Автор На чтение 8 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Очень кратко:Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.
Старуха ИзергильАудиоспектакль. 1 ч 3 мин. Читают Василий Бочкарев и др. Бесплатный отрывок:Василий Бочкарев и др.1 ч 03 минСтаруха ИзергильАудиокнига. 57 мин. Читает Дарья Морозова. Бесплатный отрывок:Дарья Морозова57 минСтаруха ИзергильАудиокнига. 1 ч. Читает Дмитрий Кинге. Бесплатный отрывок:Дмитрий Кинге1 ч 00 мин
Читайте также
О произведении
Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.
Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.
Если вы искали полное содержание рассказа «Старуха Изергиль» Горького – перейдите по этой ссылке в нашу удобную библиотеку.
Главные герои
Старуха Изергиль – пожилая женщина, собеседница автора. Рассказывает об истории своей жизни, легенды о Данко и Ларре. Считает, что «каждый сам себе судьба».
Ларра – сын женщины и орла. Презирал людей. Наказан людьми бессмертием и одиночеством.
Данко – юноша, любящий людей, «лучший из всех». Спас людей ценой собственной жизни, освещая им дорогу из леса вырванным из груди сердцем.
Другие персонажи
Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.
Краткое содержание
Глава 1
Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.
Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.
В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с Орлом в горах, и юноша – сын Орла. Когда Орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой.
Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды»
. Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше»
.
Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом»
и просто отпустили юношу.
Героя стали называть Ларра – «отверженный»
. Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары»
. Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь.
Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему»
. Так был наказан человек за свою непомерную гордость.
До собеседников с берега донеслось чудесное пение.
Глава 2
Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови»
дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.
Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема «от скуки»
в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый»
, которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку. «Достойный пан с изрубленным лицом»
, любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой). Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль.
О разных минутах своей «жадной жизни »
поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.
Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко»
, и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.
Глава 3
В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.
Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы»
. Люди сидели и думали, как им быть, но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко «спас всех один»
. Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес, ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.
Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей: ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой; оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям»
дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.
Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один осторожный человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.
Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.
Конец.
Выводы
Как любое классическое произведение, рассказ Горького подводит читателя к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Пересказ «Старухи Изергиль» дает представление о сюжете, идее, персонажах произведения. Прочтение полного текста рассказа позволит читателю окунуться в яркий и выразительный мир горьковских героев.
Тест по рассказу
После прочтения краткого содержания – попробуйте ответить на вопросы теста:
- Вопрос 1 из 11
В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>
- <label>1894;</label>
- <label>1895;</label>
- <label>1897;</label>
- <label>1899.</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://briefly.ru/gorkii/staruha_izergil/
- https://obrazovaka.ru/books/gorkiy/staruha-izergil
Легенды о Ларре и Данко (из рассказаМ.Горького «Старуха Изергиль»).Проблематика рассказа и авторская позиция.
Цели:
-
Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.
-
Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.
-
Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.
Задачи:
-
Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;
-
Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
-
Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
-
Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.
Оборудование:
Эпиграфы к уроку:«Если только для себя, то зачем ты?»
(Древняя мудрость)
Ход урока
-
Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.
Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».
С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока.
Учитель.Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?»В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.
На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.
Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»
Эпиграфом к нашему уроку,на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»
— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.
Примечание:
Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».[5]
-Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.
II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.
1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).
2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).
3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра –личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток»,«эгоистичен».)
Групповая работа
4. Анализ легенды о Ларре
-
Кто является главным героем первой легенды?
-
Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
-
Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)
-
Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм,себялюбие)
-
Чем отличается гордость от гордыни?
Примечание:
Гордость –чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня – непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.[3:138]
-
Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.
-
К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)
-
Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
-
Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?
-
А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома.(…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)[3:35]
-
Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода?(Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)
-
Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).
-
Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.
Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.
«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]
-
На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?
6. Анализ легенды о Данко.
а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]
б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
-
Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)
-
Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)
-
Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.
Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46]. Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».[2:47] Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).
ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
-
Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).
Таблица
Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького | ||
Критерии | Данко | Ларра |
1) Отношение к людям | «Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] | Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») |
2) Толпа — герой | «Дружно пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46] | Открытое противостояние(«А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…») |
3) Отличительная черта характера | Альтруизм | Чрезмерная гордость, полная свобода действий |
4) Отношение к жизни | Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. | «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] |
5) Легенда и современность | Что имеется ввиду? Актуальность образа? | |
6) Поступки, совершаемые героями | Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…») | Преступление, убийство той, что отвергла сына орла |
7) Авторская оценка героев | «гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко. | «Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет ему места среди людей.» [2:35] |
-
Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»
-
А как вы понимаете словаэпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»
8. Рефлексия
- Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.
На память о нашем уроке – эти символические сердечки. И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»
ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ
После изгнания из рая Адам и Ева поселились к востоку от Эдема. Здесь началась суровая и безрадостная жизнь первых людей. Вскоре у них родился сын, которого назвали Каином, затем второй — Авель. Много надежд возлагали родители на детей, но, увы, их мечтам не суждено было осуществиться. Рождение сыновей стало лишь началом новых страданий и горя.
Каин рос грубым и непослушным мальчиком. Авель, напротив, был кроток и добр. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада овец. Однажды братья решили преподнести дары Богу. Каин принёс в жертву плоды земли, самоуверенно считая, что этим он заслужит Божью милость. Авель же, искренно молясь, смиренно преподнёс лучшую овечку из своего стада. Дар Авеля Бог радушно принял, а приношение Каина отверг.
Каин затаил обиду на брата, стал ждать подходящего случая, чтобы отомстить. Однажды ему удалось заманить Авеля в поле и убить, совершив невиданное доселе злодеяние. Кровь первого умершего человека обагрила землю… Содеянное не смутило Каина, не вызвало в нём раскаяния. Напротив, на вопрос Бога: «Где брат твой Авель?» он дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Господь наказал Каина за грех, сделав его вечным изгнанником и скитальцем на Земле.
«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]
– В чем сходство библейской истории и легенды о Ларре?
– Чем сюжет легенды о Ларре отличается от библейской истории?
-
Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
-
Как относится герой к другим людям?
-
Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?
-
Чем отличается гордость от гордыни? Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.
-
Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого? Это наказание или свобода?
-
Найдите ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания (ТЕКСТ)
-
Каково отношение автора к Ларре?
Критерии | Ларра |
1) Отношение к людям | |
2) Толпа — герой | |
3) Отличительная черта характера | |
4) Отношение к жизни | |
5) Легенда и современность | |
6) Поступки, совершаемые героями | |
7) Авторская оценка героев |
ЛЕГЕНДА О ДАНКО
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
-
Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?
-
Какой поступок совершил герой ради любви к людям?
-
Как складываются отношения между Данко и толпой? (ТЕКСТ)
-
Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?
Критерии | Данко |
1) Отношение к людям | |
2) Толпа — герой | |
3) Отличительная черта характера | |
4) Отношение к жизни | |
5) Легенда и современность | |
6) Поступки, совершаемые героями | |
7) Авторская оценка героев |
Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» по главам. Этот рассказ состоит из трёх частей, в него вошли две легенды: легенда о Данко и легенда о Ларре, а также рассказ самой Изергиль о мужчинах, которые её любили.
Главные герои
Старуха Изергиль – пожилая женщина, рассказавшая рассказчику историю своей жизни, а также легенды о Данко и Ларре.
Данко – добрый, самоотверженный юноша, который спас своё племя ценой собственной жизни.
Ларра – сын женщины и орла. Горделивый, самовлюбленный юноша, считающий себя лучше всех.
Рассказчик – работал с молдаванами на сборе винограда, пересказал услышанное от старухи Изергиль.
Краткое содержание
Глава I
Эти истории рассказчик услышал в Бессарабии, под Аккерманом. Там он занимался сбором винограда вместе с молдаванами. Как-то вечером , окончив дневной сбор, все работники ушли на берег моря, а рассказчик остался отдохнуть в тени виноградных лоз. Рядом с ним оказалась старуха Изергиль, которая поинтересовалась, почему он не пошёл вместе с остальными. Рассказчик ответил, что не хочет. На что получил укор старухи Изергиль в том, что все русские рождаются уже скучными стариками.
В скором времени взошла луна, и плывущие по небу облака стали отбрасывать тени. Указав на одну из таких теней, Изергиль назвала её идущим Ларрой. Рассказчик ответил, что ничего не видит, тогда Изергиль поведала ему старинную легенду.
Много тысяч лет прошло с тех пор. Далеко за морем жило могучее племя людей. Днём они пасли стада и охотились, а вечером пировали. В один из таких пиров орёл похитил прекрасную девушку и унёс к себе в горы. Девушку искали, но не нашли, поэтому со временем позабыли об этой истории.
Через двадцать лет эта девушка сама вернулась к племени, а вместе с ней пришёл могучий и красивый юноша. Она рассказала, что орёл унёс её в горы, и сделал своей женой. Юноша – это его сын, а сам орёл, когда начал слабеть – взлетел высоко в небо и, стремительно бросившись вниз, разбился об скалы.
Все с удивлением рассматривали сына орла, но он не отличался ничем от окружающих. Только глаза его были такими же гордыми и холодными, как у орла. Когда пришли старейшины племени, юноша заговорил с ними, как с равными себе. Старейшины возмутились такой вольностью, но сын орла сказал, что отказывается почитать их, как все остальные люди. Тогда старейшины рассердились, и прогнали гордеца, сказав, что ему нет места в племени, и он может идти, куда хочет.
Юноша так и сделал. Он подошёл к одной красивой девушке, которая смотрела на него всё это время, и обнял её. Но красавица оказалась дочерью одного из старейшин, поэтому, побоявшись гнева отца, оттолкнула сына орла. В ответ он жестоко убил её на глазах у всего племени. После этого племя связало его, и старейшины стали думать, как можно наказать человека, совершившего такое ужасное преступление.
У юноши спросили, зачем он это сделал. Он подумал, и ответил, что убил девушку, потому что она не подчинилась ему. После долгого разговора старейшины увидели, что сын орла считает себя лучше всех на земле, и никого, кроме себя не ценит.
Один из мудрецов, молчавший до этого, понял, что главное наказание находится в самом юноше. Ему ничего не нужно было – ни любви, ни дома, ни друзей, ни матери. Мудрец предложил наказать сына орла, отпустив его на свободу. Старейшины согласились.
С этих пор юноша получил имя Ларра, что означало «отверженный». Он только посмеялся со своего наказания, ведь он остался один, как и отец. Он не учёл одного – его отец был орлом, а он сам – человеком.
Долгие годы бродил Ларра по миру, делая всё, что ему вздумается. А потом ему захотелось умереть, и он пришёл к людям, чтобы они его убили. Но он не мог умереть, поэтому был обречён на вечное одиночество из-за своей гордыни. С годами тело его истрепалось, и теперь он похож на тень.
Глава II
Старуха Изергиль сравнивает здоровье с золотом, которое необходимо тратить для яркой жизни. Она рассказывает, что в молодости ткала с рассвета до заката ковры, а ночью бегала на свидания к своему возлюбленному.
Изергиль жила с матерью под Фальми на берегу Бырлата. Ей было пятнадцать лет, когда она впервые влюбилась. Он был рыбаком, и спустя некоторое время стал звать Изергиль уехать с ним на его родину. Но девушка на тот момент уже разлюбила его. Теперь она увлеклась одним рыжим гуцулом с бойким нравом. Он был то печальным, то ласковым, а иногда становился неуправляемым, словно дикий зверь.
Рыбак, который любил Изергиль, примкнул к рядам гуцулов. Однако недолго ему было суждено наслаждаться их вольной жизнью. Один румын сдал их. Рыжего гуцула и рыбака повесили, Изергиль даже ходила смотреть на их казнь. Гуцул не боялся смерти, а рыбак плакал.
Потом в жизни Изергиль появился один богатый турок. Она поселилась в его гареме, но через неделю ей стало слишком скучно в обществе глупых женщин. Изергиль сбежала из дома турка вместе с его шестнадцатилетним сыном. Убежали они в Болгарию, где девушка была ранена в грудь одной болгаркой, приревновавшей её к своему мужу. После ранения Изергиль попала в женский монастырь, в котором за ней ухаживала одна монашка. К этой монашке ходил её брат, тоже монах. С ним Изергиль потом уехала в Польшу. А сын турка умер, не выдержав трудной жизни вне дома.
Поляк оказался подлым человеком. Когда Изергиль была ему нужна, он говорил ей много льстивых фраз, а когда надоедала – оскорблял. Однажды он сильно обидел её, и она подняла его на руки, а затем бросила в реку. После этого Изергиль с поляком больше не виделась. Она вообще никогда не встречалась с теми, кого когда-то любила, и была этому очень рада.
В Польше Изергиль трудно жилось. Она сравнивала поляков со змеями, которых Бог наказал за их лживость «шипящим» языком. Изергиль ничего не умела делать, чтобы заработать себе на жизнь, поэтому стала продавать себя. Богатые польские паны дрались из-за неё, настолько она была хороша. Один даже принёс целый мешок золота, и осыпал им Изергиль, но она всё равно прогнала его.
Изергиль полюбила в то время одного польского пана с изрубленным лицом. Он любил подвиги, поэтому всегда участвовал во всех сражениях. Скорее всего, он погиб во время бунта.
Изергиль заработала много денег за это время. Она жила в Кракове, и у неё было всё необходимое: лошади, слуги, золото. Тогда она полюбила одного красивого шляхтича, который долго её добивался, а, получив своё, сразу же бросил. Звали его Аркадэк. Изергиль была уже немолодой в то время, поэтому во всём стала винить свою увядающую красоту.
Шляхтич оказался очень подлым. Встречая Изергиль, он всегда смеялся над ней. Но она всё терпела, лишь бы иметь возможность любоваться им изредка. Затем Аркадэк отправился биться с русскими, и Изергиль поехала вслед за ним. Возле Варшавы она узнала, что её возлюбленный находится в плену у русских. Она помогла ему бежать из плена, задушив часового. В благодарность за спасение Аркадэк пообещал любить её, но Изергиль была слишком гордой женщиной. Она сразу поняла, что шляхтич всего лишь делает ей одолжение, поэтому разозлилась и прогнала его.
После этого разочарования Изергиль осознала, что ей пора остепениться, и уехала в Добруджу. И вот уже тридцать лет она живёт здесь. Изергиль даже вышла замуж, но год назад её муж умер.
Местная молодёжь любила Изергиль. Она рассказывала им много интересных историй, а они напоминали её о тех временах, когда она была молода и красива.
Окончив свой рассказ, старуха Изергиль задремала. А рассказчик сидел рядом и смотрел на степь. Там вспыхивали маленькие голубые огоньки, и сразу же гасли. Изергиль назвала их искрами от горящего сердца Данко, а затем поведала рассказчику вторую легенду.
Глава III
Давным-давно жило одно племя. Место, где они жили – было окружено с трех сторон непроходимыми лесами, а с четвертой – степью. Жили эти люди хорошо, но пришли другие племена и прогнали их вглубь леса. Там жить было невозможно. Люди гибли от поднимающихся из болот испарений. Но тоска и страх лишили их воли, поэтому они продолжали грустить и ничего не делали.
Один Данко не хотел мириться с их положением. Он призвал всех идти искать выход из леса, и люди согласились, попросив его вести их. Трудный это был путь. Вначале люди верили в Данко, но шли они очень долго, и через некоторое время племя устало, и стало корить того, кто их ведет. Во время внезапно начавшейся грозы люди окончательно отчаялись. Но никто не хотел признаваться в своей слабости, поэтому обвинили во всём Данко. Они накинулись на него и грозились убить.
Данко любил людей, поэтому не стал на них злиться. Наоборот, он захотел спасти своё племя любой ценой. От желания помочь окружающим его сердце загорелось огнём. Данко вырвал своё сердце из груди и поднял его высоко над головой. Горящее сердце разогнало непроглядную тьму. Данко снова стал впереди племени, и повёл его дальше, освещая дорогу своим сердцем.
Вскоре лес закончился, и люди, наконец, увидели солнце над головой. Данко окинул степь радостным взором, рассмеялся и умер. Его племя даже не заметило смерти героя, только один человек увидел лежащее рядом с Данко горящее сердце, и, испугавшись чего-то, растоптал его. Сердце рассыпалось на множество голубых искр, которые до сих пор вспыхивают в степи.
Рассказчик смотрел на старуху Изергиль, и думал о том, сколько ещё осталось в её памяти легенд и воспоминаний.
Автор Елена Лысенко На чтение 4 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено
Художественные приёмы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» помогают раскрыть идею произведения, нарисовать образы главных героев.
Перед нами романтический рассказ, относящийся к раннему творчеству М. Горького. Сам автор говорил, что создал «стройное и красивое произведение» (в письме А.П. Чехову), поэтому в нём важен каждый элемент.
Сразу обращает на себя внимание композиция. Перед нами рассказ в рассказе. Что даёт этот художественный приём? Он помогает придать сообщаемому поучительный и назидательный характер. Ещё одна особенность — два рассказчика, поэтому повествование кажется более объективным.
Кстати, интересно, что имя Изергиль созвучно Иггдрасилю — ясеню из скандинавских легенд, что соединяет мир людей, мёртвых и богов. Мудрая старуха также соединяет прошлое и настоящее, передавая через легенды знания. Говорящее имя как бы заставляет читателя заранее внимательно прислушаться к её рассказам.
Итак, пейзажная зарисовка погружает читателя в атмосферу Бессарабии (вспомним, что для романтического произведения характерно необычное, экзотическое место действия): «ночь и фантазия», «казалось началом чудной сказки». Рассказчик со стороны наблюдает за компанией молодых людей, однако разговор со старухой Изергиль увлекает его больше. Она рассказывает две легенды.
Первая — о Ларре. Сейчас это тень, неприкаянно бродящая по степям Бессарабии. Но давным-давно это был юноша, слишком гордый, чтобы любить людей. Он презирал окружающих, считая себя выше других. Сын орла и простой девушки похищал скот и красавиц. А когда одна из них отказала ему, то просто убил её. За это люди наказали Ларру — просто перестали его замечать. Он остался в одиночестве. И даже смерть отвернулась от гордеца. Со временем он превратился в одинокую бесплотную тень. Эта часть раскрывает проблему отношений человека и общества: никто не может жить без поддержки других. Индивидуализм —только иллюзия счастья.
Ещё одна часть посвящена рассказу старухи Изергиль о собственной жизни, яркой, полной страстей и эмоций. У неё всегда было много поклонников, а сама она жила в согласии с сердцем и собственными убеждениями — была с тем, с кем хотела, оставаясь при этом свободной. Она рассказывает о преданности, гордости, любви, внутреннем достоинстве. Эта часть раскрывает идею самоценности человека.
В третьей части перед читателем опять легенда. Главный герой — Данко. Он вырывает из груди своё сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям, настолько велика в нём любовь. Этот смелый и сильный человек добровольно берёт на себя ответственность за других. Но благодарности за свой подвиг не получает: наоборот, «осторожный человек» наступает на горящее сердце. Данко и не ждёт никакой награды: просто в нём много бескорыстия, сострадания, чистоты, веры в людей. Именно его старуха Изергиль приводит в пример рассказчику, говоря о современном поколении, слабом духом, трусливом.
Этот композиционный приём (рассказ в рассказе) также как бы соединяет легенды с реальной жизнью, подчёркивая их тесную связь, утверждая, что и в повседневности есть «место подвигам».
А антитеза как ещё один художественный приём ярче раскрывает характер героев: жестокий индивидуалист противопоставлен благородному альтруисту. Ларра, возвысивший себя над обществом, и Данко, отдавший жизнь ради других. Всё настолько явно в такой подаче легенд, в их порядке, что читатель самостоятельно может сделать вывод, насколько безнравственен эгоизм, как, наоборот, прекрасен человек, живущий ради блага других. Но при этом не стоит гасить свой внутренний огонь в угоду другим.
Не менее важны при разговоре о художественных приёмах и языковые особенности. Язык рассказа афористичен. Крылатыми стали фразы «В жизни всегда есть место подвигам» или «Наказание человека — в нём самом». Так, использование тропов помогает приблизить авторское произведение к фольклорному. Например, это метафоры («голос хрустел»), сравнения («черноволосая и нежная, как ночь»), эпитеты («пышные и странные очертания»), гиперболы («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»).
Кроме того, каждое средство выразительности подобрано очень точно и подчёркивает идею рассказа. Так, мать Ларры «измученная», «иссохшая» — эпитеты показывают, что она первая жертва своего сына-гордеца. А раз страдают даже самые близкие люди, то в чём смысл непомерной гордости, холодного ума? Или одушевление леса, где идут люди вместе с Данко: «болото разевало пасть», у деревьев «корявые, длинные руки». Лес торжествует, когда путники теряют человеческий облик и начинают судить своего провожатого. И тем благородней подвиг Данко, вырвавшего сердце ради тех, кто стал «как звери».
Итак, именно художественные приёмы (необычная композиция, антитеза, метафоры и сравнения, эпитеты и гиперболы) помогают М. Горькому изобразить сильных и необычных героев, нарисовать великолепные пейзажи. Но главное — раскрыть идею. Писатель доносит до читателя мысль о том, что во благо общества надо уметь жертвовать собой, что индивидуализм губителен, нельзя жить, не заботясь ни о ком, кроме себя.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными
возможностями здоровья «Надежда» муниципального образования
Городской округ Симферополь
Республики Крым
М. Горький «Старуха Изергиль. Легенда о Данко».
7 класс
Учитель: Кузнецова Ю.Ю.
Цели: 1)
познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа
текста; 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память,
логическое мышление; расширять словарь; 3) через анализ легенды воспитывать
уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению
людям, добру.
Оборудование: презентация,
учебник
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Объявление
темы и целей урока.
Слайд
1
II.
Коррекционно-развивающие упражнения.
1.
Тренировка внимания, памяти.
—
Внимательно посмотрите на слова, постарайтесь их запомнить:
Слайд
2
рассказ
повесть
автобиография
псевдоним
легенда
метафора
Слайд 3
Убирается
слово легенда
— Что
изменилось?
—
Давайте вспомним, что такое легенда?
Запись
в тетради.
Слайд
4
Легенда
– это рассказ народной фантазии, где сочетаются реальное (историческое событие
или лицо) и фантастическое.
III.
Знакомство с понятием романтизм, романтический герой
— В
1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
Горького
заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Романтизмом
окутано всё произведение.
— А
что такое романтизм? Давайте познакомимся с новым понятием.
Романтизм –
художественное направление в литературе, признаками которого является
изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим,
устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с
обществом, с людьми.)
Запись
в тетради.
Слайд
5
—
Следуя этому определению, скажите, кто такой романтический герой?
IV.
Работа по теме урока
1.
Постановка проблемного вопроса
— Каким
должен быть современный человек, и как ему жить среди людей?
Слайд
6
— Этот
вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький.
2.
Анализ легенды о Данко
— Сегодня мы с вами поговорим о герое легенды о Данко из рассказа «Старуха
Изергиль».
Слайд
7
Целеполагание
— Как
вы думаете, какова цель нашего урока?
— Вы
уже прочитали легенду.
—
Попробуйте определить тему произведения.
Обратимся
к словарю
Подвиг
— героический самоотверженный поступок.
Героический
— свойственный герою.
Герой
— это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,
совершает
смелые, необычные по своей храбрости поступки.
Слайд
8
Самоотверженный
— жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный
Поступок
— решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Трусость
— отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство —
нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
Слайд
9
Самопожертвование
— готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов
других людей.)
Слайд
10
Работа
над анализом текста.
-Как
Горький характеризует племя в начале текста?
— Где
они жили сначала?
—
Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?
—
Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать
автор?
—
Почему у таких сильных людей родился страх?
—
Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?
— К
чему привело бездействие? Что породило?
— К
какой мысли привели их трусость и бездействие?
— Найдите
описание Данко в тексте.
—
Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили
именно ему вывести племя?
—
Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе
обрушились» на него?
— За
что же он должен был погибнуть?
—
Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?
—
Почему же тогда в душе Данко зародилась тоска?
Чтение
фрагмента текста:
—
Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И
вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце и высоко поднял
его над головой.
Оно
пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный
этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали
как камни.
— Для
чего Данко вырвал из груди сердце?
— Как
люди отнеслись к смерти Данко?
—
Напрасна ли смерть Данко?
—
Можно ли назвать Данко героем?
—
Какова идея легенды?
V.
Рефлексия. Подведение итогов.
Обсуждение
иллюстраций к легенде.
Слайд
11,12, 13, 14
Мозговой
штурм.
— Чем
может пожертвовать современный человек?
Слайд
15
VI.
Подведение итогов урока
Данко
– гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради
людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не
заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце
ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые
искры степи, появляющиеся перед грозой.
М.
Горький показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя
своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.
Горький
убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.
Слайд
16
Домашнее
задание. Ответить на вопрос : «Каким должен быть человек и как ему жить
среди людей?»
Список литературы
Коровина В.Я.,
Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И. С. Литература. 7 класс. М.:
Просвещение, 2014 год.
Дополнительные
ссылки на ресурсы сети Интернет
Интернет портал «Lit-helper» (Источник)
Интернет портал «fb.ru» (Источник)
Интернет портал «KlassReferat» (Источник)
https://ic.pics.livejournal.com/luchezar_rodov/84322105/11173/11173_800.jpg