Шолохов судьба человека аргументы к сочинению патриотизм

Проблема сохранения памяти о жертвах фашизма цыбулько и. п. , 2022, вариант 1 из 36 зачем нужно хранить память о

Проблема сохранения памяти о жертвах фашизма (Цыбулько И. П. , 2022,  вариант 1 из 36)

Зачем нужно хранить память о жертвах фашизма? Нужно ли младшему поколению знать, что пришлось пережить старшему поколению на войне? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского и российского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему сохранения памяти о жертвах фашизма, автор ведёт повествование от первого лица. Спустя почти тридцать лет после окончания войны писатели разных стран едут в Бухенвальд. В автобусе они шутят и веселятся, так как ни разу не были в этом концлагере и не представляли, что их ждёт впереди. Они ещё не видели холодных печей, где фашисты сжигали узников и где в память об этом лежала зола. Из этого следует, что осознать жестокость и бесчеловечность фашизма могут только те, кто собственными глазами увидел их злодеяния. Они уже не смогут забыть весь ужас, который испытали при виде печей, где уничтожали безвинных стариков, женщин и детей.
Стоя на ступени памятника в Бухенвальде – бывшем лагере смерти, писатель Бруно Апитц начал произносить речь и заплакал. Он был узником Бухенвальда и написал об этом книгу «Голый среди волков». Этот человек всё пережил и познал на собственном опыте, на его сердце осталась незаживающая рана.
Оба примера противопоставлены друг другу. Контраст представляют беззаботные писатели в автобусе, ни разу не бывавшие на экскурсии в лагере смерти, и писатель Бруно Апитц, бывший узник лагеря, получивший горький опыт.

Авторская позиция заключается в следующем: необходимо хранить память о жертвах фашизма, чтобы подобное никогда не повторилось.
Мне близка позиция автора. Действительно, младшее поколение должно знать о том, что пережили на войне их предки. Память о жертвах фашизма священна. Нельзя забывать о страданиях узников лагерей смерти. Нужно сделать всё, чтобы больше не было войны.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов оказывается в немецком плену. К узникам относились, как к бесплатной рабочей силе. Они работали на каменоломне, а кормили их баландой. Но измождённый, голодный герой не сломился духом перед комендантом лагеря Мюллером. Жертвами фашизма стала семья героя: жена и дочки погибли от авиабомбы, а сын, капитан артиллерии, погиб от фашистского снайпера в самый день Победы.

В заключение хочу подчеркнуть, что неважно, сколько лет прошло после жестоких событий Второй мировой войны: о жертвах фашизма нужно помнить. В этом долг каждого человека, служащего добру и правде.


Текст


(1)Борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества всемирной заботой — заботой, объединившей народы обоих полушарий. (2)С тех пор планета наша стала куда меньше и продолжает уменьшаться, и всемирных общих забот становится всё больше.

(З)Писатель Бруно Апитц поднялся на ступени памятника в Бухенвальде — бывшем лагере смерти, где фашисты уничтожали людей, начал произносить речь и заплакал. (4)Он не хотел плакать, он готовился сказать какие-то очень важные слова, потому что это был очень важный митинг. (5)У подножия памятника стояли писатели из разных стран: Пабло Неруда, Джанни Родари. (6)Триста, а может быть, четыреста писателей. (7)Они впервые были в Бухенвальде. (8)А Бруно Апитц был узником Бухенвальда. (9)Он написал об этом свой роман «Голый среди волков». (10)Ему ничего не надо было сочинять. (И)Иссечённое морщинами, сухое лицо Бруно Апитца мало чем отличалось от бронзовых лиц узников на памятнике. 

12)В Бухенвальд мы ехали из немецкого Веймара. (13)После войны прошло почти тридцать лет. (14)Вдоль всей дороги цвели яблони. (15)Никогда ещё я не видел эту страну такой нарядно-белой. (16)Рядом со мной сидел американский писатель. (17)Мы говорили с ним о книгах, которые нравились нам обоим. (18)В автобусе были американские, английские и итальянские писатели. (19)Они шутили и веселились, это были славные люди, и погода была отличная, и за окнами было красиво. (20)У них было хорошее настроение, потому что они не представляли, что их ждёт впереди* (21)А я уже был в Бухенвальде пять лет назад. 

(22) Приехали в Бухенвальд, выгрузились из автобуса, и я наблюдал, как постепенно, толчками менялись выражения лиц. 

(23) Как и пять лет назад, на пустом плацу лагеря было ветрено. (24)Ходили экскурсанты, было много школьников. (25)У печей, холодных печей, где фашисты сжигали узников и где в память об этом лежала зола, я встретил писателя Иржи Гаека. (26)Он с силой приглаживал свои короткие волосы — такая у него привычка. 

— (27)Я всё думаю, — сказал он мне. — (28)Сплю и думаю, бедная моя голова. — (29)Он, морщась, следил за школьниками. — (ЗО)Скажи, нужно ли это показывать детям? 

(31)Я не знал. (32)Наверное, нужно. (33)А как иначе внушить им ужас, и отвращение, и ненависть к фашизму?

— (34)А может, такая доза слишком велика? — сказал Иржи. 

(35)К нам подошли сербы. (З6)Они все воевали партизанами, они пережили всякое, и сейчас они вели себя как солдаты, спокойно, запоминающе оглядывая лагерь.

 — (37)Мы тоже могли попасть сюда, — сказал кто-то из них. 

(38)Так и я тоже мог попасть в Бухенвальд. (39)Это никогда мне и в голову не приходило. (40)Мне стало жарко: вспомнился бой под Таниной горой, когда наскочил на немцев, и потом — как мы шли из окружения. 

(41)3а эти годы ничего не выросло на плацу в Бухенвальде. (42)Голый, пустынный — может, его специально сохраняли таким. (43)Но в Освенциме тоже почти ничего не росло, и в Ленинграде, под Пулковом, где мы сидели в окопах, там до сих пор плохо росли кусты. (44)Слиппсом много металла там было в земле. (45)Накануне отъезда я ходил по тем местам со своим комбатом. (46)Мы разыскивали старые, заросшие землянки. (47)Я сказал, что еду в Германию. (48)Комбат пожал плечами. 

— (49)Я бы не мог с ними… — сказал он. — (50)Я всё понимаю, но я не могу. 

…(51)По каменным ступеням мы спускались с горы Бухенвальда на Аллею Наций. (52)В каменных чашах горел огонь. (53)Чёрный дым стлался над гранитными обелисками. 

(54)Писатель Олесь Гончар и я несли венок. (55)Делегации всех стран растянулись в длинную процессию. (56)Каждая делегация возлагала венок к обелиску своей страны, в память соотечественников — жертв фашизма. 

По Д. А. Гранину

Проблема важности быть кому-то нужным и полезным (Цыбулько И. П. – 2022. Вариант 3 из 36).

Что даёт человеку ощущение нужности и полезности? Как изменяется внутреннее состояние одинокого человека, когда он обретает близкого друга? Именно эти вопросы возникают при чтении текста К. Г. Паустовского.

Раскрывая проблему важности быть кому-то нужным и полезным, автор знакомит нас со своими героями. Один из них – зенитный пулемётчик Тихон Рябцов, который после ампутации правой руки нанялся служить сторожем в Белокуриху – небольшой курорт в предгорьях Алтая. Он начал готовить на зиму дрова, но управляться одной рукой было трудно. На помощь ему пришли мальчики. Один из них был родом испанец по имени Мигуэль. Рябцов всей душой привязался к мальчику и хотел стать его отцом. Настроение героя изменилось, он обрёл такого же одинокого человека, ребёнка, мечтал, что Митя, так он стал называть испанца, поступит в университет, а он будет рядом с названым сыном. Но начальник пионерского лагеря не разрешил усыновить мальчика, который уехал в Москву вместе с лагерем. Тихон снова почувствовал себя никому не нужным человеком. Это говорит о том, что сознание ненужности страшнее всего, что только может человек вынести в жизни.Весной герой ушёл пешком в Бийск, на железную дорогу, зная адрес лагеря. Незнакомая старушка с сочувствием спросила, куда он идёт с котомкой да без руки. Тихон ответил, что идёт к сыну. Старушка заметила, что увидела, как он, безрукий, калека, но радуется. Из этого следует, что мысль о встрече с родным человеком дарит радость и надежду.
Оба примера противопоставлены друг другу. В одиночестве человек страдает от своей ненужности, а, обретя родственную душу, он словно находит смысл своей жизни, радуется тому, что есть тот, о ком он может заботиться.

Авторская позиция заключается в следующем: человек, который чувствует, что может быть кому-то нужен и полезен, становится счастливым, обретает смысл жизни, находит в себе силы действовать вопреки обстоятельствам.

Мне близка позиция автора. Действительно, человек не должен быть одиноким. Ему необходимо чувствовать свою нужность и полезность обществу или хотя бы одному человеку.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов лишился семьи, его близкие погибли из-за войны. В мирное время он не стал возвращаться в родные места, где всё напоминало бы ему о невосполнимой утрате. Работая в Урюпинске шофёром, герой встретил бездомного шестилетнего мальчика Ванюшу, такого же обездоленного войной человека. Соколов усыновил мальчика и вновь обрёл смысл жизни. Он понял, что нужен названому сыну и поставил перед собой цель воспитать из него достойного человека.

В заключение подчеркну, что у каждого из нас должно быть ощущение своей нужности и полезности, без которого жизнь будет казаться мрачной и бессмысленной.


Текст


(1) Зенитный пулемётчик Тихон Рябцов был родом из-под Пскова. (2)Деревня его была занята немцами, мать умерла, и потому Тихону, когда ему ампутировали раздробленную в бою правую руку, некуда было податься.

(3)Тихон долго лежал в госпитале на Каменном острове в Ленинграде.

(4)По ночам он постоянно просыпался, осторожно отгибал край тяжёлой занавеси, смотрел в сад на снежную бледную ночь и слушал, как, будто молотом по железной палубе, начинали бить зенитки. (5)Тогда Тихон задёргивал занавеску и вздыхал:

— Бьются ребята, а я… валяюсь тут, как боров, как бегемот.

(6)Рана долго не заживала. (7)Тихона увезли в Вологду, из Вологды переправили в город Бийск, в самую глухую Сибирь.

(8)Летом в Бийске Тихон выписался из госпиталя и нанялся служить сторожем в Белокуриху — небольшой курорт в предгорьях Алтая. (9)Жил Тихон в низкой избе, прижатой горами к самой речушке. (Ю)Безымянка лила прозрачные водопады, бормотала в камнях, — должно быть, сердилась на тесноту, — и над ней низко нависали кусты ежевики, дикой малины и облепихи.

(11) А потом раскинулась осень. (12)Никогда ещё Тихон не видел такой осени: ни ветерка, ни облака на прозрачном небе. (13)Леса горели на свету, будто их выковали из золота хитрые сибирские кузнецы, выковали каждый листок, каждый малый стебелёк. (14)Свистели со всех сторон бурундуки, роса до полудня не высыхала на бруснике, на мшистых валунах, и цвёл на этих камнях такой красный цветок, будто горели среди мха маленькие костры. (15)К концу сентября трава на заре уже хрустела от инея, и Тихон начал готовить на зиму дрова. (16)Пилить их и колоть одной рукой было очень трудно. (17)Тихон мучился, уставал, а однажды швырнул в сердцах топор и чуть не заплакал. (18)Пропади пропадом эти дрова!

(19)Топор загремел по камням, и тут же в кустах, за плотиной что-то зашуршало, посыпался щебень. «(20)Неужто зверь?» — подумал Тихон.

(21)На следующее утро выше по реке начал глухо тяпать топор. (22)А может быть, это был не топор, а попросту дятел долбил дерево. (23)А днём речушка начала приносить к плотине мелко наколотые берёзовые дрова. (24)Тихон вылавливал их, складывал на берегу, а речушка всё несла новые поленья, и не было им конца-краю.

(25)Откуда только Безымянка вымывала эти дрова?

(26)К вечеру дрова перестали плыть, а наутро снова поплыли. (27)И всё стучал друг-дятел на далёкой сосне. (28)Тихон собирал дрова, улыбался.

(29)На второй день к вечеру за плотиной опять что-то зашуршало. (30)Тихон пригнулся, схоронился в кустах и увидел двух мальчиков. (31)Они пробирались через чащу, вниз по реке, несли топор и пилу.

— (32)Стой! — негромко крикнул Тихон и поднялся из-за кустов.

(33)Мальчики остановились, уронили пилу. (34)Тихон подошёл к ним, и тогда всё разъяснилось.

(36) Мальчики рассказали, что до войны они жили под Ленинградом, в большом пионерском лагере. (36)Началась война, и всех пионеров из этого лагеря, у кого не было родителей, увезли на Волгу, а оттуда в Белокуриху.

(37) И вот они ходили на речушку удить рыбу и несколько дней подглядывали за Тихоном, видели, как он бился с дровами, и надумали ему помочь. (38)Вверху на реке они нашли старые дрова и начали их мелко колоть и сплавлять к Тихоновой избе.

(39)Тихон проводил мальчиков до мостика и всё расспрашивал, как же это они остались без родителей. (40)И узнал, что один из них был испанец и звали его Мигуэль. (41)Тихон покачал головой: до чего война переворошила людей! (42)И тут же назвал мальчика Митей.

(43)С этого дня и началась у них дружба. (44)Митя всё чаще приходил к Тихону, приносил хлеб, собирал вместе с Тихоном и сушил калину.

(45)Пришла зима, завалила ущелье снегом по самые уши. (46)Зимой мальчик приходил реже. (47)Один только раз он пробыл в избе у Тихона два дня, когда сорвался буран и горы ревели, как тысяча самолётов.

— (48)Пройдёт война, Митя, и будет на земле много шуму и радости. (49)И мы с тобой заживём! (50)Двинем домой, в Ленинград. (51)Будешь ты студентом Ленинградского университета, а я при тебе буду существовать как сиволапый папаша. (52)Только ты меня не стыдись.

(53)В самом начале весны Мигуэль сказал Тихону, что через две недели их лагерь уезжает под Москву. (54)Тихон промолчал, но назавтра побрился, надел бушлат, бескозырку и пошёл в Белокуриху к начальнику пионерского лагеря. (55)Краснея до дурноты, Тихон объяснил, что так как Мигуэль — сирота, то он, Тихон, хотел бы усыновить мальчика.

— (56)Нет, — сказал улыбаясь начальник, — пока у нас ему будет лучше.

— (57)Ну, простите! — Тихон поднялся и вышел, зацепившись плечом за косяк двери.

(58)Лагерь уехал. (59)С тех пор Тихон перестал бриться, ворочался по ночам, с ненавистью смотрел на весенние горы. (60)Они цвели до самых вершин полевыми цветами, но для Тихона не было сейчас во всём мире мест более угрюмых, нагоняющих тоску, чем эти благословенные горы.

«(61)Не нужный я никому человек», — думал Тихон, и сознание этой ненужности было страшнее всего, что он до сих пор перенёс в жизни.

(62)В конце весны Тихон неожиданно сложил в матросский мешок кое-какие вещи, немного хлеба, соли и ушёл пешком в Бийск, на железную дорогу. (63)Адрес лагеря был у Тихона зашит под подкладкой бушлата. (64)Тихон шёл быстро, насвистывал — земля горела у него под ногами.

(65)На берегу Катуни он два часа дожидался парома. (66)Старуха, что сидела на возу, долго рассматривала Тихона и наконец отважилась, спросила:

— Куда ж это ты бредёшь, милый, с котомкой да без руки?

— (67)К сыну я иду, — ответил Тихон. — (68)Поняла, старая? (69)К сыну!

— (70)Вот я и гляжу, что ты радуешься, — сказала старуха. — (71)Безрукий, калека, а радуешьс— (72)Ничего, бабка, и для меня найдётся занятие! — сказал Тихон и пошёл на паром.

(73)Солнце так ударило по воде, что Тихон зажмурился. (74)Прощайте, сибирские горы!

(По К. Г. Паустовскому)

Команда сайта Литеровед предлагает вашему вниманию краткое содержание рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Это небольшое повествование о двух осиротевших душах, лишённых всего ужасающей силой войны. В основе сюжета лежат реальные события. Шолохов написал рассказ со слов случайного встречного, поведавшего ему историю своей непростой судьбы.  

Главные герои

Рассказчик – пожилой мужчина, его имя в рассказе не упоминается.

Андрей Соколов – главный герой рассказа. Шофёр, вдовец, переживший войну.

Ирина – жена Андрея. Погибла в 1942 году.

Анатолий – родной сын Андрея и Ирины. Погиб 9 мая 1945 года.

Настя и Оля – родные дочери Андрея и Ирины. Погибли в 1942 году.

Ванюшка – сирота, приёмный сын Андрея Соколова.

Краткое содержание

Наступила первая весна после окончания Великой Отечественной войны. Рассказчик вместе с товарищем ехал по бездорожью. Колёса проваливались в сырой песок, смешанный со снегом и льдом, поэтому часто приходилось идти пешком. Только спустя шесть часов путники добрались к переправе через речку Еланку.

Этой весной река разлилась на целый километр. В лодку, на которой можно было переплыть через реку, помещалось не больше трёх человек. Рассказчик с товарищем отпустили своих лошадей, а на другом берегу в деревне их ждал старенький военный автомобиль. Вначале через реку переплыл рассказчик вместе с шофёром, а затем шофёр отправился за его товарищем и вещами. Ждать их нужно было два часа.

Рассказчик сел на поваленный плетень и хотел закурить, но пачка сигарет в его кармане размокла после переправы. Он разложил папиросы сохнуть, а сам стал бездумно наблюдать за плывущими облаками. Вскоре рассказчик увидел на дороге мужчину с мальчиком 5-6 лет. Они направлялись к переправе, но затем свернули к плетню. Этот мужчина был шофёром и принял рассказчика тоже за шофёра. Рассказчик в свою очередь не захотел разуверять своего собеседника в его предположении.

Мужчина предложил рассказчику закурить и отправил своего сына поиграть у воды. Рассказчик обратил внимание на то, что мальчик был одет просто, но добротно, а его отец – совершенно иначе. Сразу было видно, что вдовец или не в ладах с женой. Мужчина подождал пока мальчик отойдёт к воде, а затем начал свой рассказ.

Звали его Андрей Соколов. Родом он был из Воронежской губернии. Во время Гражданской войны служил в Красной армии, а во время голода 1922 года отправился работать на кулаков в Кубани. Его отец, мать и сестра не пережили этого голодного времени. Больше родных у Соколова не осталось. Он решил продать дом и отправиться в Воронеж. Вначале работал плотником, а затем выучился на слесаря и пошёл на завод. Через некоторое время женился. Соколов очень любил свою жену и считал её самой лучшей женщиной в мире. Ирина была настоящей хозяйкой, хранительницей семейного очага. В их доме всегда был мир и покой, а вскоре появились и дети. Первым появился на свет сын, а через год родилось две девочки. Андрей перестал выпивать с товарищами, все заработанные деньги нёс домой, ведь теперь у него была большая семья.

В 1929 году Соколов стал интересоваться машинами, изучил автодело и стал работать водителем грузовой машины. Ему это занятие очень понравилось, и он больше не хотел возвращаться на завод. Незаметно прошло десять лет. Зарабатывал Андрей хорошо, жили они в достатке. Построили двухкомнатный дом, завели хозяйство. Дети учились все на «отлично». Особенно Соколов гордился своим сыном, про которого даже писали в центральной газете, отметив его особые способности к математике.

Неожиданно началась война. На второй день Андрей получил повестку из военкомата, а на третий отправился на фронт. Провожали его всей семьёй. Ирина много плакала, а на прощанье сказала, что больше они не увидятся. На войне Соколов тоже был шофёром. Однако не пришлось ему и года повоевать. Дважды был ранен, а потом попал в плен в мае 1942 года.

Немцы шли в наступление, а русские солдаты на передовой остались почти без снарядов. Соколову было дано поручение отвезти боеприпасы для артиллерийской батареи, но до места назначения он не доехал. Рядом упал снаряд, и взрывной волной перевернуло его машину. Соколов потерял сознание, а очнувшись, долго не мог встать и вспомнить, что с ним произошло. Придя в себя, он понял, что находится на вражеской территории. Андрей притворился мёртвым, чтобы его не заметили немецкие танки. Думая, что уже все проехали, он приподнял голову и в этот момент был замечен фашистскими автоматчиками. Вначале его хотели расстрелять, но из-за хорошей физической формы решили оставить в живых. У него забрали сапоги и приказали пешком идти в сторону запада. Через некоторое время его догнала колонна других пленных из той же дивизии, где он служил. Ночевать загнали всех пленников в церковь с разбитым куполом. Ночью шёл сильный дождь и все насквозь промокли. Среди пленных был военный врач, который вправил Соколову руку. А позже немцы убили несколько русских солдат, когда один из них попросился справить нужду на улице, чтобы не осквернять храм божий.

Пленные сложили убитых в одно место, сели и притихли. А чуть позже вполголоса зашептались, рассказывая, откуда кто родом и как в плен попал. Услышал возле себя Соколов неприятный разговор: рядовой грозился выдать своего взводного. Под утро он задушил предателя, это был первый раз, когда Андрей убил человека. Утром всех пленных выстроили возле церкви и начали отбирать неугодных. Искали коммунистов, командиров и комиссаров. Но никто не выдал товарищей и из 200 человек расстреляли только четверых: одного еврея и трёх  русских, напоминающих внешне евреев. Затем пленных погнали дальше.

Соколов решил бежать из плена в первый же день, как туда попал. В Познанском лагере ему, наконец, подвернулся подходящий случай. В конце мая фашисты отправили пленных в лес рыть могилы для своих умерших товарищей. Выждал Андрей нужный момент и бросился бежать. За сутки он прошёл почти сорок километров. На четвёртые сутки его поймали, по следу пустили сыскных собак. Вначале немцы его сами избили, а потом натравили собак. Окровавленного и раздетого привели они его обратно в лагерь. Целый месяц отсидел Соколов в карцере, но всё-таки остался живым.

За следующие два года он хорошо узнал вражеское государство: побывал в Саксонии, работал на силикатном заводе, добывал уголь в шахтах, был в Баварии на земляных работах. Кормили их очень плохо. До войны Андрей весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени – всего пятьдесят.  

В начале сентября Соколова и других пленных перебросили в лагерь, который находился недалеко от Дрездена. Всего там было около двух тысяч пленённых русских солдат, и все они работали на каменном карьере. Их заставляли вручную долбить, а затем резать камень. От тяжёлой работы изнеможенные пленные умирали в большом количестве. И Соколов как-то сказал, что фашистам нужно четыре кубометра выработки с человека, а на могилу каждому хватит с лихвой и по одному кубометру. Кто-то донёс об этом и на следующий же день его вызвал комендант лагеря Мюллер.

Андрей знал, что идёт на смерть, поэтому попрощался с товарищами и собрался с духом, чтобы не показать немцам свой страх. Комендант Мюллер сказал, что лично расстреляет русского пленного за его слова и перед смертью предложил ему выпить за победу Германии. Соколов отказался пить за это, и тогда комендант предложил выпить ему за его погибель. За два глотка выпил он стакан водки, а закуску не тронул, положил обратно на стол, сказал, что после первой не закусывает. Тогда Мюллер налил второй стакан, но Андрей и после него не закусил, хотел напиться перед смертью. Коменданту он сказал, что не привык закусывать и после второй. Эти слова развеселили фашистов и Соколову налили третий стакан, после которого  он откусил маленький кусочек хлеба, желая показать немцам, что даже голодный в их подачках не нуждается.

После этого комендант Мюллер сказал, что Андрей настоящий русский солдат, а он уважает достойных противников, поэтому стрелять в него не будет. К тому же у немцев была большая радость – они взяли в этот день Сталинград. В честь этого знаменательного события Соколова помиловали и отпустили обратно, дав в придачу буханку хлеба и кусок сала. Еду в бараке разделили всем поровну, никого не обидели.

В скором времени самых крепких пленных, в том числе и Соколова, перебросили на осушку болот, а оттуда на шахты, где он и пробыл до 1944 года. Русские в ту пору начали давать достойный отпор Германии, поэтому пленными перестали разбрасываться. Так Андрей перестал выполнять тяжёлую работу и стал снова шофёром: возил немецкого майора-инженера. Тот обращался с пленным неплохо, делился с ним иногда едой. Соколов даже со временем поправился и стал походить на нормального человека.

Однажды послали майора-инженера в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против русских. С этих пор Андрей ни о чём не мог думать, кроме как о побеге. Утром двадцать девятого июня приказал майор везти его за город. Соколов заранее подготовился и, оторвавшись от сопровождения, стукнул дремавшего в машине немца гирей по голове. Но убивать его не стал, хотел русским в плен сдать, ради полезной информации. Проскочив немецких автоматчиков, машина оказалась на линии разграничения и тогда по ней начали стрелять и фашисты и русские. Доехав до леса, Соколов сорвал с себя немецкий мундир и начал целовать родную землю. Он объяснил своим братьям по оружию, что был в плену и попросил отвести его к командиру. Полковник обнял его и сказал спасибо за «гостинец», который привез Андрей из плена. Майор-инженер с его портфелем оказался важнее двадцати языков. Соколов сразу же попросил зачислить себя в стрелковую часть, но полковник отправил его подлечиться и подкормиться в госпиталь.

Попав в госпиталь, Андрей сразу же написал письмо своей жене. Через две недели он получил ответ, но не от Ирины, а от их соседа столяра Ивана Тимофеевича. Он сообщил, что ещё в июне 1942 года во время обстрела авиазавода одна бомба попала прямо в дом Соколова. Его жена и дочери были там, а сын в этот момент находился в городе. Вернувшись и увидев на месте своего дома глубокую яму, Анатолий сказал, что будет проситься добровольцем на фронт, и ушёл.

После госпиталя Соколов получил месячный отпуск и сразу же отправился в Воронеж. Постоял возле воронки, которая была на месте его дома, и в этот же день уехал обратно в дивизию. Через три месяца Андрей получил радостное известие, нашёлся его сын. Он прислал отцу письмо на фронт, узнав адрес от соседа Ивана Тимофеевича. Оказывается, он попал в артиллерийское училище, которое спустя год окончил с отличием. Затем пошёл на фронт и уже получил звание капитана, командует батареей и имеет шесть орденов. Соколов сильно гордился сыном и начал по ночам мечтать, как женит его и будет внуков нянчить. Однако этим мечтам не суждено было сбыться, утром девятого мая, в День победы, Анатолия убил немецкий снайпер. Вместе с сыном похоронил Соколов свою последнюю радость и надежду.

Вернулся он в свою часть сам не свой, а в скором времени его демобилизовали. Андрей не знал, куда ему податься. Возвращаться в Воронеж он категорически не хотел, поэтому решил съездить в гости к боевому товарищу в Урюпинск. Его приятель жил с женой на краю города, детей у них не было. Соколов поселился у них и устроился работать шофёром в автороту. Осенью во время вывозки хлеба он познакомился с мальчиком Ванюшей, который стал ему сыном.

После рейсов Андрей первым делом захаживал в чайную и однажды он увидел там беспризорного мальчика Ванюшу. Приглянулся ему мальчишка, стал Соколов по нему скучать. Как-то раз он позвал его с собой на элеватор, а по возвращении обещал пообедать вместе. Во время этой поездки он узнал, что отец Ванюши погиб на фронте, а маму убило бомбой в поезде. Родных у мальчика не было, откуда он родом – не помнил. Соколов сразу же решил, что заберёт Ванюшу к себе и эта мысль согрела его душу. Он сказал мальчику, что он его отец. Ванюша был еще очень маленьким и не помнил родного отца, поэтому с радостью поверил.

Забрал Андрей своего нового сына домой к приятелю. Хозяйка дома помогала заботиться о мальчике, но всё равно было трудно в первое время. Ванюша всё время хотел быть рядом со своим новоиспечённым отцом. Однажды сбежал встречать его на элеватор и пробыл там до самой ночи. Но все эти мелочи не могли испортить чувство, которое проснулось в закаменелом сердце Соколова. Глядя на мальчика, он был счастлив.

Жил бы Андрей со своим сынишкой в Урюпинске дальше, если бы не несчастный случай. Его машину занесло в грязи, и под колеса попала корова. Животное выжило, но произошёл скандал и у Соколова отобрали шофёрское удостоверение. Зиму он проработал плотником, а затем списался со своим сослуживцем, который пообещал устроить Андрея шофёром. Туда они с Ванюшей сейчас и направляются.

В это время приплыла лодка, Соколов попрощался с новым знакомым и пошёл со своим сынком к речке. А рассказчик остался думать о поразившей его до глубины души истории о судьбе двух осиротевших людей, «двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы». Ему хотелось верить в то, что Андрею Соколову хватит сил выстоять и тогда у него вырастет достойный сын, который сможет преодолеть любые невзгоды.

Тяжело было смотреть рассказчик им вслед. Вдруг Ванюша обернулся и помахал своей детской ручкой. Не в силах более сдерживать слёзы, рассказчик отвернулся, чтобы не огорчить ребёнка. Даже видавшие войну мужчины могут плакать, главное – успеть вовремя отвернуться.

литература итоговое сочинение

Итоговое сочинение 2021. Литература для итогового сочинения 2021. Литература для итогового сочинения 2021. Нравится. 4. Литература для направления «Забвению не подлежит». А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека».

Список книг по всем направлениям итогового сочинения 2020-2021: произведения для подготовки к экзамену и самые популярные темы этого года. Список литературы для итогового сочинения 2020-2021. Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.02.2021 · Обновлено 06.02.2021. В 2021 году основная дата итогового сочинения – 5 апреля, а дополнительные – 21 апреля и 5 мая.

Какими могут быть темы итогового сочинения в 2020-2021 учебном году. Забвению не подлежит Примерные темы: Почему тема войны не уходит из литературы? Как влияет на сущность человека война? Какой опыт даёт человеку война? «Кто. Примерные темы и литература к новым направлениям ИС 2020-2021. Сочинение. Какими могут быть темы итогового сочинения в 2020-2021 учебном году. Забвению не подлежит. Примерные темы: Почему тема войны не уходит из литературы?

Задание 17. Сочинение на литературную тему: все задания. Ответом к заданию по литературе может быть цифра, несколько цифр, слово или несколько слов. Обратите внимание: ответ всегда записывается без пробелов, например 97531 или яблокорябина. Версия для печати. 1. Задание#T9720. Редактировать. Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений и укажите её номер.

Универсальная литература. Толстой Л.Н. — «Война и мир». Пушкин А.С. — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин». Все об итоговом сочинении 2019/20 гг. Как писать итоговое сочинение? План (структура) итогового сочинения. Алгоритм написания итогового сочинения. Клише для итогового сочинения. Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ. Критерии оценивания итогового сочинения от ФИПИ. Итоговое сочинение: вопросы и ответы.

Каждый год, в первую среду декабря, проходит Итоговое сочинение. Нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). Основная дата проведения Итогового сочинения — 2 декабря 2020 года. Резервные — 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература). Официальные темы итогового сочинения Сборник тем и готовых сочинений к . Направления итогового сочинения Типичные ошибки при написании сочинения Как самостоятельно проверить итоговое сочинение План и структура итогового сочинения Композиция итогового сочинения Клише для итогового … Читать далее Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература).

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:1. Забвению не подлежит2. Я и другие3. Время перемен4. Разговор с собой5. Между прошлым и будущим. Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года: 1. Забвению не подлежит 2. Я и другие 3. Время перемен 4. Разговор с собой 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

Литература для направления «Забвению не подлежит». А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека». Т. Кенэлли «Список Шиндлера». Х.Л. Борхес «Цербер». Литература для направления «Я и другие». И.С. Тургенев «Отцы и дети». А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.

Итоговое сочинение в 2020 году 11-классники пишут 2 декабря. Это сочинение-рассуждение, оценкой за которое может стать “зачёт” и “незачёт”. “Зачёт” является допуском к ЕГЭ по русскому языку. “Незачёт” означает, что придётся идти на пересдачу. Простым смертным нужен “зачёт”, получить который не так уж и сложно. Но в некоторых вузах при поступлении за итоговое сочинение начисляют дополнительные баллы. Таких вузов немного.

Минпросвещения раскрыло темы итоговых сочинений по литературе для 11-классников в 2020-2021 учебном году. «Комсомолка» выяснила о чем будут писать школьники. Итоговое сочинение 2020-2021 по литературе. Минпросвещения раскрыло темы итоговых сочинений по литературе для 11-классников в 2020-2021 учебном году. «Комсомолка» выяснила, о чем будут писать школьники. Ксения КОНЮХОВА. Журналист «КП».

По формату итоговое сочинение 2020 отличается от сочинения ЕГЭ . Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Хотите подготовиться к итоговому сочинению 2020 за две недели? Записывайтесь на интенсивный онлайн-курс от MAXIMUM Education! На курсе ученик разберет формат итогового сочинения и научится правильно выстраивать аргументацию.

Список книг по всем направлениям для итогового сочинения с перечнем аргументов, которые можно найти в этих произведениях. Данный список книг рекомендован ФИПИ. Список литературы для итогового сочинения 2018-2019 года. Автор: Guru · Опубликовано 10.10.2017 · Обновлено 06.10.2018. Экзамен не за горами… Хотя нет, за горами книжных томов, которые нужно успеть освоить, дабы написать качественное эссе.

Всё, что нужно знать выпускнику 2021 года: направления, пошаговый план сочинения, шаблон, обязательная литература. Как оформить каждый абзац, с чего начать и чем закончить, как написать аргумент. Все ответы на вопросы в статье.

Как писать итоговое сочинение 2021? 12 советов, чтобы написать итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Скачать материал. библиотека материалов. Добавить в избранное. Как писать итоговое сочинение 2021? 12 советов, чтобы написать итоговое сочинение по литературе. в 11 классе. Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. Важно!

✅ Направления итогового сочинения 2020-2021 (5 штук), списки примерных тем сочинений, а также все необходимые материалы для подготовки. Наступил новый учебный год и стали известны направления итогового сочинения на 2020-2021 учебный год. «Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

Ежегодное итоговое сочинение, которое пишут в 11 классе, перенесли с декабря на апрель, — а это значит, что выпускников ждет еще 4 месяца подготовки. Из-за экзаменов у них нет времени перечитывать объемные произведения из школьной программы, поэтому одиннадцатиклассники обычно ищут небольшие повести и новеллы по нужным темам.

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут) 
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)

Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»   (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)

argumety

Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар»  (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница»  (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота»  (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)

А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)

Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка»  (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»

  • Шолохов судьба человека пример для сочинения
  • Шолохов судьба человека краткое содержание для итогового сочинения по литературе
  • Шолохов судьба человека аргумент итоговое сочинение
  • Шолохов судьба человека аргументы для итогового сочинения 2022
  • Шолом алейхем собрание сочинений в 6 томах