Вместе с эльфийками Добряночками, стеклодувом и магическим котом он воплощает заветные желания посетителей и помогает им хоть на мгновение попасть в новогоднюю сказку. Журналисты сайта 24 канала посетили штаб-квартиру волшебника и пообщались с ним об особенностях работы, различиях между желаниями детей и взрослых, а также узнали, чем же Доброчар не угодил пропагандистам из России.
Интересно знать Где встретить эльфа в Киеве и покататься со снеговиком: путеводитель по новогодней локации
Кто такой Доброчар
Вымышленный персонаж. Имя нового украинского волшебника появилось благодаря сочетанию двух украинских слов «добрый» и «волшебник». Согласно легенде, зимой Доброчар в резиденции приветствует посетителей с новогодними праздниками и осуществляет их желания, а летом – охраняет флору и фауну парка.
Новогодний городок и помощники волшебника
Среди 3D-фигур фестиваля иллюминации – снеговики, олени, пингвины, игрушки и новогодние сказочные герои / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Еще на улице посетители «Добропарка» погружаются в новогодне-рождественскую атмосферу, ведь вокруг резиденции волшебника расположено 50 световых 3D-фигур разного размера. Снеговики, олени, пингвины, игрушки и новогодние сказочные герои – часть фестиваля иллюминации. Рядом с 3D-фигурами любят фотографироваться дети и взрослые.
На территории парка установлено около трех тысяч разноцветных фонариков, которые символизируют тюльпаны. И это неудивительно. «Добропарк» славится фестивалями весенних цветов. Среди уличных аттракционов – тюбинговая горка.
Читайте Уголок чуда и детства: на ВДНХ показали, чем будут удивлять киевлян на Новый год
На Софийской площади сияет главная елка страны, а у нас (в «Добропарке» – 24 канал) – главная елка Киевщины,
– гордится Виктория Рыжкова, директор парка.
Фасад резиденции волшебника украшают тысячи гирлянд. Их длина – 400 километров / Фото Валентины Полищук, 24 канал
На улице играют новогодние и рождественские хиты разных лет. На фудкортах люди покупают горячие напитки и еду. Направляемся к главному зданию. Фасад резиденции Доброчара волшебника украшают тысячи гирлянд. Их общая длина – 400 километров.
Сказочные эльфы Добряночки – помощницы украинского волшебника / Фото с фейсбук-страницы «Добропарка»
Первыми посетителей резиденции встречают помощники волшебника – сказочные эльфы Добряночки. Они здороваются с нами и приглашают на экскурсию по дому, а также на мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек.
В мастерской знакомимся с еще одной помощницей Доброчара – стеклодувом Алиной Лесовой. В форме спектакля она показывает, как можно сделать елочные украшения из стекла.
Мне нужно зажечь наш волшебный огонь. Для этого необходима ваша помощь. Так протягивайте ваши ладошки и трите их, чтобы тепло ваших мечтаний и надежд дошло сюда, огонь горел ярче, а шарик обязательно вышел хорошим,
– призывает стеклодув.
Помощница волшебника выдувает заготовку для будущих игрушек из расплавленного стекла и отмечает, что теперь наши мечты непременно сбудутся. В новогодней мастерской посетители могут приобрести елочные украшения на память.
Стеклодув Алина Лесная показывает, как из расплавленного стекла выдуть заготовку для будущих елочных игрушек / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Викторина и место исполнения желаний
Вместе с нами в Доброчар пришли школьники и лицеисты Бородянки / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Вместе с лицеистами и школьниками Бородянки (поселок городского типа в Киевской области – 24 канал) поднимаемся на второй этаж здания. Именно там функционирует выставка елок, приемная Доброчара и его библиотека. Дети охотно фотографируются возле праздничных локаций.
Доброчар готов вас принять,
– говорит Добряночка и приглашает нашу группу в его кабинет.
Внешне Доброчар похож на алхимика. Как он потом объясняет: «Исполнять желания – это ведь не очень легко. Поэтому надо и похимичить немного».
Доброчар радушно приветствует всех гостей / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Волшебник здоровается с детьми и просит их перечислить новогодних волшебников, которые дарят подарки и исполняют желания. «Дед Мороз! Святой Николай! Санта-Клаус», – отвечают школьники и лицеисты Бородянки.
А как называется новогодний волшебник в такой стране, как Беларусь? Это – не «бацька», не Чык-Чырык,
– усложняет вопрос Доброчар.
«Зюзя!» – громко выкрикивает правильный ответ один из парней.
После своеобразной викторины волшебник предлагает детям загадать желания своих родных и друзей и попробовать их осуществить в следующем году, поскольку каждый из нас – волшебник. Затем он охотно фотографируется с детьми – в группах и в одиночку.
Доброчар охотно фотографируется с детьми – в группах и в одиночку / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Доброкот, библиотека и волшебный шар
В комментарии сайту 24 канала Доброчар рассказал, что когда на территории резиденции находится меньше посетителей, то ребенок выбирает лист и карандаш в его приемной и записывает свое желание. Взрослым же волшебник советует загадывать желания не для себя, а для любимого человека или друга.
Каждый маленький ребенок желает какую-то игрушку, а взрослые – здоровья и счастья своим родным. Это – такие простые вещи, но они очень важные и особенные… Мы все эти желания собираем в нашу волшебную шкатулку и впоследствии понемногу будем их высаживать в нашем «Добропарке»,
– рассказывает помощник Святого Николая.
По словам волшебника, Доброкот спит возле его трона и с интересом следит за посетителями резиденции / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Исполнять желание помогает Доброкот. Волшебный шар и хвостатый соединены. По словам волшебника, кот спит возле его трона и с интересом следит за посетителями резиденции.
Надо приложить ладонь к шару и представить свое желание. Шар заряжается желанием, а обычно наш Доброкот спит возле моего трона и смотрите, как эти желания исполняются,
– говорит он.
Надо приложить ладонь к волшебному шару и представить свое желание, чтобы он зарядился, говорит Доброчар / Фото Валентины Полищук, 24 канал
В соседней комнате расположена библиотека Доброчара. Здесь даже елка «читает» книжки. Волшебник говорит, что любит читать разные истории, в частности, сказки о природе и героях.
Мы привыкли проводить время в телефоне, но очень много интересных историй есть в книжках. Поэтому, друзья, не будем забывать читать!
– подчеркивает Доброчар.
Даже елка в библиотеке украинского волшебника «читает» книги / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Доброчар – «России 24»: «Не в Америке, а возле Киева»
Резиденция Доброчара – нового украинского волшебника – заработала под Киевом с 4 декабря. Впоследствии на пропагандистском канале «Россия 24» вышел выпуск о якобы запрете в Украине Деда Мороза и попытке заменить его на новых новогодних персонажей с Запада, в частности на Доброчара.
Действительно, что образ, что имя непонятно что. В Киеве этого нового уже волшебника назначили, и девочку-добряночку в помощь нашли. Кто он такой? Волшебник, астроном или алхимик? Сам откуда-то с Запада,
– заявила Екатерина Григорова, журналистка канала «Россия 24».
Экс-нардеп от Партии регионов Алексей Журавко прокомментировал появление нового украинского волшебника так: «Традиция есть – в Западной Украине. О ней мало кто знает и вообще (традиция – 24 канал) происходит из Европы – Германии там, Франции, Венгрии».
Доброчар: «Мы здесь не американские какие-нибудь, а мы свои, отечественные» / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Сам же Доброчар заявил, что приглашает всех желающих посетить резиденцию и убедиться, что он – украинский персонаж.
Живу я здесь – в Киевской области, не где-то там на Западе, в Америке. Я здесь живу, возле Киева. То есть, во-первых, приглашаю всех приехать, убедиться, что мы здесь не американские какие-нибудь, а мы свои, отечественные. Мы дарим радость, ощущение сказки, потому что каждый человек желает на Новый год попасть в сказку,
– сказал он.
Как работает резиденция Доброчара
Организаторы просят посетителей резиденции Доброчара не создавать толпы и учитывать карантинные ограничения / Фото Валентины Полищук, 24 канал
В Киеве зажгли главную елку страны – смотрите видео:
Конспект урока литературного чтения,
проведенного 15.10.2012 во 2 «В» классе учителем Елесиной Е.В.
-
Программа «Школа 2100»
-
Тема урока: Знакомство с Муми-семейством (Т.Янссон. «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть).
-
Цели урока:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
-
Литература:
Учебник «Литературное чтение» 2 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, изд.БАЛАСС, Москва, 2010 г.
Тетрадь по литературному чтению 2 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, изд.БАЛАСС, Москва, 2010 г.
-
Ход урока:
подготовка учащихся к работе.
— Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. Садитесь.
Дети проверяют свою готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
— На прошлом уроке мы познакомились с голландской народной песенкой «Морская прогулка» и поговорили о том, что каждый человек представляет себе по-своему страну Вообразилию. Я просила вас к сегодняшнему уроку нарисовать свою страну Вообразилию. На доске висят рисунки. Давайте их рассмотрим. Кто бы хотел прокомментировать свой рисунок?
-Молодцы. Все постарались.
— Дети по желанию комментируют свой рисунок.
3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.
— Сегодня мы познакомимся с необычными сказочными героями, живущими в сказке финской писательницы Туве Янссон. Сказка называется «Шляпа волшебника».
– Знакомы ли вы с этой книгой? Как познакомились?
– Не все ребята слышали об этой писательнице и её книге. Чтобы нам всем было интереснее читать, я немного расскажу о Туве Янссон и её героях. Думаю, что они вам очень понравятся и всем захочется прочитать эту книгу.
Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Когда твоя мама – художник, а папа – скульптор, жить довольно весело. Когда в доме почти всю ночь играет музыка, комнаты заполнены людьми… Когда дом бабушки стоит на огромной поляне в лесу… Тогда жизнь становится похожей на сказку, тогда можно найти огромный серебряный камень у железной дороги, можно иметь свой собственный айсберг, а ещё можно вырасти и придумать Муми-троллей…
Сначала Туве только иллюстрировала (как и её мама) чужие книжки… А потом выходит её первая книжка «Комета прилетает» (иллюстрации, конечно же, авторские). С этого момента водоворот Муми-событий захватывает весь мир… и это неудивительно.
– Давайте познакомимся. На доске изображения героев сказки.
Муми-мама
Лучшая мама в мире! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю эту ораву…
Муми-папа
В молодости много путешествовал, сам построил Муми-дом. Также он самый известный писатель в Муми-доле и окрестностях.
Муми-тролль
Ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр, но иногда трусит… Легко заводит новые знакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме…
Снифф
Немного жадный, любит поныть… Неравнодушен ко всему яркому и сладкому. Нашёл замечательный грот (правда, не совсем сам).
Снусмумрик
Птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на губной гармошке. Не любит запрещающих табличек, дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в Муми-доле, а осенью уходит в далёкие края.
Фрекен Снорк
Подруга Муми-тролля, обладательница шелковистой чёлки и золотого ножного браслета. Любит украшения и крутиться перед зеркалом. Была спасена Муми-троллем от хищного куста.
Кроме Муми-семьи и их ближайших друзей сказки Янссон населяют, казалось бы, неприметные крошки-малявки, всякие Кнюты, Саломеи, лесные духи, загадочные зверьки… Её книги и героев настолько любят маленькие и взрослые читатели разных стран, что они даже создали в Интернете сайт, посвящённый Туве Янссон и её Муми-троллям.
– Теперь и вы знакомы в Муми-семейством. Что больше всего удивило?
– Кто из Муми-семейства показался самым интересным, забавным?
– О чём хочется спросить?
— Дети отвечают. Кто-то видел мультфильм.
— Необычные имена у героев и сами герои выглядят непривычно.
— Снусмумрик.
— Где же все эти герои жили и что за волшебная шляпа в сказке?
4. Этап первичного восприятия.
Работа над вступлением.
1. Работа с текстом до чтения.
– Как называется книга, отрывки из которой нам предстоит прочитать?
– Вы уже готовы предположить, о какой шляпе волшебника может идти речь в книге Туве Янссон?
-Сядьте ровно, послушайте вступление к сказке.
2. Вступление читает учитель.
— О чем вы узнали из вступления?
— Теперь вы прочитаете текст и мы попробуем ответить на некоторые вопросы.
3.Выявление первичного восприятия.
– Что узнали о Муми-троллях?
– Какими их себе представили?
3. Работа с текстом после чтения.
– Где происходят события? (В Муми-доле.)
– Прочитайте строчки о наступлении зимы.
– С кем сравнивается снег?
– Какие слова, на ваш взгляд, точнее всего рисуют картину наступления зимы?
Выборочное чтение.
– Что такое саван? (Это слово употребляется в переносном значении: широкое снежное пространство.)
– Из кого состоит семья Муми-тролля?
– Что мы узнаем об обычаях Муми-семейства?
– Прочитайте последнее предложение (с. 88).
– Почему перестали тикать часы?
-«Шляпа Волшебника».
— Наверно, в сказке будет волшебник и у него волшебная шляпа, которая может показывать какие-то чудеса.
— Мы узнали, как муми-тролли на зиму ложатся в спячку и почему они это делают.
— Дети читают вступление.
— «Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину».
-С человеком-художником.
— Первый снег, снег засыпал всю долину.
— Они погружаются в спячку, к ней серьёзно готовятся, просыпаются весной; набивают желудок хвоей, у них есть обеды; вежливы; чистят зубы. То есть они и похожи на людей, и непохожи.
-«Одни за другими перестали тикать часы – пришла зима.
— Для Муми-троллей как бы остановилось время.
5. Физкультминутка
Учитель ставит спокойную музыку и дети выполняют под нее движения.
Работа над 1-й частью первой главы.
1. Работа с текстом до чтения.
– Сколько глав из сказки помещено в учебнике? Почему? (Это отрывки из сказки. Глава – это раздел книги, отмечаемый нумерацией или заголовком.)
– На что поделена глава?
– Сколько частей в 1-й главе?
– Прочитайте, о чём будет говориться в 1-й главе.
2. 1-ю часть читает учитель.
— Приготовьтесь слушать первую часть.
— Одна.
— На части.
— 4.
— «Глава первая, в которой рассказывается о том, как Мумии-тролль, Снусмумрик и Снифф нашли шляпу Волшебника, как неизвестно откуда появились пять маленьких тучек».
6. Этап выявления специфики восприятия
— О ком из героев произведения говорится в 1-ой части?
— Во вступлении к сказке говорилось, что семья муми-троллей легла в спячку на зимнее время. Можно ли узнать из начала 1-ой части сколько дней и ночей проспал Муми-тролль?
— Что заставило проснуться Муми-тролля и вскочить с постели? Найдите это в тексте и прочитайте.
— Давайте прочитаем дальше и узнаем, как Снусмумрик ушел из дома незаметно.
— Как Муми-тролль обнаружил своего друга? Прочитайте этот отрывок.
— Какое настроение было у Снусмумрика? Почему?
— Прочитаем отрывок, в котором говорится о семье героев.
Какие они Муми-мама и муми-папа?
— Прочитаем далее и узнаем, чем заканчивается 1-ая часть сказки.
— О Муми-тролле и его друге Снусмумрике.
— Он проспал сто ночей и сто дней подряд.
— Он обнаружил, что его друга Снусмумрика не было в постели и не было его волшебной шляпы.
— Настроение у него было веселое, потому что закончилась зима, началось теплое время года, и можно было играть и веселиться на реке, протекающей около дома.
— Мама и папа принимали у себя дома всех друзей Муми-тролля.
-Эта часть заканчивается тем, что герои сказки решают придумать что-нибудь совсем необыкновенное.
7. Итог урока
– Кто главные герои 1-й части?
– Что мы о них узнали?
– Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше? Какие слова из текста подсказывают нам?
— Муми-тролль и Снусмумрик.
— Эти герои не похожи ни на кого. Они веселые, энергичные.
— «Надо придумать что-нибудь сосем необычное»
8.Этап объяснения домашнего задания.
Подготовить рассказ о семье Муми-тролля.
Нарисовать свою иллюстрацию к началу повести.
Как хорошо продуман дизайн каждой кружки. Не зря Arabia тратит на создание одной кружки много времени.
Создание кружек с персонажами — долгий процесс, который занимает почти два года. Он основан на отзывах потребителей, а также на современной привлекательности, такой как будущие тенденции в цветах.
Туве Слотте, дизайнер продукции Moomin by Arabia, всегда основывает свои иллюстрации на оригинальных рисунках и рассказах Туве Янссон.
«Я беру оригинальные рисунки из их предыстории и разрабатываю законченную форму.»
«Обычно я рисую фон с оригинальными рисунками Туве Янссон.»
Она раскрашивает фон ручками манга с мягким кончиком, похожим на кисть. Раскраска забавная, потому что большинство оригинальных рисунков черно-белые — она может свободно играть с цветами. В Аравии цветные эскизы являются важной частью процесса проектирования.
«Цвет должен подходить к коллекции, а также подчеркивать темперамент каждого персонажа», – поясняет директор бизнес-подразделения Нора Хаатайнен.
Когда цветные эскизы готовы, оригинал переносится на пергамин как в цветном, так и в черно-белом исполнении. После этого он сканируется в компьютер для цифровой настройки и, в конечном итоге, на керамическую поверхность.
Я заметила, что дизайнер Туве Слотте очень любит изображать персонажей сзади
Например, Волшебник упоминается только в одной из книг Туве Янссон, но многие коллекционеры хотели иметь кружку с этим персонажем, поэтому Arabia ее выпустила.
#84 Hobgoblin
/ Хобгоблин
2018 —
Иллюстраций с Волшебником в повести Finn Family Moomintroll / Trollkarlens hatt / Шляпа Волшебника (1948) всего две и они обе размещены на этой кружке. Одну иллюстрацию дизайнер изменила, изобразив Волшебника со спины.
«– Эту историю мне в детстве рассказывала одна гафса. Есть на краю света гора, такая высокая, что дух захватывает. Чёрная, как сажа, и гладкая, как шёлк. Уступы её отвесно срываются в бездонную пропасть, а вокруг вершины плавают облака. На самом верху стоит дом Волшебника, вот такой… – И Снусмумрик нарисовал на песке дом.
– У него что, нет окон? – спросил Снифф.
– Нет, – ответил Снусмумрик. — И дверей тоже нет, потому что Волшебник всегда прилетает туда по воздуху верхом на чёрной пантере. По ночам Волшебник не спит, а разъезжает по свету и собирает рубины в подол своего плаща.
– Да ты что! – Снифф навострил уши. – Рубины! Как он их находит?
– Волшебник умеет превращаться в кого угодно, – отвечал Снусмумрик. – А превратившись, спускается глубоко под землю или под воду — до самого дна, где лежат тайные сокровища.»
«Король Всех Рубинов горел на чёрной ночной земле подобно красному глазу, и сверху, с Луны, его заметил Волшебник. Он уже потерял надежду найти свой камень и, усталый и грустный, присел на краю кратера перевести дух. Неподалёку спала его чёрная Пантера. Волшебник сразу понял, что за красная точка зажглась на Земле. Это был самый большой рубин в мире, Король Всех Рубинов, Волшебник разыскивал его уже не одно столетие! Он вскочил на ноги и, не в силах оторвать горящих глаз от алой искры, надел перчатки и накинул на плечи плащ. Собранные в него самоцветы он небрежно стряхнул, его волновал сейчас только один камень – и всего через полчаса этот камень будет у него в руках. Пантера с хозяином на спине взмыла в воздух. Быстрее света мчались они сквозь Вселенную. Перед ними с шипением проносились метеоры, на плаще Волшебника, как снег, серебрилась звёздная пыль. Красный огонь сиял всё ярче и ярче. Волшебник направил пантеру прямо к Муми-долине, и, завершив последний изящный прыжок, чёрная кошка приземлилась на горе.»
Обновление коллекции с Тофслу и Вифслу по замыслу компании должно было произойти одновременно с запуском коллекции с Волшебником, потому что все они из одной повести «Шляпа Волшебника». В классической коллекции выходят кружка, пиала и тарелка.
Уже для многих наверное не секрет, что в России принято переименовывать оригинальные названия фильмов, книг и зачем-то персонажей…
#83 Thingumy and Bob
/ Тофслу и Вифслу
2018 —
В феврале 2018 года Arabia выпустила кружку с этими персонажами в новом стиле по сравнению со старой кружкой, которая вырускалась с 2005 по 2017 гг. Традиционно на классические кружки помещали известных персонажей Муми-долины на однотонном фоне, но эта кружка имеет более живой фон, напоминающий фоны на сезонных кружках.
Иллюстрация с неразлучными Тофслу и Вифслу с рубином взята из романа Туве Янссон «Шляпа Волшебника» (1948). Изображение персонажей сзади на другой стороне кружки — это личная интерпретация дизайнера Туве Слотте.
«На крыльце, на солнышке, калачиком свернулись Тофсла и Вифсла.
– Добрсла утрсла, – сказал Тофсла.
– Доброе, – ответил Муми-тролль, потому что уже научился понимать их язык (хотя изъяснялся на нём пока ещё с трудом).
– Ты плакслал? – спросил Вифсла.
– Не обращай внимания, – сказал Муми-тролль. – Снусмумрик ушёл.
– Жальсла, – посочувствовал Тофсла. – Не хочешь чмокнуть Тофслу в нослу? Может, тебя это чутьсла развеселитсла?
Муми-тролль нежно поцеловал Тофслу в мордочку, но веселее ему не стало. Тогда Тофсла и Вифсла склонили головы и зашептались. Наконец Вифсла торжественно объявил:
– Мы решили показатьсла тебе Содержимсла.
– Содержимое чемодана? – переспросил Муми-тролль.
Тофсла и Вифсла радостно закивали.
– Идём-идёмсла, поманили они и шмыгнули прямо в живую изгородь.
Муми-тролль пополз за ними. Там внутри, в непролазнейших зарослях, он увидел секретное место Тофслы и Вифслы. Земля была красиво выстелена пухом, на веточках висели ракушки и маленькие белые камушки. Свет сюда почти не проникал. Никто бы и не подумал, проходя мимо, что в глубине живой изгороди есть тайник. На циновке стоял чемодан.
– Это циновка Снорочки, – сказал Муми-тролль. – Она её вчера искала.
– Агасла, – ответил Вифсла. – Откуда ей было знатьсла, что мы её нашлисла!
– Хмм. Кажется, вы хотели мне показать, что у вас в чемодане?
Тофсла и Вифсла восторженно закивали. Они встали по обе стороны от чемодана и торжественно объявили:
– Расла! Двасла! ТРИСЛА! – И со щелчком открыли чемодан.
– Ну и ну! – сказал Муми-тролль.
Тайничок озарился мягким красным светом. Перед Муми-троллем лежал рубин, большой, как голова пантеры, пламенеющий, как закат, живой, как огонь и сверкающая морская рябь.
– Нравитсла? – спросил Тофсла.
– Да, – еле слышно выговорил Муми-тролль.
– Ты большесла не плачесла? – спросил Вифсла.
Муми-тролль помогал головой. Тофсла и Вифсла довольно вздохнули и сели перед камнем. Не говоря ни слова, они заворожённо смотрели на него. Рубин переливался разными цветами, как море. То он был просто светлый, то розоватый, как снежная вершина в первых лучах солнца. А то вдруг вспыхивал изнутри тёмно-красными языками пламени. Или оборачивался чёрным тюльпаном с мелкими искорками тычинок.
– Как жаль, что Снусмумрик не видит! – воскликнул Муми-тролль. Он стоял так долго-долго. Время будто не двигалось, а в голове Муми-тролля рождались огромные, прекрасные мысли.»
Тофсла и Вифсла / Thingumy and Bob (по-шведски Tofslan и Vifslan, по-фински Tiuhti и Viuhti) — крошечные близнецы (немного меньше Мю) иностранного происхождения, мало кому удается понять их язык. В оригинальном произведении, написанном на шведском языке, их язык был создан путем добавления слога в конце почти каждого слова. В английском переводе их язык был изменен по-другому. В русском переводе почти к каждому слову добавляется — сла, что делает их язык очень забавным. Как правило, другие персонажи произведений их не понимают.
У них короткие колючие волосы и длинные носы, похожие на хоботок, они носят платья, Тофсла синее (зеленое), а Вифсла красное, у Тофслы есть еще красный колпак, который позволяет отличить их друг от друга. Они всегда дружелюбны по отношению друг к другу, но не всегда могут быть такими открытыми с другими из Муми-долины. Будучи очень крошечными, они, как правило, прячутся в маленьких местах, например под ковриками или в ящиках.
Впервые они появляются в повести Шляпа Волшебника, хотя на самом деле они уже были в комиксе Муми-тролль и конец света в 1947 году, а придумала их Туве еще раньше. Имена Тофсла и Вифсла были основаны на именах Туве Янссон и в то время ее подруги Вивики Бэндлер.
Тофсла и Вифсла олицетворяют тайные романтические отношения Туве Янссон с театральным режиссером Вивикой Бэндлер.
Пол Тофслы и Вифслы намеренно был двусмысленными, в русском переводе они мальчики.
Не могу сказать, что эти две кружки мне очень нравятся, но решила купить для коллекции Мне намного больше Тофсла и Вифсла нравятся в более поздних работах Туве.
Фото компании
Осенью 2016 года вышли еще 2 кружки в классической коллекции персонажей Муми-дола. У Туу-тикки уже была ранее кружка (2006-2015), а вот Предок получил свою впервые.
Туу-тикки и Предок были первыми персонажами, чьи имена оказались на дне кружки. После реформы 2016 года базовые кружки других персонажей были обновлены с использованием английского имени персонажа.
#75 Tuutikki violetti
/ Туу-тикки / Тутики
фиолетовая
2016-
Это вторая кружка с изображением с Туу-тикки. После того, как синяя кружка была снята с производства, Arabia выпустила фиолетовую кружку в серии базовых кружек.
Все иллюстрации взяты из повести Зима Муми-тролля (1957), но их больше трех.
В отличие от муми-троллей, Туу-тикки не спит зимой, а проводит зиму в купальне (эллинге) муми-троллей. Когда приходит весна, он пробуждает муми-долину от спячки, играя на шарманке.
Кружка раскрашена нежными оттенками фиолетового и розового, как ранние весенние рассветы В Муми-дол пришла весна, становится светлее и веселее!
В повести есть две похожие иллюстрации Туу-тикки со спины.
«Туу-тикки сидела подо льдом и ловила рыбу. Она думала о том, как удачно, что море время от времени отступает и не нужно ничего делать, кроме как спуститься в прорубь возле купальни и усесться с удочкой на камни. Сверху простиралась зеленоватая ледяная крыша, а у ног плескалось море. Чёрный пол и зелёный потолок уходили вдаль, встречались друг с другом и превращались в темноту. Рядом с Туу-тикки уже лежали четыре маленькие рыбёшки. Осталось поймать ещё одну, и хватит на уху.»
«На следующее утро проснулась одновременно вся семья. Проснулась именно так, как и надо просыпаться по весне: под весёлое дребезжание шарманки. Спрятавшись под крышей от капели, Туу-тикки в своей голубой наизнанку шапочке крутила ручку шарманки, и небо было таким же голубым, как шапочка, и солнце отражалось в блестящих шарманочьих боках.
Малышка Мю сидела рядом с ней, и вид у неё был гордый и слегка виноватый: она попыталась собственными руками починить грелку на чайник и натёрла песком серебряный поднос ни той, ни другому от этого лучше не стало, но намерения были важнее результата.»
«Туу-тикки всё играла на шарманке, а солнце заливало долину, точно природа просила прощения за то, что была так неласкова со своими обитателями.»
«Муми-тролль встретился взглядом с Туу-тикки. Она довертела вальс до конца, засмеялась и сказала: – Купальня свободна!
– По-моему, отныне эта купальня должна быть только Туу-тиккиной, сказала Муми-мама. — И вообще, купальня это излишество.»
«И он вдруг почувствовал такую радость, что ему захотелось побыть одному. Он пошёл к дровяному сараю. А когда никто уже не мог его видеть, побежал. Он бежал по тающему снегу, а солнце грело ему спину, бежал просто потому, что был счастлив и ни о чём не думал. Он добежал до берега, проскочил мостки и пустую распахнутую купальню. Муми-тролль сел на лесенку купальни, где катило свой волны весеннее море. Издалека, из долины, доносилось едва-едва слышное пение шарманки. Муми-тролль закрыл глаза и попытался вспомнить, как лёд сливался с темнеющим горизонтом.»
Птицы взяты из иллюстрации где Туу-тикки наводит уборку и моет окна купальни
«Настал невероятный месяц, с великолепными закатами, капелью с карнизов, ветрами и золотящимися облаками, со жгучим холодом по ночам, настом и ослепительной луной. Муми-тролль ходил по долине, потеряв голову от гордости и ожиданий. Наступала весна, но совсем не так, как он себе представлял, не для того, чтобы избавить его от чужого, враждебного мира. Она пришла естественным продолжением тех новых впечатлений, которые принадлежали теперь ему, Муми — троллю.»
«Туу-тикки прибиралась в купальне. Она протёрла красные и зелёные стёкла, чтобы сделать приятное первой весенней мухе, развесила на солнышке купальные халаты и попыталась заклеить надувного хемуля.
– Теперь купальня снова превратится в купальню, – сказала она. – Скоро станет жарко, и всё зазеленеет, и ты будешь лежать животом на тёплых досках и слушать, как волны плещут о берег…»
В течение многих лет коллекционеры мечталиo о кружке с изображением предка семейства Муми-троллей.
#76 Ancestor
/ Предок
2016 —
Предки, жившие за изразцовыми печами, уже были представлены в первой книге Туве Янссон Муми-тролли и Великий потоп (1945).
Туве Слотте выбрала иллюстрации для кружки из повести Зима Муми-тролля / Середина зимы (1957).
«Ночью предок сделал перестановку во всём доме. Действовал он тихо, но обнаружил неожиданную физическую силу. Он передвинул диван к печке и перевесил все картины. Те, которые ему понравились меньше всего, он повесил вверх ногами (а может, наоборот, это были особо любимые, кто его знает). Вся мебель стояла теперь по-другому, будильник валялся в помойном ведре. Взамен предок натащил с чердака всевозможного хлама и разложил его вокруг печки.»
«И вообще-то здесь рассказ о зиме должен был бы и закончиться. Эта первая весенняя ночь и ветер, обдувающий гостиную, отлично подошли бы для красивой концовки, и каждый мог сам придумать, что будет дальше. Но всё-таки это нечестно.
Потому что как же тогда узнать, что сказала мама, проснувшись? И остался ли предок жить в печке. И успел ли Снусмумрик вернуться к концу книги. И как перезимовала Мюмла без своей картонной коробки. И где стала жить Туу-тикки, когда купальня снова стала купальней. И ещё много всего.
Лучше продолжить.
Особенно хорош был ледоход — слишком важное событие, чтобы о нём умолчать.
Осенью 2016 года коллекция пополнилась кувшином и банкой ограниченного выпуска. Очень красивый кувшин и банка получились. На банке повторение иллюстрации предка с картиной и под креслом-качалкой.
Фото компании
Урок литературного чтения во 2-м классе:
«Т. Янсон «Шляпа волшебника»
Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.
Задачи:
- обобщить краткое знакомство с авторской финской сказкой;
- увидеть отличие героев финских сказок от героев русских народных сказок;
- вызвать желание прочитать произведение полностью;
- вызвать интерес к содержанию сказки и её героям;
- учить детей анализировать произведение;
- формировать навык чтения;
- совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
- развивать умение работать в парах;
- развивать фантазию ребенка, творческие способности;
- развивать устную связную речь детей;
- развивать умение высказывать своё мнение;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование:
- портрет писателя;
- выставка книг;
- рисунки героев с буквами;
- карточки с буквами;
- кроссворд, тест, заготовка для цифрового диктанта;
- запись песни “Облака” (Автор стихов Козлов, музыка Шаинского).
Методическая литература:
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 2007.
- Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. — М.: “Баласс”, 2011.
I. Организационный момент.
Здравствуйте.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.
Почувствовали, как от ваших улыбок стало в классе светлей и теплей.
II. Актуализация знаний.
С произведением какой писательницы вы познакомились?
(Туве Янссон)
— Как называется это произведение?
(“Шляпа волшебника”)
— На предыдущих уроках мы определили жанр прочитанного отрывка как сказка? Так ли это, докажите?
(волшебные герои, волшебные предметы, явления)
— Из какой страны пришла к нам эта сказка?
(Из Финляндии)
— Докажите, что сказка написана финской писательницей?
(герои – тролли родом из финского фольклора, только в скандинавских сказках они, как, правило, злые, а Туве Янссон сделала их другими)
— Вы почувствовали, что здесь переплелись реальность и вымысел? Найдите подтверждение в тексте или скажите своими словами
(зимняя спячка, как у обычных животных; пью кофе, как люди, описание местности соответствует географическому описанию Финляндии)
III. Рассказ ученицы о писательнице. (Тихомирова Александра)
IV. Давайте послушаем вступление к повести – сказке Туве Янсон «Шляпа волшебника» и прочитаем вместе с автором.
V. Практическая работа.
Я желаю вам хорошей работы. Если вы выполните верно, все задания, то из полученных слов соберёте пословицу.
— Перед вами лежат пункты плана (разрезаны), но они перепутались. Ваша задача — восстановить последовательность, если выполните верно, то у вас получится слово.
Превращение яичных скорлупок. | С |
Наши герои исследуют тучки. | Д |
Тучками можно управлять! | Е |
VI. Закрепление изученного.
1. Назовите героев сказки.
(Муми – тролль, Муми – мама, Муми – папа, Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф)
Работа в парах
Перед вами лежит карточка. Соедините героя с его характеристикой.
Этот герой – хороший товарищ, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества уводит его от друзей. Он уходит на всю зиму в тёплые страны. (Снусмумрик)
Этот герой меняет цвет в зависимости от настроения. Любит танцевать и навешивать на себя разные украшения. За ухом у этого героя всегда цветы, а на ноге маленький золотой браслет. (Фрекен — Снорк)
Этот герой похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен. (Мумии — тролль)
Этот герой волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и “сколько подушек им надо под голову”. (Мумии — мама)
Этот герой считает, что дом Мумии – троллей должен быть полон удивительных уголков и потайных комнат, лестниц, балкончиков и башен. (Мумии — папа)
Муми – папа женат на Муми-маме, он же отец Муми-тролля. Был рожден при самом необычном расположении звезд. В молодости много путешествовал, сам построил Муми-дом. Так же, он самый известный писатель в Мумидоле и окрестностях.
Муми – мама, лучшая в мире мама! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю ораву…
Муми – тролль, сын Муми-мамы и Муми-папы, ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр, но иногда трусит… Легко заводит новые знакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме…
Снифф, сын зверюшки Сос и Шнырька, немного жадный, любит поныть. Неравнодушен ко всему яркому и сладкому…
Снусмумрик, птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на губной гармошке. Не любит запрещающих табличек. Дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в Мумидоле, а осенью уходит в далекие края.
Фрекен Снорк, сестра Снорк, обладательница шелковистой челки и золотого ножного браслета. Любит украшения и крутиться перед зеркалом.
Снорк, внешне похож на Муми-тролля, но меняет цвет, в связи с настроением. Любит вести всякие собрания, очень серьезный тип…
— На доске изображены иллюстрации с героями сказки. (с обратной стороны буквы (смело)
(Учитель вызывает ребёнка к доске. Он читает характеристику кого–то из героев. Переворачивает и с обратной стороны появляется буква.)
На доске:
— Расскажите мне об их обычаях и нравах.
- Выборочное чтение.
Кто же и где может осуществить свою мечту? Мы отметили, что основной чертой Муми-троллей, является любознательность. Найдите и прочитайте, как они исследуют тучки.
Тучки оказались не просто тучками, но и управляемыми. Подтвердите это текстом.
Если бы вы увидели такую картину, как Мумми-тролли скачут на тучках, как бы вы отреагировали? Прочитайте, а что сказал Муми-папа?
Какую новую игру изобрели герои? С чем хочется сравнить тучки? (с маленькими лошадками)
3. Прослушивание песни “Облака” ( Автор стихов Козлов, музыка Шаинского)
Мысли Туве Янссон оказались созвучны с мыслями поэта С. Козлова и композитора В. Шаинского и они написали замечательную детскую песню «Белогривые лошадки» (прослушивание 1-2 куплетов).
Можно ли этой песней озвучить прочитанные отрывки?
Кто знает песню, подпевайте.
Созвучны ли мысли Туве Янссон, написавшей сказку 60 лет назад, и нашего современника?
С чем сравниваются облака в песне?
Какое желание возникает при виде облаков?
4. Работа в парах (тест).
А сейчас мы вспомним предыдущие части.
Для этого мы с вами разобьёмся на пары и проведём небольшой тест.
Из букв правильных ответов, сложите слово (гуляй)
1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?
а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.
2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?
а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.
3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?
л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.
4. На чём любил играть Снусмумрик?
а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.
5.Что лежало на вершине горы?
а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.
VII. Физминутка
VIII. Пришло время узнать четвёртое слово. Отгадайте кроссворд.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД
- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
- Сколько раз прокуковала кукушка.
- Что нашли Муми-тролль, Снусмурик и Снифф после зимней спячки.
- В каком месяце Муми-троли погружаются в спячку.
IX. Работа с пословицей.
Сложите из слов пословицу (“Сделал дело, гуляй смело”)
Как вы её понимаете?
X. Игра «Х -0».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Х — 0».
Я говорю фразу. Если вы с ней согласны, то ставите “Х” , если не согласны, то “0”.
- Муми-мама и мумии-папа принимали гостей с невозмутимым спокойствием. (Х)
- Тайная система общения: три простых свистка и два долгих (0)
- Снусмумрик всегда ходил в новом шарфе (0)
- В шляпе волшебника были варёные яйца. (0)
- Яичные скорлупки сохранили белый цвет, но стали мягкими и пухлыми. (Х)
- Из шляпы выпорхнули 3 белые тучки. (0)
- Тучка была по ощущениям фрекен Снорк похожа на вату. (Х)
- Муми – тролль крикнул “Кукареку!” перед окошком Муми–мамы. (0)
- Новую игру с тучками изобрели Снорк и Снусмумрик. (Х)
- Муми – троллю и фрекен Снорк приснились разные сны. (0)
- Друзья так и не догадались, что тучки – это яичные скорлупки. (Х)
Взаимопроверка:
Ответы: Х 0 0 0 Х 0 Х 0 Х 0 Х.
XI. Чтение по ролям.
Самая волшебная часть — 4, где и начинают происходить необыкновенные превращения. Давайте прочитаем, что произошло с яичными скорлупками. Что же из этого эпизода мы узнаем о шляпе волшебника? (все, что в нее попадает, превращается в нечто иное)
XII. Подведение итогов и оценивание работы класса.
Какие впечатления остались у вас после сказки?
Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница? (Да. По именам героев, тролли — сказочные персонажи фольклора Запада)
А узнали ли вы, что-нибудь о волшебнике, про чью шляпу читали?
Почему он оставил шляпу?
Что случится дальше? (а об этом мы узнаем, когда прочитаем всю книгу).
XIII. Домашнее задание
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Дополнительно.
Восстановление деформированного текста. (Работа с учебником)
Вставь слова.
На вершине разгуливал ________(весенний) ветер и на все ________(четыре) стороны распахивался голубой _____(горизонт). На _______(западе) было море, на ______(востоке) река, петляя, _______(уползала) в глубь Пустынных гор, на севере простирались_________(дремучие) ________(леса), а на юге из трубы –________(Муми-дома) клубился дымок.
Где происходят действия сказки? (в Муми-доме).
В ходе чтения очень мало встречается описание Муми-дома, опираясь на иллюстрацию и собственное воображение опишите каким вы его видите. А вот таким его увидела Туве Янссон – ведь она сама не только написала сказку, но и проиллюстрировала книгу.
1.. Кто обитатели Муми-дома? (Муми-мама, Муми-папа, Муми – тролль; постоянные жители, а так же Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф).
2. Как выглядят эти сказочные герои? (вместе с рисунками учитель зачитывает описание героев).
3. Каковы обычаи и привычки жителей Муми-дома? Если можете подтверждайте текстом, словами автора (зимняя спячка, гостеприимство, терпеливость, доброжелательность, вежливость).
4. Какими чертами характера наделены Муми-тролли? (любознательны, фантазеры, любят путешествовать).
Янссон Туве, сказка «Шляпа волшебника»
Жанр: сказочная повесть
Главные герои сказки «Шляпа волшебника» и их характеристика
- Муми-тролль. Добрый и веселый. Очень любит Снусмумрика и скучает, когда тот отправляется путешествовать
- Снифф. Маленький и слегка трусливый. Не умеет плавать.Верный друг.
- Снусмумрик. Путешественник. Играет на губной гармошке и носит широкую шляпу.
- Фрекен Снорк. Красивая девочка в которую влюблен Муми-тролль. Добрая и любит наряжаться.
- Снорк. Ее брат. Рассудительный и умный. Очень ученый и немного зануда.
- Муми-папа. Добрый, большой, теплый.
- Муми-мама. Ласковая и любящая, очень гостепреимная
- Хемуль. Страстный коллекционер.
- Волшебник. Справедливый, не добрый, не злой. Искатель рубина.
Кратчайшее содержание сказки «Шляпа волшебника» для читательского дневника в 6 предложений
- Муми-тролль и Снусмумрик находят черный цилиндр, который оказывается волшебной шляпой.
- Муми-тролль превращается в странное существо, но даже в этом виде его узнает любящая мама.
- Обитатели муми-дома находят лодку, обследуют остров хатифнаттов и находят много следов кораблекрушения.
- Растения, попав в волшебную шляпу, оплетают весь дом, а дети ловят на лодке огромную рыбу Панталошку.
- В муми-доме появляются Тофсла и Вифсла, за которыми охотится Морра, но друзья выкупают у Морры содержимое чемодана шляпой Волшебника.
- На пиру Тофсла и Вифсла показывают Королевский рубин, появляется Волшебник и все загадывают желания.
Главная мысль сказки «Шляпа волшебника»
Нет ничего лучше чем любовь и лад в семье, и нет ничего крепче обычной дружбы.
Чему учит сказка «Шляпа волшебника»
Эта сказка учит осторожно обходиться с предметами, чье назначение неизвестно, тем более, если они волшебные. Учит дружбе и взаимовыручке. Учит никогда не унывать. Учит всегда находить себе дело по душе, учит веселиться и помогать всем, кто нуждается в помощи. Учит быть справедливыми и добрыми.
Отзыв на сказку «Шляпа волшебника»
Мне очень понравилась эта замечательная сказка. В ней много приключений, иногда опасных, иногда не очень, но всегда очень веселых. В этой сказке сложно выделить героя, который бы мне понравился больше других, потому что все обитатели муми-дола по своему милые и обаятельные. Они очень дружные и поэтому им всегда хорошо вместе. Мне кажется, что нет в мире более счастливого места, чем муми-дол.
Пословицы к сказке «Шляпа волшебника»
Где согласие и лад, там дело — клад.
Согласную семью беды обходят.
Дружба да братство дороже всякого богатства.
Не родись красивый, а родись счастливый.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Шляпа волшебника» по главам:
Вступление.
На Муми-дол падал снег и все семейство муми-троллей готовилось погрузиться в зимний сон. Муми-тролль засыпал и часы в доме перестали тикать.
Глава 1.
Муми-тролль проснулся проспав сто дней, и за окном ярко светило солнце. Он увидел, что Снусмумрик исчез, спустившись через окно по веревочной лестнице, и сам отправился его искать.
Снусмумрик сидел на перилах моста и играл на губной гармошке, а когда доиграл, предложил пойти и разбудить Сниффа.
Друзья вернулись к дому и свистом разбудили Сниффа. Потом они все вместе пошли гулять и их приветствовали все вокруг — ужи, феи, мыши. Снусмумрик предложил забраться на вершину горы и сложить пирамиду из камней.
А на вершине горы друзья нашли большую черную шляпу. Поскольку им она была велика, они решили подарить ее Муми-папе. Однако папе шляпа тоже была чуть велика и к тому же она не понравилась Муми-маме. Так что шляпу решили использовать как корзину для бумаг.
Друзья решили проведать снорков, а уходя Муми-тролль бросил в шляпу яичную скорлупу.
Когда все ушли яичная скорлупа в шляпе стала преображаться. И скоро из шляпы вылетели пять мягких тучек и застыли перед верандой.
Муми-тролль с друзьями очень удивились тучкам. а потом обрадовались, когда выяснилось, что на тучках можно летать и ими управлять. Немного поиграв, дети решили проведать Хемуля. Попутно они выяснили, что всем им снился странный дядька в черной шляпе.
Друзья сильно напугали Хемуля, когда неожиданно приземлились перед ним. К тому же Хемуль хандрил, ведь он собрал все до единой марки на свете.
Друзья попытались придумать, что другое мог бы собирать Хемуль, но у них ничего не вышло. И они полетели искать Ондатра.
К вечеру оказалось, что Хемуль сам придумал себе хобби, он решил собирать растения.
На ночь тучки загнали в дровяной сарай, но утром он оказался пустым, а в шляпе волшебника снова лежали яичные скорлупки.
Глава 2.
Однажды друзья решили поиграть в прятки. Муми-тролль решил спрятаться на веранде и тут увидел шляпу. Он решил, что под шляпой его искать не будут и натянул цилиндр на себя. Шляпа доходила Муми-троллю только до живота, но он сел и спрятал хвостик.
Когда ему надоело ждать, что его найдут, он заглянул в дверь и сказал, что он тут. Никто его не узнавал, ведь Муми-тролль превратился в странное существо. Все что было у него большим стало маленьким, а маленькое большим. Друзья спросили у Муми-тролля, кто он такой и он сказал, что он король Калифорнии, а потом позвал всех играть на улицу.
Друзья были удивлены, они хотели продолжать искать Муми-тролля. Муми-тролль решил, что это здорово и стал ругать самого себя. Девочка Снорк разревелась, а все мальчики бросились лупить Муми-тролля.
Тут вышла Муми-мама и потребовала прекратить свалку. Но и она не узнавала Муми-тролля. А как убедился сам Муми-тролль, он действительно изменился. У него выросли огромные уши и хвост, а его глаза стали как тарелки.
Муми-тролль был в отчаянии и воззвал к Муми-маме. Та долго смотрела в его глаза и наконец признала своего сына. И тут же Муми-тролль вновь стал превращаться в самого себя.
Вечером Снорк догадался, что все дело в волшебной шляпе и решил проверить ее свойства. Они с Муми-троллем решили надеть шляпу на муравьиного льва.
Для этого они взяли большую банку и отправились к морю. Там они нашли логово муравьиного льва и хорошенько раздразнили его. А когда тот стал показывать им как быстро зарывается в песок, то угодил прямиком в закопанную банку.
Друзья прикатили банку домой. Дети запихали банку в шляпу и сверху придавили ее словарем иностранных слов.
Некоторое время ничего не происходило, но потом словарь стал съеживаться и иностранные слова расползаться по полу. Потом из шляпы полилась вода. Наконец из шляпы выбрался самый маленький ежик на свете и убежал.
Когда родители узнали о волшебной шляпе, они испугались и решили уничтожить шляпу. Муми-папа лично выбросил шляпу в реку.
А вечером к Муми-троллю пришел Снусмумрик и рассказал, что шляпу выбросило на отмель. Они отправились к реке и Муми-тролль доплыл до отмели. Из шляпы текла красная вода — настоящий фруктовый сок.
Муми-тролль вытащил шляпу на берег и друзья решили отнести ее в грот. Тем более, что они увидели на веранде странных птичек, которые сказали, что недавно были плотвичками.
Глава 3.
На следующее утро у гамака оборвалась веревка, и Ондатр, который в нем спал, упал на землю. Он страшно обиделся и отправился жить в грот.
За завтраком Муми-мама предложила отправиться купаться, а заодно отнести Ондатру в грот еды. Муми-тролль и Снусмумрик переглянулись. Они надеялись, что Ондатр не успел ничего натворить.
Но по дороге к морю все услышали страшные крики. Мимо них вытаращив глаза пробежал Ондатр. Никто не понял, что произошло, а Муми-тролль и Снусмумрик тайком отправились вперед к гроту.
Однако в гроте было пусто и только таинственные следы виднелись на песке. Что там произошло так и осталось тайной, потому что Ондатр об этом никогда не рассказывал.
А между тем остальные на берегу нашли ничью лодку с парусом. Название лодки доверили придумать Муми-маме и она решила назвать лодку «Приключение».
Все муми-семейство погрузилось в лодку и отчалило. Скоро они доплыли до острова хатифнаттов и решили его обследовать. Так случилось, что как раз в этот день был назначен общий сбор хатифнаттов и все они прибыли на остров. На тайной поляне возле столба с барометром столпилось около трехсот хатифнаттов.
И на эту полянку вышел Хемуль, который искал растения. Он стукнулся головой о столб и увидел хатифнаттов. Барометр предсказывал дождь, хотя ярко светило солнце.
Хатифнатты стали наступать на Хемуля и тот перетрусил. Он залез на столб и стал свистеть СОС. Его свист услышал Снусмумрик. Он крикнул Хемулю, чтобы тот потряс столб. Хемуль начал трясти столб, хатифнатты почувствовали колебания земли и убежали. А рассерженный Хемуль унес с собой барометр.
На берегу жарили щуку, которую поймал Муми-папа. Он посмотрел на барометр и объявил, что будет буря. Небо на горизонте чернело и слышался гром. Плыть назад было опасно и Муми-папа решил остаться на острове.
Когда гроза подошла, все спрятались в палатке и пережидали гром и молнии. Одна молния ударила прямо в остров и гроза ушла. Все решили лечь спать.
Глава 4.
Ночью в палатку к друзьям пришли светящиеся, наэлектризованные током хатифнатты. Они искали барометр. Поднялась паника и палатка упала. Хатифнатты с барометром исчезли.
Наступало утро и все просто сидели на берегу и любовались восходом. Они видели, как лодки хатифнаттов уплывали прочь от острова.
Девочка Снорк лежала, положив голову на колени Муми-тролля и тот вдруг сказал, что ему больше нравятся девочки без волос. Девочка Снорк обнаружила, что лишилась своих волос в ночной суматохе и расплакалась. С трудом ее удалось успокоить.
Когда настал день все отправились исследовать остров. Снорк нашел расколотую молнией глыбу, а в ней жилу золота. А Снифф нашел старый пробковый пояс и радовался, что теперь не будет бояться плавать.
Муми-тролль нашел настоящий буй и снежный талисман — прозрачный шарик с городом и снежинками. Муми-папа вытаскивал из воды бревна, чтобы построить причал, а девочка Снорк нашла настоящую статую с носа корабля, в виде прекрасной женщины. Все были очень довольны своим находками.
Когда «Приключение» отправилось в обратный путь, лодка была завалена ценными находками и золотом.
Глава 5.
В конце июля настала страшная жара и обитатели муми-дома стали раздражительными. Их уже не радовал фруктовый сок из помилованной шляпы волшебника. И тогда муми-мама предложила детям пожить немного в гроте.
В первый же вечер Снусмумрик рассказал историю, услышанную от черного дрозда. В ней говорилось про Волшебника, который всюду собирает рубины и ищет Королевский рубин. Ради этого камня Волшебник обследовал все планеты, кроме Солнца, потому что на Солнце слишком горячо.
И еще Снусмумрик добавил, что отправляясь на луну, Волшебник потерял свою черную шляпу.
Дети поняли, что их найденный цилиндр и есть шляпа Волшебника. Им стало страшно. Снаружи пошел дождь.
К утру многие ямки, в которых спали дети затопило водой и Снорк решил плыть на рыбалку. Он приготовил перемет, позвал всех в лодку и отчалил от берега.
В это время Муми-мама затеяла уборку и случайно уронила в шляпу клубок губоцветных растений, собранных Хемулем.
Снорк выбирал перемет и видел только пустые крючки, кто-то очень хитрый и жадный съедал приманку. Вдруг леску сильно потянуло, раздался громкий рев и леска порвалась. Разочарованный Снорк закрыл лицо руками. Снифф сказал, что это рыба Панталошка.
Но тут же был найден выход. Для такой крупной добычи годились только фалинь вместо лески, перочинный ножик вместо крючка и оладьи вместо наживки.
И Панталошка действительно клюнул. Это была такая здоровая рыба, что она несколько часов таскала лодку за собой и только потом легла на живот. Ее с трудом отбуксировали к берегу, вытащили и волоком потащили в муми-дол.
Но подходя к дому друзья удивились — муми-дома не было.
Когда губоцветные попали в шляпу Волшебника они стали расти, оплетая весь дом. Муми-мама крепко спала, а Муми-папа строчил мемуары и тоже ничего не замечал. Но вдруг на страницу упала спелая слива и Муми-папа с удивлением увидел, что вся комната заросла кустарником.
Муми-мама проснулась и увидела, что ее комната заросла красивыми цветочками. Она поняла, что виновата волшебная шляпа. Дверь открыть было невозможно и Муми-мама с трудом вылезла в окно.
И крыльцо и веранда заросли травами. А из ванной появился Ондатр, который заявил, что составление гербариев до добра не доведет.
Муми-тролль увидев во что превратился дом, понял, что это снова волшебство. Велев Хемулю караулить Панталошку, друзья проникли в дом через подвальное окно. Они добрались до погреба, где нашли Ондатра, который сообщил, что Муми-мама вырубает Муми-папу из кабинета.
Тут раздался ликующий крик. Это Муми-папа вышел на свободу. Муми-тролль с укором спросил родителей, что они без него натворили. И все стали играть в джунгли, забыв про рыбу и Хемуля.
Когда зашло солнце, волшебные кустарники засохли и осыпались. Хемуль быстро развел костер и затащил в него хвост Панталошки. Поэтому, когда друзья появились, рыба существенно уменьшилась. Но все равно хватило всем.
Глава 6.
В начале августа в долине появились два путника. Это были Тофсла и Вифсла. Тофсла был в красной шапочке, а Вифсла нес чемодан. Они говорили на странном языке, который никто не понимал.
Тофсла и Вифсла спустились к дому и в это время Муми-мама крикнула, что кофе готов. Путники испугались и нырнули в подвал. Муми-мама подумала, что это крысы, но увидела чемодан и поняла, что постояльцев в доме прибавится.
Тофсла и Вифсла боялись выходить из подвала, пока не появился Хемуль, который говорил на их языке. Тогда они вошли в дом и поели.
Хомсла и Вифсла никому не мешали, вели себя прилично, но когда стало смеркаться испугались и спрятались под ковер. Они сказали, что идет страшная и ужасная Морра.
Обитатели муми-дома решили принять все меры предосторожности. На ночь оставили включенным свет, а Муми-папа принес из сарая ружье. На веранде устроили сигнализацию, перегородив дверь диваном.
В третьем часу ночи Ондатр решил выйти на улицу и увидел диван. Он подвинул его и сработала сигнализация. Все обитатели дома окружили Ондатра. А тот раскрыл двери и все увидели Морру. Она сидела на тропинке, не очень большая и не очень страшная, но жутко омерзительная. Потом Морра зевнула и ушла в темноту. Никто не стал ее ловить, а земля, на которой Морра сидела промерзла.
Утром Хемуль объявил, что Морра охотится за чемоданом, а тот похоже принадлежит Морре. Снорк объявил собрание, а себя назначил судьей.
На заседании суда выяснилось, что содержимое чемодана действительно принадлежит Морре, но для Тофслы и Вислы это содержимое прекрасней всего на свете. А вот для Морры всего лишь дороже всего на свете. Судья Снорк был в затруднении.
И тут появилась Морра. Снорк прямо спросил, не согласится ли Морра уступить содержимое чемодана за хороший выкуп. Он предложил Морре гору золота с острова. Но Морра отказалась.
Тогда Муми-мама принесла шляпу волшебника и бросила в нее вишни. Морра заглянула в шляпу и увидела красные рубины. Она подумала, схватила шляпу и убежала. Больше в муми-доле не видели ни шляпы, ни Морры.
Глава 7.
В конце августа Снусмумрик объявил Муми-троллю, что собирается уйти. Его вновь манили дальние страны. Муми-тролль сильно расстроился и даже ревел. Тофсла и Вифсла пожалели Муми-тролля и решили показать ему содержимое чемодана.
Оказалось, что в чемодане лежит огромный рубин. Муми-тролль был уверен, что это и есть Королеский рубин, который искал Волшебник.
Потом он объявил друзьям, что Снусмумрик их покинул и все расстроились. А позже выяснилось, что у Муми-мамы пропала сумка с разными безделушками и все принялись ее искать. Сумки нигде не было.
Тофсла и Вифсла узнав о поисках, решили отдать сумку, хотя очень сожалели об этом. Ведь в кармашках этой сумки им было так удобно спать.
Обитатели муми-дома стали готовиться к августовскому пиру. Все наряжались, готовили фейерверки и суетились.
Пир начался с торжественной речи Муми-папы, потом Муми-мама выкатила целую тачку оладий. Потом все пили пунш и танцевали под музыку из радиоприемника. Муми-тролль конечно танцевал с девочкой Снорк.
В разгар праздника Тофсла и Вифсла решили всех порадовать и раскрыли свой чемодан. Рубин засверкал как тысяча звезд и все застыли в благоговейном молчании.
А на Луне Волшебник сразу заметил блеск рубина, вскочил на свою черную пантеру и отправился в муми-дол.
Из темноты к чемодану с рубином выбежала белая мышь, а следом большой черный кот. Тофсла и Вифсла захлопнули чемодан, но белая мышь вдруг стала расти и превратилась в Волшебника.
Он потребовал отдать ему рубин, который искал триста лет. Но Тофсла и Вифсла бесстрашно отказались, а Муми-тролль сказал, что Волшебник не имеет права отбирать рубин, потому что тот куплен в честном торге.
Муми-мама угостила Волшебника оладьями и тот заметно подобрел. Он сказал, что действительно не может отобрать рубин, раз тот был честно куплен. И спросил, не продадут ли его Тофла и Вифсла за две алмазные горы. Но те отказались.
Тогда удрученный Волшебник решил всем поколдовать и попросил загадать желания.
Муми-мама загадала, чтобы Муми-тролль перестал тосковать по Снусмумрику.
Муми-тролль загадал, чтобы праздничный стол отправился к Снусмумрику.
Муми-папа загадал переплет для своих мемуаров.
Снифф загадал лодку с веслами из изумрудов.
Хемуль загадал новую лопату.
Девочка Снорк загадала большие глаза, как у деревянной статуи. Все пришли в ужас и стали уговаривать Снорка, чтобы тот загадал прежние глаза своей сестре. И Снорк выполнил эту просьбу.
А Тофсла и Вифсла загадали чтобы у Волшебника появился второй такой же рубин, как у них. И Волшебник радостно захохотал. Он был счастлив. А на радостях разрешил всем букашкам и прочим жителям долины загадывать желания и все их исполнял.
На этой счастливой ноте заканчивается рассказ о шляпе Волшебника.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Шляпа волшебника»