Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной презентация

Дата публикации: 13.12.2019 должность: учитель начальных классов учебное заведение: населенный пункт: саратовская область ершовский район п.кушумский файл публикации муниципальное общеобразовательное

Дата публикации: 13.12.2019

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Саратовская область Ершовский район п.Кушумский

Файл публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский

Ершовского района Саратовской области»

Исследовательская работа

« Сходство и отличие литературной и народной сказки»

Автор работы:

Душанова Синбеке Казболатовна.

Адрес: 413514, п. Кушумский

align: right; margin-top: 0; margin-bottom: 0;»>Ул. Советская, д.1

Ершовского района

Саратовской области

Тел. 8(84564)4-65-63

Введение

Сказки  знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» — отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать —  все  мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться — почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы!

В начале учебного года на урока литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку «Заячья избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.

И нам захотелось выяснить чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.

Тема моего исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной сказки.

Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем.Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.

Цель исследования – через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь, заинтересовать ребят чтением.

Задачи исследовательской работы:

1) прочитать народные сказки « Морозко», « Заячья избушка» ,»Теремок» и авторские сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

2) проанализировать  и сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.

3) провести анкетирование среди учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное время.

4) изучив дополнительную  литературу,  расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Подготовительный этап

Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.

1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.

2.Выяснить из словарей , что такое сказка.

3.Чтение русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка», «Теремок»

4.Чтение авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

Основной этап

1.Из словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка –это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических и волшебных сил.

2.Анализ и сравнение литературных и народных сказок.

Отличие:1. в народной сказке автор –народ, в литературной сказке автор – конкретный человек. 2.в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.

3.народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в письменной форме.

4.в народной сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, неповторимое.

5.в литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия, события.

Сходство: 1.События вымышленные

2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты

3.Деление героев на положительных и отрицательных.

4.Учат добру, справедливости, любви.

3.Практическая работа

1.Подготовить инсценирование народной сказки «Заячья избушка»

2.Подготовить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных классов.

Заключение

Любая сказка, несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит нас радушию, дружелюбию и основная идея, которая проходит через весь сюжет, получает яркое воплощение в финале – это торжество великого чувства дружбы!

Сказочные герои каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе новый, просторный дом и каждому находится место.

Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.

Как и мы с коллективом 3 класса во время новогоднего карнавала разыграли и рассказали сказку «Теремок» по своему . И у нас здорово получилось! Не всегда у нас получалось дружить с ребятами из нашего класса , иногда мы сорились, не уступали в чем –то друг другу. Теперь мы все дружим как в сказке « Теремок».

Источники

1 . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языкаМосква, «Русский язык»,1984 4. Интернет – ресурсы:http– о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.


Презентация на тему: Сказки А. С. Пушкина. Особенности авторской сказки

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Презентация на тему: «Сказки А. С. Пушкина. Особенности авторской сказки»Урок ли

Описание слайда:

Презентация на тему: «Сказки А. С. Пушкина. Особенности авторской сказки»Урок литературы в 5 классе. А. С. Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизньМы впервые слышали его в раннемдетстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки и мамы:«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»В школьные годы приходит мирпушкинских сказок .Мы чувствуем запах и вкус родного языка:»Там русский дух. Там Русью пухнет!»Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживаетмузыкой и простотой стихов. Вотпочему необходимо изучать сказкии пробуждатьинтерес к творчеству Пушкина.

№ слайда 2
Цели урока: обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина;на основе сравните

Описание слайда:

Цели урока: обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина;на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и литературных сказок;учить анализировать поступки героев;развивать речь, внимание, память;обогащать словарный запас;воспитывать нравственные ориентиры поведения;воспитывать любовь к чтению.

№ слайда 3
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Онпосвящён творчеству Александра Сергеевич

Описание слайда:

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Онпосвящён творчеству Александра Сергеевича Пушкина.Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие имён,как в русской литературе 19 века.Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем родоначальникомнашей классической литературы.Мы с вами знакомилисьсо сказками Пушкина, назовите их.- «Сказка о рыбаке рыбке». — «Сказка о золотом Петушке». — «Сказка о попе и о работнике его Балде». — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». — «Сказка о царе Салтане…».Пушкин не мог не написать свои сказки:то, что с детства запало в сердце поэта, рано илипоздно должно было отозваться. Поэт создал мир сказки, который существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.

№ слайда 4
Семья А. С. Пушкина Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве.Отец, Сергей Львович,

Описание слайда:

Семья А. С. Пушкина Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве.Отец, Сергей Львович, принадлежал к небогатому,но старинному дворянскому роду. Мать, НадеждаОсиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала –знаменитого «арапа Петра Великого», который был нетолько любимцем Петра 1, но и боевым офицером,военным инженером государственным деятелем.У А. С. Пушкина были: старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Дядя А. С. Пушкина, Василий Львович, был известным поэтом своего времени.В доме Пушкиных часто устраивались литературные и музыкальные вечера, в которых маленький Пушкинс восторгом принимал участие. К восьми годам он уженачал писать стихи и эпиграммы.

№ слайда 5
Портреты Саша Пушкин.Гравюра на дереве.Надежда ОсиповнаПушкина(1775-1836),мать п

Описание слайда:

Портреты Саша Пушкин.Гравюра на дереве.Надежда ОсиповнаПушкина(1775-1836),мать поэта.Иван АбрамовичГаннибал(1731-1801).Сергей ЛьвовичПушкин(1770-1848), отец поэта.

№ слайда 6
Викторина по сказкам Пушкина1) Сколько лет жил старик со своею старухойв «Сказке

Описание слайда:

Викторина по сказкам Пушкина1) Сколько лет жил старик со своею старухойв «Сказке о рыбаке и рыбке»?2) О ком написан этот отрывок? Из какой онсказки?«Что и жизнь в такой тревоге?Вот он с просьбой о подмогеОбратился к мудрецу,Звездочёту и скопцу».3) Кого испугался герой сказки Пушкина?«Испугался бесёнок и к дедуПошёл рассказать про такую победу.Черти стали в кружок,Делать нечего – собрали полный оброк…»Из какой это сказки?

№ слайда 7
4) Кто и из какой сказки говорит такие слова?«Свет мой, зеркальце! скажи,Да всю

Описание слайда:

4) Кто и из какой сказки говорит такие слова?«Свет мой, зеркальце! скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»5) К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?6) Послушайте отрывок из сказки:«В дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки».О ком идёт речь? Из какой это сказки?Кем хотела стать старуха в «Сказкео рыбаке и рыбке»?7) Вы хорошо помните «Сказкуо царе Салтане…». По жестокойнесправедливости царицу и её сынапосадили в бочку и бросили в море.Как освободились из плена царицаи её сын?8) Мы с вами привыкли называтьодно из известных произведений Пушкина«Сказка о царе Салтане…». Кто сможетсказать полное название сказки?

№ слайда 8
Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» - Ребята, мы с вам

Описание слайда:

Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» — Ребята, мы с вами читали и разбирали «Сказку…».Что вам особенно запомнилось в этой сказке? Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?Какую похожую сказку вы уже знаете?Найдите сходства и отличия сказки А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.

№ слайда 9
Недавно мы познакомились с таким поэтическим приёмом, как сравнение. Сравнения п

Описание слайда:

Недавно мы познакомились с таким поэтическим приёмом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чём мы читаем. Найдите сравнения в сказке.Кто является носителем зла в «Сказке о мертвой царевне…».Троекратные повторы – особенность народной сказки. Есть ли они в сказке Пушкина?В чём главный смысл сказки?Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – всё зло в мире – обречены на гибель. первоначально в жизни не зло, а любовь.

№ слайда 10
Беседа о няне А. С. Пушкина – Арине Родионовне Эта чудесная русская женщина, чьё

Описание слайда:

Беседа о няне А. С. Пушкина – Арине Родионовне Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому читателю, не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену. а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года и была крепостной – сначала графа Ф. А. Апраксина, а затем потомков Абрама Ганнибала, прадеда поэта. В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года – Александр, будущий поэт. Арину Родионовну взяли к ним няней, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкиных. Она выпестовала и младшего брата поэта – Льва. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможна, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки.

№ слайда 11
Выявление особенностей литературной и народной сказок

Описание слайда:

Выявление особенностей литературной и народной сказок

№ слайда 12
Вопросы Кто является создателем народной сказки; литературной?Прочитайте второй

Описание слайда:

Вопросы Кто является создателем народной сказки; литературной?Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?4. Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки ? 5. Мы познакомились с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.6. Из каких сказок данные иллюстрации? Вспомните строчки из текста.

№ слайда 13
Итог урока. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он, как никто другой,умел находит

Описание слайда:

Итог урока. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он, как никто другой,умел находить прекрасное не тольков исключительном, но и в самомпростом. Не зря поэт и критикАполлон Григорьев утверждал:«Пушкин – это наше всё».Попытайтесь дома создать свою авторскую сказку на основе фольклорной.

Комментарии преподавателя

1. Создание «Сказки о мертвой царевне». Место и время

Се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о «Сказ­ке о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях» Эта сказ­ка да­ти­ро­ва­на 4 но­яб­ря 1833 года. Ос­но­вой сю­же­та по­слу­жи­ла рус­ская сказ­ка, рас­ска­зан­ная Пуш­ки­ну няней, Ари­ной Ро­ди­о­нов­ной, когда он жил дол­гую зиму в ссыл­ке, в сель­це Ми­хай­лов­ском, в име­нии своих ро­ди­те­лей. Сель­цо Ми­хай­лов­ское было неко­гда ча­стью двор­цо­вых зе­мель, Ука­зом до­че­ри Петра 1  в 1742 году оно было по­жа­ло­ва­но в веч­ное вла­де­ние Аб­ра­му Пет­ро­ви­чу Ган­ни­ба­лу — «арапу Петра Ве­ли­ко­го», пра­де­ду Пуш­ки­на ,  в «воз­да­я­ние за­слуг, ока­зан­ных им оте­че­ству». «При­ютом спо­кой­ствия, тру­дов и вдох­но­ве­нья» на­зы­вал поэт Ми­хай­лов­ское. Два года он про­вел здесь в ссыл­ке – из­гнан­ни­ком.

Се­год­ня мы с вами по­про­бу­ем срав­нить ис­ход­ную на­род­ную сказ­ку , за­пись ко­то­рой оста­лась в бу­ма­гах поэта, со «Сказ­кой о мерт­вой ца­ревне…»

 2. Вступление

Мы уже го­во­рил о том, что в ос­но­ве ли­те­ра­тур­ной сказ­ки часто лежит сказ­ка на­род­ная, но из­ме­нен­ная, до­пол­нен­ная, при­об­рет­шее со­вер­шен­но новое зву­ча­ние, слу­жа­щее целям, ко­то­рые ста­вит перед собой автор.

Вот как, очень схе­ма­тич­но, вы­гля­дит   за­пись сю­же­та на­род­ной сказ­ки:

«Ца­рев­на за­блу­ди­лась в лесу.

Уже стран­но: сказ­ка без на­ча­ла.

Вы пом­ни­те на­ча­ло сказ­ки Пуш­ки­на:

«Царь с ца­ри­цею про­стил­ся, В путь-до­ро­гу сна­ря­дил­ся, И ца­ри­ца у окна Села ждать его одна.

Сказ­ка Пуш­ки­на на­чи­на­ет­ся с раз­лу­ки. Рас­сказ о то­ми­тель­ном ожи­да­нии «ми­лО­го друга» очень похож на на­род­ную песню, мы чув­ству­ем тре­во­гу, и она не на­прас­на.

Ждет-по­ждет с утра до ночи, Смот­рит в поле, инда очи Раз­бо­ле­лись гля­дю­чи С белой зори до ночи; Не ви­дать ми­ло­го друга! Толь­ко видит: вьет­ся вьюга, Снег ва­лит­ся на поля, Вся бе­ле­шень­ка земля. Де­вять ме­ся­цев про­хо­дит, С поля глаз она не сво­дит. Вот в со­чель­ник в самый, в ночь Бог дает ца­ри­це дочь.

Одна ра­дость вле­чет за собой дру­гую: воз­вра­ще­ние царя Рано утром гость же­лан­ный, День и ночь так долго ждан­ный, Из­да­ле­ча на­ко­нец Во­ро­тил­ся царь-отец.

Ка­за­лось бы : о чем даль­ше рас­ска­зы­вать – уже счаст­ли­вый конец? Но про­дол­же­ние самое неожи­дан­ное:

На него она взгля­ну­ла, Тя­же­ле­шень­ко вздох­ну­ла, Вос­хи­ще­нья не снес­ла, И к обедне умер­ла.

По­лу­ча­ет­ся ,что ца­ри­ца уми­ра­ет от ра­до­сти встре­чи. От этого про­ти­во­ре­чия:  ра­дость – смерть тре­во­га и бес­по­кой­ство чи­та­те­ля воз­рас­та­ют мно­го­крат­но.

 3. Язык сказки

Язык сказ­ки очень бли­зок на­род­но­му, осо­бен­но это за­мет­но во вступ­ле­нии: это со­зда­ет осо­бое на­стро­е­ние . Ис­поль­зо­ва­ны обо­ро­ты речи, ха­рак­тер­ные для ска­зок путь –до­ро­га, ждет по­ждет, царь-отец;  на­род­ные (уста­рев­шие уже в пуш­кин­ские вре­ме­на) формы речи : инда  очи раз­бо­ле­лись гля­дю­чи, из­да­ле­ча;  осо­бые суф­фик­сы, ко­то­рые до­бав­ля­ют сло­вам вы­ра­зи­тель­но­сти: лас­ко­во-пе­чаль­ное — бе­ле­шень­ка, тя­же­ле­шень­ко.

 4. Мачеха

В на­род­ной сказ­ке упо­ми­на­ет­ся ма­че­ха ца­рев­ны – новая жена царя. Вот как у Пуш­ки­на:  Долго царь был неуте­шен, Но как быть? и он был гре­шен; Год про­шел, как сон пу­стой, Царь же­нил­ся на дру­гой. Прав­ду мол­вить, мо­ло­ди­ца Уж и впрямь была ца­ри­ца: Вы­со­ка, строй­на, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, лом­ли­ва, Свое­нрав­на и рев­ни­ва.

За­ме­ча­тель­ная де­таль: уж и впрямь  была ца­ри­ца. Ви­ди­мо, пер­вая жена царя (по мне­нию кого, кста­ти?) дер­жа­ла себя не по-цар­ски?

Об­ра­ти­те вни­ма­ние ,что в на­род­ных сказ­ках о ма­че­хе го­во­рит­ся обыч­но так: Злая ма­че­ха – и все. А тут ха­рак­тер ма­че­хи не ис­чер­пы­ва­ет­ся одним опре­де­ле­ни­ем , а очень по­дроб­но опи­сан. Мы еще вер­нем­ся к этим стро­кам.

Ис­то­рию вза­и­мо­от­но­ше­ний новой ца­ри­цы и зер­каль­ца: «Я ль на свете всех милее, всех ру­мя­ней и белее?» мы тоже не на­хо­дим в за­пи­си на­род­ной сказ­ки. А это очень важ­ная часть ис­то­рии. Имен­но зер­каль­це ,само того не желая, на­прав­ля­ет гнев ма­че­хи про­тив ца­рев­ны: «А ца­рев­на все ж милее ,все ж  ру­мя­ней и белее» «Ах ты, мерз­кое стек­ло! Это врешь ты мне назло. Как тя­гать­ся ей со мною? Я в ней дурь-то успо­кою.

 5. Царевна в лесу. Богатыри

Итак, ца­ри­ца от­прав­ля­ет ца­рев­ну в лес. Чер­ной за­ви­сти полна, Бро­сив зер­каль­це под лавку, По­зва­ла к себе Чер­нав­ку И на­ка­зы­ва­ет ей, Сен­ной де­вуш­ке своей, Весть ца­рев­ну в глушь лес­ную И, свя­зав ее, живую Под сос­ной оста­вить там На съе­де­ние вол­кам.  

В за­пи­си  на­род­ной сказ­ки ца­рев­на ока­зы­ва­ет­ся в лесу слу­чай­но – за­блу­ди­лась, у Пуш­ки­на  — злой волей ца­ри­цы , пом­ни­те – «чер­ной за­ви­сти полна»

На­род­ная сказ­ка между тем рас­ска­зы­ва­ет, что было даль­ше:

На­хо­дит дом  пу­стой, уби­ра­ет его. Две­на­дцать бра­тьев при­ез­жа­ют.»Ах ,го­во­рят ,тут был  кто -то — али муж­чи­на, али жен­щи­на: коли муж­чи­на, будь нам отец род­ной или брат на­зван­ный, коли жен­щи­на, будь нам мать или сест­ра»

По­хо­же у Пуш­ки­на? Очень, толь­ко бра­тьев ста­но­вит­ся 7 . «Вхо­дят семь бо­га­ты­рей, Семь ру­мя­ных уса­чей. Стар­ший мол­вил: «Что за диво! Все так чисто и кра­си­во. Кто-то терем при­би­рал Да хо­зя­ев под­жи­дал. Кто же? Выдь и по­ка­жи­ся, С нами чест­но по­дру­жи­ся. Коль ты ста­рый че­ло­век, Дядей бу­дешь нам навек. Коли па­рень ты ру­мя­ный, Бра­тец бу­дешь нам на­зва­ный. Коль ста­руш­ка, будь нам мать, Так и ста­нем ве­ли­чать. Коли крас­ная де­ви­ца, Будь нам милая сест­ри­ца».

А что было даль­ше?

Сии бра­тья враж­ду­ют с дру­ги­ми две­на­дца­тью бо­га­ты­ря­ми, уез­жая, они остав­ля­ют сест­ре пла­ток ,сапог и шапку: «Если кро­вию на­льют­ся ,не жди нас»

В сказ­ке Пуш­ки­на  не рас­ска­зы­ва­ет­ся об этом ,но эта ис­то­рия с вол­шеб­ны­ми ве­ща­ми до­воль­но рас­про­стра­не­на в на­род­ных вол­шеб­ных сказ­ках . По­че­му же Пуш­кин не вос­поль­зо­вал­ся таким по­во­ро­том?  Ви­ди­мо ,по­то­му что это от­влек­ло бы наше вни­ма­ние от ца­рев­ны?

Даль­ше сказ­ка рас­ска­зы­ва­ет о том, что никак не вя­жет­ся в нашем со­зна­нии с ца­рев­ной и ее ха­рак­те­ром: Бе­ло­ли­ца, чер­но­бро­ва, Нраву крот­ко­го та­ко­го.

При­ез­жая назад, спят они сном бо­га­тыр­ским. Пер­вый раз 12, вто­рой 24 ,тре­тий раз – 31. Про­тив­ни­ки при­ез­жа­ют и пи­ру­ют. Она под­но­сит  им сон­ных ка­пель итд.

Неспо­соб­на пуш­кин­ская ца­рев­на под­не­сти ко­му-то сон­ных ка­пель!!! Это  — к ма­че­хе.

2.5. Смерть ца­рев­ны.

Ма­че­ха ее при­хо­дит в лес под видом ни­щен­ки – со­ба­ки ходят на цепях и не под­пус­ка­ют ее.Она дарит ца­ревне ру­баш­ку, ко­то­рую та ,надев, уми­ра­ет

И у Пуш­ки­на так же, за ис­клю­че­ни­ем де­та­ли – не ру­баш­ка, а яб­ло­ко губит ца­рев­ну.

По­че­му так?

Оно Соку спе­ло­го полно, Так свежо и так ду­ши­сто, Так ру­мя­но-зо­ло­ти­сто, Будто медом на­ли­лось! Видны се­меч­ки на­сквозь… На­по­е­но было ядом, знать , оно. Опять на­ли­цо несо­от­вет­ствие между внеш­ней кра­со­той и внут­рен­ним со­дер­жи­мым. Это яб­ло­ко ни­ко­го вам  не на­по­ми­на­ет?

Кста­ти, в на­род­ной сказ­ке не объ­яс­ня­ет­ся, от­ку­да ма­че­ха узна­ла про ца­рев­ну и по­че­му ре­ши­ла ее по­гу­бить ( хотя в на­род­ной сказ­ке ма­че­ха губит пад­че­ри­цу прак­ти­че­ски все­гда), в сказ­ке Пуш­ки­на ца­рев­ну вы­да­ет зер­каль­це:

…живет без вся­кой славы, Средь зе­ле­ныя дуб­ра­вы, У семи бо­га­ты­рей Та, что все ж тебя милей.

Ца­рев­на уми­ра­ет

 Бра­тья хо­ро­нят ее в гроб­ни­це, на­тя­ну­той зо­ло­ты­ми це­пя­ми к двум сос­нам.

Пуш­кин­ские бра­тья бо­га­ты­ри по­сту­па­ют ровно также. Нами ты была лю­би­ма И для ми­ло­го хра­ни­ма — Не до­ста­лась ни­ко­му, Толь­ко гробу од­но­му».

 6. Королевич Елисей

Да ведь у пуш­кин­ской ца­рев­ны был жених – ко­ро­ле­вич Ели­сей. И беда слу­чи­лась на­ка­нуне сва­дьбы, ца­ри­ца-то на де­вич­ник ( де­ви­чьи по­си­дел­ки перед сва­дьбой) со­би­ра­лась.

И,  как по­ло­же­но в на­род­ной сказ­ке,  он от­прав­ля­ет­ся «за кра­са­ви­цей- женой, за неве­стой мо­ло­дой» и ищет ее по всему свету ,и об­ра­ща­ет­ся за по­мо­щью к силам при­ро­ды,  с той раз­ни­цей, что он –то , Ели­сей, ни­ка­ко­го за­пре­та не на­ру­шал – обя­за­тель­ное усло­вие, как мы пом­ним в на­род­ной сказ­ке.

В за­пи­си на­род­ной сказ­ки у ца­рев­ны нет же­ни­ха, Ца­ре­вич влюб­ля­ет­ся в ее труп

Уви­дел необык­но­вен­ную кра­со­ту (внеш­нюю!)  — по­лю­бил.   Что было даль­ше,  Пуш­кин не за­пи­сы­ва­ет.

Но со­чи­ня­ет:  И о гроб неве­сты милой Он уда­рил­ся всей силой. Гроб раз­бил­ся. Дева вдруг Ожила. Зачем уда­рил­ся? На­де­ясь ожи­вить? По-ви­ди­мо­му, нет. Тогда по­че­му?  По­че­му имен­но этот по­сту­пок ожи­вил деву? Счаст­ли­вые ца­ре­вич  и ца­рев­на «бе­се­дуя при­ят­но, В путь пус­ка­ют­ся об­рат­но, И тру­бит уже молва: Дочка цар­ская жива!»

По за­ко­нам жанра,  добро долж­но вос­тор­же­ство­вать  — сва­дьба  — обя­за­тель­на!!!

Сва­дьбу тот­час учи­ни­ли, И с неве­стою своей Об­вен­чал­ся Ели­сей; И никто с на­ча­ла мира Не видал та­ко­го пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь об­мо­чил.                         Но и зло долж­но быть на­ка­за­но: пом­ни­те, что злых се­стер могли вы­гнать из дому, а могли и ки­нуть на съе­де­ние диким зве­рям. У Пуш­ки­на ма­че­ху никто не на­ка­зы­ва­ет, она сама уми­ра­ет, от соб­ствен­ной зло­сти: Злая ма­че­ха, вско­чив, Об пол зер­каль­це раз­бив, В двери прямо по­бе­жа­ла И ца­рев­ну по­встре­ча­ла. Тут ее тоска взяла, И ца­ри­ца умер­ла.

И это  важ­ное от­ли­чие ли­те­ра­тур­ной сказ­ки от на­род­ной. 

 7. Выводы

Таким об­ра­зом мы видим, что Пуш­кин ис­поль­зо­вал де­та­ли сю­же­та на­род­ной сказ­ки, но ведут себя герои по-ино­му, и ру­ко­вод­ству­ют­ся не жест­ки­ми –пред­пи­сан­ны­ми пра­ви­ла­ми ( как дол­жен по­сту­пить герой в сказ­ке),  их по­ступ­ки ос­но­ва­ны на их ха­рак­те­рах, чув­ствах, прин­ци­пах))

Ма­че­ха нена­ви­дит пад­че­ри­цу «не по долж­но­сти» ,а из за­ви­сти,  ца­рев­на дер­жит дан­ное слово – но дру­го­му я на­веч­но от­да­на, Ели­сей бьет­ся об гроб не по­то­му что вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки ему от­кры­ли это – как вер­ное сред­ство спа­се­ния неве­сты – он в этот мо­мент точно знает ,что она мерт­ва.

Вот и по­лу­ча­ет­ся,  что сказ­ка Пуш­ки­на, ос­но­вы­ва­ясь на на­род­ной, рас­ска­зы­ва­ет со­всем о дру­гом.

На этом наш урок за­кон­чен, до сви­да­ния.

*******************************************

 1. Названия пушкинских сказок

Здрав­ствуй­те! Мы про­дол­жа­ем раз­го­вор о «Сказ­ке о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях» Пуш­ки­на. И пре­жде всего се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о ее на­зва­нии.

Вы на­вер­ня­ка об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как на­зва­ны сказ­ки Пуш­ки­на:

Осмот­рим их в по­ряд­ке на­пи­са­ния:

Сказ­ка «Жених» на­пи­са­на в 1825 году

«Сказ­ка о попе и его ра­бот­ни­ке Балде» —  в 1830г.

Неза­кон­чен­ная «Сказ­ка о мед­ве­ди­хе» —  пред­по­ло­жи­тель­но тоже в 1830г

«Сказ­ка о царе Сал­тане…» — в 1831г

«Сказ­ка о ры­ба­ке и рыбке» в 1833г, в том же году на­пи­са­на «Сказ­ка о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»

По­след­ней на­пи­са­на «Сказ­ка о зо­ло­том пе­туш­ке» — в 1834 году.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в на­зва­нии ,кроме самой пер­вой сказ­ки, фи­гу­ри­ру­ет на­зва­ние жанра – сказ­ка. Слу­чай­но ли это?

На­вер­ное, нет. Ве­ро­ят­но, Пуш­ки­ну было важно ука­зать жанр, об­ра­тить на него вни­ма­ние чи­та­те­ля. Сказ­ка как жанр была жан­ром для чи­та­те­лей (имен­но чи­та­те­лей, не слу­ша­те­лей) новым.

 2. Сказочное состязание с Жуковским

Имен­но на­ча­ло 30 годов 19 века можно на­звать вре­ме­нем «ска­зоч­но­го со­стя­за­ния» Пуш­ки­на с Жу­ков­ским, когда оба поэта со­зда­ют свои сказ­ки и чи­та­ют их друг другу.

Сказ­ки Ва­си­лия Ан­дре­еви­ча Жу­ков­ско­го:

В 30 годы 19 века Жу­ков­ским было на­пи­са­но несколь­ко ска­зок:

1. «Сказ­ка о царе Бе­рен­дее, о сыне его Иване-ца­ре­ви­че, о хит­ро­стях Кощея Бес­смерт­но­го и о пре­муд­ро­сти Ма­рьи-ца­рев­ны, Ко­ще­е­вой до­че­ри».  Сюжет сказ­ки был за­пи­сан А. С. Пуш­ки­ным в Ми­хай­лов­ском и по­да­рен В. А. Жу­ков­ско­му.

2. «Спя­щая ца­рев­на». В 1826 году Жу­ков­ский пе­ре­вел на рус­ский язык сказ­ку «Ко­лю­чая роза» из сбор­ни­ка бра­тьев Гримм. В 1831 году на ос­но­ве ее сю­же­та поэт со­зда­ет ори­ги­наль­ную сказ­ку, введя в нее эле­мен­ты рус­ской на­род­ной сказ­ки, обо­га­тив ее ре­аль­ны­ми при­ме­та­ми рус­ско­го быта, ис­поль­зуя тра­ди­ци­он­ные ска­зоч­ные фор­му­лы:

Сва­дьба, пир, и я там был И вино на сва­дьбе пил; По усам вино бе­жа­ло, В рот ни капли не по­па­ло.

3 «Война мышей и ля­гу­шек» яв­ля­ет­ся воль­ным пе­ре­ло­же­ни­ем древ­не­гре­че­ской поэмы. По со­ве­ту Пуш­ки­на, ис­поль­зуя ста­рый ли­те­ра­тур­ный сюжет, Жу­ков­ский со­зда­ет  сказ­ку, в ко­то­рой вы­сме­и­ва­ет  ли­те­ра­тур­ные споры сво­е­го вре­ме­ни.

 3. Противоречие в названии: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Итак: «Сказ­ка о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»  

Что ме­ша­ет,  «ца­ра­па­ет», ка­жет­ся стран­ным  в на­зва­нии?   Ко­неч­но, — мерт­вая ца­рев­на. Ка­за­лось бы, по­че­му не ска­зать спя­щая? «Сказ­ка о спя­щей ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»  — зву­ча­ло бы  от­лич­но? 

Ведь слово «мерт­вая» вну­ша­ет ужас, а «спя­щая» — на­деж­ду, даже уве­рен­ность в счаст­ли­вом конце. Зачем же в за­гла­вии по­ка­зы­вать чи­та­те­лю ,что дело – без­на­деж­но, ца­рев­на-то мерт­вая?

Осо­бен­но нелов­ко от со­сед­ства в на­зва­нии мерт­вой ца­рев­ны и целых семи! бо­га­ты­рей. Что  ж за бо­га­ты­ри такие, если они не могут за­щи­тить от смер­ти одну ца­рев­ну???

А дей­стви­тель­но, кто такие бо­га­ты­ри?

Бо­га­ты­ри — (от др. тюрк. ба­га­тур храб­рый воин) герои рус­ских былин, за­щит­ни­ки рус­скойземли, со­вер­ша­ю­щие во­ин­ские по­дви­ги, от­ли­ча­ю­щи­е­ся осо­бой силой, удаль­ством, умом, са­мо­об­ла­да­ни­ем. Бо­га­тырь все­гда за­щи­ща­ет сла­бо­го, без­за­щит­но­го ,все­гда стоит за прав­ду.

По­смот­ри­те, ка­ки­ми  изоб­ра­же­ны бо­га­ты­ри на кар­тине Вас­не­цо­ва:          

Ведь невоз­мож­но пред­ста­вить, что такие ви­тя­зи не спа­сут, не убе­ре­гут, оста­вят без за­щи­ты и по­мо­щи.

 4. Почему богатыри не уберегли царевну?

Как так по­лу­чи­лось, что се­ме­ро  бо­га­ты­рей не смог­ли убе­речь одну  де­вуш­ку, ко­то­рую они  по­чи­та­ли за сест­ри­цу и даже лю­би­ли?

Но неве­ста мо­ло­дая, До зари в лесу блуж­дая, Между тем все шла да шла И на терем на­бре­ла. Ей нав­стре­чу пес, залая, При­бе­жал и смолк, играя; В во­ро­та вошла она, На по­дво­рье ти­ши­на. Пес бежит за ней, лас­ка­ясь, А ца­рев­на, под­би­ра­ясь, Под­ня­ла­ся на крыль­цо И взя­ла­ся за коль­цо; Дверь ти­хонь­ко от­во­ри­лась. И ца­рев­на очу­ти­лась В свет­лой гор­ни­це; кру­гом Лавки, кры­тые ков­ром, Под свя­ты­ми стол ду­бо­вый, Печь с ле­жан­кой из­раз­цо­вой. Видит де­ви­ца, что тут Люди доб­рые живут; Знать, не будет ей обид­но. Ни­ко­го меж тем не видно. Дом ца­рев­на обо­шла, Все по­ряд­ком убра­ла, За­све­ти­ла богу свеч­ку, За­то­пи­ла жарко печку, На по­ла­ти взо­бра­лась И ти­хонь­ко улег­лась. Час обеда при­бли­жал­ся, Топот по двору раз­дал­ся: Вхо­дят семь бо­га­ты­рей, Семь ру­мя­ных уса­чей. Стар­ший мол­вил: «Что за диво! Все так чисто и кра­си­во. Кто-то терем при­би­рал Да хо­зя­ев под­жи­дал. Кто же? Выдь и по­ка­жи­ся, С нами чест­но по­дру­жи­ся. Коль ты ста­рый че­ло­век, Дядей бу­дешь нам навек. Коли па­рень ты ру­мя­ный, Бра­тец бу­дешь нам на­зва­ный. Коль ста­руш­ка, будь нам мать, Так и ста­нем ве­ли­чать. Коли крас­ная де­ви­ца, Будь нам милая сест­ри­ца». И ца­рев­на к ним сошла, Честь хо­зя­ям от­да­ла, В пояс низко по­кло­ни­лась; За­крас­нев­шись, из­ви­ни­лась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те опо­зна­ли, Что ца­рев­ну при­ни­ма­ли; Уса­ди­ли в уго­лок, Под­но­си­ли пи­ро­жок, Рюмку полну на­ли­ва­ли, На под­но­се по­да­ва­ли. От зе­ле­но­го вина От­ре­ка­ла­ся она; Пи­ро­жок лишь раз­ло­ми­ла, Да ку­со­чек при­ку­си­ла, И с до­ро­ги от­ды­хать От­про­си­лась на кро­вать. От­ве­ли они де­ви­цу Вверх во свет­лую свет­ли­цу И оста­ви­ли одну, От­хо­дя­щую ко сну.

Ца­рев­на при­хо­дит с доб­ром – убра­ла, за­то­пи­ла печку, при­го­то­ви­лась к встре­че с хо­зя­е­ва­ми, и Бо­га­ты­ри от­ве­ти­ли доб­ром, при­юти­ли ца­рев­ну, и стали они друж­но жить да по­жи­вать:

День за днем идет, мель­кая, А ца­рев­на мо­ло­дая Все в лесу, не скуч­но ей У семи бо­га­ты­рей…. Им она не пре­ко­сло­вит, Не пе­ре­чат ей они. Так идут за днями дни. Но такая идил­лия не может длить­ся вечно – ца­рев­на мо­ло­да и пре­крас­на. Бра­тья милую де­ви­цу По­лю­би­ли. К ней в свет­ли­цу Раз, лишь толь­ко рас­све­ло, Всех их се­ме­ро вошло. Стар­ший мол­вил ей: «Де­ви­ца, Зна­ешь: всем ты нам сест­ри­ца, Всех нас се­ме­ро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нель­зя, так бога ради По­ми­ри нас как-ни­будь: Од­но­му женою будь, Про­чим лас­ко­вой сест­рою. Что ж ка­ча­ешь го­ло­вою? Аль от­ка­зы­ва­ешь нам? Аль товар не по куп­цам?» Ца­рев­на ока­зы­ва­ет­ся в очень слож­ной си­ту­а­ции: от­ка­за при­ютив­шим ее людям. Она вол­ну­ет­ся, она не хочет их оби­деть, ведь она от­ка­зы­ва­ет не по­то­му что она  -ца­рев­на, но по­то­му что  – Дру­го­му я на­ве­ки от­да­на.Иначе по­сту­пить она не может. Тут за­ме­ча­тель­на ре­ак­ция бра­тьев : Бра­тья молча по­сто­я­ли Да в за­тыл­ке по­че­са­ли.

Так и ви­дишь этих огром­ных муж­чин, силь­ных, доб­рых, но немнож­ко неда­ле­ких  и уж со­всем неро­ман­ти­че­ских натур.

Отказ ца­рев­ны ни­че­го не из­ме­нил в их жизни:

Же­ни­хи ей по­кло­ни­лись, По­ти­хонь­ку уда­ли­лись, И со­глас­но все опять Стали жить да по­жи­вать.

Когда бра­тья об­на­ру­жи­ли, вер­нув­шись домой, ца­рев­ну мерт­вой, они очень опе­ча­ли­лись:

Перед мерт­вою ца­рев­ной Бра­тья в го­ре­сти ду­шев­ной Все по­ник­ли го­ло­вой. Им даже по­ка­за­лось ,что она не умер­ла, а спит. Она, Как под кры­лыш­ком у сна, Так тиха, свежа ле­жа­ла, Что лишь толь­ко не ды­ша­ла. Но все, что они пред­при­ня­ли – ждать. Это ров­ное спо­кой­ствие, сми­ре­ние и может ни­ко­го спа­сти. Пас­сив­ным ожи­да­ни­ем зло не по­бе­дишь, так ли долж­ны вести себя бо­га­ты­ри? А когда ца­рев­на сама собой «не вос­ста­ла ото сна»,они ее по­хо­ро­ни­ли. Со­тво­рив обряд пе­чаль­ный, Вот они во гроб хру­сталь­ный Труп ца­рев­ны мо­ло­дой По­ло­жи­ли Все, она для них умер­ла без­воз­врат­но, а ведь это сказ­ка, где все воз­мож­но!!! где мерт­вая и живая вода чу­де­са может со­тво­рить– труп ца­рев­ны мо­ло­дой, это их ощу­ще­ние про­ис­хо­дя­ще­го пе­ре­да­ет Пуш­кин. — и тол­пой По­нес­ли в пу­стую гору, И в по­лу­ноч­ную пору Гроб ее к шести стол­бам На цепях чу­гун­ных там Осто­рож­но при­вин­ти­ли, И ре­шет­кой огра­ди­ли;

По­лу­ча­ет­ся, что бо­га­ты­ри ни­че­го и не сде­ла­ли, чтоб вы­рвать ца­рев­ну из этого оча­ро­ван­но­го сна- смер­ти. По­че­му они сразу сми­ри­лись? Недо­ста­точ­но лю­би­ли?

А может, не это и не под силу было сде­лать бо­га­ты­рям, с их доб­ро­той и спо­кой­стви­ем, без от­ча­я­ния и тре­пе­та?

Как же один ко­ро­ле­вич Ели­сей смог? По­че­му один ока­зал­ся силь­нее всех бо­га­ты­рей, силь­нее даже смер­ти? И молва тре­зво­нить стала: Дочка цар­ская про­па­ла! Тужит бед­ный царь по ней. Ко­ро­ле­вич Ели­сей, По­мо­лясь усерд­но богу, От­прав­ля­ет­ся в до­ро­гу За кра­са­ви­цей-ду­шой, За неве­стой мо­ло­дой.

И тоже об­ра­ти­те вни­ма­ние – царь ту­жит-пе­ча­лит­ся, но ни­че­го не пред­при­ни­ма­ет ,чтоб найти дочь.

А Ели­сей между тем  отрав­ля­ет­ся ис­кать свою неве­сту и ни у кого не по­лу­ча­ет не толь­ко по­мо­щи, но даже про­сто­го че­ло­ве­че­ско­го со­чув­ствия:

За неве­стою своей Ко­ро­ле­вич Ели­сей Между тем по свету ска­чет. Нет как нет! Он горь­ко пла­чет, И кого ни спро­сит он, Всем во­прос его муд­рен; Кто в глаза ему сме­ет­ся, Кто ско­рее от­вер­нет­ся;

К силам вол­шеб­ным, силам при­ро­ды он об­ра­ща­ет­ся от безыс­ход­но­сти, но ни солн­це, ни месяц (кста­ти, об­ра­ти­те вни­ма­ние ,что к солн­цу и ме­ся­цу он об­ра­ща­ет­ся с раз­ной сте­пе­нью тор­же­ствен­но­сти) не могут ему по­мочь, толь­ко ветер по­мо­га­ет  и од­но­вре­мен­но от­би­ра­ет вся­кую на­деж­ду.  (Кста­ти, так чест­ность зер­каль­ца, пре­воз­но­ся­ще­го кра­со­ту ца­рев­ны,  ее же и губит)

Ко­ро­ле­вич за­ры­дал И пошел к пу­сто­му месту На пре­крас­ную неве­сту По­смот­реть еще хоть раз.   Ца­ре­вич, в от­ли­чие от бо­га­ты­рей, не видит, что ца­рев­на как будто спит, он знает ( ему ветер ска­зал),  что она умер­ла.  Он идет про­щать­ся на­все­гда. И   о гроб неве­сты милой Он уда­рил­ся всей силой. Какое чув­ство он ис­пы­тал?   Пол­ней­шее от­ча­я­ние. Пол­ную без­на­деж­ность. Без­гра­нич­ное горе.

И имен­но эта невоз­мож­ность сми­рить­ся с по­те­рей, имен­но край­нее от­ча­я­ние, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ешь ,когда те­ря­ешь самое до­ро­гое( чув­ство, бо­га­ты­ря­ми не ис­пы­тан­ное)  и спа­са­ет –вос­кре­ша­ет-про­буж­да­ет ца­рев­ну.

Такой мотив не ха­рак­те­рен для на­род­ной сказ­ки: герой обя­за­тель­но спа­сет свою суже­ную, про­сто по­то­му что иного не дано, он вос­поль­зу­ет­ся вол­шеб­ным пред­ме­том или за­го­во­ром, но чтоб спа­сти, по­то­му что от­ча­ян­но го­рю­ешь, спа­сти силой са­мо­го чув­ства – та­ко­го на­род­ная сказ­ка не знает.

Итак, то, что ока­за­лось непод­власт­но бо­га­ты­рям – чудо спа­се­ния без­на­деж­но мерт­вой ца­рев­ны,  — воз­мож­но для лю­бя­ще­го и от­ча­яв­ше­го­ся Ели­сея. Спа­сти не толь­ко лю­бо­вью, но и силой стра­да­ния – еще одно из про­ти­во­ре­чий этой сказ­ки.

На этом наш се­го­дняш­ний урок за­кон­чен, за­гла­вие сказ­ки поз­во­ли­ло нам лучше по­нять ав­тор­ский за­мы­сел. Но нам еще есть о чем по­го­во­рить. До сви­да­ния.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/shodstvo-i-razlichie-literaturnoy-i-narodnoy-skazok?seconds=0

http://bigslide.ru/literatura/15342-literaturnaya-skazka-o-myortvoy-carevne-i-o-semi-b.html

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/pochemu-bogatyri-ne-spasli-tsarevnu?seconds=0

Черты
сходства и различия волшебной и литературной сказки

Презентация подготовлена

учителем русского языка и литературы

МОУ «Заболотовская СОШ»

Бурлуцкой Е.А.

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

„Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ

„Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокой,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ

— Чем отличается определение от художественного эпитета?

— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?

ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

„Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее“.

Риторическое обращение

Риторическое обращение – средство художественной речи, представляющее собой высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлечен-ному понятию или отсутствующему лицу.

  • Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ

— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним…

  • Почему царица умерла, увидев царевну живой?
  • Какова главная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:

  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Умирает царица

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя»

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Подробное описание предметов

Книжная лексика

Сочетание фантастического и реального

Стихотворная форма

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа)

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло

Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей

Подробное описание предметов

Например, описание яблочка

Книжная лексика

Особая книжная лексика: дева, персты

Сочетание фантастического и реального

Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время

Стихотворная форма

Сказке присущи ритм, рифма

Эпитет

  • Прочтите статью учебника (стр. 121 – 122).
  • — Чем отличается определение от художественного эпитета?
  • — Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
  • — В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
  • — Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 120 – 121).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Парная
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей..
    Перекрестная

В чём черты сходства и различия

литературной и народной сказки?

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 1

Проектная работа: «Отличие народной сказки от литературной. Роль сказки в жизни человека».
Выполнили: Шенбергер Альбина и Голикова Татьяна,
ученицы 5 класса.
Руководитель: Карпотина Ольга Васильевна,
Учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 2

Этап планирования ( график выполнения проекта)
Дата, время работы Вид деятельности
Сентябрь (2-20) -обсуждение и формулирование темы; — определение цели и задач.
Сентябрь-октябрь (20-15) -изучение видов сказок и выявление характерных черт
Ноябрь (10-20) -знакомство с авторской сказкой;
-собирание материалов к остальным изученным ранее авторским сказкам;
-поиск общих и различных черт между авторской сказкой и народной
Декабрь (1-20) -выводы по теме;
-написание отчёта о проделанной работе;
-подготовка к защите проекта ( составление презентации)
Январь Защита проекта

Слайд 3

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 3

Что же такое фольклорная сказка?
Сказка- фольклорная (согласно Википедии) — «эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка)».

Слайд 4

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 4

Какие бывают виды народных сказок?
Волшебные сказки
Согласно Проппу, ее структура такова:
-Присказка
-Зачин
-Концовка
Среди героев- «гонителей» моим любимым персонажем является Баба-Яга.

Слайд 5

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 5

Баба-Яга
Очень интересную информацию нашли в лингвострановедческом словаре:
«Баба−Яга живёт в лесу в избушке на курьих ножках (см. изба, курица) и летает по небу в деревянной ступе или на метле. Во время её полета воют ветры, стонет земля, скот ревёт, трещат и гнутся вековые деревья. Она известна тем, что пожирает людей, поэтому забор вокруг её избушки сделан из человеческих костей, а на заборе − черепа. Избушка Бабы-Яги может поворачиваться, чтобы попасть в неё, необходимо произнести заклинание: Избушка, избушка, встань по−старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом. Первые слова, которыми Баба−Яга встречает гостей: Русским духом пахнет… (например, сказка «Финист − ясный сокол»). Большую часть времени она проводит, сидя на печи, прядёт или ткёт холсты (сказка «Баба−яга»). Ей служат чёрные коты (см. кот), вороны (см. ворон), змеи (см. змея). Она знает язык животных и растений. Иногда она пытается украсть маленьких детей, чтобы зажарить в печке и съесть, правда, у неё это не получается (сказка «Гуси-лебеди»). Баба−Яга знает много тайн и может помочь или помешать герою сказки достичь заветной цели (сказка «Василиса Прекрасная»). Она любит загадывать загадки и отгадывать их. Когда Баба−Яга выступает помощницей главного героя, то дарит ему волшебные предметы: гусли−самогуды, сапоги−скороходы, ковер−самолёт, клубок ниток, указывающий дорогу.
В некоторых сказках у Бабы−Яги одна нога костяная, поэтому её называют Баба−Яга − костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным, дразнить, сердить’.
В славянских языках встречаются аналоги со значением ‘ведьма’, ‘лесная ведьма’. Персонажи, сходные с Бабой−Ягой, известны и в фольклоре народов Западной Европы».

Слайд 6

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 6

В.М. Васнецов «Баба-Яга». 1917 Государственная Третьяковская галерея (Дом-музей В.М. Васнецова), Москва

Слайд 7

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 7

«Сивка-бурка», Шенбергер Альбина, 5 класс

Слайд 8

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 8

Сказки о животных
«Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисыстабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая».

Слайд 9

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 9

«Лиса и волк», Шенбергер Альбина, 5 класс

Слайд 10

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 10

Бытовые сказки
«В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников».

Слайд 11

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 11

«Горшеня» Александр Куркин, 1975г.

Слайд 12

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 12

Вывод
Жанровое многообразие сказок позволяет гордиться своей культурой и народом. Но на этом мы не останавливаемся и идем дальше…
Как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»…

Слайд 13

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 13

Как же появилась литературная сказка?
Много веков передавали сказители из уст в уста великие народные сказки, а чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Вот какое понятие авторской сказки дается в Википедии :

Слайд 14

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 14

«Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной».

Слайд 15

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 15

Некоторые авторы отличают литературную сказку от авторской, но я считаю, что это синонимы. Возможно это будет темой моей следующей проектной работы, а пока будем считать их равноправными и синонимичными. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени.

Слайд 16

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 16

«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбина, 5 класс

Слайд 17

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 17

«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбины, 5 класс

Слайд 18

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 18

«Кошка по имени Мышка» , А. Сень-Сеньков, иллюстрация Шенберг Альбины, 5 класс

Слайд 19

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 19

Вывод
Отличие литературной сказки от фольклорной Отличие литературной сказки от фольклорной
Литературная сказка Фольклорная сказка
Есть конкретный автор Автор- народ
Статична, неизменяема Видоизменяется, передаваясь из уст в уста
Может быть придуманный автором сюжет Сюжетная линия строго определена схеме того типа сказки, к которому она относится
Система образов произвольна Герои отражают определенное понятие о добре и зле
«Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы». «Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного».

Слайд 20

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 20

Роль сказок в жизни человека
И литературные и фольклорные сказки играют важную роль в личностном становлении ребенка взрослым. В наше время многие психологи берут их за основу. Много работ посвящено сказкотерапии, психотерапевтическим сказкам.

Слайд 21

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 21

Сказкотерапия
Сказкотерапия – это самая неоднозначная методика, применяемая в психологии для обучения, развития, воспитания и оказания психологической помощи. Из названия термина можно понять, что ключ к развязке некоторых проблем заключается в сказках. Сказочный мир – это то, что связывает всех людей и вызывая самые лучшие эмоции, окутанные беззаботным детством. Ошибочно считать, что сказкотерапия применяется исключительно на детях, вот уже тысячи лет человечество при помощи сказок передавало свой опыт, историю, истоки познания жизни. Сказка – это не просто придуманный не имеющий смысла рассказ для детей, это нечто большее. Начиная с её возникновения, сказка служила проводником сквозь всё родовое древо и весь народ, она несла трактаты, правила, исторический смысл, память людей и силу единства человеческого. Метод сказкотерапии представляет собой сочетание комплекса психологического воздействия на человека через абстрактность и лёгкость сказок.

Слайд 22

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 22

Вывод
Исходя из вышеупомянутого можно сказать, что сказки, кем бы она не была написана, всегда останется сказкой. Той чудесной, напевной мелодией, что пропитала детство, помогала нам, когда было грустно, когда хотелось волшебства. Мы, когда станем сами мамами, обязательно будем читать детям сказки на ночь! Потому что это наша платформа, без которой просто невозможно представить детство и дальнейшую жизнь…

Слайд 23

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 23

Список литературы
Интернет:http://files.drofa.ru/site/present/2014-01-24_Rudakova.pdf;
В.Я.Пропп /МОРФОЛОГИЯ СКАЗКИ / Москва Лабиринт 1998;
https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D0%AF%D0%B3%D0%B0/C1-C2;
http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/dlja_doshkolnikov/shablony_prezentacij_chto_za_prelest_ehti_skazki/522-1-0-19484;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0;
http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2570-skazki_o_zhivotnyh.html;
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-literaturnaya-skazka-ot-narodnoj-skazki/;
https://otvet.mail.ru/question/167744559;
http://shkola-abv.ru/vse_dlya_prezentasiy1.html;
Энциклопедия для детей. [Том 9]. Русская литература.. Ч. 1. от былин и летописей до классиков XIX века/ ред. М. Аксенова, Д. Володихин и др.- М..: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.-672 с.

Слайд 24

Проект «Отличие литературной сказки от художественной», слайд 24

Спасибо за внимание!

  • Сходство между мифом и сказкой
  • Сходство и различие между литературной и народной сказкой
  • Сходство и различие литературной и народной сказок сказка пушкина и сказка жуковского
  • Сходства и различия сказок спящая царевна и спящая красавица
  • Сходства человека нового времени с современным человеком сочинение