Шпаргалки на итоговое сочинение по литературе

Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний итоговое сочинение. оцениваться работы,

Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?

Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года

  • Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
  • Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
  • Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
  • Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
  • Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

Объём, структура, время

Рекомендуемое количество слов — от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.

Структура:

  • Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
  • Основная часть (200-250 слов)

Тезис 1.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
  • Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
  • Переход-связка к тезису 2.

Тезис 2.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
  • Микровывод.
  • Переход-связка к выводу.
  • Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.

Время написания сочинения — 3 часа 55 минут. 

Как получить зачёт

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Частые ошибки

По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!

Соответствие теме

Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Аргументация. Привлечение литературного материала

По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Композиция и логика рассуждения

В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения. 

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Качество письменной речи

Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  • речевые штампы и канцеляризмы;
  • употребление просторечной лексики;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • употребление плеоназмов;
  • речевые повторы;
  • избыточное употребление синонимов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Лайфхак: редактируйте!

Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза. 

Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило. 

Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения. 

На что обращать внимание при постановке знаков препинания:

  1. Сложное / простое предложение.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Обособленные члены предложения. 
  4. Уточняющие члены предложения.
  5. Обращение, прямая речь.
  6. Вводные слова.
  7. Тире между подлежащим и сказуемым.

Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.

Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.

Литература. Самый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

добавлено 2021-09-27 10:06:18

Справочник предназначен для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ по литературе. Теоретические сведения приведены в …

ЕГЭ. Литература. Сборник экзаменационных заданий с решениями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2021-09-24 10:09:17

Предлагаемое пособие содержит подробный анализ всех типовых заданий экзаменационной работы по литературе и предназначено…

Анализируем текст: 1000 терминов. Терминологический словарь

добавлено 2021-08-13 14:01:03

Словарь содержит 1097 терминологических единиц: 817 терминов и 280 синонимов, и состоит из Терминологического рубрикатор…

ЕГЭ-2022. Литература. Тематические тренировочные задания

добавлено 2021-08-01 13:07:10

Издание предназначено для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Тренировочные задания позволят систематически, при пр…

Литература. Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ

добавлено 2021-06-22 13:50:27

Сборник заданий по литературе содержит:

Тренажёр для подготовки к ЕГЭ. Русский язык и литература. 10–11 классы

добавлено 2021-04-16 22:05:35

Данное пособие представляет собой сборник заданий по теоретическим и практическим вопросам современного русского языка и…

Допуск к Единому государственному экзамену 2022. Итоговое сочинение по литературе

добавлено 2021-02-12 10:36:41

В настоящем пособии представлена информация о подготовке к написанию итогового сочинения. Предлагается необходимый матер…

Литература. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации

добавлено 2021-02-05 12:29:07

Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 11-х классов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литератур…

Готовимся к ЕГЭ без репетитора. Литература

добавлено 2021-01-19 20:51:39

Пособие составлено в строгом соответствии с форматом контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе и призвано по…

Литература. Углубленный курс подготовки к ЕГЭ

добавлено 2020-10-15 10:10:06

Издание предназначено для углублённой подготовки к ЕГЭ по литературе. Приводятся задания ЕГЭ разных типов, позволяющие п…

Анализируем текст: 100 стихотворений

добавлено 2020-10-08 18:40:52

В пособии содержится анализ 100 стихотворений 73 русских поэтов – от Державина и Пушкина до современных поэтов. Каждое с…

Литература

добавлено 2020-09-21 10:09:03

Издание предназначено для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по литературе.

ЕГЭ-2021. Литература. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2020-09-04 10:13:14

Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 20 вариант…

ЕГЭ-2021. Литература. Алгоритм написания сочинения

добавлено 2020-07-26 10:03:19

Книга поможет выпускникам научиться писать сочинение на ЕГЭ по литературе, а также выполнять задания с развёрнутым ответ…

ЕГЭ-2021. Литература. Тематические тренировочные задания

добавлено 2020-07-28 09:44:17

Издание предназначено для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Тренировочные задания позволят систематически, при пр…

Литература

добавлено 2020-03-18 11:03:51

Издание предназначено для подготовки к ЕГЭ по литературе и содержит задания, сгруппированные по видам проверяемых умений…

Литература

добавлено 2020-03-11 15:34:41

Справочник содержит теоретические сведения за весь школьный курс литературы, а также практические задания с ответами и п…

Литература. Сочинение на ЕГЭ. Интенсивная подготовка

добавлено 2020-03-10 14:15:42

Пособие поможет учащимся эффективно и в краткие сроки подготовиться к написанию сочинения на ЕГЭ по литературе. В книге …

ЕГЭ. Литература. Алгоритмы выполнения типовых заданий

добавлено 2020-02-20 09:26:25

В пособии представлены алгоритмы выполнения типовых заданий ЕГЭ по литературе. К каждому заданию приводятся все необходи…

ЕГЭ. Итоговое сочинение на «отлично»! перед единым государственным экзаменом. 10–11 классы

добавлено 2019-11-05 08:24:42

Данное пособие поможет учащимся 10—11 классов успешно подготовиться к итоговому сочинению, которое является допуском к Е…

Анализируем текст: 50 прозаических эпизодов

добавлено 2019-11-08 12:20:12

В учебное пособие включено 50 законченных прозаических фрагментов произведений 45 русских писателей XVIII–XX вв. Материа…

ЕГЭ-2020. Литература. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2019-09-18 12:52:02

Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 20 вариант…

ЕГЭ-2020. Литература. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2019-09-18 12:49:18

Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 вариант…

ЕГЭ-2020. Литература. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2019-09-18 12:44:11

Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 вариант…

ЕГЭ-2020. Литература. Тематические тренировочные задания

добавлено 2019-08-22 12:37:56

Издание предназначено для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Тренировочные задания позволят систематически, при пр…

ЕГЭ-2020. Литература. Алгоритм написания сочинения

добавлено 2019-08-22 12:36:50

Книга поможет выпускникам научиться писать сочинение на ЕГЭ по литературе, а также выполнять задания с развёрнутым ответ…

Пишем сочинение: 6 правил и 90 раскрытых тем

добавлено 2019-07-09 15:33:13

Пособие содержат практические рекомендации по подготовке к письменному заданию по литературе (сочинению) в рамках ЕГЭ.

Литература

добавлено 2019-06-19 09:54:53

Пособие содержит рекомендации по выполнению основных типов заданий, встречающихся на ЕГЭ по литературе, а также ценные с…

Литература. Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ

добавлено 2019-06-19 09:56:05

Справочник содержит сведения по всем темам, проверяемым на ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Каждый раздел посвящён конкретному л…

Пишем сочинение. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

добавлено 2019-05-27 08:58:34

«Пишем сочинение. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ» – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и досту…

Литература

добавлено 2019-03-10 09:29:20

Справочник содержит систематизированное изложение всех тем, проверяемых на ЕГЭ по литературе, и тренировочные задания дл…

ЕГЭ-2019. Литература. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2018-10-31 03:12:36

Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 вариант…

ЕГЭ-2019. Литература. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2018-10-31 03:13:53

Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 20 вариант…

Литература. Подготовка к ЕГЭ в 2018 году. Диагностические работы

добавлено 2018-02-15 17:27:30

Данное пособие предназначено для отработки практических умений и навыков учащихся при подготовке к экзамену по литератур…

Подготовка к ЕГЭ по литературе: теория литературоведения, тесты по истории литературы, темы сочинений. Экзамен на «отлично»

добавлено 2018-01-25 10:16:39

Пособие предназначено для школьников и абитуриентов, готовящихся к экзамену по литературе: итоговому диктанту, ЕГЭ или т…

Сочиняем собственный текст: 20 советов начинающему автору. Учебное пособие для старшеклассников

добавлено 2018-01-25 09:54:20

Пособие содержит теоретические сведения и практические рекомендации для начинающих авторов собственных креативных тексто…

ЕГЭ. Литература

добавлено 2017-11-15 17:51:11

Пособие содержит теоретические сведения по всем темам, проверяемым на ЕГЭ по литературе. После каждого раздела приводятс…

ЕГЭ-2018. Литература. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2017-11-14 14:49:44

Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 вариант…

ЕГЭ-2018. Литература. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

добавлено 2017-11-14 14:48:31

Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 20 вариант…

Подготовка к итоговому сочинению перед единым государственным экзаменом

добавлено 2017-08-24 15:58:10

Данное пособие поможет учащимся 11-х классов в подготовке к итоговому сочинению, которое является допуском к ЕГЭ выпускн…

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

Источник: Аctivityedu.ru

  • Шпаргалка для итогового сочинения 2022 распечатать
  • Шпекачки или шпикачки как правильно пишется
  • Шпаклевка стен как правильно пишется
  • Шпаргалка 100 лучших сочинений
  • Шоурум как пишется правильно на английском