Шукшин микроскоп аргумент к сочинению

Автор: самый зелный опубликовано 01.09.2021 обновлено 09.09.2021 мороз и солнце; день чудесный! пушкин писал эти строки, не

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.

  1. Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
  2. Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
  3. «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
  4. Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства. 
  5. Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
  6. Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
  7. Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
  8. Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
  9. Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
  10. Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
  11. Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
  12. Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
  13. Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
  14. Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
  15. Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.

Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.

Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии

Читайте также:

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

Главное открытие Онегина

Описание краткого содержания 8 главы «Евгения Онегина» школьник может начать с главных идей этой части произведения. Заключительная глава произведения интересна читателю тем, что именно в ней Онегин раскрывает для себя истинную нравственную силу Татьяны. Она никому не раскрывает своих чувств; и она также выбирает для себя верность супружеству. Анализ 8 главы «Евгения Онегина» показывает: она не отвечает на любовь Евгения, с одной стороны, по этой причине; с другой – его любовь является для Татьяны наивысшей ценностью. Она не хочет ее потерять – именно поэтому не хочет давать волю своим чувствам. В заключительной главе Пушкин жалеет своего героя, который не смог отыскать своего места в жизни. Он оказался совершенно чужим, «лишним» человеком. Однако когда речь идет о том, как относится Евгений к Татьяне, рассказчик начинает иронизировать. Проводя анализ 8 главы «Евгения Онегина», школьник может указать: полюбив княгиню, Онегин пока что совершенно не понимает тех мотивов, которые лежат в основе ее поведения: «Ужель та самая Татьяна!».

Пугачев краткое содержание

Поэма «Пугачев» Есенина была написана в 1922 году. Произведение состоит из восьми частей, в которых последовательно разворачивается картина одно из важнейших событий в истории России – крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы в 8 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пугачев».

Главные герои Емельян Пугачев – донской казак, мятежник, решительный, бесстрашный человек. Другие персонажи Екатерина – российская императрица, правившая твердой, жесткой рукой. Сторож – собеседник Пугачева, от которого он узнал о притеснениях простого народа. Траубенберг, Тамбовцев – наместники Екатерины, первые жертвы бунта. Оболяев, Зарубин, Караваев – казачьи атаманы, приспешники Пугачева. Хлопуша – беглый каторжник, примкнувший к войску Пугачева. Творогов – восставший казак, предложивший выдать Пугачева властям.

Краткое содержание

Появление Пугачева в Яицком городке После долгих странствий донской казак Емельян Пугачев приходит к берегам Яика посмотреть «на родное золото славян». Он восхищается родиной, любуется ее живописной природой. В разговоре со сторожем Пугачев узнает, что нынче простым крестьянам живется очень тяжело – «с голоду хоть жри железо». Всех их богатства – рыбу, соль, рынок – «отдала Екатерина под надзор своих дворян». Сторож признается, что народ уже готов поднять восстание, и ждет лишь храбреца, «кто б первый бросил камень». Эта мысль захватывает Пугачева. Бегство калмыков Казаки получают приказ – отправиться в поход и остановить калмыков, которые «изменили Российской империи и угнали с собой весь скот». Казачий атаман Кирпичников отказывается «как в пищу, стрелять» в калмыков. Он призывает казаков отправиться «в новый край, чтоб новой жизнью жить». В стане поднимается мятеж, в ходе которого убивают двух наместников Екатерины – Траубенберга и Тамбовцева.

Осенней ночью Поначалу мятежники решают примкнуть к турецкому султану, который враждовал с императрицей. Однако Пугачев уговаривает их остаться и дать решительный отпор, тем самым отвоевав свое право на свободу.

Происшествие на Таловом умете Пугачев делится с атаманами Оболяевым, Зарубиным и Караваевым своим планом – объявить себя восставшим из могилы императором Петром III, поднять «монгольскую рать» и двинуться на Москву.

Уральский каторжник К мятежникам присоединяется уральский каторжник Хлопуша, мечтающий увидеть нового царя. Он признается, что «чернь его любит за буйство и удаль». Хлопуша готов верой и правдой служить Пугачеву. Он предлагает захватить Уфу, где найдутся «и порох, и ядра, и наводчиков зоркая рать».

В стане Зарубина Атаман Зарубин начинает активно переманивать на сторону Пугачева все новые и новые войска. Он обещает воинам, что вскоре «нежданная радость упадет на мужицкую Русь».

Ветер качает рожь Однако удача не на стороне мятежников. Уже после первых серьезных поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. В числе восставших оказывается Творогов, который предлагает «связать на заре Емельяна» и передать его властям.

Конец Пугачева Пугачев пытается погасить панику в войсках, но безуспешно. Чтобы положить конец «зверской резне», казаки связывают своего же предводителя и передают его «в руки правительства».

Заключение Основная тема рассказа о восстании Пугачева – нежелание простого народа мириться с жадностью и деспотизмом имперской власти.

После ознакомления с кратким пересказом «Пугачев» рекомендуем прочесть поэму Есенина в полной версии.

Начало главы

Роман по праву может быть отнесен к течению реализма. Ведь в нем отражена правда жизни. Характер главного героя можно во многом назвать типичным. После описания роли поэзии в своей жизни Пушкин снова говорит об Онегине, которому к тому моменту исполнилось уже 26 лет. И до сих пор он был неспособен найти себе хотя бы какое-нибудь достойное занятие. Краткое содержание 8 главы «Евгения Онегина» показывает, что главным героем «овладело беспокойство, охота к перемене мест». Онегин покидает деревню, где все напоминает ему о свершившейся трагедии, и отправляется путешествовать. Через некоторое время странствия тоже становятся для него скучными. Он снова возвращается в столицу. Несмотря на то что светские мероприятия уже много лет назад ему надоели, он начинает появляться на балах.

Список литературы для летнего чтения учащихся 8 класса

Назад к списку материалов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для летнего чтения учащихся 8-х классов

Уважаемые родители и дети!

В предложенном списке есть книги и для обязательного, и для самостоятельного чтения.

Рекомендуем начать с книг для обязательного чтения и читать в соответствии с последующим изучением произведений «по четвертям». На летних каникулах — к 1 и 2 четвертям и книги из списка для самостоятельного чтения; на зимних каникулах – к 3 и 4 четвертям и книги из списка для самостоятельного чтения, которые вы выберете по собственному желанию (текстов в учебнике нет).

Необходимо (обязательно) вести читательский дневник. Это поможет не только в 9-ом классе успешно сдать зачёт по литературе и экзамен, но и пригодится при подготовке к допускному сочинению и ЕГЭ в 11-ом. Рекомендуем заносить в читательский дневник записи в соответствии со следующим планом:

ПЛАН ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА

  1. Несколько слов об авторе(2-3 предложения, ФИО, век, когда и где жил и работал писатель, что и для кого писал).
  2. Название произведения и его жанр(рассказ, очерк, повесть, роман и т.д.)
  3. Идея произведения(о чём оно? что хотел сказать своим читателям автор, когда писал это произведение?)
  4. Проблематика произведения(сформулируйте ряд проблемных вопросов, над которыми автор предлагает задуматься своим читателям).
    *** Для справки:
    проблемными называются такие вопросы, которые не имеют однозначного ответа, т.е. дают информацию к размышлению. Поэтому проблемные вопросы начинаются со слов «как?», «зачем?», «почему?», «каким образом?», «с какой целью?»
  5. Перечисли цепь основных событий(НЕ ПЕРЕСКАЗ!!!!!)
  6. Назови главных героев произведения. Кто из них понравился и почему? Кто не понравился и почему?
  7. Опиши свои впечатления о прочитанной книге:чем понравилась книга, на что ты обратил внимание, чему учит книга, кому ты посоветовал бы её прочитать и почему.

(В читательский дневник не вносить только лирику.

Все работы будут проверены и зачтены).

Обращаем Ваше внимание на то, что достаточно объёмные романы изучаются на литературе в течение 2-3 уроков, т.е. обзорно, поэтому предварительное самостоятельное знакомство с этими произведениями обязательно!

Для обязательного чтения

1-я четверть

  • И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы»
  • К.Г.Паустовский. «Колотый сахар»
  • Житие преподобного Сергия Радонежского. (Написано Епифанием Премудрым)
  • Житие Аввакума, им самим написанное.
  • А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» (чтение с пометами!!!)
  • Марина Цветаева. Статья «Пушкин и Пугачёв».
  • А.С.Пушкин. «Повести Белкина».

2-я четверть

  • М.Ю.Лермонтов. Лирика.
  • М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • Н.В.Гоголь. «Ревизор»

3-я четверть

  • И.С.Тургенев. Повесть «Ася»
  • Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала»
  • В.Г.Короленко. Очерк «Парадокс», «Огоньки», «Слепой музыкант», «Судный день», «Мороз», «Черкес», «Мгновение»
  • И.А.Бунин. «Сверчок»
  • М.Горький. «Песня о Соколе», «Заветы отца»

4-я четверть

  • К.Г.Паустовский. «Телеграмма»
  • А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»
  • В.М.Шукшин. «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп»
  • Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»
  • Мигель де Сервантес. «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский» (избранные главы)
  • Проспер Мериме. «Черногорцы»

Литература для дополнительного самостоятельного чтения

  • Рей Бредбери. «Песочный человек», «Запах сарсапарели», «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого», «И всё-таки наш», «Вино из одуванчиков», «Лето, прощай!», «451 градус по Фаренгейту»
  • Анатолий Алексин. Повести и рассказы «Звоните и приезжайте!», «Безумная Евдокия», «Домашний совет», «Шаги», «Сердечная недостаточность», «Запомни его лицо!», «Раздел имущества», «Третий в пятом ряду», «Автоответчик», «А тем временем где-то…», «Я ничего не сказал…».
  • Джон Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме»
  • Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
  • В.Быков. «Сотников»
  • В.Закруткин. «Матерь человеческая»
  • Б.Васильев. «Пятница», «Кажется, со мной пойдут в разведку», «Завтра была война…», «А зори здесь тихие…».
  • В.О.Богомолов. «Иван»
  • Е.И.Носов. «Красное вино Победы»
  • Н.А.Тэффи. Сборник рассказов «Белая сирень»
  • Н.И.Дубов. «Мальчик у моря», «Беглец»
  • А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»
  • Ч.Ай
  • Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
  • Ч.Диккенс. «Пойман с поличным»
  • П.Мериме. «Маттео Фальконе», «Таманго»
  • В.Каверин. «Два капитана»
  • П.Коэльо. «Алхимик»
  • А.Линдгрен. «Братья Львиное Сердце»
  • Вербер Бернард. Современная проза.

Произведения для заучивания наизусть (по программе литературы 8 класса)

  • В.В.Маяковский. «Надоело»
  • А.Блок. «Незнакомка»
  • Ю.Д.Левитанский. «Как показать зиму», «Зачем дураку море…»
  • П.А. «Полевые цветы», «Ещё и холоден, и сыр…», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Родине»
  • Н.Заболоцкий. «Журавли», «Не позволяй душе лениться…»
  • А.Т.Твардовский. Любая глава из поэмы «Василий Тёркин»
  • Н.Рубцов. «Русский огонёк», «О Московском Кремле»

Рекомендуем посмотреть следующие фильмы

  • «Список Шиндлера»
    .
    Исторический фильм Стивена Спилберга 1993 года о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».Фильм завоевал семь премий «Оскар», восемь премий BAFTA и множество других наград; 1995 году был включён в список 45-ти величайших фильмов всех времён, составленный в Ватикане к столетию кинематографа. Слоганом фильма стала цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
  • «Жизнь прекрасна»
    .
    Во время II Мировой войны в Италии в концлагерь были отправлены евреи, отец и его маленький сын. Жена, итальянка, добровольно последовала вслед за ними. В лагере отец сказал сыну, что все происходящее вокруг является очень большой игрой за приз в настоящий танк, который достанется тому мальчику, который сможет не попасться на глаза надзирателям. Он сделал все, чтобы сын поверил в игру и остался жив, прячась в бараке. Режиссер Роберто Бениньи, 1997 год.
  • «Помни имя своё»
    .
    Фильм основан на реальных событиях. Во время второй мировой войны русская женщина Зинаида, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Это фильм о войне и её последствиях, снабжённый типичным мелодраматическим конфликтом потерянного и вновь обретённого сына… Режиссёр Сергей Колосов, 1974 год.
  • «Завтра была война»
    .
    Герои фильма «Завтра была война» учатся в обычной советской школе, стремятся быть идейными комсомольцами, верными слову партии. Однако убеждения учителей не могут найти отзыв в душах старшеклассников – сложно верить в идею, когда тебе постоянно твердят, что твои родные и близкие люди оказались «врагами народа»… Режиссёр Юрий Кара, 1987 год.
  • «А зори здесь тихие»
    .
    Действие происходит во время Великой Отечественной войны (1941-1945)… Россия, Карелия, осень 1941 года. Пять девушек — зенитчиц, многим из которых нет еще и 20 лет, и их командир, старшина Васков, неожиданно обнаруживают, что в этой, еще далекой от линии фронта местности, высадился немецкий диверсионный отряд. Необходимо передать эту информацию в штаб. Но связь нарушена диверсантами, маленький отряд отрезан от своих, и помощи ждать не приходится. Враги пытаются проникнуть дальше в тыл советских войск с заданием уничтожить ряд важных объектов. Васков с пятью девочками принимают неравный бой против шестнадцати до зубов вооруженных фрицев. Режиссер Станислав Ростоцкий. 1972 год.
  • «Общество мёртвых поэтов»
    .
    Джон Китинг — новый преподаватель английской словесности в консервативном американском колледже. От чопорной массы учителей его выгодно отличают легкость общения, эксцентричное поведение и пренебрежение к программе обучения. Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой. Режиссер Питер Уир, сценарий Том Шульман. 1989 год. Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, также фильм номинировался в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (Робин Уильямс). Две премии «БАФТА» за лучший фильм года и лучшую музыку.
  • «Пианист»
    .
    Фильм Романа Полански, который был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале 2002 года, а также трёх премий «Оскар», включая за лучшую режиссуру и лучшему актёру — Эдриену Броуди. Фильм повествует о судьбе Владислава Шпильмана – выдающегося польского пианиста, еврея по национальности. Вынужденный жить в Варшавском гетто во время Второй мировой войны, он сполна познает вкус унижений, страдания и борьбы. Один из офицеров отступающей немецкой армии обнаруживает его среди руин разрушенного бомбежками города и помогает ему выжить.
  • «Август Раш»
    .
    Молодой харизматичный ирландский гитарист и американская виолончелистка из престижной семьи полюбили друг друга. После волшебной встречи в Нью-Йорке, обстоятельства оказываются сильнее их и они вынуждены расстаться. Родившийся ребёнок, Август Раш (Фредди Хаймор), по столь же несчастливому стечению обстоятельств оказывается в одном из нью-Йоркских приютов. Двенадцать лет спустя Август Раш, необыкновенно талантливый для своего возраста музыкант, отчаянно стремится найти своих родителей. Фильм режиссёра Кирстен Шеридан, вышедший на экраны в 2007 году.
  • «Форрест Гамп»
    .
    Фильм режиссёра Роберта Земекиса. Поставлен по одноимённому роману Уинстона Грума (1986), вышел на экраны в 1994 году. Наиболее успешный фильм режиссёра как среди зрителей (первое место по сборам в 1994 году), так и среди критиков и профессиональных кинематографистов (38 наград по всему миру, включая 6 премий «Оскар»). От лица главного героя Форреста Гампа, слабоумного безобидного человека с благородным и открытым сердцем, рассказывается история его необыкновенной жизни. Фантастическим образом превращается он в известного футболиста, героя войны, преуспевающего бизнесмена. Он становится миллиардером, но остается таким же бесхитростным, глупым и добрым. Форреста ждет постоянный успех во всем, а он любит девочку, с которой дружил в детстве, но взаимность приходит слишком поздно.

Назад к списку материалов

Новая Татьяна

Краткое содержание 8 главы «Евгения Онегина» знакомит читателей с дальнейшими событиями: на одном из таких столичных балов Онегин увидел Татьяну. Она очень изменилась внешне с того момента, когда они виделись в последний раз. И главный герой обращается к князю с вопросом о том, что за женщина в малиновом берете общается с испанским послом. Князь очень удивлен этому вопросу. Как может Онегин не знать последних новостей высшего света? Ведь особа в берете – это его жена. И этот ответ вызывает очень сильное удивление у Евгения.

Любовь к некогда отвергнутой Татьяне

Краткое описание событий, происходящих в этой части произведения, поможет ответить на вопросы 8 главе «Евгения Онегина». Встреча с Онегиным не производит никакого впечатления на Татьяну. Он искренне удивляется этому. И в этот раз Евгений всей душой ждет следующего бала, чтобы снова повстречаться с Татьяной. Главный герой видит, что из скромной провинциальной девушки она превратилась в настоящую неприступную богиню. Татьяна у всех вызывает искреннее восхищение. Она также усвоила хорошие манеры – никто и ничто не может вывести ее из равновесия. Онегин влюбляется в ту, которая когда-то оставила его равнодушным.

Главный герой совершенно теряет покой и сон, он постоянно думает о Татьяне. Каждый день он подъезжает к крыльцу ее дома только затем, чтобы еще раз ее увидеть. Для Евгения становится настоящим счастьем, если у него получается накинуть Татьяне на плечи боа, легко коснуться ее руки, поднять упавший платок. Но возлюбленная совершенно его не замечает – и она не притворяется. Татьяна абсолютно равнодушна к Онегину. Она спокойно принимает его в гостях, относясь к нему точно так же, как и к другим окружающим ее людям. Татьяна приветлива и доброжелательна в общении – но не более.

Признание в чувствах

Краткое содержание 8 главы «Евгения Онегина» рассказывает о тех душевных мучениях, которые начали преследовать главного героя: он «сохнет», и врачи, подозревающие у него чахотку, дают ему предписание отправляться на воды, чтобы поправить здоровье. Но он не хочет делать этого. Онегин понимает, что его гибель близка. Он полностью потерял смысл своей жизни; теперь главный герой пытается схватиться за последнюю надежду, словно за соломинку.

Он решается написать Татьяне послание, полное любви и страсти в надежде на то, что она его поймет и откликнется. В самом начале своего письма Евгений подчеркивает: он понимает, что Татьяна может его оскорбить, его последние может вызвать в ней презрение. Однако он не может держать свои чувства в себе. Евгений пишет о том, что когда-то, увидев искру страсти в Татьяне, он не смог оценить этой любви, воспринять ее всерьез и оценить по достоинству. Он не хотел лишиться своей свободы. Помимо этого, ситуация сложилась так, что из-за Онегина погиб Ленский. После произошедшего у него не было никакого выбора, кроме как оставить все и уехать как можно дальше.

Каков Евгений?

В начале главы мы видим героя, который немного устал от жизни. Она успела ему наскучить, он не видит в ней цели, смысла. Онегину 26 лет, но он еще не сумел обрести самого себя, не знает, чему следует посвятить существование, не может найти девушку, которая стала бы ему супругой. Наступил момент, когда ищущий герой пресытился, он перестал искать и начал просто жить. Онегин много путешествует, предается мыслям, но выглядит потерянным и одиноким. Кажется, что он ни в ком не нуждается, и сам, очевидно, не нужен никому.

Последняя надежда на любовь

8 глава романа «Евгений Онегин» повествует о парадоксальных переменах: когда-то Онегин был равнодушен к Татьяне, но теперь же одна лишь возможность наблюдать за Татьяной стала для него настоящим счастьем. Он пишет, что считает свою возлюбленную настоящим совершенством, готов пойти на все ради того, чтобы получить от нее хотя бы миг внимания. Он понимает, что сейчас дни его сочтены. Его последняя радость – это увидеть свою возлюбленную. Онегин просит прощения за свое послание, он также подчеркивает, что не в состоянии контролировать свои эмоции.

Но Татьяна никак не отвечает на страстное послание Онегина. Тот пишет второе, а после и третье письмо. Все они остаются безответны. И он решается увидеться с Татьяной лично. Она встречает Онегина очень сдержанно, у нее едва получается скрыть свое негодование. Онегин пытается увидеть в ней хотя бы немного сострадания. Но в ее лице можно прочесть лишь гнев.

Роман Пушкина «Евгений Онегин», 8 глава: последние сцены

Онегин осознает, что она уже не испытывает к нему ничего. Но ведь он сам способен думать только о ней одной, ничто другое не может его никак заинтересовать. Однажды он снова отправляется к Татьяне – больной и изможденный, больше похожий на мертвеца, нежели на живого человека. Онегин никого не встречает в прихожей, и сразу направляется в залу. И внезапно перед его глазами предстает странная картина.

Татьяна сидит в одиночестве, в слезах, и что-то читает. Это было письмо Онегина. По ней заметно, что ее переполняют переживания – она совершенно не может сдержать слез. Неприступная богиня снова превращается в простую девушку, которая когда-то была влюблена. Онегин падает к ногам Татьяны, но она просит его подняться. Княгиня также напоминает ему о том, что когда-то он отверг ее. Смысл 8 главы «Евгения Онегина» можно выразить словами Пушкина: «О люди! Все похожи вы на прародитель­ницу Эву». Человек не ценит любовь до той поры, пока она не становится недоступной – и в этом его главная трагедия.

Роман «Обломов», 8 глава: краткое содержание (часть 1)

После ухода Тарантьева и Алексеева Захар ожидал, что барин вот-вот позовет его принести бумагу и чернила для письма, однако его никто не окликал. Захар посмотрел в щелку. Он сказал Илье Ильичу, что пора писать.

Однако вставать Илья Ильич не спешил, хоть день уже клонился к полудню. Мысли его снова занялись планом переустройства имения, постройкой нового дома. Илья Ильич с удовольствием остановился на расположении комнат, их площади, вспомнил о коврах и мебели. Он представлял, как будет наслаждаться вечернею прохладой в саду с женой и детьми, как потом они все вместе и с другом Штольцем будут ужинать, в доме будет достаток и покой — и его сердце замирало от счастья. Эти сладостные мечтания тотчас прервались, когда он вспомнил о переезде на новую квартиру и о письме старосты. Обломов встал, позвал Захара, хотел сказать, чтобы тот наполнил чернильницу, но, не кончив фразы, опять впал в раздумье. Он начал зевать, потягиваться, а затем попросил сыра и мадеры.

Сыра не оказалось, как и мелочи, которая оставалась на столе после вчерашнего. Захар божился, что это не его рук дело, и взялся принести барину хоть чего-нибудь закусить. За завтраком Захар сказал, что снова приходили от хозяина квартиры и велели выселиться уже на следующей неделе. Напоминание о переезде, а еще больше то, что сказано оно было именно за завтраком, вызвало гнев у Ильи Ильича, который он и обрушил на Захара.

Поругав Захара за отсутствие чернил в чернильнице да хорошей бумаги в доме, Обломов все же заставил себя сесть за стол и даже начал писать, однако, повторяемый два раза кряду предлог «что», заставил его остановиться. Он несколько раз попробовал заменить «что» на «который» и «который» на «что» и в конце концов бросил перо.

Только он хотел снова погрузиться в мысли об имении, пришел Захар со счетами и потребовал денег, чтобы расплатиться по ним. Сумма, которая потребовалась, привела Илью Ильича в отчаяние.

Пообещав заняться счетами завтра, Илья Ильич уселся на стуле, и не успел задуматься, как раздался звонок. Это был доктор, который зашел спросить, как чувствует себя Обломов. Илья Ильич сказал, что плохо. Замучила изжога, желудок не варит, тяжесть под ложечкой, дышится тяжело… Доктор посоветовал Обломову поехать за границу, кроме того, исключить все заботы и огорчения. Доктор ушел, а Захар вновь завел разговор о переезде. Обломов страшно сердился. После слов Захара, что другие как-то переезжают, Илья Ильич стал браниться еще больше. В конце концов он решил отложить письмо до следующей почты, а сейчас лечь поспать.

Однако сразу уснуть Обломову не удалось. Он подумал о письме старосты, но уже без тревоги — как-нибудь обойдется. Второе несчастье тревожило его несколько более, да только и эта тревога стала уже утихать, отходить.

«А может быть, еще Захар постарается так уладить, что и вовсе не нужно будет переезжать…»

Он уже почти погрузился в сон, как вдруг очнулся, открыл глаза и подумал, что утро прошло, а он так ничего и не сделал. Вслед за этой пришла мысль, что другой на его месте все это сделал бы. Эта мысль Обломова сильно испугала. Он попытался найти виноватого и на него обратить жало жгучих упреков совести. Но на кого?..

— Это все… Захар! — прошептал он.

Но вспомнив сцену с Захаром, Обломов залился краской стыда.

Затем утешил себя тем, что его слов никто не слышал, а Захар не сумеет их пересказать никому, да ему и не поверят.

После этого Обломов задумался, почему он такой.

— Видно, уж так судьба. Что ж мне тут делать?.. — едва шептал он, одолеваемый сном.
Краткое содержание глав романа «Обломов»

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Глава 1 Глава 1 Глава 1 Глава 1
Глава 2 Глава 2 Глава 2 Глава 2
Глава 3 Глава 3 Глава 3 Глава 3
Глава 4 Глава 4 Глава 4 Глава 4
Глава 5 Глава 5 Глава 5 Глава 5
Глава 6 Глава 6 Глава 6 Глава 6
Глава 7 Глава 7 Глава 7 Глава 7
Глава 8 Глава 8 Глава 8 Глава 8
Глава 9 Глава 9 Главы 9-10 Глава 9
Главы 10-11 Глава 10 Главы 11-12 Глава 10
Глава 11 Глава 11
Глава 12

Бесповоротное решение Татьяны

Она говорит о том, что по каким-то причинам Онегину оказалась не нужна любовь простой деревенской девочки. Ведь его ответ был абсолютно холодным – в нем не было никакой надежды для Татьяны. Не просто так эпиграфом к 8 главе «Евгения Онегина» стали слова Байрона: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай». Но она совершенно не склонна его винить. Скорее, наоборот, Татьяна благодарна Онегину за благородство. Она высказывает, что теперь, возможно, Онегин влюблен в нее из-за ее высокого положения. Хотя она и любит Евгения, но будет верна законному супругу. После этого он понимает, что даже если в душе Татьяны и остались тлеть угольки чувств, сознательно она никогда не даст им волю. В конце поэмы рассказчик прощается с читателями.

  • Шукшин мастер аргумент для сочинения
  • Штраус слушать бесплатно в хорошем качестве лучшие сочинения
  • Шоу рум на английском языке как пишется
  • Шпаргалки для мамы рассказы в картинках
  • Шофер как пишется и почему