Шолохов донские рассказы чужая кровь краткое содержание

Чужая кровь краткое содержание рассказа шолохова в станице филипповка осенней ночью подолгу не спится деду гавриле. он просыпается, кашляет

Чужая кровь — краткое содержание рассказа Шолохова

В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре. Это единственный их сын, и оттого потеря еще тяжелее. Дед Гаврила вспоминает, как покупал сыну на службу обмундирование, коня, как гордился им, какие наставления давал, провожая его в армию.

Через месяц после его ухода в село пришли красные. Поскольку сын его воевал в Белой армии и даже за хорошую службу получил звание урядника, дед Гаврила не желает подчиняться новой власти: демонстративно носит свои награды, полученные в прежнее время при царской власти. Председатель Совета станицы говорит, чтобы дед их снял, что теперь они никому не нужны. Гаврила спорит, но медали все же больше не носит, хотя в душе осталась обида. Лошадей у деда забрали красные, потом совсем никудышних взяли махновцы. Все, что было нажито за жизнь, пошло прахом, оказалось разворовано. И все же по старой привычке весной дед Гаврила так же выходил пахать и сеять. Он знал, как тоскует мать по пропавшему сыну, слышал, как она плачет ночами.

И все-таки хотят верить старики, что сын живой, что он еще вернется. Отказывая во многом себе, они отдают овчины скорняку, чтобы сшили на сына полушубок, режут ягненка, чтобы сшить ему папаху, готовят сапоги. Повесили это всё в доме – и кажется, что сын где-то здесь, лишь ненадолго вышел. Гаврила застает жену, когда она баюкает, как ребенка, новую папаху, сшитую для Петра.

Однажды соседский парень рассказал старикам, что из Турции вернулся Прохор Лиховидов, который служил в одном полку с их сыном. Гаврила торопливо идет к нему, но не застает дома. Затем Прохор приходит сам в их дом. Старики замечают, как он постарел, как не по-казацки одет. Он рассказывает, что сам видел, как назначенный в разъезд Петр погиб в стычке с красными под Новороссийском. Мать кричит и воет от горя. Гаврила вдруг говорит, что не верит, не хочет верить этим сообщениям. Выйдя ночью из дома он в темноту зовет Петра.

В станице говорят о продразверстке. Однажды в воскресенье председатель и с ним еще трое начальников с винтовками приходят во двор к Гавриле и требуют отдать излишки хлеба. Дед Гаврила пытается воспротивиться, кричит, что его грабят, однако власть говорит, что может забрать хлеб и силой и грозит деду оружием.

В этот момент за забором показался всадник, который начал стрелять в продотрядников. Затем подъезжают еще несколько человек. В результате короткой перестрелки те, кто пришли изымать хлеб, убиты. Конные требуют у старика овес для коней, но он не успевает им что-либо ответить, как раздается команда, и они спешно покидают станицу.

Вечером, выйдя на двор, Гаврила видит лежащие трупы, но, случайно прикоснувшись к одному из них рукой, ощущает живое тепло и притаскивает совсем молодого человека в дом. Они с женой обмывают его от крови, укладывают на постель. Затем в течение нескольких месяцев его выхаживают: поят отварами трав, заботятся о нем. Постепенно он всё больше и больше оживает. К весне сумел уже встать с постели и выйти на улицу. Старики отдали ему вещи, приготовленные для сына.

Когда он смог разговаривать, они узнали, что зовут его Николай, что он с Урала. У Николая совсем нет родных: отец погиб, мать где-то бродит. Он работал там на чугунолитейном заводе, потом партия послала его на продразверстку. Старики говорят, что называть его будут Петром, как погибшего сына. Николаю не удалось полностью восстановиться после ранения: плохо действовала правая рука. Тем не менее весной и летом он помогал Гавриле в поле, они вместе выполняли всю работу.

Николай получает письмо от рабочих со своего завода, они зовут его вернуться. Да и сам он тоскует и хочет на Урал. Гаврила его уговаривает остаться, быть для них сыном, но Николаю очень дорог завод и его товарищи. В один из дней осенью он уезжает. Гаврила провожает его, рассказывает о станице и окрестностях.

Также читают:

Рассказ Чужая кровь (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Наступило время великого поста. В это время заболела одна женщина, которая проживала на определенном расстоянии от города. Доктору стоило больших усилий добраться до места назначения

С первых страниц произведения перед нами предстает Неточка, которой недавно исполнилось 8 лет. Девочка живет в довольно таки стесненных условиях. Ее мать старается обеспечить семью

Этот роман увидел свет в 1980 году в одном из выпусков журнала «Новый мир». Позже Чингиз Айтматов выпускал повести к роману, которые по итогу вошли в его состав.

Поэма начинается со слов мельника, который ругает свою дочь за то, что она имела глупость встречаться с князем, да еще и не требуя от него дорогих подарков. В это время входит князь, которого она так усердно защищала

Чужая кровь — краткое содержание рассказа М. Шолохова

Чужая кровь — краткое содержание рассказа М. Шолохова

Река Дон. Станица Филипповка. Живет в ней старик, зовут Гаврила, со своею старухою. Раньше все мужчины семьи служили отважно царю. Когда пришли времена гражданской смуты, Гаврила отправил своего сына служить на стороне царской армии, также как поступали все в его роду. Купил хорошего коня, подарил сыну памятную уздечку с дедовским седлом, а через месяц пришли солдаты красной армии и большевики, законы в станице поменялись. Дед ходил озлобленный, специально надевал царские медали и демонстративно ходил по селению. Делал он так, пока сам председатель приказал больше так не делать.

Хозяйство в доме расстраивалось, от сына Петра не было никаких известий. Гавриле ничего не хотелось делать по дому. Другие солдаты возвращались, а о Петре ничего не знают. Лошадей всех увели, обе армии поочередно, даже плохую лошаденку забрали. Весной Гаврила пахал на быках и сеял пшеницу. Из Турции пришел соседский солдат, который служил вместе с Петром, он и поведал старикам, что Петра убили красные. А старики ждали сына до последнего, одежду новую ему приготовили и папаху. Мать как-то начала было плакать над этой одеждой, но Гаврила ударил ее так, что у нее нервный тик остался на лице. Теперь эта одежда была никому не нужна.

К Гавриле пришли трое продотрядников, их молодой белокурый начальник и сам председатель, чтобы забрать излишки зерна. Старику нечего было делать, как подчиниться. Не успел он отдать зерно, как на дом напала банда кубанцев, была перестрелка, продотрядники погибли, молодой начальник был смертельно ранен. Старики решили оставить его у себя и выхаживать. Заботились о нем, как о родном сыне, даже начали называть Петром, потому что тот долгое время находился без сознания. Когда парень очнулся, назвался Николаем. Оказался сиротой, выросшим на Урале, на чугунолитейном заводе. Был большевиком.

Больше Гаврила не испытывал ненависти к большевикам, полюбили они со старухой Николая и предложили оставаться у них. Лето Николай помогал Гавриле поднимать хозяйство, а затем пришло письмо, что его вызывают обратно на завод. Николай хоть и колебался, но уехал, а старики остались одни. Так, Гаврила сидел подолгу у дома, курил и думал о родном и неродном своем сыне.

Природа человека в том, чтобы кого-то любить, отдавать кому-то свое сердце, заботу, внимание, и когда судьба отняла у стариков родного сына, у них появилось естественное желание заботиться о человеке, пусть чуждых убеждений, но слабом и нуждающемся в помощи и заботе. Этим и отличаются добрые люди, — они не могут никого не любить. И эти качества проявляются в такие тяжелые времена, как война и другие бедствия.

Чужая кровь — кратчайшее содержание рассказа Михаила Шолохова

Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» — это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.

Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину.

Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.

Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.

Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».
———————————————

Краткое содержание Чужая кровь Шолохов

Дон. Станица Филипповка. Живет в ней старик, зовут Гаврила, со своею старухою. Раньше все мужчины семьи служили отважно царю. Когда пришли времена гражданской смуты, Гаврила отправил своего сына служить на стороне царской армии, также как поступали все в его роду. Купил хорошего коня, подарил сыну памятную уздечку с дедовским седлом, а через месяц пришли солдаты красной армии и большевики, законы в станице поменялись. Дед ходил озлобленный, специально надевал царские медали и демонстративно ходил по селению. Делал он так, пока сам председатель приказал больше так не делать.

Хозяйство в доме расстраивалось, от сына Петра не было никаких известий. Гавриле ничего не хотелось делать по дому. Другие солдаты возвращались, а о Петре ничего не знают. Лошадей всех увели, обе армии поочередно, даже плохую лошаденку забрали. Весной Гаврила пахал на быках и сеял пшеницу. Из Турции пришел соседский солдат, который служил вместе с Петром, он и поведал старикам, что Петра убили красные. А старики ждали сына до последнего, одежду новую ему приготовили и папаху. Мать как-то начала было плакать над этой одеждой, но Гаврила ударил ее так, что у нее нервный тик остался на лице. Теперь эта одежда была никому не нужна.

К Гавриле пришли трое продотрядников, их молодой белокурый начальник и сам председатель, чтобы забрать излишки зерна. Старику нечего было делать, как подчиниться. Не успел он отдать зерно, как на дом напала банда кубанцев, была перестрелка, продотрядники погибли, молодой начальник был смертельно ранен. Старики решили оставить его у себя и выхаживать. Заботились о нем, как о родном сыне, даже начали называть Петром, потому что тот долгое время находился без сознания. Когда парень очнулся, назвался Николаем. Оказался сиротой, выросшим на Урале, на чугунолитейном заводе. Был большевиком.

Больше Гаврила не испытывал ненависти к большевикам, полюбили они со старухой Николая и предложили оставаться у них. Лето Николай помогал Гавриле поднимать хозяйство, а затем пришло письмо, что его вызывают обратно на завод. Николай хоть и колебался, но уехал, а старики остались одни. Так, Гаврила сидел подолгу у дома, курил и думал о родном и неродном своем сыне.

Природа человека в том, чтобы кого-то любить, отдавать кому-то свое сердце, заботу, внимание, и когда судьба отняла у стариков родного сына, у них появилось естественное желание заботиться о человеке, пусть чуждых убеждений, но слабом и нуждающемся в помощи и заботе. Этим и отличаются добрые люди, — они не могут никого не любить. И эти качества проявляются в такие тяжелые времена, как война и другие бедствия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шолохов. Все произведения

Чужая кровь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Героя рассказа Фазиля Искандера «Петух» никогда не любили петухи. Так начинается рассказ. Мальчик летом жил у родственников в деревне, находящейся в Абхазии. Когда все уходили на работу

Произведение «Хождение по мукам» Алексея Николаевича Толстого состоит из трех книг. В трилогии описываются события первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны.

В первой части стихотворения «Крокодил» одноименный персонаж идет по улице Петрограда. За ним бегут взрослые и детишки, дразнят и обзываются. А невоспитанный барбос кусает крокодила за нос, рассерженный

Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» — это драматическая история об истории одной семьи во время Второй Мировой Войны. Главные герои — это семья молодого мужчины Бориса, который сам вызвался идти на фронт

По мнению философа и политолога Фукуямы в конце XX века тоталитарные и авторитарные режимы полностью дискредитировали себя. Большинство стран и народов всецело поддерживает принципы либеральной демократии

«Алешкино сердце» — это небольшой рассказ М. Шолохова, входящий в сборник под названием «Донские рассказы». В рассказе описываются последствия страшной засухи – голода – в период Гражданской войны. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ рассказа М. Шолохова «Алешкино сердце». Книга в сокращении всегда проигрывает оригиналу, но с ее помощью можно быстрее узнать сюжет. Здесь Вы увидите основные события и важные детали из текста. Приятного просвещения!


(805 слов) Главный герой Алешка, четырнадцатилетний мальчик, уже пятый месяц не ел хлеба. Однажды ему посчастливилось натолкнуться на мертвого жеребца, мясо которого мальчик притащил домой. Наевшись этого мяса, умерла младшая сестра Алешки. Похоронили ее в канаве сада, лишь слегка припорошив землей. От обжорства умерла и старшая сестра Алешки Полька. Она пробралась в дом ушедшей в огород Макарчихи, богатой соседки, для того чтобы утолить ноющее чувство голода. Полька нашла постные щи и, не сдержавшись, начала жадно их хлебать, вылавливая руками картошку. Она съела очень много, и «убитая едой, уснула, как лежала, — голова в печке, а ноги на скамье». Макарчиха, вернувшись с огорода и увидев Польку в своем доме, несказанно разозлилась. Она вцепилась ей в волосы, взяла утюг и начала бить девочку по голове, лицу и телу. Алешка видел, как соседка стянула Польку с крыльца, а потом кинула ее в обвалившийся колодец. 

Попытался и Алешка полакомиться у Макарчихи, не взирая на то, что соседка нрава крутого — убить может. Пробрался мальчик в погреб, нашел молоко и стал его пить. Заметив Макарчиху, Алешка выронил кувшин и потерял сознание. Тогда соседка взяла вялое тельце на плечи, понесла его к речке и кинула в ил. На следующий день Макарчиха пришла к матери Алешки, чтобы узнать о том, будет ли она продавать хату. Но мать Алешки умерла: «У Анисимовны рот раззявлен криво, мухи пятнают щеки и глухо жужжат во рту». Испугалась Макарчиха, когда дотронулась до холодной руки Анисимовны. А Алешка жив остался: пришел он домой, весь в иле, когда увидел испуганную смертью матери Макарчиху. 

Кажется, что в такую нелегкую пору люди и вовсе теряют душевную глубину, становятся жадными и злыми. Так Алешка наткнулся на попа, несшего солонину и пироги. Подошел к нему мальчик и вымолвил: «Христа ради…». Бездушный поп ответил ему: «Бог подаст!..» — и прошел мимо изголодавшегося, несчастного Алешки. Но были и добрые люди, с большим сердцем. Знакомство с таким человеком произошло, когда Алешка решил пробраться в заготовительную контору Донпродкома № 32. Он юркнул в амбар и стал жевать жесткое зерно. Услышав мужской голос, мальчик сильно испугался: это оказался политический комиссар Синицын. Он предложил бедняге вареной пшеницы. 

На следующий день Алешка снова пришел в заготконтору и дожидался Синицына, чтобы попросить у него поесть. Синицын, завидя мальчика, сказал: «От тебя воняет, Алешка?». Тогда Алешка рассказал, что Макарчиха пыталась его убить и показал загноившуюся на голове рану, в которой ползали червяки. Синицын пришел в ужас от увиденного и стал доставать червяков палкой. С этого момента завязалась дружба между Алешкой и политкомом Синицыным. 

Однажды Алешка нашел себе работу. Мальчик пас заготконторских лошадей. К нему подошел богатей Иван Алексеев и произнес:

 «Эй, Алешка!.. Будя тебе злодырничать. Наймайся ко мне в помочь?!. Буду держать за харч, ну, обувку там какую справлю». 

Так и пошел мальчик к нему. Иван Алексеев грубо обходился с Алешкой, угрожал ему и заставлял работать не покладая рук, хотя сам он, улыбаясь, вальяжно расхаживал по двору. После того, как бедный сосед Алексеева упрекнул его в жестоком отношении к Алешке, Иван стал еще больше мучать мальчика, скидывая на него все больше работы. Хотел Алешка пожаловаться Синицыну, да боялся, что Алексеев прогонит его с работы. Каждый день ходил Алешка к Синицыну, вступил даже в Российский коммунстический союз молодежи (РКСМ), возможно, даже не понимая, зачем и почему. Однажды политком произнес: 

«Банда в наш округ вступила, Алексей. Как только займут станицу — ты к нам, клуб защищать!». 

Хотел было Алешка спросить, что это и как, но побоялся. 

Иван Алексеев заметил, что Алешки нет дома по ночам, и злобно спросил у него, где тот шляется. Алешка ответил, что ходит в клуб. Тогда Алексеев ударил мальчика своим жестким, огрубевшим кулаком, произнося следующие слова: 

«Христа ради взял его, а он будет с сукиными сынами якшаться, а опосля придет другая власть и будут за тебя, за гада, турсучить!.. Ну, только направься туда, я тебе вложу памятку!..». 

Не смог Алешка обижаться на хозяина, ведь он ему кусок хлеба дал: доброе у Алешки сердце. 

Однажды пришли к Алексееву нежданные гости в длинные шинелях и с шашками. Попросили покормить лошадей. Спрашивали они у Алексеева: «Пулеметы есть у них?». Алешка доложил обо всем Синицыну. 

Совершил Алешка и отважный поступок. Вместе с политкомом они пошли на задержание опасных преступников. Оказалось так, что противники спрятались в доме, и Синицын послал Алешку кинуть гранату. Алешка дернул за кольцо, но вдруг открылась дверь и вышли двое: один из них держал на руках девочку лет четырех в белой рубашонке, второй, с кровью на штанине, стоял, свесив голову и опираясь о дверной косяк. Они крикнули: «Сдаемся! Не стрелять! Дите убьете!». Алешка понял, что нельзя кидать в них гранату и решил лечь на нее. Политком Синицын рванул к мальчику, откинул его и выкинул гранату. Осколок от нее вонзился в Алешку на вершок выше сердца. Мальчик выжил, совершив героический поступок, спасая невинных людей. 

После этого события Алешка официально стал членом РКСМ: в больнице, как только мальчик пришел в себя, Синицын показал ему билет. Политком был тронут большим сердцем мальчика, который решил пожертвовать своей жизнью ради беззащитных и обездоленных. 

Автор: Полина Болондь

Обзор “Донских рассказов” М.А.Шолохова“Все наши, все мы люди, все крещены, в...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Обзор “Донских рассказов” М.А.Шолохова“Все наши, все мы люди, все крещены, в

    Описание слайда:

    Обзор “Донских рассказов”
    М.А.Шолохова
    “Все наши, все мы люди, все крещены, все русские.
    И что деремся — Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся.” (В. Зазубрин “Два мира”)

  • 2 слайд

    Шолохов донские рассказы чужая кровь краткое содержание

  • 3 слайд

    Шолохов донские рассказы чужая кровь краткое содержание

  • 4 слайд

    Шолохов донские рассказы чужая кровь краткое содержание

  • 5 слайд

    Шолохов донские рассказы чужая кровь краткое содержание

  • 6 слайд

    Шолохов донские рассказы чужая кровь краткое содержание

  • 7 слайд

    Шолохов донские рассказы чужая кровь краткое содержание

  • 8 слайд

    Главный герой рассказа “Бахчевник” Анисим Петрович чётко определил для себя,

    Описание слайда:

    Главный герой рассказа “Бахчевник” Анисим Петрович чётко определил для себя, кто ему друг, а кто ему враг. Его избирают комендантом военно – полевого суда станицы, он от души радуется этому. Он «блюдёт казачью честь», избивает старшего сына за то, что Фёдор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным.
    Этот отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным.
    Отец «отказывается» от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы. Чётко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего сына Фёдора, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после побега.

  • 9 слайд

    Гл.1 « Ты что же, сволочь, голову опустил? Не рад отцовской радости…» Семейна

    Описание слайда:

    Гл.1 « Ты что же, сволочь, голову опустил? Не рад отцовской радости…»
    Семейная драма
    Гл 1. Протянул Митька руку к подушке, а у самого сердце, не останавливаясь…
    Отчаянный поступок, страх быть застигнутым отцом
    Гл.5. Упал на колени Митька, руки материны целовал, глаза, залитые чёрной кровью…
    Горе Митьки, увидевшего забитую до смерти мать
    Гл.7. Качаясь, прыгнул Митька, цепко ухватил стоящий у стенки топор …»
    Страшная картина убийства отца
    Отец, оставшись в живых, убил бы обоих сыновей, и рука бы у него не дрогнула.
    Но в то же время М. Шолохов умело и ёмко сумел передать в рассказе горе человеческого сердца, разрывающегося на части от жалости и любви.

  • 10 слайд

    В «Донских рассказах» нет романических красок, нет героизма. Рассказы натурал

    Описание слайда:

    В «Донских рассказах» нет романических красок, нет героизма. Рассказы натуралистичны: люди привыкли к зоологическим нормам взаимоотношений, самоуничтожению, варварству. Ни в одном рассказе М. Шолохов не воспел гражданскую войну, она для него – преступление. Сцены братоубийства, сыноубийства, кровопролития на почве классовой борьбы буквально переполняют страницы «Донских рассказов». В этом преступность гражданской войны, её губительные последствия не только для казачества, но и для всей России в целом, её бессмысленность и греховность. В этой войне не правы обе стороны. «Война, несущая страшное зло в человеческий мир, калечит души, лишает людей духовного смысла жизни», – считал М. Шолохов.

  • 11 слайд

    Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель по

    Описание слайда:

    Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель показывает выход из кровавого месива человеческой жестокости. Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов “Родинка”, “Алешкино сердце”, “Чужая кровь” и др. Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Тема:
«Донские рассказы» (1920) и «Лазоревая степь» (1920) как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон» (1928—1940)

Похожие материалы

  • Литературная гостиная «Юмор и сатира в творчестве русских писателей»

  • Конспект занятия по развитию речи

  • Рецензия по творчеству Тансылу Карамышевой

  • Рабочая программа по литературе

  • Презентация «Литературное краеведение» (8-9 классы)

  • Проверочная работа по сказкам Дмитрия Дмитриевича Нагишкина «Как звери ногами менялись», «Как медведь и бурундук дружить перестали», «Кукушкино богатство»

  • Презентация по литературе на тему «М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Проблематика романа.» (9 класс)

  • Урок «Героические будни Робинзона Крузо»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456668 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 41

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как
новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Рассмотрение важных этапов в жизни и
    творчестве М. Шолохова.
  2. Определения места «Донских рассказов» и
    «Лазоревой степи» в творчестве писателя.
  3. Развитие представления о традициях и
    новаторстве в художественном творчестве.

Тезаурус

Авторская позиция — авторское понимание жизни
и её оценка, в частности оценка изображённых характеров.

Гуманизм (от лат. humanitas — «человечность»,
humanus — «человечный», homo — «человек») — этическая жизненная позиция,
утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму
своей жизни.

Новаторство — обогащение литературы новыми
художественными открытиями, дополняющими национальную традицию данной
литературы и оказывающими влияние на последующее развитие словесного
творчества. Все великие и даже просто крупные писатели были для своей эпохи
новаторами.

Социалистический реализм (соцреализм) —
художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского
Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое
выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной
эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и
основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и
развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с
развитием революционного рабочего движения.

Эпопея — большая эпическая поэма, крупное
произведение, повествующее о значительных исторических событиях.

Эпос — произведение, которое обнимает в единой
цельной картине все движущие силы эпохи, не замалчивая ни одной и свободно
указывая им место, вовсе неравноценное, в общем движении истории.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Литература. 11 класс, М.:
Просвещение, 2003. С. 196-204

Дополнительная литература:

1. Краткий пересказ. Русская литература.
10-11. Маханова Е. А., Госсман А. Ю., Р.-н-Д.: Феникс, 2017. 288 с.

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Михаил Шолохов родился в 1905 году на хуторе
Кружилинский на Дону. Он был внебрачным сыном украинки, жены донского казака
Анастасии Кузнецовой и богатого приказчика Александра Шолохова. В раннем
детстве мальчик носил фамилию Кузнецов. А в 1913 году был усыновлён родным
отцом.

В 1910 году семья переезжает на хутор
Каргинский, где Михаил начинает брать уроки у местного учителя, а после
поступает в школу. Юный Шолохов служит в продотряде, но самовольно снижает
обложение людей своего круга, за что попадает под суд «за превышение власти».
Будущему писателю грозит смертная казнь, но родители спасают сына. Осенью 1922
года Шолохов переезжает в Москву, где начинает пробовать себя в роли писателя.
В 1925 году выходят первые произведения, составляющие сборники «Донские
рассказы» и «Лазоревая степь». Автор посвящает «Донские рассказы» событиям
смутного времени. Гражданская война в них изображена «антиромантично», без
прикрас. Литератор Бирюков пишет: «Страницы рассказов густо окрашены кровью».
Лейтмотивом произведений является классовая ненависть, которая становится
сильнее родственных чувств.

Герои «Донских рассказов» — простые люди.
Автор даёт возможность читателю самостоятельно делать выводы об их внутреннем
мире через описание семейных конфликтов и разлома в социальных отношениях между
донским казачеством. Многие персонажи имеют реальных прототипов.

В рассказе «Шибалково семя» Шолохов испытывает
главного героя в предельно трагических обстоятельствах. Высокое чувство
справедливости заставляет его убить предательницу:

«Кинулся я к Дарье. Она сидит, оправилась и
дитя на руках держит. Я ей и говорю; — Не дам я тебе дитя к грудям припущать.
Коли родился он в горькую годину — пущай не знает материного молока, а тебя,
Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей Советской власти.
Становись к яру спиной!.. — Яша, а дитё? Твоя плоть. Убьёшь меня, и оно помрёт
без молока. Дозволь мне его выкормить, тогда убивай, я согласна…

— Нет, — говорю я ей, — сотня мне строгий
наказ дала. Не могу я тебя в живых оставить, а за дитя не сумлевайся. Молоком
кобыльим выкормлю, к смерти не допущу. Отступил я два шага назад, винтовку
снял, а она ноги мне обхватила и сапоги целует…

После этого иду обратно, не оглядываюсь, в
руках дрожание, ноги подгибаются, и дитё, склизкое, голое, из рук падает… Ден
через пять тем местом назад ехали. В лощине над лесом воронья туча…»

Герой «Шибалково семя» объясняет свой поступок
с идеологической точки зрения.

В рассказе «Чужая кровь» старик Гаврила и его
жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и
начинают любить его, как родного. Шолохов рисует трагедию расставания — старик,
«с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» кричит:

«Прощай, родимый! … Солнышко ясное
смеркнется без тебя у нас…»

В рассказе «Родинка» автор показывает ужас
братоубийственной борьбы. В кульминации сюжета главный герой Николай Кошевой
погибает в бою с белогвардейцами — его убивает атаман, который в последний
момент узнаёт в нём собственного сына. Атаман не может простить себе
непреднамеренное убийство и кончает жизнь самоубийством. Кто виноват в этой
ужасной трагедии? Этот же вопрос задаёт Михаил Шолохов в рассказах «Нахалёнок»,
и «Жеребёнок».

Родина у писателя ассоциируется с родным ему
Доном и кубанскими просторами. В малом эпосе 1920-х годов разворачиваются
картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Позднее
автор отражает их в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

В годы Великой Отечественной войны Шолохов
продолжает писать. В это время он работает над произведением «Они сражались за
родину».

В 1956-ом году писатель выпускает рассказ
«Судьба человека», в основе которого лежит реальный случай. Это история
солдата, который теряет во время войны жену и детей. Смыслом жизни для него
становится забота о маленьком мальчике — сироте. Герой называет себя его отцом,
тем самым даёт им надежду на новую жизнь.

В 1965 году Михаил Шолохов становится лауреатом
Нобелевской премии по литературе. В своей речи он говорит: «На мой взгляд,
авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают
новое содержание, определяющее черты жизни нашего века… Я принадлежу к числу
тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не
стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу».

Примеры и разбор решения заданий
тренировочного модуля

1. Единичный выбор.

Как назывался первый опубликованный рассказ
Шолохова?

«Слово о Родине»

«Родинка»

«Один язык»

Правильный ответ: «Родинка».

2. Единичный выбор.

Какой из этих сборников рассказов не
принадлежит Шолохову?

«Донские рассказы»

«О Колчаке, крапиве и прочем»

«Лазоревая степь»

«Голубая чашка»

На уроке рассказывается о творчестве писателя
и даётся ряд его произведений, в который входят и «Донские рассказы», и «О
Колчаке, крапиве и прочем», и «Лазоревая степь».

Правильный ответ: «Голубая чашка».

  • Шли по одному как пишется
  • Шляпа чародея однажды в сказке
  • Шоколад аленка хрустящая сказка
  • Шли по одиночке как пишется
  • Шнитке альфред музыка сказка странствий