Шорох и шепот как пишется

шпот в русском языке давно уж правильно пишется только через . неправильное написание шопот существующий архаизм, обусловленный непростой историей

«Шёпот» в русском языке давно уж правильно пишется только через «ё». Неправильное написание «шопот» – существующий архаизм, обусловленный непростой историей этой буквы, см. далее. Сравните: «чёрт»«чорт».

Значение

Слово «шёпот» означает способ произнесения слов очень тихо, с минимальным напряжением голосовых связок или одной лишь артикуляцией. Исходная (словарная) форма состоит только из корня. Ударение, по правилам русского языка, неизменно падает на «ё». Разделение для переноса шё-пот. Точных синонимов и антонимов не имеет. Употребляется также в переносном смысле – молва, пересуды, слухи:

  • «По городу упорно шелестел шёпот о каких-то административных новшествах, но толком пока что никто ничего не вызнал».

Грамматика

«Шёпот» – неодушевлённое существительное мужского рода 2-го склонения. Падежные формы:

Именительный: шёпот (ед. ч.); шёпоты (мн. ч.).

  • «Так и бродили меж людей шёпоты, пока газетное объявление не поставило всё на места».

Родительный: шёпота (ед. ч.); шёпотов (мн. ч.).

  • «Он видел шевеление губ, но никак не мог расслышать её шёпота».

Дательный: шёпоту (ед. ч.); шёпотам (мн. ч.).

  • «Нет, мы же на берегу моря! Сквозь шум волн и свист ветра её шёпоту не пробиться!»

Винительный: шёпот (ед. ч.); шёпоты (мн. ч.).

  • «В конце концов он не выдержал: Оставь, прошу, этот ненужный шёпот! Говори ясно, мы же здесь одни!».

Творительный: шёпотом (ед. ч.); шёпотами (мн. ч.).

  • «А мне хочется помечтать шёпотом – спокойно возразила она».

Предложный: шёпоте (ед. ч.); шёпотах (мн. ч.).

  • «Что ж, дело благое. – сердито сказал он – Но если тебе самой в твоём шёпоте что-то и слышится, то мне ничего».

Вопреки Викисловарю, слово «шёпот» не имеет второго родительного (разделительного) падежа, так как не является делимой массой или счислимым предметом. Разделительный падеж определяет отношение части к целому или нескольких объектов к совокупности: «Подайте мне, пожалуйста, ещё винегрету»; «Отпейте чаю, расплескается!»; «Отсыпьте пригоршню семенного луку».

История

В разговорном русском ударное «е» в закрытых слогах начало твердеть по сравнению с открытым начиная с XII в. Новая фонема (звук членораздельной речи) окончательно обособилась в царствование Ивана Грозного, но на письме приживалась с большим трудом. В первую голову – из-за сопротивления православного клира, яростно противившегося любым реформам, посягавшим на монополию церковнославянского (то есть, монополии церковников на грамотность и образование), равно как заимствованию из него надстрочных знаков – закрытое ударное «е» поначалу предлагалось обозначать титлом.

В течение XVI – XVIII вв. Россия провела несколько больших войн со Швецией и её сателлитами, что сопровождалось интенсивной дипломатией. В ходе того и другого многие русские познакомились со шведской азбукой, в которую надстрочное двоеточие привилось издавна. После ряда пертурбаций в верхах, история которых отдельная тема, буква «ё» была введена в русский алфавит в конце XVIII в. по инициативе Е. Р. Воронцовой-Дашковой и благодаря стараниям Н. М. Карамзина.

Однако простой народ долгое время не очень-то жаловал «супостатскую» букву, тем более, что кровопролитные войны всей своей тяжестью ложились на плечи простолюдинов. Что же касается большей части творческой интеллигенции, то её оппозиция любым нововведениям «сверху» была, как сейчас выражаются, стабильным трендом.

В целом грамотные в знак протеста (большей частью неосознанного) зачастую заменяли на письме «ё» на «о». Поэтому у классиков русской литературы можно встретить «чорт», «шопот» и даже «пошол».

Буквы «ять» такая спонтанная трансформация едва коснулась, потому что она обозначала «е» в открытом слоге. Скорее всего, тут сыграли роль и тогдашние письменные принадлежности: трудно без помарок поставить гусиным пером горизонтальное двоеточие над буквой.

Когда вошли в обиход стальные перья для письма, первыми, насколько можно судить, полностью восприняли «ё» Салтыков-Щедрин и Некрасов. От них же, похоже (возможно, также от Островского и Григоровича), идёт факультативное (необязательное) употребление полного «ё», которое, если нет сомнений в написании конкретного слова, по умолчанию заменяется на «е». Окончательно же писать «ё» массово начали только благодаря реформе письменности после октябрьской революции – большевики со «старорежимщиной» не церемонились. Букве «ы» повезло ещё меньше – её употребление было нормализовано не ранее 1940 г. В «Петре Первом» вполне советского А. Н. Толстого попадаются «панцырь», «в панцыре», и т.п.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

На чтение 6 мин Просмотров 1к.
Обновлено

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», которое написал Афанасий Афанасьевич Фет, помогает узнать историю создания произведения, а так же изучить некоторые его особенности. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение материала станет намного быстрее и проще.

История создания

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850 году. К этому времени у Афанасия Афанасьевича уже был свой собственный стиль. Он мастерски изобретал новые формы, чтобы правильно подать свои лирические произведения. Данное стихотворение вошло в сборник «Вечера и ночи».

К этому времени автор уже сумел зарекомендовать себя как поэта и печатался в журнале «Современник». Он продуктивно обрастает новыми знакомыми, которые были весьма полезны. Среди его круга общения можно выделить таких великих людей, как Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь. Все они восхищались трудами талантливого поэта.

Афанасий Афанасьевич пришел в этот мир в то время, когда его родители были ещё официально не женаты. Подобное было совершенно неприемлемо для церкви. У родного отца Фета была фамилия Шеншин, но Афанасию Афанасьевичу было решено дать фамилию первого мужа матери. Проходя обучение в Москве в университете, поэт решает вернуть себе дворянский титул, поэтому отправляется на службу. Когда ему удалось доказать свое происхождение и вернуть дворянский титул, он продолжил творить под фамилией Фет.

Жанр, размер

Автор не использовал в своем творчестве обличающие темы. Анализируемое стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» — это лирика, начало которого переполнено чувствами и эмоциями. Что касается направления, то Фет творил в так называемом «чистом искусстве». Отличительными чертами данного направления является отсутствие действа, когда форма превосходит над содержанием, а так же имеют эстетические принципы.

Поэт умело описывает всю красоту природы, а так же их гармоничное существование с человеком. Именно в ночное время суток раскрывается большинство известных истин, которые до этого находились будто бы в тайне.

Если же рассмотреть размер, который использует автор для написания стихотворения, то здесь двустопный хорей чередуется с четырехстопным. Благодаря данному чередованию поэт задает определенный ритм стихотворению.

Композиция

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» делится на три строфы, каждая из которых состоит из четырех строк. Все эти три строфы образуют одно предложение.

Шепот, робкое дыханье,
        Трели соловья,
Серебро и колыханье
        Сонного ручья

Интересным фактом является то, что автор совершенно не использует при написании глаголы. Благодаря этому создается некая плавность, что позволяет читателю раствориться в потоке приятных слов и отвлечься от действия, которое в стихотворении попросту отсутствует.

Образы и символы

Все произведение «Шепот, робкое дыханье…» Афанасий Афанасьевич Фет строит на образности. Он умело изображает природу и человека. Вроде бы используются достаточно известные образы, но Фету удается показать читателю то, что трели соловья лучше и красивее всего звучат при полной тишине, когда вокруг присутствует только «робкое дыханье». Ручей окрашивается в серебристый цвет. Поэт показывает, насколько ручей чистый и прозрачный. Едва слышное журчание воды наполняет мир умиротворением и спокойствием. Бег ручья неспешный, плавный, как будто он до сих пор находится в легкой дреме и до конца не проснулся.

Всю природу Афанасий Фет изображает еще спящей, не до конца проснувшейся. Поэт рисует картину еще ночной природы, которая только вот-вот собирается очнуться от ночного сна. Читатель может наблюдать самое начало зари. Он сравнивает то природное состояние, которое так похоже на человеческое.

Лица, на которые падают тени, происходящие от небольшого ночного свечения, рассказывают историю двух влюбленных, которые не могут расстаться с самого вечера. Благодаря таким конкретным образам поэт создает общую картину любовной встречи. Данную встречу, он наполняет страстью и любовью.

Фет так же использует определенные цвета, чтобы дополнить картину любви. В стихотворении присутствуют такие цвета, как: красный, пурпурный. Вся окружающая природа находится в полной гармонии с влюбленными. Мелкие детали, описанные автором, лишь дополняют общую картину.

Темы, проблемы

Главной темой произведения является тема природы, поскольку она проходит через все произведение. Даже с учетом того, что в стихотворении отсутствует какое-либо действие, благодаря природе читатель понимает, как ведут и чувствуют себя влюбленные.

Во время накала страстей, начинается заря. Во время робкого перешептывания влюбленной пары, ручей внимательно слушает их речь, а тучки укрывают их от посторонних глаз. Фету удается изобразить людей с природой единым целым. Это и является основной темой стихотворения – гармония человека с окружающим миром.

Так же присутствует тема любви. Молодые люди находят свое уединение именно на лоне природы. Здесь нет посторонних и никто не в силах помешать их свиданию. Читатель очень хорошо понимает и чувствует чувства и переживания влюбленных.

Средства художественной выразительности

Главной особенностью анализируемого стихотворения «Шепот, робкое дыханье» является то, что в нем полностью отсутствуют глаголы. Здесь так же полностью отсутствуют действия. Но тем ни менее читатель отлично чувствует и понимает, что именно происходит между влюбленными людьми.

Второй особенностью стихотворения является то, что оно состоит всего лишь из одного предложения. Хотя оно и состоит из трех строф, но одна мысль проходит через все произведение и соединяет его.

Здесь автор использует большое количество эпитетов, что помогает ему намного лучше нарисовать природу, а так же описать окружающую обстановку. Так же здесь присутствуют метафоры, которые тесно переплетаются с олицетворениями.

Фет использует прием аллитерации. Благодаря этому картина становится полной, наполняется звуками и красками.

Основная мысль

Основной мыслью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является гармония человека и природы. Фет умело передает ту незримую связь, которая существует между ними. Лишь окунувшись в природу и став с ней единым целым, читатель способен достичь абсолютной гармонии. Вот и своим героям Афанасий Афанасьевич дает возможность слиться с природой, наслаждаясь её красотой, свежестью, жить с ней одной общей жизнью. В этом поэт и видит настоящее, истинное счастье.

Таким образом, поэт так же показывает огромную мощь любви, погрузившись в которую, человек забывает обо всем и не замечает ничего вокруг. Природа помогает им в этом, создавая картину полного уединения. Есть только они вдвоем, остальных они попросту не замечают. Природа продолжает жить своей жизнью, помогая человеку почувствовать себя действительно счастливым.

Русский
язык  10 класс   Дата
: 11.12. 2016

Тема
: Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после «ц». Тест по
теме «Орфография»

Цели
: повторить, обобщить и систематизировать изученное обучающимися о написании
гласных после шипящих и «ц»; тренировать в выполнении морфемного и
словообразовательного разборов;

               Развивать орфографические и
пунктуационные умения и навыки обучающихся.

Дидактическое оснащение:
учебник, рабочая тетрадь, таблицы

                    Ход урока:

1.     Организация
начала урока.

2.     Актуализация
изученного
.

— Что такое орфография?

— Назовите основную единицу орфографии.
Дайте определение орфограмме.

— Какие типы орфограмм существуют в
русском языке? Приведите примеры.

— Назовите виды орфограммы- буквы.

— Сформулируйте правило написания
безударных гласных в корне слова.

— От чего зависит написание гласных с
чередованием?

— Написание каких корней с чередующейся
гласной зависит от звука, следующего за корнем? От ударения? От сочетания
звуков, на которые оканчивается корень? От значения? Приведите примеры.

3. Лингвистическая разминка.

Игра «Четвертый лишний»

1)    Сирень,
вестибюль, дисциплина, избирательный

2)    Просвещение
, плотина, сожалеть, миллион

3)    Гореть,
протирать, замереть, прикосновение

4)    Предположение
, ростовщик, выращенный, обмакнуть

5)    Расстилающийся
, заберу, зажигать, касательная

4.Словарно-
орфографическая работа
( осложненный словарный
диктант)

        Коттедж, гардероб,
преподаватель, ростовщик, маршрут, гостиница, скрипач, ураган, снегирь,
артиллерия, зарница, каравай, беседа, прикосновение, предположение, отрасль,
терраса

— Составить
словосочетания вида «прил+ сущ»

-Графически обозначить
виды орфограмм.

5.  Выполнить морфемный
разбор слов « отозваться», «неразгаданный»,  «перевозчик» и
словообразовательный разбор слов «рыболовство», «школьница», «перевозчик»

6. Работа по теме урока.

1)  Слово учителя о
происхождении шипящих
.

      Система согласных
звуков старославянского языка во многом совпадает с системой согласных других
индоевропейских языков. При сравнении согласных звуков старославянского языка
со звуками древнейшей индоевропейской поры можно проследить, что некоторые
звуки сохранились без существенных изменений, другие подверглись значительным
изменениям , а некоторые звуки сохранились без существенных изменений, другие
подверглись значительным изменениям, а некоторые согласные исчезли в системе
славянских согласных звуков. На славянской почве система согласных звуков
подверглась значительным изменениям. В связи со смягчением согласных в
общеславянском языке в определенных фонетических условиях возник ряд мягких
славянских звуков, не характерных для индоевропейского языка : ж, ш, ц, щ

Согласные «ж», «ш»
возникли в результате перехода согласных «г», «к», «х» перед гласными «е», «и»,
«а»

Друг- дружина

Бег- бежать

Слух- слышать

      Свистящий «ц»
возник в результате изменения « г, к, х» под влиянием гласных «и» и «е» ( ять):

Венок – венец

2)  Работа с опорной
записью. Повторение орфограмм «Гласные после шипящих» ,  «Гласные после ц»

— Рассмотрите схему.
Какие гласные пишутся после шипящих? Какие гласные писать нельзя?

— Написание гласных после
шипящих зависит от того, в какой морфеме они находятся : в корне, суффиксе или
окончании. Рассмотрите опорную запись на доске и в тетрадях и сформулируйте
правило написания гласных после шипящих и «ц»

Желтый – желтеть, шепот —
шептать,  но шорох, обжора, жокей

Багажом- поклажей,
башмачок-дождичек

Вывод
: в корнях слов после шипящих пишется «ё» , если можно изменить слово так или
подобрать такое слово, чтобы наблюдалось чередование с гласной «е».  Если это
сделать невозможно, то пишется «о»

    Исключение : ожог (
руки) , ожёг ( руку), бережёт ( глагол), сожжённый ( причастие)

Рассмотрите опорную
запись и сформулируйте правило написания гласных после «ц»

1)    Цифра, 
лекция ( на – ЦИЯ),  но цыган, цыпленок

2)    Птицы, 
синицын

Свинцом , шприцем, зайцем, образцовый –
ситцевый

      Вывод: После «ц» пишется «ы»
в окончаниях существительных множественного числа и в суффиксах притяжательных
прилагательных; «и» пишется во всех остальных случаях. Исключение: цыган,
цыпленок, на цыпочках, цыц

В окончаниях и суффиксах после «ц» под
ударением пишется «о», без ударения – «е»

3)    Работа
с таблицами
.

— Рассмотрите таблицу «Гласные после
шипящих» и скажите, каков алгоритм написания данной орфограммы.

7. Закрепление изученного.

1) Комментированное письмо.

     Тихий шорох,  зеленым камышом,
студеным ключом, широкий простор, таинственный шёпот, путь через чащобу,
неярким солнцем, пробудившиеся птицы, желтым лучом, неглубокая речонка.

— Дополнить диктант своими примерами на
данную орфограмму

2. Сочинение на тему «Летнее утро»

3.  Тест по теме «Орфография»

8. Итог урока.

9. Задание на дом :упражнение учебника

Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная
школа»

План – конспект урока  русского языка  в 9
классе на тему : «Гласные после шипящих и «ц»

Подготовила  учитель русского языка и литературы  
Мякшина  А.В.

2010- 2011  уч.год

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.»

Тема урока:Буквы О-Ё после шипящих в корне слова Презентацию подгото...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Тема урока:Буквы О-Ё после шипящих в корне слова Презентацию подгото

    Описание слайда:

    Тема урока:
    Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

    Презентацию подготовила: Лейченкова Екатерина Дмитриевна
    учитель начальных классов МБОУ ЦО имени А. Атрщанка

  • 2 слайд

    ТЕМА УРОКА:? повторениеЖизнь, шило, чудо, щука, чащаКакие звуки называются ш

    Описание слайда:

    ТЕМА УРОКА:
    ?
    повторение
    Жизнь, шило, чудо, щука, чаща
    Какие звуки называются шипящими? Почему?
    Ж
    Ш
    Ч
    Щ

  • 3 слайд

    жёлтый крыжовник шёлк чётко пчёлка шок шов щёчка шорох трущобащёлкнуть

    Описание слайда:

    жёлтый крыжовник шёлк чётко пчёлка шок шов щёчка шорох трущоба
    щёлкнуть чопорный

    «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»
    ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО?
    Распределите слова на 2 группы по признаку «Гласная после шипящей»

  • 4 слайд

    жёлтый крыжовникшёлк шокчётко шорохщёлк

    Описание слайда:

    жёлтый крыжовник
    шёлк шок
    чётко шорох
    щёлкнуть трущоба
    пчёлка чопорный
    шов
    «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»
    ?

  • 5 слайд

    Цели на уроке:Познакомиться с правилом правописания букв О-Ё после шипящих в

    Описание слайда:

    Цели на уроке:
    Познакомиться с правилом правописания букв О-Ё после шипящих в корне слова.
    Знать: способ выбора
    о — ё в корнях слов после шипящих.
    Уметь: обосновывать выбор о — ё в корнях слов после шипящих.

  • 6 слайд

    жёлтый - желтетьшёлк - шелкачётко- вычетщёлкнуть - щелчокпчёлка - пчела«Н

    Описание слайда:

    жёлтый — желтеть
    шёлк — шелка
    чётко- вычет
    щёлкнуть — щелчок
    пчёлка — пчела
    «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»
    крыжовник-…
    шок-…
    шорох -…
    шов — …
    трущоба -…
    чопорный — …

  • 7 слайд

    Вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному сл

    Описание слайда:

    Вывод:
    под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё,
    если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е;

    пишем О, если проверочного слова нет.

  • 8 слайд

    К данным проверочным словам подберите проверяемые слова: решето щетина расчес

    Описание слайда:

    К данным проверочным словам подберите проверяемые слова:

    решето
    щетина
    расчесать
    шедший
    желобок

    решёта
    щётка
    расчёска
    шёл
    жёлоб

  • 9 слайд

    К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы,

    Описание слайда:

    К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы,
    в полученных словах обозначьте орфограмму
    Образец: Щека – щёчка
    пчела, шерсть, черта, щель, жердь

  • 10 слайд

    «ё»ш…мполщ…лкатьрасч…тч…лкаобж…ращ…чка«о»ш…рникш…рохщ…ткареш…тка

    Описание слайда:

    «ё»
    ш…мпол
    щ…лкать
    расч…т
    ч…лка
    обж…ра
    щ…чка

    «о»
    ш…рник
    ш…рох
    щ…тка
    реш…тка
    ш…в
    капюш…н
    Найдите лишние слова в столбиках
    о
    о
    о
    о
    о
    о
    ё
    ё
    ё
    ё
    ё
    ё

  • 11 слайд

    Выполни тестВ каких словах допущена ошибка? а) жолтый; д) жокей б

    Описание слайда:

    Выполни тест
    В каких словах допущена ошибка?
    а) жолтый; д) жокей
    б) решотка е) шорох
    в) чёрный ж) крыжовник
    г) жёнглёр з) шопот

    ё
    ё
    ё
    о

  • 12 слайд

    шок, шов Капюшон, чопорныйтрущоба чащобашомполкрыжовник, Шотландия жокей, жо

    Описание слайда:

    шок, шов

    Капюшон,
    чопорный
    трущоба
    чащоба
    шомпол
    крыжовник,
    Шотландия
    жокей,
    жонглёр

    шорох

    шоколад
    обжора
    шофёр
    шоссе

  • 13 слайд

    Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Жонглёр – актер цирка,

    Описание слайда:

    Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
    Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
    Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения поля зрения. В более широком смысле шорник — это специалист по конской упряжке.
    Чопорный — чрезмерно, неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий.
     

  • 14 слайд

    Подведём итоги урокаС какой орфограммой вы познакомились на уроке? Расскажи

    Описание слайда:

    Подведём итоги урока
    С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

    Расскажите о правописании буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Приведите примеры.

    Какие орфограммы мы с вами повторили ещё на уроке?

  • 15 слайд

    самооценкаЯ понял тему, смогу объяснить, напишу диктант на 4-5 Не совсем пон

    Описание слайда:

    самооценка
    Я понял тему, смогу объяснить, напишу диктант на 4-5

    Не совсем понял, не всё могу объяснить, мне есть ещё над чем поработать дома

    Ничего не понял, буду дома до всего доходить

  • 16 слайд

    Шорох и шепот как пишется

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Шорох и шепот как пишется

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Шорох и шепот как пишется

  • Сейчас обучается 310 человек из 63 регионов

Шорох и шепот как пишется

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Тема:
Урок 46. Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Похожие материалы

  • Статья «Особая роль русского языка как метапредмета в современном школьном образовании»

  • Конспект по русскому языку на тему : «Гласный звук [и], буквы И, и. » 1 класс

  • «Правильное соединение букв для хорошего почерка»

  • Другие методич. разработки «Задание 13 ЕГЭ по русскому языку. Правописание НЕ И НИ.

  • РЕФЕРАТ на тему «Как проводить деловые беседы»

  • Урок русского языка на тему «Лексика и фразеология. Обобщение» ( 10 класс)

  • «Может быть, справедливость, как и медаль, имеет свою оборотную сторону?». Сочинение, 11 класс

  • Сочинение. Что такое героизм

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454968 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

Девять диктантов для 6 класса на тему "Весна"

Нашла девять диктантов для 6 класса на тему «Весна», которые будет интересно и полезно проработать. Все они с грамматическим заданием, охватывающем темы, которые были изучены в шестом классе.

Все диктанты взяты из открытых источников, проверены и расположены по нарастанию количества слов. Они прекрасно подходят для написания итогового диктанта в шестом классе.

Девять диктантов для 6 класса на тему "Весна"

Девять диктантов для 6 класса на тему «Весна»

Диктант № 1 «Зайчата» (100 слов)

Пришла ранняя весна. Ласково пригревает весеннее солнышко. Терпеливо ждут маленькие зайчата свою мать. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Хорошо спрятались они в сухой прошлогодней траве! Здесь не найдёт их хищная рысь, не увидит хитрая лисица. Увидела зайчат суетливая пташка. Большими, страшными зверями кажутся ей робкие маленькие зайчата. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт: «Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!» Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.

Загорается вечерняя заря. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками. Тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики. Крепко прижались друг к дружке во сне маленькие зайчата.

Спускается весенняя прохладная ночь.

Грамматическое задание

  1. Сделайте фонетический разбор слов «поёт» и «свою».
  2. Разберите слова по составу: весенняя, длинноносые, спускается.
  3. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

Диктант № 2 «Весна» (104 слова)

Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении. В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки. В каждой бороздке слышатся шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шествует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.

Грамматическое задание

  1. Найдите слово, которое автор употребил в переносном значении. С какой целью использовано это слово?
  2. Выпишите из текста слово с суффиксом -л-. Какова роль этого суффикса? Выпишите из текста глагол с возвратной частицей (постфиксом) и разберите его по составу.

Диктант № 3 «Весна в городе» (105 слов)

Весна в городе всегда по-особенному прекрасна. Воздух ещё не обжигает летним жаром, он свежий и чистый, особенно ранним утром.

Скоро дворники все вместе, словно сговорившись, примутся за высаживание клумб и палисадников, начнут обмазывать стволы деревьев белой известью, подметать дорожки. Детские площадки вновь наполнятся звонким детским смехом: малыши гурьбой побегут греться на тёплом весеннем солнышке.

Скоро расцветут первые цветы, под крышами домов закопошатся деловитые ласточки, над городом пролетят счастливые кличи аистов. Хорошо в городе весной! Вместе с природой и люди словно обновляются, становятся добрее и приветливее. Хочется больше улыбаться, радоваться каждому тёплому дню. Весна — это лекарство от холода и забот, волшебный эликсир отличного настроения и счастья.

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте деепричастие и выполните его морфемный разбор.
  2. Найдите предложение с прилагательными в сравнительной степени и выполните его синтаксический разбор.
  3. Выполните фонетический разбор слова «улыбаться».
  4. Выполните лексический разбор слова «палисадников».
  5. Выполните орфографический разбор слова «прекрасна».
  6. Выполните пунктуационный разбор последнего предложения.

Диктант № 4 «Весна пришла!» (105 слов)

Растаял последний снег. Земля, еще не прикрытая сочной зеленью, словно стесняется своей наготы, дышит паром, жадно ловит первые тёплые лучи.

Что это? Звонкая трель разлилась по лугам и полям, обволакивая все живое в невидимые сети. Грачи! Грачи прилетели! И словно хозяева, деловито копошатся в земле, ищут букашек и червячков, звонкой песнью сообщают о том, что весна наконец наступила!

И так тепло, так хорошо вокруг! Скоро первая травушка-муравушка потянется к солнцу, деревья нарядятся в пышные одежды, а весь мир — преобразится. Так легко дышать полной грудью, отдыхая душой после долгой зимы, так привольно…

Совсем близко время прилета аистов, время цветов и ласкового ветерка. Пробуждается жизнь. Весна пришла!

Грамматическое задание

  1. Выполните фонетический разбор слова «стесняется».
  2. Какой частью речи является слово «отдыхая»?
  3. Выпишите из текста любое осложнённое предложение.
  4. Выполните морфологический разбор слова «близко».

Диктант № 5 «Утро ранней весной» (109 слов)

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

Грамматическое задание

  1. Разберите слова по составу: серебряными, прилегает, речкой.
  2. Выполните синтаксический разбор пятого предложения.

Диктант № 6 «Весна в лесу» (109 слов)

По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирается охотник от края до края через глухой лес.

Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике, на припёке, пасутся лоси, а по лесному оврагу бежит с добычей старый волк.

Много видел и слышал в лесу внимательный охотник.

Смолой пахнут набухшие почки.

Скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушке черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»

Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель.

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.

Хороша, радостна, весела весна в лесу!

Грамматическое задание

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. К какому типу и стилю речи он относится?
  3. Выполните морфологический разбор любого имени существительного, имени прилагательного или глагола.

Диктант № 7 «Лучик солнца» (119 слов)

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зелёных яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчёлка зазвенела в тёплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчёлы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растёт подсолнух. Он привлекает к себе пчёл, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов мёда.

Грамматическое задание

  1. Проведите морфологический анализ слова «подсолнух».
  2. Проведите морфемный анализ слова «лучик».
  3. Проведите синтаксический разбор первого предложения.

Диктант № 8 «Весна» (120 слов)

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор причастия «некоторое».
  2. Выпишите из текста три местоимения разных разрядов.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения пятого предложения, нарисуйте его схему.

Диктант № 9 «Весенний лес» (124 слова)

Весенний лес. Царство птичьих трелей, благоухания цветов, каких-то непонятных шорохов и звуков лесных обитателей. Здесь особенно хорошо в апреле и мае.

Вот виднеется полянка с ароматными ландышами, чуть дальше притаилась застенчивая сон-трава, колышутся на ветерке колокольчики. Так и ждешь, что вот-вот раздастся мелодичное «динь-динь»!

Тёплое солнышко все сильнее пригревает, и вокруг воздух словно взрывается птичьими трелями. Еще не наступило время высиживания птенцов, и птицы веселятся, кто как умеет.

Так приятно вдохнуть свежий весенний воздух с примесью хвои! Дышишь полной грудью — и не можешь надышаться. Хорошо в лесу весной, привольно, легко. Так и тянет сюда снова и снова. К этим деревьям, одетым в сочные зелёные листья, к этим звонким птицам, к этой шелковистой траве и могучим елям. Только в лесу начинаешь чувствовать себя по-настоящему свободным.

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте предложение, осложненное причастным оборотом. Составьте его схему.
  2. Выполните морфемный разбор слова «пригревает».
  3. Выполните пунктуационный разбор второго предложения.
  4. Выполните лексический разбор слова «шелковистой».
  5. Выполните орфографический разбор слова «вдохнуть».
  6. Выполните морфологический разбор слов «взрывается» и «притаилась».

  • Шоппинг на английском языке как пишется
  • Шорник как пишется и почему
  • Шорох как пишется правило
  • Шопер или шоппер как правильно пишется
  • Шопотом или шепотом как правильно пишется слово