Шварц сказка о потерянном времени презентация 4 класс школа россии

Презентация к уроку литературного чтения е. л. шварц сказка о потерянном времени умк школа россии, л.ф.климанова, в.г.горецкий. в презентации наглядно

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» УМК «Школа России», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. В презентации наглядно представлены все этапы урока по ФГОС. Освещён проблемный урок литературного чтения. Соответствует второму уроку по теме. Помогает раскрыть нравственный смысл произведения.Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Презентация ко 2 уроку литературного чтения в 4 классе Е. Шварц Сказка о потерянном времени..pptx

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Урок
Литературного чтения
в 4 классе

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Сегодня
на уроке
хотелось
мне
бы…

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Евгений
Львович
Шварц
1896-1958

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Кто учился в третьем классе 14 школы
и все время отставал, и по русскому
письменному, и по арифметике, и даже
по пению?»
Петя Зубов

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

В каком классе учился главный
герой книги?
В ПЕРВОМ
В ТРЕТЬЕМ
ВО
ВТОРОМ
В ЧЕТВЕРТОМ

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Как звали ребят из сказки?
Маруся
Петя
Надя
Вася
Лена
Катя
Ира
Коля

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Из-за чего расстроился Петя Зубов, став
Почему злые волшебники
превратили Петю Зубова в старичка?
старичком?
« Одинокий, несчастный старик.
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни
друзей…
Никому не нужен…
Даже пенсии не дадут, ведь он всего три
года работал.
Да и как работал – на двойки да на
тройки.
Главное, ничему не успел научиться»
Отставал в учебе, опаздывал на
занятия, не тужил

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Кто первым заменил, что Петя
превратился в старика?
МАМА
ГАРДЕРОБЩИЦА
БУФЕТЧИЦА
ВОДИТЕЛЬ
ТРАМВАЯ

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

В какое время происходили
события?
ЛЕТОМ
ЗИМОЙ
ОСЕНЬЮ
ВЕСНОЙ

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Какую тайну узнал
Петя?
несчастья может
«К сожалению, так устроено на свете: от
любого
спастись
человек. Если ребята, которых мы
превратили в стариков, разыщут завтра
друг друга, придут ровно в 12 часов ночи
сюда к нам и повернут стрелки ходиков
на 77 кругов обратно, то дети снова
станут детьми, а мы погибнем»

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Как Марфа Васильевна характеризует
детей, которых они превратили в
старичков?
«Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу
собьются»

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

По каким же признакам искал Петя
старичков-школьников?
Старички вели себя как дети: играли в
мячик в трешки, выковыривали изюм из
булки, катались на «колбасе» трамвая,
играли в классики.

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

На каком обороте стрелок в «Сказке о
потерянном времени« «вскрикнули
злые волшебники и пропали, как
будто их не было на свете»?
НА 77

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Время
Деньги
Не вернёшь
пропали
наживёшь
пропало

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Деньги
пропали-
наживёшь,
Время пропало-
не вернёшь

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Тема урока:
Е. Л. Шварц
«Сказка о потерянном
времени»

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

беглое и
выразительное
чтение,
продолжить работу,
бережно относиться,
анализировать,
характер и поступки,
речь, мышление,
воображение, память

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

План исследования:
1.Время
2. Почему время
потеряно, а не
украдено?
3.Почему своё
произведение
Е. Щварц назвал
сказкой?

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

в
чтобы
Не теряйте времени даже
не
в
действии,
превратиться
стариков
задолго до старости, дорожи
каждой минутой.
Только в сказке можно
вернуть потерянное время-
повернуть стрелки назад, не
надо надеяться на авось и на
потом, а учиться и трудиться
сейчас.

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Спасибо
за работу на уроке

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по Литературному чтению на тему «Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения»

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс Е.Л.Шварц «Сказка о потерянн...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс Е.Л.Шварц «Сказка о потерянн

Описание слайда:

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Автор: Шеина Наталья Николаевна, учитель высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №17» Урок 64 Свердловская обл., ГО Краснотурьинск 2020

2 слайд

1. Стоит на месте, а без устали идет. 2. Вчера было, сегодня есть и завтра бу

Описание слайда:

1. Стоит на месте, а без устали идет. 2. Вчера было, сегодня есть и завтра будет. 3. Чего нельзя купить ни за какие сокровища? 4. Что возвратить нельзя? Речевая разминка Время  Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы экономим время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну.

3 слайд

Словарная работа Окладистая (борода) - широкая и густая Керосиновая лампа - л

Описание слайда:

Словарная работа Окладистая (борода) — широкая и густая Керосиновая лампа — лампа, освещающая при помощи керосина

4 слайд

Словарная работа Ходики - небольшие стенные часы упрощенного устройства с гир

Описание слайда:

Словарная работа Ходики — небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями Пола, полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

5 слайд

Подберите синонимы Хмурый - угрюмый, ненастный. Сберечь - сохранить, спасти,

Описание слайда:

Подберите синонимы Хмурый — угрюмый, ненастный. Сберечь — сохранить, спасти, сэкономить. Подберите антонимы Состариться — Трудиться — помолодеть. бездельничать, лениться, лодырничать.

6 слайд

Выборочное чтение Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации (стр.

Описание слайда:

Выборочное чтение Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации (стр.5) Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.

7 слайд

Выборочное чтение Прочитайте предложения, которые раскрывают смысл иллюстраци

Описание слайда:

Выборочное чтение Прочитайте предложения, которые раскрывают смысл иллюстрации (стр.9) Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

8 слайд

Выборочное чтение Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя и

Описание слайда:

Выборочное чтение Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в стариков. Прочитайте о превращении стариков в ребят. Одинаково ли было поведение детей? Почему они смогли победить волшебников? Как вы относитесь к ребятам? А как к ним относится автор?

9 слайд

Какие качества помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни? рассеянный

Описание слайда:

Какие качества помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни? рассеянный, внимательный, усидчивый, ленивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный. Каких качеств вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе?

10 слайд

11 слайд

К какому литературному жанру относится прочитанное произведение? Докажите. На

Описание слайда:

К какому литературному жанру относится прочитанное произведение? Докажите. Найдите и объясните смысл пословиц и поговорок, которые употребляются в сказке. Всё пропало (стр.6) Держать ухо востро (стр.10) Как сквозь землю провалился (стр.13) И в ус не дует (стр.13) Не терять времени даром (стр.14) Терять время понапрасну (стр.8)

12 слайд

Стр.4-16 Работа в паре Поделите сказку на части

Описание слайда:

Стр.4-16 Работа в паре Поделите сказку на части

13 слайд

1. Мальчик Петя Зубов. 2. Превращение мальчика в худого, высокого, бледного с

Описание слайда:

1. Мальчик Петя Зубов. 2. Превращение мальчика в худого, высокого, бледного старика. 3. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?» 4. В лесном домике. 5. Опасение волшебников. 6. Где же они — дети-старики? 7. Превращённые отыскались. 8. Вежливые школьники. 9. Обратное превращение. План сказки

14 слайд

Итог урока Чему учит сказка? Найдите эти слова в тексте. С. 9 «…так устроено

Описание слайда:

Итог урока Чему учит сказка? Найдите эти слова в тексте. С. 9 «…так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек». Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.

15 слайд

Домашнее задание Стр. 4-16 пересказ сказки. Рисунок к понравившемуся отрывку

Описание слайда:

Домашнее задание Стр. 4-16 пересказ сказки. Рисунок к понравившемуся отрывку по желанию.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация ко второму уроку литературного чтения в 4 классе на тему «Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» раздела «Делу время — потехе час» по программе «Школа России».

На первом уроке обучающиеся знакомятся с биографией автора, происходит первичное восприятие художественного текста.

Цель второго урока: продолжить работу по произведению Е.Шварца; учить делить произведение на части, составлять простой план; анализировать характер и поступки героев.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Евгений Львович Шварц


Номер материала:

ДБ-912016

Вам будут интересны эти курсы:

Цели урока:

  • Показать нравственные качества человека;
  • Раскрыть нравственный смысл произведения;
  • Совершенствовать навык выразительного чтения,
    чтения по ролям, выборочного чтения;
  • Формировать умение выражать своё отношение к
    прочитанному;
  • Продолжить работу над пословицами и
    поговорками;
  • Познакомить учащихся с биографией Е.Л.Шварца.

Оборудование: Учебники, портрет
писателя, карточки с заданиями, выставка книг
писателя.

На доске:

1) “Сказка рассказывается не для того, чтобы
скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю
силу, во весь голос то, что думаешь”. Е.Л. Шварц.
2) Портрет писателя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Время – это главная
ценность человека. Экономя его, люди получают
дополнительную возможность творить и познавать.
Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее.
И вот какая интересная взаимосвязь получается –
чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее
растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей
жизни важен каждый час, каждая минута и даже
секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и
экономить время, не растрачивать его понапрасну.
В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.Л.
Шварца “Сказка о потерянном времени”. Сегодня
на уроке продолжим работать по этой сказке.

Учитель: Ребята, дома вы должны были
внимательно прочитать сказку, побольше узнать об
авторе, подготовить пословицы и поговорки по
теме, вспомнить, что такое сказка и какие сказки
бывают.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Я знаю, что многие из вас
очень добросовестно подготовились к уроку. Что
вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?

1 ученик: Е.Л.Шварц родился 21 октября 1896г. В г.
Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской
зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для
себя “городом своей души”.
2 ученик: В письмах, дневниках Евгений Львович
постоянно вспоминает о счастливых годах
прожитых в нашем городе.
3 ученик: Женя Шварц учился в реальном
училище, ныне гимназия №5 г. Майкопа. И об этом
напоминает памятная доска на здании гимназии.
4 ученик: Он написал сказки: “Обыкновенное
чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная
королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном
времени”…

3. Работа с текстом.

Учитель: А теперь вспомним, как
начиналась вся эта история. Кто были героями
сказки?

Дети: Главный герой сказки – Петя
Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой
школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова,
ученица третьего класса, ученик второго класса
Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька
Соколова.

Учитель: Какое же несчастье их
объединило?

Дети: “Состарились бедные дети, и
сами того не заметили – ведь человек, напрасно
теряющий время, не замечает, как стареет. А время,
потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И
стали волшебники малыми ребятами, а ребята –
старыми стариками”.

4. Работа по вопросам учителя. Ответы учащиеся
находят в тексте.

Учитель: Кто первым обнаружил, что
он уже не школьник, не ученик начальной школы, а
старый, ничего в жизни не достигший и никому не
нужный старик?
Дети: Это был Петя Зубов.
Учитель: А как это произошло?

Чтение по ролям отрывка стр. 3-6.

Учитель: Когда Петю не узнала мама,
как он отреагировал на это, что думал?
Дети: “Какой я одинокий, несчастный старик.
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное,
ничему не успел научиться….
Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как
просыпался город?
Дети: “Темно было в окнах, пусто на улицах.
Только милиционеры стояли на постах. Но вот
забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи”, “
Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал,
опоздал, не успел, ни на что не годен никому не
нужен”.
Учитель: Как вы думаете, почему злые
волшебники выбрали именно этих детей, ведь в
городе много других?

Ответы детей.

Учитель: А что было бы, если бы в городе были
все как эти дети, лодырями и прогульщиками?
Дети: Если бы все были прогульщиками, то
в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди
опаздывали бы на работу, потому что водители
общественного транспорта прогуливали…

С.Я. Маршак – “Кот и лодыри”. (Читает
подготовленный ученик).

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
— Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
— Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
— Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
Первый раз!

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, эти
лодыри похожи на Петю Зубова и его товарищей?

Ответы детей.

Учитель: А почему их не могут ничему
выучить?
Дети:
Потому, что человек должен сам этого
хотеть, а лодыри не хотели учиться, им было лень.
Учитель:
Как вы думаете, а Петя Зубов был
лентяем? Найдите в тексте ипрочитайте, каким был
Петя?
Дети:
“Жил – был мальчик по имени Петя Зубов.
Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и
всё время отставал, и по русскому письменному, и
по арифметике, и даже по пению…
Учитель: А в школе много таких детей учится?

Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете, а остальные дети –
старики, какими были, что на них обратили
внимание злые волшебники?
Дети: Наверное, были такими же, как и Петя.
Теряли время понапрасну, плохо учились.
Учитель: Как обнаружил их Петя? Чем они
отличались от других нормальных стариков и
старушек? Как они себя вели?

Дети находят в тексте и читают.

Учитель: Наверное, впервые в жизни, Петя
Зубов боялся потерять время. Найдите и
прочитайте, где он в этом признался?
Дети: “- Ах, время, время! – говорит Петя. –
Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги
обратно к домику – боялся потерять время. А
теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко
времени, чтобы его потом сберечь”.
Учитель: Скажите, а что им помогло стать опять
школьниками?
Дети: То, что они нашли друг друга,
объединились, и, наконец – то научились ценить и
экономить время.

Пословицы и поговорки.

Учитель: В пословицах точно
подмечаются людские недостатки как лень,
невежество и т.д. и восхваляются добро,
справедливость, трудолюбие. Какие пословицы и
поговорки вы подготовили к сегодняшнему уроку?

Ответы детей.

Делу время, а потехе час (Основное
время должно быть посвящено работе).

День да ночь – сутки прочь (Бесцельное
существование, однообразно прожитое время).

Час упустишь, годом не наверстаешь (Вовремя
не выполнишь дела, потом не наверстаешь)…

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь
вернёмся к нашим героям. Они успели перевести
стрелки часов. Какими словами автор заканчивает
свой рассказ?
Дети: “Они- то спаслись, но ты помни:
человек, который понапрасну теряет время, сам не
замечает, как стареет”.
Учитель: Ребята, я хочу, чтобы эти слова
вы запомнили на всю жизнь. Можно ли подобрать к
этому отрывку пословицу или поговорку?

Ответы детей.

Два века никто не живёт.
Дважды молоду не бывать.
Вчерашний день не воротишь.

5. Учитель: Теперь мне бы хотелось
услышать ваше мнение о героях сказки. Хотели бы
вы оказаться на их месте?

Ответы – рассуждения учащихся.

Учитель: Вы в своих рассуждениях
утверждаете, что не хотите быть как герои сказки.
Хотите быть умными, хорошо учиться… Как вы
думаете, какие качества характера помогают
добиться успехов в учёбе и в жизни?

6. Работа по карточкам.

Карточка

1. Ленивый, рассеянный, внимательный,
усидчивый, несобранный, трудолюбивый,
любознательный, умный, послушный, непоседливый,
добросовестный, безответственный, аккуратный,
целеустремлённый, неряшливый, сообразительный,
стеснительный, спокойный, организованный.

2………………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………………

Учитель: Перед вами карточки, на
которых написаны качества человека и хорошие и
плохие.

  1. Выберите из них те качества, которые помогают
    ученикам добиваться успехов в учёбе. Можете
    тихонько советоваться между собой. (Работа в
    паре).
  2. А теперь, выберите и напишите те качества,
    которые помогают тебе в учёбе. (Индивидуальная
    работа).
  3. Каких качеств, вы считаете, вам недостает, и вы
    бы хотели развить в себе? Напишите.

7. Итог урока.

Учитель: У каждого человека есть внутренние
качества, которые все вместе составляют
характер. Черты каждого характера можно
изменить. Всё зависит от самого человека. Так
давайте изменять свой характер в лучшую сторону,
стараясь привить себе только хорошие качества. А
такие черты характера, как лень, несобранность,
безответственность навсегда вычеркнем из своего
характера.

Петя Зубов снова стал обыкновенным мальчиком,
но помните все: “…человек, который понапрасну
теряет время, сам не замечает, как стареет.

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

Учитель: К следующему уроку
подготовьтесь ответить на вопросы:

  1. Как можно сберечь время?
  2. Что можно полезного сделать за 1 минуту?

Урок чтения по «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тема урока: Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».

Тип урока: комбинированный, урок-закрепление

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста

  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.

Метапредметные связи: русский язык

Ресурсы:

учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 — 16. —

М: Просвещение, 2016 г.;

компьютер, проектор, экран, презентация.

карточки

Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок

Ход урока :

1.Создание проблемной ситуации, подведение к теме урока

— Что летит быстрее мысли
И не имеет ни начала, ни конца?

— Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет.

Почему я загадала загадки о времени?

Ребята, какие навыки и умения вы развиваете, работая над литературным произведением ?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, исходя из его темы?

На уроке попытаемся ответить на вопросы: для чего придумана эта сказка автором ? что в ней вымысел, а что могло произойти реально? 

2.Беседа о сказках.

Произведение называется «Сказка о потерянном времени»

Чем сказка отличается от других литературных произведений ?

Сказка — повествовательное, обычно народное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)

Распределить сказки на группы (на доске карточки с названиями сказок)

Гадкий утенок, Царевна-лягушка, Красная Шапочка, Иван Царевич и серый волк, Морозко, Дюймовочка, Айболит, Финист-ясный сокол, Бременские музыканты, По щучьему веленью

В это время остальные рассматривают портреты писателей (на слайде):

Кто лишний? А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, К.Чуковский, П.П .Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк. Кто здесь лишний? (Есенин)-не писал сказок.

Что общего у остальных писателей ? Русские писатели

Кто из них писал сказки поэтическим языком? А.С. Пушкин, К. И Чуковский

Посмотрите ещё раз на слайд. Кто из них писал произведения в ХХ веке?

Евгений Львович Шварц тоже прославился в ХХ веке благодаря своим сказкам. А каким человеком вы представляете Шварца ?

3. Новый материал

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ .

Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г.Майкопе.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года был призван в армию. В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского.

Свои произведения начал писать с 1923 года.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42-43 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву. 
После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61-летнем возрасте. Писатель похоронен на Богословском кладбище.

Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Словарная работа

«Сказка о потерянном времени» была написана давно, в ней много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.

Ситный-хлеб из просеянной муки.

Подберите синонимы к словам: 

хмурый – угрюмый, невесёлый

сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

Подберите антонимы к словам:

состариться –помолодеть

трудиться – лениться, бездельничать.

В сказке встречаются фразеологизмы и крылатые выражения. Найдите

их и объясните смысл :

терять время понапрасну – тратить время бессмысленно, без пользы

держать ухо востро – быть осмотрительным

как сквозь землю провалился – исчез, пропал

и в ус не дует – не переживает

с ног сбиться – устать; изнемочь от хождения

Физминутка:

Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно 
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

Беседа по содержанию :

— Как звали главного героя сказки? Петя Зубов

— Что с ним случилось? Он внезапно постарел

Когда происходили события, описанные в произведении ? В середине ХХ века

Назовите предметы, которые помогают нам это понять. Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета «Пионерская правда»

Где случилась эта история ? В городе

Куда попал Петя ? В чащу леса

Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается

Какие слова говорят об этом? «… бедный я, несчастный, что со мной будет ?»

Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?

Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»

Как звали стариков? Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович

Выборочное чтение:

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники .

Что нужно было сделать, чтобы снова дети стали детьми ?

Как выглядел город утром? Что делали люди?

Как он нашёл первую девочку? Вторую? Третьего героя?

Что сказал Петя, когда они заблудились в лесу?

Блиц-опрос:

-Сколько раз звонил Петя в дверь? 3

-Что лежало в избушке в углу? Сено

-Как назывались часы? Ходики

-Сколько было табуреток в избушке? 4

— На чём считали время злые волшебники? на счётах 

— Как Петя узнал, что всё в его руках?  услышал разговор злых волшебников.

— Как Петя сидел в это время? тихо, как мышка.

— Какую газету читала старушка – девочка, сидя на скамейке? Пионерскую правду 

— В какие игры играли девочки? Ответы: в «трешку» и в классики

Сколько раз надо было повернуть стрелки обратно? 77

На каком повороте волшебники стали стариками? На 40

Найдите главные слова в сказке.

Как вы думаете, почему ребята смогли одолеть волшебников?

4. Проверка домашнего задания.

Вы выписывали пословицы и поговорки о времени, зачитайте их.

5. Проверка усвоенного матерала. Тест. Презентация

6. Итог

— Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы детей)

— Для чего придумана эта сказка автором?

— Какую проблему поставил автор?

— Какой совет даёт нам автор в сказке?

— Является ли эта проблема актуальной и сегодня?

7.Рефлексия.

Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что достигли. Объясните свою точку зрения. А кто думает по-другому ?

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Закончить я хочу словами Евгения Львовича Шварца :

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

Спасибо за урок !

  • Шварц сказка о потерянном времени отзыв для читательского дневника 3 класс
  • Шварц сказка о потерянном времени рисунок карандашом
  • Шварц сказка о потерянном времени сколько страниц в книге
  • Шварц сказка о потерянном времени кроссворд
  • Шварц сказка о потерянном времени о чем сказка