2
Чем похожи и отличаются Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушкина, и сказка Спящая царевна В.А.Жуковского?
10 ответов:
9
0
Ну во первых в этих обеих сказках фигурируют девы высшего сословия — принцессы.
Опять же обе они впадают в странный продолжительный сон, который похож на смерть, но не является таковой.
Счастливое избавление от этой хвори, обеим приходит вместе с принцем.
Остальные действующие лица обоих произведений, не похожи друг на друга, и отличают их.
5
0
Сказки Пушкина «О мертвой царевне» и Жуковского «Спящая царевна» имеют как сходства, так и отличия.
- Сходствами сказок является то, что в обеих сказках главными героинями являются царевны, которые засыпают мертвецким сном.
- От сна царевн пробуждают добрые молодцы.
- Так же сказки объединяет и то, что они наполнены волшебством, а в конце сказки заканчиваются пышной свадьбой.
- У Пушкина царевна во сне провела три дня, а у Жуковского 300 лет проспала.
<hr />
- Различиями сказки является то, что царевна из сказки Пушкина убежала от злой мачехи, она скрывается от неё у богатырей.
- В сказке Жуковского царевна не лишена родительской любви. Она растёт в полной, счастливой семье.
- Отличием в сказках являются различные сказочные персонажи.
5
0
Сначала приведем примеры сходства двух замечательных сказок. В сказке «Спящая царевна» Жуковского и в сказке «О мертвой царевне» Пушкина главные героини становятся жертвами злых женщин. В результате их происков царевны прекращают вести активный образ жизни.
Возвращение к реальности происходит у обеих принцесс в результате действий благородных принцев. А в финале сказок главные героини выходят замуж за своих спасителей.
Отличий между сказками гораздо больше, и это:
▪ Царевна Пушкина умирает, а героиня Жуковского засыпает надолго.
▪ Принцесса Жуковского подвергается колдовству обиженной злой феи, а у Пушкина царевна стала жертвой происков завидущей мачехи.
▪ Пушкинская героиня спит три дня, в то время как героиня Жуковского засыпает на триста лет.
▪ Царевна Жуковского спит в замке, а принцессу Пушкина отнесли в грот, где она возлежит в хрустальном гробу.
▪ Главный колдовской предмет в пушкинской сказке — яблоко, а у Жуковского принцесса засыпает, уколовшись о веретено.
▪ Принцесса Жуковского возвращается в реальность благодаря поцелую принца, а пушкинская героиня — в результате удара принца о хрустальный гроб.
4
0
Известно, (по словам Гоголя) что обе сказки написаны Жуковским и Пушкиным в качестве соревнования, которое было придумано летом 1831 года в Царском Селе. Надобно было написать сказку в подобие народной.
Гоголь писал
Сравнительный анализ обеих сказок показывает что есть в них много общего но и различий немало: обе главные героини — положительные, обе царевны, обе пострадали в результате колдовства от зависти, обе уснули летаргическим сном, обоих спас молодой человек, принц, в обоих сказках счастливый конец оканчивается женитьбой.
©
Различий в сказках «Спящая царевна» и «Мертвая царевна» также не мало: разные условия роста царевен, одна росла в любящей семье, другая — в жестких условиях выживания; окружение также различно; разные временные промежутки сна — одна спала три гоа, другая — 300 лет, одна укололась, другая откусила от яблока; одна из дома не выходила, другая уехала к богатырям.
3
0
Для начала напишем различия этих сказок.
Так в сказке «Спящая царевна» главная героиня растет в любви и заботе, а в сказке «О мертвой царевне» у царевны умирает мать и воспитывает ее отец с мачехой, она бежит от них к богатырям.
В сказке «Спящая царевна» засыпает на 300 лет, в сказке Пушкина царевна умирает от отравленного яблочка.
Также разнятся сказки и главными героями. В сказке «Спящая царевна» — это царь, царица, чародейки, царский сын. В сказке «О мертвой царевне» — богатыри, мачеха, Елисей, Чернавка.
Теперь напишем об схожести этих двух сказок:
Обе царевны засыпают, просыпаются они при помощи молодцев, и в той и в другой сказке дело заканчивается свадьбой.
3
0
Сравним сказки «О мертвой царевне» и «Спящая царевна».
Схожесть сказок — царевны засыпают на много лет и будят их женихи — добры молодцы. Дальше идет свадьба — счастливый финал.
Отличие сказок Пушкина и Жуковского.
- Героини сказок выросли в разных условиях. Одна в любви и заботе, другая со злой мачехой.
- Спящая царевна засыпает на много лет, царевна Пушкина съела отравленное яблоко и уснула.
- Царевну Жуковского усыпила злая фея, царевну Пушкина — злая мачеха.
- Царевна Жуковского спала 300 лет, царевна Пушкина — 3 года.
- Разные главные персонажи этих сказок.
- У Жуковского сказка с элементами романтизма, у Пушкина — ближе к русским народным сказкам.
3
0
Для начала перечислим сходства, которые можно найти как в сказке «Спящая царевна» В.А.Жуковского и в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина:
- царевны в обеих сказках;
- царевны засыпают крепким сном;
- пробуждение от сна только благодаря добрым молодцам;
- в конце сказки свадьба.
Отличие:
- в одной сказке царевна уснула, потому что ей это предсказала фея, а в другой сказке уснула из-за того, что злая мачеха хочет избавиться от нее;
- сон длился разное время, у Пушкина 3 дня, у Жуковского 300 лет;
- у Пушкина сон наступил от укуса яблока, а у Жуковского от укола веретеном;
- разные главные герои самой сказки.
2
0
На самом деле, у сказок Пушкина «О мертвой царевне» и Жуковского «Спящая царевна» больше различий, чем сходства.
Опишем различия этих сказок
Прежде всего сюжет. У Пушкина царевну преследует злая мачеха и она бежит к богатырям. Ее неустанно ищет жених. У Жуковского царевна растет с родителями, счастливая и беззаботная, жениха нет.
Различные главные герои. У Пушкина это прежде всего сама царевна и ее мачеха, а также Елисей, богатыри, Чернавка и в какой-то мере царь. У Жуковского это царь Матвей, царевна, царский сын, чародейки.
Пушкин стремился сделать свою сказку близкой к народной, использовал зачин, концовку, эпитеты, троекратные повторы. Жуковский писал скорее пародию, хотя также включил в нее элементы народных сказок.
Образ рака предсказателя вообще не встречается до этого нигде.
<hr />
Теперь сходства сказок «О мертвой царевне» и «Спящая царевна».
Главная героиня — царевна.
Она засыпает сном, который похож на смерть.
Ее ищет молодой красавец.
Сон происходит от колдовства.
В конце играется свадьба.
2
0
Произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» читал в школе.
Сначала рассмотрим, чем они похожи. Во-первых главными героинями являются царевны, во-вторых, и в первой сказке, и во второй сказке главная героиня крепко засыпают, присутствует колдовство. В обоих случаях главных героинь спасают молодые красавцы, в конце произведений свадьба.
Если говорить про различая, то героиня Пушкина жила с отцом и мачехой, а героиня Жуковского с отцом и мамой. Героиня Пушкина пострадала от мачехи, а героиня Жуковского от колдуньи.
2
0
В этих сказках больше различий, чем общего. Сюжеты совсем разные. В «Спящей царевне» главная героиня растет с отцом и матерью, которые ее очень любят, но при ее рождении злая колдунья предсказала ей страшную судьбу, вернее, наколдовала ее, в «Сказке о Мертвой царевне» главная героиня вынуждена расти с мачехой, которая ее ненавидит и от которой исходит главная опасность.
В сказке Пушкина мачеха хочет погубить падчерицу и ту отводят в лес, но оставляют в живых, потом она оказывается в доме семи богатырей, затем умирает от отравленного яблока. У Жуковского царевна засыпает в родительском доме сном на 300 лет.
В этих сказках много разных действующих лиц, в одной сказке одни, в другой — совсем другие.
Общее то, что царевен пробуждают добрые молодцы. Их сон вызван колдовством, а причина — месть обиженной феи и зависть злой мачехи. В обоих сказках счастливый конец — свадьба.
Читайте также
В сказке Жуковского «Спящая царевна» рассказывается о царевне, которая была погружена злой колдуньей в многолетний сон. Колдунья была обижена на царских особ, не пригласивших её на пир по поводу рождения дочери. Вот она и наложила проклятие на малышку, а заодно — и на всю царскую семью. Через триста лет царевну разбудил поцелуем прекрасный царевич и все закончилось благополучно — молодые сыграли свадьбу.
Красивая сказка учит нас, что любое зло может быть побеждено любовью и добром. Обиженная колдунья вынесла свой вердикт, но её злые чары рассеялись как только молодой человек поцеловал спящую царевну.
Кроме того, сказка учит нас проявлять уважение и внимание ко всем людям, независимо от их достатка и статусности. Царь совершил ошибку, не пригласив старую чародейку на торжество, за что и поплатился. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам.
сказка о мёртвой царевне и семи богатырях цитатный план
Так как произведение в стихотворной форме, то мы составляем план из цитат.
1). У царицы родилась дочь.
2). Царица умирает, царь женится вновь.
3). Новая царица была красива, но горда и зла.
4). Молодая царевна затмила царицу.
5). Царица приказывает отвести царевну в лес на съедение волкам.
6). Царевна живет у семи богатырей.
7). Богатыри сватались к царевне.
8). Старушонка дает царевне отравленное яблоко.
9). Смерть и похороны царевны
10). Царевич ищет свою невесту
11). Царевич находи невесту и она оживает.
12). Свадьба.
План к сказке о мертвой царевне у нас вышел в 12 пунктов.
Все предложенные варианты имен не имеют отношения к этой сказке, кроме одного. Эти персонажи принадлежат к другим очень известным сказкам Пушкина, которые многие прекрасно знают. В «Сказке о мертвой царевне» молодая девушка осталась без матери, отец женился на другой. И мачеха невзлюбила падчерицу, так как завидовала ей. Но девушка была пригожая, милая, с приданым все у нее в порядке. Так что с женихом проблем не было. Он тоже был царских кровей и звали его королевич Елисей. Парень оказался верным и благородным, нашел свою девушку, когда злая мачеха изгнала ее из дома и попыталась убить.
Сказки Пушкина все мы помним, наверное каждый из нас помнит как Старик поймав Золотую рыбку отпустил её обратно в море без всякого откупа. Об этом он рассказал своей старухе и та отправила его к рыбке за корытом, в первый раз у рыбки попросил корыто, но Старухе корыта показалось мало и во второй раз она отправила Старика к Золотой рыбке за новой избой.
ИЗБА — второй подарок от золотой рыбки для старика и старухи.
Когда посетителей, то есть желающих послушать информацию от Кота, рядом не было, кот и отдыхал).
Ну, или ещё вариант-поскольку кот сказочный, то он не нуждался ни в отдыхе, ни в питании, ни в процессе, обратном питанию)).
Конспект урока литературы в 5 классе
Хижавская Наталья Ивановна
Тема: Сравнение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.
Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности.
(Цель урока: сопоставление сказок, выявление кто написал лучшую сказку, подобную народной?)
Цель деятельности учителя: создать условия для развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности через сравнение литературной и народной сказок.
Задачи:
Сравнить две литературные сказки с одинаковым сюжетом.
Подвести к формулированию вывода: чья сказка ближе к народной
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, сравнивать сюжеты произведений, сравнивать произведения с одинаковым сюжетом.
Метапредметные УУД.
Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязь, выделяет свойства в объектах сравнения, выделять общие признаки и отличие
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.( регулятивные логические)
Познавательные: понимает информацию, умеет свернуть информацию в схематичную форму и может развернуть обратно в текстовую, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, но и воображением.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2-ой этап. Определение темы. Постановка учебной задачи.
Учитель: Сегодня наш урок я хочу начать с видеоприглашения, посмотрите и попытайтесь ответить: кто нас приглашает и куда?
Видео «Приходите в гости к нам»
Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока: « Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма»
-Кому принадлежат эти слова?
Ученики: А.С Пушкину
Учитель: О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики : о сказках
Учитель : О каких сказках? Какие мы с вами знаем сказки с похожим сюжетом?
Ученики: называют сказки
Учитель: Вспомните историю создания сказки « Спящая царевна»
Ученики: Василий Андреевич Жуковский и А.С.Пушкин вступили в шутливое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Сегодня мы с вами попробуем разрешить их спор и попытаемся ответить на вопросы:
-
Сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина похожи или отличаются?
-
Какая из сказок ближе к народной?
-
И все-таки «кто же лучше написал сказку, подобную народной?»
А что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопросы?
Сравнить две сказки« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского.
И так тема нашего сегодняшнего урока( формулируют учащиеся): Сравнение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.
К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)
Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет поможет вам лучше справиться с вашей задачей( сравнить сказки), он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.
(Книга — учебник литературы).
Сегодня моя волшебная книга, которой стал учебник литературы, будет служить нам справочником, где мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.
3 этап. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу. Давайте вспомним цель нашего с вами урока, это и будет цель нашего исследования
Цель: Сравнение сказок «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского и сказать, какая из них ближе к народной.
20 мин
Учитель : ребята, раз это исследование, то мы должны выдвинуть предположение ( научный термин: гипотезу) и ответить на вопрос: Чья сказка (как мы думаем) ближе к народной?
Предположим ( гипотеза)
, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского.
Попробуем это доказать.
4. Актуализация знаний
Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)
( метод)Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.
Чтоб вам было легче, давайте составим план исследования, т.е. что мы должны сравнить. Что мы обычно рассматриваем когда изучаем сказки:
форму, название, сюжеты, композицию, устойчивые эпитеты, волшебные предметы, троекратные повторы, магические числа, место действия, герои. (Т.Е ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ В ВОЛШЕБНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ)
сказок Пушкина и Жуковского.
Делимся на две группы, каждая из которых будет выявлять черты сходства и различия сказок по предложенному плану. В конце мы заполним сравнительную таблицу.
(Учитель крепит на доске в виде алгоритма)
«Спящая царевна» «Сказка о мертвой царевне»
Форма
Название
Сюжет
Композиция: присказка, зачин, концовка
Волшебные предметы
Троекратные повторы
Магические числа
Место действия
Герои
Средства выразительности
А поделиться на группы вам поможет моя волшебная шкатулка, достаньте жетон, у кого написано 1, тот в первую группу, у кого 2, тот во вторую. У вас есть рабочие листы с вопросами, помогающими вам выполнить данное задание.
И еще не забываем о листочках самооценки, на этот раз это оценивание своей работы в группе. После каждого задания оцените себя. Посмотрите на критерии и работайте активно и творчески.
1 группа: Какова форма сказок?
Поэтическая
А в народных? — прозаическая
О чем нам говорит название?
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника?
Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?
У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
Композиция
Что особенно в композиции?
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.
— Какой из зачинов приближен к народной сказке?
— Есть ли в сказках концовка?
— Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки?
— В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла?
Сказочная концовка — свадьба, пир.
Сказочные герои ( выписать)
Место действия в обеих сказках ( назвать)
2 группа
: О чем нам расскажет сюжет?
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.
Различия в сюжете сказок:
— Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
Кто является помощником?( старичок у Жуковского, силы природы у Пушкина)
Орудие зла, вредительства?
— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?
Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите устойчивые эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?
Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?
Сказка Пушкина
Год прошел как сон пустой,
Люди добрые живут:
Коли красная девица,
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
К алым губкам поднесла,
Доброй вести ожидая,
Зеленое вино
Сказка Жуковского
Расцвела, как майский цвет;
На дремучий, темный лес
Вся объята мертвым сном.
Губки алые горят;
Руки белые лежат.
В какой сказке вы увидели больше устойчивых эпитетов?
Волшебные предметы( выписать)
Магические числа ( выписать)
Троекратные повторы( выписать)
4 этап . Физкультминутка.
Ребята, вы изучили много материала, встаньте и пройдите в правый угол те, кто сейчас считает, что сказка Пушкина более похожа на народную, в левый те, кто считает, что это сказка Жуковского .Спасибо, садитесь на место.
5 этап. Представление результата. Отчет групп о проделанной работе. А расскажите о результатах вашего исследования.ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ
(готовая)
Отметка
сравнение с народной сказкой( похожа/непохожа).
П
Ж
-
Название
-
Форма
стихотворная
стихотворная
—
—
-
Композиция
зачин, концовка
зачин, концовка
+
+
-
Волшебные герои и предметы
зеркальце
говорящий рак
+
+
-
Основа сюжета
Братья Гримм
«Белоснежка и семь гномов»
сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.
—
—
5. Сюжет
— от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— судьбу царевны предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
+
—
— царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю)
— 300 лет спала.
+
—
— королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку)
— царевичу помогает старик
+
—
— орудие зла – яблоко (предмет многих русских сказок)
– веретено.
+
—
— царевичу помогают в поисках царевны: 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина)
— 11 чародеек
+
—
Добро побеждает зло
+
+
6. Троекратный повтор
— 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.
—
+
—
7. Магические числа
7 богатырей, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.
одно — царевна спала 300 лет (3 века)
+
—
8. Средства выразительности ( устойчивые эпитеты)
Постоянные эпитеты,
Постоянные эпитеты,
+
—
9. Язык
Простой, доступный: слова и выражения, используемые в русских народных сказках, устаревшие слова
«Аль откажешь мне в ответе?», «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи»
Чередуется просторечная лексика и возвышенная
+
—
10. Место действия
Упоминается терем
(чисто русское национальное жилище)
—
+
—
11. Герои
Падчерица, мачеха;
падчерица, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная.
—
+
—
Герои делятся на положительных и отрицательных.
+
+
12. Народная популярность сказки (по вашим наблюдениям)
Вывод: Ребята, давайте сделаем вывод по нашей таблице. Кому мы поставили больше плюсов? Подтвердилась ли наша гипотеза, что сказка А.С.Пушкина ближе к народной?6 этап
Так кто же из авторов лучше справился? Кто сделал лучшую художественную обработку народной сказки? Дайте обоснованный ответ, пользуясь результатами нашей таблицей .
Итак, действительно, Пушкин сделал лучшую художественную обработку народной сказки, и подтверждается это еще и тем, что сам Жуковский признал в своем ученике победителя, подарив ему свой портрет с подписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
7 этап. Самооценка. ( листы самооценки) Рефлексия
Анализируем рабочие листы учащихся
8 этап. Домашнее задание. Написать поздравительное письмо на свадьбу Королевичу Елисею и Царевне.
Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица – злая фея Царевна – Мачеха |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПУШАНИНА
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
442258,
Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,
ИНН
5810004860 ОГРН 1025801070470
Тел. (84153) 3-53-49
Научно —
исследовательская работа по литературе
ФИО автора: Мурзов
Павел Вячеславович
Место учебы: МОУ СОШ
с. Пушанина, 6 класс
Белинского района,
Пензенской области
ФИО научного
руководителя: Пучкова Наталья Александровна
Должность: учитель
русского языка и литературы
1 первой
квалификационной категории
ФИО руководителя
учебного заведения: Молофеева О. Г.
Телефон приемной:
3-53-49
Содержание
Введение с.
4 — 5
1.
Сравнительный анализ сказок А. С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А. Жуковского»
с. 6 — 21
Название сказок с.
6
История создания с.
7
Композиция
с. 8 — 9
Сюжет с.
10
Форма произведений
с. 11
Герои сказок
с. 12
Средства художественной выразительности
с. 13 — 21
2.
Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ
СОШ с. Пушанина по сказкам Пушкина и Жуковского
с. 22
3.
Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с.
Пушанина с. 23
Заключение
с. 24 — 25
Список литературы
с. 26
Приложение
с. 27 — 33
Цель: сравнить сказки Александра Пушкина и
Василия Жуковского, выявить сходства и различия между ними.
Задачи:
1.
Прочитать сказки;
2.
Сравнить названия, время выхода произведений в свет, историю их создания,
композицию и героев сказок Пушкина и Жуковского;
3.
Сравнить средства художественной выразительности произведений.
4.
Сравнить рисунки по произведениям: «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» Александра Сергеевича Пушкина и «Спящая царевне» Василия
Андреевича Жуковского».
5.
Провести опрос среди учащихся школы по вопросу: какие сказки и каких авторов о
спящей царевне им известны?
Объект исследования — тексты: «Сказка о
мертвой царевне» А. С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского.
Предмет исследования: название сказок, истории
создания произведений, жанр, сюжеты, композиция, художественные средства
выразительности, герои произведений, совпадения и различия в них, рисунки
детей.
Гипотеза:
В
сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях» А. С. Пушкина больше различий, чем сходства.
Методы исследования: анализ художественной,
научной, критической литературы; сравнение произведений.
Введение
Изучая творчество Пушкина и Жуковского, нельзя оставить без
внимания самое главное — сферу художественного взаимодействия между поэтами. В
этой сфере соотношение «учитель—ученик» обретает более сложный психологический
рисунок. С одной стороны, влияние Жуковского на Пушкина очевидно
прослеживается. «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и
разнообразии слогу его [Жуковского]», — писал Пушкин П.А. Вяземскому летом 1825
года. «Можно сказать положительно, что такое сближение действовало
могущественно на Пушкина и окрыляло его талант», — замечает известный биограф
Пушкина П.И. Бартенев. С другой стороны, процесс творческого обогащения был
взаимным, что подтверждают биографы, приводя историко-литературные факты и
сопоставляя их.
«Жуковский <…> когда приходилось ему исправлять
стихи свои, уже перебеленные, чтобы не марать рукописи, наклеивал на
исправленном месте полосу бумаги с новыми стихами. Сам он редко читал вслух
свои произведения и обыкновенно поручал это другим. Раз кто-то из чтецов,
которому прежние стихи нравились лучше новых, сорвал бумажку и прочел
по-старому. В эту самую минуту Пушкин посреди общей тишины с ловкостью
пролезает под стол, достает бумажку и, кладя ее в карман, преважно говорит:
«Что Жуковский бросает, то нам еще пригодится».
Известно, что Жуковский проверял реакцией Пушкина качество
своих стихов: если Пушкин забывал какой-либо стих из ранее прочитанных ему
Жуковским, то тот его исправлял или совсем вычеркивал.
Пушкин определял качество того или иного литературного
критика или читателя его отношением к поэзии Жуковского. В письме Кюхельбекеру
он упрекает друга в недостаточно уважительном отношении к Жуковскому: «Не
понимаю, что у тебя за охота пародировать Жуковского: это простительно Цертелеву,
а не тебе».
Таким образом, каждый из поэтов являлся неоспоримым
авторитетом для другого.?
При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из
определяющих критериев является критерий жизненных ценностей. У Жуковского –
вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на
провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и
борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в
поэтике, в стиле, в образной символике.
Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у
Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать
оригинальные произведения. Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни
велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов
он воспринимался только как переводчик.
Лично
меня очень заинтересовал том факт биографии поэтов, что сказки «Спящая царевна»
и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате
шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки. Мне
стало интересно, насколько похожи эти сказки, много ли общего в них, какие у
них первоисточники и как они перекликаются с ними. Я решил, что темой моей
научно – исследовательской работы будет: «Сравнительный анализ «Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина и «Спящей
царевны» Василия Андреевича Жуковского».
Считаю, что тема моей работы актуальна, так как на уроках
литературы в 5 классе, при изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», ребята моего класса вместе с учителем литературы
проводили сравнительный анализ данного произведения со сказкой В. А. Жуковского
«Спящая царевна». При изучении данной темы мы столкнулись с трудностями, так
как литературных статей по сравнению данных произведений нам удалось найти
очень мало. И тогда мы решили сами провести сравнительный анализ двух сказок
и выявить их сходства и различия.
Материал, полученный в результате нашего исследования,
поможет ученикам лучше понимать произведения и характеры героев.
Я
решил сравнить эти произведения.
1. Сравнительный анализ сказок А. С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А.
Жуковского».
1.1 Название сказок
Свою исследовательскую работу я начал со сравнения названий сказок. У Александра Сергеевича Пушкина произведение называется
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а у Василия Андреевича
Жуковского — «Спящая царевна». Уже в заглавии мы видим два совершенно разных
эпитета: мертвая и спящая. У Александра Сергеевича в названии произведения
озвучено, что сказка не только о мертвой царевне, но еще и о семи богатырях».
Но в обеих сказках одна и те же героиня — царевна.
Вывод:
у Александра Сергеевича название произведения более емкое и содержательное,
чем у Жуковского.
1.2 История создания
Затем
я изучил историю создания произведений. Изучая литературные статьи, выяснил,
что лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они
вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.
Таким
образом, Василий Андреевич написал «Спящую царевну» в период с 26 августа по
12 сентября 1831 г. Впервые сказка была напечатана в журнале «Европеец», 1832
года, № 1, январь, под заглавием «Сказка о спящей царевне». Сказка написана
была в Царском Селе. Источником для нее послужили немецкая сказка под
названием «Шиповник» братьев Гримм, а Жуковский напечатал перевод,
озаглавленный «Царевна-шиповник» и французский вариант сказки «Красавица,
спящая в лесу», французского писателя Шарля Перро. Жуковский объединил оба
варианта сказки в одной — «Спящей царевне».
«Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С.
Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка,
записанная в селе Михайловском. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало»,
похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные
сказки Арины Родионовны.
Вывод: сказки написаны в разное время. Разница
между написанием сказок составляет 2 года. Жуковский писал свою сказку в
Царском Селе, а Пушкин в Михайловском, в их основу были положены сюжеты разных
сказок и взяты они из разных источников.
1.3 Композиция
Затем
я приступил к чтению и исследованию текста.
В
обеих сказках есть зачин.
У Жуковского:
Жил-был
добрый царь Матвей;
Жил
с царицею своей.
Он
в согласье много лет;
А
детей все нет, как нет.
У Пушкина
Царь
с царицею простился,
В
путь-дорогу снарядился,
И
царица у окна
Села
ждать его одна.
Завязка:
У Жуковского:
встреча
царицы с раком-пророком и рождение маленькой принцессы,
У Пушкина:
смерть
царицы, появление во дворце мачехи.
Развитие действия:
У Жуковского:
Пир,
взросление царевны, царевна укололась веретеном и уснула, все придворные
уснули, царский сын забрел во дворец; пробуждение ото сна царевны и всего
дворца.
У Пушкина:
Сватание
царевны, гнев и зависть мачехи. Чернавка уводит царевну в лес, жизнь царевны в
доме 7 богатырей, отравление царевны яблоком, погребение ее в горе, поиски
невесты королевичем Елисеем, спасение царевны, смерть царицы мачехи.
Кульминация:
У Жуковского:
На
колени ставши, к ней
Он
приблизился лицом:
Распалительным
огнем
Жарко
рдеющих ланит
И
дыханьем уст облит,
Он
души не удержал
И
ее поцеловал.
У Пушкина:
Перед
ним, во мгле печальной,
Гроб
качается хрустальный,
И
в хрустальном гробе том
Спит
царевна вечным сном.
И
о гроб невесты милой
Он
ударился всей силой.
Гроб
разбился. Дева вдруг ожила.
Сказочная концовка одинакова — свадьба, пир.
У Жуковского:
Свадьба,
пир, и я там был
И
вино на свадьбе пил;
По
усам вино бежало,
В
рот ни капли не попало
У Пушкина
И
никто с начала мира
Не
видал такого пира;
Я
там был, мед, пиво пил,
Да
усы лишь обмочил.
Вывод: я рассмотрел композицию произведений и
выяснил — композиция сказок похожа.
1.4 Сюжет
Рассмотрим
совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.
Совпадения:
В
обеих сказках царевны прекрасны.
С
обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.
Кто-то
хочет отомстить из-за зависти.
Зло
с царевнами совершают женщины.
Со
временем с царевен снимается проклятие.
Обеих
героинь пробуждают женихи.
Обе
сказки заканчиваются свадьбами.
Различия.
Места
действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец,
терем в лесу, пустая гора.
Судьбу царевны Жуковского предсказала
12-я фея — злая колдунья – она все подстроила так и отомстила за то, что ее не
пригласили на пир.
У
Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти.
У
Пушкина царевна умерла — у Жуковского уснула.
У
Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского — 300 лет
спала.
Королевичу Елисею помогают силы
природы отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.
Царевна
Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
У
Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от веретена.
Пушкинская
царевна пробудилась от того, что её жених ударился о гроб от горя — у
Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.
У
Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья
исчезла.
1.5 Форма произведений
Форма
произведения: обе сказки написаны в стихотворной форме.
Но
сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом
1.6 Герои сказок
Рассмотрим
героев сказок.
В
сказке Пушкина героями являются: царь с царицею, царица — мачеха, зеркальце,
царевна молодая, Королевич Елисей, Чернавка, 7 богатырей,
В
сказке Жуковского: царь Матвей, царица, рак — предсказатель, царевна – дочь, 11
молодых Чародеек, ведьма, царский сын, старик,
Вывод: в сказке Пушкина 13 героев, а
Жуковского — 19. В обеих сказках есть царь, царица, молодые царевны и их
женихи. Перечисленные герои являются положительными в обеих сказках. Остальные
герои разные.
1.7 Средства художественной выразительности
Затем
я изучил средства художественной выразительности в сказках.
А. С. Пушнин «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
Эпитеты:
1.С белой зари
2.Белёшенька земля
3.Сочельник самый
4. Царица
высока,
5. Стройна
6. Бела
7. Горда
8. Ломлива
9. Своенравна
10. Ревнива
11. Добродушна
12. Весела
13. Всех милее
14. Румяней
15. Белее
16 .Царевна молодая
17.
Белолица
18.Черноброва
19.
Нраву кроткого
20.
Торговых городов
21.
Мерзкое стекло
22.
Мать брюхатая
23.
Зависти чёрной
24.
Глушь лесная
25.
С бабой гневной
26.
В такую даль
27.
Красавица девица
28.
Дочка царская
29.
Бедный царь
30.
Невеста молодая
31.
В светлой горнице
32.
Лавки крытые
33.
Люди добрые
34. Семь румяных
35. Старый человек
36. Парень румяный
37. Красная девица
38. Милая сестрица
39. Зеленого вина
40. Светлая светлица
41.Утренней зарёй
42. Руку правую
43. Пятигорского черкеса
44. Молодцы честные
45. Братья родные
46. Царица злая
47. Милых братьев
48. Нищая черница
49. Пёс проклятый
50. Яблочко наливное
51. Молодое
52. Золотое;
53. Сердце пёсье
54. Нежною рукой
55. Соку спелого
56. Алым губкам
57. Белы руки
58. Плод румяный
59.
С молодецкого разбоя
60.
В горести душевной
61.
С молитвою святой
62.
Обряд печальный
63.
Гроб хрустальный
64.
Мертвою сестрою
65.
Твоя краса
66.
Доброй вести
67.
Горько плачет
68.
Круглый год
69.
С тёплою весною
70.
Тёмной ночки
71.
позолоченный дружок
72.
Круглолицый
73.
Светлоокий
74.
Месяц ясный
75.
Девы красной
76.
Сине море
77.
Ветер буйный
78.
Речкой тихоструйной
79.
Высокая гора
80.
Глубокая нора
81.
Во тьме печальной
82.
Гроб хрустальный
83.
Прекрасную невесту
84.
Гора крутая
85.
Страна пустая
86.
Тёмный вход
87.
Тьма печальная
88.
Изумлёнными глазами
89.
Дочка царская
90.
Злая мачеха.
В. А. Жуковский «Спящая царевна»
Эпитеты:
- Добрый
царь - Зеленый
берег - Добрый
рак - Знатный
пир - Чародейки
молодые - Хромоногая
- старая
- Злая
- Разумный
царь - Драгоценные
блюда - Золотые
блюда - Хлебосольный
царь - Званные
гости - Майский
цвет - Душная
горница - Пряжа
тонкая - Огромный
дом - Царский
дом - Глубокий
сон - Мухи
сонные - Дремучий
лес - Темный
лес - Страшный
бор - Царский
сын. - Чудесный
бор - Чудесный
сон - Сон
волшебный - Гробовая
тишина - Приворотный
лай (Приложение
№ 1)
Вывод: в сказке Пушкина эпитетов больше. Все
они различны.
Сравнения у Жуковского:
- Грудь,
как свежий снег, бела - Вспыхнул
вдруг, как от огня; - Начал
жить да поживать, Как дотоле, без забот.
Сравнения у Пушкина:
1.Год прошел как сон пустой,
2.Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее;
3. Всех я краше;
4. Он лесного зверя злей.
Вывод: сравнений у Пушкина больше.
(Приложение № 2)
Олицетворение у Жуковского:
- Рак
сказал царице так
Олицетворение у Пушкина
1
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
2.
И
ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех
румяней и белее».
3.
Что
же зеркальце в ответ?
«Ты
прекрасна, спору нет;
Но
царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
4.
Зеркальце
в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
5.
И
молва трезвонить стала:
6.
День
за днем идет, мелькая,
7
И
ей зеркальце в ответ:
«Ты
прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та,
что всё ж тебя милей».
8.
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».
9
— 13
«Свет
наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
14 — 18
Красно солнце отвечало,
—
Я царевны не
видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
19
— 23
«Месяц,
месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И,
обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль
откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты
царевны молодой?
24
— 29
«Братец
мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только
в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
« Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
30 — 37
«Ветер, ветер!
Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный…
Вывод: олицетворений в сказке Пушкина значительно больше. (Приложение № 3)
Анафора у Жуковского:
1. Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
2.Будешь
чудо красоты;
Будешь
всем на радость ты…
3.Начал
пить, и есть, и спать,
Начал
жить да поживать…
- Гостья
жданная у нас.
Гостья званная вошла
- Кони
корму не едят,
Кони сном глубоким спят.
- Что
средь бора дом стоит,
Что царевна в доме спит,
Что проспать ей триста лет,
Что теперь к ней следу нет.
- Как
царевна в доме спит,
Как ее чудесен сон,
Как три века длится он,
Как во сне царевна ждет.
- Как
опасны в лес пути,
Как пыталася дойти…
- Тот
как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь идет;-
Тот стоит, раскрывши рот,
- Неподвижно
смотрит он, - Неподвижно
спит она.
Анафора у Пушкина:
- И
царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
- Да
как руку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет.
3. И до смерти испугалась
И взмолилась: «Жизнь моя»!
4.За красавицей душой
За невестой молодой.
- Аль
откажешь нам?
Аль товар не по купцам?
- Словно
сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать.
- Так
свежо и так душисто,
Так румяно- золотисто.
- Кто
в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется.
- Ты
гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Вывод: анафору чаще использует Жуковский.
(Приложение № 4)
2 Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ СОШ с. Пушанина
по сказкам Пушкина и Жуковского.
Затем
я провел небольшой эксперимент, в котором приняли участие ребята 6 класса. Всех
учеников я поделил на две группы. Первая группа прочла сказку А. С. Пушкина
««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а вторая «Спящую царевну»
Василия Андреевича Жуковского». После прочтения ребятам было предложено
нарисовать по сюжетам сказок рисунки.
Вывод: рисунки по своему содержанию тоже
различны.
3 Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с. Пушанина.
Затем
я провел анкетирование среди учащихся нашей школы. В анкетировании принимали
участие 126 человек.
На
вопрос: «Какая сказка вам более известна: сказка В. А. Жуковского «Спящая
царевна» или А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?»
41
человек – назвали сказку Жуковского, 114 – сказку Пушкина.
На
вопрос: «На сюжеты каких сказок похожи данные сказки?
«Белоснежка
и семь гномов» братья Гримм – 28.
«Спящая
красавица» Шарль Перро – 8.
(Приложение № 5)
Заключение
Исследовав сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?», я пришел к выводу,
что в данных сказках больше различий, чем общего. Так как я нашел и доказал 20 различий
и 8 сходств.
(Приложение № 6)
Различия.
Данные произведения имеют разное название, разную история
создания, написаны они тоже в разное время и их источники тоже были различны.
Авторы используют разные средства художественной выразительности и в разных
количествах. В сюжете сказок тоже наблюдается много различий. Например, места
действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец,
терем в лесу, пустая гора.
Судьбу царевны
Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья – она все подстроила так и
отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за
зависти.
У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация)
— у Жуковского уснула.
У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у
Жуковского — 300 лет спала.
Королевичу Елисею
помогают силы природы отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.
Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у
Жуковского спит дома.
У Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от
веретена.
Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених
ударился о гроб от горя — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя
царевича.
У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у
Жуковского злая колдунья исчезла.
Рисунки, выполненные ребятами 6 класса по сказкам тоже
различны.
Сходств значительно меньше:
Похожа
композиция произведений.
В
обеих сказках царевны прекрасны.
С
обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.
Кто-то
хочет отомстить из-за зависти.
Зло
с царевнами совершают женщины.
Со
временем с царевен снимается проклятие.
Обеих
героинь пробуждают женихи.
Обе
сказки заканчиваются свадьбами.
Список литературы
1.
Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. – М., 1991
2. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
3. Ефимов Н. История русской литературы в годы революции, «Печать и революция»,
1922; кн. VII, гл. IV; «Литературное наследство», XVI—XVIII, М., 1934
4. Ефремов П., Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях, СПБ, 1903;
5. Жуковский
В. А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, 2005.
6 . Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М.,
1984.
7. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966
8.
Непомнящий В. О сказках Пушкина.//Пушкин А.С.
Сказки. М.,1967
9.
Покровский В. И., А. С. Пушкин. Его жизнь и
сочинения, Сборник историко-литературных статей, М., 1905;
10. Пушкин А. С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. — М.:
Астрель АСТ, 2003 .
11. Сказки братьев Гримм. М. 1997.
12.. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
13.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.:
Педагогика-пресс, 1998.
Интернет-ресурсы:
zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
www.zhukovskiy.net.ru
www.a4format.ru
hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php