Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

1 план: 1ученики 2учитель 3работник разминающий глину. 2 ответа: 2 0 в школах двуречья учили только одной дисциплине - клинописи,

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ


1

План:

1)ученики

2)учитель

3)работник разминающий глину.

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

2 ответа:

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ



2



0

В школах Двуречья учили только одной дисциплине — клинописи, а из учебных принадлежностей ученикам требовалась только вода, глина и палочки для письма.

На этом рисунке мы видим группу учеников, которые в несколько рядов расположились на каменных скамьях. Каждый ученик держит в руке по палочке для письма и глиняную табличку, на которой он учится писать. Мы не видим мисок с водой, но они также присутствовали, так как именно водой затирались допущенные ошибки. Один ученик стоит и видимо спрашивает о чем-то учителя.

Перед учениками на удобном стуле сидит учитель — почтенный старец с посохом, который используется не столько для опоры при ходьбе, сколько для вразумления нерадивых учеников. Учитель что-то объясняет ученикам.

На переднем плане мы видим рабочего, слугу, который разминает глину для табличек. Это пожилой раб, который прислуживал при школе.

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ



1



0

1) Ученики: мальчики из богатых семей (обучение в Месопотамии стоило денег) внимательно слушают учителя. Они знают, что учиться им предстоит еще долго, т.к. полный курс обучения длился 12 лет. По окончании школы они смогут получить высокооплачиваемую работу: большинство из них станет либо священниками, либо книжниками. Известно, что, в процессе обучения мальчиков наказывали, причем не только за любую провинность, но и за ошибки в учебе. Наверное, поэтому они так пристально и внимательно ловят каждое слово своего учителя.

2) Учитель: спокойно и степенно объясняет ученикам какой-то предмет. Помимо чтения, письма и математики, ребятам преподавали историю, ботанику, географию, астрономию, даже медицину. Учитель знает, что каждое сказанное им слово, будет не только услышано, оно должно упасть на подготовленную благодатную почву — ученикам не разрешалось говорили вне очереди и без разрешения, одеваться ненадлежащим образом, вставать и оставлять помещение без разрешения.

Процесс обучения письму происходил так: учитель писал предложение на табличке, а ученик должен был повторить его без ошибок.Такое копирование нужно было для того, чтобы ученики могли запомнить тысячи клинописных знаков и воспроизводить их без ошибок.

3) Работник, разминающий глину: в руках у мальчиках мы видим глиняные таблички и стилусы, клиновидные палочки из тростника, заостренные на конце. Когда табличка будет исписана полностью, работник раздаст новые, чтобы процесс обучения не прерывался. На таких табличках писали абсолютно все: упражнения, религиозные гимны, стихи, рассказы, даже рассчитывали налоги. Клинописное письмо было довольно сложным, поэтому ученики должны были постоянно практиковаться, совершенствуя свои навыки.

Читайте также

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

На рисунке изображены древние Микены. В эпоху, описанную Гомером, Микены были одним из центров греческого мира, а правителем в городе был царь Агамемнон. Из курса истории мы знаем, что только царь и его семья могли жить во дворце на вершине холма, следовательно, на заднем плане автор нарисовал дворец Агамемнона.

Сам город окружен высокими массивными стенами, построенными таким образом, чтобы дать возможность защитникам города расположиться на них так, чтобы метать копья и камни в любого, кто приближается к воротам цитадели. Но в данный момент на стенах расположились женщины, они с грустью и надеждой смотрят на уходящих в поход мужей, сыновей и братьев, понимая, что обратно возвратятся не все.

__

На переднем плане картины изображены микенские воины, одетые согласно традициям своего времени: в шлемы, наколенники и килты. Они хорошо вооружены: в руках держат копья и щиты. Щиты держатся на левом плече при помощи ремня, грудь воина защищает кольчуга. Мы знаем, что в качестве резервного (запасного) оружия каждый воин имел метательный нож или меч. Поскольку это оружие небольшое по размеру, на рисунке его не видно.

Возглавляет процессию колесница, в которой находятся два человека — возничий и хорошо вооруженный воин. Микенцы использовали в боях колесницы, управлявшие ими воины считались элитой греческой армии.

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

Штурм Карфагена римскими войсками подвел черту под Пуническими войнами. Осада Карфагена длилась больше года. Женщины города стриглись на голо, что бы из волос сплести веревки и канаты для катапульт, но враг все же ворвался на улицы города. Спрашиваешь кому больше сочувствуешь? Представь — ты давно голоден, ты ранен, и не спал одним богам ведомо сколько, но на улице, где ты еще ребенком играл — враг, безжалостный и беспощадный, а за твоей спиной мать, сестра, возможно уже и жена есть и дети, их удел грабеж, изнасилование и продажа в рабство (если выживут), кстати, рабство никак не обеспечивало выживание, а вот ежедневное унижение насилие, побои и пр. радости гарантировало, а теперь скажи мне на чей стороне должны быть симпатии? Нет, можно представить себя и римским легионером, который, собственно, и желает дорваться до всего перечисленного (грабеж, насилие и т.д.). Подобные веселые парни на нашу землю приходили, у них еще на ремнях было написано»С нами Бог», а до них были другие и нет им числа. Карфагеняне не были белыми и пушистыми. Взятие Карфагена — это 3-я Пуническая война, но когда враг у ворот у тебя есть только один выбор, только одна судьба и только один исход.

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

На рисунке изображены скрывающиеся христиане. Центральное место композиции — пастор, с посохом. Вокруг несколько христианских семей. Вообще первые христиане не часто скрывались, т. к. старались открыто выходить к своим противникам, часто собирались под открытым небом, но без центрального общинного костра и без архитектуры. Скрывались они в катакомбах и пещерах. Тут изображено что-то вроде городской катакомбы, вероятно, во время Неронских гонений 3-го века. Первые христиане были андеграундом, меньшинством, поэтому и жили обособленно. Так же у них не было как такового жречества, духовенства, и они избирали своих народных лидеров общин, как судей Израиля. их уклад был сильно похож на социал-демократический, но более воинственный, ревизионыый, отнюдь не жаждущий стабильности. Тексты они все хранили устно, бумаги тогда не было, ораторские речи толкали по памяти, если требовалось упоминать цитаты из писания. Рукоположение делали тоже достатчно фривольно, не было сформированных афтокефалий, не было пышных облачений расшитых золотом и имущество было все общее.

в то же время, пока горожане скрывались под городом, от пожаров, которые создавал Нерон,основной костяк христиан, не из мирян, а из монахов, жил в пустыне. Отцы-пустынники, основатели первых аскетических текстов, известные как анахореты, скрывались в египетской пустыне Вади-Аль-Нафрун, начиная с III века. Жили они полностью изолированно и верили что наступает конец света. Их радикальная форма аскетизма была вдохновлена книгой Апокалипсис, которая долго считалась апокрифом, без канонического статуса.

Церковь (собрание верующих), у иудеев (синедрион, синод, собрание) существует, согласно верованиям христиан, помимо реальных людей, еще на небесах, как церковь незримая, нерушимая.

так называемые церковные соборы, первые юридические заседания, где иерархи церкви решали доктринальные вопросы, начали проводить со времен принятия Римом христианства, с подачи Константина Великого. Первый собор прошел в городе Никеи в 325 году.

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

Причин этому несколько. Во первых, в средне-школьном возрасте девочки на 1-3 года обгоняет парней в физическом и психологическом развитии. Во-вторых, вся школьная программа и преподавание больше рассчитаны на «женское» воспитание, а не «мужское». Прилежность, усидчивость, терпение культивируются в девочках изначально, у мальчиков поощряются другие качества. Поэтому парням сложнее перестраиваться. Ну и немаловажный фактор, наши школьные учителя. Не хочу никого обидеть, но мне кажется что этим озлобленным тёткам достался ген мужененавистнечества. Не всем, конечно, но достаточно, чтобы статистику подпортить.

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

Иногда при синтаксическом разборе предложения встречается существительное, которое определяет наречие. Тогда часто делают ошибку, задав обстоятельственный вопрос к наречию. Любое слово, поясняющее существительное, чаще всего является определением. А если это наречие, то оно станет несогласованным определением, так как связано способом примыкания с существительным, то есть по смыслу. Приведу примеры существительных с наречием:

пальто (какое?) нараспашку;

шапка набекрень;

поворот направо;

поступок исподтишка;

ответ по-дружески;

тропинка вниз;

наслаждаюсь пловом по-узбекски;

взгляд исподлобья;

люблю кофе по-венски;

улыбка невзначай.

Древнее Двуречье

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Древнее Двуречье

    Описание слайда:

    Древнее Двуречье

  • 2 слайд

    В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией.

    Описание слайда:

    В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат. Примерная дата возникновения государства 5000 лет назад.

  • 3 слайд

    Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

  • 4 слайд

    Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлив

    Описание слайда:

    Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года ее не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишенная влаги, опаленная солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идет речь?
    Определите основные занятия жителей Двуречья?

  • 5 слайд

    После орошения земли, когда она хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали

    Описание слайда:

    После орошения земли, когда она хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали землю и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идет речь?
    Определите основные занятия жителей Двуречья?

  • 6 слайд

    В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительный камень, лес), но

    Описание слайда:

    В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительный камень, лес), но в избытке выращивали зерновые культуры, финики, производили шерсть – товары, которые можно было обменять на те, в которых жители нуждались (вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определенной массы). Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег?
    Определите основные занятия жителей Двуречья?

  • 7 слайд

    Земледелие Скотоводство Торговля Занятия:Сооружения, обеспечивающие возможнос

    Описание слайда:

    Земледелие
    Скотоводство
    Торговля
    Занятия:
    Сооружения, обеспечивающие возможность заниматься земледелием называются ирригационными.
    Ирригационная система, теплый климат позволяли собирать по два урожая в год. Шумеры выращивали разнообразные злаковые, лен (из волокна ткали ткани, изготавливали масло), кунжут( изготовление масла, приправа к блюдам), виноград, фрукты, финики.

  • 8 слайд

    Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки

    Описание слайда:

    Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но, так как разливы рек проходили очень бурно, они часто обрушивались на поселения Шумерии и сносили все на своем пути: пастбища, жилища и загоны со скотом. Поэтому жителям приходилось строить насыпь по берегам двух рек — Тигра и Евфрата, чтобы наводнение не сносило посевы сельскохозяйственных культур.

  • 9 слайд

    Древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В пер

    Описание слайда:

    Древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства Ур и Урук.

  • 10 слайд

    Самыми крупными городами были УР и УРУКЕдинственным строительным материалом у

    Описание слайда:

    Самыми крупными городами были УР и УРУК
    Единственным строительным материалом у жителей долины была глина. Дома строили из глиняных кирпичей, которые жители сушили на жарком солнце, так как у них не было достаточно дров для разведения огня. Стены домов делали очень толстыми, дабы уберечь их от разрушения. Например, городские стены делали настолько толстыми, что по ним спокойно могла проехать повозка.

  • 11 слайд

    Глина кирпичиполы в домахтарелкигоршки для варки пищибочки для хранения зерна

    Описание слайда:

    Глина
    кирпичи
    полы в домах
    тарелки
    горшки для варки пищи
    бочки для хранения зерна и растительного масла
    печи и трубы
    осветительные лампы
    гробы
    детские игрушки
    таблички для письма, конверты для писем

  • 12 слайд

    Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных та

    Описание слайда:

    Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
    КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

  • 13 слайд

    Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

  • 14 слайд

    У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги

    Описание слайда:

    У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

    ШАМАШ – бог Солнца.

    СИН – бог Луны.

    ЭА – бог воды.

    ИШТАР – богиня плодородия и любви.

  • 15 слайд

    Древние жители Двуречья считали, что боги живут на небе, и лишь по просьбе лю

    Описание слайда:

    Древние жители Двуречья считали, что боги живут на небе, и лишь по просьбе людей спускаются на землю. Поэтому для них строили храмы и башни — зиккураты
    Особую роль в жизни древних обитателей Двуречья играли изображения богов. Считалось, что божество присутствует в своем изображении. Поэтому они делались из ценных пород дерева, их фигуры покрывались золотыми пластинами. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней. Вид и размеры богов всегда соответствовали человеческому образу.

  • 16 слайд

    По горизонтали: 1. Река в Двуречье. 2. Чтобы попасть из Египта в Двуречье, н

    Описание слайда:

    По горизонтали:
    1. Река в Двуречье.
    2. Чтобы попасть из Египта в Двуречье, нужно преодолеть этот полуостров.
    3. Бог солнца в Древнем Двуречье.
    4. Богиня любви и плодородия в Древнем Двуречье.
    5. Название этой письменности произошло от знаков, оставляемых палочкой на глиняной табличке.
    6. Город-государство в Древнем Двуречье.
    7. Климат в Двуречье.
    8. Основное занятие жителей Древнего Двуречья.

    По вертикали:
    1. Строительный материал в Южном Двуречье.
    2. За ее поддержание в школе отвечал «человек с палкой».
    3. Другое название Двуречья.
    4. Оно возникло в Двуречье примерно в то же время, что и в Египте.

  • 17 слайд

    Домашнее задание: параграф 13

    Описание слайда:

    Домашнее задание: параграф 13

  • 18 слайд

    Ответы: По горизонтали: 1. Тигр; 2. Синайский; 3. Шамаш; 4. Иштар; 5. Клинопи

    Описание слайда:

    Ответы:
    По горизонтали: 1. Тигр; 2. Синайский; 3. Шамаш; 4. Иштар; 5. Клинопись; 6. Урук; 7. Жаркий; 8. Земледелие.
    По вертикали: 1. Глина; 2. Дисциплина; 3. Междуречье; 4. Государство.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

  • Сейчас обучается 225 человек из 57 регионов

Школа древнего двуречья 5 класс рассказ

  • Сейчас обучается 1069 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

Тема:
§13. Древнее Двуречье 

Похожие материалы

  • Тест по теме «Древний Египет»

  • Презентация по Всеобщей истории на тему «Восток в первой половине ХХ в» 10 класс

  • Проверочная работа по Всеобщей истории на тему «Межвоенный период (1918-1939)» (10 класс)

  • Интегрированный урок по литературе, истории и ОБЖ

  • Контрольная работа по всеобщей истории 7 класс глава 2

  • «Британия и Ирландия в ранее Средневековье»

  • «»Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.»

  • Рабочий лист по всеобщей истории на тему » Франция».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456668 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

Далеко не всем так повезло с природными условиями, как древним египтянам. Если бы мы с вами отправились бы от Мемфиса на восток и миновали бы Сирию и Палестину, то очутились бы в стране, находящейся между двумя бурными и капризными реками Тигр и Евфрат. Как не погибнуть, если две реки, от которых зависит твоя жизнь, бурны и непредсказуемы, а из всех земных богатств в изобилии имеется только глина? Страна, находящаяся в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата называется Месопотамия, название греческое — Двуречье. Народы Древнего Двуречья не погибли, более того, сумели создать одну из самых развитых для своего времени цивилизацию.

Древнее Двуречье

Климат

Климат в Двуречье жаркий, сухой. Температура летом может достигать 50 градусов. Дожди выпадают очень редко и в основном это происходит зимой. К счастью, каждую весну Тигр и Евфрат разливается. Происходит это из-за того, что в горах, откуда они берут свое начало, идут дожди. Но не всегда разливы эти оборачиваются благом для населения. Иногда они несут с собой разрушения, и бывают настолько бурны, что не обходится без жертв.

Наводнения случались из-за того что, протекающие с севера на юг Тигр и Евфрат впадали в Персидский залив, и когда начинали дуть встречные ветры, то воды Персидского залива устремлялись обратно в русло рек, и тогда собственно вода и разливалась. Местному населению приходилось рыть каналы для того, чтобы орошать свои поля в сухое время года и строить многочисленные дамбы, чтобы уберечь себя от наводнения.

А наводнения случались очень часто. Недаром у многих народов возникли мифы о потопе. Естественных богатств в Двуречье было не очень много. Глина да песок. Невелико богатство. Имелся еще, правда, тростник да рощи финиковых пальм. Но древесина финиковой пальмы недостаточно пригодна для строительства, а серьезного запаса древесины не было, камень тоже отсутствовал, а большие запасы нефти не радовали в то время вообще никого.

Зарождение цивилизации

Цивилизация зародилась в южной части Двуречья. Древнейшее население называлось Шумеры. Они разговаривали на языке, родство которого с другими языками не выявлено до сих пор. А в III тысячелетии до н. э. с севера пришли скотоводческие племена, которые разговаривали на языке, который мы относим группе акацких или вавилоноассирийских языков.

Впоследствии, концу III тысячелетия, население Двуречья смешалось. В начале III тысячелетия до н. э. в Двуречье не существовало какого-то единого государственного объединения. Были отдельные, небольшие города государства с населением, как правило, сорок или пятьдесят тысяч человек. Самыми крупными из них были Ур и Урук.

В этих городах развивалось ремесло. Ученые сделали такой вывод после обнаружения достаточно интересных захоронений в городе Уре. В захоронениях были найдены топоры, копья, ножи, украшения из золота, серебра и меди. Однако, следует помнить, что эти находки порадовали ученых намного больше, чем останки многочисленных слуг из свиты похороненного. Дело в том, что этих слуг, видимо, убили во время похорон какого-то древнего шумерского владыки.

Глина

Дома в шумерских городах строились из глины. Из глины сначала делали кирпичи, а впоследствии, чтобы их не обжигать, мы же с вами помним, что топлива там почти не было, их просто напросто высушивали на солнце. Дома были очень непрочными и городские стены тоже приходилось делать очень очень толстыми, чтобы не разрушились.

В центре города возвышалась гигантская многоступенчатая башня Зиккурат. Она была построена из глиняных кирпичей и являла собой цельный монолит. Только на верхушке этой башни находился маленький храм. Башня символизировала собой подземный мир, мир видимый — мир живых существ и мир богов. Храмы наверху Зиккурата символизировали небо. В Уруке этот храм был ярко — ярко белый, a в Уре ослепительно голубой.

Письменность

Вы уже поняли, что в древних городах буквально все делали из глины. Из глины возводили храмы, из глины строили дома. Утварь в этих домах была тоже глиняная, и детские игрушки тоже, и, вы не поверите, писали местные жители тоже, опять таки, на глиняных табличках.

Изготавливались таблички так: сначала они формировались из сырой глины, а далее на них писец начинал уже записывать какую-то нужную ему информацию. Сами понимаете, что выписывать какие-то особо сложные знаки на сырой глине несколько затруднительно, поэтому письменность была весьма и весьма специфическая, в виде клинышков. Ученые так и называют ее клинопись. Если записи были важные, их сохраняли, их обжигали, и подобные книги становились практически вечными. А если записи были не нужны, то очень просто их можно было стереть.

Самые ранние из обнаруженных клинописных записей принадлежат храмовым чиновникам. Дело в том, что хозяйство храма было весьма обширным, и нужно было записать сколько зерна, сколько масла, сколько молока в нем произведено, сколько пошло работникам, а сколько осталось в хозяйстве храмов.

Древние школы

Для того, чтобы освоить грамоту, для того, чтобы научиться писать, дети древнем междуречье тоже ходили в школы. Школы появились в III тысячелетии до н. э. Назывались они, как вы можете догадаться, Дома табличек — Эддубы. Как правило, они были достаточно маленькие и состояли из одного единственного учителя. В обязанности учителя входило изготовление новых табличек и, собственно, наблюдение за тем, как дети заучивают содержание табличек наизусть, либо переписывают в свои специальные тетради на другие таблички.

Крупные дома табличек, как правило, не ограничивались одним преподавателем. Там работали учителя письма, рисования, счета. Имелся и управитель, который следил за дисциплиной. Следил достаточно жестко, посредством палки. Если учитель пользовался авторитетом, то родители учеников, как правило, приносили ему еще дополнительные подношения. Дело в том, что обучение было платным.

Сначала цели подобных домов табличек выглядели как сугубо утилитарные. Подготовить как можно больше писцов для ведения храмового хозяйства. Но впоследствии, постепенно, и дома табличек, школы, и Зиккураты стали центрами развития науки, более того при них стали образовываться, даже, гигантские библиотеки и книги в этих библиотеках не горели ни когда.

            Главная > Учебные материалы > История:  Древнее Двуречье     line     advert    

1.Географическое положение Древнего Двуречья
2.Природные условия
3.Религия Древнего Двуречья

4.Возникновение государств

5.Вавилония

6.Наука и образование в Древнем Двуречье

           

10
11
12

13
14
15
16
17

          line  

1. Географическое положение Древнего Двуречья

   На огромной территории, отличающейся большим разнообразием природных ландшафтов, между двумя реками — Тигром и Евфратом — в середине IV тыс. до н.э. располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Царство Аккад, Вавилония, Шумер, Элам. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.

Евфрат, который шумеры называли Бурану, а аккадцы Буратту, берет свое начало на Армянском нагорье, его бурные воды прорезают малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр, подходят к отрогам Амана и здесь поворачивают на юго-восток. На равнине течение реки замедляется, берега становятся низкими, так что во время ежегодных половодий ее воды широко разливаются.

Тигр (по-шумерски Идигна, по-аккадски Идиклат), исток которого берет свое начало в горах Армении на высоте около 1200 м над уровнем моря, пробивается на восток через горы Курдистана, а затем поворачивает на юго-восток. По сравнению с Евфратом, Тигр более бурлив и в два раза полноводнее. Длина Тигра — 1950 км, Евфрата — 2770 км. В нижнем течении Евфрата простирались обширные болота и топи, называвшиеся вавилонянами «Горькой рекой». Через эту область Евфрат несет свои воды в Персидский залив, который для вавилонян был «Нижним морем». Средиземное же море вавилоняне называли «Верхним».

   

2. Природные условия

   
Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но, так как разливы рек проходили очень бурно, они часто обрушивались на поселения Шумерии и сносили все на своем пути: пастбища, жилища и загоны со скотом. Поэтому жителям приходилось строить насыпь по берегам двух рек — Тигра и Евфрата,чтобы наводнение не сносило посевы сельскохозяйственных культур. Для полива садов с плодородными деревьями и кустарниками рыли каналы, с помощью которых они могли контролировать приток воды.

Отличием в природных условиях юга Двуречья от Египта было то, что здесь не было ни лесов, ни гор. Единственным строительным материалом у жителей долины была глина. Дома строили из глиняных кирпичей, которые жители сушили на жарком солнце, так как у них не было достаточно дров для разведения огня. Стены домов делали очень толстыми, дабы уберечь их от разрушения. Например, городские стены делали настолько толстыми, что по ним спокойно могла проехать повозка.

 

Географическое положение Древнего Двуречья

Географическое положение Древнего Двуречья

   

3. Религия Двуречья

    В центре каждого города возводили башню, на вершине которой находился храм Бога, покровителя города. В одном месте это был бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Также все почитали бога воды Эа, а с просьбами о богатом урожае или рождении ребенка обращались к богине плодородия Иштар. Посредниками между миром богов и духов, как предшественники ученых, которые занимались математикой и другими науками, были жрецы. Именно в их учениях число 60 считалось священным.Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни, где находилось святилище. Оттуда они вели наблюдение за передвижением небесных богов — Солнца и Луны, там же они составляли календарь и по звездам предсказывали судьбы людей.

        Репетиторы на www.mathtask.ru    

4. Возникновение государств

   
Первое государство в Двуречье возникло более 5000 лет назад.
Многие поселения землевладельцев вырастая, превращались в небольшие города-государства. Население таких городов составляло около 30-40 тысяч человек. Древнейшим населением страны, которое заложило основы цивилизации, были шумеры, от этого народа и произошло название государства Шумер. История насчитывает семь веков его существования. На территории Шумерии располагались такие города, как Ниппур, Киш, Лагаш, Ларса, Урук, Ур, Эриду. Население этих городов составляло около 3 тысяч человек. На севере Двуречья образовалось поселение семитов (арабы и евреи), которые основали город Аккад, ставший столицей государства.

В 2316 г до н.э. правитель АккадаСаргон, которого также называли «Древний», завоевал всю территорию Шумера и основал Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.
Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район Сирии и Малой Азии и на восток – в область Элама (Юго-Западный Иран). После победы над вождем УрукаЛугальзагеси (сначала Саргон предложил породниться с ним путем дипломатического брака. Лугальзагеси отказал. Тогда Саргон перешёл к военным действиям и быстро разгромил своего противника) власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей.
Саргон основал первое в истории войско, в которое входило около 5400 человек. Это была хорошо обученная армия, победа которой зависелаот царя.

При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад успешновел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

   

5. Вавилония

   
Примерно во II тысячелетии до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они победили Шумеро-Аккадское царство и основали новую династию Ура, которая объединила Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, имевший хорошее географическое месторасположение. Вавилон превзошел другие города, и по его имени Двуречье стали называть Вавилонией. Пять первых вавилонских царей значительно увеличили территорию владений.

С конца XIX века до н.э наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 г. до н.э.), который стал особой эпохой в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилонию в мощное государство-империю, которое состояло из внушительной территории от Персидского залива до Сирии. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства.

 

Вавилон -город древней Месопотамии

Вавилон -город древней Месопотамии

     

   
Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно было узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

На Вавилон часто нападали горные племена, город подвергался разрушению и, как птица Феникс, воскресал из пепла. После гибели царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от соседних государств, и в 1945 г. до н.э. Древневавилонское царство пало под давлением хеттов и касситов, которые впоследствии правили Вавилоном около 400 лет.

      Репетиторы на www.mathtask.ru      

Наука и образование в Древнем Двуречье

   

За III тысячи лет до н.э. в результате развития хозяйства и культуры возникла потребность в грамотных людях — писцах, тогда же в Двуречье появились первые школы. В социальной лестнице писцы стояли довольно высоко. Первые школы для их образования в Междуречье называли «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»), ее имели право посещать только мальчики. Первые таблички явно школьного характера относятся к III тыс. до н.э. Письмена вырезали деревянным рубцом на сырой глиняной табличке, которую впоследствии обжигали. Если допускали ошибку, то табличку размачивали, выравнивали и снова наносили письмена. Учиться было очень сложно, для этого нужно было запоминать и изображать до 400 клинописных знаков. Каждый символ обозначал целое слово, поэтому требовалось правильно его писать, дабы не допускать ошибок.
В начале I тысячелетия до н.э письмена стали вырезать на деревянных табличках: их покрывали воском, на котором выцарапывали письменные знаки.

Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета преподавателя. Чтобы учитель уделял больше внимания ребенку, родители делали ему подношения.

   

   
Поначалу образование в школах выглядело как узкоутилитарное: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали превращаться в центры культуры и просвещения. При них стали появляться большие книгохранилища, например, Ниппурская библиотека во II-м тысячелетии до н.э или Ниневийская библиотека в I-м тысячелетии до н.э.

Школу, как образовательное учреждение, питали традиции патриархально-семейного воспитания и в то же время ремесленного ученичества. Семья играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло.

Учеба и быт в школах организовывались на манер большесемейной общины. Во главе эдуббы стоял «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «сыновей» эдуббы.

 

Школа в городах Междуречья

Школа в городах Междуречья

     

   
Обучение в эдуббе рассматривалось прежде всего, как подготовка писца к ремеслу. Ученикам нужно было научиться правильно изготавливать глиняные таблички и освоить систему клинописи. К концу учебы в школе воспитанник должен был изготовить необходимый комплект табличек с предусмотренными текстами.

Образование в «домах табличек» было сложным и трудоемким. Вначале ученику приходилось учиться читать, писать и считать. При овладении грамотой необходимо было запомнить большое количество клинописных знаков. После он приступал к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, получал известный запас практических знаний и умений, связанных с расчетами строительства разных сооружений, составление торговой, правовой и другой деловой документации. Мальчик, который прошел обучение в «доме табличек», получал своеобразную интегрированную профессию, приобретая различные знания и умения.

Программа обучения была преимущественно светской. В школах изучали два языка: аккадский и шумерский. Основным предметом изучения являлся шумерский язык. В зависимости от дальнейшей специализации, будущим писцам давались знания в области грамматики, математики и астрономии.

Как следует из документов того времени, ученик эддубы, который прошел все обучение, должен был безупречно владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, уметь выносить разумные, основанные на законах, решения и разбираться в ритуале жертвоприношения. Он должен был также хорошо разбираться в измерении полей, уметь делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов.

Появившиеся в Шумере и Аккадии школы в виде «домов табличек» после претерпели определенную эволюцию. Постепенно они становились самостоятельными культурными центрами. Также школа создала и учебную литературу, обслуживающую учебно-воспитательный процесс. Впервые методические пособия-словари и хрестоматии появились в Шумере за III тысячи лет до н.э. В них входили фольклорные поучения, назидания, облегчающие процесс изучения клинописной грамоты.

    line          

10
11
12

13
14
15
16
17

                         

Древние цивилизации Востока. Месопотамия.
Общественное устройство. Экономика. Религия.
Культура.

Программа 2009: Древние цивилизации
Месопотамии. Условия жизни, занятия населения.
Города-государства. Мифы и сказания.
Письменность.

Образовательный аспект: сформировать
представление и цивилизации Древнего Междуречья
(Месопотамии) и ее создателях, особенностях,
достопримечательностях

Развивающий аспект:

Развитие мыслительных качеств:

— умение сравнить цивилизации Древнего Египта и
Месопотамии

— умение обобщать, анализируя факты истории
жителей Междуречья, учить делать выводы об
особенностях данной цивилизации

— умение выявлять причины, почему именно
орошаемое земледелие и ремесло были хорошо
развиты на данной территории

— умение использовать карту как источник
информации о расположении цивилизации и ее
природно-климатических особенностях

Воспитательный аспект:

— оценить вклад народов Древнего Двуречья в
общемировую культуру

— высказывать свою позицию в отношении
правителей древнего Двуречья

План.

  1. Местоположение и природа.
  2. Хозяйство. Занятия.
  3. Устройство. Управление.

Мотивация.

Однажды путешественники из Египта
направились на северо-восток. Через много дней
странствий по пескам, они вышли к полноводной
реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди
воскликнули: Быть не может! Да ведь это река,
текущая наоборот!

Почему они так решили? (работа с картой)

Тема урока “Древнее Двуречье”.

Природа древнего Двуречья была очень схожа с
природой Египта (Африка, Азия, Аравийский
полуостров, р. Евфрат и р. Тигр, Персидский залив,
Двуречье (Междуречье, Месопотамия).

НО:

Презентация: зиккурат. Пирамиды вроде
такие как же в Египте или нет?

Проблема урока: Так одинаковы эти
государства или нет? Ваши версии?

В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?

! Как лучше всего их сравнить? Что нам для этого
нужно знать? (проговаривание затруднения)

Схема изучения государства (запись в тетрадь)

  • Местоположение и природа.
  • Хозяйство. Занятия.
  • Устройство. Управление.

Местоположение и природа (работа по карте –
проговаривание)

Хозяйство. Занятия.

Каково было главное занятие жителей Двуречья?

Земледелие

Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и
составь перечень занятий жителей (либо 1 статья
на слайд)

  1. Если человек поленится укрепить плотину своего
    поля, в его плотине произойдет прорыв и будет
    затоплена возделанная земля, он должен
    возместить хлеб, который погубил.
  2. Если человек срубил в саду человеке дерево без
    ведома хозяина, то должна за это заплатить
  3. Если какой-либо ремесленник возьмет
    малолетнего в воспитанники и научит его своему
    ремеслу, он не может быть потребован обратно.
  4. Если строитель построил дом человеку, то должен
    жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар
    площади дома.
  5. Если корабельщик соорудит судно и сделает свою
    работу ненадежно, так что судно станет течь, то
    корабельщик должен сломать это судно, сделать
    прочное, и за свой счет отдать его хозяину.
  6. Если человек украдет оросительное орудие с
    обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину
    орудия 5 сиклей серебра.
  7. Если человек купит из руки сына человека или из
    руки раба человеа без свидетелей, то его должно
    назвать вором и убить.

Обе это цивилизации – Древний Египет и Древнее
Двуречье названы речные цивилизации. Почему?

Несмотря на их схожесть, они отличались друг от
друга. Сравним с помощью работы групп и составим
общую таблицу:

Общие черты Египта и Междуречья
 
 
Отличительные особенности Египта Отличительные особенности Междуречья
   
   

1 группа: Местоположение и природа

Заполните таблицу.

  Египет Междуречье
Климат    
Реки    
Разливы рек    
Ирригация    

Дополнительные вопросы:

В Двуречье существовали мифы. В мифе о
сотворении мира рассказывается о том, что бог
создал небо и землю, посадил на ней растения,
заселил ее животными. Из глины бог вылепил первых
людей, подобных богам, по своему образу и подобию.

  • Какие выводы можно сделать из этого мифа?
  • Почему бог вылепил первых людей из глины?

Еще один миф – Миф о всемирном потопе.

Какие сведения из жизни людей можно узнать из
этого мифа?

  • Как в нем отразилась природа страны?
  • Что в нем правда, а что вымысел?

Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также
зависели от природы, как и в Египте. Земля была
плодородной. Почва была в Друречье глинистой,
поэтому вода не впитывалась и затопляла поля.
Таким образом, мифы были тесно связаны с
природой, особенностями жизни.

Ирригационная система шумеров

Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись
дождевой и талой водой и широко разливались.
Земледельцы научились пользоваться этими
временными излишками влаги, столь необходимой
для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду
удерживали благодаря системе прудов, а затем
постепенно отводили по густой сети оросительных
каналов на свои поля в течение всего жаркого
и засушливого лета. Так возникло
ирригационное земледелие. Каналы одновременно
служили и транспортными путями, по которым
перевозили людей и грузы.

2 группа: Постройки в Двуречье

Заполните таблицу

— учебник пункт 2 (внешний вид – презентация)
Зиккурат

Египет Междуречье
Большинство построек из камня Большинство построек из глины

Дополнительные вопросы:

Жители Двуречья – шумеры использовали для
строительства городов глину (Презентация).

  • Почему они использовали столь непривычный
    материал?
  • Можно ли сказать, что шумеры были
    изобретателями кирпичей?

Вывод: И в Египет и в Двуречье строили
жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из
камня, а в Двуречье из глины.

3 группа: Письменность

Заполните таблицу

Египет Междуречье
Папирус, иероглифы Глиняные таблички, клинопись

Дополнительные вопросы:

Письменность называлась клинопись, знаки на
письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)

Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.

Почему благодаря пожару библиотека была
спасена?

Во времена первых раскопок таблички с
клинописью были совершенно непонятны
археологам. Многие сомневались, что это вообще
можно прочитать. Но удалось это Роулинсону с
помощью точной копии персидской надписки. Чтобы
прочитать ее нужно была забраться на высоту 50
метров, где эта надпись была высечена на скале. С
тех пор ученые прочитали множество табличек.

Вывод: И в Египет и в Междуречье
существовала письменность, которая была из сотен
значков — символов, обозначающих как целые слова,
так и слоги. Сегодня эта письменность прочитана.
В Египет – иероглифы, в Междуречье – клинопись.

Клинопись

Клинописным письмом обозначались либо целые
слова, либо гласные, либо слоги. Сложные
шумерские тексты читать было очень трудно,
поэтому писцы пользовались специальными
определителями, которые должны были исключить
ошибки при чтении, поскольку в шумерском письме
один и тот же знак имел много совершенно
различных чтений и значений. Всего в шумерской
клинописи существовало около 600 знаков.

История изучения клинописи

Впервые клинописные тексты были прочитаны
учителем классических языков Г. Гротфендом,
который перевёл несколько персидских надписей в
1802 г. Независимо от Гротефенда в 1830–1840 гг.
английский офицер и дипломат Г. Раулинсон
дешифровал вавилонскую клинопись. К концу XIX в.
была прочитана эламская клинопись и составлен
словарь аккадского языка. В первой половине
XX в. была окончательно дешифрована самая
древняя из клинописных систем — шумерская.

4 группа: Боги

— Учебник пункт 3

Приведите Факты, что существовавшие у шумеров
представления о богах были тесно связаны с
природными условиями Двуречья.

Много ли общего в религиозных представлениях
Египта и Междуречья?

Богиня Иштар

В вавилонской мифологии главной богиней
являлась Иштар. Первоначально она считалась
покровительницей продовольствия, была символом
обильных урожаев, богиней плодородия и любви.
Позднее к её функциям присоединились ещё функции
богини победы и правосудия. Иштар также являлась
покровительницей семейной жизни.

Мардук

Мардук — в вавилонской мифологии
бог-покровитель Вавилона. Он был верховным
божеством вавилонского Пантеона. Согласно
мифологии Мардук, сын бога Эа, избранный царём в
совете богов, возглавил их войну с войском
первобытных чудовищ и убил предводительницу
последних Тиамат, после чего создал землю, небо и
людей.

Дополнительные вопросы

Прочитайте миф о богине Иштар

К стране безысходной, земле обширной
Синова дочь Иштар свой дух склонила,
Склонила синова дочь дух свой пресветлый
К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы.
К дому, откуда вошедший никогда не выходит
К пути, на котором дорога не выводит обратно.
К дому, в котором вошедший лишается света
Света он больше не видит, во тьме обитает
Туда, где питье его – прах, и еда – его глина.
А одет он словно бы птица, одеждою крыльев
На дверях, на засовах простирается прах,
Под вратами разлито запустенье…

Этот миф похож на египетский миф об Осирисе и
Исиде.

Вывод: Природные условия способствовали
возникновению в Двуречье цивилизации, которая
была тесно связано с природными условиями. И в
Египте, и в Двуречье было многобожие.

5 группа: Научные открытия и школы

— учебник пункт 3, 5

Вывод: И в Египет и в Двуречье развивалась
математика и астрономия. Были школы. В Египет был
высчитан год – 365 дней, в Междуречье – 60-тиричная
система измерения.

Развитие астрономии в древней
Месопотамии

Основным источником достоверных сведений о
самых ранних астрологических системах являются
клинописные глиняные таблички, найденные при
раскопках в Двуречье (Месопотамии) — природной
области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и
Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась
обширнейшая коллекция клинописных табличек,
собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в VII
в. до н. э. в Ниневии и обнаруженная археологами
уже в Новое время. Среди её текстов особенно
значима большая астрологическая серия “Энума
Ану Энлиль”, в которой были собраны
предзнаменования за более чем тысячелетний
период.

Создание пояса Зодиака

В древней Месопотамии существовала
оригинальная система созвездий. Современная
система созвездий, которую мы заимствовали у
древних греков, многим ей обязана. Открытие
Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой
происходит движение Солнца, Луны и пяти планет, —
одно из наиболее выдающихся достижений
древнемесопотамской астрономии. Существовала
особая символика, связанная с небесными
светилами, в частности, с созвездиями. Символы
богов и священных предметов, имеющих астральное
значение как фигуры созвездий, изображались
нередко на печатях и пограничных камнях
(кудурру). Среди них встречаются символы
зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по
более поздним источникам, — в частности, Водолей,
Козерог и Стрелец. Так, самые ранние изображения
Козерога на печатях датируются концом III тыс. до
н. э. Во II тыс. до н. э. эти символы уже имели,
по-видимому, астральное значение как фигуры
созвездий. Зодиак как полоса созвездий
упоминается впервые явным образом в
астрономическом компендиуме “Мул-Апин”,
окончательная версия которого датируется
приблизительно 700 годом до н. э. В тексте
сказано: “Божества, которые стоят на пути Луны,
через области которых Луна в течение месяца
проходит и которых она касается”. Далее
перечисляются названия 18 созвездий: “Звёзды,
Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох,
Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы,
Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты,
Ласточка, Ануниту и Наёмник”. Некоторые из них
легко узнаваемы как зодиакальные созвездия
нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион
сохранили свои названия без изменений; Небесный
Бык — это месопотамский прообраз Тельца, Краб —
это Рак, Коза-Рыба — Козерог. Все же прочие
созвездия не имеют аналогов среди названий
созвездий греческого Зодиака. Зодиак делился на
двенадцать частей не случайно. В этом отражалась
структура месопотамского лунно-солнечного
календаря, в котором обычный, не високосный год
содержал ровно 12 лунных месяцев. Кроме того,
месопотамские астрономы в своих расчётах
использовали схематический календарь,
состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый —
временной аналог математического Зодиака.
Схематическим календарём в Месопотамии
пользовались ещё во II тыс. до н. э., задолго до
открытия пояса Зодиака. В середине I тыс. до
н. э. в месопотамской астрономии в связи с
Зодиаком сложилась непростая ситуация: в
наблюдательной астрономии использовалась
система из 18 зодиакальных созвездий, согласно
списку “Мул-Апин”, в то время как в
математической астрономии расчёты
производились на основе 12-частной эклиптики,
названия частей которой соответствовали
созвездиям из того же списка.

Вывод по уроку:

Общие черты Египта и Междуречья
Речные цивилизации
Плодородные земли, система
ирригации
Письменность, наука, школы
Многобожие
Отличительные особенности Египта Отличительные особенности Междуречья
   
   

 Решение проблемы урока: Так
одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?

В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?

  1. Природные условия способствовали
    возникновению в Двуречье цивилизации, хотя можно
    сказать, что это условия были далеко не идеальны,
    требовали усилий людей по преобразованию
    природы.
  2. В Египет и Двуречье условия жизни были похожи
    (реки, плодородные долины, необходимость
    ирригации, раннее формирование государства из-за
    необходимости организовывать большие массы
    людей, деспотические черты государства – по
    принципу пирамиды).

Приложение.

  • Шкидские рассказы пантелеева читать
  • Шкед или шкет как пишется
  • Школа 21 века сочинение
  • Школа будущего сочинение рассуждение
  • Школа для девочек рассказ