Сходства и различия басен и сказок

Планируемые результаты освоения учебного предмета литературное чтение на родном языке 4 классличностные результатыу обучающегося будут сформированы:понимание, что отношение к родине

Сходства и различия басен и сказок

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке» 4 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • гордость и уважение в отношении к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • навыки самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • умения собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • умений составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • возможности принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мне хотелось бы уточнить…», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример…» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
  • находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;
  • осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
  • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
  • находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
  • составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
  • участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Тематическое планирование учебного предмета

Содержание программного материала

Кол-во часов

1.

Здравствуй, осень! Здравствуй школа!

2

2.

Дела давно минувших дней, преданья старины глубоких…

5

3.

Где нам посчастливилось родиться…

1

4.

Рождество подарит праздник и добром согреет душу

1

5.

Невидимый мир внутри тебя

2

6.

Любовь к Родине начинается с семьи

2

7.

«Идёт война народная, священная война!»

3

8.

Это русское раздолье, это родина моя

1

Итого:

17

Календарно — тематическое планирование

п/п

Тема урока

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки

прохождения

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!

2

1.

Осени приметы.

01.09. – 10.09.

2

Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.

13.09. – 24.09.

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКИХ…

5

3.

Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!»

27.09. – 08.10.

4.

Страна городов. Отец и дочь.

11.10. – 22.10.

5.

Подвиги во имя любви.

01.11. – 12.11.

6.

Племянник Ломоносов. Учитель, ученик, родная кровь.

15.11. – 26.11.

7.

Первые на Руси книги для детей. Проектная работа.

29.11. – 10.12.

ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ…

1

8.

«Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля!

13.12. – 24.12.

РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ

1

9.

Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу!

10.01. – 21.01.

НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ

2

10.

Хлеб в пути – не в тягость.

24.01. – 04.02.

11

В начале было слово.

07.02. – 18.02.

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

2

12.

Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя!..

21.02. – 04.03.

13.

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник.

07.03. – 18.03.

«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!»

3

14.

Героическая азбука.

28.03. – 08.04.

15.

«…А был он лишь солдат…»

11.04. – 22.04.

16.

Дети-герои.

25.04. – 06.05.

ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ

1

17.

Русских полей нежное очарованье… Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось…

10.05. – 20.05.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).

Цель медиаобразования —  формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.

Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.

Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».

Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».

Цели медиаобразовательного проекта:

  1. формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
  2. обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
  3. развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
  4. развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
  5. формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
  6. формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
  7. использование средств коммуникации для творческого самовыражения

Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:

  • знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования 
  • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
  • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
  • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
  • стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки

Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала

На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).

Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)

2. Этап «приёма» новой информации

Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования

Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)

Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).

Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.

Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.

Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»

Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.

Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.

Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.

Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро): 

  • выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
  • обсуждение действий героев
  • формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице

Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.

При выделении мотива выполняются следующие операции:

  • определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
  • на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива

Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

3. Этап «переработки» новой информации

Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)

М1 = у царя и царицы нет детей →

М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →

М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→

М4 = дары чародеек →

М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →

М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →

М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →

М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →

М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →

М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→

М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →

М12 = пробуждение царского двора →

М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.

Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»

Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»

«Известное»:

жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
чудесное рождение дочери;
праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………

«Противоречит известному»:

предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………

«Новое»: 

Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно…

Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….

Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»

Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.

В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.

4. Этап «передачи» информации

Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице

Пути решения:

  • сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
  • ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
  • разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
  • продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
  • особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
  • иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
  • контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
  • творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
  • вёртка сборника сказок

Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
 

Автор: Любовь Леонтьева

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.: ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово –учебник», 2017

№ п/п

Тема  урока

Количество часов

1.

Книга – твой друг.

1

2.

Античный миф. «Рождение Зевса». Миф «Олимп». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

3.

Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра.

1

4.

Сказка «Царевна-лягушка».

1

5.

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

1

6.

Сказки народов России. «Падчерица».

1

7.

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

1

8..

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».  «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

9..

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

1

10.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

1

11.

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

12.

Русская басня в XX веке.

1

13.

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

1

14.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

15.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

16.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

17.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

1

18.

Поэзия XIX века о родной природе.

1

19.

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

20.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

1

21.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

22.

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

1

23.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

24.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1

25-26.

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений.

2

27.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

1

28.

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.  Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения. «Крестьянские дети». Основная тема стихотворения. Стихотворение «Тройка».

1

29.

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

1

30.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

31.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

32-33.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений

2

34.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.  Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа

1

35.

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.

1

36-37.

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.  

Анализ сочинения.

2

38.

Контрольная работв по теме литература XIX века.

1

39.

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

1

40.

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

1

41.

И.А.Бунин. «Подснежник».

1

42.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

43.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

44.

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1

45.

Р/р. Сочинение «Чудо — природы»

1

46.

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1

47.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

48.

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.  А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

49.

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

1

50.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

51.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. 

1

52.

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

53.

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

1

54.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

1

55.

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

56.

Родная природа в произведениях писателей XX века.  В.И.Белов. «Весенняя ночь».

1

57.

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

1

58.

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

59.

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника. Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1

60.

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1

61.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

62.

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1

63.

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

1

64.

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1

65.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

66.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

67.

Техника чтения.

1

68.

Литературная игра.

1

69.

Рекомендации для летнего чтения.

1

70.

Заключительный урок.

1

Народные жанры сказка и былина: сходства и различия

К числу популярных жанров фольклора относятся сказки и былины. Несмотря на то что они очень похожи, эти жанры имеют каждый свою специфику и были написаны с различными целями. Рассмотрим, в чем сходство и различие сказки и былины.

Краткое знакомство с жанром сказка

К числу популярных жанров русского фольклора следует отнести сказки. Сначала появились сказки о животных, потом — волшебные и социально-бытовые. В чем специфические особенности жанра?

Чаще всего сказки передавались «из уст в уста», вот почему конкретных авторов не имеют. Каждый рассказчик мог что-то подзабыть или, наоборот, добавить, поэтому тексты имели множество вариантов.

Описание былины как жанра

Еще один интересный народный жанр — былина, эпическая песня, главными героями были богатыри, князья и прочие защитники простого народа. Противники их нередко наделялись могучей силой. Так, Змей Горыныч — трехголовое чудовище, изрыгающее огонь из своих ненасытных пастей, брал в плен целые деревни русичей.

Выделим коротко ключевые черты жанра:

В целом жанр этот был любим русским народом, ведь в текстах добро всегда одолевало зло.

Общие черты

Рассмотрим сходства и различия сказки и былины. Прежде всего выделим общие черты, присущие обоим жанрам:

Таковы основные сходства сказки и былины. Различия будут описаны ниже. Также отметим, что оба жанра использовали образы фантастических персонажей, которые чаще всего воплощали собой зло (Змей Горыныч в былинах, Баба-яга и Кощей — в сказках).

Различия

Рассматривая, какие сходства и различия сказки и былины выделяют, отметим, что они были созданы с различными целями:

Далее, говоря о сходствах и отличиях былины и сказки, следует отметить, что в них действовали различные персонажи. На первый взгляд и те, и другие — объекты вымысла. Однако в сказках герои изначально воспринимались как придуманные. В былинах они нередко имели реальную историческую основу и воплощали в себе идеальные качества народных защитников.

Следующее сходство и различие сказки и былины — в сюжете текста. В былине воспевались подвиги, какие-то исторические события, важные для всего народа, чего не было в сказочных текстах. Последние нередко посвящались конкретному персонажу и его судьбе.

Пример сравнения

Чтобы еще лучше понять, в чем сходство и различия сказки и былины, сравним два текста — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Марья Моревна». Оба произведения очень интересны и имеют увлекательный сюжет, знакомство с которым будет полезно и детям, и взрослым.

В глаза бросается первый признак, отличающий тексты: сказка изложена прозой, былина — особым стихом.

Особенности изложения

Рассматривая сходство и различия былины и сказки как жанров русского фольклора, следует отметить, что обе они использовали устойчивые обороты, переходящие из текста в текст:

Их применение не только создавало особую поэтику, но и помогало запомнить довольно объемные произведения.

Также часто применялись постоянные эпитеты: «добрый молодец», «силушка богатырская», «дорожка прямоезжая».

Сходства и различия сказок и былин говорят о том, что это различные фольклорные жанры, но имеющие много общих черт.

Источник

Сходство и различие сказки и былины — основные отличия

Былина — это русская народная песня о примечательных случаях национальной истории, эпическая песня. Сказка — это интересный рассказ о невероятных приключениях или событиях.

Какие отличия?

Сходство и различие между сказкой и былиной бывают в конкретных ключевых моментах. Как правило, сказка основывается на вымыслах, а былина в свою очередь передает реалии определенного времени. Другими словами былина отличается от сказки тем, что в ней рассказывается о стародавних временах и практически вся информация является достоверной.

В сказке персонажи не имеют прямой связи с реальными героями, они обладают абстрактным значением и весь сюжет сказок — это вымысел, в котором идет рассказ о мистических приключениях главного героя, о загадочном мире и других представлениях.

Былина конкретизирует героев, которые сыграли важную роль в исторических событиях или получили большую славу из-за особых достоинств.

Былина часто описывает подвиги героев, богатырей, князей и т.д. В сказке идет повествование фантастического, волшебного или бытового характера. Также стоит отметить, что сказка чаще всего бывает в прозаическом произведении, а былина в песенно-стиховой форме.

Многие сказки создавались как поучительные и развлекательные истории. Они часто рассказывались в кругу близких друзей или в кругу домочадцев. Былины возвеличивали героев-богатырей. Их рассказывали при крупном стечении народа, на площадях или в центре города.

Какие сходства?

Сказка и былина — это форма русского устного народного творчества. Эти два жанра существуют с давних времен, они очень популярные и знаменитые по сей день.

Изначально существовали только в устной форме. Их пели, рассказывали и сказывали. Былина и сказка отображали битву между добром и злом, великодушие героев и их нравственные ценности.

Источник

Сказка и былина. Сходства и отличия в устном народном творчестве

В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых — народ. В чем же разница? Давайте разбираться!

Сказка и былина. Сходства и различия

Согласно классификации исследователей устного народного творчества, они охватывают и заключают в себе различные области культуры, разнятся в эстетике потребностей и восприятия. Разберем сходства и различия более подробно.

Определение В. Г. Белинского

Классик российской литературной критики очень тонко определил в своих высказываниях, что такое сказка и былина, сходства и различия данных форм в литературе. В поэме (былине) автор как бы высказывает уважение к предмету описания. Он всегда ставит его на некий высокий пьедестал и желает пробудить у слушателей такое же благоговение. В сказке же поэт преследует цель занять внимание читателя или слушателя, позабавить, развлечь. Так, в первом случае мы имеем важность повествования, отсутствие иронии и шуточек, иногда — пафос. Во втором — рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок.

В чем разница?

Где происходят события?

В классической былине действия практически всегда происходят на Руси. В сказке события могут осуществляться в некотором царстве, тридесятом государстве (но это необязательно).

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. Безусловно, правда и справедливость, их восстановление — основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.

Былина и сказка: сходство и различие. Таблица

Чтобы лучше понять обсуждаемую тему, можно привести небольшую таблицу.

Форма русского устного народного творчества

Фантастическое повествование бытового или волшебного характера

Описание героических подвигов богатырей

Оба жанра существуют с давних времен

Их сказывали, рассказывали, пели

Обобщенная передача событий глубокой старины

Изначально существовали только в устной форме

Отображали борьбу со злом и нравственные ценности

Она отображает основные сходства и различия литературных форм народного творчества.

Источник

Сказка и былина. Сходства и отличия в устном народном творчестве

В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых — народ. В чем же разница? Давайте разбираться!сказка и былина сходства и различия

Сказка и былина. Сходства и различия

Согласно классификации исследователей устного народного творчества, они охватывают и заключают в себе различные области культуры, разнятся в эстетике потребностей и восприятия. Разберем сходства и различия более подробно.

Определение В. Г. Белинского

Классик российской литературной критики очень тонко определил в своих высказываниях, что такое сказка и былина, сходства и различия данных форм в литературе. В поэме (былине) автор как бы высказывает уважение к предмету описания. Он всегда ставит его на некий высокий пьедестал и желает пробудить у слушателей такое же благоговение. В сказке же поэт преследует цель занять внимание читателя или слушателя, позабавить, развлечь. Так, в первом случае мы имеем важность повествования, отсутствие иронии и шуточек, иногда — пафос. Во втором — рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок.сходство и различие между сказкой и былиной

В чем разница?

Сходство и различие между сказкой и былиной могут быть определены в нескольких ключевых узлах. Сказка в большинстве своем основана на вымыслах. В эпосе совсем иное отображение. Уже само название «былина» выдает отношение автора к описываемому, как к реалиям. То есть это то, что происходило, но в стародавние незапамятные времена (характерно еще одно народное название подобных произведений — старина, то есть то, что было в старину глубокую).

Где происходят события?

В классической былине действия практически всегда происходят на Руси. В сказке события могут осуществляться в некотором царстве, тридесятом государстве (но это необязательно).

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. Безусловно, правда и справедливость, их восстановление — основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.былина и сказка сходство и различие таблица

Былина и сказка: сходство и различие. Таблица

Чтобы лучше понять обсуждаемую тему, можно привести небольшую таблицу.

Сходства

Различия

Сказка

Былина

Форма русского устного народного творчества

Фантастическое повествование бытового или волшебного характера

Описание героических подвигов богатырей

Оба жанра существуют с давних времен

Прозаическое произведение

Песенно-стиховая форма

Их сказывали, рассказывали, пели

Вымысел

Обобщенная передача событий глубокой старины

Изначально существовали только в устной форме

Отображали борьбу со злом и нравственные ценности

Она отображает основные сходства и различия литературных форм народного творчества.

Чем похожи и чем различаются сказки разных народов?

Сходство и различие сказок народов мира?

ЯнаМа­рина [72.8K]

7 лет назад

Сказки — это жанр народного творчества. Все сказки мира делятся на бытовые,сказки о животных и волшебные. Во всех сказках путь — это начало сюжетной линии.Везде герой проходит препятствия, чтобы добраться до цели. Везде наградой для мужчины становится женщина. В бытовых сказках бедняки обманывают богачей и достигают счастья и долгих лет жизни. В волшебных сказках присутствуют элементы волшебства. В сказках о животных раскрываются древние тотемные верования людей. Все сказки складывались в дописьменную эпоху, их пересказывали сказители, путешественники, которые где-то их слышали, передали из уст в уста и фантазировали. Поэтому в сказках есть всевозможные переплетения, взятые из разных культур, религий. Отличаются сказки местным колоритом и укладом жизни. существуют целые книги сравнительных анализов сказок мира. Аникин, собиравший сказки в 20 веке, писал о них литературоведческие статьи, есть подобные статьи у Афанасьева, собирателя сказок в 19 веке, что-то о сказках есть у Даля. Но всех перещеголял хитрец Пушкин. Он брал французские, немецкие сказки, налаживал их на русскую основу, и пользуясь тем, что на русском языке литературы почти не было сочинял и публиковал свои сказки. В свете интернет технологий я бы это назвала хорошим копирайтом.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А [692K]

7 лет назад

Различия:

  1. Нет ни единой сказки в мире, которая бы не описывала (хотя бы косвенно) традиции и обычаи народа-автора или родины автора (если сказка — авторская). Поскольку традиции различны, то различны и сказки. Это явление можно назвать национальным колоритом.
  2. Очень большую разницу мы найдём и в языке (стиле) повествования. Например, европейские сказки просто несопоставимы с арабскими или африканскими.

Общие черты:

1.Каждая сказка, в каком уголке земного шара она ни была бы написана, имеет мораль («намёк-урок»).

2.Сказка всегда волшебна. Исключение составляют лишь некоторые бытовые сказки. Но и во многих бытовых — то горшки в печи начинают разговаривать, то яблоки с яблони целенаправленно в лоб падать, то топоры в сенях плясать.

дольф­аника [368K]

5 лет назад

Сказки разных народов различаются по манере повествования, именами героев, традициями народов. Читая сказки севера мы узнаем о быте народов севера, об их желаниях и нуждах. Мы понимаем, что жизнь на севере трудна и полна забот. Читая сказки русские мы переживаем за сказочных героев, которым на пути встречаются непреодолимые препятствия и которых без волшебства, символизирующих веру в победу, силу духе, любовь к ближнему не преодолеть.

Но есть одно общее, что роднит все сказки. Это светлое доброе окончание. Зло наказано, у героев исполняются их мечты, а читатель радуется за героев.

Хорти­ца [5.8K]

7 лет назад

Одинаковые страхи перед силами природы и её загадками, что пугали людей ещё со времён олимпийских богов, естественно и есть то общее, что объединяет все сказки мира. А вот условия жизни, названия всякой нечисти, религия и обычаи разных народов — это разнит все сказки мира.

Pesoc­hnik [2.7K]

7 лет назад

Различаются они героями, или именами героев, если сюжет похожий, а сходятся они в одном- добро всегда побеждает зло.

Nelly­1987 [621]

7 лет назад

У всех почти одни и те же сказки только у нас Маша, а у них она Мария

Знаете ответ?

«Лебедь, рак и щука» Ответы на вопросы 2 класс литературное чтение

2 класс Сравнение басни и сказки о животных. Таблица-где найти?

1 О каком событии рассказывается?

2 Найди в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясни их смысл.

Мораль басни Лебедь, щука и рак

3 Сравни басню и сказку о животных. Данные занеси в таблицу

4 В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответь словами басни.

5 Обсудите с другом , выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс Крылов «Лебедь, рак и щука» стр. 38 — 39

lady v [632K]

3 года назад

Как сравнить басню Крылова «Лебедь, рак и щука» и сказку о животных.

Сравнение можно выполнить в виде таблицы, но можно и просто выписать Сходства и Различия отдельными абзацами.

Сходства:

  1. Герои басни и сказки — животные. Человек в этих произведениях не участвует.
  2. Герои разговаривают и ведут себя как люди. Это аллегорическое представление людей.
  3. Герои производят действия, вполне обычные и реальные, которые они могли бы производить в настоящей жизни, но только если бы они были людьми.
  4. В басне и сказке есть некий урок, они чему-то учат своих читателей.

Различия:

  1. В басне нет зачина и концовки. Не указано место действия, все абстрактно.
  2. В басне отдельно выделена мораль, а в сказке мораль приходится додумывать самому читателю
  3. Басня является литературным жанром, ее написал автор, сказки написал народ
  4. Басня часто написана стихами, а сказка почти всегда прозой.

система выбрала этот ответ лучшим

Corel­paint­er [158K]

3 года назад

Все нужные вам ответы на пять вопросов по басне «Лебедь, рак и щука» опубликованы по этой ссылке. Там вы можете прочитать подробные ответы на каждый из пяти заданных вопросов по басне.

А что касается конкретно таблицы, о которой спрашивается в этом вопросе, то её вы можете видеть ниже, а так же по указанной выше ссылке вместе с другими ответами.

В данной таблице записано сравнение басни и сказки о животных и, как мы видим, что при сравнении героев, событий и выводов существуют некоторые различия между басней и сказкой о животных.

Ander­t [84K]

более года назад

Давайте попробуем составить сравнение сказки и басни о животных, а так же ответить на данные вопросы. Это домашнее задание по литературному чтению, 2 класс.

Начнем с того, что в басне «Лебедь, рак и щука» рассказывается о событии, когда лебедь, рак и щука тянули обоз на себя, из-за чего он не сдвинулся с мест.

Я бы привел следующие слова, являющиеся моралью и нравоучением

Мораль этой басни такова, что нужно действовать сообща, иначе ничего не получится — если каждый будет тянуть «Обоз» в свою сторону.

Чтобы не вышло все так, как у Лебедя, рака и щуки нужно действовать сообща.

Заполненную таблицу посмотреть Вы можете ниже

Элени­я [440K]

более года назад

1) Событие, которое описывает басня — это совместные действия лебедя, рака и щуки, направленные, чтобы сдвинуть воз, которые, однако, ни к чему не привели

2) Какие слова являются смыслом и моралью? Думаю, это следующий эпизод из басни

Суть сказанного в том, что необходимо действовать сообща, договариваться о роли каждого, полагаться друг на друга, а не тянуть в свою сторону

3) Приводим данные из таблицы при сравнении басни и сказки, смотрим таблицу здесь на этом сайте, данные ниже

4) Удачи невозможно достигнуть, когда каждый действует так, как надо только ему, не обращая внимания, что творят другие. Надо учиться уступать, быть вежливыми, договариваться, идти на компромисс. У людей тоже разные характеры, но всегда надо приходить общими усилиями к чему-то одному, что устраивает всех и каждого

5) Нет, совместные условия никакие не соблюдались. Каждый думал только о себе, а об общем результате никто не думал.

Go Green [522K]

более года назад

Если говорить о сходстве и различии сказок о животных и басен о животных, то здесь можно выделить несколько пунктов:

  1. Сказки о животных могут быть фольклерными, народными, а также могут сочиняться писателями. Басни же — это чисто писательское творчество.
  2. В сказках животные могут помогать друг другу, они помогают друг другу, проходят испытания. В баснях животные выступают как олицетворение тех или иных черт характера людей, действуют как люди.
  3. Сказки обычно намного длиннее басен, басни кратки.
  4. В сказке читателю нужно на основе прочитанного или услышанного сделать самостоятельные выводы. В басне автор сразу высказывает мораль.
  5. В сказке всегда добро побеждает зло, в том числе и в сказках о животных, в басне это не так.

Можно посмотреть краткую сравнительную таблицу сказок и басен о животных ниже:

Марин­а Волог­да [226K]

более года назад

Заполняем тетрадь по теме «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

1) В басне говорится о том, что лебедь, рак и щука решили сделать общее дело, но не договорились, что и кто делает. Итог — воз остался на своем месте, у животных ничего не получилось.

2) Мораль в басне следующая:

Объяснить ее модно так: только если между товарищами есть договоренность кто и чем занимается, в этом случае выйдет толк, работа сдвинется с места. Без взаимовыручки дела не сдвинется.

3) Теперь заполняем таблицу:

Вписываем из слайда:

4) Приведем пример все тот же, вместе с моралью:

5) В басне не выполнены условия совместной работы. Чтобы не получилось, как в басне, следует договариваться с друзьями, каждый должен выполнять свою работу, но которая бы не мешала и не противоречила другим.

maksi­menko [292K]

более года назад

В баснях и сказках наличествуют как общие черты, т.е сходство, так и различия имеются.

Это хорошо показано вот в этой таблице, приведенной ниже.

В басне обязательно присутствует мораль. Так в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» мораль заключается в том, что к любому делу нужно подходить сообща. А если нет согласия, то и браться за дело нечего.

А в сказке так и говорится, сказка есть, да в ней намек. А догадаться какой, читатель должен сам.

Басню в отличие от сказки пишет автор. А вот сказки могут быть народными.

Басня идет цельным произведением. Так как в сказке есть зачин и концовка.

Общее между этим двумя жанрами заключается в том, что главными персонажами являются животные.

Таблицу сравнения басни и сказки можно посмотреть здесь.

88Sky­Walke­r88 [345K]

2 года назад

Между басней и сказкой можно провести следующие различия:

во-первых, в басне в самом конце всегда присутствует мораль, а в сказке читатель должен сам додуматься.

во-вторых, сказки могут быть авторские, могут быть и народные. А вот басня всегда авторская.

в-третьих, в сказке присутствует зачин, концовка. В басне, как правило, этого нет.

Какие же есть сходства между басней и сказкой:

во-первых, главные персонажи — это животные.

во-вторых, в сказках и баснях используется такой прием как аллегория: животные ведут себя как люди.

в-третьих, и сказка, и басня учит чему-либо, есть определенный урок.

в-четвертый, и басня, и сказка могут быть написаны как в прозе, так и в стихах.

-Irink­a- [213K]

2 года назад

Басни и сказки о животных схожи тем, что и там и там главными героями являются животные. При этом они ведут себя разумно, как люди, рассуждают и разговаривают, совершают какие-либо поступки. Стоит так же отметить тот факт, что басня, как и сказка несёт в себе поучительный урок — учит чему-то.

Басня призвана показать пороки и недостатки людей.

В басне героями так же могут быть деревья, предметы природы.

Автором басен является определенный человек, в то время, как у сказка зачастую автором является народ.

Басня написана в стихотворной форме.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Текст сказки почти всегда это проза.

Ответы на вопросы можно найти в этом вопросе.

-Lava- [23.3K]

более года назад

Басня «Лебедь, раки и щука» со сказкой для животных имеет как сходства, так и различия.

Прежде всего, басню и сказку о животных объединяет то, что героями являются животные, которые умеют говорить, ведут себя, как люди. Общим является и то, что в басне, как и в сказке присутствует мораль, она учит чему-то.

Отличиями является то, что басня всегда имеет автора, в отличие от сказки. Сказка может быть народной.

Более подробная информация, сравнения басни и сказки о животных приведена ниже в таблице.

Проанализировав таблицу становится понятно, что басня имеет ряд отличий от сказки, но вместе с тем и много общего.

Знаете ответ?

  • Сходства и различия авторской и народной сказки 5 класс
  • Сходить сума как пишется
  • Сходим в кино как пишется
  • Схватка героев отцы и дети сочинение
  • Схватывать на лету как пишется