СОЙТИ́ 1, сойду́, сойдёшь; сошёл, сошла́; сойди́; соше́дший; сойдя́; сов.
СХОДИТЬ С УМА. СОЙТИ С УМА. 1. Становиться сумасшедшим.
Анфиса Семёновна психически больна. В прошлом — детский врач, работавшая в этой же больнице, она внезапно сошла с ума (В. Инбер. Почти три года).
2. Разг. Экспрес. Не отдавая отчета в своих действиях, совершать безрассудные поступки, говорить глупости и т. п. Господи благослови, — продолжала она, с ума они сошли, что ли? того и смотри деревню сожгут (Григорович. Бобыль).
3. от кого, от чего. Разг. Экспрес. Будучи влюблённым в кого-либо или увлечённым чем-либо, проявлять чрезмерный восторг, восхищение, неистовствовать.
Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему (Тургенев. Отцы и дети).
1. СХОДИ/ТЬ/СОЙТИ/ <ПОСХОДИ/ТЬ, СПЯ/ТИТЬ, СОСКОЧИ/ТЬ, СВОРОТИ/ТЬ, СВИХНУ/ТЬСЯ> С УМА/
кто
Становиться психически больным, ненормальным человеком.
Имеется в виду, что лицо (Х) теряет рассудок, заболевает серьёзным психическим расстройством. Говорится с неодобрением. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сошёл с ума.
Именная часть неизм.
Обычно глаголы сов.в.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Допустим, что на Западе сошли с ума и предоставили нам средства под эту концепцию. Столица, 1991.Я научился думать, это само по себе мучительно, а тут ещё эта свадьба. Так ведь можно и с ума сойти. Е. Шварц, Дракон.
Ослабевшие от голода <…> люди метались в жару и бреду. Нужна была железная крепость нервов, чтобы в этом царстве бессмысленной гибели не сойти с ума. С. Злобин, Пропавшие без вести.
Чтобы не сойти с ума, надо было действовать решительно и скорее. Б. Пастернак, Доктор Живаго.
Конечно, живёшь и всё время опасаешься, завтра этот бандит встретит тебя в подъезде и сразу узнает. Одним словом, здесь и с ума соскочить недолго! Н. Поливин, Корабельная сторона.
⊛ Инженерное училище пострадало меньше других: четверо ранено, один сошёл с ума. Воспоминания о Михаиле Булгакове, 1988.
Анфиса Семёновна психически больна. В прошлом — детский врач, работавшая в этой же больнице, она внезапно сошла с ума. В. Инбер, Почти три года.
Реальных и потенциальных противников России в настоящее время нет, в будущем тоже не будет, если мир не сойдёт с ума. НГ, 2001.
— С ним [уехала]. Пьяница забубённый, чуть не в два раза старше ей [её] <…>. — Да что она, с ума спятила? Ф. Абрамов, Мамониха.
«Боже мой! Он что, с ума своротил, этот паршивый Сфинкс?» В.В. Ерофеев, Москва-Петушки.
⊜ (фам.) Нет, помню, бабка Фёкла: «Федька, не дочитывай до конца книгу — спятишь!..» Нам-то как раз и не хватает этой книги… И вот извольте: не дочитывай до конца, а то с ума сойдёшь. В. Шукшин, Как зайка летал на воздушных шариках.
— Ты сошёл с ума. Пустить в дом незнакомого человека… — Почему незнакомого? Это мой старый друг. Как твоё имя? Л. Филатов, Часы с кукушкой.
Я сел, прикрываясь тазиком, и попросил подстричь меня под полубокс. Она <…> тут же провела мне широкую просеку посреди темени. — Мадам! — вскочил я. — Что это такое вы делаете? Да вы с ума сошли! Я же просил сделать полубокс. В. Войнович, Москва 2042.
Монолог на тему: «вы с ума сошли, обалдели, вы что, не понимаете, иностранная комиссия» <…> повторяется. М. Козаков, Записки на песке.
— Не скажу тебе об этом для твоей же пользы, — ответил мой друг. — Ибо если ты мне поверишь, то ты можешь сойти с ума. В. Шефнер, Сказки для умных.
— Товарищи, вы все с ума посходили, да? Такая священная дата для всякого советского человека, а вы порете чепуху! В. Пьецух, Драгоценные черты.
— Заполошный! — кричал в ответ Наум. — Чего ты взъелся-то? С ума, что ли, спятил? Я-то при чём здесь? В. Шукшин, Волки.
Окружат вас мерзкими харями, кикиморами, упырями. Страшно станет. Запьёте пуще прежнего <…>. Пока не свихнётесь с ума, как бедный Николай Николаевич! А. Терц, Квартиранты.
⊝ Я снял обувь и босиком пошёл по холодной земле. И это при повышенной температуре… Я просто с ума сошёл. О Тарковском, 1989.
Вдруг, следом за ним, побежал второй Конопницын <…>. Я вообразил, что сошёл с ума, и побежал в гимназию посмотреть, где Конопницын. А. Тарковский, Братья Конопницыны.
— Я бы не выдержала. Сошла бы с ума, покончила с собой, если бы не отец Василий <…>. Потом и его расстреляли. О. Волков, Погружение во тьму.
Мы с ним ходили по комнате, кричали, гремели стульями — со стороны могло показаться, что мы сошли с ума. О Тарковском, 1989.
Да… Моё сумасшествие странное. Что происходит? Каким образом у нас оказалось столько врагов? Ведь это же люди, которых мы знали годами, с которыми жили рядом!.. Я чувствую, что сойду с ума. Б. Сопельняк, Смерть в рассрочку.
Схожу с ума, но вроде при своём уме… Г. Медведев, След инверсии.
У Стёпы оборвалось сердце, он пошатнулся. «Что же это такое? — подумал он. — Уж не схожу ли я с ума?..» М. Булгаков, Мастер и Маргарита.
[Нина:] Давайте, давайте, оправдывайте его, защищайте. Если хотите, чтобы он совсем рехнулся <…>. [Васенька:] Я с ума хочу сходить, понятно тебе? Сходить с ума и ни о чём не думать! И оставь меня в покое! А. Вампилов, Старший сын.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. связан с книжной метафорой, принятой в древнерусской риторике: «ум, сердце, душа — земля; благие мысли, добродетели — проросшее семя, плоды; злые мысли — терние, плевел». (Улуханов И.С. О языке Древней Руси. М., 2002. С. 64.) Образ ума как поверхности земли, земной тверди, на которой стоит человек, отражён также в фольклоре: Этот не сойдёт с ума: не с чего; Глупому не страшно и с ума сойти; Он сошёл с ума, да не со своего, а с чужого; По чужому уму, как по льду, иду; Кума, сойди с ума, сходи купи вина! см. развитие данного образа до смысла «раздвоение личности» в литературном тексте: «Но я сошёл с ума, и тело теперь само вело меня. А ум, здравый и холодный, наблюдал» (Г. Медведев, След инверсии).
Древнейшие представления о том, что ум от Бога, что ум — духовная ипостась человека, отражены в религиозных текстах: «Ай, должны мы Богу молиться <…>. Когда наделяет сам Господь Бог умом, разумом, здоровьем, всякой Божьей благодатью»; «От чего у нас ум-разум? От чего наши помыслы? <…> У нас ум-разум самого Христа, Наши помыслы от облац небесныих»; «Душа с белым светом расставалася, и ум с головою, свет, прощается» (Голубиная книга).
Представляется, что образ фразеол. тесно связан с библейскими словами о пути истинном: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31: 8); «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притч. 22: 7); «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14: 6). см. также: «… управи ум мой и утверди сердце мое <…>. Поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делами благими» (Житие протопопа Аввакума).
Образ ума-пути, на который наставляется человек, чтобы идти по нему к праведной цели, к Истине, широко отражён как в фольклоре, так и в текстах древнерусской литературы: Пророк Наум, наставь на ум!; С ума сошёл (спятил), да на разум набрёл; Ты малёшенек, Добрынюшка, глупёшенек, да неполного ума да пути-разума!; «<…> всё смиряючи нас, наказуя и приводя на спасенный путь <…>, на добрые дела наставливать» (Повесть о Горе-Злосчастии). см. также в литературном тексте: «Вспомянешь сейчас и тятеньку-покойника: он бы и на ум наставил, и пути-дороги указал» (Ф. Гладков, Повесть о детстве).
Компоненты фразеол. соотносятся с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а в сочетании с приставкой с-, обозначающей движение сверху вниз, удаление с какого-л. места, с поверхности, — с пространственным кодом культуры.
Образ фразеол. создаётся метафорой, уподобляющей психическое заболевание, выражающееся в неспособности человека здраво мыслить, рассуждать, движению схождения с ума, при этом ум символизирует основу, на которой зиждется само существование человека, его нормальная жизнедеятельность. см. в фольклоре: Великое богатство человеку ум; Разумный видит, что к чему идёт; Ум силу ломит; С умом торговать, без ума горевать и др.
фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о психически ненормальном состоянии человека.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
СВОДИТЬ С УМА 1)
2. СХОДИ/ТЬ/СОЙТИ/ <ПОСХОДИ/ТЬ> С УМА/
кто [от чего]
Терять контроль над собой, сильно нервничать, вести себя безрассудно.
Имеется в виду, что лицо (Х), будучи в эмоционально возбуждённом состоянии от каких-л. переживаний, мыслей, происшествий (Р), не даёт себе отчёта в своих действиях, перестаёт правильно оценивать ситуацию. Говорится с неодобрением. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сходит с ума.
Именная часть неизм.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ — Мы всегда так: живёт человек — вроде так и надо. А помрёт — жалко. Но с ума от горя сходить — это тоже… дурость. В. Шукшин, Горе.⊛ — Вот все смотрят вверх и думают: как? А зайка кричит там, бедный, ножками болтает. Отец тут с ума сходит. В. Шукшин, Как зайка летал на воздушных шариках.
Вчера ещё, когда он выступал в клубе и рассказывал много смешных историй, которые происходят на съёмках, девчонки сходили с ума и писали записки, передавая в передние ряды. В. Лихоносов, Счастливые мгновения.
«Боже мой! Без двадцати двенадцать! Мама, наверное, с ума сошла. Я обещала быть к ужину <…>». Виктор Ерофеев, Трёхглавое детище.
Что творится во время приёма! Сегодня было 82 звонка. Телефон выключен. Бездетные дамы с ума сошли и идут. М. Булгаков, Собачье сердце.
Они там все вместе с Шутиковым с ума посходили. О трубах только и говорят. В. Дудинцев, Не хлебом единым.
«Люди совсем посходили с ума, — покачал головой Соломон Евсеевич, — мне уже двадцать человек звонили про эти шапки». В. Войнович, Шапка.
— Все начисто повлюблялись, — проворчал Пашка. — С ума все посходили. В. Шукшин, Классный водитель.
⊜ Елена сложила руки на груди и сказала: — Никол, я тебя всё равно не пущу… Не сходи с ума. М. Булгаков, Белая гвардия.
Она подсела к Альке, крепко, всхлипывая сама, обняла племянницу. — Ну, ну, не сходи с ума-то. Ф. Абрамов, Алька.
⊝ [Тимофеев:] <…> Только не кричите, умоляю!.. Я и сам схожу с ума, но я стараюсь держать себя в руках. М. Булгаков, Иван Васильевич.
«Я с ума сходил от мысли, что скоро опять пойдёт снег. Я не могу видеть, как он падает, падает, падает». К. Федин, Города и годы.
«Лиза, Лиза! — замахала руками Раечка. — Где ты была? Мы вчера просто с ума сходили <…>». Ф. Абрамов, Братья и сёстры.
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в СХОДИТЬ С УМА 1. {1}. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление об излишне эмоциональном, нервозном состоянии кого-л.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
СВОДИТЬ С УМА 2)
3. СХОДИ/ТЬ С УМА/
кто по кому, по чему
Страстно мечтать, проявляя безрассудство.
Имеется в виду, что лицо (Х), испытывая чрезмерное влечение к другому лицу (Y), к какому-л. предмету, вещи (Z), ведёт себя излишне эмоционально, до нелепости восторженно. Говорится с неодобрением, с оттенком пренебрежения. неформ. {1} Активная реализация ситуации: ✦ Х сходит с ума по Y-у <Z-у>.
Именная часть неизм.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Она была не такая, чтобы с ума сходить по артисту, писать ему письма и держать под подушкой его фотографию. В. Лихоносов, Счастливые мгновения.⊛ Не по летам рано начал он ухаживать за девушками, и, как сказывала Верочка, некоторые по нему с ума сходят. В. Соколов, Вторжение.
Тётушка Хрисула прямо с ума сходила по чёрному инжиру. Ф. Искандер, Сандро из Чегема.
⊜ «А ты, я гляжу, такая же мечтательная дурочка, как и я. Начнёшь по нему [по Сергею] с ума сходить, будешь у подъезда стоять, в трубку дышать <…>. Всё это у него есть в большом количестве. И никто из нас ему не нужен <…>». П. Николин, Новые дворики.
⊝ — Я по салату из крабов просто с ума схожу! На Новый год обязательно целый тазик себе готовлю и за праздники съедаю. (Реч.)
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в СХОДИТЬ С УМА 1. {1}. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о чьей-л. неистовой, страстной увлечённости кем-л., чем-л.
автор:
М. Л. Ковшова
See:
СВОДИТЬ С УМА 3)
сходить/сойти с ума
Разг. Чаще сов. прош. вр.
1. Лишаться разума, рассудка, становиться психически больным, сумасшедшим. С сущ. со знач. лица: человек, больной… сошел с ума; сойти с ума после чего? после болезни, после нервного потрясения…
Сходство этого нового человека со старым было так велико, что вслед за первою мыслью «не тот!» явилась другая: «А может быть, я сошел с ума и в действительности сидит настоящий, прежний Петр Петрович?» (М. Пришвин.)
Мы прошли в ворота, за высокие розовые стены Спасо-Ефимиевского монастыря… Здесь просидел долгие годы, сошел с ума декабрист Шаховской. (В. Солоухин.)
2. Очень сильно беспокоиться, тревожиться, волноваться. С сущ. со знач. лица: отец, мать, друг… сходит с ума; сходить с ума от чего? от волнения, от страха, от тревоги…
Вот уже три дня, как от него никаких известий, и я схожу с ума.
Ты видишь и знаешь… когда я не вижу тебя — схожу с ума от тревоги. (А. Н. Толстой.)
3. Проявлять чрезмерное восхищение, восторг, увлекаться, пленяясь кем-либо или чем-либо. С сущ. со знач. лица: посетитель, зритель, человек… сходит с ума от кого-чего? от нее, от девушки, от артистки, от музыки, от пения…
Женщины от него [Кирсанова] с ума сходили… (И. Тургенев.)
Даже и грусти не вышло… А ведь это из-за нее сходил я с ума буквально день и ночь… (И. Бунин.)
4. Проявлять чрезмерное возбуждение, неистовствовать. С сущ. со знач. лица или совокупности лиц: подросток, юноша, девушка, молодежь… сходит с ума от чего? от веселья, от радости, от счастья…
Сойду с ума от радости. (А. Островский.)
Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии. (И. Бунин.)
5. В эмоциональном употреблении при выражении различного отношения к кому-либо или чему-либо (восхищения, тревоги, страха, удивления, осуждения и т. п.).
От иронии, лирики, фантастики, ложных надежд и обещаний можно с ума сойти! (А. Блок.)
С ума сойти… Чем же вы занимаетесь в конце концов? (A.Н. Толстой.)
С ума сойти, какая большая страна! (В. Катаев.)
Он вошел в парадный кабинет. В тусклом свете шкафа навстречу ему пришел мутный кавалергард с блестящей головой. Тугай всмотрелся в него, побледнел, болезненно усмехнулся. «Фу, — прошептал он, — с ума сойдешь». (М. Булгаков.)
лишиться рассудка (или ума, разума), потерять рассудок (или разум), помешаться; тронуться, свихнуться (разг.), спрыгнуть (или съехать) с ума, рехнуться, спятить, свихнуть (или спятить, сбрендить, сбрести, своротить, съехать) с ума, сдвинуться, трахнуться, чокнуться, умом чикануться, шизануться, сойти с резьбы, съехать с шариков (прост.); помешаться умом (или рассудком, в уме, в рассудке), повредиться умом (или рассудком, в уме, в рассудке), свихнуться умом (или разумом), в уме рехнуться (устар.); обноситься умом, решиться ума (устар. прост.)
рассудок помутился (или помрачился) у кого; ум за разум зашёл у кого (разг.); крыша поехала у кого (разг. шутл.)
лишиться (рассудка, (раз)ума), потерять (рассудок, разум), (помешаться, тронуться) (умом, рассудком, в (уме, рассудке)), свихнуться ((раз)умом, с (ума, разума)), (свихнуть, спятить, сбрендить) (с ума), рехнуться, трехнуться, задвинуться, плениться, сдвинуться, чокнуться, упать с дерева, урониться, чекануться, повредиться в уме, херакнуться, рассудок помрачился, повредиться рассудком, съехать с ума, умом чикануться, повредиться в рассудке, сбреть с ума, сойти с резьбы, рассудок помутился, повредиться умом, решиться ума, тронуться в уме, обноситься умом, своротить с ума, сбрендить с ума, свихнуться с разума, свихнуться разумом, потерять разум, тронуться в рассудке, свихнуть с ума, помешаться умом, лишиться ума, помешаться рассудком, лишиться рассудка, съехать с шариков, гребнуться, съехать, помутиться умом, умом трехнуться, умом тронуться, прельститься, двинуться, подвинуться, восхититься, крыша поехала, мозжечокнуться, слететь с нарезки, прибабахнуться, вольтануться, долбануться, оприкеть, ошизеть, взбеситься, рухнуть, спрыгнуть с ума, в уме рехнуться, ум за разум зашел, помешаться в уме, трекнуться, съехать с катушек, срулить, стебануться, чекалдыкнуться, шарахнуться, чебурахнуться, трахнуться, опупеть, тюкнуться, шизануться, хренакнуться, очароваться, лишиться разума, свихнуться умом, тронуться умом, спятить с ума, помешаться в рассудке, свихнуться с ума, потерять рассудок, впасть в помешательство, отъехать, чпокнуться, тронуться рассудком
Как пишется «с ума»?
Слитно или раздельно?
В русском языке есть два варианта написания слова: слитно и раздельное — с ума и сума.
Правило для «с ума» (существительное с предлогом)
Если сочетание слов входит в стойкий оборот «сходить с ума», в устной речи он употребляется часто, но его написание вызывает сомнения у носителей языка. Правильно писать это слово раздельно — с ума.
Слово «с ума» пишется всегда раздельно, так как в русском языке существует самостоятельная лексема «ум».
Примеры
- Он мог записывать большущие предложения с ума, и это было его изюминкой.
- С ума схожу от неизвестности и обиды.
- Надо готовиться к парам так, чтобы мог «достать» теорию и все необходимые примеры с ума.
Правило для «сума» (существительное)
А если речь идет о котомке (сумке) для нищих из ткани или кожи, тогда слово пишется слитно — сума.
Примеры
- От большого ума лишь сума да тюрьма
- Он пустил с сумой младшего брата
- Нищий с сумой наперевес зашел в город.
А вы знаете..
Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 34% ответили правильно)
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Ольга Павлова 584
- 2. Изабелла Бевз 390
- 3. Антон Кабашный 126
- 4. Игорь Проскуренко 115
- 5. Fanname Danname 89
- 6. Инна Кашина 71
- 7. Женя Колядин 69
- 8. Варвара См. 64
- 9. Igor S 64
- 10. Вася Земсков 62
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,538
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: https://obrazovaka.ru/kak-pishetsya/s-uma.html
Как правильно пишется, ударение в слове «сводить с ума»
Ассоциации к слову «сводить»
Ассоциации к слову «ум»
Синонимы к словосочетанию «сводить с ума»
Предложения со словосочетанием «сводить с ума»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «сводить с ума»
- «Несравненная Гранпа», каковым эпитетом, наряду со «знаменитой», награждали ее газеты, узнала о самоубийстве Николая Герасимовича в тот же, как и Маслов, вечер, или, лучше сказать, ночь. Маргарита Максимилиановна, красота которой сводила с ума и юношей и старцев, за последнее время стояла во главе прекрасной половины «веселящегося Петербурга».
Сочетаемость слова «сводить»
Сочетаемость слова «ум»
Значение слова «сводить»
СВОДИ́ТЬ 1 , свожу́, сво́дишь; сов., перех. Отвести куда-л. и привести обратно.
СВОДИ́ТЬ 2 , свожу́, сво́дишь. Несов. к свести (во всех знач., кроме 2 и 3). (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «ум»
УМ , -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «сводить»
СВОДИ́ТЬ 1 , свожу́, сво́дишь; сов., перех. Отвести куда-л. и привести обратно.
СВОДИ́ТЬ 2 , свожу́, сво́дишь. Несов. к свести (во всех знач., кроме 2 и 3).
Значение слова «ум»
УМ , -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.
Предложения со словосочетанием «сводить с ума»
Когда на расстоянии чувствуешь лёгкий аромат её духов, и этот запах… просто сводит с ума.
Так ещё чёрные тучи время от времени кромсали молнии, и страшный грохот грозовых раскатов буквально сводил с ума.
Ещё через три дня, сломленная пытками, синьорина призналась в том, что сожительствовала с дьяволом, что лукавый внушал ей сводить с ума мужчин, вводить их в блуд и нарушать христианские заповеди.
Источник статьи: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%81%20%D1%83%D0%BC%D0%B0
Как правильно пишется, ударение в слове «с ума сходить»
Ассоциации к слову «ум»
Ассоциации к слову «сходить»
Синонимы к словосочетанию «с ума сходить»
Предложения со словосочетанием «с ума сходить»
- То есть если представить, что я ничего не заметил и ни о чём не волновался, то теперь, конечно, совершенно точно начну просто с ума сходить от беспокойства.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «с ума сходить»
Сочетаемость слова «ум»
Сочетаемость слова «сходить»
Значение слова «ум»
УМ , -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «сходить»
СХОДИ́ТЬ 1 , схожу́, схо́дишь; несов. 1. Несов. к сойти.
СХОДИ́ТЬ 2 , схожу́, схо́дишь; сов. 1. Пойти куда-л. и, побыв там, вернуться обратно. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «ум»
УМ , -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.
Значение слова «сходить»
СХОДИ́ТЬ 1 , схожу́, схо́дишь; несов. 1. Несов. к сойти.
СХОДИ́ТЬ 2 , схожу́, схо́дишь; сов. 1. Пойти куда-л. и, побыв там, вернуться обратно.
Предложения со словосочетанием «с ума сходить»
То есть если представить, что я ничего не заметил и ни о чём не волновался, то теперь, конечно, совершенно точно начну просто с ума сходить от беспокойства.
— Хотелось бы поближе вас узнать, — сказала она отстранившись и засмеялась, — идите, а то ваша благоверная, — она подчеркнула последнее слово, — наверное, уже с ума сходит, думая о том, куда вы пропали.
— Но как ты мог не позвонить, я тут с ума схожу! Я обзвонила всех и вся! — В голосе супруги звучал металл.
Источник статьи: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D1%81%20%D1%83%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C
Как правильно пишется, ударение в слове «не сойти с ума»
Ассоциации к слову «ум»
Синонимы к словосочетанию «не сойти с ума»
Предложения со словосочетанием «не сойти с ума»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «не сойти с ума»
- Я думал, что мы уж никогда не поедем, как вдруг, о счастливый день! мать сказала мне, что мы едем завтра. Я чуть не сошел с ума от радости. Милая моя сестрица разделяла ее со мной, радуясь, кажется, более моей радости. Плохо я спал ночь. Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем. Но вот проснулись в доме, начался шум, беготня, укладыванье, заложили лошадей, подали карету, и, наконец, часов в десять утра мы спустились на перевоз через реку Белую. Вдобавок ко всему Сурка был с нами.
Сочетаемость слова «сойти»
Сочетаемость слова «ум»
Значение слова «сойти»
СОЙТИ́ , сойду́, сойдёшь; прош. сошёл, -шла́, -шло́; прич. прош. соше́дший и (устар.) сше́дший; деепр. сойдя́; сов. (несов. сходить 1 ). 1. Идя вниз, спуститься откуда-л., куда-л. Сойти с холма. Сойти с лестницы. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «ум»
УМ , -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «сойти»
СОЙТИ́ , сойду́, сойдёшь; прош. сошёл, -шла́, -шло́; прич. прош. соше́дший и (устар.) сше́дший; деепр. сойдя́; сов. (несов. сходить 1 ). 1. Идя вниз, спуститься откуда-л., куда-л. Сойти с холма. Сойти с лестницы.
Значение слова «ум»
УМ , -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.
Предложения со словосочетанием «не сойти с ума»
Ей казалось, что если она ещё не сошла с ума, то уже очень близка к этому.
Но теперь я должен наконец высказать свои потаённые мысли, чтобы окончательно не сойти с ума.
Их яркие публицистические выступления в 90-е годы очень многим помогли не сойти с ума, не потерять систему нравственных координат.
Синонимы к словосочетанию «не сойти с ума»
Ассоциации к слову «ум»
Сочетаемость слова «сойти»
Сочетаемость слова «ум»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник статьи: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%B9%D1%82%D0%B8%20%D1%81%20%D1%83%D0%BC%D0%B0
Как правильно пишется, ударение в слове «не сходить с ума»
Ассоциации к слову «сходить»
Ассоциации к слову «ум»
Синонимы к словосочетанию «не сходить с ума»
Предложения со словосочетанием «не сходить с ума»
- Кроме того, они вовсе не сходили с ума при виде голых женских ног и не заворачивали ножки роялей тряпочками из скромности.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «не сходить с ума»
- Я думал, что мы уж никогда не поедем, как вдруг, о счастливый день! мать сказала мне, что мы едем завтра. Я чуть не сошел с ума от радости. Милая моя сестрица разделяла ее со мной, радуясь, кажется, более моей радости. Плохо я спал ночь. Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем. Но вот проснулись в доме, начался шум, беготня, укладыванье, заложили лошадей, подали карету, и, наконец, часов в десять утра мы спустились на перевоз через реку Белую. Вдобавок ко всему Сурка был с нами.
Сочетаемость слова «сходить»
Сочетаемость слова «ум»
Значение слова «сходить»
СХОДИ́ТЬ 1 , схожу́, схо́дишь; несов. 1. Несов. к сойти.
СХОДИ́ТЬ 2 , схожу́, схо́дишь; сов. 1. Пойти куда-л. и, побыв там, вернуться обратно. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «ум»
УМ , -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «сходить»
СХОДИ́ТЬ 1 , схожу́, схо́дишь; несов. 1. Несов. к сойти.
СХОДИ́ТЬ 2 , схожу́, схо́дишь; сов. 1. Пойти куда-л. и, побыв там, вернуться обратно.
Значение слова «ум»
УМ , -а́, м. 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.
Предложения со словосочетанием «не сходить с ума»
Кроме того, они вовсе не сходили с ума при виде голых женских ног и не заворачивали ножки роялей тряпочками из скромности.
— Хоть ты-то не сходи с ума! — крикнул он и толкнул её в кресло.
То есть ничто в природе не пропадает, но всё забывается, чтобы живые не сходили с ума от памяти и страданий мертвецов.
Синонимы к словосочетанию «не сходить с ума»
Ассоциации к слову «сходить»
Ассоциации к слову «ум»
Сочетаемость слова «сходить»
Сочетаемость слова «ум»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник статьи: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%81%20%D1%83%D0%BC%D0%B0
×òî òàêîå «ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ»? Êàê ïðàâèëüíî ïèøåòñÿ äàííîå ñëîâî. Ïîíÿòèå è òðàêòîâêà.
ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 1. ÑÕÎÄÈ/ÒÜ/ÑÎÉÒÈ/ <ÏÎÑÕÎÄÈ/ÒÜ, ÑÏß/ÒÈÒÜ, ÑÎÑÊÎ×È/ÒÜ, ÑÂÎÐÎÒÈ/ÒÜ, ÑÂÈÕÍÓ/ÒÜÑß> Ñ ÓÌÀ/
êòî
Ñòàíîâèòüñÿ ïñèõè÷åñêè áîëüíûì, íåíîðìàëüíûì ÷åëîâåêîì.
Èìååòñÿ â âèäó, ÷òî ëèöî (Õ) òåðÿåò ðàññóäîê, çàáîëåâàåò ñåðü¸çíûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì. Ãîâîðèòñÿ ñ íåîäîáðåíèåì. íåôîðì. {1} Àêòèâíàÿ ðåàëèçàöèÿ ñèòóàöèè: ? Õ ñîø¸ë ñ óìà.
Èìåííàÿ ÷àñòü íåèçì.
Îáû÷íî ãëàãîëû ñîâ.â.
 ðîëè ñêàç.
Ïîðÿäîê ñëîâ-êîìïîíåíòîâ íåôèêñèð.
? Äîïóñòèì, ÷òî íà Çàïàäå ñîøëè ñ óìà è ïðåäîñòàâèëè íàì ñðåäñòâà ïîä ýòó êîíöåïöèþ. Ñòîëèöà, 1991.ß íàó÷èëñÿ äóìàòü, ýòî ñàìî ïî ñåáå ìó÷èòåëüíî, à òóò åù¸ ýòà ñâàäüáà. Òàê âåäü ìîæíî è ñ óìà ñîéòè. Å. Øâàðö, Äðàêîí.
Îñëàáåâøèå îò ãîëîäà <…> ëþäè ìåòàëèñü â æàðó è áðåäó. Íóæíà áûëà æåëåçíàÿ êðåïîñòü íåðâîâ, ÷òîáû â ýòîì öàðñòâå áåññìûñëåííîé ãèáåëè íå ñîéòè ñ óìà. Ñ. Çëîáèí, Ïðîïàâøèå áåç âåñòè.
×òîáû íå ñîéòè ñ óìà, íàäî áûëî äåéñòâîâàòü ðåøèòåëüíî è ñêîðåå. Á. Ïàñòåðíàê, Äîêòîð Æèâàãî.
Êîíå÷íî, æèâ¸øü è âñ¸ âðåìÿ îïàñàåøüñÿ, çàâòðà ýòîò áàíäèò âñòðåòèò òåáÿ â ïîäúåçäå è ñðàçó óçíàåò. Îäíèì ñëîâîì, çäåñü è ñ óìà ñîñêî÷èòü íåäîëãî! Í. Ïîëèâèí, Êîðàáåëüíàÿ ñòîðîíà.
? Èíæåíåðíîå ó÷èëèùå ïîñòðàäàëî ìåíüøå äðóãèõ: ÷åòâåðî ðàíåíî, îäèí ñîø¸ë ñ óìà. Âîñïîìèíàíèÿ î Ìèõàèëå Áóëãàêîâå, 1988.
Àíôèñà Ñåì¸íîâíà ïñèõè÷åñêè áîëüíà.  ïðîøëîì — äåòñêèé âðà÷, ðàáîòàâøàÿ â ýòîé æå áîëüíèöå, îíà âíåçàïíî ñîøëà ñ óìà. Â. Èíáåð, Ïî÷òè òðè ãîäà.
Ðåàëüíûõ è ïîòåíöèàëüíûõ ïðîòèâíèêîâ Ðîññèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ íåò, â áóäóùåì òîæå íå áóäåò, åñëè ìèð íå ñîéä¸ò ñ óìà. ÍÃ, 2001.
— Ñ íèì [óåõàëà]. Ïüÿíèöà çàáóá¸ííûé, ÷óòü íå â äâà ðàçà ñòàðøå åé [å¸] <…>. — Äà ÷òî îíà, ñ óìà ñïÿòèëà? Ô. Àáðàìîâ, Ìàìîíèõà.
«Áîæå ìîé! Îí ÷òî, ñ óìà ñâîðîòèë, ýòîò ïàðøèâûé Ñôèíêñ?» Â.Â. Åðîôååâ, Ìîñêâà-Ïåòóøêè.
? (ôàì.) Íåò, ïîìíþ, áàáêà Ô¸êëà: «Ôåäüêà, íå äî÷èòûâàé äî êîíöà êíèãó — ñïÿòèøü!..» Íàì-òî êàê ðàç è íå õâàòàåò ýòîé êíèãè… È âîò èçâîëüòå: íå äî÷èòûâàé äî êîíöà, à òî ñ óìà ñîéä¸øü. Â. Øóêøèí, Êàê çàéêà ëåòàë íà âîçäóøíûõ øàðèêàõ.
— Òû ñîø¸ë ñ óìà. Ïóñòèòü â äîì íåçíàêîìîãî ÷åëîâåêà… — Ïî÷åìó íåçíàêîìîãî? Ýòî ìîé ñòàðûé äðóã. Êàê òâî¸ èìÿ? Ë. Ôèëàòîâ, ×àñû ñ êóêóøêîé.
ß ñåë, ïðèêðûâàÿñü òàçèêîì, è ïîïðîñèë ïîäñòðè÷ü ìåíÿ ïîä ïîëóáîêñ. Îíà <…> òóò æå ïðîâåëà ìíå øèðîêóþ ïðîñåêó ïîñðåäè òåìåíè. — Ìàäàì! — âñêî÷èë ÿ. — ×òî ýòî òàêîå âû äåëàåòå? Äà âû ñ óìà ñîøëè! ß æå ïðîñèë ñäåëàòü ïîëóáîêñ. Â. Âîéíîâè÷, Ìîñêâà 2042.
Ìîíîëîã íà òåìó: «âû ñ óìà ñîøëè, îáàëäåëè, âû ÷òî, íå ïîíèìàåòå, èíîñòðàííàÿ êîìèññèÿ» <…> ïîâòîðÿåòñÿ. Ì. Êîçàêîâ, Çàïèñêè íà ïåñêå.
— Íå ñêàæó òåáå îá ýòîì äëÿ òâîåé æå ïîëüçû, — îòâåòèë ìîé äðóã. — Èáî åñëè òû ìíå ïîâåðèøü, òî òû ìîæåøü ñîéòè ñ óìà. Â. Øåôíåð, Ñêàçêè äëÿ óìíûõ.
— Òîâàðèùè, âû âñå ñ óìà ïîñõîäèëè, äà? Òàêàÿ ñâÿùåííàÿ äàòà äëÿ âñÿêîãî ñîâåòñêîãî ÷åëîâåêà, à âû ïîðåòå ÷åïóõó! Â. Ïüåöóõ, Äðàãîöåííûå ÷åðòû.
— Çàïîëîøíûé! — êðè÷àë â îòâåò Íàóì. — ×åãî òû âçúåëñÿ-òî? Ñ óìà, ÷òî ëè, ñïÿòèë? ß-òî ïðè ÷¸ì çäåñü? Â. Øóêøèí, Âîëêè.
Îêðóæàò âàñ ìåðçêèìè õàðÿìè, êèêèìîðàìè, óïûðÿìè. Ñòðàøíî ñòàíåò. Çàïü¸òå ïóùå ïðåæíåãî <…>. Ïîêà íå ñâèõí¸òåñü ñ óìà, êàê áåäíûé Íèêîëàé Íèêîëàåâè÷! À. Òåðö, Êâàðòèðàíòû.
? ß ñíÿë îáóâü è áîñèêîì ïîø¸ë ïî õîëîäíîé çåìëå. È ýòî ïðè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðå… ß ïðîñòî ñ óìà ñîø¸ë. Î Òàðêîâñêîì, 1989.
Âäðóã, ñëåäîì çà íèì, ïîáåæàë âòîðîé Êîíîïíèöûí <…>. ß âîîáðàçèë, ÷òî ñîø¸ë ñ óìà, è ïîáåæàë â ãèìíàçèþ ïîñìîòðåòü, ãäå Êîíîïíèöûí. À. Òàðêîâñêèé, Áðàòüÿ Êîíîïíèöûíû.
— ß áû íå âûäåðæàëà. Ñîøëà áû ñ óìà, ïîêîí÷èëà ñ ñîáîé, åñëè áû íå îòåö Âàñèëèé <…>. Ïîòîì è åãî ðàññòðåëÿëè. Î. Âîëêîâ, Ïîãðóæåíèå âî òüìó.
Ìû ñ íèì õîäèëè ïî êîìíàòå, êðè÷àëè, ãðåìåëè ñòóëüÿìè — ñî ñòîðîíû ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî ìû ñîøëè ñ óìà. Î Òàðêîâñêîì, 1989.
Äà… Ìî¸ ñóìàñøåñòâèå ñòðàííîå. ×òî ïðîèñõîäèò? Êàêèì îáðàçîì ó íàñ îêàçàëîñü ñòîëüêî âðàãîâ? Âåäü ýòî æå ëþäè, êîòîðûõ ìû çíàëè ãîäàìè, ñ êîòîðûìè æèëè ðÿäîì!.. ß ÷óâñòâóþ, ÷òî ñîéäó ñ óìà. Á. Ñîïåëüíÿê, Ñìåðòü â ðàññðî÷êó.
Ñõîæó ñ óìà, íî âðîäå ïðè ñâî¸ì óìå… Ã. Ìåäâåäåâ, Ñëåä èíâåðñèè.
Ó Ñò¸ïû îáîðâàëîñü ñåðäöå, îí ïîøàòíóëñÿ. «×òî æå ýòî òàêîå? — ïîäóìàë îí. — Óæ íå ñõîæó ëè ÿ ñ óìà?..» Ì. Áóëãàêîâ, Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà.
[Íèíà:] Äàâàéòå, äàâàéòå, îïðàâäûâàéòå åãî, çàùèùàéòå. Åñëè õîòèòå, ÷òîáû îí ñîâñåì ðåõíóëñÿ <…>. [Âàñåíüêà:] ß ñ óìà õî÷ó ñõîäèòü, ïîíÿòíî òåáå? Ñõîäèòü ñ óìà è íè î ÷¸ì íå äóìàòü! È îñòàâü ìåíÿ â ïîêîå! À. Âàìïèëîâ, Ñòàðøèé ñûí.
êóëüòóðîëîãè÷åñêèé êîììåíòàðèé:
Îáðàç ôðàçåîë. ñâÿçàí ñ êíèæíîé ìåòàôîðîé, ïðèíÿòîé â äðåâíåðóññêîé ðèòîðèêå: «óì, ñåðäöå, äóøà — çåìëÿ; áëàãèå ìûñëè, äîáðîäåòåëè — ïðîðîñøåå ñåìÿ, ïëîäû; çëûå ìûñëè — òåðíèå, ïëåâåë». (Óëóõàíîâ È.Ñ. Î ÿçûêå Äðåâíåé Ðóñè. Ì., 2002. Ñ. 64.) Îáðàç óìà êàê ïîâåðõíîñòè çåìëè, çåìíîé òâåðäè, íà êîòîðîé ñòîèò ÷åëîâåê, îòðàæ¸í òàêæå â ôîëüêëîðå: Ýòîò íå ñîéä¸ò ñ óìà: íå ñ ÷åãî; Ãëóïîìó íå ñòðàøíî è ñ óìà ñîéòè; Îí ñîø¸ë ñ óìà, äà íå ñî ñâîåãî, à ñ ÷óæîãî; Ïî ÷óæîìó óìó, êàê ïî ëüäó, èäó; Êóìà, ñîéäè ñ óìà, ñõîäè êóïè âèíà! ñì. ðàçâèòèå äàííîãî îáðàçà äî ñìûñëà «ðàçäâîåíèå ëè÷íîñòè» â ëèòåðàòóðíîì òåêñòå: «Íî ÿ ñîø¸ë ñ óìà, è òåëî òåïåðü ñàìî âåëî ìåíÿ. À óì, çäðàâûé è õîëîäíûé, íàáëþäàë» (Ã. Ìåäâåäåâ, Ñëåä èíâåðñèè).
Äðåâíåéøèå ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, ÷òî óì îò Áîãà, ÷òî óì — äóõîâíàÿ èïîñòàñü ÷åëîâåêà, îòðàæåíû â ðåëèãèîçíûõ òåêñòàõ: «Àé, äîëæíû ìû Áîãó ìîëèòüñÿ <…>. Êîãäà íàäåëÿåò ñàì Ãîñïîäü Áîã óìîì, ðàçóìîì, çäîðîâüåì, âñÿêîé Áîæüåé áëàãîäàòüþ»; «Îò ÷åãî ó íàñ óì-ðàçóì? Îò ÷åãî íàøè ïîìûñëû? <…> Ó íàñ óì-ðàçóì ñàìîãî Õðèñòà, Íàøè ïîìûñëû îò îáëàö íåáåñíûèõ»; «Äóøà ñ áåëûì ñâåòîì ðàññòàâàëàñÿ, è óì ñ ãîëîâîþ, ñâåò, ïðîùàåòñÿ» (Ãîëóáèíàÿ êíèãà).
Ïðåäñòàâëÿåòñÿ, ÷òî îáðàç ôðàçåîë. òåñíî ñâÿçàí ñ áèáëåéñêèìè ñëîâàìè î ïóòè èñòèííîì: «Âðàçóìëþ òåáÿ, íàñòàâëþ òåáÿ íà ïóòü, ïî êîòîðîìó òåáå èäòè; áóäó ðóêîâîäèòü òåáÿ, îêî Ìîå íàä òîáîþ» (Ïñ. 31: 8); «Íàñòàâü þíîøó ïðè íà÷àëå ïóòè åãî: îí íå óêëîíèòñÿ îò íåãî, êîãäà è ñîñòàðååò» (Ïðèò÷. 22: 7); «…ß åñìü ïóòü è èñòèíà è æèçíü; íèêòî íå ïðèõîäèò ê Îòöó, êàê òîëüêî ÷ðåç Ìåíÿ» (Èí. 14: 6). ñì. òàêæå: «… óïðàâè óì ìîé è óòâåðäè ñåðäöå ìîå <…>. Ïîñïåøè è íàïðàâè ñåðäöå ìîå íà÷àòè ñ ðàçóìîì è êîí÷àòè äåëàìè áëàãèìè» (Æèòèå ïðîòîïîïà Àââàêóìà).
Îáðàç óìà-ïóòè, íà êîòîðûé íàñòàâëÿåòñÿ ÷åëîâåê, ÷òîáû èäòè ïî íåìó ê ïðàâåäíîé öåëè, ê Èñòèíå, øèðîêî îòðàæ¸í êàê â ôîëüêëîðå, òàê è â òåêñòàõ äðåâíåðóññêîé ëèòåðàòóðû: Ïðîðîê Íàóì, íàñòàâü íà óì!; Ñ óìà ñîø¸ë (ñïÿòèë), äà íà ðàçóì íàáð¸ë; Òû ìàë¸øåíåê, Äîáðûíþøêà, ãëóï¸øåíåê, äà íåïîëíîãî óìà äà ïóòè-ðàçóìà!; «<…> âñ¸ ñìèðÿþ÷è íàñ, íàêàçóÿ è ïðèâîäÿ íà ñïàñåííûé ïóòü <…>, íà äîáðûå äåëà íàñòàâëèâàòü» (Ïîâåñòü î Ãîðå-Çëîñ÷àñòèè). ñì. òàêæå â ëèòåðàòóðíîì òåêñòå: «Âñïîìÿíåøü ñåé÷àñ è òÿòåíüêó-ïîêîéíèêà: îí áû è íà óì íàñòàâèë, è ïóòè-äîðîãè óêàçàë» (Ô. Ãëàäêîâ, Ïîâåñòü î äåòñòâå).
Êîìïîíåíòû ôðàçåîë. ñîîòíîñÿòñÿ ñ àíòðîïíûì, ò. å. ñîáñòâåííî ÷åëîâå÷åñêèì, êîäîì êóëüòóðû, à â ñî÷åòàíèè ñ ïðèñòàâêîé ñ-, îáîçíà÷àþùåé äâèæåíèå ñâåðõó âíèç, óäàëåíèå ñ êàêîãî-ë. ìåñòà, ñ ïîâåðõíîñòè, — ñ ïðîñòðàíñòâåííûì êîäîì êóëüòóðû.
Îáðàç ôðàçåîë. ñîçäà¸òñÿ ìåòàôîðîé, óïîäîáëÿþùåé ïñèõè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, âûðàæàþùååñÿ â íåñïîñîáíîñòè ÷åëîâåêà çäðàâî ìûñëèòü, ðàññóæäàòü, äâèæåíèþ ñõîæäåíèÿ ñ óìà, ïðè ýòîì óì ñèìâîëèçèðóåò îñíîâó, íà êîòîðîé çèæäåòñÿ ñàìî ñóùåñòâîâàíèå ÷åëîâåêà, åãî íîðìàëüíàÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòü. ñì. â ôîëüêëîðå: Âåëèêîå áîãàòñòâî ÷åëîâåêó óì; Ðàçóìíûé âèäèò, ÷òî ê ÷åìó èä¸ò; Óì ñèëó ëîìèò; Ñ óìîì òîðãîâàòü, áåç óìà ãîðåâàòü è äð.
ôðàçåîë. â öåëîì ïåðåäà¸ò ñòåðåîòèïíîå ïðåäñòàâëåíèå î ïñèõè÷åñêè íåíîðìàëüíîì ñîñòîÿíèè ÷åëîâåêà.
àâòîð:
Ì. Ë. Êîâøîâà
See:
ÑÂÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 1)
2. ÑÕÎÄÈ/ÒÜ/ÑÎÉÒÈ/ <ÏÎÑÕÎÄÈ/ÒÜ> Ñ ÓÌÀ/
êòî [îò ÷åãî]
Òåðÿòü êîíòðîëü íàä ñîáîé, ñèëüíî íåðâíè÷àòü, âåñòè ñåáÿ áåçðàññóäíî.
Èìååòñÿ â âèäó, ÷òî ëèöî (Õ), áóäó÷è â ýìîöèîíàëüíî âîçáóæä¸ííîì ñîñòîÿíèè îò êàêèõ-ë. ïåðåæèâàíèé, ìûñëåé, ïðîèñøåñòâèé (Ð), íå äà¸ò ñåáå îò÷¸òà â ñâîèõ äåéñòâèÿõ, ïåðåñòà¸ò ïðàâèëüíî îöåíèâàòü ñèòóàöèþ. Ãîâîðèòñÿ ñ íåîäîáðåíèåì. íåôîðì. {1} Àêòèâíàÿ ðåàëèçàöèÿ ñèòóàöèè: ? Õ ñõîäèò ñ óìà.
Èìåííàÿ ÷àñòü íåèçì.
 ðîëè ñêàç.
Ïîðÿäîê ñëîâ-êîìïîíåíòîâ íåôèêñèð.
? — Ìû âñåãäà òàê: æèâ¸ò ÷åëîâåê — âðîäå òàê è íàäî. À ïîìð¸ò — æàëêî. Íî ñ óìà îò ãîðÿ ñõîäèòü — ýòî òîæå… äóðîñòü. Â. Øóêøèí, Ãîðå.? — Âîò âñå ñìîòðÿò ââåðõ è äóìàþò: êàê? À çàéêà êðè÷èò òàì, áåäíûé, íîæêàìè áîëòàåò. Îòåö òóò ñ óìà ñõîäèò. Â. Øóêøèí, Êàê çàéêà ëåòàë íà âîçäóøíûõ øàðèêàõ.
Â÷åðà åù¸, êîãäà îí âûñòóïàë â êëóáå è ðàññêàçûâàë ìíîãî ñìåøíûõ èñòîðèé, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò íà ñú¸ìêàõ, äåâ÷îíêè ñõîäèëè ñ óìà è ïèñàëè çàïèñêè, ïåðåäàâàÿ â ïåðåäíèå ðÿäû. Â. Ëèõîíîñîâ, Ñ÷àñòëèâûå ìãíîâåíèÿ.
«Áîæå ìîé! Áåç äâàäöàòè äâåíàäöàòü! Ìàìà, íàâåðíîå, ñ óìà ñîøëà. ß îáåùàëà áûòü ê óæèíó <…>». Âèêòîð Åðîôååâ, Òð¸õãëàâîå äåòèùå.
×òî òâîðèòñÿ âî âðåìÿ ïðè¸ìà! Ñåãîäíÿ áûëî 82 çâîíêà. Òåëåôîí âûêëþ÷åí. Áåçäåòíûå äàìû ñ óìà ñîøëè è èäóò. Ì. Áóëãàêîâ, Ñîáà÷üå ñåðäöå.
Îíè òàì âñå âìåñòå ñ Øóòèêîâûì ñ óìà ïîñõîäèëè. Î òðóáàõ òîëüêî è ãîâîðÿò. Â. Äóäèíöåâ, Íå õëåáîì åäèíûì.
«Ëþäè ñîâñåì ïîñõîäèëè ñ óìà, — ïîêà÷àë ãîëîâîé Ñîëîìîí Åâñååâè÷, — ìíå óæå äâàäöàòü ÷åëîâåê çâîíèëè ïðî ýòè øàïêè». Â. Âîéíîâè÷, Øàïêà.
— Âñå íà÷èñòî ïîâëþáëÿëèñü, — ïðîâîð÷àë Ïàøêà. — Ñ óìà âñå ïîñõîäèëè. Â. Øóêøèí, Êëàññíûé âîäèòåëü.
? Åëåíà ñëîæèëà ðóêè íà ãðóäè è ñêàçàëà: — Íèêîë, ÿ òåáÿ âñ¸ ðàâíî íå ïóùó… Íå ñõîäè ñ óìà. Ì. Áóëãàêîâ, Áåëàÿ ãâàðäèÿ.
Îíà ïîäñåëà ê Àëüêå, êðåïêî, âñõëèïûâàÿ ñàìà, îáíÿëà ïëåìÿííèöó. — Íó, íó, íå ñõîäè ñ óìà-òî. Ô. Àáðàìîâ, Àëüêà.
? [Òèìîôååâ:] <…> Òîëüêî íå êðè÷èòå, óìîëÿþ!.. ß è ñàì ñõîæó ñ óìà, íî ÿ ñòàðàþñü äåðæàòü ñåáÿ â ðóêàõ. Ì. Áóëãàêîâ, Èâàí Âàñèëüåâè÷.
«ß ñ óìà ñõîäèë îò ìûñëè, ÷òî ñêîðî îïÿòü ïîéä¸ò ñíåã. ß íå ìîãó âèäåòü, êàê îí ïàäàåò, ïàäàåò, ïàäàåò». Ê. Ôåäèí, Ãîðîäà è ãîäû.
«Ëèçà, Ëèçà! — çàìàõàëà ðóêàìè Ðàå÷êà. — Ãäå òû áûëà? Ìû â÷åðà ïðîñòî ñ óìà ñõîäèëè <…>». Ô. Àáðàìîâ, Áðàòüÿ è ñ¸ñòðû.
êóëüòóðîëîãè÷åñêèé êîììåíòàðèé:
Îñíîâíîé êîììåíòàðèé ñì. â ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 1. {1}. ôðàçåîë. â öåëîì ïåðåäà¸ò ñòåðåîòèïíîå ïðåäñòàâëåíèå îá èçëèøíå ýìîöèîíàëüíîì, íåðâîçíîì ñîñòîÿíèè êîãî-ë.
àâòîð:
Ì. Ë. Êîâøîâà
See:
ÑÂÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 2)
3. ÑÕÎÄÈ/ÒÜ Ñ ÓÌÀ/
êòî ïî êîìó, ïî ÷åìó
Ñòðàñòíî ìå÷òàòü, ïðîÿâëÿÿ áåçðàññóäñòâî.
Èìååòñÿ â âèäó, ÷òî ëèöî (Õ), èñïûòûâàÿ ÷ðåçìåðíîå âëå÷åíèå ê äðóãîìó ëèöó (Y), ê êàêîìó-ë. ïðåäìåòó, âåùè (Z), âåä¸ò ñåáÿ èçëèøíå ýìîöèîíàëüíî, äî íåëåïîñòè âîñòîðæåííî. Ãîâîðèòñÿ ñ íåîäîáðåíèåì, ñ îòòåíêîì ïðåíåáðåæåíèÿ. íåôîðì. {1} Àêòèâíàÿ ðåàëèçàöèÿ ñèòóàöèè: ? Õ ñõîäèò ñ óìà ïî Y-ó <Z-ó>.
Èìåííàÿ ÷àñòü íåèçì.
 ðîëè ñêàç.
Ïîðÿäîê ñëîâ-êîìïîíåíòîâ íåôèêñèð.
? Îíà áûëà íå òàêàÿ, ÷òîáû ñ óìà ñõîäèòü ïî àðòèñòó, ïèñàòü åìó ïèñüìà è äåðæàòü ïîä ïîäóøêîé åãî ôîòîãðàôèþ. Â. Ëèõîíîñîâ, Ñ÷àñòëèâûå ìãíîâåíèÿ.? Íå ïî ëåòàì ðàíî íà÷àë îí óõàæèâàòü çà äåâóøêàìè, è, êàê ñêàçûâàëà Âåðî÷êà, íåêîòîðûå ïî íåìó ñ óìà ñõîäÿò. Â. Ñîêîëîâ, Âòîðæåíèå.
Ò¸òóøêà Õðèñóëà ïðÿìî ñ óìà ñõîäèëà ïî ÷¸ðíîìó èíæèðó. Ô. Èñêàíäåð, Ñàíäðî èç ×åãåìà.
? «À òû, ÿ ãëÿæó, òàêàÿ æå ìå÷òàòåëüíàÿ äóðî÷êà, êàê è ÿ. Íà÷í¸øü ïî íåìó [ïî Ñåðãåþ] ñ óìà ñõîäèòü, áóäåøü ó ïîäúåçäà ñòîÿòü, â òðóáêó äûøàòü <…>. Âñ¸ ýòî ó íåãî åñòü â áîëüøîì êîëè÷åñòâå. È íèêòî èç íàñ åìó íå íóæåí <…>». Ï. Íèêîëèí, Íîâûå äâîðèêè.
? — ß ïî ñàëàòó èç êðàáîâ ïðîñòî ñ óìà ñõîæó! Íà Íîâûé ãîä îáÿçàòåëüíî öåëûé òàçèê ñåáå ãîòîâëþ è çà ïðàçäíèêè ñúåäàþ. (Ðå÷.)
êóëüòóðîëîãè÷åñêèé êîììåíòàðèé:
Îñíîâíîé êîììåíòàðèé ñì. â ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 1. {1}. ôðàçåîë. â öåëîì ïåðåäà¸ò ñòåðåîòèïíîå ïðåäñòàâëåíèå î ÷üåé-ë. íåèñòîâîé, ñòðàñòíîé óâëå÷¸ííîñòè êåì-ë., ÷åì-ë.
àâòîð:
Ì. Ë. Êîâøîâà
See:
ÑÂÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ 3)
ÑÕÎÄÈÒÜ Ñ ÓÌÀ — ñõîäèòü/ñîéòè ñ óìà
Ðàçã. ×àùå ñîâ. ïðîø. âð.
1. Ëèøàòüñÿ ðàçóìà, ðàññóäêà, ñòàíîâèòüñÿ ïñèõè÷åñêè á… Ó÷åáíûé ôðàçåîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.