2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).
2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи
(всем классом совместно).
3. Изучение нового материала
с основой на ранее изученный.
Редкое умение Жуковского – увидеть
и оценить чужой талант.
В 1815 году Жуковский посещает
Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой
судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский напишет: «Это надежда
нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастёт».
26 марта 1815 года на квартире у
Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».
По окончании чтения Жуковский
достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого
учителя…» вручил его Пушкину.
У Пушкина есть строки, обращённые к
Жуковскому:
Его стихов
пленительная сладость
Пройдёт веков
завистливую даль…
Эти строки являются эпиграфом к
нашему уроку.
? Что такое эпиграф?
(Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и
т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной
части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.)
?Как вы понимаете смысл эпиграфа?
3.1. Анализ эпиграфа.
Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в
Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.
Жуковский пишет «Сказку о царе
Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.
3.2. Актуализация и
систематизация опорных знаний.
? Ребята, давайте вспомним, что
такое народная сказка?
? Что отражается в народных
сказках?
? Какие виды народных сказок Вы
знаете?
(Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили
представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.
В них отражены нравственные
принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются
выразительные черты национального характера, верований, быта.
Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые и сказки о животных
Сказки о животных занимают особое
место, так как их возникновение исследователи устного народного творчества
связывают с языческими ритуалами. )
3.3. Подача нового материала.
Литературная сказка возникла
гораздо позже.
Во второй половине XVIII века с
развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские
обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали
использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра.
Огромное место литературная
сказка занимала и занимает и в нашей стране.
3.4. Работа в тетрадях.
Запись темы урока: Чудесный мир
литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.
Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.
Давайте зафиксируем
отличительные признаки литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной.
Литературные сказки писали многие
русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.
В основном писатели используют
доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами,
героями.
Общие черты литературной сказки
и народной:
—
сказочные зачины и концовки, формулы;
—
постоянные эпитеты;
—
сюжет волшебной сказки;
—
чудесные предметы;
—
число «три»;
—
положительные и отрицательные герои;
—
победа добра над злом в финале.
Отличительные черты литературной сказки:
—
шутливый тон повествования (приглашение чародеек
на пир);
—
авторское отношение к героям сказки (описание
царевны, царского сына);
—
чисто литературные описания (описание пробудившегося
царского дома);
—
«авторские» эпитеты («раскалительный огонь»,
«рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);
—
стихотворная форма.
А
сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым
будет связано домашнее задание.
Бродячие сюжеты — устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие
свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны…
«Спящая
царевна» В.А. Жуковского
«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
«Царевна-шиповник»
братьев Грим
«Спящая
в лесу красавица» Шарля Перро
4.Выразительное чтение сказки
«Спящая царевна».
Текст может читать учитель,
возможно включение аудиозаписи.
5. Словарная работа по
тексту сказки «Спящая царевна».
Ученикам предлагается найти
устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.
Работа со словарём.
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий
офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного
лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
5. Беседа по содержанию
сказки «Спящая царевна».
Разговор о сказочных героях.
Вопросник по содержанию сказки.
1. Кто герои сказки? Наделены
ли они именами?
2. Кто выступает в качестве
предсказателя? В чём необычность этого персонажа?
3. С помощью какой сказочной
формулы описывается красота родившейся царевны?
4. Почему на пир не пригласили
двенадцатую колдунью?
Как она отомстила?
Какой вы представляете себе
ведьму?
5. Почему можно сказать, что
двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
6. Как царь Матвей пытается
отвести беду от любимой дочери?
7. Кем на самом деле была
старушонка-пряха?
8. Прочитайте описание дворца,
объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?
9. Кто пробудил царевну от
волшебного сна?
10. Почему изменилось описание
бора при появлении царского сына?
(он спаситель)
11. Опишите спящую царевну (с
обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку
презентации, к тексту сказки).
12. Что разрушает силу сна?
13. Каков финал сказки?
14. Что в сказке Жуковского
напоминает русские народные сказки?
(Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей
царевне.)
15. Что отличает «Спящую
царевну» от русских народных сказок?
(Отличает эту сказку от народной ее
форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)
6. Чтение учебной статьи «Из
истории создания сказки «Спящая царевна».
Выразительное чтение статьи
учениками класса.
Размышления о прочитанном:
1. Вы
прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что
запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?
Литературная сказка от народной отличается
- Наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.
- В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
У литературной сказки есть конкретный автор,а у народной сказки считается что автор народ, но первоисточник всегда есть и он нам не известен. Раньше сказки передавались из уст в уста и каждый менял что то в ней, как говорится подгонял под себя, под своего ребенка, возможно в некоторых сказках мало что до нас дошло в первоначальном варианте…
Хотелось бы еще сказать что есть сказки которые сочинил народ, а автор просто напросто записал на бумагу и изменил конец сказки (так сказать в сказке хепи енд).
88SkyWalker88 [327K]
6 лет назад
Народная сказка — это жанр устного и письменного фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Пример: «Колобок», «Репка».
Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. Сюжет и герои вымышленны или могут быть реальными. Пример: «Сказка о потерянном времени» Шварца.
Koluchiy [12.3K]
6 лет назад
Литературные сказки кроме автора, конкретного человека, котрый мог, правда, подписываться псевдонимом, имеют ещё одну особенность — все они изложены на бумаге. То есть написаны. Народные сказки не создавались на бумаге, а рассказывались из поколения в поколение, пока не дошли до наших дней. И тогда начали сниматься мультфильмы, готовиться радиопередачи и, естественно, издаваться в книгах.
HotMilk [61.8K]
6 лет назад
Народные сказки ,даже можно сказать сказания, так как их сказывали из уст в уста. Это народный фольклер. Народные сказки — это мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и придумывал их сам народ.
Литературные сказки имеют конкретного автора, художественный замысел и расширенное описание сюжетов.
Leather-Radish [64.8K]
6 лет назад
Вообще-то народные сказки на то и народные, что их автор не известен. Их пересказывали (отсюда и слово — сказка)друг другу. Потом уже начали печатать книги народных сказок:
Авторские сказки придумывались конкретным человеком. Например, лучшим поэтом русской литературы А. С. Пушкиным
milonika [16.4K]
6 лет назад
Отличие литературной сказки, от сказки народной в том, что у сказки народной нету определенного автора, не указан как говориться первоисточник. А литературная имеет своего автора. Так же литературные сказки как мне показалось, имеют более понятный современным людям язык.
Nety Nety [51.8K]
8 лет назад
У литературной сказки, в большинстве случаев, есть конкретный автор — с именем и фамилией. Например, Ершов «Конек-горбунок».
У народной сказки имена авторов отсутствуют, так как автор сам народ — сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение!
Любознайка [5.6K]
7 лет назад
В качестве источника народной сказки выступают народные сказания и рассказы, передающиеся из поколения в поколения, как поучительные истории. Литературная сказка — официальное произведение, которое создавалась одним или несколькими авторами.
Стрымбрым [334K]
7 лет назад
Народная сказка потому так и называется, что её автором является сам народ. Как правило, в основе народных сказок лежит какое либо предание, легенда. А у литературных сказок всегда есть автор и пишутся они по литературным правилам.
Народную сказку придумал народ, а литературную какой либо автор например-Ганс Христиан Андерсен-«Снежная королева».
lorik01072 [2.5K]
8 лет назад
У литературной сказки есть автор, а народную сказку придумал народ.
Elli51 [0]
более года назад
В народной сказке нет волшебников и фей. Там действующие лица люди, звери, природа (напр. яблоня) предметы быта (напр. печь), т.е. то что окружало людей, и кому они приписывали необычные свойства.
Знаете ответ?
Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия
Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.
Народные сказки
Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:
- Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
- Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
- Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
- Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
- Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).
Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.
Литературные сказки
Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.
Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.
Общее. Фольклорные традиции
Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:
- Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
- По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
- В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
- Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.
Отличия
Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:
- В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
- В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
- Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
- Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.
Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.
Коротко о главном
Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.
Любимый литературный жанр малышей
Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Нет автора | Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы | Есть автор | |
Не записывалась, передавалась из уст в уста | Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа | текст, зафиксированный в письменной форме | |
Общее представление о герое, о его внешности | Зачин, основная часть, концовка | Детально описываются герои, их поступки | |
Чувства и переживания героя нам неизвестны | Добро побеждает зло | Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства | |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы | Волшебная сила, превращения | Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою | |
Нет времени | Нарушение запрета | Отпечаток времени, когда автор писал сказку | |
Поиск похищенного | В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Назовите сказку | Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. | Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда* очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник* в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долгожданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла. *инда очи — даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку | Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. | Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. |
Назовите сказку | Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. | И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой… За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется;… Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. Вот идет; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг нее страна пустая; Под горою темный вход. Он туда скорей идет. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!…. Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла. Лишь ее похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной
сравнить народную и литературную сказку на примере
МКОУ Добринская СОШ
Проект 5 класса
«Сходство и различие народной и литературной сказок»
Авторы:
Хайдурова Арина
Цыганок Данил
Руководитель:
Кононенко Ю.М.
2014
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы.
Введение
Сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства. И чем старше становишься, тем сильнее желание окунуться в более глубокий сказочный мир, чтобы открыть для себя новое, неизвестное, неизведанное…
«Сходство и различие народной и литературной сказок» — это тема нашего исследования. Новые сведения, небольшие открытия для нас и желание донести их до окружающих побудили нас к созданию проекта.
Целью нашей работы является не только сравнение сказок, но и желание показать вековую мудрость народную, обличённую в красоту пушкинских строк.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что сказки, подвергшиеся литературной обработке лучше знакомы и взрослым, и детям любых возрастов.
Объекты исследования:
Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
Задачи:
1. Прочитать сказки;
1.1. Выявить сходства (сюжет, композиция, герои);
1.2. Найти различия (сюжет, жанр, герои).
2. Подготовить публичное выступление;
3. Создать презентацию;
3.1. Продемонстрировать разным возрастным группам;
4. Провести опрос;
4.1. Обобщить результаты.
5. Сделать выводы.
Методы исследования:
изучение и анализ произведений;
выдвижение гипотезы;
поиск и работа с материалом.
Основная часть
На примере народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и созданной на её основе сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», мы попытались проследить сходства и различия устного народного творчества и его литературной обработки.
Композиция сказок похожа, в них есть зачин:
«В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был царь…»,- так начинается народная сказка, и продолжается: «…Видит на крылечке сидят три сестры красавицы и между собой разговаривают…»
И у Пушкина:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица…»
Далее следует завязка:
…И завидуют оне
Государевой жене…
И в народной сказке тоже:
… Женился Иван-царевич на меньшей сестре…
… А старшие стали ей завидовать, да зло творить…
Затем прослеживается развитие сюжета, в котором описываются злоключения героев,
коварство их врагов и помощь друзей обладающих волшебной силой.
В финале сказок — кульминация, где добро побеждает зло:
…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь на радости такой
Отпустил всех трёх домой…
«…Очнулся там, глянул на детей, глянул на жену — узнал, и душа его просветлела!..» и сказочная концовка. Вот как завершается повествование у Пушкина:
…И я там был; мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
«…В это время я там была, мёд пила, всё видела, всем было весело, горько только одной старшей сестре», — заканчивает народ.
Прочитав обе сказки, мы сделали выводы:
роднит их волшебство,
борьба добра и зла,
наличие положительных и отрицательных героев,
есть зачин и концовка.
Но нашлись и отличия:
«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а Пушкин наделил такой красотой Царевну-Лебедь.
В литературной обработке сказки появляются новые герои — Черномор с богатырями, злодей-коршун, белочка и другие.
При этом пропадает подкидышек, которого в народном варианте засмолили в бочку, (вместо царских сыновей). Мне кажется, простой люд даже в мыслях не мог так поступить с царскими детьми, но зато с царицей в народной сказке обходятся очень жестоко: «…Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море…»
Разная форма произведения. Литературная сказка написана в стихах, народная — в прозе, что ближе к устному творчеству. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи и написал сказку четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена, таким образом, часто писались «подражания» народной поэзии.
И последнее, мы считаем, главное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…
… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…
…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит…
Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Но зная народный фольклор, он ввел в композицию обращение-заклинание к силам природы:
…Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Подражая устному творчеству, он использовал народные эпитеты — красна девица, море-окиян.
Новаторство же пушкинской сказки в том, что в ней существует интрига, она не просто повествует, она захватывает:
…Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
…Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…
И в первый и во второй раз, зло оказалось не наказанным. И дальше:
…А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить…
Но в русских народных сказках, добрых сказках обычно счастливый конец. И в течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость.
На протяжении всего времени работы над проектом мы проводили опрос. Результаты его показали, что строчки великого поэта хорошо знают и любят люди разного возраста, многие помнят их наизусть, часто цитируют строки:
…Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
…Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…
…Белка песенки поет
И орешки все грызет…
Народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по боком звёзды» известна немногим участвующим в опросе. Взрослые высказали единодушное мнение, что сказка великого поэта добрее, ярче, динамичнее. Поэтому она лучше запоминается и легче цитируется.
Заключение
Мы думаем, что нам удалось решить поставленную задачу — сравнить две сказки и показать как простой, незамысловатый сюжет приобретает красоту и утончённость, попав в поле зрения великого мастера.
Проведённый нами опрос подтверждает выдвинутую гипотезу, что литературная обработка делает сказку не только богаче по форме и содержанию, но и более узнаваемой.
Знаете ли вы сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»?
Знаете ли вы « Сказку о царе Салтане»?
Можете назвать автора сказки?
Можете процитировать текст?
Работая над проектом, мы узнали что:
ГИПОТЕЗА — научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
ЗАЧИН — традиционное начало сказки, былины.
СЮЖЕТ — это художественное изложение последовательных событий, и поступков персонажей, которые приводят через борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке.
КУЛЬМИНАЦИЯ — вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.
КОМПОЗИЦИЯ — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.
Мы научились создавать презентации, проводить опрос, систематизировать полученные данные.
В следующем году, возможно, мы вернемся к теме сказок. Следующий этап письменного бытования сказки — сказка авторская. Ее не всегда отличают от сказки литературной (порой оба слова выступают в качестве синонимов), что неверно. Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми.
Надо отметить, что граница между сказкой литературной и сказкой авторской подвижна. Часто обработка народных сказок превращает их в полной мере в сказки авторские. Также следует помнить, что принцип обработки зависит не только от авторского намерения, но и от того, какой аудитории предназначается текст.
МКОУ Добринская СОШ
Проект 5 класса
«Сходство и различие народной и литературной сказок»
Авторы:
Хайдурова Арина
Цыганок Данил
Руководитель:
Кононенко Ю.М.
2014
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы.
Введение
Сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства. И чем старше становишься, тем сильнее желание окунуться в более глубокий сказочный мир, чтобы открыть для себя новое, неизвестное, неизведанное…
«Сходство и различие народной и литературной сказок» — это тема нашего исследования. Новые сведения, небольшие открытия для нас и желание донести их до окружающих побудили нас к созданию проекта.
Целью нашей работы является не только сравнение сказок, но и желание показать вековую мудрость народную, обличённую в красоту пушкинских строк.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что сказки, подвергшиеся литературной обработке лучше знакомы и взрослым, и детям любых возрастов.
Объекты исследования:
Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
Задачи:
1. Прочитать сказки;
1.1. Выявить сходства (сюжет, композиция, герои);
1.2. Найти различия (сюжет, жанр, герои).
2. Подготовить публичное выступление;
3. Создать презентацию;
3.1. Продемонстрировать разным возрастным группам;
4. Провести опрос;
4.1. Обобщить результаты.
5. Сделать выводы.
Методы исследования:
изучение и анализ произведений;
выдвижение гипотезы;
поиск и работа с материалом.
Основная часть
На примере народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и созданной на её основе сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», мы попытались проследить сходства и различия устного народного творчества и его литературной обработки.
Композиция сказок похожа, в них есть зачин:
«В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был царь…»,- так начинается народная сказка, и продолжается: «…Видит на крылечке сидят три сестры красавицы и между собой разговаривают…»
И у Пушкина:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица…»
Далее следует завязка:
…И завидуют оне
Государевой жене…
И в народной сказке тоже:
… Женился Иван-царевич на меньшей сестре…
… А старшие стали ей завидовать, да зло творить…
Затем прослеживается развитие сюжета, в котором описываются злоключения героев,
коварство их врагов и помощь друзей обладающих волшебной силой.
В финале сказок — кульминация, где добро побеждает зло:
…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь на радости такой
Отпустил всех трёх домой…
«…Очнулся там, глянул на детей, глянул на жену — узнал, и душа его просветлела!..» и сказочная концовка. Вот как завершается повествование у Пушкина:
…И я там был; мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
«…В это время я там была, мёд пила, всё видела, всем было весело, горько только одной старшей сестре», — заканчивает народ.
Прочитав обе сказки, мы сделали выводы:
роднит их волшебство,
борьба добра и зла,
наличие положительных и отрицательных героев,
есть зачин и концовка.
Но нашлись и отличия:
«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а Пушкин наделил такой красотой Царевну-Лебедь.
В литературной обработке сказки появляются новые герои — Черномор с богатырями, злодей-коршун, белочка и другие.
При этом пропадает подкидышек, которого в народном варианте засмолили в бочку, (вместо царских сыновей). Мне кажется, простой люд даже в мыслях не мог так поступить с царскими детьми, но зато с царицей в народной сказке обходятся очень жестоко: «…Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море…»
Разная форма произведения. Литературная сказка написана в стихах, народная — в прозе, что ближе к устному творчеству. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи и написал сказку четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена, таким образом, часто писались «подражания» народной поэзии.
И последнее, мы считаем, главное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…
… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…
…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит…
Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Но зная народный фольклор, он ввел в композицию обращение-заклинание к силам природы:
…Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Подражая устному творчеству, он использовал народные эпитеты — красна девица, море-окиян.
Новаторство же пушкинской сказки в том, что в ней существует интрига, она не просто повествует, она захватывает:
…Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
…Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…
И в первый и во второй раз, зло оказалось не наказанным. И дальше:
…А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить…
Но в русских народных сказках, добрых сказках обычно счастливый конец. И в течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость.
На протяжении всего времени работы над проектом мы проводили опрос. Результаты его показали, что строчки великого поэта хорошо знают и любят люди разного возраста, многие помнят их наизусть, часто цитируют строки:
…Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
…Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…
…Белка песенки поет
И орешки все грызет…
Народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по боком звёзды» известна немногим участвующим в опросе. Взрослые высказали единодушное мнение, что сказка великого поэта добрее, ярче, динамичнее. Поэтому она лучше запоминается и легче цитируется.
Заключение
Мы думаем, что нам удалось решить поставленную задачу — сравнить две сказки и показать как простой, незамысловатый сюжет приобретает красоту и утончённость, попав в поле зрения великого мастера.
Проведённый нами опрос подтверждает выдвинутую гипотезу, что литературная обработка делает сказку не только богаче по форме и содержанию, но и более узнаваемой.
Знаете ли вы сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»?
Знаете ли вы « Сказку о царе Салтане»?
Можете назвать автора сказки?
Можете процитировать текст?
Работая над проектом, мы узнали что:
ГИПОТЕЗА — научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
ЗАЧИН — традиционное начало сказки, былины.
СЮЖЕТ — это художественное изложение последовательных событий, и поступков персонажей, которые приводят через борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке.
КУЛЬМИНАЦИЯ — вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.
КОМПОЗИЦИЯ — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.
Мы научились создавать презентации, проводить опрос, систематизировать полученные данные.
В следующем году, возможно, мы вернемся к теме сказок. Следующий этап письменного бытования сказки — сказка авторская. Ее не всегда отличают от сказки литературной (порой оба слова выступают в качестве синонимов), что неверно. Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми.
Надо отметить, что граница между сказкой литературной и сказкой авторской подвижна. Часто обработка народных сказок превращает их в полной мере в сказки авторские. Также следует помнить, что принцип обработки зависит не только от авторского намерения, но и от того, какой аудитории предназначается текст.
МКОУ Добринская СОШ
Проект 5 класса
«Сходство и различие народной и литературной сказок»
Авторы:
Хайдурова Арина
Цыганок Данил
Руководитель:
Кононенко Ю.М.
2014
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы.
Введение
Сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства. И чем старше становишься, тем сильнее желание окунуться в более глубокий сказочный мир, чтобы открыть для себя новое, неизвестное, неизведанное…
«Сходство и различие народной и литературной сказок» — это тема нашего исследования. Новые сведения, небольшие открытия для нас и желание донести их до окружающих побудили нас к созданию проекта.
Целью нашей работы является не только сравнение сказок, но и желание показать вековую мудрость народную, обличённую в красоту пушкинских строк.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что сказки, подвергшиеся литературной обработке лучше знакомы и взрослым, и детям любых возрастов.
Объекты исследования:
Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
Задачи:
1. Прочитать сказки;
1.1. Выявить сходства (сюжет, композиция, герои);
1.2. Найти различия (сюжет, жанр, герои).
2. Подготовить публичное выступление;
3. Создать презентацию;
3.1. Продемонстрировать разным возрастным группам;
4. Провести опрос;
4.1. Обобщить результаты.
5. Сделать выводы.
Методы исследования:
изучение и анализ произведений;
выдвижение гипотезы;
поиск и работа с материалом.
Основная часть
На примере народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и созданной на её основе сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», мы попытались проследить сходства и различия устного народного творчества и его литературной обработки.
Композиция сказок похожа, в них есть зачин:
«В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был царь…»,- так начинается народная сказка, и продолжается: «…Видит на крылечке сидят три сестры красавицы и между собой разговаривают…»
И у Пушкина:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица…»
Далее следует завязка:
…И завидуют оне
Государевой жене…
И в народной сказке тоже:
… Женился Иван-царевич на меньшей сестре…
… А старшие стали ей завидовать, да зло творить…
Затем прослеживается развитие сюжета, в котором описываются злоключения героев,
коварство их врагов и помощь друзей обладающих волшебной силой.
В финале сказок — кульминация, где добро побеждает зло:
…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь на радости такой
Отпустил всех трёх домой…
«…Очнулся там, глянул на детей, глянул на жену — узнал, и душа его просветлела!..» и сказочная концовка. Вот как завершается повествование у Пушкина:
…И я там был; мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
«…В это время я там была, мёд пила, всё видела, всем было весело, горько только одной старшей сестре», — заканчивает народ.
Прочитав обе сказки, мы сделали выводы:
роднит их волшебство,
борьба добра и зла,
наличие положительных и отрицательных героев,
есть зачин и концовка.
Но нашлись и отличия:
«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а Пушкин наделил такой красотой Царевну-Лебедь.
В литературной обработке сказки появляются новые герои — Черномор с богатырями, злодей-коршун, белочка и другие.
При этом пропадает подкидышек, которого в народном варианте засмолили в бочку, (вместо царских сыновей). Мне кажется, простой люд даже в мыслях не мог так поступить с царскими детьми, но зато с царицей в народной сказке обходятся очень жестоко: «…Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море…»
Разная форма произведения. Литературная сказка написана в стихах, народная — в прозе, что ближе к устному творчеству. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи и написал сказку четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена, таким образом, часто писались «подражания» народной поэзии.
И последнее, мы считаем, главное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…
… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…
…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит…
Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Но зная народный фольклор, он ввел в композицию обращение-заклинание к силам природы:
…Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Подражая устному творчеству, он использовал народные эпитеты — красна девица, море-окиян.
Новаторство же пушкинской сказки в том, что в ней существует интрига, она не просто повествует, она захватывает:
…Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
…Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…
И в первый и во второй раз, зло оказалось не наказанным. И дальше:
…А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить…
Но в русских народных сказках, добрых сказках обычно счастливый конец. И в течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость.
На протяжении всего времени работы над проектом мы проводили опрос. Результаты его показали, что строчки великого поэта хорошо знают и любят люди разного возраста, многие помнят их наизусть, часто цитируют строки:
…Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
…Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…
…Белка песенки поет
И орешки все грызет…
Народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по боком звёзды» известна немногим участвующим в опросе. Взрослые высказали единодушное мнение, что сказка великого поэта добрее, ярче, динамичнее. Поэтому она лучше запоминается и легче цитируется.
Заключение
Мы думаем, что нам удалось решить поставленную задачу — сравнить две сказки и показать как простой, незамысловатый сюжет приобретает красоту и утончённость, попав в поле зрения великого мастера.
Проведённый нами опрос подтверждает выдвинутую гипотезу, что литературная обработка делает сказку не только богаче по форме и содержанию, но и более узнаваемой.
Знаете ли вы сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»?
Знаете ли вы « Сказку о царе Салтане»?
Можете назвать автора сказки?
Можете процитировать текст?
Работая над проектом, мы узнали что:
ГИПОТЕЗА — научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
ЗАЧИН — традиционное начало сказки, былины.
СЮЖЕТ — это художественное изложение последовательных событий, и поступков персонажей, которые приводят через борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке.
КУЛЬМИНАЦИЯ — вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.
КОМПОЗИЦИЯ — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.
Мы научились создавать презентации, проводить опрос, систематизировать полученные данные.
В следующем году, возможно, мы вернемся к теме сказок. Следующий этап письменного бытования сказки — сказка авторская. Ее не всегда отличают от сказки литературной (порой оба слова выступают в качестве синонимов), что неверно. Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми.
Надо отметить, что граница между сказкой литературной и сказкой авторской подвижна. Часто обработка народных сказок превращает их в полной мере в сказки авторские. Также следует помнить, что принцип обработки зависит не только от авторского намерения, но и от того, какой аудитории предназначается текст.