Шолохов рассказы о войне

Слайд 1м.а.шолохов донские рассказыслайд 2и там и здесь между рядами звучит один и тот же глас: кто не за нас

Слайд 1

М.А.Шолохов «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ»

Слайд 2

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин

Слайд 3

Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова. (запишите в рабочий лист). Цели: выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений; каким из этого события выходит человек; понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

Слайд 4

Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.). Энциклопедия «Всемирная история»

Слайд 5

Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания? Казачество- сословная группа с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения Царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли. С конца XVIII – нач . XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач . XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил, и я буду служить”. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

Слайд 6

«Родинка »- один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Что мы узнаем о Николке ? Сколько ему лет? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует? О чем мечтает Николка ? (2 глава). Его воспоминания о детстве. Почему же выбрал для себя такую жизнь? Назовите его примету.

Слайд 7

А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни «по-старому»? Его душевное состояние? («Душа зачерствела»). С кем автор сравнивает атамана? Почему такая ассоциация?

Слайд 8

Какой путь выбирают для себя отец и сын? насилия

Слайд 9

И на чьей же стороне дед Лукич? (зачитайте цитату) Он представитель народа. Народу война не нужна!

Слайд 10

В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни? — Атаман (пейзаж плодородной земли) — Николка (воспоминания о детстве, желание учиться) Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

Слайд 11

В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Грех детоубийства, который можно смыть только смертью. М. Шолохов смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

Слайд 12

Объясните смысл названия рассказа. Родинка — … С какими словами корнем связано это слово? Запишите в рабочий лист эти слова. Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной? Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)

Слайд 13

Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание. Скулы полыхают — … Степь глазами излапывает — … Ставни тоскуют — … Сумерки измазали хатенку — … Лучистые морщины — … Куга, курень, нехай — …

Слайд 14

Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»? Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям? От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты) Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки? Глубоким психологизмом

Слайд 15

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка ) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»). Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры». Производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.

Слайд 16

Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу? В чем смысл рассказа? Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу. Подберите эпитеты к слову Гражданская война. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы? Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах).

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон знает, что готовиться к итоговому сочинению тяжело, ведь впереди маячит финальный босс — ЕГЭ. При таком набитом доверху графике никто не может сосредоточиться на литературе, особенно если этот предмет не входит в список выбранных экзаменов. Поэтому Литрекон рекомендует Вам взять за основу короткие рассказы для итогового сочинения 2020-2021 года. Это прекрасный материал для аргументов. Его можно освоить за считанные дни до ИС. Приятного просвещения!

«Забвению не подлежит»

Короткие рассказы о войне для итогового сочинения выручат каждого выпускника, ведь в программе не так много «маленьких» произведений на эту тему.

Название книги О чем?
«Память», Юрий Яковлев Девочка рассказывает учительнице о подвиге юной партизанки, и они вместе погружаются в историю.
«Девочки с Васильевского острова», Юрий Яковлев Юная героиня после войны «подружилась» с Таней Савичевой, читая ее дневник о блокаде. Теперь она помогает людям строить памятник.
«В старом танке», Владимир Железников Мужчина и мальчик залезают в танк, ставший памятником в центре города. Герой рассказывает ребенку о своем пропавшем отце и о геройском подвиге неизвестного танкиста. Мальчик хочет разыскать пропавшего без вести отца героя.
«Как мы искали партизан», Елена Пономаренко  Дети в оккупации ищут отряд партизан, голодают, но в финале встречают добрую учительницу, и она помогает им найти отряд.
«Учитель истории», Юрий Яковлев Дети до сих помнят историю об учителе, который принял смерть добровольно вместе со своими учениками. Теперь наряду с танкистом и разведчиком в их игре есть учитель истории.

Но не только война попадается в рамках направления «Забвению не подлежит». Еще более непонятными темами являются вечная актуальность и сохранение памятников искусства. Тут пригодятся не только рассказы, но и поэмы (и даже небольшие повести). Ссылки укажут путь до краткого содержания.

Название книги  О чем?
«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин Автор восславляет фонтан хана и рассказывает историю произведения. Вот так фонтан донес историю любви и ревности до наших дней.
«Медный всадник», А.С. Пушкин Искусство увековечило образ Петра и отразило его характер. Оно до сих пор сохранилось и является одним из главных достоинств культурной столицы.
«Пушкину», С.А. Есенин Автор обращается к памятнику Пушкина на Тверском бульваре. Это произведение вдохновило его на новый виток творчества.
«Корзина с еловыми шишками», К.Г. Паустовский Композитор встретил маленькую девочку и посвятил ей мелодию. Она узнала об этом через много лет, и ее душа наполнилась ликованием и жаждой жизни.
«Портрет», Н.В. Гоголь Настоящее искусство не стареет, потому что всегда производит неизгладимое впечатление на человека, как портрет ростовщика из книги.
«Чучело», В.К. Железников Герой всю жизнь потратил на сбор коллекции картин своего прадеда. Он многим пожертвовал, чтобы собрать полотна. Но в финале он отдал их городу и обогатил его уникальным музеем.

Вот еще короткие рассказы о том, что не подлежит забвению:

  1. «Уроки французского», В. Распутин. Автор вспоминает о своей учительнице, которая спасла его от голода в трудные времена. Ее поступок нельзя забыть, ведь героиня совершила нравственный подвиг.
  2. «Болото», Е. Пономаренко. Маленький мальчик чудом выжил после того, как фашисты убили его семью. Он шел к партизанам через болото. Весь путь он прошел только благодаря тому, что помнил советы деда о том, как пройти через трясину.
  3. «Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин. Несмотря на то, что Сальери убил Моцарта, в памяти людей остался настоящий талант, перед которым меркнет всякое злодейство.
  4. «Светка», Е. Пономаренко. Героиня вспоминает, как они спаслись от немцев, которые хотели брать у детей кровь для раненых. Ей помогла сбежать подруга, а потом их приютила у себя бабушка Стася. Такое преступление против человечества нельзя забыть.
  5. «Оккупация», Е. Пономаренко. Предатель из русских стал полицаем и был опаснее для родного села, чем оккупанты. Он хотел отправить детей в Германию на работы, но его и других полицаев остановили партизаны. Преступление предателей нельзя забыть, это вечное бесчестье.
  6. «Кортик прапорщика», Н. Бадеев. Сын героя передал в музей кортик своего легендарного отца, который не покинул боевой пост, несмотря на опасность для жизни. Он внес огромный вклад в оборону Ленинграда.
  7. «Корабль из легенды». Рассказ о пушке, которая помогла нашим предкам защитить Родину. Теперь ее место в музее, ведь потомки должны помнить о жертвах, принесенных людьми прошлого ради будущего.

Если этого материала Вам мало, напишите в комментариях, мы добавим необходимое в сжатые сроки.

«Разговор с собой»

В этом году направления итогового сочинения донельзя абстрактны, поэтому для удобства разобьем небольшие рассказы на популярные тематические направления. Ссылки ведут на краткие содержания (для наиболее нетерпеливых читателей).

Вот короткие произведения о призвании и любви к своему делу:

Название книги О чем?
«В прекрасном и яростном мире», А. Платонов Главный герой — талантливый машинист. Он настолько погружен в свою сферу деятельности, что запомнил свой маршрут наизусть и воспроизвел его по памяти, когда потерял зрение.
«Песчаная учительница», А. Платонов Главная героиня стала учительницей в занесенном песком селе, но ее наука оказалась никому не нужной, ведь жители прозябали в нищете из-за стихии. Она приручила пески и помогла беднякам бороться с песком. В финале она уезжает в новую деревню с такими же проблемами.
«Сигнал», В.М. Гаршин Два героя спорят о том, как добиться справедливости. Один предпочитает смирение и честный труд, а другой — идеологическую борьбу. В итоге второй отчаивается и ломает рельсы, чтобы поезд сошел, и власти услышали его жалобы. А первый жертвует собой, чтобы спасти состав и выполнить свой долг.

Вот смысл жизни и его поиски:

  1. «Дары волхвов», О. Генри. Джим и его супруга покупают друг другу подарки, жертвуя самым дорогим, что у них есть. Герои живут ради любви, и этот выбор дарует им неземное счастье.
  2. «Душечка», А.П. Чехов. Героиня перенимает взгляды и смысл жизни своего супруга, и так брак за браком. У нее нет ничего своего, поэтому в финале она чувствует себя опустошенной.
  3. «Дом с мезонином», А.П. Чехов. Художник спорит с гражданской активисткой о смысле бытия. Она выступает за то, что человек должен жить, чтобы приносить обществу конкретную пользу. Он же является индивидуалистом и стремится к красоте и личностному росту.
  4. «Старик и море», Э. Хемингуэй. Герой борется со стихией и старостью, отправляясь на рискованную рыбалку. Он доказывает, что смысл жизни — в борьбе против обстоятельств и победе над своей слабостью.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Герой пытается поймать огромного осетра, но едва не погибает и переосмысливает свою жизнь, приходя к выводу, что нагрешил, и судьба наказывает его. Он понял, что эгоистичное существование ради наживы и потребительское отношение к природе — это очень плохо. Важнее всего человеческие отношения и нравственный выбор.

Вот еще интересные произведения к сокращении, направленные на раскрытие наиболее актуальных тем:

Название книги Для каких тем?
«Айвенго», Вальтер Скотт Толерантность

Отношения отца и сына, конфликт разных поколений

Перемены в обществе

Вред консерватизма

Польза традиций и культурных памятников

«Робинзон Крузо», Даниэль Дефо Человек вне общества

Саморазвитие

Жизнь с целью

Влияние религии и созидания на личность

Толерантность

«Кукла», Е. Носов Ценность прошлого

Уроки войны

Совесть

«Очарованный странник», Н.С. Лесков Поиск смысла жизни

Самосовершенствование

Влияние перемен

«Кавказский пленник», Л.Н. Толстой Что способствует развитию человека?

Влияние прошлого на будущее

Отношения в семье

Влияние среды на внутренний мир

Внутренний мир — одна из самых ходовых тем этого года. Короткие рассказы для итогового сочинения могут ее раскрыть, так что ловите список.

Название Темы
«Дама с собачкой» Любовь помогает в познании себя

Контраст внутреннего мира и внешнего

Трудно быть собой

«Хамелеон» Влияние обстоятельств на сущность человека

Ложь перед самим собой

«Человек в футляре» Замкнутость в себе

Страхи, подавляющие личность

Зависимость внутреннего мира от внешнего

«Душечка» Что формирует наш внутренний мир?
Влияет ли окружение на наше мировоззрение?Какие чувства влияют на состояние души?
«Тоска» Проблема одиночества

Как пережить горе?

Что мешает человеку быть счастливым?

Если нужно раскрыть еще какие-то важные темы и подобрать для них короткие рассказы для итогового сочинения, пишите в комментариях. Мы оперативно добавим новую информацию! 

«Время перемен»

«Маленькие» рассказы для итогового сочинения есть и по направлению «Время перемен». Вот самые короткие и универсальные:

  1. «Конь с розовой гривой», В. Распутин. Мальчик меняется к лучшему под воздействием жизненного опыта.
  2. «Холодная осень», И. Бунин. Эпоха перемен слишком быстро меняет условия жизни, и многие люди оказываются за бортом истории.
  3. «Шинель», Н. Гоголь. Новая верхняя одежда делает героя счастливее и меняет его отношение к себе. Чтобы изменить жизнь, нужно начать с самооценки.
  4. «Тапер», А. Куприн. Под лежачий камень вода не течет: если бы Юра не работал по ночам на праздниках и не учился мастерству пианиста, он никогда не познакомился бы с нужными людьми и не стал бы знаменитым композитором. Человек может изменить свою судьбу.
  5. «Беда», М. Зощенко. Что мешает человеку измениться к лучшему? В том числе и вредные привычки.
  6. «Срезал», В. Шукшин. Люди, которые ничего не хотят менять в своей жизни и сидят на одном месте, всегда будут не удовлетворены своим положением. Пример тому — Глеб, который завидовал всем, кто уехал из деревни в город.
  7. «Левша», Н. Лесков. Герой обосновал необходимость перемен в армии, но его никто не услышал. В результате Россия получила значительное отставание в сфере вооружения. Увы, один человек не может изменить мир.
  8. «Дикий помещик», М. Салтыков-Щедрин. Не все изменения идут на пользу людям. Вот барин избавился от крепостных, но в итоге одичал и деградировал, ведь без них не мог даже чулок натянуть.
  9. «Муму», И. Тургенев. Герой переехал на новое место службы, но изменения принесли ему лишь страдания, и он вернулся обратно в деревню. Не все перемены ведут к положительным результатам.
  10. «Мцыри», М. Лермонтов. Герой пытался изменить свою судьбу, но тщетно, все предопределено.

О переменах в себе или вокруг себя писали многие авторы, но не так кратко, как хотелось бы. Но хорошо, что есть подробные краткие содержания, которые по размеру не превышают рассказы. Ссылки в таблице. Вот интересные варианты по направлению «Время перемен»:

Название книги Темы
«Белая гвардия» Революция

Разочарование в переменах

Последствия перемен

«Собачье сердце» Последствия революции

Как трудно даются изменения

Как изменить страну?

Может ли человек изменить мир?

«Ася» Боязнь перемен

Стоит ли бояться перемен?

Зона комфорта

Как Вы знаете, аргументация для итогового сочинения может быть намного шире, чем мы думаем. Не только книги из школьной программы достойны занять свое место в экзаменационной работе. Можно использовать даже статьи из журналов и блогов, было бы желание и умение применить этот материал. Это не сложнее, чем писать сотой сочинение по «Войне и миру». Здесь Вы найдете подборку статеек о переменах в себе и обществе, а также о других важных проблемах этого года.

«Я и другие»

Почему люди друг друга не понимают и как это исправить? Об этом будут многие сочинения по направлению «Я и другие». А вот и короткие произведения на эту тему. Ссылки указывают на краткие содержания.

Название книги О чем?
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Маленький рассказчик рисовал странные рисунки, и взрослые сказали ему, что у него нет таланта. Он поверил, но зря, ведь оказалось, что он просто имел уникальный внутренний мир художника, недоступный обычным взрослым. А ведь родителям нужно было проявить всего лишь немного креатива, чтобы понять своего сына…
«Пересолил», А.П. Чехов Землемер очень боялся ехать с незнакомым возницей через лес ночью, поэтому он приврал о себе, что он, мол, бандит. Но Клим испугался и убежал в лес, оставив землемера в расстроенных чувствах. Недопонимание было следствием страха и недоверия.
«Кошка под дождем», Эрнест Хемингуэй  Он читает газету и не обращает внимания на Нее. Она же вышла на улицу и увидела кошку под дождем. Ее первый порыв — взять животное под уютный кров, но Он остался безразличен и к этому. Их разделяют разные жизненные ценности: ей хочется уюта и семьи, а ему — свободы.
«Челкаш», М. Горький Вор, живущий в городе, и крестьянин из деревни не могут понять друг друга из-за ментальных противоречий и разных жизненных ориентиров.
«Попрыгунья», А.П. Чехов Она — яркая представительница богемы, он — скромный врач. Разумеется, она его недооценивает и всячески принижает, а он ее любит, но не может дать то, что она хочет. Герои не могут найти общего языка, потому что они из разных миров.

А может ли человек обойтись без общества? Вопрос на века. И он очень часто попадался на пробниках этого года. Так что вот короткие рассказы для подготовки к итоговому сочинению, посвященные роли коллектива в жизни личности:

  1. «Пари», А.П. Чехов. Человек уходит из общества на 15 лет и утрачивает человеческий облик.
  2. «Старуха Изергиль», М. Горький. Ларра получает изгнание в наказание и не может вынести этой ноши. В итоге он сам пожелал умереть.
  3. «Ионыч», А.П. Чехов. Несмотря на свое презрение к обществу, Старцев не может покинуть его и абстрагироваться.
  4. «Человек в футляре». Пытаясь жить вне общества человек не развивается, а деградирует.
  5. «Премудрый пискарь», М. Е. Салтыков-Щедрин. Герой всю жизнь держался в стороне от других, потому что боялся, но в итоге попросту растратил все годы на прозябание в темной дыре своего одиночества.

О дружбе, любви, общении нам повествуют вот эти небольшие рассказы для итогового сочинения:

  1. «О любви», А. П. Чехов.
  2. «Тихое утро», Ю.П. Казаков.
  3. «Юшка», А. Платонов.
  4. «Макар Чудра», М. Горький.
  5. «Барышня-крестьянка», А. С. Пушкин.

Чего-то не хватает? Литрекон дополнит список коротких рассказов для итогового сочинения, но напишите ему в комментариях, что лучше добавить?

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Это самое непопулярное направление, на котором многие поставили крест из-за того, что для некоторых тем нужно привлекать прямо совсем-совсем новую литературу. А как быть, если даже современные авторы пишут о прошлом? Правильно, выбирать другое направление! Так что здесь ограничимся кратким списком рассказов, которые более или менее современны.

  1. «Конец блицкрига», С. Алексеев. Современный автор с гордостью пишет о том, как советская армия остановила нацистов. Это говорит о преемственности поколений.
  2. «Шесть спичек», А. и Б. Стругацкие. Ради прогресса ученый жертвует собой и получает серьезную травму. Авторы говорят о том, что самое ценное в мире — это человек, поэтому им жертвовать нельзя.
  3. «Спонтанный рефлекс», А. и Б. Стругацкие. Урм — универсальная рабочая машина. Он имеет исключительные интеллектуальные и физические возможности, это первый в мире искусственный интеллект. Но люди не могут предугадать то, что появилось в машине от людей — спонтанный рефлекс. Это говорит о неоднозначности научного прогресса.
  4. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Люди будущего разрушают достижения прошлого, чтобы отомстить предкам за их недальновидность и свои несчастья. Вот так разрушение преемственности поколений ведет к деградации.
  5. «Замечательный костюм цвета сливочного мороженого», Рэй Брэдбери. Герои купили дорогой костюм и носили его по очереди, чтобы стать более успешными. Но оказалось, что новая одежда не способствует исполнению мечты. Важен не статус, а масштаб личности.

Чтобы привести пример, касающийся именно нашего поколения, используйте короткие статьи из СМИ:

А вот и блок статей про отношения нашего поколения с окружающим миром:

Многомудрый Литрекон желает Вам удачи на экзамене!

Метки: 11 класситоговое сочинениекороткие рассказынебольшие рассказы

Читайте также:

Тема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал в партизанском отряде… Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман, Эренбург, Астафьев и многие другие, оставили нам удивительные свидетельства. У каждого из них была своя война и свое видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги. Они оставили страшные воспоминания о тех роковых для страны событиях.

Особенно важны эти свидетельства для современных подростков и детей, которым обязательно стоит прочесть эти книги. Память невозможно купить, ее можно либо не терять, либо утратить, либо восстановить. И лучше уж не терять. Никогда! И не забывать о победе.

Мы решили составить список из ТОП-25 наиболее примечательных романов и повестей советских писателей.

  • Борис Васильев: «»
  • Константин Воробьев: «Убиты под Москвой»
  • Даниил Гранин: «Мой лейтенант»
  • Алесь Адамович: «Каратели»
  • Виктор Астафьев: «Прокляты и убиты»
  • Борис Васильев: «В списках не значился»
  • Владимир Богомолов: «Момент истины (В августе сорок четвертого)»
  • Юрий Бондарев: «Горячий снег»
  • Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня»
  • Василь Быков: «Сотников»
  • Василь Быков: «Дожить до рассвета»
  • Олесь Гончар: «Знаменосцы»
  • Василий Гроссман: «За правое дело»
  • Василий Гроссман: «Жизнь и судьба»
  • Эммануил Казакевич: «Звезда»
  • Эммануил Казакевич: «Весна на Одере»
  • Валентин Катаев: «Сын полка»
  • Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда»
  • Вера Панова: «Спутники»
  • Фёдор Панфёров: «В стране поверженных»
  • Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17»
  • Анатолий Рыбаков: «Дети Арбата»
  • Константин Симонов: «Живые и мертвые»
  • Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину»
  • Илья Эренбург: «Буря»

Подробнее о Великой Отечественной войне Великая Отечественная война была самым кровопролитным событием мировой истории, которое унесло жизни миллионов людей. Практически в каждой российской семье есть ветераны, фронтовики, блокадники, люди, пережившие оккупацию или эвакуацию в тыл, это накладывает неизгладимый след на всю нацию.
ВОВ была заключительной частью II Мировой войны, прокатившейся тяжелым катком по всей европейской части Советского союза. 22 июня 1941 года стало точкой ее отсчета – в этот день немецкие и союзные войска начали бомбардировку наших территорий, запустив реализацию «Плана Барбаросса». До 18 ноября 1942 года в оккупации оказалась вся Прибалтика, Украина и Белоруссия, Ленинград был блокирован на 872 дня, а войска продолжали рваться вглубь страны для захвата ее столицы. Советские полководцы и военные смогли остановить наступление ценой больших жертв как в армии, так и среди местного населения. С оккупированных территорий немцы массово угоняли население в рабство, распределяли евреев в концентрационные лагеря, где, помимо невыносимых условий жизни и работы, практиковались разного рода исследования над людьми, повлекшие множество смертей.
В 1942-1943 годах эвакуированные глубоко в тыл советские заводы смогли нарастить производство, что позволило армии пойти в контрнаступление и отодвинуть линию фронта к западной границе страны. Ключевым событием в этот период является Сталинградская битва, в которой победа Советского Союза стала переломным моментом, изменившим существующий расклад военных сил.
В 1943–1945 годах советская армия перешла в наступление, отвоевывая оккупированные территории правобережной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В этот же период на еще не освобожденных территориях разгорается партизанское движение, в котором принимали участие многие местные жители вплоть до женщин и детей. Конечной целью наступления был Берлин и окончательный разгром вражеских армий, это произошло поздно вечером 8 мая 1945 года, когда был подписан акт о капитуляции.
В числе фронтовиков и защитников Родины были многие ключевые советские писатели – Шолохов, Гроссман, Эренбург, Симонов и другие. Позже они напишут книги и романы, оставив потомкам свое видение той войны в образах героев – детей и взрослых, солдат и партизан. Все это сегодня позволяет нашим современникам помнить страшную цену мирного неба над головой, которая была оплачена нашим народом.

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата — героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.
Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.
«Нет большей чести для советского литератора, — писал в те годы А. Фадеев, — и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».
Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны — и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед — наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть — эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов — в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы — темы войны, темы Родины.
Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).
Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые — «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).
Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.
Традиции литературы Великой Отечественной войны — это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.
Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.
Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком — М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном — К. Воробьёв; связистами — В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком — В. Курочкин; десантником и разведчиком — В. Богомолов; партизанами — Д. Гусаров и А. Адамович…
Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего — продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.
Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.
Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах — от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).
Вот это преимущество — непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты — минуты боя — всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).
Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, — вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта — чуткость к правде.
Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).
Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.
Именно в середине 50-х — начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.
Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х — начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой — исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.
Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Последнее обновление: 13 мая 2014 г., 14:41

Книги о детях-героях Великой Отечественной войны

Шолохов рассказы о войнеДетство, опаленное войной…

Обычные мальчишки и девчонки… Весёлые и озорные, непоседливые и серьёзные. Они учились, дружили, ссорились и мирились, смеялись и грустили, пели песни, танцевали, бегали по улицам, играли.

Но беззаботное, счастливое и полное надежд детство оборвалось 22 июня 1941 года, когда в самый обычный воскресный день началась Великая Отечественная война.

Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях, на переднем крае и в глубоком тылу. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Мальчишки и девчонки повзрослели. В один строй вместе с отцами и матерями, старшими сёстрами и братьями встали они на защиту Отечества, как настоящие бойцы. Разведчики, санитарки, связисты, минёры… Сыны полков, юные партизаны и просто «тимуровцы»… На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. Война огнём опалила их детство, разучила плакать и научила терпеть боль, переносить нечеловеческие страдания и лишения. Они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Но не все они дожили до теплого мая 1945 года. Во время Второй мировой войны погибло 13 000 000 детей. 20 000 ребят в годы Великой Отечественной войны получили ордена и медали.

Мы предлагаем вам новинки литературы о ваших сверстниках — героях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Выберите время для чтения. Вы должны знать, что пережили ваши сверстники в суровые военные годы. Это наша история.

Список книг о детях-героях Великой Отечественной войны можно посмотреть .

Исследовательская работа по творчеству

Михаила Александровича Шолохова

 «Шолохов. Война без прикрас»

Авторы: Теребинова Софья Васильевна

Федотов Егор Алексеевич

Сандрявкина Варвара Петровна

Мустафаев Мустафа Дильсуз оглы

учащиеся 4 «А» класса

МБОУ Школы № 96

им.П.П.Мочалова:

Научный руководитель:

Горлова Елена Витальевна

классный руководитель

4 «А» класса

г.о. Самара 2021г.

Содержание

Введение
…………………………………………………………2

1.Основная
 часть

1.1.
Великий писатель при жизни………………………………………….3

1.2.Гражданская
война и «Донские рассказы»…………………4

1.3.Великая
Отечественная война и «Судьба человека»……..5

Заключение……………………………………………………….6

Список
используемой литературы………………………………6

Введение

    
Михаил Александрович Шолохов – гениальный признанный писатель и действительно
признанный, ведь получить столько премий и наград при жизни получилось далеко
не у каждого великого писателя. Его произведения по истинне уникальны, начиная
читать любое произведение Шолохова невозможно оторваться, сюжет полностью
захватывает читателя, заставляя до боли сопереживать героям рассказа,
представлять себя очевидцем изложенных событий [1].

   
В чём же гениальность писателя? В своей работе мы попробуем разобраться и
ответить на этот вопрос. И здесь нам помогут его произведения…

Великий писатель при жизни

   
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине
станице Вешенской Донецкого округа (ныне Шолоховский район Ростовской области).
Писатель родился в переломный момент для страны и своими глазами видел историю
становления советской власти, находился в центре братоубийственной гражданской
войны, что, конечно же, повлияло на мировоззрение тогда ещё, совсем молодого
человека. Как и многие другие писатели, Шолохов перепробовал себя в массе
профессий: счетовод, грузчик,

делопроизводитель,
налоговый инспектор, рабочий улиц, и даже учитель начальных классов. Всё время
освоения разных профессий Шолохов читал много литературы и постоянно занимался
самообразованием. И уже в 23 года совсем молодой, неопытный молодой писатель
Шолохов становится автором произведения, которое принесло ему мировую славу и
известность[2].

   
«Тихий Дон» Шолохова – роман, который откровенно и без прикрас рассказывает нам
о реальностях гражданской войны, о безграничной жестокости к самым близким, о
личных метаниях главного героя, где через драматическую историю жизни донского
казачества, мы узнаём о расколе страны.

     
Обрести такую популярность при жизни, это скорее исключение из правил, Михаил
Александрович Шолохов стал признанным классиком отечественной литературы,
получил звания Героя Социалистического труда, Академика Академии наук СССР,
Лауреата Государственной Сталинской и Ленинской премий. В 1965 году Шолохов
стал Нобелевским лауреатом.

Гражданская война и «Донские рассказы»

   
В 1926 году в издательстве «Новая Москва» выходит одна из первых книг Михаила
Александровича Шолохова – «Донские рассказы». Эту книгу Шолохов назвал «пробой
пера, пробой литературных сил». Но если, как сказал автор, это – «проба», то
как можно объяснить глубокое, до боли, чувство сопереживания, которое
испытывает читатель к героям Шолохова, как проникает это чувство до самых
потаённых уголков сердца и заставляет пытаться понять и объяснить поступки
людей в гражданскую войну.

   
Шолоховские герои – это люди со стержнем, сильные духом, мужественные и стойкие
к правде жизни. Почти в каждом рассказе мы сталкиваемся с гибелью героя или
утратой героем своих близких. В рассказах «Пастух», «Родинка», «Бахчевник»,
главный герой – молодой человек, столкнувшийся с разными жизненными
обстоятельствами. В «Родинке» Николка, в 18 лет ставший командиром, в «Пастухе»
Гриша – сирота, заботившейся о сестре, в «Бахчевнике» — Митька, спасший жизнь
старшего брата. В рассказах «Смертный враг», «Червоточина» героипротивостояли
несправедливости и чёрствости окружающего мира. В рассказах «Алёшкино сердце»,
«Батраки» читатели знакомятся с ощущением невыносимого голода, воочию представляя
пухнувших с голода Алёшку, его мать, сестрёнку и понимая их спокойноеотношение
к смерти. Понимают читатели и стыд Федьки перед нищей матерью, трудолюбивого и
незаслуженно выгнанного, не получившего за свой нечеловеческий труд ни копейки [4].

   
Тяжёлое, невыносимое время…но автор не даёт героям ожесточится, в рассказах
«Жеребёнок» и «Шибалково семя», герои помогают выжить в условиях войны
жеребёнку и младенцу, порой и ценой собственной жизни.

    
Шолохов в «Донских рассказах» показывает читателям трагедию всего русского
народа, ведь гражданская война действительно бессмысленная и что может быть
страшнее убийства собственных близких…

Великая Отечественная война и «Судьба
человека»

  
В годы Великой Отечественной войны Шолохов участвовал в боях под Смоленском на
Западном фронте, под Ростовом, работал военным корреспондентом газет «Правда» и
«Красная звезда». В эти годы писатель перенёс и личную трагедию, его дом в
станице Вешенской был разрушен бомбой, погибла его мама. Писатель хотел
рассказать свою правду о войне, суровую и предельно честную. В рассказах «Наука
ненависти» и «Судьба человека» читатели видят героизм советских солдат не
только в боях, но и становятся свидетелями той стороны войны, о которой принято
было молчать. Шолохов разрушил идеализацию «последнего патрона». В чём героизм
убить себя, лишить себя возможности когда-нибудь увидеть близких, вернуться к
своим, дождаться победы из последных сил [3].

   
Герои Шолохова именно такие, Виктор Герасимов и Андрей Соколов, прошедшие все
ужасы фашистского плена, потерявшие своих близких, они смогли найти в себе
мужество вернуться на фронт и продолжить борьбу за освобождение своей страны.
Герои, в сердце которых, казалось бы полностью уничтоженном войной, зажглась
искра любви, вера в будущее из случайной встречи, эти люди благодарны даже за
простой разговор на родном, бесценном языке своей родины [4].

 
Люди, прошедшие ад унижений, нечеловеческой боли и страданий не озлобляются, а
начинают любить тех, кто оказался рядом…после войны…

Заключение

 Михаил
Александрович Шолохов – колоритный и неповторимый автор, писатель исторической
действительности, которую мы ощущаем с графической точностью. Своеобразный
диалект, мрачные пейзажи бедности, голода и отчаянья и вот мы погружаемся в
жизнь донских казаков в годы раскола. Вместе с автором проникаем  в суть
каждого произведения, до боли сопереживаем героям и понимаем, что история нашей
страны продолжает жить в нас, только зная историю своей родины, а именно
реальные факты и события, мы становимся теми, кто мы есть, учимся различать
добро и зло, вечное и проходящее.

     
Книги Михаила Шолохова открывают нам историю с другой стороны, мы узнаём, о чём
думали и мечтали участники гражданской войны, какие разговоры вели бойцы у
костра перед боем, что может помочь выжить, когда, выжить почти невозможно…

Список использованной литературы

1.    
Биография – Государственный
музей-заповедник Шолохова
URL:
http://www.sholokhov.ru/sholokhov/biography/
(дата обращения: 11.02.2020г.)

2.    
Биография Михаила Шолохова РИА-Новости  URL:
https://ria.ru/20150524/1065924634.html(дата
обращения: 11.02.2020г.)

3.    
Петелин В.В. Михаил Александрович Шолохов
. Энциклопедия. Издательство: Алгоритм, 2011г.

4.    
Шолохов  М.А. «Рассказы». – М: Дрофа:
Вече, 2002. – 320 с. (Библиотека отечественной классической литературы).

У большинства россиян есть любимый советский фильм (82%), любимая советская песня (61%) и любимая советская книга (55%), свидетельствуют данные ВЦИОМ, собранные в рамках совместного проекта с РБК «30 лет без СССР». Всего в ходе открытого опроса (респонденту нужно было самому назвать произведение, а не выбирать из списка) участники перечислили по несколько десятков кинолент, музыкальных и литературных произведений времен СССР. Абсолютных лидеров по предпочтениям среди них нет: самые популярные произведения набрали максимум 6% приверженцев.

Среди советских фильмов планку в 1% преодолели 25 картин, среди книг — 19 произведений, среди песен — 23 (с учетом таких сборных ответов, как песни Аллы Пугачевой, песни Муслима Магомаева, песни Виктора Цоя, песни Анны Герман). Не обошлось и без курьезов: по 1% опрошенных назвали своей самой любимой советской книгой «Войну и мир» Льва Толстого, написанную более чем за полвека до создания СССР, а также «Три мушкетера» Александра Дюма, изданную еще раньше.

Опрос ВЦИОМа был проведен 24 ноября среди 1,6 тыс. россиян в возрасте от 18 лет методом телефонного интервью. Для выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%, отмечает ВЦИОМ.

Список самых любимых кинолент россиян возглавили две мелодрамы — «Москва слезам не верит» (6%) и «Девчата» (5%). Женщины их упоминали чаще (8%), чем мужчины (3 и 1% соответственно), а люди старше 25 лет — чаще, чем более молодые. На третьем месте по числу голосов — комедия «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (4%), фильм, который оказался самым популярным среди молодежи: его назвали любимым 11% людей в возрасте от 18 до 24 лет. Мужчины вспоминали о нем чаще, чем женщины (5 и 2% соответственно). По 4% голосов набрали военные фильмы «В бой идут одни старики» и «А зори здесь тихие».

В число любимых также вошла знаменитая новогодняя кинолента «Ирония судьбы, или С легким паром!» с 3% голосов (ее одинаково любят и мужчины, и женщины, а среди молодежи за нее высказались 7% опрошенных). Столько же голосов получили комедия «Бриллиантовая рука», многосерийный фильм «17 мгновений весны» (особенно популярен на Северном Кавказе, 10% голосов) и военная драма «Офицеры» (чаще ее называли люди от 45 лет и старше).

Выбор россиян нельзя назвать неожиданным, сказал РБК доцент кафедры драматургии кино ВГИКа Всеволод Коршунов. «“Москва слезам не верит” — одна из любимых мелодрам в истории советского кино, и плюс ко всему у [фильма] самая высокая посещаемость в истории советского проката», — напомнил он.

Среди песен больше всего голосов опрошенных — по 4% — набрали гимн Советского Союза и песня «Катюша», показал опрос ВЦИОМ. Гимн СССР — самый популярный ответ у представителей среднего возраста от 34 до 59 лет (5−7%), у «Катюши» почитатели более молодые: ее назвали любимой 5% респондентов в возрасте до 25 лет, 7% — в возрасте до 34 лет и 6% — в возрасте до 45 лет, среди старшего поколения ее выбрали лишь по 2−3% опрошенных. Если исходить из географии, то гимн СССР лидирует на Дальнем Востоке с 11% голосов, а «Катюша» — на Северном Кавказе с 14% голосов. Ни в одном из других федеральных округов ярко выраженных лидеров нет.

Самой популярной у возрастной категории от 18 до 25 лет оказалась песня «Прекрасное далеко» из подросткового фильма «Гостья из будущего» (ее назвали 7% в этой категории, тогда как в целом она набрала 1% почитателей). Впрочем именно среди молодежи велика доля тех, кто ответил, что среди советских песен любимых нет: так сказала почти треть опрошенных в группах от 18 до 34 лет (32−33%).

Больше 1% также набрали песни, связанные с Великой Отечественной войной: «День Победы» (3%), «Священная война» (2%), «Смуглянка» (2%), а также песня «Надежда» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова (2%).

Любимые книги времен СССР назвали 55% опрошенных. Среди самых популярных оказались «Как закалялась сталь» Николая Островского (5%), «Тихий Дон» Михаила Шолохова (4%) и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (3%). Роман Булгакова оказался популярен среди молодежи: в возрастной группе до 25 лет его назвали 7% опрошенных. К романам Островского и Шолохова молодые люди, напротив, оказались равнодушны: среди любимых их назвали менее 1% россиян этого возраста. Роман Островского наиболее популярен в Южном (8% проживающих там) и Северо-Кавказском (6%) федеральных округах, роман Шолохова предпочитают на Дальнем Востоке (9%) и не очень ценят на Урале (1%). Булгакова больше всего любят в Южном ФО (7%) и в Северо-Западном ФО (5%).

svg+xml;uft 8,%3Csvg%20width%3D%22117%22%20height%3D%2228%22%20fill%3D%22none%22%20xmlns%3D%22http%3A%2F%2Fwww.w3.org%2F2000%2Fsvg%22%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M46.939%207.84h 9.846l.001.005c.002.517 .127%206.472 .217%208.185 .083%201.579 .396%202.123 2.081%202.235 .145.003 .29.004 .436.003l .012%202.341c.04.008%201.924.29%203.16 .447%201.585 .945%201.9 2.638%201.972 3.995.054 1.039.125 3.864.171 5.816h4.683l .003%2010.258h2.608V7.84Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20fill rule%3D%22evenodd%22%20clip rule%3D%22evenodd%22%20d%3D%22M61.843%2018.399c .04.046 .082.094 .125.139 2.036%202.144 4.13%202.428 5.718%202.428a6.714%206.714%200%200%201 6.712 6.712A6.715%206.715%200%200%201%2056%207.542c2.625%200%204.9%201.51%206.003%203.709.163.335.815%201.858.583%204.3H52.101c.491%201.648%202.07%202.837%203.899%202.837%201.914 .001%203.263 .819%204.172 1.679l1.671%201.69Zm 1.874 5.359c .415 1.589 1.92 2.886 3.969 2.886 2.05%200 3.542%201.27 3.937%202.886h7.906Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M73.428%2018.098h 5.831c1.044 .953%201.354 2.86%201.335 4.959l .001 .225h.001v 2.563h4.496v7.747Zm4.316%200h 1.707V7.84h 9.713v5.074h.001v.005l.004.698c.007%201.172 .004%204.461 2.463%204.475l .484.006v5.371h2.608v 2.86h9.146v2.86h2.608v 5.371Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20fill rule%3D%22evenodd%22%20clip rule%3D%22evenodd%22%20d%3D%22M82.318%2020.609H80.15V7.84h2.609v8.525l7.409 8.525h2.168v12.769h 2.609v 8.348l 7.409%208.348Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M18.211%2014A4.216%204.216%200%200%201%2014%2018.211%204.216%204.216%200%200%201%209.789%2014%204.216%204.216%200%200%201%2014%209.789%204.216%204.216%200%200%201%2018.211%2014ZM14%200C6.28%200%200%206.28%200%2014s6.28%2014%2014%2014a13.92%2013.92%200%200%200%207.886 2.435l.04 .028 1.886 2.192 .032.02A11.077%2011.077%200%200%201%2014%2025.13C7.863%2025.13%202.87%2020.137%202.87%2014%202.87%207.863%207.863%202.87%2014%202.87c6.137%200%2011.13%204.993%2011.13%2011.13%200%20.795 .089%201.6 .262%202.392 .352%201.445 1.364%201.887 2.123%201.829 .764 .062 1.658 .606 1.664 1.938V14A7.088%207.088%200%200%200%2014%206.919%207.088%207.088%200%200%200%206.919%2014a7.088%207.088%200%200%200%209.8%206.541%207.022%207.022%200%200%200%202.298 1.55%204.55%204.55%200%200%200%203.498%202.091%204.733%204.733%200%200%200%203.218 .943c.839 .638%201.466 1.559%201.812 2.666.055 .179.157 .588.157 .591l.003 .015c.204 .888.295 1.773.295 2.867%200 7.72 6.28 14 14 14%22%20fill%3D%22%23FF9E00%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M110.51%2017.091c 3.159%200 5.074 2.19 5.147 5.83h1.602c.05%202.672%201.265%203.809%202.201%204.038v 4.037h1.534v2.307c.902 .101%201.842 1.148%202.156 2.307h1.506c .24%201.422 1.265%202.475 1.988%202.906.723.347%201.893%201.266%202.341%202.923h 1.657c .348 1.109 1.21 1.965 2.358 2.083v2.083h .19ZM109.714%2021h.583c3.164%200%204.749%200%205.729 .98.974 .986.974 2.57.974 5.723v .594c0 3.158%200 4.737 .974 5.723 .98 .98 2.565 .98 5.729 .98h .583c 3.164%200 4.748%200 5.734.98 .986.98 .98%202.57 .98%205.723v.594c0%203.158%200%204.737.98%205.723.98.986%202.57.98%205.734.98Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%20fill opacity%3D%22

По 2% голосов, согласно опросу ВЦИОМ, набрали еще всего две книги — еще один роман Шолохова «Поднятая целина» и роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Про «Поднятую целину» чаще вспоминали люди старше 60 лет (4% голосов в этой возрастной группе), а «Молодую гвардию» чаще называли женщины, чем мужчины (3 против 1%). По 1% приверженцев набрали еще 12 произведений, а также общие категории «Книги Валентина Пикуля» и «Детские сказки, рассказы».

Относительно популярным среди молодежи стал «Пикник на обочине» братьев Стругацких (3% голосов людей моложе 25 лет), а снятый по мотивам этой повести «Сталкер» Андрея Тарковского не получил поддержку среди молодежи, собрав менее 1% голосов. Также по 3% голосов среди молодежи получило еще одно произведение Булгакова — повесть «Собачье сердце».

Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой литературы и лингвистики, проректор МГИК Александр Ужанков в разговоре с РБК назвал тройку любимых россиянами советских книг предсказуемой. «Все три книги являются знаковыми для XX века, — пояснил он. — Если мы посмотрим на русскую литературу XIX века, то увидим, что в ней не было идеальных героев, а вот Островский создает идеального героя советской эпохи — Павла Корчагина, который готов пожертвовать своей жизнью ради строительства будущего коммунизма».

«Тихий Дон», по мнению Ужанкова, привлекает внимание не только читателей, но и экспертов — ведь благодаря нему Шолохов стал одним из немногочисленных россиян — лауреатов Нобелевской премии по литературе.

«“Мастер и Маргарита” — это совершенно иного плана роман, но тоже актуальный для XX века, — считает филолог. — Булгаков закончил его в 1940 году, но опубликован он был в конце 60-х, а это время гонения на РПЦ, так что русский человек, который принадлежит русской культуре, в этом романе увидел духовную наполняемость». Все перечисленные романы были изданы огромными тиражами, напомнил Ужанков.

Сейчас то, как будет восприниматься советская эпоха будущими поколениями, зависит от восприятия этого периода российской истории современной молодежью, отметила в разговоре с РБК советник гендиректора ВЦИОМ Елена Михайлова.

«Через призму новой системы приоритетов и ценностных ориентаций постепенно происходит переосмысление событий, уходят на второй план знаковые фигуры и отдельные культурные символические элементы», — отмечает она.

В рамках опроса ВЦИОМ также выяснилось, что только каждый пятый россиянин не смог правильно расшифровать аббервиатуру СССР и что главным антигероем советской эпохи в России считают Михаила Горбачева.

Евгения Кузнецова при участии Анастасии Серовой

Во время загрузки произошла ошибка.

  • Шолохов родинка аргументы к итоговому сочинению
  • Шолохов судьба человека аргументы к итоговому сочинению 2022
  • Шолохов судьба человека сочинение на тему судьба человека шолохов
  • Шолохов судьба человека аргументы к сочинению патриотизм
  • Шолохов судьба человека пример для сочинения