Дата публикации: 13.12.2019
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение:
Населенный пункт: Саратовская область Ершовский район п.Кушумский
Файл публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский
Ершовского района Саратовской области»
Исследовательская работа
« Сходство и отличие литературной и народной сказки»
Автор работы:
Душанова Синбеке Казболатовна.
Адрес: 413514, п. Кушумский
align: right; margin-top: 0; margin-bottom: 0;»>Ул. Советская, д.1
Ершовского района
Саратовской области
Тел. 8(84564)4-65-63
Введение
Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» — отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать — все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться — почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы!
В начале учебного года на урока литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку «Заячья избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.
И нам захотелось выяснить чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.
Тема моего исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной сказки.
Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем.Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.
Цель исследования – через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь, заинтересовать ребят чтением.
Задачи исследовательской работы:
1) прочитать народные сказки « Морозко», « Заячья избушка» ,»Теремок» и авторские сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.
2) проанализировать и сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.
3) провести анкетирование среди учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное время.
4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.
Подготовительный этап
Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.
1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.
2.Выяснить из словарей , что такое сказка.
3.Чтение русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка», «Теремок»
4.Чтение авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.
Основной этап
1.Из словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка –это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических и волшебных сил.
2.Анализ и сравнение литературных и народных сказок.
Отличие:1. в народной сказке автор –народ, в литературной сказке автор – конкретный человек. 2.в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.
3.народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в письменной форме.
4.в народной сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, неповторимое.
5.в литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия, события.
Сходство: 1.События вымышленные
2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты
3.Деление героев на положительных и отрицательных.
4.Учат добру, справедливости, любви.
3.Практическая работа
1.Подготовить инсценирование народной сказки «Заячья избушка»
2.Подготовить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных классов.
Заключение
Любая сказка, несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит нас радушию, дружелюбию и основная идея, которая проходит через весь сюжет, получает яркое воплощение в финале – это торжество великого чувства дружбы!
Сказочные герои каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе новый, просторный дом и каждому находится место.
Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.
Как и мы с коллективом 3 класса во время новогоднего карнавала разыграли и рассказали сказку «Теремок» по своему . И у нас здорово получилось! Не всегда у нас получалось дружить с ребятами из нашего класса , иногда мы сорились, не уступали в чем –то друг другу. Теперь мы все дружим как в сказке « Теремок».
Источники
1 . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языкаМосква, «Русский язык»,1984 4. Интернет – ресурсы:http– о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.
Черты
сходства и различия волшебной и литературной сказки
Презентация подготовлена
учителем русского языка и литературы
МОУ «Заболотовская СОШ»
Бурлуцкой Е.А.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
„Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
„Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
— Чем отличается определение от художественного эпитета?
— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?
ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
„Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее“.
Риторическое обращение
Риторическое обращение – средство художественной речи, представляющее собой высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлечен-ному понятию или отсутствующему лицу.
- Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?
КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ
— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.
— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?
— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним…
- Почему царица умерла, увидев царевну живой?
- Какова главная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
- Простился
- В путь-дорогу снарядился
- С белой зори до ночи
- Белешенька земля
- Восхищенья не снесла
- Свойство зеркальце имело
- Нраву кроткого такого
- Вдруг погасла
- Красная девица
- В горести душевной
- Сотворив обряд печальный
- Вдруг погасла жертвой злобе
- Потешить
- С мольбой погнался
- Трубит уже молва
Композиция сказки | ||
Экспозиция | Причины, которые породили завязку | |
Завязка | Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу | |
Развитие сюжета | Поиск потерянного или недостающего | |
Кульминация | Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки | |
Развязка | Преодоление потери или недостачи |
Композиция сказки | ||
Экспозиция | Причины, которые породили завязку | Умирает царица |
Завязка | Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу | Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски |
Развитие сюжета | Поиск потерянного или недостающего | В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра |
Кульминация | Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки | Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает |
Развязка | Преодоление потери или недостачи | Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя» |
Черты литературной сказки | |
Наличие авторской позиции | |
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа | |
Подробное описание предметов | |
Книжная лексика | |
Сочетание фантастического и реального | |
Стихотворная форма |
Черты литературной сказки | |
Наличие авторской позиции | Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа) |
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа | Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей |
Подробное описание предметов | Например, описание яблочка |
Книжная лексика | Особая книжная лексика: дева, персты |
Сочетание фантастического и реального | Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время |
Стихотворная форма | Сказке присущи ритм, рифма |
Эпитет
- Прочтите статью учебника (стр. 121 – 122).
- — Чем отличается определение от художественного эпитета?
- — Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
- — В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
- — Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
- Прочтите статью учебника (стр. 120 – 121).
- Основные положения статьи запишите в тетрадь.
- Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная
В чём черты сходства и различия
литературной и народной сказки?
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проектная работа: «Отличие народной сказки от литературной. Роль сказки в жизни человека».
Выполнили: Шенбергер Альбина и Голикова Татьяна,
ученицы 5 класса.
Руководитель: Карпотина Ольга Васильевна,
Учитель русского языка и литературы.
Слайд 2
Этап планирования ( график выполнения проекта)
Дата, время работы Вид деятельности
Сентябрь (2-20) -обсуждение и формулирование темы; — определение цели и задач.
Сентябрь-октябрь (20-15) -изучение видов сказок и выявление характерных черт
Ноябрь (10-20) -знакомство с авторской сказкой;
-собирание материалов к остальным изученным ранее авторским сказкам;
-поиск общих и различных черт между авторской сказкой и народной
Декабрь (1-20) -выводы по теме;
-написание отчёта о проделанной работе;
-подготовка к защите проекта ( составление презентации)
Январь Защита проекта
Слайд 3
Что же такое фольклорная сказка?
Сказка- фольклорная (согласно Википедии) — «эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка)».
Слайд 4
Какие бывают виды народных сказок?
Волшебные сказки
Согласно Проппу, ее структура такова:
-Присказка
-Зачин
-Концовка
Среди героев- «гонителей» моим любимым персонажем является Баба-Яга.
Слайд 5
Баба-Яга
Очень интересную информацию нашли в лингвострановедческом словаре:
«Баба−Яга живёт в лесу в избушке на курьих ножках (см. изба, курица) и летает по небу в деревянной ступе или на метле. Во время её полета воют ветры, стонет земля, скот ревёт, трещат и гнутся вековые деревья. Она известна тем, что пожирает людей, поэтому забор вокруг её избушки сделан из человеческих костей, а на заборе − черепа. Избушка Бабы-Яги может поворачиваться, чтобы попасть в неё, необходимо произнести заклинание: Избушка, избушка, встань по−старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом. Первые слова, которыми Баба−Яга встречает гостей: Русским духом пахнет… (например, сказка «Финист − ясный сокол»). Большую часть времени она проводит, сидя на печи, прядёт или ткёт холсты (сказка «Баба−яга»). Ей служат чёрные коты (см. кот), вороны (см. ворон), змеи (см. змея). Она знает язык животных и растений. Иногда она пытается украсть маленьких детей, чтобы зажарить в печке и съесть, правда, у неё это не получается (сказка «Гуси-лебеди»). Баба−Яга знает много тайн и может помочь или помешать герою сказки достичь заветной цели (сказка «Василиса Прекрасная»). Она любит загадывать загадки и отгадывать их. Когда Баба−Яга выступает помощницей главного героя, то дарит ему волшебные предметы: гусли−самогуды, сапоги−скороходы, ковер−самолёт, клубок ниток, указывающий дорогу.
В некоторых сказках у Бабы−Яги одна нога костяная, поэтому её называют Баба−Яга − костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным, дразнить, сердить’.
В славянских языках встречаются аналоги со значением ‘ведьма’, ‘лесная ведьма’. Персонажи, сходные с Бабой−Ягой, известны и в фольклоре народов Западной Европы».
Слайд 6
В.М. Васнецов «Баба-Яга». 1917 Государственная Третьяковская галерея (Дом-музей В.М. Васнецова), Москва
Слайд 7
«Сивка-бурка», Шенбергер Альбина, 5 класс
Слайд 8
Сказки о животных
«Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисыстабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая».
Слайд 9
«Лиса и волк», Шенбергер Альбина, 5 класс
Слайд 10
Бытовые сказки
«В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников».
Слайд 11
«Горшеня» Александр Куркин, 1975г.
Слайд 12
Вывод
Жанровое многообразие сказок позволяет гордиться своей культурой и народом. Но на этом мы не останавливаемся и идем дальше…
Как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»…
Слайд 13
Как же появилась литературная сказка?
Много веков передавали сказители из уст в уста великие народные сказки, а чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Вот какое понятие авторской сказки дается в Википедии :
Слайд 14
«Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной».
Слайд 15
Некоторые авторы отличают литературную сказку от авторской, но я считаю, что это синонимы. Возможно это будет темой моей следующей проектной работы, а пока будем считать их равноправными и синонимичными. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени.
Слайд 16
«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбина, 5 класс
Слайд 17
«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбины, 5 класс
Слайд 18
«Кошка по имени Мышка» , А. Сень-Сеньков, иллюстрация Шенберг Альбины, 5 класс
Слайд 19
Вывод
Отличие литературной сказки от фольклорной Отличие литературной сказки от фольклорной
Литературная сказка Фольклорная сказка
Есть конкретный автор Автор- народ
Статична, неизменяема Видоизменяется, передаваясь из уст в уста
Может быть придуманный автором сюжет Сюжетная линия строго определена схеме того типа сказки, к которому она относится
Система образов произвольна Герои отражают определенное понятие о добре и зле
«Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы». «Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного».
Слайд 20
Роль сказок в жизни человека
И литературные и фольклорные сказки играют важную роль в личностном становлении ребенка взрослым. В наше время многие психологи берут их за основу. Много работ посвящено сказкотерапии, психотерапевтическим сказкам.
Слайд 21
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это самая неоднозначная методика, применяемая в психологии для обучения, развития, воспитания и оказания психологической помощи. Из названия термина можно понять, что ключ к развязке некоторых проблем заключается в сказках. Сказочный мир – это то, что связывает всех людей и вызывая самые лучшие эмоции, окутанные беззаботным детством. Ошибочно считать, что сказкотерапия применяется исключительно на детях, вот уже тысячи лет человечество при помощи сказок передавало свой опыт, историю, истоки познания жизни. Сказка – это не просто придуманный не имеющий смысла рассказ для детей, это нечто большее. Начиная с её возникновения, сказка служила проводником сквозь всё родовое древо и весь народ, она несла трактаты, правила, исторический смысл, память людей и силу единства человеческого. Метод сказкотерапии представляет собой сочетание комплекса психологического воздействия на человека через абстрактность и лёгкость сказок.
Слайд 22
Вывод
Исходя из вышеупомянутого можно сказать, что сказки, кем бы она не была написана, всегда останется сказкой. Той чудесной, напевной мелодией, что пропитала детство, помогала нам, когда было грустно, когда хотелось волшебства. Мы, когда станем сами мамами, обязательно будем читать детям сказки на ночь! Потому что это наша платформа, без которой просто невозможно представить детство и дальнейшую жизнь…
Слайд 23
Список литературы
Интернет:http://files.drofa.ru/site/present/2014-01-24_Rudakova.pdf;
В.Я.Пропп /МОРФОЛОГИЯ СКАЗКИ / Москва Лабиринт 1998;
https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D0%AF%D0%B3%D0%B0/C1-C2;
http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/dlja_doshkolnikov/shablony_prezentacij_chto_za_prelest_ehti_skazki/522-1-0-19484;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0;
http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2570-skazki_o_zhivotnyh.html;
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-literaturnaya-skazka-ot-narodnoj-skazki/;
https://otvet.mail.ru/question/167744559;
http://shkola-abv.ru/vse_dlya_prezentasiy1.html;
Энциклопедия для детей. [Том 9]. Русская литература.. Ч. 1. от былин и летописей до классиков XIX века/ ред. М. Аксенова, Д. Володихин и др.- М..: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.-672 с.
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Категория:
-
Презентации для учителей →
-
Технология
Автор презентации: Буйдина Ольга Анатольевна
Слайд 1Бродячие сюжеты в литературных сказках Исследование выполнила Булаева Яна, у ченица 5 класса
Слайд 2Проблема исследования Когда я читала сказки, то заметила, что сюжет как будто повторяется. У меня возник вопрос: является ли авторская сказка самостоятельным произведением или это обработанный текст?
Слайд 3Цель проекта: Сопоставить сказки разных авторов и определить наличие/отсутствие «бродячего» сюжета. Я искала ответы на эти вопросы в процессе сравнительного анализа сюжета и композиции.
Слайд 4Тема исследования Бродячий сюжет в литературных сказках.
Слайд 5Задачи исследования : 1. Прочитать сказки и проанализировать их содержание. 2. Провести сравнительный анализ сюжета и композиции сказок. 3. Обработать результаты и сделать вывод.
Слайд 6Решение 1 задачи В процессе чтения сказок нами был осуществлен анализ ключевого понятия исследования «бродячий» сюжет.
Слайд 7Понятие «бродячего» сюжета Бродячий или странствующий сюжет — сюжет, повторяющийся в фольклоре и поэтическом творчестве разных народов и в различные эпохи.
Слайд 8Решение 2 задачи: сравнение и анализ сюжета и композиции совпадение событий; различия событий; сходство композиций; выразительность художественных средств.
Слайд 9Объект исследования «Спящая красавица» В. А. Жуковского; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; « Шиповничек » Братьев Гримм; «Спящая красавица» Шарля Перро.
Слайд 10План анализа Истоки появления сюжета Кто является главной героиней, какое несчастье с ней случается? Спасители героини Чем заканчивается сказка? Наказано ли зло в финале сказки?
Слайд 11Сравнительный анализ сюжетов сказок В основу всех сказок положены сюжеты народных сказок. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки « Шиповничек » бр. Гримм и сказки Ш. Перро «Спящая красавица» В трех сказках девушка укололась веретеном и уснула у Жуковского и бр. Гримм на 100 лет у Ш. Перро на 300, а у Пушкина царевна умирает, а потом оживает. При повторном чтении сказок я выделила следующие совпадения событий:
Слайд 12Совпадение событий Беда с девушками происходит по чьей-то злой воле ( зависть.обида ); Зло совершают женщины, при этом они превращаются в старух. Все героини- красавицы; Царевны просыпаются/ оживают
Слайд 13Различия Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея, злая колдунья, – так она отомстила за то, что ее не пригласили на пир. У Пушкина злая мачеха завидует царевне и решает избавиться от неё, у Жуковского, братьев Гримм, Шарля Перро колдуньи мстят за то, что их не пригласили на праздник. Королевичу Елисею помогают силы природы. Царевичу и принцу Жуковского, бр. Гримм, Ш. Перро помогает старик. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте; у Жуковского и братьев Гримм – спит дома, а у Шарля Перро – в загородном доме. Орудие зла у Пушкина – яблоко; у Жуковского, братьев Гримм, Шарля Перро – веретено
Слайд 14Сравнительный анализ композиции У Жуковского: Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей. Он в согласье много лет; А детей все нет, как нет. У Пушкина: Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. У братьев Гримм: «Давным-давно жили да были король с королевою, и бывало, что ни день, то говаривали: «Ах, если бы у нас был ребенок!» – а детей у них все же не было». У Шарля Перро: «Жили на свете король с королевой. У них не было детей, и это их так огорчало, что и сказать нельзя. Уж каких только обетов они не давали, ездили и на богомолье, и на целебные воды
Слайд 15Завязка У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи. У братьев Гримм: встреча королевы с лягушкой и рождение дочери. У Шарля Перро: рождение долгожданной дочери.
Слайд 16Развитие действия, кульминация и развязка • У Жуковского: пир – взросление царевны – укололась веретеном и уснула, все уснули. • У Пушкина: сватание царевны – девичник – гнев и зависть мачехи – Чернавка уводит царевну в лес – жизнь царевны в доме 7 богатырей – отравление царевны яблоком – погребение ее в горе – поиски невесты королевичем Елисеем – спасение царевны – смерть царицы мачехи. • У братьев Гримм: праздник – взросление принцессы – укололась веретеном и уснула, все уснули. • У Шарля Перро: праздник – взросление королевны – укололась веретеном и уснула, уснули все, кроме короля и королевы, – принц попал во дворец – пробуждение королевны и всех жителей дворца.
Слайд 17Результат исследования Сопоставив четыре сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий» сюжет о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: в образе главных героев; в основных событиях; в композиции.
Слайд 18Литература. «Спящая красавица» В. А. Жуковского; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; « Шиповничек » Братьев Гримм; «Спящая красавица» Шарля Перро. Словарь литературных терминов/ Л.Н.Тимофеева, С.В. Тураев.-М.:Просвещение, 1974 .
Обязательно поделитесь с друзьями:
Скачать
Размер презентации: 71.84 Kb
Посмотрите также:
— Конспект проектно-исследовательской работы по творчеству А.А.Блока по русской литературе на тему «Шахматовские мотивы в творчестве А.А.Блока»
— Литературная викторина по произведениям А.С. Пушкина
— Внеклассное мероприятие «Азбука здоровья»
— Раздаточные карточки по теме «Строение текста. Тип и стиль речи»
— Интеллектуальная игра по литературе по разделу «Сказки для взрослых»
— Внеклассное мероприятие «Жемчужины народной мудрости»
— Работа о разных видах чтения басен Крылова
— Создание учебного пособия по «Слову о полку Игореве»
— Материалы к игре «Умники и умницы» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
— Комплексный комментарий к повести А.П. Гайдара «Военная тайна»
Наверх
Тема моей презентации: «Сказки с «бродячим сюжетом» как средство формирования грамотного читателя».
Цель моей работы состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг, через решение следующих задач (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностей; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса), которые вы видите на экране.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы и человеческих отношений.
В круг чтения дошкольника прочно вошли сказки отечественные и зарубежные, авторские и народные, о животных, волшебные, докучные. Наибольший интерес вызывают сказки с «бродячим сюжетом».
«Бродячий сюжет» — термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление «бродячего сюжета» связывают с взаимодействием народных культур и миграций людей.
Популярнейший «бродячий сюжет», который имеет более тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира, о Золушке. Самый ранний вариант был найден в Древнем Египте.
Джамбаттиста Базиле — итальянский поэт и писатель-сказочник, первым записал многие сказки. У Д. Базиле Золушку звали Цецолла. Впоследствии мы знаем обработку Ш. Перро и братьев Гримм. Сказку в ином варианте рассказывали в Испании, Риме, Венеции, Флоренции, Ирландии, Шотландии, Швеции, Финляндии, в корейской народной сказке Золушкой была четырнадцатилетняя девочка Кхончхи.
Возникает резонный вопрос: «Зачем знакомить дошкольника со сказами с «бродячим сюжетом»?»
Во-первых, эти сказки имеют большие возможности в деле воспитания ребенка как читателя, грамотного читателя. Сравнивая сказки, малыш невольно обращает внимание на имеющиеся в них различия, подмечает художественные нюансы, приучается размышлять над особенностями литературного творчества, анализировать произведения.
Во-вторых, сказки с «бродячим сюжетом» позволяют ребенку понять, что об одном и том же явлении, событии можно рассказать по-разному, что делает его не только более внимательным, вдумчивым читателем, но и активизирует собственную творческую мысль, заставляет творить, быть непохожим на других и в жизни, и в творчестве.
В-третьих, сказки с «бродячим сюжетом» позволяют в доступной, увлекательной форме познакомить малыша с другими странами, народами, культурами.
Формируется национальное самосознание, ребенок осознает уникальность своего народа и культуры, проникается уважением к своей истории, национальным обычаям и традициям. А вместе с тем делает вывод о том, что, невзирая на отличия, разделяющие их расстояния, языковой барьер, люди в мире очень похожи, у них одни и те же нравственные ценности, интересы, проблемы, беды и радости.
Как я знакомлю дошкольника с ними?
Знакомлю читателя со сказками с «бродячим сюжетом» в старшем дошкольном возрасте, когда он накопил жизненный и литературный опыт, позволяющий осмыслить текст сказки, сравнить ее с уже знакомой, найти сходства и отличия.
Сначала детям предлагаю сказки о животных, небольшие по объему, простые по композиции, художественному замыслу. Например, русская народная сказка «Лиса и Тетерев» и кабардинская народная сказка «Лиса и Фазан». Затем ввожу волшебные сказки с «бродячим сюжетом», например русская народная сказка «Морозко» и немецкая народная сказка из сборника братьев Гримм «Госпожа Метелица».
После чтения я беседую с детьми, предлагаю найти сходства и отличия в сказках, обратить внимание на разницу художественного рассказа об одном и том же событии.
Следующий вид работы — сочинение своей сказки, но с похожими героями, сюжетом, идеей, рисование к ней иллюстраций и «издание» собственной книги.
Переход к драматизации сказки с «бродячим сюжетом» является лаконичным завершением работы. Детям нравится драматизировать сценки из сказок, используя для этого персонажей из разных видов театра (на палочках, настольно-плоскостного, конусного, пальчикового, на фланелеграфе, би-ба-бо).
Успешной реализации данной деятельности помогла работа с родителями. В нее входили: (темы не читать)
1) анкетирование «Какие сказки вы читаете дома»;
2) консультация «Развитие речи детей через сказку драматизацию;
3) викторина «В гостях у сказки»;
4) выставка персонажей разных видов театра, изготовленных родителями.
Родители совместно с детьми с удовольствием включились в работу по изготовлению персонажей из разных видов театра и костюмов для обыгрывания сюжетов из сказок дома.
По результатам проводимой работы можно сделать вывод. Работа со сказками с «бродячим сюжетом» оказывает положительное влияние на литературное развитие дошкольника. Формирует интерес и потребность в чтении книг, национальное самосознание, ребенок осознает уникальность своего народа и культуры, воспитывается уважение к своей истории, национальным обычаям и традициям.
Спасибо за внимание!