Цель
урока: подвести
учащихся к пониманию различия между любовью и ненавистью, добром и злом на
примере сказки А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
Задачи:
Познавательные: учить различать положительных и
отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям,
оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы,
опираясь на текст.
Регулятивные: способствовать развитию
познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать
умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки
выразительного и беглого чтения; развивать творческие способности учащихся;
умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям
литературного произведения.
Коммуникативные: способствовать
формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках;
воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.
Оборудование
урока: учебник,
рабочая тетрадь, цветные карандаши, презентация к уроку, рисунки к сказке, рисунок
«образ Любви».
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях».
— Герои «Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях»: царь, умершая царица, молодая царевна, вторая жена царя (новая
царица), чернавка-служанка, семь братьев-богатырей, волшебные силы природы (солнце,
месяц, ветер), королевич Елисей.
№ 2. Опишите внешность и характер новой царицы.
— Стр. 96: «Правду молвить, молодица / Уж и впрямь была царица: / Высока,
стройна, бела, / И умом и всем взяла; / Но зато горда, ломлива, / Своенравна и
ревнива».
— Царица красива, но у
нее очень тяжелый, неуживчивый характер. Она очень самолюбива.
№ 3. С чем царица бывает особенно
приветлива?
— Особенно приветлива царица бывает с волшебным зеркальцем,
которое ей постоянно льстит: царице очень нравится, когда зеркальце называет ее
самой красивой во всем белом свете: стр. 97: «“Ты, конечно, спору нет; / Ты, царица, всех милее, / Всех
румяней и белее”».
№ 4. Что в сказке говорится о красоте и характере юной
царевны?
— Стр. 97: О юной царевне говорится, что она
гораздо лучше своей мачехи: «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого».
№ 5. Почему красота царицы не радует окружающих?
— Красота царицы не радует окружающих, потому что
царица не любит никого, кроме самой себя: это холодная, черствая, эгоистичная
женщина.
№ 6. Почему меняется отношение царицы к волшебному
зеркалу?
— Отношение царицы к волшебному зеркалу меняется, как
только зеркальце сообщает ей неприятную новость: оказывается, есть человек,
который гораздо красивее злой царицы – это ее приемная дочь, молодая царевна.
№ 7. Как царица отомстила царевне за ее
красоту?
— Царица испытывает к молодой царевне черную зависть,
она желает, чтобы ее больше не было в живых: приказывает служанке отвести падчерицу
в лес, связать и оставить на съедение волкам (стр. 99: «Весть царевну в
глушь лесную / И, связав ее, живую / Под сосной оставить там / На съедение
волкам»).
№ 8. Опишите внутреннее убранство дома семи богатырей.
— Стр. 100: «И царевна очутилась / В светлой
горнице; кругом / Лавки, крытые ковром, / Под святыми стол дубовый, / Печь с
лежанкой изразцовой».
№ 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует?
— Царевна проявляет себя как заботливая и умелая
хозяйка: прибирается, затопляет печь; в то же время она – верующая христианка:
зажигает свечу перед иконой.
— Стр. 100: «Дома царевна обошла, / Всё
порядком убрала, / Засветила Богу свечку, / Затопила жарко печку, / На полати
взобралась / И тихонько улеглась».
№ 10. Как братья-богатыри встречают царевну
у себя в доме?
— Братья – довольно доброжелательные люди: еще не
зная, кто пришел к ним в дом без разрешения, они говорят, что в любом случае
гость будет принят достойно.
— Братья быстро поняли, что перед ними царская дочь, угостили
ее и проводили отдыхать (стр. 101: «Усадили в уголок, / Подносили
пирожок; / Рюмку полну наливали, / На подносе подавали. / От зеленого вина /
Отрекалася она; / Пирожок лишь разломила, / Да кусочек прикусила, / И с дороги отдыхать
/ Отпросилась на кровать»).
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях». № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы. № 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих? №
6.
Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу? № 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях». № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы. № 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих? №
6.
Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу? № 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях». № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы. № 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих? №
6.
Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу? № 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях». № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы. № 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих? №
6.
Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу? № 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях». № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы. № 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих? №
6.
Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу? № 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях». № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы. № 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих? №
6.
Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу? № 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях». № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы. № 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих? №
6.
Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу? № 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»
№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях». № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы. № 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих? №
6.
Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу? № 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————
на тему: Сравнение сказки «О мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина
и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.
(«Перспектива»)
1.
Ф.И.О. учителя:
6.
Тема: Сравнение «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.
7.
Цель: создать условия
для ознакомления с фрагментами биографии творчества А.С.Пушкина и В.А.
Жуковского и их произведениями «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях», «Спящая царевна».
8.
Цель для обучающихся: познакомится с биографией
и творчеством А.С.Пушкина и В.А. Жуковского,
исследовательская работа.
1)Образовательная:
способствовать усвоению содержания произведения, идеи литературного
произведения, авторской позиции.
2)Развивающая:
содействовать развитию навыков правильного, осознанного чтения, выразительно
чтение по ролям; формированию умений анализировать текст и отбирать
выразительные средства, характеризовать образы; обогащению и уточнению словаря,
развитию монологической и диалогической речи, памяти, воображения
3)
Воспитательная:: способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества,
сопереживания, толерантности.
для
учителя –учебник,4 класс (часть 2) , презентация, наглядный и раздаточный
материал (для исследовательской работы, для рефлексии)
11.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
№
Название этапа,
цель
Содержание
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Форма
работы
Результат
1.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности(1-2 мин).
Цель для учителя: организует его мотивирование к учебной деятельности
на уроке, а именно:
Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его
самостоятельное осуществление.
Оргмомент
Приветствие.
Психологи-ческий настрой на учебную деятельность
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть
вас.
Друг на друга
посмотрели,
Улыбнулись! Тихо
сели .
— Ребята, меня зовут Анна Александровна и сегодня я проведу у вас
урок литературного чтения.
Приветствие.
Настраиваются на учебную деятельность
Фронт
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция
2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.
(4-5 мин)
Цель для учителя: способствовать
актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов.
Цель для обучающихся: мотивация к пробному
учебному действию и его самостоятельное осуществление.
Беседа
Словарная работа
Слайд
Слайд
Сказка ложь, да в ней намек—
Добрым молодцам урок
-Как вы понимаете это
высказывание?
-Кто автор?
— Любая сказка-это вымысел, небылица,
но в каждой сказке есть поучение, совет .
-Почему говорят ,что сказка «ложь» ?
Отвечаем по поднятой руке
— А что такое намек?
– А что такое сказка?
—
Какие виды сказок вы знаете?
1)По авторству: народные, авторские
2)По содержанию: волшебные, бытовые, о животных
3)По форме: Сказка-рассказ, Сказка-стихоторение, сказка-пьеса
Давайте повторим средства выразительности: вам
нужно соединить определение с понятием(олицетворение, сравнение, метафора,
эпитет)
-Что события сказки связаны с реальными
событиями.
А.С.Пушкин
-Потому что она вымышленная, придумана.
высказанная
мысль понятная только по догадке.
Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и
приключения, с участием вымышленных персонажей.
Фронт
Формирование УУД:
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от
неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
3.
Постановка проблемы.
Выявление места и причины затруднения(5 мин)
Цель для учителя: создать условия для
формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи
причину затруднения.
Цель для обучающихся: выявить причину и
место затруднения
Работа по портрету
Мини- итог
(обобщающая беседа)
Выставка книг
слайд
-Посмотрите на портрет, кто изображен?
-Что вы знаете о биографии А.С.Пушкина?
-Что говорил о Пушкине Паустовский?
— Давайте, рассмотрим выставку книг, Какие произведения вы уже
читали?
-Сколько сказок написал А.С.Пушкин?
(Вам нужно угадать, что это за сказка и продолжить ее полное
название)
-Ребята, с какой сказкой вы уже познакомились на протяжении последних
уроков?
А вы знали, что у Жуковского есть похожая сказка, которая называется «Спящая
царевна»?
-Я предлагаю вам сегодня на уроке провести
исследовательскую работу. Сравнить эти две сказки.
-Предположите тему урока?
— Как вы думаете, какая цель? Какую работу будем выполнять?
Мы будем:
Сравнивать….. (две сказки)
Выявлять…… (их сходства и различия)
Читать….. (фрагменты сказок)
А.С.Пушкин
Ответы учащихся
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкина
Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.
Фронт, индивид
Формирование УУД:
(Р) волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;
учатся работать по предложенному учителем плану; определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
4.
Построение проекта выхода из затруднения
(15 мин) .
Цель: организовать фиксацию затруднения,
соответствие своих действий.
Цель для обучающихся: обдумать проект
будущих учебных действий
Два портрета
Физкультминутка
Видеоролик
История
создания сказок
Творческие и личные отношения А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского – важнейшая страница в истории русской литературы. В течение
всей жизни А.С. Пушкин питал к В.А. Жуковскому уважение и привязанность.
«Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили
в Царском селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше
напишет сказку, подобную народной».
При написании
своей сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки
«Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая красавица» Шарля
Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал
свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в
ссылке в Михайловском. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на
ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая
рассказы сказителей.
А сейчас, все встаем из-за парт, и повторяем упражнения.
Тихо присаживаемся.
Выполняют упражнение
Фронт
Формирование УУД:
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование
познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать
предположения и обосновывать их.
.
5.
Реализация построенного проекта(??).
Цель: уточнить общий характер нового знания и
фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Повторение критериев работы в группе
Выполнение практической работы
Проверка по эталону
Разделить на 3 группы, дать названия командам
Правила работы в группе:
1)Распределите обязанности:
-командир(руководит, выступает)
-исследователи (поиск материала)
-оформители (записывает материал)
-защитники (выступают)
2) Умей выслушать собеседника, не перебивай,
будь вежливым
3)Выслушай мнение каждого и примите общее
решение
4)Будь внимательным при выполнении задания
5)Работать дружно, помогать друг другу
Я вам раздаю таблицы, вам нужно сравнить сказку Пушкина и Жуковского.
Заполнить пустые пробелы.
Фронт
Формирование УУД:
(Р) оценка, контроль, коррекция
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней ре)(10 мин)
Цель для учителя: создать условия для
уточнения обучающимися общего характера нового знания.
Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Беседа,
Мини-итог
-Какой вывод можно сделать?
Проведя исследование, мы установили:
Несмотря на то, что между сказками о царевнах
есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий,
напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных
образов. Написанные по похожему сюжету, сказки Пушкина и Жуковского
воспринимаются как совершенно разные произведения.
В пушкинской — русский дух, народные образы и
язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница
народной сказки.
Хоть за основу взят похожий
сюжет, но сказки разные. Они имеют свои особенности.
Фронт,
Индивид
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности.
7.
Самостоятельная работа(5 мин)
Цель для учителя: создать условия для
организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в
дальнейшую познавательную деятельность.
Цель для обучающихся: научиться применять
полученные знания при выполнении заданий нового типа.
Сам. работа с проверкой по эталону
Составить из слов на карточках пословицу.
Сказка | намек | да |
молодцам | ложь, | добрым |
в | урок. | ней |
— Прочитайте
пословицу.
Сказка ложь, да в ней
намек—
Добрым молодцам урок
-Читают, проверяют.
Индивид
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других.
8.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.( 3 мин)
Цель для учителя:
Способствовать организации самооценки работы обучающихся.
Цель для обучающихся:
Самооценка обучающимися собственной учебой
Итог
Самооценка
Рефлексия
Оценивание учителем с комментированием
-Домашнее задание
Завершение урок
-Подведем итог.
-Какая тема урока была?
-Что мы делали на уроке? Какое открытие мы сегодня сделали?
-У вас на парте лежит смайлик, нарисуйте:
улыбочку – если у вас все получилось на уроке, вы были активными,
все поняли
грустную рожицу , если были какие-то трудности
Открывайте дневники и ставим оценки.
-я поставлю 5 (имя), потому что,
-я поставлю 4 (имя), потому что…
-Д.З. стр ….
-Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали.
Урок окончен!
До свидания!
Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.
Фронт
Индивид
– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной
деятельности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Название сказки
Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского
Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.
У Пушкина от красавицы царевны
избавляется злая мачеха из-за зависти
Композиция
·
Завязка
Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.
·
Развитие действия
Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.
·
Кульминация
Пробуждение царевны.
·
развязка
Пробуждение, свадьба, пир.
·
Завязка
Зависть мачехи ,Чернавка уводит царевну в лес.
·
Развитие действия
Жизнь
царевны в доме 7 богатырей , отравление царевны яблоком, погребение ее в
горе, поиски невесты королевичем Елисеем.
·
Кульминация
Оживление царевны.
·
Развязка
Возвращение, свадьба, пир.
Главная
героиня?
царевна
царевна
Волшебные
герои и предметы
рак
зеркальце
Из-за чего уснула
царевна?
укололась веретеном
съела отравленное яблоко
Сколько спала
царевна?
триста лет
три дня
Что пробудило
царевну?
поцелуй
удар королевича о гроб
Что
произошло с колдуньей?
исчезла
Умерла
Троекратные повторы
Нет повторов
3 раза царица обращается к
зеркальцу,3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу
и ветру.
Магические
числа
царевна спала 300 лет (3 века)
7
богатырей, 7 торговых
городов- приданое царевне,
3 силы природы — солнце, месяц,
ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.
Название сказки
Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского
Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.
Композиция
·
Завязка
Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.
·
Развитие действия
Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.
·
Кульминация
Пробуждение царевны.
·
развязка
Пробуждение, свадьба, пир.
·
Завязка
·
Развитие действия
·
Кульминация
·
Развязка
Главная
героиня?
царевна
Волшебные
герои и предметы
рак
Из-за чего уснула
царевна?
укололась веретеном
Сколько спала
царевна?
триста лет
Что пробудило
царевну?
поцелуй
Что
произошло с колдуньей?
исчезла
Троекратные повторы
Нет повторов
Магические
числа
царевна
спала 300 лет (3 века)
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по теме «А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -
2 слайд
Описание слайда:
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)
Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
П. Бажов -
3 слайд
Описание слайда:
В Москве прошло детство А. С. Пушкина
Мать поэта Надежда Осиповна
Отец Сергей Львович
Дядя Василий Львович
Брат поэта Лев Сергеевич
Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором -
4 слайд
Описание слайда:
Секреты литературной сказки
Секрет внезапного чуда
Секрет неожиданной точки зрения
Секрет загадочной детали. Подтекст
Поучительный вывод -
5 слайд
Описание слайда:
Словарь
Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали. -
6 слайд
Описание слайда:
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Составьте цитатный план.
Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства? -
7 слайд
Описание слайда:
Цитатный план
«Царь с царицею простился..»
«Царь женился на другой..»
«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
«А царевна все ж милее..»
«Вот Чернавка в лес пошла..»
«Будь нам милая сестрица»
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
«В руки яблочко взяла»
«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
«Свадьбу тотчас учинили» -
8 слайд
Описание слайда:
● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
● Как отомстила царица-мачеха царевне?
● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
Основные образы сказки -
9 слайд
Описание слайда:
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
Внешность царевны и ее внутренние качества.
Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.
► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение. -
10 слайд
Описание слайда:
Словарь
Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела..
Сравнить – значит найти черты сходства и различия. -
11 слайд
Описание слайда:
Царского происхождения, умны, красивы
Царица
Царевна
Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
ЖестокосерднаяДобрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
ДобродетельнаяПрактическая работа
-
12 слайд
Описание слайда:
► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
► Как богатыри относятся к царевне и почему?
Помощники царевны -
13 слайд
Описание слайда:
■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении. -
14 слайд
Описание слайда:
Т. Маврина
Е. Пашков
В. Милашевский
В. Конашевич
► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
В. Назарук -
15 слайд
Описание слайда:
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Прочтите статью учебника (стр. 114- – 116).
Основные положения статьи запишите в тетрадь.
Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная -
16 слайд
Описание слайда:
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html -
17 слайд
Описание слайда:
Использованная литература
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
http://www.bookmate.ru/books/255032
http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
Интернет-ресурсы. Режим доступа:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 892 человека из 81 региона
- Сейчас обучается 347 человек из 68 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Опыт ЭР в преподавании дисциплин
-
Научная работа «Урок-исследование по литературному чтению как средство развития речи и гипотетического мышления младших школьников»
-
Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе
-
Презентация по русскому языку по теме : «Значение суффиксов»
-
Прграмма ВД «Уроки нравственности» (1-4 классы)
-
Научная статья «УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ГИПОТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
-
Презентация внеклассного мероприятия «Пришла волшебница Зима»
-
Методы и приёмы развития орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5449326 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
Литературная сказка от народной отличается
- Наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.
- В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
У литературной сказки есть конкретный автор,а у народной сказки считается что автор народ, но первоисточник всегда есть и он нам не известен. Раньше сказки передавались из уст в уста и каждый менял что то в ней, как говорится подгонял под себя, под своего ребенка, возможно в некоторых сказках мало что до нас дошло в первоначальном варианте…
Хотелось бы еще сказать что есть сказки которые сочинил народ, а автор просто напросто записал на бумагу и изменил конец сказки (так сказать в сказке хепи енд).
88SkyWalker88 [327K]
6 лет назад
Народная сказка — это жанр устного и письменного фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Пример: «Колобок», «Репка».
Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. Сюжет и герои вымышленны или могут быть реальными. Пример: «Сказка о потерянном времени» Шварца.
Koluchiy [12.3K]
6 лет назад
Литературные сказки кроме автора, конкретного человека, котрый мог, правда, подписываться псевдонимом, имеют ещё одну особенность — все они изложены на бумаге. То есть написаны. Народные сказки не создавались на бумаге, а рассказывались из поколения в поколение, пока не дошли до наших дней. И тогда начали сниматься мультфильмы, готовиться радиопередачи и, естественно, издаваться в книгах.
HotMilk [61.8K]
6 лет назад
Народные сказки ,даже можно сказать сказания, так как их сказывали из уст в уста. Это народный фольклер. Народные сказки — это мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и придумывал их сам народ.
Литературные сказки имеют конкретного автора, художественный замысел и расширенное описание сюжетов.
Leather-Radish [64.8K]
6 лет назад
Вообще-то народные сказки на то и народные, что их автор не известен. Их пересказывали (отсюда и слово — сказка)друг другу. Потом уже начали печатать книги народных сказок:
Авторские сказки придумывались конкретным человеком. Например, лучшим поэтом русской литературы А. С. Пушкиным
milonika [16.4K]
6 лет назад
Отличие литературной сказки, от сказки народной в том, что у сказки народной нету определенного автора, не указан как говориться первоисточник. А литературная имеет своего автора. Так же литературные сказки как мне показалось, имеют более понятный современным людям язык.
Nety Nety [51.8K]
8 лет назад
У литературной сказки, в большинстве случаев, есть конкретный автор — с именем и фамилией. Например, Ершов «Конек-горбунок».
У народной сказки имена авторов отсутствуют, так как автор сам народ — сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение!
Любознайка [5.6K]
7 лет назад
В качестве источника народной сказки выступают народные сказания и рассказы, передающиеся из поколения в поколения, как поучительные истории. Литературная сказка — официальное произведение, которое создавалась одним или несколькими авторами.
Стрымбрым [334K]
7 лет назад
Народная сказка потому так и называется, что её автором является сам народ. Как правило, в основе народных сказок лежит какое либо предание, легенда. А у литературных сказок всегда есть автор и пишутся они по литературным правилам.
Народную сказку придумал народ, а литературную какой либо автор например-Ганс Христиан Андерсен-«Снежная королева».
lorik01072 [2.5K]
8 лет назад
У литературной сказки есть автор, а народную сказку придумал народ.
Elli51 [0]
более года назад
В народной сказке нет волшебников и фей. Там действующие лица люди, звери, природа (напр. яблоня) предметы быта (напр. печь), т.е. то что окружало людей, и кому они приписывали необычные свойства.
Знаете ответ?
Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия
Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.
Народные сказки
Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:
- Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
- Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
- Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
- Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
- Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).
Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.
Литературные сказки
Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.
Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.
Общее. Фольклорные традиции
Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:
- Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
- По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
- В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
- Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.
Отличия
Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:
- В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
- В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
- Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
- Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.
Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.
Коротко о главном
Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.
Любимый литературный жанр малышей
Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Нет автора | Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы | Есть автор | |
Не записывалась, передавалась из уст в уста | Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа | текст, зафиксированный в письменной форме | |
Общее представление о герое, о его внешности | Зачин, основная часть, концовка | Детально описываются герои, их поступки | |
Чувства и переживания героя нам неизвестны | Добро побеждает зло | Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства | |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы | Волшебная сила, превращения | Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою | |
Нет времени | Нарушение запрета | Отпечаток времени, когда автор писал сказку | |
Поиск похищенного | В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Назовите сказку | Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. | Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда* очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник* в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долгожданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла. *инда очи — даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку | Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. | Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. |
Назовите сказку | Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. | И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой… За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется;… Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. Вот идет; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг нее страна пустая; Под горою темный вход. Он туда скорей идет. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!…. Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла. Лишь ее похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной