Шостакович веселая сказка ноты

В день рождения дмитрия шостаковича мы предоставили слово ольге прутт руководителю музея а музы не молчали.... дмитрий шостакович: родом

В день рождения Дмитрия Шостаковича мы предоставили слово Ольге Прутт — руководителю музея «А музы не молчали…».

Дмитрий Шостакович: родом из Ленинграда

115 лет назад, 25 сентября 1906 года, в Санкт-Петербурге, в доме №2 на Подольской улице родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В 1910 году семья Шостаковичей переехала с Подольской на улицу Марата, 9, где прожили до 1938 года. Последний адрес композитора в Ленинграде — Большая Пушкарская улица, 37. Отсюда 1 октября 1941 года он с семьёй был эвакуирован в Москву, а затем в Куйбышев.

После войны Шостаковичи остались в Москве. Своей квартиры в Ленинграде они не имели и, приезжая в родной город, композитор останавливался у матери и старшей сестры на улице Софьи Перовской, 9. Шостакович часто отдыхал в Доме композиторов в посёлке Репино — там, в 20-ом коттедже, Дмитрию Дмитриевичу особенно хорошо работалось.

Почти все его симфонии, оперы и балеты впервые прозвучали в Ленинграде: в Капелле, Большом зале Филармонии, в Малом оперном и Кировском театрах.

На городских кладбищах похоронены его родные: мать, Софья Васильевна Кокаулина-Шостакович — на Литераторских мостках (умерла в 1955 году), любимая сестра Мария Дмитриевна Шостакович-Чернышова — на Ново-Волковском кладбище (скончалась в 1973 году).

Память о композиторе в Петербурге

В 2009 году недалеко от Парнаса, на улице Шостаковича был открыт памятник композитору. Это работа скульптора Константина Гарапача. Ранее, в 1997 году, перед домом на Большой Пушкарской был установлен бюст композитора, автор — Александр Черницкий.

Существует книга Софьи Хентовой «Шостакович в Петрограде- Ленинграде» и одноимённая авторская экскурсия Ирины Вербловской.

К сожалению, до сих пор в городе нет государственного музея Шостаковича. В начале двухтысячных Мстислав Ростропович и Галина Вишневская выкупили часть квартиры на улице Марата, чтобы создать там частный музей великого композитора. Но, к сожалению, в настоящее время он не доступен для посетителей.

Все дома, где Шостакович когда-то жил, отмечены мемориальными досками работы известных скульпторов: Михаила Аникушина, Левона Лазарева и других.

Есть в Петербурге ещё одно место, связанное с самим композитором, его родными, близкими, учителями и учениками. Это народный музей культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…» средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича. Музей находится в красивейшем уголке Старой Петербургской Коломны на берегу реки Пряжки, напротив Матисова острова.

С чего начинался музей «А музы не молчали…»

История самого музея интересна и поучительна. До недавнего времени это был простой школьный музей. Год за годом, начиная с 1965-го, учителя, ученики и друзья музея, блокадники и просто горожане приносят сюда реликвии, документы, предметы из блокадных квартир — то немногое, что помогало людям жить и выживать. Сейчас в залах музея, которому в этом году исполнилось уже 53 года, представлены экспозиции, посвящённые театральной жизни, деятельности концертных бригад и фронтового цирка, детям блокадного города, разнообразной музыкальной жизни города в годы войны, показаны работы художников и писателей. На всех трёх этажах музея — а он располагается в особом музейном здании рядом со школой — находятся экспонаты и документы, связанные с музыкой. Их тоже преподнесли в дар музею: театры Музыкальной комедии, Краснознаменного Балтфлота, музыканты, композиторы, музыковеды, издательства и просто горожане, интересующиеся музыкальным творчеством.

В 1971 году в актовом зале школы была открыта экспозиция, посвящённая Дмитрию Шостаковичу, его Седьмой симфонии и Большому симфоническому оркестру Дома Радио. В тот же год пионерская дружина школы стала носить имя Д. Д. Шостаковича. Музей сделал то, что должна была, но не смогла сделать Филармония:

  • собрал вместе всех исполнителей Седьмой симфонии и её первых слушателей, сотрудников музыкальной редакции и дирекцию радиокомитета;
  • сблизился с дирижёром Карлом Элиасбергом и его женой, пианисткой оркестра Надеждой Бронниковой;
  • разыскал легендарного лётчика В. Литвинова и членов его экипажа, доставивших рукописную партитуру симфонии в Ленинград;
  • нашёл ветеранов артиллеристов 14-го полка 42-ой армии, которые в день премьеры Седьмой симфонии подавили артиллерию врага — и ни один фашистский снаряд не упал во время исполнения симфонии в центре города! Операция носила кодовое название «Шквал».

Шли годы, и в 1996-м, в год 90-летия Дмитрия Шостаковича,  по ходатайству сына, дочери и учеников композитора, с поддержкой ленинградского Союза композиторов и Филармонии, которая носит имя Дмитрия Шостаковича, школе за её многогранную творческую деятельность было присвоено имя великого композитора. Это стало результатом блестящей многолетней работы: музыкальные классы, музейный театр, работа музея «А музы не молчали…», который к этому моменту уже стал народным. Руководителям школы и музея было важно, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович — не только великий композитор, но также великий гражданин своей страны, честнейший и скромнейший человек своего очень сложного, трагического времени, которое он правдиво запечатлел в своих произведениях. Большой музыкант и друг Шостаковича Мстислав Ростропович в письме губернатору Владимиру Яковлеву, рассказывая о музее, написал: «равного Шостаковичу композитора в XX веке не было» и подписался: «Музею гения от его слуги».

Музей «А музы не молчали…» — о Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича

В 2005 году открылась современная экспозиция в новом здании музея. Здесь Седьмой симфонии отведён целый зал. В нём представлены:

  • концертный фрак, дирижёрская палочка, камертон и метроном Карла Элиасберга, афиша первого исполнения симфонии, тетрадь Надежды Бронниковой с записями всех концертов оркестра;
  • рукописные оркестровые партии, музыкальные инструменты исполнителей и их личные вещи, которые они сами собирали для музея, стулья и нотный пульт из Большого зала филармонии, подаренные Дмитрием Соллертинским;
  • фотографии и жизнеописания всех музыкантов-исполнителей, библиотекарей и переписчиков нот, мастеров по ремонту музыкальных инструментов, работников зала, участвовавших в подготовке концерта.

До сих пор уточняются судьбы, имена, факты, документы (исправлены неточности в блокадной программке). Собираются дневники и воспоминания исполнителей.

Экспозиция рассказывает, как готовилась премьера Седьмой симфонии, которую часто называют Ленинградской, так как композитор посвятил её родному городу. Зимой 1941-1942 годов симфонический оркестр радио не функционировал, и оставшиеся в живых 16 музыкантов жили на казарменном положении, неся дежурство по зданию Радиокомитета. В помещении — пронизывающий холод, голодные, слабеющие, умирающие музыканты.

Очень точно состояние музыкантов показано в фильме режиссёра Константина Лопушанского «Соло», созданном в 1980 году после встреч с музыкантами оркестра в нашем музее.

Единственный дирижёр оркестра, Карл Элиасберг, от слабости не мог ходить, и в феврале был помещен в стационар для ослабленных деятелей культуры. В марте по радио прозвучало объявление о наборе в новый возрождающийся симфонический оркестр. На первую репетицию 30 марта 1942 года в Дом радио некоторых артистов и самого Элиасберга привезли на саночках, дирижировать он мог только сидя… А уже 5 апреля состоялся первый концерт!

Смомента доставки рукописи симфонии в Ленинград (2 июля) до её исполнения прошло немногим больше месяца. Была проделана труднейшая работа: музыкантов немного подкормили, нотные партии переписали, инструменты привели в порядок, оркестр увеличили почти в 2 раза за счёт музыкантов, отозванных с фронта. И всё это в кратчайшие сроки в ситуации блокированного города!

9 августа 1942 года — день премьеры симфонии в осаждённом Ленинграде, 345-й день блокады — навсегда вошёл в историю как «День победы среди войны». Симфония транслировалась по всему городу и даже дошла до вражеских окопов. Кроме СССР в годы войны она исполнялась в Англии, США, Мексике, Италии…

Музыка Шостаковича объединяла горожан, страну, государства. Сегодня во многих странах мира знают о блокаде Ленинграда лишь по Седьмой симфонии Шостаковича. Мы неоднократно в этом убеждались: в Бельгии, когда мы возили музейную выставку «Это было в Ленинграде…» на корабле «Смольный» на праздник освобождения Антверпена в 1994 году, в Италии на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга в Милане. Там, в зале Аудиториум, удвоенный состав оркестра Джузеппе Верди под руководством Олега Каэтани исполнял Седьмую симфонию. А перед этим была конференция, посвящённая симфоническому творчеству Дмитрия Шостаковича, и выставка из нашего музея «Блокада Ленинграда: образы, предметы и звуки трагедии».

Память о Шостаковиче и музыке блокадного города — в коллекциях музея

Выставочная деятельность нашего музея довольно разнообразна: «Ленинградская симфония» в 2002-м и «Шостакович в Ленинграде» в 2006 году в Румянцевском особняке в Петербурге, в Москве — «Музыка и музыканты блокадного Ленинграда» в зале Дома ССК в 1976 года, в Самаре в Художественном музее во время фестиваля, посвящённого 100-летию Дмитрия Шостаковича, и многие другие.

Давно стала привычной мемориальная доска на стене Большого зала Филармонии, посвящённая первому, блокадному, исполнению Седьмой симфонии Шостаковича в нашем городе. Мало кто знает, что инициаторами создания этой памятной доски был музей «А музы не молчали…» и ветераны оркестра. Они же добились перезахоронения праха Карла Элиасберга и Надежды Бронниковой из крематория на Литераторские мостки, а также установки доски на доме, где родился Шостакович. Они же участвовали в установке мемориальной доски на доме 50 по набережной реки Фонтанки, где находилась последняя квартира Элиасберга.

В залах музея находится множество экспонатов, хранящих память о самом Шостаковиче и его близких, окружении и коллегах-музыкантах. Тема «Шостакович и его современники» непрерывной нитью проходит почти по всему музею. В витрине с документами Дмитрия Шостаковича и его семьи находятся трогательные вещи и важные экспонаты:

  • его очки в черепаховой оправе;
  • крышка от рояля Беккер с вышитой салфеткой, прикрывавшей клавиатуру — на этом рояле Митя Шостакович учился играть у А. А. Розановой;
  • рядом на столе — стопка нот с экслибрисом Александры Розановой и кожаный ридикюльчик;
  • семейный альбом с фотографиями родителей композитора и фотографии сестёр;
  • издания нот Шостаковича: «Три фантастических танца», «Романсы на стихи А. Пушкина», музыка к кинофильму «Новый Вавилон».

На настенной полке — книги, принадлежавшие знакомым Шостаковича и его родственникам. Это произведения русских писателей, которые Шостакович часто перечитывал и многие из которых знал почти наизусть: Гоголь, Пушкин, Лесков, «Евангелие», изданное в Берлине в 1941 году, с отметками о смертях в блокаду, фотография и сказки детской писательницы Клавдии Лукашевич, его крёстной матери.

На старых нотах лежит клочок газеты «Правда» 1936 года со статьёй «Сумбур вместо музыки», перевернувшей всю жизнь композитора. На зеркале — фотографии репрессированных друзей Шостаковича: Михаила Тухачевского и Всеволода Мейерхольда. В этой же витрине — дорожные шахматы Марианны Граменицкой, карты для пасьянса Надежды Бронниковой.

На третьем этаже музея в центре зала Музыки на особом возвышении стоит Рояль «Бихштейн» 1913 года изготовления. Долгое время он находился в консерватории в классе профессора Василия Калафати, учившего Фёдора Стравинского, Дмитрия Шостаковича и многих других композиторов. В блокаду рояль стоял в зале прослушивания Дома композиторов на улице Зодчего Росси, д. 2. После попадания в здание бомбы чудом уцелевший рояль перевезли в комнату к композитору Михаилу Матвееву, который нуждался в инструменте для работы. Он готовил к изданию произведения блокадных композиторов и свои.

Ноты и книги по музыке в эти годы в Ленинграде выпускало только издательство «Искусство».

Впоследствии Михаил Александрович вернул исторический рояль на улицу Герцена, куда после войны переехал Дом Композиторов. Здесь легендарный инструмент занял особое место на выставке «Музыка и музыканты блокадного Ленинграда». К клавишам старого рояля прикасались руки Дмитрия Шостаковича и самых известных музыкантов, на рояле играют до сих пор, почти каждый день.

В течение многих десятилетий музей собирает, хранит и изучает исторические документы.

Например, Анна Огороднова и Марина Подорожная, ученицы школы, исследуя архивные и семейные документы консерваторского педагога Шостаковича, профессора Александры Александровны Розановой, нашли новые факты и во многом уточнили её биографию. Эти же девочки, занимаясь судьбой пианистки Марианны Граменицкой, одноклассницы Шостаковича по консерваторскому классу профессора Николаева, написали её биографию и показали посетителям музея альбом пианистки со стихами, нотами, рисунками преподавателей и студентов консерваторских лет.

Другие ученицы, Ольга Березовая и Юлия Колобова, опираясь на материалы музея, воспоминания и дневник гобоистки блокадного оркестра Ксении Матус, подготовили первое документальное исследование о возрождении симфонического оркестра радио после блокадной зимы 1941-1942 годов.

Музей стал знаковым местом не только для школьников и жителей города, знакомящихся с историей блокады. Его посещают специалисты, кинематографисты, исследователи блокады, творчества и жизни Дмитрия Шостаковича разных стран. На основе материалов музея были написаны книги, исторические и искусствоведческие исследования, созданы документальные и художественные фильмы — российские и зарубежные. На протяжении нескольких лет Народный школьный музей «А музы не молчали…» собирал материалы о Дмитрии Шостаковиче, Карле Элиасберге и многих других деятелях культуры блокадных лет, чтобы включить их имена в Листы памяти Золотой книги Санкт-Петербурга. Лауреатами Золотой книги также стали: первый руководитель музея «А музы не молчали…», один из его основателей, Евгений Алексеевич Линд, и сам музей.

В 2013 году за экспозицию «Музыка и Победа», включающую все материалы о Шостаковиче и музыке блокадных лет, музей стал лауреатом музейной премии Всероссийского конкурса «Александр Невский». Тогда же он стал ассоциированным членом Союза Музеев России.


Ольга Герасимовна Прутт — руководитель народного музея «А музы не молчали…»


Поделиться статьей:


Еще статьи:


Фото: Barbora Němcová, Radio Prague International

Фото: Barbora Němcová, Radio Prague International

Народное название «Рыбовка» произведение получило по имени создателя – Якуба Яна Рыбы.

Сегодня «Чешскую рождественскую мессу» исполняют оркестры Европы, США, Австралии, Японии, однако современная интерпретация музыки так отличается от оригинала, что композитор с трудом бы ее узнал. Свою единственную мессу он сочинил в тональности ля мажор, однако сегодня ее чаще исполняют на тон ниже, в соль мажор.

Искажение и переделки стали той ценой, которое произведение заплатило за свою всемирную славу – его переиначивали в зависимости от состава оркестра и мастерства вокалистов.

Поскольку авторские ноты не дошли до наших дней, исполнители пользуются партитурами, сохранившимися в критическом анализе копий, так что сегодня можно услышать разные варианты мессы, отличающиеся инструментовкой и текстом. Самые популярные варианты «Рыбовки» – издания 1930, 1961 и 1973 годов. Последний вариант исполняется чаще всего.

Чешская рождественская месса | Фото: Khalil Balbaaki, Český rozhlas

Чешская рождественская месса|Фото: Khalil Balbaaki, Český rozhlas

«Чешская рождественская месса» рассказывает о поклонении пастухов Младенцу Иисусу. Хотя название отсылает слушателя к мирному празднику Рождества, само произведение, возникшее на переломе двух музыкальных эпох – классицизма и романтизма, было для своего времени новаторским, если не революционным.

Действие построено нарочито просто, без пышности и вычурности. Наибольшее внимание автор уделяет простым народным элементам. Это веселая музыка, к тому же положенная на чешский текст: композитор хотел, чтобы его музыку понимал деревенский люд.

Фото: Filip Jandourek, Český rozhlas

Фото: Filip Jandourek, Český rozhlas

Месса не случайно называется «чешской», ведь это одно из первых литургических произведений, созданных на чешском языке. «Псалмы на латыни не приносят пользы вере – ни тех, кто поет, ни тех, кто слушает», – считал композитор.

«Темная ночь шагнула сквозь окна и слушает, золотые звезды на миг перестали мерцать и слушают, месяц замер над башней костела, затихли деревья в лесах… Всё слушает прекрасный Agnus «Рождественской мессы»…» – написал об этой музыке сто лет спустя после ее создания чешский прозаик и католический священник Индржих Шимон Баар.

Так кем же был создатель музыки?

Пршештице | Фото: Barbora Němcová, Radio Prague International

Пршештице|Фото: Barbora Němcová, Radio Prague International

Якуб Ян Рыба родился в 1765 году в городке Пршештице, в семье учителя, что предопределило его жизненный путь, несмотря на то что способности к музыке проявились у него с самого детства – он освоил скрипку, виолончель, позже орган, пел в хоре и рано начал писать музыку.

В годы обучения в католической пиаристской гимназии в Праге Рыба мечтал играть в оркестре, однако по настоянию родителя вернулся к семье, в город Непомук, окончил преподавательский курс и поступил на место учителя.

Якуб Ян Рыба | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Якуб Ян Рыба|Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Якуб Ян Рыба был отцом многочисленного семейства – в браке с Анной Лаглер родилось 13 детей, семь из которых дожили до взрослого возраста.

Имя Рыбы связано, прежде всего, с городком Рожмитал-под-Тршемшином в Центральной Чехии, где он жил с 1788 года вплоть до трагического финала своей жизни. Там в 1796 году и появилась на свет его «Чешская рождественская месса».

Смирившись со своей участью, Якуб Ян Рыба стал одним из лучших чешских педагогов своего времени. При этом он ссорился с родителями учеников – те не видели толка в школьных занятиях. Он конфликтовал с местными властями, требуя у них средства на ремонт школьного здания. Полуграмотный местный священник не слишком благоволил педагогу, знавшему три языка, да еще и сочинявшему музыку. Жалование сельского учителя было мизерным, а после банкротства Австрии в 1811 году в результате наполеоновских войн .

Памятник на месте гибели Якуба Яна Рыбы | Фото: Vladimír Žežula, Český rozhlas

Памятник на месте гибели Якуба Яна Рыбы|Фото: Vladimír Žežula, Český rozhlas

Беспросветная финансовая ситуация, в которой находилась большая семья, болезнь и депрессия привели к печальному концу – Якуб Рыба покончил с собой, не дожив до 50-ти. Поклонник стоической философии Сенеки, он допускал возможность самоубийства.

8 апреля 1815 года Якуб Рыба побывал на утренней службе. Тело нашли в лесу с перерезанными венами на запястьях и шее.

Последней каплей, толкнувшей Якуба Рыбу на отчаянный шаг, историки считают отказ священника чинить церковный орган. Человеку с абсолютным слухом было мучительно играть на расстроенном фальшивящем инструменте… Самоубийцу похоронили на чумном кладбище близ Рожмитала.

Фото: Barbora Němcová, Radio Prague International

Фото: Barbora Němcová, Radio Prague International

Имя Якуба Яна Рыбы осталось в истории чешской и мировой музыки, а его наследие не исчерпывается мессой – он был автором около 1300 сочинений, писал сонаты, квартеты, симфонии, статьи по теории музыки, тексты песен, либретто, переводил с латинского и греческого.

В эти праздничные дни «Чешская рождественская месса» звучит под сводами соборов и в концертных залах по всей стране.

Структура произведения следует принятому ординарию. Первая часть Kyrie («Господи, помилуй») – здесь после органа и смычковых следует разговор юного подпаска с пастухом: мальчик услышал вдали за горами волшебные звуки и будит старшего пастуха, предлагая узнать источник чудесной музыки.

Фото: Václav Žmolík, Český rozhlas

Фото: Václav Žmolík, Český rozhlas

Во второй части Gloria («Слава в вышних Богу») голоса ангелов – сопрано и альт возвещают о рождении Мессии и зовут пастухов на поклонение в Вифлеем. Старший пастух решает отправиться в путь со своими помощниками.

В части Offertorium («Приношение даров») музыка приобретает литургическое звучание. Пастухи приносят Иисусу дары, женские голоса поют Младенцу ласковые песни.

Benedictus («Благословен»). Пастухи обращаются к слушателям: «Возвещаем всему миру, что пришло спасение через рождение Христа».

Agnus («Агнец Божий»). Пастухи прощаются с Иисусом и просят его благословения.

Надпись: Анна Читанава, ШОСТАКОВИЧ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙШостакович

Музыка для детей

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился
в Петербурге 25 сентября 1906 года. Его мама закончила Петербургскую
Консерваторию, а папа был большим любителем музыки, в доме часто собирались
гости, играли и пели.

В 1912 году Петербургская
Консерватория отмечала свое 50 – летие, и директор – композитор Глазунов –
вручал всем памятные значки. Вот этот  значок. (показать значок) Может
быть, в семье Шостаковичей тоже хранится такой же. А для нас это – реликвия,
эстафета  искусства, переданная нам великими русскими музыкантами.

Для детей Шостакович в юности написал
«3 фантастических танца», а в 50 – е годы – «Детскую тетрадь» и «Танцы кукол»,
которые явились авторской переработкой музыки к оркестровым балетным сюитам на
основе балетов  «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»

«Танцы кукол» он написал для своей
дочери Галинки в 1952 году. А история создания удивительна: в детстве
маленькому Мите  приснился сон, что они с подружкой  нашли на чердаке сундук с
разными куклами. Там были и куклы из кукольного театра, которые надевают на руку,
и они оживают, и матрешки в расписных сарафанах, и кукла – красавица в платье с
блестками.  Дети стали играть, устроили кукольный бал, но пришла мама,
разбудила Митю и позвала пить чай. 

Цикл «Танцы
кукол»
включает в себя семь пьес: “Лирический вальс”, “Гавот”, “Романс”,
“Полька”, “Вальс-шутка”, “Шарманка”, “Танец”. Пьесы здесь  разные, но по
характеру —  все светлые. На музыку этого цикла есть мультфильм, где романс
идет первым, как мечты девочки в зимний вечер.

«Романс» — светлая , мечтательная
музыка . Размер 6/8 и повторяющийся ритм четверть и восьмушка в аккомпанементе
придают ей плавность. Форма куплетно – вариационная с кодой. Мелодия –
напевная, с остановками как вопрос и ответ. Фразировка вокально –
инструментальная, вздохнуть между фразами нельзя, потому, что нет пауз.
Небыстрый темп , пиано и верхний регистр придают ей нежность.  В аккомпанементе
сначала идет органный пункт. Мелодия и аккомпанемент в «Романсе» создают один
образ.

Надпись: Анна Читанава, ШОСТАКОВИЧ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙГармония здесь главное
средство выразительности: характерные для музыки Шостаковича гармонии –
трезвучие с пониженной квинтой в 7 такте, и другие аккорды с пониженными
ступенями. В 35 такте – «гармония Шостаковича» — Доминантовый нонаккорд с
пониженной квинтой и ноной. 

 В 3 проведении темы тональности  ре
минор, До мажор, Ре мажор, Ми мажор, в 52 такте – Ре бемоль мажор.

Вся пьеса идет тихо, только
кульминация   в 3 куплете выделена форте, здесь самые высокие ноты , Ми мажор,
далекие красочные гармонии. Кода возвращает к начальным интонациям. А в конце
как будто гитара заиграла и все замерло.

 Пьесы «Детской тетради»
Шостакович написал в 1944-45 годах и сам их исполнял: Марш (До мажор),  Вальс
(ля минор),  Грустная сказка (Соль мажор), Веселая сказка (ми минор), Медведь
(Ре мажор), Заводная кукла (си минор), Мурзилка (фа диез минор).

Пьесы расположены по квинтовому
кругу, возможно, Шостакович задумал цикл из 24 пьес во всех тональностях.

Грустная сказка Соль мажор.

Характер спокойный, повествовательный,
все идет в медленном темпе. Здесь трехчастная форма с кодой.

В крайних частях аккомпанемент
покачивается как в колыбельной. Ритм четверть и две восьмушки проходит через
всю пьесу в разных голосах. Может быть, это кто – то качает колыбельку и
рассказывает сказку.

Надпись: Анна Читанава, ШОСТАКОВИЧ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙМелодия сначала идет по
секундам, будто раскачивается, а потом «улетает» в верхний регистр, и спускается
с красивыми необычными гармони ями. –как сказочный образ.

С 16 до 35 такта  — средняя часть,
мелодия то в басу, то в верху – как разговор. Появляются необычные, даже «страшные»
гармонии, тритон в басу. Тональности Ми бемоль мажор и Ре бемоль мажор – это «тихая
кульминация».

Реприза немножко изменена. В коде все
затихает, будто засыпает, и то Соль мажор, то соль минор, непонятно. Как во
сне.

Самые известные и любимые произведения Шостаковича для детей – «Шарманка»
и «Вальс — шутка» из «Танцев кукол».
  Они смешные и ласковые.  Как будто
взрослый смотрит на игру детей и улыбается.

«Вальс — шутка» написана в трехчастной форме.  Крайние части  звучат как
«игрушечная» музыка. Они в верхнем регистре, стаккато, пиано. Музыка светлая. Повторяющиеся
ноты – как танец заводной куклы. Будто она сначала кружится, а потом делает
прыжки. Одинаковый аккомпанемент (органный пункт в  среднем регистре) похож на
старинную музыкальную шкатулку.  Остановки  одновременно в мелодии и
аккомпанементе — как «трик — трак» — будто  куклу завели, и она дальше
затанцевала.

Средняя часть – контрастная. Здесь звучат и верхний и нижний регистры.  Это
уже не «кукольная», а «настоящая» музыка. Может быть, танцуют дети.  Середина
развивающего типа, потому, что мелодия похожа на первую часть.

В репризе аккомпанемент из  ¾ становится 2/4,  а верхний голос остается 3/4. Как будто кукла сбилась с
ритма танца. Потом в мелодии звучат жалобные «вопросы»,  а в аккомпанементе нет
сильной доли, как будто кукла растерялась и не знает, что делать.

В конце – общая точная реприза, повторение 1 части – опять весело и легко.

Мне очень нравится музыка для детей Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, я её
с удовольствием слушаю и мне интересно о ней  рассказывать.  

Хачатурян. «Khachaturian» (д/ф 2003 г.)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-07-4594
Хачатурян. «Арам. Век Хачатуряна»(д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-11-4621
Хачатурян. «Арам Хачатурян» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-11-4619
Хачатурян. «Композитор Арам Хачатурян»(д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-30-4689
Хачатурян. Послушаем вместе.Из циклателепередач. 2016-2019
http://www.aveclassics.net/news/2020-03-27-8612
Хачатурян «Танец с саблями». 2019 -художественный фильм
http://www.aveclassics.net/blog/2020-03-31-1320
Хачатурян и Нина Макарова. Больше, чем любовь.2007
https://www.aveclassics.net/news/2021-08-08-9847
Хачатурян. Как уходили кумиры
https://www.aveclassics.net/news/2019-08-14-6383

Хренников. «Жизнь замечательных людей. Олюбви немало песен сложено» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-10-4610
Хренников. «История жизни и любви»(д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-10-4613
Хренников. «Музыкальная история от ТихонаХренникова» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-10-4609
Хренников. «Ни о чём не жалею…»(д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-12-4624
Хренников. «Их ХХ век» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-11-4617
Хренников. «Руководитель музыки» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-10-4608
Хренников. «Совершенно секретно» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-06-10-4614
Хренников. «Музыкальный генерал». 2019- д/ф
http://www.aveclassics.net/news/2020-06-11-8839
Хренников. Последний день. 2020. Россия
http://www.aveclassics.net/news/2020-06-12-8843

Хуго Альвен. «Жена художника» (х/ф). 2012                                                                                                             

 01/2022
https://www.aveclassics.net/blog/2022-01-07-1615

Цирер К.М.»Венские девушки» (х/ф). 1949. Австрия. ФРГ                                                                                        

01/2022
https://www.aveclassics.net/blog/2022-01-07-1616

Чайковский. «По следам Чайковского»(д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2012-09-05-3195
Чайковский. 1969 (художественный фильм, серии1,2). Реж. И. Таланкин
http://www.aveclassics.net/blog/2020-04-07-1324
Чайковский. «Сладкая грёза». 1992(д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2020-11-19-9219
Чайковский. Д/фильм из цикла «Улика изпрошлого». 2016
http://www.aveclassics.net/stuff/11-1-0-60
Чайковский П.И. Из документального цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи»
http://www.aveclassics.net/news/2015-10-11-6423
Чайковский П.И. «Между раем и адом».2019. Россия
http://www.aveclassics.net/news/2020-06-15-8850
Чайковский. Жизнь и смерть Чайковского. 2010. Россия
https://www.aveclassics.net/news/2021-10-16-9942

Чюрлёнис. Из документального цикла «Гении излодеи уходящей эпохи»
http://www.aveclassics.net/news/2015-10-13-6424
Чюрлёнис. «Зодиак». 1985 -документальный фильм
http://www.aveclassics.net/news/2019-12-25-8450
Чюрлёнис. 2005. Украина (д/ф на укр. языке)
https://www.aveclassics.net/forum/82-382-1

Шёнберг — д/фильм на укр. языке
http://www.aveclassics.net/stuff/11-1-0-47

Шнитке. «Две истории Альфреда Шнитке».1989 — документальный фильм
http://www.aveclassics.net/news/2020-03-07-8558
Шнитке. Как уходили кумиры
https://www.aveclassics.net/news/2019-08-14-6383
Шнитке. Вокзал мечты. 2012
https://www.aveclassics.net/news/2021-09-12-9901
Шнитке. Больше, чем любовь. 2011
https://www.aveclassics.net/news/2021-10-24-9962

Шопен. «Мастерская композитора» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2013-07-30-4782
Шопен. «По следам Шопена» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2012-08-30-3165
Шопен. «Искусство Шопена» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2019-11-25-4696
Шопен. 1980.(д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2019-11-27-8409
Шопен «Желание (жажда)любви».2002  — х/ф
http://www.aveclassics.net/blog/2019-11-27-1286
Шопен. Экспромт. 1991 (х/ф)
http://www.aveclassics.net/blog/2019-11-27-1285
Шопен. Прощальное послание.1991 (художественныйфильм)
http://www.aveclassics.net/blog/2019-11-28-1287
Шопен.Гармонии — д/фильм на укр. языке
http://www.aveclassics.net/stuff/11-1-0-47
Шопен. 2010. Италия — док. фильм
http://www.aveclassics.net/news/2020-07-08-8925
Шопен и Жорж Санд. Гении и злодеи. 2009 — д/ф
http://www.aveclassics.net/news/2020-07-25-8978
Шопен и Жорж Санд. Больше, чем любовь. 2009
http://www.aveclassics.net/news/2020-07-26-8981
Шопен. Музичні історії — док. фильм на укр. языке
https://www.aveclassics.net/forum/82-383-1

Шостакович крупным планом — д/фильм. 2006
http://www.aveclassics.net/news/2015-01-18-6077
Шостакович. Документальный телефильм поматериалам Международного фестиваля
«Шостакович и мировая музыкальнаякультура» (1996-1997)
http://www.aveclassics.net/news/2015-02-25-6127
Шостакович — художник и гражданин — д/ф
http://www.aveclassics.net/news/2013-09-29-4113
Шостакович. Как уходили кумиры — телепередача.2006
http://www.aveclassics.net/news/2015-02-25-6128
Шостакович. Альтовая соната — д/ф
http://www.aveclassics.net/news/2015-02-26-6131
Шостакович. Гении и злодеи уходящей эпохи — д/ф.2001
http://www.aveclassics.net/news/2015-02-27-6133
Шостакович. ЖЗЛ. Жизнь замечательных людей.Биографическое ток-шоу. 2013
http://www.aveclassics.net/news/2015-02-28-6136
Шостакович. «Я оставляю сердце вам взалог» — д/фильм. 2016
http://www.aveclassics.net/news/2020-01-07-8472
Шостакович. Великие артисты — великому городу -д/ф. 2013
http://www.aveclassics.net/news/2015-03-01-6139
Шостакович. Мой Шостакович — д/ф. 2006
http://www.aveclassics.net/news/2015-03-01-6140
Шостакович в воспоминаниях современников — д/ф.1986
http://www.aveclassics.net/news/2015-03-03-6142
Шостакович. Сотворение Шостаковича — д/ф. 2006
http://www.aveclassics.net/news/2015-03-04-6144
Шостакович. Избранники. Россия. Век ХХ — д/ф.2001
http://www.aveclassics.net/news/2015-03-05-6145
Шостакович. Гении — д/ф. 2009
http://www.aveclassics.net/news/2015-03-06-6146
Шостакович. Летописец эпохи (д/ф митрополита Иллариона)
http://www.aveclassics.net/news/2019-02-08-8147
Шостакович. Вокзал мечты — д/ф. 2011
http://www.aveclassics.net/news/2020-05-09-8744
Шостакович. Послушаем вместе. 2016
http://www.aveclassics.net/news/2020-06-22-8868
Шостакович. Как уходили кумиры
https://www.aveclassics.net/news/2019-08-14-6383

Штраус Й. (сын). «Венские вальсы».1934 — художественный фильм
http://www.aveclassics.net/blog/2020-04-01-1321
Штраус Й. (сын). «Большой вальс».1938. США (х/фильм)
http://www.aveclassics.net/blog/2020-06-08-449
Штраус Й. Король 3-х четвертей. 1995. Канада.Чехия (х/ф)
http://www.aveclassics.net/blog/2021-04-08-1536
Штраус Й. и Ольга Смирнитская. Больше,чемлюбовь. 2011
http://www.aveclassics.net/news/2021-04-09-9642
Штраус Й. Король вальса. 2004. ВВС
https://www.aveclassics.net/news/2021-08-09-9849
Штраус Й. Король вальса. 2005. Украина (на укр. языке)
https://www.aveclassics.net/forum/82-381-1
Штраус Й. Король вальса. 1999. Украина (на укр. языке)
https://www.aveclassics.net/forum/82-334-1

Штраус Р. «Сделка с дьяволом». Гении излодеи. 2014
http://www.aveclassics.net/news/2014-10-05-5871

Шуберт. Недопетая песня (д/ф митрополитаИллариона)
http://www.aveclassics.net/news/2019-04-20-8246
Шуберт. Неоконченная симфония. 1968(телеспектакль)
http://www.aveclassics.net/blog/2020-01-19-1306
Шуберт. «Нетленные ноты» (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2015-04-19-6200
Шуберт. Время цветения. 1934. (художественныйфильм)
http://www.aveclassics.net/blog/2020-01-17-451
Шуберт. Песнь любви и отчаяния. 1958(художественный фильм)
http://www.aveclassics.net/blog/2020-01-20-1307
Шуберт. Песнь моя летит с мольбою. 1933(художественный фильм)
http://www.aveclassics.net/blog/2020-01-31-1308

Шуман. Клара. Брамс. 2006 (д/ф)
http://www.aveclassics.net/news/2012-07-23-2887

Щедрин Р. Ночной полёт. 2007
http://www.aveclassics.net/news/2021-03-21-9590

Эшпай: воплощение Музыки. Документальная камера. 2010
https://www.aveclassics.net/news/2021-09-25-9913

Проект «Энциклопедия»: Бах, Бетховен,Брамс, Вагнер, Верди, Гайдн, Гендель, Глинка, Лист, Мендельсон, Мусоргский,
Пуччини
http://www.aveclassics.net/stuff/11-1-0-48

Как уходили кумиры: А.Бабаджанян, И .Дунаевский,Петров, Прокофьев, Свиридов, Соловьёв-Седой, Хачатурян, Шнитке, Шостакович
https://www.aveclassics.net/news/2019-08-14-6383
https://www.aveclassics.net/news/2019-08-14-6061
https://www.aveclassics.net/news/2019-08-14-6128

Инфоурок

Доп. образование
ПрезентацииПрезентация на тему: «Детская музыка в творчестве Шостаковича»

Детская музыка в творчестве Шостаковича

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Детская музыка в творчестве Шостаковича

    Описание слайда:

    Детская музыка в творчестве Шостаковича

  • 2 слайд

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) Советский композитор, пианист, пе

    Описание слайда:

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)

    Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.

    Шостакович много внимания уделял вопросам музыкального воспитания детей. Создание музыки для детей — одна из привлекательных сторон деятельности композитора. Помимо сочинения музыки для детей он часто выступал по радио и в печати по вопросам музыкального образования.

    Также много времени Шостакович уделял радиожурналу «Путешествие в страну музыки», был его главным редактором, выступал перед детьми, разъяснял детям значение музыки в жизни человека, сам исполнял фортепианные произведения.

  • 3 слайд

    Шостакович веселая сказка ноты

  • 4 слайд

    Дмитрий Шостакович также, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей

    Описание слайда:

    Дмитрий Шостакович также, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. В ряде фортепианных пьес он открывает свою музыкально-образную сферу.

    В этом плане интересны циклы детских пьес Шостаковича для начинающих музыкантов, которые предваряют его творчество для юношества: «Детская тетрадь» и «Танцы кукол».

    Эти детские пьесы удивляют поразительной естественностью, оптимизмом. Простота и доходчивость образов, легкость исполнения дают полное основание к включению этих сборников в детский репертуар.

  • 5 слайд

    Шостакович веселая сказка ноты

  • 6 слайд

    «Детская тетрадь» — семь небольших фортепианных пьес, которые Шостакович соз

    Описание слайда:

    «Детская тетрадь» — семь небольших фортепианных пьес, которые Шостакович создал в 1944-1945 годах для того, чтобы увлечь музыкальными занятиями свою дочь Галину.

    Все миниатюры технически не сложны (ведь композитор писал их для начинающей обучение маленькой пианистки), но при всей кажущейся простоте и лаконичности пьесы несут в себе много интересных технических задач и оригинальных художественных деталей.

  • 7 слайд

    Шостакович веселая сказка ноты

  • 8 слайд

    Названия пьес «Детской тетради» Д. Шостаковича, их разноплановость образной

    Описание слайда:

    Названия пьес «Детской тетради» Д. Шостаковича, их разноплановость образной сферы и музыкальная программность говорят сами за себя.

    Яркий пример этого — две музыкальные сказки, вошедшие в цикл. «Веселая сказка» написана Шостаковичем в ми миноре, а «Грустная сказка» — в соль мажоре. Отвергая школьный трафарет «мажор — весело, минор — грустно», композитор делает темп главным условием образности: «Грустная сказка» — это Adagio, а «Веселая» — Allegretto.

    Так две маленькие пьесы расширяют границы музыкального видения ребенка, помогают перестать мыслить шаблонно и призывают к творческим поискам.

  • 9 слайд

    Шостакович веселая сказка ноты

  • 10 слайд

    Шостакович веселая сказка ноты

  • 11 слайд

    Детская сюита для фортепиано «Танцы кукол» написана Дмитрием Дмитриевичем Шо

    Описание слайда:

    Детская сюита для фортепиано «Танцы кукол» написана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в 1952 году.

    «Танцы кукол» — музыкальный альбом, во всём мире признанный шедевром классической музыки, погружая в удивительный и волшебный мир детства, представляет целый калейдоскоп колоритных образов.

    Опус включает семь ярких миниатюрных произведений, среди которых: задушевный «Лирический вальс», энергичный «Гавот», нежный «Романс», задорная «Полька», весёлая «Шарманка», озорной «Танец» и наполненный искромётным юмором «Вальс-шутка».

  • 12 слайд

    Шостакович веселая сказка ноты

  • 13 слайд

    Новаторство творчества Д.Д. Шостаковича заключается в новом духовном содержа

    Описание слайда:

    Новаторство творчества Д.Д. Шостаковича заключается в новом духовном содержании, в новом мире идей и образов. Новое содержание требует новых интонаций, расширения и обогащения выразительных средств.

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из исполняемых композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его произведения яркими, самобытными, обладающими огромной художественной ценностью.

  • 14 слайд

    Шостакович веселая сказка ноты

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Шостакович веселая сказка ноты

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Шостакович веселая сказка ноты

  • Сейчас обучается 894 человека из 81 региона

Шостакович веселая сказка ноты

  • Сейчас обучается 418 человек из 68 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Мастер-класс по созданию коллажей

  • Дополнительная общеобразовательная программа «Гитара»

  • Дополнительная общеобразовательная программа «Умные игры»

  • Самостоятельная работа по курсу «Создание и моделирование Web-страниц»

  • Статья «Групповые технологии на занятиях дополнительного образования».

  • Презентация по теме «Живые барометры»

  • Презентация по внеурочной деятельности «Дьукээбил»

  • ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 «Адаптация в 5-й КЛАССе»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456668 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация бухгалтерского учета и налогообложения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания трудового права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Целеполагание как основа современного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Обучение на тренинге как форма (вид) внеурочного мероприятия в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Формирование системы управления качеством учреждений профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Методическая работа преподавателя вуза в современных условиях»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс повышения квалификации «Применение интерактивных образовательных платформ на примере платформы Moodle»

  • Шоу рум как пишется правильно на русском
  • Шоу бизнес как пишется правильно
  • Шотландская сказка рыцарь эльф слушать
  • Шон как пишется на английском
  • Шопен полное собрание сочинений ноты