СОЙТИ́ 1, сойду́, сойдёшь; сошёл, сошла́; сойди́; соше́дший; сойдя́; сов.
СХОДИТЬ С УМА. СОЙТИ С УМА. 1. Становиться сумасшедшим.
Анфиса Семёновна психически больна. В прошлом — детский врач, работавшая в этой же больнице, она внезапно сошла с ума (В. Инбер. Почти три года).
2. Разг. Экспрес. Не отдавая отчета в своих действиях, совершать безрассудные поступки, говорить глупости и т. п. Господи благослови, — продолжала она, с ума они сошли, что ли? того и смотри деревню сожгут (Григорович. Бобыль).
3. от кого, от чего. Разг. Экспрес. Будучи влюблённым в кого-либо или увлечённым чем-либо, проявлять чрезмерный восторг, восхищение, неистовствовать.
Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему (Тургенев. Отцы и дети).
1. СХОДИ/ТЬ/СОЙТИ/ <ПОСХОДИ/ТЬ, СПЯ/ТИТЬ, СОСКОЧИ/ТЬ, СВОРОТИ/ТЬ, СВИХНУ/ТЬСЯ> С УМА/
кто
Становиться психически больным, ненормальным человеком.
Имеется в виду, что лицо (Х) теряет рассудок, заболевает серьёзным психическим расстройством. Говорится с неодобрением. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сошёл с ума.
Именная часть неизм.
Обычно глаголы сов.в.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Допустим, что на Западе сошли с ума и предоставили нам средства под эту концепцию. Столица, 1991.Я научился думать, это само по себе мучительно, а тут ещё эта свадьба. Так ведь можно и с ума сойти. Е. Шварц, Дракон.
Ослабевшие от голода <…> люди метались в жару и бреду. Нужна была железная крепость нервов, чтобы в этом царстве бессмысленной гибели не сойти с ума. С. Злобин, Пропавшие без вести.
Чтобы не сойти с ума, надо было действовать решительно и скорее. Б. Пастернак, Доктор Живаго.
Конечно, живёшь и всё время опасаешься, завтра этот бандит встретит тебя в подъезде и сразу узнает. Одним словом, здесь и с ума соскочить недолго! Н. Поливин, Корабельная сторона.
⊛ Инженерное училище пострадало меньше других: четверо ранено, один сошёл с ума. Воспоминания о Михаиле Булгакове, 1988.
Анфиса Семёновна психически больна. В прошлом — детский врач, работавшая в этой же больнице, она внезапно сошла с ума. В. Инбер, Почти три года.
Реальных и потенциальных противников России в настоящее время нет, в будущем тоже не будет, если мир не сойдёт с ума. НГ, 2001.
— С ним [уехала]. Пьяница забубённый, чуть не в два раза старше ей [её] <…>. — Да что она, с ума спятила? Ф. Абрамов, Мамониха.
«Боже мой! Он что, с ума своротил, этот паршивый Сфинкс?» В.В. Ерофеев, Москва-Петушки.
⊜ (фам.) Нет, помню, бабка Фёкла: «Федька, не дочитывай до конца книгу — спятишь!..» Нам-то как раз и не хватает этой книги… И вот извольте: не дочитывай до конца, а то с ума сойдёшь. В. Шукшин, Как зайка летал на воздушных шариках.
— Ты сошёл с ума. Пустить в дом незнакомого человека… — Почему незнакомого? Это мой старый друг. Как твоё имя? Л. Филатов, Часы с кукушкой.
Я сел, прикрываясь тазиком, и попросил подстричь меня под полубокс. Она <…> тут же провела мне широкую просеку посреди темени. — Мадам! — вскочил я. — Что это такое вы делаете? Да вы с ума сошли! Я же просил сделать полубокс. В. Войнович, Москва 2042.
Монолог на тему: «вы с ума сошли, обалдели, вы что, не понимаете, иностранная комиссия» <…> повторяется. М. Козаков, Записки на песке.
— Не скажу тебе об этом для твоей же пользы, — ответил мой друг. — Ибо если ты мне поверишь, то ты можешь сойти с ума. В. Шефнер, Сказки для умных.
— Товарищи, вы все с ума посходили, да? Такая священная дата для всякого советского человека, а вы порете чепуху! В. Пьецух, Драгоценные черты.
— Заполошный! — кричал в ответ Наум. — Чего ты взъелся-то? С ума, что ли, спятил? Я-то при чём здесь? В. Шукшин, Волки.
Окружат вас мерзкими харями, кикиморами, упырями. Страшно станет. Запьёте пуще прежнего <…>. Пока не свихнётесь с ума, как бедный Николай Николаевич! А. Терц, Квартиранты.
⊝ Я снял обувь и босиком пошёл по холодной земле. И это при повышенной температуре… Я просто с ума сошёл. О Тарковском, 1989.
Вдруг, следом за ним, побежал второй Конопницын <…>. Я вообразил, что сошёл с ума, и побежал в гимназию посмотреть, где Конопницын. А. Тарковский, Братья Конопницыны.
— Я бы не выдержала. Сошла бы с ума, покончила с собой, если бы не отец Василий <…>. Потом и его расстреляли. О. Волков, Погружение во тьму.
Мы с ним ходили по комнате, кричали, гремели стульями — со стороны могло показаться, что мы сошли с ума. О Тарковском, 1989.
Да… Моё сумасшествие странное. Что происходит? Каким образом у нас оказалось столько врагов? Ведь это же люди, которых мы знали годами, с которыми жили рядом!.. Я чувствую, что сойду с ума. Б. Сопельняк, Смерть в рассрочку.
Схожу с ума, но вроде при своём уме… Г. Медведев, След инверсии.
У Стёпы оборвалось сердце, он пошатнулся. «Что же это такое? — подумал он. — Уж не схожу ли я с ума?..» М. Булгаков, Мастер и Маргарита.
[Нина:] Давайте, давайте, оправдывайте его, защищайте. Если хотите, чтобы он совсем рехнулся <…>. [Васенька:] Я с ума хочу сходить, понятно тебе? Сходить с ума и ни о чём не думать! И оставь меня в покое! А. Вампилов, Старший сын.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. связан с книжной метафорой, принятой в древнерусской риторике: «ум, сердце, душа — земля; благие мысли, добродетели — проросшее семя, плоды; злые мысли — терние, плевел». (Улуханов И.С. О языке Древней Руси. М., 2002. С. 64.) Образ ума как поверхности земли, земной тверди, на которой стоит человек, отражён также в фольклоре: Этот не сойдёт с ума: не с чего; Глупому не страшно и с ума сойти; Он сошёл с ума, да не со своего, а с чужого; По чужому уму, как по льду, иду; Кума, сойди с ума, сходи купи вина! см. развитие данного образа до смысла «раздвоение личности» в литературном тексте: «Но я сошёл с ума, и тело теперь само вело меня. А ум, здравый и холодный, наблюдал» (Г. Медведев, След инверсии).
Древнейшие представления о том, что ум от Бога, что ум — духовная ипостась человека, отражены в религиозных текстах: «Ай, должны мы Богу молиться <…>. Когда наделяет сам Господь Бог умом, разумом, здоровьем, всякой Божьей благодатью»; «От чего у нас ум-разум? От чего наши помыслы? <…> У нас ум-разум самого Христа, Наши помыслы от облац небесныих»; «Душа с белым светом расставалася, и ум с головою, свет, прощается» (Голубиная книга).
Представляется, что образ фразеол. тесно связан с библейскими словами о пути истинном: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31: 8); «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притч. 22: 7); «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14: 6). см. также: «… управи ум мой и утверди сердце мое <…>. Поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делами благими» (Житие протопопа Аввакума).
Образ ума-пути, на который наставляется человек, чтобы идти по нему к праведной цели, к Истине, широко отражён как в фольклоре, так и в текстах древнерусской литературы: Пророк Наум, наставь на ум!; С ума сошёл (спятил), да на разум набрёл; Ты малёшенек, Добрынюшка, глупёшенек, да неполного ума да пути-разума!; «<…> всё смиряючи нас, наказуя и приводя на спасенный путь <…>, на добрые дела наставливать» (Повесть о Горе-Злосчастии). см. также в литературном тексте: «Вспомянешь сейчас и тятеньку-покойника: он бы и на ум наставил, и пути-дороги указал» (Ф. Гладков, Повесть о детстве).
Компоненты фразеол. соотносятся с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а в сочетании с приставкой с-, обозначающей движение сверху вниз, удаление с какого-л. места, с поверхности, — с пространственным кодом культуры.
Образ фразеол. создаётся метафорой, уподобляющей психическое заболевание, выражающееся в неспособности человека здраво мыслить, рассуждать, движению схождения с ума, при этом ум символизирует основу, на которой зиждется само существование человека, его нормальная жизнедеятельность. см. в фольклоре: Великое богатство человеку ум; Разумный видит, что к чему идёт; Ум силу ломит; С умом торговать, без ума горевать и др.
фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о психически ненормальном состоянии человека.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
СВОДИТЬ С УМА 1)
2. СХОДИ/ТЬ/СОЙТИ/ <ПОСХОДИ/ТЬ> С УМА/
кто [от чего]
Терять контроль над собой, сильно нервничать, вести себя безрассудно.
Имеется в виду, что лицо (Х), будучи в эмоционально возбуждённом состоянии от каких-л. переживаний, мыслей, происшествий (Р), не даёт себе отчёта в своих действиях, перестаёт правильно оценивать ситуацию. Говорится с неодобрением. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сходит с ума.
Именная часть неизм.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ — Мы всегда так: живёт человек — вроде так и надо. А помрёт — жалко. Но с ума от горя сходить — это тоже… дурость. В. Шукшин, Горе.⊛ — Вот все смотрят вверх и думают: как? А зайка кричит там, бедный, ножками болтает. Отец тут с ума сходит. В. Шукшин, Как зайка летал на воздушных шариках.
Вчера ещё, когда он выступал в клубе и рассказывал много смешных историй, которые происходят на съёмках, девчонки сходили с ума и писали записки, передавая в передние ряды. В. Лихоносов, Счастливые мгновения.
«Боже мой! Без двадцати двенадцать! Мама, наверное, с ума сошла. Я обещала быть к ужину <…>». Виктор Ерофеев, Трёхглавое детище.
Что творится во время приёма! Сегодня было 82 звонка. Телефон выключен. Бездетные дамы с ума сошли и идут. М. Булгаков, Собачье сердце.
Они там все вместе с Шутиковым с ума посходили. О трубах только и говорят. В. Дудинцев, Не хлебом единым.
«Люди совсем посходили с ума, — покачал головой Соломон Евсеевич, — мне уже двадцать человек звонили про эти шапки». В. Войнович, Шапка.
— Все начисто повлюблялись, — проворчал Пашка. — С ума все посходили. В. Шукшин, Классный водитель.
⊜ Елена сложила руки на груди и сказала: — Никол, я тебя всё равно не пущу… Не сходи с ума. М. Булгаков, Белая гвардия.
Она подсела к Альке, крепко, всхлипывая сама, обняла племянницу. — Ну, ну, не сходи с ума-то. Ф. Абрамов, Алька.
⊝ [Тимофеев:] <…> Только не кричите, умоляю!.. Я и сам схожу с ума, но я стараюсь держать себя в руках. М. Булгаков, Иван Васильевич.
«Я с ума сходил от мысли, что скоро опять пойдёт снег. Я не могу видеть, как он падает, падает, падает». К. Федин, Города и годы.
«Лиза, Лиза! — замахала руками Раечка. — Где ты была? Мы вчера просто с ума сходили <…>». Ф. Абрамов, Братья и сёстры.
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в СХОДИТЬ С УМА 1. {1}. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление об излишне эмоциональном, нервозном состоянии кого-л.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
СВОДИТЬ С УМА 2)
3. СХОДИ/ТЬ С УМА/
кто по кому, по чему
Страстно мечтать, проявляя безрассудство.
Имеется в виду, что лицо (Х), испытывая чрезмерное влечение к другому лицу (Y), к какому-л. предмету, вещи (Z), ведёт себя излишне эмоционально, до нелепости восторженно. Говорится с неодобрением, с оттенком пренебрежения. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сходит с ума по Y-у <Z-у>.
Именная часть неизм.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Она была не такая, чтобы с ума сходить по артисту, писать ему письма и держать под подушкой его фотографию. В. Лихоносов, Счастливые мгновения.⊛ Не по летам рано начал он ухаживать за девушками, и, как сказывала Верочка, некоторые по нему с ума сходят. В. Соколов, Вторжение.
Тётушка Хрисула прямо с ума сходила по чёрному инжиру. Ф. Искандер, Сандро из Чегема.
⊜ «А ты, я гляжу, такая же мечтательная дурочка, как и я. Начнёшь по нему [по Сергею] с ума сходить, будешь у подъезда стоять, в трубку дышать <…>. Всё это у него есть в большом количестве. И никто из нас ему не нужен <…>». П. Николин, Новые дворики.
⊝ — Я по салату из крабов просто с ума схожу! На Новый год обязательно целый тазик себе готовлю и за праздники съедаю. (Реч.)
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в СХОДИТЬ С УМА 1. {1}. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о чьей-л. неистовой, страстной увлечённости кем-л., чем-л.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
СВОДИТЬ С УМА 3)
сходить/сойти с ума
Разг. Чаще сов. прош. вр.
1. Лишаться разума, рассудка, становиться психически больным, сумасшедшим. С сущ. со знач. лица: человек, больной… сошел с ума; сойти с ума после чего? после болезни, после нервного потрясения…
Сходство этого нового человека со старым было так велико, что вслед за первою мыслью «не тот!» явилась другая: «А может быть, я сошел с ума и в действительности сидит настоящий, прежний Петр Петрович?» (М. Пришвин.)
Мы прошли в ворота, за высокие розовые стены Спасо-Ефимиевского монастыря… Здесь просидел долгие годы, сошел с ума декабрист Шаховской. (В. Солоухин.)
2. Очень сильно беспокоиться, тревожиться, волноваться. С сущ. со знач. лица: отец, мать, друг… сходит с ума; сходить с ума от чего? от волнения, от страха, от тревоги…
Вот уже три дня, как от него никаких известий, и я схожу с ума.
Ты видишь и знаешь… когда я не вижу тебя — схожу с ума от тревоги. (А. Н. Толстой.)
3. Проявлять чрезмерное восхищение, восторг, увлекаться, пленяясь кем-либо или чем-либо. С сущ. со знач. лица: посетитель, зритель, человек… сходит с ума от кого-чего? от нее, от девушки, от артистки, от музыки, от пения…
Женщины от него [Кирсанова] с ума сходили… (И. Тургенев.)
Даже и грусти не вышло… А ведь это из-за нее сходил я с ума буквально день и ночь… (И. Бунин.)
4. Проявлять чрезмерное возбуждение, неистовствовать. С сущ. со знач. лица или совокупности лиц: подросток, юноша, девушка, молодежь… сходит с ума от чего? от веселья, от радости, от счастья…
Сойду с ума от радости. (А. Островский.)
Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии. (И. Бунин.)
5. В эмоциональном употреблении при выражении различного отношения к кому-либо или чему-либо (восхищения, тревоги, страха, удивления, осуждения и т. п.).
От иронии, лирики, фантастики, ложных надежд и обещаний можно с ума сойти! (А. Блок.)
С ума сойти… Чем же вы занимаетесь в конце концов? (A.Н. Толстой.)
С ума сойти, какая большая страна! (В. Катаев.)
Он вошел в парадный кабинет. В тусклом свете шкафа навстречу ему пришел мутный кавалергард с блестящей головой. Тугай всмотрелся в него, побледнел, болезненно усмехнулся. «Фу, — прошептал он, — с ума сойдешь». (М. Булгаков.)
лишиться рассудка (или ума, разума), потерять рассудок (или разум), помешаться; тронуться, свихнуться (разг.), спрыгнуть (или съехать) с ума, рехнуться, спятить, свихнуть (или спятить, сбрендить, сбрести, своротить, съехать) с ума, сдвинуться, трахнуться, чокнуться, умом чикануться, шизануться, сойти с резьбы, съехать с шариков (прост.); помешаться умом (или рассудком, в уме, в рассудке), повредиться умом (или рассудком, в уме, в рассудке), свихнуться умом (или разумом), в уме рехнуться (устар.); обноситься умом, решиться ума (устар. прост.)
рассудок помутился (или помрачился) у кого; ум за разум зашёл у кого (разг.); крыша поехала у кого (разг. шутл.)
лишиться (рассудка, (раз)ума), потерять (рассудок, разум), (помешаться, тронуться) (умом, рассудком, в (уме, рассудке)), свихнуться ((раз)умом, с (ума, разума)), (свихнуть, спятить, сбрендить) (с ума), рехнуться, трехнуться, задвинуться, плениться, сдвинуться, чокнуться, упать с дерева, урониться, чекануться, повредиться в уме, херакнуться, рассудок помрачился, повредиться рассудком, съехать с ума, умом чикануться, повредиться в рассудке, сбреть с ума, сойти с резьбы, рассудок помутился, повредиться умом, решиться ума, тронуться в уме, обноситься умом, своротить с ума, сбрендить с ума, свихнуться с разума, свихнуться разумом, потерять разум, тронуться в рассудке, свихнуть с ума, помешаться умом, лишиться ума, помешаться рассудком, лишиться рассудка, съехать с шариков, гребнуться, съехать, помутиться умом, умом трехнуться, умом тронуться, прельститься, двинуться, подвинуться, восхититься, крыша поехала, мозжечокнуться, слететь с нарезки, прибабахнуться, вольтануться, долбануться, оприкеть, ошизеть, взбеситься, рухнуть, спрыгнуть с ума, в уме рехнуться, ум за разум зашел, помешаться в уме, трекнуться, съехать с катушек, срулить, стебануться, чекалдыкнуться, шарахнуться, чебурахнуться, трахнуться, опупеть, тюкнуться, шизануться, хренакнуться, очароваться, лишиться разума, свихнуться умом, тронуться умом, спятить с ума, помешаться в рассудке, свихнуться с ума, потерять рассудок, впасть в помешательство, отъехать, чпокнуться, тронуться рассудком
1. СХОДИ/ТЬ/СОЙТИ/ <ПОСХОДИ/ТЬ, СПЯ/ТИТЬ, СОСКОЧИ/ТЬ, СВОРОТИ/ТЬ, СВИХНУ/ТЬСЯ> С УМА/
кто
Становиться психически больным, ненормальным человеком.
Имеется в виду, что лицо (Х) теряет рассудок, заболевает серьёзным психическим расстройством. Говорится с неодобрением. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сошёл с ума.
Именная часть неизм.
Обычно глаголы сов.в.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Допустим, что на Западе сошли с ума и предоставили нам средства под эту концепцию. Столица, 1991.Я научился думать, это само по себе мучительно, а тут ещё эта свадьба. Так ведь можно и с ума сойти. Е. Шварц, Дракон.
Ослабевшие от голода <…> люди метались в жару и бреду. Нужна была железная крепость нервов, чтобы в этом царстве бессмысленной гибели не сойти с ума. С. Злобин, Пропавшие без вести.
Чтобы не сойти с ума, надо было действовать решительно и скорее. Б. Пастернак, Доктор Живаго.
Конечно, живёшь и всё время опасаешься, завтра этот бандит встретит тебя в подъезде и сразу узнает. Одним словом, здесь и с ума соскочить недолго! Н. Поливин, Корабельная сторона.
⊛ Инженерное училище пострадало меньше других: четверо ранено, один сошёл с ума. Воспоминания о Михаиле Булгакове, 1988.
Анфиса Семёновна психически больна. В прошлом — детский врач, работавшая в этой же больнице, она внезапно сошла с ума. В. Инбер, Почти три года.
Реальных и потенциальных противников России в настоящее время нет, в будущем тоже не будет, если мир не сойдёт с ума. НГ, 2001.
—
С ним [уехала]. Пьяница забубённый, чуть не в два раза старше ей [её] <…>. — Да что она, с ума спятила? Ф. Абрамов, Мамониха.
«Боже мой! Он что, с ума своротил, этот паршивый Сфинкс?» В.В. Ерофеев, Москва—Петушки.
⊜ (фам.) Нет, помню, бабка Фёкла: «Федька, не дочитывай до конца книгу — спятишь!..» Нам-то как раз и не хватает этой книги… И вот извольте: не дочитывай до конца, а то с ума сойдёшь. В. Шукшин, Как зайка летал на воздушных шариках.
—
Ты сошёл с ума. Пустить в дом незнакомого человека… — Почему незнакомого? Это мой старый друг. Как твоё имя? Л. Филатов, Часы с кукушкой.
Я сел, прикрываясь тазиком, и попросил подстричь меня под полубокс. Она <…> тут же провела мне широкую просеку посреди темени. — Мадам! — вскочил я. — Что это такое вы делаете? Да вы с ума сошли! Я же просил сделать полубокс. В. Войнович, Москва 2042.
Монолог на тему: «вы с ума сошли, обалдели, вы что, не понимаете, иностранная комиссия» <…> повторяется. М. Козаков, Записки на песке.
—
Не скажу тебе об этом для твоей же пользы, — ответил мой друг. — Ибо если ты мне поверишь, то ты можешь сойти с ума. В. Шефнер, Сказки для умных.
— Товарищи, вы все с ума посходили, да? Такая священная дата для всякого советского человека, а вы порете чепуху! В. Пьецух, Драгоценные черты.
—
Заполошный! — кричал в ответ Наум. — Чего ты взъелся-то? С ума, что ли, спятил? Я-то при чём здесь? В. Шукшин, Волки.
Окружат вас мерзкими харями, кикиморами, упырями. Страшно станет. Запьёте пуще прежнего <…>. Пока не свихнётесь с ума, как бедный Николай Николаевич! А. Терц, Квартиранты.
⊝ Я снял обувь и босиком пошёл по холодной земле. И это при повышенной температуре… Я просто с ума сошёл. О Тарковском, 1989.
Вдруг, следом за ним, побежал второй Конопницын <…>. Я вообразил, что сошёл с ума, и побежал в гимназию посмотреть, где Конопницын. А. Тарковский, Братья Конопницыны.
—
Я бы не выдержала. Сошла бы с ума, покончила с собой, если бы не отец Василий <…>. Потом и его расстреляли. О. Волков, Погружение во тьму.
Мы с ним ходили по комнате, кричали, гремели стульями — со стороны могло показаться, что мы сошли с ума. О Тарковском, 1989.
Да… Моё сумасшествие странное. Что происходит? Каким образом у нас оказалось столько врагов? Ведь это же люди, которых мы знали годами, с которыми жили рядом!.. Я чувствую, что сойду с ума. Б. Сопельняк, Смерть в рассрочку.
Схожу с ума
, но вроде при своём уме… Г. Медведев, След инверсии.
У Стёпы оборвалось сердце, он пошатнулся. «Что же это такое? — подумал он. — Уж не схожу ли я с ума?..» М. Булгаков, Мастер и Маргарита.
[Нина:] Давайте, давайте, оправдывайте его, защищайте. Если хотите, чтобы он совсем рехнулся <…>. [Васенька:] Я с ума хочу сходить, понятно тебе? Сходить с ума и ни о чём не думать! И оставь меня в покое! А. Вампилов, Старший сын.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. связан с книжной метафорой, принятой в древнерусской риторике: «ум, сердце, душа — земля; благие мысли, добродетели — проросшее семя, плоды; злые мысли — терние, плевел». (Улуханов И.С. О языке Древней Руси. М., 2002. С. 64.) Образ ума как поверхности земли, земной тверди, на которой стоит человек, отражён также в фольклоре: Этот не сойдёт с ума: не с чего; Глупому не страшно и с ума сойти; Он сошёл с ума, да не со своего, а с чужого; По чужому уму, как по льду, иду; Кума, сойди с ума, сходи купи вина! см. развитие данного образа до смысла «раздвоение личности« в литературном тексте: «Но я сошёл с ума, и тело теперь само вело меня. А ум, здравый и холодный, наблюдал» (Г. Медведев, След инверсии).
Древнейшие представления о том, что ум от Бога, что ум — духовная ипостась человека, отражены в религиозных текстах: «Ай, должны мы Богу молиться <…>. Когда наделяет сам Господь Бог умом, разумом, здоровьем, всякой Божьей благодатью»; «От чего у нас ум-разум? От чего наши помыслы? <…> У нас ум-разум самого Христа, Наши помыслы от облац небесныих»; «Душа с белым светом расставалася, и ум с головою, свет, прощается» (Голубиная книга).
Представляется, что образ фразеол. тесно связан с библейскими словами о пути истинном: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31: 8); «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притч. 22: 7); «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14: 6). см. также: «… управи ум мой и утверди сердце мое <…>. Поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делами благими» (Житие протопопа Аввакума).
Образ ума-пути, на который наставляется человек, чтобы идти по нему к праведной цели, к Истине, широко отражён как в фольклоре, так и в текстах древнерусской литературы: Пророк Наум, наставь на ум!; С ума сошёл (спятил), да на разум набрёл; Ты малёшенек, Добрынюшка, глупёшенек, да неполного ума да пути-разума!; «<…> всё смиряючи нас, наказуя и приводя на спасенный путь <…>, на добрые дела наставливать» (Повесть о Горе-Злосчастии). см. также в литературном тексте: «Вспомянешь сейчас и тятеньку-покойника: он бы и на ум наставил, и пути-дороги указал» (Ф. Гладков, Повесть о детстве).
Компоненты фразеол. соотносятся с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а в сочетании с приставкой с-, обозначающей движение сверху вниз, удаление с какого-л. места, с поверхности, — с пространственным кодом культуры.
Образ фразеол. создаётся метафорой, уподобляющей психическое заболевание, выражающееся в неспособности человека здраво мыслить, рассуждать, движению схождения с ума, при этом ум символизирует основу, на которой зиждется само существование человека, его нормальная жизнедеятельность. см. в фольклоре: Великое богатство человеку ум; Разумный видит, что к чему идёт; Ум силу ломит; С умом торговать, без ума горевать и др.
фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о психически ненормальном состоянии человека.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
2. СХОДИ/ТЬ/СОЙТИ/ <ПОСХОДИ/ТЬ> С УМА/
кто [от чего]
Терять контроль над собой, сильно нервничать, вести себя безрассудно.
Имеется в виду, что лицо (Х), будучи в эмоционально возбуждённом состоянии от каких-л. переживаний, мыслей, происшествий (Р), не даёт себе отчёта в своих действиях, перестаёт правильно оценивать ситуацию. Говорится с неодобрением. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сходит с ума.
Именная часть неизм.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ — Мы всегда так: живёт человек — вроде так и надо. А помрёт — жалко. Но с ума от горя сходить — это тоже… дурость. В. Шукшин, Горе.⊛ — Вот все смотрят вверх и думают: как? А зайка кричит там, бедный, ножками болтает. Отец тут с ума сходит. В. Шукшин, Как зайка летал на воздушных шариках.
Вчера ещё, когда он выступал в клубе и рассказывал много смешных историй, которые происходят на съёмках, девчонки сходили с ума и писали записки, передавая в передние ряды. В. Лихоносов, Счастливые мгновения.
«Боже мой! Без двадцати двенадцать! Мама, наверное, с ума сошла. Я обещала быть к ужину <…>». Виктор Ерофеев, Трёхглавое детище.
Что творится во время приёма! Сегодня было 82 звонка. Телефон выключен. Бездетные дамы с ума сошли и идут. М. Булгаков, Собачье сердце.
Они там все вместе с Шутиковым с ума посходили. О трубах только и говорят. В. Дудинцев, Не хлебом единым.
«Люди совсем посходили с ума, — покачал головой Соломон Евсеевич, — мне уже двадцать человек звонили про эти шапки». В. Войнович, Шапка.
—
Все начисто повлюблялись, — проворчал Пашка. — С ума все посходили. В. Шукшин, Классный водитель.
⊜ Елена сложила руки на груди и сказала: — Никол, я тебя всё равно не пущу… Не сходи с ума. М. Булгаков, Белая гвардия.
Она подсела к Альке, крепко, всхлипывая сама, обняла племянницу. — Ну, ну, не сходи с ума-то. Ф. Абрамов, Алька.
⊝ [Тимофеев:] <…> Только не кричите, умоляю!.. Я и сам схожу с ума, но я стараюсь держать себя в руках. М. Булгаков, Иван Васильевич.
«Я с ума сходил от мысли, что скоро опять пойдёт снег. Я не могу видеть, как он падает, падает, падает». К. Федин, Города и годы.
«Лиза, Лиза! — замахала руками Раечка. — Где ты была? Мы вчера просто с ума сходили <…>». Ф. Абрамов, Братья и сёстры.
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в СХОДИТЬ С УМА 1. {1}. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление об излишне эмоциональном, нервозном состоянии кого-л.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
3. СХОДИ/ТЬ С УМА/
кто по кому, по чему
Страстно мечтать, проявляя безрассудство.
Имеется в виду, что лицо (Х), испытывая чрезмерное влечение к другому лицу (Y), к какому-л. предмету, вещи (Z), ведёт себя излишне эмоционально, до нелепости восторженно. Говорится с неодобрением, с оттенком пренебрежения. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сходит с ума по Y-у <Z-у>.
Именная часть неизм.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Она была не такая, чтобы с ума сходить по артисту, писать ему письма и держать под подушкой его фотографию. В. Лихоносов, Счастливые мгновения.⊛ Не по летам рано начал он ухаживать за девушками, и, как сказывала Верочка, некоторые по нему с ума сходят. В. Соколов, Вторжение.
Тётушка Хрисула прямо с ума сходила по чёрному инжиру. Ф. Искандер, Сандро из Чегема.
⊜ «А ты, я гляжу, такая же мечтательная дурочка, как и я. Начнёшь по нему [по Сергею] с ума сходить, будешь у подъезда стоять, в трубку дышать <…>. Всё это у него есть в большом количестве. И никто из нас ему не нужен <…>». П. Николин, Новые дворики.
⊝ — Я по салату из крабов просто с ума схожу! На Новый год обязательно целый тазик себе готовлю и за праздники съедаю. (Реч.)
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в СХОДИТЬ С УМА 1. {1}. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о чьей-л. неистовой, страстной увлечённости кем-л., чем-л.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Е.Н. Телия.
2006.
×òî òàêîå «ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ»? Êàê ïðàâèëüíî ïèøåòñÿ äàííîå ñëîâî. Ïîíÿòèå è òðàêòîâêà.
ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 1. ÑÕÎÄÈ/ÒÜ/ÑÎÉÒÈ/ <ÏÎÑÕÎÄÈ/ÒÜ, ÑÏß/ÒÈÒÜ, ÑÎÑÊÎ×È/ÒÜ, ÑÂÎÐÎÒÈ/ÒÜ, ÑÂÈÕÍÓ/ÒÜÑß> Ñ ÓÌÀ/
êòî
Ñòàíîâèòüñÿ ïñèõè÷åñêè áîëüíûì, íåíîðìàëüíûì ÷åëîâåêîì.
Èìååòñÿ â âèäó, ÷òî ëèöî (Õ) òåðÿåò ðàññóäîê, çàáîëåâàåò ñåðü¸çíûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì. Ãîâîðèòñÿ ñ íåîäîáðåíèåì. íåôîðì. {1} Àêòèâíàÿ ðåàëèçàöèÿ ñèòóàöèè: ? Õ ñîø¸ë ñ óìà.
Èìåííàÿ ÷àñòü íåèçì.
Îáû÷íî ãëàãîëû ñîâ.â.
 ðîëè ñêàç.
Ïîðÿäîê ñëîâ-êîìïîíåíòîâ íåôèêñèð.
? Äîïóñòèì, ÷òî íà Çàïàäå ñîøëè ñ óìà è ïðåäîñòàâèëè íàì ñðåäñòâà ïîä ýòó êîíöåïöèþ. Ñòîëèöà, 1991.ß íàó÷èëñÿ äóìàòü, ýòî ñàìî ïî ñåáå ìó÷èòåëüíî, à òóò åù¸ ýòà ñâàäüáà. Òàê âåäü ìîæíî è ñ óìà ñîéòè. Å. Øâàðö, Äðàêîí.
Îñëàáåâøèå îò ãîëîäà <…> ëþäè ìåòàëèñü â æàðó è áðåäó. Íóæíà áûëà æåëåçíàÿ êðåïîñòü íåðâîâ, ÷òîáû â ýòîì öàðñòâå áåññìûñëåííîé ãèáåëè íå ñîéòè ñ óìà. Ñ. Çëîáèí, Ïðîïàâøèå áåç âåñòè.
×òîáû íå ñîéòè ñ óìà, íàäî áûëî äåéñòâîâàòü ðåøèòåëüíî è ñêîðåå. Á. Ïàñòåðíàê, Äîêòîð Æèâàãî.
Êîíå÷íî, æèâ¸øü è âñ¸ âðåìÿ îïàñàåøüñÿ, çàâòðà ýòîò áàíäèò âñòðåòèò òåáÿ â ïîäúåçäå è ñðàçó óçíàåò. Îäíèì ñëîâîì, çäåñü è ñ óìà ñîñêî÷èòü íåäîëãî! Í. Ïîëèâèí, Êîðàáåëüíàÿ ñòîðîíà.
? Èíæåíåðíîå ó÷èëèùå ïîñòðàäàëî ìåíüøå äðóãèõ: ÷åòâåðî ðàíåíî, îäèí ñîø¸ë ñ óìà. Âîñïîìèíàíèÿ î Ìèõàèëå Áóëãàêîâå, 1988.
Àíôèñà Ñåì¸íîâíà ïñèõè÷åñêè áîëüíà.  ïðîøëîì — äåòñêèé âðà÷, ðàáîòàâøàÿ â ýòîé æå áîëüíèöå, îíà âíåçàïíî ñîøëà ñ óìà. Â. Èíáåð, Ïî÷òè òðè ãîäà.
Ðåàëüíûõ è ïîòåíöèàëüíûõ ïðîòèâíèêîâ Ðîññèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ íåò, â áóäóùåì òîæå íå áóäåò, åñëè ìèð íå ñîéä¸ò ñ óìà. ÍÃ, 2001.
— Ñ íèì [óåõàëà]. Ïüÿíèöà çàáóá¸ííûé, ÷óòü íå â äâà ðàçà ñòàðøå åé [å¸] <…>. — Äà ÷òî îíà, ñ óìà ñïÿòèëà? Ô. Àáðàìîâ, Ìàìîíèõà.
«Áîæå ìîé! Îí ÷òî, ñ óìà ñâîðîòèë, ýòîò ïàðøèâûé Ñôèíêñ?» Â.Â. Åðîôååâ, Ìîñêâà-Ïåòóøêè.
? (ôàì.) Íåò, ïîìíþ, áàáêà Ô¸êëà: «Ôåäüêà, íå äî÷èòûâàé äî êîíöà êíèãó — ñïÿòèøü!..» Íàì-òî êàê ðàç è íå õâàòàåò ýòîé êíèãè… È âîò èçâîëüòå: íå äî÷èòûâàé äî êîíöà, à òî ñ óìà ñîéä¸øü. Â. Øóêøèí, Êàê çàéêà ëåòàë íà âîçäóøíûõ øàðèêàõ.
— Òû ñîø¸ë ñ óìà. Ïóñòèòü â äîì íåçíàêîìîãî ÷åëîâåêà… — Ïî÷åìó íåçíàêîìîãî? Ýòî ìîé ñòàðûé äðóã. Êàê òâî¸ èìÿ? Ë. Ôèëàòîâ, ×àñû ñ êóêóøêîé.
ß ñåë, ïðèêðûâàÿñü òàçèêîì, è ïîïðîñèë ïîäñòðè÷ü ìåíÿ ïîä ïîëóáîêñ. Îíà <…> òóò æå ïðîâåëà ìíå øèðîêóþ ïðîñåêó ïîñðåäè òåìåíè. — Ìàäàì! — âñêî÷èë ÿ. — ×òî ýòî òàêîå âû äåëàåòå? Äà âû ñ óìà ñîøëè! ß æå ïðîñèë ñäåëàòü ïîëóáîêñ. Â. Âîéíîâè÷, Ìîñêâà 2042.
Ìîíîëîã íà òåìó: «âû ñ óìà ñîøëè, îáàëäåëè, âû ÷òî, íå ïîíèìàåòå, èíîñòðàííàÿ êîìèññèÿ» <…> ïîâòîðÿåòñÿ. Ì. Êîçàêîâ, Çàïèñêè íà ïåñêå.
— Íå ñêàæó òåáå îá ýòîì äëÿ òâîåé æå ïîëüçû, — îòâåòèë ìîé äðóã. — Èáî åñëè òû ìíå ïîâåðèøü, òî òû ìîæåøü ñîéòè ñ óìà. Â. Øåôíåð, Ñêàçêè äëÿ óìíûõ.
— Òîâàðèùè, âû âñå ñ óìà ïîñõîäèëè, äà? Òàêàÿ ñâÿùåííàÿ äàòà äëÿ âñÿêîãî ñîâåòñêîãî ÷åëîâåêà, à âû ïîðåòå ÷åïóõó! Â. Ïüåöóõ, Äðàãîöåííûå ÷åðòû.
— Çàïîëîøíûé! — êðè÷àë â îòâåò Íàóì. — ×åãî òû âçúåëñÿ-òî? Ñ óìà, ÷òî ëè, ñïÿòèë? ß-òî ïðè ÷¸ì çäåñü? Â. Øóêøèí, Âîëêè.
Îêðóæàò âàñ ìåðçêèìè õàðÿìè, êèêèìîðàìè, óïûðÿìè. Ñòðàøíî ñòàíåò. Çàïü¸òå ïóùå ïðåæíåãî <…>. Ïîêà íå ñâèõí¸òåñü ñ óìà, êàê áåäíûé Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷! À. Òåðö, Êâàðòèðàíòû.
? ß ñíÿë îáóâü è áîñèêîì ïîø¸ë ïî õîëîäíîé çåìëå. È ýòî ïðè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðå… ß ïðîñòî ñ óìà ñîø¸ë. Î Òàðêîâñêîì, 1989.
Âäðóã, ñëåäîì çà íèì, ïîáåæàë âòîðîé Êîíîïíèöûí <…>. ß âîîáðàçèë, ÷òî ñîø¸ë ñ óìà, è ïîáåæàë â ãèìíàçèþ ïîñìîòðåòü, ãäå Êîíîïíèöûí. À. Òàðêîâñêèé, Áðàòüÿ Êîíîïíèöûíû.
— ß áû íå âûäåðæàëà. Ñîøëà áû ñ óìà, ïîêîí÷èëà ñ ñîáîé, åñëè áû íå îòåö Âàñèëèé <…>. Ïîòîì è åãî ðàññòðåëÿëè. Î. Âîëêîâ, Ïîãðóæåíèå âî òüìó.
Ìû ñ íèì õîäèëè ïî êîìíàòå, êðè÷àëè, ãðåìåëè ñòóëüÿìè — ñî ñòîðîíû ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî ìû ñîøëè ñ óìà. Î Òàðêîâñêîì, 1989.
Äà… Ìî¸ ñóìàñøåñòâèå ñòðàííîå. ×òî ïðîèñõîäèò? Êàêèì îáðàçîì ó íàñ îêàçàëîñü ñòîëüêî âðàãîâ? Âåäü ýòî æå ëþäè, êîòîðûõ ìû çíàëè ãîäàìè, ñ êîòîðûìè æèëè ðÿäîì!.. ß ÷óâñòâóþ, ÷òî ñîéäó ñ óìà. Á. Ñîïåëüíÿê, Ñìåðòü â ðàññðî÷êó.
Ñõîæó ñ óìà, íî âðîäå ïðè ñâî¸ì óìå… Ã. Ìåäâåäåâ, Ñëåä èíâåðñèè.
Ó Ñò¸ïû îáîðâàëîñü ñåðäöå, îí ïîøàòíóëñÿ. «×òî æå ýòî òàêîå? — ïîäóìàë îí. — Óæ íå ñõîæó ëè ÿ ñ óìà?..» Ì. Áóëãàêîâ, Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà.
[Íèíà:] Äàâàéòå, äàâàéòå, îïðàâäûâàéòå åãî, çàùèùàéòå. Åñëè õîòèòå, ÷òîáû îí ñîâñåì ðåõíóëñÿ <…>. [Âàñåíüêà:] ß ñ óìà õî÷ó ñõîäèòü, ïîíÿòíî òåáå? Ñõîäèòü ñ óìà è íè î ÷¸ì íå äóìàòü! È îñòàâü ìåíÿ â ïîêîå! À. Âàìïèëîâ, Ñòàðøèé ñûí.
êóëüòóðîëîãè÷åñêèé êîììåíòàðèé:
Îáðàç ôðàçåîë. ñâÿçàí ñ êíèæíîé ìåòàôîðîé, ïðèíÿòîé â äðåâíåðóññêîé ðèòîðèêå: «óì, ñåðäöå, äóøà — çåìëÿ; áëàãèå ìûñëè, äîáðîäåòåëè — ïðîðîñøåå ñåìÿ, ïëîäû; çëûå ìûñëè — òåðíèå, ïëåâåë». (Óëóõàíîâ È.Ñ. Î ÿçûêå Äðåâíåé Ðóñè. Ì., 2002. Ñ. 64.) Îáðàç óìà êàê ïîâåðõíîñòè çåìëè, çåìíîé òâåðäè, íà êîòîðîé ñòîèò ÷åëîâåê, îòðàæ¸í òàêæå â ôîëüêëîðå: Ýòîò íå ñîéä¸ò ñ óìà: íå ñ ÷åãî; Ãëóïîìó íå ñòðàøíî è ñ óìà ñîéòè; Îí ñîø¸ë ñ óìà, äà íå ñî ñâîåãî, à ñ ÷óæîãî; Ïî ÷óæîìó óìó, êàê ïî ëüäó, èäó; Êóìà, ñîéäè ñ óìà, ñõîäè êóïè âèíà! ñì. ðàçâèòèå äàííîãî îáðàçà äî ñìûñëà «ðàçäâîåíèå ëè÷íîñòè» â ëèòåðàòóðíîì òåêñòå: «Íî ÿ ñîø¸ë ñ óìà, è òåëî òåïåðü ñàìî âåëî ìåíÿ. À óì, çäðàâûé è õîëîäíûé, íàáëþäàë» (Ã. Ìåäâåäåâ, Ñëåä èíâåðñèè).
Äðåâíåéøèå ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, ÷òî óì îò Áîãà, ÷òî óì — äóõîâíàÿ èïîñòàñü ÷åëîâåêà, îòðàæåíû â ðåëèãèîçíûõ òåêñòàõ: «Àé, äîëæíû ìû Áîãó ìîëèòüñÿ <…>. Êîãäà íàäåëÿåò ñàì Ãîñïîäü Áîã óìîì, ðàçóìîì, çäîðîâüåì, âñÿêîé Áîæüåé áëàãîäàòüþ»; «Îò ÷åãî ó íàñ óì-ðàçóì? Îò ÷åãî íàøè ïîìûñëû? <…> Ó íàñ óì-ðàçóì ñàìîãî Õðèñòà, Íàøè ïîìûñëû îò îáëàö íåáåñíûèõ»; «Äóøà ñ áåëûì ñâåòîì ðàññòàâàëàñÿ, è óì ñ ãîëîâîþ, ñâåò, ïðîùàåòñÿ» (Ãîëóáèíàÿ êíèãà).
Ïðåäñòàâëÿåòñÿ, ÷òî îáðàç ôðàçåîë. òåñíî ñâÿçàí ñ áèáëåéñêèìè ñëîâàìè î ïóòè èñòèííîì: «Âðàçóìëþ òåáÿ, íàñòàâëþ òåáÿ íà ïóòü, ïî êîòîðîìó òåáå èäòè; áóäó ðóêîâîäèòü òåáÿ, îêî Ìîå íàä òîáîþ» (Ïñ. 31: 8); «Íàñòàâü þíîøó ïðè íà÷àëå ïóòè åãî: îí íå óêëîíèòñÿ îò íåãî, êîãäà è ñîñòàðååò» (Ïðèò÷. 22: 7); «…ß åñìü ïóòü è èñòèíà è æèçíü; íèêòî íå ïðèõîäèò ê Îòöó, êàê òîëüêî ÷ðåç Ìåíÿ» (Èí. 14: 6). ñì. òàêæå: «… óïðàâè óì ìîé è óòâåðäè ñåðäöå ìîå <…>. Ïîñïåøè è íàïðàâè ñåðäöå ìîå íà÷àòè ñ ðàçóìîì è êîí÷àòè äåëàìè áëàãèìè» (Æèòèå ïðîòîïîïà Àââàêóìà).
Îáðàç óìà-ïóòè, íà êîòîðûé íàñòàâëÿåòñÿ ÷åëîâåê, ÷òîáû èäòè ïî íåìó ê ïðàâåäíîé öåëè, ê Èñòèíå, øèðîêî îòðàæ¸í êàê â ôîëüêëîðå, òàê è â òåêñòàõ äðåâíåðóññêîé ëèòåðàòóðû: Ïðîðîê Íàóì, íàñòàâü íà óì!; Ñ óìà ñîø¸ë (ñïÿòèë), äà íà ðàçóì íàáð¸ë; Òû ìàë¸øåíåê, Äîáðûíþøêà, ãëóï¸øåíåê, äà íåïîëíîãî óìà äà ïóòè-ðàçóìà!; «<…> âñ¸ ñìèðÿþ÷è íàñ, íàêàçóÿ è ïðèâîäÿ íà ñïàñåííûé ïóòü <…>, íà äîáðûå äåëà íàñòàâëèâàòü» (Ïîâåñòü î Ãîðå-Çëîñ÷àñòèè). ñì. òàêæå â ëèòåðàòóðíîì òåêñòå: «Âñïîìÿíåøü ñåé÷àñ è òÿòåíüêó-ïîêîéíèêà: îí áû è íà óì íàñòàâèë, è ïóòè-äîðîãè óêàçàë» (Ô. Ãëàäêîâ, Ïîâåñòü î äåòñòâå).
Êîìïîíåíòû ôðàçåîë. ñîîòíîñÿòñÿ ñ àíòðîïíûì, ò. å. ñîáñòâåííî ÷åëîâå÷åñêèì, êîäîì êóëüòóðû, à â ñî÷åòàíèè ñ ïðèñòàâêîé ñ-, îáîçíà÷àþùåé äâèæåíèå ñâåðõó âíèç, óäàëåíèå ñ êàêîãî-ë. ìåñòà, ñ ïîâåðõíîñòè, — ñ ïðîñòðàíñòâåííûì êîäîì êóëüòóðû.
Îáðàç ôðàçåîë. ñîçäà¸òñÿ ìåòàôîðîé, óïîäîáëÿþùåé ïñèõè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, âûðàæàþùååñÿ â íåñïîñîáíîñòè ÷åëîâåêà çäðàâî ìûñëèòü, ðàññóæäàòü, äâèæåíèþ ñõîæäåíèÿ ñ óìà, ïðè ýòîì óì ñèìâîëèçèðóåò îñíîâó, íà êîòîðîé çèæäåòñÿ ñàìî ñóùåñòâîâàíèå ÷åëîâåêà, åãî íîðìàëüíàÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòü. ñì. â ôîëüêëîðå: Âåëèêîå áîãàòñòâî ÷åëîâåêó óì; Ðàçóìíûé âèäèò, ÷òî ê ÷åìó èä¸ò; Óì ñèëó ëîìèò; Ñ óìîì òîðãîâàòü, áåç óìà ãîðåâàòü è äð.
ôðàçåîë. â öåëîì ïåðåäà¸ò ñòåðåîòèïíîå ïðåäñòàâëåíèå î ïñèõè÷åñêè íåíîðìàëüíîì ñîñòîÿíèè ÷åëîâåêà.
àâòîð:
Ì. Ë. Êîâøîâà
See:
ÑÂÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 1)
2. ÑÕÎÄÈ/ÒÜ/ÑÎÉÒÈ/ <ÏÎÑÕÎÄÈ/ÒÜ> Ñ ÓÌÀ/
êòî [îò ÷åãî]
Òåðÿòü êîíòðîëü íàä ñîáîé, ñèëüíî íåðâíè÷àòü, âåñòè ñåáÿ áåçðàññóäíî.
Èìååòñÿ â âèäó, ÷òî ëèöî (Õ), áóäó÷è â ýìîöèîíàëüíî âîçáóæä¸ííîì ñîñòîÿíèè îò êàêèõ-ë. ïåðåæèâàíèé, ìûñëåé, ïðîèñøåñòâèé (Ð), íå äà¸ò ñåáå îò÷¸òà â ñâîèõ äåéñòâèÿõ, ïåðåñòà¸ò ïðàâèëüíî îöåíèâàòü ñèòóàöèþ. Ãîâîðèòñÿ ñ íåîäîáðåíèåì. íåôîðì. {1} Àêòèâíàÿ ðåàëèçàöèÿ ñèòóàöèè: ? Õ ñõîäèò ñ óìà.
Èìåííàÿ ÷àñòü íåèçì.
 ðîëè ñêàç.
Ïîðÿäîê ñëîâ-êîìïîíåíòîâ íåôèêñèð.
? — Ìû âñåãäà òàê: æèâ¸ò ÷åëîâåê — âðîäå òàê è íàäî. À ïîìð¸ò — æàëêî. Íî ñ óìà îò ãîðÿ ñõîäèòü — ýòî òîæå… äóðîñòü. Â. Øóêøèí, Ãîðå.? — Âîò âñå ñìîòðÿò ââåðõ è äóìàþò: êàê? À çàéêà êðè÷èò òàì, áåäíûé, íîæêàìè áîëòàåò. Îòåö òóò ñ óìà ñõîäèò. Â. Øóêøèí, Êàê çàéêà ëåòàë íà âîçäóøíûõ øàðèêàõ.
Â÷åðà åù¸, êîãäà îí âûñòóïàë â êëóáå è ðàññêàçûâàë ìíîãî ñìåøíûõ èñòîðèé, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò íà ñú¸ìêàõ, äåâ÷îíêè ñõîäèëè ñ óìà è ïèñàëè çàïèñêè, ïåðåäàâàÿ â ïåðåäíèå ðÿäû. Â. Ëèõîíîñîâ, Ñ÷àñòëèâûå ìãíîâåíèÿ.
«Áîæå ìîé! Áåç äâàäöàòè äâåíàäöàòü! Ìàìà, íàâåðíîå, ñ óìà ñîøëà. ß îáåùàëà áûòü ê óæèíó <…>». Âèêòîð Åðîôååâ, Òð¸õãëàâîå äåòèùå.
×òî òâîðèòñÿ âî âðåìÿ ïðè¸ìà! Ñåãîäíÿ áûëî 82 çâîíêà. Òåëåôîí âûêëþ÷åí. Áåçäåòíûå äàìû ñ óìà ñîøëè è èäóò. Ì. Áóëãàêîâ, Ñîáà÷üå ñåðäöå.
Îíè òàì âñå âìåñòå ñ Øóòèêîâûì ñ óìà ïîñõîäèëè. Î òðóáàõ òîëüêî è ãîâîðÿò. Â. Äóäèíöåâ, Íå õëåáîì åäèíûì.
«Ëþäè ñîâñåì ïîñõîäèëè ñ óìà, — ïîêà÷àë ãîëîâîé Ñîëîìîí Åâñååâè÷, — ìíå óæå äâàäöàòü ÷åëîâåê çâîíèëè ïðî ýòè øàïêè». Â. Âîéíîâè÷, Øàïêà.
— Âñå íà÷èñòî ïîâëþáëÿëèñü, — ïðîâîð÷àë Ïàøêà. — Ñ óìà âñå ïîñõîäèëè. Â. Øóêøèí, Êëàññíûé âîäèòåëü.
? Åëåíà ñëîæèëà ðóêè íà ãðóäè è ñêàçàëà: — Íèêîë, ÿ òåáÿ âñ¸ ðàâíî íå ïóùó… Íå ñõîäè ñ óìà. Ì. Áóëãàêîâ, Áåëàÿ ãâàðäèÿ.
Îíà ïîäñåëà ê Àëüêå, êðåïêî, âñõëèïûâàÿ ñàìà, îáíÿëà ïëåìÿííèöó. — Íó, íó, íå ñõîäè ñ óìà-òî. Ô. Àáðàìîâ, Àëüêà.
? [Òèìîôååâ:] <…> Òîëüêî íå êðè÷èòå, óìîëÿþ!.. ß è ñàì ñõîæó ñ óìà, íî ÿ ñòàðàþñü äåðæàòü ñåáÿ â ðóêàõ. Ì. Áóëãàêîâ, Èâàí Âàñèëüåâè÷.
«ß ñ óìà ñõîäèë îò ìûñëè, ÷òî ñêîðî îïÿòü ïîéä¸ò ñíåã. ß íå ìîãó âèäåòü, êàê îí ïàäàåò, ïàäàåò, ïàäàåò». Ê. Ôåäèí, Ãîðîäà è ãîäû.
«Ëèçà, Ëèçà! — çàìàõàëà ðóêàìè Ðàå÷êà. — Ãäå òû áûëà? Ìû â÷åðà ïðîñòî ñ óìà ñõîäèëè <…>». Ô. Àáðàìîâ, Áðàòüÿ è ñ¸ñòðû.
êóëüòóðîëîãè÷åñêèé êîììåíòàðèé:
Îñíîâíîé êîììåíòàðèé ñì. â ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 1. {1}. ôðàçåîë. â öåëîì ïåðåäà¸ò ñòåðåîòèïíîå ïðåäñòàâëåíèå îá èçëèøíå ýìîöèîíàëüíîì, íåðâîçíîì ñîñòîÿíèè êîãî-ë.
àâòîð:
Ì. Ë. Êîâøîâà
See:
ÑÂÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 2)
3. ÑÕÎÄÈ/ÒÜ Ñ ÓÌÀ/
êòî ïî êîìó, ïî ÷åìó
Ñòðàñòíî ìå÷òàòü, ïðîÿâëÿÿ áåçðàññóäñòâî.
Èìååòñÿ â âèäó, ÷òî ëèöî (Õ), èñïûòûâàÿ ÷ðåçìåðíîå âëå÷åíèå ê äðóãîìó ëèöó (Y), ê êàêîìó-ë. ïðåäìåòó, âåùè (Z), âåä¸ò ñåáÿ èçëèøíå ýìîöèîíàëüíî, äî íåëåïîñòè âîñòîðæåííî. Ãîâîðèòñÿ ñ íåîäîáðåíèåì, ñ îòòåíêîì ïðåíåáðåæåíèÿ. íåôîðì. {1} Àêòèâíàÿ ðåàëèçàöèÿ ñèòóàöèè: ? Õ ñõîäèò ñ óìà ïî Y-ó <Z-ó>.
Èìåííàÿ ÷àñòü íåèçì.
 ðîëè ñêàç.
Ïîðÿäîê ñëîâ-êîìïîíåíòîâ íåôèêñèð.
? Îíà áûëà íå òàêàÿ, ÷òîáû ñ óìà ñõîäèòü ïî àðòèñòó, ïèñàòü åìó ïèñüìà è äåðæàòü ïîä ïîäóøêîé åãî ôîòîãðàôèþ. Â. Ëèõîíîñîâ, Ñ÷àñòëèâûå ìãíîâåíèÿ.? Íå ïî ëåòàì ðàíî íà÷àë îí óõàæèâàòü çà äåâóøêàìè, è, êàê ñêàçûâàëà Âåðî÷êà, íåêîòîðûå ïî íåìó ñ óìà ñõîäÿò. Â. Ñîêîëîâ, Âòîðæåíèå.
Ò¸òóøêà Õðèñóëà ïðÿìî ñ óìà ñõîäèëà ïî ÷¸ðíîìó èíæèðó. Ô. Èñêàíäåð, Ñàíäðî èç ×åãåìà.
? «À òû, ÿ ãëÿæó, òàêàÿ æå ìå÷òàòåëüíàÿ äóðî÷êà, êàê è ÿ. Íà÷í¸øü ïî íåìó [ïî Ñåðãåþ] ñ óìà ñõîäèòü, áóäåøü ó ïîäúåçäà ñòîÿòü, â òðóáêó äûøàòü <…>. Âñ¸ ýòî ó íåãî åñòü â áîëüøîì êîëè÷åñòâå. È íèêòî èç íàñ åìó íå íóæåí <…>». Ï. Íèêîëèí, Íîâûå äâîðèêè.
? — ß ïî ñàëàòó èç êðàáîâ ïðîñòî ñ óìà ñõîæó! Íà Íîâûé ãîä îáÿçàòåëüíî öåëûé òàçèê ñåáå ãîòîâëþ è çà ïðàçäíèêè ñúåäàþ. (Ðå÷.)
êóëüòóðîëîãè÷åñêèé êîììåíòàðèé:
Îñíîâíîé êîììåíòàðèé ñì. â ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 1. {1}. ôðàçåîë. â öåëîì ïåðåäà¸ò ñòåðåîòèïíîå ïðåäñòàâëåíèå î ÷üåé-ë. íåèñòîâîé, ñòðàñòíîé óâëå÷¸ííîñòè êåì-ë., ÷åì-ë.
àâòîð:
Ì. Ë. Êîâøîâà
See:
ÑÂÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 3)
ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ — ñõîäèòü/ñîéòè ñ óìà
Ðàçã. ×àùå ñîâ. ïðîø. âð.
1. Ëèøàòüñÿ ðàçóìà, ðàññóäêà, ñòàíîâèòüñÿ ïñèõè÷åñêè á… Ó÷åáíûé ôðàçåîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü
Автор Аннита Рудкова На чтение 11 мин. Просмотров 13 Опубликовано
Размышляя о слитном либо раздельном написании того или иного слова, следует определить его часть речи, а также смысловое значение и при необходимости применить соответствующее правило. Рассмотрим, как следует писать: «с ума» или «сума», и как выбрать правильный вариант в данном случае. Как правильно пишется? Если речь идет о сочетании существительного и предлога, который чаще всего
«С ума» или «сума»: как пишется?
«С ума» или «сума»: как пишется?
1.4к.
Размышляя о слитном либо раздельном написании того или иного слова, следует определить его часть речи, а также смысловое значение и при необходимости применить соответствующее правило. Рассмотрим, как следует писать: с ума» или «сума», и как выбрать правильный вариант в данном случае.
Как правильно пишется?
Если речь идет о сочетании существительного и предлога, который чаще всего используется в контексте фразы «сойти с ума», его следует писать раздельно: «с ума».
Путаница может возникнуть из-за схожести данного сочетания с наречием, однако постановка вопроса позволяет выяснить правильный вариант написания: «с чего?». По аналогии пишутся и многие другие существительные с предлогами: «с перрона», «с дерева» и т.д.
Примеры предложений
- От божественного запаха лилий в саду можно было сойти с ума.
- Сойти с ума гораздо проще, чем сохранять трезвый рассудок в старости.
- Ждать пришлось так долго, что, казалось, вот-вот сойдешь с ума.
- Я думала, что сойду с ума от того, что мне пришлось пережить.
- Потерять деньги не страшно, сойти с ума куда опаснее – этого не вернешь.
Как пишется выражение «с ума сойти»?
Выражение «с ума сойти» пишется исключительно в три слова.
Ошибочное написание словосочетания «с ума»
Неправильно писать представленное сочетание слитно.
Вариант «сума» является ошибочным, если речь идет о предлоге и существительном. И только в случае, когда оно обозначает существительное «сумка», это слово будет писаться слитно.
Заключение
Поскольку представленное сочетание включает в себя служебную (предлог) и самостоятельную (существительное) части речи, его следует писать раздельно: «с ума».
Данное сочетание употребляется, как правило, в контексте выражения «сойти с ума» и не имеет других способов написания.
«С ума» или «сума»: как пишется?
Данное слово в повседневной речи употребляется довольно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “с ума”, где слово пишется раздельно,
- “сума”, где слово пишется слитно.
Как правильно пишется: “с ума” или “сума”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
с ума
Отметим, что слово “с ума” зачастую используется как часть устойчивого сочетания “сойти с ума”.
“С ума” является сочетанием предлога с существительным.
Как мы знаем, существительные с предлогами пишутся раздельно.
Для того, чтобы убедиться, что это существительное, зададим падежный вопрос:
сойти с чего? ( с ума)
Примеры для закрепления:
- Он сошел с ума, если думает без подготовки поступать в МГУ.
- После его колких фраз, я решила, что он сошел с ума.
- Люди с ума просто так не сходят.
«С ума» или «сума»: как пишется?
Пишем правильно: «с ума» или «сума»
Материал подготовлен преподавателем первой категории Згодько Людмилой Анатольевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы, более – 30 лет.
Данное слово является существительным с предлогом, а употребляется в значении «с рассудка». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «с ума» или «сума»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
С УМА
Почему напишем раздельно?
Важно знать, что «с ума» является частью устойчивого выражения «сойти с ума».
А ещё стоит отметить, что это выражение образовано при помощи предлога «с» и существительного «ума».
В данном случае действует правило русского языка: предлоги с именами существительными пишутся раздельно.
Таким образом, это правило следует запомнить, а также стараться не допускать ошибок!:)
Синонимы к слову:
- С разума
- С сознания
- С рассудка
Примеры предложений с данным словом:
- Он медленно сходил с ума, пугая своим поведением всех домочадцев.
- С ума сходят в томительном одиночестве.
- Пафосная речь Алексея навела окружающих на мысль, что он сошёл с ума
«С ума» или «сума»: как пишется?
Если сомневаетесь в том, правильно или нет написано – «с ума» или «сума», вспомните, как надо писать предлоги со словами.
Как пишется правильно: «с ума» или «сума»?
В соответствии с нормами орфографии, пишется – с ума.
Какое правило применяется?
«С ума» представляет собой сочетание предлога с существительным, которое является частью фразеологизма «сойти с ума», то есть, «ополоуметь, потерять рассудок».
Источником образования словосочетания послужили: простой предлог «с» и существительное 2-го склонения «ум».
Названные части речи не утратили своих грамматических признаков: предлог по-прежнему пишется раздельно, а сущ. в сочетании с ним имеет форму Р. п., о чем свидетельствует окончание «-а».
То, что «с» – предлог и пишется раздельно, очень легко проверить, для этого достаточно вставить между ним и существительным вопрос: сойти с (чего?) ума.
Таким образом, мы установили, что разбираемое нами выражение пишется в два слова – с ума.
Примеры предложений
Говорят, Иван Иванович сошел с ума, как только узнал, что его акции обесценились.
С ума сойти, какая здесь красота!
Как неправильно писать
Нельзя писать таким образом – сойти сума, сойти-с-ума.
«С ума» или «сума»: как пишется?
«С ума» как пишется правильно слово?
Содержание
- Как пишется «с ума»?
- Слитно или раздельно?
- Правило для «с ума» (существительное с предлогом)
- Примеры
- Правило для «сума» (существительное)
- Примеры
Как пишется «с ума»?
с ума или сума
Слитно или раздельно?
В русском языке есть два варианта написания слова: слитно и раздельное – с ума и сума
Правило для «с ума» (существительное с предлогом)
Если сочетание слов входит в стойкий оборот «сходить с ума», в устной речи он употребляется часто, но его написание вызывает сомнения у носителей языка. Правильно писать это слово раздельно – с ума.
Слово «с ума» пишется всегда раздельно, так как в русском языке существует самостоятельная лексема «ум».
Примеры
- Он мог записывать большущие предложения с ума, и это было его изюминкой.
- С ума схожу от неизвестности и обиды.
- Надо готовиться к парам так, чтобы мог «достать» теорию и все необходимые примеры с ума
Правило для «сума» (существительное)
А если речь идет о котомке (сумке) для нищих из ткани или кожи, тогда слово пишется слитно – сума.
Примеры
- От большого ума лишь сума да тюрьма
- Он пустил с сумой младшего брата
- Нищий с сумой наперевес зашел в город.
Предыдущая
Следующая
«С ума» или «сума»: как пишется?
Как пишется «с ума»?
Слитно или раздельно?
В русском языке есть два варианта написания слова: слитно и раздельное – с ума и сума
Правило для «с ума» (существительное с предлогом)
Если сочетание слов входит в стойкий оборот «сходить с ума», в устной речи он употребляется часто, но его написание вызывает сомнения у носителей языка. Правильно писать это слово раздельно – с ума.
Слово «с ума» пишется всегда раздельно, так как в русском языке существует самостоятельная лексема «ум».
Примеры
- Он мог записывать большущие предложения с ума, и это было его изюминкой.
- С ума схожу от неизвестности и обиды.
- Надо готовиться к парам так, чтобы мог «достать» теорию и все необходимые примеры с ума
Правило для «сума» (существительное)
А если речь идет о котомке (сумке) для нищих из ткани или кожи, тогда слово пишется слитно – сума.
Примеры
- От большого ума лишь сума да тюрьма
- Он пустил с сумой младшего брата
- Нищий с сумой наперевес зашел в город.
«С ума» или «сума»: как пишется?
Перейти к контенту
Содержание
- Как правильно пишется
- Какое правило применяется
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
Если мы говорим о сумасшествии, то это одно дело, а если подразумеваем сумку, то совсем другое. Поговорим о первом варианте. Вы как пишете, вместе или раздельно?
Как правильно пишется
Корректным будет раздельное написание существительного с предлогом, сравните похожие случаи: с перрона, с трапа, с облака, с небес, с чердака.
Какое правило применяется
Это предлог с существительным, который пишется раздельно. Иногда путают с наречием, предполагая слитное написание, однако это не наречие, так как не отвечает на вопросы: где, куда, когда и т.д.
Примеры предложений
- Не так страшно потерять деньги, как сойти с ума: это не вернешь.
- С ума сойти вовсе не так трудно, как кажется, а вот сохранять ясно разума долгие годы — сложная задача.
- Попурри из современных обработок русских народных песен можно скачать, пройдя по ссылке, размещенной в правом нижнем углу данного сайта.
Проверь себя: «Попурри» или «попури» как пишется?
Как неправильно писать
Некорректно писать слитно: сума.
«С ума» или «сума»: как пишется?
Это существительное с предлогом является частью устойчивого выражения «сойти с ума». Употребляется в значении «восклицание, которое выражает сильное удивление или восхищение чем-либо». Сочетание часто встречается в повседневной разговорной речи, но могут быть трудности с его написанием.
Содержание
- Правильное написание
- Неверное написание
- Почему пишется именно так
- Примеры использования в предложениях
Правильное написание
Учитывая, что рассматриваемое сочетание представляет собой устойчивый речевой оборот, то правила русского языка допускают единственное верное написание существительного с предлогом:
С УМА
Неверное написание
сума», где предлог «с» пишется вместе с основным словом.
Почему пишется именно так
Учитывая, что рассматриваемая словоформа является существительным с предлогом, то написание всегда будет раздельным. Поэтому правописание требуется запомнить.
Чтобы выполнить проверку, нужно задать падежный вопрос для имени существи
Он брал все примеры (с чего?) с ума.
Примеры использования в предложениях
- Он сходил с ума, когда узнал, что ему не удалось набрать проходные баллы для поступления в университет.
- Он сходил с ума от непонимания и обиды.
- Врачи говорили, что человек не может так просто сойти с ума.
- Чтобы не сойти с ума одной, она решила завести домашнее животное.
«С ума» или «сума»: как пишется?
Определение и разбор слова
Часть речи
Это не единое слово, а фраза, состоящая из следующих слов:
- с – предлог;
- ума – существительное;
- сойти – глагол.
Значение
Обозначает лишиться разума, способности здраво мыслить. Также употребляется в переносном смысле, когда говорят о ком-то, кто не отдаёт отчёта своим действиям и действует безрассудно.
Синонимы
В речи заменятся схожими по смыслу вариациями: помешаться, обезуметь, одичать, чокнуться, свихнуться, умом тронуться, съехать с катушек, взбеситься, спятить.
Антонимы
Противоположными по значению являются слова: прийти в себя.
Ударение
Произносится с ударом на последние слоги – МА и ТИ.
Разбор по составу
«Ума» состоит из следующих морфем:
- ум – корень;
- а – окончание.
«Сойти» состоит из следующих морфем:
- со – приставка;
- й – корень;
- ти – суффикс;
- нулевое окончание.
Правило написания
Чтобы определить, как правильно пишется «сходить с ума», нужно вникнуть в структуру фразеологизма. Состоит он из глагола, предлога и существительного второго склонения в родительном падеже.
Если вставить между словами вопрос с (чего?) ума, значит это предлог и пишется с существительным раздельно.
Отсюда следует, что при выборе между «сходить сума» или «с ума» правильным будет второй вариант.
Примеры предложений
- Мужчина чуть не сошёл с ума, пока ждал сына с вечеринки.
- Я сошла с ума, или ты и впрямь уехал из города, не предупредив меня?
- Девушка не рассказала маме о том, что её уволили с работы, чтобы она не сходила с ума.
- Как можно оставаться в такой ситуации спокойным и не сходить с ума?
- Сойти с ума очень легко, когда на тебя давят со всех сторон.
Для определения правописания слова или фразы следует вникнуть в его структуру, провести разбор слова и морфологическую классификацию. Обычно эти действия оказываются достаточными для нахождения орфографически правильной вариации написания, но в отдельных случаях потребуется заглянуть в словарь.
Аннита Рудкова
Филолог. Преподаватель русского языка и литературы. Спикер по ораторскому искусству.