Темы

  • Какие права и обязанности есть у гражданина страны?
  • Какого человека можно назвать ответственным гражданином?
  • Как построить в России гражданское общество?
  • Как Вы понимаете выражение «Общественная справедливость»?
  • На ком лежит ответственность за развитие страны?
  • Как Вы думаете, какова мера ответственности гражданина в демократическом государстве?
  • Личное счастье или долг перед Родиной: что важнее?
  • Имеет ли человек какие-либо обязательства по отношению к Родине?
  • Причины развития социальных пороков
  • Способы устранения социальных пороков
  • Что нужно сделать, чтобы в России люди жили лучше?
  • Как усовершенствовать государственное устройство в России?
  • Как усовершенствовать общественное устройство в России?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Стоит ли помогать тем, кто попал в тяжелые жизненные обстоятельства?

Аргументы

  1. Н.С. Лесков, «Левша». Гражданин страны должен работать и приносить пользу обществу. Он обязан соблюдать законы и уважать права сограждан. Но вместе с тем он получает и свои неотъемлемые права на охрану здоровья и труда, на благополучие и социальную защиту. Но, к сожалению, на Руси обязанности никак не соотносятся с привилегиями. Например, Левша из сказа Лескова выплачивал Родине долг своим уникальным талантом и трудом. Когда страна нуждалась с нем, он выполнил приказ царя и подковал танцующую блоху. При этом герой был образцовым подданным: не нарушал закон, вел тихую семейную жизнь и подчинялся выше стоящим господам. Но что он получил взамен? Побои, ругань, неуважение, а в финале еще и черную неблагодарность. Платов выжал из него все, что мог, а потом устранился из его жизни. Царь о талантливом мастере даже не вспомнил. В больнице бедняку помощь не оказали, а его секрет о чистке ружей никому не пригодился. Левша не был гражданином в полном смысле слова, ведь государство не защищало его права на жизнь, здоровье, труд, социальную поддержку. Даже в Англии к нему отнеслись лучше, чем на Родине. На его примере мы можем сделать вывод о том, что трудовым, правовым, социальным обязанностям человека в стране должны соответствовать аналогичные права.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Ответственным гражданином можно назвать Правдина из комедии «Недоросль». Герой честно и беспристрастно разобрался в деле Простаковых и оградил от их разрушительного влияния законопослушных людей. Чиновник не принял взятки, не соблазнился щедрыми посулами, ведь служил государству верой и правдой. Он понимал, что общество сильно пострадает от произвола недобросовестных дворян вроде Простаковых. Правдин не мог допустить, чтобы виновные люди избежали наказания и продолжали тормозить развитие страны своим беззаконием. Ведь госпожа Простакова била слуг, не платила учителям и даже спланировала похищение благородной девицы! Поэтому Правдин лишил ее имущества. В нем говорила гражданская сознательность: человек должен содействовать процветанию того места, где он живет, иначе его детям и внукам достанутся руины. Это разумное убеждение и определяет ответственного гражданина.
  3. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». В гражданском обществе люди должны быть равны по своим правам и обязанностям — это главное условие. Его и реализовал Чернышевский в своем романе. Так, Вера открыла бизнес на социальных началах: каждая работница получала свой процент от прибыли компании и была ее совладелицей. В таких трудовых отношениях не было места эксплуатации и социальному неравенству. Все женщины были мотивированы больше работать и честно исполнять свои обязанности. Предприятие Веры дало им шанс стать независимыми и не торговать собой ради куска хлеба. Финансовая самостоятельность женщин открывает невиданные экономические и социальные возможности для общества. В условиях равенства и независимости браки станут честными, семьи — счастливыми, а отношения внутри социума — более мирными и гармоничными. Вот основа гражданского общества.
  4. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Общественное благо — это социальная инициатива, которая сулит благосостояние и процветание большинству людей. Таковой, без сомнения, была реформа 1861 года об отмене крепостного права. Народ давно был заинтересован в этом законе. О нем задумывался еще Александр Первый. Но, как и все грандиозные изменения, данная реформа слишком кардинально изменила жизнь России. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику» — говорит автор. Вместо облегчения подданые почувствовали новый гнет: дворяне не успели приспособиться и беднели, холопы были безграмотны и не могли организовать свой самостоятельный быт. Кроме того, никто не позаботился об оснащении простых людей хотя бы орудиями труда — все было барское. Никто не дал им землю — она принадлежала помещику. И новые условия лишь осложнили быт тех, кто не был готов к переменам. А таких было большинство. Тем не менее, в финале автор выразил надежду на то, что Россия оправится от шока и пойдет по справедливому пути к прогрессу. Песни Гриши Добросклонова заставляют нас поверить в то, что отмена крепостного права откроет птице-тройке дорогу вперед.
  5. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Ответственность за развитие страны лежит на каждом гражданине. Несправедливо искать козла отпущения ни в верхних, ни в нижних слоях общества. Каждый должен трудиться и быть полезным на своем месте. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Как бы ни старались крестьяне работать и обеспечивать своих владельцев, без инициативы барина хозяйство приходило в упадок. Так, Плюшкин доверху забил амбары товаром, который попросту гнил, потому что никто его не покупал по завышенным ценам. При этом его крестьяне массово умирали от голода и нищеты. Помещик был феноменально скуп и не давал им даже обуви и одежды. Вот так безответственность одного человека вредила целому региону. И после этого нечего удивляться, что Россия в упадке. Пока каждый человек не осознает свой долг по отношению к Родине, ничего к лучшему не изменится.
  6. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Шолохов показал зарождение демократических тенденций на хуторе Гремячий Лог, где устанавливалась советская власть. Конечно, в условиях диктатуры мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях, а не о полноценном демократическом режиме. Тем не менее, уже на этом этапе стало очевидно, что от каждого человека теперь требовалось гораздо больше ответственности, чем раньше. Нельзя было отсидеться в стороне, успехи каждого составляли единую статистику колхоза и определяли развитие хутора. Если раньше человек был подотчетен только семье, то теперь все односельчане судили его за лень, агрессию или порчу колхозного имущества. Нужно было трудиться изо всех сил и держать себя в рамках закона, иначе общественный суд мог наказать виновного. Даже самые примитивные демократические инструменты требуют полного вовлечения всех членов социума в правовые и общественные процессы.
  7. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Личное счастье человека тесно связано с состоянием его страны, поэтому патриотизм и благо личности противопоставлять нельзя. Если Родина в беде, люди не могут жить благополучно, потому что враг на пороге, и он пришел за ресурсами и трофеями, принадлежащими народу. Поэтому даже женщины во время Великой Отечественной войны шли на фронт. Никто не думал о личном благе, пока окна дрожали от взрывов, а в деревнях и городах почти не осталось мужчин. Героини повести Васильева были молодыми женщинами, они любили жизнь и свои семьи, но и то, и другое невозможно сохранить, пока вражеские войска разоряют советские земли. Поэтому Лиза, Рита, Соня, Женя и Галя героически погибли, защищая самое дорогое. Нельзя спасти свое счастье посреди всеобщего горя и руин, так что интересы Родины всегда неразрывно связаны с нашими интересами.
  8. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Человек имеет обязательства перед Родиной, ведь пользовался ее ресурсами, инфраструктурой и другими ценностями в ходе своего становления. В детстве и юности мы получаем кредит доверия и все социальные блага, а в дальнейшем оправдываем эти вложения. Поэтому читатели осуждают Андрия — героя, который предал Родину и переметнулся к врагу. Он вырос в богатой семье, получил образование и финансовое обеспечение за счет результатов отцовской службы и щедрости отчизны. Сечь закалила его характер, дала все возможности для карьерного роста и неограниченный кредит у лавочников. И после этого он уходит из родной среды, чтобы пойти на нее войной. Черная неблагодарность Андрия по отношению к стране и семье отталкивает читателя. У него были обязанности защищать Родину и сохранять достояние, которое кормило его все эти годы. Но он пошел на поводу у эгоизма и расплатился за это гибелью.
  9. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Социальные пороки развиваются и процветают в условиях государственного равнодушия к судьбе тех категорий населения, которые оказались с неблагоприятных обстоятельствах. Сейчас в это сложно поверить, но раньше малоимущие и многодетные семьи не получали от правительства никакой поддержки. Их просто бросали на произвол судьбы, и потом из этой среды вырастали лишь маргиналы. Например, семья Мармеладовых погибала от голода, и никто не помог матери с тремя детьми купить хотя бы кусок хлеба. Люди были обречены на мучительную смерть. Катерина Ивановна была больна туберкулезом и не могла работать, а Семен Мармеладов пил и не обеспечивал родных. Тогда Соня Мармеладова, его дочь от первого брака, вынуждена была обменять паспорт на желтый билет — встать на путь проституции. И не могло быть иначе, ведь нужда заставила девушку так поступить, а государство никак не поддержало ее семью. В таких условиях социальные пороки — неизбежное зло.
  10. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Как можно устранить социальные пороки? Необходимо, чтобы отзывчивость и гуманность стали основами внутренней политики. Даже один человек способен предотвратить большую беду, проявив милосердие в нужный момент. Доктор Пирогов случайно встретил отчаявшегося бедняка, который собирался повеситься. Мерцалов рассказал, что потерял работу, семья голодает, дочь болеет, и никто в целом мире не протянул ему руку помощи. Доктор без лишних слов отправился в сырой подвал накануне Рождества и отложил все дела, чтобы поддержать незнакомцев. Он осмотрел дочь Мерцалова, выписал лекарства и оставил крупную сумму денег на дрова и еду. В сыром подвале родилась новая надежда на лучшее будущее. Вскоре Мерцалов нашел работу и поправил свое положение. Семья его теперь жила хорошо. Вот так сочувствие одного человека спасло многих и решило множество социальных проблем.
  11. А.Н. Островский, «Гроза». Люди в России будут жить лучше, если общество избавится от вредоносных предрассудков, ханжества и консерватизма. Эту закономерность продемонстрировал Островский. Быт и нравы Калинова портят такие лицемерные самодуры, как Дикой и Кабаниха. Они тиранят домочадцев, распространяют ложные сведения и клевету, не дают городу развиваться. Герои попирают закон, светский и нравственный, но при этом создают видимость религиозности и честности. Когда местный эрудит и механик Кулигин предлагает решить проблему с пожарами и ударами молнии громоотводом, методом современным и надежным, Дикой высмеивает его и полагается на древние предрассудки об Илье Пророке. Пусть все горит, пусть люди гибнут, зато стародавние истины не утратят власти. Лидеры мнений в Калинове — это алчные и корыстные странницы, которые пропагандируют ересь и невежество, лишь бы им дали больше подаяний. А за честный труд там не платят. Борис не получает ни наследства, ни даже зарплаты у Дикого. Если Россия избавится от Диких и Кабаних, от их вредоносной и устаревшей морали «Домостроя», от суеверий мошенников, то жизнь наладится и станет более справедливой.
  12. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Государственное устройство в России можно улучшить, если работать над ним в правовом поле и не жалеть личных усилий для того, чтобы подать пример другим. Так, например, Андрей Болконский стал одним из первых помещиков, применивших новые стандарты для организации труда крестьян. Он уменьшил их бремя и дал общине больше автономии. Князь распорядился так в ущерб себе, но с перспективой на будущее. Ведь люди охотнее трудятся, если имеют личную заинтересованность в процессе. Также Андрей участвовал в реформаторской деятельности Сперанского и даже подготовил законопроект. Да, его идея не нашла сиюминутного отклика, но, без сомнения, его исследования помогут государственным деятелям в дальнейшем, когда созреет почва для реформы. На Отечественной войне Болконский тоже отличился и не в штабе, а на поле брани. Он был действующим полковником. Его пример наглядно показывает, что сделать государственное устройство страны чуть лучше может каждый активный гражданин.
  13. А.Н. Островский, «Бесприданница». Общественное устройство России можно улучшить, если решить насущные проблемы. Одной из главных является экономическое и социальное положение женщины, которая до сих пор часто страдает от домашнего насилия и финансовой зависимости в семье. Еще серьезнее этот социальный вопрос был сто пятьдесят лет назад, когда девушки не имели возможности содержать себя и даже выйти замуж без содержания. Они были полностью зависимы от мужчин и превращались в «дорогие вещи», как главная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса была лишена капитала и не могла найти мужа, ее мать вынуждена была буквально продавать ее, лишь бы свести концы с концами. Поэтому ее воспринимали как женщину второго сорта, потенциальную содержанку, но не жену. А ведь замужество было единственным шансом героини получить хотя бы еду и кров — такая степень зависимости не оставляет никаких шансов для создания семьи по любви. Это называется по-другому — рабство. Неравные условия привели к ужасной трагедии — гибели Ларисы. Мужчины не поделили игрушку и просто сломали ее. Жизнь человека второго сорта никого не волнует, а он не может за себя постоять, потому что у него связаны руки. Чтобы улучшить общественное устройство, нужно создать равные права и обязанности для обоих полов.
  14. М. Горький, «На дне». Как и в любой стране, в России больше всего плохо тем, кто ничего не хочет делать. Маргиналы составляют около 4-8% от общества, это нормальные показатели. Но в неблагополучных странах они завышены. Вот и в царской России на социальном дне оказывалось много людей: кто-то заслуженно, а кто-то по роковой случайности. Но всех их объединяет одно: нежелание идти наверх. Сатин открыто пропагандирует лень: «Просто обременяй землю!». Он противопоставляет себя честным людям и не желает присоединяться к ним. Быть алкоголиком и шулером гораздо легче, чем добиваться чего-то большего. Столь же пассивен Актер: его кто-то должен вылечить бесплатно, а сам он ни на что не способен, хотя лечиться надо ему, а не кому-то другому. Барон способен только на паразитизм, поэтому даже в ночлежке эксплуатирует Настю и живет за чужой счет. Почти все герои живут плохо, потому что не хотят иначе. Они не желают трудиться и приносить пользу обществу, поэтому и общество повернулось к ним спиной.
  15. М. Горький, «Детство». Социальная помощь нуждающимся необходима, чтобы решить важнейшие общественные проблемы современности. Например, крайне важно поддерживать детей и женщин из неблагополучных семей, ведь они оказываются жертвами насилия. Так, Варвара, мать Алеши, вынуждена была вступить во второй брак, чтобы вырваться из родного дома, где ее алчный отец уже строил планы, как бы заработать на красивой молодой вдове и ее потенциальных услугах. Но и отчим Алеши был не лучше деда: он ударил беременную супругу ногой в живот. Алеша даже бросился на него с ножом, чтобы защитить маму. Почему так происходило? Потому что государство не реализовывало социальную политику. Ни детских домов, ни ПДН, ни кризисных центров — ничего не было, чтобы остановить этот беспредел. Правительство никак не защищало детей и женщин, хотя они были так уязвимы в условиях патриархальной России. Если бы это произошло сейчас, государственные органы и социальные организации оказали бы помощь семье, и Алеше не пришлось бы защищать беременную мать с ножом в руках. Вот как важно помогать нуждающимся системно!