Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»
По теме: «Сказка о царе
Салтане», сравнение народной и литературной сказок, особенности волшебных
сказок, и спользованием техники ментальных карт.
Автор: Хибабаева
Лейла Гюльметовна.
Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок
Цели: Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.
Планируемы результаты:
·
определять
отличительные особенности литературной сказки;
·
совершенствовать
навыки чтения;
·
развивать
умение анализировать художественное произведение;
·
содействовать
воспитанию любви к поэтическому слову;
·
воспитания
милосердия, ответственности, доброты, правдивости;
·
развивать
чувства прекрасного посредством художественного слова;
·
развивать
умение взаимодействовать с одноклассниками.
Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1
частьКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.
1. Орг.
момент:
Встали ребята,
повернулись к гостям. (Приветствие гостей).
2. Ход.
Урока.
3. Мы
с вами начинаем урок литературного чтения, урок который развивает не только
нашу память, не только нашу речь, наше внимание и мышление; но и развивает
самое главное; наши эмоции, нашу фантазию, наше сердце и душу.
За что мы любим урок литературного
чтения? (Ответы детей: 1) Узнаём много нового; 2)
Узнаем новых писателей, 3) читаем разные, интересные произведения).
Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (Новых
знаний)
А что необходимо, чтоб у нас урок
получился? Внимательно слушать учителя.
Я желаю вам настроиться на рабочий лад, и
конечно же у вас всё получиться.
И так, посмотрите пожалуйста на модели
которые лежат перед вами, возьмите модели, прочитайте, что нужно выполнить?
(Заполнить модель чтения). Даю вам ровно одну минуту для заполнения этих
моделей самостоятельно. Кто уже выполнил? а)С
помощью моделей мы узнаем какой раздел мы изучаем? (Великие русские писатели.)б) Биографию какого великого писателя
мы изучали на прошлом уроке? (Биографию
А.С. Пушкина.)в) Какие стихотворения А.С. Пушкина мы изучили с вами? Кто
нам прочитает фрагмент из любого стихотворения?Какое произведение А.С. Пушкина
мы изучаем? (Сказка о царе Салтане.) Что
было задано на дом? (Выучить наизусть любой фрагмент из сказки.) Кто прочитает фрагмент из сказки? Красиво с вырожением.
Скажите пожалуйста,
понравилось ли Вам читать данное произведение? Ответьте почему? (Сказа о Царе
Салтане очень интересно читать, потому что автор показал нам волшебный
сказочный мир, где есть настоящие богатыри, есть лебедь белая, исполняющая
желания.Но больше всего мне понравилась, то что добро побеждает зло).
Я сегодня предлагаю вам,
провести сравнение данной сказки на наличие авторских признаков, а за основу мы
с вами возьмём слова Самуила Яковлевича Маршака сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной…
Но для
начала нам необходимо вспомнить:
1. Что такое сказка?
2. Какие бывают сказки по написанию?
3. Структура сказки?(Зачин, основная часть,
концовка).
После этого
мы приступим к сравнению; и так,
1.
Что такое
сказка?
2.
Какие
бывают сказки по написанию? (Авторские и народные)
3.
Напомните мне признаки авторской сказки: 1. Наличие автора. 2. Известен год
написания. 3. Письменная форма. 4. Жанр смешанный.
4.
Напомните мне признаки народной сказки: 1. Автор народ. 2. Год написания не
известен. 3. Устная форма (из уст в уста). 4. Каждая сказка имеет определённый
жанр.
5. Виды
сказок? а) О животных. (Главные герои животные? б) Волшебные сказки(Фантастический
мир).в) Бытовые сказки. (Описывается обыденная жизнь).
К какому
виду относится сказка о царе Салтане?
А теперь
давайте проанализируем сказку на сравнение её признаки из сказки о царе Салтане
авторской сказки и народной сказки:
Скажите
пожалуйста, сказка о ЦС авторская или народная, есть автор у сказки? (А.С.Пушкин),
а так же есть год написания 1831 г. есть ли в данной сказке зачин? Здесь
авторский зачин, «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком», Это говорит о
том, что события существуют не где-то там далеко, а здесь рядом с нами, на
русской земле.
Фома
написания какая? Письменная форма.(Ребята, в авторской сказке реалистично
описаны или предметы или герои, пейзажи) есть в этой сказке реалистичные
описания?
А знаете ли
вы, что, сюжет ко многим сказкам А.С. Пушкин позаимствовал из тех народных
сказок, которые в детстве рассказывала ему его няня, кто помнит, как звали няню?
(Полина Родионовна)
Сказка о
царе С. Это вольная обработка народной сказки, автор свободно изменял и
дополнял сюжет, сохраняя при этом, народный характер содержания.
Ребята мы с
вами выделили основные признаки авторской сказки из изучаемой нами сказки, а
теперь давайте выделим признаки народной волшебной сказки, какая же ВОЛШЕБНАЯ
СКАЗКА БЕЗ ВОЛШЕБНЫХ ГЕРОЕВ И Предмет… (Есть ли в этой сказке волшебные
герои и предметы?) ДА, Например: волшебная лебедь, 33 богатыря, дядька
Черномор, белка. Предметы золотые орешки, какие орешки «ядра чистый изумруд»
Не одна
волшебная сказка не обходится без волшебных превращений, Какие превращения были
в этой сказке, давайте вспомним; (Лебедь превращение в прекрасную
принцессу) князь Гвидон рос не по дням, а по часам), т. е. в данной
сказке очень много превращений верно?
В народных
сказках есть чёткое разделение на добрых и злых персонажей, назовите мне их: (Добрые
Гвидон, царевна –лебедь, царица).Злые- ткачиха, повариха, коршун.)
В волшебных
сказках обязательно должны быть троекратные повторы, т.е. действия повторяются
3 раза есть ли в этой сказке такие повторы. (Князь Гвидон превращается
в муху, в комара, в шмель;царевна-лебедь трижды исполняет желания
князя-Гвидона.)
Поработайте
в парах с соседом по парте. Создайте синквейн к данному произведению. Но прежде чем начать
работать, давайте мы вспомним что такое синквейн?
Синквейн–
это не рифмованноерифма это?стихотворенье
состоящее из 5 строк, появился синквейн
в начале 20 века в Америке, с 1997 года, синквейнстал
популярен и в России.
Как
заканчивается изучаемая нами произведение?
Подведём итоги урока…
— Чем занимались на уроке?
— Решили мы те задачи, которые ставили перед собой?
— Что нового узнали на уроке?
Рефлексия…
— Оцените свою работу. Если вам понравился урок, покажите мне
солнышко.
— Если урок не понравился, покажите тучку.
Дом. зад.: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе
Салтане»
и «Перевёрнутый урок»
Урок окончен! Спасибо за работу!
Перевёрнутый урок –
метод, по которому учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома,
самостоятельно.
2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).
2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи
(всем классом совместно).
3. Изучение нового материала
с основой на ранее изученный.
Редкое умение Жуковского – увидеть
и оценить чужой талант.
В 1815 году Жуковский посещает
Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой
судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский напишет: «Это надежда
нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастёт».
26 марта 1815 года на квартире у
Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».
По окончании чтения Жуковский
достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого
учителя…» вручил его Пушкину.
У Пушкина есть строки, обращённые к
Жуковскому:
Его стихов
пленительная сладость
Пройдёт веков
завистливую даль…
Эти строки являются эпиграфом к
нашему уроку.
? Что такое эпиграф?
(Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и
т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной
части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.)
?Как вы понимаете смысл эпиграфа?
3.1. Анализ эпиграфа.
Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в
Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.
Жуковский пишет «Сказку о царе
Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.
3.2. Актуализация и
систематизация опорных знаний.
? Ребята, давайте вспомним, что
такое народная сказка?
? Что отражается в народных
сказках?
? Какие виды народных сказок Вы
знаете?
(Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили
представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.
В них отражены нравственные
принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются
выразительные черты национального характера, верований, быта.
Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые и сказки о животных
Сказки о животных занимают особое
место, так как их возникновение исследователи устного народного творчества
связывают с языческими ритуалами. )
3.3. Подача нового материала.
Литературная сказка возникла
гораздо позже.
Во второй половине XVIII века с
развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские
обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали
использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра.
Огромное место литературная
сказка занимала и занимает и в нашей стране.
3.4. Работа в тетрадях.
Запись темы урока: Чудесный мир
литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.
Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.
Давайте зафиксируем
отличительные признаки литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной.
Литературные сказки писали многие
русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.
В основном писатели используют
доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами,
героями.
Общие черты литературной сказки
и народной:
—
сказочные зачины и концовки, формулы;
—
постоянные эпитеты;
—
сюжет волшебной сказки;
—
чудесные предметы;
—
число «три»;
—
положительные и отрицательные герои;
—
победа добра над злом в финале.
Отличительные черты литературной сказки:
—
шутливый тон повествования (приглашение чародеек
на пир);
—
авторское отношение к героям сказки (описание
царевны, царского сына);
—
чисто литературные описания (описание пробудившегося
царского дома);
—
«авторские» эпитеты («раскалительный огонь»,
«рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);
—
стихотворная форма.
А
сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым
будет связано домашнее задание.
Бродячие сюжеты — устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие
свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны…
«Спящая
царевна» В.А. Жуковского
«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
«Царевна-шиповник»
братьев Грим
«Спящая
в лесу красавица» Шарля Перро
4.Выразительное чтение сказки
«Спящая царевна».
Текст может читать учитель,
возможно включение аудиозаписи.
5. Словарная работа по
тексту сказки «Спящая царевна».
Ученикам предлагается найти
устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.
Работа со словарём.
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий
офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного
лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
5. Беседа по содержанию
сказки «Спящая царевна».
Разговор о сказочных героях.
Вопросник по содержанию сказки.
1. Кто герои сказки? Наделены
ли они именами?
2. Кто выступает в качестве
предсказателя? В чём необычность этого персонажа?
3. С помощью какой сказочной
формулы описывается красота родившейся царевны?
4. Почему на пир не пригласили
двенадцатую колдунью?
Как она отомстила?
Какой вы представляете себе
ведьму?
5. Почему можно сказать, что
двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
6. Как царь Матвей пытается
отвести беду от любимой дочери?
7. Кем на самом деле была
старушонка-пряха?
8. Прочитайте описание дворца,
объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?
9. Кто пробудил царевну от
волшебного сна?
10. Почему изменилось описание
бора при появлении царского сына?
(он спаситель)
11. Опишите спящую царевну (с
обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку
презентации, к тексту сказки).
12. Что разрушает силу сна?
13. Каков финал сказки?
14. Что в сказке Жуковского
напоминает русские народные сказки?
(Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей
царевне.)
15. Что отличает «Спящую
царевну» от русских народных сказок?
(Отличает эту сказку от народной ее
форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)
6. Чтение учебной статьи «Из
истории создания сказки «Спящая царевна».
Выразительное чтение статьи
учениками класса.
Размышления о прочитанном:
1. Вы
прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что
запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?
Литературная сказка от народной отличается
- Наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.
- В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
У литературной сказки есть конкретный автор,а у народной сказки считается что автор народ, но первоисточник всегда есть и он нам не известен. Раньше сказки передавались из уст в уста и каждый менял что то в ней, как говорится подгонял под себя, под своего ребенка, возможно в некоторых сказках мало что до нас дошло в первоначальном варианте…
Хотелось бы еще сказать что есть сказки которые сочинил народ, а автор просто напросто записал на бумагу и изменил конец сказки (так сказать в сказке хепи енд).
88SkyWalker88 [327K]
6 лет назад
Народная сказка — это жанр устного и письменного фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Пример: «Колобок», «Репка».
Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. Сюжет и герои вымышленны или могут быть реальными. Пример: «Сказка о потерянном времени» Шварца.
Koluchiy [12.3K]
6 лет назад
Литературные сказки кроме автора, конкретного человека, котрый мог, правда, подписываться псевдонимом, имеют ещё одну особенность — все они изложены на бумаге. То есть написаны. Народные сказки не создавались на бумаге, а рассказывались из поколения в поколение, пока не дошли до наших дней. И тогда начали сниматься мультфильмы, готовиться радиопередачи и, естественно, издаваться в книгах.
HotMilk [61.8K]
6 лет назад
Народные сказки ,даже можно сказать сказания, так как их сказывали из уст в уста. Это народный фольклер. Народные сказки — это мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и придумывал их сам народ.
Литературные сказки имеют конкретного автора, художественный замысел и расширенное описание сюжетов.
Leather-Radish [64.8K]
6 лет назад
Вообще-то народные сказки на то и народные, что их автор не известен. Их пересказывали (отсюда и слово — сказка)друг другу. Потом уже начали печатать книги народных сказок:
Авторские сказки придумывались конкретным человеком. Например, лучшим поэтом русской литературы А. С. Пушкиным
milonika [16.4K]
6 лет назад
Отличие литературной сказки, от сказки народной в том, что у сказки народной нету определенного автора, не указан как говориться первоисточник. А литературная имеет своего автора. Так же литературные сказки как мне показалось, имеют более понятный современным людям язык.
Nety Nety [51.8K]
8 лет назад
У литературной сказки, в большинстве случаев, есть конкретный автор — с именем и фамилией. Например, Ершов «Конек-горбунок».
У народной сказки имена авторов отсутствуют, так как автор сам народ — сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение!
Любознайка [5.6K]
7 лет назад
В качестве источника народной сказки выступают народные сказания и рассказы, передающиеся из поколения в поколения, как поучительные истории. Литературная сказка — официальное произведение, которое создавалась одним или несколькими авторами.
Стрымбрым [334K]
7 лет назад
Народная сказка потому так и называется, что её автором является сам народ. Как правило, в основе народных сказок лежит какое либо предание, легенда. А у литературных сказок всегда есть автор и пишутся они по литературным правилам.
Народную сказку придумал народ, а литературную какой либо автор например-Ганс Христиан Андерсен-«Снежная королева».
lorik01072 [2.5K]
8 лет назад
У литературной сказки есть автор, а народную сказку придумал народ.
Elli51 [0]
более года назад
В народной сказке нет волшебников и фей. Там действующие лица люди, звери, природа (напр. яблоня) предметы быта (напр. печь), т.е. то что окружало людей, и кому они приписывали необычные свойства.
Знаете ответ?
Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия
Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.
Народные сказки
Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:
- Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
- Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
- Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
- Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
- Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).
Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.
Литературные сказки
Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.
Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.
Общее. Фольклорные традиции
Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:
- Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
- По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
- В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
- Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.
Отличия
Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:
- В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
- В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
- Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
- Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.
Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.
Коротко о главном
Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.
Любимый литературный жанр малышей
Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Нет автора | Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы | Есть автор | |
Не записывалась, передавалась из уст в уста | Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа | текст, зафиксированный в письменной форме | |
Общее представление о герое, о его внешности | Зачин, основная часть, концовка | Детально описываются герои, их поступки | |
Чувства и переживания героя нам неизвестны | Добро побеждает зло | Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства | |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы | Волшебная сила, превращения | Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою | |
Нет времени | Нарушение запрета | Отпечаток времени, когда автор писал сказку | |
Поиск похищенного | В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Назовите сказку | Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. | Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда* очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник* в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долгожданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла. *инда очи — даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку | Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. | Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. |
Назовите сказку | Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. | И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой… За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется;… Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. Вот идет; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг нее страна пустая; Под горою темный вход. Он туда скорей идет. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!…. Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла. Лишь ее похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной
Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки.
Русские литературные сказки
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки.
В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.
Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836).
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.
Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929).
Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).
Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе.
Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958) Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.
Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.
Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..
С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз» начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939). Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.
Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».
В 50-х годах большую известность получили книги Виталия Георгиевича Губарева (1912–1981) Королевство кривых зеркал (1951), В Тридевятом царстве (1956), Трое на острове (1959). Подлинную популярность книге принес одноименный кинофильм режиссера А.А.Роу, вышедший на экран в 1963.
Триология Николая Николаевича Носова (1908–1976) Приключения Незнайки и его друзей (отдельное издание – 1954), Незнайка в Солнечном городе (отдельное издание – 1958) и Незнайка на Луне (отдельное издание – 1971) соединила в себе различные стили, от утопии до памфлета.
Валерий Владимирович Медведев (род. 1923) в повести Баранкин, будь человеком! (1962) близок к жанру научной фантастики. Превосходную авторскую сказку Шел по городу волшебник…(1963) написал ленинградский прозаик Юрий Геннадьевич Томин (настоящая фамилия – Кокош, р. 1929).
Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937). в книге «Крокодил Гена и его друзья» (1966) создает непривычную систему персонажей, делая главным героем изобретенное им существо. Его книга Вниз по волшебной реке (1979) построена на игре с формами и стереотипами народной сказки, в данном случае фольклорное произведение приобретает черты авторской.сказки
▤ Дополняющие материалы: 100 лучших сказок мира. Гид по сказкам
70 лучших сказок русских и советских писателей
1 | Александр Пушкин — Руслан и Людмила | |
2 | Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке | |
3 | Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане | |
4 | Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде | |
5 | Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке | |
6 | Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях | |
7 | Василий Жуковский — Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери | |
8 | Василий Жуковский — Сказка о Иване-царевиче и сером волке | |
9 | Иван Крылов — Ворона и Лисица | |
10 | Иван Крылов — Мартышка и очки | |
11 | Иван Крылов — Лебедь, Рак и Щука | |
12 | Иван Крылов — Стрекоза и Муравей | |
13 | Иван Крылов — Слон и Моська | |
14 | Сергей Аксаков — Аленький цветочек | |
15 | Петр Ершов — Конёк-Горбунок | |
16 | Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино | |
17 | Алексей Толстой — Прожорливый башмак | |
18 | Александр Островский — Снегурочка | |
19 | Павел Бажов — Уральские сказы | |
20 | Николай Некрасов — Генерал Топтыгин | |
21 | Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине | |
22 | Николай Гоголь — Вий | |
23 | Александр Грин — Бегущая по волнам | |
24 | Самуил Маршак — Двенадцать месяцев | |
25 | Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей | |
26 | Николай Носов — Незнайка на Луне | |
27 | Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе | |
28 | Алан Александр Милн — Винни-Пух | |
29 | Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот | |
30 | Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч | |
31 | Корней Чуковский — Мойдодыр | |
32 | Корней Чуковский — Доктор Айболит | |
33 | Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана | |
34 | Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове | |
35 | Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке | |
36 | Виталий Бианки — Рассказы и сказки | |
37 | Юрий Олеша — Три толстяка | |
38 | Константин Паустовский — Сказки | |
39 | Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал | |
40 | Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты | |
41 | Виталий Бианки — Синичкин календарь | |
42 | Евгений Шварц — Голый король | |
43 | Валентин Катаев — Цветик-семицветик | |
44 | Александр Волков — Волшебник Изумрудного города | |
45 | Александр Волков — Жёлтый Туман | |
46 | Александр Волков — Огненный бог Марранов | |
47 | Александр Волков — Семь подземных королей | |
48 | Борис Шергин — Волшебное кольцо | |
49 | Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком | |
50 | Юрий Томин — Шёл по городу волшебник | |
51 | Лия Гераскина — В стране невыученных уроков | |
52 | Сергей Абрамов — Выше радуги | |
53 | Кир Булычев — Сто лет тому вперёд | |
54 | Владимир Одоевский — Городок в табакерке | |
55 | Владимир Одоевский — Мороз Иванович | |
56 | Владимир Одоевский — Индийская сказка о четырех глухих | |
57 | Вениамин Каверин — Песочные часы | |
58 | Софья Прокофьева — Сказка о ветре в безветренный день (Пока бьют часы) | |
59 | Всеволод Гаршин — Attalea princeps | |
60 | Владимир Брагин — В Стране Дремучих Трав | |
61 | Радий Погодин — Где ты, Гдетыгдеты? | |
62 | Дмитрий Гайдук — Растаманские Сказки | |
63 | Андрей Малышев — Елена Прекрасная | |
64 | Софья Ролдугина — Ключ от всех дверей | |
65 | Виталий Губарев — В Тридевятом царстве | |
66 | Эдуард Веркин — Серия книг «Хроника Страны Мечты» | |
67 | Тамара Крюкова — Кот на счастье | |
68 | Елена Данько — Побеждённый Карабас | |
69 | Степан Григорьевич Писахов — Соломбальска бывальщина | |
70 | Ованес Туманян. Умный и глупый |
BOOK24. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ СО СКАЗКАМИ
Русские народные сказки
Фольклористы обычно выделяют 3 основных вида русских народных сказок: сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки.
Среди русских народных сказок присутствует достаточно много сказок о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.).
Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).
Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.
65 лучших русских народных сказок
1 | Гуси-лебеди | 33 | Два Ивана — солдатских сына |
2 | Иван-царевич и серый волк | 34 | Два Мороза |
3 | Сестрица Аленушка и братец Иванушка | 35 | Елена Премудрая |
4 | Василиса Прекрасная | 36 | Золотая рыбка |
5 | Царевна-Лягушка | 37 | Иван Бесталанный и Елена Премудрая |
6 | Иванушка-дурачок | 38 | Иван — коровий сын |
7 | Колобок | 39 | Казак и ведьма |
8 | Репка | 40 | Как лиса шила волку шубу |
9 | Курочка Ряба | 41 | Кашица из топора |
10 | Петушок – золотой гребешок | 42 | Коза — дереза |
11 | Баба-Яга | 43 | Кот — серый лоб, козел да баран |
12 | Сивка-Бурка | 44 | Кривая уточка |
13 | Теремок | 45 | Мальчик с пальчик |
14 | Морозко | 46 | Маша и медведь |
15 | Иван — крестьянский сын и чудо-юдо | 47 | Медведь и лиса |
16 | Финист — ясный сокол | 48 | Морской царь и Василиса Премудрая |
17 | Волк и коза | 49 | Мужик и медведь |
18 | Белая уточка | 50 | Никита Кожемяка |
19 | Бобовое зернышко | 51 | О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове |
20 | Волшебное кольцо | 52 | О молодильных яблоках и живой воде |
21 | Журавль и цапля | 53 | Пастушья дудочка |
22 | Зимовье зверей | 54 | По щучьему веленью |
23 | Каша из топора | 55 | Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что |
24 | Летучий корабль | 56 | Поп и батрак |
25 | Кот и лиса | 57 | Правда и Кривда |
26 | Лиса и волк | 58 | Семь Симеонов |
27 | Лиса и журавль | 59 | Фома и Ерема |
28 | Лиса и кувшин | 60 | Хаврошечка |
29 | Мужик и медведь | 61 | Хрустальная гора |
30 | Никита Кожемяка | 62 | Царевна — змея |
31 | Хаврошечка | 63 | Чернушка |
32 | Марья Моревна | 64 | Чудесная рубашка |
65 | Яичко |
Сказки. Купить книги
Русские народные сказки. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru
Сказки отечественных писателей. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru
Жанр «Сказки» в книжном магазине Литрес
litres.ru
Почитать русские народные сказки
Детская электронная библиотека «Пескарь»
peskarlib.ru/skazki
Сайт «Сказки»
l-skazki.ru
Мульфильмы по руским сказкам
А
А в этой сказке было так…
Алёнушка и солдат (мультфильм)
Б
Баба Яга. Начало (мультфильм)
Бабка Ёжка и другие
Бурёнушка
В
Вернулся служивый домой
Волк и семеро козлят (мультфильм)
Волк и семеро козлят на новый лад
В некотором царстве…
Василиса Прекрасная (мультфильм)
Верлиока (мультфильм)
Вершки и корешки
Волчище — серый хвостище
Волшебная птица (мультфильм)
Г
Горе — не беда
Гуси-лебеди (мультфильм)
Д
Двенадцать месяцев (аниме)
Девочка и медведь
Дереза (мультфильм)
Ж
Жар-птица (мультфильм)
Жил у бабушки козёл
Жихарка (мультфильм, 2006)
З
Зимовье зверей (мультфильм, 1981)
И
Ивашко и Баба-Яга
К
Как поймать перо Жар-Птицы
Как старик наседкой был
Колобок (мультфильм, 1936)
Краса ненаглядная
Крылатый, мохнатый да масленый
Как грибы с горохом воевали
Каша из топора
Колобок (мультфильм, 1956)
Кот и лиса (мультфильм)
Кот Котофеевич (мультфильм)
Л
Лиса и дрозд (мультфильм)
Летучий корабль (мультфильм)
Лиса и Волк (мультфильм, 1936)
Лиса и волк (мультфильм, 1958)
Лиса и заяц
Лиса и медведь (мультфильм)
Лиса Патрикеевна (мультфильм)
Лиса, заяц и петух (мультфильм)
М
Машенька (мультфильм)
Межа (мультфильм)
Мороз Иванович (мультфильм)
Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1977)
Машенька и медведь (мультфильм)
Медведь — липовая нога
Молодильные яблоки (мультфильм)
П
Петушок — золотой гребешок (мультфильм)
Поди туда, не знаю куда (мультфильм)
Последняя невеста Змея Горыныча
Про деда, бабу и курочку Рябу
Петух и боярин
По щучьему велению (мультфильм, 1984)
По щучьему велению (фильм, 1970)
С
Синеглазка (мультфильм)
Сказка о солдате (мультфильм)
Сказка сказывается
Снегурочка (мультфильм, 2006)
Старик и журавль (мультфильм)
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (мультфильм)
Сказка о глупом муже (мультфильм)
Сказка о Снегурочке (мультфильм)
Сказка про Емелю
Снегурка (мультфильм)
Т
Теремок (мультфильм, 1937)
Теремок (мультфильм, 1945)
Терем-теремок (мультфильм)
Три дровосека
У
Уважаемый леший
У страха глаза велики
Ц
Цапля и журавль (мультфильм)
Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)
Царевна-лягушка (мультфильм, 1971)
Царь Дурандай
Ч
Чудесный колодец
Чудесный колокольчик
Чудо-мельница
ВИДЕО
Советские фильмы по мотивам литературных и народных сказок
www.ivi.ru
Советские и российские фильмы по мотивам сказок
www.youtube.com
60 любимых советских мультфильмов по мотивам сказок
kino.mail.ru
Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Какие различия?
Задание по литературе для 3 класса Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
Само собой, что основным отличием сказки Пушкина «О царе Салтане» от любой народной сказки является наличие автора, но это отличие характерно для любой авторской сказки.
Зато и сходства сказки Пушкина с волшебными народными сказками множество.
Давайте вспомним эти сходства:
А вот различием можно считать стихотворный язык сказки, ведь народные сказки обычно пишутся прозой.
В «Сказке о царе Салтане» Пушкин использует многие особенности народных волшебных сказок. Его герой терпит много горя от злодеев, которые в конце сказки оказываются наказанными. В этой сказке много волшебных превращений, много сказочного, чего не возможно в реальной жизни, волшебница царевна Лебедь исполняет желания своего мужа, как например Царевана-Лягушка исполняла желания Ивана-Царевича.
Также в сказках Пушкина всегда можно отыскать такие приметы как троекратный повтор, устойчивые фразы.
Все в мире познается в сравнении и Пушкин прекрасно понимал, что описание красоты зимнего утра, того впечатления, которое оно произвело на поэта и того впечатления, которое он собирался добиться своими строками у читателя, будет неполным, если не сравнить эту красоту с чем-то прямо противоположным. Поэт выбрал для сравнение образ зимней вьюги, которая прошла накануне.
Говоря про «печаль» и «мутное» небо, поэт показывает как поменялось его настроение, ведь утро он описывает уже словами «великолепными», «чудесный».
Вчера все было плохо, с утра все стало очень хорошо и поэта неудержимо манят снежные блестящие просторы, он хочет пронестись по ним на санках, отдавшись бегу коня.
Последние строки наполнены энтузиазмом и бодростью, предвкушением, даже азартом.
Но автор использует и другие слова, для того, чтобы передать звуки ветра. Он в стихотворении может внезапно «Зашуршать соломой» а может даже «Постучать в окно», видимо хлопая ставнями.
Эти сравнения очень образно передают звуки бури, звуки ветра, позволяют почувствовать всю силу непогоды, даже находясь в теплой комнате.
Стихотворение «Зимний вечер» относится к тем произведениям Пушкина, в которых он обращается к своей няне, Арине Родионовне, которая послужила источником вдохновения для написания множества проникновенных и ласковых строк.
Мы видим, что в этом стихотворении поэт называет няню «Доброй подружкой юности», ласково обращается к ней «Моя старушка».
Сразу становится понятно, что Пушкин очень нежно и с большой любовью относится к своей няне. Прочитайте, как он описывает ее поведение во время бури: утомлена, дремлешь, приумолкла. В этих словах чувствуется восхищение и трепет, с которым Пушкин относится к своей героине.
Так что все три слова отражают действительное отношение поэта к няне.
Стихотворения Лермонтова, которые изучают в 3 классе не самые жизнерадостные. Напротив, при их прочтении нас охватывает чувство печали и даже тоски. Мы понимаем, что автор писал их в грусти и постарался передать эти свои переживания читателям.
Чувством одиночества пронизаны стихотворения «Утес» или «На севере диком», только в первом мы видим одинокий утес, который плачет, когда его покидает тучка, во втором мы видим одинокую сосну, которая видит во сне прекрасную пальму.
Стихотворение «Осень» рисует картины замершего в ожидании зимы леса и также не дарит нам веселого настроения.
Поэтому для меня лирика Лермонтова очень грустная.
Образные выражения, которые использует Александр Пушкин в отрывке из романа «Евгений Онегин» для описания осенней природы необычайно выразительны.
Небо у поэта дышит осенью. Это уже не чистое и прозрачное летнее небо, это небо укрытое осенними тучами, прохладное и уже не такое голубое.
Таинственная сень лесов обнажалась, то есть теряла листву. Старинное слово Сень означает полог, шатер, и мы понимаем, что шатер листвы, которым были укрыты леса с приходом осени становится все тоньше, теряет свою таинственность с потерей листвы.
Источник
Тема урока: «Пушкинское «Лукоморье». Сравнение народной сказки с литературной сказкой А.С. Пушкина»
Разделы: Литература
Оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.
Форма: коллективная, групповая, индивидуальная. Ученики (с учетом их интересов и взаимоотношений) распределяются по творческим группам:
Каждая группа получает задание.
1. Знатоки сказок А.С.Пушкина
Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить «перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»
2. Исследователи сюжета
Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце. ». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».
3. Составители слайдов
Собрать материал по сказкам к слайдам.
Задача учителя: Из собранного материала отобрать наиболее удачный и составить слайды.
4. Языковеды
Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет», «постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок, лубочные повествования, гипотеза и др.).
1. Организационный момент
Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.
Ребята, на этом уроке нас ждет встреча с уже знакомыми сказками. С какими? Не спешите отвечать! Будьте терпеливы, внимательны, активны.
2. Актуализация знаний учащихся
– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать доброе от злого, хорошее от плохого).
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве..»? (Волшебные).
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? (Они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?
3. Детство поэта (рассказ учителя с опорой на представления учащихся)
Учитель. Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.
Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»
Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум
И в вымыслах носился юный ум…
Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.
Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их. Работает группа знатоков сказок.
4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)
– Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то есть предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.
– Вспомним названия русских сказок, заданных на дом. (Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
– Обратите внимание на длинное название сказок. Работает группа языковедов. (Это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой).
5. Сопоставительный анализ
Работает группа исследователей сюжета, им помогает группа языковедов. У каждого ученика на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказки с литературной сказкой».
Работа с таблицей сопровождается показом слайдов. Приложение 1
Учитель. Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Обратите внимание на длинные названия сказок.
Отвечают языковеды: Это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой.
– Назовите героев, которые встречаются в этих сказках.
Отвечают знатоки героев сказок: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.
Работают исследователи: Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.
Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:
…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить.
Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.
Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:
…Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.
Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался. кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене «Прощай!», полетел во дворец».
После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:
. Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…
В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!»
Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:
И я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре».
Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.
В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.
Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).
И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…
… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…
…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.
Учитель. Сопоставляя сказки, вы, ребята, конечно же, заметили одно качество, которое
роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.
Что всегда побеждает в народной сказке? Какие человеческие качества сказка прославляет, а за какие – наказывает? (Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.)
Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!
Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
– Согласны вы с этой гипотезой?
– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)
6. Введение нового материала
– Вспомним с детства знакомые строчки «…Там чудеса: там леший бродит…» Эти строчки из знаменитого «Лукоморья» – пролога к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок.
Выразительное чтение пролога учителем.
(Далее проводится беседа, в ходе которой комментируются трудные слова).
– Какой картиной начинается пролог? Как вы её себе представляете? (Устное словесное рисование).
– Что такое Лукоморье? (В фольклоре – сказочная страна, полная чудес).
– Знакомы ли вам персонажи, упомянутые в прологе? (Лешие, русалки, богатыри, Баба-Яга, Кощей и т.д.)
– А что за персонаж кот ученый? (Кот Баюн, популярный персонаж русской мифологии, хранитель священного дерева Перуна).
– Можете ли вы назвать ту сказку, которую А.С.Пушкин использовал, чтобы написать вступление к поэме? (Использована не одна сказка. Во многих фольклорных произведениях русского народа встречается и Кощей, и Баба-Яга, и другие герои).
– Зачем же они понадобились поэту? Что он хотел пояснить читателю поэмы? (Что поэма сказочная. Читая её, попадаешь в удивительный мир. Для этого в прологе автор рисует картину волшебного царства Лукоморья.)
Учитель. Всё напоминает в прологе о народной сказке. Обратите внимание на композиционное построение вступления. В нем, как и в сказке, есть зачин: где-то далеко, у Лукоморья. далее развитие действия:
«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
и т.д.
– Автор проводит читателя через сказочную жизнь разных героев. (Вспомните про постоянные эпитеты. Найдите их в тексте, например: «бурый волк», «на неведомых дорожках» и другие. Повторы: «через леса, через моря», «избушка…без окон, без дверей»).
– Как вы понимаете строчки: «Там русский дух… Там Русью пахнет!» (У Пушкина «русский дух» – это подлинно живое, светлое, доброе, народное начало, истинная Русь, которой веет от сказок).
Пролог заканчивается так же, как кончается народная сказка. Сегодня на уроке звучала традиционная сказочная концовка («И я там был, мёд, пиво пил…»). Но поэт вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для чего? (Поэт хотел сказать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется).
7. Подведение итогов
Учитель. Ребята! В любом возрасте не поздно заново открывать для себя мир сказки. Читайте сказки! Это полезное, увлекательное, захватывающее занятие.
8. Домашнее задание
Выучить наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Источник