Внимание! Перед тем, как ознакомиться с аргументами к сочинению ЕГЭ из банка аргументов, сначала прочитайте
произведения в полном содержании. Помните, что только полное содержание дает полное
понимание прочитанного. Это важно, чтобы избежать фактических ошибок. Кроме того, аргументы
содержат спойлеры. Соответственно, читать полное содержание после прочтения аргументов
будет не так интересно. Аргументы к сочинению ЕГЭ помогут вам иметь собственное понимание того какие аргументы лучше использовать.
Не забудьте прочитать первую часть данной инструкции о том как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку.
О банке аргументов к сочинению ЕГЭ
Банк содержит 17 произведений, которые охватывают большинство проблем, встречающихся
в текстах ЕГЭ. На каждую проблему в банке вы можете найти как минимум 2 аргумента!
Приблизительное время прочтения всех произведений: 50 часов. Читая по часу в день,
вы прочитаете весь список менее чем за 2 месяца.
Банк аргументов не содержит очень больших произведений вроде «Войны и мира»
и «Тихого Дона». Их стоит прочитать, но необязательно делать это специально к ЕГЭ по русскому.
Освоив метод скорочтения, подробная информация о котором есть в конце книги, вы
сможете прочитать весь список всего за 20—25 часов.
Секрет 7 по аргументам для сочинения ЕГЭ. Большое произведение ≠ большое количество аргументов. Вы убедитесь в этом, ознакомившись со списком литературы ниже, который включает в себя много маленьких, но емких по содержанию произведений
Аргументы к сочинению ЕГЭ (17 вариантов)
1)Джек Лондон «Мартин Иден»
Жанр: роман
Время прочтения: 8 часов.
Проблематика произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»
Проблема таланта
Роль книги (чтения)
Роль музыки в жизни человека
Значение труда в жизни человека
Проблема любви в жизни человека
Проблема поиска счастья (смысла жизни)
Проблема одиночества
Проблема честности
Нравственные проблемы
Роль мечты (цели) в жизни человека
Проблема зависти
Отношение к родителям
Роль образования в жизни человека
Роль семьи в формировании личности ребенка
Аргументация произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»
Главным героем произведения является Мартин Иден, молодой моряк, который влюбляется в Руфь, девушку из богатой буржуазной семьи. Чтобы добиться ее любви, мужчина ставит перед собой цель: стать знаменитым писателем. Мартин начинает читать книги великих философов, пишет собственные произведения. Однако близкие героя не верят в его писательский талант. Родители Руфи тоже не считают, что необразованный моряк сможет измениться и занять достойное положение в обществе. Но книги меняют мышление Мартина. Он понимает, что жизнь гораздо более широка, чем он думал раньше. Благодаря упорному труду Мартин Иден достигает поставленной цели. Теперь творчеством героя восхищаются даже те, кто когда-то смеялся над ним. Став известным, Мартин не забывает своих близких. Он покупает Марии обещанное молочное ранчо, помогает мужу сестры. Однако успех не приносит ему счастья. Главный герой чувствует себя одиноким как никогда, он разочаровывается в своей любви.
Джек Лондон продемонстрировал, что
1) книги способны коренным образом изменить жизнь человека
2) ради любви человек может добиться небывалых высот
3) успех не всегда приносит счастье
4) даже знаменитый человек может быть одиноким
5) как важно иметь цель в жизни и идти к ней, невзирая на мнение окружающих
6) общественное мнение переменчиво, поэтому не стоит полагаться на него
2)Теодор Драйзер «Финансист»
Жанр: роман
Время прочтения: 10 часов.
Проблематика произведения Теодора Драйзера «Финансист»
Проблема таланта
Роль искусства в жизни человека
Значение труда в жизни человека
Общественные проблемы (коррупция, преступность, общественное мнение)
Проблема одиночества
Роль детства в жизни человека
Роль детских воспоминаний
Роль учителя в жизни человека
Проблема зависти
Проблема жадности
Проблема ненависти
Проблема разрушительного влияния денег
Проблема духовной деградации
Аргументация по произведению Теодора Драйзера «Финансист»
Главным героем произведения является Фрэнк Каупервуд, успешный делец из Филадельфии. Благодаря своим выдающимся способностям персонаж быстро достигает карьерных высот. Ему пророчат великое будущее. Между тем Фрэнк влюбляется в молодую красавицу Эйлин, дочь известного в Филадельфии финансиста Эдварда Батлера. Ради нее герой даже разводится с первой женой. Симпатия взаимна, и вскоре о ней узнает отец девушки. Он приходит в такую ярость, что решает во что бы то ни стало отомстить главному герою. Фрэнк участвует в финансовых махинациях, помогая городскому казначею. Батлер узнает об этом и, используя связи, привлекает Каупервуда к суду. Главного героя приговаривают к тюремному заключению. Мы видим, как деньги могут разрушить судьбу человека, а любовь, наоборот, спасти его. Фрэнк переносит все тяготы пребывания в тюрьме, так как знает: Эйлин ждет его. Каупервуда нельзя однозначно назвать плохим или хорошим человеком. Он – гений, которому завидуют. В своих поступках герой видит одну цель: стремление к прекрасному.
Теодор Драйзер продемонстрировал:
1) силу любви, которая помогает правиться с любыми жизненными трудностями
2) талантливого, но одинокого человека, который благодаря своей целеустремленности добивается успеха
3) общественные проблемы: коррупция, неравенство, ложь.
4) способности Фрэнка были заложены еще в детстве. Он активно развивал их и поэтому достиг таких высот.
Секрет 7. Произведения иностранных авторов имеют существенный плюс:
далеко не все эксперты прочитали их. Следовательно, и риск фактической ошибки
значительно снижается, подобрать аргументы к сочинению ЕГЭ задача упрощается.
3) А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Время прочтения: 2,5 часа
Проблематика повести Пушкина «Капитанская дочка»
Проблема любви в жизни человека
Проблема поиска счастья (смысла жизни)
Роль семьи в формировании личности ребенка
Проблема чести и бесчестия
Проблема мужества (героизма)
Аргументация сочинения по повести Пушкина «Капитанская дочка»
Главным героем произведения является Петр Гринев. С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич. На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию. В пути Гринев и Савельич попадают в буран. Случайный человек помогает им выбраться. Петр – благодарный человек, он отдает «вожатому» заячий тулуп. Гринев попадает в Белогорскую крепость, где знакомится со Швабриным, человеком, близким ему по образованию, возрасту и роду занятий. Там же мужчина встречает и Машу Миронову, дочь коменданта, в которую вскоре влюбляется. Из-за нее происходит ссора Гринева со Швабриным, которая заканчивается поединком и ранением главного героя. На Белогорскую крепость нападают отряды Емельяна Пугачева и, несмотря на героическое сопротивление защитников, захватывают ее. Пугачев узнает Гринева, который когда-то не пожалел для него тулупа, и сохраняет ему жизнь. Несмотря на это, главный герой искренне говорит крестьянскому атаману, что не обещает не служить против него. Пораженный Пугачев отпускает Гринева. Герой едет в Оренбург, где просит помощи. Ему отказывают, поэтому Петр и Савельич решают самостоятельно вернуться в крепость, чтобы освободить Машу. И снова судьба сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить свое намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает помочь сироте и наказать обидчика.
Вскоре главного героя арестовывают по подозрению в содействии восставшим, но Маша спасает его.
1) силу любви, которая помогает правиться с любыми жизненными трудностями
2) силу, дух и честь настоящих русских воинов
3) какую большую роль играет семья и воспитание в формировании личности
4) чем опасно предательство
Секрет 9. «Капитанская дочка» по количеству аргументов и проблематике почти равна «Войне и миру», что значить аргументы для сочинения ЕГЭ найти не проблематично.
4) А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Время прочтения: 1 час
Проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»
Роль книги (чтения)
Роль образования в жизни человека
Проблема взаимоотношений между поколений
Аргументация сочинения по произведению Грибоедова «Горе от ума»
Одним из центральных героев произведения является Александр Чацкий. Он искренне любит Софью, дочь барина Павла Афанасьевича Фамусова. Приехав к ней, герой сталкивается с не понимаем как со стороны девушки, так и со стороны «фамусовского общества», консервативных людей, которым кажется, что Чацкий сошел с ума. А все потому, что Александр Андреевич обличает их пороки: чинопочитание, узость мышления. Герой пытается объяснить Софье, что Молчалин на самом деле не любит ее, а лишь стремится к личной выгоде и продвижению по службе, однако та не верит Чацкому и только в конце произведения понимает ошибку.
1) как ошибочно порой общественное мнение
2) любовь бывает слепа, поэтому необходимо очень внимательно и вдумчиво подходить к выбору партнера
3) такие пороки, как чинопочитание, скудоумие, ханжество
4) роль образования и воспитания в жизни человека
5) Василь Быков «Сотников»
Время прочтения: 3 часа
Проблематика повести Быкова «Сотников»
Проблема нравственного выбора
Проблема чести и бесчестия
Проблема мужества (героизма)
Аргументация сочинения к ЕГЭ по повести Быкова «Сотников»
Центральными героями произведения являются Сотников и Рыбак, советские разведчики, которые попадают в плен к немцам. Сотников отказывается рассказывать фашистам какую-либо информацию о расположении советских войск. Рыбак же боится потерять жизнь, поэтому соглашается сотрудничать с противником. В конце повести его принимают в ряды фашистов, и он, советский солдат, убивает своего товарища.
Быков демонстрирует нам:
1) героизм советского солдата в образе Сотникова
2) трусость и предательство в образе Рыбака
6) М. А. Шолохов «Судьба человека»
Время прочтения: 40 минут
Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека»
Проблема нравственного выбора
Проблема мужества (героизма)
Аргументация
Главным героем произведения является Андрей Соколов, советский солдат. Однажды он добровольно согласился осуществить очень сложную операцию: провести через линию фронта снаряды для артиллерийской части. Машину Соколова подорвало, в результате чего герой потерял сознание, а потом попал в плен к немцам. Перед лицом смерти он не падает духом. Когда ему предложили выпить за победу немецкого оружия, он отказался. Вместо этого он пьет за свою смерть. Пораженные мужеством солдата фашисты сохраняют ему жизнь. Соколова переводят и назначают водителем немецкого инженера. Под Полоцком Андрей бежит, взяв с собой фашиста. После встречи с командованием герой пишет письмо жене Ирине, но ответ получает от соседа, который сообщает, что его жена и дочери погибли в результате бомбежки. Соколов надеется встретиться с сыном Анатолием, который, как и отец, служит на фронте. Однако в последний день войны юношу убивает немецкий снайпер. Андрей возвращается в Россию. Там он встречает Ваню, мать которого погибла, а отец пропал на фронте. Соколов говорит, что он – отец мальчика, и усыновляет его.
Михаил Шолохов продемонстрировал
1) героизм русского солдата
2) как важно не утратить способность сопереживать ближнему даже в сложных жизненных обстоятельствах
Секрет 10. У вас обязательно должно быть в запасе 2 произведения о войне. Помимо «Сотникова» и «Судьбы человека» можно приводить аргументы из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского, повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и других произведений о войне
7. Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Время прочтения: 3 часа
Проблема сохранения культурных памятников
Проблема исторической памяти
Общественные проблемы (коррупция, преступность, общественное мнение)
Проблема разрушительного влияния денег
Проблема духовной деградации
Значение науки для человечества
Главным героем произведения является Гай Монтэг, пожарный. Роман описывает американское общество будущего, в котором книги находятся под запретом, их сжигают.
Автор изображает людей, утративших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивнымтелевидением и заполняют свое свободное время просмотром передач и бесконечных сериалов. Монтэг знакомится с Клариссой Маклеллан, которая любит природу, умеет жить по-настоящему. Мужчина начинает тайно забирать книги, которые должен был сжечь. Гай понимает, что все это время вел неправильную жизнь и страстно хочет измениться.
Рэй Бредбери продемонстрировал
1) роль книги в жизни человека
2) пагубное влияние технологий
3) ошибочность общественного мнения
Секрет 11. Вместо романа «451 градус по Фаренгейта» вы можете использовать по этой проблематике любые другие романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984», Е. И. Замятин «Мы», О. Хаксли «О дивный, новый мир»
В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Время прочтения: 2,5 часа
Проблематика
Роль искусства в жизни человека
Роль музыки в жизни человека
Роль детства в жизни человека
Роль детских воспоминаний
Аргументация
На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик Петр. Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Мальчик любит слушать игру конюха Иохима на дудочке и тоже хочет научиться этому мастерству. Мать учит его игре на фортепиано. В соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Вскоре Эвелина и Петрусь становятся друзьями.
Тем временем у мальчика обнаруживается удивительный музыкальный талант. Ему предсказывают известность.
Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.
На самом деле он вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях. Вскоре он женится на Эвелине.
Проходят годы. Петр становится известным музыкантом. Дядя Максим понимает, что его племянник сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.
Владимир Галактионович Короленко продемонстрировал
1) влияние музыки/искусства на жизнь человека
2) необыкновенную силу духа слепого музыканта
3) силу любви, которая помогает преодолеть любые трудности
4) что такое настоящий талант
9) В. П. Астафьев «Царь-рыба»
Время прочтения главы «Царь-рыба»: 40 минут (всего произведения: 8 часов)
Проблематика
Влияние человека на природу
Влияние природы на человека
Аргументация
Одним из центральных героев произведения является Игнатьич, успешный рыбак. Он стал настоящим мастером в своем ремесле и нередко помогает людям, но в его поступках нет искренности. Свои навыки Игнатьич использует во вред природе, занимаясь браконьерством. И вот однажды он поймал огромную рыбу, с который не смог совладать. Поначалу рыбак не хотел звать на помощь брата, чтобы не делиться с ним добычей. В схватке с рыбой герой осознает, что погибает, и тогда он раскаивается, понимает, что вел недостойную жизнь.
1) бессилие человека перед природой
2) природа способна изменить характер человека
3) губительное влияние человека на природу
Секрет 24. Необязательно читать всю повесть «Царь-рыба». Для аргументации достаточно прочитать одноименную главу
10) Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Время прочтения: 3 часа
Проблематика
Влияние человека на природу
Влияние природы на человека
Значение труда в жизни человека
Отношение человека к животным
Аргументы к сочинению ЕГЭ по роману Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
Главным героем произведения является Егор Полушкин. Мужчина переехал в поселок, вокруг которого когда-то шумели бескрайние леса. За несколько десятилетий их вырубили. Спохватились, когда осталась единственная роща у Черного озера. Лесником в поселке был назначен Федор Бурьянов. В родном колхозе Егор Полушкин был на хорошем счету, а вот на новом месте работать ему было трудно. Все беды Полушкина – от того, что не умел он работать без души. Однажды Егору поручили копать траншею под канализационную трубу. Траншея получалась прямой, как стрела, пока на ее пути не встретился муравейник. Пожалел Полушкин трудолюбивых насекомых, пустил траншею в обход.
Бурьянов же к природе относится потребительски, для него главное: заработать больше денег.
Борис Васильев продемонстрировал:
1) пагубное влияние человека на природу
2) доброе отношение к природе
3) влияние природы на человека
11) В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Время прочтения: 4 часа.
Проблематика
Проблема сохранения культурных памятников
Проблема исторической памяти
Аргументация
Действие происходит в деревне Матера, расположенной на одноименном острове посередине Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставлять Матеру, в которой провели всю жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевез ее в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие жители, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матеру.
Гораздо легче переносит прощание с родной землей молодежь: внук Дарьи Андрей, ее соседка Клава. Молодое поколение верит, что в городе найдет лучшую жизнь, не ценит родной деревни.
Валентин Распутин продемонстрировал:
1) важность сохранения исторической памяти
2) губительную роль технологий
12) Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Жанр: публицистика (в сочинении пишите просто произведение или книга)
Время прочтения: 2 часа
Проблематика
Проблема чистоты языка
Проблема сохранения русского языка
Проблема поиска счастья (смысла жизни)
Аргументы к сочинению ЕГЭ по книге Лихачева «Письма о добром и прекрасном»
Произведение представляет собой сборник из 46 писем, в каждом из которых затронута определенная проблема (или даже несколько). Это настоящая кладезь аргументов. При аргументации на ЕГЭ вы обязательно должны указать номер и название письма. Например: в произведении «Письма о добром и прекрасном» в письме двадцать втором «Любите читать!» Дмитрий Сергеевич Лихачев рассуждает о важности чтения.
В таблице выше приведены аргументы для наиболее редких проблем ЕГЭ, которые сложно взять из других произведений.
Секрет для читателей. Вы можете приводить примеры из своих любимых произведений, которые не входят в школьную программу, если там содержатся необходимые аргументы. «Гарри Поттер» или «Приключения Шерлока Холмса» оцениваются на ЕГЭ точно так же, как и классика.
13) И. А. Гончаров «Обломов»
Время прочтения: 8 часов
Проблематика
Роль детства в жизни человека
Роль детских воспоминаний
Роль семьи в формировании личности ребенка
Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Гончарова «Обломов»
Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов, помещик. В главе «Сон Обломова» автор изображает прекрасный уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле. Кажется, что природа оберегает жителей от невзгод и проблем внешнего мира. Читатель видит, что это находит отражение и в характере главного героя. В нем есть доброта, любовь к ближнему, за что его и уважает его друг Штольц.
Кроме того, стоит отметить, что Обломов воспитывался в дворянской семье. Родители ни в чем ему не отказывали. Он всегда мог поесть и поспать, сколько хотел. Штольц же воспитывался в небогатой семье. Когда мальчик подрос, отец стал брать его с собой в поле, на базар, учил работать. Мы видим, что Штольц вырос целеустремленным, деятельным человеком.
Иван Гончаров продемонстрировал:
1) роль воспитания в развитии личности
2) влияние природы на человека
3) роль детства в дальнейшей жизни человека
14) Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Время прочтения: 1 час
Проблематика
Роль семьи в формировании личности ребенка
Аргументы к сочинению ЕГЭ комедии Фонвизин «Недоросль»
Центральными героями произведения являются госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Мать пытается воспитывать его, но делает только хуже. Учителя потакают ленивому Митрофанушке, поэтому никакого прогресса не наблюдается. Госпожа Простакова хочет поженить его на Софье, которой, как оказывается, положено большое наследство. Однако Стародум, дядя девушки, прекрасно видит необразованность Митрофана и, конечно, отказывает.
1) роль семьи в формировании личности ребенка (Митрофан очень похож на свою мать)
2) невозможно заставить человека развиваться, если он сам этого не хочет
15) Аргументы к сочинению ЕГЭ по рассказу К. Г. Паустовский «Телеграмма»
Время прочтения: 15 минут
Проблематика
Отношение к родителям
Проблема взаимоотношений между поколениями
Аргументация
Центральными героями произведения являются Катерина Петровна и ее дочь Настя, которая работает в Ленинграде. Однажды пожилой женщине становится плохо, и она пишет дочери письмо с просьбой приехать. Катерина Петровна очень любила Настю и хотела увидеть ее перед смертью. Но дочь, погруженная в работу, опаздывает. Когда Настя приезжает в Заборье, то находит лишь свежий могильный холм. Она раскаивается, но, к сожалению, изменить что-либо уже нельзя.
1) как важно оказывать внимание своим родственникам
2) отношения между матерью и дочерью
16) В. Г. Распутин «Уроки французского»
Время прочтения: 40 минут
Проблематика
Роль учителя в жизни человека
Аргументы к сочинению ЕГЭ к рассказу Распутина «Уроки французского»
Главный герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведется повествование. В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Однажды герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он пробует, чтобы покупать молоко для лечения. Когда Лидия Михайловна, учительница французского, узнает об этом, она решает заниматься с ним отдельно. Учительница очень хотела помочь бедному мальчику: даже отправляла ему посылку с едой, но он вернул ее. Тогда Лидия Михайловна начинает играть с ним на деньги, поддаваясь мальчику. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником чуть ли преступлением. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забывает мальчика и присылает ему посылку с макаронами и яблоками. Лидия Михайловна – добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.
1) роль учителя в становлении личности ребенка
2) бескорыстное отношение к ближнему
17) Михаил Кронгауз «Русский язык на грани нервного
срыва»
Жанр: публицистика (в сочинении пишите просто произведение или книга)
Время прочтения: 4 часа
Проблематика
Проблема чистоты языка
Проблема сохранения русского языка
Аргументы к сочинению ЕГЭ по произведению Михаила Кронгауза «Русский язык на грани нервного
срыва»
Автор рассматривает такие явления, как изменение орфографических и орфоэпических норм, появление большого количества заимствованных слов, смешение стилей. В будущее Кронгауз смотрит оптимистически, трактуя эти изменения как признаки неутраченного творческого потенциала языка. Писатель также рассматривает такие процессы, как «отмирание» слов, когда те или иные слова перестают быть общеупотребительными.
На заметку. Лучше отлично знать одно произведение, чем прочитать краткое содержание десяти. Из одного вы сможете почерпнуть гораздо больше аргументов, чем из беглого прочтения нескольких.
Мечты Обломова
Жизнь пассивного и ленивого Ильи Ильича Обломова меняется, когда он встречает на своем жизненном пути Ольгу Сергеевну Ильинскую. Ради нее он перестает лежать на диване, посещая при этом различные балы. Однако Обломов мечтает о тихой и спокойной жизни рядом со своей возлюбленной. Его желания связаны со свадьбой и венчанием, однако Ольга прерывает его мечтания и говорит о реальной жизни, в которой для брака сначала нужно оформить нужные документы. Так, мечты Обломова буквально сталкиваются с реальностью. Илья Ильич и Ольга Сергеевна – слишком разные люди, поэтому стремление Обломова быть всегда вместе разбивается о действительность.
Мечты Ольги
Сталкиваются с реальностью и мечты Ольги Ильинской. Находясь в отношениях с Ильей Ильичом, героиня думает о будущем. Она мечтает об изменении характера и образа жизни Обломова, о его физическом и моральном преображении. Ильинская хочет, чтобы ее возлюбленный отличался деятельностью и жизнелюбием, поэтому она стремится избавить его от лени и бездействия. Гордость Ольги Ильинской, связанная с желанием быть вершителем судьбы Обломова, не позволяет мечте воплотиться в жизнь. Главный герой романа «Обломов» не хочет отказываться от своего идеала жизни, поэтому пути Обломова и Ольги расходятся.
Вариант 2
Всем известен феномен притяжения противоположностей: люди, совсем не похожие между собой, проявляют друг к другу особый интерес. Поэтому можно утверждать, что нас сближает поиск недостающих качеств характера и склонностей. Мы как будто стремимся дополнить себя, общаясь с теми, кто имеет то, чего у нас нет. Таких примеров много и в жизни, и в литературе.
Рассмотрим один из них для наглядности. В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой сдружился с человеком, отличающимся от него по всем критериям. Если Илья Ильич был ленивым, пассивным и нелюдимым, то Андрей Иванович проявлял активность, трудолюбие и общительность. Обломов не выходил из дома и ограничивал свой ареал обитания диваном, а Штольц ездил по всему миру и никогда не сидел на одном месте. Илью Ильича карьера не интересовала, он был равнодушен и к деньгам. А Андрей Иванович дослужился до надворного советника и увеличил свой капитал с сорока тысяч до трехсот. Тем не менее, этих героев соединяла крепкая дружба. Почему? Обломов нуждался во встряске и эмоциональном заряде от общения со Штольцем. Ему нужна была его помощь и в житейских делах. Именно друг спас его от мошенников. А Андрей Иванович видел в этой дружбе тихую гавань для себя и возможность для общения по душам. Илья Ильич был умным и бескорыстным собеседником, который встречался с товарищем не для продвижения по службе и не для обогащения. Он искренне интересовался его настроением, поведением, планами на жизнь. Оба героя перенимали друг у друга то, чего им недоставало. Обломов при Щтольце становился активнее, а Андрей Иванович останавливал свой бег, чтобы поразмышлять о самом главном. Этот взаимообмен и был стимулом для сближения персонажей.
Аналогичный пример мы встречаем на страницах романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом, И скоро стали неразлучны» — так автор описал историю сближения Онегина и Ленского. Один был хладнокровным, уставшим от жизни и циничным флегматиком, а другой — восторженным, алчущим новых впечатлений, влюбленным в жизнь холериком. Евгений, видимо, искал в общении с Владимиром жар утраченной юности, огонь сердца, которого у него уже не было. Герой грелся у костра его безумной страсти к Ольге и соприкасался с его мечтами о будущем. А Владимир черпал мудрость и остроту слова в разговорах с более опытным товарищем. Онегин был умным собеседником и интересным человеком, который мог развлечь любую компанию и понравиться каждому. Он знал и науку страсти нежной, и модные тенденции своего века, и последние теоретические работы по экономике и другим научным направлениям. Кроме того, Ленский был слишком горяч и учился у Онегина выдержке и умению «властвовать собою». Оба героя перенимали друг у друга недостающие черты, обогащали свой опыт общения, потому и сблизились.
Таким образом, если люди отличаются друг от друга, то им есть, о чем поговорить. Их сближает не только любопытство, но и желание дополнить свою личность недостающими чертами характера и манерами. Взаимообмен объединяет нас и создает почву для долгосрочного общения.
Любовь Обломова и Агафьи Пшеницыной
Идеал существования Обломов находит в жизни с Агафьей Пшеницыной. Главный герой, который с самого детства стремился к покою и гармонии, находит их в браке с Пшеницыной. Однако нельзя сказать о том, что мечта Обломова воплотилась в жизнь. Все же отношения между Ильей Ильичом и Агафьей Матвеевной не до конца были похожи на любовные мечты Обломова, который хотел романтических отношений, а получил больше практические и дружеские. Из этого следует, что мечтам Обломова не суждено воплотиться в жизнь. Связано это с тем, что Илья Ильич – мечтательный человек, который не хочет добиваться поставленных целей.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Мечта и реальность («Обломов»)», рассмотрит мечты Ильи Ильича Обломова и Ольги Сергеевны Ильинской, которые сталкиваются с реальной действительностью.
Родное селение Обломова
Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.
Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”
В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».
Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.
В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».
Родители Обломова
Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей. Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.
Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.
Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.
Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.
Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.
Воспитание Обломова
Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.
За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».
В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.
В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.
Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.
Образование Обломова
Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.
Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.
Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.
Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.
Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Обломов»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Обломов»
- для самых компанейских — Главные герои «Обломов»
- для самых занятых — Читательский дневник «Обломов»
- для самых любопытных — Анализ «Обломов» Гончаров
- для самых крутых — Читать «Обломов» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.
- Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
- Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
- «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
- Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства.
- Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
- Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
- Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
- Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
- Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
- Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
- Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
- Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
- Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.
Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.
Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии
Читайте также:
Автор Дарина Донецкая На чтение 6 мин Просмотров 3.6к.
Обновлено
Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Путешествовать – значит жить». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: И.А. Бунин, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Антуан де Сент-Экзюпери.
Вариант 1
«Путешествовать – значит жить» — правильно ли подобное утверждение? На этот вопрос ответ однозначный – конечно же, да! Ведь отправляясь в путешествие, мы знакомимся с новыми людьми, посещаем новые места, а так же узнаем огромное количество информации, которую не знали до этого. Что может быть дороже эмоций, которые мы получаем благодаря путешествиям?
Но не всегда люди, отправляясь в путешествие, планируют узнавать что-то новое. Для многих отдых ассоциируется с постоянным лежанием на пляже, лениво переворачиваясь с бока на бок. Так же есть категория людей, которая на отдыхе старается потратить все свои накопления, чтобы получить массу удовольствий, которые не могут позволить себе в повседневной жизни. Им поездка вряд ли запомнится на многие годы, поскольку совершенно никакой пользы она не принесла. Чтобы убедиться в этом, стоит вспомнить известные примеры из литературы.
Взять хотя-бы рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». В этом произведении главный герой отправляется на долгожданный отдых с дочерью и супругой. Но эта поездка не приносит им никакого удовлетворения, и тем более пользы. Главный герой ни в чем себе не отказывает, роскошно питается, после чего долго валяется в постели. Так же он тратит немыслимые деньги и время на азартные игры, и развлечения. Господин так же не брезгует притонами, в которые с удовольствием отправляется. Когда же на его пути к увеселительным программам становилась его супруга, то это непременно заканчивалось скандалом, а настроение Господина в тот же час портилось.
Такое путешествие нельзя назвать положительным, а для главного героя оно и вовсе закончилось прискорбно. Будучи еще совсем не старым мужчиной, его здоровье оставляло желать лучшего. При этом всем он постоянно употреблял различного рода излишества, которые заметно подорвали его физическое состояние, а после и вовсе привели к смерти.
Что же касается познанием чего-то нового, то тут и говорить не о чем. Господина намного больше привлекали кулинарные шедевры и азарт, нежели экскурсии и тому подобное. Достопримечательности, впрочем, как и местный контингент, интересовали его мало. Из подобного отдыха невозможно привезти что-то положительное, или же эмоциональное.
А вот Андрей Штольц, герой романа И.А. Гончарова «Обломов» предпочитал совершенно другой отдых. Это был весьма эрудированный, любознательный и активный человек. Отправившись в путешествие, он очень много времени посвящает местным обычаям, а так же культурно просвещается. Андрея привлекают не только местные достопримечательности, он так же с большим интересом рассматривает те диковинные товары, которые здесь продавались. Ведь Россия не могла похвастаться таким шикарным выбором, и подобные вещи были в диковинку.
В конечном итоге у Андрея появляется потрясающая идея по созданию собственного дела, благодаря которому вся страна сделала огромный шаг в развитии. Спустя время Штольц становится владельцем немаленькой компании, работа которой была направлена на международную торговлю. Благодаря своей невероятной идее, он сумел заработать немалые деньги, а так же обрести статус в обществе.
Андрею удалось успешно вести свои собственные дела, а так же оказывать помощь большому количеству людей, которых он обеспечил рабочими местами.
Все идеи героя появились благодаря его любознательности, целеустремленности, а главное – путешествиям. Именно на примере Андрея Штольца можно смело сказать, что путешествия не только приносят потрясающие эмоции, а так же помогают развить свою собственную личность. Путешествия вдохновляют, и открывают глаза на новые вещи.
Можно смело сказать, именно благодаря путешествиям человек начинает жить полной жизнью. Потому что именно в путешествиях мы видим жизнь и обычаи других людей, которые вдохновляют нас. От жизни нужно брать все, а эмоций не бывает много, поэтому отправляясь в путешествие, необходимо не упустить ни одной минутки своей прекрасной жизни!
Вариант 2
Путешествия всегда приносят что-то новое в нашу жизнь, именно по этой причине большинство людей так любят в них отправляться. Не удивительно, ведь именно в путешествиях мы начинаем жить по-настоящему. Мы знакомимся с новыми людьми, получаем новые эмоции, которых не испытывали ранее, посещаем новые места и развиваемся духовно. Приезжая с путешествия, друзья всегда с интересом слушают о том, как мы отдохнули и что увидели. А что можно рассказать, если весь отдых мы провалялись на пляже или не покидали стены отеля?
Путешествия привлекают не только нас, но и многих героев отечественной и мировой литературы. Они отправлялись в странствия, когда хотели что-то изменить в своей жизни, начать все с чистого листа, или же усовершенствовать себя как личность. Взять хотя бы Александра Чацкого из бессмертной пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Когда он отправился за границу, он сумел получить огромный опыт, узнал много нового, благодаря чему смог выявить все пробелы и недостатки в существующем в России укладе жизни.
Он первый стал задумываться о губительности крепостного права. Когда герой приехал домой, то он с нетерпением ждал того момента, когда сможет поделиться своими мыслями с другими, тем самым призывая их стать на путь исправления.
Но Россия была не готова к зарубежному образованию Чацкого, его новым и смелым мыслям, и к той новой жизни, которую он так хотел внедрить в массы. Они никогда не выезжали за пределы своей страны, поэтому не понимали, что жизнь может быть совершенно другой. Жалкое подражание иностранной моде и преклонение перед ней разрушало собственную культуру страны.
Чацкий пытался донести, что там, за пределами страны, существует совершенно другая жизнь.
Своим взглядам на жизнь, первоклассному развитию, новым, свежим мыслям Чацкий был обязан путешествиям. Ведь именно благодаря им он узнал, что такое жить по-настоящему.
Если же обратиться к зарубежной литературе, то хорошим примером может стать произведение «Маленький принц», которое написал Антуан де Сент-Экзюпери. Он делает акцент на том, что благодаря путешествиям, человеку выпадает возможность разобраться в собственной жизни, сделать её лучше.
Переняв у других народов их мудрость. Опыт. Обычаи, ты сам того не замечая, поднимаешься на новый уровень, который раскрывает перед тобой совершенно другие возможности. Так и Маленький принц, пока он находился у себя дома, то постоянно выслушивал капризы Розы, а рутинное состояние губительно сказывалось на его личности. Ему наскучила подобная жизнь, потому что она не приносила никакой пользы. Отправившись посмотреть, как живут его соседи по космосу, Маленький принц не только разнообразил свою жизнь, но и научился любить, дружить. Так же он открыл для себя истину того, что большинство людей тратят свою жизнь впустую.
Когда он набрался новых знаний, эмоций и опыта, он возвратился к себе домой, чтобы начать совершенно другую жизнь. К капризам Розы он так же стал относиться иначе, потому что сумел понять её поведение. Иногда, чтобы начать жизнь с чистого листа, необходимо выйти с привычной среды обитания, и отправиться в путешествие, которое сумеет вдохнуть в нас новые силы и желание жить.
Из этого можно сделать вывод, что благодаря путешествиям человек начинает жить, развиваться и стремиться к великим свершениям.
Текст: Ольга Лапенкова
Вся наша жизнь — дорога в неведомое: это утверждение старо как мир, но спорить с ним не приходится. Мы понятия не имеем, что произойдёт не то что через несколько лет — часов. Сколько раз ваши планы отменялись из-за непредвиденных обстоятельств? Торопились в кино или на концерт — застряли в пробке, мечтали о воскресной поездке в парк развлечений — с утра плохо себя почувствовали, ждали выхода новой серии любимого сериала — отрубилось электричество.
К сожалению, мелкими проблемами этот список не исчерпывается. Мы разочаровываемся в друзьях — или разочаровываем их сами; выбираем профессию — а затем, увлекшись чем-то другим, «уходим» в новую сферу; прочитав хорошую книгу или увидев впечатляющий фильм, отказываемся от прошлых убеждений. С одной стороны, изменение — признак прогресса; если чего-то и стоит бояться, так это «закостенеть», на долгие годы остаться таким же, каким был. С другой стороны, не слишком ли часто мы, увлекшись каким-то человеком или учением, отрекаемся от прошлого и обещаем начать новую жизнь? И не слишком ли часто нам приходится раскаиваться в поспешных решениях?
Именно такие вопросы зададут одиннадцатиклассникам в декабре 2021-го — но и о дороге в прямом, а не в переносном, смысле слова забыть не велят. Правда ли, что домосед и заядлый путешественник никогда не найдут общего языка? Первый скажет, что в гостях хорошо, а дома лучше; второй только усмехнётся и покажет фотографии из самых невероятных уголков планеты, и собеседник, против воли, завистливо вздохнёт… Но где гарантия, что человек, готовый всю жизнь провести в странствиях, не пытается «сбежать» от самого себя? Как здесь не вспомнить стихи А. С. Пушкина:
- Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,
- Куда б ни вздумали, готов за вами я
- Повсюду следовать, надменной убегая:
- К подножию ль стены далёкого Китая,
- В кипящий ли Париж, туда ли наконец,
- Где Тасса не поёт уже ночной гребец,
- Где древних городов под пеплом дремлют мощи,
- Где кипарисные благоухают рощи,
- Повсюду я готов. Поедем… но, друзья,
- Скажите: в странствиях умрёт ли страсть моя?
- Забуду ль гордую, мучительную деву,
- Или к её ногам, её младому гневу,
- Как дань привычную, любовь я принесу?
- 1829
Темы, предложенные в рамках этого направления, будут звучать как-то так:
- • Зачем люди путешествуют?
- • Моя самая запоминающаяся поездка.
- • Что теряет человек, который всю жизнь сидит дома?
- • Какую достопримечательность мне хотелось бы увидеть — и почему?
- • Как найти призвание и реализоваться в профессии?
- • Что важнее для взрослого человека: семья, карьера, богатство, известность?
- • Выбирая жизненный путь, нужно прислушиваться к советам старших — или жить своим умом?
- • Что теряет и что приобретает человек, когда делает первый шаг из детства во взрослую жизнь?
- • Как понять, что идёшь по жизни с правильным человеком?
- • Как поступить, если в поисках себя «свернул не туда»?
А вот восемь цитат, которые пригодятся, если вы захотите украсить свою работу эпиграфом:
- • Уедем, бросим край докучный
- И каменные города,
- Где вам и холодно, и скучно,
- И даже страшно иногда.
- (Н. С. Гумилёв)
- • Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну её страницу. (Аврелий Августин)
- • Люди думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни переехал, ты берёшь с собой себя.
- (Нил Гейман)
- • Дорогу осилит идущий.
- (Туркменская пословица)
- • Иди против ветра, на месте не стой,
- Пойми, не бывает дороги простой.
- (Песня из к/ф «Приключения Электроника», стихи Ю.Энтин)
- • Выезжайте за ворота и не бойтесь поворота, пусть добрым будет путь!
- (А. Макаревич)
- • Не существует пути к счастью. Счастье — это и есть путь.
- (Уэйн Дайер)
- • Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
- (Н. В. Гоголь)
Если направление «Человек путешествующий» понравилось вам больше всего и вы уверены, что на итоговом сочинении возьмётесь именно за него, предлагаем освежить в памяти два произведения отечественных классиков — и посмотреть один современный фильм.
КНИГИ
И. А. Гончаров. «Обломов» (1859)
Программное произведение Ивана Александровича Гончарова, которое проходят в десятом классе, отлично подходит в качестве иллюстрации к размышлениям о дороге. И дело не только в том, что, раз выехав из родной деревни — Обломовки, главный герой намертво «застрял» в Петербурге, никуда не ходит и не ездит, по углам его съёмной квартиры разрослась паутина, а единственный человек, который может хоть ненадолго привести Илью Ильича в чувство, — его школьный друг Штольц, неутомимый делец и заядлый путешественник. Вопрос в другом: почему Обломов выбрал оседлое существование — и выбирал ли он его вообще? Или всё происходящее — на совести родителей, которые окружили маленького Илюшу удушающей заботой и ужасно его избаловали?
С другой стороны, может, Обломов в чём-то прав? Его давние приятели — Волков, Судьбинский и Пенкин — посвятили себя кто светским развлечениям, кто служебным свершениям, кто литературной славе. Но в их исполнении все эти занятия не несут никакой пользы — а то и наносят вред. Так не честнее ли, решает Обломов, сидеть дома — так он по крайней мере никому не доставляет неудобств? Но когда Штольц знакомит друга с прекрасной Ольгой Ильинской, главный герой начинает сомневаться в справедливости своей философии…
Современным школьникам роман И. А. Гончарова, из-за внушительного объёма и неторопливого повествования, обычно кажется скучноватым. Однако внимательный читатель непременно уловит, что в том и замысел автора: душевные трагедии не разыгрываются в одно мгновение. Поначалу житьё-бьтьё Ильи Ильича вызывает смех: всё это напоминает серию, в которой Винни-Пух застрял в норе, пытаясь выбраться из жилища Кролика. Но чем дальше, тем большее сочувствие у нас вызывает лентяй с золотым сердцем — и тем больше вопросов вызывает вечно жизнерадостный Штольц.
А. П. Чехов. «Дуэль» (1891)
Ещё одно замечательное произведение, созданное русским классиком: в школьную программу оно не входит, но даёт чуть ли не исчерпывающую картину нравов, царивших на рубеже XIX и ХХ веков — сто с небольшим лет назад.
В небольшом городке на Кавказе живёт 28-летний Иван Андреевич Лаевский — мелкий служащий, переехавший сюда после знакомства с Надеждой Фёдоровной. Эта женщина ради Лаевского ушла от мужа — и, поскольку в Российской Империи разводы были запрещены, поселилась с ним на правах «сожительницы» и «грешницы». Пару лет назад Иван Андреевич и Надежда Фёдоровна мечтали начать новую жизнь, приобрести землю, построить домик, разбить сад и заняться хозяйством. Но Лаевский быстро разочаровался в идеалах — и, вместо того чтобы взяться за дело, целыми днями ходит по гостям, играет в карты, выпивает и отбивается от кредиторов. Что до возлюбленной, видеть её он больше не хочет: всё в Надежде Фёдорвне кажется ему «пошлым», искусственным. Но как объявить о разрыве — и где искать нового счастья? Может, уехать в Петербург? Там-то бьёт ключом настоящая культурная жизнь!..
Иван Андреевич изливает душу давнему приятелю — военному доктору Самойленко, гостеприимному хозяину и всеобщему любимцу. Доктор осуждает Лаевского: тот уже совершил страшную ошибку — увёл замужнюю женщину из семьи, — а значит, несёт за Надежду Фёдоровну полную ответственность. Но как мучается этот беспутный Иван Андреевич! Да и его возлюбленная — не такая уж невинная страдалица, какой хочет казаться… А тут ещё молодой самоуверенный учёный-натуралист фон Корен, который объявил войну «сладкой парочке». Мелкие стычки между зоологом и Лаевским поначалу не заканчиваются ничем опасным, но читатель уже догадывается, что Чехов не просто так дал название повести…
На первый взгляд кажется, что проблемы, с которыми сталкиваются герои «Дуэли», уже не актуальны: развестись с неугодным мужем или женой теперь легче лёгкого, да и на дуэль никто никого не вызывает. Но остаются «проклятые вопросы»: какому делу посвятить жизнь? что такое честь? как найти любовь — а найдя, убедиться, что с тобой не случайный, а предназначенный тебе судьбой человек? В этой повести А. П. Чехов изменяет своей манере оставлять читателя в полном замешательстве — и даёт-таки некоторые «рецепты», как жить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
ФИЛЬМ
«Водная жизнь» (2005), реж. У. Андерсон
Стив Зиссу полжизни провёл в путешествиях, да ещё в каких! Отучившись на океанографа, он собрал команду энтузиастов и принялся колесить по миру, снимая захватывающие документальные фильмы. Поначалу Зиссу вызывает у отечественного зрителя ассоциации с такими известными кочевниками, как ведущий передачи «В мире животных» Николай Дроздов — или пятикратно отправлявшийся в кругосветное путешествие Фёдор Конюхов. Но вскоре мы понимаем: каким бы смельчаком ни был главный герой У. Андерсона, кое-чего он боится до потери сознания, а именно — брать на себя ответственность.
Стив Зиссу взял в жёны женщину из богатейшей аристократической семьи, но лишь для того, чтобы она оплачивала его экспедиции; кода же встретил настоящую любовь, испугался известия, что скоро станет отцом, и прекратил общение с той девушкой. Но вот через двадцать с лишним лет Стива Зиссу разыскивает сын. Молодой человек вырос настоящим молодцом: добрый, умный и, кстати, очень ответственный, он выучился на пилота и, кажется, уже обеспечил себе безбедную жизнь. Но согласится ли он на спонтанное предложение отца отправиться в очередную экспедицию — на поиски жуткой рыбины, из-за которой погиб лучший друг Стива Зиссу?
Ироничный тон Андерсона с первых кадров настраивает нас на хэппи-энд, однако режиссёр цинично обманывает ожидания зрителя. С другой стороны, важные уроки Стив Зиссу всё-таки получает — но какой ценой?.. История вымышленного исследователя оставляет горьковатый осадок и показывает, что исправить некоторые ошибки — как бы того ни хотелось — невозможно.