Шолохов донские рассказы список рассказов

В авторский сборник м. шолохова донские рассказы входит рассказ шибалково семя, написанный в 1924 году. это одна из самых проникновенных

В авторский сборник М. Шолохова «Донские рассказы» входит рассказ «Шибалково семя», написанный в 1924 году. Это одна из самых проникновенных историй в цикле коротких произведений писателя, раскрывающих трагедию гражданской войны, которая бушевала в период установления советской власти на территории Казачьего Дона.

«Шибалково семя» ‒ драматическая история появления на свет ребенка. Его отец ‒ красноармеец РККА Яков Шибалок, главный персонаж, от имени которого ведется повествование. Чтобы объяснить смысл названия литературного произведения, надо обратиться к основной теме и смысловому центру сюжета, а также проанализировать семантику слов, вынесенных автором в заглавие.

Тема рассказа

Удалой пулеметчик Яшка в составе бойцов красноармейской сотни «гоняется по Дону» за белобандитами атамана Игнатьева. Нет у него ни родных, ни жены, ни дома. Только война, да как в песне поется: «шашка во степи – жена-подруга, бурка во степи – станица и постель». Вместе с ним на тачанке ‒ сынишка, которому пошел уже второй год. Мальчонка родился в военно-полевых условиях и с первых дней жизни остался без матери.

Бойкую казачку Дарью красноармейцы повстречали в одном из походов. Яков пожалел женщину и взял к себе на тачанку. Пулеметчик не только воюет вместе с помощницей, но и начинает «с ней путаться» (так в простонародье называли возникающие любовные отношения). Когда пришло время «освободиться от бремени», Дарья испугалась, что умрет при родах, и раскрыла Якову тайну своего появления в отряде. Она вражеский лазутчик, организатор погибели почти половины красноармейцев. Герой понимает, что несмотря на его чувства к женщине, ей не может быть пощады. Он поступает по совести, соглашается с решением отряда – казнить предательницу – и самолично приводит приговор в исполнение.

Оставшись с младенцем на руках, Шибалок как может заботится о нем: выкармливает молоком кобылицы, люльку обустроил прямо в повозке с пулеметом, из своего «исподнего» пошил рубашонку. Но тяготы походной жизни ‒ губительны для ребенка. Весной 1922 года молодой казак приходит в город, «протопав сорок верст пешком с дитем на руках», чтобы отдать его в приют. Он надеется, что молодая Республика рабочих и крестьян позаботиться о сыне, пока он будет воевать за Светскую власть, и обещает за ним вернуться.

Заведующая учреждения поначалу отказывается принять малыша. В стране недостаточно ресурсов, чтобы обеспечить всех обездоленных войной сирот: детские дома переполнены, ребят не во что одевать, нечем кормить. Однако драматический и эмоциональный рассказ Шибалка о том, почему сын «матери не имеет», заставляет женщину изменить решение и принять ребенка на попечение государства.

Смысл названия

При чтении обращает на себя внимание, что главный герой ни разу не упоминает имени ребенка. Яков говорит о сыне «моя кровиночка, мое семя». Шолохов таким образом подчеркивает, что у Шибалка это единственный родной человек, его продолжение и надежда на будущее. Когда красноармейцы требуют казнить Дарью за предательство «вместе с отродьем», он на коленях умоляет сохранить мальчонке жизнь. «Дите ни в чем не повинно, пущай мое семя живым остается»,‒ убеждает он «братов-товарищей». И добавляет, что у них есть семьи, «а у меня, окромя его, никого». Красноармеец мечтает, чтобы остался после него тот, кто продолжит отцовское дело, вырастет настоящим казаком.

Семиотика слова «семя» такова:

  1. В буквальном значении: вещество, содержащее человеческий, животный или растительный зародыш: мужские половые клетки (semen virile — сперма); плод растения (semen — семена, семечко, зерно).
  2. Обобщенно ‒ то, что в природе участвует в зарождении новой жизни ‒ источник, начало.
  3. В старину слово употребляли в переносном смысле для обозначения нисходящего поколения: потомство, род.
  4. Еще одно устаревшее значение (книжное, церковное) — «всем» (вместе, сообща). От присоединения к нему местоимения «я» появилось слово «семья».

Авторский посыл

В финале рассказа, покидая детский дом, Яков целует мальчонку « в маковку» и обещает навестить после разгрома фоминовской банды. Он не скрывает любви и нежности к «своему семени», хотя и «хлебнул с ним горюшка». Отец явно гордится характером будущего «справного» казака, когда сообщает заведующей детдома: «кусаться – кусается, а слезу из него и палкой не вышибешь». После прочтения рассказ «Шибалково семя» оставляет в душе читателя светлое чувство. Хочется верить, что дальнейшая судьба этой семьи сложится благополучно.

Смысл рассказа и авторский посыл состоит в том, что даже в условиях братоубийственной войны человек не должен ожесточаться, а может и обязан сохранить в душе главные людские качества: любовь, доброту, сострадание, умение позаботиться о слабом и обиженном, чувство справедливости. Принимая насилие как наказание и возмездие, Шибалок казнит любимую женщину. Нравственный закон не позволяет ему выполнить требование бойцов и вслед за матерью-предательницей убить ребенка. Война и классовая ненависть не ожесточили и не озлобили Якова, душа его остается милосердна и человеколюбива.

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

"Донские рассказы" Шолохова, краткое содержание

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, – чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолохов "Донские рассказы", краткое содержание

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

"Донские рассказы" Шолохов, краткое содержание по главам

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Краткое содержание рассказа «Нахаленок»

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

М.А. Шолохов "Донские рассказы", краткое содержание

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа – Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Михаил Шолохов "Донские рассказы", краткое содержание

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия – погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

"Донские рассказы" Шолохова, краткое содержание по главам и частям

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Шолохов "Донские рассказы", содержание по главам

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Слайд 1

М.А.Шолохов «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ»

Слайд 2

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин

Слайд 3

Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова. (запишите в рабочий лист). Цели: выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений; каким из этого события выходит человек; понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

Слайд 4

Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.). Энциклопедия «Всемирная история»

Слайд 5

Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания? Казачество- сословная группа с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения Царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли. С конца XVIII – нач . XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач . XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил, и я буду служить”. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

Слайд 6

«Родинка »- один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Что мы узнаем о Николке ? Сколько ему лет? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует? О чем мечтает Николка ? (2 глава). Его воспоминания о детстве. Почему же выбрал для себя такую жизнь? Назовите его примету.

Слайд 7

А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни «по-старому»? Его душевное состояние? («Душа зачерствела»). С кем автор сравнивает атамана? Почему такая ассоциация?

Слайд 8

Какой путь выбирают для себя отец и сын? насилия

Слайд 9

И на чьей же стороне дед Лукич? (зачитайте цитату) Он представитель народа. Народу война не нужна!

Слайд 10

В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни? — Атаман (пейзаж плодородной земли) — Николка (воспоминания о детстве, желание учиться) Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

Слайд 11

В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Грех детоубийства, который можно смыть только смертью. М. Шолохов смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

Слайд 12

Объясните смысл названия рассказа. Родинка — … С какими словами корнем связано это слово? Запишите в рабочий лист эти слова. Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной? Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)

Слайд 13

Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание. Скулы полыхают — … Степь глазами излапывает — … Ставни тоскуют — … Сумерки измазали хатенку — … Лучистые морщины — … Куга, курень, нехай — …

Слайд 14

Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»? Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям? От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты) Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки? Глубоким психологизмом

Слайд 15

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка ) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»). Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры». Производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.

Слайд 16

Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу? В чем смысл рассказа? Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу. Подберите эпитеты к слову Гражданская война. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы? Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах).

Примерный список литературы для чтения в 5 классе (для закончивших 4 класс)

И. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

В. Г. Короленко. «В дурном обществе».

Сказы П. П. Бажова. «Малахитовая шкатулка».

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место».

Н. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети».

И. С. Тургенев. «Муму».

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

А. П. Чехов. «Хирургия».

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Джек Лондон. «Сказание о Кише».

Примерный список литературы для чтения в 6 классе (для закончивших 5 класс)

Обязательная литература

·        А. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»

·        Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

·        И. Тургенев «Бежин луг»

·        А. Чехов Рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.

·        А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы

·        М. Пришвин « Кладовая солнца»

·        А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

·        В. Распутин « Уроки французского»

Литература для внеклассного чтения в 6 классе

Детям о детях

·        С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»

·        А. Алексин «Звоните и приезжайте»

·        В. Железников «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»

·        В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»

·        М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»

·        В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

·        О. Генри «Вождь краснокожих»

·        В. Драгунский «Денискины рассказы».

Люди и звери

·        Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»

·        Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»

·        Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Приключения и фантастика

·        В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»

·        А. Дюма «Три мушкетёра»

·        М. Рид «Всадник без головы»

·        Ж. Верн «Таинственный остров»

·        Ф. Куприн «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой» 

·        Г. Уэллс «Человек-невидимка»

·        К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»

·        И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»

·        Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»

·        Д. Дефо «Робинзон Крузо»

·        А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

·        Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

·        Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

Сказки

·        Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

·        А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»

·        В. Гауф «Карлик-нос»

·        Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Русская и зарубежная классика

·        Л. Толстой «Хаджи-Мурат»

·        Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»

·        И. Тургенев «Хорь и Калиныч»

·        Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

·        М. Зощенко Рассказы для детей

·        Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

·        М. Твен «Принц и Нищий»

Примерный список литературы для летнего чтения в 7 классе (с 6 на 7 класс)

Обязательная литература

·         М. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), « Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840), «Родина» (1841), «Утес» (1841), «Листок» (1841)

·         М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

·         А. Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный»

·         Н. Гоголь Сборник повестей «Миргород»

·         А. Пушкин «Полтава», «Анчар»

·         Н. Некрасов «Железная дорога», «Мороз, Красный нос»

·         И. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»

·         М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

·         А. Чехов Рассказы

·         Л. Толстой «Детство», «Отрочество»

·         Ф. Достоевский «Мальчики»

·         М. Горький «Детство»

·         В. Гаршин «Сигнал»

·         Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

·         В. Катаев «На даче»

·         Б. Екимов «Ночь исцеления»

·         А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

·         М. Шолохов «Судьба человека»

·         М. Булгаков «Стальное горло»

·         М. Пришвин «Голубая стрекоза»

·         К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

·         Р. Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко»

Примерный список литературы для летнего чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Обязательная литература

·        «Слово о полку Игореве»

·        А. Данте «Божественная комедия» (перевод М.Лозинского)

·        Ф. Петрарка Сонеты.

·        Д. Боккаччо «Декамерон» (перевод Н. Любимова)

·        У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Сонеты.

·        М. де Сервантес «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» (в сокращении)

·        Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

·        Н. Карамзин «Бедная Лиза»

·        Д. Фонвизин «Недоросль»

·        М. Лермонтов «Мцыри», лирика

·        А. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

·        Н. Гоголь «Ревизор»

·        И. Тургенев «Ася»

·        М. Горький «Челкаш»

·        А. Твардовский «Василий Тёркин»

·        В. Шукшин Рассказы

·        Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Литература для внеклассного чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Русская классика

·        А. Пушкин «Полтава»

·        А. Чехов «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы

·        М. Зощенко. Рассказы

·        М. Алданов «Чертов мост» (главы)

·        Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»

·        Л. Леонов «Золотая карета»

·        А. Островский «Свои люди — сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»

·        И. Тургенев «Первая любовь»

·        Ф. Достоевский «Неточка Незванова»

·        Л. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»

·        А. Грин «Бегущая по волнам»

·        Д. Хармс «Старуха»

Зарубежная классика

·        Ч. Диккенс «Оливер Твист»

·        Г.Х. Андерсон «Три льва и три сердца»

·        Р. Желязны «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана»

·        К. Саймак «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели»

·        М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

·        У. Голдинг «Повелитель мух»

·        Э. По «Колодец и маятник», «Метценгерштейн»

·        Т. Томас «Целитель»

·        Р. Шекли «Ордер на убийство»

·        Ф. Браун «Арена»

·        Дж.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»

·        Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

·        Лопе де Вега «Собака на сене»

Приключения и фантастика

·        А.и Б. Стругацкие «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу»

·        А. Азимов «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик»

·        Е. Шварц «Тень», «Обыкновенное чудо»

·        Г. Уэллс «Когда спящий проснётся», «Пища богов», «Машина времени»

·        Р. Брэдбери «451˚по Фаренгейту»,

·        Р. Грин «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола»

·        К.де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом»

·        Э.Т.А.Гофман «Песочный человек»

·        С. Лем «Магелланово облако»

Прочтение книг из обязательного рекомендательного списка займет примерно 1-1,5 часа в день или 20 страниц текста. Для того, чтобы легко вспомнить прочитанное, полезно будет вести читательский дневник.

Список литературы для 9 класса (из 8 в 9 класс)

1.Д.Фонвизин «Недоросль»

2.К.Рылеев «Смерть Ермака»

3.А.Пушкин «Капитанская дочка»,

4.М.Лермонтов «Мцыри»

5.Н.Гоголь «Ревизор», « Шинель»

6. И.Тургенев рассказ « Певцы»

7.М. Салтыков- Щедрин «История одного города»

8. Н.Лесков, рассказ «Старый гений»,

9.Л.Толстой .рассказ «После бала»,

10. А.Чехов, рассказы «Человек в футляре», « О любви»

11.А.Куприн ,рассказ « Куст сирени»

12. И.Бунин ,рассказ «Кавказ»

13.С. Есенин ,поэма«Пугачев»

14.И. Шмелев ,рассказ «Как я стал писателем»

15.Тэффи ,рассказ «Жизнь и воротник» и др.

16 М.Зощенко ,рассказ«История болезни» и др.

17.А.Твардовский «Василий Теркин»

18.В.Астафьев ,рассказ«Фотография, на которой меня нет»

19.У.Шекспир, «Ромео и Джульетта»

20 Ж.Б. Мольер, «Мещанин во дворянстве»

21.В. Скотт «Айвенго»

Список литературы для 10 класса (из 9 в 10 класс)

Список обязательной литературы

1.     А.С. Пушкин. Лирика

2.     М.Ю. Лермонтов. Лирика

3.     Н.В. Гоголь. «Петербургские повести» («Нос», «Невский проспект», «Шинель»)

4.     А.Н. Островский. Драма «Гроза», пьеса «Бесприданница»

5.     Н. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»

6.     И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

7.     И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», сборник рассказов «Записки охотника»

8.     Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Лирика

9.     Ф.И. Тютчев. Лирика

10. А. А. Фет. Лирика

11. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы», «История одного города»

12. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

13. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы»

14. Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»

15. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад», рассказ «Ионыч», рассказ «Палата №6», рассказ «Человек в футляре», рассказ «Крыжовник», рассказ «О любви»

Список литературы для внеклассного чтения

1.     А.Н. Островский. «Снегурочка», «Свои люди — сочтемся», «За чем пойдешь, то и найдешь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место».

2.     И.А. Гончаров. «Обрыв», «Обыкновенная история», «Фрегат Паллада»

3.     И.С. Тургенев. «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Дым», «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася»

4.     Г.И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы»

5.     Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда»

6.     Н.А. Некрасов. «Коробейники»

7.     М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина», сказки «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Коняга», «Премудрый пескарь», «Верный Трезор», «Орел-меценат»

8.     Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы»

9.     Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Утро помещика», «Казаки», «Набег», «Люцерн», «Хаджи-Мурат»

10. А.П. Чехов. «Три сестры», «Экзамен на чин», «Толстый и тонкий», «Устрицы», «Чайка»

Список книг для летнего чтения 11 класс (из 10 в 11 класс)

И.А.Бунин сборник «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Деревня», «Антоновские яблоки» («Жизнь Арсеньева»)
А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
Серебряный век русской поэзии: В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Н. Гумилев, А.А.Ахматова, И.Северянин, А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.Цветаева
А.М.Горький «Челкаш», «Старуха Изергиль», «На дне»
А.Фадеев «Разгром»
А.Платонов «Котлован» (2 часть)
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце»
М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»
В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
К.Воробьев «Это мы, господи!»
А.Т.Твардовский «По праву памяти»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
М.Шукшин рассказы
В.П.Астафьев «Царь-рыба»
В.Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок»
В. Набоков «Круг»

Список литературы для обязательного чтения в 11 классе:

Проза конца 19-нач. 20 века
Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
Аверченко А. Рассказы (2-3)
Зощенко М. Рассказы (2-3)
Поэзия «серебряного» века
Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
Литература 20-х годов
Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
Есенин С. Стихотворения разных лет
Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
Литература 30-40-х годов
Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
Платонов А. Рассказы (2-3)
Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
Литература 50-80 годов
Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
Твардовский А. Обзор творчества.
Распутин В. «Прощание с Матерой»
«Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
Литература русского зарубежья:
Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
Современная литература
Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
Улицкая Л. Любая проза
Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

ЕГЭ по литературе представляет собой обязательное испытание для будущих филологов, журналистов, актёров, режиссёров, дизайнеров и других представителей творческих специальностей. Все эти ребята точно знают, что в этом экзамене нельзя найти простых заданий: все они рассчитаны на тех, кто готовился весь год, а то и не один. Данный экзамен ориентирован на выпускников, которые оканчивают классы гуманитарной направленности и получают более расширенную подготовку, включающую в себя всю теорию из кодификатора. Для того чтобы успешно справиться с данным испытанием, абитуриент должен не только читать, но и понимать, что он читает. Недостаточно просто пробежаться по страницам и узнать, что Чацкий любил Софью, а не Лизу. Важно объяснить, почему у них в итоге ничего не получилось, а это уже сложнее. Чтобы получить довольно высокий балл на ЕГЭ и поступить в ВУЗ на заветную творческую специальность, выпускник должен применять все новейшие методы подготовки. Не секрет, что основное внимание акцентируется на заданиях, представленных в части С, — творческих заданиях, которые отличаются повышенной сложностью. За них можно получить больше баллов, они же нередко являются решающими для будущего бюджетника. Чтобы облегчить Вам путь к мечте, Многомудрый Литрекон опубликовал список книг для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года. Его расширили и усложнили в этом году.

Древнерусская литература 

В первую очередь, подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с содержанием произведений школьной программы, а также их осмысление и анализ. Представляем Вам список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года. Их должен прочитать каждый выпускник, стремящийся к поступлению на творческую специальность. Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии. 

Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику. 

  • Краткое содержание «Слова о полку Игореве»;
  • Анализ «Слова о полку Игореве».

Другие материалы по этому значимому произведению Вы можете найти через поиск по сайту — у нас их очень много.

Литература 18 века 

Как известно, восемнадцатый век являлся веком Просвещения. Классицизм был главным литературным направлением в этот период. Это направление предусматривало чёткость стиля, а также деление жанров литературы на две группы: высокие и низкие. Кроме того, важнейшей чертой классицизма является соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Во второй половине восемнадцатого столетия получает развитие такое и интересное направление, как сентиментализм — противоположность классицизма. В результате, на первый план выдвигаются чувства, а не разумное начало. 

Список книг для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

  • Анализ пьесы «Недоросль»;
  • Краткое содержание «Недоросль».

Также в этот период входит поэзия Г.Р. Державина, а именно: 

  • «Памятник»;
  • «Властителям и судиям». 

Литература первой половины 19 века

Первую половину девятнадцатого столетия по праву назвали «Золотым веком русской поэзии». В этот период на смену классицизму пришли реализм и романтизм. Не секрет, что литературные творения, созданные авторами в это время, представляли не только большую литературную, но и историческую значимость. 

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Поэзия В.А. Жуковского представлена двумя стихотворениями (ссылки ведут на анализ по плану):

  1. «Море»;
  2. «Невыразимое»;
  3. «Светлана»;
  4. «Лесной царь».

Из репертуара А.С. Грибоедова обязательно встретится пьеса «Горе от ума»:

  • Анализ пьесы «Горе от ума»;
  • Краткое содержание пьесы «Горе от ума» по действиям;

Также выпускнику стоит подробнее изучить творчество А.С. Пушкина (ссылки ведут на анализ по плану):

  1. «Деревня»
  2. «Узник»
  3. «Во глубине сибирских руд…» 
  4. «Поэт»
  5. «К Чаадаеву»
  6. «Песнь о вещем Олеге»
  7. «К морю»
  8. «Няне»
  9. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  10. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») 
  11. «Пророк»
  12. «Зимняя дорога»
  13. «Анчар»
  14. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
  15. «Я вас любил: любовь еще, быть может…» 
  16. «Зимнее утро»
  17. «Бесы»
  18. «Разговор книгопродавца с поэтом» 
  19. «Туча»
  20. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
  21. «Погасло дневное светило…» 
  22. «Свободы сеятель пустынный…»
  23. «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
  24. «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), 
  25. «…Вновь я посетил…»

Крупные произведения Пушкина не менее важны:

  • «Капитанская дочка» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Медный всадник» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Евгений Онегин» (вот анализ и краткое содержание).

Нельзя забыть и о том, кто так сожалел о гибели Пушкина, — М.Ю. Лермонтове. Его стихотворения требуют изучения:

  • «Нет, я не Байрон, я другой…» 
  • «Тучи»
  • «Нищий» 
  • «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
  • «Парус»
  • «Смерть Поэта»
  • «Бородино»
  • «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • «Дума»
  • «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
  • «Три пальмы»
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
  • «И скучно и грустно»
  • «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
  • «Родина»
  • «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)
  • «Пророк»
  • «Как часто, пестрою толпою окружен…» 
  • «Валерик»
  • «Выхожу один я на дорогу…»

В список входят и более крупные произведения — две поэмы и один роман:

  • «Песня про… купца Калашникова» (вот краткое содержание);
  • «Мцыри» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Герой нашего времени» (вот анализ и краткое содержание).

Произведения Н.В. Гоголя завершают этот перечень книг для подготовки к ЕГЭ по литературе:

  • «Ревизор» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Шинель» (вот анализ и краткое содержание);
  • «Мертвые души» (вот анализ и краткое содержание);

Литература второй половины 19 века

Известно, что литература данного периода имела огромное признание в обществе. Она оказала влияние на формирование общественного мнения, а также смогла продемонстрировать новые политическое идеи, для которых были закрыты другие каналы и пути. Произведения этого времени характеризуются ярко выраженной общественной тематикой. Кроме того, в этот период наблюдался интерес к познанию мировоззрения и изучению не только отечественной, но и зарубежной истории.

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года будет очень велик, ведь это самая продуктивная пора. Обратите внимание, что именно в этом периоде вводится новое разделение материала по частям экзаменационной работы: А, В и С. Это значит, что некоторые произведения могут встретиться только в теме сочинения или другом задании с развернутым ответом.

В кодификаторе по литературе 2022 года пьесы А.Н. Островского представлены таким образом:

  1. «Гроза» входит во все блоки заданий (вот анализ и краткое содержание);
  2. «Бесприданница» может встретиться во втором и третьем блоках (вот анализ и краткое содержание);
  3. «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова» — все это относится к части «С», то есть может быть в одной из тем сочинений.

С прозой И.С. Тургенева такая же история:

  1. Роман «Отцы и дети» может появиться во всех частях работы (вот анализ и краткое содержание);
  2. «Дворянское гнездо» — только в части В.
  3. «Рудин», «Накануне», повести: «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот» — это для части С.

Рассмотрим поэзию Ф.И. Тютчева (в названиях произведений расположены ссылки на анализ по плану):

Аналогичный список есть и по творчеству А.А. Фета:

Даже проза И.А. Гончарова не избежала такого деления:

  1. «Обломов» — для А, В, С. (вот анализ и краткое содержание по главам);
  2. «Обыкновенная история» — это для части В (вот анализ и краткое содержание по главам);
  3. «Фрегат Паллада» и «Обрыв» — для «С».  

Абитуриенту придется хорошенько «заморочиться» изучением поэзии Н.А. Некрасова:

Для наглядности Литрекон также сгруппировал книги М.Е. Салтыкова-Щедрина:

По такой же логике Литрекон сгруппировал творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова:

Авторы Список «А» Список «В» Список «С»
Л.Н. Толстой «Война и мир»: анализ и краткое содержание «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи-Мурат»  «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой труп»
Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»: анализ и краткое содержание «Подросток», «Идиот» «Неточка Незванова», «Сон смешного человека», «Записки из подполья» 
Н.С. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» 

В части «С» могут встретиться также стихотворения А.К. Толстого:

  1. «Средь шумного бала, случайно…»
  2. «Край ты мой, родимый край…»
  3. «Меня, во мраке и в пыли…»
  4. «Двух станов не боец, но только гость случайный…»

Каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые анализы, краткие содержания и другие полезные материалы. Если чего-то не хватает, напишите ему в комментариях, и он все добавит!

Литература конца XIX – начала XX в.

Для литературы этого периода характерно такое направление, как критический реализм. В эту эпоху творили такие выдающиеся писатели, как Антон Чехов и Лев Толстой. В своих произведениях русские писатели отобразили особенности новой исторической эпохи. 

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе будет состоять из произведений А.П. Чехова и творений поэтов серебряного века.

  1. «Студент» (анализ и краткое содержание);
  2. «Ионыч» (анализ и краткое содержание);
  3. «Человек в футляре» (анализ и краткое содержание);
  4. «Дама с собачкой» (анализ и краткое содержание);
  5. «Смерть чиновника» (анализ и краткое содержание);
  6. «Хамелеон» (анализ и краткое содержание)
  7. Пьеса «Вишневый сад» (анализ и краткое содержание).

Часть «В» «порадует» нас нововведениями:

  1. «Крыжовник» (анализ и краткое содержание);
  2. «О любви» (анализ и краткое содержание);
  3. «Попрыгунья» (анализ и краткое содержание);
  4. «Три сестры» (анализ и краткое содержание);
  5. «Чайка» (анализ).

В части «С» могут быть упомянуты:

  1. «Душечка» (анализ и краткое содержание);
  2. «Скучная история»;
  3. «Любовь»;
  4. «Дядя Ваня» (анализ и краткое содержание).

Поэзию серебряного века мы систематизируем следующим образом:

Категория Автор Список стихотворений
В И.А. Бунин «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» 
С В.Я. Брюсов «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я».
С К.Д. Бальмонт «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том…» «Камыши», «Слова-хаме- леоны», «Чёлн томленья», «Я мечтою ловил ухо- дящие тени…», «Я – изысканность русской мед- лительной речи…». 
С Н.С. Гумилев «Андрей Рублёв», «Жираф», «За- блудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капи- таны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дер- виш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слонёнок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы». 
С В.В. Хлебников «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Куз- нечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звёздам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…». 
С В.В. Набоков, И.Ф. Анненский, А. Белый, М.А. Волошин, Н.А.Клюев, И. Северянин, Ф.К.Сологуб, В.Ф. Ходасевич  Не учтены

Литература первой половины 20 века

Для литературы этого периода характерно приобщение к социально-бытовым темам дореволюционной России. Известный писатель Максим Горький является основоположником направления «социалистический реализм». Произведения этого направления эстетически выражали социалистически осознанную концепцию мира и человека. Русская поэзия этого времени включает в себя целую плеяду известных поэтов Серебряного века. Список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе аккуратно уложен в таблицы по авторам.

Творчество И.А. Бунина будет представлено в разных категориях:

Немало произведений М. Горького придется изучить, чтобы поступить на факультет мечты.

Любители поэзии вздохнут с облегчением, а нелюбители — с оттенком горечи и даже отчаяния, ведь в этом разделе будет очень много поэзии.

Рассмотрим репертуар А.А. Блока:

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
Поэма «Двенадцать»: краткое и анализ. «Девушка пела в церковном хоре…» «Ветер принёс издалека…»
«Незнакомка» «Когда вы стоите на моём пути…» «Встану я в утро туманное…»
«Россия» цикл «На поле Куликовом» «Грешить бесстыдно, непробудно…»
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» «О, весна, без конца и без краю…» «Мы встречались с тобой на закате…»
«В ресторане» «Она пришла с мороза…» «Пляски осенние»
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом») «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Осенняя воля»
«На железной дороге» «Рождённые в года глухие…» «Поэты»
«Вхожу я в темные храмы…» «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…» «Петроградское небо мутилось дождём…» 
«Фабрика» «Пушкинскому Дому» «Я — Гамлет. Холодеет кровь»
«Русь» «Скифы» «Я отрок, зажигаю свечи…»
«О доблестях, о подвигах, о славе…» «Я пригвождён к трактирной стойке…»
«О, я хочу безумно жить…» Поэма «Соловьиный сад» 

В.В. Маяковский тоже фигурирует в списке стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года, вот его вклад:

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
«А вы могли бы?» «Левый марш» «Адище города»
«Послушайте!» «Сергею Есенину» «Вам!»
«Скрипка и немножко нервно» «Товарищу Нетте…» «Домой!»
«Лиличка!» «Во весь голос. Первое вступление в поэму»  «Ода революции»
«Юбилейное» «Разговор с фининспектором о поэзии»
«Прозаседавшиеся» «Уже второй должно быть ты легла…»
«Нате!» Поэма «Про это»
«Хорошее отношение к лошадям»
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
«Дешевая распродажа»
«Письмо Татьяне Яковлевой»
Поэма «Облако в штанах»

Поэзия С.А. Есенина также представлена в списке. И с таким же размахом!

Список «А» Список «В» Список «В»
 «Гой ты, Русь, моя родная!..»  «Да! Теперь решено. Без возврата…» «Клён ты мой опавший…»
«Не бродить, не мять в кустах багряных…» «До свиданья, друг мой, до свиданья!..» «Нивы сжаты, рощи голы…»
«Мы теперь уходим понемногу…» «Песнь о собаке» «Отговорила роща золотая…»
«Письмо матери» «Письмо к женщине» «Я обманывать себя не стану…»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» «Собаке Качалова» «Анна Снегина»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Я последний поэт деревни…»  «Сорокоуст»
«Не жалею, не зову, не плачу…» «Чёрный человек»
«Русь Советская»
«О красном вечере задумалась дорога…»
«Запели тесаные дроги…»
«Русь»
«Пушкину»
«Я иду долиной. На затылке кепи…»
«Низкий дом с голубыми ставнями…»

К сожалению, в школьной программе мало времени уделяется изучению творчества Марины Цветаевой, поэтому выпускнику придется наверстывать упущенное самостоятельно (но не без помощи Многомудрого Литрекона).

Список «А» Список «В» Список «В»
«Моим стихам, написанным так рано…» «Генералам двенадцатого года» Очерк «Мой Пушкин» 
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)  «Мне нравится, что вы больны не мной…» «Все повторяю первый стих…»
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» «О сколько их упало в эту бездну…» «Идёшь, на меня похожий»
«Тоска по родине! Давно…» «О, слезы на глазах…» «Откуда такая нежность»
«Книги в красном переплете» «Попытка ревности»
«Бабушке»  «Пригвождена к позорному столбу»
«Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») «Расстояние: вёрсты, мили…»

Столь же малую толику внимания обычно получает О. Э. Мандельштам. Так что его творчество тоже придется изучать по большей степени самостоятельно.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Notre Dame» «Мы живём под собою не чуя страны…» «Айя-София»
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» «Я не слыхал рассказов Оссиана…» «Лишив меня морей, разбега и разлёта…»
«За гремучую доблесть грядущих веков…» «Нет, никогда ничей я не был современник…»
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» «Сумерки свободы»
«Я к губам подношу эту зелень…»

Продолжим разбирать поэтов из числа акмеистов. Анна Ахматова и ее поэзия тоже входят в список стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Песня последней встречи» «Вечером» «Все мы бражники здесь, блудницы…» 
«Сжала руки под темной вуалью…» «Всё расхищено, предано, продано…» «Родная земля»
«Мне ни к чему одические рати…» «Когда в тоске само- убийства…»  «Творчество»
«Мне голос был. Он звал утешно…» «Муза» («Когда я ночью жду её прихода…».) «Широк и жёлт вечерний свет…»
«Родная земля» «Сероглазый король» «Я научилась просто мудро жить»
«Заплаканная осень, как вдова…» «Смуглый отрок бродил по аллеям…»  «Поэма без героя»
«Приморский сонет»
«Перед весной бывают дни такие…»
«Не с теми я, кто бросил землю…»
«Стихи о Петербурге»
«Мужество»
«Реквием»

Теперь от поэзии немного передохнем (ударение оставим на Ваше усмотрение) и посмотрим, какие книги Шолохова нужно взять на вооружение:

Список «А» Список «В» Список «С»
«Тихий Дон»: краткое и анализ Произведения из списка А будут и в других разделах «Поднятая целина»
«Судьба человека»: краткое и анализ «Донские рассказы»

Творчество М.А. Булгакова уникально не только по содержанию, но и по положению в списке литературы. Допускается выбор между двумя произведениями:

  1. Роман «Белая гвардия»;
  2. Роман «Мастер и Маргарита»: краткое и анализ.

В категории «В» Вы встретите «Собачье сердце» (вот анализ), а в категории «С» книга рассказов «Записки юного врача» и пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира». 

Вернемся к лирике. Военные стихотворения А.Т. Твардовского представлены в таблице.

Список «А» Список «В» Список «С»
«Вся суть в одном-единственном завете…» «В тот день, когда окончилась война…»
«Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…») «Дробится рваный цоколь монумента…»
«Я знаю, никакой моей вины…» «О сущем»
Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин») «Памяти матери»
«Я знаю, никакой моей вины…»

Вдохните в грудь побольше воздуха и прочитайте список стихотворений на ЕГЭ по литературе 2022 года, представленных творчеством Б.Л. Пастернака.

Список «А» Список «В» Список «В»
«Февраль. Достать чернил и плакать!..» «Быть знаменитым некрасиво…» «Август»
«Определение поэзии» «Марбург» «Давай ронять слова…»
«Во всем мне хочется дойти…» «Единственные дни»
«Гамлет» «Красавица моя, вся стать…»
«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…») «Любимая – жуть! Когда любит поэт…»
«Никого не будет в доме…»  «О, знал бы я, что так бывает…»
«Снег идет» «Поэзия»
«Про эти стихи» «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…»
«Любить иных – тяжелый крест…»  «Столетье с лишним – не вчера…» 
«Сосны»
«Иней»
«Июль»
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

Из произведений А. Платонова тоже можно выбрать, вот список вариантов:

  1. В прекрасном и яростном мире», вот краткое и анализ
  2. «Котлован»
  3. «Возвращение», вот краткое и анализ
  4. «Река Потудань»
  5. «Сокровенный человек», вот анализ
  6. «Мусорный ветер» 

Выпускнику придется включить в список для подготовки к ЕГЭ еще и творчество А.И. Солженицына:

  • Рассказ «Матренин двор»: краткое и анализ (А)
  • Повесть «Один день Ивана Денисовича» (А)
  • Книга «Архипелаг ГУЛаг» (В)
  • Повесть «Раковый корпус» (С)
  • Статья «Жить не по лжи» (С)

Кроме того, лагерную прозу представляет В.Т. Шаламов:

  • «На представку» (В) 
  • «Серафим» (В) 
  • «Красный крест» (В)
  • «Тифозный карантин» (В) 
  • «Последний бой майора Пугачёва» (В)
  • «Сгущённое молоко» (С) 
  • «Татарский муллаичистый воздух» (С) 
  • «Васька Денисов, похититель свиней» (С)
  • «Выходной день» (С)

Литература второй половины 20 века

Исторические события, произошедшие во второй половине двадцатого столетия, нашли отражение в литературе. Этот период ознаменовался появлением постмодернизма. Перемены в экономической и общественно- политической жизни России, получившие название «перестройка», обусловили переоценку ценностей и ориентиров литературе.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года почти не детализирован. Названы лишь фамилии и некоторые произведения для ознакомления (а то и вовсе только ФИО). Многомудрый Литрекон объединил все эти данные в большую таблицу.

Список «А» (произведения не менее трёх авторов по выбору) Список «В» Список «С»
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»; В.М. Шукшин. Рассказы: «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива» 
В.И.Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков. В.В. Набоков. Рассказы: «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»  Ф.А. Абрамов. Роман «Братья и сестры».
Ч.Т. Айтматов. Повести: «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары». В.П. Аксёнов. Повести: «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара».
В.П. Астафьев. Роман «Царь-рыба». Повести: «Весё- лый солдат», «Пастух и пастушка».
В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев В.И. Белов. Повесть «Привычное дело», книга «Лад».
А.Г. Битов. Книга очерков «Уроки Армении».
В.В. Быков. Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников». 
В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин и др. Б.Л. Васильев. Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
Г.Н. Владимов. Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его армия». В.Н. Войнович. Романы: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042».
В.С. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба». 

С.Д. Довлатов. Сборник рассказов «Чемодан», по- вести: «Зона», «Заповедник».
Ю.О. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей». 

Ф.А. Искандер. Цикл «Детство Чика», роман «Сандро из Чегема», повесть «Кролики и удавы». Ю.П. Казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал». В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка». 

Е.И. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы». Б.Ш. Окуждава. Повесть «Будь здоров, школяр!». В.Н. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». В.Г. Распутин. Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой». А.Д. Синявский. Рассказ «Пхенц». 

А. и Б. Стругацкие. Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне».
Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен».
В.Ф. Тендряков. Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». 

Г.Н. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось». 

 
К категории «С» даже добавились новейшие авторы, которых раньше не было в списке литературы. Обратите на них особое внимание, когда будете выбирать новые аудиокниги в спортзале:

  • Б. Акунин. Роман «Азазель».

  • С. Алексиевич. Документальные повести: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики».

  • Д.Л. Быков. Стихотворения, рассказы, лекции о русской литературе.

  • Э. Веркин. Повесть «Облачный полк».

  • Б.П. Екимов. Повесть «Пиночет».

  • А.В. Иванов. Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта».

  • В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».

  • В.О. Пелевин. Рассказ «Затворник и Шестипалый», роман «Жизнь насекомых».

  • М. Петросян. Роман «Дом, в котором…»

  • Л.С. Петрушевская. Рассказы: «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена».

  • З. Прилепин. Роман «Санькя».

  • В.А. Пьецух. Рассказ «Шкаф».

  • Д.И. Рубина. Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками».

  • О.А. Славникова. Рассказ «Сёстры Черепановы», роман «2017».

  • Т.Н. Толстая. Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели», роман «Кысь».

  • Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка».

  • Е.С. Чижова. Роман «Крошки Цахес» 

Поэзия второй половины 20 века будет представлена в таблице. Помните, что новые работы выходят у Литрекона каждый день. Если нужно разобрать или пересказать какое-то произведение, Вы можете сообщить ему об этом и получить качественный литературный материал в ближайшее время.

Часть «А» Часть «В» Часть «С»
Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Р. Гамзатов, Е.А. Евтушенко, Н.А. Забо- лоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский и др. (стихотворения не менее 3 авторов по выбору) И.А. Бродский. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «1 января 1965 года», «В деревне Бог живёт не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождест- венская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…». Нобелевская лекция  Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, А.С. Кушнер, Ю.Д. Левитанский, Л.Н. Мартынов, Вс.Н. Некрасов, Б.Ш. Окуджава, Д.С. Самойлов, Г.В. Сапгир, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский, О.Г. Чухонцев, Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий. 

Драматургия второй половины ХХ тоже «по выбору». Нужно прочитать произведения хотя бы трех авторов из перечисленных:

  1. А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры». 

  2. А.В.Вампилов. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота».

  3. А.М. Володин. Пьеса «Назначение».

  4. В.С. Розов. Пьеса «Гнездо глухаря».

  5. М.М. Рощин. Пьеса «Валентин и Валентина» 

В 2022 году планируется вместить в ЕГЭ по литературе еще и иностранных авторов. «Куда уж больше?!» — спросите Вы и правильно сделаете. Помните, что инициатива по их добавлению только обсуждается и еще не факт, что эти фамилии и произведения Вы увидите в КИМе, но лучше уж готовиться к худшему, чем в итоге получить его без малейшей подготовки. Не пригодится? Здорово, в вузе все равно изучить придется в рамках курса. Пригодится? Тем лучше!

  • О. Бальзак. Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа». 

  • Г. Бёлль. Роман «Глазами клоуна».

  • Р. Брэдбери. Роман «451 градус по Фаренгейту». 

  • У. Голдинг. Роман «Повелитель мух». 

  • Ч. Диккенс. Роман «Лавка древностей», повесть «Рождественская песнь в прозе».

  • Г. Ибсен. Пьеса «Нора».

  • А. Камю. Повесть «Посторонний». 

  • Ф. Кафка. Рассказ «Превращение».

  • Х. Ли. Роман «Убить пересмешника».

  • Г.Г. Маркес. Роман «Сто лет одиночества».

  • М. Метерлинк. Пьеса «Слепые».

  • Г. Мопассан. Роман «Милый друг».

  • У.С. Моэм. Роман «Театр».

  • Д. Оруэлл. Роман «1984».

  • Э.М. Ремарк. Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища».

  • Д. Сэлинджер. Роман «Над пропастью во ржи».

  • У. Старк. Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи».

  • Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель». 

  • Г. Уэллс. Роман «Машина времени».

  • Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».

  • О. Хаксли. Роман «О дивный новый мир».

  • Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие».

  • А. Франк. Книга «Дневник Анны Франк».

  • Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».

  • У. Эко. Роман «Имя Розы» 

Поэзия в проекте рассматривается такая: . Аполлинер, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, P.M. Рильке, Т.С. Элиот.

Таким способом, мы рассмотрели полный список книг, необходимых для подготовки к ЕГЭ по литературе. Помните, что это лишь предложение, которое еще обсуждается в экспертном сообществе и будет вводиться постепенно, не в полном объеме. Но лучше готовиться по полному списку, чем надеяться на лучшее.

Стоит помнить, что результат экзамена зависит от подготовки выпускника, его мотивации и усидчивости. Не нужно волноваться, необходимо просто готовиться к экзамену тщательно. Если каких-то разборов или кратких содержаний Вам не хватает, пишите Многомудрому Литрекону — он все сделает и добавит. 

Читайте понемногу каждый день и фиксируйте результаты в читательском дневнике. Только так будущий студент сможет достичь высоких результатов. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классЕГЭ по литературепереченьсписок литературы

Читайте также:

  • Шолохов иллюстрации к рассказам
  • Шолохов поднятая целина аргументы к сочинению итоговому
  • Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам
  • Шолохов почему рассказ называется родинка
  • Шолохов донские рассказы нахаленок