Шолохов иллюстрации к рассказам

Иллюстрации ю.п. реброва 182 иллюстрации к произведениям м.а. шолохова заслуженного художника рсфср ю.п. реброва хранятся в фондах музея-заповедника. юрий петрович

Иллюстрации Ю.П. Реброва

182  иллюстрации к произведениям М.А. Шолохова заслуженного художника РСФСР  Ю.П. Реброва хранятся в фондах музея-заповедника.

 Юрий Петрович Ребров проиллюстрировал почти все произведения М.А. Шолохова. Он говорил: «Шолохов – мой любимый писатель, я ему отдал большую долю своего сердца и к его героям – использую шолоховское выражение – «прирос пуповиной».

 Судьба свела Реброва с Шолоховым в 1956 году, на следующий день после того, как в «Правде» была опубликована «Судьба человека». Издательство  «Молодая гвардия»  предложило художнику проиллюстрировать рассказ.

Из воспоминаний Ю.П. Реброва: «Сейчас, быть может, я бы подумал, что эта работа слишком ответственна, а тогда по молодости согласился. Михаил Александрович посмотрел эскизы и утвердил их. Впоследствии я сделал рисунки почти по всем произведениям Шолохова.

Михаил Александрович большое внимание в картинах уделял мелочам, знанию жизни, этнографии. Он бы не простил неправильно нарисованной уздечки! Но меня выручало то, что сам я родом из казачьей семьи – только с Кубани, — и уж, конечно, знаю, что такое уздечка, шашка, вспаханное поле, а потом исходил пешком весь Дон, завязал много интересных знакомств, изучил «шолоховские типы». Но я не сказал бы, что Шолохов излишне опекал меня, – так было бы невозможно творить, ведь писатель «задавил» бы меня своим авторитетом».

В 1959 году Ю.П. Ребров выполнил черно-белые рисунки к главам романа «Они сражались за Родину». Второй вариант серии иллюстраций, выполненных цветной акварелью, вошёл в подарочное издание книги к 50-летию Победы. Художник создал психологически точные иллюстрации — и драматические, и юмористические,  с большим мастерством выписал батальные сцены.

Около 10 лет Ребров отдал работе над иллюстрациями к роману «Тихий Дон». Он несколько раз выезжал на Дон, в шолоховский край, жил в хуторах и станицах, наблюдал за жизнью казаков, любовался природой донского края и создал целую изобразительную эпопею, полагаясь только на своё собственное восприятие романа.

Сам художник так говорил о своей работе: «…Мои иллюстрации – это как бы «параллельные листы» к произведениям Шолохова, мои впечатления о его героях. Единственное, в чём я себя ограничивал, – я стремился не разрушить те удачные зрительные образы, которые уже до меня были найдены художниками и кинорежиссерами, работавшими над произведениями Шолохова».

Первые иллюстрации Реброва к роману «Тихий Дон», выполненные цветной акварелью,  появились в 1962 году.  В 1965 году в издательстве «Молодая гвардия» вышло  подарочное издание романа, приуроченное к 60-летию М.А. Шолохова,  к которому художник сделал новые рисунки, а к  3-му изданию романа в 1971 году им были выполнены новые варианты иллюстраций. Интересны портретные рисунки героев романа «Аксинья», «Наталья», «Григорий-новобранец», «Степан Астахов», парные портреты «Дарья и Пантелей Прокофьевич», «Пантелей Прокофьевич и Мирон Григорьевич», в которых художник сумел показать столкновение характеров.  Реалистичны пейзажные работы  «На хуторской окраине», «Хутор Татарский», «Дон-батюшка». И особенно удачными получились батальные сцены.

За серию иллюстраций к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» Ю.П. Ребров был удостоен Серебряной медали Академии художеств СССР (1969-1970).

Художник создал и один из лучших графических портретов писателя. Первый вариант этого портрета писателя, написанный в 1970 году, хранится в фондах музея-заповедника, а второй, созданный в 1978 году, — находится в доме-музее М.А. Шолохова на Усадьбе в ст. Вёшенской.

18 января 1984 года, будучи тяжело болен, М.А. Шолохов написал Ю.П. Реброву из Центральной клинической больницы: «Получил свой портрет – Ваш подарок, работу, которую Вы создали. Большое спасибо, дорогой Юрий Петрович. Хорошо помню, как Вы работали над иллюстрациями «Тихого Дона». М. Шолохов».

Всего в коллекции музея-заповедника находятся 184 работы Юрия Реброва: 95 иллюстраций к роману «Тихий Дон» и 63 эстампа-иллюстрации этого произведения, 18 иллюстраций книги «Они сражались за Родину», 3 — к повести «Путь-дороженька», 2 — к рассказу «Судьба человека», 1 — к рассказу «Нахалёнок» и два портрета писателя.

Юрий Петрович Ребров (1929-2002) – график, иллюстратор, портретист.

Родился в городе Томске. В 1949 году он окончил с отличием Алма-Атинское театрально-художественное училище. Первые работы художника были опубликованы в журналах «Смена», «Огонёк», «Советский воин». С 1951 по 1953 годы он работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, где военная тематика для него стала основной. Член Союза художников СССР (1958). В 1975 году за выдающиеся успехи в изобразительном искусстве Ю.П. Ребров удостоен  звания «Заслуженный художник РСФСР».

  Художник создал целую галерею портретов известных людей — М.А. Шолохова, В.И. Ленина,  М.И. Калинина, Н.К. Крупской. Л.И. Брежнева, Т. Живкова. Он выполнил иллюстрации к огромному количеству книг, нарисовал большое количество пейзажей и натюрмортов. Работы Ю.П. Реброва находятся в музейных и частных коллекциях  на родине и за рубежом.

Валентина Леонова

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация на тему «М.А.Шолохов: судьба и творчество»

Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчествоПрезентацию сделала студ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчествоПрезентацию сделала студ

    Описание слайда:

    Михаил Александрович
    Шолохов:
    судьба и творчество

    Презентацию сделала студентка 11 группы: Шушкова Анастасия

  • 2 слайд

    Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) русский писатель, академик АН ССС

    Описание слайда:

    Михаил Александрович Шолохов
    (1905-1984)

    русский писатель,
    академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980),
    лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960)
    и Нобелевской премии (1965)

  • 3 слайд

    ДетствоМихаил Александрович Шолохов родился 11 мая 1905 года в хуторе Кружили

    Описание слайда:

    Детство
    Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая 1905 года в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье
    «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины».
    (Из автобиографии)

  • 4 слайд

    По другой версии, М.А.Шолохов родился в 1903 году, но в период работы в продо

    Описание слайда:

    По другой версии, М.А.Шолохов родился в 1903 году, но в период работы в продотряде, попав под суд «за превышение власти», уменьшил свой возраст на два года, и мать его выхлопотала у священника новую справку о рождении. Это давало ему возможность избежать чересчур строгого наказания как несовершеннолетнему.
    О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но сам писатель их никогда не опровергал.

  • 5 слайд

    РодителиОтец – Александр Михайлович – был приказчиком, управляющим паровой ме

    Описание слайда:

    Родители
    Отец – Александр Михайлович – был приказчиком, управляющим паровой мельницы.
    Мать – Анастасия Даниловна – дочь крепостного крестьянина, который пришёл на Дон с Черниговщины.
    Мать Шолохова состояла в это время в браке с Кузнецовым, уже пожилым казаком, но жила в доме Шолохова Александра Михайловича, с которым обвенчалась после смерти мужа в 1912 году. Тогда же Михаил был усыновлен своим отцом и получил фамилию Шолохов.

  • 6 слайд

    Годы учебыУчился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918

    Описание слайда:

    Годы учебы
    Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии, но не закончил образование. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии.
    Годы учёбы в гимназии

  • 7 слайд

    20-е годы «С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Долго был продработни

    Описание слайда:

    20-е годы
    «С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами. Приходилось бывать в разных переплётах. Участвовал в переписи населения, работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком…»
    (Из автобиографии)
    Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.

  • 8 слайд

    Первая проба пера В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 — рассказы,

    Описание слайда:

    Первая проба пера
    В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 — рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926).

  • 9 слайд

    Донские рассказы Многие персонажи «Донских рассказов» имеют реальных прототи

    Описание слайда:

    Донские рассказы
    Многие персонажи «Донских рассказов» имеют реальных прототипов, но Шолохов почти всё заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически.
    Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с рассказа «Родинка» (1923), — смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.
    Иллюстрация к
    «Донским рассказам»

  • 10 слайд

    Появление «Тихого Дона»В 1925 г. Шолохов начал было произведение о казаках во

    Описание слайда:

    Появление «Тихого Дона»
    В 1925 г. Шолохов начал было произведение о казаках во время Корниловского мятежа 1917 года под названием «Тихий Дон». Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берётся за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны.
    Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 г. в журнале «Красная новь».

  • 11 слайд

    В годы Великой Отечественной войныВ Великую Отечественную войну писатель служ

    Описание слайда:

    В годы Великой Отечественной войны
    В Великую Отечественную войну писатель служил военным корреспондентом газет «Правда», «Красная звезда»,
    был свидетелем разгрома фашистов под Сталинградом
    Писатели (второй ряд слева направо) М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров, командующий Западным фронтом генерал-лейтенант И.С.Конев (крайний слева), 1941 год

  • 12 слайд

    После войныПосле войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государ

    Описание слайда:

    После войны
    После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства — рассказом «Судьба человека» (1956).
    Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии.

  • 13 слайд

    Общественная деятельностьбыл членом Советского комитета защиты мира.; был д

    Описание слайда:

    Общественная деятельность

    был членом
    Советского комитета защиты мира.;
    был депутатом Верховного Совета,
    был академиком АН СССР;
    был членом
    Президиума Союза писателей СССР;
    по мотивам произведений
    Шолохова снимались фильмы;

    в 1960 г. писатель
    был удостоен Ленинской премии;

  • 14 слайд

    в 1965 г. в Стокгольме Шолохову была вручена Нобелевская премия;

    Описание слайда:

    в 1965 г. в Стокгольме Шолохову
    была вручена Нобелевская премия;

    принимал участие в работе Всемирного конгресса
    деятелей науки и культуры в защиту мира

  • 15 слайд

     Общественная деятельностьМихаил Александрович Шолохов среди земляков

    Описание слайда:

    Общественная деятельность
    Михаил Александрович Шолохов
    среди земляков

  • 16 слайд

    Последние годы жизниВ последние годы жизни Михаил Шолохов работал над романо

    Описание слайда:

    Последние годы жизни
    В последние годы жизни Михаил Шолохов
    работал над романом «Они сражались за Родину» , который начал ещё в годы Великой Отечественной войны (остался незавершенным)
    В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжёлых испытаний. Героизм русских людей в романе лишён внешне блестящего проявления и предстаёт перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически.
    Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь — подвиг.

  • 17 слайд

    Михаил Александрович Шолохов ушёл из жизни 21 февраля 1984 г

    Описание слайда:

    Михаил Александрович Шолохов ушёл из жизни 21 февраля 1984 года в станице Вёшенской,
    что на крутом берегу тихого Дона

  • 18 слайд

    Памятник Михаилу Шолохову в Москве«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той

    Описание слайда:

    Памятник Михаилу Шолохову
    в Москве
    «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям.
    Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий…
    Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

    Константин Федин.

  • 19 слайд

    Воспоминания о писателеВ 2008 году старшая дочь писателя Светлана Михайловна

    Описание слайда:

    Воспоминания о писателе
    В 2008 году старшая дочь писателя Светлана Михайловна Шолохова передала в фонды музея-заповедника М.А. Шолохова фоторепродукцию на ткани ленинградского художника И.Наровлянского «Алые паруса», где напечатано пожелание М.А. Шолохова ленинградским выпускникам 1973 года.

  • 20 слайд

    Вот что написал Шолохов, обращаясь к парням и девчатам Ленинграда: «В юности

    Описание слайда:

    Вот что написал Шолохов, обращаясь к парням и девчатам Ленинграда:
    «В юности каждый человек идёт на бригантине. Однако настоящий человек — под алыми революционными парусами. Плывущий неизбежно попадает в «ревущие сороковые широты». И вот тут уже предстоят суровые испытания и качеству оснастки, и воле, и мастерству ведущего бригантину.
    Важно, чтобы при всех обстоятельствах выдержали и паруса, и плывущие под ними! М. Шолохов».

  • 21 слайд

    Дорогие подарки в семье Шолоховых дарить было не принято, но по случаю получе

    Описание слайда:

    Дорогие подарки в семье Шолоховых дарить было не принято, но по случаю получения Нобелевской премии писатель вывез всю свою семью за границу.
    — Сталинскую премию в 41-м году папа отдал в Фонд обороны, Ленинскую — на восстановление школы, в которой он когда-то учился, Нобелевскую же оставил себе. Он потратил ее на то, чтобы показать нам, детям, Европу и Японию. Там ограничения для нас были только в плане общения: за границей мы жили в посольстве, поэтому папа не мог встречаться с теми, с кем бы хотел. В плане передвижения же никто нам препятствий не чинил. На машине мы объездили вдоль и поперек и Англию, и Францию, и Италию

  • 22 слайд

    Шолохов, как говорит его дочь Светлана, действительно никогда ни на что не жа

    Описание слайда:

    Шолохов, как говорит его дочь Светлана, действительно никогда ни на что не жаловался и не охал. Даже когда ему поставили смертельный диагноз — неоперабельный рак горла, он отказался от обезболивающих, чтобы иметь возможность разговаривать со своими близкими.
    «Он боялся, что его похоронят в Москве. Он знал, что ему осталось недолго. И мы улетели в Вёшенскую.
    21 февраля 1984 года папы не стало.»

  • 23 слайд

    «Шолоховская весна»Ежегодно в станице Вёшенской проходит «Шолоховская весна»

    Описание слайда:

    «Шолоховская весна»
    Ежегодно в станице Вёшенской проходит «Шолоховская весна» — Всероссийский литературно-фольклорный праздник, посвящённый дню рождения М.А. Шолохова.
    Ежегодно на «Шолоховскую весну» приезжают более 100 тысяч человек со всего света, все, кто увлечён творчеством великого писателя, кто интересуется жизнью, культурой, бытом донского казачества, любит истинно народное искусство

  • 24 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • А.С.Пушкин «Вот север,тучи нагоняя…»

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Биография А. П. Чехова

  • Урок литературы в 7 классе «Стихотворения о родной природе»

  • Тезисный план + презентация «Практические советы по формированию читательской грамотности» ( обмен опытом)

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Как работал Толстой

  • Урок литературы в 7 классе «Н. С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения»

  • Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

  • Викторина по теме «А.А.Фет»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454968 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

        Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 г. Таганрог

                  Внеклассное мероприятие

Литературная игра «Брейн-ринг по «Донским рассказам» М.А. Шолохова»

                                                                    Составили: учитель русского языка и

                                                                    литературы Контарева Светлана

                                                                    Анатольевна,

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                    Осовская Татьяна Викторовна

        -1-

Цель мероприятия:

Популяризировать творчество М.Шолохова, проверить полученные на уроках знания учащихся.

Задачи мероприятия:

1 . Развивать интерес к творчеству М. А. Шолохова.

2. Закрепить, обобщить и систематизировать  приобретенные знания.

Оформление сцены: Выставка книг М.А. Шолохова, рисунков-иллюстраций к рассказам Шолохова.

Вспомогательные предметы  для  игры: кукла-младенец,  калоши, ботинки, нож(кинжал), топор, железная пуговица.

Техническое оснащение: Ноутбук, проектор

Музыкальное  оформление: Донские напевы.

Действующие лица: Ведущий;  команды по 5 чел. жюри (учителя литературы)

ПЕРВЫЙ   ТУР

Участникам  предлагается  вспомнить названия всех «Донских рассказов» М.А. Шолохова.

(«Родинка», «Пастух», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Испытание», «Три», «Ревизор»,»Илюха», «Алёшкино сердце», «Бахчевник», «Путь-дороженька», «Нахалёнок», «Коловерь», «Смертный  враг», «Жеребёнок»,»Червоточина»,    «Лазоревая    степь»,    «Батраки»,  «Чужая кровь»,»Семейный  человек»,   «Двухмужняя»,  «Обида»,»Один  язык», «Калоши», «Кривая стёжка»).

На подготовку  ответов  игрокам  выдаются  чистые  листы  и  ручки,

отводится  2- 3 минуты.

(Звучат Донские напевы)

ВТОРОЙ   ТУР

Ведущий читает описание внешности персонажей М.А. Шолохова, участники должны узнать героев по характеристике. Записывают, несут листочки жюри.

Характеристика героя: (для всех команд) «Раньше их было две. Одна — большая, костяная, с аристократически-брюзглым  лицом  и  едва уловимым запахом одеколона».

(Костяная пуговица. Рассказ «Три»).

                                                     —  2-

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Для 10 А

1.   Госпожа костяная Пуговица, вспомните, где Вы жили два месяца тому назад, и кто был Вашим владельцем? («…Два месяца назад я жила, третьей сверху, на  великолепнейшем пальто. Владелец раньше был крупным фабрикантом, а теперь устроился в каком-то тресте»).

2.   Назовите полное имя Ваших  подруг. (Маленькая, деревянная, обшитая красным сукном Пуговица, и металлическая, синяя).

Характеристика героя: (для всех команд) «Плечист…, не по летам выглядит. Старят его глаза    в  морщинках  лучистых   и  спина, по-стариковски сутулая.

-«Мальчишка  ведь,  пацаненок,  куга  зеленая, -говорят шутя  в  эскадроне,  —  а  подыщи  другого,  кто  бы  сумел почти  без  урона  ликвидировать   две  банды  и  полгода водить  эскадрон  в  бои  и  схватки  не хуже  любого  старого командира!»

(Николка Кошевой. «Родинка».)

ВОПРОСЫ   И   ЗАДАНИЯ:

Для 10 Б:

1. «Заря  в  тумане,  в  мокрети  мглистой   на  площади  хатёнка, крытая   черепицей   <...>.  В  окнах   огонек  маячит. Вошли».  Вы  со стола   подняли   голову,  в   пуху   и   перьях,  и   спросили   сонно,  но строго…  Кто  пожаловал  к   Вам  и   зачем? ( Пришел  старик  Лукич, мельник за  помощью: «…вчерась затемно  наехали ко мне бандиты эти  самые  и  зерно начисто  стравили коням! <...> Водки  с  собой навезли, лакают, нечистые,  в  моей  горнице, а я сюда  прибег,    может, хоть вы на них какую управу сыщите».).

2.   Вспомните,  чем  закончилась   картина  боя,  какова    была  Ваша  дальнейшая   судьба?  ( Атаман  на нес  смертельный  удар Николке [мне], а  когда с тянул с  него [меня] сапоги  и чулки увидел  на  ноге, повыше щиколотки, родинку с голубиное яйцо — в нем[во мне] узнал своего  сына.).

Характеристика героя: (для всех команд) «В округ приезжал областной продовольственный     комиссар.  Говорил, торопясь и дергая ехидными, выбритыми досиня губами:  

                                                         -3-

Продкомиссар: —  По  статистическим  данным,   с вверенного   вам   округа   необходимо  взять   сто пятьдесят тысяч пудов хлеба. Вас, товарищ…,  я  назначил  сюда   на  должность  окружного продкомиссара  как  энергичного, предприимчивого работника».

Ведущий:  Вы только что были назначены на должность окружного продкомиссара. Назовите свое имя и рассказ.

(Игнат Бодягин.  Рассказ «Продкомиссар»).

ВОПРОСЫ И  ЗАДАНИЯ:

Для 11 А

1. Вспомните историю из своего детства. Что заставило Вас уйти из родного дома, «по миру» ходить? («Так было: июль знойный, на межах жело-пенная ромашка, покос хлебов… Косил с отцом и работником.  Ударил отец работника за то, что сломал зубец у вил; подошел Игнат /я/ к отцу вплотную, сказал, не разжимая зубов:

—  Сволочь ты, батя  …

— Я?!

-Ты…

Ударом кулака сшиб с ног Игната[меня], испорол до крови чересседелъней. Вечером, когда вернулись с поля домой, вырезал отец в саду вишневый костыль,  обстрогал, — бороду поглаживая,  сунул его Игнату в руки:

—  Поди, сынок, походи по миру, а ума-разума наберешься – назад вертайся  ,-и  ухмыльнулся «.).

2.   Как Вы поступили со своим отцом, встретившись через 6 лет?

Объясните  причину Вашего  поступка.  (Расстрелял. Он  с товарищем агитировал казаков не сдавать хлеб.).

Характеристика  героя: (для всех команд) «По   низкорослой   поросли   озимей   идет   к   жилью Арсений.  Из   балки   на   пригорок    стал подниматься  —  услышал   скрип  арбы,    бабий слезливый  голос:   —  Цоб,  проклятые!  И  что  я с  вами  буду  делать,  с  нечистыми ?..  Цо- об! ..

 Сбочъ дороги  на   суглинке ,  взмокшем   от вечерней   росы,  быки ,  запряженные  в  арбу, стоят.  Пар   над   потными  бычачьими  спинами. Бабенка   вокруг    попрыгивает,  кнутом беспомощно  машет «.      (Анна.»Двухмужняя».).

                                                     — 4-

ВОПРОСЫ И  ЗАДАНИЯ:

Для 11 Б

1.   Анна, Вы  замужем? (Да.). А  где Ваш муж? (Мужики  говорят, что погиб в Туретчине, не вернется.). Вы хорошо с ним жили? (Нет. Он бил меня. Но было и хорошее — я любила его).

2.   Теперь  Вы   живее    одна?  (Нет.    Я  замужем   за    Арсентием Андреевичем). Почему  Вы  вышли  замуж   за   другого ,  не  будучи уверенной в кончине  Вашего мужа? (Тяжело одной, свекор одолел,  да и нравился он мне).

Характеристика героя: (для всех команд) «Босые, исполосованные синими жилами ноги …пахнут  связками  мускулов, посинелые ступни липнут,  упираясь  в  скользкую  перекладину. Руки   у  него   длинные,  костистые,  пальцы  в узловатых суставах. Он  — высокий, узкоплечий, гребет  нескладно,  сгорбатившись, но весело услужливо  ложится  на  гребенчатую  спину волны и глубоко  буровит  воду».

(Паромщик. «Семейный человек»).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Для 11 В

1.   Вы  живете  один?  (Нет,  с  детьми)  Сколько  у   Вас   детей?  (Было девять.  Двоих  сыновей я  убил)  Как  же Вы  могли  своими  руками убить родных сыновей? (Двое старших сыновей перешли на сторону «красных». Когда они попали в плен один  за другим, мне приказали расправиться  с ними,  иначе  меня  убьют. А  мне  никак  нельзя было умирать,  «у  меня . . .  —  семеро   по  лавкам,   и  каждый рот  куска просит»)

2.   А  жена  Ваша  г де?   ( После рождения 9 ребенка умерла. “ Родить-то родила, только на пятый день в домовину убралась от горячки…»).

ТРЕТИЙ  ТУР

Игрокам  предлагается назвать рассказ и выбрать вспомогательную деталь к образу, прокомментировать выбор. Вспомогательные

предметы  для  игры  на  столе:  чистые  лисы,  ручки  кукла-младенец,  калоши,

ботинки, нож(кинжал), топор, железная пуговица и другие предметы.

Характеристики героев команды получают на листочках.

  1. 10 «А»   Характеристика  героя:    «… Позапрошлый  год находился     я  в сотне особого  назначения.  В  ту  пору  гоняли  мы  по верховым станицам Дона за бандой Игнаьева. Я в  аккурат  пулеметчиком  был…»

(Шибалок. «Шибалково семя». Должен выбрать куклу-младенца: это его сын)

                                                   — 5-

  1. 10 «Б»  Характеристика  героя:  «Отец  его  перед  смертью  отписал  ему  в вечность  корову  с  телком  да  хворую  жену  с  ворохом голых  детей.  Мать (его )  весной  ходила  по  миру,  под окнами  краюхи  собирала,  ребята  зиму  голые копошились   на  печке,  а  летом  безвылазно   торчали в   камышастой  речке — благо,  там  одежки-обувки  не требуется. (Семка.»Калоши» Выбрать калошу). 
  1. 11 «А»  Характеристика героя: «- старинной ковки человек: ширококостый, сутуловатый;  борода  как  новый  просяной   веник,  — до обидного похож на того кулака, которого  досужие художники  рисуют  на  последних  страницах  газет. Одним  не  схож — одежей.  Кулаку,  по  занимаемой должности,  непременно  полагается  жилетка  и  сапоги, с  рыпом,  а[он]  летом  ходит  в  холщовой  рубахе, распоясавшись   и   босой.  Года   три   назад   числился он  всамделишным  кулаком  в  списках  станичного Совета,  а  потом  рассчитал  работника,  продал

лишнюю   пару   быков,  остался   при   двух   парах   да при   кобыле,  и   в

Совете  в  списках   перенесли   его   в   соседнюю клетку — к середнякам».

(Яков Алексеевич.»Червоточина».Выбрать комсомольский значок).

11 «Б»  Характеристика героя: Был он похож на перехворавшего быка: из-под излатанного чекменя перли наружу крупные костяки лопаток, на длинных,  высохших  голенях болтались изорванные, с лампасами шаровары. Зеленая проседь запорошила рыжую его бороду, глядел голодным, задичалым взглядом в сторону, стыдился за  свое непомерно крупное, высохшее в палку тело.

Степан, рассказ  «Обида». Выбрать мешок с семенной пшеницей.

11 «В»  Характеристика героя: До  полудня  гонял  с  зеленых  курчавых полос настырных грачей, самого тянуло  пойти  в  шалаш, смотреть в родные братнины глаза, слушать еще и еще рассказ  о  пережитых  страданиях и радостях. Твердо было решено между ними: как  только  смеркнется  — завязать Федору покрепче раненую ногу и знакомыми стежками  лесными  кружно  пройти до Дона, переплыть на ту сторону, к тем, у кого  правда живет, кто бьется с казаками за землю и бедный народ.

Митька. Рассказ  «Бахчевник». Выбрать топор

                                             -6-

Жюри подводит итоги.

( В это время Чтец, одетый в казачий костюм,  читает стихотворение Г. Сухорученко):

(на фоне мелодии протяжной казачьей песни)

У нас на Дону, где под ветром пшеница

Колышется морем, – гутарь не гутарь! –

А в хуторе каждом и в  каждой станице

Живет свой Давыдов, живет свой Щукарь.

Глядишь, и Майданников тропкой росной

На зорьке рассветной к комбайну пройдет,

И ярый Нагульнов о жизни  колхозной

В правленье беседу с  народом ведет.

У нас на Дону… Здесь я рос и учился.

Бил  ветер в лицо – непокорен и крут…

Но как я  мозолями в детстве  гордился,

Как будто медалью»За  доблестный труд!»

Солому на стог я забрасывал рьяно.

Как  солнца лучи, застилая мой взгляд,

Она осыпалась, искрилась, и пьяно

Поил меня хлебный ее аромат.

И мускулы рук каменели буграми,

Вздувались на скулах моих желваки…

Как жадно хватал я сухими губами

Холодные струи стозвонной реки!

Река моей юности… Берег полого

Сбегает к воде, а на  нем – молочай…

Не я  ли пришел из  Гремячьего Лога?

Не тот ли мы трудный берем урожай?

Полит он и  потом,  и кровью казацкой,

Упорство и мужество колос впитал.

Недаром горит над могилою братской

Звезда хлебороба, что воином стал.

…У нас на Дону светят зори,  алея

Над шапками кленов, над звонкой рекой,

Над полем безбрежным, что Шолохов сеял,

Что названо»Поднятой целиной».

Оглашение победителей, вручение грамот.

                                                      —  7-

16.02.2021Количество просмотров: 914

15 февраля 2021 года в «Шолохов-Центре» открылась выставка «Достоевский в кругу своих героев». В выставочном проекте к 200-летию со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского участвуют Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, Российская государственная библиотека, Государственный музей А.С. Пушкина и Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

Открыть первую выставку в рамках юбилейного года досталось Ростову-на-Дону по праву. Донской край занимает важное место в российской литературе. Здесь родина Чехова, Шолохова, Калинина. Это также признание большой творческой работы сотрудников Музея М.А.Шолохова, которую они проявили при осуществлении меж музейных проектов о жизни и творчестве Толстого, Чехова, Есенина.

Выставку открывали первый заместитель Губернатора РО И.А.Гуськов, заместитель председателя комитета по культуре Государственной Думы РФ А.М.Шолохов, министр культуры РО А.А.Дмитриева, директор музея-заповедника М.А.Шолохова О.А. Анистратенко. Кураторы выставки, директора Московского и Санкт-Петербургского музеев Ф.М.Достоевского Д.П.Бак, и Н.Т. Ашимбаева.

Первую экскурсию для гостей провела научный сотрудник музея Шолохова, Екатерина Куропаткина.

Центральный экспонат выставки — рукописи с набросками рисунков писателя одного из главных религиозно-философских романов не только в России, но и во всем мире – романа «Братья Карамазовы», личный дневник Достоевского и прижизненные издания его произведений.

Основные экспонаты выставки, это иллюстрации и литературные образы героев, созданные как современниками писателя, так и современными художниками. За прошедшие 150 лет иллюстрирование произведений Достоевского прошло несколько этапов – от буквального следования за текстом до символических и импрессионистических картин, вызванных его эмоциональным переживанием. Их созданы тысячи, но художники продолжают разрабатывать материал, придумывая всё новые изобразительные средства для передачи небывалого, «фантастического» мира Достоевского.

Одновременно с этим, иллюстрации по произведениям Достоевского, это и история развития русского графического искусства, отражающая всё многообразие художественных поисков и открытий русских художников. Раскольников, Ставрогин, князь Мышкин, Макар Девушкин, Алеша Карамазов, старуха-проценщица, эти и другие герои произведений Достоевского оживают в работах художников-графиков 19-го, 20-го и даже 21 века, на выставке в «Шолохов-центре». Среди них – признанные мастера книжной иллюстрации Ф.Константинов, П.Боклевский, Д. Шмаринов, С. Шор, И. Глазунов, Э.Неизвестный, М.Шемякин, и молодые художники Ф.Ваганова, А. Зыкина.

В одном из залов воссоздано скромное убранство петербуржского кабинета писателя.

Раритетный и особо ценный экспонат – триптих художника А.Цедрика «В остроге». «Мертвый дом» и «Ф.М.Достоевский» впервые за много лет покинул залы московского мемориального музея.

Особое внимание на выставке отведено образу самого Достоевского. Окруженный своими героями, мастер предстает в работах скульптора, заслуженного художника России Леонида Баранова. Одна из наиболее значимых работ – копия скульптуры Достоевского, установленная в 2004 году в Баден-Бадене. Памятник находится в самом начале улицы, ведущей к знаменитому казино, в котором Достоевский неоднократно проигрывался «в пух и прах». Писатель изображен стоящим босиком, постаментом служит стилизованный земной шар.

Федор Михайлович Достоевский продолжает будоражить умы современников не только своими произведениями, но и своей личной жизнью. Страсти, которые бурлили в его произведениях и в его жизни в полной мере воплощены в этой скульптуре. Такими символами показана его всемирная слава и тайная страсть игрока. От которой к счастью в последние годы жизни он полностью излечился.

Жизнь Достоевского была трудной, если не сказать трагической. Ранняя смерть матери, а затем и отца. Невозможность заниматься литературным творчеством с юности. Бессмысленно потраченные годы на учебу в петербургском Главном инженерном училище, а затем годы работы в полевой инженерной команде. Но чувствуя в себе непреодолимую тягу к творчеству, в октябре 1844 года в звании поручика он увольняется со службы, и берется за написание романа «Бедные люди». Первый же роман имел большой успех. По оценке Некрасова и Белинского – родился гений.

Несколько последующих лет были годами активного творчества. Но в 1849 году за участие в антигосударственном кружке «петрашевцев» от был осужден на четыре года каторги. Отбывал ее в Омске, а затем пять лет на поселении в Семипалатинске. Только в 1857 году был восстановлен в дворянском звании и получил возможность вернуться в Петербург. Пережил смерть первой жены, расстройство помолвки с любимой девушкой, и только в 1867 году вновь женился. Брак был счастливый и плодотворный. Рождались дети и новые литературные произведения. Но подорванное здоровье отпустило ему мало счастливых лет. 9 февраля 1881 года, в возрасте 59 лет писатель скончался.

Похороны Достоевского стали историческим событием: почти тридцать тысяч человек, держа в руках зажженные свечи, провожали его гроб в Александро-Невскую лавру. Кончину великого писателя каждый русский человек переживал как национальный траур и личное горе.

Из воспоминаний известного адвоката Анатолия Федоровича Кони: — «Я поехал поклониться его праху. У дома на углу Ямской и Кузнечного переулка, где в третьем этаже проживал покойный, было уже довольно много народу. Федор Михайлович лежал на невысоком катафалке, так что лицо его было всем видно. Какое лицо! Его нельзя забыть… На нем не было ни того как бы удивленного, ни того окаменело-спокойного выражения, которое бывает у мертвых, окончивших жизнь не от своей или чужой руки. Оно говорило — это лицо, оно казалось одухотворенным и прекрасным! Тление еще не успело коснуться его, и не печать смерти виднелась на нем, а заря иной, лучшей жизни как будто бросала на него свой отблеск. Я долго не мог оторваться от созерцания этого лица, которое всем своим выражением, казалось, говорило: «Ну да! Это так — я всегда говорил, что это должно быть так, а теперь я знаю…».

Вблизи гроба стояла девочка, дочь покойного, и раздавала цветы и листья со все прибывавших венков, и это чрезвычайно трогало приходивших проститься с прахом человека, умевшего так тонко и с такой «проникновенной» любовью изображать детскую душу».

Мария Ким, фото автора.

Выставка работает с 15 февраля по 18 апреля 2021 года в «Шолохов-Центре» Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.

Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 125/69

Instagram: @sholokhov_center

E-mail: rostov@sholokhov.ru

Сайт музея: http://www.sholokhov.ru

Оставить комментарий

Написать нам письмо

Татьяна Алексеевна Маврина (Tatiana Alekseevna Mavrina; 20 декабря 1900 — 19 августа 1996 гг.) — советская и русская художница ХХ века, талантливый график и иллюстратор детских книг. Творчество и биографию Татьяны Мавриной незаслуженно обошли вниманием официальные советские каталоги, видимо, из-за ее пылкой любви к импрессионизму. А вот знатоки искусства по достоинству оценили картины яркого и нетипичного советского мастера — ее портреты, пейзажи и натюрморты хранятся в Русском музее и в музее имени Пушкина. Художница работала в стиле, близком к примитивизму, смело экспериментировала с акварелью, гуашью и станковой графикой.

Татьяна Маврина. Картина «Автопортрет на фоне картин», 1939

Биография Татьяны Мавриной

Татьяна Маврина появилась на свет 20 декабря 1900 года в Нижнем Новгороде. Ее отец, Алексей Лебедев, преподавал, а мать, потомственная дворянка из рода Мавриных, служила директором училища. Во время гражданской войны семейство Лебедевых переехало в Москву. В 1922-ом Татьяна поступила во ВХУТЕМАС, где мастерству рисования ее обучал авангардист Роберт Фальк (Robert Rafailovich Falk). Но особенно усердно она занималась в музеях, проводя долгие часы в залах, посвященных импрессионизму и постимпрессионизму. Нежную любовь к Сезанну (Paul Cézanne), Моне (Oscar-Claude Monet), Матиссу (Henri Émile Benoît Matisse), Ван Гогу (Vincent Willem van Gogh) и Пикассо (Pablo Picasso) художница сберегла до конца своей жизни.

Татьяна Маврина. Картина «Цветы», 1989

Татьяна Маврина окончила вуз, вступила в сообщество художников «Тринадцать» и принялась с упоением рисовать озорные портреты, пейзажи с пронзительно звонким солнечным светом и томные ню, во многом подражая любимым французам Матиссу и Ван Гогу. Натурщицей чаще всего была Ольга Гильдебрандт, одна из участниц группы «Тринадцать». Печально, но картины обнаженной натуры, созданные художницей, массовый зритель так и не увидел — в Советском Союзе осуждали откровенный жанр и не приветствовали публичные демонстрации нагого тела, пусть даже и на холсте.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1977

Во второй половине 1930-х Татьяна Маврина окунулась в любовь. Благо, муж, Николай Кузьмин, тоже был художником, и супругов соединяли не только чувства, но и общие интересы, и страсть к работе. В этот период Маврина уже занимается созданием иллюстраций к детским книгам, отгородившись от тревожного большого мира лубочными рисунками с чудными зверями и сказочным персонажами.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «Сказка о медведихе», 1977

Переключиться на окружающую действительность и заняться зарисовкой городских пейзажей заставила война. Однажды Татьяна Маврина осознала, что вот эти любимые московские улочки, старинные дома и храмы могут быть разрушены, а значит, исчезнут навсегда. И она решила сохранить облик старой Москвы хотя бы в своих рисунках. Художница много гуляет и делает карандашные зарисовки в блокноте.

Татьяна Маврина. Картина «Новодевичий монастырь», 1943

Татьяна Маврина. Картина «Церковь Ильи Пророка в Черкизово», 1943

Татьяна Маврина. Иллюстрация из книги «Наша Москва. (На Варварке)», 1947

После войны Маврина полностью отойдет от классической живописи, посвятив себя иллюстрациям, графике и изучению фольклора. Она ездит по отдаленным от столицы городам, зарисовывает старые постройки Подмосковья и архитектуру Золотого кольца, знакомится с народным творчеством — хохломским, городецким и палехским промыслами. Позже по рисункам Татьяны Мавриной будут изучать быт провинции. К тому же она не только рисовала, но и привозила с собой глиняные игрушки, вышивку, прялки, расписные подносы, резные пряничные доски, иконы, изразцы. Интересную коллекцию старинной утвари Маврина и Кузьмин подарили Русскому музею.

Татьяна Маврина. Картина «Коломенское», 1946

Татьяна Маврина. Картина «Церковь Николая Чудотворца в Пыжах (Большая Ордынка)», 1944

Татьяна Маврина прожила долгую и интересную жизнь, до конца дней не переставая рисовать. По рассказам близких людей, она с нетерпением выпроваживала гостей, которые приносили ей цветы, чтобы сразу взяться за работу и перенести красоту букета на бумагу. Художница скончалась 19 августа 1996 года, пережив супруга на 9 лет.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна. Три зятя», 1970

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Черные ушки», 1978

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Снег», 1982

Самые известные картины Татьяны Мавриной

Художница создала множество ярких и самобытных работ, но настоящей вершины мастерства достигла в оформлении детских книг, за что в 1976 году была удостоена международной премии Андерсена. Давайте посмотрим еще раз на самые известные картины и иллюстрации Татьяны Мавриной:

  • «Обнаженные с синим чайником» (середина 1930-х) — две темы, запрещенные в советское время — импрессионизм и ню. Работа-подражание французским импрессионистам выполнена в нежных перламутровых тонах.
  • «Портрет Ольги Гильдебрандт» (1937) — постоянная натурщица и близкая подруга художницы. Картина написана в тревожный исторический период, изображает обнаженную красавицу с неприступным лицом.
  • «У лукоморья дуб зеленый», А. С. Пушкин, «Сказки» (1977) — иллюстрации к книге любимого поэта. Образы сказочных персонажей легко узнаваемы и были любимы многими советскими детьми.
  • Ю. Коваль, «Бабочки» (1987) — художница не делала отдельных иллюстраций к этой книге, она просто подобрала к каждому рассказу старую картину, созвучную с темой повествования. Коваль и Маврина часто работали в тандеме и создали множество сказочных историй для детей, среди которых «Стеклянный пруд», «Жеребенок».

Татьяна Маврина. Картина «Обнаженные с синим чайником», середина 1930-х

Татьяна Маврина. Картина «Портрет Ольги Гильдебрандт», 1937

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «У лукоморья дуб зеленый», 1977

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Бабочки», 1984

Татьяна Маврина при жизни завоевала признание как автор и была удостоена звания заслуженного художника РСФСР. Также она стала номинантом государственной премии СССР.

  • Шолохов поднятая целина аргументы к сочинению итоговому
  • Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам
  • Шолохов почему рассказ называется родинка
  • Шолохов донские рассказы нахаленок
  • Шолохов примеры для сочинения судьба человека