Сходства и различия сказки о мертвой царевне и семи богатырях и спящей царевне жуковского

Цель урока: подвести учащихся к пониманию различия между любовью и ненавистью, добром и злом на примере сказки а.с.пушкина сказка о

Цель
урока:
подвести
учащихся к пониманию различия между любовью и ненавистью, добром и злом на
примере сказки А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Задачи:

Познавательные: учить различать положительных и
отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям,
оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы,
опираясь на текст.

Регулятивные: способствовать развитию
познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать
умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки
выразительного и беглого чтения; развивать творческие способности учащихся;
умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям
литературного произведения.

Коммуникативные: способствовать
формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках;
воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Оборудование
урока:
учебник,
рабочая тетрадь, цветные карандаши, презентация к уроку, рисунки к сказке, рисунок
«образ Любви».

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях»
.

— Герои «Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях»: царь, умершая царица, молодая царевна, вторая жена царя (новая
царица), чернавка-служанка, семь братьев-богатырей, волшебные силы природы (солнце,
месяц, ветер), королевич Елисей.

№ 2. Опишите внешность и характер новой царицы.

Стр. 96: «Правду молвить, молодица / Уж и впрямь была царица: / Высока,
стройна, бела, / И умом и всем взяла; / Но зато горда, ломлива, / Своенравна и
ревнива».

— Царица красива, но у
нее очень тяжелый, неуживчивый характер. Она очень самолюбива.  

№ 3. С чем царица бывает особенно
приветлива?

— Особенно приветлива царица бывает с волшебным зеркальцем,
которое ей постоянно льстит: царице очень нравится, когда зеркальце называет ее
самой красивой во всем белом свете: стр. 97: «
“Ты, конечно, спору нет; / Ты, царица, всех милее, / Всех
румяней и белее”».

№ 4. Что в сказке говорится о красоте и характере юной
царевны?

— Стр. 97: О юной царевне говорится, что она
гораздо лучше своей мачехи: «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого».

№ 5. Почему красота царицы не радует окружающих?

— Красота царицы не радует окружающих, потому что
царица не любит никого, кроме самой себя: это холодная, черствая, эгоистичная
женщина.

№ 6. Почему меняется отношение царицы к волшебному
зеркалу?

— Отношение царицы к волшебному зеркалу меняется, как
только зеркальце сообщает ей неприятную новость: оказывается, есть человек,
который гораздо красивее злой царицы – это ее приемная дочь, молодая царевна.

№ 7. Как царица отомстила царевне за ее
красоту?

— Царица испытывает к молодой царевне черную зависть,
она желает, чтобы ее больше не было в живых: приказывает служанке отвести падчерицу
в лес, связать и оставить на съедение волкам (стр. 99: «Весть царевну в
глушь лесную / И, связав ее, живую / Под сосной оставить там / На съедение
волкам»).

№ 8. Опишите внутреннее убранство дома семи богатырей.

Стр. 100: «И царевна очутилась / В светлой
горнице; кругом / Лавки, крытые ковром, / Под святыми стол дубовый, / Печь с
лежанкой изразцовой».

№ 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует?

— Царевна проявляет себя как заботливая и умелая
хозяйка: прибирается, затопляет печь; в то же время она – верующая христианка:
зажигает свечу перед иконой.

Стр. 100: «Дома царевна обошла, / Всё
порядком убрала, / Засветила Богу свечку, / Затопила жарко печку, / На полати
взобралась / И тихонько улеглась».

№ 10. Как братья-богатыри встречают царевну
у себя в доме?

— Братья – довольно доброжелательные люди: еще не
зная, кто пришел к ним в дом без разрешения, они говорят, что в любом случае
гость будет принят достойно.

— Братья быстро поняли, что перед ними царская дочь, угостили
ее и проводили отдыхать (стр. 101: «Усадили в уголок, / Подносили
пирожок; / Рюмку полну наливали, / На подносе подавали. / От зеленого вина /
Отрекалася она; / Пирожок лишь разломила, / Да кусочек прикусила, / И с дороги отдыхать
/ Отпросилась на кровать»).

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»
. № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы.
№ 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих?

6.

Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу?
№ 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»
. № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы.
№ 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих?

6.

Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу?
№ 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»
. № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы.
№ 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих?

6.

Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу?
№ 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»
. № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы.
№ 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих?

6.

Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу?
№ 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»
. № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы.
№ 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих?

6.

Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу?
№ 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»
. № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы.
№ 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих?

6.

Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу?
№ 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»
. № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы.
№ 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих?

6.

Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу?
№ 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»

№ 1. Назовите героев «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях»
. № 2. Опишите внешность
и характер новой царицы.
№ 3. С чем
царица бывает особенно приветлива? № 4. Что в сказке говорится о красоте
и характере юной царевны? № 5. Почему красота царицы не радует
окружающих?

6.

Почему
меняется отношение царицы к волшебному зеркалу?
№ 7. Как царица
отомстила царевне за ее красоту? № 8. Опишите внутреннее убранство дома
семи богатырей. № 9. Что делает царевна в доме богатырей? Как это ее
характеризует? № 10. Как братья-богатыри встречают царевну у себя в
доме?

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

на тему: Сравнение сказки «О мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина
и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

(«Перспектива»)

1.
Ф.И.О. учителя:

6.
Тема:
Сравнение «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

7.
Цель:
  создать условия
для ознакомления с фрагментами биографии творчества А.С.Пушкина и  В.А.
Жуковского и их произведениями
«Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях», «Спящая царевна».

8.
Цель для обучающихся:
познакомится с биографией
и творчеством
А.С.Пушкина и  В.А. Жуковского,
исследовательская работа.

1)Образовательная:
способствовать усвоению содержания произведения, идеи литературного
произведения, авторской позиции.

2)Развивающая:
содействовать развитию   навыков правильного, осознанного чтения, выразительно
чтение по ролям; формированию умений анализировать текст  и отбирать
выразительные средства, характеризовать образы; обогащению и уточнению словаря,
развитию монологической и диалогической речи, памяти, воображения

3)
Воспитательная:: способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества,
сопереживания, толерантности.

 для
учителя –учебник,4 класс (часть 2) ,  презентация, наглядный и раздаточный
материал (для исследовательской работы, для рефлексии)

11.
Форма работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.

Название этапа,

цель

Содержание
этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности(1-2 мин).

Цель для учителя: организует его мотивирование к учебной деятельности
на уроке, а именно:

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его
самостоятельное осуществление. 

Оргмомент

Приветствие.

Психологи-ческий настрой на учебную деятельность

 Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть
вас.

Друг на друга
посмотрели,

Улыбнулись! Тихо
сели .

— Ребята, меня зовут Анна Александровна  и сегодня я проведу у вас
урок литературного чтения.

Приветствие.

Настраиваются на учебную деятельность

Фронт

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.

(4-5 мин)

Цель для учителя: способствовать
актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному
учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Беседа

Словарная работа

Слайд

Слайд

Сказка ложьда в ней намек

Добрым молодцам урок

-Как вы понимаете это
высказывание?

-Кто автор?

Любая сказка-это вымысел, небылица,
но в каждой сказке есть поучение, совет .

-Почему говорят ,что сказка «ложь» ?

Отвечаем по поднятой руке

— А что такое намек?

– А что такое сказка?


Какие виды сказок вы знаете?

1)По авторству: народные, авторские

2)По содержанию: волшебные, бытовые, о животных

3)По форме: Сказка-рассказ, Сказка-стихоторение, сказка-пьеса

Давайте повторим средства выразительности: вам
нужно  соединить определение с понятием(олицетворение, сравнение, метафора,
эпитет)

-Что события сказки связаны с реальными
событиями.

А.С.Пушкин

-Потому что она вымышленная, придумана.
высказанная
мысль понятная  только по догадке
.

Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и
приключения, с участием вымышленных персонажей.

Фронт

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от
неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.

3.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для
формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи
причину затруднения.

Цель для обучающихся: выявить причину и
место затруднения

Работа по портрету

Мини- итог

(обобщающая беседа)

Выставка книг

слайд

-Посмотрите на портрет, кто изображен?

-Что вы знаете о биографии А.С.Пушкина?

-Что говорил о Пушкине Паустовский?

— Давайте, рассмотрим выставку книг, Какие произведения вы уже
читали?

-Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

(Вам нужно угадать, что это за сказка и продолжить ее полное
название)

-Ребята, с какой сказкой вы уже познакомились на протяжении последних
уроков?

А вы знали, что у Жуковского есть похожая сказка, которая называется «Спящая
царевна»?

-Я предлагаю вам сегодня на уроке провести
исследовательскую работу.  Сравнить эти две сказки.

-Предположите тему урока?

— Как вы думаете, какая цель? Какую работу будем выполнять?

Мы будем:

Сравнивать…..    (две сказки)

Выявлять……     (их сходства и различия)

Читать…..   (фрагменты сказок)

А.С.Пушкин

Ответы учащихся

«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкина

Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.

Фронт, индивид

Формирование УУД:

(Р) волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Построение проекта выхода из затруднения

(15 мин) .

Цель: организовать фиксацию затруднения,
соответствие своих действий.

Цель для обучающихся: обдумать проект
будущих учебных действий

Два портрета

Физкультминутка

Видеоролик

История
создания сказок

Творческие и личные отношения А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского – важнейшая страница в истории русской литературы. В течение
всей жизни А.С. Пушкин питал к В.А. Жуковскому уважение и привязанность.

«Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили
в Царском селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше
напишет сказку, подобную народной».

При написании
своей сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки
«Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая красавица» Шарля
Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин написал
свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в
ссылке в Михайловском.  Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на
ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая
рассказы сказителей.

А сейчас, все встаем из-за парт, и повторяем  упражнения.

Тихо присаживаемся.

Выполняют упражнение

Фронт

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование
познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать
предположения и обосновывать их.

.

5.

Реализация построенного проекта(??).
Цель:
уточнить общий характер нового знания и
фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Повторение  критериев работы в группе

Выполнение практической работы

Проверка по эталону

Разделить на 3 группы, дать названия командам

Правила работы в группе:

1)Распределите обязанности:

-командир(руководит, выступает)

-исследователи (поиск материала)

-оформители (записывает материал)

-защитники (выступают)

2) Умей выслушать собеседника, не перебивай,
будь вежливым

3)Выслушай мнение каждого и примите общее
решение

4)Будь внимательным при выполнении задания

5)Работать дружно, помогать друг другу

Я вам раздаю таблицы, вам нужно сравнить сказку Пушкина и Жуковского.

Заполнить пустые пробелы.

Фронт

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней ре)(10 мин)

Цель для учителя: создать условия для
уточнения обучающимися общего характера нового знания.

Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Беседа,

Мини-итог

-Какой вывод можно сделать?

Проведя исследование, мы установили:

Несмотря на то, что между сказками о царевнах
есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий,
напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных
образов. Написанные по похожему сюжету, сказки Пушкина и Жуковского 
воспринимаются как совершенно разные произведения.

В пушкинской — русский дух, народные образы и
язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница
народной сказки.

 Хоть за основу взят похожий
сюжет, но сказки разные. Они имеют свои особенности.

Фронт,
Индивид

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности.

7.

Самостоятельная работа(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для
организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в
дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: научиться применять
полученные знания при выполнении заданий нового типа.

 Сам. работа с проверкой по эталону

Составить из слов на карточках пословицу.

Сказка

намек

да

молодцам

ложь,

добрым

в

урок.

ней

— Прочитайте
 пословицу.

Сказка ложьда в ней

намек

Добрым молодцам урок

-Читают, проверяют.

Индивид

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.( 3 мин)

Цель для учителя:

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся:

Самооценка обучающимися собственной учебой

Итог

Самооценка

Рефлексия

Оценивание учителем с комментированием

-Домашнее задание

Завершение урок

-Подведем итог.

-Какая тема урока была?

-Что мы делали на уроке? Какое открытие мы сегодня сделали?

-У вас на парте лежит смайлик,  нарисуйте:

улыбочку  – если у вас все получилось на уроке, вы были активными,
все поняли

грустную рожицу , если были какие-то трудности

Открывайте дневники и ставим оценки.

-я  поставлю 5 (имя), потому что,
-я поставлю 4 (имя), потому что…

-Д.З.  стр ….

-Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали.

Урок окончен!

До свидания!

Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.

Фронт

Индивид

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной
деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Название сказки

Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.

У Пушкина от красавицы царевны
избавляется злая мачеха из-за зависти

Композиция

·        
Завязка

Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.

·        
Развитие действия

Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.

·        
Кульминация

Пробуждение царевны.

·        
развязка

Пробуждение, свадьба, пир.

· 
Завязка

Зависть мачехи ,Чернавка уводит царевну в лес.

· 
Развитие действия

Жизнь
царевны в доме 7 богатырей , отравление царевны яблоком, погребение ее в
горе, поиски невесты королевичем Елисеем.

· 
Кульминация

Оживление царевны.

· 
Развязка

Возвращение, свадьба, пир.

Главная
героиня?

царевна

царевна

Волшебные
герои и предметы

рак

зеркальце

Из-за чего уснула
царевна?

укололась веретеном

съела отравленное яблоко

Сколько спала
царевна?

триста лет

три дня

Что пробудило
царевну?

поцелуй

удар королевича о гроб

                                                                                                                                               Что
произошло с колдуньей?

исчезла

Умерла

Троекратные повторы

Нет повторов

3 раза царица обращается к
зеркальцу,3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу
и ветру.

Магические
числа

царевна спала 300 лет (3 века)

7
богатырей,                                                   7 торговых
городов- приданое царевне,

3 силы природы — солнце, месяц,
ветер,        3 дня лежала мертвая царевна.

Название сказки

Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.

Композиция

·        
Завязка

Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.

·        
Развитие действия

Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.

·        
Кульминация

Пробуждение царевны.

·        
развязка

Пробуждение, свадьба, пир.

· 
Завязка

· 
Развитие действия

· 
Кульминация

· 
Развязка

Главная
героиня?

царевна

Волшебные
герои и предметы

рак

Из-за чего уснула
царевна?

укололась веретеном

Сколько спала
царевна?

триста лет

Что пробудило
царевну?

поцелуй

                                                                                                                                               Что
произошло с колдуньей?

исчезла

Троекратные повторы

Нет повторов

Магические
числа

царевна
спала 300 лет (3 века)

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация по теме «А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»»

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Описание слайда:

    А. С. Пушкин
    « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • 2 слайд

    Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесны

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин
    (1799 – 1837)
    Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
    П. Бажов

  • 3 слайд

    В Москве прошло детство А. С. ПушкинаМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей Л

    Описание слайда:

    В Москве прошло детство А. С. Пушкина
    Мать поэта Надежда Осиповна
    Отец Сергей Львович
    Дядя Василий Львович
    Брат поэта Лев Сергеевич
    Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

  • 4 слайд

    Секреты литературной сказкиСекрет внезапного чуда Секрет неожиданной точки зр

    Описание слайда:

    Секреты литературной сказки
    Секрет внезапного чуда
    Секрет неожиданной точки зрения
    Секрет загадочной детали. Подтекст
    Поучительный вывод

  • 5 слайд

    СловарьПодтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о ч

    Описание слайда:

    Словарь
    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • 6 слайд

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный

    Описание слайда:

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
    Составьте цитатный план.
    Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
    Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

  • 7 слайд

    Цитатный план«Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царе

    Описание слайда:

    Цитатный план
    «Царь с царицею простился..»
    «Царь женился на другой..»
    «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
    «А царевна все ж милее..»
    «Вот Чернавка в лес пошла..»
    «Будь нам милая сестрица»
    «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
    «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
    «В руки яблочко взяла»
    «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
    «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
    «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
    «Свадьбу тотчас учинили»

  • 8 слайд

    ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. ● Как автор хара

    Описание слайда:

    ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
    ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
    ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
    ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
    Основные образы сказки

  • 9 слайд

    Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом Внешность царевны и ее внутре

    Описание слайда:

    Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
    Внешность царевны и ее внутренние качества.
    Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
    Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
    Отношение автора к героине.
    ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

  • 10 слайд

    СловарьСравнение – образное определение предмета, понятия или явления при пом

    Описание слайда:

    Словарь
    Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
    Между тем росла, росла,
    Поднялась и расцвела..
    Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

  • 11 слайд

    Царского происхождения, умны, красивыЦарицаЦаревнаЗлая Завистливая Гордая Сво

    Описание слайда:

    Царского происхождения, умны, красивы
    Царица
    Царевна
    Злая
    Завистливая
    Гордая
    Своенравная
    Ленивая
    Грубая
    Надменная
    Жестокосердная

    Добрая
    Бескорыстная
    Скромная
    Кроткая
    Трудолюбивая
    Вежливая
    Простая
    Добродетельная

    Практическая работа

  • 12 слайд

    ► Какие черты характера открываются нам в богатырях? ► Как богатыри относятся

    Описание слайда:

    ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
    ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
    Помощники царевны

  • 13 слайд

    ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются

    Описание слайда:

    ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
    ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

  • 14 слайд

    Т. МавринаЕ. ПашковВ. МилашевскийВ. Конашевич► Какие иллюстрации художников т

    Описание слайда:

    Т. Маврина
    Е. Пашков
    В. Милашевский
    В. Конашевич
    ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
    В. Назарук

  • 15 слайд

    Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речьПрочтите статью учебника (стр. 1

    Описание слайда:

    Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
    Прочтите статью учебника (стр. 114- – 116).
    Основные положения статьи запишите в тетрадь.
    Определите способы рифмовки:
    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Парная
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей..
    Перекрестная

  • 16 слайд

    Проверьте знание сказок А. С. Пушкинаhttp://files.school-collection.edu.ru/dl

    Описание слайда:

    Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

  • 17 слайд

    Использованная литература◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/805

    Описание слайда:

    Использованная литература
    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
    ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

    http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
    http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
    http://www.bookmate.ru/books/255032
    http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

    ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
    ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
    ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
    Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сходства и различия сказки о мертвой царевне и семи богатырях и спящей царевне жуковского

  • Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов

Сходства и различия сказки о мертвой царевне и семи богатырях и спящей царевне жуковского

  • Сейчас обучается 892 человека из 81 региона

Сходства и различия сказки о мертвой царевне и семи богатырях и спящей царевне жуковского

  • Сейчас обучается 347 человек из 68 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Опыт ЭР в преподавании дисциплин

  • Научная работа «Урок-исследование по литературному чтению как средство развития речи и гипотетического мышления младших школьников»

  • Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

  • Презентация по русскому языку по теме : «Значение суффиксов»

  • Прграмма ВД «Уроки нравственности» (1-4 классы)

  • Научная статья «УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ГИПОТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

  • Презентация внеклассного мероприятия «Пришла волшебница Зима»

  • Методы и приёмы развития орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449326 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

Литературная сказка от народной отличается

  • Наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.
  • В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

У литературной сказки есть конкретный автор,а у народной сказки считается что автор народ, но первоисточник всегда есть и он нам не известен. Раньше сказки передавались из уст в уста и каждый менял что то в ней, как говорится подгонял под себя, под своего ребенка, возможно в некоторых сказках мало что до нас дошло в первоначальном варианте…

Хотелось бы еще сказать что есть сказки которые сочинил народ, а автор просто напросто записал на бумагу и изменил конец сказки (так сказать в сказке хепи енд).

88Sky­Walke­r88 [327K]

6 лет назад

Народная сказка — это жанр устного и письменного фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Пример: «Колобок», «Репка».

Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. Сюжет и герои вымышленны или могут быть реальными. Пример: «Сказка о потерянном времени» Шварца.

Koluc­hiy [12.3K]

6 лет назад

Литературные сказки кроме автора, конкретного человека, котрый мог, правда, подписываться псевдонимом, имеют ещё одну особенность — все они изложены на бумаге. То есть написаны. Народные сказки не создавались на бумаге, а рассказывались из поколения в поколение, пока не дошли до наших дней. И тогда начали сниматься мультфильмы, готовиться радиопередачи и, естественно, издаваться в книгах.

HotMi­lk [61.8K]

6 лет назад

Народные сказки ,даже можно сказать сказания, так как их сказывали из уст в уста. Это народный фольклер. Народные сказки — это мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и придумывал их сам народ.

Литературные сказки имеют конкретного автора, художественный замысел и расширенное описание сюжетов.

Leath­er-Radis­h [64.8K]

6 лет назад

Вообще-то народные сказки на то и народные, что их автор не известен. Их пересказывали (отсюда и слово — сказка)друг другу. Потом уже начали печатать книги народных сказок:

Авторские сказки придумывались конкретным человеком. Например, лучшим поэтом русской литературы А. С. Пушкиным

milon­ika [16.4K]

6 лет назад

Отличие литературной сказки, от сказки народной в том, что у сказки народной нету определенного автора, не указан как говориться первоисточник. А литературная имеет своего автора. Так же литературные сказки как мне показалось, имеют более понятный современным людям язык.

Nety Nety [51.8K]

8 лет назад

У литературной сказки, в большинстве случаев, есть конкретный автор — с именем и фамилией. Например, Ершов «Конек-горбунок».

У народной сказки имена авторов отсутствуют, так как автор сам народ — сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение!

Любоз­найка [5.6K]

7 лет назад

В качестве источника народной сказки выступают народные сказания и рассказы, передающиеся из поколения в поколения, как поучительные истории. Литературная сказка — официальное произведение, которое создавалась одним или несколькими авторами.

Стрым­брым [334K]

7 лет назад

Народная сказка потому так и называется, что её автором является сам народ. Как правило, в основе народных сказок лежит какое либо предание, легенда. А у литературных сказок всегда есть автор и пишутся они по литературным правилам.

Народную сказку придумал народ, а литературную какой либо автор например-Ганс Христиан Андерсен-«Снежная королева».

lorik­01072 [2.5K]

8 лет назад

У литературной сказки есть автор, а народную сказку придумал народ.

Elli5­1 [0]

более года назад

В народной сказке нет волшебников и фей. Там действующие лица люди, звери, природа (напр. яблоня) предметы быта (напр. печь), т.е. то что окружало людей, и кому они приписывали необычные свойства.

Знаете ответ?

Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

чем отличается народная сказка от литературной

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

различия литературной и народной сказки

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

сходства литературной и народной сказки

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

черты народной и литературной сказки

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

сравнение народной и литературной сказки

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Нет автора

Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы

Есть автор

Не записывалась, передавалась из уст в уста

Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа

текст, зафиксированный в письменной форме

Общее представление о герое, о его внешности

Зачин, основная часть, концовка

Детально описываются герои, их поступки

Чувства и переживания героя нам неизвестны

Добро побеждает зло

Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства

Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы

Волшебная сила, превращения

Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою

Нет времени

Нарушение запрета

Отпечаток времени, когда автор писал сказку

Поиск похищенного

В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное

Карточка № 1

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________

Мне понравилось______________________

Мне не понравилось__________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Назовите сказку

Назовите сказку

Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег.

Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала:

— Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль.

И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой.

К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда* очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник* в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долгожданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла.

*инда очи — даже очи…

*сочельник — канун церковного праздника Рождества

Карточка № 2

Назовите сказку

Назовите сказку

Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой.

Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая:

— Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?

И зеркальце неизменно отвечало:

— Ты, моя королева, прекрасней всех на свете.

Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она.

*Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству.

*Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Назовите сказку

Назовите сказку

Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку.

Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился.

— Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков.

Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились.

Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали.

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется;…

Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг нее страна пустая;

Под горою темный вход.

Он туда скорей идет.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба…

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!….

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь ее похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Сходство

и различие литературной сказки и сказки народной

  • Сходить с ума как пишется слитно или раздельно
  • Сходства и различия литературной и народной сказки таблица 5 класс
  • Сходства и различия гринева и швабрина в рассказе капитанская дочка
  • Сходства и различия басен и сказок
  • Сходства и различия авторской и народной сказки 5 класс