Доброе утро!
Сборная России по хоккею сыграла официальный матч в форме с надписью «СССР». Вне машины времени новости такие:
- Дочь Навального получила за отца премию Сахарова.
- Участников «земельных протестов» в Ингушетии приговорили к срокам от 7,5 до 9 лет.
- Российский суд раскрыл информацию о поставках продовольствия российским военным на востоке Украины, разбирая дело о взятке.
- Россиянин Вадим Красиков приговорен к пожизненному заключению за убийство Зелимхана Хангошвили в Берлине.
Российское околополитическое
- Даша Навальная получила за отца премию Европарламента имени Сахарова. Вот полный текст ее выступления, в котором она жестко критикует Европу за «прагматичное отношение к России» и многолетнюю политику умиротворения Путина. Директор Сахаровского центра в Москве Сергей Лукашевский называет вручение сахаровской премии Навальному знаком того, что у России есть потенциал сопротивления, а значит – и надежда на будущее.
- Глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин в интервью «Аргументам и фактам» снова обвинил Запад в отравлении Навального: «Операция с блогером в роли «сакральной жертвы» не удалась. Сегодня в разведсообществе США и стран ЕС вынуждены признавать, что интерес населения к «берлинскому пациенту» неуклонно снижается. Скажу больше – ему уже ищут замену в качестве эмблемы российского протеста». Жаль, не назвал кандидатов.
- Госдума одобрила в первом чтении законопроект, позволяющий вводить персональные санкции против всех иностранцев за «нарушение прав россиян». Это частичное расширение «закона Димы Яковлева». Санкции предусматривают запрет на въезд в Россию, арест активов и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями.
- В Екатеринбурге запущена петиция с требованием убрать барельеф Сталина с Дома офицеров в центре города. Барельеф восстановили в ходе реставрации (правда, полностью восстановить скульптурную группу, на которой был этот барельеф, реставраторы поленились – ограничились одним Сталиным).
- В Москве решено установить памятник главе МЧС Евгению Зиничеву, загадочно погибшему недалеко от Норильска в сентябре этого года.
- Издание «Протокол» рассказывает, как министр промышленности и торговли Денис Мантуров скупает с помощью своей 86-летней матери отели и другое имущество в Геленджике. В Москве у семьи Мантурова тоже есть отель.
Российская уголовщина
- Кисловодский горсуд на выездном заседании в Ессентуках приговорил к срокам от 7,5 лет до 9 лет колонии общего режима обвиняемых по делу о протестах в Ингушетии против изменения административной границы с Чечней. Большинство приговоренных провели в СИЗО больше двух с половиной лет. Всех их признали виновными в организации насилия в отношении силовиков, двоих объявили создателями «экстремистской организации», а остальных – ее участниками. Здесь ход следствия и приговоры комментирует адвокат.
- Прокурор требует три года колонии для отца бывшего главы ФБК Ивана Жданова. О ходе процесса в Нарьян-Маре здесь рассказывает адвокат Владимир Воронин.
- По делу о гибели 51 человека при аварии на шахте «Листвяжная» арестован ее владелец миллионер Михаил Федяев.
- По делу об убийстве двух человек заочно арестован участник дела «Сети» Алексей Полтавец, ранее рассказавший «Медузе» об этих убийствах.
- Российские власти Крыма возбудили уголовное дело о применении насилия в отношении представителя власти против узбекского беженца Наби Рахимова, убитого сотрудниками ФСБ в мае этого года. Тело родным до сих пор не отдали.
- В Омске в отношении двух 19-летних мужчин возбуждено уголовное дело об экстремистском сообществе «Норд». Опубликовано видео с их признаниями в том, что они «разделяют идеи радикального национализма».
- «Мемориал» оштрафован на 500 тысяч рублей за то, что на странице «ОВД-Инфо» со сбором средств не было отмечено, что общество объявлено «иностранным агентом». То, что «ОВД-Инфо» и «Мемориал» – разные организации, суд во внимание не принял.
- Омбудсмен Татьяна Москалькова снова обратилась к следствию и прокуратуре с просьбой смягчить меру пресечения ректору «Шанинки» Сергею Зуеву.
- Медиахолдинг RT подал в суд на основателя магазина Feelosophy Store Георгия Сарибекяна, выпустившего футболку с надписью «иностранный агент» в поддержку «Медузы». RT зарегистрировал торговую марку «иностранный агент», а сейчас регистрирует «иноагента».
- Семья калининградца Ивана Вшивкова, погибшего в отделении полиции, добилась компенсации в два миллиона рублей. Вшивков обварился кипятком из радиатора, к которому его, предположительно, приковали наручниками.
- Почти 400 мигрантам из разных стран запретили въезд в Россию на 40 лет за драки и другие совершенные в Москве правонарушения.
Братские народы
В Брюсселе завершился саммит «Восточное партнерство» с участием лидеров всех стран ЕС и пяти стран – участниц «Партнерства» – Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы и Украины. Беларусь была символически представлена пустым креслом и флагом. Президент Украины призвал ЕС ввести в отношении России превентивные санкции, не дожидаясь, пока она нападет на Украину. Декларация саммита призывает Россию к деэскалации и напоминает о неминуемых санкциях в случае агрессии.
Суд в Ростове-на-Дону раскрыл информацию о поставках продовольствия для российских военных, размещенных на позициях сепаратистов на Донбассе, рассматривая дело о взятке. В материалах дела говорится, что российским военным раз в две недели отправляли 1300 тонн продовольствия из Ростовской области. Москва их присутствие на Донбассе всегда отрицала.
В Украине широко обсуждается публикация немецкой газеты Bild о том, что Берлин в ноябре наложил вето на закупку Украиной оружия через агентство НАТО. Министр обороны Украины уже обвинил Германию в блокировке, но политолог Андреас Умланд говорит, что без пояснений официальных лиц пока невозможно разобраться, что произошло.
Президент США Джо Байден анонсировал новый «продолжительный разговор» с Путиным – предположительно, он состоится до конца года. Предметом, вероятно, снова станет Украина.
Вокруг света
- В Минтрансе Беларуси обвинили пилота рейса Ryanair, принудительно посаженного в Минске, в «нарушении инструкций»: ему, мол, сказали садиться в ближайшем аэропорту, а он зачем-то вернулся в Минск.
- Житель белорусского города Дзержинска получил три года колонии за то, что принес к дому милиционера ритуальный венок.
- Высший суд Берлина приговорил к пожизненному сроку без права досрочного освобождения россиянина Вадима Красикова, признанного виновным в убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Хангошвили был убит в Берлине 23 августа 2019 года. Нападавшего сразу же задержали. У него оказался фальшивый паспорт на имя Вадима Соколова, а настоящую свою фамилию он называть отказался. Ее выяснили расследователи из Bellingcat, а затем подтвердили следователи. После оглашения приговора Германия объявила о высылке еще двух российских дипломатов (двух уже выслали вскоре после убийства).
- Путин провел видеопереговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и пообещал ему приехать на церемонию открытия Олимпиады в Пекине.
- Запущенный NASA космический зонд Parker впервые в истории пролетел через солнечную корону и провел замеры магнитных полей и образцов частиц. Зонд стартовал с Земли в августе 2018 года. На сегодняшний день это самый быстрый из созданных людьми артефактов (до 587 тысяч км/ч).
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро среды, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 103 тысячи; официальное число жертв достигло к утру среды 292 891 человека (+1142 за сутки). Эти данные не отражают реального положения дел, но более надежные цифры Росстата публикуются с большой задержкой.
В России начали преследовать участников акций против введения QR-кодов: в Череповце задержана женщина, которую обвиняют в распылении дихлофоса в лицо нацгвардейцу, пытавшемуся задержать ее на акции, в Архангельске участник такой акции арестован на 17 суток.
По прогнозам главы Еврокомиссии, штамм омикрон станет доминирующим в Европе уже в январе. Италия, не дожидаясь этого, ужесточила правила въезда для европейцев: привитым теперь надо предъявлять отрицательный тест, а непривитым – еще и сидеть в карантине.
Шесть ссылок
- История. Рассказ о роли угля в двух промышленных революциях – не случившейся в Китае в IX веке и случившейся в Англии в XVII веке. Или история путешествий – от древних времен до гранд-туров.
- Писательские биографии. Главы из книги Глеба Морева «Осип Мандельштам: Фрагменты литературной биографии (1920–1930-е годы)». Или рассказ о жизни Льюиса Кэрролла, написанный на основе истории его банковского счета.
- О птичках. Зачем воронам уметь считать и как они это делают. Или рассказ о том, как выглядел и летал кетцалькоатль.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Фразеологизмы.
формирование
представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и
употребления в речи.
— уметь давать толкование
лексического значения фразеологизма, подбирать фразеологические синонимы и
антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения,
определять синтаксическую роль фразеологизмов.
·
Умение толковать
значение фразеологизмов , заменять их синонимами и антонимами;
·
Употреблять в речи
с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации , определяя, какие
фразеологизмы зашифрованы в них.
Учитель
Краснова Е.П.
Тема урока
Фразеологизмы.
Программное содержание
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы,
поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
План изучения нового материала
1.Что такое фразеология и фразеологизм
2. Нахождение в тексте фразеологизма и объяснение его значения.
3. Работа со словарём.
Основные понятия
Фразеология, фразеологизм.
Тип урока
Урок «открытия»
нового знания
Форма урока
Работа в парах, по группам
Технологии
проблемного
обучения
Оборудование урока
Фразеологический словарь,
раздаточный материал,
компьютер, проектор, презентация по теме урока., видеоролики
Виды
деятельности
Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа, игровая деятельность,
проектирование, выполнения домашнего задания
№
Этап урока
Содержание
урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Время
(в мин.)
1
Организационный
момент
Ребята, мне старшеклассники
прислали видеоролики, давайте посмотрим?!+
Проверяет
готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на
работу на уроке, создаёт
условия для включения обучающихся в учебный процесс
выполняют
самооценку готовности к уроку,
Метапредметные результаты:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
2
2
Дома вы работали с толковыми словарями и Интернет
ресурсами. Какое задание вы выполняли?
Задает вопросы,
проверяет выполнение домашнего задания
Отвечают на вопросы
учителя
Метапредметные результаты:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
3
2
II.Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся – время (7 мин)
1. Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности.
2. Введение в тему
урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная
ситуация.
Вопросы после
просмотра:
Давайте попробуем разгадать загадки. Что обозначают эти необычные выражения?
Назовите «необычные» выражения в в представленных роликах, и попробуйте
объяснить их значение.
(Фразеологизм)
— Скажите, пожалуйста,
чему будет посвящен сегодняшний урок?
— Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Тема
урока определена. Фразеологизмы
—Определим цели и задачи
урока.
Что мы должны знать? Как
достичь результата?
Цели:
Знать о фразеологизмах –
устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.
Задачи:
1. уметь… находить фразеологизмы
в речи, давать им лексическое толкование;
2. усвоить структуру
фразеологизмов. Уметь… их отличать от свободных сочетаний слов;
3. как… образуются
фразеологизмы. Источники фразеологизмов;
4. уметь…
употреблять их в речи с целью её обогащения.
Создает
условия для формулирования темы, целей урока, обеспечивает мотивацию. Задает вопросы.
Предлагает
разгадать. Подводит к формулировке темы.
Предлагает решить лингвистическую
задачу, задает вопросы, направляет.
Предлагает
сформулировать цели урока, корректирует ответы.
формулируют
цель урока;
— записывают
тему и цель урока в оценочный лист..
Находят
фразеологизмы в видеоролике, объясняют их значение.
Осуществляют
проверку.
Отвечают на вопросы
учителя.
Называют устойчивые
словосочетания совместное обсуждение ответов.
Отвечают на
вопросы. Формулируют тему.
Решают
лингвистическую задачу, отвечают на вопросы, работают со схемой.
Формулируют тему.
Работают в
тетрадях.
Формулируют цели.
Метапредметные результаты:
целеполагание, постановка вопросов,
планирование, прогнозирование, сотрудничество в поиске и выборе
Предметные результаты:
самостоятельное формулирование цели,
формулирование проблемы
Метапредметные результаты:
планирование, прогнозирование,
сотрудничество в поиске и выборе
Предметные результаты:
самостоятельное формулирование проблемы,
поиск решения проблемы
Метапредметные результаты:
целеполагание, постановка вопросов,
планирование, прогнозирование, сотрудничество в поиске и выборе
Предметные результаты:
самостоятельное формулирование цели,
формулирование проблемы
2
3
1
3
2
2. Актуализация знаний.
Изучение нового материала
а) Знакомство с
фразеологическими словарями.
b) Фразеологизмы – устойчивые выражения.
c) Роль фразеологизмов в русском языке и литературной
речи.
d) Фразеологизмы
и свободные сочетания слов
Физминутка.
— А сейчас я
предлагаю вам посмотреть видеоролики и ответить на вопрос, какие
фразеологизмы положены в их основу.
Видео 1. Зарыть
талант в землю
Видео 2. Семь
пятниц на неделе
Видео 3 На кудыкину
гору
4.Зарубить на носу
5.Перемывать кости
— Какое значение этих фразеологизмов?
Работа в парах.
дать
толкование фразеологизмам.
Сравнить
выполнение задания с модельным ответом. (Раздаточный материал)
Проверка
Критерии
оценивания:
За
каждый правильно записанный фразеологизм по одному баллу;
Толкование
фразеологизма -по 1 баллу. А если не знаем значение фразеологических
оборотов? Где можем узнать?
— Значение
фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка (Короткое
знакомство с оформлением словарной статьи на примере записанных
фразеологизмов.
— Перед вами фразеологические словари. Они разные. Давайте их
сравним. Как называется словарь? Кто составитель? Какой год издания? (В.П,
Жуков, А. В. Жуков)
А теперь найдем толкование фразеологических оборотов, представленных
в просмотренных видео.
Ответим на вопрос, почему фразеологизмы
называют “устойчивыми выражениями” Мы определили, что фразеологизмы —
это устойчивые сочетания слов. А как их отличить от свободных сочетаний слов?
Ответить на этот вопрос нам поможет выполнение следующего задания.
Определите,
каким членом предложения являются выделенные слова:
Вадим
на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.
Вадим на
уроке труда работал спустя рукава. Он бил балуши.
Назовите,
какое сочетание слов является свободным, а какое устойчивым? Докажите, назвав
их признаки.
Составление
сравнительной характеристики в виде таблицы.
Вывод: В
отличие от свободного сочетания слов у фразеологического оборота лексическое
значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В
предложении выступают как неделимое сочетание и являются одним членом
предложения.
Можно ли назвать
данные выражения фразеологизмами и почему?
— Бить банки.
— Водить за чуб
— Сесть в ботинок
— Работать, закатав
рукава.
(Ответы детей)
Какой вывод можно
сделать?
Работа с таблицей
— Слева в таблице
записаны предложения с фразеологизмами, справа вам нужно записать
предложения, заменив фразеологизмы одним словом ( синонимы, антонимы) .
Работа с учебником. Упр. 144, 145. (умение отличать фразеологизмы от
свободных сочетаний). А как будет называться наука, изучающая
фразеологизмы?
—Фразеология.
Давайте мы немного
разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы
их будете выполнять).
— Встанем, как
аршин проглотили.
— Проголосуем
обеими руками.
— Согнемся в три
погибели.
— Попрыгаем, как
заяц.
— Дадим задний
ход.
— Посмотрим друг
другу в глаза.
— Сделаем хорошую
мину при плохой игре.
— Разведем руками.
— А теперь — руки
в брюки.
— Подержим нос по
ветру.
Но в ногах правды
нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
Задает вопросы,
создает проблемную ситуацию, знакомит с фразеологическими словарями.
Создает проблемную
ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к
выводу.
Создает проблемную
ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к
выводу.
Создает проблемную
ситуацию.
Дает задание и
рекомендации по его выполнению. Контролирует. Подводит к выводу.
Дает задание,
рекомендации по его выполнению, осуществляет контроль, оказывает помощь.
Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов.
Проводит
физминутку.
Смотрят видео.
Отвечают на вопросы. Обучающиеся знакомятся с фразеологическими словарями,
оформлением словарной статьи.
Находят фразеологизмы в словарях, объясняют их значение.
Работают со
словарями, сравнивают, анализируют.
Проводят
исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Работа в
парах и группах.
Узнают об
особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они
употребляются как бы в застывших формах.
Дают оценку деятельности
одноклассников.
Читают определение,
делают вывод.
Работают в тетрадях
и у доски. Выполняют задание. Делают вывод о роли фразеологизмов русском
языке.
Работают в тетрадях
и у доски. Выполняют задание учителя, осуществляют взаимопроверку. Делают вывод.
Выполняют
упражнения под музыку
Предметные результаты:
решение проблемы, построение логической
цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Метапредметные результаты: поиск и выделение информации, выделение и
осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения, управление
поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью
Предметные результаты:
действие по аналогии
Метапредметные результаты:
выделение и осознание усвоенного, волевая
регуляция в ситуации затруднения, управление поведением партнера, выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные результаты:
действие по аналогии, умение
структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач
Личностные результаты:
самоопределение
3
2
5
3
3
3
3
5
Первичное
закрепление
2. Работа с
учебником. Упражнение №146
(фразеологизмы-синонимы) Задание в формате ОГЭ.
1.Выпишите
предложения,
в которых средством
выразительности являются фразеологизмы:
1)Он встал ни свет
ни заря, чтобы пойти в осенний лес.
2)Кто-то
широкоплечий и складный стремительно настигал то одного, то другого.
3) Толик
приподнялся, побежал на помощь избавителю и застыл от удивления.
4)Урок кончился,
снова затарабанил звонок.
5)Толик с
удивлением посмотрел на директора.
6)В мертвой тишине
директор прошел по рядам и сел за последнюю парту.
Задание 2.
Заменить выделенные
слова подходящими фразеологическими оборотами.
1 (базовый
уровень)
а)Древние
рукописные книги в наше время ценятся очень высоко;.
б) На выставке, как
всегда, было очень тесно;
в)Дедушка любил
всегда подниматься очень рано.
Г)Мальчишки бежали
по улице очень быстро.
Справочный
материал: на вес золота
сломя голову, яблоку негде упасть, ни свет ни заря.
2 (повышенный
уровень)
Пользуясь
материалом для справок, подобрать к приведенным фразеологическим оборотам
синонимические фразеологизмы.
а)Сам не свой — ..
б)Стреляная птица —
..
в)Два сапога пара —
г)От аза до ижицы —
Справочный
материал: от альфы до омеги; одним миром мазаны; как в воду опущенный;
тертый калач.
А теперь
подведем итог нашей работы.
Поделитесь своими
впечатлениями от урока.
1.Закончите
предложение:
Для меня важно
знать значение фразеологизмов, для того чтобы
.
Пользоваться ими в
повседневной жизни
2. Закончите
предложение:
Я доволен(льна)
тем, что могу самостоятельно рассказать о
.
Мы узнали много
нового и интересного. Помните, что соответствующий фразеологический оборот
можно подобрать почти к любой ситуации. При правильном употреблении
фразеологизмов наша речь становится яркой, образной и эмоциональной.
Домашнее задание
двух уровней базовый и повышенный — дается на выбор.
Слайд:
Базовый уровень: Написать шуточный рассказ «Веселое
путешествие в страну Фразеологию», используя фразеологические обороты.
Повышенный
уровень: Восстановить
перепутанные фразеологизмы:
Кошки скребут крыто
Концы в рукава
Ни жив ни к городу
Наступать на ни
мертв
Гладить по пятки
Ни к селу шерсти
Шито воду
Спустя на душе
Тексты распечатаны.
Знакомит с
понятиями фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы антонимы.
Предлагает учащимся
выполнить задания. Координирует
деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий.
Знакомятся с
понятиями фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы антонимы.
Выполняют задания.
Анализируют, делают
вывод.
Метапредметные результаты:
выделение и осознание усвоенного, волевая
регуляция в ситуации затруднения, управление поведением партнера, выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные результаты:
действие по аналогии, умение структурировать
знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач
1
2
3
6
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Подведем итоги.
— Мы умеем…(давать определение, находить фразеологизмы в тексте и
правильно их употреблять в речи).
— Какому вопросу уделили мало внимания? (Источники фразеологизмов)
— Над этой темой мы продолжим работу на следующем уроке.
— Ребята, оцените наш урок. Каким он был для вас?
(Выставление
оценок за урок.)
Предлагает подвести
итоги, дать оценку своей работе.
Выставляет оценки
учащимся.
Анализируют урок,
подводят итоги. Оценивают свою работу.
Метапредметные результаты:
выделение и осознание усвоенного.
3
7
Домашнее задание
На выбор
Работа над
коллективным проектом.
Тема. Фразеологический словарь для младших
школьников.(видеоролики)
Цель: создать фразеологический словарь для младших
школьников(видео)
Задачи:
- Выбрать фразеологизмы,
которые будут внесены в словарь. - Дать толкование
фразеологизмам, пользуясь словарями. - Или упражнение 148
задание
Дает домашнее
задание. Называет тему проекта. Предлагает сформулировать цель и задачи.
Помогает разработать план работы над проектом.
Называют этапы
работы над проектом. Формулируют цель и задачи. Разрабатывают план. Задают
вопросы.
Метапредметные результаты:
планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
5