Шостакович собрание сочинений ноты

19 декабря 2021 воскресенье 20.00 большой зал 20.00 большой зал шостакович. симфонии 1 и 2 персимфанс вокальный ансамбль intrada концерт




19 декабря 2021 Воскресенье


20.00


Большой зал

20.00 Большой зал

Шостакович. Симфонии №1 и №2
Персимфанс
Вокальный ансамбль INTRADA

Концерт перенесён с 4 ноября 2021

Билеты, купленные на 8 сентября 2020  и 4 ноября 2021, действительны.

1927 год стал кульминацией «ревущих 20-х» – уникального периода в истории как мировой, так и отечественной культуры. В новом советском государстве сформировались и закрепились новые государственные мифы. Главные герои – Ленин и Революция – были канонизированы в масштабных уличных действиях, живописи, монументах, кино. На Красной площади разбито красное капище. За могилой-трибуной Вождя – кладбище мучеников революции. Помпезное празднование Х-летия Октября в СССР не могло миновать и музыку.

Заказы Агитационного отдела музсектора Госиздата получают Шиллингер и Шостакович. «Октябрь» Шиллингера с нетерпением ждёт московский оркестр без дирижёра Персимфанс. Вторую симфонию Шостаковича с посвящением Октябрю – лучший ленинградский дирижёр Николай Малько, который годом ранее провёл премьеру Первой симфонии.

Композиторское объединение ПРОКОЛЛ – левая антиакадемическая группа студентов Московской консерватории – создаёт коммунистическую литургию, коллективную кантату «Путь Октября». Скорее невольно, чем осознанно, её сюжет следует кальке Священной истории. Начинается он с предтечи Революции – событий 1905 года. Штурм Зимнего, смерть Ильича и его бессмертие в победе мировой революции – аналоги сцен в Гефсиманском саду, казни Христа и его Вознесения. Вместо любви и прощения новая литургия молодых консерваторцев воспевает насилие и террор. Премьера сочинения прошла в Малом зале Московской консерватории. Доступные на сцене храма камерной музыки инструменты задействованы в партитуре: рояль, орган, труба и ударные. В «фольклорных» номерах солирует гармошка. Главным действующим лицом в кантате, как и в литургии, становится хор – многоголосье народа.

Эстетика плаката и уличного действа роднит кантату ПРОКОЛЛа со Второй симфонией Шостаковича. И в «Пути Октября», и в «Посвящении Октябрю» задействован заводской гудок – звуковой привет масштабным экспериментам Арсения Авраамова, обыденный сигнал жизни городских окраин. В «Пути Октября» гудок возвещает о смерти Ильича. В симфонии Шостаковича – глас победившей Революции и одновременно труба Апокалипсиса. За образец Шостакович берёт 9-ю симфонию Бетховена, гражданскую литургию, масонский  гимн Свободе, Равенству и Братству эпохи другой революции – Великой французской. Состав оркестра почти идентичен. Бетховенские секстоли – самое начало Девятой – Шостакович «модернизирует»: в полиритмическом наслоении одновременно звучат и четверти, и восьмые, и триоли, и секстоли шестнадцатыми во всех струнных голосах. Революция у Шостаковича вырастает из базарной склоки скрипки, кларнета и фагота. Фуга скандала, как вирус, заражает все новые инструменты оркестра до полного обезличивания всех участников полифонического ансамбля – независимых голосов становится слишком много. Ни стрельба военного барабана, ни выкрики труб, ни вой тромбонов не могут обуздать атонального бешенства оркестровой массы – фуга деградирует в хроматические волны-пассажи деревянных духовых и струнных. Заводской гудок прерывает жалобные стоны скрипки соло – безъязыкая улица запела хором, басом: «Мы шли, мы просили работы, хлеба…». Натужное ликование финала фальшиво – в си-мажоре пять из семи нот отравлены диезами.

Государственный заказ исполнен композитором не формально и не сервильно. Шостакович сталкивает два плана, два ракурса: взгляд на Революцию из поднебесья, когда брожение толп и дум кажется химическим процессом, поведением жидкости, и ошарашенный взгляд обывателя, вжавшегося в стену подворотни. Композитор пользуется новаторским гармоническим языком, полифонические и полиритмические структуры сливаются в тембровые кластеры. Бетховенский оркестр звучит снова революционно. Видимо, именно поэтому впоследствии Шостакович называл в печати свою 2-ю симфонию «неудачной».

Музыкальная жизнь Ленинграда и Москвы в сезоне 1926/1927 достигает поразительной насыщенности и разнообразия. В расцвете творческих сил композиторы Александр Мосолов, Гавриил Попов, Николай Рославец, Леонид Половинкин. Налаживается интенсивный культурный обмен с Европой. В Малеготе ставят новые оперы Кшенека и Шрекера, Альбан Берг присутствует собственной персоной на ленинградской премьере «Воццека» – публика встречает её с восторгом. В филармонии играют Хиндемита, Прокофьева, Стравинского, Холста, Равеля. Отто Клемперер дирижирует Торжественную мессу Бетховена, Ганс Кнаппертсбуш – его же 9-ю симфонию. С гастролями выступают лучшие европейские солисты. Выдающийся сезон в Москве проводит Персимфанс. По приглашению московского оркестра без дирижера в СССР с концертным туром приезжает эмигрант Прокофьев. В этой творческой атмосфере Шостакович работает над «патриотическим» заказом Музсектора и задумывает оперу «Нос» по повести Гоголя.

Первая симфония Шостаковича окончена двумя годами ранее. С премьеры и до наших дней она остается «хитом» симфонического репертуара. Кажется, симфония известна нам до ноты, и загадок в ней не осталось. Но на титульном листе партитуры в новом издании сочинений Шостаковича есть посвящение, которое в советских изданиях мы не находим: Михаилу Владимировичу Квадри. Дворянин, офицер Квадри был расстрелян ОГПУ в 1929 году. Его приятель, некто Любарский, убил высокопоставленного чина РККА в трамвае. Любарский на допросе показал, что именно Квадри научил его читать знаки различия на военной форме (три ромба — значит, человек достаточно важный) и подсказал, где купить оружие – в магазине «Охотник» на Лубянке. Квадри осудили по делу молодёжного «Демократического союза» и казнили. Его имя напрочь стёрли из истории музыки. Да, Квадри был выдающимся пианистом, писал музыку, учился в московской консерватории у Катуара и Мясковского. Организовал в подражание знаменитой парижской «Шестёрке» «Московскую шестёрку» – объединение молодых композиторов, в которое входили, среди прочих, Виссарион Шебалин и Лев Оборин. Михаилу Квадри, незаурядному музыканту и человеку посвящена симфония Шостаковича.

Художественнный совет Персимфанса направил к Шостаковичу в 1926 году письмо с предложением провести московскую премьеру сочинения. «1-е исполнение в Москве было обещано мной Н. Малько, у которого находятся партии моей симфонии. К сожалению, находясь сейчас в  стеснённых материальных обстоятельствах, я не смогу переписать для Персимфанса 2-й комплект партий. Надеюсь, что в продолжении этого сезона Персимфанс исполнит мою симфонию». – ответил Шостакович. Для этого предполагаемого исполнения композитор подготовил подробную записку с указаниями для музыкантов. Они касаются темпов, баланса, характера звучания. Сведения из записки имеют существенные различия с отметками в партитуре. Персимфанс принимает письмо Шостаковича как руководство к действию. 

Исполнение симфонии в Зарядье 19 декабря будет проведено в строгом соответствии с указаниями автора Персимфансу.
©️Григорий Кротнеко

Симфония №1 – результат всего того, чему он научился в Ленинградской консерватории. Шостаковичу было 17 лет, когда он написал ее и представил преподавателям как свою дипломную работу. Комиссии, которая принимала выпускной экзамен, симфония была, мягко говоря, не по вкусу – многие, в том числе и Александр Глазунов, авторитет которого был непререкаем, советовали композитору внести поправки в партитуру произведения. Шостакович действительно старательно всё исправил, но во время репетиции, перед самим концертом, все же сделал по-своему – и не проиграл.

Талант молодого и перспективного композитора не мог быть не замечен теми, кто отвечал тогда за музыкальную политику СССР – по инициативе Льва Шульгина, который возглавлял агитационный отдел музсектора Госиздата, Шостаковичу была заказана симфония к 10-летию Октябрьской революции. Условием было использование текстов комсомольского поэта Александра Безыменского. Сказано – сделано: Шостакович представил Вторую симфонию к ноябрю 1927, после чего был назван «идеологически наиболее советским» композитором своего времени.

«Путь Октября» – одна из первых и самых известных советских кантат. Произведение, в основу которого легла поэзия А. Блока, В. Маяковского, H. Асеева и других, явилось первой заявкой на решение большой историко-революционной темы в ораториальном жанре. Кантата была написана в 1927 году в честь 10-летия Октябрьской революции объединением «ПРОКОЛЛ» (производственный коллектив композиторов Московской консерватории), участники которого, выступая как против узкоакадемических тенденций, так и против упрощенчества в поисках своего музыкального языка, стремились воссоздать в звуках образы советской действительности, понятные массовому слушателю.

Перед концертом в Малом зале в 19.00 состоится лекция «Разговор о Шостаковиче».

Петр Айду и Григорий Кротенко.

Вход на «Разговор о Шостаковиче» осуществляется после регистрации на сайте. 
Для регистрации необходимо иметь билет на вечерний концерт в тот же день.

Что именно не понравилось Александру Глазунову в партитуре Первой симфонии молодого композитора и почему он использовал звучание самого обычного заводского гудка во Второй – об этом и многом другом перед концертом вам расскажут Пётр Айду и Григорий Кротенко.


С 8 ноября 2021г. посещение концертов возможно только при наличии QR кода с информацией о проведённой вакцинации, недавно перенесённом заболевании или отрицательном результате ПЦР-теста (с 8 декабря 2021г. срок действия – 48 часов), а также паспорта, данные в котором совпадают с данными, указанными в QR коде (ПЦР-тест с QR-кодом поступает на Госуслуги только в случае сдачи теста в лаборатории, подключенной к ЕМИАС).

Изменения внесены 26 октября 2021

В воскресенье, 19 сентября, зрители и слушатели могут посетить концерт Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.

Солист:
Николай Луганский (фортепиано)

Дирижер:
Михаил Щербаков

В программе мероприятия — следующие произведения:

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Симфония № 10 ми минор op. 93 (1953)

Работу над Десятой симфонией — одним из ключевых произведений симфонической музыки XX века — Шостакович начал в июле 1953 года. 25 октября была поставлена последняя точка в партитуре, а 17 и 28 декабря уже состоялись ленинградская и московская премьеры. Оба раза дирижировал Евгений Мравинский, творческий тандем с которым сложился у Шостаковича, начиная с премьеры Пятой симфонии. Десятая симфония стала очередным высказыванием композитора — к этому крайне важному для него жанру Шостакович не обращался восемь лет. В июне 1947 года ученику Каре Караеву Шостакович сообщал о начале работы над Десятой, однако последующие события, в том числе февральское постановление 1948 года, заставили его отложить создание симфонии до лучших времен. В связи с этим ряд исследователей считают, что эскизы Десятой появились значительно раньше 1953 года, а вторая и третья части живописуют тот самый пленум 1948-го, на котором Шостакович подвергся разгромной критике, однако доказательств этому нет.
Десятая симфония стала первым сочинением, в котором слушатели услышали знаменитую монограмму DSCH, представляющую собой последовательность нот ре (D) — ми-бемоль (eS) — до (C) — си (H) и ставшую музыкальным автографом Шостаковича, а также одной из важных музыкальных эмблем музыки XX века. Премьера Десятой симфонии вызвала оживленную дискуссию в Союзе композиторов, выдержки из которой были опубликованы весной 1954 года в журнале «Советская музыка». В ней видные советские музыковеды и влиятельные фигуры музыкального истеблишмента встали, пусть и с оговорками, на сторону Шостаковича, а высказывания непримиримых противников нового сочинения звучали значительно слабее. Композитор вышел победителем: после Десятой симфонии его репутация больше никогда не подвергалась колебаниям.
Первая часть симфонии — Moderato — по длительности практически равна остальным частям. Это сумрачное размышление, в котором есть и интонации фольклорных плачей, и аллюзии на суровые брукнеровские адажио, а в лирической теме кларнета в оминоренном варианте угадывается мотив сочиненной ранее колыбельной «Родина слышит, Родина знает…». Вторая часть — проносящееся вихрем Allegretto, напоминающее по жанру галоп и содержащее авторские цитаты из «Леди Макбет Мценского уезда» («мотив насилия») и Седьмой симфонии (фрагмент из «эпизода нашествия»). Третья часть — Allegretto — одна из самых загадочных, именно в ней композитор помещает свою монограмму D (e) SCH, а также зашифровывает имя одной из своих учениц, азербайджанского композитора Эльмиры Назировой в проводимой у валторн теме (E — L (a) — Mi — R (e) — A). Сам Шостакович в письме к Эльмире признавался, что эта часть пришла к нему во сне. Несмотря на биографические обстоятельства, было бы неверным трактовать эту глубоко философскую музыку как «эпизоды частной жизни». Финал симфонии, Andante — Allegro, интерпретировался советскими музыковедами как «потоки света и радостного оживления». Сегодня он совершенно справедливо читается как «жест мрачного и злорадного торжества» в начале послесталинского времени.

Сергей Прокофьев (1891–1953)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре-бемоль мажор op. 10 (1912)

Из пяти фортепианных концертов С. С. Прокофьева Первый — самый короткий. Двадцатилетний композитор писал его, еще будучи студентом Петербургской консерватории по классу фортепиано (как композитор он окончил Консерваторию в 1909-м). Впервые концерт был исполнен автором 25 июля 1912 года в Москве, это было первое выступление молодого Прокофьева с оркестром. 22 апреля 1914 года композитор сыграл свой концерт как пианист на заключительном консерваторском экзамене, победив заодно в конкурсе выпускников им. Антона Рубинштейна и получив в качестве приза концертный рояль.
В дневнике Прокофьев пишет об изначальном намерении «сочинить Концерт легкий, ясный и простой, который все бы могли играть» и посвятить его «начинающим талантам». Тема вступления была взята из небольшой фортепианной пьесы «Карнавал», посвященной композитору Н. Я. Мясковскому в 1908 году. Концерт одночастный и представляет собой большую сонатную форму с медленным эпизодом Andante Assai в разработке, который также можно трактовать как небольшую среднюю медленную часть, и динамизированной репризой, Allegro Scherzando, выполняющей функцию финала.

Сергей Рахманинов (1873–1943)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор op. 1 (1891) 

Фортепианный концерт фа-диез минор открывает список сочинений С. В. Рахманинова. Концерт был написан в тамбовском имении Ивановка в 1891 году в рекордные сроки. Своему приятелю М. А. Слонову Рахманинов писал 20 июля: «Написал и инструментовал последние две части в два с половиной дня. Можете себе представить, какая это была работа! Писал с пяти часов утра до восьми вечера, так что после окончания работы устал страшно. После окончания несколько дней отдыхал. Во время работы я никогда не чувствую усталости (напротив, удовольствие). У меня усталость появляется только тогда, когда я чувствую и сознаю, что один из моих больших трудов окончен». Сочинение впервые прозвучало в исполнении восемнадцатилетнего автора 17 марта 1892 года на консерваторском концерте под управлением Василия Сафонова. В 1917 году Рахманинов сделал вторую редакцию юношеского концерта, усложнив партию солиста.
Концерт посвящен двоюродному брату Рахманинова, пианисту, дирижеру и антрепренеру Александру Зилоти, однако многие биографы совершенно уместно связывают это произведение с Верой Скалон, двоюродной сестрой композитора, в которую он был серьезно влюблен во время сочинения музыки.

А в Тольятти состоится концерт симфонического оркестра Тольяттинской филармонии.

Солист:
Юрий Власов (бас, Мариинский театр)

Дирижер:
Андрей Данилов

Произведения:

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Музыка к фильму «Новый Вавилон», op. 18 (1929)
Музыка к фильму «Король Лир», op. 137 (1970)

Свою работу в советском кинематографе Д. Д. Шостакович начал еще в 1920-х, когда работал тапером и озвучивал показы немых фильмов. В конце 1928 года молодой композитор создает музыку к немому фильму «Новый Вавилон» Г. Козинцева и Л. Трауберга. Музыке отводится особая роль: Шостакович считает, что она «должна сочиняться вразрез с внешним действием, открывая внутренний смысл происходящего». Принцип асинхронности, найденный Шостаковичем, в будущем станет часто использоваться в кинематографе.
Восемь картин фильма можно сравнить с частями сонатно-симфонического цикла: разделы действий (бои и столкновения коммунаров и буржуа), лирики (любовная линия главных героев), гротеска, в духе «злых скерцо» (мир богачей) и обобщающий финал. Симфоническое полотно словно пропитано духом двух французских революций — Великой буржуазной (звучат музыкальные темы «Карманьола», Ça Ira, «Марсельеза») и Парижской коммуны («Интернационал»). Это первый интертекстуальный опыт композитора, где темы-герои участвуют в развитии сюжета фильма и претерпевают кафкианские трансформации. На протяжении более чем сорока лет Д. Шостакович работает «в тандеме» с Г. Козинцевым, их последней совместной работой становится картина «Король Лир». Режиссер так представлял себе будущую музыку: «Язык современного искусства, такой, каким Вам хотелось бы говорить о современном мире. Темы зарождаются задолго до того, как они становятся отчетливыми, принимают симфоническую форму». Композитор строит партитуру «Короля Лира», руководствуясь принципом использовать музыку «только там, где она крайне необходима». Звучат темы ситуаций и героев, а мотив-монограмма композитора становится эмоциональным контрапунктом к зрительному ряду.
Главный «транслятор» эмоций фильма — Шут. Его появление сопровождает и тема мучительных раздумий (свирельный наигрыш и мужское пение), и едкая сатира (песенка «говорком»), из которой «прорастает» грустная лирика (на­­игрыш в финале фильма).
Подобная трансформация происходит и в сцене Эдгара Глостера у могилы отца: на экране — разоблачения, смерть героев, картины войны, в музыке — скорбные размышления автора и всенародный плач-протест.

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
«Антиформалистический раек» для баса, хора и оркестра (1948/1968)

Если в фильмах музыка Шостаковича помогает «раскрыть» человечность и сострадание героев, то в сценической кантате «Антиформалистический раек» эти качества в персонажах отсутствуют — они полностью лишены души. Произведение было задумано в пику уничтожающей критике, обвинениям в формализме ведущих советских композиторов. После выхода постановления об опере Мурадели «Великая дружба» от 10.02.1948 композиторов вынудили принародно «покаяться», однако свое истинное отношение к произошедшему они формулировали иначе.
Летом того же года у Шостаковича уже была готова первая редакция «Антиформалистического райка», но на протяжении еще двадцати лет композитор возвращался к партитуре, добавляя новые детали. Считается, что основная работа над кантатой шла в 1957 году — «оттепель» дала надежду на возможность публичного исполнения. Однако запрет на исполнение Тринадцатой симфонии в 1962 году и череда громких политических процессов перечеркнули планы композитора. «Антиформалистический раек» был завершен лишь в 1968 году.

Шостакович создал квинтэссенцию формализма, где выступил как автор и музыки, и текста. Действующие лица — сплошь говорящие фамилии: Ведущий, вершащий судьбы персонажей, Единицын, Двойкин и Тройкин, и хор — обез­личенный голос деятелей культуры, чьи реплики — хвалебные фразы и хохот. Музыкальный стиль — простой до банальности, настоящее «обытовление зла»: здесь и комедийный эстрадный туш, и фанфары, звучат мотивы «Сулико», «Лезгинки», «Камаринской», песни Т. Хренникова «Мы вам расскажем», и как апофеоз — «Калинка». Тема Куплетов Серполетты из «Корневильских колоколов» передает слушателю музыкальный вопрос от автора: «Смотрите здесь, смотрите там, нравится ли всё это вам?»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 сентября 2017; проверки требуют 13 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 5.

Симфония № 5 ре минор, op. 47, — симфония Дмитрия Шостаковича, созданная в период между апрелем и июлем 1937 года. Впервые исполнена 21 ноября 1937 года в Ленинграде, Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Работа имела огромный успех, и, по словам Мстислава Ростроповича, получила овации со слезами на глазах[1], длившиеся по крайней мере 40 минут.

Симфония № 5
Композитор Дмитрий Шостакович
Тональность ре минор
Форма симфония
Сочинение op. 47
Время и место сочинения 1937
Первое исполнение 1937
Продолжительность 45 минут
Части в четырёх частях

ИсторияПравить

После гонений 1936 года за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей» Дмитрий Шостакович находился под давлением. От него требовали упростить свою музыку и адаптировать её к модели социалистического реализма. Согласно официальной позиции, социалистический реализм в музыке предполагал монументальный подход и возвышенную оптимистическую риторику. Музыка Шостаковича была сочтена слишком сложной технически, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» критиковали в «Правде». На заседании Союза композиторов через неделю после этой статьи Лев Книппер, Борис Асафьев и Иван Дзержинский предложили помочь композитору встать на правильный путь.

Шостакович создал новое произведение с удивительной глубиной и многоплановостью, отражающее современную жизнь. Он достиг новой высоты в своем творчестве, оставив потомкам срез времени в классической музыкальной интерпретации.

Одна работа, написанная ранее, смогла добиться этого — Четвёртая симфония Малера. Малер начал свою Четвертую симфонию в режиме детской простоты, однако в дальнейшем стало очевидным, что первое впечатление было обманчивым. Шостакович использовал отрывок из Малера в своей симфонии.

Через четыре месяца после окончания работы над Четвёртой симфонией, Шостакович начал писать Пятую. Уже после неоднократного исполнения симфонии в Ленинграде он написал 28 января 1938 года в московской газете статью «Мой творческий ответ»: Среди отзывов, часто очень обстоятельно анализировавших это произведение, особенную радость доставил мне один, где говорилось, что пятая симфония — это деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику[2]. Этот «ответ» явил пример героического классицизма. Шостакович расширил свой музыкальный стиль, при этом усилив содержательность и создав многомерность. Он нашёл новый музыкальный язык, который использовал все последующие годы.

В музыковедении обсуждается вопрос о влиянии оперы Жоржа Бизе на симфонию Шостаковича[3]. Известно, что последний восхищался партитурой «Кармен» и отклонил предложение Маий Плисецкой о создании для неё балета на темы из оперы французского композитора. Вероятно первым, кто заметил влияние тематического материала оперы на интонационный комплекс симфонии, был советский музыковед Лев Мазель. Он обратил внимание, что мелодико-гармонические обороты побочной партии первой части симфонии, вызывают ассоциации с оборотами припева «Хабанеры» (на словах «Любовь, любовь»), но предполагал, что это «внешнее» влияние было случайным[4]. Владимир Спиваков писал, что Шостакович не случайно ввёл в симфонию «цитату из „Кармен“, тему любви»[5]. По мнению Александра Бендицкого, советский композитор обратился к опере Бизе в связи с его неудачным романом с переводчицей Еленой Константиновской, которая уехала в Испанию во время Гражданской войны, где её избранником стал кинодокументалист Роман Кармен. Таким образом, по его предположению, совпадение фамилии последнего с нарицательным именем «женщины-вамп» и вызвало ассоциативную связь произведения Шостаковича с оперой Бизе[3]. Бендицкий находит в этой симфонии «с двойным дном» автобиографические мотивы, связь между смертью и любовью, близкие ритм, мелодику, звуковысотность, тональность (побочная партия репризы D-dur, как и в Хабанере), испанский колорит. По его мнению: «Симфония — гигантская парафраза на „Кармен“. Многие мастера обращались к опере Бизе. Каждый в своей сфере — Сарасате, Горовиц, Щедрин. Творение Шостаковича высоко возвышается в этом ряду». Он также усматривает тематическое влияние оперы (из финальной сцены) и в симфонии № 6 Шостаковича[6]. По мнению Марины Раку, трактовка программы Пятой симфонии, предложенная Бендицким, является излишне «размашистой», а появление указанных реминисценций видимо носило исключительно интрамузыкальный характер[3]. Манашир Якубов поддерживает тезис о влиянии оперы Бизе на Пятую симфонию Шостаковича и распространяет его на некоторые другие сочинения композитора[7].

МузыкаПравить

Первая часть (Moderato — Allegro non troppo, ре минор, сонатная форма) — огромное, развернутое повествование, разворачивающееся по типичной для Шостаковича схеме трактовки сонатной формы в симфониях. Её открывает вопросительная, напряженная тема, имитирующаяся канонически в нижнем регистре, отличительное свойство которой — двойной пунктирный ритм. Продолжает экспозицию неустойчивая, фаустианская мелодия в скрипичном тембре; следующая за этим просветленная побочная партия исполняется также скрипками. Разработка приводит к вторжению жестких, императивных интонаций и ритмов, а в результате — к значительному нарастанию и достижению её кульминации — маршевому образу механистического движения, в котором главную роль играют медные духовые инструменты и ритмическая фигурация малого барабана — таким образом, этот эпизод можно считать прототипом знаменитого раздела из первой части Седьмой симфонии. Но императивный образ угнетающей силы постепенно уступает место настроениям репризы — возвращаются вопросительные интонации, «блуждающие» музыкальные построения, побочная партия воплощается уже в канонической имитации флейты и валторны. Реприза части, суть которой — осмысление действия, происходившего в разработке, заканчивается уходящей ввысь первой темой.

Вторая часть (Allegretto, ля минор, сложная трёхчастная форма) — скерцо. Первый раздел начинают виолончели и контрабасы[8]. Тема среднего раздела (до мажор) — в духе простой уличной песенки, сначала звучит у солирующей скрипки, затем флейты[9]. Реприза первого раздела несколько видоизменена и по-новому инструментована[10].
Третья часть (Largo, фа диез минор, сонатная форма без разработки) — эмоциональный и трагедийный «центр» симфонии[10]. Часть начинается тихим хором струнных.
Финал (Allegro non troppo, ре минор — ре мажор, сонатная форма с эпизодом вместо разработки) начинается пронзительной трелью, а затем — яркой, энергичной темой у медных духовых на фоне литавр[11]. Побочная партия, благородная и призывная, сначала звучит у солирующей трубы, а затем у струнных и деревянных духовых с сопровождением труб[12]. Не все трактовки этой части признают её внешнюю оптимистичность,

Состав оркестраПравить

Симфония написана для оркестра в составе: 2 флейт и флейты-пикколо, 2 гобоев, 2 кларнетов и малого кларнета, 2 фаготов и контрафагота, 4 валторн, 3 труб, 3 тромбонов, тубы, литавр, малого барабана, треугольника, тарелок, большого барабана, гонга, колокольчиков, ксилофона, 2 арф (одна часть), фортепиано, челесты и струнных.

ПриёмПравить

Пятая симфония Шостаковича стала беспрецедентным триумфом. Музыка встретила положительный отклик как официальных критиков, так и публики. Власти нашли всё, что искали в предыдущих сочинениях композитора. Общественность услышала её как выражение страдания. Симфония явилась его художественным изображением времени, в котором она возникла. Годы спустя автор так отозвался о случившемся: «Они… надели маски… Теперь все говорят: „Мы не знали, мы не понимали. Мы верили Сталину. Нас обманули, ах, как нас жестоко обманули!“… Я ни за что не поверю, что тот, кто ничего не понимал, мог прочувствовать Пятую симфонию»[1].

ПримечанияПравить

  1. 1 2 П. Котов, М. Шифрин. Испания и СССР, ноябрь 1937 (параллели) // Вокруг света. — 2012. — № 11. — С. 42.
  2. Д. Шостакович. Мой творческий ответ // Вечерняя Москва. 1938. № 19 (4249). 25 января
  3. 1 2 3 Раку М. Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — С. 168—167. — 720 с. — ISBN 978-5-4448-0175-8.
  4. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Шостакович. Побочная партия из Moderato 5-й симфонии (первый период) // Анализ музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1967. — С. 748. — 752 с.
  5. Соломон Волков. Шостакович и Сталин: художник и царь. — М.: Эксмо, 2006. — С. 16. — 656 с. — ISBN 5-699-16572-X.
  6. Бендицкий А. С. О Пятой симфонии Д.Шостаковича. — Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2000. — 56 с.
  7. Якубов М. А. Пятая симфония Шостаковича. Автор и критика о симфонии // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений [Ноты]: В 150 томах. Серия I. Симфонии. Т. 20. Симфония № 5, соч. 47. Переложение для фортепиано в 4 руки. Клавир. — М.: DSCH, 2007. — С. 123. — 190 с. — ISBN 9785900531144.
  8. Мазель, 1960, p. 44.
  9. Мазель, 1960, p. 46.
  10. 1 2 Мазель, 1960, p. 47.
  11. Мазель, 1960, p. 51.
  12. Мазель, 1960, p. 52.

ЛитератураПравить

  • Лев Абрамович Мазель. Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель.. — Советский композитор, 1960.

СсылкиПравить

  • Information on Shostakovich’s fifth symphony // cl.cam.ac.uk
  • Sample recordings // npr.org
  • Keeping Score: Shostakovich Symphony No. 5 // keepingscore.org

  • Шорыгина осторожные сказки безопасность для малышей т а шорыгина
  • Шорская сказка два ручья
  • Шорт лист как пишется
  • Шоссе на английском языке как пишется в адресе
  • Шорох как пишется правильно проверочное слово