Шолохов донские рассказы презентация 11 класс

донские рассказы: анализ произведения шолохова м.а.кратко:первым печатным произведением михаила александровича шолохова 1905 1984 стал рассказ родинка 1924. когда в

«Донские рассказы»: анализ произведения Шолохова М.А.

Кратко:

Первым печатным произведением Михаила Александровича Шолохова (1905 — 1984) стал рассказ «Родинка» (1924). Когда в 1925 году появились «Донские рассказы», и читатели, и критики единодушно решили, что в литературу пришел новый талантливый писатель.

Страшные события гражданской войны и коллективизации становятся главным сюжетом «Донских рассказов», а ведущей темой — судьба человека, попавшего под «жернова» истории. С беспощадной правдой показал двадцатилетний писатель в своих первых произведениях суровые реалии этих лет: разъединение людей на «своих» и «врагов», классовую ненависть к «врагу», которым может стать член собственной семьи — отец, сын, брат; бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых темных, мрачных эмоций, хранящихся в глубинах народного сознания. Революция разрушила сами основы народной жизни, народной нравственности. Гибнет изначальная ячейка «крестьянского мира» — семья.

В рассказе «Червоточина» от младшего сына кулака Якова Алексеевича, комсомольца Степки, отвернулась вся семья, а когда Степка разоблачает отца на собрании (тот скрыл истинную цифру площади засеваемой им земли), Яков Алексеевич совместно со старшим сыном, Максимом, убивают его зверски. Жестокое время раскрепостило в человеке звериные инстинкты, и больше всего страдают от несправедливости мира самые беззащитные — дети.

У пухнущего с голоду четырнадцатилетнего Алешки, героя рассказа «Алешкино сердце», умерли голодной смертью мать и сестренка. Богатая соседка Макарчиха убивает утюгом другую сестру — Польку — за то, что та влезла к ней в хату и стала есть остывшие в печи щи. Сам Алешка, чудом оставшийся в живых, в финале рассказа спасает четырехлетнюю девочку: не позволило ему его маленькое щедрое сердце стать свидетелем убийства.

Смертельной ненавистью пронизаны отношения между людьми: атаман Кошевой, «ликвидирующий коммунистов», заставляет старика-мельника, пытающегося спасти от бандитов зерно, есть землю, но судьба настигает и его: собственной рукой убивает атаман неузнанного им единственного сына — красного эскадронного командира Николку Кошевого («Родинка»). Убивает за измену врагу свою невенчанную жену Дарью пулеметчик Яшка Шибалок, не разрешив ей даже вскормить новорожденного младенца. Ощущение катастрофичности бытия определяет расстановку акцентов в «Донских рассказах»: герои Шолохова либо погибают в бою, либо, застигнутые врасплох, подвергаются мучениям и пыткам, либо вынуждены убивать своих близких. Но вера автора в конечное торжество жизни неистребима: несмотря на все ужасы настоящего, станет хорошим человеком Алешка, вырастет в детском доме «шибалкино семя», спасется трогательный маленький жеребенок.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола — отсюда пафос непримиримой классовой борьбы. Сюжетно-композиционным лейтмотивом многих рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и иногородними. Читатель погружается в мир казацко-крестьянской жизни между революцией и коллективизацией: отголоски Гражданской войны, драматический пересмотр внутрисемейных отношений, смена поколений, заботы и треволнения казачьего куреня, картины донской природы, трудно пробивавшиеся ростки нови. Человек и история в «Донских рассказах» изображены через призму семейно-бытовых отношений.

Разрыв кровно-родственных связей в обстановке Гражданской войны порождал небывалые по остроте и накалу социальные конфликты. Абсолютная нетерпимость выливалась только в насилие. «Русская Смута, — писал в своих мемуарах А. И. Деникин, — наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубине человеческой души…»

Шолохов показывает своих героев в кризисных ситуациях, на таком трагическом изломе истории, когда происходит разрыв самого прочного (субстанции жизни), на чем держался патриархальный казацко-крестьянский мир, — кровно-родственных связей. В результате этого разлома происходило внутреннее самоопределение героев. Суть его — в стремлении к единству природного и социального начал, парадоксально сопрягающихся в едином повествовательном движении. К этому единству идет Анна из рассказа «Двухмужняя», дед Гаврила из «Чужой крови», стремление к утверждению единства этих начал заставляет Трофима спасти тонущего жеребенка («Жеребенок»).

«Донские рассказы» открывали новый угол зрения, новый уровень нравственной прозорливости художника.

Авторской позицией Шолохова стал народный взгляд на мир. Эта позиция, сознательно избранная художником, открывала возможность народно-эпического воссоздания жизни даже в частных ее проявлениях. Рассказы включают в себя такие элементы, которые переводят повествование в область философскую. Во многих из них речь идет о жизни и смерти, о том, что такое человек по отношению к окружающему миру природы и миру социальному, расколотому революцией, требующей от всех и каждого ответа на вопрос: с кем быть? (Над этим вопросом будет мучительно биться главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.) Герои Шолохова всегда поставлены жестокими жизненными обстоятельствами в нравственную коллизию выбора.

Какие только судьбы и характеры не вписаны Шолоховым в донскую панораму: неуемный в своей жестокости Бахчевник и чуткий к чужому горю Митька («Бахчевник»), неуемный в своих благородных порывах Яков Шибалок («Шибалково семя»), милосердный Трофим («Жеребенок»), непреклонный в своей жизнестойкости Аникей («Лазоревая степь»), самоуверенный Микишара («Семейный человек»). В цикле возникает эпический образ народа, стоящего на историческом перепутье.

Создавая атмосферу безыскусственной правды в рассказах, Шолохов стремился показать связь «всего со всем». Интерес к подробности чувства заменяет у него интерес к самим событиям. Шолохов берет исповедь личности как условие безвестной правды, условие доверия читателя к тому, что рассказывает автор. Он ищет в психологии и состоянии человека такие кульминационные моменты, которые в индивидуальном сознании открывают нечто общее для казачества и вместе с тем то, что было привнесено революцией. Убеждение писателя в возможности духовного озарения человека в кризисные моменты, в минуты страшных потрясений, в периоды нравственных катаклизмов — исходное условие для шолоховского эпоса, открывающее тайны личности и бытия. «Я, — говорил Шолохов, — интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются».

В «Донских рассказах» Шолохов сумел найти свой ракурс видения жизни, открыл то, что не сразу было замечено современниками (и может быть, им самим). Этим открытием был «гуманизм непривычного масштаба» (П. В. Палиевский), выступающий в рассказах некоей «философской доминантой», определяющей все: и сюжетно-композиционный строй рассказов, и принципы изображения характеров, и систему изобразительных средств, и тональность повествования (А. И. Хватов). За «гуманизм непривычного масштаба» Шолохов подвергался всяческим нападкам критики, особенно вульгарно-социологической, в конце 20-х — начале 30-х годов. В чем только не упрекали писателя: в нагнетании физиологических подробностей смерти, биологизме, абстрактном гуманизме и т. п. Шолохову отказывали в праве называться пролетарским (то есть истинно народным) писателем. То, что в лучших рассказах донского цикла начало классовое подчинено общечеловеческому, или игнорировалось, или подавалось критиками как негативное явление. Шолохов отказывался от сведения богатства проявлений душевного мира человека к социальным побуждениям. Выражая характер целостного крестьянского миропонимания, он становился подлинно народным писателем.

«Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Шолохова — писателя с трагическим мировидением. Жизнь у Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, его человеческая природа. В «Донских рассказах» писатель испытывает эпос драмой, обретая те глубинные эпические устои, на почве которых позднее вырос роман-эпопея «Тихий Дон».

Лаконизм «рубленой прозы», инверсия, манера народного сказа и другие творческие поиски молодого Шолохова в «Донских рассказах» перекликались с литературными экспериментами в литературе 20-х годов. Новеллы писателя выделялись в литературном потоке многообразием жанровых оттенков, идейной выразительностью композиции и зрелым искусством художественного образа.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Донские рассказы М.А. Шолохова методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Справочные материалы

1.Характеристика казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

Различные трактовки авторской позиции в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

• Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.

• Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.

• Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца…» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса — вочеловечивания Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.

• Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… Контрасты в его рассказах воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы — уже было проявлением гуманизма. Однако с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается.

В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

• Исследователь В.В. Гура, автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает… У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, — четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое — бойцы Добровольческой армии, а Валентин — красный… Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня — и ходу! А мать в слёзы — волосы на себе рвёт… А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся… И так ведь не раз, не два. Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие — то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. Паршивые, бездарные ученики мы у истории — вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия…”».

“Поведение и красных, и белых с их жестокостью, безобразием, обманом, а иногда и благородством описано честно… Шолохов был слишком большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений”.

  1. Анализ рассказа “Родинка”.

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия
Авторская оценка героев
В чём состоит самый важный конфликт?

Оценки:

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова к слову «кровь»
Авторская оценка героев
Будущее Алешки

Оценки:

  1. Анализ рассказа “Шибалково семя”.

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова слову «семя».
Авторская оценка героев
Какова судьба ребенка?

Оценки:

4) Анализ рассказа «Чужая кровь».

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.
Подберите родственные слова слову «кровь».
Авторская оценка героев
Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Оценки:

Впишите в овалы названия проанализированных рассказов М.Шолохова. Подумайте, как они должны располагаться. Обозначьте местоположение автора, ориентируясь его позицией по отношению к изображаемому. Руководствуйтесь при этом тем, как разрешается конфликт.

«Трагедия народа в «Донских рассказов» М. Шолохова»

Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно. Ведь судьбы героев, пробле мы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов — не только писатель. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в 16-летнем возрасте Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно; в 37-м не раз спасал своих друзей от репрессий. Его обвиняли в плагиате, в симпатиях белому движению. Много испытаний выпало на долю этого писателя. На он не уподобился траве, которая «растет, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Правдивы и его «Донские рассказы». В них Шолохов выразил свое отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В «Донских рассказах» меня привлекли реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали, захлебываясь красивыми словами». Ну а как же красота изложения? У Шолохова она в простоте, народности языка. Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни. По моему мнению, смысл их в том, что люди, дабы доказать свою преданность идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын — отца.

В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата и расправляется с отцом-белогвардейцем. Еще мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нем отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.

Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют, не задумываясь: по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребенка или отбивают детей у бандитов. Но так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твое сердце.

Почему же Шолохов не мог добавить счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел хоть немного приблизить нас, читателей, к реальностям войны, когда нет ни единого счастливого человека.

Что же дает мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чье искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я читаю и перечитываю Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости.

Незадолго до смерти М.А.Шолохов говорил с сыном о вечных ценностях человеческой жизни: «Веры у людей никто и никогда отнять не сможет. Без веры человек — не человек. Отними у него веру в Бога, он станет верить в царя, в законы, в вождя… Высокой только должна эта вера быть. Возвышенной. Плохо, страшно, когда предмет веры мельчится. Мелкая вера — мелкий человечек. А высшие духовные ценности можно и в культ возвести. По мне, так и нужно. Должно».

Самой высокой духовной ценностью для Шолохова было чувство любви к родине и ее народу, имеющему полное право на счастье. Но Шолохов не мог принять тех жестоких путей, которые были навязаны народу в борьбе за его счастье. Он не принимал стремление «выпрыгнуть» из истории, форсировать естественное течение исторического времени по принципу «цель оправдывает средства».

Надо окунуться в то время, чтобы понять, насколько серьезными были те условия, когда революция свершилась и коммунисты учились управлять государством, когда разворачивалась политика ликвидации кулачества как класса.

Примечателен в этом плане образ Григория Мелехова. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что «неправильный у жизни ход», но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться и с точкой зречия пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового «Ванька». Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклатура. С другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе.

Таким образом, путь Григория Мелехова — это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его «хождения по мукам» подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.

Наоборот, многие хорошо известные сцены и эпизоды «Поднятой целины» получают сегодня иное осмысление и оценку, ибо рассматриваются с точки зрения не классовой, а общечеловеческой морали. Например, когда Шолохов описывает сцену раздачи бедноте вещей раскулаченных, то она вызывает не чувство торжествующей радости, как утверждали советские критики, а боль и жалость к плачущим детям и их матерям, у которых отбирают заработанное тяжким трудом добро.

Именно так воспринимает это событие Андрей Разметнов, которого принято было ругать за мягкотелость, отсутствие коммунистической принципиальности и беспощадной ненависти к классовому врагу.

О том, что коллективизация здесь началась относительно рано и происходила в острейшей обстановке, свидетельствует письмо Шолохова из Вешенской в 1929 году: «А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полстей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится». Суть того, что происходило на донской земле в «год великого перелома», ясна и без комментариев. Но спустя некоторое время, в 1931 году, Шолохов публикует ряд очерков по вопросам коллективизации. Например, в «Правде» весьма оптимистически описывается весенний сев на Дону: «Ты, товарищ, не сумневайся, — говорит автору казак-колхозник. — Мы все насквозь понимаем, как хлеб нужен государству. Ну, может, чуток припозднимся, а посеем все до зерна». В этих бодрых интонациях уже угадываются голоса будущих героев «Поднятой целины». Напрашивается вывод о том, что автор, прекрасно знающий изображаемую жизнь, намеренно смягчал краски, чтобы его трактовка событий совпадала с политическим курсом партии.

Народ действительно стал другим после революции. Коммунистическая политика разделила его на четко выраженные группы, враждующие между собой. И если для деда Щукаря и других оборванцев изменения были положительными, то хозяйственные, умелые, трудолюбивые люди оказались вне закона.

Казаки словно утратили свое веками сложившееся вольнолюбие, характер, широкие, раздольные песни, гордую, смелую натуру. Интенсивное давление партийных деятелей приводило деревню в состояние предельной напряженности. «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием», — писал Шолохов в «Поднятой целине».

Гражданская война, которая принесла людям столько горя и бед, не кончилась, по мысли писателя, и в 1920 году. После «замирения» «прибрели потом к своим разбитым куреням да порушенным селеньям все, кто уцелел. И победители, и побежденные…» И началась мирная жизнь: «Из ворот в ворота живут, из одного колодца воду пьют, поскольку раз на день глаза друг другу мозолят… каково? Хватает воображения? Тут, по-моему, и самого небогатого хватит, чтобы мороз по коже продрал…» Этот раскол, который принесла война, продолжался долгие годы, питая взаимную ненависть и подозрительность: «Час от часу подозреньице растет; подозрение растет — страх все сильнее; страх подрос, а подозренье, глядь, уже и в уверенность выросло. Остается лишь в «дело» оформить эту подозрительную уверенность, которую тебе нашептала твоя «революционная бдительность», на собственном страхе да на ненависти замешенная. И пошло-поехало… И так — каждый хутор. Все города и веси».

Творчество М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

Справочные материалы

1.Характеристика  казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов  возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

Различные  трактовки авторской позиции в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

• Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.

• Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.

• Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца…» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса — вочеловечивания Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.

• Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… Контрасты в его рассказах воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы — уже было проявлением гуманизма. Однако с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается.

 В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

• Исследователь В.В. Гура, автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает… У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, — четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое — бойцы Добровольческой армии, а Валентин — красный… Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня — и ходу! А мать в слёзы — волосы на себе рвёт… А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся… И так ведь не раз, не два. Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие — то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. Паршивые, бездарные ученики мы у истории — вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия…”».

“Поведение и красных, и белых с их жестокостью, безобразием, обманом, а иногда и благородством описано честно… Шолохов был слишком большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений”.

  1. Анализ рассказа “Родинка”.

 Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.

Подберите однокоренные слова к слову «родинка».  Что объединяет эти понятия

Авторская оценка героев

В чём состоит самый важный конфликт?

 Оценки:

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.

Подберите родственные слова к слову «кровь»

Авторская оценка героев

Будущее Алешки

Оценки:

  1. Анализ рассказа “Шибалково семя”.

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.

Подберите родственные слова слову «семя».

Авторская оценка героев

Какова судьба ребенка?

Оценки:

4) Анализ рассказа «Чужая кровь».

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин — выступление

Смысл названия.

Подберите родственные слова слову «кровь».

Авторская оценка героев

Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Оценки:

 Впишите в овалы названия проанализированных рассказов М.Шолохова. Подумайте, как они должны располагаться.  Обозначьте местоположение  автора, ориентируясь его позицией по отношению к изображаемому. Руководствуйтесь  при этом  тем, как разрешается конфликт.

Данную презентацию можно использовать на вводном уроке литературы в 11 классе по теме «Россия и революция».

Содержание слайдов

thumb 1

Номер слайда 1

Россия и революция. Русская литература 20-х годов. Обзор

thumb 2

Номер слайда 2

Особенности литературы 20-х гг В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

thumb 3

Номер слайда 3

1. Эмигрантская литература В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов (1. 200 тыс) русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева оказались в эмиграции.

thumb 4

Номер слайда 4

1. Эмигрантская литература Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали в изгнании, в чужой языковой и культурной среде литературу диаспоры, русского рассеяния.

thumb 5

Номер слайда 5

2. Советская литература Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. (В. Маяковский, С. Есенин, А. Фурманов, А. Фадеев и др)

thumb 6

Номер слайда 6

Борьба двух противоположных тенденций1) Власть стремилась привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г. Постановление «О перестройке литературно-художественных организация» 1932 г. А. Фурманов и В Маяковский

thumb 7

Номер слайда 7

Советская литература 2) С другой стороны, наблюдалась тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп

thumb 8

Номер слайда 8

Литературные течения Реализм, социалистический реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)Задача: культивировать одну линию в литературе. И выкорчёвывать все другие.

thumb 9

Номер слайда 9

3. «Потаённая» литература. Эта литература развивалась в Советской России. Писатели, создававшие данную литературу, или не хотели печататься, или сознательно писали «в стол», понимая невозможность быть услышанными.

thumb 10

Номер слайда 10

Литературные направления. Реализм Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.

thumb 11

Номер слайда 11

Социалистический реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах. Главный герой – борец за идеалы революции, идеалы социализма

thumb 12

Номер слайда 12

Модернизм. Модернизм рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь не идеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой: фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца»), жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год»), развивает сатиру (Зощенко М.).

thumb 13

Номер слайда 13

Особенности литературы 20-х гг. Расцвет русской драматургии М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»; Н. Эрдман «Мандат», «Самоубийца»; Е. Замятин «Блоха»; В. Маяковский «Клоп». Время поиска и эксперимента в литературе Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны: М. Булгаков «Белая гвардия» Фурманов «Чапаев» Б. Пильняк «Голый год» А. Серафимович «Железный поток» М. Шолохов «Донские рассказы» А. Малышкин «Падение Дайра» И. Бабель«Конармия» А. Веселый «Россия, кровью умытая».

thumb 14

Номер слайда 14

Особенности литературы 20-х гг. Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру: М. Зощенко Рассказы А. Платонов «Город Градов» М. Булгаков «Собачье сердце» Е. Замятин «Мы» И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»

thumb 15

Номер слайда 15

1929 год. Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

thumb 16

Номер слайда 16

Вопросы для проверки1. Назовите основные события, оказавшие влияние на литературу 20-х годов. 2. Основное литературное направление в 20-е годы? 3. Перечислите литературные течения 20-х годов. 4. Каковы главные темы в литературе 20-х годов. 5. Какие приемы часто использовали в своих произведениях писатели в 20-е годы?

Информация о публикации

Загружено: 21 января

Просмотров: 20540

Скачиваний: 294

Хрущева Алевтина Ивановна


Литература, 11 класс, Презентации


Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2020-2021

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2020-2021


 Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания.  Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году - 2 декабря 2020 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. 

Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году — 2 декабря 2020 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.


Примерные темы и литература к новым направлениям ИС 2020-2021 «Забвению не подлежит»  (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности); «Я и другие»   (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»); «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»  (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом); «Время перемен»  (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством); «Разговор с собой»  (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Примерные темы и литература к новым направлениям ИС 2020-2021

«Забвению не подлежит»  (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);

«Я и другие»   (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»  (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);

«Время перемен»  (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);

«Разговор с собой»  (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).


Забвению не подлежит Примерные темы: Почему тема войны не уходит из литературы? Как влияет на сущность человека война? Какой опыт даёт человеку война? «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) Как судьба человека связана с историей народа? Может ли человек влиять на ход истории? Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»? В чём ценность исторического опыта? Какие времена можно назвать жестокими? Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?

Забвению не подлежит

Примерные темы:

  • Почему тема войны не уходит из литературы?
  • Как влияет на сущность человека война?
  • Какой опыт даёт человеку война?
  • «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
  • Как судьба человека связана с историей народа?
  • Может ли человек влиять на ход истории?
  • Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
  • В чём ценность исторического опыта?
  • Какие времена можно назвать жестокими?
  • Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?


Произведения Б. Васильев «А зори здесь тихие» М. Шолохов «Судьба человека» М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М. Булгаков «Собачье сердце» А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» А. Платонов «Котлован» А. Блок «Двенадцать» А. Фадеев «Разгром» А. Ахматова «Реквием» В. Распутин. «Прощание с Матёрой» В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых» Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон».

Произведения

  • Б. Васильев «А зори здесь тихие»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А. Блок «Двенадцать»
  • А. Фадеев «Разгром»
  • А. Ахматова «Реквием»
  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»
  • Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Шолохов «Тихий Дон».


Я и другие Примерные темы: Что мешает человеку быть счастливым? Чем опасно равнодушие? Важно ли понимание души другого человека? Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? Когда непонимание между людьми приводит к вражде? Может ли человек ставить себя выше общества? Как разум и чувства влияют на поступки человека? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? В чём причины вражды между людьми? Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде? Бывает ли общественное мнение ошибочным? В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом? Может ли один человек противостоять окружающему обществу? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Я и другие

Примерные темы:

  • Что мешает человеку быть счастливым?
  • Чем опасно равнодушие?
  • Важно ли понимание души другого человека?
  • Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
  • Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
  • Может ли человек ставить себя выше общества?
  • Как разум и чувства влияют на поступки человека?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
  • В чём причины вражды между людьми?
  • Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  • Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
  • К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?


Произведения А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.С. Пушкин «Цыганы» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» И.С. Тургенев «Ася» И.С. Тургенев «Отцы и дети» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.И. Куприн «Олеся» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» А.Н. Островский «Гроза» А.Н. Островский «Бесприданница» М. Горький «Старуха Изергиль» М. Горький »Макар Чудра» М. Булгаков «Собачье сердце» А. Платонов «Юшка» М. Горький «На дне»

Произведения

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин «Цыганы»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • И.С. Тургенев «Ася»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.Н. Островский «Бесприданница»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький »Макар Чудра»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • А. Платонов «Юшка»
  • М. Горький «На дне»


Между прошлым и будущим Примерные темы: Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Зачем человеку заглядывать в будущее? Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»? Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших? Что важнее для детей: советы родителей или их пример? Когда родители могут гордиться детьми?

Между прошлым и будущим

Примерные темы:

  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  • Зачем человеку заглядывать в будущее?
  • Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  • Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
  • Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
  • Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
  • Когда родители могут гордиться детьми?


Произведения А.С. Грибоедов «Горе от ума» Д.И. Фонвизин «Недоросль» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Вишнёвый сад» Б. Васильев «Экспонат» К. Паустовский «Телеграмма» Ю. Бондарев «Простите нас!» Е. Замятин. Роман «Мы» Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»

Произведения

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
  • Б. Васильев «Экспонат»
  • К. Паустовский «Телеграмма»
  • Ю. Бондарев «Простите нас!»
  • Е. Замятин. Роман «Мы»
  • Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
  • В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви»


Время перемен Примерные темы: Как противостоять ударам судьбы? Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Почему для человека важны не только победы, но и поражения? Нужно ли анализировать свои ошибки? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Когда о человеке можно сказать, что он верен себе? Верно ли, что надежда делает человека сильнее? Можно ли жить без надежды на лучшее? Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?

Время перемен

Примерные темы:

  • Как противостоять ударам судьбы?
  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  • Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
  • Нужно ли анализировать свои ошибки?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
  • Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
  • Можно ли жить без надежды на лучшее?
  • Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?


Произведения А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Медный всадник» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Л.Н. Толстой «После бала» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3) М. Шолохов «Судьба человека» А. Ахматова «Реквием» В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»

Произведения

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л.Н. Толстой «После бала»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Шолохов «Донские рассказы» (на примере 2-3)
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • А. Ахматова «Реквием»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»


Разговор с собой Примерные темы: Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны? Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? На пути к благородной цели все ли средства хороши? Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? Нужно ли стремиться к познанию самого себя? Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»? Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

Разговор с собой

Примерные темы:

  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  • Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
  • Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны?
  • Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
  • Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
  • На пути к благородной цели все ли средства хороши?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
  • Какие жизненные победы могут быть важны для человека?


Произведения А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «После бала» Л.Н. Толстой «Война и мир» И.А. Гончаров «Обломов» Н. Лесков «Очарованный странник» А.И. Куприн «Олеся» Л. Андреев. «Иуда Искариот» М. Горький «На дне» М. Горький «Старуха Изергиль» Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Произведения

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой «После бала»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

И.А. Гончаров «Обломов»

Н. Лесков «Очарованный странник»

А.И. Куприн «Олеся»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»


Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова Урок литературы в 11 классе Учитель высшей категории Бархатова И.А.

Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова

Урок литературы в 11 классе

Учитель высшей категории Бархатова И.А.


Шолохов донские рассказы презентация 11 класс


Трактовка авторской позиции в «Донских рассказах» М.А.Шолохова 1 . « Внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки… придаёт многим рассказам гуманистическое звучание » (американский исследователь Э.Симмонс в работе о М.Шолохове «Он избрал свой путь»)

Трактовка авторской позиции в «Донских рассказах» М.А.Шолохова

1 . « Внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки… придаёт многим рассказам гуманистическое звучание » (американский исследователь Э.Симмонс в работе о М.Шолохове «Он избрал свой путь»)


Трактовка авторской позиции в «Донских рассказах» М.А.Шолохова 2. «Очень рано созревает у Шолохова мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны… Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечивания… Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей» (филолог Л.Г.Сатарова, статья «Брат на брата, сын на отца»)

Трактовка авторской позиции в «Донских рассказах» М.А.Шолохова

2. «Очень рано созревает у Шолохова мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны… Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечивания… Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей» (филолог Л.Г.Сатарова, статья «Брат на брата, сын на отца»)


Трактовка авторской позиции в «Донских рассказах» М.А.Шолохова 3. Литературовед В.А.Чалмаев определяет шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как «совесть молчащую, благословляющую кровопролитие». Критик пишет, что в «Донских рассказах» на лицо «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

Трактовка авторской позиции в «Донских рассказах» М.А.Шолохова

3. Литературовед В.А.Чалмаев определяет шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как «совесть молчащую, благословляющую кровопролитие». Критик пишет, что в «Донских рассказах» на лицо «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».


Рассказ «Родинка» На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость , полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота , краюха хлеба

Рассказ «Родинка»

На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость , полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота , краюха хлеба


Рассказ «Родинка» Смысл названия     Однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия     Авторская оценка героев       В чём состоит самый важный конфликт?          

Рассказ «Родинка»

Смысл названия

Однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия

Авторская оценка героев

В чём состоит самый важный конфликт?


Рассказ «Родинка» Смысл названия       Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами Однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия   род, родина, народ, родство, родственный Авторская оценка героев   устали от того, что делают, очерствели душой В чём состоит самый важный конфликт?       конфликт между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны        

Рассказ «Родинка»

Смысл названия

    Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами

Однокоренные слова к слову «родинка». Что объединяет эти понятия

  род, родина, народ, родство, родственный

Авторская оценка героев

  устали от того, что делают, очерствели душой

В чём состоит самый важный конфликт?

  конфликт между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны


Рассказ «Шибалково семя»

Рассказ

«Шибалково семя»


Рассказ «Шибалково семя» Хлебнул я горюшка с этим дитем. —  За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок? — говорили, бывало, казаки. А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: «Нехай растет, батьке вязы свернут — сын будет власть советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю…»

Рассказ «Шибалково семя»

Хлебнул я горюшка с этим дитем.

—  За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок? — говорили, бывало, казаки.

А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: «Нехай растет, батьке вязы свернут — сын будет власть советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю…»


Рассказ «Шибалково семя» Смысл названия     Однокоренные слова к слову «семя»     Авторская оценка героев       Какова судьба ребёнка?          

Рассказ «Шибалково семя»

Смысл названия

Однокоренные слова к слову «семя»

Авторская оценка героев

Какова судьба ребёнка?


Рассказ «Шибалково семя» Смысл названия     Однокоренные слова к слову «семя» Авторская оценка героев   «Мой это сынишка, мое семя…»   Какова судьба ребёнка?   симпатизирует Шибалку     семья, семьянин   Поражается циничности, хладнокровию казаков   Судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”      

Рассказ «Шибалково семя»

Смысл названия

Однокоренные слова к слову «семя»

Авторская оценка героев

  «Мой это сынишка, мое семя…»

Какова судьба ребёнка?

  симпатизирует Шибалку

  семья, семьянин

Поражается циничности, хладнокровию казаков

  Судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “…сын будет власть Советскую оборонять”


Рассказ «Алёшкино сердце»

Рассказ

«Алёшкино сердце»


Рассказ «Алёшкино сердце»      —  Алешка, ты меньше меня ростом, ползи по канаве до сарая, кинешь гранату в дверь… Иначе мы не скоро возьмем их… полз Алешка; сверху, над канавой, пули косили бурьян, поливали его знобкой росою. Дополз до сарая, сдернул кольцо, нацелился в дверь, но дверь скрипнула, распахнулась… Через порог шагнули двое; передний на руках держал девчонку лет четырех:    —  Сдаемся! Не стрелять! Дите убьете!    Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила девочку, с криком заламывая руки: назад оглянулся — очкастый привстал на колени, а сам белее мела; по сторонам глянул.    Понял Алешка, что ему надо делать. Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы редкие, у того и сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать. На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл…

Рассказ «Алёшкино сердце»

     —  Алешка, ты меньше меня ростом, ползи по канаве до сарая, кинешь гранату в дверь… Иначе мы не скоро возьмем их… полз Алешка; сверху, над канавой, пули косили бурьян, поливали его знобкой росою. Дополз до сарая, сдернул кольцо, нацелился в дверь, но дверь скрипнула, распахнулась… Через порог шагнули двое; передний на руках держал девчонку лет четырех:

   —  Сдаемся! Не стрелять! Дите убьете!    Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила девочку, с криком заламывая руки: назад оглянулся — очкастый привстал на колени, а сам белее мела; по сторонам глянул.    Понял Алешка, что ему надо делать. Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы редкие, у того и сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать. На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл…


Рассказ «Алёшкино сердце»      —  Я живой… не помер…    — И не помрешь, Леня!.. Тебе помирать теперь нельзя. Вот, гляди!..    В руке очкастого билет с номером, поднес к Алешкиным глазам, читает:    — Член РКСМ, Попов Алексей… Понял, Алешка?.. На полвершка от сердца попал тебе осколок гранаты… А теперь мы тебя вылечили, пускай твое сердце еще постучит — на пользу рабоче-крестьянской власти.

Рассказ «Алёшкино сердце»

     —  Я живой… не помер…    — И не помрешь, Леня!.. Тебе помирать теперь нельзя. Вот, гляди!..    В руке очкастого билет с номером, поднес к Алешкиным глазам, читает:    — Член РКСМ, Попов Алексей… Понял, Алешка?.. На полвершка от сердца попал тебе осколок гранаты… А теперь мы тебя вылечили, пускай твое сердце еще постучит — на пользу рабоче-крестьянской власти.


Рассказ «Алёшкино сердце» Смысл названия     Кто в рассказе является носителем добра?     Авторская оценка героев       Будущее Алёшки          

Рассказ «Алёшкино сердце»

Смысл названия

Кто в рассказе является носителем добра?

Авторская оценка героев

Будущее Алёшки


Рассказ «Алёшкино сердце» Смысл названия     Алешкино сердце - особенное, оно умеет прощать, оставаться добрым, отзывчивым. Кто в рассказе является носителем добра?   молодой политкомиссар Синицын (очкастый) Авторская оценка героев Алёшка (Попов Алексей)     трудно не верить, что новая власть не победит старую, тем более что старая несет голод, жестокость, смерть, а новая власть в лице политкома Синицина заботится об Алешке Будущее Алёшки   Алёшку принимают в ряды РКСМ, вселяют надежду на будущее. «Пускай твое сердце еще постучит — на пользу рабоче-крестьянской власти».

Рассказ «Алёшкино сердце»

Смысл названия

  Алешкино сердце — особенное, оно умеет прощать, оставаться добрым, отзывчивым.

Кто в рассказе является носителем добра?

  молодой политкомиссар Синицын (очкастый)

Авторская оценка героев

Алёшка (Попов Алексей)

  трудно не верить, что новая власть не победит старую, тем более что старая несет голод, жестокость, смерть, а новая власть в лице политкома Синицина заботится об Алешке

Будущее Алёшки

  Алёшку принимают в ряды РКСМ, вселяют надежду на будущее. «Пускай твое сердце еще постучит — на пользу рабоче-крестьянской власти».


Рассказ «Чужая кровь» « Прахом дымилось всё нажитое десятками лет»   

Рассказ «Чужая кровь»

« Прахом дымилось всё нажитое десятками лет»


Рассказ «Чужая кровь» Петро поправил на ремне сумку с харчами и слез с арб ы . С усилием задушив рыдание, Гаврила кинул на землю кнут и протянул трясущиеся руки. - Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас...- И, кривя изуродованное болью, мокрое от слез лицо, резко, до крика повысил голос: - Подорожники не забыл, сынок?.. Старуха пекла тебе... Не забыл?.. Ну, прощай!.. Прощай, с ы нушка!.. Петро, прихрамывая, пошел, почти побежал по узенькой каемке дороги. - Ворочайся!..- цепляясь зa арб у , кричал Гаврила.

Рассказ «Чужая кровь»

Петро поправил на ремне сумку с харчами и слез с арб ы . С усилием задушив рыдание, Гаврила кинул на землю кнут и протянул трясущиеся руки. — Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…- И, кривя изуродованное болью, мокрое от слез лицо, резко, до крика повысил голос: — Подорожники не забыл, сынок?.. Старуха пекла тебе… Не забыл?.. Ну, прощай!.. Прощай, с ы нушка!.. Петро, прихрамывая, пошел, почти побежал по узенькой каемке дороги. — Ворочайся!..- цепляясь зa арб у , кричал Гаврила. «Не вернется!..» — рыдало в груди невыплаканное слово.


Рассказ «Чужая кровь» Смысл названия     Однокоренные слова к слову «кровь»     Авторская оценка героев       Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?          

Рассказ «Чужая кровь»

Смысл названия

Однокоренные слова к слову «кровь»

Авторская оценка героев

Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?


Рассказ «Чужая кровь» Смысл названия несмотря на горесть утраты, дед Гаврила с женой находят в себе мужество преодолеть классовую ненависть и полюбить чужого ребенка   Однокоренные слова к слову «кровь»     Кровь, кровные, кровинушка Авторская оценка героев       Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом.. Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?    

Рассказ «Чужая кровь»

Смысл названия

несмотря на горесть утраты, дед Гаврила с женой находят в себе мужество преодолеть классовую ненависть и полюбить чужого ребенка  

Однокоренные слова к слову «кровь»

  Кровь, кровные, кровинушка

Авторская оценка героев

  Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом..

Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?


Название рассказа Ключевые понятия «Родинка» Родинка (род, родственный родина, народ, родство)_ Авторская оценка героев «Шибалково семя» устали от того, что делают, очерствели душой Семя (семья, семьянин) «Алёшкино сердце»     Поражается циничности, хладнокровию казаков «Чужая кровь» симпатизирует Шибалку   трудно не верить, что новая власть не победит старую, тем более что старая несет голод, жестокость, смерть, а новая власть в лице политкома Синицина заботится об Алешке Кровь, кровные, кровинушка Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом..

Название рассказа

Ключевые понятия

«Родинка»

Родинка (род, родственный родина, народ, родство)_

Авторская оценка героев

«Шибалково семя»

устали от того, что делают, очерствели душой

Семя (семья, семьянин)

«Алёшкино сердце»

Поражается циничности, хладнокровию казаков

«Чужая кровь»

симпатизирует Шибалку

  трудно не верить, что новая власть не победит старую, тем более что старая несет голод, жестокость, смерть, а новая власть в лице политкома Синицина заботится об Алешке

Кровь, кровные, кровинушка

Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом..


Вывод: Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал добродушия и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.

Вывод:

Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал добродушия и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.


Домашнее задание: Письменно высказать своё мнение по вопросу «Над чем меня заставили задуматься «Донские рассказы» М.Шолохова»

Домашнее задание:

Письменно высказать своё мнение по вопросу «Над чем меня заставили задуматься «Донские рассказы» М.Шолохова»

  • Шолохов донские рассказы список рассказов
  • Шолохов иллюстрации к рассказам
  • Шолохов поднятая целина аргументы к сочинению итоговому
  • Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам
  • Шолохов почему рассказ называется родинка