Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам

Автор на чтение 17 мин. просмотров 8 опубликовано 22.02.2021 год: 1924 жанр: рассказ николка кошевой командир эскадрона. ему всего 18

На чтение 17 мин. Просмотров 8 Опубликовано

Год: 1924    Жанр: рассказ

Николка Кошевой командир эскадрона. Ему всего 18 лет, но он очень успешно ведет свое войско. Он много раз побеждал разные шайки бандитов. Его отец пропал, когда мальчику было 5 лет. Мать умерла очень рано. От отца у сына осталась только родинка на ноге. Во время очередной схватки с бандитами, Николка идет на бой с атаманом. Тот убивает молодого парня. Снимая сапоги Николки атаман замечает родинку и понимает, что убил сына. Не в состоянии перенести горе он стреляет себе в рот и падает рядом с сыном.

Главная мысль. Война никогда не приносит никому пользы. Все страдают от нее. Много семей и судеб разрушает война.

Читать краткое содержание Шолохов Родинка (Донские рассказы)

Николка Кошевой восемнадцатилетний парень. Он стыдится своего возраста, потому что не по годам умен и храбр. В свои восемнадцать он является командиром эскадрона. Ему удалось благополучно ликвидировать две очень опасные банды. При этом его войско не имело никакого урона. Николка справляется со своим назначением очень хорошо. Ему удается водить эскадру и побеждать в любых схватках даже лучше зрелых командиров.

Николка со своим отрядом идет на схватку. Он нападает на атамана, стреляет в него, но атаман убивает его шашкой. Снимая сапоги с Николки атаман видит родинку и бьет себя по голове, рыдает и воет как зверь. Потом стреляет прямо в свой рот и падает рядом с сыном.

Донские рассказы

Оцените произведение: Голосов: 143

Читать краткое содержание Родинка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шолохов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Родинка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мама куда-то ушла Распутин

    В рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла» повествуется о мальчике, который спросонья внимательно наблюдал за ползающей мухой. Это насекомое было первым, кто попался ему на глаза ранним утром.

  • Краткое содержание главы Наталья Савишна из повести Толстого Детство

    Давно, когда ещё дедушка был молодой, в семье появилась юная краснощёкая Наташка. Из-за просьб её отца – кларнетиста Саввы, она стала прислужниц бабушки

  • Краткое содержание Носов Незнайка на Луне

    Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь.

  • Краткое содержание Тёркин на том свете Твардовский

    Тёркин оказывается не, как хотели бы читатели, в конторе, на заводе, в ансамбле, а на том свете… Автор сетует, что везде от героя было б больше толка.

  • Краткое содержание Чехов Шуточка

    В рассказе Чехова молодой человек шутит над наивной Наденькой. Они вместе прогуливаются, юноша предлагает скатиться с горы на санках, а для Наденьки это смерти подобно, но после долгих уговоров она соглашается

На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его.

Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.

Продолжение после рекламы:

Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок вёрст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ командира.

Трое суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Народ в банде бывалый, уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл в туретчину, но затем возвратился с бандой. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы в степи… Боль чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном».

Зарёю стукнули заморозки. Мельник Лукич прихворнул, на пчельнике он прилёг отдохнуть; когда проснулся, его окликнули двое военных, выехавших из лесу. Атаман прикинулся красным и начал выведывать у мельника, нет ли чужих поблизости. Он спустился с коня и признался, что ликвидирует красных, потом потребовал зерна коням. Мельнику жаль зерна, собираемого по крохам, не хочется отдавать; атаман грозится его убить за пособничество красным. Старик валялся в ногах, просил пощады. Атаман смеясь простил старика. А подъехавшие бандиты уже кормят зерном коней, просыпая золотые зерна под ноги.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы. Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.

А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.

Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Рекомендуем Вам читать онлайн краткое содержание рассказа “Родинка” по главам – первого опубликованного произведения М. А. Шолохова. В небольшом рассказе молодой писатель сумел показать всю жестокость и несправедливость Гражданской войны в России и ее последствий, когда с оружием в руках брат шел на брата, а отец на сына.

Содержание

Главные герои

Николай Кошевой – молодой (18 лет) красноармеец, командир эскадрона. Несмотря на молодость, опытный и авторитетный кавалерист.

Атаман банды – отец Николая, воюющий на протяжении последних семи лет. Полностью утративший жалость и милосердие “матерый волк”, непримиримый враг советской власти.

Лукич – старый мельник, сочувствующий большевикам.

Краткое содержание

Глава I

Восемнадцатилетний командир эскадрона Николай Кошевой заполняет анкету и, как обычно, смущается указывать свой возраст. Непрерывные бои закалили юношу и превратили его в крепкого мужчину. Он уже полгода командует эскадроном и сумел разгромить две банды.

Николай – потомственный казак. Он вспоминает, как отец впервые посадил его на коня в раннем детстве. С тех пор Кошевой не разлучается с лошадьми.

Отец Николая пропал на фронтах Первой мировой войны. Мать умерла, оставив сына полным сиротой. До пятнадцати лет мальчик зарабатывал на хлеб, нанимаясь в работники к богатым хозяевам. Когда через его станицу проходили красноармейцы, Николай увязался с ними. С тех пор он и воюет.

У Кошевого есть такая же, как и у отца, отличительная примета – крупная родинка на левой ноге. Иногда ему говорят, что она принесет счастье.

Глава II

Эскадрон расположен в хуторе на берегу Дона. Командир живет в хате, стоящей на высоком обрыве (яру). По ночам Николаю мешает спать непрерывный плеск волн. Он уже давно собирается переехать, но не может найти свободное время.

Однажды утром к Кошевому приезжает нарочный из станицы. Сразу же видно, что он привез чрезвычайное сообщение. Нарочный без остановки проскакал сорок верст и загнал лошадь. Она замертво падает перед хатой.

Николай вскрывает пакет. Его срочно призывает на помощь председатель станицы. Из соседнего округа перебралась и захватила совхоз опасная банда.

Кошевой мрачно собирается в путь. Молодой человек уже очень устал он бесконечных схваток и перестрелок. Он мечтает об учебе.

Глава III

Вот уже три дня эскадрон под командованием Николая Кошевого преследует банду. В нее входит около пятидесяти казаков, недовольных советской властью и вступивших с нею в непримиримую борьбу. Все члены банды – крепкие и опытные мужчины. Тем не менее, атаман не решается вступить в бой с красноармейским эскадроном.

Атаман не был в родных местах около семи лет. За эти годы он повидал многое. Казак участвовал в Первой мировой войне, попал в плен, а после освобождения воевал против большевиков в рядах Врангеля. После поражения и эвакуации из Крыма он попал в лагерь для русских беженцев в Турции, где испытал немало лишений. Наконец, изрядно побитой судьбой мужчина вернулся на родину, где возглавил небольшой отряд противников новой власти.

От такой безрадостной жизни атаман уже давно зачерствел душой и сердцем. Свою тоску он ежедневно заливает самогоном. Не отстают от главаря и остальные члены банды.

Глава IV

Бандиты приезжают на мельницу, где работает старик Лукич. Поначалу атаман говорит, что его отряд гоняется за опасной бандой. На его вопросы Лукич отвечает, что какие-то всадники вчера появлялись неподалеку, но кто они такие и куда направлялись, он не знает. Сейчас на мельнице никого нет.

Осмелевший главарь открывает правду: он и его подчиненные и есть неуловимая банда. Атаман требует от старика выдать лошадям зерно. Лукич говорит, что у него нет зерна.

Бандиты быстро находят на мельнице пшеницу и ячмень. Пьяный атаман угрожает старику расправой за сотрудничество с красными. Лукич умоляет простить его и уверяет, что не имеет с большевиками никаких отношений. В доказательство своих слов старика заставляют есть землю.

Глава V

Члены банды радостно кормят лошадей и решают остаться ночевать на мельнице. Как обычно, они устраивают гулянку в уверенности, что могут спать спокойно.

Когда бандиты хмелеют и утрачивают бдительность, Лукич незаметно покидает мельницу и бросается в хутор. По дороге его задерживают дозорные красноармейцы и доставляют прямо к Николаю Кошевому.

Старик сразу же узнает красного командира, который во главе эскадрона заезжал на мельницу. Он рассказывает о нападении бандитов и просит Николая помочь.

Кошевой приказывает немедленно седлать коней.

Глава VI

На рассвете эскадрон приближается к мельнице. Николай расставляет пулеметные тачанки и говорит бойцам, чтобы они начали стрелять сразу же после начала атаки. Это внесет панику в ряды бандитов, еще не отошедших от пьянки. По команде Кошевого эскадрон бросается в бой.

Нападение красноармейцев застает бандитов врасплох. Опытный атаман, отступая, еще пытается внести порядок, но вдруг замечает, что прямо на него скачет всадник. По одежде и болтающемуся на груди биноклю главарь понимает, что это – командир.

Атаман тщательно прицеливается и убивает под Николаем коня. Тот соскакивает с него и бежит, стреляя на бегу. Атаман спокойно ждет, пока у противника не кончатся патроны. Затем он срывается с места и на полном скаку наносит Николаю страшный удар шашкой.

Атаман подъезжает к трупу, забирает бинокль и начинает стаскивать с него сапоги. Сорвав второй, он замечает на ноге убитого большую родинку, такую же, как у него самого. Перевернув тело и взглянув в лицо, атаман понимает, что убил родного сына. Поцеловав на прощание руки убитого, он стреляет себе в рот…

О произведении

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году и впоследствии вошел в цикл произведений «Донские рассказы», главной темой которых была гражданская война на Дону. В центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Родинка» по главам.

Главные герои

Николка Кошевойкомандир красного эскадрона, отважный 18-летний парень.

Атаман пропавший в германскую войну отец Николки.

Другие персонажи

Лукич старый мельник, давший красноармейцам наводку на банду.

Краткое содержание

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет: «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному: в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ: срочно выдвигаться на подмогу. Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных». Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу. Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается: ему жаль зерна, которое он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице: «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его. Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

Конец.

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

Краткий пересказ «Родинки» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Родинка»?</h3>

    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Михаил Шолохов</label>
    • <label>Василий Шукшин</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>

(новая вкладка)

Хата где-то на Дону. За столом, среди патронов и объедков, корпит над анкетой красный командир эскадрона Николка Кошевой. Крепкий паренек, настоящий казак. А главное – боец и борец с бандами. Он выводит в анкете: «землероб, член РКСМ». И досадует, что надо вписать и свои несерьезные «18 лет».

Кошевой сирота: отец не вернулся с Первой мировой войны, мать тоже умерла. От них и от детства Николке на память – образ матери, любовь к лошадям, смелость да необычная родинка. С «голубиное яйцо», в районе щиколотки. У отца на ноге такая же. Как остался один, нанимался мальчик в работники. А в 15 лет вместе с красными пошел бить генерала Врангеля. Военком, знакомый его, говорит, что такая отметинка – точно на счастье.

Хочет Николка учиться, в город податься. Но по-прежнему неспокойно на Дону. Вот и в этот раз за ним примчался нарочный (гонец). Без отряда Николки никак: казаки, противники власти Советской, во главе с атаманом захватили Грушинский совхоз.

Около трех суток банда «по-волчьи» уносит ноги от погони. Люди в ней подобрались бывалые. Все пьяны самогоном, как и сам атаман. Только точит его изнутри боль-тоска. Целых семь годков он не видел родных мест. Сперва воевал, попал к немцам в плен, подался к белым в Крым, бежал в Турцию. Наконец, вернулся, сколотил банду против красных.

Атаман ведет людей к мельнице. Перед старым Лукичом прикидывается красным. А потом опустошает амбары с зерном, скармливает лошадям пшеницу с ячменем. А затем признается старому мельнику, что его люди – та банда и есть.

Лукич божится, землю ест, что он за белых, а сам по шумок спешит к хутору. По пути попадает к Николке на допрос. И выкладывает все начистоту: казаки на мельнице, все перепились, и зерно перепортили.

На рассвете Николка разворачивает пулеметы против бандитов. Атаман примечает безусого «щенка», командира. И подстреливает под ним лошадь. После ждет, пока у Николки кончатся патроны, а потом добивает парнишку шашкой.

По привычке стащив сапоги с мертвеца, вдруг увидел казак «повыше щиколотки» знакомую родинку. И впервые заглянул в лицо мальчишки. И обнял за плечи сыночка. Умолял хоть словечко сказать, руки целовал. А затем сунул в рот себе маузер и выстрелил. Вечером к месту прибыли конные, спугнув с трупа атамана стервятника.

Читательский дневник по рассказу «Родинка» Шолохова

Сюжет

Николке Кошевому, красному командиру, только 18 лет, а он уже гроза всех банд. Сирота, казак, с красными он с 15 лет. Отец его – без вести пропавший в Первую Мировую войну. Только памяти от него – кроме любви к лошадям – родинка на ноге с «голубиное яйцо» величиной. Думал Николка учиться, но опять просят его отряд ликвидировать банду казаков, несогласных с большевиками.

Мельник выдает местонахождение банды. Атаман ее многое повидал: и войну, и плен, и изгнание. А теперь вернулся на Дон. В перестрелке он убивает Николку. И берет себе его сапоги. Видит на ноге родинку, как у себя. Сознает, что сына убил. И кончает с собой, выстрелив себе в рот.

Отзыв

История учит тому, что братоубийственная война – всегда зло. Тема национальной трагедии, раскола народа, когда родственники по разные стороны баррикад. Тема детства и юности в годы революции, Гражданской войны. Пути красных и пути белых. Разрушение уклада жизни казаков в революцию. Встреча близких заканчивается гибелью: будущего для этой семьи больше нет.

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/sholohov/rodinka
  • https://briefly.ru/sholohov/rodinka/
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-rodinka-po-glavam-m-a-sholohov.html
  • https://obrazovaka.ru/books/sholohov/rodinka
  • https://kratko.rustih.ru/mihail-sholohov-rodinka/

Инфоурок

Литература
ПрезентацииУрок в 11 классе. М.А.Шолохов, «Донские рассказы»

Михаил Александрович Шолохов«Донские рассказы»Автор работы: Смирнова Вера С...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Михаил Александрович Шолохов«Донские рассказы»Автор работы: Смирнова Вера С

    Описание слайда:

    Михаил Александрович Шолохов

    «Донские рассказы»
    Автор работы:
    Смирнова Вера Сергеевна

  • 2 слайд

    М.А.Шолохов«Донские рассказы»

    Описание слайда:

    М.А.Шолохов
    «Донские рассказы»

  • 3 слайд

    Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам

  • 4 слайд

    Диплом нобелевского лауреата Михаила Шолохова

    Описание слайда:

    Диплом нобелевского лауреата Михаила Шолохова

  • 5 слайд

    «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает ч

    Описание слайда:

    «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой-то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»
    М.А. Шолохов

  • 6 слайд

    «В годину смуты и развратаНе осудите, братья, брата»А я стою один меж них В

    Описание слайда:

    «В годину смуты и разврата
    Не осудите, братья, брата»
    А я стою один меж них
    В ревущем пламени и дыме
    И всеми силами своими
    Молюсь за тех и за других.
    М.Волошин

  • 7 слайд

    Шолохов с родителями

    Описание слайда:

    Шолохов с родителями

  • 8 слайд

    Дом, где родился Шолохов

    Описание слайда:

    Дом, где родился Шолохов

  • 9 слайд

    Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимна

    Описание слайда:

    Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны, получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии.
    Годы учёбы в гимназии

  • 10 слайд

    М. Шолохову 20 летУчебу Шолохова прервала революция 1917 г. и гражданская вой

    Описание слайда:

    М. Шолохову 20 лет
    Учебу Шолохова прервала революция 1917 г. и гражданская война. Окончив четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил в Красную Армию – и это несмотря на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в кровопролитных боях на Дону. С первых дней революции Шолохов поддерживал большевиков, выступал за Советскую власть.

  • 11 слайд

    В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности сре

    Описание слайда:

    В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32. 23 февраля 1922 года Михаил Шолохова в составе группы продработников был командирован в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую. В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудился чернорабочим, занимаясь самообразованием.

  • 12 слайд

    Журналы, в которых были напечатаны ранние произведения М. Шолохова

    Описание слайда:

    Журналы, в которых были напечатаны ранние произведения М. Шолохова

  • 13 слайд

    Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам

  • 14 слайд

    Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам

  • 15 слайд

    Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам

  • 16 слайд

    Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам

  • 17 слайд

    Шолохов донские рассказы краткое содержание по главам

  • 18 слайд

    Белым был- Красным стал, Кровь покрасила… Красным был- Белым стал, Смерть поб

    Описание слайда:

    Белым был-
    Красным стал,
    Кровь покрасила…
    Красным был-
    Белым стал,
    Смерть побелила.
    М.Цветаева

  • 19 слайд

    О, годы юности немилой, Её жестоких передряг. То был отец, то вдруг

    Описание слайда:

    О, годы юности немилой,
    Её жестоких передряг.
    То был отец, то вдруг
    он — враг.
    А мать?
    Но сказано: два мира,
    И ничего о матерях…
    А.Твардовский

  • 20 слайд

    Мини-сочинение«О, тщетной ненависти пламень!» (И.Бунин)

    Описание слайда:

    Мини-сочинение
    «О, тщетной ненависти пламень!»
    (И.Бунин)

  • 21 слайд

    Литература: Литература: Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: ООО

    Описание слайда:

    Литература:

    Литература: Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: ООО «Дрофа», 2004. – 2 CD-ROM
    Альбом «Творчество М.А.Шолохова» -.М. Просвещение, 1982г
    Изображения для слайда «Донская повесть» взяты из коллекции картинок Yandex.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Тема:
Михаил Александрович Шолохов (В. А. Чалмаев)

Похожие материалы

  • Урок в 10 классе по теме «Творчество И.С.Тургенева»

  • Презентация к проекту «Прилагательные в названиях литературных произведений»

  • Урок в 11 классе. М.А.Шолохов, «Донские рассказы»

  • Цикл внеурочных занятий по произведениям Э.Н. Успенского как средство формирования нравственных ценностей обучающихся 4 класса

  • Цикл внеурочных занятий по произведениям Э.Н. Успенского как средство формирования нравственных ценностей обучающихся 4 класса

  • «цикл внеурочных занятий» 4 класс

  • Урок «Если душа родилась крылатой…» (11 класс)

  • Рабочая программа 5 — 9 классы

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454968 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

На чтение 8 мин Просмотров 3.2к.
Обновлено

Картины жизни донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» помогают понять бурное историческое время начала XX века.

М.А. Шолохов далеко не первый автор, рассказывавший о казачестве. У истоков этой темы стоит памятник литературы XIV–XV вв. «Задонщина». В литературе XIX века эта тема затронута Н.В. Гоголем в «Тарасе Бульбе» и Л.Н. Толстым в «Казаках». Именно Донщина — центр сюжетных линий в шолоховском романе. Хотя казаки селились и на берегах Яика, Днепра, но именно Тихий Дон (как его именовали, батюшка) стал олицетворением казачьего быта: это станицы, хутора и куреня по берегам реки, степи, заросшие ковылём и полынью, курганы, охраняющие старинную казачью славу.

Казаки всегда жили в постоянной опасности, именно поэтому так сильны среди них традиции братства, самодисциплины, подчинения старшему, а также воинское мастерство, ведь учились они сражаться с детства. Русские цари часто привлекали вольных казаков на службу, но те зачастую подчинялись лишь приказам своих начальников, а не государевым. Действовали так, как считали нужным сами, согласуясь с собственными представлениями о правде и совести. К знаменитым личностям можно отнести Ермака Тимофеевича, Емельяна Пугачёва и других. Казаки называли себя воинами Христа, защитниками православных: именно вера помогала стойко переносить все лишения и невзгоды. Отражение этих традиций мы и видим в романе-эпопее.

Итак, главные составляющие духовного мира казачества — это честный труд на земле и воинский долг.

В начале романа описан луговой покос. Что мы видим? Женщины и мужчины одеты в яркую одежду, «будто на годовой праздник». Все улыбаются, незамысловато, но по-доброму шутят. Казаки — труженики, и они радуются от предстоящего общения с природой, землёй, от ждущего их крестьянского труда. Все едины в своём порыве. И Донщина отвечает им взаимностью, не зря Шолохов использует олицетворения («луг вздыхал», «тучки ползли»), показывая это чувство близости, единения. Кстати, такое же настроение мы видим в сцене охоты в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», а радостный крик Наташи Ростовой перекликается с весёлостью Дуняшки: «…на душе вот такой же синий покой и чистота». Не зря потом на войне Григорий Мелехов будет испытывать тоску по этому времени и труду: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом».

Но казаки не просто крестьяне. Они, прежде всего, воины. И это видно во многих деталях. Например, Григорий, не решаясь уйти с Аксиньей, вспоминает о том, что ему «на энтот год» надо идти на службу. Мужчины должны были отбывать в лагеря со своим конём, «справой». Вспомним, что такой же военный сбор, куда отправляется Тарас с сыновьями, описан у Гоголя. Пантелей Прокофьевич гордится призом за джигитовку (скачки на лошадях и выполнение трюков), который он получил на смотре самого императора. Свои письма к сыну он подписывает воинским званием — старший урядник. А как он рад за Григория, который первый на хуторе получает георгиевский крест за подвиг (протащил на себе «шесть вёрст раненого подполковника»).

Умеют казаки и веселиться. Одна из ярких картин мирной жизни — свадьба Григория и Натальи. Автор точно передаёт народные традиции, например, поиск кладки, то есть выкупа за невесту: «Кладка должна быть… а ты мне-е-е уважь». Описаны и суеверия. Так, Василису колет веник, спрятанный под кофту: «…по приметам, сваты, укравшие у невесты веник, не получат отказа». Сама свадьба проходит с шутками, песнями, плясками. Петро старается не отходит от оробевшего брата, поддерживает его. Шолохов по-доброму рассказывает о застолье, о красных лицах, «мутных во хмелю, похабных взглядах и улыбках». Эти детали показывают, насколько открытые и простые перед нами люди, искренние и в горе, и в радости.

Не скрывает Шолохов и жестоких нравов донских казаков: «В каждом курене горько-сладкая жизнь». Например, хуторяне толпой с особой жестокостью расправляются с турчанкой (бабкой Григория), Степан Астахов избивает жену, казаки набрасываются тавричан, что приехали на мельницу. Но не эта дикость нравов определяет духовный мир. Скорее, такие сцены — это исключение, следствие разочарования и разрушения личности. Всё же характер донских казаков формируют другие ценности. Это земля и труд, воинский долг и честь, семья и любовь.

Не менее важны в описании жизни донских казаков и картины семейного быта. Во главе семьи стоит мужчина, которого все слушаются беспрекословно. Патриархальные нравы царят во всём. Родители приучают детей к труду на своём примере. Слово отца в семье, что слово атамана для войска, то есть его не обсуждают. Каждый казак с малолетства знает Божью заповедь о том, что родителей нужно почитать. Так, Пантелей Прокофьевич женит Григория на Наталье, довольно резок в своих высказываниях (называет жену «каргой старой», а сына «кобелиной»). При этом он любит домочадцев, заботится о них, обсуждает с ними важные вопросы (например, семейную жизнь Григория и Натальи, отношения Дуняшки и Михаила Кошевого). Открытость и честность вообще характерна для донских казаков. Ещё одна их особенность — любовь к детям, ведь именно они продолжают род. Даже суровые старики смягчаются, когда речь идёт о младших. Так, для Пантелея Прокофьевича Дуняшка — «отцовская слабость», да и во внуках он «души не чает», балует их. Семейные узы для донских казаков нерасторжимы, вечны. Неверность осуждается. Поэтому-то люди и не принимают открытых встреч Григория с Аксиньей: «теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Семейные отношения раскрываются уже в самом начале романа: «Пантелей Прокофьевич… зачикилял к дому. Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины». В семье важны такие понятия, как достоинство («не страми отца»), хорошие отношения с хуторянами («не пакости соседу»). Один из важных принципов — послушание старшим, причём почтение порой внушается посредством силы. И если поначалу Мелехов-младший даёт отпор отцу, перехватывая костыль, то позднее женится на Наталье (хотя справедливости ради стоит заметить, что она ему нравится). И эта буйная натура раскроется потом и в самом Григории, а Пантелей Прокофьевич перенял вспыльчивость у своего отца, отбывавшего срок на каторге. И всё же понятия семьи, а шире и рода для казаков священны.

Особенно показательно отношение казаков к женщинам — матерям, сёстрам, жёнам, возлюбленным. Лучшие черты воплощены в образе Ильиничны. Это женщина-мать, которая почитает святость домашнего очага, признаёт верность и преданность мужу, имеет безграничное терпение и гордость. Главная её черта — мудрость, всепрощение и человеколюбие. Именно эти качества пытается привить она своим сыновьям: «…ты каких-то матросов порубил… Да ты, Гришенька, опамятуйся!» И сама она имеет большое сердце, полное сострадания. Особенно ярко это проявляется в сценах общения с Кошевым. Мы видим трагедию войны, когда на хуторе Татарском «добрая половина отступивших навсегда осталась в чужих краях». Ильинична же ждёт Григория: она повесила его фуражку на гвоздь, рядом пристроила поддёвку, готовит всегда что-то лишнее на обед. Но приходит Мишка Кошевой. Он давно приметил Дуняшку, поэтому и является в дом Мелеховых. Однако Ильинична не может простить ему смерти сына Петра и свата Мирона Коршунова. Молодой человек не слушает её, ведь девушка отвечает ему взаимностью, поэтому приходит делать разную работу по дому. Однажды у него случается приступ лихорадки, и Ильинична отмечает, что он худой, больной и такой же несчастный, как они все. Непрошеная жалость к «душегубу» просыпается в её сердце. Она прощает его ради счастья дочери, ради продолжения жизни.

Итак, всё существование донского казачества подчиняется вечным законам человеческого бытия. Они живут честно, всей душой привязаны к своей земле, готовы сражаться за свою свободу и независимость. К сожалению, в романе они поставлены перед выбором, за кого воевать — за красных или за белых. Но как сделать выбор, если и те, и другие — это твои близкие, соседи, знакомые? Именно поэтому в смутное время они колеблются и сомневаются. Политические интриги для них не важны, куда существеннее, что пшеница не убрана, женщины вынуждены взвалить на свои плечи бытовые тяготы, мужчины — бессмысленно сражаться. Исторические потрясения в стране приносят перемены в сложившийся уклад: рушатся привычные связи, рождаются новые традиции и нормы. Однако пройдя через испытания, казаки остаются верными себе и своим ценностям. А вечными оказываются честь, верность Отечеству, любовь, семья.

Шолохов и современные дети
Набережная Дона в Ростове знаменита своей «малой» скульптурой. Половина из десятка разнообразных статуй посвящена героям Шолохова. Здесь есть сам нобелевский лауреат, Мишка-Нахалёнок, дед Щукарь, Григорий и Аксинья из «Тихого Дона». Есть и «Ростовчанка», похожая на Афродиту, и «Дон-батюшка», напоминающий то ли новгородского Садко, то ли русского князя с державой в деснице.

Photo 1

Моим детям, выросшим в Петербурге, эти имена не говорили ровным счетом ничего. Произведений Шолохова нет в их программах начальной и средней школ, в круг нашего семейного чтения они тоже не входят. Поэтому поездка на Дон и Азов была прекрасной (и фактически единственной) возможностью узнать этих героев. Хотя мои старшие сыновья давно вышли из дошкольного возраста, я стараюсь читать им вслух – особенно летом, особенно в отпуске, когда нет никаких срочных дел и обязательных задач. Мы начали с «Нахалёнка», продолжили «Щукарём» и другими рассказами. Старший 14-летний сын довольно быстро «отпал» ‒ его интересы слишком далеки от этих тем. А вот 12-летний Платон слушал с огромным удовольствием, многое прочел сам. Он искал и находил в этих насквозь пропагандистских (на мой взрослый взгляд человека, учившегося в советской школе) текстах ответы на те вопросы, которые давно его волновали. Почему красные выиграли Гражданскую войну? Как вообще могла случиться революция в 1917 году? Как и куда исчезла огромная царская Россия? Платону, как и многим думающим современным подросткам, очень интересно всё, что связано с Советским Союзом. Я не до конца понимаю причины этого интереса. И с любопытством наблюдаю за тем, к каким открытиям приходят дети, читающие Шолохова по своему свободному выбору.

О чем, например, думает нынешний ребенок, читая «Донские рассказы»?

Напомню краткое содержание.

К отряду красных прибилась женщина, забеременела от солдата и во время тяжелых родов призналась, что шпионила для бандитов. Солдат убил женщину, а ребенка оставил, выкормил и устроил в детский дом («Шибалково семя»).

За сочувствие красным отец выгнал из дому старшего сына, избил младшего, убил жену. Вскоре старший сын попал к отцу в плен, но сумел сбежать. Защищая брата, младший сын убил отца и ушёл к красным («Бахчевник»).

Двое старших сыновей многодетного отца-одиночки ушли к красным, а отец остался с белыми. Воюя, отец убил обоих сыновей, чтобы его не казнили за сочувствие красным и младшие дети не остались сиротами («Семейный человек»).

«Донские рассказы» и другие произведения Шолохова изучаются во всех начальных и средних школах Ростовской области и Кубани в рамках так называемого «регионального» компонента. Мне трудно представить, что думают об этих текстах дети, растущие здесь. Зато я много обсуждала эти рассказы со своим «неместным» сыном. Для него рассказы Шолохова – фактически исторический источник, свидетельство современника и участника событий. Процитирую его слова: «Я убедился в том, что советская власть стояла на предательстве и крови… Это настоящий хоррор и ужастик, только действуют здесь не зомби, а вроде бы нормальные люди. Мне хотелось бы поговорить с ними о том, зачем столько убийств и пыток».

Казачий Дон
Настоящих, диких степей на юге России осталось сравнительно немного, в основном ‒ в малодоступных заповедниках. Степи распаханы, превращены в поля. Зато появилось много деревьев – лесов, конечно, нет, зато между полями стоят межи-«лесопосадки». А Ростов-на-Дону нам вообще показался одним из самых зеленых городов страны.

Чтобы увидеть степи и лучше понять не только Шолохова, но и всю южную, казачью Россию, стоит немного отъехать от городов. Одно из самых популярных направлений – станица Вёшенская, где работает Шолоховский музей-заповедник. В его состав входят хутор Кружилинский, где родился писатель, станицы Каргинская и Вёшенская, где он жил в разные годы своей жизни. В музейных залах сохраняется множество мемориальных вещей, которые рассказывают о жизни Шолохова и его семьи почти всё. Но, честно сказать, писательская биография ‒ не самая интересная для детей тема. По-настоящему моих «северных» сыновей увлекло совсем другое – сам уклад южной сельской жизни, его открытость и прозрачность: все всё про всех знают. Удивила архитектура казачьего куреня под камышовой крышей, подворья с летней кухней. И больше всего запомнились не музеи, а те самые степи, которые сохранились вокруг музея только потому, что стали частью литературного пейзажа. Это было одно из открытий для Платона: оказывается, литература помогает жить и сохраняться природе.

Photo 2

Про историю и быт казаков можно многое узнать и в одном из самых старых музеев Ростовской области – в бывшем Атаманском дворце Старочеркасска. Здесь есть интереснейший интерактивный макет казачьей столицы, страдавшей поочередно от пожаров и наводнений. Площадь, на которой казаки выбирали атаманов. Необычный храм. Хоть и далеко Старочеркасск от Запорожья, именно тут можно увидеть живые иллюстрации к «Тарасу Бульбе».

Photo 3

Чеховский Таганрог
А потом мы вернулись к Чехову. Мне давно хотелось поговорить с детьми об одном из любимейших моих писателей, которого, к сожалению, год за годом «убивает» школа. «Степь», «Спать хочется», «Человек в футляре» ‒ эти и многие другие рассказы вдохновлены таганрогским детством писателя. Чехов давно стал «брендом» города, все чеховские места Таганрога превращены в музеи. Можно зайти в «Лавку Чеховых», где трудились дети купца третьей гильдии – и в их числе будущий писатель. Можно увидеть дом, где родился Чехов. Основные музейные экспозиции находятся в здании гимназии, где он учился.

Photo 4

В последние годы в Таганроге появилось множество уличной скульптуры. Есть здесь и чеховские персонажи: Каштанка, Толстый и Тонкий, Человек в футляре, дама с контрабасом. И каждая из этих небольших композиций – отличный повод прочесть Чехова вслух. Лучше всего заниматься этим на морской набережной, под памятником Чехову, глядя на те пейзажи, что видел писатель. Тогда даже самые тревожные, трудные, тяжелые тексты, посвященные детям, воспринимаются – как и в случае с Шолоховым – как исторический источник. От них можно «отстраниться» и увидеть то, что делает эти тексты русской классикой.

Анна Рапопорт
Фото автора

________________________________________

Читайте другие статьи Анны Рапопорт из цикла «Путешествуем с детьми»: 
«Волга в русской поэзии»
«Карелия «Калевалы»»
«Грузия Лермонтова и аргонавтов»
«Германия из старых сказок»
«Бельгия Тинтина»
«Париж Гавроша и Камо»
Финляндия муми-троллей
«Дания Андерсена»
«Русь былинная»
«Эстония поков»
«Ясная Поляна – Поленово – Тула» 
«Урал Бажова»
«Швеция Астрид Линдгрен»

В авторский сборник М. Шолохова «Донские рассказы» входит рассказ «Шибалково семя», написанный в 1924 году. Это одна из самых проникновенных историй в цикле коротких произведений писателя, раскрывающих трагедию гражданской войны, которая бушевала в период установления советской власти на территории Казачьего Дона.

«Шибалково семя» ‒ драматическая история появления на свет ребенка. Его отец ‒ красноармеец РККА Яков Шибалок, главный персонаж, от имени которого ведется повествование. Чтобы объяснить смысл названия литературного произведения, надо обратиться к основной теме и смысловому центру сюжета, а также проанализировать семантику слов, вынесенных автором в заглавие.

Тема рассказа

Удалой пулеметчик Яшка в составе бойцов красноармейской сотни «гоняется по Дону» за белобандитами атамана Игнатьева. Нет у него ни родных, ни жены, ни дома. Только война, да как в песне поется: «шашка во степи – жена-подруга, бурка во степи – станица и постель». Вместе с ним на тачанке ‒ сынишка, которому пошел уже второй год. Мальчонка родился в военно-полевых условиях и с первых дней жизни остался без матери.

Бойкую казачку Дарью красноармейцы повстречали в одном из походов. Яков пожалел женщину и взял к себе на тачанку. Пулеметчик не только воюет вместе с помощницей, но и начинает «с ней путаться» (так в простонародье называли возникающие любовные отношения). Когда пришло время «освободиться от бремени», Дарья испугалась, что умрет при родах, и раскрыла Якову тайну своего появления в отряде. Она вражеский лазутчик, организатор погибели почти половины красноармейцев. Герой понимает, что несмотря на его чувства к женщине, ей не может быть пощады. Он поступает по совести, соглашается с решением отряда – казнить предательницу – и самолично приводит приговор в исполнение.

Оставшись с младенцем на руках, Шибалок как может заботится о нем: выкармливает молоком кобылицы, люльку обустроил прямо в повозке с пулеметом, из своего «исподнего» пошил рубашонку. Но тяготы походной жизни ‒ губительны для ребенка. Весной 1922 года молодой казак приходит в город, «протопав сорок верст пешком с дитем на руках», чтобы отдать его в приют. Он надеется, что молодая Республика рабочих и крестьян позаботиться о сыне, пока он будет воевать за Светскую власть, и обещает за ним вернуться.

Заведующая учреждения поначалу отказывается принять малыша. В стране недостаточно ресурсов, чтобы обеспечить всех обездоленных войной сирот: детские дома переполнены, ребят не во что одевать, нечем кормить. Однако драматический и эмоциональный рассказ Шибалка о том, почему сын «матери не имеет», заставляет женщину изменить решение и принять ребенка на попечение государства.

Смысл названия

При чтении обращает на себя внимание, что главный герой ни разу не упоминает имени ребенка. Яков говорит о сыне «моя кровиночка, мое семя». Шолохов таким образом подчеркивает, что у Шибалка это единственный родной человек, его продолжение и надежда на будущее. Когда красноармейцы требуют казнить Дарью за предательство «вместе с отродьем», он на коленях умоляет сохранить мальчонке жизнь. «Дите ни в чем не повинно, пущай мое семя живым остается»,‒ убеждает он «братов-товарищей». И добавляет, что у них есть семьи, «а у меня, окромя его, никого». Красноармеец мечтает, чтобы остался после него тот, кто продолжит отцовское дело, вырастет настоящим казаком.

Семиотика слова «семя» такова:

  1. В буквальном значении: вещество, содержащее человеческий, животный или растительный зародыш: мужские половые клетки (semen virile — сперма); плод растения (semen — семена, семечко, зерно).
  2. Обобщенно ‒ то, что в природе участвует в зарождении новой жизни ‒ источник, начало.
  3. В старину слово употребляли в переносном смысле для обозначения нисходящего поколения: потомство, род.
  4. Еще одно устаревшее значение (книжное, церковное) — «всем» (вместе, сообща). От присоединения к нему местоимения «я» появилось слово «семья».

Авторский посыл

В финале рассказа, покидая детский дом, Яков целует мальчонку « в маковку» и обещает навестить после разгрома фоминовской банды. Он не скрывает любви и нежности к «своему семени», хотя и «хлебнул с ним горюшка». Отец явно гордится характером будущего «справного» казака, когда сообщает заведующей детдома: «кусаться – кусается, а слезу из него и палкой не вышибешь». После прочтения рассказ «Шибалково семя» оставляет в душе читателя светлое чувство. Хочется верить, что дальнейшая судьба этой семьи сложится благополучно.

Смысл рассказа и авторский посыл состоит в том, что даже в условиях братоубийственной войны человек не должен ожесточаться, а может и обязан сохранить в душе главные людские качества: любовь, доброту, сострадание, умение позаботиться о слабом и обиженном, чувство справедливости. Принимая насилие как наказание и возмездие, Шибалок казнит любимую женщину. Нравственный закон не позволяет ему выполнить требование бойцов и вслед за матерью-предательницей убить ребенка. Война и классовая ненависть не ожесточили и не озлобили Якова, душа его остается милосердна и человеколюбива.

  • Шолохов почему рассказ называется родинка
  • Шолохов донские рассказы нахаленок
  • Шолохов примеры для сочинения судьба человека
  • Шолохов алешкино сердце сочинение
  • Шолохов донские рассказы содержание родинка шолохов