Шорник как пишется правильно

Фотографии: depositphotos / иллюстрация: юлия замжицкая алый вальс. летит из лога медь прощаний, трав финал. глина серая, тревога, церемонность, тишина.

Шорник как пишется правильно
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Алый вальс. Летит из лога
Медь прощаний, трав финал.
Глина серая, тревога,
Церемонность, тишина.
Аспидные глуби листопада
Падают в гигантские аркады…»

Нет, это не шедевр поэзии Серебряного века, а мнемоническое правило для запоминания аминокислот. Слова в стихотворении начинаются с той же буквы, что и название аминокислоты: от аланина до гистидина и аргинина — да, названия у аминокислот вот такие. Становится понятно, зачем потребовались приемы запоминания и что «аспидные» — еще не самое страшное слово.

У каждого учителя есть свои любимые мнемонические правила: их узнают от коллег, придумывают вместе с учениками, а некоторые передают из поколения в поколение десятилетиями. Вспомним приемы, с помощью которых можно отойти от зубрежки правил и понятий.

Что такое мнемоника

Мнемоника, или мнемотехника (греч. mnemonika — «искусство запоминания») — это множество способов, с помощью которых можно усвоить больше информации, и сделать это легче, используя искусственные ассоциации. 

Для школьников мнемоника — просто подарок: вместо очередной скучной формулы или ряда не связанных между собой слов достаточно запомнить яркий, парадоксальный образ или забавный стишок. 

Вызубренные наизусть правила со временем выветриваются из памяти, а вот присказки про «биссектрису — злую крысу» или «охотника, который желает знать, где сидит фазан» запоминаются на всю жизнь. Все потому, что мнемоника задействует образное мышление, эмоции, аналогии с чем-то уже известным.

Приемы мнемоники

Приемов мнемоники много, но основными считают следующие пять:

  1. Акростих.
    Стихотворение или фраза, где каждое слово начинается с той же буквы, что и заучиваемые термины. Так, последовательность падежей в русском языке учат с помощью предложения: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). 
  2. Визуальные ассоциации.
    Создается яркий, запоминающийся образ. Например, «медиана — это обезьяна, которая лазает по сторонам и разделяет их пополам».
  3. Рифмы.
    Запоминаемый материал подается через небольшое стихотворение, часто забавное или парадоксальное. Основное правило техники безопасности на лабораторных работах по химии старшеклассники обозвали: «Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!»
  4. Фрагментирование.
    Объемный материал разбивается на небольшие группы. Скажем, чтобы запомнить валентность элементов, выделяются три группы: «Хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород» (одновалентные); «Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как ни кинь»; «Алюминий да и висмут на трех ниточках повиснут» (трехвалентные).
  5. Метод мест.
    Объекты из списка для запоминания мысленно «раскладывают» в знакомых местах. Условно, чтобы запомнить продукты, богатые витамином В (говядина, свинина, курица, рыба, молоко, творог, картофель, рис), мысленно представляют, как в комнате на диване сидит поросенок и ест картофель фри, в аквариуме — молоко вместо воды, на столе курица клюет рис и так далее.

Мнемонические техники для педагогов-предметников

Мнемонические правила есть почти для всех школьных предметов. Вот такие приемы запоминания работают, например, для химии, русского языка и математики.

Шорник как пишется правильно

1. Правила техники безопасности:

  • Химик, запомни, как оду: льют кислоту в воду!
  • Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!
  • Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!

2. Процессы окисления–восстановления, свойства окислителей и восстановителей:

  • Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться.
  • Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.

3. Химические формулы:

Сапоги мои того…
пропускают H2O!
***
Убежал козленок в лес —
выпускал там Н2S!
***
По формуле, как ни смотри,
Они не разнятся никак:
Все тот же кальций-це-о-три
И мел, и известняк.
***
Загорелся, всем на диво,
Фосфор в колбочке красиво —
Получился, надо знать,
Ангидрид Р2О5! 

4. Валентность химических элементов:

  • Одновалентные элементы: хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород.
  • Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как ни кинь.
  • Алюминий да и висмут на трех ниточках повиснут (то есть трехвалентные).

5. Химические реакции:

Говорят, если реакция свершается,
То при этом осадок получается,
Или газ выделяется,
Или цвет изменяется,
Или запах появляется,
Или вещество нагревается,
То есть органами чувств реакция определяется.
***
Сера в воздухе горит,
Выделяет ангидрид.
Ангидрид — пахучий газ,
Слезы капают из глаз.
***
Рождает воду водород,
Ну, а теперь наоборот:
Вода рождает водород,
А заодно и кислород. 
***
Не помирятся с рожденья 
Основанье с кислотой.
В результате их сраженья 
Получилась соль с водой.

6. Индикаторы:

Индикатор лакмус — красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щелочь здесь — не будь разиней.
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

7. Органическая химия:

Раз, два, три, четыре, пять — станем атомы считать.
Учим новые слова: мета — раз, а эта — два.
Три — пропан, бутан — четыре, все соседи по квартире.
Вьется атомная лента, номер пятый будет пента,
Шесть — гексан, а семь — гептан. Углероды, по местам!
А в октане, как в октаве, восемь атомов в составе.
Соответственно закону, атом девять значит «нона».
Наконец, как истукан, возвышается декан!

8. Функциональные группы:

Запомним, друг, и я, и ты,
Чем отличаются спирты —
В них углерод и гидроксид,
И каждый спирт легко горит.
***
R — это значит радикал,
Он может быть велик и мал,
Предельный или непредельный.
Но это разговор отдельный.
***
Приятно пахнут альдегиды,
Но группа C (H)O их выдаст.
Среди карбоновых кислот
Известных «лиц» невпроворот.
***
В кислотах — группы карбоксильные,
Но все кислоты здесь — несильные.
***
В кетонах группа есть CO,
Но это тоже ничего…
Горит прекрасно ацетон,
И растворитель — тоже он.
***
Мы говорим спокойно: жир.
А между прочим, он эфир,
Он из кислот и глицерина.
Такая вот у нас картина…

9. Названия алканов:

Милый — метан,
Этичный — этан,
Практичный — пропан,
Барашек — бутан,
Пасется — пентан,
В Горах — гексан,
Гималаях — гептан.

10. Ряд активности металлов:

Литий, калий, кальций, натрий,
Алюминий, цинк, железо,
Никель, олово, свинец,
Водород — и все, конец.

Шорник как пишется правильно

1. Последовательность падежей:

  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
  • Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь.

2. Правописание:

  • Уж замуж невтерпеж — наречия на шипящий без Ь.
  • Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!» — слова с Ы после Ц.
  • У подъезда адъютант ждет фельдъегеря — Ъ после приставок.
  • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно — слова, где не пишется Т между С и Н.
  • У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — слова, где под ударением путают О и Ё.
  • В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ шпингалеты и ручки — прилагательные-исключения с НН в суффиксе.

В трудном слове «рассчитать»
Нужно нам две «С» писать.
А «расчётливый», «расчёт» —
Пишем только корень «-чёт-».
***
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
***
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.
***
Кто в глаголах пишет ЦА, —
Настоящая овца.
***
То, кое, либо, нибудь —
Черточку не забудь.
***
А частицы «же», «бы», «ли»
Ты раздельно запиши.
***
Шоколад, шоссе, крыжовник,
Шов, шофер, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.

3. Спряжение глаголов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

4. Чтобы не путать «одевать» и «надевать»:

Надеть одежду, одеть Надежду.

5. Орфоэпические стишки:

Не говори «катАлог»,
А только «каталОг». 
А твОрог?
Можно твОрог,
А можно и творОг.
***
Долго ели тОрты —
Не налезли шОрты.
***
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
***
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
***
Срубили ель,
Сорвали щавЕль.
***
В огороде баба Фёкла,
У нее на грядке свЁкла!
***
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

Шорник как пишется правильно

1. Правило раскрытия скобок:

Перед скобкой вижу «плюс»,
Ошибиться не боюсь.
Знаки все я оставляю,
Значит, правила я знаю.
«Минус» повстречается,
Будьте осторожны!
Скобки раскрываются,
Знаки заменяются!
На противоположные!

2. Число «пи»: 

  • Чтобы нам не ошибаться, надо правильно прочесть — 3, 14, 15, 92 и 6.
  • Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны (3.14159265358) — число букв в каждом слове означает цифру.
  • Вот и знаю я число, именуемое «пи». Молодец! — тот же принцип.

3. Дольные приставки:

Жили ТРИ барана:
Милли, Микро, Нано.

4. Буквенные обозначения римских цифр в порядке убывания (M — 1000, D — 500, C — 100, L — 50, X — 10, V — 5, I — 1):

  • Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидам.
  • Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх.

5. Определения:

  • Биссектриса — злая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
  • Медиана — это обезьяна, которая лазает по сторонам и разделяет их пополам.
  • Периметр — длина забора.

6. Теорема Пифагора:

Пифагоровы штаны во все стороны равны,
Чтобы это доказать — нужно снять и показать.

Сохраняйте в копилку, пользуйтесь. Вторая часть по ссылке.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Графика и орфография. Основные принципы русской орфографии. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/173/ (дата обращения: 9.01.2022)

Графика

— раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы; совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами).

Термин «графика» близок по своему значению к термину «письмо» (но несколько отличается по употреблению). С другой стороны, термин «орфография» иногда употребляется в расширительном смысле, включающем графику, например когда говорят о реформах орфографии. В этом же расширительном смысле может использоваться термин «письмо».

Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иныхданных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.  Графемы представляют собой минимальные значимые единицы, чья совокупность охватывает весь набор конструктивных элементов, из которых в соответствии с правилами их соотнесения и использования могут быть составлены записанные в одной или нескольких системах письма тексты. Данная концепция схожа с представлениями о фонеме, которые существуют в области изучения устной речи. Основными графемами для русского языка, к примеру, являются прописные и строчные буквы алфавита, соответствующие определенным фонемам, пунктуационные знаки, соответствующие ритмико-интонационному рисунку речи, и некоторые другие символы наподобие цифр.

Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации — такие, как рисунки, картины, невербальные картографическиеэлементы и т. д. — не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения — цифры, логограммы — не имеют прямой связи с определенным языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.

Для возникновения и существования письменности требуются:

  • по крайней мере один набор определенных базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности — системой письма;
  • по крайней мере один набор правил и условий (то есть орфография), понятный сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом;
  • по крайней мере один язык, распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путем интерпретации написанного;
  • какие-либо физические средства отчетливого представления символов на каком-либо постоянном или отчасти непостоянном носителе, так, чтобы их можно было считать оттуда тем или иным способом (визуально или на ощупь).

Для большинства систем письма характерно такое упорядочение символических элементов, которое позволяет объединять их в более масштабные и крупноразмерные кластеры — слова, акронимы и другие лексемы, — за счет чего создается возможность передачи существенно большего количества значений, нежели то, которое может быть обеспечено самим символами.

Русская графика

В русском языке пять гласных фонем и 34 согласных. Всего звуков-смыслоразличителей 39. А букв в алфавите 33. Чем объясняется эта «недостача»? Оказывается, можно «сэкономить» число букв. Яковлев вычислил формулу построения наиболее экономного в отношении числа букв алфавита. Он показал, что если в языке есть пары согласных, различающихся одним и тем же признаком (например, твердостью – мягкостью), то каждую пару можно обозначать одной и той же буквой, а дополнительный признак передавать с помощью соседней, следующей буквы. На эту мысль его натолкнул русский алфавит. В русском письме парные по твердости-мягкости согласные передаются одной и той же буквой: для [с] и [с’] – одна буква – с, для [м] и [м’] – одна буква м и т.д. Всего таких пар, различающихся только твердостью-мягкостью, в русском языке 12. Значит, вместо 24-х букв для передачи этих согласных наше письмо обходится 12-ю буквами.

А как же мы отличаем твердый согласный от мягкого? Почему при чтении не путаем, когда произнести мягкий, а когда твердый? Потому что на твердость-мягкость согласного указывает следующая буква – сосед справа. Такими указателями мягкости-твердости предшествующего согласного служат буквенные парыа – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и (ср. мал-мял, мол-мёл, лук-люк, сэр-сер, лыс-лис). А если после согласного нет гласного? Тогда «смягчительную» роль выполняет буква мягкий знак (ь), который сам по себе не обозначает никакого звука, но передает мягкость предшествующего согласного. Итак, потребовалось на 12 согласных меньше (сэкономили 12 букв), зато пришлось вводить мягкий знак плюс еще пять букв для гласных, чтобы они обозначали не только гласную фонему, но и мягкость предшествующего согласного.

Такой принцип обозначения твердых-мягких согласных условно называют слоговым.

Слоговой принцип – яркая особенность русской графики. Он сложился стихийно, в процессе развития русского языка, и оказался очень удобным. Он не только позволяет обойтись меньшим числом букв, но и экономит бумагу. Ведь если бы не было двойного набора букв для гласных, а мягкость согласных всегда обозначалась бы мягким знаком (например, тьотьа, льубльу – вместо тётя, люблю), то слова были бы на письме гораздо длиннее.

До сих пор мы говорили об употреблении букв независимо от того, в состав каких слов они входят, когда выбор буквы определяется только окружением передаваемых звуков, звуковым контекстом. Такие правила называются правилами графики в отличие от правил орфографии.

Орфография

Орфография русского языка — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме; система правил, предписывающих выбор какого-то одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания.

Правила русской орфографии и пунктуации утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип: значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

В качестве азбуки используется русский алфавит, основанный на кириллице.

История русской орфографии

Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского, вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г., получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг.

Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я. К. Гротом в 1873 году. Главным принципом он считалморфологический в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А. Н. Гвоздев, А. И. Томсон, М. Н. Петерсон, Д. Н. Ушаков.

В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, как А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн-де Куртенэ, А. И. Соболевский, занялась подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года. До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять, фита, ижица, и десятеричное, ъв окончаниях слов.

В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё. В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией, где «подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма».

Важнейшие правила орфографии

Правописание гласных в корне слов

Безударные гласные, которые можно проверить ударением

столы — сто?л
молодой — мо?лодость, моло?денький

Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)

корова, король, облако, болото

И — ы после ц

в корнях ци — и

Цирк, циркуль, цитата, цинга, цифра … и в других заимствованных словах

Слова-исключения: цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «цыц».

в суффиксах и окончаниях — цы — ы
лисицынкурицынулицы

Гласные после шипящих

1) жи, ши — и
ча, ща — а
чу, щу — у

Жизнь, чаща, чудо …

2) После шипящих — ё:
Чёрный, жёлтый, шёлк, чёрточка …

Слова-исключения: о шов, шорох, капюшон, крюшон, крыжовник, шоссе, шоколад, жокей, обжора, прожорлив, жонглёр, чопорный, трещотка, трущоба, шорты, шорник, шомпол, шовинизм, шок, шора, чащоба, чокнутый, чокаться, чох, чохом, жом, жор, жох, вечор, мажор, мажорный.
 

Чередующиеся е — и, о — а в корне слова

1) бер — бира?-
тер — тира?-
дер — дира?-
пер — пира?-
мер — мира?-
стел — стила?-
блест — блиста?-
жег — жига?-

дерёт — сдира?ет
стелить — застила?ет
умер — умира?ть
блестит — блиста?ет вытереть — вытира?ть
Слова-исключения: сочета?ние, сочета?ющийся, словосочета?ние

2) Кос — каса?-
лож — лага?-
коснуться — каса?ться
изложение — излага?ть
Слово-исключение: полог

3) Рос — о
раст — ращ — а

вырос, вырасти, выращенный
Слова-исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль

4) Мок — мак
вымокнуть под дождём,
макать в жидкость

5) Ровн — равн
ровный — равный
(гладкий — одинаковый)
выровнять — уравнение
Слово-исключение: равнина

6) гор — га?р
зага?р, горит
Слово-исключение: выгарки
7) зор — зар
заря, зори, зарево.

Правописание согласных в корне слов

Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й

1. Столб — столбы
жёлудь — жёлуди.
2. Глазки — глазницы
сказка — сказочка.
3. Здравствуй — здравие
местность — место.

Непроверяемые согласные (словарные слова)

Ё и О после шипящих

В корне:

  1. Всегда ё: (сущ.) пчёлы,чёлка, чётки, жёлудь, щётка; (прил.) жёлтый, чёрный, чёткий, шёлковый; (глаг.) шёл.
  2. Слова-исключения: (сущ.) шов, шорох, капюшон, крыжовник, шок, шорты, шовинизм, трущоба, шорник, чох, жом, жор, обжора, ожог, шомпол, крюшон, трещотка, чащоба, мажор; (прил.) прожорлив, чопорный, чокнутый, мажорный; (глаг.) чокаться; (нареч.) чохом, вечор.

В суффиксе:

  1. Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) галчо?нок, зайчо?нок, мышо?нок, медвежо?нок, кружо?к, волчо?к и звоночек; (прил.) ежо?вый, парчо?вый, холщо?вый и бежевый; (нареч.) горячо?, свежо?, хорошо? и пахуче.
  2. Однако: (глаг.) размежёвывать; (прич.) обожжённый, заворожённый.
  3. Слово-исключение: ещё.

В окончании:

  1. Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) ножо?м, свечо?й, врачо?м и сторожем, дачей; (прил.) большо?го и хорошего.
  2. Однако: (глаг.) стережёт, жжёт, печёт.

Трудности русской орфографии

  • Слитное или раздельное написание существительных с приставкой, переходящих в наречия, определяется возможностью/невозможностью разорвать слово на две значимые лексические единицы (досыта, но до смертипополам, но по третямвдобавок, но в заключениепосуху, но по морю).
  • Написание о или ё после шипящих и ц непоследовательно: поджог (существительное) при поджёг (глагол), горшок при горшечник.
  • Правило написания «не» с глаголами имеет много исключений, также связанных с невозможностью лексического отрыва (первой или единственной) приставки от корня слова: нейти, ненавидеть, несдобровать, невзлюбить, недополучить и др.
  • Написание форм слова «идти» (корень —и-) определяется только словарём: идти, но прийти и приду. То же с формами корня —им-/-ем-/-я-: пойму, нопримувозьму и выну.

Несоответствия морфо-фонологическому принципу:

  • исчезновение й перед и: стройка – строить
  • беглые гласные: копий – ружей; достоин – строен, спокоен; заяц – перец, немец, боец …
  • -и как флексия предл.п.
  • з/с в приставках без/бес, вз/вс, роз/рос (раз/рас)
  • о/а в приставке роз/раз (рос/рас)

А подробнее о графике и орфографии можно почитать тут

calendar03.02.2016, 21743 просмотра.

Конспект урока по русскому
языку в 10 классе по теме «Подготовка к ЕГЭ»

Ф.И.О. учителя Забитова Гульнара Мусаевна
Класс:10
Предмет: русский  язык
Тема урока: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Место и роль урока
в изучаемой теме: урок обобщающего повторения
Цели  урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные : 
1. Повторить основные правила по орфографии, пунктуации.

Развивающие:
1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить
анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать
основные виды орфограмм.

3.Способствовать
развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные:
1.Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности.
2.Обеспечение высокой творческой активности при выполнении индивидуальных
заданий.
3.Формирование интереса к предмету, стремления  добиваться успеха в учебе за
счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной
психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения и взаимной
помощи между учащимся.

Этапы урока

1.      Организационный.

Цель:
проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

Приветствие
учителя.


Ребята, на доске нарисован мешочек, это не просто мешочек, а мешочек с
пожеланиями. Давайте сейчас каждый из вас пожелает себе то, что хочет получить
от сегодняшнего урока. (Больше узнать, не волноваться, если не получается, быть
внимательной и организованной и т.д.)

Постановка
темы и цели урока

            Цель: Подведение детей к
формулированию темы и постановке задач урока.

Учитель: Советский лингвист, Л. В.
Щерба, который как многие ученые –лингвисты занимался проблемами правописания,
говорил, что писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы
адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном
обществе.

Согласны ли вы с утверждением Л.В. Щербы? Свой ответ обоснуйте

Учитель подводит итог высказываниям учащихся:  Молодцы, что вы
осознаете роль грамотной устной и письменной речи в жизни современного
человека. Очевидно, что важно знать нормы орфографии. Человека,
знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.

Совместное определение темы, целей и задач на предстоящем
уроке.

2.      Повторение. Задание 1

Произнесите слова соответственно орфоэпическим нормам (Учитель
раздаёт карточки с словами, учащиеся называют по 3 слова по очереди, учитель
комментирует произношение слов учащимися)

    Автобус, агент, арбуз,
аргумент, арест, аристократия, баллотироваться, баловать, библиотека,
буржуазия, верба, гектар, демократия, деятельность, диагноз, диспансер,
договор, дозвониться, документ, завидно, заём, заржаветь, звонит, звонишь,
злоба, издавна, изобретение, изредка, индустрия, каталог, каучук, квартал,
километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, красивее, кремень,
лыжня, магазин, медикаменты, молодёжь, монолог, намерение, недоимка, некролог,
ненависть, обеспечение, облегчить, обострить, осведомиться, отчасти, паралич,
партер, пепелище, портфель, премировать, принудить, приобретение, простыня,
процент, псевдоним, развитый (ребёнок), развитой (язык), револьвер, ремень,
ржаветь, русло, сантиметр, случай, соболезнование, средства, статуя, столяр,
таможня, усугубить, фарфор, формировать, форум, ханжество, характерный
(поступок), характерный (человек) хлопок, ходатайствовать,  хозяева, цыган,
черпать, шофёр, щавель.

3.      Повторение. Задание 2

Работа с текстом

Эффектное лекарство тётя привезла из Германии. Абонент в
бассейн уже заканчивался. С утра была дождевая погода, и Маша одела плащ. Дипломат
конкурса юных исполнителей вышел на сцену под гром аплодисментов.

-Что в этом тексте не так? Правильно, неверное употребление
паронимов мешает пониманию текста.

— Вспомним что такое паронимы?   (Паронимы – это однокоренные
слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в
своём значении).

—  Я уверена, ребята, что вы справитесь с работой, которую
хочу вам предложить. В данных предложениях выделено слово, если оно употреблено
неверно, замените его. (Работа проводится в парах, после чего по цепочке
проверяем)

1.
СОПРОТИВЛЕНИЕ организма болезням крайне важно в период эпидемии гриппа.

2.
Семена кипрея, полученные от ИСКУССТВЕННОГО опыления, дали первые всходы.

3.
Уверяли, что она помогала отцу в его шулерских ПОДЕЛКАХ.

4.
Ознакомься с новым ШТАТСКИМ расписанием.

5. Как?
С НЕВЕЖДОЮ? Чтобы я примирился с этим грубияном?

6.
Необходимо вовремя завизировать ВХОДНЫЕ документы.

7. В
музыкальном салоне был представлен огромный ВЫБОР дисков.

8.
Студенты должны своевременно ОПЛАТИТЬ счета за проживание в общежитии.

9.
ЗАЧИНАТЕЛИ бунта были наказаны в первую очередь.

10.
БЫВАЛЫЙ страх вернулся  к нему с удвоенной силой.

11.
После СЫТНОГО обеда Париж кажется веселее и приветливее.

12.
Акулы необычайно ЖИВИТЕЛЬНЫ.

13. При
лечении больного были использованы самые ЭФФЕКТИВНЫЕ способы лечения.

14. Это
относится ко всем, без ОТЛИЧИЯ званий.

15.
Никакой мысли нельзя было прочесть на этих КАМЕНИСТЫХ лицах.

16. Кто
он, ПРОБЛЕМНЫЙ ребёнок?

17.
Вопрос о власти есть КОРНЕВОЙ вопрос всякой революции.

18. Ему
очень нравились эти старинные ПЕСОЧНЫЕ часы.

19. Я
причесалась, ОДЕЛА чёрное платье и черный шарф.

20. Могу
ли я не любить тебя, такое прекрасное НЕВИНОВНОЕ создание.

21.
После ГОДОВАЛОГО перерыва Эйнштейн стал учеником швейцарской Кантональной
Школы.

22.
Часто УДАЧЛИВЫМИ называют людей, которые много раз попадали в опасные для
жизни ситуации и благополучно из них выходили.

23. Нам
ПРЕДОСТАВИЛИ этого человека с очень невыгодной стороны.

24. Его
ПРОСТУПКИ были чисты и благородны.

25.
Избегай НЕВЕЖДЫ, считающего себя учеником.

26. На многие километры вдоль берега океана
простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма
спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

27. Заведующая отделением обеспечила пациентам
КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

28. Если
судить по дате первого УПОМИНАНИЯ о Ярославле в летописи, это древнейший из
существующих на Волге городов.

29.
Покупая АБОНЕНТ, слушатели получают возможность посещения шести концертов по
цене одного входного билета.

30.
Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид пушистого и на первый взгляд умиротворённого
персидского кота.

31.
Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив тем самым
всю местность до неузнаваемости.

32. Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ
почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо
культуры.

33. На
полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М.
Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик
персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

34. ЖИЛИЩНОЕ строительство развернулось уже и за пределами
мегаполиса.

Учитель: молодцы,
ребята. Сделайте отметку в свой лист самооценки.

Повторение.
Задание 3

Повторяем самое
трудное орфографическое правило «О-Ё после шипящих»

Теория (сначала
учащиеся вспоминают самостоятельно, потом рассматривают таблицу и дополняют тот
материал, который не могли вспомнить)

В корне слова

В суффиксе

В окончаниях

В корнях слов
пишется Ё, если есть проверочное слово с буквой Е:

Например: расчёска
– чешет, жёлоб – желобок, жёны
– жена, щёголь – щеголять, пчёлы
– пчела, печёнка – печень, чёрт
– черти   

Но.. есть слова-
исключения, которые нужно запомнить

Артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон,
мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -отк-а) ,
трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а) , чокаться, чопорный, чох,
чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (слово шероховатый не
воспринимается сейчас как однокоренное) , шоры; 

В словах иноязычного происхождения возможно
написание о после шипящих в безударном слоге, например: жокéй, жолнёр,
жонглёр, мажордóм, шовинúзм, шокúровать, шоколáд, шоссé, шотлáндский, шофёр.

1. В суффиксах
существительных ПОД ударением пишется О

девчОнка, речОнка,
зайчОнок, бельчОнок, дружОк, бережОк, лужОк, воротничОк

2. В суффиксах
прилагательных ПОД ударением пишется О

      смешОн (кр.
прил.)
,

кумачОвый флаг, парчОвый
халат, холщОвый мешок, камышОвый шалаш

3. В суффиксах
наречий ПОД ударением пишется О

жить хорошО, на улице
свежО, говорить общО

Нооо………

1. В суффиксах
отглагольных существительных  

 -ЁР-,   -ЁВК- пишется
только Ё

стажЁР, дирижЁР, ухажЁр

корчЁВКа пней, ночЁВКа в
лагере, размежЁВКа

ВНИМАНИЕ: поле буквы Ц буква Ё
никогда

НЕ пишется! Только О (под
ударением): 

облицОвка,  танцОр

2. В суффиксах
причастий и отглагольных прилагательных ПОД ударением:

вооружЁнный до зубов, испечЁнный
хлеб, сгущЁнное молоко, толчЁные орехи, увлечЁнный рассказом, тушЁное мясо

1. В окончаниях существительных
ПОД ударением пишется О

карандашОм, кирпичОм,
грачОм, багажОм, свечОй, пращОй, алычОй

ВНИМАНИЕ: в трёх существительных
после Ц пишется окончание О, хотя ударение НЕ падает:

скерцО (музыкальная пьеса), палаццО
(дворец в Италии), меццО-сопрано (голос).

2. В окончаниях прилагательных
ПОД ударением пишется О

большОго урожая, меньшОго
брата

Ноооо …..

В окончаниях глаголов
ПОД ударением пишетсяЁ

течЁшь, бережЁт, испечЁм, увлечЁшь

Примечание:

Ожёг, поджёг
пишется Ё, если это глагол

ожЁг руку, поджЁг дом, пережЁг
верёвку

Ожог, поджог
пишется О, если это существительное

Ожог руки, поджлг дома

Практическая
работа. Списать текст, вставить буквы, расставить знаки препинания.
(Текст
можно распечатать каждому учащемуся, он вставляет буквы и расставляет знаки
препинания)

Ч..порный
ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый
кофе изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре стоящем
на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и несмотря
на изж..гу и больную печ..нку объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем ч..рт весело встряхнув ч..лкой
пустился танцевать чеч..тку так что этаж..м ниже с потолка посыпалась
штукатурка. Однако ч..рт был не очень искусным танцором и совершив один
неудачный скач..к врезался в самовар и обж..г свой пятачок покрытый мягкой
ш..рсткой.
Ож..г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками
и сунул в него обожж..нный пятач..к. Правду говорят, что небереж..ного Бог не
береж..т чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.

После работы проходит самопроверка,
учащийся сравнивает свой текст с правильным написанием. Совместно подводим
итог, делаем выводы, над чем ещё нужно поработать, после этого учащийся ставит
отметку в лист самооценки)

Физкульминутка

Упражнения для шейного
отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • Скольжение подбородком по
    грудине вниз.
  • «Черепаха»: наклоны головы
    вперёд-назад.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • «Собачка»: вращение головы
    вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
  • «Сова»: поворот головы
    вправо-влево.
  • «Тыква»: круговые движения
    головой в одну и другую сторону.

Упражнения для верхнего
грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

  • «Нахмурившийся ёжик»: плечи
    вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
  • «Весы»: левое плечо вверх,
    правое вниз. Поменять положение рук.
  • Поднимание и опускание плеч
    вверх и вниз.
  • Круговые движения плечами
    вперёд и назад.
  • «Пружина»: вытягивание
    позвоночника, сжимание позвоночника.
  • Скрутка позвоночника: поворот
    плеч вправо-влево

Повторение.
Задание 4. Пунктуационный анализ текста

1 группа: составляют схемы
предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

2 группа: составляет схемы
предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3 группа: сложные предложения

4 группа: другое

Подведение итогов, выступление
каждый группы.  4 группа отмечает, что в последнем предложении прямая речь,
чертят схему, объясняют постановку знаков препинания. Запись в лист самооценки.

Закрепление:

Тест

1 вариант

2 вариант

1. В одном из приведённых
ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 свеклА   
дозвонИмся      мозаИчный     лососЕвый     в тУфлях

2.  В одном из приведённых
ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Джорджи НАДЕЛ свой
дождевик жёлтого цвета, выхватил бумажный кораблик из руки брата и побежал на
улицу.

  Витя чувствовал на себе
ВРАЖДЕБНЫЙ взгляд неприятеля.

 Среди предметов,
найденных детьми на чердаке, был старинный ГЛИНИСТЫЙ кувшин с отбитой ручкой.

 На ДЕЛОВОЙ встрече
сторонами был подписан взаимовыгодной контракт.

 СОСЕДСКИЙ кот тайком
пробирался к нам через окно и спал весь день на бабушкином кресле. 

3.       В каком ряду слов следующий порядок букв: е,ё,о,о?

1.       Зайч..нок,
зач..т, ещ.., девч..нка

2.       Листоч..к,
ч..лн, мыш..нок, реш..н

3.       Наш..го,
печ..ный, ш..в, пустяч..к

4.       Бараш..к,
печ..нка, круж..к. ш..рстка

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
буква Ё?

1.       Щ..бет,
девч..нки, ш..пот

2.       Прич..ска,
отсеч..т, ож..г (руки)

3.       Расч..т,
разреш..нный, ож..г (руку)

4.       Ш..рох, уч.т,
медвеж..нок.

5.      
В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1.       Ш..пот,
черт..ж, ш..в

2.       Крыж..вник,
ч..порный, ш..рох

3.       Щ..чка,
стереж..т, зайч..нок

4.       Уч..ба,
расч..ска, ш..ссе

6. Расставьте знаки
препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые.

 Оба они (1) едва
взглянув друг на друга при первой встрече (2) состоявшейся спустя неделю
после знакомства (3) сразу   прониклись взаимной симпатией и едва сдерживали
улыбку (4) выдавая свои чувства лишь мимикой и словами. 

1. В одном из приведённых
ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 избаловАть     прозорлИва      
отозвалА       клалА      плодоносИть

2. В одном из приведённых
ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В планетарии Лину поразила
ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ музыка Чайковского.

Двадцатого числа каждого месяца
необходимо ОПЛАТИТЬ за электроэнергию.

 В саванне неожиданно раздался
громкий ЗВЕРИНЫЙ крик.

 Мы долго шли по КАМЕНИСТОМУ
руслу высохшей за многие годы реки. 

Некоторые люди относятся
НЕТЕРПИМО к чужому успеху и стремятся обесценить заслуги людей. 

3. В каком ряду слов следующий порядок букв: е,ё,о,о?

1.       Порож..к,
ш..пот, творож..к. реч..нка

2.       Кусоч..к.
ч..рточка,  галч..нок, жж..ный

3.       Ваш..го,
рассеч..нный, теч..т, хомяч..к

4.       Горош..к,
беч..вка, пастуш..к, ч..порный.

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1.       Горош..к,
плюш..вый, ц..мент

2.       Замоч..к,
ж..рнов, печ..т

3.       Песоч..к,
теч..т,  ваш..го

4.       Ч..рта,
щ..лкать, кваш..ный

5.      
В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1.       Ш..лест,
свеж..го, деш..вый

2.       Груш..вый,
расч..т, ж..лоб

3.       Наш..го,
сеч..т, ч..рный

4.       Ч..ртит,
краш..ный, ч..столюбивый

6.   Расставьте знаки препинания:
укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Галя носила платок (1) повязав его вокруг головы
(2) и (3) соорудив из свободных концов (4) что-то наподобие цветка (5)
распустившегося у нее на плече.

Самопроверка. Учащийся делает
отметку в лист самооценки

Иванов Сергей

Задание1 Ударение

+

Задание 2 Паронимы

Задание 3

«О – Ё после шипящих»

+

Задание 4 Пунктуационный анализ

_

Задание 5 Итоговый тест

+

Над чем ещё нужно поработать

На что обратить внимание

Домашнее задание:

Цель:
подведение итогов урока.

— Достигли ли мы цели, которые были
поставлены нами в начале урока?

— Что нового мы узнали на
сегодняшнем уроке?

— Выберете любое начало фразы и
продолжите ее (рефлексия):

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…

Главная » Статьи » Буквы о после шипящих и ц. Гласные после -ц- и шипящих: правописание

Буквы о после шипящих и ц. Гласные после -ц- и шипящих: правописание

Буквы о после шипящих и ц. Гласные после -ц- и шипящих: правописание

После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы , а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить .

Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст ), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв.

После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, о вцы и овцы ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын , а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина .

Слова исключения легко запомнить, если выучить фразу «цыган подкрался к цыпленку на цыпочках и цыкнул цыц»

После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны .

А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о , то буква о пишется:

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой .

а) имен существительных:
-ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок ;
-онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок ;
-онк-а , например: книжонка, рубашонка, ручонка ; также деньжонки ;

б) имен прилагательных:
-ов- , например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый ;
-он- (с беглым -о- ), например: смешон ;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо .

3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон .

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры ; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег ); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopaзажор ), жох, ужо (в значении «потом», «после» ), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом .

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет .

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е , хотя и произносится о , а именно:

1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете , например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.

2. В глагольном суффиксе -евыва- , например: затушевывать, перекочевывать , также затушевывание, перекочевывание .

3. В суффиксе отглагольных существительных -евк- , например: перекочевка, размежевка .

4. В суффиксе существительных -ер , например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер .

5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка .

6. В словах, в корне которых под ударением произносится , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый , дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).

7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем , а также в словах причем, нипочем .

В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горо шек (ср. петушо к), сто рожем (ср. чижо м), бо льшего (ср. большо го), ры жего (ср. чужо го). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жоке й, шокола д .

Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор , но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот ).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е , например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море .

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пала ццо, ске рцо .

Все перечисленные правила не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

Буквы о, ё, е после шипящих

Буквы о, ё, е после шипящих

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных

§ 17 . После ж, ч, ш, щ э пишется буква е , напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон .

Примечание. О случаях написания после шипящих буквы э см. § 25.

§ 18 . После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё .

Буква о пишется в следующих случаях.

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий , напр.: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

2. В суффиксах имен существительных:

?ок , напр.: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок , и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;

?онок и ?чонок , напр.: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок ;

?оныш: ужоныш ;

?онк (а) и ?онк (и), напр.: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки ;

?овк (а) (в отыменных производных словах), напр.: чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка ;

?об (а): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба , где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба . Исключение: в слове учёба пишется ё ;

?отк (а): трещотка ;

?овщин (а): поножовщина .

3. В суффиксе имен прилагательных ?ов- , напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый , а также в существительных на ?овка, ?овник , производных от прилагательных с суффиксом ?ов- (?ев- ): грушовка и грушовник (ср. грушевый ), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый ), алычовка (алычовый ), гужовка (гужевой ), пуншовка (пуншевый ), клещовка ‘цапля с клещеобразным клювом’ (клещевой ), драчовка (драчовый , от драч ‘род рубанка’), плащовка (плащевой ), речовка (речевой ), борщовник (борщовый ), ужовник (ужовый ). Так же пишется слово крыжовник , где суффикс в современном языке не выделяется.

Примечание 1. Отыменные существительные на ?овка типа мелочовка, ножовка, плащовка следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка (см. § 19, п. 3).

Примечание 2. В русских фамилиях на шипящий + ?ов (?ёв ) пишется о или ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например, Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв.

4. В суффиксе прилагательных и наречий ?охоньк- , напр.: свежохонький, хорошохонько .

5. На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных, напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать ), жом (ср. жму ), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла ); рожон (ср. род. п. рожна ), шов (шва ); княжон (род. п. мн. ч. от княжна ), ножо?н (род. п. от ножны ? — устар. вариант слова но?жны ), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна ), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки ), квашонка (уменьш. от квашня ), кошомка и кошомный (от кошма ), очочки (от очки ), очочко (от очко ), смешон (краткая форма муж. рода от смешной ); сюда же относятся слова с суффиксом ?ок: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка ) и т. п. (см. выше, п. 2). Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту ) пишется буква ё (см. § 19, п. 7).

Примечание. Так же, как смешон , пишутся в необходимых случаях просторечные варианты кратких форм муж. рода страшон, должон, нужон .

6. В тех корнях русских слов, где гласный о после шипящих всегда ударный и не чередуется с э (на письме е ): жолкнутьпожолкнуть ), жостер, жох, зажор (и вариант зажора ), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шорышорный, шорник ).

Так же пишется слово вечо?рвечо?рошний ), хотя оно родственно слову вечервечерний ) (ср. § 19, п. 7).

С буквой о пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора (река), Печоры (город), Шолохов .

7. В корнях заимствованных (иноязычных) слов. Перечень основных слов: боржом, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс-мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу ; то же в собственных именах, напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс .

§ 19 . Во всех остальных случаях для передачи ударного гласного о после ж, ч, ш, щ пишется буква ё , а именно:

1. В глагольных окончаниях ?ёшь, ?ёт, ?ём, ?ёте , напр.: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте .

2. В глаголах несовершенного вида на ?ёвывать и отглагольных существительных на ?ёвывание , напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание ; в страдательных причастиях на ?ёванный , напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный .

3. В отглагольных существительных на ?ёвка , напр.: ночёвка (от ночевать ), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать ), лущёвка (от лущить ).

4. В суффиксе существительных ?ёр , напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр .

5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных ?ённ- и ?ён- , напр.: напряжённыйнапряжён ), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный ; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка .

6. На месте беглого о в глагольных формах прошедшего времени муж. рода: жёг и приставочных (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг и др.; то же в причастиях: поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла ), ?чёл (прочёл, учёл и др., ср. прочла, учла ), шёл и приставочных (пришёл, ушёл и др., ср. шла, пришла, ушла ). При этом написание глагольных форм с корнем жёг противопоставлено написанию однокоренных существительных с буквой о : ожог, поджог, пережог (см. § 18, п. 5).

7. В тех корнях русских слов, где ударному звуку о соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е . Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой е после ж, ч, ш, щ ).

Корни с сочетанием жё :

жёваный (жевать ),

жёлоб (желоба, желобок, желобчатый ),

жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток ),

жёлудь (желудей, желудо?к ‘маленький желудь’, желудёвый ),

жёлчь, жёлчный (ср. варианты желчь, же?лчный; желчевой, желчевик ),

жёны, жёнушка, жёнка, молодожён (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться ),

жёрдочка (жердь, жердей, жердяной ),

жёрнов (жернова, жерновой ),

жёсткий, жёсткость (жестка, жестковатый ),

сажёнки (са?жень и саже?нь ),

тяжелый (тяжелее, тяжелеть , устар. тяже?ле ).

Корни с сочетанием чё :

бечёвка (бечева, бечевой ),

вечёрка (вечер, вечерний ),

печёнка, печёночный (печень ),

почёт, почётный (честь ),

пчелы, пчёлка (пчела, пчельник ),

счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета?, счетовод, не?чет ),

чёботы (чеботарь ),

чёлка, чёлочка, чёла (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье ),

чёлн (челны, челнок ),

чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать (ср. вариант че?ркать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть ),

чёрный (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый ),

чёрствый, чёрствость (черства, черстветь ),

чёрт, чёртов, чёртушка (че?рти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина ),

чёрточка (черта, черт, че?ртит, чертить, чертёж ),

чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать (чесать, чешет, расчешет, причешет ),

чёткий, чёткость, отчётливый (четка? ),

чечётка (че?чет ).

Корни с сочетанием шё :

дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь ),

кошёвка (кошева? ),

кошёлка (кошель, кошелёк ),

пшённый, пшёнка (пшено ),

решётка, решёта (мн. ч.), решётчатый (вариант: решётчатый; решето, решетник ),

шёлк, шёлковый (шелка, шелковистый ),

шёпот, перешёптываться (шепоток, шептать, шепчет ),

шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный (шерсть, шерстяной, шерстить ).

Корни с сочетанием щё :

щеголь (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть ),

щёки, щёчка, пощёчина, защёчный (щека, щекастый ),

щёкот (щекотать, щекотка ),

щёлка, щёлочка (щель, щелей ),

щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок ),

щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной ),

щённая (щениться, щенок ),

щётка (щетина ).

Примечание. Однако в собственных именах с корнями слов, перечисленных в п. 7, может писаться буква о . В соответствии с традицией и регистрацией в официальных документах пишется буква о в таких собственных именах, как, напр., Чоботы (название населенного пункта), Чорный, Пшонная, Жолобов, Жолтиков (фамилии).

8. В предл. п. местоимения что: о чём, на чём , а также в словах почём, нипочём, причём ; в слове ещё .

9. В некоторых заимствованных словах, где буквой ё передается под ударением особый, отличный от русского о , гласный звук языка-источника, напр. жён-премьер, Шёнбрунн, Шёнберг .

Буквы о, е на месте безударных гласных

§ 20 . В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е — в соответствии как с ударным э (на письме е ), так и с ударным о (на письме о или ё ). Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестя?нка (ср. жесть ), чепе?ц (че?пчик ), шенкеля? (ше?нкель ), гла?жение (уже?ние ), ту?че (свече? ); б) желте?ть (ср. жёлтый ), шепта?ть (шёпот ), горо?шек (петушо?к ), пу?ншевый, плащево?й (грошо?вый, борщо?вый ), сто?рожем (чижо?м ), бо?льшего (ср. большо?го ), ры?жему (чужо?му ), могу?че (горячо? ). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, напр.: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда .

§ 21. В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква о . Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо (ср. вариант каприччио ); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр ; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо . Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о после шипящих (см. § 18, п. 7) и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать (от шок ), торшонировать (от торшо?н ), чокеровка (от чо?кер ), шомпола? (мн. ч. от шомпол ).

Примечание 1. Буква о пишется после шипящих не под ударением в словах с приставкой меж- и в сложносокращенных словах, если она начинает вторую часть слова, напр.: межобластной, межобщинный, межотраслевой, кожобувной.

Примечание 2. Буква о после шипящих не под ударением пишется также в индивидуальных, не узаконенных литературной нормой образованиях, напр.: жохoва?тый (от жох), чопорнова?тый (от чопорный), шорошо?к (‘еле слышный шорох’), на?свежо (от свежий, по образцу начерно, начисто).

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

4.12. Влияние морфологических написаний на графику (история написаний гласных после шипящих и ц Морфологическое правописание, основанное на единообразном графическом закреплении выделенных нашим языковым сознанием значимых частей слова, «побеждает» слабые стороны

4.13. Написание е / о после шипящих Возможность написания е или о после шипящих появилась в связи с законом перехода /э/ в /о/ после мягких согласных под ударением. Существующее сейчас распределение в написании е и о после шипящих, а также после ц сложилось в основном стихийно

5.11.2. Гласные после шипящих и ц 1. Гласные после шипящих.После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся а, у, и (час, пощада) . Исключение: брошюра, жюри, парашют.Это правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюль, Жюмьеж), некоторые русские фамилии

§ 4. Гласные после шипящих 1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить. Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения. Примечание.

§ 12. Прописные буквы после знаков препинания 1. С прописной буквы пишется первое слово после точки, вопросительного или восклицательного знака, многоточия, стоящих в конце предыдущего предложения. Например: Чёрный вечер. Белый снег (Блок). Вы не уйдёте? Нет? (Чехов). Вперёд!

VI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях § 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

§ 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом,

§ 4. Гласные после шипящих 1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.Примечание.

§ 12. Прописные буквы после знаков препинания 1. С прописной буквы пишется первое слово после точки, вопросительного или восклицательного знака, многоточия, стоящих в конце предыдущего предложения. Например: Черный вечер. Белый снег (Блок). Вы не уйдете? Нет? (Чехов). Вперед!

VI. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ § 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

§ 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом,

Гласные не после шипящих и ц Буквы а — я, у — ю § 1. Буквы а, у употребляются:Для передачи гласных а, у в начале слова и после гласных, напр.: ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень, паук, научит.Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на

Гласные после шипящих и ц Буквы а, у § 13. После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю), напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу. Примечание 1. В

Буквы и, ы § 14. После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы), напр.: жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи. Примечание. В некоторых иноязычных собственных именах после ч пишется буква ы, напр.: Чыонг Тинь (вьетнамское собственное имя). § 15.

Буквы о и е после ц § 22. После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о, для передачи ударного э — буква е, напр.: цокать, цоколь, танцор, танцовщица, вытанцовывать, облицовка, пунцовый, лицо, лицом, огурцом, огурцов, овцой; ценный, целый, це (название буквы), цеце

Буква э после шипящих и ц § 25. Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях.1. В аббревиатурах, напр.: ЖЭА (жилищно-эксплуатационная контора), ЖЭС (железнодорожная электростанция), ЧЭЗ (частотное электромагнитное зондирование), ЦЭЛТ (цветная

Я каждый раз когда хочу сундук свой отп…реть впадаю в жар и трепет. 4. Озеро замкнутое поясом непроходимых зар…слей поблескивало внизу. 5. Окончив ужин все распол…жились вокруг костра. 6. Он ск…кал во весь дух оглядываясь и пригибая голову к шее коня. 7. И молвил он сверкнув очами Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой как наши братья ум…рали. И ум…реть мы обещали и клятву верности сдержали мы в бородинский бой. 8. Она одной ногой к…саясь пола другою медленно кружит. 9. Работай! Незримо чудесно работа как сев прор…стет. 10. Снег лежал еще кое-где на этом выр…вненном поле аэродрома. 11. Цветы были похожи на колокольчики но у колокольчиков чашечка всегда скл…няется к земле а у этих чашечки стояли вытянувшись вверх словно они раскрылись навстречу з…ре.

Гласные буквы после шипящих

К данным проверочным словам подберите проверяемые слова:

расч е сать

ж е лобок

К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму Образец: Щ е ка – щ ё чка пчела, шерсть, черта, щель, жердь

К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы,

в полученных словах обозначьте орфограмму

Образец: Щ е ка – щ ё чка

пчела, шерсть, черта, щель, жердь

Найдите лишние слова в столбиках о о «ё» ш…мпол щ…лкать расч…т ч…лка обж…ра щ…чка «о» ш…рник ш…рох щ…тка реш…тка ш…в капюш…н ё о ё ё ё ё о о ё о

Найдите лишние слова в столбиках

«ё» ш…мпол щ…лкать расч…т ч…лка обж…ра щ…чка «о» ш…рник ш…рох щ…тка реш…тка ш…в капюш…н

Выполни тест В каких словах допущена ошибка? а) жолтый; д) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) жёнглёр з) шопот ё ё ё о

В каких словах допущена ошибка?

а) жолтый; д) жокей

б) решотка е) шорох

в) чёрный ж) крыжовник

г) жёнглёр з) шопот

шоколад обжора шофёр шоссе шорох крыжовник, Шотландия жокей, жонглёр шомпол Капюшон, чопорный трущоба шок, шов чащоба

шок, шов

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов. Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения поля зрения. В более широком смысле шорник - это специалист по конской упряжке. Чопорный - чрезмерно, неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий.

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения поля зрения. В более широком смысле шорник — это специалист по конской упряжке.

Чопорный — чрезмерно, неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий.

Подведём итоги урока С какой орфограммой вы познакомились на уроке? Расскажите о правописании буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Приведите примеры. Какие орфограммы мы с вами повторили ещё на уроке?

Подведём итоги урока

С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Расскажите о правописании буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Приведите примеры.

Какие орфограммы мы с вами повторили ещё на уроке?

самооценка Я понял тему, смогу объяснить, напишу диктант на 4-5 Не совсем понял, не всё могу объяснить, мне есть ещё над чем поработать дома Ничего не понял, буду дома до всего доходить

Я понял тему, смогу объяснить, напишу диктант на 4-5

Не совсем понял, не всё могу объяснить, мне есть ещё над чем поработать дома

  • Шопот или шепот как пишется проверочное слово
  • Шорох и шепот как пишется
  • Шоппинг на английском языке как пишется
  • Шорник как пишется и почему
  • Шорох как пишется правило