Сочинение — Шолохов Судьба человека. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Литературу преобразили большое количество талантливых и оригинальных поэтов и писателей, среди таких прекрасных людей особого места заслуживает Михаил Александрович Шолохов, который внёс неоценимый вклад в развитие литературы. Его незабываемое произведение под названием «Судьба человека» поднимает множество проблем, над которыми следует задуматься.
Главный персонаж данной книги является Андрей Соколов, который посвятил свою жизнь защите Родины, человеческих судеб от такого страшного явления, как фашизм. Во время боевых действий герой пережил многое: он терял не только своих товарищей, друзей, но и родных, которых любил всем сердцем. Каково же это осознавать: что твоего дома больше нет, ты никогда не услышишь ласковый голосок жены, не увидишь, как бегают твои два сына, не узришь, какой красивой станет твоя дочь в будущем? Очень больно принимать тот факт, что ты остался одинок. Война забрала своё. В чём же справедливость? Ты жертвуешь собой, помогаешь другим выжить, стоишь за родину, а в результате оказываешься ни с чем… У разбитого корыта. Одно объяснение: это война. И с этим ничего не поделаешь.
Удивительно то, что Андрей Соколов не потерял себя в пучине отчаяния, а, наоборот, взглянул на жизнь совсем иначе, нежели раньше. Он совершил нравственный поступок: усыновил мальчика, который тоже, как и герой, остался один. И некому, кроме него, помочь подрастающему поколению. Поэтому поступок Андрея Соколова заставляет задуматься над своей жизнью, пересмотреть все свои действия и отношение к людям.
В произведении, помимо проблемы ужаса войны, проблемы патриотизма, проблемы нравственности, есть ещё одна наиболее важная: проблема семьи, что явно поднимается в книге Шолохова. Для главного героя семья была превыше всего, она являлась неким прочным стержнем, стойкой опорой, на которую можно положиться, которой можно довериться. Он всеми силами любил свою прекрасную жену, которую война беспощадно забрала с собой. Но, не сломавшись под гнетом невзгод, Андрей Соколов нашел в себе силы идти дальше. Самый ответственный его поступок – это, как раз, усыновление мальчика Вани. Вместе они создали крепкую семью. Теперь и появился стимул жить и каждый день просыпаться с радостью на сердце.
Таким образом, книга превосходна по своему содержанию. Она затрагивает множество проблем, поднимает важные вопросы, которые не могут не произвести впечатления на читателя. Шолохов создал героя – труженика, к которому отнесся с заботой и пониманием. Он дал ему надежду, что вселила новый смысл в жизнь персонажа. Автору нравятся такие люди, как Андрей Соколов, что, несмотря на трудности и опасности, не сдаются, не ломаются, а стойко противостоят невзгодам, продолжая сохранять в своей душе веру в лучшее!
Вариант 2 Отзыв
Судьба… Сколько загадок в этом слове, время от времени я задумываюсь о том, а что же есть судьба. Мне кажется, что судьбой можно назвать все те события, которые происходили или происходят с нами. Ведь не зря же говорят: «От судьбы не уйдешь». У каждого человека своя судьба и никто не знает, какой поворот в жизни его ждет. У кого-то в жизни получается всё, а кто-то прожил жизнь напрасно. То, как будет проходит жизнь зависит в первую очередь от человека, от его поступков и жизненных целей.
Не так давно мною был прочитал рассказ, который оставил след в моей душе. Несмотря на простоту описания, он наполнен жизненностью.
Это произведение «Судьба человека» Михаила Шолохова. Шолохов был автором произведений, которые считаются классикой литературы, например «Тихий Дон» или «Они сражались за родину». Но лично меня затронул рассказ «Судьба человека».
Из названия может показаться, что речь идет о судьбе, но это не так, сюжет показывает нам человека, человека с большой буквы. Андрей Соколов центральный персонаж, он обычный человек, который хочет мира и ненавидит войну. Впрочем таких людей очень много. Он просто жил, не строил каких-то великих планов, не мечтал быть героем. Андрей слушал своё сердце, был привязан к своему дому, семье и родному краю. Но внезапно случилась беда, на его родные места обрушилась беда, и Соколов был вынужден идти на защиту своей родины.
Главный герой показал себя хорошим, верным, храбрым солдатом. Война разрушила всё, что имел Андрей. Он даже попал в плен, но никакие пытки и истязания не смогли сломать дух русского солдата, ему удалось сбежать и вернуться в родной строй, дабы продолжить воевать.
Дом, в котором жил раньше главный герой, полностью был разрушен с бомбой, на тот момент там находились его жена и дочки. Единственным лучом света для Андрея стала надежда, что с сыном все хорошо. Но к сожалению, именно девятого мая, когда все были счастливы, Соколов узнал о гибели сына. Мужчина остается совсем один со своим горем, переживаниями, всё что осталось у него, это воспоминая о том, как они жили раньше и не знали горя, пока беда не пришла на их землю.
Но черная полоса не длится вечно, всё рано или поздно заканчивается. Так получилось, что Андрей нашел маленького мальчика-Ванюшку, который тоже остался совсем один. Теперь у главного героя появился смысл жить, а у мальчика-надежное плечо и поддержка.
Страшно представить, сколько страданий перенес на своем жизненном пути Андрей Соколов, но он всё выстоял и показал то, насколько он силен. Конечно не вернуть уже жену, детей, родной дом, но мужчина нашел свое счастье, нашел сына, которого теперь будет воспитывать, как настоящего человека.
Сочинение по произведению Шолохова Судьба человека
Когда рождается человек, вместе с ним рождается и его судьба, которая предначертана свыше. В этот же момент происходит особое сочетание планет и рождается звезда, у каждого человека есть своя звезда и когда человек крещенный, у него появляется ангел хранитель. Каждый из нас в итоге задумывается над вопросом о смысле своего существования и что после него останется. Человечность это единственные личности, которые осознают, что в итоге наступает смерть. Это вызывает сильные эмоции и цепляет до самой глубины души.
Я считаю, что у каждого человека своя судьба, например: выйти замуж и жить с этим человеком всю жизнь это и есть судьба. А если пожили год и разошлись, то значит, не созданы, друг для друга, и просто не судьба.
Если почитать произведения Шолохова, то мы увидим, что писатель сочетает две темы: тема людей и войны. В судьбе человека Михаил Александрович показывает о тех бедах и несчастьях, которая принесла Великая Отечественная война. О выносливости человека, который смог выдержать все страдания и не сломился. Этот рассказ Шолохова пронзил всех читателей до глубины души. И люди поверили в духовные силы русского человека.
Этот яркий рассказ строится на таких моментах как проводы на войну, оказаться в неволе, попытка убежать, новости о семье. Из этого можно написать огромную книгу, но Михаил Александрович поместил все в маленьком рассказе. В эту основу слаживались события из реальной жизни одного шофера, который вернулся с войны, и рассказал автору этого рассказа. Герой этого рассказа Андрей Соколов, ему довелось пережить очень много моментов, которые связаны с войной. Но он молодец он все пережил и смог выжить он сильный духом и характером и что бы не случилось всегда шел вперед, не теряя надежду на лучшее.
Не смотря на все жизненные трудности, герой усыновил маленького мальчика Ванечку. Это говорит о том, что русский человек не победим, ни силой, ни духом. Подводя итог этому рассказу, я хочу сказать: чтобы не случилось, нельзя падать духом и идти только вперед. Приобретая смысл в жизни. Судьба это все события, и ситуации, которые совершаются в жизни человека. Это все — имеет, большую роль в жизни самого человека каждое действие притягивает за собой что-то другое, что в итоге и получается цепь явлений определенного человека. И выходит, что человек сам строит свою судьбу.
Образец 4
Произведение Шолохова «Судьба человека» представляет собой рассказ о простом русском человеке, вынесшем ужасы Великой Отечественной войны. Главный герой, отважно сражаясь и, одержав победу над врагом, теряет всех родных, но не отчаивается и находит силы жить дальше.
В образе Андрея Соколова воплощены все основные черты русского солдата, такие, как отвага, стойкость и терпение.
С первых страниц рассказа мы видим, как писатель описывает первую весну после длительных военных действий, тем самым подготавливая нас к встрече с нашим героем. Автор четко показал всю трагичность жизни Соколова. Отчетливо видно, что Соколову с детских лет было нелегко. Воевал отважно на фронте в годы гражданской войны, потом обзавелся семьей и был примерным супругом и отцом. Нападение немецких захватчиков на Родину заставило героя вновь пойти воевать. Андрей Соколов был ранен и даже получил контузию. Но это не было самым страшным для него. Впереди продолжались испытания в немецком плену. Целых два года ему пришлось выносить тяготы и муки фашистов. Он пытался бежать, и даже расправляется с предателем. Мы видим, как солдат сохранил чувство собственного достоинства в эпизоде с комендантом лагеря. Измученный и обессиленный невыносимыми условиями Соколов проявлением своего бесстрашного характера поразил фашиста.
Андрей все-таки бежал, и вскоре вновь встал в строй, продолжая воевать с гитлеровскими захватчиками. Много раз он был на грани жизни и смерти, но до конца оставался человеком. Вернувшись с фронта, он узнает, что потерял семью. Это стало для него страшным ударом. Но и в этом случае сильные испытания не сломили Соколова. Он не озлобился и не растерялся в жизни. Всю теплоту своей души он направляет на воспитание усыновленного мальчика Ванюшку. И самое главное, что главный герой, совершая такой гуманный поступок, усыновляя сироту, показывает нам, что он не сломался, а продолжает жить дальше. Автор хочет показать своим произведением, что его герой не сломлен, и таких людей, как он, нельзя сломить. Вынеся самые тяжелые испытания, Соколов продолжает сохранять любовь к жизни. Он остается человечным и добрым человеком. И неспроста Шолохов дал такое название рассказу. Он хотел на образе Андрея Соколова показать истинный характер русского солдата. Именно такие люди помогли нашей Родине противостоять врагу в Великой Отечественной войне.
Все сочинения
Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ
Многомудрый Литрекон предлагает Вам в качестве примера итоговое сочинение на тему: Как война меняет жизнь людей? Аргументы он взял из книг «Возвращение», «Тихий Дон», «Судьба человека», «А зори здесь тихие».
Вариант 1
(517 слов) Сейчас все чаще люди говорят о том, что в военное время наши предки получили шанс закалить характер и проявить себя. Снимаются фильмы про подвиги, где отутюженные и накрахмаленные медсестры с завивкой красиво ступают на ровном «поле боя». Однако мы забываем о том, как реальная, не накрахмаленная война изменила жизнь наших прабабушек и прадедушек. Зато об этом помнят книги тех, кто стал участником событий давно минувших дней. Обратимся к ним за разъяснениями и посмотрим на правдивую историю того времени.
Например, Андрей Платонов в рассказе «Возвращение» затронул важную тему адаптации солдата в послевоенном мире. За четыре года сражений жизнь в его родном доме изменилась до неузнаваемости: дети выросли и уже не помнят отца, сын уже совсем вырос и привык исполнять обязанности взрослого человека, жена согнулась под бременем хозяйства и нашла опору в лице другого мужчины. Да и сам Алексей Иванов за это время не раз изменял жене. Даже по пути домой он встретил фронтовичку Машу и заночевал у нее. Ему не очень хочется ехать обратно, он уже отвык от семьи и своих обязанностей по дому и по службе. В полку ему все понятно, он уже привык к распорядку и духу казармы, а в деревне его ожидала неизвестность: слишком много дорожек затоптала война. Хозяйство находилось в запустении, люди страдали от нищеты и нехватки рабочих рук, страну нужно было строить заново. И с одного фронта Иванов ехал на другой, только уже бесславный. С первых минут пребывания дома герой почувствовал, что все уже не то: сын едва узнал его и тут же упрекнул за длительное ожидание, а жена была сконфужена и подавлена. Трогательного воссоединения семьи не получилось, и Иванов едва не сбежал из родного дома в первый же день. Из этого примера мы можем сделать вывод, что война изменила жизнь людей к худшему: внесла в нее нищету, лишения, расставания, отняла у детей детство, а у взрослых — покой и уверенность в завтрашнем дне.
Но Иванову еще повезло, ведь вся его семья выжила. Совсем по-другому война изменила жизнь Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой лишился всех родных и близких, а сам долгое время мучился в трудовом лагере, претерпевая лишения и унижения. До начала схватки между Германией и СССР у Андрея было все: дружная многодетная семья, любимая супруга, хорошая работа, свой дом. И война забрала у него все это: жена и дочери погибли под снарядом, дом был разрушен, сын погиб в День Победы, дойдя до Берлина. Соколов с трудом сбежал из трудового лагеря, чудом избежал преследований за пребывание в плену и вернулся к пепелищу. Смерть сына Анатолия отняла у него надежду на счастье. Но герой не сдался и вернул смысл жизни, усыновив сироту. Однако в глазах его рассказчик все равно читает тоску, которую не утолить ни мирным небом, ни новым отцовством. Война искалечила судьбу Соколова, отняв у него самое дорогое. Такие изменения дали ему проявить свой железный характер, но едва ли такой жизни можно пожелать новому поколению.
Таким образом, война никогда не меняет жизнь людей к лучшему. Она вносит в нее хаос, жестокость, нищету и разруху. В таких обстоятельствах нужно стать волевым и сильным человеком, чтобы преодолеть трудности, но эти изменения не стоят тех ужасных испытаний, благодаря которым они совершились.
Вариант 2
(510 слов) Как известно, война всегда негативно сказывается на жизни народа. Она приносит вместе с собой разрушения, потери, неизбежные лишения. Мирное население страдает не меньше солдат и становится жертвой насилия. Эти утверждения можно доказать хотя бы с помощью литературных примеров.
Рассмотрим произведение Б. Васильева «А зори здесь тихие». Рита Осянина была обычной девушкой из простой семьи и пошла по традиционному пути: закончила 9 классов, в 17 лет вышла замуж, в браке родила ребенка. «И более счастливой девушки на свете просто не могло быть…» — пишет автор. Но через два года после свадьбы Риты началась война, перечеркнувшая ее настоящее и будущее. Муж героини был красным командиром и служил на границе. Его рота приняла на себя первый удар врага, самый сильный и яростный огонь. Он погиб на второй день войны, пал смертью храбрых. А Рита осталась вдовой с маленьким ребенком. Сначала она стала санитаркой, но потом захотела присоединиться к войскам и сражаться. Окончив курсы зенитчиц, Рита пришла в часть и продемонстрировала спокойствие, рассудительность и лидерские качества, поэтому пошла вверх по карьерной лестнице. Под ее началом оказались четыре зенитчицы. На фронте героиня хоть как-то могла забыться, но все-таки никогда не улыбалась и не радовалась. Горе от потери мужа и от разлуки с сыном никогда не выходило у нее из сердца. Рита была морально и психологически искалечена войной. Ее жизнь трагически оборвалась на поле боя: героиня убила себя, будучи раненной, чтобы старшина мог оставить ее и закончить начатое. Вот так вооруженный конфликт растоптал судьбу этой девушки и сотен тысяч таких же, как она.
Война сулит не только потери, но понижение ценности человеческой жизни. Атмосфера в обществе меняется, люди становятся ожесточенными и равнодушными к горю других. Это явление описал М. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Григорий Мелехов был добрым и чувствительным человеком, который мог бы стать прекрасным хозяином и приносить мирную пользу Родине, как делали десятки его предков. Но вооруженное столкновение интересов нескольких стран потребовало новую порцию крови, и Григорий попал на передовую, оставив дорогие сердцу земли и напаханные поля. Мелехов вынужден был сражаться, но первая смерть от его руки осела грузом на совести. Он не мог спокойно воспринимать гибель сотен людей и свою причастность к этому. Он не смог забыть выражения лица того несчастного юноши, который был без оружия и просил пощады. Григорий смутно чувствовал то же самое, что и другие: война была противна их существу, чудовищна и несправедлива. Бесконечная череда боев исковеркала жизнь героя: с Первой мировой он попал на Гражданскую, но так и не смог найти правду хоть на одной из сторон. Постоянные стычки отлучили его от мирного труда, отдалили от природы и семьи. Мелехов потерял многих домочадцев и друзей, а сам вынужден был вновь и вновь браться за оружие, чтобы убивать чьих-то родственников и товарищей. Замкнутый круг разорвался только тогда, когда герой сдался новой власти и принял свою судьбу. Увы, война лишила его будущего, растоптав все, во что он верил.
Таким образом, война всегда оказывает негативное и даже разрушительное влияние на участь человека и общества. Она уничтожает не только участников конфликта, но и ценности, на которых строится мирная жизнь. Борьба за иллюзорные блага отбрасывает человечество назад и мешает ему развиваться.
Тезисы
- Как правило, исторические события негативно влияют на судьбу человека, потому что резко и кардинально меняют его жизненный уклад и вынуждают его подстраиваться под обстоятельства.
- Исторические события формируют основные правила нашей жизни и отражаются на ментальности народа.
- Роль исторических событий в судьбе человека сложно переоценить: они делают нашу жизнь такой, какой мы привыкли ее видеть. Мы подстраиваемся под их обстоятельства и последствия.
- Исторические события определяют путь человечества и судьбу конкретного человека. Они могут и уничтожить, и вознести его на Олимп.
- Влияние исторических событий на судьбы людей неоспоримо, ведь именно они определяют правила игры, в которой задействованы все фигуры: что короли, что пешки.
- История может и возвысить, и опустить человека по прихоти случайности.
- Каждый из нас ощущает на себе давление исторического контекста и не может выйти за его рамки. Всю нашу жизнь направляют масштабные исторические события.
- Как волна играет раковиной, так и история играет судьбой человека, то вознося ее до небес, то разбивая о скалы.
- Исторические события всегда отражаются на судьбе человека, ведь они не были бы «историческими», если бы не влияли на жизненный путь цивилизации. Оценку их воздействию могут дать только далекие потомки, ведь, как писал С.А. Есенин, «лицом к лицу лица не увидать».
- Роль исторических событий в судьбе человека нельзя преуменьшать, ведь именно глобальные явления тасуют карты судьбы, выпадающие на руки людям.
Аргументы
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Исторические события часто тасуют карты судьбы и меняют людей местами. Например, Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал ситуацию, когда богатейший дворянин в стране оказался в плену с простыми солдатами. Пьер Безухов, который владел обширными землями и огромными капиталами, не захотел покидать Москву, осажденную врагом. Он хотел встретить Наполеона и убить его, чтобы разом прекратить все битвы и кровопролития. Но по пути к цели Пьер решил помочь другим людям, и его задержали французы. Из-за простого наряда его приняли за обычного человека из народа и заключили в тюрьму вместе с солдатами. Там Пьер, который до этого страдал от неопределенности собственного жизненного пути и от невозможности превозмочь соблазны и пороки, познал мудрость и смирение русского люда. Он познакомился с Платоном Каратаевым — рекрутом из крестьян. Тот рассказал ему о том, как он избавил брата от рекрутского набора и пожертвовал собой, чтобы его семья не умерла от голода без кормильца. Такими сильными и духовно богатыми были многие люди «из низов» общества. Именно с них Безухов решил брать пример. И тогда все стало проще в его глазах. Он научился лучше понимать окружающих и изменил свой подход к жизни. Историческое событие заставило его пересмотреть свои ориентиры и направило его по жизненному пути, который больше соответствовал его натуре. Это влияние можно назвать положительным.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Чаще всего исторические события негативно влияют на судьбы людей. Они радикально меняют условия жизни и заставляют человека подстраиваться под новые реалии, и он не успевает за изменениями. Такой пример описал М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Революция и Гражданская война разделили единый народ на несколько враждующих лагерей. Казачество стало либо белым, либо красным. И обе стороны ожесточенно истребляли друг друга, воюя ради мира и не достигая своей цели. Вражда расколола и семью Мелеховых. Пантелей и Петр поддерживали белую власть, а Григорий симпатизировал красным и даже воевал в их стане. Если бы ни война, то братья никогда не пошли бы друг против друга. Если бы ни революция и ее последствия, не было бы столько жертв и смертей. Петр Мелехов погиб в бою с красными, Пантелей Мелехов заболел тифом и не дождался своевременной помощи. Григорий Мелехов запутался во враждующих сторонах и потерял ориентиры. В финале он сдался властям, устав прятаться и скитаться. Эти люди могли бы дожить до старости и поднять детей, но исторические события затянули их в водоворот страстей и погубили.
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Исторические события создают социо-культурный контекст, из которого состоит наша общественная жизнь. От него никуда не деться. Это доказывает пример из романа «Мастер и Маргарита». Иешуа был проповедником и путешествовал по городам со своими выступлениями. Его действия не были противозаконными и никому не мешали, но именно в Ершалаиме он был арестован и обвинен в призывах к насильственному свержению власти. Почему его слова о приоритете небесных сил над земными владыками и светлом будущем без неравенства вызвали такую странную реакцию у прокуратора? Всему виной исторические события, произошедшие в этом месте. Римская империя захватила этот город, поработила его население. Римские чиновники были там на правах захватчиков, их не любили. Город наводнили злонамеренные агитаторы, религиозные фанатики и бандиты, которые подстрекали обитателей оккупированных земель к бунту. Поэтому римские чиновники очень чутко реагировали на высказывания против кесаря. Иешуа стал жертвой исторического контекста своего времени, когда любые намеки на неправедность мирской власти были равносильны крамоле. Вот так глобальные события влияют на судьбы людей, пусть и не напрямую.
А.А. Блок, «12». Автор поэмы «12» показал, как исторические события влияют на судьбы людей из разных сословий. Революция возвеличила тех, кто раньше обитал на социальном дне и обслуживал интересы правящей элиты. А вот привилегированным слоям общества пришлось трудно, ведь материальное преуспеяние в одночасье превратилось в клеймо. «Буржуй», который раньше был хозяином положения, сравнивается с шелудивым псом, ведь оба они — изгнанники в новых реалиях. Жандарма, представителя власти, пытаются убить прямо на улице. Кто занял его место? Вернувшиеся с фронтов дезертиры, несостоявшиеся в жизни люди, которые обрели оружие и идеологию. Те, кто был наверху, оказались внизу, а те, кто терпел обиды, получил шанс отомстить и забрать свое. Революция все поставила вверх дном, и каждая судьба изменилась. И нельзя однозначно сказать, плохо или хорошо историческое событие повлияло на жизненные пути людей: каждый случай нужно рассматривать отдельно.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Исторические события вырывают людей из зоны комфорта и показывают другую сторону бытия, которую они никогда бы не увидели в спокойной обстановке. Этот процесс подробно описал автор произведения «Капитанская дочка». Главный герой попал в эпицентр крестьянского бунта и лично познакомился с его предводителем. В другие времена барин и беглый казак не могли бы занять такие роли и узнать друг друга поближе. Пугачев стал хозяином положения, с ним вынуждены были считаться даже дворяне. Поэтому Петру выпал шанс увидеть другую сторону России и народа — темную сторону, вопиющую о возмездии. Гринев взглянул и вглубь себя, когда оказался на плахе и перед выбором между честью и жизнью. Петр выбрал честь, проверил свои убеждения на прочность и убедился в правильности своей позиции, когда Пугачев признал в нем равного по силе духа и отпустил его. Гринев и сам не мог не признать исключительных достоинств этого человека и справедливости его намерений. Исторические события, которые затянули героя, отразились на его судьбе: ему не было и двадцати лет, когда он прошел полноценную школу жизни, а потому в дальнейшем ему удалось не только сберечь честь, но и многое осмыслить, понять, узнать о России и той ее стороне, которая обычно скрыта от дворян.
Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Исторические события во многом определяют судьбы людей, ведь моделируют обстоятельства и условия нашей жизни. Подтверждение этому мы находим в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Отмена крепостного права отразилась на участи каждого члена общества. «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор. Помещики вроде Оболта-Оболдуева пострадали от внезапного удара и не смогли перестроить свое хозяйство на новый лад. Их экономическая модель эффективна только при условии подневольного и бесплатного труда. Духовенство стало получать меньше податей, ведь деревни стали приходить в упадок, и больше не было расточительных господ и преуспевающих в неволе мужиков. Новые условия потребовали и от крестьян слишком многого. Они не были готовы к самостоятельности и становились жертвами мошенничества со стороны господ, которые более грамотны и влиятельны. Земельных наделов люди не получили, и зависимость от помещика все-таки осталась. Землепашцы тоже не смогли сразу наладить работу так, чтобы получить прибыль и развить хозяйство. Таким образом, даже такое позитивное историческое событие, как крестьянская реформа, негативно отразилось на судьбах людей, ведь поставило их перед необходимостью менять все, не зная ничего.
А.А. Ахматова, «Реквием». Историческое событие никогда не проходит для людей бесследно. Кого-то оно возносит, но большинство страдает от кардинальных перемен и сдвигов в системе. Это доказывает пример из поэмы Ахматовой «Реквием». Казалось бы, пролетарская революция должна была оправдать лозунг «Свобода, равенство и братство!». Но на деле революционный подъем сменился реакцией. Новая власть стремилась не дать свободу угнетенным, а отнять ее у всех, чтобы стабилизировать свое положение и заставить недовольных замолчать. Аресты и безосновательные обвинения захлестнули страну. Автор пишет о своей личной трагедии: сына Ахматовой и Гумилева репрессировали и приговорили к десяти годам тюрьмы. Лирическая героиня произведения — мать, которая не знает ничего о судьбе своего сына и никак не может ему помочь. Все, что она видит, это бесконечные очереди в застенки, где стоят сотни и тысячи женщин с такой же проблемой, с таким же отчаянием. Большинство заключенных ни в чем не виновато, но доказать это невозможно. Против репрессивной машины оружия нет. Бедная мать мечется из очереди в очередь, но добивается лишь оглашения приговора: десять лет тюрьмы без вины, суда и следствия. Вот так исторические события ломают судьбы людей и топчут даже тех, кто не имеет к ним прямого отношения.
А. Платонов, «Возвращение». Как правило, исторические события коверкают и мнут судьбы людей, ведь глобальные явления всегда не были бы таковыми, если бы не затрагивали всех и не оставались бы в памяти ударом, жертвой, подвигом. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Возвращение». Семья Ивановых раскололась на все четыре года войны и многое пережила. Капитан Иванов рисковал собой, чтобы спасти Родину, и отвык от семейной жизни в деревне. Роднее ему стали за это время товарищи, незатейливый быт казарм, обед по расписанию. Даже с попутчицей Машей, которая тоже прошла войну, у него больше общего, чем с далекой женой и детьми. А с чем столкнулись они в годы войны? Мать работала за двоих, чтобы прокормить детей и помочь отчизне своим трудом. Старший сын стал в доме за главного, его военное положение лишило детства. Он убирался, готовил, следил за сестрой. Дети не шалили и мало играли, ведь выживание требовало много усилий. Они почти не помнили отца и уже отвыкли от него. Героям пришлось начать новую жизнь и выйти из зоны комфорта. Историческое событие негативно отразилось на их жизненном пути, ведь потребовало слишком много жертв и труда.
М.А. Шолохов, «Судьба человека». Люди часто попадают в жернова истории и не могут выбраться оттуда без потерь. Мало кого масштабные события возносят и награждают. Большинство из нас становятся жертвами кардинальных перемен. Это подтверждает пример из рассказа «Судьба человека». Война изменила все в жизни Андрея Соколова. Он пошел на фронт добровольцем, но не ожидал, что Родина призовет и его сына, что смерть призовет его жену и дочерей. Получив контузию, герой попал в плен и долгие годы не имел связи с близкими. Несколько раз он пытался бежать, несколько раз едва не погибал в застенках трудовых лагерей. Но ему все же удалось совершить подвиг и привезти важного вражеского инженера в качестве заложника. Андрея не заподозрили в предательстве и отпустили домой. Но от дома уже ничего не осталось: погибли дети и жена, сгорели родные стены. Даже сын его погиб в День Победы, когда штурмовал Берлин. Соколов остался совершенно один, хотя до войны был многодетным отцом. Война полностью изменила судьбу героя и лишила его всего, что он так любил. Этот пример учит нас тому, что многие исторические события негативно сказываются на жизненном пути человека.
М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Исторические события порождают резонанс такой силы, что их отголоски десятилетиями влияют на судьбы людей. Зачастую это влияние негативное, ведь человеческая память лучше всего фиксирует трагические явления. Подтверждение этому мы находим в поэме «Мцыри». Главный герой был насильно разлучен с семьей и вывезен из страны. Генерал вез его в Россию, но гордый пленник стал отказываться от еды и едва не умер от голода. Несмотря на протест, его не вернули обратно, а просто оставили в монастыре, ведь никто уже не верил, что он выживет. Но Мцыри поправился и стал исполнять роль послушника. Война вырвала его из родных просторов, лишила его семьи и определила жалкий удел. Чужие обычаи, чужая вера не трогали сердца юноши. Он мечтал о воле, чтобы вернуться туда, где он должен был быть. Мцыри объявил войну судьбе и решил ее исправить. Но его побег был обречен на неудачу: герой не знал, куда бежать, и остался на прежнем месте. Он умер от истощения сил и отчаяния, ведь война исковеркала его жизненный путь окончательно и бесповоротно. Он не мог исправить своего положения, как ни старался. Таково разрушительное влияние исторических событий на судьбы людей.
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Патриотизм в рассказе Судьба человека
Рассказ затрагивает множество тем, связанных с войной и силой духа героев. Произведение не имеет описания кровавых сражений, массивных воинских орудий или героизма на поле боя со знаменем в руках. Автор описывает повседневную жизнь истинного патриота, который не боялся умереть за Родину. Именно Андрей Соколов оставил нам, потомкам, неподдельный пример патриотизма и любви к Отечеству.
Герой перенес столько лишений, страданий, боли, ран, горя, отчаяния. Но ни один из этих фактов не смог сломать его. Андрей отличается неподдельным высоконравственным характером и благородством. Как только он узнал о нападении на наше государство, сразу же отправился на фронт. Он даже не брал пауз на обдумывание, не ждал, пока его вызовут повесткой. Андрей понимал, что его страна в опасности и необходимо встать на защиту наших детей, жен и матерей.
Очень скоро герой попал в плен, несмотря на это, он не сдался. В концентрационном лагере очень тяжелейшие условия. Здесь царит ужасное отношение к пленным. У них абсолютно нет прав. Однако, Андрей и здесь смог остаться человеком. Он не выносил доносов и жалоб, сам был готов убить слабых собратьев, которые переметнулись на сторону врага. Когда комендант Мюллер уговаривает Андрея выпить за их победу, герой уверенно отказывается. Он не боится отдать жизнь за свое Отечество. Для героя нет ничего более постыдного, чем предательство своей родины.
Герой был готов биться, драться и делать всё что угодно. Только для того, чтобы приблизить день победы. Он никогда не собирался отступать. Андрей обладал невероятной силой духа. На него свалилось так много горя и невзгод. На войне он потерял всю свою семью: любимую супругу и две дочери были убиты взрывом бомбы. Потом в такой прекрасный день – день победы, убили единственного сына Соколова. Теперь он остался совсем один в этом жестоком мире.
Однако, ничего из случившегося не способно было лишить героя любви и преданности Родине. Он всегда был озадачен тем, как помочь своей стране пережить тяжелейший период войны и выйти из нее победителем. Андрей является ярким примером стойкости, героизма, веры и патриотизма. Соколов – настоящий герой и человек, который посвятил себя Отечеству.
Именно благодаря таким людям, как Соколов наша страна смогла одержать победу над жестокой машиной фашизма. Такие подлецы, как нацисты должны знать, что есть люди сильнее их. Любовь к родине помогает преодолеть разные испытания.
2 вариант
Рассказ «Судьба человека» не повествует о каких-либо конкретных событиях Великой Отечественной войны. Напротив, все военные эпизоды даются максимально обобщенно. При этом тема патриотизма очень развита в произведении.
Главный герой рассказа, с чьей судьбой знакомится читатель, — это Андрей Соколов. Для него естественно любить родину. Для него это такая же безусловная любовь, как и любовь к своим детям и жене. Когда его призывают на фронт, он не раздумывая уходит.
Ему пришлось многое пережить, будучи обыкновенным водителем. Он получил ранение и оказался в немецком плену. Как раз-таки в этом эпизоде и раскрывается его патриотизм. На самых первых страницах описания плена Михаил Шолохов знакомит читателя с таким героем как Крыжнев. Он в открытую говорит, что выдаст немцам кто здесь комиссар, кто коммунист, кто еврей, если его об этом спросят. Он думает только о том, как спасти себя. Крыжнев не думает о своем отечестве. Это своеобразный антипод Андрея Соколова, который и подумать не мог о том, как сдать своих приятелей.
Андрею Соколову приходится непросто в плену. Однажды его вызывают к немецкому главнокомандованию. Там Мюллер просит его выпить за силу немецкого оружия. Для Соколова была омерзительна сама сцена, видимая им в кабинете фашистов. Он никак не мог поддержать врага и выразить ему какое-либо почтение и уважение. Андрей Соколов любил свою родину и считал, что даже будучи в плену, можно и нужно защищать ее. Он не согласился на предложение Мюллера. Стоит сказать, что враг отнесся к нему достойно. Немца восхитила неподдельная преданность Соколова к своему Отечеству. Он зауважал пленного и отпустил в свою камеру.
Духом патриотизма пропитана каждая страница рассказа. Он выражается абсолютно в любом поступке героя, в каждом его слове и жесте. Михаил Шолохов хочет привести читателей к мнению, что патриотизм — естественное состояние каждого гражданина, это природное свойство, которого нельзя лишиться. Каждый человек в глубине своей души патриот. Также Шолохов приходит к позиции, что патриотом нужно быть не только в военное, но и в мирное время. Без этого личность не может быть цельной, зрелой.
Также читают:
Картинка к сочинению Патриотизм в рассказе Судьба человека
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Процесс Кафки
Произведение под названием «Процесс» написано немецким писателем Францем Кафкой. Он создал по истине гениально произведение, когда читатель, погружаясь в мир Кафки, сможет прочувствовать все на своей коже.
- Образ затерянного города в Грозе Островского
Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях
- Описание внешнего вида Падчерицы в сказке Маршака 12 месяцев
Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.
- Болезнь и смерть Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева был написан в непростое время. Между поколениями возникали споры и недомолвки, к прошлой жизни уже не вернешься, а о будущем ничего неизвестно.
- Семья Простаковых в комедии Недоросль сочинение
Одними из главных героев комедии «Недоросль» являются господин Простаков и госпожа Простакова. Муж и жена несхожи характерами. Госпожа Простакова везде ищет выгоду для себя и не слушает мнение своего мужа