В.А.Жуковский.»Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и русских народных сказок
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.
Этап 1. Оргмомент.
Психологический настрой детей на урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
5-минутка чтения
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1. Речевая разминка.
— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом.
Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
2.Мотивация к учебной деятельности
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ).
— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).
— Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года? (у неё есть автор). Портрет В.А.Жуковского
— Кто же написал эту сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).
— Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. ( Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок).
— Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний урок. (Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.А.Жуковского, будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», будем учиться анализировать, находить черты литературной и народной сказки).
4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).
— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».
5. Работа над биографией поэта — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?
Возможные варианты:
-В каком году Вы родились?
-Кто были Ваши родители?
-Где вы учились? Учились ли хорошо?
— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
— Когда вы научились читать?
— Какие книги вы читали?
— А в детстве вы сочиняли сказки?
— Как вы придумали сказку о спящей царевне?
(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)
-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).
1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?
— Кто были его родители?
-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)
2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).
3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского?
4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»
— Мы ответили на все заданные вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!
6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.
-Ребята, а что такое состязание?
-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной (когда через несколько уроков познакомимся и со сказкой Пушкина, и сравним их). Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.
Этап III. Проверка домашнего задания.
Понравилась ли сказка, которую вы прочитали дома? Почему?
— Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны – кто получит пять и больше – получит 5 за урок):
- «Доверяй, но проверяй» (викторина):
— Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.
— Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в своей сказке, называет его бором. Что такое бор? (Хвойный лес).
— Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть нужно отгадать загадки по сказке.
— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)
— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)
— Где все спали? (Во дворце)
— Кто был на зеленом лугу? (Царица)
— Кто уполз в ручей? (Рак)
— Кто спит перед огнем? (Повар)
— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)
— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)
— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).
— Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)
— Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)
— Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)
— Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)
— Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)
— Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)
— Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)
- Интерактивный тест-раскраска.
— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.
Можно немного и передохнуть.
7. Физкультурная минутка
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ
-Мы сейчас проведём небольшоё исследование — при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.
1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему. (Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).
2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет и нет ).
– Как развиваются события дальше? (
Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.
Двенадцать месяцев года
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
(Двенадцать месяцев года,).
– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?
(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)
— Как она отомстила?
(И незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»).
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало
3 группа работает над героями сказки. – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне
— Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,
они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
(Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки;
чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).
— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).
ИТОГ
— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:
- Идея – добро побеждает зло
- Более разнообразные приключения.
- Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
- Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера
- Стихотворная речь
- Построение: зачин, развитие действия, концовка.
- Волшебные «заколдованные» предметы
- Употребление устойчивых выражений
- Автор
Сходство | Различие |
1. Идея – добро побеждает зло | 1. Автор |
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера | 2. Более разнообразные приключения. |
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка. | 3. Стихотворная речь |
4. Употребление устойчивых выражений | 4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты») |
5. Волшебные «заколдованные» предметы |
— Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
4. Итог урока:
— Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?
— Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.
— В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:
Мы внимательные? – Да.
Мы старательные? – Да.
Мы умные? – Да.
Мы добрые? – Да.
Мы отлично учимся? – Да.
Всё у нас получилось? — Да.
А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)
(Выставление оценок)
5. Домашнее задание:
1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из сказки;
Творческие задания:
- иллюстрации к сказке;
- Проект — интерактивный словарь «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (можно индивидуально, можно коллективно)
6. Рефлексия:
— А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)
У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.
— Спасибо за урок! До свидания!
См. также
Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра
В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.
ПожаловатьсяСодержание:
Размышляем о прочитанном
1. вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось…?
Запомнилось то, как царевич через 300 лет сна царевны освобождает ее от злых чар колдуньи. Мне этот момент показался особенно торжественным и впечатляющим. Сам заколдованный лес расступается перед тем, кому суждено расколдовать девушку. Этот фрагмент напомнил мне то, что происходит и в конце сказки Пушкина «Сказка О мертвой царевне и семи богатырях».)
2. К какому виду сказок вы бы ее отнесли, если бы она была народной? К жанру волшебной сказки.
Что в ней напоминает народные русские сказки, что отличает от них?
Сравнение сказки Жуковского «Спящая царевна» с народной
Народные русские волшебные сказки в ней напоминают лишь волшебный характер событий, и отдельные слова и выражения, например :
«Что ни в сказке сказать, ни пером описать»- про красоту главной героини;
«детина удалой» — про главного героя;
начало («Жил-был» ) и концовка произведения («Свадьба-пир, и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»)
В остальном это произведение ничем не похоже на русскую народную сказку.
Сюжет этой сказки, ее главные герои взяты скорее из волшебных сказок других стран (Германия, Франция). Именно такие сюжеты и таких героев мы встречаем у братьев Гримм и Шарля Перро, которые записали народные сказки своих стран. Именно там присутствует сюжет о спящей красавице, на крестины которой забыли пригласить одну ведьму. Эта ведьма отомстила новорожденной злым проклятием. Через много лет отважный принц, суженый, пробуждает спящую девушку поцелуем.
В русской народной сказке нет таких героев, как феи-крестные, которые дарят новорожденной особые дары судьбы. Нет там и злой колдуньи, приходящей на пир без приглашения (вместо нее лишь Баба-Яга, но главный герой сам к ней приходит в лес).
Нет в русской народной волшебной сказке и шутливой формы, в которой написана сказка Жуковского. Произведение Жуковского имеет развлекательный, игровой характер, а русская народная сказка — не только развлечение. В ней много серьезного, таинственного, много поучительных моментов.
Также литературная сказка написана в стихах, чего не бывает с народными сказками.
История создания
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].
Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».
Чем похожи и отличаются сказки Спящая царевна и сказка о Мертвой царевне?
Чем похожи и отличаются Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушкина, и сказка Спящая царевна В.А.Жуковского?
На самом деле, у сказок Пушкина «О мертвой царевне» и Жуковского «Спящая царевна» больше различий, чем сходства.
Опишем различия этих сказок
Прежде всего сюжет. У Пушкина царевну преследует злая мачеха и она бежит к богатырям. Ее неустанно ищет жених. У Жуковского царевна растет с родителями, счастливая и беззаботная, жениха нет.
Различные главные герои. У Пушкина это прежде всего сама царевна и ее мачеха, а также Елисей, богатыри, Чернавка и в какой-то мере царь. У Жуковского это царь Матвей, царевна, царский сын, чародейки.
Пушкин стремился сделать свою сказку близкой к народной, использовал зачин, концовку, эпитеты, троекратные повторы. Жуковский писал скорее пародию, хотя также включил в нее элементы народных сказок.
Образ рака предсказателя вообще не встречается до этого нигде.
Теперь сходства сказок «О мертвой царевне» и «Спящая царевна».
Ее ищет молодой красавец.
Сон происходит от колдовства.
В конце играется свадьба.
Счастливое избавление от этой хвори, обеим приходит вместе с принцем.
Остальные действующие лица обоих произведений, не похожи друг на друга, и отличают их.
Сначала приведем примеры сходства двух замечательных сказок. В сказке «Спящая царевна» Жуковского и в сказке «О мертвой царевне» Пушкина главные героини становятся жертвами злых женщин. В результате их происков царевны прекращают вести активный образ жизни.
Возвращение к реальности происходит у обеих принцесс в результате действий благородных принцев. А в финале сказок главные героини выходят замуж за своих спасителей.
Отличий между сказками гораздо больше, и это:
▪ Царевна Пушкина умирает, а героиня Жуковского засыпает надолго.
▪ Принцесса Жуковского подвергается колдовству обиженной злой феи, а у Пушкина царевна стала жертвой происков завидущей мачехи.
▪ Пушкинская героиня спит три дня, в то время как героиня Жуковского засыпает на триста лет.
▪ Царевна Жуковского спит в замке, а принцессу Пушкина отнесли в грот, где она возлежит в хрустальном гробу.
Источник
История создания
Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.
Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.
- Чему учит сказка В.А.Жуковский спящая царевна.
Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:
- борьба добра со злом;
- благородные поступки;
- любовь.
В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.
Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.
Краткое содержание
Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.
На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.
В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.
Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.
Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.
Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Тема: В.А.Жуковский «Спящая
царевна». Черты народной и
литературной сказки.
Задачи – проанализировать сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна»;
определить черты сходства и различия народной и литературной сказки
Тип: урок «открытия» нового знания
Личностные
воспитание российской
гражданской идентичности;
знание культуры своего
народа;
готовность и способности
вести диалог с другими
людьми и достигать
взаимопонимания;
развитие морального
сознания;
развитие эстетического
сознания через освоение
художественного наследия
Народов России и мира.
Планируемые результаты
Предметные
умение видеть
проявление общих
закономерностей;
умение правильно
излагать свои мысли;
умение анализировать
и интерпретировать
литературное
произведение;
умение анализировать
эпизод литературного
произведения.
Метапредметные
умение самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учёбе и
познавательной
деятельности;
умение самостоятельно
планировать пути
достижения целей;
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата;
умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи;
владение основами
самооценки;
умение создавать
обобщения,
классифицировать;
умение организовывать
учебное сотрудничество.
Межпредметные связи
Интегрирование с уроками истории и русского языка
Ресурсы урока
Информационнометодические:
1. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.
носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 13е изд., М.:
Просвещение, 2011. – 319 с: ил.
2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. – М.:
Просвещение, 2014, 252 с.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.:
ВАКО, 2011. – 416 с. – ( В помощь школьному учителю). 4. Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных
мероприятиях. 5 класс. Тесты, контрольные и проверочные работы, викторины /
Е.В.Суркис. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – 176 с. – ( Качество
обучения).
5. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «
Литература: 5 класс»/ О.А. Ерёмина. – 2е изд., стереотип. – М.: Издательство
«Экзамен», 2008. – 317, [ 3] с. ( Серия «Учебнометодический комплект»).
6. Карточки с таблицей « Сходства и различия народной и литературной сказки»
Материальнотехнические: проектор, экран, ноутбук, диск с интерактивными
тестами, презентации с тестами.
Содержание деятельности учителя
Ход урока
Содержание деятельности ученика
Мотивация познавательной деятельности
Эмоционально настраиваются на
успешную совместную деятельность на
уроке.
Привет! Счастливого дня! Удачного
дня! Успешной работы! Всем хорошего
настроения! Я рад вас видеть! Я
соскучилась!
Обеспечивает создание благоприятной
атмосферы на занятии.
Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой
сегодня день? 20 ноября – День
приветствий. Давайте поприветствуем
друг друга, но так, чтобы наши
приветствия не повторялись.
Через появление познавательного
интереса включаются в деятельность на
уроке.
Определяют понятия, обозначенные
иллюстрациями, логическую связь
между этими понятиями.
Создаёт ситуацию стартовой мотивации.
Демонстрирует иллюстрации, которые
дети должны перевести в буквенный
текст. ( Близнецы и близнецы в разных
рубашках, книга народных сказок, книга
авторских сказок). На первой картинке девочки
одинаковые. В таких случаях мы
говорим о сходстве. На второй они
разные. Мы называем это различием.
На обеих картинках изображены
сборники сказок. Но в первом случае –
это народные сказки, а во втором –
сказки различных писателей. Значит,
мы будем их искать в народных сказках
и сказках писателей.
Записывают определение литературной
сказки в тетрадь.
Формулируют тему урока:
Тема нашего урока: сходство и
различие народной и литературной
сказки.
Рассматривают предложенные учителем
таблицы, вырабатывают в совместном
обсуждении алгоритм дальнейших
действий.
М Включение в учебную деятельность
по составлению и реализации
алгоритмов устного и письменного
ответа.
Сразу заполнить эту таблицу мы не
сможем, потому что не знаем признаков
литературной сказки. Зато мы знаем
признаки народной сказки. Какието из
них могут оказаться признаками и
литературной сказки. А чтобы
определить признаки, присущие лишь
литературной сказке, нам нужно её
проанализировать. У нас получается
Ребята, чем различаются эти пары
картинок? Как это можно назвать одним
словом?
Получается, мы сегодня с вами будем
искать сходства и различия. Посмотрев
на другую пару картинок, определите, где
мы будем их искать.
Даёт определение литературной сказки.
Сказки, у которых есть автор, называют
литературными. Запишите, пожалуйста,
определение в тетрадь, и попробуйте
сформулировать тему нашего
сегодняшнего урока.
Сегодня на уроке мы должны будем
найти сходные и различные черты сказки
литературной (на примере сказки В.А.
Жуковского) и народной сказки,
заполняя при этом таблицу.
Раздаёт детям незаполненные таблицы
(см. Приложение 1).
Посмотрите на таблицу. Можете ли вы
сразу заполнить её? Что мешает? От чего
будете отталкиваться? Создайте
алгоритм ваших дальнейших действий. такой алгоритм:
1. Вспомнить известные нам признаки
народных сказок.
2. Провести анализ сказки.
3. Проверить, нет ли признаков
народной сказки в сказке литературной.
4. Определить особенности
литературной сказки.
5. Заполнить таблицу.
Сверяют получившийся алгоритм с
эталоном.
Предлагает учащимся сверить свой
алгоритм с эталоном (см. Приложение
2).
Актуализация необходимых знаний
Действуют по созданному алгоритму.
Перечисляют известные им признаки
народной сказки.
Оказывает, в случае необходимости,
помощь, задавая вопросы:
Автор народных сказок неизвестен.
Постоянные эпитеты.
Присказка.
Зачин.
Концовка.
Троекратные повторы, тридевять
земель. В русских народных сказках
часто встречается число три или числа,
краткие трём.
О животных, волшебная, бытовая.
Формируют рабочие группы
Какие авторы народных сказок вам
известны?
Как называются словосочетания
«существительное + прилагательное»
постоянно встречающиеся в сказках?
Эта часть обычно стоит в сказках перед
зачином и заканчивается словами «сказка
будет впереди».
Начало сказки.
Последние слова сказки.
Каким образом в сказках присутствует
математика?
Определите вид сказок «Теремок»,
«Марьякраса, длинная коса», «Каша из
топора»
Давайте сформируем рабочие группы
для дальнейшей работы.
Помогает в формировании рабочих
групп, учитывая индивидуальные
особенности учащихся. Организация познавательной деятельности
Организует включение в учебную
деятельность в соответствии с
намеченными результатами.
Предлагает обменяться впечатлениями
от прочитанного произведения.
Дома вы прочитали сказку Жуковского
« Спящая царевна». Понравилась ли она
вам? Почему?
Организует выразительное чтение и его
обсуждение.
Вспомним основные события сказки.
Дома вы должны были составить план
сказки из пяти пунктов. Сейчас каждая
группа представит и защитит свой
план.
Отвечают на вопросы по содержанию
сказки
Обмениваются впечатлениями от
произведения.
Да, понравилась, потому что…
Нет, не понравилась, потому что…
Каждая из групп выразительно читает
понравившиеся отрывки. Другая группа
оценивает чтение.
Читают вслух составленные дома планы,
обосновывают их.
Варианты плана:
1. Пророчество рака (Рождение царевны)
2. Происшествие на пиру (Месть злой
чародейки).
3. Заколдованный сон (Пророчество
чародеек сбылось.)
4. Пробуждение (Поцелуй царского
сына).
5. Конец злых чар (Свадьба).
Проводят анализ текста. Начинают
работу с многоуровневого теста (см.
Приложение 3). Группы поочередно
выбирают вопросы разного уровня
сложности. По одному из учеников
каждой группы выполняют
индивидуальный тест (см.
Приложение 4).
Предлагает начать работу над
анализом текста сказки с
интерактивного многоуровневого
теста, одновременно предложив одному
из учащихся каждой группы
индивидуальный, из сборника
электронных тестов. Интерактивный
тест содержит задания 3 уровней
сложности.
Участвуют в беседе. Отвечают на
вопросы учителя, доказывая свой ответ
примерами из текста.
Начало имеет такой же зачин, как в
народных сказках: «Жилбыл добрый
царь Матвей».
Эту сказку можно отнести к
волшебным, потому что здесь действуют
фантастические герои – чародейки, есть
помощник – говорящий рак, есть
Организует беседу по сказке с помощью
вопросов.
Вопросы для беседы по сказке:
Чем начало сказки напоминает
народные сказки?
К какой группе народных сказок вы бы
отнесли сказку В.А.Жуковского? чудесное приключение – сон, который
длился триста лет.
Мнения класса по этому вопросу могут
разделиться:
Царь правильно сделал, что не
пригласил её, она же была злая. Вдруг
она чтонибудь недоброе бы сделала.
Она и так это сделала. А вот если бы
царь отнёсся к ней уважительно, с
добротой, может быть, ей бы тоже
захотелось стать доброй.
Двенадцатая чародейка так
обрадовалась бы, что ей тоже уделили
внимание, что превратилась бы в добрую
колдунью. Она бы подарила
новорожденной чтото очень необычное и
хорошее.
Он издал указ: « Запрещается от нас в
нашем царстве сеять лён,
Прясть, сучить, чтоб веретён
Духу не было в домах;
Чтоб скорей как можно прях
Всех из царства выслать вон».
Прав ли был царь, не пригласив на пир
одну из чародеек?
Как вы думаете, как сложилась бы
судьба героев, если бы царь Матвей не
обидел двенадцатую чародейку?
Каким образом царь попытался
избежать несчастья?
Учащиеся пытаются дать объяснение
этим словам.
Что такое веретено и прялка?
Слушают выступление одноклассников.
( См. Приложение 5).
Выступление учащихся в паре «сильный
– слабый» с материалами о веретене и
прялке. Необходимые сведения они
берут в школьном музее и интернете.
Кроме того, демонстрируются экспонаты
школьного музея.
Эти предметы мы можем назвать
старинными.
Исчезают предметы, которые называли
эти слова.
Вместо одних слов для обозначения тех
же предметов используют уже другие,
новые слова.
Сейчас вы увидите выступление ваших
товарищей, посвящённое этим
предметам, которые мы можем
увидеть только в музее.
Каким прилагательным мы можем
охарактеризовать предметы, о которых
шла речь?
Ребята, устаревают не только
предметы, но и слова. Как вы думаете,
почему это происходит?
Да, встречались.
Встречались ли вам такие слова во Перечисляют встретившиеся им слова с
непонятным значением.
время прочтения сказки Жуковского?
Какие слова показались вам
непонятными?
Старыми, старинными, устаревшими.
Как можно назвать такие слова?
Слушают выступление о значении
устаревших слов в сказке «Спящая
царевна».
Предлагаю послушать сообщение ваших
товарищей, которые нашли значение
устаревших слов из сказки «Спящая
царевна».
Каждая группа получает карточки, на
половине которых устаревшие слова, а на
другой половине – их значения. Дети
должны правильно соотнести слова с их
значениями.
Ребята, давайте теперь проверим, как
вы усвоили значение устаревших слов.
Посмотрите, злая чародейка перепутала
слова и их значения. Поможем царевичу
вернуть всё на место.
Отвечают на вопросы учителя,
придумывают и задают другой группе
свои вопросы.
Спас ли царевну от злого пророчества
запрет царя на использование веретён и
почему?
Кто был объят сном в царстве Матвея?
Почему это был сон, а не смерть?
Почему никто из смельчаков не смог
разбудить спящую царевну до истечения
срока пророчества?
Почему в заколдованное место смог
пройти царский сын?
Почему он не заснул, когда попал в
заколдованный дворец?
Что его поразило?
Что почувствовал царский сын, увидев
спящую царевну? Почему он её
поцеловал?
Сравните описание царского дворца
после пробуждения с описанием сна и
сопоставьте детали этих эпизодов?
Чем конец сказки Жуковского
напоминает народные сказки?
Ищут выразительные средства,
использованные В.А.Жуковским для
описания образов царевны и царевича, и
определяют, какие из них можно
отнести к чертам авторской, а какие –
к чертам народной сказки.
Предлагает группам в ходе дальнейшего
анализа придумать и задать свои
вопросы друг другу.
Предлагает найти выразительные
средства, использованные
В.А.Жуковским для описания образов
царевны и царевича, и определить, какие
из них можно отнести к чертам
авторской, а какие – к чертам народной О красоте новорождённой царевны
говорится при помощи сказочной
формулы: «ни в сказке сказать, ни пером
описать».
В 15 лет она «расцвела, как майский
цвет», это сравнение напоминает
фольклорное « как маков цвет».
При описании спящей царевны писатель
использует сравнение «как дитя лежит»,
«грудь, как свежий снег, бела» метафоры
«распылалася», «пламя очей», эпитеты
«воздушный стан», «пламя сонное»,
«распалительным огнём», «рдеющих
ланит». Такие выражения в народных
сказках не встречаются. Их придумал
автор.
В тексте встречаются и постоянные
эпитеты: «губки алые», «руки белые»,
сравнение «ночи черныя черней». Такие
выражения характерны для народной
сказки.
Для описания царского сына
использованы фольклорные приёмы:
эпитет «детина удалой», сравнение
«стрелой помчался».
В то же время царевич описывается и с
помощью литературных приёмов: эпитет
«пламенные очи», метафор «вся душа его
кипит», « отуманен, распалён».
Литературная сказка содержит в себе
признаки народной, и в то же время
имеет свои особенности.
Рассматривают тест, демонстрируемый
на экране учителем.
На Волшебном дереве растут признаки
сказок.
сказки.
Какой вывод вы можете сделать после
проделанной работы?
А теперь давайте поразмышляем, чем
сказка «Спящая царевна» близка
народным сказкам и чем от них
отличается?
Демонстрирует интерактивный тест (
см. Приложение 6).
Поможет нам в выполнении этого
задания Учёный кот. Дело в том, что у
него есть Волшебное дерево.
Посмотрите: на нём растут не листья, а
что? Это сундуки для признаков. В первом –
общие признаки народной и
литературной сказки; во втором – черты
народной; в третьем – литературной.
Как вы думаете, что это за сундуки, для
чего они нужны?
Вы должны «срывать» эти признаки с
Волшебного дерева слева направо,
двигаясь построчно сверху вниз. Наши
сундуки окрашены в три цвета: жёлтый,
красный, зелёный. Прочитайте признак,
определите, в какой сундук его
отправите. Объясните свой выбор.
Нажмите на надпись. Если ваш выбор
верен, она окрасится в соответствующий
цвет. Значит, можно занести признак в
подходящую графу таблицы, которую вы
получили в начале урока.
В процессе работы с тестом каждая
группа заполняет таблицы.
Сравнивают её с эталоном
(см. Приложение 7).
Предоставляет на доске эталон для
сравнения.
Подведение итогов
Дети размышляют о том, какие
жизненные уроки преподнесла им сказка
В.А.Жуковского:
Никогда нельзя терять надежды.
Нужно быть внимательным и добрым ко
всем людям.
У любой проблемы есть решение.
Добро всегда побеждает зло.
Слушают разъяснения учителя.
Уточняют, в случае необходимости,
требования к его выполнению.
Ребята, всем вам известно выражение
«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым
молодцам урок». А какие уроки извлекли
вы из нашей сказки?
Объясняет домашнее задание:
1. Всем проанализировать с помощью
таблицы одну народную и одну
литературную сказку.
2. На выбор:
составить кроссворд по сказке
В.А.Жуковского «Спящая царевна»;
придумать вопросы к иллюстрации
художника В.Н.Кутлинского к сказке
В.А.Жуковского «Спящая царевна»;
подготовить сообщение « Иллюстрации
русских художников к сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна».
Проводит игру « Верно ли…» с целью
диагностики класса
Предлагает продолжить предложения:
Я считаю, что я сегодня работал
(хорошо, плохо), потому что…
Сегодня моя группа работала (хорошо,
плохо), потому что…
Сегодня я узнал…
Научился…
Не совсем понял…
Мне понравилось…
Учащиеся соглашаются или не
соглашаются с утверждениями учителя,
обосновывая своё мнение.
Дают оценку своей и коллективной
деятельности:
Я считаю, что я сегодня работал
(хорошо, плохо), потому что…
Сегодня моя группа работала (хорошо,
плохо), потому что…
Продолжают предложения
Сегодня я узнал…
Научился…
Не совсем понял…
Мне понравилось…
Предварительные задания:
1) Весь класс получает задание прочитать сказку, составить её план, подготовить
выразительное чтение.
2) Два ученика в паре «сильныйслабый» готовят выступление о веретене и прялке,
опираясь на материалы школьного музея.
3) Два ученика в паре «сильныйслабый» готовят выступление об устаревших
словах.
Диагностика достижения планируемых результатов: игра «Верно ли…».
Учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями учителя, обосновывая
своё мнение.
1. Верно ли что литературной сказкой мы называем сказки, включенные в учебник
литературы?
2. Верно ли, что в народной сказке обязательно должны быть такие композиционные
элементы, как зачин, присказка, концовка?
3. Верно ли, что повествование в литературной сказке может быть только
поэтическим?
4. Верно ли, что народная сказка может иметь несколько вариантов?
5. Верно ли, что волшебные помощники встречаются и в народной, и в литературной
сказке?
6. Верно ли, что в литературной сказке нет деления героев на положительных и
отрицательных?
7. Верно ли, что любые сказки создаются и в письменной, и в литературной форме?
8. Верно ли, что противостояние добра и зла есть в любой сказке?
9. Верно ли, что постоянные эпитеты встречаются лишь в народных сказках?
10. Верно ли, что поэтические формулы встречаются только в народных сказках? Приложение 1
Сходства и различия народных и литературных
сказок
Сходства
народных и
литературных
сказок
Признаки
народной сказки
Признаки
литературной
сказки Приложение 2
Алгоритм работы
1. Вспомните известные вам признаки народных
сказок.
2. Проведите анализ сказки.
3. Проверьте, нет ли признаков народной сказки в
сказке литературной.
4. Определите особенности литературной сказки. 5. Заполните таблицу.
Приложение 3
Многоуровневый тест (см.Презентацию)
Приложение 4
Индивидуальный тест
1. При создании сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал
сюжеты сказок разных народов в обработке известных сказочников.
Кого не было среди них: а) Шарль Перро;
б) Андерсен;
в) братья Гримм.
2. Кто выступил в роли пророка, предсказав царице рождение
дочери:
а) рак;
б) сорока;
в) бабочка.
3. Сколько чародеек пригласил на пир царь Матвей, когда у него
родилась дочь:
а) десять;
б) одиннадцать;
в) двенадцать.
4. Почему царь Матвей не пригласил на пир ещё одну чародейку:
а) не хотел видеть её на пиру;
б) не хватило блюда – его разбили;
в) блюдо было украдено.
5. От чего должна была умереть царевна в 16 лет, по предсказанию
незваной гостьи:
а) от веретена;
б) от шипа розы;
в) от иглы.
6. Царь предпринял много мер, чтобы у царевны не было
возможности поцарапаться. Какой меры не было в указе:
а) запретить сеять лён;
б) не прясть;
в) казнить всех прях в царстве.
7. Какой колючий кустарник «навек загородил к дому царскому
пути», когда царевна и всё царство уснуло:
а) шиповник;
б) терновник;
в) крыжовник. 8. Сколько лет длился сон царевны:
а) сто лет;
б) двести лет;
в) триста лет.
9. При описании спящей царевны автор использует слова, которые в
современном языке устарели. Что такое ланиты:
а) Щёки;
б) глаза;
в) губы.
10. «Спящая царевна» Жуковского напоминает народную сказку.
Вместе с тем по определённым приметам можно легко доказать, что
это сказка литературная. Что не является приметой литературной
сказки:
а) необычные герои;
б) вариативность;
в) имена героев.
Приложение 5 Выступление учеников о веретене и прялке
1й ученик. Сегодня мы вам расскажем о прялке и веретене.
Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в
деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в
доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.
Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил
на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать
особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и
передавали как великую ценность следующему поколению.
Вот эта прялочка хранится в нашем школьном музее. А украшена она была
узорчатой резьбой. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор
ещё виден. ( Демонстрирует прялку – экспонат школьного музея).
2й ученик. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки
стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась
на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти)
на веретено.
Веретено – конусообразная палочка, выточенная из дерева, иногда
украшенная узором.
(Демонстрирует веретено – экспонат школьного музея).
Послушайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь».
Догадались, что это?
Дети отвечают: веретено.
Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня
на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки. Приложение 6 (см. Презентацию)
Интерактивный тест «Волшебное дерево»
Приложение 7
Сходства и различия народных и литературных сказок
Сходства
народных и
литературных
сказок
Вымышленные
события
Признаки
народной сказки
Признаки
литературной
сказки
Прозаическое
повествование
Поэтическое
повествование
Противостояние
добра и зла
Устная
форма
Автор
известен
Постоянные
эпитеты
Несколько
вариантов
Может не иметь
зачина, присказки
Положительные и
отрицательные
герои
Наличие зачина,
присказки,
концовки
Письменная
форма.
Отсутствие
конкретного
автора
Не имеет
разных вариантов
Троекратные
повторения
Поэтические
формулы
Волшебные
помощники Фантастические
элементы
Литературные и фольклорные черты
в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сорокина Юлия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
школы №332 Санкт-Петербурга
Цель урока— выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.
1. Организационный момент
2. Рассказ учителя о писателе.
Василий Андреевич Жуковский, замечательный русский поэт, переводчик, родился в 1783 году в Тульской губернии. Отец его Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, привезённая в Мишенское и подарена Бунину одним из его крепостных, участником русско-турецкой войны.В.А. Жуковский получил хорошее образование, учился сначала в частном пансионате, а затем в лучшем учебном заведении тогдашней России — Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы» он помещает свое произведение «Сельское кладбище», являющееся переводом из английского поэта Томаса Грея. Именно с этого произведения начинается длинный ряд блистательных переводов Жуковского. Василий Андреевич был дружен со многими деятелями литературы, в том числе и с А.С.Пушкиным. Пушкин был на 16 лет моложе Жуковского, что не помешало им сблизиться и стать друзьями. Еще в лицее Жуковский отметил талантливого юношу. Особенное сближение поэтов относится к 1831 году: оба они по причине летом этого года жили продолжительное время в Царском Селе. Здесь у них затеялось что-то вроде литературного турнира; оба поэта, взяв за основу один фольклорный сюжет, записанный Пушкиным со слов Арины Родионовны, его няни, пишут каждый по сказке — Жуковский «Сказку о царе Берендее», Пушкин – «Сказку о царе Салтане». Тогда же Жуковский напишет и «Спящую царевну» — сказку, с которой мы будем работать сегодня на уроке.
3. Беседа по содержанию сказки.
Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.
А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает? Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).
Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)
4. Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)
Составим таблицу, в которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.
А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)
Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).
Что ещё отличает сказку Жуковского от народных? Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)
Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей
Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.
5. Подведение итогов.
Как же, на ваш взгляд, автор, в данном случае Жуковский, относится к народной сказке, фольклорным традициям? (Фольклор – это материал, который Жуковский использует, преобразует, выражает с помощью него свое отношение к действительности.)
Приложение 1.
Черты фольклорной сказки. | Черты литературной сказки. |
1. Зачин: жил-был добрый царь Матвей… 2. Сказочные формулы: что ни в сказке рассказать, ни пером описать 3. «магические числа»: 12, 3 века 4. Постоянные эпитеты: дикий бор, дремучий лес… 5. Концовка: Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. | 1. Стихотворная форма. 2. Неизменность. 3. Описательность. (подробное описание, как засыпает и просыпается царский дом) 4. Присутствие автора ÞШутливый тон повествования. |
Литература
5 класс
Урок № 11
Жуковский В. А. «Спящая царевна»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Жизнь творчество В. А. Жуковского.
- Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
- Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.
Тезаурус
Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.
Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.
Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.
Терновник – вид колючего кустарника.
Ланиты (устар.) – щёки.
Чело (устар.) – лоб.
Очи (устар.) – глаза.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.
Дополнительная литература:
- Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
- Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
- Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
- Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
- Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
- Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.
В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.
А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».
Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.
Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.
Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.
Автор рисует картины спящего красочного мира.
Повар спит перед огнём;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.
Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.
В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей…
Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.
Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)
Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.
Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.
Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.
Теоретический материал для углубленного изучения
В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.
«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»
Варианты ответов:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица», Шарль Перро
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
«Золушка», Шарль Перро
Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица» Шарль Перро
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное
Задание: восстановите последовательность событий в сказке
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем
Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем