Дата публикации: 13.12.2019
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение:
Населенный пункт: Саратовская область Ершовский район п.Кушумский
Файл публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский
Ершовского района Саратовской области»
Исследовательская работа
« Сходство и отличие литературной и народной сказки»
Автор работы:
Душанова Синбеке Казболатовна.
Адрес: 413514, п. Кушумский
align: right; margin-top: 0; margin-bottom: 0;»>Ул. Советская, д.1
Ершовского района
Саратовской области
Тел. 8(84564)4-65-63
Введение
Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» — отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать — все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться — почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы!
В начале учебного года на урока литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку «Заячья избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.
И нам захотелось выяснить чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.
Тема моего исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной сказки.
Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем.Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.
Цель исследования – через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь, заинтересовать ребят чтением.
Задачи исследовательской работы:
1) прочитать народные сказки « Морозко», « Заячья избушка» ,»Теремок» и авторские сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.
2) проанализировать и сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.
3) провести анкетирование среди учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное время.
4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.
Подготовительный этап
Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.
1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.
2.Выяснить из словарей , что такое сказка.
3.Чтение русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка», «Теремок»
4.Чтение авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.
Основной этап
1.Из словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка –это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических и волшебных сил.
2.Анализ и сравнение литературных и народных сказок.
Отличие:1. в народной сказке автор –народ, в литературной сказке автор – конкретный человек. 2.в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.
3.народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в письменной форме.
4.в народной сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, неповторимое.
5.в литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия, события.
Сходство: 1.События вымышленные
2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты
3.Деление героев на положительных и отрицательных.
4.Учат добру, справедливости, любви.
3.Практическая работа
1.Подготовить инсценирование народной сказки «Заячья избушка»
2.Подготовить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных классов.
Заключение
Любая сказка, несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит нас радушию, дружелюбию и основная идея, которая проходит через весь сюжет, получает яркое воплощение в финале – это торжество великого чувства дружбы!
Сказочные герои каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе новый, просторный дом и каждому находится место.
Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.
Как и мы с коллективом 3 класса во время новогоднего карнавала разыграли и рассказали сказку «Теремок» по своему . И у нас здорово получилось! Не всегда у нас получалось дружить с ребятами из нашего класса , иногда мы сорились, не уступали в чем –то друг другу. Теперь мы все дружим как в сказке « Теремок».
Источники
1 . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языкаМосква, «Русский язык»,1984 4. Интернет – ресурсы:http– о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.
Презентация на тему: Сказки А. С. Пушкина. Особенности авторской сказки
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Презентация на тему: «Сказки А. С. Пушкина. Особенности авторской сказки»Урок литературы в 5 классе. А. С. Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизньМы впервые слышали его в раннемдетстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки и мамы:«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»В школьные годы приходит мирпушкинских сказок .Мы чувствуем запах и вкус родного языка:»Там русский дух. Там Русью пухнет!»Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживаетмузыкой и простотой стихов. Вотпочему необходимо изучать сказкии пробуждатьинтерес к творчеству Пушкина.
№ слайда 2
Описание слайда:
Цели урока: обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина;на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и литературных сказок;учить анализировать поступки героев;развивать речь, внимание, память;обогащать словарный запас;воспитывать нравственные ориентиры поведения;воспитывать любовь к чтению.
№ слайда 3
Описание слайда:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Онпосвящён творчеству Александра Сергеевича Пушкина.Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие имён,как в русской литературе 19 века.Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем родоначальникомнашей классической литературы.Мы с вами знакомилисьсо сказками Пушкина, назовите их.- «Сказка о рыбаке рыбке». — «Сказка о золотом Петушке». — «Сказка о попе и о работнике его Балде». — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». — «Сказка о царе Салтане…».Пушкин не мог не написать свои сказки:то, что с детства запало в сердце поэта, рано илипоздно должно было отозваться. Поэт создал мир сказки, который существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
№ слайда 4
Описание слайда:
Семья А. С. Пушкина Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве.Отец, Сергей Львович, принадлежал к небогатому,но старинному дворянскому роду. Мать, НадеждаОсиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала –знаменитого «арапа Петра Великого», который был нетолько любимцем Петра 1, но и боевым офицером,военным инженером государственным деятелем.У А. С. Пушкина были: старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Дядя А. С. Пушкина, Василий Львович, был известным поэтом своего времени.В доме Пушкиных часто устраивались литературные и музыкальные вечера, в которых маленький Пушкинс восторгом принимал участие. К восьми годам он уженачал писать стихи и эпиграммы.
№ слайда 5
Описание слайда:
Портреты Саша Пушкин.Гравюра на дереве.Надежда ОсиповнаПушкина(1775-1836),мать поэта.Иван АбрамовичГаннибал(1731-1801).Сергей ЛьвовичПушкин(1770-1848), отец поэта.
№ слайда 6
Описание слайда:
Викторина по сказкам Пушкина1) Сколько лет жил старик со своею старухойв «Сказке о рыбаке и рыбке»?2) О ком написан этот отрывок? Из какой онсказки?«Что и жизнь в такой тревоге?Вот он с просьбой о подмогеОбратился к мудрецу,Звездочёту и скопцу».3) Кого испугался герой сказки Пушкина?«Испугался бесёнок и к дедуПошёл рассказать про такую победу.Черти стали в кружок,Делать нечего – собрали полный оброк…»Из какой это сказки?
№ слайда 7
Описание слайда:
4) Кто и из какой сказки говорит такие слова?«Свет мой, зеркальце! скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»5) К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?6) Послушайте отрывок из сказки:«В дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки».О ком идёт речь? Из какой это сказки?Кем хотела стать старуха в «Сказкео рыбаке и рыбке»?7) Вы хорошо помните «Сказкуо царе Салтане…». По жестокойнесправедливости царицу и её сынапосадили в бочку и бросили в море.Как освободились из плена царицаи её сын?8) Мы с вами привыкли называтьодно из известных произведений Пушкина«Сказка о царе Салтане…». Кто сможетсказать полное название сказки?
№ слайда 8
Описание слайда:
Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» — Ребята, мы с вами читали и разбирали «Сказку…».Что вам особенно запомнилось в этой сказке? Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?Какую похожую сказку вы уже знаете?Найдите сходства и отличия сказки А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.
№ слайда 9
Описание слайда:
Недавно мы познакомились с таким поэтическим приёмом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чём мы читаем. Найдите сравнения в сказке.Кто является носителем зла в «Сказке о мертвой царевне…».Троекратные повторы – особенность народной сказки. Есть ли они в сказке Пушкина?В чём главный смысл сказки?Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – всё зло в мире – обречены на гибель. первоначально в жизни не зло, а любовь.
№ слайда 10
Описание слайда:
Беседа о няне А. С. Пушкина – Арине Родионовне Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому читателю, не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену. а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года и была крепостной – сначала графа Ф. А. Апраксина, а затем потомков Абрама Ганнибала, прадеда поэта. В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года – Александр, будущий поэт. Арину Родионовну взяли к ним няней, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкиных. Она выпестовала и младшего брата поэта – Льва. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможна, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки.
№ слайда 11
Описание слайда:
Выявление особенностей литературной и народной сказок
№ слайда 12
Описание слайда:
Вопросы Кто является создателем народной сказки; литературной?Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?4. Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки ? 5. Мы познакомились с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.6. Из каких сказок данные иллюстрации? Вспомните строчки из текста.
№ слайда 13
Описание слайда:
Итог урока. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он, как никто другой,умел находить прекрасное не тольков исключительном, но и в самомпростом. Не зря поэт и критикАполлон Григорьев утверждал:«Пушкин – это наше всё».Попытайтесь дома создать свою авторскую сказку на основе фольклорной.
Комментарии преподавателя
1. Создание «Сказки о мертвой царевне». Место и время
Сегодня наш разговор пойдет о «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Эта сказка датирована 4 ноября 1833 года. Основой сюжета послужила русская сказка, рассказанная Пушкину няней, Ариной Родионовной, когда он жил долгую зиму в ссылке, в сельце Михайловском, в имении своих родителей. Сельцо Михайловское было некогда частью дворцовых земель, Указом дочери Петра 1 в 1742 году оно было пожаловано в вечное владение Абраму Петровичу Ганнибалу — «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина , в «воздаяние заслуг, оказанных им отечеству». «Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт Михайловское. Два года он провел здесь в ссылке – изгнанником.
Сегодня мы с вами попробуем сравнить исходную народную сказку , запись которой осталась в бумагах поэта, со «Сказкой о мертвой царевне…»
2. Вступление
Мы уже говорил о том, что в основе литературной сказки часто лежит сказка народная, но измененная, дополненная, приобретшее совершенно новое звучание, служащее целям, которые ставит перед собой автор.
Вот как, очень схематично, выглядит запись сюжета народной сказки:
«Царевна заблудилась в лесу.
Уже странно: сказка без начала.
Вы помните начало сказки Пушкина:
«Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
Сказка Пушкина начинается с разлуки. Рассказ о томительном ожидании «милОго друга» очень похож на народную песню, мы чувствуем тревогу, и она не напрасна.
Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь.
Одна радость влечет за собой другую: возвращение царя Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец.
Казалось бы : о чем дальше рассказывать – уже счастливый конец? Но продолжение самое неожиданное:
На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла.
Получается ,что царица умирает от радости встречи. От этого противоречия: радость – смерть тревога и беспокойство читателя возрастают многократно.
3. Язык сказки
Язык сказки очень близок народному, особенно это заметно во вступлении: это создает особое настроение . Использованы обороты речи, характерные для сказок путь –дорога, ждет пождет, царь-отец; народные (устаревшие уже в пушкинские времена) формы речи : инда очи разболелись глядючи, издалеча; особые суффиксы, которые добавляют словам выразительности: ласково-печальное — белешенька, тяжелешенько.
4. Мачеха
В народной сказке упоминается мачеха царевны – новая жена царя. Вот как у Пушкина: Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел, как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.
Замечательная деталь: уж и впрямь была царица. Видимо, первая жена царя (по мнению кого, кстати?) держала себя не по-царски?
Обратите внимание ,что в народных сказках о мачехе говорится обычно так: Злая мачеха – и все. А тут характер мачехи не исчерпывается одним определением , а очень подробно описан. Мы еще вернемся к этим строкам.
Историю взаимоотношений новой царицы и зеркальца: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» мы тоже не находим в записи народной сказки. А это очень важная часть истории. Именно зеркальце ,само того не желая, направляет гнев мачехи против царевны: «А царевна все ж милее ,все ж румяней и белее» «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою.
5. Царевна в лесу. Богатыри
Итак, царица отправляет царевну в лес. Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.
В записи народной сказки царевна оказывается в лесу случайно – заблудилась, у Пушкина — злой волей царицы , помните – «черной зависти полна»
Народная сказка между тем рассказывает, что было дальше:
Находит дом пустой, убирает его. Двенадцать братьев приезжают.»Ах ,говорят ,тут был кто -то — али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной или брат названный, коли женщина, будь нам мать или сестра»
Похоже у Пушкина? Очень, только братьев становится 7 . «Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».
А что было дальше?
Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями, уезжая, они оставляют сестре платок ,сапог и шапку: «Если кровию нальются ,не жди нас»
В сказке Пушкина не рассказывается об этом ,но эта история с волшебными вещами довольно распространена в народных волшебных сказках . Почему же Пушкин не воспользовался таким поворотом? Видимо ,потому что это отвлекло бы наше внимание от царевны?
Дальше сказка рассказывает о том, что никак не вяжется в нашем сознании с царевной и ее характером: Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.
Приезжая назад, спят они сном богатырским. Первый раз 12, второй 24 ,третий раз – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель итд.
Неспособна пушкинская царевна поднести кому-то сонных капель!!! Это — к мачехе.
2.5. Смерть царевны.
Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее.Она дарит царевне рубашку, которую та ,надев, умирает
И у Пушкина так же, за исключением детали – не рубашка, а яблоко губит царевну.
Почему так?
Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь… Напоено было ядом, знать , оно. Опять налицо несоответствие между внешней красотой и внутренним содержимым. Это яблоко никого вам не напоминает?
Кстати, в народной сказке не объясняется, откуда мачеха узнала про царевну и почему решила ее погубить ( хотя в народной сказке мачеха губит падчерицу практически всегда), в сказке Пушкина царевну выдает зеркальце:
…живет без всякой славы, Средь зеленыя дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей.
Царевна умирает
Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам.
Пушкинские братья богатыри поступают ровно также. Нами ты была любима И для милого хранима — Не досталась никому, Только гробу одному».
6. Королевич Елисей
Да ведь у пушкинской царевны был жених – королевич Елисей. И беда случилась накануне свадьбы, царица-то на девичник ( девичьи посиделки перед свадьбой) собиралась.
И, как положено в народной сказке, он отправляется «за красавицей- женой, за невестой молодой» и ищет ее по всему свету ,и обращается за помощью к силам природы, с той разницей, что он –то , Елисей, никакого запрета не нарушал – обязательное условие, как мы помним в народной сказке.
В записи народной сказки у царевны нет жениха, Царевич влюбляется в ее труп
Увидел необыкновенную красоту (внешнюю!) — полюбил. Что было дальше, Пушкин не записывает.
Но сочиняет: И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Зачем ударился? Надеясь оживить? По-видимому, нет. Тогда почему? Почему именно этот поступок оживил деву? Счастливые царевич и царевна «беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!»
По законам жанра, добро должно восторжествовать — свадьба — обязательна!!!
Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. Но и зло должно быть наказано: помните, что злых сестер могли выгнать из дому, а могли и кинуть на съедение диким зверям. У Пушкина мачеху никто не наказывает, она сама умирает, от собственной злости: Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла.
И это важное отличие литературной сказки от народной.
7. Выводы
Таким образом мы видим, что Пушкин использовал детали сюжета народной сказки, но ведут себя герои по-иному, и руководствуются не жесткими –предписанными правилами ( как должен поступить герой в сказке), их поступки основаны на их характерах, чувствах, принципах))
Мачеха ненавидит падчерицу «не по должности» ,а из зависти, царевна держит данное слово – но другому я навечно отдана, Елисей бьется об гроб не потому что волшебные помощники ему открыли это – как верное средство спасения невесты – он в этот момент точно знает ,что она мертва.
Вот и получается, что сказка Пушкина, основываясь на народной, рассказывает совсем о другом.
На этом наш урок закончен, до свидания.
*******************************************
1. Названия пушкинских сказок
Здравствуйте! Мы продолжаем разговор о «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина. И прежде всего сегодня наш разговор пойдет о ее названии.
Вы наверняка обратили внимание на то, как названы сказки Пушкина:
Осмотрим их в порядке написания:
Сказка «Жених» написана в 1825 году
«Сказка о попе и его работнике Балде» — в 1830г.
Незаконченная «Сказка о медведихе» — предположительно тоже в 1830г
«Сказка о царе Салтане…» — в 1831г
«Сказка о рыбаке и рыбке» в 1833г, в том же году написана «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Последней написана «Сказка о золотом петушке» — в 1834 году.
Обратите внимание, что в названии ,кроме самой первой сказки, фигурирует название жанра – сказка. Случайно ли это?
Наверное, нет. Вероятно, Пушкину было важно указать жанр, обратить на него внимание читателя. Сказка как жанр была жанром для читателей (именно читателей, не слушателей) новым.
2. Сказочное состязание с Жуковским
Именно начало 30 годов 19 века можно назвать временем «сказочного состязания» Пушкина с Жуковским, когда оба поэта создают свои сказки и читают их друг другу.
Сказки Василия Андреевича Жуковского:
В 30 годы 19 века Жуковским было написано несколько сказок:
1. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Сюжет сказки был записан А. С. Пушкиным в Михайловском и подарен В. А. Жуковскому.
2. «Спящая царевна». В 1826 году Жуковский перевел на русский язык сказку «Колючая роза» из сборника братьев Гримм. В 1831 году на основе ее сюжета поэт создает оригинальную сказку, введя в нее элементы русской народной сказки, обогатив ее реальными приметами русского быта, используя традиционные сказочные формулы:
Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот ни капли не попало.
3 «Война мышей и лягушек» является вольным переложением древнегреческой поэмы. По совету Пушкина, используя старый литературный сюжет, Жуковский создает сказку, в которой высмеивает литературные споры своего времени.
3. Противоречие в названии: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Итак: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Что мешает, «царапает», кажется странным в названии? Конечно, — мертвая царевна. Казалось бы, почему не сказать спящая? «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» — звучало бы отлично?
Ведь слово «мертвая» внушает ужас, а «спящая» — надежду, даже уверенность в счастливом конце. Зачем же в заглавии показывать читателю ,что дело – безнадежно, царевна-то мертвая?
Особенно неловко от соседства в названии мертвой царевны и целых семи! богатырей. Что ж за богатыри такие, если они не могут защитить от смерти одну царевну???
А действительно, кто такие богатыри?
Богатыри — (от др. тюрк. багатур храбрый воин) герои русских былин, защитники русскойземли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. Богатырь всегда защищает слабого, беззащитного ,всегда стоит за правду.
Посмотрите, какими изображены богатыри на картине Васнецова:
Ведь невозможно представить, что такие витязи не спасут, не уберегут, оставят без защиты и помощи.
4. Почему богатыри не уберегли царевну?
Как так получилось, что семеро богатырей не смогли уберечь одну девушку, которую они почитали за сестрицу и даже любили?
Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пес бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась. И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно. Никого меж тем не видно. Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица». И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те опознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок, Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать. Отвели они девицу Вверх во светлую светлицу И оставили одну, Отходящую ко сну.
Царевна приходит с добром – убрала, затопила печку, приготовилась к встрече с хозяевами, и Богатыри ответили добром, приютили царевну, и стали они дружно жить да поживать:
День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей…. Им она не прекословит, Не перечат ей они. Так идут за днями дни. Но такая идиллия не может длиться вечно – царевна молода и прекрасна. Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. Старший молвил ей: «Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нельзя, так бога ради Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?» Царевна оказывается в очень сложной ситуации: отказа приютившим ее людям. Она волнуется, она не хочет их обидеть, ведь она отказывает не потому что она -царевна, но потому что – Другому я навеки отдана.Иначе поступить она не может. Тут замечательна реакция братьев : Братья молча постояли Да в затылке почесали.
Так и видишь этих огромных мужчин, сильных, добрых, но немножко недалеких и уж совсем неромантических натур.
Отказ царевны ничего не изменил в их жизни:
Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать.
Когда братья обнаружили, вернувшись домой, царевну мертвой, они очень опечалились:
Перед мертвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой. Им даже показалось ,что она не умерла, а спит. Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала. Но все, что они предприняли – ждать. Это ровное спокойствие, смирение и может никого спасти. Пассивным ожиданием зло не победишь, так ли должны вести себя богатыри? А когда царевна сама собой «не восстала ото сна»,они ее похоронили. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили Все, она для них умерла безвозвратно, а ведь это сказка, где все возможно!!! где мертвая и живая вода чудеса может сотворить– труп царевны молодой, это их ощущение происходящего передает Пушкин. — и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили, И решеткой оградили;
Получается, что богатыри ничего и не сделали, чтоб вырвать царевну из этого очарованного сна- смерти. Почему они сразу смирились? Недостаточно любили?
А может, не это и не под силу было сделать богатырям, с их добротой и спокойствием, без отчаяния и трепета?
Как же один королевич Елисей смог? Почему один оказался сильнее всех богатырей, сильнее даже смерти? И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей-душой, За невестой молодой.
И тоже обратите внимание – царь тужит-печалится, но ничего не предпринимает ,чтоб найти дочь.
А Елисей между тем отравляется искать свою невесту и ни у кого не получает не только помощи, но даже простого человеческого сочувствия:
За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется;
К силам волшебным, силам природы он обращается от безысходности, но ни солнце, ни месяц (кстати, обратите внимание ,что к солнцу и месяцу он обращается с разной степенью торжественности) не могут ему помочь, только ветер помогает и одновременно отбирает всякую надежду. (Кстати, так честность зеркальца, превозносящего красоту царевны, ее же и губит)
Королевич зарыдал И пошел к пустому месту На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. Царевич, в отличие от богатырей, не видит, что царевна как будто спит, он знает ( ему ветер сказал), что она умерла. Он идет прощаться навсегда. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Какое чувство он испытал? Полнейшее отчаяние. Полную безнадежность. Безграничное горе.
И именно эта невозможность смириться с потерей, именно крайнее отчаяние, которое испытываешь ,когда теряешь самое дорогое( чувство, богатырями не испытанное) и спасает –воскрешает-пробуждает царевну.
Такой мотив не характерен для народной сказки: герой обязательно спасет свою суженую, просто потому что иного не дано, он воспользуется волшебным предметом или заговором, но чтоб спасти, потому что отчаянно горюешь, спасти силой самого чувства – такого народная сказка не знает.
Итак, то, что оказалось неподвластно богатырям – чудо спасения безнадежно мертвой царевны, — возможно для любящего и отчаявшегося Елисея. Спасти не только любовью, но и силой страдания – еще одно из противоречий этой сказки.
На этом наш сегодняшний урок закончен, заглавие сказки позволило нам лучше понять авторский замысел. Но нам еще есть о чем поговорить. До свидания.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/shodstvo-i-razlichie-literaturnoy-i-narodnoy-skazok?seconds=0
http://bigslide.ru/literatura/15342-literaturnaya-skazka-o-myortvoy-carevne-i-o-semi-b.html
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/pochemu-bogatyri-ne-spasli-tsarevnu?seconds=0
Черты
сходства и различия волшебной и литературной сказки
Презентация подготовлена
учителем русского языка и литературы
МОУ «Заболотовская СОШ»
Бурлуцкой Е.А.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
„Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
„Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
— Чем отличается определение от художественного эпитета?
— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
„Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее“.
Риторическое обращение
Риторическое обращение – средство художественной речи, представляющее собой высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлечен-ному понятию или отсутствующему лицу.
- Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?
КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ
— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.
— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?
— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…
- Почему царица умерла, увидев царевну живой?
- Какова главная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
- Простился
- В путь-дорогу снарядился
- С белой зори до ночи
- Белешенька земля
- Восхищенья не снесла
- Свойство зеркальце имело
- Нраву кроткого такого
- Вдруг погасла
- Красная девица
- В горести душевной
- Сотворив обряд печальный
- Вдруг погасла жертвой злобе
- Потешить
- С мольбой погнался
- Трубит уже молва
Композиция сказки | ||
Экспозиция | Причины, которые породили завязку | |
Завязка | Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу | |
Развитие сюжета | Поиск потерянного или недостающего | |
Кульминация | Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки | |
Развязка | Преодоление потери или недостачи |
Композиция сказки | ||
Экспозиция | Причины, которые породили завязку | Умирает царица |
Завязка | Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу | Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски |
Развитие сюжета | Поиск потерянного или недостающего | В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра |
Кульминация | Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки | Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает |
Развязка | Преодоление потери или недостачи | Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя» |
Черты литературной сказки | |
Наличие авторской позиции | |
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа | |
Подробное описание предметов | |
Книжная лексика | |
Сочетание фантастического и реального | |
Стихотворная форма |
Черты литературной сказки | |
Наличие авторской позиции | Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа) |
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа | Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей |
Подробное описание предметов | Например, описание яблочка |
Книжная лексика | Особая книжная лексика: дева, персты |
Сочетание фантастического и реального | Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время |
Стихотворная форма | Сказке присущи ритм, рифма |
Эпитет
- Прочтите статью учебника (стр. 121 – 122).
- — Чем отличается определение от художественного эпитета?
- — Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
- — В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
- — Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
- Прочтите статью учебника (стр. 120 – 121).
- Основные положения статьи запишите в тетрадь.
- Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная
В чём черты сходства и различия
литературной и народной сказки?
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проектная работа: «Отличие народной сказки от литературной. Роль сказки в жизни человека».
Выполнили: Шенбергер Альбина и Голикова Татьяна,
ученицы 5 класса.
Руководитель: Карпотина Ольга Васильевна,
Учитель русского языка и литературы.
Слайд 2
Этап планирования ( график выполнения проекта)
Дата, время работы Вид деятельности
Сентябрь (2-20) -обсуждение и формулирование темы; — определение цели и задач.
Сентябрь-октябрь (20-15) -изучение видов сказок и выявление характерных черт
Ноябрь (10-20) -знакомство с авторской сказкой;
-собирание материалов к остальным изученным ранее авторским сказкам;
-поиск общих и различных черт между авторской сказкой и народной
Декабрь (1-20) -выводы по теме;
-написание отчёта о проделанной работе;
-подготовка к защите проекта ( составление презентации)
Январь Защита проекта
Слайд 3
Что же такое фольклорная сказка?
Сказка- фольклорная (согласно Википедии) — «эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка)».
Слайд 4
Какие бывают виды народных сказок?
Волшебные сказки
Согласно Проппу, ее структура такова:
-Присказка
-Зачин
-Концовка
Среди героев- «гонителей» моим любимым персонажем является Баба-Яга.
Слайд 5
Баба-Яга
Очень интересную информацию нашли в лингвострановедческом словаре:
«Баба−Яга живёт в лесу в избушке на курьих ножках (см. изба, курица) и летает по небу в деревянной ступе или на метле. Во время её полета воют ветры, стонет земля, скот ревёт, трещат и гнутся вековые деревья. Она известна тем, что пожирает людей, поэтому забор вокруг её избушки сделан из человеческих костей, а на заборе − черепа. Избушка Бабы-Яги может поворачиваться, чтобы попасть в неё, необходимо произнести заклинание: Избушка, избушка, встань по−старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом. Первые слова, которыми Баба−Яга встречает гостей: Русским духом пахнет… (например, сказка «Финист − ясный сокол»). Большую часть времени она проводит, сидя на печи, прядёт или ткёт холсты (сказка «Баба−яга»). Ей служат чёрные коты (см. кот), вороны (см. ворон), змеи (см. змея). Она знает язык животных и растений. Иногда она пытается украсть маленьких детей, чтобы зажарить в печке и съесть, правда, у неё это не получается (сказка «Гуси-лебеди»). Баба−Яга знает много тайн и может помочь или помешать герою сказки достичь заветной цели (сказка «Василиса Прекрасная»). Она любит загадывать загадки и отгадывать их. Когда Баба−Яга выступает помощницей главного героя, то дарит ему волшебные предметы: гусли−самогуды, сапоги−скороходы, ковер−самолёт, клубок ниток, указывающий дорогу.
В некоторых сказках у Бабы−Яги одна нога костяная, поэтому её называют Баба−Яга − костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным, дразнить, сердить’.
В славянских языках встречаются аналоги со значением ‘ведьма’, ‘лесная ведьма’. Персонажи, сходные с Бабой−Ягой, известны и в фольклоре народов Западной Европы».
Слайд 6
В.М. Васнецов «Баба-Яга». 1917 Государственная Третьяковская галерея (Дом-музей В.М. Васнецова), Москва
Слайд 7
«Сивка-бурка», Шенбергер Альбина, 5 класс
Слайд 8
Сказки о животных
«Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисыстабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая».
Слайд 9
«Лиса и волк», Шенбергер Альбина, 5 класс
Слайд 10
Бытовые сказки
«В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников».
Слайд 11
«Горшеня» Александр Куркин, 1975г.
Слайд 12
Вывод
Жанровое многообразие сказок позволяет гордиться своей культурой и народом. Но на этом мы не останавливаемся и идем дальше…
Как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»…
Слайд 13
Как же появилась литературная сказка?
Много веков передавали сказители из уст в уста великие народные сказки, а чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Вот какое понятие авторской сказки дается в Википедии :
Слайд 14
«Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной».
Слайд 15
Некоторые авторы отличают литературную сказку от авторской, но я считаю, что это синонимы. Возможно это будет темой моей следующей проектной работы, а пока будем считать их равноправными и синонимичными. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени.
Слайд 16
«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбина, 5 класс
Слайд 17
«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбины, 5 класс
Слайд 18
«Кошка по имени Мышка» , А. Сень-Сеньков, иллюстрация Шенберг Альбины, 5 класс
Слайд 19
Вывод
Отличие литературной сказки от фольклорной Отличие литературной сказки от фольклорной
Литературная сказка Фольклорная сказка
Есть конкретный автор Автор- народ
Статична, неизменяема Видоизменяется, передаваясь из уст в уста
Может быть придуманный автором сюжет Сюжетная линия строго определена схеме того типа сказки, к которому она относится
Система образов произвольна Герои отражают определенное понятие о добре и зле
«Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы». «Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного».
Слайд 20
Роль сказок в жизни человека
И литературные и фольклорные сказки играют важную роль в личностном становлении ребенка взрослым. В наше время многие психологи берут их за основу. Много работ посвящено сказкотерапии, психотерапевтическим сказкам.
Слайд 21
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это самая неоднозначная методика, применяемая в психологии для обучения, развития, воспитания и оказания психологической помощи. Из названия термина можно понять, что ключ к развязке некоторых проблем заключается в сказках. Сказочный мир – это то, что связывает всех людей и вызывая самые лучшие эмоции, окутанные беззаботным детством. Ошибочно считать, что сказкотерапия применяется исключительно на детях, вот уже тысячи лет человечество при помощи сказок передавало свой опыт, историю, истоки познания жизни. Сказка – это не просто придуманный не имеющий смысла рассказ для детей, это нечто большее. Начиная с её возникновения, сказка служила проводником сквозь всё родовое древо и весь народ, она несла трактаты, правила, исторический смысл, память людей и силу единства человеческого. Метод сказкотерапии представляет собой сочетание комплекса психологического воздействия на человека через абстрактность и лёгкость сказок.
Слайд 22
Вывод
Исходя из вышеупомянутого можно сказать, что сказки, кем бы она не была написана, всегда останется сказкой. Той чудесной, напевной мелодией, что пропитала детство, помогала нам, когда было грустно, когда хотелось волшебства. Мы, когда станем сами мамами, обязательно будем читать детям сказки на ночь! Потому что это наша платформа, без которой просто невозможно представить детство и дальнейшую жизнь…
Слайд 23
Список литературы
Интернет:http://files.drofa.ru/site/present/2014-01-24_Rudakova.pdf;
В.Я.Пропп /МОРФОЛОГИЯ СКАЗКИ / Москва Лабиринт 1998;
https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D0%AF%D0%B3%D0%B0/C1-C2;
http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/dlja_doshkolnikov/shablony_prezentacij_chto_za_prelest_ehti_skazki/522-1-0-19484;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0;
http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2570-skazki_o_zhivotnyh.html;
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-literaturnaya-skazka-ot-narodnoj-skazki/;
https://otvet.mail.ru/question/167744559;
http://shkola-abv.ru/vse_dlya_prezentasiy1.html;
Энциклопедия для детей. [Том 9]. Русская литература.. Ч. 1. от былин и летописей до классиков XIX века/ ред. М. Аксенова, Д. Володихин и др.- М..: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.-672 с.
Слайд 24
Спасибо за внимание!