Шварц сказка о потерянном времени читать полностью весь текст с картинки

I. организация начала урока проверка готовности к уроку. наличие общей установки на урок. приветствие обучающихся. фиксирование отсутствующих. проверим готовность

I.
Организация начала урока

Проверка
готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся.
Фиксирование отсутствующих.


Проверим готовность к уроку.

Друзья
мои! Я очень рада

Войти
в приветливый ваш класс.

И
для меня уже награда

Вниманье
ваших умных глаз.

Я
знаю: каждый в классе гений,

Но
без труда талант не впрок.

Скрестите
шпаги ваших мнений –

Мы
вместе сочиним урок!

Но
не обычный, повседневный

Урок
мы с вами проведем.

Увидим
мы театр волшебный,

На
сцену сказку позовем…

Сообщают
о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать
учителя, воспринимать материал урока)

Уметь
слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять
организационные задачи

II.
Актуализация опорных знаний.

Проверка
домашнего задания.

Речевая
разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует
речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и
слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.


Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.


Прочитайте друг другу орфографически.


Прочитайте орфоэпически.


Приготовьтесь читать выразительно.


Почему автор называет учебник учителем?


Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?


Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия
и старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока

Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют
речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

– Учитель у меня в портфеле!

– Кто? Быть не может! Неужели?

– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

                              
В. Берестов


Из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома,
самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас тоже учит.


Каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет
учиться и ничего не делает

Выделять
существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного
жизненного опыта. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

III.
Сообщение темы урока. Определение целей урока

Учитель
может начать урок с пословиц, которые записаны на доске:

• 
Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• 
Откладывай безделье, да не откладывай дела.

• 
Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.


Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?


Что объединяет все пословицы?


Какие еще пословицы на данную тему вы знаете?


Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать.
Прочитайте ее.


Как вы думаете, о чем будут произведения в разделе с таким названием?


Прочитайте загадки и отгадайте их.

Без
ног и без крыльев оно,

Быстро
летит,

Не
догонишь его.

                                
(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но
никуда мы не уйдем.

Мы
бьем исправно каждый час,

А
вы, друзья, не бейте нас.

                
                (Часы.)


Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собою слова-отгадки?

Обсуждают
тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию
произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста,
выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и
составляют план чтения.

учащиеся называют
пословицы.

Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия,
делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
форме


Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца.
Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.


Знакомо ли вам это имя? Какие произведения
Е. Л. Шварца вы знаете? Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
Как вы думаете, о чем это произведение?


Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией
Е. Л. Шварца

Перечисляют
произведения Е. Л. Шварца.

Высказывают
предположения

IV.
Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство

с биографией автора

Рассказывает
о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора
произведения.


Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач,
прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского
рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители
Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. (Продолжение
см. в ресурсном материале.)


Что хотите сказать? Какие открытия сделали?


Что вам особенно запомнилось? О чем бы хотели рассказать?

Слушают
рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о
творчестве автора

Осуществлять
анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность
развития сюжета

V.
Работа над содержанием текста.

Работа
с толковым словарем.

Первичное
чтение произведения

Проводит
словарную работу.


Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои
ответы по толковому
словарю.


Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».


Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».

Организует
первичное прослушивание текста из
аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.


Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно,
бездарно проводит свое время, который попросту теряет его?


А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о
потерянном времени» Евгения Шварца.


Как звали героя сказки? Что с ним произошло?


Когда происходили события, описанные в произведении? Почему вы так думаете?


Где случилась эта история? Куда попал Петя?

Учитель
и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «Город еще не проснулся».


Как вы думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы?


Какие чувства вызывает у вас поведение этих ребят?


В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами
части? Прочитайте их.


Благодаря чему школьникам опять удалось стать
детьми?


Чему их научила произошедшая с ними история?


А чему она научила вас?


В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.


Кто является главными действующими лицами второй части? На какие две группы
их можно разделить? Составьте таблицу «Герои сказки».


По каким же признакам искал Петя старичков-школьников?


Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в
старичков? Почему?


Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?


Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?

Работают
с толковым словарем:

Окладистая
(борода)
– широкая, густая.

Керосиновая
(лампа)
– лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль,
накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.

Ходики
– небольшие настенные часы с гирями и маятником.

Пола,
по́лы
– нижняя часть раскрывающейся одежды.


Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.


Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.


Состариться – помолодеть.


Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.


Петя Зубов. Он внезапно постарел.


В середине XX века. Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская
правда» – приметы того времени.


В городе. Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.

Прослушивают
текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.

Отвечают
на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Составляют
таблицу «Герои сказки».

Дети

Злые волшебники

Петя
Зубов

Сергей
Владимирович

Маруся
Поспелова

Ольга
Капитоновна

Надя
Соколова

Марфа
Васильевна

Вася
Зайцев

Пантелей
Захарович

Осуществлять
анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению
учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре.
Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

VI.
Повторное чтение и анализ произведения

Организует
повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует
дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.


Что вы узнали о Пете Зубове?


Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах
Петя узнал о происшедших с ним переменах.


Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.


О чем думал Петя после встречи с мамой?


Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг
трудятся.


Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.


Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?


Одинаково ли было поведение детей?


Как могло произойти обратное превращение ребят?


Прочитайте о превращении стариков в ребят.


Почему они смогли победить волшебников?


Как вы относитесь к ребятам?


А как к ним относится автор?


Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите
и объясните их смысл.


К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца?
Докажите.


Какие сказочные законы осуществляются в этой
сказке?


Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?


Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став
старичком?


Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?


Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна
характеризует детей, которых они превратили в ста-ричков?


А что о детях говорит Пантелей Захарович?


Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие
качества людей присущи им? Заполните таблицу.


Прочитайте качества, присущие детям.


Прочитайте качества, характеризующие волшебников.


Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?


Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?


Почему другие качества не выбрали?

Участвуют
в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают
выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.


Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята еще
продолжали веселиться и лодырничать.

Работают
с текстом.


Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели,
помогли друг другу.


Автор осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все заканчивается
удачно.

Читают
пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо востро»,
«Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять время
понапрасну».


Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел
и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.


Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.


Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.


«Какой я одинокий, несчастный старик!
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…
Никому не нужен…

Даже
пенсии не дадут, ведь я всего три
года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не
успел научиться».


Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту
они время украли.


Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу
собьются».


Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту,
да опоздают».

Заполняют
таблицу.

Дети

Волшебники

Испуганные

Злые

Ленивые

Хмурые

Дружные

Завистливые

Смелые

Себялюбивые

Выразительно
читать. Понимать на слух ответы обучающихся.

Слушать
собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать
свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия
заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить
монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?


Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку
уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить


Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может
спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы
превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов
ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети
снова станут детьми, а мы погибнем».


Автор хотел сказать, что очень много зависит от
самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется

VII.
Самостоятельная
работа

Проводит
тест по сказке Евгения Львовича Шварца
«Сказка
о потерянном времени».


Выберите правильный вариант ответа.

1.
Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке?

а)
Арина Родионовна; б) бабушка Катя; в) тетя Наташа.

2.
Как звали главного героя сказки?

а)
Витя Малеев; б) Петя Зубов; в) Волька Костыльков.

3.
Кто жил в лесном домике?

а)
Злые волшебники; б) Баба Яга; в) мышка-норушка.

4.
Главного злого волшебника звали…

а)
Пантелей Захарович; б) Сергей Владимирович; в) Капитон Евстигнеевич.

5.
Для чего надо повернуть стрелку ходиков в старой избушке?

а)
Чтобы завести часы;

б)
чтобы бал дольше продолжался;

в)
чтобы дети снова стали детьми.

6.
На сколько кругов надо повернуть стрелки часов?

а)
12; б) 77; в) 7.

7.
Сколько ребят заколдовали злые волшебники?

а)
8; б) 4; в) 2.

8.
На чем висел старичок – заколдованный мальчик?

а)
«На сосиске»; б) «на колбасе»; в) «на котлете».

9.
Что делали волшебники в 12 часов ночи?

а)
Считали деньги; б) спали; в) считали потерянное
время.

10.
Что случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок?

а)
Превратились в стариков; б) исчезли; в) превратились в младенцев.

Проводит
цифровой диктант.


Если вы согласны с утверждениями, ставим 1, если не согласны, ставим 0.

1.
Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2.
Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3.
Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

4.
Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5.
Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям

Выполняют
тест. Выбирают правильные ответы.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – а;
4 – б; 5 – в; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – а.

Выполняют
цифровой диктант.

Ответы: 1 0 1 1 1

Выразительно
читать. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения
соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации

VIII.
Домашнее задание

Объясняет
домашнее задание.

Перечитать еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о
потерянном времени» Е. Шварца. Придумать свое продолжение сказки и написать в
тетради по чтению или оформить в виде книжки-малышки (дети могут объединиться
в группы и придумать совместно продолжение сказки). Подготовить чтение по
ролям отрывка, в котором старики-школьники ищут друг друга. Проинсценировать
часть сказки (по выбору учащихся)

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать,
принимать, сохранять учебные задачи

IX.
Итог урока. Рефлексия

Оценка
результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация
подведения итогов урока обучающимися.

Учитель 
предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит
беседу.


Решите кроссворд и прочитайте ключевое выражение.

Вопросы к кроссворду.

1.
Фамилия автора сказки.

2.
В каком классе учился главный герой?

3.
Имя главного героя.

4.
Что нашла девочка-старушка в скверике?

5.
Какой номер был у трамвая, на котором катался Вася Зайцев?

6.
Фамилия главного героя сказки.

7.
Что подсчитывали на счетах злые волшебники?

8.
На каком виде транспорта отправились ребята к волшебникам?

9.
Что происходит незаметно с человеком, который теряет зря время?

10.
Что читала девочка-старушка на скамеечке в парке?

11.
Какие часы висели на стене в доме волшебников?

Отвечают
на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное
настроение, безразличие, грустное, печальное настроение).

Решают
кроссворд.

image001

Осуществлять

самоконтроль учебной деятельности


С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?


Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?


Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем
заставляет задуматься?


А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого
урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор


Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до
старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное
время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а
учиться, трудиться сейчас

Тема:
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл
произведения

Цели: продолжить работу по
произведению Е.Л. Шварца; от­рабатывать навыки беглого выразительного чтения;
учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать
характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Планируемые
результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание
произведения, читать вслух с постепенным пере­ходом на чтение про себя,
увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста,
воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р —
формулиро­вание учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в
совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по
изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ сказки,
выделение в ней основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания
собственного тек­ста, К — ответы на вопросы на основе художественного текста
учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение
обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о
совместных действиях); личност­ные: осмысление понятий «благородный
поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Оборудование: аудиоприложение к
учебнику, мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока,
портрет писателя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка (Отработка
навыков разных видов чтения.)

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!

— Кто? Быть не может! Неужели?

— Взгляни, пожалуйста!

Он тут, Его учебником зовут.

В. Берестов

— Прочитайте стихотворение самостоятельно
(еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически).

— Приготовьтесь читать выразительно. — Как
вы поняли смысл стихотворения?

— Как вы думаете, от кого зависит, как
учится школьник, -от учителя или от него самого?

(Задача — показать учащимся, что, каким бы
талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и
ничего не делает.)

III. Работа по теме урока

— Дома вы прочитали сказку Е.Л. Шварца.
Начнем со словар­ной работы. Объясните значение слов.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) — (широкая и
густая).

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — (керосинка с фитилем —
лампа, освещающая при помощи керосина).

ХОДИКИ— (небольшие стенные часы
упрощенного устройства с гирями).

ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняя часть раскрывающейся
спереди оде­жды, например полы пиджака).

— Подберите синонимы к словам «хмурый»,
«сберечь». (Уг­рюмый, ненастный; сохранить, спасти, сэкономить.)

— Подберите антонимы к словам
«состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться,
лодырничать.)

— Что вы узнали о Пете Зубове? —
Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.

— Прочитайте о том, как Петя встретился с
мамой.

— Найдите в тексте и прочитайте
предложения, которые рас­крывают смысл иллюстрации на с. 9.

— Прочитайте отрывки, с помощью которых
автор показыва­ет, что все люди вокруг трудятся.

— Найдите отрывки, в которых
рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в
стариков.

— Прочитайте о превращении стариков в
ребят. — Одинаково ли было поведение детей?

— Почему они смогли победить волшебников?

— Как вы относитесь к ребятам? — А как к
ним относится автор?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

«— Хорошо тебе, Женя, фантазируй и пиши,
что хочешь. Ты же ска­зочник!

— Что ты, Юра, я пишу жизнь. Сказочник —
это ты».

По воспоминаниям художника И. Игина, этот
разговор про­изошел в 40—50-х гг. XX в. между Евгением Шварцем и Юрием Германом
— автором «толстых» романов.

— Он действительно писал жизнь. Давайте
вернемся к его произведению. Почему оно названо сказкой? Что здесь
сказочного? (Примерный ответ. Сказочные герои обычно четко делятся на
положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то
исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость,
жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и
помогает нам избавиться своими произ­ведениями.)

— Что могло быть на самом деле, а что
появилось благодаря фантазии автора?

— Заметили ли вы, что в сказке автор
употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл. (Все
пропало, с. 6. Держать ухо востро, с. 10. Как сквозь землю провалился, с. 13. И
в ус не дует, с. 13. Не терять времени даром, с. 14. Терять время понапрасну,
с. 8.)

— Поделим сказку на части и составим ее
план. (Ученикам дается время на подготовку. Работа в паре.)

— Проверим, что у вас получилось.
(Учащиеся говорят, с каких слов начинается и какими закан­чивается каждая
часть, как они ее озаглавили. Части полностью не читают.)

I часть С начала до слов «И вот
однажды пришел Петя Зубов в шко­лу…» (с. 4).

II часть До слов «Отвернулся
бедный Петя и пошел куда глаза глядят» (с. 6).

III часть До слов «»Хорошо
бы отдохнуть»», — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками,
белеет какой-то домик» (с. 6).

IV часть До слов «Подсчитали
волшебники время, хотели спрятать счет в стол…» (с. 8).

Vучасть До слов «Город еще не
проснулся» (с. 10).

VI часть До слов «Ходит Петя,
бродит, а молодых стариков, старых де­тей, — нет как нет» (с. 11).

VII часть До слов «Какие-то
школьники ехали в этом же трамвае» (с. 14).

VIII часть До слов «Тут, к
счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» (с.
14).

IX часть От слов «Тут, к
счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» до
конца (с. 16).

План сказки

1. Мальчик Петя Зубов. 2. Превращение
мальчика в худого, высокого, бледного старика.

3. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик!
Чем же все это кончится?»

4. В лесном домике. 5. Опасение
волшебников. 6. Где же они — дети-старики?

7. Превращенные отыскались. 8. Вежливые
школьники. 9. Обратное превращение.

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным?
Что лег­ко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Ребята, чему учит эта сказка?

— Для читателей, т. е. для нас с вами,
автор написал замеча­тельные слова, которые дают уверенность человеку в труд­ных
ситуациях. Попробуйте найти эти слова. («Так устроено на свете: от любого
несчастья может спастись человек».)

Автор хотел нам сказать, что очень многое
зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдется.

Домашнее задание Подготовить пересказ
сказки. Нарисовать иллюстрацию к по­нравившемуся от

На чтение 24 мин. Просмотров 109 Опубликовано

Андерсен — Снежная королева

Андерсен — Соловей

Астафьев — Стрижонок Скрип

Бажов — Малахитовая шкатулка

Баум — Волшебник из Страны Оз

Булычёв — Миллион приключений

Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли

Буссенар — Капитан Сорви-голова

Велтистов — Приключения Электроника

Гайдар — Судьба барабанщика

Гарин-Михайловский — Детство Тёмы

Гофман — Щелкунчик и мышиный король

Зощенко — Елка

Коваль — Приключения Васи Куролесова

Куприн — Барбос и Жулька

Куприн — Скворцы

Кэрролл — Алиса в стране чудес

Лагерлёф —  Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Линдгрен — Расмус-бродяга

Миф Дедал и Икар

Носов — Витя Малеев в школе и дома

Носов — Огородники

Носов — Ступеньки

Осеева — Динка

Пантелеев — Республика Шкид

Паустовский — Кот-ворюга

Паустовский — Корзина с еловыми шишками

Пушкин — Песнь о вещем Олеге

Рыбаков — Кортик

Свифт — Путешествие Гулливера

Сетон-Томпсон — Виннипегский волк

Сладков — Лесные тайнички

Сказка Марья Моревна

Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно

Толстой — Детство Никиты

Трэверс — Мэри Поппинс

Чехов — Беглец

Шварц — Сказка о потерянном времени

Янссон — Шляпа волшебника

Читательский дневник «Солдат и царица»

  • Читательский дневник «Черная курица, или Подземные жители»
  • Читательский дневник «Путешествие Алисы»
  • Читательский дневник «Веселая семейка»
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Читательский дневник «Кавказский пленник»
  • Читательский дневник «Калиф-аист»
  • Читательский дневник «Королевство кривых зеркал»
  • Читательский дневник «Мафин печет пирог»
  • Читательский дневник «Мальчики»
  • Читательский дневник «Маугли»
  • Читательский дневник «Мэри Поппинс»
  • Читательский дневник «Четвертая высота»
  • Читательский дневник «Ванька»
  • Читательский дневник «Что любит Мишка»
  • Читательский дневник «Три товарища»
  • Читательский дневник «Приключения Электроника»
  • Читательский дневник «Корзина с еловыми шишками»
  • Читательский дневник «Нюрка»
  • Читательский дневник «Путешествие Гулливера»
  • Читательский дневник «Гуттаперчевый мальчик»
  • Читательский дневник «Как я ловил человечков»
  • Читательский дневник «Маленький Мук»
  • Читательский дневник «Робинзон Крузо»
  • Читательский дневник «Приемыш»
  • Читательский дневник «Сказка о потерянном времени»
  • Читательский дневник «Сын полка»
  • Читательский дневник «Садко»
  • Читательский дневник «Конек-Горбунок»
  • Читательский дневник «Три толстяка»
  • Читательский дневник «Вересковый мед»
  • Читательский дневник «Русалочка»
  • Читательский дневник «Путешествие Нильса»
  • Читательский дневник «Детство Темы»
  • Читательский дневник «Дудочка и кувшинчик»
  • Читательский дневник «Городок в табакерке»
  • Читательский дневник «Ашик-Кериб»
  • Читательский дневник «Алиса в Стране чудес»
  • Читательский дневник «Аленький цветочек»
  • В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.

    4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».

    Впереди не менее важный и ответственный период.

    Начало средней школы – самое сложное.

    Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.

    Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.

    Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.

    По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.

    К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.

    На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.

    То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.

    В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.

    К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.

    Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):

    1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.

    Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.

    Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.

    2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс

    Это печатное издание 2017 года.

    Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.

    Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.

    В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.

    ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.

    Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.

    Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.

    Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.

    При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.

    Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.

    Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.

    Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!

    Содержание

    Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>-dnevnik-4-klass.jpg

    Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

    Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

    Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

    Зачем вести читательский дневник?

    Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

    Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

    01-19.jpg

    Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

    • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
    • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
    • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
    • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
    • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

    Образец оформления

    Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

    В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

    Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

    Раздел Описание
    Титульный лист
    Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
    Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
    Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

    Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

    Ниже имеются образцы оформления:

    Пример правильного заполнения

    Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

    Рассмотрим:

    • Название произведения.
    • Ф.И.О. автора.
    • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
    • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
    • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
    • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

    Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

    Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

    Готовый читательский дневник

    Просьба книги — научись меня читать:

    • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
    • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
    • Предположи, о чём я тебе расскажу.
    • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
    • Подумай, почему у меня такое название.
    • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

    06-1.jpg

    Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
    С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
    Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
    Б.Заходер «Птичья школа»
    А.Барто «Катя»
    Братья Гримм «Три брата»
    М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
    Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
    С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
    К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
    А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
    В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
    М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
    Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

    Пример оформления колонок читательского дневника:

    Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

    Краткое содержание произведений

    При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

    Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

    Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
    «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
    «Алые паруса», Александр Грин
    «Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк
    «Белый пудель», А. И. Куприн
    «Уроки французского», В.Распутин
    «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин
    «Малахитовая шкатулка» П.Бажов
    «Чудесный доктор», А. И. Куприн
    «Дети подземелья», В. Короленко
    «Робинзон Крузо», Д.Дефо
    «Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
    «Три толстяка», Ю. Олеша
    «Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

    Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

    Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

    «Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

    Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

    Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

    В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

    Полезное видео

    Списки кратких содержаний по другим классам.

    5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы

    Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.

    Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.

    Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.

    Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.

    Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.

    Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.

    Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе

    Используемые источники:

    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
    • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
    • https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
    • https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
    • https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik

    Шварц сказка о потерянном времени читать полностью весь текст с картинки

    К 125-летию со дня рождения Евгения Львовича Шварца (8 (20) октября 189615 января 1958) сектор текущих периодических изданий Национальной библиотеки Республики Адыгея подготовил материал «Родина моей души».

    Замечательный советский писатель Евгений Львович Шварц умел писать все: сказки, пьесы, в молодости – стихи, фельетоны (для газеты «Всесоюзная кочегарка»), смешные рассказики и новеллы. Ему заказывали подписи к картинкам в детских журналах. Он писал киносценарии, сатирические обозрения для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто, цирковые репризы…

    Самые известные пьесы Е. Л. Шварца:

    Голый король (1934);

    Красная Шапочка (1936);

    Снежная королева (1939);

    Тень (1940);

    Сказка о потерянном времени (1940);

    Дракон (1944).

    Самые известные киносценарии Е. Л. Шварца:

    Доктор Айболит (1938);

    Снежная королева (1938);

    Каин XVIII (1947);

    Золушка (1945);

    Первоклассница (1948);

    Дон Кихот (1957);

    Марья-искусница (1959).

    «Родина моей души»

    Евгения Шварца знают и любят народы всей нашей огромной страны. Но майкопчанам он особенно дорог.

    Евгений Львович называл Майкоп «родиной своей души». Писал, что город повлиял на него, что «все, что было потом, развивало или приглушало то, что… зародилось в майкопские годы».

    С произведениями Евгения Шварца и литературой о его жизни и творчестве можно познакомиться в следующих подразделениях Национальной библиотеки:

    • отделе абонемента;
    • читальном зале;
    • отделе краеведческой и национальной литературы;
    • информационно-библиографическом отделе;
    • секторе редких изданий;
    • секторе текущих периодических изданий;
    • отделе основного книгохранения.

    Предлагаем вашему вниманию материал, состоящий из четырех частей:

    1. Майкоп в жизни Е. Л. Шварца : обзор книг отдела краеведческой и национальной литературы;
    2.  Е. Биневич «Евгений Шварц. Хроника жизни» : обзор книги сектора редких изданий;
    3. обзор журнальных статей из фонда текущих периодических изданий;
    4. список литературы.

    С годами пребывания Е. Л. Шварца в Майкопе вас познакомят следующие книги отдела краеведческой и национальной литературы (описание книг – в разделе «Список представленной литературы»). Воспоминания Евгения Шварца о Майкопе можно прочитать в его дневниках, которые содержатся в книгах:

    1. Е. Шварц. Позвонки минувших дней
    2. Житие сказочника. Евгений Шварц. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания о детстве

    Работая над книгой «„Родина моей души“. Евгений Шварц в Майкопе» доктор филологических наук Т. М. Степанова изучила все литературные дневники и мемуары Е. Л. Шварца. Ее книга посвящена детству и юности писателя.

    Автор рассказывает о том, как на жизнь, личность и творчество Шварца оказали влияние многие факторы периода его майкопского детства.

    Е. Л. Шварц родился 20 октября 1896 года в г. Казани. Волею судьбы будущий писатель с родителями оказался в Майкопе, куда после полугодичного ареста по подозрению в революционной агитации среди рабочих Алафузовских фабрик в Казани под гласный надзор полиции был сослан его отец, земский врач-хирург. Семья Шварцев с пятилетним Женей прибыла в Майкоп весной 1902 года. Здесь прошли его детство и юность.

    После окончания реального училища (1913) он учился на юридическом факультете Московского университета (1914–1916). Но именно в Майкопе произошло формирование творческой личности Е. Шварца, эволюция его эстетических взглядов, восприятия им окружающей действительности, человеческих типов, произведений литературы и искусства.

    Значительную часть книги составляют дневниковые записи Е. Л. Шварца. Автор собрала воедино из многочисленных воспоминаний Шварца все, что касается нашего города. Эти мемуары настолько колоритно рассказывают о городе и его жителях, что вправе могут считаться «энциклопедией жизни Майкопа 1900–1910-х годов XX века».

    Е. Л. Шварц стал практически единственным летописцем жизни молодого провинциального города Майкопа.

    Сборник «Материалы первых историко-литературных Шварцевских чтений (11 ноября 2011 года)», выпущенный к 115-летию Е. Л. Шварца, будет полезен всем изучающим его творчество, а также тем, кому просто интересна новая информация о любимом писателе.

    Тому, чтобы Первые Шварцевские чтения состоялись, предшествовала большая организационная работа, проведенная сотрудниками Национальной библиотеки: заместителем директора по научно-библиотечной работе И. Н. Корниенко и заведующей читального зала И. Б. Константиновой. Чтения проводились в стенах библиотеки.

    Участниками Чтений были ученые, журналисты, учителя, работники культуры, студенты, учащиеся средних школ г. Майкопа, артисты театральной студии Центра творчества Адыгейского государственного университета, почитатели творчества Е. Л. Шварца.

    Выступления докладчиков охватили буквально все аспекты творчества писателя. Организаторы ставили перед собой цель, с одной стороны, популяризировать творчество Евгения Шварца, а с другой – максимально рассказать о майкопском периоде жизни, который помог ему «состояться как человеку и как писателю».

    От Национальной библиотеки с докладами выступили заведующая информационно-библиографическим отделом Ю. И. Соскова («Е. Л. Шварц в литературоведении») и главный библиотекарь читального зала М. В.  Волковец («Кинематографическая судьба Евгения Шварца»).

    Почетным гостем и участником являлась Мария Олеговна Крыжановская – внучка Евгения Шварца, оказавшая большую, в том числе и материальную, поддержку в организации чтений и в выпуске данного сборника.

    К 120-летию со дня рождения Евгения Шварца большой знаток и популяризатор его творчества Ирина Борисовна Константинова выпустила книгу «Майкоп глазами сказочника».

    Книга оформлена в виде альбома со значительным количеством архивных и современных фотоиллюстраций. Это путеводитель пешеходной экскурсии, рассчитанной на 1,5-2 часа. Данную экскурсию по местам города, связанным с именем Евгения Львовича Шварца и текст к ней, разработала сама автор.

    Эта работа представляет собой незаменимый краеведческий материал. История Майкопа представлена наглядно, все иллюстрации сопровождаются глубоким информационным материалом.

    Книга написана в очень увлекательной форме.

    В секторе редких изданий находится книга Евгения Биневича «Евгений Шварц. Хроника жизни». Особую значимость ей придает дарственная надпись автора.

    Автор книги Е. М. Биневич подписал ее в Санкт-Петербурге для нашей библиотеки. А Мария Олеговна привезла эту книгу в Майкоп и вручила во время Первых историко-литературных Шварцевских чтений, которые состоялись 11 ноября 2011 года в Национальной библиотеке. Еще одна дарственная надпись самой М. О. Крыжановской, внучки писателя.

    Книга Е. М. Биневича содержит очень ценную информацию. Это первая биография замечательного писателя. В книге прослеживается судьба Евгения Шварца от рождения до последних дней жизни. Автор широко использует тексты самого Шварца, воспоминания его друзей и коллег, архивные материалы. Перед глазами читателя встает весь процесс творчества, все трудности, связанные с ним, которые приходилось преодолевать Евгению Львовичу. Автор книги рассказывает: «Иной раз, когда его спрашивали: «Над чем сейчас работаете, Евгений Львович?», отвечал: «Пишу все, кроме доносов».

    Обзор статей из фонда сектора текущих периодических изданий

    О жизни и творчестве Е. Л. Шварца рассказывает статья: Осипов Ю. Добрый волшебник Евгений Шварц / Юрий Осипов // Смена. – 2019. – № 7. – С. 52–65.

    Статья включена в рубрику журнала «Неизвестное об известном». Поэтому читатель найдет в ней много интересных фактов о жизни писателя.

    Вот один из них. Евгений Львович всегда помогал нуждающимся коллегам, хотя сам получал скромные гонорары. Если в доме не было денег, а человек приходил просить в долг, он тут же одевался и шел занимать у знакомых. К Шварцу тянулись и люди, и животные. Дети обожали ходить к писателю в гости, так как принимали его за доброго волшебника.

    Статью сопровождают фотографии из личного архива Е. Л. Шварца.

    Под конец жизни Шварца все же признали классиком отечественной драматургии. А он, не слишком доверяя официальному славословию, на экземпляре сборника, подаренном одному из друзей, сделал такую надпись: «Шварц, человек, тень».

    Леенсон Е. «Дракон» Евгения Шварца – сказочное и реальное / Елена Леенсон // Знание–сила. – 2019. – № 5. – С. 98–104.

    Как и многие произведения Шварца, пьеса «Дракон» построена на соединении разных литературных традиций. В ней мы можем увидеть элементы народной сказки, русской и европейской литературной сказки XIX века, литературной фантастической новеллы. Чем-то сюжет пьесы напоминает легенду о святом Георгии Победоносце, чем-то рыцарские романы и одновременно пародию на них. Вместе с тем в пьесе ощущается влияние советской сатирической литературы 1920-х годов.

    Автор статьи анализирует пьесу по следующим направлениям: откуда родом герои пьесы, сказочный сюжет и отступления от него, пародия на советскую действительность.

    Очень редкие и малоизученные материалы опубликованы в журнале «Нева» за 2018 год.

    Воскобоева Е. Евгений Шварц – фельетонист / Петербургский книговик / Елена Воскобоева // Нева. – 2018 – № 11. – С. 228–232.

    Из этой статьи можно узнать о Шварце как фельетонисте. Евгения Львовича знают как писателя, драматурга, поэта, киносценариста, публициста. Мало кто знаком с его сатирическими фельетонами, которые публиковались в газете «Всероссийская кочегарка» с 1923 по 1925 год.

    Весной 1923 года Евгений вместе со своим другом Михаилом Слонимским приезжает к своему отцу, Льву Борисовичу, в гости. Шварц-старший в то время трудился хирургом в больнице солярного рудника им. Карла Либкнехта под Бахмутом (Донецкая область). Именно здесь они знакомятся с поэтом Николаем Олейниковым, который работал в газете «Всероссийская кочегарка».

    В этой газете Шварц опубликовал 119 текстов (рассказов, статей и сатирических фельетонов) под псевдонимами Щур, Дядя Сарай, Блоха, Домовой, Леший, Чертяка. Принадлежность именно Шварцу авторства этих псевдонимов возможно было установить благодаря воспоминаниям М. Л. Слонимского и Э. С. Паперной, сотрудницы этой же газеты в 1920-х годах.

    Сегодня фельетоны Евгения Львовича Шварца – это не только сатирические заметки, но и богатый источник сведений о Советском Союзе 1923–1925 годов.

    Воскобоева Е. Шварцы и Войно-Ясенецкие: из переписки. 1944–1948 / Елена Воскобоева. // Нева. – 2018. – № 5. – С. 205-209.

    Переписка Шварца – богатый источник для изучения его биографии. Круг людей, с которыми Евгений Львович переписывался, широк: писатели и художники, актеры и драматурги, режиссеры и редакторы, композиторы и артисты, ученые и общественные деятели.

    Многое из довоенного архива погибло в блокаду. Но часть писем, адресованных родным, близким и друзьям, сохранилась.

    В 1943 году Шварц с женой эвакуируются в Сталинабад (Душанбе). Здесь они знакомятся с множеством интересных людей. О многих из них писатель оставил воспоминания в «Телефонной книжке». Одним из сталинабадских знакомых был сын святителя Луки Михаил Валентинович Войно-Ясенецкий. Это знакомство, переросшее в крепкую дружбу, продолжится в Ленинграде.

    Из публикуемой переписки можно узнать много интересных фактов о Е. Л. Шварце, а также стать свидетелем творческой истории драматургических текстов и их постановок и экранизаций.

    Список представленной литературы.

    Книги:

    1. Биневич, Е. М. Евгений Шварц: хроника жизни / Евгений Биневич. – Санкт-Петербург : Изд-во ДНК : Петрополис, 2008. – 635 с., [42] л. ил.
    2. Житие сказочника. Евгений Шварц : из автобиографической прозы, письма, воспоминания о писателе / [составители и авторы предисловия и комментариев Л. В. Поликовская, Е. М. Биневич]. – Москва : Книжная палата, 1991. – С. 27–41.
    3. Майкоп глазами сказочника : (к 120-летию со дня рождения Е. Шварца) : экскурсия по городу Майкопу / Научная библиотека ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» : составитель И. Б. Константинова. – Майкоп : Магарин О. Г., 2017.– 35 с.: цв ил., карты, портр.
    4. Степанова Т. М. «…Родина моей души…». Евгений Шварц в Майкопе : учебное пособие к спецкурсу по литературному регионоведению / Т. М. Степанова. – Майкоп : Издательство АГУ, 2009. – 374 с. : ил.
    5. Шварц, Евгений Львович. Позвонки минувших дней : мемуары / Е. Л. Шварц ; авт. предисл. С. Лурье, сост., авт. примеч. Г. Евграфова. — Москва : Вагриус, 2008. – С. 21–97.

    Статьи:

    1. Воскобоева Е. Евгений Шварц – фельетонист / Елена Воскобоева // Нева. – 2018 – № 11. – С. 228–232.
    2. Воскобоева Е. Шварцы и Войно-Ясенецкие: из переписки. 1944–1948 / Елена Воскобоева. // Нева. – 2018. – № 5. – С. 205-209.
    3. Крыжановская М. О. А вдруг случится обыкновенное чудо? : [беседа с внучкой Е. Л. Шварца М. О. Крыжановской / записала Татьяна Филонова] // Советская Адыгея. – 2019. – 20 августа. – С. 1, 4.
    4. Леенсон Е. «Дракон» Евгения Шварца – сказочное и реальное / Елена Леенсон // Знание–сила. – 2019. – № 5. – С. 98–104.
    5. Осипов Ю. Добрый волшебник Евгений Шварц / Юрий Осипов // Смена. – 2019. – № 7. – С. 52–65.

    Дополнительный список литературы, знакомящей с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.

    1. Шварц, Евгений Львович. Живу беспокойно : из дневников / Евгений Шварц ; сост. К. Н. Кириленко. – Ленинград : Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1990. – 749 с.
    2. Житие сказочника. Евгений Шварц : из автобиографической прозы, письма, воспоминания о писателе / [составители и авторы предисловия и комментариев Л. В. Поликовская, Е. М. Биневич]. – Москва : Книжная палата, 1991. – 364 с. : ил. – (Популярная библиотека. Дневники. Мемуары. Свидетельства).
    3. Давыдова Т.С. Художественные антиномии в пьесе Евгения Шварца «Тень» / Т. С. Давыдова // Филологические науки. – 2008. – № 5. – с. 26–32.
    4. Карпенко К.А., Королева Е.Л. Литературная игра как лаборатория творчества. Пьесы Евгения Шварца в биографии 8-В / Карпенко К.А., Королева Елена Леопольдовна // Русская словесность. – 2007.– № 8. –С. 74–78.
    5. Ничипоров И. Б. Личность – общество – история в пьесе Е. Шварца «Дракон» / Илья Борисович Ничипоров // Литература в школе. – 2013. –№ 10. – С. 21–23.
    6. Родина моей души: [о творчестве Е. Шварца и памятных местах в Майкопе] / Валерия Ломешина // Советская Адыгея –. –31 марта. – 4.
    7. Степанова Т.М. Образы природы и художественный конфликт в «кавказской» пьесе Евгения Шварца «Клад» / Т.М. Степанова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2008. – № 6. – С. 153–158.
    8. Учамбрина И.А. «Не стоит голову терять…». Урок по пьесе Евгения Шварца «Тень». VII класс / Учамбрина Ирина Алексеевна // Литература в школе.– 2014. – № 10.– С. 37–40.
    9. Хо Хё Ён. Ранние пьесы Евгения Шварца: обзор исследований /. Хо Хё Ён. //. Русская литература. – 2007. – № 1.– С. 271-279.
    10. Юрьева Т.А. Ничего нет дороже времени: урок внеклассного чтения по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца V класс / Юрьева Тамара Александровна  // Литература в школе. –.2013. – № 10. – С. 36-38.
    11. Чупкова, О. В. «Обыкновенное чудо» Е. Шварца : X класс / О. В. Чупкова //Литература в школе. 2016. – № 6. – С. 39-42.
    12. Шварц Е. В стране моей души: каким запомнился Майкоп великому сказочнику Е. Шварцу / Е. Л. Шварц. // Сов. Адыгея. – 23 авг. – 2008. – С. 3.

    Все книги и статьи, представленные в списках, из книжного и журнального фонда Национальной библиотеки Республики Адыгея

    В интервью газете «Советская Адыгея» от 20.08.2019 внучка Евгения Шварца  Мария Олеговна Крыжановская на вопрос: Каким запомнился дедушка? – ответила так:

     «Лысым, полным, очень добрым. Меня часто спрашивают, был ли Евгений Львович Ланселотом (герой пьесы «Дракон»). Я раньше отвечала, что нет. А теперь, думаю, что был, потому что своими пьесами он боролся с тиранией, деспотией, причем на разных уровнях. Он писал, конечно, про фашизм, про Гитлера, но там были и глубокие обобщения, которые касаются и нашей истории. Выводы, которые он делает, это фраза, которую произносит Ланселот в конце: «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них (жителей города) придется убить дракона». Эта фраза о многом, в том числе и о том, что надо заниматься воспитательной работой, чем я и хочу заниматься в Майкопе, когда выкуплю весь дом (в котором жила семья Шварцев), открою в нем музей и театр. Надеюсь, у меня хватит сил и времени это сделать. Ну а что? А вдруг случится обыкновенное чудо?»

    Такое прекрасное стремление Марии Олеговны Крыжановской очень важно для нас, жителей Майкопа. Это в значительной мере будет способствовать сохранению памяти о человеке, прекрасном писателе, называвшем наш город «родиной своей души».

    В октябре 2020 года волонтеры и поддержавшие их поклонники творчества Евгения Шварца открыли в Майкопе проект «Дом Шварца», направленный на создание единственного в России Культурного центра сказочника. Координатор проекта – журналист Надежда Суховая.

    В честь юбилея со дня рождения сказочника волонтеры и поклонники таланта писателя разместили в социальных сетях любимые цитаты из произведений Шварца. Среди тех, кого уже объединил проект, — внучка Шварца Мария Крыжановская, артист балета и педагог Николай Цискаридзе, актер и режиссер Саид Багов, композитор Андрей Семенов, театральный продюсер Лейла Курашинова.

    В рамках проекта – литературный онлайн-марафон «Читаем Шварца», запись аудиосказок и пьес для детей и взрослых, посвященная творчеству писателя научная конференция. Волонтеры также готовят квест по шварцевским местам Майкопа, установку на фасадах исторических зданий QR-кодов со ссылками на записи из дневников писателя.

    Источник: https://tass.ru/kultura/9775899

    В марте 2021 в Майкопе в рамках VI международной Кавказской математической олимпиады стартовала Квест-игра «Интеграл по городу». Автор идеи создания олимпиады и председатель ее координационного совета – ректор Адыгейского государственного университета (АГУ) Дауд Мамий. Этот математический квест, приуроченный к 125-летию со дня рождения Евгения Шварца, назывался «Интеграл по городу: теорема Шварца». Станциями квеста являлись места, которые упоминаются драматургом в его дневниках.

    Команды участников, в составе которых от одного до четырех человек, прошли по одному из нескольких составленных организаторами маршрутов, решая математические задачи на специально подготовленных контрольных точках. Задача команды – набрать максимальное количество баллов за минимальное время.

    «Мы хотим, чтобы весь 2021 год в университете прошел под знаком юбилея Шварца. Планируем провести конференцию, посвященную творчеству драматурга, пригласив на нее российских ученых. Организовать экскурсии для студентов по связанным с именем писателя историческим местам Майкопа, организовать концерт в рамках проекта «Музыка математического парка» по произведениям, которые он любил», – рассказал корреспонденту агентства ТАСС Дауд Казбекович Мамий.

    Источник: https://tass.ru/v-strane/10899369

    Материал подготовили: Крутикова Л. М. (зав. сектором); Чалукян Н. А. (гл. библиотекарь).

    Ссылка: РОДИНА МОЕЙ ДУШИ

  • Шварц сказка о потерянном времени распечатать текст полностью бесплатно
  • Шварц сказка о потерянном времени основная мысль
  • Шварц сказка о потерянном времени вопросы и ответы
  • Шварц сказка о потерянном времени читать полностью весь текст распечатать
  • Шашлык новая рига сказка