Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к литературе позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Примерные темы:
- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и поему?
Литературные аргументы:
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Примерные темы:
Какого человека можно назвать гражданином?
Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
Что делает граждан одной страны счастливыми?
Может ли один человек повлиять на общество?
Чего не хватает нашему государству?
За что вы любите Россию?
Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Текст: Татьяна Шипилова
Школьная программа — это, конечно, хорошо, но иногда хочется и почитать для души, и посмотреть что-нибудь интересное. А если вы не сдаете ЕГЭ по литературе, так и вообще можно немного расслабиться и на итоговом сочинении просто порассуждать о жизни, вселенной и вообще.
И для этого мы составили для вас список из небольших художественных текстов и фильмов, которые точно не оставят вас равнодушными и подойдут для аргументации по направлениям итогового сочинения 2021 года.
Самое главное, что нужно помнить при написании сочинения:
- в тексте сочинения обязательно обратиться хотя бы к одному аргументы из художественной литературы;
- вы имеете право обращаться к одному тексту, если распишете аргументацию на нужное количество слов (250+);
- вы можете обратиться к двум текстам, если у вас не хватает объема;
- вы также имеете право в качестве первого аргумента использовать литературное произведение (стихи тоже можно, и стихи песен в том числе), а в качестве второго — кинематографическое;
- и обращаться можете к любым образцам мирового искусства.
Преступление и наказание — вечная тема
Маленькие рассказы:
Роальд Даль. «Агнец для жертвы» — в современной американской малой прозе все больше происходит уход от дидактизма и приходит мысль о том, что убийцу можно если не оправдать, то хотя бы понять. Или встать на его место. Об этом и последний «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли, и этот очень маленький рассказ об идеальном убийстве. Предлагаем, если тема позволит, порассуждать на тему того, можно ли оправдать преступление и не получить наказания.
Эдгар Аллан По. «Убийство на улице Морг» — небольшой рассказ от человека, создавшего жанр триллера и детектива. А что, если преступление совершено зловещее и жестокое, но наказывать за него некого? Или виновного можно найти всегда?
Борис Лавренев. «Сорок первый» — мы уже советовали этот рассказ в нашей летней подборке, но он прекрасно подойдет и для итогового сочинения. Судьба двух людей из почти разных вселенных сталкивается, переплетается в тугой узел, который кому-то из них придется обрубить. Преступление это или наказание? И нужно ли было оно вообще?
Фильмы:
«Общество мёртвых поэтов» (1989) — прекрасный фильм с оскароносным Робином Уильямсом будет полезен как школьникам, так и их родителям. Что мы с вами определяем под преступлением? Можно ли отнести к нему несогласие с выбором своего ребенка? И является ли наказанием для родителей последующая судьба разрушенной семьи?
«Желтый платочек счастья» (2008) — трогательная история, которая не оставит никого равнодушным и подойдет еще, конечно, к направлению «Человек путешествующий. Дорога в жизни человека». Случайно совершенное преступление и вечное за него раскаяние – не достаточное ли наказание? И можно ли простить за подобное? Простить и дождаться…
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Маленькие рассказы:
Эрнест Хемингуэй. «Индейский посёлок» — под цивилизацией и технологиями можно понимать не только технический прогресс XXI века, но и элементарные знания в медицине и биологии. Когда сталкиваются прагматизм человека XX века и природные верования индейцев, что оказывается сильнее: наука или приметы, которые, как известно, есть душа природы?
Дэниэл Киз. «Цветы для Элджернона» (рассказ) – для подготовки к итоговому сочинению не обязательно читать одноименный роман, можно ограничиться рассказом. Мы уже советовали этот текст в прошлом году. В этом году он не менее актуален.
Ольга Громыко. «Котик» — технологии двигают человечество вперед, расширяют границы, открывают новые горизонты. Но возможно ли такое, что в самом человеке что-то ломается и он… становится менее человечным, чем созданное им творение. Предлагаем порассуждать на эту тему. Кажется, должно получиться интересно.
Фильмы:
«Бегущий по лезвию» (1982) – советуем именно этот фильм. Если понравится, можно почитать еще повесть «Снятся ли андроидам электроовцы» Филипа Дика, по мотивам которого снял свой фильм почти 40 лет назад Ридли Скотт. И хоть сюжетно фильм и книга отличаются и можно сказать, что это два разных произведения, все же писатель говорил, что режиссер очень четко угадал созданный им мир. Здесь поднимается все та же тема: насколько человек готов оставаться человеком, окружив себя человекоподобными существами? К сожалению, при всей красоте сиквела «Бегущий по лезвию 2049» потерял самое главное – человека, а потому первая часть остается непревзойденной.
«ВАЛЛ·И» (2008) — еще кое-что оскароносное. Удивительное приключение маленького робота-мусорщика на оставленной Земле. Какое страшное открывается будущее. И все же и оно не лишено надежды.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Маленькие рассказы:
Андрей Платонов. «Возвращение», «Река Потудань» — эти рассказы мы тоже уже советовали, но темы эти вечные, а сами рассказы – коротенькие, вам не составит труда их прочитать и погрузиться в космос под названием «Андрей Платонов». Его нужно прочувствовать и ощутить под кожей, тогда он останется с вами надолго. Дорога всегда преображает. Путь всегда куда-то ведет. А вот чем путь закончится, куда упрется дорога жизни – решать только герою. А нам с вами – наблюдать.
Виктор Конецкий. «Рассказы Петра Ниточкина» — один из немногих в нашей подборке веселых советов, который мы тоже уже давали. Но эти четыре рассказа хороши тем, что, во-первых, вы будете смеяться. Во-вторых, вы увидите не метафоричную дорогу, а реальный шестимесячный путь людей, которые пытаются проявить чудеса психической совместимости и не возненавидеть друг друга в длительном рейсе. Вот где выдержка и самообладание!
Ольга Громыко. «Старые долги» (после рассказа «Овчарка») – какие иногда встречи подбрасывает нам судьба! Встречаешь человека, которому когда-то не вернул долг, и снова оказался ему обязан. Путь предстоит длинный, пространство космического корабля – узкое, а долг платежом красен.
Фильмы:
«Невероятные приключения Уолтера Митти» — изумительный фильм о поиске себя, о познании себя, об обнаружении в себе возможностей и неведомого раньше потенциала. История, которая, возможно, заставит и вас по-другому посмотреть на себя и свою жизнь.
«Пираты Карибского моря» (2003) — да-да, этот фильм тоже подходит для итогового сочинения. Ведь самая главная черта Джека Воробья (простите, капитана Джека Воробья) в вечном движении. Он не может сидеть на месте, он всегда в дороге, в море, в вечном поиске. Поиске себя и своего пути, когда остановиться – значит перестать жить.
«Желтый платочек счастья» (2008) — про этот фильм уже писали чуть выше. Просто знайте, что и к этому направлению он идеально подходит.
«Босиком по мостовой» (2005) — вообще любая дорогая – это в первую очередь перевоплощение главного героя, его попытка переосмыслить свою жизнь и мировоззрение. И этот фильм Тиля Швайгера с Тилем Швайгером в главной роли – трогательная история о том, как несколько совместных дней в пути полностью изменили жизнь двух абсолютно разных людей.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Маленькие рассказы:
Борис Лавренев. «Сорок первый», «Седьмой спутник» — две разные стороны Гражданской войны, два разных взгляда, и оба взгляда – такие верные и такие правильные, что становится даже страшно и жутко. Страшно, что все это было. Жутко, что все это оказалось возможным.
Андрей Платонов. «Возвращение», «Река Потудань» — как бы долго ни длилась любая война, она всегда заканчивается. И после нее обычному человеку надо как-то жить дальше. А как – ему никто не расскажет и не покажет, он опять остается один на один с собой. И со своими страхами.
Михаил Зощенко «Сентиментальные повести» — в мире живут в основном «маленькие» люди. И эти люди на протяжении всей истории человечества оказывались под влиянием крупных исторических событий. И Михаил Михайлович в цикле своих маленьких повестей рассказал, что бывает с таким маленьким человеком, который попал в условия зарождения другого государства. Где-то в Москве и в Петербурге решали судьбу страны, а судьбы маленьких людей ломались под гнетом стремительных изменений.
Фильмы:
«Парень с нашего кладбища» (2015) – очень забавный, чисто русский фильм, с исключительно славянскими мотивами. История о том, как один иванушка-дурачок с поистине русским упрямством решил на подведомственной ему территории поставить на место всех: и живых, и мёртвых. А все потому что:
- – А зачем тебе его ловить?
- – А зачем ему тут бегать?
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Здесь можно предложить вспомнить все, что когда-либо отозвалось в вашей душе при чтении. И «Гарри Поттер» с «Таней Гроттер», и «Властелин колец» с «Хоббитом», и «Игра престолов» с «Ведьмаком».
А из небольших произведений можно посоветовать:
Леонид Андреев. «Ангелочек» — и сам рассказ прекрасный, живой, настоящий, и тема интересная: мечта, которая так близко и так далеко. И возможно ли дотянуться до этой мечты? Кстати, этот рассказ вполне подойдет и к направлению «Кому на Руси жить хорошо».
Марина Цветаева. Эссе «Мой Пушкин» — прекрасный пример того, как рассказывать об авторе и/или книге, которая на вас повлияла.
Фильмы:
Здесь просто посоветуем список, и каждый в этих фильмах найдет что-то свое и о себе:
- «Тренер Картер» (2005)
- «Папе снова 17» (2009)
- «Ла-Ла Ленд» (2016)
- «Одержимость» (2013)
- «Головоломка» (2015)
- «Тайна Коко» (2017)
- «Общество мертвых поэтов» (1989)
И помните, за итоговое сочинение получить зачет можно, выполнив 3 критерия из пяти: К1 и К2 обязательны и хотя бы один критерий из К3-К5. Об этом подробнее здесь.
Уважаемые будущие участники ЕГЭ, родители, учителя и организаторы!
Для вас разработаны информационные материалы – видеоролики и плакаты, которые помогут разобраться в особенностях экзаменов, лучше подготовиться и успешно сдать ЕГЭ!
ЕГЭ-2022: Информация для всех
- www.ege.edu.ru
- www.fipi.ru
- 4ege.ru
- www.gas.kubannet.ru
Родительское собрание
- Родительское собрание 18.11.2021 — вопросы-ответы
Скачать
- Информация об изменениях в КИМ ЕГЭ 2022 года
- Брошюра: Единый государственный экзамен в городе Сочи в 2021 году (основной период) мониторинг результатов
Видеоконсультации, посвященные итоговому сочинению и изменениям в КИМ ЕГЭ 2022
ГКУ КК «Центр оценки качества образования» сообщает, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки совместно с ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ) проведут видеоконсультации, посвященные итоговому сочинению и изменениям в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена 2022 года по всем учебным предметам.
Видеоконсультации пройдут с 4 по 22 октября 2021 г. в онлайн-режиме согласно расписанию (прилагается) на странице Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube по следующим ссылкам:
ВК: https://vk.com/rosobrnadzor;
Youtube: https://www.youtube.com/user/rosobrnadzor.
По окончании трансляции видеозаписи консультаций будут опубликованы на интернет-ресурсах Рособрнадзора и ФИПИ.
Расписание видеоконсультаций
4 октября в 15:00 – подготовка к ЕГЭ по географии
5 октября в 15:00 – подготовка к ЕГЭ по биологии
7 октября в 14:00 – подготовка к ЕГЭ по обществознанию
7 октября в 16:00 – подготовка к ЕГЭ по физике
8 октября в 14:00 – подготовка к ЕГЭ по математике
8 октября в 16:00 – подготовка к ЕГЭ по химии
14 октября в 15:00 – подготовка к ЕГЭ по истории
15 октября в 15:00 – подготовка к ЕГЭ по русскому языку
18 октября в 15:00 – подготовка к ЕГЭ по литературе
19 октября в 15:00 – подготовка к итоговому сочинению
21 октября в 15:00 – подготовка к ЕГЭ по информатике
22 октября в 15:00 – подготовка к ЕГЭ по иностранным языкам
Источник: Разработчики экзаменационных материалов ЕГЭ проведут онлайн-консультации для выпускников и педагогов | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ (obrnadzor.gov.ru)
Уважаемые участники ЕГЭ!
На сайте ФГБНУ Федерального института педагогических измерений fipi.ru представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена:
- кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена;
- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена;
- демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.
Федеральные информационные ресурсы для подготовки к ГИА-11
Наименование ресурса | Ссылка |
---|---|
«Навигатор ГИА» – информационный ресурс, где собрана вся самая актуальная информация об экзаменах. Навигатор включает ссылки на полезные материалы и аннотации к ним в виде текстов и кратких видеороликов. Все материалы сгруппированы по разделам: «Демоверсии, спецификации и кодификаторы ЕГЭ»; «Материалы для подготовки к итоговому сочинению»; «Методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ»; «Открытый банк заданий ЕГЭ» |
https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege |
«Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ», где размещены методические рекомендации для обучающихся 11 классов, с советами разработчиков КИМ ЕГЭ и полезной информацией для организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ | https://fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege |
«Демоверсии, спецификации, кодификаторы», где представлены документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021/22 года: кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся; спецификации КИМ для проведения ЕГЭ по учебным предметам; | https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory |
Материалы для подготовки к ГВЭ-11, где размещены материалы для подготовки к ГВЭ по всем предметам, а также тренировочные сборники для подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов | https://fipi.ru/gve/gve-11 https://fipi.ru/gve/trenirovochnyye-sborniki-dlya-obuchayushchikhsya-s-ovz-gia-11 https://fipi.ru/gve/trenirovochnyye-sborniki-dlya-obuchayushchikhsya-s-ovz-gia-11-nezryachikh |
Онлайн-консультации для выпускников и педагогов, где расскажут об изменении содержания и структуры КИМ, как построить работу при подготовке к ЕГЭ, на какие задания обратить внимание, как избежать типичных ошибок и правильно воспользоваться доступными ресурсами для подготовки | https://vk.com/rosobrnadzor (в разделе видеозаписи) http://obrnadzor.gov.ru/news/razrabotchiki-ekzamenaczionnyh-materialov-ege-provedut-onlajn-konsultac… |
Сдать ЕГЭ про100
- Сдать ЕГЭ про100
- СОШ №29 — Сдать ЕГЭ проСТО
Презентации с родительского собрания от 22.01.2021
Гардымова Р.А. — презентация на родительском собрании — Особенности ГИА-2021
Презентации с родительского собрания от 20.11.2020
Гардымова Р.А. «Что ждёт выпускников на ГИА в 2021 году
Шматько А.А. «Особенности приема в ВО в 2021 году
Горностаева Т.Ю. «Права и обязанности участников и организаторов ЕГЭ
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС
Читайте также:
добавлено 2021-09-27 10:06:18
Справочник предназначен для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ по литературе. Теоретические сведения приведены в …
добавлено 2021-09-24 10:09:17
Предлагаемое пособие содержит подробный анализ всех типовых заданий экзаменационной работы по литературе и предназначено…
добавлено 2021-08-13 14:01:03
Словарь содержит 1097 терминологических единиц: 817 терминов и 280 синонимов, и состоит из Терминологического рубрикатор…
добавлено 2021-08-01 13:07:10
Издание предназначено для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Тренировочные задания позволят систематически, при пр…
добавлено 2021-06-22 13:50:27
Сборник заданий по литературе содержит:
добавлено 2021-04-16 22:05:35
Данное пособие представляет собой сборник заданий по теоретическим и практическим вопросам современного русского языка и…
добавлено 2021-02-12 10:36:41
В настоящем пособии представлена информация о подготовке к написанию итогового сочинения. Предлагается необходимый матер…
добавлено 2021-02-05 12:29:07
Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 11-х классов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литератур…
добавлено 2021-01-19 20:51:39
Пособие составлено в строгом соответствии с форматом контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе и призвано по…
добавлено 2020-10-15 10:10:06
Издание предназначено для углублённой подготовки к ЕГЭ по литературе. Приводятся задания ЕГЭ разных типов, позволяющие п…
добавлено 2020-10-08 18:40:52
В пособии содержится анализ 100 стихотворений 73 русских поэтов – от Державина и Пушкина до современных поэтов. Каждое с…
добавлено 2020-09-21 10:09:03
Издание предназначено для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по литературе.
добавлено 2020-09-04 10:13:14
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 20 вариант…
добавлено 2020-07-26 10:03:19
Книга поможет выпускникам научиться писать сочинение на ЕГЭ по литературе, а также выполнять задания с развёрнутым ответ…
добавлено 2020-07-28 09:44:17
Издание предназначено для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Тренировочные задания позволят систематически, при пр…
добавлено 2020-03-18 11:03:51
Издание предназначено для подготовки к ЕГЭ по литературе и содержит задания, сгруппированные по видам проверяемых умений…
добавлено 2020-03-11 15:34:41
Справочник содержит теоретические сведения за весь школьный курс литературы, а также практические задания с ответами и п…
добавлено 2020-03-10 14:15:42
Пособие поможет учащимся эффективно и в краткие сроки подготовиться к написанию сочинения на ЕГЭ по литературе. В книге …
добавлено 2020-02-20 09:26:25
В пособии представлены алгоритмы выполнения типовых заданий ЕГЭ по литературе. К каждому заданию приводятся все необходи…
добавлено 2019-11-05 08:24:42
Данное пособие поможет учащимся 10—11 классов успешно подготовиться к итоговому сочинению, которое является допуском к Е…
добавлено 2019-11-08 12:20:12
В учебное пособие включено 50 законченных прозаических фрагментов произведений 45 русских писателей XVIII–XX вв. Материа…
добавлено 2019-09-18 12:52:02
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 20 вариант…
добавлено 2019-09-18 12:49:18
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 вариант…
добавлено 2019-09-18 12:44:11
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 вариант…
добавлено 2019-08-22 12:37:56
Издание предназначено для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Тренировочные задания позволят систематически, при пр…
добавлено 2019-08-22 12:36:50
Книга поможет выпускникам научиться писать сочинение на ЕГЭ по литературе, а также выполнять задания с развёрнутым ответ…
добавлено 2019-07-09 15:33:13
Пособие содержат практические рекомендации по подготовке к письменному заданию по литературе (сочинению) в рамках ЕГЭ.
добавлено 2019-06-19 09:54:53
Пособие содержит рекомендации по выполнению основных типов заданий, встречающихся на ЕГЭ по литературе, а также ценные с…
добавлено 2019-06-19 09:56:05
Справочник содержит сведения по всем темам, проверяемым на ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Каждый раздел посвящён конкретному л…
добавлено 2019-05-27 08:58:34
«Пишем сочинение. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ» – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и досту…
добавлено 2019-03-10 09:29:20
Справочник содержит систематизированное изложение всех тем, проверяемых на ЕГЭ по литературе, и тренировочные задания дл…
добавлено 2018-10-31 03:12:36
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 вариант…
добавлено 2018-10-31 03:13:53
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 20 вариант…
добавлено 2018-02-15 17:27:30
Данное пособие предназначено для отработки практических умений и навыков учащихся при подготовке к экзамену по литератур…
добавлено 2018-01-25 10:16:39
Пособие предназначено для школьников и абитуриентов, готовящихся к экзамену по литературе: итоговому диктанту, ЕГЭ или т…
добавлено 2018-01-25 09:54:20
Пособие содержит теоретические сведения и практические рекомендации для начинающих авторов собственных креативных тексто…
добавлено 2017-11-15 17:51:11
Пособие содержит теоретические сведения по всем темам, проверяемым на ЕГЭ по литературе. После каждого раздела приводятс…
добавлено 2017-11-14 14:49:44
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 вариант…
добавлено 2017-11-14 14:48:31
Вниманию школьников предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 20 вариант…
добавлено 2017-08-24 15:58:10
Данное пособие поможет учащимся 11-х классов в подготовке к итоговому сочинению, которое является допуском к ЕГЭ выпускн…