Шукшин повести и рассказы читать

Василий шукшин ассоциируется в сознании каждого как истинно русский человек и писатель. он был всесторонне развитым человеком. трудно ответить, кто

Василий Шукшин ассоциируется в сознании каждого как истинно русский человек и писатель. Он был всесторонне развитым человеком. Трудно ответить, кто он больше: писатель, драматург, режиссер или актер. Все ему удавалось одинаково хорошо.

Читать его произведения означает прикоснуться к русскому быту и русской душе. Образы, описанные Шукшиным настолько правдивы, что кажется, что с каждым знаком лично. У него много произведений, каждое из которых является настолько емким, что кажется, переживания героя переживает сам читатель.
Казалось бы, в его произведениях нет лихо закрученного сюжета, однако читаются они на одном дыхании и навевают размышления. Наверное, жизнь его сложилась так, что ничего не надо было придумывать и искать особенные приемы, чтобы описать страдания своих героев.

Жизнь его была нелегка, иногда настолько заводила в тупик, что не мог ни в чем найти выход, кроме как в алкоголе.

Детство и юность

Родился Василий Макарович в Алтайском крае в селе Сростки 25 июля 1929 года. Его родители коренные жители тех мест, по социальному положению крестьяне. Имели свое небольшое крестьянское хозяйство, но с приходом Советской власти вступили в колхоз.

Отец, Макар Леонтьевич, работал механизатором. Либо он не мог забыть свое единоличное хозяйство и колхоз его тяготил, либо характер имел неуживчивый, но так случилось, что в 1933 году подвергся репрессиям, а затем его расстреляли. Васе было всего четыре года, сестра Наташа была младше на два года. Мать осталась одна после смерти отца, и все тяготы по воспитанию малолетних детей легли на ее хрупкие плечи.
В детстве Василий Макарович носил фамилию Попов (по матери). Понятно, что носить фамилию репрессированного родителя означало лишить себя будущего и страдать ни за что. Вскоре в семье появился отчим, Павел Куксин.
Наверное, он был хорошим и честным человеком, взяв в жены женщину, чей муж подвергся репрессиям и был расстрелян. Кроме того, нелегко тогда было воспитать двоих чужих детей. Василий Макарович вспоминает отчима в своем рассказе «Первое знакомство с городом».

Шукшин очень сожалеет, что не помнил своего отца, что неудивительно: отца расстреляли, когда Василий был еще совсем маленьким. Но недолго мать побыла замужней женщиной, не успела еще насладиться женским счастьем.
Павла ( отчима Василия)призвали на фронт, и через год мать получила похоронку. Василий остался в семье за старшего. Ему было всего тринадцать лет. Односельчане говорили о Шукшине, как о мальчике, который рано повзрослел. По характеру он был угрюм и нелюдим.

Ничего не объединяло Василия со сверстниками. Он оставался в стороне, а когда общался, требовал, чтобы его непременно называли Василием. Много рассказов посвящено детству. Главным героем многих из них является Ваня Попов. Не трудно догадаться, о чьем детстве эти рассказы. Поэтому и написаны они легко, слова, вложенные в творчество, шли из глубины души.

Образование Василия Макаровича началось в простой деревенской школе. Он плохо учился, занятия мальчика явно не интересовали. Но была у Василия одна страсть: книги. Он читал все подряд, да и выбирать было не из чего. Какие книги можно найти в Алтайской деревне, поэтому и читал, что находил.

В 1943 году, кое – как окончив сельскую школу, юноша переезжает в Бийск, где поступает в автомобильный техникум. Обучение не закончил, вернулся в родное село, поработал немного в колхозе, затем переехал в Бийск, где много скитался в поисках места в жизни. Какие только он ни пробовал профессии: разнорабочий, стропальщик, маляр, грузчик. Нигде не смог найти себе применение.

В 1949 году был призван на службу в морфлот. Служил на Балтике и Черноморском флоте. После армии вернулся на родину, закончил экстерном обучение и получил место учителя русского и литературы, потом работал здесь же директором школы.

В 1954 году он решил уехать в Москву. Поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где его наставником стал М.Ромм.

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой Василя Шукшина стала Мария Ивановна Шумская. Это была его первая любовь, которая и стала его первой женой. Мария была родом из одной деревни с Василием Макаровичем. Там же она стала работать сельской учительницей.

Они расписались в 1955 году, когда Василий Макарович учился во ВГИКе и осваивал профессию режиссера. Недолго продлилась их семейная жизнь. Мария настолько привыкла к деревенской жизни, что даже замужество не заставило ее покинуть родное село. Она не поехала в столицу за своим мужем.

Так и закончилась их семейная жизнь, еще не начавшись. Василий Макарович был необычайно влюбчив. Его романы были постоянными, жены все были гражданскими.

В гражданском браке с Викторией Сафроновой, дочерью драматурга, поэта и переводчика, у Шукшина рождается дочь Катя. Во время гражданского брака с Викторией на его горизонте появляются одновременно две Лидии: Федосеева и Чащина.

Он разрывается между тремя женщинами, пытаясь разобраться в своих чувствах. Удивительно, за что его так любили женщины. Он не отличался особой красотой, внешность Шукшина была самой заурядной. Но что присутствовало у Василия безусловно: это необычайная харизма.

Он был талантлив не только в искусстве, но и в человеческих отношениях. Недаром столько женщин сходило по нему с ума. Но все, кто знали писателя, считают, что единственная женщина, которую Василий любил всю жизнь, была его мать.

Творчество Василия Шукшина

Трудно поверить, что писательский стаж Шукшина всего лишь десять лет. Писатели, которые создавали произведения большее количество лет, не всегда имеют столько ярких произведений. В начале творчества произведения писателя рассказывали о людях, с которыми он рядом жил. Теплое отношение к людям разного возраста, большой жизненный опыт и умение заглянуть в душу человека помогли ему создать незабываемые рассказы.

Все его герои наделены умением анализировать и мыслить, образы воистину народные. Шукшин показывает, что люди, не имеющие образования и большой должности, имеют большую житейскую мудрость.

В образе героев произведений писатель показывает внутренние терзания человека по поводу выбора своего жизненного пути. Образы полны трагизма, как и жизнь самого писателя. Шукшин в своих оценках персонажей жестко обличает человеческое зло, безнаказанность, своеволие, которые имеют место в повседневной жизни.

Василий Макарович начал публиковаться в 1958 году. Первые его произведения были небольшие по объему, но глубокие по содержанию. Они выглядят как зарисовки образов и нравов жителей деревни. Они не надуманы автором, Василий Макарович жил с ними рядом, поэтому образы так реалистичны.

Среди первых его рассказов можно выделить « Земляки», «Сельские жители. Само название говорит о том, что хочет поведать писатель. Его истинно русская душа оставалось всю жизнь в его произведениях, ведь там, на Родине, осталась мама.

В ранних рассказах писатель задается вопросом: вот трудятся крестьяне, его односельчане, на земле, днями и ночами, оставляют свое здоровье. А есть ли в этом смысл? Такое размышление завершает рассказ «Дядя Ермолай».
Вопрос крестьянского труда в его рассказах соотносится с жителями села старшего поколения. Молодые герои его произведений ближе к городской среде. Служба в армии, работа, выбранная специальность стали предметом описаний в более поздних произведениях.

Так как он описывал только реальность, окружающую его, герои произведений становятся причастны к жизни в городе, когда он сам покинул родную деревню. На страницах книг писатель жестко отзывается о людях, способных причинить душевную рану другому человеку.

В рассказе «Обида» автор прослеживает путь умного, доброго паренька Саши Ермолаева, которого прилюдно унизили и оскорбили. Он превращается в беспощадного и агрессивного члена общества. Сельских жителей он рисует, прежде всего, добрыми, открытыми и незлобивыми людьми, но замечает в них идеи собственничества, зависти.

Ярким образом деревенского скряги является Тимофей Худяков в рассказе «Билетик на второй сеанс». Он всю жизнь приворовывал, но ему удавалось гладко скрывать свои махинации и выходить «сухим из воды». Он накопил себе на жизнь все, о чем мечтал. Казалось бы, живи и радуйся. Но он отчаянно одинок, и это чувство не дает ему покоя.
Многие герои литературных произведений Шукшина попадают в городскую среду из привычной им деревенской. Но не все находят там себе применение. В основном им трудно адаптироваться, они ищут себя.

Кроме этого, герои Шукшина, наверное, как и он сам, не хотят жить привычной жизнью, хотят найти для себя чего-то большего, но многих это губит.

Яркий пример мечущегося по жизни человека герой киноповести «Калина красная» Егор Прокудин. Он уголовник, но с первых страниц книги и сцен в кинофильме он не вызывает отвращения.

Он не смог правильно выбрать свой путь в жизни, потому и оказался в тюрьме. Егор может иметь много денег, на него обращают внимание красивые женщины, но по душе ему пришлась простая сельчанка Люба с открытой и нежной душой.

Он вызывающе ведет себя при знакомстве с родителями невесты. В образе Любы Шукшин отразил лучшие черты, какие присущи жительнице деревни. Она сама открытый человек и верит, что Егор врать не может.

Сам по себе хороший человек Егор в поисках хорошей, с его точки зрения, жизни, попал в круг злых и беспощадных людей. До последнего герой надеялся, что возможно завязать с прошлой жизнью и безболезненно расстаться со своими бывшими дружками.

Но в жизни за все надо платить, это Шукшин испытал на себе. Об этом он призывает помнить читателя, поэтому и конец киноповести трагичен.

Редко встречаются такие таланты, каким был Шукшин. За свою короткую жизнь он стал известен не только как писатель, но и драматург, актер, режиссер. К сожалению, жизнь его рано оборвалась, но наследие, которое он оставил людям, трудно переоценить.

Последние годы жизни и смерть Шукшина

Василия Шукшина нельзя было назвать здоровым человеком. Он постоянно мучился язвой желудка. Болезнь преследовала его на протяжении долгого времени. Особенно она усилилась во время съемок фильма «Калина красная».
Режиссер очень переживал, так как фильм приходилось на ходу переделывать. Он очень боялся, что фильму не дадут хода или снимут его не так, как мечтал режиссер. Он в это время лечился от застарелой язвы. Но постоянно сбегал из больницы, чтобы принять участие в съемках.

Слегка подлечившись, Шукшин стал сниматься в фильме «Они сражались за Родину». Он плохо себя чувствовал и работал буквально на износ. Он как – будто предвидел свою кончину. Однажды, сидя в гримерке, Василий начал что-то рисовать на пачке сигарет.

К нему подошел Бурков, который вместе с Василием принимал участие в съемках. Он увидел на картине деревья, людей, небо. Георгий поинтересовался, что это такое он рисует. Шукшин не смутился и ответил, что это похороны. Бурков выхватил рисунок и выбросил вон.

Во время съемок «Они сражались за Родину» фильм «Калина красная» повезла в Болгарию его жена Лидия. Фильм после первого показа имел грандиозный успех. Она не почувствовала, что ее мужу что-то угрожает, настолько была счастлива от такой реакции публики на фильм. Но в этот день Шукшина не стало.
Случилось это на пароходе «Дунай», где была размещена съемочная группа для проживания. С вечера Шукшин почувствовал себя неважно, Бурков предложил ему побыть вместе. Но Василий отказался. Среди ночи Георгий пошел в каюту друга, но обнаружил его мертвым.

Умер Василий Макарович Шукшин 2 октября 1974 года. Ему было всего 45 лет. Можно сказать, что ушел из жизни в самом расцвете творческих сил. Похороны состоялись 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище.
Много слухов ходило по поводу его внезапной смерти. Многие друзья и близкие не верили, что он умер случайно. Его смерть считают насильственной. Однако официальная версия: инфаркт миокарда.

Не стало хорошего и талантливого человека, но в памяти людей он остался своими литературными произведениями и фильмами. Сколько бы мог сделать еще, если бы смерть не забрала его так рано. На родине писателя открыт его музей.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ПОВЕСТИ И В ФИЛЬМЕ
В.М.ШУКШИНА «КАЛИНА КРАСНАЯ»

VIII КЛАСС

Аннотация. В статье показано, как на уроке
внеклассного чтения учитель организует сравнительно-сопоставительный анализ
повести и фильма В.Шукшина «Калина красная», основой обсуждения которых
становится тема выбора жизненного пути.

Ключевые слова: повесть как жанр прозы и её
экранизация, сценарий, ки- ноповесть, особенности кинематографа, сравнительный
анализ, интер- претация, нравственный выбор.

В системе школьного литературного об-
разования в авторских программах и учебниках неизменно присутствуют
произведения В.М.Шукшина. В 8 классе предлагаем уча- щимся прочитать повесть
В.Шукшина «Калина красная». На уроках внеклассного чтения смот- рим фильм и,
опираясь на текст художествен- ного произведения как на первоисточник, ана-
лизируем тему выбора героем жизненного пути в повести и в фильме. С этой целью
по- вторяем теоретико-литературное понятие «по- весть» (повесть — эпический
прозаический жанр, для которого характерно: повествование о событиях в жизни
героев, участие в действии нескольких персонажей, развитие действия на
значительном отрезке времени, воссозда- ние психологического мира героев).

Фильм Шукшина называют киноповестью, как и
многие другие фильмы, поставленные по литературным произведениям. Но жанровые
особенности этой категории фильмов чётко не определены, сложность вызывает
объеди- нение в одном термине понятий литературы и

Кадр из х/ф «Калина красная». Егор Прокудин —
В.Шукшин, Люба — Л.Шукшина

кино. Существует несколько точек зрения; ино-
гда, например, киноповестью называют сце- нарий любого фильма. Юрий Тюрин в
книге

«Кинематограф Василия Шукшина» пишет, что
повесть «Калина красная» изначально была рассчитана на постановку фильма, а
фильм изначально имеет литературную основу, по- этому её называют киноповестью.

Обратимся к истокам замысла повести

«Калина красная», который Шукшин вынаши- вал
долго. Надо сказать, что писатель вложил в неё многое из лично пережитого,
начиная с трудностей военных лет, когда ему, совсем ещё юному деревенскому
парню, пришлось уйти в город в поисках работы, где судьба его могла сложиться
так же, как и у Егора Проку- дина. По мнению Шукшина, Егор мог и не быть
преступником, мог и не вести бездухов- ную жизнь преступника, не думая, к чему
она приведёт. Шукшин говорит с современника- ми об ответственности каждого
человека за всё, что происходит с ним и с обществом, и утверждает, что каждому
придётся платить за безнравственные поступки, совершённые в жизни. Автор
призывает каждого человека

30 Литература в школе. 2017. № 12.

заглянуть в себя, задуматься, во имя чего он
живёт, во что верит.

При этом, рассказывая о раскаявшемся
преступнике, Шукшин меньше всего стремил- ся свести повесть к нравоучению. Он
видел свою задачу в том, чтобы поведать не только о злосчастной судьбе
рецидивиста, но и о не- устроенной человеческой душе, показать, как она «мается
и ищет своего места» и тянется к добру, откликается на тепло и заботу.

Почти в каждом произведении Шукшина
упоминается о душе, чувстве согласия или разлада человека со своей душой.
Вспоми- наем ранее изученные или прочитанные уча- щимися самостоятельно
рассказы: «…и стало как-то не по себе…» («Дядя Ермолай»);

«…сердце замирает от необъяснимой тайной
радости…» («Горе»); «…тревожно на душе, нехорошо…» («Рыжий») и др.

— А почему это происходит с героями Шукшина?
Почему то им становится как-то не по себе, тревожно на душе, нехорошо, то
сердце замирает от необъяснимой тайной радости? (Тревога, томление души, боль
или радость, которые испытывают герои Шукши-

на, вызываются тем, что они замышляют, со-
вершают: доброе или злое.)

Обратившись к повести «Калина красная», дадим
школьникам задание найти в тексте мо- менты, где автор показывает первые
движения души главного героя на воле, подумать, какие художественные средства
использует Шукшин для этого, какая авторская мысль выражается при этом.
Учащиеся приводят примеры: «И вот она — воля!.. Воля и весна! Чего ещё человеку
надо? Егор улыбнулся старушке и продекла- мировал: “Май мой синий. Июнь
голубой!..” Рад! Он на вкус пробовал это словцо. <…> Егор сам, оглушённый
силой слов, некоторое время сидел, стиснув зубы… “Люба”, — произнёс он с
дурацкой нежностью… “Жми, малыш на весь костыль, а то у меня сердце сейчас из
груди выпрыгнет”… Душа его стронулась и больно толкается в груди… “душа у меня
наскипеда- ренная какая-то…”» и др.

Оказавшись на свободе, герой не скры- вает
свою радость, с трудом сдерживает вос- торг, которые проявляется в чтении
стихов, в добром отношении к людям, в восприятии природы. Дав герою возможность
так про-

явить себя, автор и сам раскрывает эмоцио-
нальное состояние Егора, передаёт пере- полняющее его чувство свободного
человека:

«И опять охватила Егора радость воли, ра-
дость жизни…» и др.

В Егоре Прокудине воплощена мысль ав- тора о
выборе человеком жизненного пути и его ответственности за свой выбор. Свобода
выбора — это осознание человеком необхо- димости жить по нравственным правилам
и законам государства, не нарушать права дру- гих людей. Эти философско-нравственные
вопросы роднят Егора Прокудина с героями Достоевского. Глубину повести отметил
С.Залыгин, подчеркнув, что в ней затронута вечная проблема преступления и
наказания. Фильм Шукшина «Калина красная» также поднимает общечеловеческие,
нравственно- философские проблемы смысла жизни, ис- тинных и ложных ценностей.
В нём чётко вы- ражена авторская позиция. Фильм никого не

оставил равнодушным.

Почему Шукшин решил обратиться к фильму?
Литература и кино — это взаимо- связанные, но разные виды искусства. Ска- жем
восьмиклассникам, что литературу часто называют материнским искусством и
театра, и музыки, и живописи, и кино.

Спросим ребят: как вы думаете, что же сближает
литературу с кино?

—        Если фильм создан на основе художе-
ственного произведения, их сближает тема, сюжет, герои, наверное, и авторская
позиция, хотя здесь их две: писателя и режиссёра.

—        Поэтому важно, чтобы автор произве-
дения и создатели фильма были единомыш- ленниками.

Поблагодарив детей за ответы, продол- жим их
размышления.

Фильм создаётся на основе литературы: сценария
оригинального или написанного на основе художественного произведения, ко- торый
имеют черты драматургии (сюжет, раз- вивающийся во времени и пространстве,
диалоги, монологи, авторские ремарки), включает приёмы прозаического повество-
вания (титры, закадровый голос).

Вместе с тем фильм имеет свои вырази- тельные
средства: свет, движение, кадр, план, ракурс (положение изображаемого человека,
предмета в пространстве). В восприятии филь- ма привлекает эффект конкретности,
досто- верности происходящего действия. Но экра- низация художественного
произведения свя- зана со сценарием, меняющим в определённой степени
оригинальный текст (отбор героев, эпизодов, сцен и т. д.), с режиссёрским
замыс- лом, интерпретацией литературного источни- ка, одним словом — это другой
вид искусства. Восприятие литературного произведе-

ния связано только с воображением читателя,
пониманием многозначности и образного значения слова. Хороший читатель является
непосредственным соавтором писателя, что и привлекательно в чтении книг.

В фильме «Калина красная» Шукшин яв- ляется и
актёром, и режиссёром, который своё литературное произведение приблизил к языку
киноискусства.

Работая с текстом повести, учащиеся на- ходят
в фильме опущенные или по-иному ин- терпретированные сцены. Например, в филь-
ме первые мгновения воли изображены так: гремит железная дверь, выпуская
стриженого Егора. Молодые, чуть удивлённые лица солдат, крепкие стены
монастыря. Слепящий свет се- верного солнца. Егор на секунду закрывает глаза от
этого света и смакует первый глоток свободы. Кирзовые сапоги стучат по настилу,
Егор устремлён к свободе. Он неулыбчив, в нём не уловишь признака слабости (в
пове- сти — его качнуло от сердечного приступа).

—        Чем, на ваш взгляд, продиктовано та-
кое отличие? (В этом первом эпизоде про- является решимость героя уйти от
прошлого.) Сцена застолья в доме Байкаловых уси- лена в фильме песней на стихи
Некрасова

«Школьник». Осмысливая её художественную роль,
ученики заметили, что песня про «ар- хангельского мужика», про Русь, про самое
главное — «знай работай да не трусь». Это своеобразное напутствие Егору — надо
на- чинать новую жизнь.

Не вошёл в фильм монолог Егора перед его
гостями в ресторане. Но введена сцена со следователем, после которой вполне
понятно высказывание Егора: «Я не могу возить». По- иному дана и сцена у
плетня, когда Егор поёт песню «Ах, зачем эта ночь так была хороша», а не
«Калину красную», как это было в повести. Увлечённо работая с текстом повести,
не- которые школьники отметили, что у Шукшина есть удивительно выразительные
эпитеты, ко- торые создают психологический портрет ге- роев. Например, Зоя —
«членораздельная ба- бочка, быстрая и суетная», «членораздельная Зоя, женщина
вполне истеричная». Восьми- классники отмечают и «официанта — подат-

ливого человечка», и «зятя-обмылка».

В «Калине красной» (и в повести, и в фильме)
присутствует образ пашни, земли. Думаем о значении этого образа, столь до-
рогого Шукшину. Его роль многозначна. Это образ-символ бытия человека на земле,
ма- тери-земли, добра, счастья. Образы природы раскрывают глубину души Егора
Прокудина. В повести восприятие пейзажа читателем за- висит от его воображения.
В фильме даны живые картины природы: реки, сада, деревни, неба, берёзовой рощи,
пасеки и др. Особенно значима роль пейзажа в финале: «Ничто не изменилось в
мире. Горел над пашней ясный день, рощица на краю пашни стояла вся зелё- ная,
умытая вчерашним дождём… Густо пахло землёй, так густо, тяжело пахло сырой
зем- лей, что голова легонько кружится. Земля со- брала всю свою силу, все соки
живые — гото- вилась опять породить жизнь. И далёкая синяя полоска леса, и
облако, белое, кудрявое на этой полоской, и солнце в вышине — всё была жизнь, и
пёрла она через край, и не за- ботилась ни о чём, и никого не страшилась».

Восьмиклассники понимают, что весен- нее
возрождение вечной природы — символ возможного возрождения заблудившейся души
человека.

Продолжая сравнивать сцены повести и фильма,
учащиеся отмечают, что Егор каждую

ночь видит ларьки и чемоданы — эти вечные
приметы ночёвки на вокзалах, потому что у него нет своего дома.

Рассматривая сцену «Праздника души» героя в
киноповести и фильме, дети выясни- ли, что она достаточно широко представлена в
повести и кратко в фильме, и определили её смысл: праздник души — это
заполнение жиз- ненной пустоты или утверждение героем своих представлений о
другой жизни, о воле; они обратили внимание на стёганый халат, по его
представлениям, «верх совершенства и богатства, которого у него никогда не
было». Отмечаем ещё одну деталь (её нет в ки- ноповести, она присутствует в
фильме): когда Люба встречает Егора, на ней украшение — пластмассовая камея (с
изображением «Не- знакомки» Крамского). И в одной из послед- них сцен фильма мы
видим Любу с этим укра- шением. Эта деталь — намёк на ситуацию встречи героев
(Люба для Егора — незнаком- ка) и на стремление Любы к красоте при не- достатке
средств. Объясним, что изначально в античном искусстве камеи — это небольшие
резные камни с рельефным изображением, преимущественно из твёрдого, ценного
кам-

ня: сердолика, оникса, агата и др.

Большое значение в «Калине красной»
приобретает встреча героя с матерью. Обя- зательно остановимся на этой сцене в
пове- сти и фильме.

В повести переживания раскрываются в диалоге
Егора с Любой, в описании его со- стояния автором. И читатель понимает, что,
сидя за рулём машины, герой должен сдер- живать эмоции. В фильме, выйдя из дома
своей матери, Егор не сдерживает чувств, кричит и плачет: «Господи! Прости,
если мо- жешь!» И в фильме, и в повести очень точно переданы его состояние,
чувства: он всем сердцем почувствовал кротость, долготер- пение, всепрощение
матери, верность мате- ринской любви. Материнские чувства ото- звались в душе
Егора раскаянием, стыдом, такой болью, «точно жгли её там медленным огнём». В
повести именно эти слова помо- гают читателю понять глубину чувства вины сына
перед матерью. Сильнейшее потрясе- ние, пережитое Егором, пробудило совесть,
очистило его нравственно, заставило беспо- щадно осудить себя за неправедную
жизнь.

Сам Шукшин писал об этом эпизоде:

«Посещение матери, как мне кажется, вывело его
мятущуюся душу на вершину понимания. Он увидел, услышал, узнал, что никогда не
замолить ему величайшего из человеческих грехов — греха перед матерью, что
никогда уже больная совесть не заживёт. Это пони- мание кажется мне наиболее
поучительной минутой его судьбы. Но именно с этой минуты в него и вселяется
некое безразличие ко все- му, что может отнять у него проклятую им же самим
собственную жизнь».

Раскрывая тему выбора героем жизнен- ного
пути, обратим внимание на его имя и кличку Егор-Горе, и на роль песни «Калина
красная». Имя Егор является русским вари- антом греческого имени Георгий,
поэтому имеет то же значение — «земледелец». Имя

31

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Егор было просторечным, в отличие от имени
Юрий, также являющимся формой имени Ге- оргий, которое чаще использовалось
среди дворянства и образованных сословий в XVII— XIX веках. (Подробнее на
http://kakzovut.ru/na- mes/egor.html.) Большая часть жизни Егора — это жизнь
Егора-Горя. «Горькая» кличка гово- рит о качестве его жизни: от неё радости ни
себе, ни другим… И всё же имя Егор дано было герою Шукшина не случайно. В конце
повести и фильма мы видим Егора на тракто- ре, он пашет весеннюю пробуждающуюся
землю. Небо, земля, просторы, воздух, кото- рым не надышаться, он любит, и
любят его… Хорошо, тепло на душе человека, почувство- вавшего свою нужность,
необходимость в этой жизни, занятого добрым, полезным, по- настоящему мужским
делом.

В народных поверьях калина с её горьки- ми
ягодами — символ первой несчастной любви, невосполнимых утрат, несосто- явшейся
жизни. Всё это во многом испытал герой. И уход его из жизни в переломный её
момент, когда Егор наконец-то понимает её цену и вкус, когда она приобретает
подлин- ный смысл, воспринимается нами — и чита- телями, и зрителями —
трагически. Об этом заставляет думать название повести и одно- имённого фильма.
Поэтому и звучит мотив этой песни.

В чём драма жизни Егора Прокудина? Об- ратимся
вновь к авторской позиции как от- правной точке понимания идеи произведений.
Автор видит истоки драмы Егора Прокудина в проявленном им безволии в начале
жизненного пути, когда перед первыми трудностями он свернул с прямой дороги.
Егор предпочёл при- тон Губошлёпа честной трудовой жизни. «…Он, наголодавшись,
настрадавшись в детстве, ду- мал, что деньги — это и есть праздник души, но он
же и понял, что это не так…» [1, т. 3, с. 12].

Все, кто писал о финале драмы, раскры- вают
глубокие духовные переживания героя: раскаяние, осознание вины, суровое само-
осуждение, готовность искупить вину собст- венной жизнью. «…Полагаю, что он
своей смерти искал сам», — говорил В.Шукшин. Как человек незаурядный, с сильным
харак- тером, Егор сам выбирает решение в тот мо- мент, когда душа и разум его,
возвысившись, обрели полную независимость и свободу. В новом духовном состоянии
Прокудину нужна была победа над Губошлёпом в открытом по- единке как возмездие
тёмным силам, сло- мавшим его жизнь и несущим угрозу многим другим жизням. Как
св. Георгий Победоносец (св. Егорий), вступивший в бой со злом — чу- довищным
змием, Егор Шукшина не побо- ялся схватиться со злом и жизнь свою поло- жил в
противостоянии ему.

Оправдывает ли Шукшин своего героя или
осуждает?

Как ответят на этот вопрос взрослеющие
подростки? В процессе беседы школьники пришли к выводу: Шукшин осуждает Егора
за потерянные, невозвратимые годы, но высту- пает как великий гуманист,
относящийся с уважением к человеческой личности. Школь- ники единодушно
утверждают, что в фильме ярко проявилось сострадание автора к герою, и читатели
повести, и зрители фильма состра- дают Егору. Фильм потрясает своей глубиной.
Заканчивается фильм… Звучит голос Его-

ра (Шукшина), звучит его письмо не только Любе
— всем нам. Литературное произведе- ние и фильм на его основе живёт в восприя-
тии читательских, зрительских поколений, поскольку настоящее явление искусства
все- гда современно и открыто для поисков новых смыслов.

ЛИТЕРАТУРА

1.         ШУКШИН В. Собр. соч.: В 3 т. — М.:
Молодая гвардия, 1986.

2.         КОНОВАЛОВА Л.И. В.М.Шукшин в
школьном изучении. — СПб: Образование, 2010.

3.         ПОТЕБНЯ А.А. Теоретическая поэтика.
— М.: Высшая школа, 1990.

Биография Василия Шукшина

Василий Макарович Шукшин – выдающийся деятель советского кинематографа и прозы, которого считают уникальным явлением не только в отечественной, но и в мировой культуре. В своих произведениях он с тонкой иронией, понятно и искренне рассказывал о жизни простых людей, писал о настоящем русском селе без прикрас, заслужив всенародную любовь и сумев глубоко проникнуть в эту загадочную русскую душу.

На фото: Василий Шукшин

На фото: Василий Шукшин

Лучшими в его актерской карьере считаются роли в кинопроектах Сергея Бондарчука «Они сражались за родину», Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», Сергея Герасимова «У озера», а также в картинах собственного авторства «Калина красная» и «Печки-лавочки».

В творческой копилке гениального кинематографиста – два романа, три повести и три пьесы, больше ста двадцати рассказов, пять кинофильмов и двадцать семь ролей в кино. За самобытный и яркий талант кинорежиссера, актера и литератора он был удостоен целого ряда наград, включая Госпремию СССР и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Детство и семья

Будущий светоч народного искусства был рожден 25 июля 1929 года на Алтае, в селе Сростки. Его родители, 17-летний Макар Шукшин и 20-летняя Мария (в девичестве Попова), были крестьянами. Спустя два года у них появилась также дочь, которую назвали Натальей.

Родители Василия Шукшина

Родители Василия Шукшина

Молодые люди вошли в колхоз, но жили очень бедно, туго, недоедали даже дети. В печально известном 1933, в период массовых репрессий, главу семьи арестовали, этапировали в Барнаул и вскоре расстреляли. Ему был 21 год.

После случившегося мать растила детей одна, затем снова вышла замуж и начал жить с Павлом Николаевичем Куксиным. Отчима Василий очень уважал, в воспоминаниях он называл его «человеком редкого сердца». В 1939 году мужчина перевез семью в Бийск.

Василий Шукшин в детстве

Василий Шукшин в детстве

В школе, куда Василий пошел в 1936 году, еще в Сростках, он не отличался прилежанием, но много читал и с удовольствием участвовал в художественной самодеятельности – декламировал стихи, играл в спектаклях. «Васю трясло мелкой дрожью, он ничего не видел кругом, кроме происходящего на сцене», – вспоминал его школьный друг Александр Куксин.

Юность

Когда началась война, Шукшины вернулись в Сростки, а отчим ушел на фронт и через год погиб. Так в 14 лет Василий остался единственным мужчиной и кормильцем в семье. Он был отправлен к дяде-бухгалтеру из Онгудая перенимать опыт, но счетное искусство ему не давалось. В итоге он окончил семилетку и два года учился в Бийском автомобильном техникуме (ныне Бийский государственный колледж), но окончить его не сумел – надо было помогать выжить матери и сестре.

Василий Шукшин в юности

Василий Шукшин в юности

После окончания техникума Шукшин был принят в колхоз села Сростки, трудился с рассвета дотемна, а в 1946 году покинул родное село.

Было грустно и немного страшно. Мать проводила меня за село, села на землю и заплакала. Я понимал: ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел.

Он перепробовал много рабочих специальностей, объездил множество городов, жил трудно, голодал. Был рабочим на строительстве турбинного завода, трудился на тракторном заводе, в разное время был также слесарем, такелажником. Василий не боялся труда – с раннего детства он помогал матери в хозяйстве.

Наталья, сестра Василия Шукшина

Наталья, сестра Василия Шукшина

В 1949 году, работая на стройке в районе поселка Бутово Московской области, был призван в армию. После «учебки» Василий служил радистом в одной из частей Черноморского флота в Севастополе, где свет увидели его первые литературные работы. В январе 1953 года у него открылась язва желудка, и из армии его комиссовали.

С школьным другом Александром Куксиным (1965)

С школьным другом Александром Куксиным (1965)

Вернувшись домой, Шукшин сел за учебники и сдал школьные экзамены. По русскому языку он получил якобы «тройку», но, несмотря на это обстоятельство и на отсутствие профильного образования, уже через несколько месяцев его пригласили преподавать родной язык и литературу в местную вечернюю школу трудовой молодежи.

Василий Шукшин служил на флоте

Василий Шукшин служил на флоте

Вскоре его назначили исполнять и обязанности директора. Молодому руководителю приходилось самому решать массу организационных и хозяйственных вопросов: он искал учителей, доставал керосин, дрова, сам их колол, выступал с лекциями, убеждая колхозников получать среднее образование. Шукшина звали секретарем в райком, сулили обучение в партийной школе и ежегодный отпуск, но он не пошел – его манило совсем другое.

Студенческие годы

В стремлении к достижению успеха на литературном поприще 25-летний сибиряк отправился в Москву. Он собирался стать студентом Литинститута, но оказалось, что одним из условий поступления являлось наличие у абитуриентов опубликованных работ. У Шукшина публикаций не было. Тогда он решил пойти в вуз историко-архивный. Однако, по легенде, после случайного знакомства с земляком, легендарным кинорежиссером и педагогом Иваном Пырьевым, по его совету Шукшин подал документы во ВГИК на режиссерское отделение.

Подготовка Шукшина была слабой, но за сочинение под названием «Что делается во ВГИКе в эти дни» он сумел заслужить оценку «отлично». На устных же экзаменах вступительную комиссию возмутило его признание в том, что он не читал «Войну и мир» (по другой версии – «Анну Каренину»).

Василий Шукшин в студенчестве (первый курс ВГИКа)

Василий Шукшин в студенчестве (первый курс ВГИКа)

Но бойкий паренек из глубинки объяснил, что ему было недосуг читать такие толстые книжки: надо было колоть и складировать дрова, топить печь, чтобы детишки не замерзли в школе. Благодаря искренности и простоте его якобы тут же приняли в престижнейшее учебное заведение (где конкурс был больше ста человек на место). Как бы там ни было, он стал студентом мастерской Михаила Ромма, настоявшего на приеме молодого таланта.

Примечательно, что мэтр взял к себе тогда и другого знакового режиссера тех лет – Андрея Тарковского. По слухам, первоначально их обоих не хотели брать в институт: нелепого алтайского самородка – за то, что был «больно уж дремуч», а Тарковского – за то, что «слишком много знал». Эти две неординарные противоположности якобы впоследствии конкурировали. В итоге Василий стал поистине народным творцом, а Андрей – иконой мирового артхауса.

На втором году обучения Шукшин дебютировал как актер в центральной роли Оле Андресона в учебной киноленте Андрея Тарковского «Убийцы», поставленной по одноименному произведению Хемингуэя. Кроме этого, он сыграл небольшую, эпизодическую роль матроса в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон».

Кадр из фильма «Убийцы»

Кадр из фильма «Убийцы»

В тот же период Шукшин стал членом КПСС, скрыв сведения об аресте и расстреле отца. В анкетах на вопросы о родственниках он всегда указывал только мать, ее второго мужа и сестру. Но в 1956 Шукшина-старшего реабилитировали посмертно, и Василий очень переживал из-за того, что всегда стыдился, как выяснилось, ни в чем не повинного отца.

В 1957 Марлен Хуциев (якобы по совету того же Тарковского) пригласил Шукшина поработать над картиной «Два Федора», где повествовалось о вернувшемся с войны солдате и его тезке мальчишке-беспризорнике. Вначале сибиряк был ассистентом режиссера, но в итоге оказался утвержденным и на ключевую роль.
Премьеру ленты Шукшин чуть не пропустил, будучи задержанным милицией (он часто хулиганил и ввязывался в драки, так что его нередко забирали в участок). Спас ситуацию режиссер, уговоривший представителей закона отпустить талантливого дебошира.

Василий Шукшин в молодости

Василий Шукшин в молодости

После премьеры критики отмечали «предельную натуральность», душевность и жизненную убедительность игры начинающего актера. Шукшина стали активно приглашать сниматься в кино. В 1959 он появился в главной роли рабочего Андрея Низовцева в киноповести «Золотой эшелон», спустя год – в картине «Простая история», где сыграл молодого мужика Ивана Лыкова, затем предстал в образе председателя колхоза в драматичной ленте «Когда деревья были большими», участвовавшей в кинофестивале в Каннах.

Василий Шукшин в фильме «Когда деревья были большими»

Василий Шукшин в фильме «Когда деревья были большими»

В 1959 Шукшин сдал выпускные экзамены, но диплом не получил, так как из-за постоянной занятости на съемках не закончил итоговую работу. Но в 1960 его дипломная короткометражка о работе алтайского райкома партии в жаркий период летней страды «Из Лебяжьего сообщают» была готова. Он выступил в ней не только в качестве режиссера, но и автора сценария и исполнителя одной из ключевых ролей, заслужив оценку «отлично».

Шукшин-режиссер и актер

В 1963 молодой дипломированный специалист приступил к созданию своей первой киноповести «Живет такой парень». В основу ее сюжета он взял свои же рассказы. Для съемок писатель и режиссер пригласил состоявшихся и будущих отечественных звезд – Родиона Нахапетова, Нину Сазонову, Леонида Куравлева, сыгравшего центральную роль шофера Колокольникова. Лента получила восторженные отклики публики и критиков, а также главный приз на Венецианском кинофестивале в конкурсе детских и юношеских фильмов.

На съемках фильма «Живет такой парень»

На съемках фильма «Живет такой парень»

В 1965 вышел второй фильм Шукшина «Ваш сын и брат», сценарий для которого он вновь скомпилировал на основе своих рассказов («Змеиный яд», «Степка», «Игнаха приехал»). Лента, где он отобразил «мир интеллигенции» в представлении сельского жителя, вышла в прокат рекордным тиражом в 1164 копии, но вызвала противоречивые отзывы. По мнению одних, она была слишком поверхностной, по мнению других – ознаменовала рождение в отечественной культуре нового направления: «деревенского» кинематографа, подобного «деревенской прозе» в литературе.

Кадр из фильма «Ваш сын и брат»

Кадр из фильма «Ваш сын и брат»

После этого Василий Макарович приступил к написанию сценария кинопроекта о Стеньке Разине «Я пришел дать вам волю», признанного кинодраматургами смелым, глубоким и самым значительным сценарием 1967 года. Однако разрешения на производство фильма с глубочайшим историческим контекстом он не получил.

Следующая киноработа режиссера «Странные люди», созданная им по собственным рассказам «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы», была подготовлена к прокату в 1969, но премьера состоялась только год спустя – из-за затянувшейся корректировки содержания фильма цензурой. В прокате лента провалилась, автор считал ее своей неудачей, хотя ряд критиков уже тогда назвал фильм «недооцененным».

Документальный фильм Первого канала о Василии Шукшине

Шукшин оставался востребованным и как актер, получал множество предложений о съемках. В 1970 он перевоплотился в маршала Конева в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение», затем сыграл ключевого персонажа – руководителя целлюлозно-бумажного комбината – в мелодраме «У озера» Сергея Герасимова. За эту киноработу, признанную наилучшим фильмом года читателями «Советского экрана», Шукшин и его коллеги (Олег Жаков и Наталья Белохвостикова), а также режиссер получили Госпремии СССР.

Кадр из фильма «У озера»

Кадр из фильма «У озера»

Спустя два года была выпущена в прокат четвертая лента выдающегося кинематографиста – комедия «Печки-лавочки», рассказавшая о поездке на курорт супружеской пары из глухой деревни. Сценарий он вновь создал сам, а также перевоплотился в главного героя – Ивана Расторгуева. Вначале режиссер хотел пригласить на эту роль Леонида Куравлева, но тот отказался, посоветовав ему самому ее сыграть. Василий так и сделал.

На съемках фильма «Печки-лавочки»

На съемках фильма «Печки-лавочки»

Его экранную супругу Нюру играла реальная – Лидия Федосеева-Шукшина. В актерский ансамбль картины, которую Шукшин на тот момент считал лучшей своей работой, также входили Георгий Бурков, Всеволод Санаев, Зиновий Гердт. Кинокритики практически единодушно высоко оценили сценарий, режиссуру и актерское мастерство автора.

Следующая, вышедшая на экраны в 1974 году работа – «Калина красная» – оказалась поистине триумфом Шукшина. Она была удостоена главного приза на Всесоюзном фестивале кино в городе Баку и на Берлинском кинофестивале, в Польше стала победителем конкурса «Варшавская сирена», в Югославии завоевала приз Fest-1975.

«Калина Красная» – режиссерский триумф Василия Шукшина

«Калина Красная» – режиссерский триумф Василия Шукшина

Читателями журнала «Советский экран» картина была признана самым значимым фильмом года. По версии того же издания Шукшин за исполнение ключевой роли бывшего заключенного Прокудина, решившегося покончить с воровским ремеслом, стал лучшим актером года. Эмоциональную, полную реализма драму, где душевно и сильно сыграли также Лев Дуров, Георгий Бурков и жена режиссера Федосеева, посмотрели более 60 млн. жителей СССР.

Тогда же, несмотря на неважное самочувствие, актер принял предложение Сергея Бондарчука сняться в его исторической драме «Они сражались за родину», созданной по известному произведению Михаила Шолохова и удостоенной впоследствии Госпремии. Он сыграл центральную роль солдата-весельчака Петра Лопахина, на деле оказавшегося искренним патриотом, глубоко переживавшим за свою страну.

Василий Шукшин в фильме «Они сражались за родину»

Василий Шукшин в фильме «Они сражались за родину»

Литературная судьба

В бытность студентом актер заявил о себе и как о писателе – по совету наставника Михаила Ромма он предлагал свои литературные труды редакциям различных периодических изданий. В 1958 в популярном литературно-художественном журнале «Смена» впервые появилась его работа – это был рассказ «Двое на телеге».

Рабочее место Василия Шукшина

Рабочее место Василия Шукшина

Через четыре года увидела свет и первая книга будущего большого писателя «Сельские жители». Затем художественная проза Шукшина заинтересовала альманах «Новый мир», на страницах которого были опубликованы произведения «Гринька Малюгин» и «Классный водитель». А в 1965 в литературном журнале «Сибирские огни» вышел первый роман Шукшина «Любавины», рассказавший о событиях, которые происходили в глухой сибирской деревне в годы Гражданской войны и коллективизации.

Интервью Василия Шукшина. Фрагменты (1972)

Работы писателя вошли в авторские сборники «Там, вдали», вышедший в издательстве «Советский писатель» в 1968, и «Земляки», опубликованный в 1970. Спустя год издание «Сибирские огни» напечатало его роман «Я пришел дать вам волю», созданный параллельно со сценарием картины, снять которую ему, увы, не удалось.

Роман «Я пришел дать вам волю» я журнале «Сибирские огни»

Роман «Я пришел дать вам волю» я журнале «Сибирские огни»

В 1973 вышла подборка рассказов «Характеры», в 1974 – «Точка зрения», «До третьих петухов», где Василий Шукшин продолжил тонкое исследование народных характеров.

Лучшими рассказами Шукшина называют среди прочих «Крепкий мужик» (про тракториста, снесшего деревенскую церковь), «Мой зять украл машину дров» (в ктором приоткрыт секрет русского самосознания), «Охота жить» (о прощении всего живого таежным охотником). В своем творчестве Шукшин подарил русской литературе много колоритных персонажей.

У Шукшина были друзья среди известных литераторов – Некрасов, Ахмадулина, Белов, убеждавший его: «Бросай киношку, ты же писатель».

Личная жизнь Василия Шукшина

Первой избранницей легендарного режиссера была красавица Мария Шумская. Они познакомились, когда ей было 14 лет, а ему 15, после его отъезда Москву они переписывались, а в 1955 стали мужем и женой. Он приехал домой на каникулы, окончив первый курс ВГИКа, а она работала в местной школе учительницей, и былые чувства напомнили о себе.

Первая жена Василия Шукшина – Мария Шумская

Первая жена Василия Шукшина – Мария Шумская

Брак не сложился – жена не захотела ехать с ним в столицу. А Василий встретил в Москве новую любовь и в 1957 решил подать на развод. Однако Мария была против. Тогда он нашел выход – «потерял» паспорт со штампом о регистрации их брака.

В 1960 на съемках картины «Простая история» недавний студент не смог устоять перед обаянием своей партнерши Нонны Мордюковой. У них начался роман. Несмотря на искренние чувства, актриса не стала уходить от своего мужа Вячеслава Тихонова. Позже она признавалась, что именно «Васенька» был главной любовью ее жизни.

Василий Шукшин и Нонна Мордюкова в фильме «Простая история»

Василий Шукшин и Нонна Мордюкова в фильме «Простая история»

В 1963 году актер женился на журналистке Виктории Софроновой, дочери писателя и главного редактора журнала «Огонек» Анатолия Софронова. Спустя год он навестил мать с ней, уже ждавшей ребенка, вновь просил Шумскую о расторжении брака, но снова безрезультатно. В 1965 родилась первая дочь писателя – Екатерина, ставшая впоследствии переводчиком.

Виктория Софронова и Екатерина Шукшина

Виктория Софронова и Екатерина Шукшина

В период с 1964 по 1967 гг. Шукшин жил с артисткой Лидией Александровой (Чащиной), игравшей Настю в проекте «Живет такой парень». По словам девушки, у нее остались крайне негативные воспоминания о великом режиссере – из-за лжи, что он холост, пьянства и постоянных измен.

На фото: Лидия Чащина

На фото: Лидия Чащина

В частности, у него была связь с Беллой Ахмадулиной, также снимавшейся в его первом фильме, и романтические отношения с будущей женой Лидией Федосеевой во время совместной работы над картиной «Какое оно, море?».

Василий Шукшин, Лидия Федосеева и их дети

Василий Шукшин, Лидия Федосеева и их дети

В 1967 у них с Лидией появилась общая дочь Мария, через год – Ольга. Семейный союз актеров со временем стал и творческим – они вместе играли в его лучших проектах «Печки-лавочки» и «Калина красная». Обе дочери продолжили дело родителей и стали актрисами.

Смерть

Выдающийся деятель киноискусства ушел из жизни в расцвете творческих сил, на пике славы – ему было всего 45 лет. Шукшин не щадил здоровье, всегда целиком отдавал себя съемочному процессу, хотя его постоянно мучили приступы язвенной болезни.

В 1974, во время работы над ролью бойца Лопахина в ленте «Они сражались за родину», он, как и другие актеры, жил на теплоходе «Дунай». В октябре съемки завершились, осталось доснять только несколько эпизодов. Утром второго числа его ожидали на последнюю досъемку. Когда Шукшин не вышел из каюты, к нему зашел Георгий Бурков и обнаружил на кровати тело без признаков жизни.

Смерть Василия Шукшина породила массу домыслов

Смерть Василия Шукшина породила массу домыслов

По заключению врачей причиной трагедии стала сердечная недостаточность. Однако вдова актера утверждала, что ее муж никогда не жаловался на сердце. Кроме того, накануне съемок он лежал в Кремлевской больнице по поводу язвы и прошел полное обследование, не выявившее никаких серьезных патологий.

Похороны Шукшина

Похороны Шукшина

Это обстоятельство и другие позже озвученные странности (беспорядок в каюте, где как будто что-то искали, до блеска вымытые сапоги, хотя съемки предстояли в грязи, и пр.) породили версию о насильственной гибели Шукшина: его якобы убили «инфарктным» газом, так как он собирался снять опасную для властей киноленту о бунтаре Разине.

Могила Василия Шукшина

Могила Василия Шукшина

Прощание с несравненным алтайским самородком, громадный талант которого восхищал миллионы почитателей, состоялось в Доме кино, а похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Память

В память о народном любимце, оставившем богатое кинематографическое и литературное наследство, его именем названы площади, улицы городов. На малой родине проходят Шукшинские дни, создан музей-заповедник, открыт памятник.

Памятник Василию Шукшину в Сростках

Памятник Василию Шукшину в Сростках

В 2007 стела памяти известному земляку появилась в Новосибирске, где он часто подолгу бывал и где издавались его произведения в издании «Сибирские огни».

Лучшие фильмы

  • Шукшин критики главные герои рассказа
  • Шукшин василий макарович рассказы аудиокнига
  • Шукшин горе для итогового сочинения
  • Шукшин как помирал старик язык рассказа
  • Шукшин короткие рассказы список