Сходство баллады и сказки

2.2. выразительное чтение учебной статьи классом по цепочке. 2.3. собственно составление тезисного плана учебной статьи всем классом совместно. 3. изучение

2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).

 2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи
(всем классом совместно).

3. Изучение нового материала
с основой на ранее изученный.

Редкое умение Жуковского – увидеть
и оценить чужой талант.

В 1815 году Жуковский посещает
Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой
судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский  напишет: «Это надежда
нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

26 марта 1815 года на квартире  у
Жуковского Пушкин прочитал  последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».

По окончании чтения Жуковский
достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого
учителя…»    вручил его Пушкину.

У Пушкина есть строки, обращённые к
Жуковскому:

                   Его стихов
пленительная сладость

                    Пройдёт веков
завистливую даль…

Эти строки являются эпиграфом к
нашему уроку.

? Что такое эпиграф?

(Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и
т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной
части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.) 

?Как вы понимаете смысл эпиграфа?

3.1. Анализ эпиграфа.

Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в
Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.

Жуковский пишет «Сказку о царе
Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.

«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

3.2. Актуализация и
систематизация опорных знаний.

? Ребята, давайте вспомним, что
такое народная сказка?

? Что отражается в народных
сказках?

? Какие виды народных сказок Вы
знаете?

(Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили
представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.

В них отражены  нравственные
принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются
выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые и сказки о животных

Сказки о животных занимают особое
место, так как их возникновение   исследователи устного народного творчества
связывают с языческими                 ритуалами.  )

3.3. Подача нового материала.

Литературная сказка возникла
гораздо позже.

Во второй половине XVIII века с
развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские
обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали
использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра. 

Огромное место литературная
сказка занимала и занимает и в нашей стране.

3.4. Работа в тетрадях.

Запись темы урока: Чудесный мир
литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.

Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.

Давайте зафиксируем
отличительные признаки литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной.

Литературные сказки писали многие
русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.

В основном писатели используют
доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами,
героями.

Общие  черты литературной сказки
и народной:

         
сказочные зачины и концовки, формулы;

         
постоянные эпитеты;

         
сюжет волшебной сказки;

         
чудесные предметы;

         
число «три»;

         
положительные и отрицательные герои;

         
         победа добра над злом в финале.

Отличительные  черты литературной сказки:

         
шутливый тон повествования (приглашение чародеек
на пир);

         
авторское отношение к героям сказки (описание
царевны, царского сына);

         
чисто литературные описания (описание пробудившегося
царского дома);

         
«авторские» эпитеты («раскалительный огонь»,
«рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);

         
         стихотворная форма.

А
сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым
будет связано домашнее задание.

Бродячие сюжеты —  устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие
свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны…

«Спящая
царевна» В.А. Жуковского

«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

«Царевна-шиповник»
братьев Грим

 «Спящая
в лесу красавица» Шарля Перро

4.Выразительное чтение сказки
«Спящая царевна».

Текст может читать учитель,
возможно включение аудиозаписи.

5.  Словарная работа по
тексту сказки «Спящая царевна».

Ученикам предлагается найти
устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.

Работа со словарём.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

                 Хорунжий — в царской армии казачий

                                          
офицерский   чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного
лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

5. Беседа по содержанию
сказки «Спящая царевна».

Разговор о сказочных героях.

Вопросник по содержанию сказки.

1.  Кто герои сказки?  Наделены
ли они именами?

2. Кто выступает в качестве
предсказателя? В чём необычность этого персонажа?

3. С помощью какой сказочной
формулы описывается красота родившейся царевны?

4. Почему на пир не пригласили
двенадцатую колдунью?

Как она отомстила?

Какой  вы представляете себе
ведьму?

5. Почему можно сказать, что
двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?

6. Как царь Матвей пытается
отвести беду от любимой дочери?

7. Кем на самом деле была
старушонка-пряха?

8. Прочитайте описание дворца,
объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?

9. Кто пробудил царевну от
волшебного сна?

10. Почему изменилось описание
бора при появлении царского сына?

(он спаситель)

11. Опишите спящую царевну (с
обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку
презентации, к тексту сказки).

12. Что разрушает силу сна?

13. Каков финал сказки?

14.  Что в сказке Жуковского
напоминает русские народные сказки?

(Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
      В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей

            царевне.)

15. Что отличает «Спящую
царевну» от русских народных сказок?

(Отличает эту сказку от народной ее
форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)

6. Чтение учебной статьи «Из
истории создания сказки «Спящая царевна».

Выразительное чтение статьи
учениками класса.

Размышления о прочитанном:

1.      Вы
прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что
запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?

Я понимаю, что в комментах сейчас поднимется вой. Сейчас опять последуют обвинения в зависти, в хайпе, в злопыхательстве, в работе на Кремль (да, да, я получила указание прямо оттуда, у меня тут стоит телефон еще с гербом, массивный такой, со шнуром, Петром с Бошировым лично связь тянули), но промолчать не могу.

Автор Iren Adler

Собиралась написать еще вчера, когда эмоции захлестывали, когда посмотрела немного эту скандальную говорильню у Малахова. Но надо было бежать по урокам, пыл угас, и вечером уже не было ни сил, ни желания. Но сегодня прочитала статью Ингвара и послушала Полный контакт Соловьева. В принципе, уже все сказано. Соловьев практически озвучил мои мысли. Даже схожими лексическими единицами и семантическими конструкциями. Поэтому, разумеется, мне сейчас начнут писать, что я наслушалась путинского пропагандиста и за ним повторяю. А-а! У-у! О-о! Кремлеботы ценностей лишают! Большим, тупым и ржавым. Просто пилят наживую.

Вчера я была очень злая. Может быть, оно и к лучшему, что было время остыть и уложить кипящий возмущением разум в более культурные формулировки. Ибо вчера были только буквы и междометия. Когда я немного послушала защитников этой «жертвы» общественного негодования, этой несчастной лошадки овечки, которую безжалостные кремлеботы и пропагандисты-соловьевцы швырнули на алтарь и занесли над ней обломки патриотического базальта.

Постулат первый. «Ах, бедная, бедная Ксюша! Чего вы на нее накинулись? Она же ни в чем не виновата! Она всего лишь пассажирка, она тоже пострадала».

Да не пострадала она! Она ехала в «Майбахе»! А «Майбах» очень надежная машина. Эта машина не зря так дорого стоит. С холма слетит, несколько раз перевернется и на колеса встанет. А с другой стороны был несчастный Volkswagen Polo. Вы видели, что такое этот Polo?Машина отнюдь не представительского класса. Машина для простых смертных. И что сказал свидетель? Что на «Майбахе» практически не было повреждений. В чем лично я не сомневаюсь!

Постулат второй. Виноват тот, кто за рулем. Ответственность на водителе. Вы знаете, вот в связи с этим я вспомнила катастрофу с самолетом, в котором погиб президент Польши. Была версия, что причиной крушения было безответственное поведение пассажиров, ребят, которые возомнили себя бессмертными богами. Их предупреждали, что обстановка неблагоприятная, что посадка может быть опасна, туман, но тех играющих в богов товарищей было не вразумить! Они же вершители судеб!

Что? Собчак не требовала ехать быстрее? Да, вы в детсаду эти сказки рассказывайте. Да и в детсаду уже не поверят, если детки из семей каких-нибудь трехрублевских львиц, и детки эти слышали, как их мамочки и папочки разговаривают с водителями. Да я без труда представляю, как эта с позволения сказать ХХ-особь дает указания водителю. «Давай, гони по встречке, плебс в кювете отсидится!» Водитель должен был настоять на своем? Да, должен. И послать должен был.

А если пошлет? Вот у Ингвара в статье яркий пример того, что будет с таким водителем. И я ни на секунду не усомнилась в истинности этой истории. Да такая как Собчак сделает все, чтобы сломать человеку жизнь! Она не будет звонить и требовать вертолет, чтобы спасти пострадавших! Нет, она напряжет все свои связи, чтобы раздавить, уничтожить того, кто посмел ей возразить. Она будет истерить и угрожать, требуя от «холопа» покорности и раболепия. А что там с ним будет, на сколько лет он сядет, ей глубоко фиолетово. Ибо за счастье должны почитать ей, барыне, служить!

Постулат третий. «Она была в шоке!» Кто в шоке? Собчак в шоке? У Собчак сдали нервы? У существа, которое всю свою жизнь проводит в террариуме с гремучими змеями и кобрами? И которое само является такой гремучей змеёй? Вы кому сказки рассказываете?

Да у Собчак нервы из титана! Из ее нервов канаты для швартовки межзвездных кораблей можно делать. Я знаю прекрасно, что такое шок, даже не особо сильный. Я сама пережила по выражению Кастанеды «остановку мира». Это когда нашу машину ограбили в степном казахском городке. Я до сих пор помню то, что я чувствовала. Совершенно чужой, незнакомый город в степи и разграбленная машина. И мама, которая кричит от ужаса. И как бы не особая трагедия, никто не пострадал, никто не погиб. И все кончилось более менее благополучно.

А тут — страшное ДТП. И г-жа Собчак хладнокровно составляет план действий. Дает указания водителю, пересаживается на другую машину, прилагает все усилия замять свое участие. И это человек в состоянии шока? Не рассказывайте мне ваши домыслы, господа защитники. Оставьте их себе, свои баллады и сказки. Не было у нее никакого шока! Была высокомерная досада на этих… низкорожденных, на этих так не вовремя подвернувшихся под колеса людишек! Этих смертных, которые претендуют на право жить и дышать.

Постулат четвертый. «Она не врач, не спасатель! Она ничего не могла сделать!» Не могла сделать? Выскочить на дорогу и орать в телефон: Пришлите срочно вертолет! Вот что она могла сделать. Требовать «скорую», требовать МЧС, требовать лучшего хирурга. Вот что она могла сделать. Проследить за тем, чтобы доставили в хорошую больницу, поинтересоваться, если ли необходимая для пострадавших группа крови, если нет крови, бросить клич, что нужна кровь. Да там много чего можно сделать с ее связями и возможностями. Да не надо быть врачом! Ты просто будь рядом! Просто прикоснись, поддержи в страшную минуту. А она? Лицом не хотела светить… Зато посветила противоположным лицу местом.

Изумление и удивление вызывает, собственно, не она, эта самая Ксюша. Правильно было сказано, что ничего другого от нее и ждать было нельзя. Она показала то, чем она на самом деле, изначально, является. Явила свою суть, свое истинное нутро. У каждого из нас бывает момент истины, когда спадают все маски, когда ты уже не укроешься ни за папу, ни за маму, ни за красивые лозунги. Ты предъявляешь свою душу. Вот она и предъявила. Ну а что вы хотите от зеленой мухи, которая откладывает свои яйца в свежие раны еще живого, чувствующего существа? Такова природа этой мухи. Она такой создана и рождена. И странно было бы возмущаться ее поведением. Меня удивляет другое. Что у этой зеленой мухи огромное количество поклонников. Ведь никто от ее Инстаграмма не отпишется. Никто ее не забанит. Будут продолжать ее читать и писать восторженные комменты. Будет брать ее за образец. Будут, захлебываясь от восторга, обсуждать перипетии ее личной жизни. Жалеть будут! Ах, затравили бедную Ксюшу.

При мысли об этих ее последователях и фанатах мне пришло в голову не очень эстетическое сравнение. Я не люблю Рабле и его Гаргантюа с Пантагрюэлем, читала по долгу филологической службы. Почему его держат за шедевр, не понимаю. Ну глупая я, согласна. Но вот сегодня мне пришла параллель именно с этим произведением. Там уже не помню кто точно выбирал себе аналог туалетной бумаги. И остановился на гусятах. Потому что они мягкие и пушистые (Это произведение, напоминаю, входит в золотой фонд мировой литературы). Вот эти поклонники и адепты Собчак представились мне в роли таких гусят.


Робот Внизу есть ссылки на похожие материалы. Робот рекомендует ознакомиться с ними. Посмотреть


Умозаключения по аналогии

Содержание

  • Как выстраивается умозаключение по аналогии
  • Для умозаключений по аналогии подходят лишь существенные совпадения
  • Примеры умозаключений по аналогии в работе и профессиональном развитии педагогов
  • Дедукция достоверней аналогии

Как выстраивается умозаключение по аналогии

В предыдущей статье мы назвали аналогию наиболее известной разновидностью традукции. Аналогия – от греч. analogía – соответствие, сходство. Умозаключение по аналогии – рассуждение, при котором из сходства предметов в одних признаках выводится их сходство в других признаках.

Допустим, у нас два объекта. Объект 1 более изучен, об объекте 2 известно лишь, что по трём свойствам он идентичен объекту 1. Тогда вот примерная схема рассуждения при аналогии.

  • Известно: объект 1 имеет свойства A, B, C, D
  • Известно: объект 2 имеет свойства A, B, C
  • Следовательно, объект 2 обладает также свойством D

Объект 1, у которого известны все интересующие нас свойства, является моделью. Его свойства мы принимаем за эталон, с которым соотносят объект 2 – оригинал (прототип). Нам известно, что оригинал имеет ряд сходств с моделью, но у модели ещё есть свойство, относительно которого неизвестно, обладает им оригинал или нет. По аналогии мы заключаем, что оно должно быть и у оригинала.Схема умозаключения по аналогии

Задания на построение умозаключений по аналогии широко применяются в учебном процессе, а также в психодиагностике и психокоррекции. Особенно распространены простые аналогии, в которых надо найти один общий признак у нескольких объектов, продолжить ряд предметом с таким же признаком, исключить лишнее, в котором данный признак отсутствует и т.д.

Найди лишнее
Найди четвёртое лишнее на картинкахДорисуй картинку
Дорисуй картинки в пустых клетках

Такие задания развивают внимание, мышление, воображение, вносят элементы занимательности в учебный процесс. Круг возможных признаков в них сведён к минимуму специально заданным условием задачи.

В реальной жизни для большей достоверности заключения приходится опираться на несколько признаков.

Для аналогии подходят лишь существенные совпадения

Для аналогии подходят не любые совпадения, а лишь совпадения в существенных признаках при несущественности различий. Поэтому при использовании аналогий важно выбрать существенные свойства и пренебречь несущественными.

Пример 1

  • В коллективе 9А класса… A) есть общественно значимые цели, B) все учащиеся включены в деятельность по достижению этих целей, C) действует ученическое самоуправление, D) накапливаются положительные традиции, E) сформировано правильное общественное мнение.
  • В коллективе 9Б класса… A) есть общественно значимые цели, B) все учащиеся включены в деятельность по достижению этих целей, C) действует ученическое самоуправление, D) накапливаются положительные традиции.
  • Следовательно, в коллективе 9Б класса тоже сформировано правильное общественное мнение.

В приведённом примере для аналогии используются только существенные признаки ученического коллектива. Поэтому высока вероятность, что признак, выявленный логическим путём, подтвердится в реальной жизни. Такая аналогия является истинной.

Изменим свойства ученических коллективов, выбранные для аналогии, перемешав вместе существенные и несущественные свойства.

Пример 2.

  • В 9А классе… A) соотношение мальчиков и девочек 2:3, B) все дети из материально обеспеченных семей, C) дети обучаются вместе с 5 класса, D) действует ученическое самоуправление.
  • В 9Б классе… A) соотношение мальчиков и девочек 2:3, B) все дети из материально обеспеченных семей, C) дети обучаются вместе с 5 класса.
  • Следовательно, в 9Б классе тоже действует ученическое самоуправление.

В этом примере признак D относится к характеристикам ученического коллектива, а признаки A, B, C для него несущественны. Это ложная аналогия. Конечно, сделанное заключение имеет шанс совпасть с реальностью, но это будет совершенно случайное совпадение, «угадайка».

Если начинающий учитель, воспроизводя по аналогии успешный опыт старшего коллеги, будет не осваивать методические приёмы и структуру педагогических действий, а лишь имитировать его манеру говорить (голос, интонацию, мимику, жестикуляцию, характерные обороты речи), то это не только не даст желаемого педагогического эффекта, но и может вызвать у учеников нежелательную реакцию. Это тоже пример ложной аналогии.

Таким образом, аналогия является истинной, если выявленное сходство предметов в одних признаках действительно влечет за собой сходство в других. Если это условие не реализовано, то аналогия является ложной.

Примеры умозаключений по аналогии в работе и профессиональном развитии педагогов

Рассуждение по аналогии часто практикуется в работе педагогов.

Например, классный руководитель, познакомившись с семьями учащихся, по аналогии может выявить у детей «фамильные» способности и черты характера.

  • Классный руководитель узнал, что в семье Ильи принято совместно трудиться и отдыхать, оба родителя – представители технических профессий, старший брат – студент технического вуза, они не любят проявлять инициативу в общественной жизни, стараются всегда поступать честно.
  • Известно, что Илья с желанием участвует в коллективных делах, интересуется техникой, неинициативен в жизни класса.
  • По аналогии можно сделать заключение, что ребёнок ещё и обладает честностью.

Другой пример. Учитель-стажёр использует аналогию, перенимая методические приёмы у опытного наставника. У опытного педагога фронтальный опрос проходит в высоком темпе урока, дети внимательны и активны. У стажёра в такой же ситуации темп урока падает, дети отвлекаются на «посторонние дела». Вот как, например, может рассуждать стажёр, чтобы понять, что он делает не так.

  • Опытный учитель, обратившись к детям, сразу переходит к диалогу, спрашивая сначала тех, кто первый поднял руку, отвечающий обязательно должен встать. Если ответа нет, он неверен или неполон, учитель спрашивает другого ученика.
  • Я, обратившись к детям, сразу перехожу к диалогу, спрашивая сначала тех, кто первый поднял руку, отвечающий обязательно должен встать. Если ответа нет, он неверен или неполон, я задаю наводящие вопросы и жду, что ученик ответит сам.
  • Следовательно, для поддержания темпа урока, внимания и активности детей при отсутствии хорошего ответа мне также надо спрашивать других учеников.

Дедукция достоверней аналогии

В приведённых выше примерах заключения являются возможными, но не стопроцентно гарантированным. В примере про классного руководителя вполне может оказаться, что ребёнок способен на ложь. А в примере про стажёра есть вероятность ошибки в определении сходств и различий при сравнении себя с педагогом-наставником.

Умозаключение по аналогии уступают в достоверности «железной» дедукции. Часто они становятся основой для создания догадок и предположений, требующих дополнительной проверки.
 


Робот списокПодсказка робота: со статьёй «Умозаключения по аналогии – важная часть педагогической логики» тематически связаны:


Для ссылки:
Сидоров С.В. Умозаключения по аналогии – важная часть педагогической логики [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/umozakljuchenija_po_analogii/20-1-0-730 (дата обращения: 08.01.2022).


  • Сходство и различие сказок авторских и народных сказок
  • Сходства и отличия сказок пушкина и народных сказок
  • Сходить по большому как пишется
  • Сходили в гости рассказ
  • Сходства и различия гринева и швабрина сочинение