Сходство и отличие сказок спящая царевна и мертвая царевна

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации медиа. цель медиаобразования

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).

Цель медиаобразования —  формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.

Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.

Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».

Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».

Цели медиаобразовательного проекта:

  1. формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
  2. обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
  3. развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
  4. развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
  5. формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
  6. формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
  7. использование средств коммуникации для творческого самовыражения

Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:

  • знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования 
  • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
  • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
  • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
  • стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки

Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала

На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).

Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)

2. Этап «приёма» новой информации

Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования

Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)

Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).

Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.

Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.

Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»

Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.

Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.

Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.

Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро): 

  • выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
  • обсуждение действий героев
  • формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице

Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.

При выделении мотива выполняются следующие операции:

  • определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
  • на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива

Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

3. Этап «переработки» новой информации

Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)

М1 = у царя и царицы нет детей →

М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →

М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→

М4 = дары чародеек →

М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →

М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →

М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →

М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →

М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →

М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→

М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →

М12 = пробуждение царского двора →

М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.

Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»

Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»

«Известное»:

жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
чудесное рождение дочери;
праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………

«Противоречит известному»:

предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………

«Новое»: 

Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно…

Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….

Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»

Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.

В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.

4. Этап «передачи» информации

Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице

Пути решения:

  • сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
  • ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
  • разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
  • продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
  • особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
  • иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
  • контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
  • творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
  • вёртка сборника сказок

Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
 

Автор: Любовь Леонтьева

на тему: Сравнение сказки «О мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина
и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

(«Перспектива»)

1.
Ф.И.О. учителя:

6.
Тема:
Сравнение «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

7.
Цель:
  создать условия
для ознакомления с фрагментами биографии творчества А.С.Пушкина и  В.А.
Жуковского и их произведениями
«Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях», «Спящая царевна».

8.
Цель для обучающихся:
познакомится с биографией
и творчеством
А.С.Пушкина и  В.А. Жуковского,
исследовательская работа.

1)Образовательная:
способствовать усвоению содержания произведения, идеи литературного
произведения, авторской позиции.

2)Развивающая:
содействовать развитию   навыков правильного, осознанного чтения, выразительно
чтение по ролям; формированию умений анализировать текст  и отбирать
выразительные средства, характеризовать образы; обогащению и уточнению словаря,
развитию монологической и диалогической речи, памяти, воображения

3)
Воспитательная:: способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества,
сопереживания, толерантности.

 для
учителя –учебник,4 класс (часть 2) ,  презентация, наглядный и раздаточный
материал (для исследовательской работы, для рефлексии)

11.
Форма работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.

Название этапа,

цель

Содержание
этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности(1-2 мин).

Цель для учителя: организует его мотивирование к учебной деятельности
на уроке, а именно:

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его
самостоятельное осуществление. 

Оргмомент

Приветствие.

Психологи-ческий настрой на учебную деятельность

 Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть
вас.

Друг на друга
посмотрели,

Улыбнулись! Тихо
сели .

— Ребята, меня зовут Анна Александровна  и сегодня я проведу у вас
урок литературного чтения.

Приветствие.

Настраиваются на учебную деятельность

Фронт

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.

(4-5 мин)

Цель для учителя: способствовать
актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному
учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Беседа

Словарная работа

Слайд

Слайд

Сказка ложьда в ней намек

Добрым молодцам урок

-Как вы понимаете это
высказывание?

-Кто автор?

Любая сказка-это вымысел, небылица,
но в каждой сказке есть поучение, совет .

-Почему говорят ,что сказка «ложь» ?

Отвечаем по поднятой руке

— А что такое намек?

– А что такое сказка?


Какие виды сказок вы знаете?

1)По авторству: народные, авторские

2)По содержанию: волшебные, бытовые, о животных

3)По форме: Сказка-рассказ, Сказка-стихоторение, сказка-пьеса

Давайте повторим средства выразительности: вам
нужно  соединить определение с понятием(олицетворение, сравнение, метафора,
эпитет)

-Что события сказки связаны с реальными
событиями.

А.С.Пушкин

-Потому что она вымышленная, придумана.
высказанная
мысль понятная  только по догадке
.

Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и
приключения, с участием вымышленных персонажей.

Фронт

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от
неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.

3.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для
формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи
причину затруднения.

Цель для обучающихся: выявить причину и
место затруднения

Работа по портрету

Мини- итог

(обобщающая беседа)

Выставка книг

слайд

-Посмотрите на портрет, кто изображен?

-Что вы знаете о биографии А.С.Пушкина?

-Что говорил о Пушкине Паустовский?

— Давайте, рассмотрим выставку книг, Какие произведения вы уже
читали?

-Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

(Вам нужно угадать, что это за сказка и продолжить ее полное
название)

-Ребята, с какой сказкой вы уже познакомились на протяжении последних
уроков?

А вы знали, что у Жуковского есть похожая сказка, которая называется «Спящая
царевна»?

-Я предлагаю вам сегодня на уроке провести
исследовательскую работу.  Сравнить эти две сказки.

-Предположите тему урока?

— Как вы думаете, какая цель? Какую работу будем выполнять?

Мы будем:

Сравнивать…..    (две сказки)

Выявлять……     (их сходства и различия)

Читать…..   (фрагменты сказок)

А.С.Пушкин

Ответы учащихся

«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкина

Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.

Фронт, индивид

Формирование УУД:

(Р) волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Построение проекта выхода из затруднения

(15 мин) .

Цель: организовать фиксацию затруднения,
соответствие своих действий.

Цель для обучающихся: обдумать проект
будущих учебных действий

Два портрета

Физкультминутка

Видеоролик

История
создания сказок

Творческие и личные отношения А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского – важнейшая страница в истории русской литературы. В течение
всей жизни А.С. Пушкин питал к В.А. Жуковскому уважение и привязанность.

«Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили
в Царском селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше
напишет сказку, подобную народной».

При написании
своей сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки
«Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая красавица» Шарля
Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин написал
свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в
ссылке в Михайловском.  Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на
ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая
рассказы сказителей.

А сейчас, все встаем из-за парт, и повторяем  упражнения.

Тихо присаживаемся.

Выполняют упражнение

Фронт

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование
познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать
предположения и обосновывать их.

.

5.

Реализация построенного проекта(??).
Цель:
уточнить общий характер нового знания и
фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Повторение  критериев работы в группе

Выполнение практической работы

Проверка по эталону

Разделить на 3 группы, дать названия командам

Правила работы в группе:

1)Распределите обязанности:

-командир(руководит, выступает)

-исследователи (поиск материала)

-оформители (записывает материал)

-защитники (выступают)

2) Умей выслушать собеседника, не перебивай,
будь вежливым

3)Выслушай мнение каждого и примите общее
решение

4)Будь внимательным при выполнении задания

5)Работать дружно, помогать друг другу

Я вам раздаю таблицы, вам нужно сравнить сказку Пушкина и Жуковского.

Заполнить пустые пробелы.

Фронт

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней ре)(10 мин)

Цель для учителя: создать условия для
уточнения обучающимися общего характера нового знания.

Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Беседа,

Мини-итог

-Какой вывод можно сделать?

Проведя исследование, мы установили:

Несмотря на то, что между сказками о царевнах
есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий,
напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных
образов. Написанные по похожему сюжету, сказки Пушкина и Жуковского 
воспринимаются как совершенно разные произведения.

В пушкинской — русский дух, народные образы и
язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница
народной сказки.

 Хоть за основу взят похожий
сюжет, но сказки разные. Они имеют свои особенности.

Фронт,
Индивид

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности.

7.

Самостоятельная работа(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для
организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в
дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: научиться применять
полученные знания при выполнении заданий нового типа.

 Сам. работа с проверкой по эталону

Составить из слов на карточках пословицу.

Сказка

намек

да

молодцам

ложь,

добрым

в

урок.

ней

— Прочитайте
 пословицу.

Сказка ложьда в ней

намек

Добрым молодцам урок

-Читают, проверяют.

Индивид

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.( 3 мин)

Цель для учителя:

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся:

Самооценка обучающимися собственной учебой

Итог

Самооценка

Рефлексия

Оценивание учителем с комментированием

-Домашнее задание

Завершение урок

-Подведем итог.

-Какая тема урока была?

-Что мы делали на уроке? Какое открытие мы сегодня сделали?

-У вас на парте лежит смайлик,  нарисуйте:

улыбочку  – если у вас все получилось на уроке, вы были активными,
все поняли

грустную рожицу , если были какие-то трудности

Открывайте дневники и ставим оценки.

-я  поставлю 5 (имя), потому что,
-я поставлю 4 (имя), потому что…

-Д.З.  стр ….

-Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали.

Урок окончен!

До свидания!

Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.

Фронт

Индивид

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной
деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Название сказки

Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.

У Пушкина от красавицы царевны
избавляется злая мачеха из-за зависти

Композиция

·        
Завязка

Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.

·        
Развитие действия

Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.

·        
Кульминация

Пробуждение царевны.

·        
развязка

Пробуждение, свадьба, пир.

· 
Завязка

Зависть мачехи ,Чернавка уводит царевну в лес.

· 
Развитие действия

Жизнь
царевны в доме 7 богатырей , отравление царевны яблоком, погребение ее в
горе, поиски невесты королевичем Елисеем.

· 
Кульминация

Оживление царевны.

· 
Развязка

Возвращение, свадьба, пир.

Главная
героиня?

царевна

царевна

Волшебные
герои и предметы

рак

зеркальце

Из-за чего уснула
царевна?

укололась веретеном

съела отравленное яблоко

Сколько спала
царевна?

триста лет

три дня

Что пробудило
царевну?

поцелуй

удар королевича о гроб

                                                                                                                                               Что
произошло с колдуньей?

исчезла

Умерла

Троекратные повторы

Нет повторов

3 раза царица обращается к
зеркальцу,3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу
и ветру.

Магические
числа

царевна спала 300 лет (3 века)

7
богатырей,                                                   7 торговых
городов- приданое царевне,

3 силы природы — солнце, месяц,
ветер,        3 дня лежала мертвая царевна.

Название сказки

Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.

Композиция

·        
Завязка

Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.

·        
Развитие действия

Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.

·        
Кульминация

Пробуждение царевны.

·        
развязка

Пробуждение, свадьба, пир.

· 
Завязка

· 
Развитие действия

· 
Кульминация

· 
Развязка

Главная
героиня?

царевна

Волшебные
герои и предметы

рак

Из-за чего уснула
царевна?

укололась веретеном

Сколько спала
царевна?

триста лет

Что пробудило
царевну?

поцелуй

                                                                                                                                               Что
произошло с колдуньей?

исчезла

Троекратные повторы

Нет повторов

Магические
числа

царевна
спала 300 лет (3 века)

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Для многих поколений детей она стала символом доброты и ума, заботливости и скромности. Описание Василисы Премудрой сопровождается множеством ярких эпитетов и представляет собой воспевание красоты и величия исконно русского женского характера.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» и ее главная героиня

Сюжет сказки «Царевна-лягушка» известен всем с малых лет. Василиса Премудрая – это волшебница, заколдованная своим отцом, Кощеем Бессмертным, за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах – рубашку). Впечатляет и описание Василисы Премудрой на пиру, где она превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.


Иван, желая, чтобы его жена всегда оставалась в облике царевны, сжигает лягушачью кожу. После этого Василиса исчезает. Чтобы вновь обрести свою любовь, царевичу приходится пройти через множество опасностей и, главное, сразиться с отцом своей жены, Кощеем Бессмертным. Конец у сказки счастливый – Иван и Василиса преодолевают все трудности и оказываются вместе навсегда.

Чем же привлекательна Василиса Премудрая? Русская народная сказка – это не только плод фантазии, но и отражение реальной жизни людей. Помня об этом, можно проследить в образе Василисы наиболее ценные женские качества для русского народа.

Decadence

Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.

  1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)?

Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.

Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.

  • Начинается волшебная история с зачина
    – «В некотором царстве, в некотором государстве… Младшего звали Иван-царевич»
  • Концовка
    – «И стали они жить дружно, в любви и согласии»
  • Повторы
    – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, коротко ли, близко ли, далеко ли, шел-шел, избушка-избушка.
  • Постоянные эпитеты
    – утро вечера мудренее, обернулась «красной девицей», ткать да вышивать, добрый молодец, путь держишь, буйну голову.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.

  1. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.

Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.

Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.

  1. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу?

Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:

  • сначала пекут каравай;
  • затем ткут ковер;
  • напоследок танцуют.

Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.

О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.

Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.

Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.

Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Эпизод:

«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.

Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.

Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».

Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.

  1. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок.
    Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт третий — птицы летят…

Пример особого склада сказки

:

«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу?… Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».

Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Существует еще вариант Аникина

.

В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна

  1. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»?

Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.

Основное приключение выпадает на долю Ивана-царевича. Он ищет свою жену в тридевятом царстве в тысячах верст от своего дома. Много времени проходит, прежде чем он находит способ ее освободить. Ему приходится убить Кощея бессмертного.

Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?

Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.

Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.

Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.

За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.

  1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор?

Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.

Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

Ивану царевичу помогали:

  • Старик – он дал царевичу клубок, который его вел в лес Кощея Бессмертного.
  • Баба яга – у нее Иван поел и в бане помылся, а еще узнал, как убить Кощея Бессмертного.
  • Животные – они ловили других животных, которых нужно было поймать, чтобы убить Кощея.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.

Источник: Вопросы по сказке Царевна-лягушка

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. Описание Василисы Премудрой дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Характеристика Василисы Премудрой из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

Внутренний мир

Василиса Премудрая по своей натуре очень проста, но и величественна. Она гордится собой, но не выставляет этого напоказ. Ее сердце наполнено до краев любовью и заботой, иногда возникает ощущение, что оно у нее бездонное. Она готова жертвовать собой ради блага других людей, а это очень важное качество, свойственное малому количеству представителей нашего мира.

Как же в полной мере дать характеристику героине из сказки «Царевна Лягушка»? Очень яркая и разносторонняя натура — вот что на самом деле кроется под лягушачьей шкурой.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини – Василиса – говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Несколько интересных сочинений

  • Критика о поэме Мертвые души Гоголя (отзывы критиков, цензоров и других современников)
    Когда в нашем мире появляются великие произведения, которые не на шутку затрагивают душу народа, они не могут избежать критики людей. Поэтому даже произведение Гоголя «Мертвые души» не смогло обойти противоречивые мысли.
  • Астафьев В.П.
  • Анализ повести Паустовского Мещерская сторона
    Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»
  • Сочинение по картине Мешкова Золотая осень в Карелии (описание)
    В осеннее время пейзажи природы так прекрасны и наполненными многими оттенками, что поэты посвятили осени свои стихи, художники отражают ее внешний облик в красках своих полотен
  • Жизнь и творчество Байрона
    Джордж Гордон Байрон (1788-1824 гг.) относится к одним из знаменитых английских поэтов направления романтизма. Байрон является уроженцем Лондона и появляется на свет в семействе лорда

Сказка — ложь, да в ней намек

Максим Горький называл Василису одним из самых совершенных женских образов, сотворенных фантазией русского народа. Сколько прекрасных качеств она в себе сочетает, воспитывая и напутствуя все новые подрастающие поколения. Но вспомним, что изначально сказки писались вовсе не для детей, а для взрослых. Не исключение и те, в которых есть Василиса Премудрая. Русская народная сказка с присущей ей мудростью и поэтичностью напоминает нам о том, какова истинная роль женщины в семье – быть помощницей и поддержкой своему мужу.


Также мы узнаем, какие качества издавна ценились на Руси. Ум и скромность, заботливость и доброта, мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, объединяясь, порождают истинную мудрость и красоту. И образ Василисы Премудрой в полной мере сочетает все эти прекрасные качества.

  • Сходство между сказкой и басней
  • Сходство баллады и сказки
  • Сходство и различие сказок авторских и народных сказок
  • Сходства и отличия сказок пушкина и народных сказок
  • Сходить по большому как пишется