Шоколад сказки пушкина в советское время

Так, друзья, сегодня поговорим на одну весьма интересную тему, которая сильно понизит вашу любовь к ссср - если она ещ,

Так, друзья, сегодня поговорим на одну весьма интересную тему, которая сильно понизит вашу любовь к СССР — если она ещё, конечно, существует. При этом советская номенклатура, разумеется,

заказывала по спецкаталогам и в целом жила, наслаждаясь жизнью — рассказывая остальному населению

сказки о том, как хорошо жить в Стране Советов.

Что ещё интересно — после падения совка эти продукты стали широко завозиться в бывшем СССР, а затем и производиться в бывших советских странах — отчего многие люди думают, что эти продукты как бы «родились в девяностые». На самом деле во всём мире цивилизованных продуктов эти существуют уже много десятилетий (иногда даже и столетий), просто их не было за советским «железным занавесом», люди за которым питались весьма скудно, убого и однообразно, пишет Максим Мирович для Facebook.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — интересный рассказ о еде, который не существовал в СССР.

Что из себя представлял советский продуктовый набор?

Еда, которой не существовало в СССР

Для начала давайте вспомним, что из себя представляет типичный советский продуктовый набор в позднем СССР — где-нибудь в семидесятые-восьмидесятые годы. Он отлично и почти в полном объёме представлен на фотоснимке в разделе — на фото представлены скорее всего мать и сын, которые идут из советского гастронома домой, нагруженными покупками.

Итак, что мы видим на фото? Чёрный кислый

хлеб— «кирпич» (иногда вместо него можно было купить батон или сайку), в эмалированном бидоне — вероятнее всего жидкая разливная сметана. В сетке несколько бутылок с пробками из фольги — в них находятся молочные продукты. Молоко было с крышечкой из серебристой фольги, топлёное молоко имело золотистую крышечку, кефир — бирюзовую, сливки — лилово-розоватую, а ряженка была с полосатой крышечкой. В стеклянных банках находятся консервы — наверное, что-то типа рассольника «Ленинградский». Ещё в пакете можно увидеть какой-то бумажный свёрток — в нём, находится кусок какой-то рыбы (типа перемороженого минтая) или обрезки мяса с костями «на котлеты». Женщина несёт в руках целлофановый пакет с тремя десятками яиц.

Что ещё можно добавить к этому продуктовому набору? Приплюсуем сюда весьма среднее сливочное масло и воняющий портянками плохой сыр («Пошехонский» либо «Российский»), какое-нибудь сухое

печенье «к чаю» , невкусные советские конфеты а-ля «ирис прощай пломбы кис-кис», хорошего качества варёную колбасу «Докторская» и сосиски качеством похуже, плохие рыбные консервы (килька с кишками и глазами в томате), мятые и грязные подземные овощи, вроде свеклы, морковки и картошки, потом ещё добавим подгнившую и почерневшую капусту с

советской овощебазы — и вот мы получим прекрасный и практически полный набор советских продуктов.

Собственно, именно по поводу этого продуктового набора

фанаты СССРс придыханием и эротическими стонами называют «теми самыми качественными советскими продуктами». «Уже нет ТОГО качества, уже нет ТОЙ САМОЙ советской варёной колбасы по ГОСТам!» — вскрикивает фанат СССР, и тут же убегает смотреть на 100 сортов отличнейших колбас, которые продаются в современных супермаркетах.

Продукты, которых не существовало в СССР.

А теперь давайте поговорим о настоящих, качественных, питательных и полезных продуктах, которые не существовали в наших краях только после того, как развалилась советская система. Большинтво советских людей никогда не бывали за границей и даже не подозревали, как и там питаются люди — веря в сказки

советской пропагандыо том, что народ там голодает и холодает, а у нас вон как хоршо — всегда подгнившая картошка и вялая свекла в магазинах есть. Итак, вот список продуктов:

Шоколад.Как бы не выступали в комментариях поклонники СССР, скажу сразу — нормального шоколада в СССР не было в принципе. Если 60-70-е годы ещё что-то можно было там-сям купить, то в восьмидесятые хороший шоклад стал невероятным дефицитом. В совке быстро наловчились что-то вроде заменителя шоколада, который в Беларуси называли, например, «сладкая плитка» — он практически не содержал натурального какао (основной полезный продукт в шоколаде), и был такой ванильно-парафинового вкуса. Этот советский фейковый шоколад определялся — если положить на язык кусочек такой «плитки», то в отличие от шоколада ванилью.

Морепродукты. Ещё один продукт, которого не было в совке в принципе, он не существовал как класс. В XX веке во всех странах давно уже продавались и замороженные морепродукты, свежие (в портовые), и куча всяких морских полуфабрикатов (вроде колец кальмара) — но в совке всего этого не было. Парадокс — особенно с учётом того, сколько морей омывало совок. Ещё худо-бедно что-то морское можно было съесть в портовых городах, вроде Владивостока, в остальной стране в лучшем случае попадали какие-нибудь консервированные крабы — которые были невероятными деликатесом и жутким дефицитом. Креветок в СССР не существовало вовсе, а воняющих селедкой магазинах «Океан» продавцы жутко химические крабовые палочки и противные водоросли под названием «морская капуста».

Нормальный сыр.Нет, сыр-то в СССР номинально был, хотя назвать это сыром было сложно — ноздреватая масса под названием «сыр Российский» или «сыр Пошехонский» воняла немытыми портянками и аппетита точно не вызывала. Был ещё жутко противный «колбасный сыр» из какой-то загадочная субстанции, а ещё существовали копеечная плавленные сырки — покупали главным : которые образом

алкаши , чтобы занюхивать ими употребляемая из горла тёплой водки.

Пармезан, камамбер, сыр с плесенью — все эти вещи появились для широких масс населения уже в девяностые годы, после падения «железного занавеса». А теперь посмотрите на фото из спецкаталога номенклатурных «заказов» — советская номенклатура питалась этими продуктами, рассказывая людям сказки о «

Еда, которой не существовало в СССР

Пивереволюционные годы, когда качественно пива стали варить массовую бурду «для насыщения аппетитов трудящихся масс», были уничтожены в послереволюционных годах. Что касается вина — то в СССР больше было в ходу всякий дешёвый и страшный шмурдяк, вроде

«Солнцедара» , и кроме того — не было культуры пития вина в принципе. Как обычно, выпивали залпом, морщились, корку хлеба и закусывали.

Очень более-менее нормальными винами можно считать молдавские и грузинские вина — но на самом деле советские грузинские вина были жутко убогими в сравнении даже с недорогими испанскими или французскими. Кстати, если сейчас кто-то из ваших друзей для застолья ищет «хорошее грузинское вино» — то перед вами латентный совок, который привык так делать в СССР. Дайте ему попробовать любое испанское вино (сухое красное или белое, либо игристое) — и он тут же забудет про «хорошие грузинские вина».

Овощи и фрукты. Тут мы видим интересный парадокс, который отлично показывает всё

совковое двоемыслие

официальная пропаганда. В этих магазинах были только мятые подземные овощи, а из зелени только подгнивший зелёный лук — который отравлял свою вонью воздух в двух кварталах вокруг овощного магазина. Отчего так происходило? Как донести товар до потребителя, как организовать нормальное хранение и нормальную торговлю. Как итог — все усилия советского сельскохозяйственного труда гнили на овощебазах (куда отправляли инженеров и академиков

перебирать капустную гниль ), а магазины были пустыми.

«Заморские» фрукты, вроде

бананов, апельсинов, киви или даже простых персиков или винограда — невероятной диковинкой и дефицитом. За бананами выстраивались километровые очереди, мандарины «выбрасывали» к новому году, а остальные фрукты на более-менее (и круглогодичной) появились на столах людей уже после краха совкового госурадства. «Ах как я люблю советский Новый год, пахнущий мандаринами!» — вскрикивает фанат СССР, и убегает радоваться мандаринам, выдаваемым раз в год по разнарядке.

Еда, которой не существовало в СССР

Нормальные полуфабрикаты. Тоже очень интересный класс продуктов, которых в СССР не было — это нормальные полуфабрикаты, предназначенные для быстрого приготовления и правильного питания. Овощи быстрого приготовления, какой-нибудь нарезанный гуляш, котлеты, рыбные палочки. В лучшем случае замороженные или консервированные овощи могли производиться в странах соцлагеря — например, в

Болгарии или

Польше , но в самом СССР этого не было.

Сладости, нормальные консервы, кофе.

Отдельный большой класс продуктов, которые я решил объединить в один абзац, чтобы не делать слишком длинный раздел. Яйца «Киндер сюрприз», вкуснейшие желатиновые конфеты, белый шоколад, растворимый кофе (гранулированный и порошковый виды), всевозможные конфет, печенья, крекеров и прочего подобного уже давно существовали в развитом мире. Даже баллоны с готовыми взбитыми сливками в развитом мире давно уже существовали — но в совке этого не было. Все эти продукты появились на наших столах только в девяностые годы.

Укушенные ностальгией.
Вместо эпилога.

Еда, которой не существовало в СССР

Что же у нас получается в итоге? Если изучить СССР с этой стороны — то мы увидим, что Советский Союз весьма убогой и бедной страной, граждане которой питались весьма скудно и однообразно. Советский Союз имеет ракеты, но не имеет пятой части технических пищевых технологий, которые делают жизнь граждан лучше и удобнее, повышают ее качество, сказываются на состоянии здоровья и продолжительности жизни. А происходило всё так, потому что совок об этом не думал — а думал лишь о том, как бы

завоевать весь мир . Так и хочется спросить — а что бы он делал со всем миром? Кормил всех гнилой картошкой?

А ещё меня умиляют вскрики и выступления в комментариях

фанатов СССР, которые рассказывают о том, какой же великой страной был СССР и какие же качественные продукты в нём были. Да, качественные продукты действительно были — в номенклатурных семьях, импортные, заказанные по

спецкаталогам . И я могу понять природу этой грусти совков — тот, кто в те годы питался по спецкаталогам, чувствовал свою «элитарность» и отличия от серой массы. А теперь эти продукты стали доступны всем — ну куда это годится …

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Пушкинский юбилей 1937 года — серия торжественных мероприятий, проведённых в СССР и за рубежом, посвящённых 100-летию со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Торжества были отмечены выходом многочисленных изданий поэта, а также научных трудов, посвящённых его творчеству. Во многих городах Советского Союза были возведены памятники Пушкину, в том числе — обелиск на месте дуэли на Чёрной Речке.

В СССР[править | править код]

Подготовка проведения юбилея[править | править код]

Первые предложения о проведении юбилейных торжеств в год столетия смерти Пушкина поступили из круга учёных-литературоведов в 1933 году. В это время полным ходом шло обсуждение и планирование издания нового полного академического собрания сочинений поэта. В 1933 году Пушкинская комиссия Академии наук СССР была реорганизована и слита в единый коллектив с Институтом русской литературы (Пушкинским Домом). В это же время пушкинисты получили в своё распоряжение пушкинское родовое имение в Михайловском, квартиру поэта на Мойке, шла работа по консолидации рукописного наследия и сохранившихся документов в едином архиве. Идеи пушкинистов были подхвачены опальным партийным функционером Львом Каменевым, в 1933 году возглавившим известное издательство «Academia», а также — Институт литературы в Москве. В своей докладной записке Каменев писал[1]:

Партия и правительство могут и должны взять в свои руки проведение этих поминок: это диктуется и значением Пушкина, как основоположника новой русской литературы и непревзойдённого за сто лет поэта и задачами советской власти, как руководительницы культурной революции…

Каменев ссылался на опыт торжеств по случаю столетия со дня смерти Гёте, проведённых в 1932 году в Германии. Там юбилейный комитет возглавил рейхспрезидент Гинденбург. Предложение Каменева было одобрено ЦИКом СССР 27 августа 1934 года, к отбору членов юбилейного Пушкинского комитета подключилось Политбюро во главе с самим Сталиным. Каменева назначили председателем рабочей группы по планированию юбилейных мероприятий. Первое заседание рабочей группы было назначено на конец декабря, но оно не состоялось по причине ареста Каменева 16 декабря в ходе начавшихся репрессий после убийства Кирова. Арест партийного функционера, первым поддержавшего идею юбилейных торжеств, почти на год прервал организационные мероприятия со стороны государства, но подготовка со стороны академических кругов уже шла полным ходом. В частности, в первой половине 1935 года развернулось планирование школьных мероприятий, были заказаны «юбилейные» пьесы Булгакова и Вересаева, большая комплексная монография Кирпотина, предложения на участие в проектировании памятников поэту получили видные скульпторы[2].

Постановлением ВЦИК СССР от 16 декабря 1935 года был учреждён Всесоюзный Пушкинский комитет под председательством Максима Горького, задачей которого стали организация и руководство мероприятиями по увековечению памяти Александра Сергеевича Пушкина и популяризации его творчества. Подобные комитеты были созданы также во всех союзных республиках, а также краях, областях, городах, институтах и школах (одна из центральных газет сообщала предписание секретарям райкомов подготовить торжества «под личной ответственностью», а в «кружки пушкинистов» набрать людей, «которые, при несомненной преданности и верности делу партии, читали и Пушкина, и о Пушкине»[3]). В состав Всесоюзного комитета были включены высшие партийные и государственные чиновники — Ворошилов, Куйбышев, Жданов, Енукидзе, Бубнов. В Академии наук СССР подготовку юбилейных мероприятий вела Пушкинская комиссия под председательством академика А. С. Орлова. Заместителем был назначен Ю. Г. Оксман, в состав комиссии входили М. П. Алексеев, Д. Д. Благой, С. М. Бонди, В. В. Вересаев, Г. О. Винокур, В. В. Гиппиус, Л. П. Гроссман, В. М. Жирмунский, Т. Г. Зенгер, Н. К. Козмин, А. И. Малеин, Л. Б. Модзалевский, Н. К. Пиксанов, А. Л. Слонимский, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, А. М. Эфрос, Д. П. Якубович. Отдельно был создан московский филиал комиссии во главе с академиками М. Н. Розановым, М. А. Цявловским и Н. Ф. Бельчиковым.

Недолгий срок работы Каменева во главе рабочей группы по подготовке юбилея оказался довольно плодотворным. Партийные функционеры, в частности — нарком просвещения Бубнов, не стали отменять предварительные разработки, исходившие от Каменева. Так, Каменев успел составить совместно Пушкинской комиссией АН предварительный план мероприятий в юбилейный год. Предполагалось заказать биографию Пушкина, для чего объявить творческий конкурс. Ввести статус памятных мест для имения в Михайловском, места дуэли, квартиры на Мойке. Предполагалось возведение новых памятников поэту, в первую очередь — в Ленинграде и в Москве (перед новым Институтом литературы). В список вошли также всесоюзные музейные выставки предметов и документов, связанных с Пушкиным, а также посвящённых ему произведений искусства. Не была оставлена и идея соперничества с мировыми державами в области культуры. В умах партийных функционеров СССР, ставший в авангарде мировой истории, должен был стать и «правообладателем» всей мировой культуры. Гёте и Шекспир были достоянием мировой культуры и символами национальной литературы своих стран. Пушкин должен был стать в один ряд с ними — в записке Каменева он назван «основоположником», в постановлении ЦИКа — «родоначальником» современной русской литературы. Эпоха революционного «иконоборчества» завершилась, и хотя также на всесоюзном уровне были отмечены памятные даты Шевченко, Руставели, но в новом советском пантеоне именно Пушкину было назначено место национального поэта всего СССР[4].

Торжественные мероприятия[править | править код]

Шоколад сказки пушкина в советское время

Сталин на торжественном заседании в Большом театре

10 февраля 1937 года днём у памятника Пушкину в Москве в честь юбилея был проведён многотысячный митинг. К митингу было приурочено открытие обновлённой записи на постаменте — была возвращена строка из стихотворения «Памятник»: «Что в мой жестокий век восславил я свободу». Праздничным оформлением Пушкинской площади руководил художник Е. М. Мандельберг, в качестве доминанты выступал гигантский портрет Пушкина, читающего стихи, закреплённый на здании Страстного монастыря. Торжественные митинги, собрания, конференции, спектакли, концерты и вечера были проведены в этот день в многих городах СССР[5].

Главным официальным мероприятием юбилея стало торжественное вечернее заседание в Большом театре в Москве 10 февраля 1937 года, в котором приняли участие все руководители СССР во главе со Сталиным. Заседание транслировалось по радио на всю страну. Площадь и здания Большого, Малого и Центрального детского театров были оформлены в едином ключе с гигантскими панно на них и применением иллюминации. Проектом оформления руководил театральный художник Ф. Ф. Федоровский[6].

В Ленинграде торжественные заседания были проведены 10 февраля в музее — последней квартире Пушкина на Набережной р. Мойки, дом 12 и 11 февраля в Театре имени Кирова. 10 февраля был проведён также многотысячный митинг на Биржевой площади, переименованной в дни юбилея в Пушкинскую, в ходе которого прошла церемония закладки камня на месте будущего памятника поэту. Помимо первых партийных руководителей с речами в ходе торжественных собраний и митинга выступили писатели Николай Тихонов, Константин Федин, Юрий Тынянов, академик Орбели, народный артист Борис Бабочкин, ученики ленинградских школ[5].

Шоколад сказки пушкина в советское время

Школьная тетрадь с иллюстрацией поэмы «Песнь о Вещем Олеге»

Пушкинские митинги и торжественные заседания, концерты и вечера поэзии были проведены в дни юбилея во многих городах Советского Союза и в каждом высшем и среднем учебном заведении, в театрах, предприятиях, воинских частях. Большой популярностью пользовались карнавалы на темы произведений Пушкина. В структуре Всесоюзного Пушкинского комитета была образована отдельная комиссия для проведения юбилея в начальных и средних школах. Во многих школах Москвы, Ленинграда, Нижнего Ломова, Уральска и других городов страны в расписание были введены специальные «пушкинские часы». Школьные библиотеки были пополнены большим количеством произведений Пушкина и посвящённых ему научных трудов, изданных в дни юбилея. Было отпечатано более 90 миллионов специально оформленных школьных тетрадей — с рисунками на сюжеты стихотворений и сказок Пушкина, текстами его стихотворений и отрывками из поэм. Повсеместно прошли конкурсы чтецов, конкурсы рисунков[7].

Особое внимание было уделено проведению торжественных мероприятий в мемориальных пушкинских местах: Михайловском, Тригорском, Болдине и других. В предшествующие юбилею дни в районных газетах из номера в номер публиковались статьи ведущих пушкиноведов Института литературы АН СССР. В день юбилея в Михайловском прошёл митинг, на который привезли 15 тысяч человек из ближайших районов. 18 февраля состоялось открытие Пушкинского музея в селе Михайловском. В Болдино прошли мероприятия по организации будущего музея поэта, провели реставрацию усадебного парка. Были построены новые школа и дом культуры, которым присвоили имя Пушкина[8].

Подобные торжественные мероприятия были проведены также и в других местах, связанных с именем поэта: в бывшем имении Гончаровых в Каменке, в поместье Вульфов в Бернове, в Оренбурге и станице Берды, в Гурзуфе в Крыму, в Грузии и многих других местах, которые посетил в своих путешествиях поэт. В станице Вёшенской на Дону организацией всех юбилейных мероприятий руководил Пушкинский комитет под руководством Михаила Шолохова[9].

Научные конференции[править | править код]

13 февраля 1937 года в Москве начала работу Пушкинская сессия Академии Наук СССР, торжественно открытая президентом академии В. Л. Комаровым, напомнившим в речи, что в 1832 году Пушкин был избран членом Российской академии. От Всесоюзного Пушкинского комитета академиков приветствовал народный комиссар просвещения РСФСР Бубнов. В первый день работы были заслушаны доклад «Пушкин в истории русского общественного движения» П. И. Лебедева-Полянского и «Мировоззрение Пушкина» В. Я. Кирпотина. В последующие дни на сессии выступили ведущие пушкиноведы страны. М. Нечкина в своём докладе осветила взаимоотношения Пушкина и его друзей из круга декабристов, а также об изменениях в его мировоззрении в последующие годы. Н. Л. Бродский посвятил свой доклад роли французских энциклопедистов в формировании мировоззрения поэта. Профессор Цявловский сделал сообщение о текущей работе литературоведов по поиску, каталогизации и сохранению пушкинских рукописей и автографов. Свои доклады представили академик Орлов — «Пушкин — создатель русского литературного языка»; профессор В. А. Десницкий — «Пушкин как родоначальник новой русской литературы»; профессор Жирмунский и профессор Алексеев — «Пушкин и мировая литература». Один из дней сессии был посвящён влиянию Пушкина на литературу народов России, с докладами «Пушкин и тюркская литература» и «Пушкин и грузинская литература» выступили академики Самойлович и Орбели. Завершили Пушкинскую сессии Академии наук выступления академика Осинского и писателя Федина[10].

Свои Пушкинские сессии провели и национальные академии союзных республик: 6 февраля — белорусская Академия наук; 9 февраля — Академия наук Украинской ССР; 16 февраля — Грузинский филиал Академии наук СССР. 11 февраля на торжественное заседание собрались представители ленинградских академических учреждений и институтов. 22 февраля Пушкину был посвящён пленум правления Союза советских писателей, где выступили Н. С. Тихонов с докладом «Пушкин и советская поэзия», Ю. Н. Тынянов — с докладом «Проза Пушкина» и И. Альтман — с докладом «Драматургия Пушкина»[11].

Издания произведений Пушкина[править | править код]

Важнейшими мероприятиями юбилея были признаны многочисленные издания произведений А. С. Пушкина. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 30 декабря 1936 года полное академическое издание сочинений Пушкина в 16 томах включено отдельным мероприятием в планируемые торжества. Заведующим редакцией назначен видный большевик В. Д. Бонч-Бруевич. Готовились к выходу также 6-томные собрания изданий Гослитиздата и «Academia», отдельные произведения Пушкина, в том числе в переводах на многие национальные языки СССР, общий тираж изданных произведений Пушкина достиг 14 миллионов экземпляров. Была выпущена специальная иллюстрированная книжная серия, включавшая издания «Поэмы», «Сказки», «Евгений Онегин», «Драмы», «Повести Белкина», «Пиковая Дама» и «Дубровский», к работе над которой были привлечены художники Кибрик, Пахомов, Самохвалов, Тырса, Хижинский, Якобсон[12][13].

Включение полного собрания сочинений Пушкина в план юбилейных мероприятий сыграло злую шутку в отношении готовивших его пушкинистов. Когда в 1935 году был отпечатан первый пилотный том собрания (им был 7-й том, посвященный пушкинской драматургии), разразился скандал. Партийное руководство ожидало завершение издания, всех запланированных 16 томов, в год юбилея. Но оценив всю сложность в работе над научным аппаратом, который должен был сопровождать каждый том — текстологический и исторический комментарии, полный кодекс всех вариантов и редакций пушкинского текста и прочее, чиновники потребовали в целях ускорения работы выбросить из издания весь сопроводительный научный аппарат, составляющий основу сущности академического собрания сочинений. Пушкинисты готовы были к компромису — разделению издания на два паралельных: одного парадного — со сводом пушкинских текстов с вариантами и редакциями, второго — подлинно научного, снабжённого всеми запланированными комментариями. Но после ареста и осуждения одного из главных моторов подготовки издания и юбилейных торжеств Юлиана Оксмана, стало ясно, что дальнейшие возражения невозможны. Пришлось отозвать из печати 4 уже готовых тома и переработать остальные, снабдив их лишь краткими источниковедческими справками[14].

Помимо произведений Пушкина, к юбилею были также изданы документальный и художественный варианты биографии поэта — «Александр Сергеевич Пушкин» В. Я. Кирпотина и первые две части романа «Пушкин» Ю. Н. Тынянова. В дополнение к ним были изданы иллюстрированная хрестоматия «Пушкинские места» (вступительная статья Д. П. Якубовича, гравюры Л. Хижинского) и сборник «Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников» (вступительная статья С. Я. Гессена), переизданы «Записки о Пушкине» И. И. Пущина (редакция, статья и примечания С. Штрайха), трагедия в стихах А. Глобы «Пушкин», том сочинений Белинского со статьями о Пушкине (под редакцией Н. Мордовченко). Среди научной Пушкинианы, в период подготовки к юбилею вышли сборники «Пушкин в русской поэзии», «Поэты пушкинской поры», «Проза пушкинской поры», два тома «Временника Пушкинской Комиссии» Академии наук СССР, описание рукописей Пушкина, хранящихся в Академии Наук СССР (составители Л. Б. Модзалевский и Б. В. Томашевский), «Пушкиниана» (1911—1917) (составитель А. Г. Фомин), работы Б. С. Мейлаха «Пушкин и русский романтизм», В. Голубева «Пушкин в изображении Репина»[15].

Мемориальные мероприятия[править | править код]

Февральским постановлением ЦИК СССР имя Пушкина было присвоено Государственному музею изобразительных искусств в Москве, были переименованы в Пушкинские улица Большая Дмитровка и Нескучная набережная в Москве и Биржевая площадь в Ленинграде, Детское (бывшее Царское) Село было переименовано в город Пушкин. Кроме столичных, имя Пушкина получили десятки улиц и площадей, вновь выстроенных кинотеатров, парков культуры и отдыха в Перми, Иваново, Челябинске и многих других больших и малых городах всего Советского Союза.

В день дуэли 8 февраля 1937 года на месте дуэли Пушкина на Чёрной речке состоялось открытие гранитного обелиска (архитектор Е. И. Катонин) с бронзовым барельефом поэта работы М. Манизера. На обелиске были помещены надписи: «Место дуэли А. С. Пушкина 26/V—1799 — 29/I—1837» и «Сооружен в 1937 году»[16].

Одним из главных мероприятий юбилея должно было стать сооружение нового памятника поэту в Ленинграде. Свои проекты будущего памятника было предложено представить скульпторам Б. Королеву, В. Лишеву, М. Манизеру, С. Меркурову, В. Синайскому, И. Чайкову, И. Шадру, Л. Шервуду. Много споров вызвал вопрос о месте будущего монумента. Архитектурное окружение будущего памятника, в свою очередь, должно было повлиять на его характер. Среди предложенных вариантов места будущего памятника были названы сквер у Академии художеств, площадь перед Русским музеем, одна из набережных Невы, площадь перед зданием Биржи на Стрелке Васильевского острова. Юбилейный пушкинский комитет изначально отдавал предпочтение скверу у Академии художеств, но затем возобладало мнение в пользу площади перед Биржей. 10 февраля, в день празднования юбилея, в Ленинграде была произведена торжественная закладка камня. Памятник должен был быть обращен к Неве, предполагалось, что он будет не ниже окружающих его Ростральных колонн. Однако в ходе двух конкурсов — осенью 1937 года и в конце 1938 года замысел памятника на площади у Биржи (в ходе юбилея ставшей Пушкинской) так и не воплотился в реальный проект. Признанный лучшим проект Шадра был взят за основу уже после войны при возведении памятника Аникушина в 1957 году[17][18].

К юбилею были завершены реставрационные работы в музее — последней квартире поэта на Мойке, 12. Был восстановлен прежний архитектурный облик квартиры, реставрационными работами руководил комитет в составе директора музея Б. В. Шапошникова, художников-архитекторов Б. А. Альмедингена, Е. И. Катонина, Н. Е. Лансере, К. К. Романова. Основой для проекта реставрации послужил план квартиры, зарисованный Жуковским в последние дни жизни Пушкина, и договор на квартиру, заключенный Пушкиным осенью 1936 года с управляющим домом. Позднее, при содействии директора Эрмитажа Орбели музею был передан диван, на котором скончался Пушкин. Открытие обновлённого музея состоялось 10 февраля 1937 года. В церемонии открытия принял участие квартет имени Глазунова[19].

Музейные выставки[править | править код]

16 февраля 1937 года в Государственном историческом музее в Москве была торжественно открыта Всесоюзная Пушкинская выставка, в организации которой принимали участие крупнейшие историки и пушкиноведы — Тарле, Цявловский, Бонди и другие. Экспонаты для выставки были представлены Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств, Русским музеем, а также ведущими библиотеками страны и Центрархивом. Под выставку был выделен полностью весь второй этаж Исторического музея — 17 залов были разделены на три раздела, посвящённых жизни поэта, а также памяти и изучению его творчества в дореволюционный и советский периоды. Среди экспонатов выставки, посвящённых детским и юношеским годам Пушкина были представлены подлинная метрическая книга церкви Воскресения в Москве с записями о его рождении и крещении, портреты предков поэта, его детский акварельный портрет работы неизвестного художника, а также детские портреты его брата и сестры Л. С. Пушкина и О. С. Пушкиной, виды Москвы времён детства Пушкина, книги его детской библиотеки. Лицейский период был представлен портретами, рисунками и карикатурами лицеистов, прижизненными портретами преподавателей лицея, а также картиной Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году». В зале, посвящённом петербургским годам по выходу из Лицея, были размещены портреты участников литературных обществ «Арзамас», «Беседы любителей русского слова» и «Зелёная Лампа», переписка и эпиграммы Пушкина на старших коллег по литературному цеху. Годы южной ссылки были представлены автографами Пушкина с эпиграммами на Александра I, Аракчеева, подлинным «Делом об отправлении коллежского секретаря Александра Пушкина к главному попечителю колонистов южного края России генералу-лейтенанту Инзову». Документы и переписку Пушкина с членами тайных обществ сопровождали прижизненные портреты декабристов Бестужева-Марлинского, Рылеева, Пущина, Кюхельбекера, Одоевского. В следующих залах были представлены творчество и странствия Пушкина в 1826—1829 годах, его автографы и первые издания его произведений, портреты Пушкина работы Тропинина и Кипренского. Отдельный зал был целиком посвящён Болдинской осени 1830 года. Семейную жизнь и зрелые годы илююстрировали портреты Н. Н. Гончаровой, её родителей и родственников, Ф. И. Толстого-Американца, П. В. Нащокина, портреты петербургских друзей этого периода, экспонаты, связанные с работой над «Историей Пугачева», «Капитанской дочкой» и «Историей Петра I», последние прижизненные портреты Пушкина — гравюра Райта (1836), портрет работы Линёва (1836), бюсты работы Витали (1837) и Гальберга (1837). В зале, посвящённом дуэли с Дантесом, были представлены один из подлинников анонимного пасквиля, полученного Пушкиным, подлинник письма с вызовом Геккерну и записка Данзаса и д’Аршиака с условиями дуэли c Дантесом, подлинные бюллетени Жуковского о состоянии раненого Пушкина, картины, рисунки и литографии Козлова, Жуковского, Бруни, гипсовая посмертная маска Пушкина работы Гальберга. Экспонаты последующих залов сопровождали иллюстрации к сочинениям Пушкина крупнейших русских художников — Фёдорова, Трутовского, Архипова, Перова, Репина, Коровина, Нестерова, Билибина, Кустодиева, Серова, Бенуа, Малютина, Врубеля и многих других. Была представлена полная коллекция изданий полных собраний сочинений Пушкина и отдельных его произведений в до- и после-революционный периоды, зарубежные издания и книги на языках народов СССР, портреты Пушкина работы А. Герасимова, С. Герасимова, П. Ульянова, изделия мастеров Палеха, Богородского, а также детские рисунки[20].

Шоколад сказки пушкина в советское время

Н. П. Ульянов. А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина на придворном балу. 1937

22 февраля Пушкинская юбилейная выставка была открыта в Ленинграде, для экспонатов которой были задействованы архивы Пушкинского Дома, Эрмитажа, Русского музея, других музеев города, а также Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина. Экспонаты выставки были размещены в 19 залах Эрмитажа. В разделе «Жизнь и творчество Пушкина» были представлены подлинники рукописей поэта, его рисунки, книги его библиотеки и прижизненные издания его произведений. В залах, посвящённых детству и юности Пушкина посетители могли увидеть портреты его родителей, а также известных его предков — Абрама Петровича и Ивана Абрамовича Ганнибалов, людей, непосредственно связанных с этапами биографии Пушкина — директора Лицея В. Ф. Малиновского, писателей Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, картины начала XIX века с видами Москвы и Царского Села, рисунки товарищей Пушкина по Лицею. В залах, посвящённых началу литературной деятельности Пушкина были представлены прижизненные портреты участников литературных сообществ «Беседа», «Арзамас», «Зеленая лампа», гравюры и рисунки с видами мест южной ссылки — Кавказа, Крыма, Кишинева, Одессы, портреты Н. Н. Раевского, графини Е. К. Воронцовой. События 14 декабря были представлены картинами художника В. Тимма «Сенатская площадь 14 декабря 1825 года» и картиной неизвестного художника «Развод караулов Московского лейб-гвардии полка». Отдельный зал был посвящен деятельности поэта в качестве издателя журнала «Современник». В зале, посвящённом дуэли и смерти поэта, были размещены портреты представителей светского Петербурга тех лет, включая портреты Пушкиной работы Гау, портреты Николая I, Бенкендорфа, Дубельта и других, а также картины А. Наумова и П. Соколова «Дуэль Пушкина». В особом разделе «Пушкин в изобразительном искусстве» были представлены картины и графика русских художников, иллюстрировавших произведения Пушкина, включая П. П. Соколова, М. Микешина, М. А. Шишкова, Врубеля, Бенуа, работы художников Мариинского и Александринского театра. Организацией выставки и подбором экспонатов занимались известные пушкинисты М. П. Алексеев, Б. П. Городецкий, Г. А. Гуковский и многие другие работники ленинградских научных заведений и Эрмитажа[21].

Юбилейная пушкиниана в живописи и прикладном искусстве[править | править код]

В рамках мемориальных мероприятий в период подготовки к юбилею и в юбилейном 1937 году большое количество художников Москвы, Ленинграда, других городов России и союзных республик с энтузиазмом взялись за пушкинскую тему. Портреты Пушкина представили К. С. Петров-Водкин, И. И. Бродский, Н. П. Ульянов, М. С. Сарьян, Б. В. Иогансон и многие другие. Союз советских художников объявил конкурс, на котором было представлено 208 работ художников со всей страны и в различных жанрах — графика, живопись, скульптура. По результатам конкурса первая премия не была присуждена никому, вторые премии присуждены художникам Фёдорову («Похороны Пушкина»), В. Горбову («Дуэль») и Павлову (офорт «Пушкин в книжной лавке Смирдина»). Третьи премии присуждены художникам Н. К. Шведе-Радловой и В. А. Звереву за портреты Пушкина и скульптору Н. Я. Данько за фарфоровую статуэтку «Пушкин на диване»[22].

Шоколад сказки пушкина в советское время

Серия почтовых марок СССР к 100-летию со дня смерти Пушкина. 1937 год

Ещё одним мероприятием Пушкинского юбилея стал выпуск серии почтовых марок, подготовка которой была поручена художнику В. В. Завьялову в 1935 году. Изначально Завьялов планировал создать серию марок с изображением событий биографии поэта. Были подготовлены и предложены 6 гравюр: портрет юного Пушкина по гравюре Гейтмана (1822); Пушкин среди декабристов по рисунку Кардовского (1934); Пушкин, Пущин и Арина Родионовна по картине Ге; портрет по гравюре Томаса Райта; дуэль с Дантесом по картине Наумова (1885); изображение памятника в Москве. Государственной комиссией были выбраны лишь два из шести представленных сюжетов — с портретом Пушкина по гравюре Райта и с памятником работы Опекушина. Пушкинская серия вышла в 1937 году и с тех пор пользуется популярностью у филателистов[23].

Среди прочих событий Пушкинского юбилея — первый выпуск фабрикой «Красный Октябрь» шоколада марки «Сказки Пушкина», с тех пор остающийся в их торговой линейке. В сериях советских новогодних игрушек для вновь разрешённых в Советском Союзе ёлок также появились персонажи пушкинских сказок — золотая рыбка, белочка, грызущая орешки, богатыри. Впрочем, юбилейная пушкиномания не была коммунистическим изобретением. Впервые «Пушкинские» шоколад, папиросы и прочие продукты стали популярными ещё в 1880 году, после открытия памятника поэту в Москве[24]

Юбилей 1937 года в оценках современников и потомков[править | править код]

Уже к началу 30-х ХХ века руководство советского государства столкнулось с острейшими задачами и проблемами, обусловленными в том числе пониманием необходимости подготовки к неизбежной жестокой схватки с Западом, срочного государственного, военного строительства, создания современного оружия, развития экономики, науки, техники, и начинало постепенно, двигаться, хотя и в завуалированном виде в сторону фактического признания, что этим вызовам марксистская теория ответить не могла. Для обеспечения мобилизации, единения народа необходимым стало обращение к базовым основам, примерам и выдающимся личностям в истории России. Таковыми в государственном строительстве были признаны Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный и Петр I, в военном деле — А. Суворов, Ф. Ушаков, М. Кутузов, в области науки — Д. Менделеев, П. Яблочков, А. Попов, в литературе — Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн, в поэзии — А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Кольцов и другие.[25]

Многими исследователями советской эпохи грандиозное празднование не самой очевидной пушкинской даты — столетия со дня смерти, оценивается в рамках общего имперского сталинского поворота в политике государства. В рамках этой политики Пушкин, ещё несколько лет назад свергаемый пролетарскими поэтами с пьедестала на свалку истории, вновь был возведён в ранг кумиров. При этом коммунистическая риторика поспешила слепить из поэта идейного врага царизма и «союзника» большевиков, окончательно кристаллизовав это в юбилейной редакционной правдинской статье:

Прошло 100 лет с тех пор, как рукой иноземного аристократического прохвоста, наемника царизма, был застрелен величайший русский поэт. Пушкин целиком наш, советский, ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в нашем народе. В конечном счете, творчество Пушкина слилось с Октябрьской социалистической революцией, как река вливается в океан

Газета «Правда», 10 февраля 1937 года

Задачу «опролетаривания» Пушкина для сближения его с народом ярко сформулировал Максим Горький: «Мы должны уметь отделить от него то, что в нём случайно, то, что объясняется условиями времени и личными унаследованными качествами — всё дворянское, всё временное — это не наше и чуждо нам…» Перед советским литературоведением была поставлена задача нового истолкования пушкинского творчества, которое должно использовать его в новых идеологических условиях. Комсомольский лидер Косарев призвал Пушкина в ряды строителей нового мира: «Он больше наш современник, чем был современником своему поколению». Поэт буквально материализовался в партийной лексике и вставал на партийных трибунах рядом со Сталиным и другими вождями — «всей Советской страною ты вождём поэтов признан…», «великий», «гений», «слава», «гордость»[26].

В подавляющем большинстве юбилейных публикаций, посвящённых Пушкину, он был представлен невероятно жизнерадостным, что должно было связать его с революционным задором и энтузиазмом масс в строительстве нового светлого общества. «Байрон был певцом европейской ночи, певцом скорби! Пушкин был певцом ясного утра, певцом торжествующей жизни…», — писал один из пролетарских поэтов. Во многих публицистических статьях Пушкин оживал и напрямую обращался к современникам: «…и сам Пушкин, бесконечно живой и близкий сердцу, радостный и вездесущий: и за столом избы-читальни с колхозными ребятишками… и в кресле против склонившегося над фолиантом седого академика…» В рассказе писателя Геннадия Гора, бывшего в поездке на Сахалине, дети нивхи рисовали в пушкинские дни поэта-охотника, вместе с ними убивавшего нерпу, идущего на лыжах, с таким же широким улыбающимся лицом, как у них. Одной из самых популярных тем была воображаемая встреча поэта с самим Сталиным[27]:

О если б миг такой настал,
(Мечта безумная, мелькни!)
И ты негаданно восстал,
Вошёл бы в сталинские дни ‹…›
С какой бы лаской Вождь позвал
тебя в просторный зал Кремля,
Как нежно бы поцеловал,
тебе с участием внемля…

Юбилейные мероприятия позволили ознакомиться с творчеством Пушкина миллионам людей, томики произведений поэта появились почти в каждой семье. Вересаев в одной из юбилейных статей в газете «Известия» так попытался сформулировать современное отношение государства к ранее отрицаемой эстетике: «Современный стахановец на деле доказывает великий свой энтузиазм и любовь к социалистическому строительству. Однако он при этом не считает зазорным купить себе никелированную кровать… Он хочет жить полно, всеми духовными и телесными радостями. И он восторженно любит Пушкина»[28]. Но шумная кампания возведения Пушкина на новый коммунистический пьедестал с изрядной долей идеологической накачки не могла не привести к побочным результатам в виде анекдотов и городского фольклора. Один из анекдотов рассказывал о завершении конкурса проектов памятника поэту, в котором вариант «Сталин читает Пушкина» уступил первое место варианту «Пушкин читает труды Сталина». По воспоминаниям Виктора Шкловского, в ходе карнавала в Михайловском в юбилейные дни вслед за Татьяной Лариной, богатырями и царевной-лебедью в кибитке проезжал Емельян Пугачёв с орденской лентой через плечо, а за ними на тачанке — Чапаев и Петька. Удивлённый Шкловский поинтересовался у устроителей о причине появления Чапаева — «А для нас это всё одно, — ответил мне колхозник»[29]. Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» «заставил» несознательных граждан сдавать валюту после чтения им сцен из «Скупого рыцаря». Имя Пушкина входит в повседневную речь: «А за квартиру Пушкин платить будет? Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?» Наиболее ярко высмеял пушкинский бюрократический юбилейный раж Михаил Зощенко, в рассказе, написанном в юбилейном году[30]:

С чувством гордости хочется отметить, что в эти дни наш дом не плетётся в хвосте событий. Нами, во-первых, приобретён за 6 р. 50 коп. однотомник Пушкина для всеобщего пользования. Во-вторых, гипсовый бюст великого поэта установлен в конторе жакта, что, в свою, очередь, пусть напоминает неаккуратным плательщикам о невзносе квартплаты…

М. Зощенко «Первая речь о Пушкине», 1937 год

Многими поздними исследователями и комментаторами отмечалась странная и страшная рифма между пушкинским юбилеем и 1937 годом, годом пика сталинских репрессий. Зловещим символом остался факт, что заключенных, прибывающих в лагерь на Соловки, встречал лозунг «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Одним из возведенных в юбилейный год памятников Пушкину стала фигура поэта с книгой в руках в посёлке Чибью близ Ухты авторства Николая Бруни, в те годы — заключённого Ухтпечлага. Через год автор памятника был расстрелян, но монумент пережил своего создателя и был реставрирован в 1999 году, в год 200-летия Пушкина, скульптором Амбрюлявичусом[29][31].

В обстановке рвения в поиске врагов и страха не обходилось и без абсолютно курьёзных случаев. 19 декабря школам и торговым точкам было предписано срочно «изъять тетради, имеющие на обложке следующие снимки: 1. Песнь о Вещем Олеге, 2. У Лукоморья дуб зелёный, 3. Портрет Пушкина, 4. „У моря“ с картины Айвазовского и Репина»[32]. На школьных собраниях это объясняли «идеологическими диверсиями» художников (которых репрессировали), потому что цензоры Главлита в духе времени разглядели на рисунках несуществующие «контрреволюционные» намёки «гнусных троцкистских бандитов»[33]. После этого началась моральная паника и уничтожение тетрадных обложек некоторых других серий без приказа сверху[34]. Позже некая часть русских эмигрантов аналогично ложно объясняла подобное скрытым сопротивлением властям[35].

В русской эмиграции[править | править код]

В середине 1934 года в Париже, как «центре скопления русских интеллектуальных сил», для устроения будущих торжеств сформировали «Пушкинский комитет» который в значительной степени скоординировал организацию местных комитетов, число которых достигло 166. В результате празднования прошли в 231 городе 42 государств во всех пяти частях света. Три четверти было в Европе — 170 городов (24 страны), в Америке — 28 (6), Азии — 14 (8), Африке — 5 (3), Австралии — 4 города. Кроме того, менее масштабные чествования устраивали и многие другие организации. При этом СССР по дипломатическим каналам пытался помешать части мероприятий[3].

Примечания[править | править код]

  1. Платт, 2017, с. 39—40.
  2. Платт, 2017, с. 40—42.
  3. 1 2 В. Г. Перельмутер. «Нам целый мир чужбина…» // Пушкин в эмиграции. 1937 / Сост. и комментарии В. Г. Перельмутера. — М.: Прогресс-Традиция, 1999. — С. 7-42.
  4. Платт, 2017, с. 41—45.
  5. 1 2 Александров, 1937, с. 493.
  6. Александров, 1937, с. 492—493.
  7. Александров, 1937, с. 493, 504.
  8. Александров, 1937, с. 501—502.
  9. Александров, 1937, с. 502.
  10. Александров, 1937, с. 494—495.
  11. Александров, 1937, с. 495.
  12. Пушкинская комиссия Академии наук СССР // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1937. — С. 531—533.
  13. Александров, 1937, с. 496—497.
  14. Скатов Н. Н. Драма одного издания // Вестник Российской академии наук. — 1995. — Т. 65, № 2. — С. 153—163.
  15. Александров, 1937, с. 496.
  16. Александров, 1937, с. 498.
  17. Терновец Б. Н. Памятник Пушкину. Творческие уроки конкурса (1939) // Терновец Б. Н. Письма, дневники, статьи. — М., 1977. — С. 276—277.
  18. Александров, 1937, с. 497.
  19. Б. Ш. Музей «Последняя квартира Пушкина» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — С. 528—529.
  20. Попов П. Всесоюзная Пушкинская выставка // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — С. 517—524.
  21. Калаушин М., Шиманов Н. Пушкинская выставка в Ленинграде // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — С. 524—527.
  22. Александров, 1937, с. 508—509.
  23. Гдалин А. Первая Пушкинская // Филателия СССР : журнал. — М., 1974. — Вып. 6. — С. 22—23.
  24. Михайлова Н.И. Шоколад русских поэтов — Пушкин // Легенды и мифы о Пушкине. — СПб.: Академический Проект, 1995. — С. 290—295.
  25. Пушкин и Сталин/Ярославский филиал ЛГУ им. А. С. Пушкин/Дата обращения: 24.03.2021
  26. Карпенко Г. Ю., Карпенко Л. Б. «Юбилейные» языковые клише о Пушкине, или поэт на службе государства // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология : журнал. — Самара, 2016. — Вып. 3.
  27. Платт, 2017, с. 69—75.
  28. Платт, 2017, с. 174.
  29. 1 2 Молок Ю. Пушкин в 1937 году. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 272 с. — (Научная библиотека). — ISBN 5-86793-117-X.
  30. Волков С. Пушкин в жизни: год 1937-й // Литература : журнал. — М.: Первое сентября, 2007. — Вып. 3.
  31. Воронцова И. Д. Николай Бруни — создатель первого памятника Ухты // Вестник культуры. 2. Сыктывкар, 1999
  32. Разъяснение, посланное начальником московского управления треста «Дальстрой» Умновым в подведомственные дальневосточные структуры (ЦА ФСБ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 79. Л. 821 (19.12.1937, исх. № 602/37018)).
  33. Вышинский А. Некоторые методы вредительско-диверсионной работы троцкистско-фашистских разведчиков // О некоторых методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры: Сборник. — М: Партиздат ЦК ВКПБ, 1937. — С. 16-39.
  34. Горустович А. Сквозь песок времени // Мы из ГУЛАГа: Сборник / Сост. Р. Б. Иванова, Л. С. Рыбак. — Одесса: АстроПринт, 1999. — С. 216.
  35. Архипова А., Михайлик Е. Опасные знаки и советские вещи // Новое литературное обозрение. — 2017. — № 1.

Литература[править | править код]

  • Сто лет со дня смерти А.С. Пушкина — 1837—1937: Труды Пушкинской сессии Академии Наук СССР. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1938. — 280 с. — 5000 экз.
  • Александров А. Подготовка и проведение пушкинского юбилея в СССР // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — С. 492—517.
  • Беляев М. Д. Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. — С. 497—523.
  • В. Г. В Государственном пушкинском заповеднике // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — С. 529—530.
  • Гладкова Е. С. Книги о пушкинских местах // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. — С. 542—546.
  • Курченко В. Общество им. А. С. Пушкина в Америке (Пушкинский комитет, 1935–1937) // Новый Журнал. — 2012. — Т. 12.
  • Мануйлов В. А. В год смерти Пушкина // Звезда : журнал. — 1938. — № 2. — С. 156—168.
  • Молок Ю. Пушкин в 1937 году. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 272 с. — (Научная библиотека). — ISBN 5-86793-117-X.
  • Мордовченко Н. И. Биография Пушкина: Обзор литературы за 1937 г // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. — С. 513—529.
  • Платт Д. Б. Здравствуй, Пушкин!: cталинская культурная политика и русский национальный поэт. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 352 с. — (Эстетика и политика). — ISBN 978-5-94380-226-3.
  • Скатов Н. Н. Драма одного издания // Вестник Российской академии наук : журнал. — 1995. — Т. 65, вып. 2. — С. 153—163.
  • Солдатова Л. М. Пушкинский юбилей 1937 года за границей. LITERARY.RU. Портал «О литературе» (26.2.2008). Дата обращения: 8 ноября 2017.
Спецпроекты

«У нас телефоны третий день просто разрываются: в Instagram сыплются лайки и комментарии, в WhatsApp — восторженные сообщения, — признается жительница Зеи Екатерина Агеева. — Особенно приятно, что дедушка из нашего любимого советского мультика получился узнаваемым: изобразить его в таких масштабах было непросто». На минувших выходных пять подруг вышли на городское озеро и нарисовали ледовую открытку для фестиваля «Амурской правды». Она покорила сердца жителей области, едва попав в интернет. Как создавалось северное чудо, читайте в нашем материале.

Вместо Зейского моря — озеро

Приложить руку к участию в конкурсе «Чудеса на льду», заразившем добром всю Амурскую область и не только ее, девчонки собирались еще в прошлом году. Но так и не дождались, пока замерзнет главная достопримечательность сурового северного края — Зейское водохранилище. «Хотя там можно было бы размахнуться, да так размахнуться!» — мечтательно подмечает Алена Зайцева.

В этот раз они не стали надеяться на чудо, а вышли на лед небольшого озера Исток в микрорайоне Светлом. Лед под энтузиастками зловеще трещал, но их это не пугало: водоем мелкий, при устойчивых ночных температурах за -30 градусов он давно промерз.

Днем столбик термометра поднялся до -17 градусов. Чтобы не замерзнуть, подруги разделили процесс на два дня. В субботу выбрали подходящее место и нанесли разметку. В воскресенье вернулись туда с лопатами и вениками и хорошенько расчистили пространство от лишнего снега. На неповторимую картину 30 метров в ширину и 20 метров в длину девушки потратили около шести часов.

Мамы взялись за метлы

b7be5283 40ab 43d3 91b3 1af0070eed16

Фото из личного архива

— Мы не могли не поучаствовать: очень тронула за живое история с дедом Валерием, — говорит главная активистка веселой компании Екатерина Агеева. — Помню печаль, которую мы испытали, узнав, что Валерия Константиновича больше нет с нами. Не отпускала мысль, что надо тоже сделать что-то большое и доброе.

Вместе с собой творить добро Катя позвала лучших подруг, которых несколько лет назад нашла в зейской группе WhatsApp, где общались около 90 мам города. Они с радостью откликнулись на необычное предложение. «На этих девчонок всегда можно положиться: не зря же мы сдружились однажды», — улыбается Катя.

«Теперь каждые выходные будем чистить открытку семьями, чтобы она жила как можно дольше», — говорят ледовые художницы.

Так молодые мамы Марина Локоткова, Алена Зайцева, Настя Палачик, Саша Давыдова и Катя Агеева вместо традиционных забот по хозяйству в выходной день взяли в руки метлы и отправились рисовать на снегу. Чтобы справиться с делом быстро, детей оставили дома с папами и бабушками. Только Марина взяла с собой четырнадцатилетнего сына Тимофея — он умеет запускать квадрокоптер.

Сказка для всех

6aa9edde 7cbd 4e7f 88d6 408f7f9f825c

Фото из личного архива

С сюжетом своего новогоднего послания они попали в самое сердце не только землякам, но и всем россиянам, выросшим на душевных и светлых советских фильмах. Героем открытки стал главный персонаж из рисованной сказки «Дед Мороз и лето». Вышедший на экраны в 1969 году мультфильм до сих пор вызывает искренний восторг у детворы.

— Этот мультик настолько пропитан добром и волшебством, что его трудно забыть. Я его обожаю с детства, как и сам Новый год, — делится эмоциями Екатерина Агеева. — Раньше я сама в костюме Снегурочки каждый год поздравляла деток с праздником. Потом и муж Александр подключился к моей традиции.

Семейная пара наряжалась в костюмы Дед Мороза и Снегурочки и регулярно выходила на улицы Зеи. Они поздравляли прохожих с наступающим праздником и дарили конфеты за рассказанные стихи. Со временем задорный дуэт в шикарных костюмах, которые Катя сшила своими руками, даже стали приглашать подрабатывать волшебниками за деньги.

Фото с квадрокоптера

%D0%B7%D0%B5%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%BE%D0%B7

Фото из личного архива

Правда, сделать мультяшного Деда Мороза узнаваемым на льду озера оказалось не так-то просто. Работать на обширном пространстве без возможности постоянно оценивать результат сверху было сложно. «В ходе дела мы упростили рисунок: убрали мелкие детали и отказались от поздравительной надписи», — говорят напарницы.

Конечным результатом девчата остались довольны. Особенно, когда сторонние наблюдатели стали узнавать в дедушке на льду зейского озера героя из любимого советского мультфильма.

— Немного переживали, что квадрокоптер не полетит при такой низкой температуре: зимой мы его еще ни разу запускали, — рассказывает Марина Локоткова. — Но все получилось. Открытка сверху выглядела отлично. А Тимофею так понравилось участвовать в нашем занятии, что он даже сделал небольшой ролик!

Работы фестиваля ледовых открыток можно посмотреть, а заодно загрузить и свою ЗДЕСЬ.  Открытки конкурса «Чудеса на льду»-2020 смотрите ЗДЕСЬ.


КАК АМУРЧАНЕ РИСУЮТ ОТКРЫТКИ НА ФЕСТИВАЛЬ «ЧУДЕСА НА ЛЬДУ»

  • Тигр на снегу: первая ледовая открытка от белогорского велоклуба прилетела в «Амурскую правду»
  • Дракон на льду: сотрудники ОКЦ нарисовали открытку в парке Дружбы
  • Вера, надежда, енот: жители пострадавшего от паводка Маркова нарисовали открытку на Хомутине
  • «Рассылаем фото семьям»: золотодобытчики нарисовали 100-метровую открытку на севере Приамурья
  • Дед Мороз и лето: молодые мамы из Зеи нарисовали ледовую открытку с героем любимой советской сказки
  • Урок рисования на 400 квадратных метрах: школьники Райчихинска сделали ледовую открытку на дамбе
  • Тигр — огонь: железнодорожники из Белогорска поздравили коллег и пассажиров яркой ледовой открыткой
  • Сказку в дом: волшебная открытка активистов из поселка Магдагачи покорила амурчан
  • Лебеди на снегу: как пенсионеры из Ивановки сделали объемную открытку с Петром и Февронией
  • Белые купола: жители Белогорья изобразили на открытке любимую достопримечательность села
  • Елочка, гори: нарисовать огромную ледовую открытку сковородинцам помогли трактор и погрузчик
  • От тигра до Гагарина: как жители пяти российских городов рисовали новогодние открытки на льду
  • Шедевры севера: АП собрала ледовые открытки, нарисованные энтузиастами в суровые -35
  • Чудеса не заканчиваются: как шестеро смелых рисовали ледовую открытку в Грибском
  • Костромские заключенные создали открытку размером с футбольное поле

Возрастная категория материалов: 18+

  • Арина Шевченко

  • Амурская правда
    от 16.12.2021

Материалы по теме

Чудеса строгого режима: костромские заключенные создали открытку на футбольном полеЧудеса строгого режима: костромские заключенные создали открытку на футбольном поле
Чудеса не заканчиваются: как шестеро смелых рисовали ледовую открытку в ГрибскомЧудеса не заканчиваются: как шестеро смелых рисовали ледовую открытку в Грибском
Шедевры севера: АП собрала ледовые открытки, нарисованные энтузиастами в суровые -35
В Крыму хоккеисты создали живую снежинку на льду в память об амурчанине Валерии Мельникове
И лед, и слезы, и Амур: как «Амурская правда» поздравила пострадавшие от наводнения села
Амурские охотоведы начали «учет» тигров на ледовых открытках
От тигра до Гагарина: как жители пяти российских городов рисовали новогодние открытки на льду
Елочка, гори: нарисовать огромную ледовую открытку сковородинцам помогли трактор и погрузчик
Твори добро: «Амурская правда» и ее друзья поздравят с Новым годом пострадавшие от наводнения села
Белые купола: жители Белогорья изобразили на открытке любимую достопримечательность села
Лебеди на снегу: как пенсионеры из Ивановки сделали объемную открытку с Петром и Февронией

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Telegram

Whisper


О, прямо подарок на Н, любимый раздел — ДЮ и девчонки — интеллектуальная бездуховность )

Doom


Предвкушение Вия на детском утреннике, надеюсь, не обманет!!!

Sejio


Насчет той же Бабы Яги не всё однозначно — во многих сказках она помогает главному герою, дарит ему всякие волшебные ништяки (волшебного коня/меч/яблоко/итд).

Doom


Кому: Sejio, #3

> Насчет той же Бабы Яги не всё однозначно — во многих сказках она помогает главному герою,

Она же нежить, то есть ходячий труп. Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

Zx7R


Фиолетовая — атас. Ночью увидишь, потом год со включенным светом спать будешь.

А услышишь — уши отпадут от глупости.

Whisper


Кому: Zx7R, #5

Это да, что-то сдала, что будет через год, даже думать не хочется. А беленькая — прямо красотка, остальных можно и не показывать, если уж видеоряд смотреть честно — давайте только ее )

panah


Дмитрий Юрьевич, со всем уважением: ведущим программы «Очевидное — невероятное» был профессор (не академик) Сергей Петрович Капица. Академиком был его отец Петр Леонидович Капица. Извините.

Le Graff


Кому: Sejio, #3

Потому что глав герой эту бабу ягу побеждает(грубо говоря побеждает смерь) причем чаще всего не силой, а умом и получает за это ништяки

Sejio


Кому: Doom, #4

> Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

В очень многих сказках она помогает главному герою. Если вы их не читали или не помните — это не значит, что их нет.

Кому: Le Graff, #8

> Потому что глав герой эту бабу ягу побеждает(грубо говоря побеждает смерь) причем чаще всего не силой, а умом и получает за это ништяки

Слово «побеждает» тут не совсем подходит, ГГ проходит инициацию (например, омовение в бане и вкушение пищи, предложенной Бабой Ягой — как нетрудно догадаться, оба этих ритуала имеют явный похоронно-обрядный контекст), и, как доказавший чистоту помыслов, получает возможность пройти в Мир Мертвых, привратником которого она является (одной, костяной, ногой она стоит в Мире Мертвых, а другой, обычной, стоит в Мире Живых)

BandIDo


Тяжело смотреть, когда люди вырвав некий факт, даже часть факта, из исторически-экономического контекста с 4 сторон вваливают дискретно в канву обсуждения. Д.Ю. как медведь вынужден крутиться на поляне и отмахиваться. Получается, но все же разговор как в тумане.

Zx7R


Кому: Whisper, #6

> Это да, что-то сдала, что будет через год, даже думать не хочется. А беленькая — прямо красотка, остальных можно и не показывать, если уж видеоряд смотреть честно — давайте только ее )

Синяя товарищ сотрудник. И говорит всегда в тему.

Красная — ногу ишь заголила, не знает поди что ДЮ кремень!!

erazmanov


Кому: Doom, #4

> Ни в каких сказках она не помогает главному герою.

В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Taron


По поводу морали и пропаганды в кино — за последние две недели посмотрел пару фильмов и 1 серию мультфильма, где присутствует сатира и ирония.

1)фильм Don’t Look Up (2021) в целом неплох как сатира

2)фильм Vice (2018). В конце фильма какое-то общественное собрание, на котором говорили из-за чего такие события произошли. Все присутствующие с понимающим лицом головой покивали, мол — да, вот оно как, это точно. Наводят камеру на двух девушек, одна другой говорит — слушай, тут новая часть форсажа выходит, пошли сходим.

3)мультсериал Симпсоны 29 сезон 20 серия (вообще серия полна аллюзий американца на Восточную Европу)Но есть один момент: Лиза говорит — в Дании бесплатная медицина и объясняет, что там социализм. Гомер отвечает — социализм? но все болтуны на радио велят его ненавидеть.

Пахомыч


четырёх симпатичных девч0нок явно мало.

Предлагаю следующий формат — 12 деч0нко на 1 Гоблина. :)

Thunderbringer


Советские квоты были несколько не те. Тогда были квоты в учебных заведениях. То есть людей из регионов, которые длительное время отставали подтягивали до общего уровня. И это, надо сказать, получалось более-менее успешно. И они не были исключительно национально-расовыми. Они в том числе распространялись на жителей села.

А в США и других странах со схожей неолиберальной идеологией — другие квоты. Там при приёме на работу нужно, чтобы была женщина, чёрный, представитель сексуальных меньшинств. Можно все сразу в одном флаконе. Никакого позитивного влияния это оказать не может. Наоборот, в не столь отдалённой перспективе это может просто уничтожить саму страну. Потому, что вместо специалиста высокого класса возьмут чёрную бодипозитивную лесбиянку, которая кое-как отучилась. Или как когда из труппы выгоняют 40 человек, только потому, что они — белые.

Есть там квоты и на прием в университеты. Но они не могут оказать никакого позитивного влияния просто потому, что детишкам из бедных кварталов просто денег не хватит. А у богатых тех же чернокожих — нет никаких проблем с поступлением.

Проблемы могут быть только у нижней части среднего класса — многие не знают, но для поступления либо в престижный, либо в недорогой, но дающий хорошее образование университет в США частенько надо давать на лапу. Потому, что мест мало.

А уровень начального-среднего образования там просто адское дно. Некуда уже пробивать. У нас по сравнению с СССР жёпа, но до уровня США еще лететь и лететь.

Поэтому квоты в СССР и США — это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Если бы США пришли к самому главному в СССР — всеобщему бесплатному или доступному образованию, то у них был бы шанс. А малая доступность всего этого для населения в сочетании с самой хреновой системой здравоохранения дает им пару десятилетий до наступления необратимых изменений, несовместимых с жизнью.

Уже сейчас они скупают мозги по всему миру. А завтра Китай станет платить больше и не попавшие в квоты умные люди рванут туда.

P.S. Девушка с неолиберализмом головного мозга конечно поражает. Д.Ю про закон — иди в полицию, пиши заявление, снимай побои. А она про то, как сложно спустя 50 лет доказать. Спустя 50 лет и изнасилование без наличия чётких доказательств доказать невозможно. А уж «домогательства» на западе — это вообще красота. Что угодно называется домогательствами. По мне домогательство — это когда женщина неоднократно просит не приставать а мужик упорствует. Или наоборот.

А всякие там «отмены» — это модернизированный вариант охоты на ведьм. И да, случаев, когда оно реально по поводу — в лучшем случае 1 из 15, а в остальных — полулегальный механизм расправы с конкурентами/обидчиками и отъёма бизнеса. Цементные башмаки или мошенничество — за это сесть можно. А травля не наказуема, когда нога — кого надо нога.

И это показатель того, что общество нездорово. В здоровом — вопрос решается в суде. Суд для того и существует.

Doom


Кому: Sejio, #9

> В очень многих сказках она помогает главному герою. Если вы их не читали или не помните — это не значит, что их нет.

Мы их читаем и помним. Не было телефонов и телевизоров, я вообще из библиотеки не вылезал.

Doom


Кому: erazmanov, #12

> В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Это вступление вообще лучшее из всех, помню наизусть. «Делать нам нечего и вот один раз, решили записать альбом, полный атас, и даже не альбом, а сказку вообще, где участвует козёл бессмертный Кащей» и т.д. :) Отличное вступление, где только нахватались.

Steel Rat


Кому: Doom, #17

> Отличное вступление, где только нахватались.

Юра — Пушкин два.

slepets


Кому: Whisper, #6

Да, блондинка симпатичная. Очень хорошо оттеняет подружек/конкуренток/соведущих.

Whisper


Кому: Zx7R, #11

Да, это нога — у кого надо нога )

Камрад Александр


Кому: erazmanov, #12

> В смысле?! А в сказке ВИА Сектор Газа?!!!

Эх, как по мне наилучший альбом Сектор Газа)

Alekseyll


Съёмки сказок отдали на откуп Диснею — вот они нам и наснимают.. кто там говорил, что чтобы победить врага, надо воспитать его детей. В ТЦ была выставка новогодних поделок, так там ни одного Деда Мороза, а одни сантаклаусы, а фоном музыка в ТЦ мерикрисмас и джингбелс, да и по радио сплошные врвжьи джингдбелсы. тошнит уже от них…

DeD Pa3uH


По Матрице есть мнение, что новый фильм это лишь способ воскресить франшизу. Мостик от старой Матрицы к новой. Не просто так он называется «Воскрешение». Нео и Тринити получат ранг свадебных генералов, или уплывут вслед за агентом Смитом в Валинор и мы их больше не увидим. Старпёры, при всем уважении к Киянке и Керри-Энн, кассы не сделают. Свежая кровь нужна и её вольют. С учётом повесточки есс-но. На передний план выдвинут нового Морфеуса в костюмах попугайских расцветок (жаль Нео не спросил умеет ли тот жонглировать) и его радужноволосых друзей. Главным злодеем станет Барни Стинсон.

Doom


Кому: Zx7R, #11

> Красная — ногу ишь заголила, не знает поди что ДЮ кремень!!

Женские ноги прекрасны. Но не они должны быть главными в диалоге, ДЮ надо слушать, причём внимательно, а они его не слушают — позиционируя его как гостя! — а с гостем надо быть вежливым. Ну бабы, что с них взять.

G01D


Кому: Alekseyll, #24

Дед Мороз коммунистический, а значит, должен быть забыт.

Ждем черного Санту-гомосека.

Ричман


Мне матрица совсем не понравилась.

Doom


Кому: Thunderbringer, #15

> Советские квоты были несколько не те. Тогда были квоты в учебных заведениях.

Регулирование уже из школ шло. Ты — остаёшься, а ты — уходишь, очень просто там всё делалось. Квоты — вот они и есть, на первичном уровне.

УниверСол


Кому: Alekseyll, #24

> сплошные врвжьи джингдбелсы. тошнит уже от них…

ППКС.

Zx7R


Кому: Doom, #26

> ДЮ надо слушать, причём внимательно, а они его не слушают — позиционируя его как гостя! — а с гостем надо быть вежливым. Ну бабы, что с них взять.

Всех на кухню, всех!!!

Doom


Кому: Zx7R, #31

> Всех на кухню, всех!!!

Там ещё про волонтёрство было: ничего романтического там нет, это труд, рутина та ещё. Это ещё вырывать надо из рабочих часов время, ездить туда-сюда, полдня уже нет, но помощь — а кто, если не мы? Бензин бы ещё не крали сверху сидящие.

GrUm


Кому: Doom, #4

Она не нежить. Нежить — это недовольный дух предков. Баба Яга никогда живой в обычном смысле не была. Она психопомп, проводник в потусторонний мир.

Bomberman


Господи как круто.

Обо всем по сути.

Abscess


Блондинка самая клёвая.

Только не совсем ясно нафига она пластикой себя по лицу шарахнула.

В прошлом годе такая была няшная, а в этом несколько испортилась.

Хотя сама она наверняка думает наоборот.

Doom


Кому: Abscess, #35

> Блондинка самая клёвая.

Ты, наверно, старый стал :)

Abscess


Кому: Doom, #36

> Ты, наверно, старый стал :)

Да уж точно не помолодел :)

Однако она мне и в прошлом году больше всех понравилась.

Atollos


Кому: Abscess, #35

Коасненькая и черненькая хороши. Две другие с пластикой вообще не рассчитали.

Abscess


Кому: Atollos, #38

> Коасненькая и черненькая хороши.

У меня другого вкуса фломастеры.

Rus[H]


Слушал выпуск целиком сегодня во время утренней тренировки, а сейчас глянул стопкадр ролика. Да уж, по внешности ведущих безошибочно можно определить, кто о чём с утра мне в ухо вещал )

  • Шоколадно ореховый как пишется
  • Шов на платье как пишется
  • Шнурки завязаны как пишется
  • Шмыгимышь читать рассказ текст
  • Шнитке сказка странствий ноты для фортепиано