
Да лгу себе, что я в раю.
Я всё на дудочке играю
Да тихо песенки пою.
Упрёкам внемлю и не внемлю.
Всё так. Но твёрдо знаю я:
Недаром послана на землю
Ты, легкая душа моя.

1946–1947

a4b06747a1584ddca35f9abe26cc3b39

Из произведений

Слушайте, люди ужасны, когда воюешь с ними. А если жить с ними в мире, то может показаться, что они ничего себе. («Тень»)

Ничему и никому не верить — это смерть. Всё понимать — это тоже смерть. А безразличие — хуже смерти. («Тень»)

Убив дракона, рискуешь стать драконом сам. («Дракон»)

Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. («Сказка о потерянном времени»)

Иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь. («Сказка о потерянном времени»)

Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса. («Золушка»)

Человек из мёртвого камня сделает статую — и гордится потом, если работа удалась. А поди-ка из живого сделай ещё более живое. Вот это работа! («Обыкновенное чудо»)

Быть настоящим человеком — очень нелегко. («Обыкновенное чудо»)

И в трагических концах есть своё величие. Они заставляют задуматься оставшихся в живых. («Обыкновенное чудо»)

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. («Обыкновенное чудо»)

Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте — и вы будете так счастливы, что это просто чудо! («Обыкновенное чудо»)

e82eac71a8e04017be15d5dfe7281799

***

Слово Мастеру. Писатели о писательстве — список статей

***

К 125 летию со дня рождения Евгения Шварца. Евгений Львович Шварц — писатель, драматург, автор множества пьес для драматического и кукольного театров, сценариев мультфильмов и кинофильмов для детей; а главное — потрясающий сказочник. В его сказках чудесное и обыденное, волшебное и реальное настолько переплетаются друг с другом, что становятся почти неразличимы. Шварц писал сказки, которые рассказывали о жизни больше, чем иные реалистические произведения. Ведь в них он говорил правду, которую говорить было нельзя. В книгу вошли киносценарий «Золушка» и «Сказка о потерянном времени», послужившие основой для одноименных фильмов, любимых уже несколькими поколениями зрителей.
Шварц Евгений «Два брата» Сказочная история о том, как старший брат, отмахнувшись от младшего брата, выставил его на мороз. А когда спохватился, было уже поздно. И найдет он младшего брата только в таинственном ледяном доме Прадедушки Мороза. Это чудесная книга будет очень интересна и полезна вашему ребенку и возможно, в вашей семье вы никогда не услышите этих слов: «Оставь меня в покое!». Иллюстрации к сказке создал замечательный художник Николай Михайлович Кочергин.2010 21

Шварц Евгений «Обыкновенное чудо» Очаровательная пьеса, этакая взрослая сказка получилась у Евгения Шварца — сказка о творческих поисках и авторских комплексах. Волшебный сюжет тут замечательно раскрывает сложные темы — краткость и неуловимость любви, злобность и красоту воображения, страх человека и отчаяние от неизбежного финала. Сюжет, наверное, все знают. Волшебник «рассказывает» своей любимой жене историю, магия его оживляет персонажей и заставляет их делать то, что ему хочется. Ведь цель волшебника — не сделать своих героев счастливыми, а сублимировать собственный страх и донести его до жены — это страшное предчувствие быстротечности и обреченности их собственной любви (так, волшебник бессмертен, а жена его — смертна, и он заранее переживает боль предстоящей разлуки). Созданный волшебником главный герой, ранее превращенный из медведя в человека, теперь должен возвратиться в естественное свое состояние, а для этого его должна поцеловать влюбившаяся принцесса. Только вот герой уже не может быть медведем, да и принцесса не готова мириться с положением.

Шварц Евгений «Первоклассница» Маруся Орлова с нетерпением ждала этого дня: наконец — то она стала первоклассницей! Маленькую ученицу ждёт столько всего интере2010 31сного! Ей предстоит научиться не только чтению и письму, но и дружбе, взаимовыручке, ответственности. Пока Марусе удаётся далеко не всё, но она обязательно справится! Повесть Евгения Шварца была написана в середине XX века, но она близка и понятна современному читателю. Сменилась эпоха, но тревоги и переживания маленьких первоклассников остались теми же. Текст сопровождают выразительные и живые иллюстрации замечательной художницы Юлии Казарницкой. Они передают эмоции, события и переживания героев повести и погружают читателя в атмосферу первых школьных дней.

2010 41Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени» В сказках Евгения Шварца волшебное и реальное существуют рядом, и это помогает по — новому увидеть множество привычных вещей. В детстве больше всего мы любим слушать сказки. Это целый мир, без знакомства с которым мы уже не мыслим свою жизнь. Книга, несомненно, доставит много радостных минут маленьким читателям. Книга — сказка — фильм на все времена! Единственная сказка, которая настолько имеет глубокий смысл, её легко понять, читать, смотреть. Книга, которую надо читать и перечитывать, а фильм смотреть много раз. Сказка не для только для детей, но и для взрослых! Время быстротечно и кем будем потом и будем ли… Всё зависит от нашего с вами отношения к нашему времени и жизни.
История о том, как честность и смелость, доброта и великодушие противостоят лжи и трусости. Благодаря иллюстрациям Виктора Чижикова противостояние это оказывается не только драматичным, но и веселым.

Шварц Евгений «Тень» Пьеса — сказка по мотивам одноименного произведения Андерсена. Молодой ученый Христиан — Теодор приезжает в маленькую южную страну, чтобы изучать её историю. Он селится в комнате одной из гостиниц, в номере, который до этого занимал его друг Ганс Христиан Андерсен. К нему приходит Аннунциата — дочь хозяина гостиницы. Она рассказывает Ученому об их государстве то, что не пишут в книгах: сказки в их стране — реальность, а не выдумки, существуют и людоеды, и мальчик — с — пальчик, и многие другие чудеса. В доме напротив живёт девушка в маске. Она красива и давно нравится молодому ученому. На предостережения, что она может быть не такой, 2010 51какой кажется, тот не обращает внимания. Он знакомится с ней и открывает свое сердце. Потом Христиан в странном порыве обращается к своей тени и говорит тени, что было бы прекрасно, если бы тень могла отправиться к таинственной незнакомке и передать слова любви. Тут тень покидает ученого и согласно его наказу, уходит от него. Закончить хочется словами волшебника из «Обыкновенного чуда», которые он говорит своей жене: «…Таким уж я на свет уродился. Не могу не затевать, дорогая моя, милая моя. Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала». Эти слова в полной мере соответствует жизни и творчеству Евгения Львовича Шварца.

Наталья Зиненко, ведущий методист
Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара

К 125 летию со дня рождения Евгения Шварца. «Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актёры, сторожа. А я вот – сказочник». Сказочник по имени Евгений Львович Шварц родился в городе Казани в 1896 году, 21 октября.

Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста — жизнь сложна, и в ней «все замечательно и великолепно перепутано». Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошёл со страниц чеховского рассказа», — говорили о нём друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Темпераментный красавец Лев Шварц (отец) играл на скрипке, пел, занимался чем — то подпольно — политическим, но главное — играл в любительском театре. Кем, по — вашему, должен вырасти сын, если отец, привыкая к сценическому костюму, разгуливает по дому в римской тоге? А мать? Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца — по — настоящему одаренная самобытная актриса. Много внимания в семье уделялось воспитанию детей. Мать много читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что всё плохо кончится.
Если, к примеру, он отказывался кушать, мама начинала рассказывать ему сказку, в которой все герои попадали в безвыходное положение. «Доедай! — говорила ему мать, — а то все утонут». И мальчик доедал. В Майкопе в то время было много интеллигенции, был прекрасный театр, библиотека. Здесь юный Шварц завёл друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь он твёрдо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы «кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Стоит ли удивляться, что сын таких родителей бросает юридический факультет Московского народного университета и становится актером «Театральной мастерской» в городе Ростове — на — Дону. А в 1921 году приезжает завоевывать Петроград.
Евгений Львович успевает поработать в разных редакциях и в самом Петрограде, и в провинции, что — то понемножечку пишет, знакомится с Самуилом Яковлевичем Маршаком. Шесть лет трудится под его руководством в легендарном и неповторимом Детском отделе Госиздата. А первая книга Шварца была написана для ребят и называлась «Рассказ старой балалайки».
Вошел Е. Шварц в литературу как детский писатель. В 20 — е годы он работал в журнале «Еж и Чиж», а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Обращение к жанру сказки в творчестве Евгения Шварца не было случайным. «Правдоподобием не связан, а правды больше», — так сам писатель объяснял свою привязанность к этому жанру. Однако в реальной жизни даже писателем Е. Шварц никогда себя не называл. Он стеснялся. Он был уверен: «Вслух можно сказать: я член Союза писателей, потому что это есть факт, удостоверяемый членским билетом, подписью и печатью. А писатель — слишком высокое слово…».
Он всегда так думал. Он сделал свой выбор в самом раннем детстве, еще не переступив порога школы, но это была великая тайна. Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Литературные произведения он писал в форме драматической сказки. Его пьесы ставились во многих театрах, по некоторым из них снимались кинофильмы.
Смотрите, какое разнообразие сказок: «Снежная королева», «Голый король», «Два клена», «Сказка о потерянном времени», «Золушка» и многие другие. Эти фильмы хорошо знают и любят зрители нескольких поколений. Советский фильм «Снежная королева» снят по мотивам одноименной сказки Ганса Хистиана Андерсена. Оригинальный сценарий написан известным русским писателем Е. Шварцем. Это трогательный рассказ о великой любви, о человеческой доброте, о верности своему долгу. Фильм — сказка повествует о необыкновенном путешествии скромной маленькой Герды. Она разыскивает своего друга Кая, которого похитила и унесла в свое царство Снежная королева, могущественная злая фея волшебница. «Молодой человек лет двадцати пяти… в сюртуке, при шпаге, в широкополой шляпе» выходит на сцену, чтобы начать новую историю про Снежную королеву. Он красивый, мудрый и смелый, он настоящий друг.
Если спросить человека любого возраста, какие он знает фильмы — сказки, среди прочих названий обязательно прозвучит «Золушка». А первого сентября по телевидению снова и снова показывают «Первоклассницу». А ведь этим фильмам больше, чем полвека. Сценарии этих фильмов написал Е. Шварц. Увидев в детстве старый добрый фильм «Золушка», мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: «Я не волшебник, я только учусь». Фильм «Золушка» вышел на экраны в 1947 году, и эта сказка была настоящим лекарством от страха и голода. Остается загадкой — как сняли этот фильм с пышным реквизитом, костюмами в послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и даже тряпок, сожженных в блокаду. Хрустальные башмачки и платье, по свидетельствам очевидцев, ткались буквально из воздуха. А в юности, как молитву, мы повторяем: «Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается». Это слова из другой удивительной сказки Шварца «Обыкновенное чудо». Для своей самой последней, лучшей волшебной истории про «Обыкновенное чудо» нашел Евгений Шварц такие слова, наверное — главные: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
В 1940 г. он пишет замечательную «Сказку о потерянном времени». Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. А ведь тот, кто попусту тратит время, сам не замечает, как стареет. Удача улыбнулась им в лице четверых нерадивых школьников. Из — за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс — до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад… Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России. Широкое признание пришло к Шварцу уже после смерти. Его земная жизнь закончилась в 1958 г., но сказка его жизни продолжается в произведениях, которые и по сей день пользуются любовью и популярностью не только у нас в России, но и далеко за рубежом, его лучшие пьесы обошли многие театры мира.

1910 2

1910 3

1910 4

1910 5

  Наталья Зиненко, ведущий методист
Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара

  • Шахматношашечный или шахматно шашечный как пишется
  • Шварц сказка о потерянном времени количество страниц
  • Шарль перро сказки издательство махаон
  • Шарль перро сказки читать 2 класс
  • Шахиджанян общение помогает при решении личных проблем сочинение