Урок чтения во 2-м классе. Тема: Н.Н. Носов. “Живая шляпа”
продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”;
формировать умение определять и анализировать композицию произведения;
развивать умение анализировать характер и поступки героев;
развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
Оборудование: учебник “Родная речь” авт. Климанова Л.Ф., портрет писателя Носова Н.Н., выставка книг писателя, аудиозапись, смайлики ().
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
– Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Н.Н.Носова “Живая шляпа”.
– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?
– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.
III. Проверка понимания произведения.
(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)
– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.
– Откройте учебник на с. 54
– Дома вы ещё раз прочитали рассказ Н.Н.Носова и разделили его на части.
– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? ( Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
– Как звали котёнка? (Васька)
– Как звали мальчиков– героев этого рассказа? ( Володя и Вадик)
– Чем занимались ребята? (Играли)
– Что вдруг случилось? ( Они услышали, что где-то что-то упало)
– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)
– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)
– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)
– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков? ( Дело мастера боится. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк.– пословицы записаны на доске)
IV. Изучение нового материала.
– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа. Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)
– Послушайте в записи начало рассказа, а когда вы услышите, что закончилась первая часть – хлопните в ладошки. ( Запись рассказа до слов “Что-то плюхнулось– упало на пол” )
– Что вы заметили, когда слушали запись рассказа? (Не соответствует тексту в учебнике).
– Н.Н.Носов именно так написал рассказ, как мы сейчас с вами прослушали. В нашем же учебнике, авторы учебника изменили эту часть. Они сделали это для того, чтобы вы, читатели, смогли более точно представить себе картину развития .
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как котёнок ловил мух)
– Как можно озаглавить эту часть? ( Котёнок играет)
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
– Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).
– Какой смайлик подходит для первой части?
– Как развивались события дальше? Прочитаем вторую часть по ролям.
– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
– Подготовьте чтение.( Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты”.
– Какой смайлик подходит для этой части?
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)
– Придумайте название этой части. (Испуг)
– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.)
– Какой смайлик подходит к этой части?
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумайте название этой части. ( Решение ребят)
– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.
– Какой смайлик подходит к этой части?
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумайте название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)
-Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).
– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 5 с. 59. Молодцы мы с вами?
– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Оденьте шапку для размышления– 4 раза.
V. Закрепление изученного материала.
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации на с. 55 и с. 57 ).
– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто– Володя? Докажите своё мнение.
– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”? Сравните, как сидят мальчики на второй и последней картинках. Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).
– Художник должен “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок.
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
Игра “Восстанови слово”
– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.
к м д | В л д | В д к |
ш л п | с т л | д в н |
к х н | к м н т | к р з н |
к т н к | к р т ш к | Н с в |
– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить?
К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…
VI. Итог урока.
– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?
VII. Домашнее задание.
Подготовить пересказ по плану с. 59, в. № 5.
Михальченко Наталья Николаевна, 220– 686– 282
Тезисы: на уроке продолжается работа над темой “Н.Н.Носов Живая шляпа”, формируется умение определять и анализировать произведение, развивается умение сравнивать, обобщать, делать свои выводы.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
11.10.2018
“Живая шляпа”
Носов Н., рассказ “Живая шляпа”
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа “Живая шляпа” и их характеристика
- Вадик. Мальчик, хозяин квартиры. Решительный, находчивый, слегка трусливый.
- Вовка. Мальчик в гостях у Вадика. Нерешительный, несмелый, боязливый.
- Васька. Маленький котенок, большой проказник.
План пересказа рассказа “Живая шляпа”
- Мальчики рисуют
- Упавшая шляпа
- Первый испуг
- Спасительный диван
- Атака шляпы
- Побег в кухню
- Клюшка и лыжная палка
- Картофельный обстрел
- Тайна раскрыта.
Кратчайшее содержание рассказа “Живая шляпа” для читательского дневника в 6 предложений
- Вадик и Вовка рисовали картинки, когда с комода свалилась шляпа.
- Шляпа стала двигаться по полу и мальчики испугались.
- Они сперва забрались на диван, а потом сбежали на кухню
- Мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и стали звать шляпу
- Они стали кидать в шляпу картофелем и Вадик попал.
- Из-под шляпы выбрался котенок Васька.
Главная мысль рассказа “Живая шляпа”
Больше всего пугает необычное.
Чему учит рассказ “Живая шляпа”
Рассказ учит быть смелым, храбрым, решительным. Учит не теряться, столкнувшись с чем-то неожиданным и необычным. Учит находить всему необычному простое объяснение. Учит самим решать свои проблемы, не прибегая к помощи взрослых.
Отзыв на рассказ “Живая шляпа”
Меня насмешил этот хороший рассказ. Мальчики испугались шляпы, которая показалась им живой. Но шляпы никогда не могут стать живыми и если она двигалась, значит что-то двигало ее. Им надо было сразу посмотреть, кого среди них не хватает.
Пословицы к рассказу “Живая шляпа”
У страха глаза велики.
Боязливому и своя тень страшна.
Кто боится огня, бежит и от дыма.
Хорошо медведя в окно дразнить.
Лучше поберечься, чем обжечься.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Живая шляпа”
На комоде лежала шляпа, под комодом сидел котенок Васька. Вовка и Вадик за столом раскрашивали картинки. Вдруг раздался звук падения и обернувшись мальчики увидели на полу шляпу. Они решили, что шляпа просто упала с комода, и Вовка пошел ее подобрать и вернуть на место.
Но вдруг он с криками отбежал обратно. Вадик удивился, но Вовка сказал, что шляпа живая и предложил Вадику самому в этом убедиться.
Вадик подошел к шляпе и в упор посмотрел на нее. Шляпа вдруг двинулась и поползла к нему. Вадик с криком запрыгнул на диван, а Вовка за ним. Шляпа выползла на середину комнаты, а потом поползла прямо к дивану. Мальчики завопили еще громче, спрыгнули с дивана и выбежали из комнаты. Они прибежали на кухню и закрыли за собой дверь.
Вовка ревел в полный голос и заявил, что уходит домой, потому что боится шляпы. Вадик предложил сходить и проверить, не дергает ли кто шляпу за веревочку. И он взял клюшку, чтобы в случае чего ударить шляпу. Вовка тоже хотел взять клюшку, но ему досталась только лыжная палка.
Вооруженные мальчики вернулись в комнату и увидели шляпу возле стола. Она лежала на полу и не двигалась. Вадик стал стучать клюшкой по полу и звать шляпу, но та не отзывалась. Тогда Вовка предложил кидать в шляпу картошкой. Они сходили на кухню за картошкой и стали обстреливать шляпу. Наконец Вадик попал и шляпа подскочила кверху. Раздался громкий крик “Мяу!” и из-под шляпы выскочил Васька.
Ребята обрадовались и поняли, что шляпа упала на котенка и поэтому двигалась. Они стали обнимать и целовать Ваську, а тот только жмурился от яркого света.
Рисунки и иллюстрации к рассказу “Живая шляпа”
План-конспект НОД по чтению рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа». Аппликация «Дома на нашей улице»
Оксана Геннадьевна Гольская
План-конспект НОД по чтению рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа». Аппликация «Дома на нашей улице»
Автор – составитель: Гамза Надежда Владимировна,
студентка III курса,
специальность 44.02.01. Специальное дошкольное образование,
руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна.
Программные задачи:
Продолжение знакомства с творчеством детского писателя Николая Носова; формирование навыков построения рассуждений, умозаключений.
Развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая; развитие чувства юмора, творческого изображения.
Воспитание интереса к произведениям художественной литературы.
Интеграция образовательных областей:
познание, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.
Планируемые результаты:
Проявляет интерес к художественным произведениям; может отвечать полным предложением, вступает в диалог, выслушивает мнение других, не перебивает.
Материал: Книга Н. Н. Носова; иллюстрации, бумага, кисти, клей, клеенки, салфетки, ножницы, фотографии жилых домов города.
Предварительная работа:
чтение рассказов Н. Носова, рассматривание портрета Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Методические приемы:
1.1. Чтение пословиц воспитателем
(Дети, а сейчас послушайте внимательно пословицы и объясните их смысл)
• Кто смел, тот и съел.
(Смелому достается все)
• У страха глаза велики.
(Трусливые люди всего боятся)
• Велика голова, да мозгу мало.
(Когда человек умничает, а сам он не знает нечего)
• Трусливому зайке и пенёк волк.
(Зайка настолько боится волка, что он везде ему мерещится)
1.2. физкультминутка пальчиковая «Паучок»
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.) Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(“Паучки” ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
2.1. Сообщение цели
(Дети, сегодня я вам прочитаю рассказ Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»)
2.2. Чтение произведения воспитателем
2.3. Беседа по содержанию
(Ребята, а сейчас я вам задам вопросы по прочитанному произведению)
а) вопросы к детям:
– На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
(Нет, под ней сидел котенок)
– Определите место действия.
– Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?
(Кот Васька, Володя и Вадик. Я считаю, что главный герой рассказа это кот Васька, потому что все события связаны именно с ним)
– Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?
– Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?
– Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
– Каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?
(Маленький, пушистый, серенький)
– Какие чувства вы испытывали при чтении отрывка? Почему?
(Смех, чувство жалости)
– Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
– А почему же мы с вами не испугались?
(Мы уже знаем, что под шляпой.)
– Охарактеризуйте мальчиков. Какие они?
(Они мужественные, храбрые, побороли свои страхи)
– Почему Володя собрался уходить?
– Что его остановило?
(Потому что хотели узнать, не дергают ли ее за веревочку)
– Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
(Кочергу, лыжную палку, картошку)
– Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?
(Предложил Вовка, потому что шляпа не двигалась, а они хотели чтобы она задвигалась)
– Что за секрет хранила «живая» шляпа?
– Как же мальчики относятся к животным?
(Доброжелательно, с любовью)
– О ком произведения Носова?
б) показ иллюстраций воспитателем
-Что изображено на картине?
(шляпа, комод, стол, стул)
-Что вы еще видите?
-Что делают мальчики?
(сидят за столом и раскрашивают картинки)
в) словарная работа
(стрелять, плюхнулось, тресну, «живая» шляпа)
2.4. Повторное чтение отрывков понравившихся детям
(Какой вам больше всего понравился отрывок? Давайте я вам его прочитаю)
Был кот Васька, на которого упала шляпа, его, испугались дети и хотели выяснить, почему же она двигается.
2.5. Если бы мы были художниками.
Представим, что мы с вами художники и собираемся рисовать картину, на которой должны изобразить сельский домик. Стены домика уже готовы. Нам надо дорисовать остальные части дома, но в их названиях должны быть звуки «р» и «рь». Произнеси слово-название нужно так, чтобы эти звуки прозвучали четко.
Тот, кто правильно подберет слово, получает очко (кладет перед собой счетную палочку, в конце занятия подсчитаем очки и определим победителя.
-Какие части дома вы предложите нарисовать, чтобы в их названиях были звуки «р» и «рь»? (Крыша.)
-Какие еще части дома вы можете назвать? (Труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно и т. п.)
-Из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? (Деревянный, кирпичный.) Какой краской мы покрасим дом? (Серой, красной, розовой, коричневой.)
Если дети предложат название краски, в котором нет звуков «р» или «рь», педагог обращает на это внимание и просит быть внимательными при выборе слов.
Затем дошкольники подбирают название различных предметов, которые могут находиться в комнатах дома. (Сервант, секретер, кровать, телевизор, радиоприемник, картина, торшер.)
(обращает внимание на слово «радиоприемник»). Чем интересно это слово? –Кто догадался? Правильно, оно интересно тем, что в нем есть оба звука – и «р», и «рь».
-Кто будет жить в этом доме? Не забывайте, что надо подбирать названия со звуками «р» и «рь» (Родители, ребята.)»
Воспитатель. Подберите такие имена, чтобы в них слышались звуки «р» и «рь». (Перт Петрович, Аркадий Федорович, Вера Александровна; Сережа, Лара, Шура, Марина.)
-Что мы нарисуем около дома? (Деревья, кустарник, черноплодную рябину, боярышник, смородину, сирень.) Скажите, в названии каких растений есть звук «рь», а в каких – «р»?
-Затем подсчитывается количество счетных палочек у детей и определяется победитель.
2.6. Физкультминутка для снятия общего утомления
«Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
3.1. Сообщение цели
(Ребята, а сейчас мы с вами построим свою улицу)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции с изображением различных домов города.
а) вопросы к детям:
– Ребята что вы видите на этих картинках? (Ответы детей).
– Какой формы дома? (Ответы детей).
– Воспитатель обсуждает с детьми, что нарисовано на этих картинках и какого цвета, размера и т. д.
Посмотрите на большом листе бумаги я нарисовала: дороги, небо, травку, но на этой картинке чего-то не хватает, чтобы получилась настоящая улица города.
-Как вы думаете, чего не хватает? (Ответы детей).
– Правильно, нам нужно построить дома, посадить деревья.
– Посмотрите, дороги тоже пустые. Давайте вместе сделаем машины.
– Дома, деревья, машины, небо и т. д. мы вырежем из бумаги.
– Но для начала нашей работы давайте разделимся на три подгруппы:
первая подгруппа – будет вырезывать дома;
вторая подгруппа – будет вырезывать транспорт;
третья подгруппа – будет вырезывать деревья, облака и солнце.
3.2. Показ выполнения
– Чтобы сделать дома, нужно взять большой прямоугольник любого цвета и полоску голубого цвета. Полоску сложить в несколько раз, а потом разложить и по линиям сгиба разрезать полоску – это будут окошки, потом взять черную полоску и срезать у нее углы с одной стороны – это будет крыша, затем детали склеить вместе и наклеить на большой лист бумаги.
3.3. Повторение детьми приемов выполнения
(Воспитатель уточняет у детей, какие приемы вырезывания использовать для достижения цели, делает акцент на соотношение величины предметов общей композиции)
3.4. Выполнение задания детьми
(В ходе занятия воспитатель напоминает, как нужно работать с ножницами и клеем. Контролирует выполнение работы детьми, соблюдение необходимой цветовой гаммы, дает советы по созданию деталей рисунка).
3.5. Индивидуальная работа
(Если требуется, объясняет и показывает детям, как вырезать деревья/Кроны деревьев вырезывают из заготовок в форме прямоугольника, а стволы частично наклеивают на кроны деревьев).
– Какой рассказ мы прочитали? Кто автор?
(Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»)
– В какую игру играли?
(Если бы мы были художниками)
– Какую аппликацию сделали?
(«Дома на нашей улице»)
-Вам понравилось занятие?
Конспект лексико-грамматического занятия «Машины на нашей улице» для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: Машины на нашей улице. Цели: 1) закрепить знания детей о наземном транспорте; 2) образование прилагательных от существительных; образование.
Конспект НОД по развитию речи «Чтение рассказа Юрия Коваля «Алый» Программное содержание: упражнять детей в соглосовании существительных с числительными в роде, числе, падеже; познакомить детей с военной.
Конспект ООД в подготовительной группе по Аппликация на тему: «Дома на нашей улице» Аппликация Тема: «Дома на улице» Цель: Закрепить у детей знания о поселке, домашнего адреса и названии улиц. Учить детей передавать в аппликации.
Конспект занятия по математике в средней группе «Машины на нашей улице» Цель: Обобщение знаний детей в ОО «Познавательное развитие». Задачи: Образовательные: • Закреплять представления о правилах дорожного движения.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.
Лепка по мотивам рассказа Е. И. Носова «Белый Гусь» — конспект интегрированной образовательной деятельности для детей 5–6 лет ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, изобразительная. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:.
«Любимые и нелюбимые». Конспект эколого-валеологической игры-тренинга по теме «Живая природа» КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (подготовительная группа детского сада) АВТОР: ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ.
Конспект НОД с использованием дидактических игр «Живая шляпа» Программные задачи: «Познание» Знакомить с природным явлением – листья облетают осенью. Закрепить умение подбирать и составлять букеты.
Конспект НОД по рисованию «Салют на нашей улице» Программные задачи: продолжать знакомить детей со способом рисования тычком, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании,.
«Дома на нашей улице». Аппликация (старшая группа) Цель: Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, приклеивать готовые детали в виде геометрических фигур, располагать.
Пересказ произведения Н. Носова “Живая шляпа”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Произведение Н. Носова “Живая шляпа”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_hudozhestvennogo_proizvedeniya_n.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по пересказу художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа» с использованием ИКТ, сюжетных картинок и составлением коллажа.
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель: Османова В.В.
2016 учебный год.
Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»
с использованием сюжетных картинок
и составлением коллажа.
(старший дошкольный возраст)
Участники: дошкольники – 5 -6 лет.
Количество детей: 12-15 человек.
Длительность: 20 – 25 минут.
Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок, составление пересказа, создание коллажа.
Создать условия для знакомства с произведениями Н. Н. Носова «Живая шляпа»;
Способствовать развитию интереса к произведениям Н. Н, Носова ; Способствовать развитию логического мышления, т. е. формировать умение устанавливать причинно – следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;
Способствовать развитию памяти, слухового и зрительного внимания;
Формировать умение исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок;
Продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа.
Активизации словаря с помощью проговаривания и подбора прилагательных к существительным;
Обогащение словаря прилагательными с помощью подбора их к существительным;
Способствовать развитию монологической речи т. е. формировать умение
связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа;
Закреплять умение составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Социально – коммуникативное развитие:
Формировать навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе;
Воспитание гуманного отношения к животным.
Художественно – эстетическое развитие:
Способствовать развитию эмоционально- образного воображения и эстетического вкуса;
Создание коллажа по сюжету рассказа.
Уточнение значения слов: существительных «кочерга», «бродяга»;
фразеологических оборотов «трясутся от
страха», «бродяга такая».
Виды детской деятельности: коммуникативная, художественная, двигательная.
Оборудование: шляпа, набор сюжетных картинок к рассказу Н. Носова, картинки с изображением головных уборов сказочных героев, картинки с изображением сказочных героев , которым эти головные уборы принадлежат, набор предметных картинок для игры «Назови лишнее», книга Н. Носова «Живая шляпа », лист бумаги формата А-3 для создания коллажа.
Предварительная работа: Оформление выставки книг произведений Н. Носова, чтение произведений Н. Носова, рассматривание иллюстраций к его произведениям, обсуждение прочитанного, беседы по иллюстрациям.
Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу:
Вопросы к детям по содержанию сюжетных картинок;
Составление плана пересказа произведения, используя серию сюжетных картинок;
Дети входят в группу, на столе лежит шляпа.
Организационный момент (беседа).
Воспитатель: – Ребята, что это за предмет?
Воспитатель: – Интересно, откуда она могла появиться здесь?
Дети: – (ответы детей).
Воспитатель : Мне кажется – это какой – то неряха бросил ее здесь. Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: – Да, у каждой вещи должно быть свое место. – Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор?
Дети: Весной или осенью.
Воспитатель: – Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встрече они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия друг другу. Повторяйте за мной.
1. Д/У «Приветствие»
Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: – «Доброе утро, Андрюша» … (дети продолжают).
2. Д/И « Подбери предлог»
Воспитатель: – Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа?
Дети: – Шляпа лежала на столе.
Воспитатель: – А сейчас где наша шляпа?
Дети: – на голове.
Воспитатель: – Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь?
Дети: – (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).
3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»
(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными).
Воспитатель: – Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа – по цвету?
Воспитатель: – А по размеру?
Воспитатель: – По времени года?
Дети : – Весенняя, осенняя?
Воспитатель: – Из какого материала она сделана?
Дети: – . – если дети затрудняются с ответом, воспитатель называет.
Воспитатель: – Шляпа из фетра. Она какая?
Дети: – Фетровая. ( новое слово ).
Воспитатель: – По предназначению: ее носят мужчины или женщины?
Дети: – Если ее носят мужчины – мужская, а если женщины – женская.
Воспитатель: – А если ее носят дети, то какая она?
Воспитатель: – Ребята, какая замечательная у нас шляпа.
II. Основная часть:
Воспитатель: – Ребята обратите внимание на выставку книг, книги какого писателя вы видите?
Дети: – книги писателя Н. Носова.
Воспитатель: – Н. Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
Воспитатель: – Угадайте, кому могут принадлежать эти вещи?
Слайд: шляпа Незнайки, шляпа Буратино, шляпа доктора Пилюлькина, шляпа Звездочета, шляпа Красной Шапочки.
Дети называют героев, которым принадлежат эти вещи и герой появляется на экране.
Воспитатель: – Сегодня мы узнаем еще об одной знаменитой шляпе.
– Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой?
Дети : – Если она волшебная или фея ее заколдавала, сказочная шляпа.
Воспитатель: – Посмотрите, какая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н.Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова, из которой вылетают страницы ).
Воспитатель: – Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ.
(Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам).
Воспитатель: – Вы мне поможете составить рассказ по картинкам?
Дети: – Да. Мы поможем , сейчас соберем картинки.
(Дети собирают иллюстрации.)
Воспитатель: – Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.
(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность).
Воспитатель: – Ребята, у кого самое начало рассказа, как вы думаете с чего все началось?
Н. Носов назвал этот рассказ « Живая шляпа ». Как вы думаете, почему?
Дети: – Она двигалась, словно живая, поэтому казалась живой.
Воспитатель: – Как вы думаете, что было дальше?
Ответы на вопросы.
1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа?)
2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики?)
3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент?)
4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики?)
5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа?) 6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы?)
– Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей).
Д/И « Назови лишнее ?» (игра на внимание)
Слайд: Машина, шляпа, лыжи, клюшка, сани, ребята, картофель, карандаши, огурцы, котенок.
По дороге в Ляпы-Тяпы
Шли гуськом четыре шляпы
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну, а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Воспитатель: – Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка).
Воспитатель: – Вам понравился рассказ? С рассказом какого писателя мы познакомились? О чем этот рассказ? Молодцы.
(Дается оценка каждого ребенка на занятии.)
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).
III. Заключительная часть:
Воспитатель: – Ребята, такой замечательный рассказ, давайте сделаем коллаж по этому рассказу, и посмотрев на него мы сможем с легкостью вспомнить эту забавную историю.
(совместная деятельность детей по созданию коллажа, воспитатель координирует их действия).
Продолжать знакомить детей с творчеством Н.Н. Носова, поддерживать интерес к его произведениям . Поощрять желание детей отображать свои впечатления от прочитанных произведений в художественно- творческой деятельности, театральной деятельности, через игру .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91» Конспект по развитию речи в старшей группепереск.
Предлагаю презентацию к непосредственно образовательной деятельности на тему « Пересказ произведения М.М. Пришвина “Ребята и утята”». Данный материал будет полезен педагогам детского сада. Ц.
Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе “Пересказ произведения Ушинского К.Д. “Четыре желания”. Воспитывать любовь к природе в разные времена года. Учить детей четко и.
Цели: – Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик», подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера .
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.
Пересказ рассказа Николая Носова “Живая шляпа”. Как научить ребенка пересказывать текст?
В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова “Живая шляпа”.
В прошлой статье мы рассматривали этапы работы над пересказом. В этой статье предлагается подробный вариант работы с пересказом рассказа Николая Носова “Живая шляпа”.
Первый раз рассказ читает взрослый.
Н. Носов “Живая шляпа”.
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:
– Ай-ай-ай! – и бегом в сторону.
– Чего ты? – спрашивает Вадик.
– Что ты! Разве шляпы бывают живые?
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
– Ай! Ой! – закричали ребята.
Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.
– Пойду к себе домой.
– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
– А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
– Ну, пойди, посмотри.
– Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
– Постой, я тоже кочергу возьму.
– Да у нас другой кочерги нет.
– Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
– Где же она? – спрашивает Вадик.
– Вон там, возле стола.
– Сейчас я ее как тресну кочергой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.
– Сейчас я ее спугну, – сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
Но шляпа не двигалась.
– Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, – предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
– Мяу! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
– Васька! – обрадовались ребята.
– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Обсуждение.
– Как ты думаешь, почему писатель назвал свой рассказ “Живая шляпа”?
(Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывай, что каждая часть должна содержать основную мысль. Давай вместе составим план рассказа.
– Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа).
- Даем ребенку подумать самостоятельно и затем совместно делим рассказ на части и отмечаем карандашом границы.
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:
– Ай-ай-ай! – и бегом в сторону.
– Чего ты? – спрашивает Вадик.
– Что ты! Разве шляпы бывают живые?
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
– Ай! Ой! – закричали ребята.
Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.
– Пойду к себе домой.
– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
– А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
– Ну, пойди, посмотри.
– Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
– Постой, я тоже кочергу возьму.
– Да у нас другой кочерги нет.
– Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
– Где же она? – спрашивает Вадик.
– Вон там, возле стола.
– Сейчас я ее как тресну кочергой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.
– Сейчас я ее спугну, – сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
Но шляпа не двигалась.
– Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, – предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
– Мяу! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
– Васька! – обрадовались ребята.
– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Теперь прочтем первую выделенную часть (читает ребенок).
– О чём эта часть рассказа?
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
Почему автор именно так построил свой рассказ?
– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Как ее можно назвать (Котенок и ребята)
Вторая часть.
Читаем вторую часть рассказа.
– Какое впечатление сложилось у тебя о героях рассказа?
– Смелые они мальчики или трусишки?
– Как развивались события дальше?
– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались, им было страшно)
– Как ты понял, что им страшно, какие строки об этом говорят, зачитай.
– Кто из мальчиков, Володя или Вадик, тебе больше нравится? Почему?
– Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом сами стали нападать на шляпу?
– Придумай название этой части. (Испуг)
Третью часть рассказа можно прочитать по лицам, т.е. диалогом.
– Сколько участников диалога? (Два) Посмотри, какие слова произносит каждый герой рассказа.
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумай название этой части. ( Решение ребят)
Читаем четвертую часть рассказа.
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумай название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)
– Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение, радость).
– Представь себя на месте героев, ты бы испугался «живой шляпы»?
– Как бы ты поступил на их месте?
План рассказа “Живая шляпа” (выписываете отдельно).
- Котёнок и ребята.
- Испуг.
- Решение ребят.
- Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.
Закрепление материала.
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
(восстанавливаем план по картинкам)
Сейчас мы посмотрим, хорошо ли ты запомнил последовательность действий в этом рассказе. В каком порядке должны идти эти картинки, свой ответ обоснуй.
Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).
– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?
Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).
А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то , что написал автор, рассматривая иллюстрации.
Что изображено на четвертой картинке?
– Как ты думаешь, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажи своё мнение словами из текста.
Также на проверку содержания рассказа можно провести игру
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”:
1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
- Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
- Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
- Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
- Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха
– Найди пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.
- Кто смел, тот и съел.
- У страха глаза велики.
- Велика голова, да мозгу мало.
- Трусливому зайке и пенёк волк.
У страха глаза велики.
-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.
– Как бы ты поступили, оказавшись на месте героев произведения?
– Так смешной или страшный этот рассказ?
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
1″ :pagination=”pagination” :callback=”loadData” :options=”paginationOptions”>
Конспект урока по литературе на тему “Н. Н. Носов “Живая шляпа””
Описание разработки
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Н. Носова;
развивать навыки выразительного чтения, умение читать в лицах и кратко пересказывать текст;
развивать мышление, память, речь учащихся;
воспитывать интерес к чтению.
1. Организационный момент
– Ребята, скажите, а вы любите загадки?
– Я для вас приготовила интересную загадку, попробуйте её отгадать.
1. –Назовите признаки к слову шляпа.
соломенная дедушкина мамина
красная синяя широкая
– Как вы думаете, а шляпа бывает живая?
2. Ребята! Внимание! Важное задание:
– зачеркните все буквы П и Е.
Догадались, кто это?(Носов)
3. Работа над новым материалом
а) Беседа. Вступительное слово учителя.
Ребята. Сегодня нас ждёт приятная встреча с одним из детских писателей – Николаем Носовым. Портрет его вы видите. Есть писатели произведения которых намного переживают их самих. К их числу принадлежит и Н. Н. Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми автором.
-А что вы знаете о Н. Н. Носове? (биографическая справка детей)
б) Сообщение цели урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одной историей. Она произошла с такими же ребятами как вы, когда они сидели дома.
в) Работа с учебником
Ребята, а вы можете придумывать?
-Откройте учебники. Прочитайте заголовок.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
-Заголовок нам говорит о чём-нибудь?
– Возьмите в руки простые карандаши.
– Если при чтении текста вам встретится неизвестное слово, поставьте над ним?
– если вас что-то удивит -!
4. Первичное чтение с предугадыванием.
5. Проверка первичного чтения
1. Какие эмоции были у вас, когда мы читали рассказ? (страх, переживание, удивление)
– Н. Носов назвал рассказ «Живая шляпа», как вы думаете, почему?
(-шляпа двигалась как живая;
– из – за того, что под ней был котёнок, шляпа действительно казалась живой)
2. -Чему вы удивились при чтении?
– Какие слова, встретившие в тексте, вам были неизвестны?
Физминутка
– А сейчас проверим, как внимательно вы слушали рассказ.
Тестирование:
1. Кота в рассказе зовут:
2. Кот попал под:
3. Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:
4. Чем стреляли мальчики в шляпу:
5. Кто был под шляпой:
(поменяйтесь с товарищем листочками, проверяем. . )
-Эта оценка не за урок, а за понимание рассказа.
Физминутка для глаз
Повторное чтение. Работа над текстом.
-Ребята, почему, когда я читала этот рассказ, вы смеялись?
– А ведь мальчикам, героям рассказа было не смеха.
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем 1 часть рассказа.
– узнали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?(нет)
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
Русский язык (чтение)
Тема: Н.Носов «Живая шляпа»
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Н.Носова;
развивать навыки выразительного чтения, умение читать в лицах и
кратко пересказывать текст;
развивать мышление, память, речь учащихся;
воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: карточки, плакат со словом Шляпа, портрет Н.Носова, слова для Анаграммы, цветные шляпы, карточки для творческого задания, иллюстрации, тесты, вешалка.
-Ребята, скажите, а вы любите загадки?
– Я для вас приготовила интересную загадку, попробуйте её отгадать.
1.-Назовите признаки к слову шляпа.
соломенная дедушкина мамина
красная синяя широкая
-Как вы думаете, а шляпа бывает живая?
2.Ребята! Внимание! Важное задание:
-зачеркните все буквы П и Е.
Догадались, кто это?(Носов)
3.Работа над новым материалом
а) Беседа. Вступительное слово учителя.
Ребята. Сегодня нас ждёт приятная встреча с одним из детских писателей – Николаем Носовым. Портрет его вы видите. Есть писатели произведения которых намного переживают их самих. К их числу принадлежит и Н.Н.Носов. Несмотря на то, что писатель умер более 30 лет назад, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми автором.
-А что вы знаете о Н.Н.Носове? (биографическая справка детей)
б) Сообщение цели урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одной историей. Она произошла с такими же ребятами как вы, когда они сидели дома.
в)Работа с учебником
Ребята, а вы можете придумывать?
-Откройте учебники . Прочитайте заголовок.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
-Заголовок нам говорит о чём-нибудь?
– Возьмите в руки простые карандаши.
– Если при чтении текста вам встретится неизвестное слово, поставьте над ним ?
– если вас что-то удивит – !
4.Первичное чтение с предугадыванием.
5. Проверка первичного чтения
1. Какие эмоции были у вас, когда мы читали рассказ? (страх, переживание, удивление)
– Н.Носов назвал рассказ «Живая шляпа», как вы думаете, почему?
(-шляпа двигалась как живая;
– из – за того, что под ней был котёнок, шляпа действительно казалась живой)
2.-Чему вы удивились при чтении?
– Какие слова, встретившие в тексте, вам были неизвестны?
-А сейчас проверим, как внимательно вы слушали рассказ.
1.Кота в рассказе зовут:
А)Борька б) Васька в) Тишка
А)платок б) пальто в) шляпу
3. Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:
А)лыжную палку б)кочергу в)доску
4.Чем стреляли мальчики в шляпу:
А)морковкой б) картошкой в)огурцами
5. Кто был под шляпой:
А) щенок б) котёнок в)мышонок
(поменяйтесь с товарищем листочками, проверяем..)
-Эта оценка не за урок, а за понимание рассказа.
Физминутка для глаз
Повторное чтение. Работа над текстом.
-Ребята, почему, когда я читала этот рассказ, вы смеялись?
– А ведь мальчикам, героям рассказа было не смеха.
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем 1 часть рассказа.
-узнали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?(нет)
– Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, то, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.
-Сколько действующих лиц в рассказе?
Какими словами начинается 2 часть?
– Читать эту часть будем жужжащим чтением.
Задание: Определите эмоциональное состояние героев и с какой интонацией вы будете читать реплики?
– что испугало мальчиков?(шляпа, которая двигалась)
– понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?(да, понимали)
– Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.
– Как вы будете читать слова Вовки?(испугано)
Чтение по ролям
– Давайте прочитаем эту часть по ролям.
– Продолжаем читать 3 часть. У кого на парте будет лежать шапочка, тот и читает, а если я заберу шапочку, вы прекращаете читать.
Учитель ——–дети( за ведущим, по цепочке)
– Найдите и прочитайте слова, которые обозначают действие.
Чтение 4 части(чтение молча)
Задание: составьте вопросы по содержанию.
Чтение 5 части( читаем по цепочке)
– Найдите в тексте предложение которое начинается так: «Глядь, из – под шляпы высунулся…»
Закрепление. Развивающее задание.
-1. Сейчас мы поработаем в парах.
– У вас на столах лежат карточки, измените в словах порядок букв и узнайте слова.
– Найдите лишнее слово.
2. Работа в группах (3 группы)
– У меня для вас есть сюрприз.
– Сейчас мы будем работать в группах .
«Что было бы, если в комнату вошла мама. Как изменилась бы ситуация?»
«Что было бы, если в комнату вошёл папа. Как изменилась бы ситуация?»
3 группа. Работа с иллюстрациями.
Подумайте и расположите данные иллюстрации в соответствии с событиями происходящими в рассказе.
– А теперь подберите к иллюстрациям заглавия.
Мальчики раскрыли «секрет» живой шляпы.
Ребята, у вас на столе лежат шляпы, возьмите их. На шляпе написано : В этот тёплый осенний день… продолжите, каким для каждого из вас был наш урок.
Шляпы должна висеть на вешалке, давайте и мы повесим наши шляпы. Озвучивая написанное. (дети вывешивают шляпы)
Подводя итог урока, хочу сказать вам огромное спасибо, вы все очень хорошо работали, старались. Сегодня на уроке вы подарили мне вдохновение.
Составить план к рассказу и пересказать.
Нарисовать рисунок к одной из частей и составить вопросы.